Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм управления сферой социальных услуг: теория и практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана авторская классификация социальных услуг по различным критериям, имеющим отношение к производству и потреблению услуг: социальной услуги как вида деятельности (классификационные группы социальных услуг по отраслям, формам собственности продуцентов, источникам финансирования, степени капитальных вложений, уровню материальных затрат (материалои энергоемкости), квалификации персонала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Закономерности и факторы сервисной экономики
    • 1. 2. Человеческий капитал и развитие сервисной экономики
    • 1. 3. Сущность и роль услуг социальной сферы
    • 1. 4. Классификация социальных услуг
    • 1. 5. Основы функционирования сферы социальных услуг
  • Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Роль государства в функционировании сферы социальных услуг
    • 2. 2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования сферы социальных услуг
    • 2. 3. Метод индикативного планирования муниципальных и частных социальных услуг
  • Глава 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Сущность и содержание экономического механизма управления сферой социальных услуг
    • 3. 2. Использование концепции маркетинга в управлении сферой социальных услуг
    • 3. 3. Направления совершенствования управления сферой социальных услуг
  • Глава 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 4. 1. Источники финансирования предоставления социальных услуг
    • 4. 2. Бюджетное финансирование сферы социальных услуг
    • 4. 3. Роль межбюджетных отношений в финансовом обеспечении предоставления социальных услуг

Экономический механизм управления сферой социальных услуг: теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современную экономику с учетом приоритетов государственного регулирования рассматривают как социальную рыночную экономику. С социальным государством связывают реализацию принципов социальной справедливости и социальной защищенности. В процессе развития общества решается задача сохранения социального равновесия, означающего обеспечение равных социальных прав, компенсацию потерь от несовершенства рынка, рост общего благосостояния населения. Следует отметить, что как социальное государство Россия, ориентируясь на приоритет социальных факторов в экономическом развитии, должна обеспечивать высокий уровень жизни, предоставлять законодательно оформленные социальные гарантии доступа граждан к социальным правам.

Степень реализации указанных прав зависит в первую очередь от экономических возможностей государства. Вместе с тем реформирование сферы социальных услуг не должно сопровождаться уменьшением доступа к гарантированным государством правам членам общества и уменьшать возможности населения пользоваться бесплатными услугами. Сокращение объема предоставляемых государством бесплатных социальных услуг в процессе реформирования сферы социальных услуг может происходить только в том случае, если это не уменьшает доступ к ним по причине, например, повысившегося дохода населения и расширения доступа к частным социальным услугам.

Проблема реформирования сферы социальных услуг актуальна для многих стран, прослеживаются четко выраженные тенденции уменьшения масштабов деятельности государства с одновременным повышением ее эффективности, увеличивается доля муниципальных и частных социальных услуг. В ходе реформирования российской экономики в настоящее время решается задача рационализации социальных функций государства, органов местного самоуправления, совершенствуется управление социальной сферой.

В этих условиях возрастает потребность теоретического обоснования направлений развития социальной сферы. Важно правильно определить набор гарантированных государством социальных услуг, обеспечить условия для их предоставления, установить формы участия регионов и муниципалитетов.

Имеются проблемы в управлении сферой социальных услуг. Так, отсутствует обоснованная стратегия развития сферы социальных услуг, не урегулированы социальные бюджетные отношения по уровням государственного и муниципального управления, уменьшается государственное финансирование социальных услуг при низких доходах населения и неразвитости частного сектора. Реализация реформы в сфере социальных услуг требует глубокой проработки теоретических вопросов управления сферой социальных услуг.

Обеспечение развития сферы социальных услуг предполагает использование единых подходов в отношении каждой из отраслей сферы социальных услуг. Должны быть выработаны общие подходы, принципы и методы управления предоставлением социальных услуг. В рамках формируемой сервисной экономики необходимо разработать действенные механизмы государственного регулирования и управления сферой социальных услуг, обеспечивающие воспроизводство и развитие человеческого капитала.

В настоящее время в ходе реформирования российской экономики осуществляются рационализация социальных функций государства и органов местного самоуправления, совершенствование управления социальной сферой. Такое направление обусловлено возрастающей ролью социальной сферы в развитии национальной экономики. В экономической теории и практике доказано, что залогом стабильного развития является равновесие между экономической и социальной сферами.

Перечисленные обстоятельства доказывают актуальность предлагаемого исследования и определяют выбор его направления — обоснование нового подхода к социальной сфере, позволяющего обеспечить совершенствование ее функционирования.

Степень разработанности проблемы. Разработкам концептуальных основ сервисной экономики посвящены работы таких известных российских ученых-экономистов, как А. У. Альбеков, Б. А. Аникин, В. Р. Атоян, Г. Л. Багиев, А. Г. Белоусов, В. В. Борисова, A.M. Гаджинский, Е. А. Голиков, М. П. Гордон, В. В. Дыбская, М. Е. Залманова, А. В. Зырянов, К. В. Инютина, С. Б. Карнаухов, Д. Д. Костоглодов, Л. Б. Миротин, О. А. Новиков, Д. Т. Новиков, Ю. М. Неруш, А. В. Парфенов, Б. К. Плоткин, О. Д. Проценко, В. М. Пурлик, А. Н. Родников, Л. Ю. Русалева, А. И. Семененко, В. И. Сергеев, А. А. Смехов, Л. А. Сосунова,.

B.Н. Стаханов, В. И. Степанов, Н. П. Строгов, Ы. И. Ташбаев,.

C.А. Уваров, Р. В. Шеховцов, В. В. Щербаков и др.

Вопросам специфики современной экономики, роли человеческого капитала в ее развитии посвящены работы Г. Беккера, Д. Белла, Г. И. Бондаренко, О. Б. Дигилиной, П. Дракера, А. Д. Зарецкого, В. Л. Иноземцева, М. Кастельса, Ю. Князева, Дж. Коулмана, С. А. Курганского, X. Ламперт, Д. С. Львова, В. May, Н. Г. Мэнкью, Р. Мердика, Р. Рассела, Б. Рендера, Н. М. Римашевской, В. Роик, П. Самуэльсона, Ф. Уэбстера, К. Хаксевера, Т. В. Юрьевой, И. В. Яковлева.

Значительный вклад в исследование концептуальных аспектов экономики общественного сектора и социальной сферы внесли отечественные и зарубежные ученые: С. Брю, Х. Р. Вэриан, В. М. Гальперин, Л. С. Демидова, Э. Долан, Т. М. Зеленская, Е. Н. Жильцов, С. М. Игнатьев, Д. Линдсей, К. Макконнелл, В. И. Моргунов, Г. И. Осадчая, Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд, А .Я. Рубинштейн, А. З. Селезнев, Л. А. Сосунова, Дж. Стиглиц, Р. Х. Франк, С. В. Шишкин, Л. И. Якобсон.

Теория и практика управления сферой социальных услуг рассмотрены в работах Н. А. Акимовой, С. Н. Андреева, Б. В. Бакеева, Г. А. Балыхина, X. Брюйна, Р. Буссе, Ш. М. Валитова, P.M. Вульфовича, Т. В. Грицюк,.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических закономерностей формирования и методологии управления сферой социальных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать и развить положения теории сервисной экономики, теории человеческого капитала;

— раскрыть сущность социальных услуг;

— выполнить классификацию социальных услуг;

— обобщить и развить теоретические и методологические основы управления сферой социальных услуг;

— дать теоретико-методологическое обоснование элементов экономического механизма управления сферы социальных услуг;

— исследовать специфику и разработать основные направления совершенствования финансирования сферы социальных услуг;

— разработать научные подходы к обеспечению эффективного функционирования сферы социальных услуг.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Диссертационное исследование базируется на фундаментальных трудах российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики общественного сектора, теории государственного регулирования экономики, государственных и муниципальных финансов, экономики услуг. При проведении исследования и разработке теоретических положений использовались системный, комплексный и программно-целевой подходы к анализу социально-экономических процессов, применялись методы группировок, классификации, обобщения, конкретно-статистического анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.

Информационной базой исследования явились законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, материалы Госкомстата РФ и органов государственного управления субъектов.

РФ, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой теме, материалы обсуждения экономических проблем сферы социальных услуг на научных конференциях, семинарах, а также результаты научных исследований, полученные автором и опубликованные в печати.

Научная новизна исследования. Научная новизна заключается в разработке теории сферы социальных услуг, методологических основ экономического механизма управления этой сферой. Научные результаты исследования заключаются в следующем.

1. Уточнено понятие социальных услуг, предложены группы социальных услуг: социальные услуги по формированию и развитию человеческого капитала, социальные услуги помощи населению, включающие в себя финансовые, транспортные, бытовые и другие услуги социально незащищенным гражданам для поддержания нормального уровня жизни.

2. Уточнена структура социальной сферы, выделены сфера социальных услуг, сфера услуг социальной помощи и социальная помощь в денежной и товарной формахсформулировано определение сферы социальных услуг как совокупности отраслей сферы услуг, обеспечивающих формирование и развитие человеческого капитала, его воспроизводствопредложено рассматривать в структуре сферы социальных услуг сектор государственных социальных услуг, сектор муниципальных социальных услуг и сектор частных социальных услуг.

3. Дана авторская классификация социальных услуг по различным критериям, имеющим отношение к производству и потреблению услуг: социальной услуги как вида деятельности (классификационные группы социальных услуг по отраслям, формам собственности продуцентов, источникам финансирования, степени капитальных вложений, уровню материальных затрат (материалои энергоемкости), квалификации персонала) и социальной услуги как экономического блага (классификационные группы социальных услуг по признаку платности, в зависимости от особенностей потребителей, уровню стандартизации, виду формируемого человеческого капитала, отношению к рынку, социальному статусу потребителей) — предложена классификация продуцентов социальных услуг.

4. Уточнен порядок управления социальными услугами. Функционирование сферы социальных услуг включает в себя управление предоставлением государственных социальных услуг, муниципальных социальных услуг, частных социальных услуг, государственное регулирование предоставления муниципальных социальных услуг и частных социальных услуг.

5. Доказано, что по мере движения к экономике постиндустриального общества будет усиливаться потребность в государственном регулировании сферы социальных услуг и, следовательно, укрепляться позиции индикативного планирования как механизма такого регулированияпредложено формирование системы индикативного планирования, включающей в себя две подсистемы: индикативного планирования муниципальных и частных социальных услуг.

6. Совершенствование рыночных отношений и усиление конкуренции обусловливают необходимость использования маркетингового подхода в управлении сферой социальных услуг.

Дано авторское определение маркетинга социальных услуг. Исследованы взаимосвязь маркетинга социальных услуг с другими видами маркетинга и содержание функций видов маркетинга социальных услуг. Маркетинг государственных и муниципальных социальных услуг определен как деятельность, направленная на удовлетворение общественных и коллективных потребностей конкретных групп потребителей в формировании и развитии человеческого капитала.

7. Предложен авторский вариант механизма управления сферой социальных услуг. Обосновано, что экономический механизм управления предоставлением государственных социальных услуг характеризуется широким использованием директивных методов управления, жестким контролем и одновременно высоким уровнем ответственности государства по обеспечению доступных и качественных социально значимых услуг для населения на основе формирования источников финансирования, установления расходных полномочий соответствующих бюджетов и сложившейся системы межбюджетных отношений.

8. Дана модель бюджетного финансирования социальных услуг. Обобщены и дополнены общие направления по решению задачи интеграции финансовых потоков в рамках социального бюджета, позволяющего реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг на основе системы социальных и финансовых нормативов на оказание государственных и муниципальных социальных услуг.

9. Предложена модель финансирования социальных услуг, учитывающая различия в экономической природе социальных услуг. Используемый в диссертационном исследовании подход к социальным услугам позволяет сделать вывод о целесообразности прямого бюджетного финансирования предоставления государственных и муниципальных социальных услуг. Услуги социальной помощи в соответствии с их экономической природой целесообразно финансировать на основе страховых принципов. Такой подход позволяет перейти на одноканальное финансирование как социальных услуг, формирующих и развивающих человеческий капитал, так и услуг социальной помощи, предоставляемых социально незащищенным гражданам.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в использовании нового подхода к услугам социальной сферы, в выделении в ее структуре сферы социальных услуг и в определении закономерностей ее функционирования. Сформулированы и научно обоснованы концептуальные положения экономического механизма управления сферой социальных услуг.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и положений диссертационного исследования федеральными, региональными и муниципальными органами управления.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Пензенском государственном университете для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» .

Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2004), Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Самара, 2004), Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-практической конференции «Экономика и менеджмент: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы» (Петрозаводск, 2005), Международной научно-практической конференции «Проблемы реформирования социальной сферы в трансформационном обществе: региональный аспект» (Пенза, 2005), Международной научно-практической конференции «Европейские социальные модели: подходят ли они для России» (Пенза, 2005), Международной научно-практической конференции «Стратегическое управление организацией: теории, методы, практика» (Санкт-Петербург, 2006), Международной научно-практической конференции «Формирование инновационного типа экономики России и регионов. Проблемы менеджмента, логистики, коммерции, маркетинга, сервиса и бизнес-статистики» (Самара, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент и маркетинг в социальной сфере» (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Социальная политика государства и возможности ее реализации в условиях региона», (Пенза, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (Пенза, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Прогнозирование и программирование социально-экономических процессов в регионе» (Пенза, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации национальных проектов и демографическая политика» (Пенза, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социокультурной трансформации российского общества» (Пенза, 2007).

По теме диссертации автором опубликованы две монографии, научные статьи в периодических экономических изданиях и сборниках научных трудов. Всего по результата исследования опубликовано 56 работ общим объемом печ. 43,65л., в том числе личный вклад автора составил 42,05 печ. л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих в себя 14 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования развития муниципальных финансов в России в 1992;2002 гг. (табл. 15, 16) подтверждают, что (170, с. 65−79):

— в ключевых отраслях социальной сферы — образовании, культуре, здравоохранении — в течение 1997;2001 гг. преобладали тенденции централизации расходов, региональные бюджеты во все возрастающей степени финансировали муниципальные учреждения социальной сферы;

— доля муниципалитетов по отрасли «образование» в региональных консолидированных бюджетах сократилась с 88 до 82%, по отрасли «здравоохранение и физическая культура» — с 74 до 62%, что характеризует централизацию расходных бюджетных полномочий;

— доля региональных бюджетов в расходах на образование в анализируемый период увеличивается, так как часть средних образовательных учреждений, находящихся в государственной собственности (специализированные школы, профессионально-технические училища и ряд других) финансируются лучше муниципальных и расширяется практика финансирования текущих затрат муниципальных образовательных учреждений непосредственно из бюджетов субъектов РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (вред, от 23.12.2004. № 173-ФЭ).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3.
  6. , А. Г. Реформы надо продолжать / А. Г. Аганбегян // ЭКО. -2004.-№ 8.
  7. , И. Многоконтурное управление в социально-экономических системах / И. Аглицкий, В. Кузьмин // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 6. — С. 27−35.
  8. , Н.А. Муниципальные услуги: формирование системы управления /Н.А. Акимова, 3.3. Муллагалеева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 152 с.
  9. , В. Национальная и региональная модели благосостояния / В. Акопов, Ю. Гаджиев // Общество и экономика. 2002. -№ 6. — С. 120−139.
  10. Ю.Акопян, А. С. Здравоохранение в рыночной России / А. С. Акопян // Общественные науки и современность. 2004. — № 6. — С. 56−57.
  11. П.Андреев, С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев. -М.: Издательство «Финпресс», 2002. -320 с.
  12. , М. Бюджетирование, ориентированное на результат / М. Афанасьев // Вопросы экономики. 2004. — № 9. — С. 130−139.
  13. , Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2003. — 428 с.
  14. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл- пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. — 788 с.
  15. , И. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х тт. / И. Бернар, Ж.-К. Колли Т.2: Пер. с фр. — М.: Междунар. отношения, 1997. — 760 с.
  16. , О. И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации / О. И. Бетин. М.: Финансы и статистика, 2002.- 256 с.
  17. , В. Управление качеством жизни населения / В. Бобков // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. -С. 117−122.
  18. Боди, 3. Финансы: пер. с англ. / 3. Боди, Р. Мертон. М.: Изд. дом „Вильяме“, 2003.- 592 с.
  19. , Г. И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства / Г. И. Бондаренко. Ростов н/Д: Терра, 2005.
  20. , X. Управление по результатам в государственном секторе / X. Брюйн. Пер. с англ. М: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.
  21. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию „О бюджетной политике в 2007 году“ // Финансы. 2006. -№ 6. — С. 3−8.
  22. Бюджеты муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления. Монография / Коллектив авторов. Под ред. проф. Н. Г. Ивановой и проф. М. И. Поповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 239 с.
  23. , Ш. М. Индикативное планирование в экономических системах разного уровня / Ш. М. Валитов, Б. В. Бакеев. Казань: Казан, гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2003.
  24. , Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. Монография / Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул. М., Изд-во МГУК, 2000. — 240 с.
  25. , Ю. В. Индикативное планирование воспроизводственных пропорций устойчивого развития экономики региона / Ю. В. Вертакова. -М.: Высш. шк, 2005.- 240 с.
  26. Государственное регулирование социальной сферы / О. Н. Викторов, В. JI. Куранов, Н. В. Бондаренко, Б. И. Волков, Е. Н. Никитина. М.: Гелиос АРВ, 2000.- 209 с.
  27. , Л. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? / Л. Витте // Человек и труд. -2006. -№ 1.
  28. , Н. С. Государственное предприятие в рыночной экономике / Н. С. Волостнов. М.: ЗАО „Издательство „Экономика““, 2004. — 302 с.
  29. , Ю.А. Структурно-организационные проблемы управления процессом устойчивого развития хозяйствующих субъектов социальной сферы в условиях рынка / Ю. А. Воронова. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2002. -20 с.
  30. , Ю. А. Формирование социальной политики в период трансформации российской экономики / Ю. А. Воронова, Е. Н. Ким, И. В. Яковлев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  31. , Р. М. Управление социальной сферой муниципального образования : учеб. пособие / Р. М. Вульфович. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2004.
  32. , Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. / Х. Р. Вэриан. Пер. с англ. под ред. Н. Л. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997.-767 с.
  33. , В. М. Микроэкономика: В 2-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. П. Моргунов. Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2004. Т. 1.- 349 с.
  34. В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. П. Моргунов. Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2004. Т. 2. 504 с.
  35. , В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. -2005.-№ 2.-С. 4−22.
  36. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Н. М. Давыдова, Н. Меннинг, Т. Ю. Сидорина и др.- под общ. ред. О. И. Шкаратана. М., ГУВШЭ, 2003. — 463 с.
  37. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. -М.: Наука, 2001. -310 с.
  38. Государство и экономика: Факторы роста / А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский и др.- Ин-т экономики. М.: Наука, 2003.-214 с.
  39. Гребнев, J1. Образование или жизнь? / JL Гребнев // Вопросы экономики. 2005. -№ 3. — С. 20−40.
  40. , Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т. В. Грицюк. М.: Издательство РДЛ, 2004. — 288 с.
  41. , Т. В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт / Т. В. Грицюк. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  42. , О. А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: автореферат дис.. д-ра экон. наук. -Иваново, 2005.
  43. , В. И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения / В. И. Гришин // Финансы. 2005. — № 4. -С. 50−55.45."Группа восьми» в цифрах: Стат. сб. М., 2004.
  44. , О. Б. Человеческий капитал в государственной политике России : монография / О. Б. Дигилина, А. П. Трутнев, А. С. Филиппов. Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005.
  45. , Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей. Пер. с англ. В. Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448с.
  46. Европейские социальные модели: подходят ли они для России: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2005.
  47. , Е.В. Экономика общественного сектора / Е. В. Егоров. М., 1998.
  48. , Г. С. Муниципальный бюджет, ориентированный на результат: подходы к упралению / Г. С. Зверев, Ю. В. Рожков, М. В. Терский — под науч. ред. проф. Ю. В. Рожкова. Хабаровск: РИЦХГАЭП, 2004.- 188 с.
  49. , Т. М. Социальная сфера: логистический аспект / Т. М. Зеленская — под ред. д-ра экон. наук, проф. С. А. Уварова и засл. деят. науки РФ, д-ра мед. наук, проф. И. В. Полякова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  50. Социальная составляющая экономических преобразований в России: монография / В. С. Золотарев, Н. С. Слепцов, Э. В. Чебанова, Н. И. Невская, Т. Г. Комарова — Рост. гос. экон. ун-т. Ростов н/Д, 2003. — 252 с.
  51. , Н. Человеческий капитал и глобализация//Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 9.
  52. , Н.Н. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход / Н. Н. Иванов. СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 143 с.
  53. , Т. В. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора / Т. В. Игнатова, И. Г. Мушенко. -Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. 144 с.
  54. , Н.Т. Особенности развития здравоохранения в условиях рынка / Н. Т. Ильичева. Н. Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. — 32 с.
  55. , А.Н. Новая экономика: реальность информационного общества / А. Н. Ильченко, Д. Б. Бабаев. Иван. гос. хим.-технол. ун-т, Междунар. фонд Н. Д. Кондратьева. Иваново — М., 2004. — 176 с.
  56. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования /Монография. СПб: Знание, 2000.- 96 с.
  57. Информационное общество: экономика, власть, культура: Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В. И. Игнатьев, Е. А. Салихова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. — Т. 1 -360 с.
  58. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  59. , И.В. Финансово-экономическая база образования: состояние, проблемы, перспективы: Монография / И. В. Ишина. М.: НПИ ВО, 2001. -272 с.
  60. , С. В. Становление социального государства в России / С. В. Калашников. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2003.- 159 с.
  61. , С. В. Функциональная теория социального государства / С.
  62. B. Калашников. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2002. — 190 с.
  63. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. Пер. с англ. Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  64. , Г. Системная структура экономики и экономическая политика / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. -2006. № 5.1. C. 8−21.
  65. , С. Б. Перспективы социальной политики в бюджете 2006 года: меняем курс или уточняем прежний? / С. Б. Климантов, М. К. Ковалевич // ЭКО. 2005. — № 11.-С. 3−14.
  66. , Ю. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики / Ю. Князев // Общество и экономика. 2004. -№ 5−6.-С. 17−53.
  67. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006—2008 годах // Финансы. 2006. — № 5. — С. 15−22.
  68. , В. Н. Специфика экономики, основанной на знаниях / В. Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2004. — № 4. — С. 134— 144.
  69. , В.В. Социальная политика и сфера услуг: Монография / В. В. Котилко, A.M. Саралидзе. Владимир, Владим. гос. университет, 2004. -458 с.
  70. , Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. -С. 122−139.
  71. , А. Экономические механизмы: пер. с фр. / А. Кульман — общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 192 с.
  72. , В. JI. Методологические основы и механизм реформирования социальной сферы / В. JI. Кураков, Н. В. Березина. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. — 160 с.
  73. , С. А. Теория формирования и использования человеческого капитала : учеб. пособие / С. А. Курганский. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.- 164 с.
  74. Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р. А. Кучуков М.: Гардарики, 2004.
  75. , К. Э. Социальный бюджет России и методология его формирования / К. Э. Лайкам. М.: Статистика России, 2002. — 228 с.
  76. , К. Э. Финансы социальной сферы: пути реформирования / К. Э. Лайкам. Рязань: ВНИИМС, 2001. — 86 с.
  77. , X. Социальная рыночная экономика: Германский путь / X. Ламперт. М., 1994
  78. , И. В. Развитие муниципальной сферы услуг / И. В. Лапицкая — отв. ред. Николаев В. А. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 67 с.
  79. , С. Бюджетная реформа / С. Лушин // Экономист. 2005. — № 2. — С. 385.
  80. , С. И. Об эффективности государственного бюджета / С. Лушин // Финансы. 2004. — № 10. — С. 12−16.
  81. , Д. С. Экономический механизм развития России : цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ» / ГУУ. — М., 2004. — 66 с.
  82. , Д. С. О социальной доктрине России / Д. С. Львов // Экономическая наука современной России. 2005. -№ 3. — С. 7−8.
  83. , Л. П. Институциональные преобразования процесса управления движением бюджетных потоков в органах Федерального казначейства России / Л. П. Мазурова, В. В. Михайлов, Н. В. Филейкина. -Новосибирск: СИФБД, 2005. 213 с.
  84. , В. Социальные услуги сегмент рынка человеческого капитала / В. Макаров // Проблемы теории и практики управления. -2005.-№ 3.-С. 12−17.
  85. , К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 2: пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. / 11-е изд. М.: Республика, 1992. — 400с.
  86. , А. В. Бюджетно-финансовое равновесие муниципального образования / А. В. Максимов. М.: Финансы, 2003. — 294 с.
  87. May, В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития / В. May В. // Вопросы экономики.2002. № 7.
  88. , И. Н. Маркетинг в социальной сфере: монография / И. Н. Маяцкая. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.-338 с.
  89. , С. Г. Система социальных услуг в процессе становления и развития рыночной экономики : автореферат дис.. канд. экон. наук / С. Г. Медянцева. Кемерово, 2003.
  90. , Р.И., Парахина В. Н., Панасенко С. В. Совершенствование системы принципов и методов управления некоммерческой организации.
  91. Монография. / Р. И. Михалева, В. Н. Парахина, С. В. Панасенко. -Ставрополь: Сев. Кав. ГТУ, 2003. 147 с.
  92. , А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и России / А. Мовсесян // Общество и экономика. 2001. — № 6. — С. 32−46.
  93. , Е. А. Система социальной защиты населения: исследовательский подход / Е. А. Морозова // Регион. 2005. — № 4-С. 120−130.
  94. , Н. Г. Принципы экономике / Н. Г. Мэнкью. СПб.: Питер Ком, 1999.- 784 с.
  95. На пути к социальному государству: Сборник материалов заседания круглого стола, состоявшегося в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г. Под общ. ред. Н. Н. Гриценко Академия труда и социальных отношений. М., 2003. 211 с.
  96. , Д.Н. Инновационный подход к развитию социальной сферы / Д. Н. Наклонов. СПб. Изд. СПбГУЭФ, 2002. — 16 с.
  97. , М. В. Методология экономической науки / М. В. Научитель. -Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1999. 160 с.
  98. ЮЗ.Негина, Т. В. Методические вопросы формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы в России / Т. В. Негина. СПб.- Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 18 с.
  99. , Т. Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс / Т. Г. Нестеренко // Финансы. 2006. -№ 4. — С. 37.
  100. , О. Общеобразовательные учреждения: методики расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования / О. Нещадина, И. Царева // Человек и труд. 2005. — № 4. — С. 57−61.
  101. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93: Введ. 28.06.93. Госстандарт России. М.: Изд-во стандартов, 2000. 43 с.
  102. Оптимизация расходов муниципального бюджета на образование на основе нормативного финансирования / Н. Г. Типенко, Е. Н. Никитина. -М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. 78 с.
  103. Ю.Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы: учеб. пособие для высш. шк. / Г. И. Осадчая. М.: Академический Проект, 2003.
  104. П.Папушенко, М. В. Организация обеспечения социальной сферы региона / М. В. Папушенко. Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2002. -85 с.
  105. , Г. А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты) / Г. А. Парсаданов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  106. , Е.В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. СПб, 2000.
  107. , Д. П. Система проектно-ориентированного управления услугами / Д. П. Пикулин. Челябинск: Социум, 2005. -334 с.
  108. , Р. С. Микроэкономика / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд. / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 808 с.
  109. , В. Частное образование в постиндустриальном обществе / В. Попов // Вопросы экономики. 2005. — № 11. — С. 130−136.
  110. , И. Системный подход, системное мышление и вопросы управления / И. Прангишвили // Общество и экономика. -2003. № 6. -С. 85−97.
  111. , М. П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг / М. П. Придачук // Финансы. -2006.-№ 5.-С. 27−29.
  112. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / рук. авт. кол. Д. С. Львов- Отд. экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство „Экономика“», 1999. -793 с.
  113. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / ред. Р. Б. Солтман, Р. Буссе, Э. Моссиалос- пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 272 с.
  114. Рекомендации по разработке нормативов финансирования социально значимых расходов из бюджетов субъектов РФ. М.: Изд-во Акад. бюджета и казначейства, 2000. — 203 с.
  115. Реформирование межбюджетных отношений: опыт Германии и России / под ред. Н. С. Максимовой, Н. Г. Сычева, В. Г. Ермилова. М.: Финансы и статистика, 2003. -280 с.
  116. , Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» / Н. М. Римашевская // Российский экономический журнал. 2004. — № 9−10. — С. 22−44.
  117. , Н. М. Некоторые проблемы социального реформирования в России / Н. М. Римашевская // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 2. — С. 3−16.
  118. , С. М. Традиционные и современные функции государства / С. М. Рогов // ЭКО. 2005. — № 8.
  119. , В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России / В. Роик // Человек и труд. 2006. — № 1.
  120. , Т. Ф. Финансирование социальной сферы: теория и методология: монография / Т. Ф. Романова, О. В. Баранцева — РГЭУ (РИНК). Ростов н/Д, 2003. — 185 с.
  121. Российский статистический ежегодник. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.
  122. , И. Вектор развития моделей социальной политики / И. Рощина // Человек и труд. 2005. — № 9. — С. 13−15.
  123. , А. Я. Экономика социального сектора: проблемы теории / А. Я. Рубинштейн // Экономическая наука современной России. 2005. -№ 1.-С. 47−63.
  124. , С. П. Роль межбюджетного регулирования в условиях регулирования местного самоуправления / С. П. Сазонов, Д. Ю. Завьялов // Финансы. 2006. — № 4. — С. 8−11.
  125. , Г. А. Информационное общество, новая экономика и преобразование бизнеса / Г. А. Сазонова- Нижегород. ин-т экон. развития, Н. Новгород, 2002. 175 с.
  126. , П. Экономика. Т. 2 / П. Самуэльсон. М.: НПО «АЛГОН», 1994. — 416 с.
  127. , И. И. Управление социальной сферой в регионе : монография / И. И. Санин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.-224 с.
  128. , Л.П. Социально-экономическая справедливость и ее роль в трансформации экономики России / Л. П. Секисова. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002.-271 с.
  129. , А. 3. Нематериальное производство и экономический рост / А. 3. Селезнев. -М.: Наука, 2001.-261 с.
  130. , А. Пермская область на пути к бюджетированию, ориентированному на результат / А. Серпилин // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С. 72−79.
  131. , И. Рыночные и нерыночные механизмы регулирования образования / И. Соболева, С. Ломоносова // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — С. 65−72.
  132. Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество: Приложение к «Вестнику ИГЭА». № 1. — Иркутск: Изд-во ИГА, 2000. — 196 с.
  133. , Л.А. Логистика услуг в системе оптового товародвижения / Л. А. Сосунова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. — 236 с.
  134. , И. М. Расходы на социальную сферу: порядок планирования и финансирования / И. М. Соломко, Л. И. Ткачук. Хабаровск: РИЦХГАЭП, 2003.-196 с.
  135. Социальная доктрина России // Экономическая наука современной России. 2005. -№ 3.- С. 9−16.
  136. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография /Под общ. ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 312 с.
  137. Социальная политика. Под общ. ред. Н. А. Волгина. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 736 с.
  138. Социальная сфера в рыночных условиях / под ред. д-ра экон. наук, проф. Е. Н. Жильцова, канд. экон. наук П. Н. Ломанова. М.: Экон. фак. МГУ -ТЕИС, 2004.-231 с.
  139. Социальная энциклопедия / редкол.: А. П. Госкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  140. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат.сб. / Росстат М., 2006 — 493 с.
  141. , JI. В. Финансирование здравоохранения / Л. В. Стекольщиков, М. М. Кондрашкина, А. Е. Леонтьев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.
  142. , Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Дж. Ю. Стиглиц — пер. с англ. М.: Изд-во МГУ — ИНФРА-М, 1997. -720 с.
  143. , В. Реформы российского образования и экономическая теория / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 2005. — № З.-С. 4−19.
  144. Теория и практика современной социальной политики. М.: Современная экономика и право, 2004. — 192 с.
  145. , А. О подходах к реализации национальных проектов / А. Тулохонов // Экономист. 2006. — № 5. с. 10−12.
  146. , Р. Р. Государственная социальная политика США (30-е -90-е годы XX века): учеб. пособие / Р. Р. Тухватуллин. Уфа: РИО Баш ГУ, 2002.- 104 с.
  147. , А. В. Проблемы государственной бюджетной политики : науч.-практ. пособие / А. В. Улюкаев. -М.: Дело, 2004. 544 с.
  148. Управление муниципальными услугами: проблемы, критерии, пути развития / 3. 3. Муллагалеева, Н. А. Акимова, В. Г. Чуркин, В. А. Шабашев. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 148 с.
  149. Управление социальной сферой: учебник / под ред. В. Э. Гордина. -СПб. :ГУЭФ, 1998.-289 с.
  150. Услуги населению: система обеспечения стандартов, оценки и мониторинга: монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф.
  151. Н. Г. Кузнецова, д-ра экон. наук, проф. В. П. Федько — РГЭУ «РИНХ». -Ростов н/Д, 2004. 394 с.
  152. , Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер — пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  153. , Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. М.: ИНФРА-М, 2000.-696 с.
  154. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. -М.: Ин-т экон. переход, периода, 2003. 261 с.
  155. , Н. К. Национальный проект «Здоровье» как элемент государственной политики / Н. К. Фролова // Финансы. № 6. — С. 9−14.
  156. , М. М. Финансы социальной сферы : учеб. пособие / М. М. Хайкин. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 171 с.
  157. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик — пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2002. 752 с.
  158. , В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами / В. Б. Христенко. М.: Дело, 2002.
  159. , JI. В. Социальная политика и стратегия её реализации в странах Европейского Союза / J1. В. Церкасевич. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 192 с.
  160. , X. Муниципальные финансы: учебник / X. Циммерманн — пер. с нем. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. — 352 с.
  161. , Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание / Б. Чернышов // Проблемы теории и практики управления. -2004.-№ 1.-С. 107−113.
  162. , А. В. Анализ развития муниципальных финансов в России в 1992—2002 гг.. / А. В. Чернявский. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. — 114 с.
  163. , А. Ю. Социальная политика и распределительные отношения: проблемы и путь реформирования / А. Ю. Шевяков // Экономическая наука современной России. 2005. -№ 3. — С. 52−66.
  164. , Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е. Л. Шекова СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 192 с.
  165. , Ю. Ю. Экономика социальной сферы / Ю. Ю. Шитова. -Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2004. 84 с.
  166. , С. В. Экономика социальной сферы / С. В. Шишкин. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  167. , А. Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс / А. Г. Шишкин, Е. А. Шишкина // Финансы. 2006. -№ 5. -С. 23−26.
  168. , А. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда / А. Эфендиев, И. Кратко, Л. Латышова // Российский экономический журнал. 2004. — № 8.
  169. , Т.В. Экономика некоммерческих организаций / Т. В. Юрьева. -М.: Юрист, 2002.-320 с.
  170. , Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика / Л. И. Якобсон. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с.
  171. , Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов / Л. И. Якобсон. М.: Аспект Пресс, 1996. -319 с.
  172. , И. В. Стратегия социального развития в трансформационный период российской экономики / И. В. Яковлев. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.- 198 с.
  173. Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980.
  174. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokio. 1980.
Заполнить форму текущей работой