Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическая безопасность малогабаритных двигателей внутреннего сгорания в жизненном цикле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчеты экологического индикатора для бензиновых двигателей и дизелей за весь период жизненного цикла позволили выделить три области воздействия на экосистему МДВС с учетом их мощности. До мощности 3,8 кВт наименьший ущерб окружающей среде наносит бензиновый двигатель. В диапазоне мощности от 3,8 до 4,6 кВт, оба типа двигателей примерно равноценны. При мощности свыше 4,6 кВт преимущество имеет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малогабаритные двигатели внутреннего сгорания и проблемы экологии
    • 1. 1. Оценка токсичности и дымности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 2. Выбросы вредных веществ в атмосферу и затраты энергии при получении конструкционных материалов
    • 1. 3. Область распространения малогабаритных двигателей
  • Глава 2. Статистический анализ технико-экономических показателей малогабаритных двигателей
    • 2. 1. Технико-экономические показатели четырехтактных двигателей для средств малой механизации
    • 2. 2. Взаимосвязь массы двигателя, его мощности и рабочего объема
    • 2. 3. Оценка содержания конструкционных материалов малогабаритных двигателей
  • Глава 3. Методика расчета образования оксидов азота в камере сгорания малогабаритного дизеля
    • 3. 1. Методика расчета рабочего цикла двигателя
    • 3. 2. Методика расчета процесса окисления азота
    • 3. 3. Программная реализация математической модели
    • 3. 4. Проверка достоверности методики расчета
  • Глава 4. Методика испытаний и оценка показателей токсичности двигателя в эксплуатации
    • 4. 1. Испытательный стенд и методика стендовых испытаний
    • 4. 2. Методика расчета выбросов вредных веществ
    • 4. 3. Метод и оценки токсичности малогабаритных двигателей по результатам стендовых испытаний
  • Глава 5. Сравнительная оценка уровня экологической безопасности малогабаритных двигателей внутреннего сгорания на основе оценки их жизненного цикла
    • 5. 1. Методика расчета экологического индикатора и расчет индикатора в производственнойчастижизненного цикла малогабаритных две
    • 5. 2. Оценка уровня экологической безопасности в эксплуатационный период жизненного цикла
    • 5. 3. Методы снижения содержания токсичных компонентов отработавших газов малогабаритных двигателей
    • 5. 4. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы

Экологическая безопасность малогабаритных двигателей внутреннего сгорания в жизненном цикле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) играют огромную роль в обеспечении устойчивого развития общества, но одновременно оказывают негативное влияние на окружающую среду. При этом загрязнение окружающей среды обусловлено не только выбросами вредных веществ на стадии эксплуатации ДВС. Негативное воздействие на экологическое состояние атмосферы проявляется также на стадии производственных процессов, связанных с добычей сырья, с производством моторного топлива и масла, конструкционных материалов и т. д. Поэтому снижение совокупного воздействия ДВС на окружающую среду, как в производственном цикле, так и при эксплуатации, является актуальной проблеI мой современного двигателестроения.

Уровень экологического совершенствования ДВС в перспективе должен соответствовать не только требованиям Правил ЕЭК ООН (№ 49, № 83 и др.), но и требованиям экологической безопасности на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) согласно международным стандартам серии ISO 14 000.'

Развитие экономики Республики Гаити наталкивается на ряд трудностей, источником которых является дефицит электроэнергии, потребляемой промышленными предприятиями и сельским хозяйством.

Дефицит обусловлен износом оборудования гидроэлектростанции и электросетей, которые не обновлялись в течение 30 лет. Недостаток электроэнергии в народном хозяйстве восполняется путем широкого применения мотогенераторов различной мощности. Особое значение приобретает энергоснабжение сельских районов, так как большая часть населения республики занята сельскохозяйственным производством. Средний размер угодий доходит до двух гектаров, и расположены они как в гористой местности, так и на равнине. Такие хозяйства требуют мотогенераторы и средства малой механизации с двигателями внутреннего сгорания мощностью в основном 3.7 кВт. В этом диапазоне применяют как дизели, так и бензиновые двигатели, которые вносят существенную долю в выбросы вредных веществ в атмосферу.

Учитывая сложную экологическую обстановку и зависимость Республики1 Гаити от импорта нефтепродуктов, рациональный выбор типа двигателя для мотогенератора и средств малой механизации мощностью 3.7 кВт приобретает дополнительную актуальность.

К настоящему времени накоплены определенные сведения о технических изделиях с учетом функционирования их по фазам жизненного цикла. Однако по отношению к малогабаритным двигателям внутреннего сгорания методы экологической оценки жизненного цикла до настоящего времени остаются еще мало исследованными.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Разработка методики оценки уровня воздействия на окружающую среду малогабаритных двигателей внутреннего сгорания (МДВС) и их рационального выбора с учетом жизненного цикла (ЖЦ) для обоснования мер по повышению экологической безопасности в условиях Республики Гаити.

ИДЕЯ РАБОТЫ базируется на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14 000 и результатов статистической обработке российской и зарубежной литературной информации и баз данных, содержащих экологические параметры’производства конструкционных и эксплуатационных материалов и эксплуатации малогабаритных двигателей внутреннего сгорания.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ:

1. На основе комплексного анализа и обобщения информационных базовых данных сформулировать алгоритм интегральной экологической оценки уровня воздействия на окружающую среду на стадиях производства и эксплуатации малогабаритных двигателей из различных конструкционных материалов.

2. На основе существующих методов математического моделирования разработать методику расчета параметров процесса сгорания и образования оксидов азота в цилиндре малогабаритного дизеля для проведения анализа выбросов вредных веществ в окружающую среду на стадии эксплуатации МДВС и поиска средств по совершенствованию его экологических качеств.

3. Провести комплекс экспериментальных исследований на моторном стенде с целью проверки достоверности разработанной методики и результатов аналитического исследования и окончательного уточнения факторов, влияющих на экологические и экономические показатели цикла, для условий рабочего процесса малогабаритного дизеля.

4. Провести сравнительную оценку воздействия на окружающую среду в период жизненного цикла бензиновых двигателей и дизелей в диапазоне мощности 3,3. .7 кВт.

5. По результатам проведенного исследования методически обосновать рекомендации по выбору типа малогабаритного двигателя и средств улучшения их экологических качеств с целью улучшения состояния экологической обстановки в локальных зонах их эксплуатации в условиях Республики Гаити.

НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту, и их научная новизна.

1. Для сопоставления эффективности воздействия различных типов МДВС на окружающую среду обоснована целесообразность использования экологического критерия {"индикатора"), учитывающего интегральную степень экологического влияния на среду этих двигателей.

2. Предложена методика расчета параметров процесса сгорания и образования оксидов азота в цилиндре малогабаритного дизеля, позволяющая проводить анализ выбросов вредных веществ в окружающую среду на стадии эксплуатации МДВС и обосновывать выбор наиболее рациональных средств по повышению его экологической безопасности.

3. По результатам исследования выявлены эффекты неоднозначного воздействия на окружающую среду МДВС в производственной и эксплуатационной фазах их существования. Установлено, что МДВС с диапазоном мощности от 3,3 до 7,0 кВт оказывают различное влияние на экологическую безопасность, что явилось основанием для выделения трех групп по эффективности их воздействия на окружающую среду.

4. На основе предложенной методики и полученных результатов осуществленного исследования предложена процедура проведения оценки экологической безопасности МДВС, предусматривающая комплексное рассмотрение технико-экономических и экологических параметров с учетом производственной и эксплуатационной фаз существования двигателей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ обусловлена результатами собственных экспериментальных исследований МДВС, а также комплексным анализом информационных баз данных по выбросу вредных веществ в окружающую среду при эксплуатации МДВС и производстве для них конструкционных материалов с использованием отечественных и зарубежных апробированных методик с оценкой надежности по статистическим критериям.

НАУЧНАЯ ЦЕННОСТЬ.

1. Научно — методически обоснован выбор целесообразного интегрального критерия (экологического индикатора) для оценки уровня негативного воздействия на окружающую среду МДВС с учетом их специфики, совокупно учитывающего производственные и эксплуатационные стадии существования двигателей.

2. На основе известных методов математического моделирования разработана методика расчета параметров процесса сгорания и образования оксидов азота в цилиндре малогабаритного дизеля.

3. Определены численные значения безразмерных коэффициентов для расчета экологического индикатора производственной и эксплуатационной фаз жизненного цикла малогабаритных двигателей внутреннего сгорания.

5. Получены новые данные, устанавливающие, что:

— экологическое воздействие МДВС на окружающую среду в период производственной фазы не превышает 3.5% от воздействия в период их эксплуатации. Стадия эксплуатации двигателей обуславливает наибольший вклад в негагативное воздействие на окружающую среду. Причем с увеличением срока эксплуатации. эта цифра увеличивается пропорционально длительности работы МДВС.

— расчеты экологического индикатора для бензиновых двигателей и дизели за весь период жизненного цикла позволили выделить три области воздействия на экосистему МДВС с учетом их мощности. До мощности 3,8 кВт наименьший ущерб окружающей среде наносит бензиновый двигатель. В диапазоне мощности от 3,8 до 4,6 кВт оба типа двигателей примерно равноценны. При мощности свыше 4,6 кВт преимущество имеет дизель.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы заключается:

— в получении данных, позволяющих определить суммарное негативное воздействие на окружающую среду малогабаритных двигателей внутреннего сгорания в производственной и эксплуатационной стадиях их существования, и делать целесообразный выбор конкретного двигателя по данному критерию;

— в практических рекомендациях по выбору средств улучшения токсических характеристик МДВС, что обеспечивает повышение экологической безопасности среды в зонах их эксплуатации.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты работы доложены на научных конференциях: «Актуальные проблемы экологии и природоиспользования» в 2001, 2002, 2004, 2005 г. г. в Российском университете дружбы народов, и кафедры «Промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности" — на международной научно-технической конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств» в г. Пенза, 2002, 2006 гг.

ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертационной работы опубликовано 6 печатных работы.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Работа содержит 126 страниц машинного текста, введение, пять глав основного содержания, общие выводы, 29 рисунков, 27 таблиц и список литературных источников из 84 наименований.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

В работе решена актуальная народнохозяйственная задача по разработке '< методики оценки и выполнено исследование экологической безопасности малогабаритных двигателей внутреннего сгорания на стадиях производства и эксплуатации с учетом основных факторов воздействия на окружающую среду.

На основании полученных в работе результатов можно сделать следующие основные выводы.

1. Разработан алгоритм для комплексной оценки экологического воздействия на окружающую среду малогабаритных двигателей внутреннего сгорания с учетом их изготовления из различных конструкционных материалов. Научно обоснован выбор обобщенного численного показателя — экологического индикатора, определяющего влияние на экологическую безопасность токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу, в производственной и эксплуатационной фазах жизненного цикла МДВС. Определены численные значения безразмерных коэффициентов для расчета экологического индикатора двигателей данного класса.

2. На основе методов математического моделирования разработана методика расчета параметров процесса сгорания и образования оксидов азота в цилиндре малогабаритного дизеля, позволяющая оценить выбросы вредных веществ в окружающую среду на стадии эксплуатации МДВС и обосновывать выбор наиболее рациональных средств повышения его экологической безопасности.

3. Получен результат, свидетельствующий о существовании для малогабаритных одноцилиндровых двигателей линейной зависимости между их массой, рабочим объемом и «мощностью, что обуславливает возможность определять экологический индикатор в производственной фазе жизненного цикла по показателям мощности двигателя. 4. Установлено, что экологическое воздействие малогабаритных двигателей на окружающую среду в период производственной фазы составляет

3. .5% от величины их воздействия в период их эксплуатации. Стадия эксплуатации двигателей обуславливает наибольший вклада в негативное воздействие на окружающую среду. Причем с увеличением срока эксплуатации эта цифра увеличивается пропорционально длительности работы МДВС.

5. Расчеты экологического индикатора для бензиновых двигателей и дизелей за весь период жизненного цикла позволили выделить три области воздействия на экосистему МДВС с учетом их мощности. До мощности 3,8 кВт наименьший ущерб окружающей среде наносит бензиновый двигатель. В диапазоне мощности от 3,8 до 4,6 кВт, оба типа двигателей примерно равноценны. При мощности свыше 4,6 кВт преимущество имеет дизель.

6. По результатам проведенного исследования сформулированы общие принципы в подходе к решению проблемы рационального выбора типа малогабаритных двигателей и эффективных мер по совершенствованию их токсических показателей с целью улучшения экологической обстановки в зонах их эксплуатации для условия Республики Гаити.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. Владимир. 2000 — 254с.
  2. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта М.АСПОЛ 1993 — 33Ос.
  3. Ю. Автомобильный транспорт и окружающая среда. — М. Транспорт. 1979.-197с.
  4. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей — М. Транспорт 1985−120с.
  5. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. -М. РУДН. 1998 г.6: Антошкин И. А., Борисов В. М. Экономия топлива, снижение токсичности и дымности отработавших газов при эксплуатации автомобилей. Л. ДНТП. 1981.-24с.
  6. В.Ф., Гусаров А. П. Важнейшие резервы улучшения топливной экономичности и снижения токсичности автомобилей. Автомобильная промышленность. 1981. № 5 с.5−8.
  7. Государственные доклады о состоянии окружающей среды РФ в 1994,1995,1996 и 1997 г. М. Центр международных проектов. 1995, 1996, 1997, 1998. «
  8. В. А. Сайкин A.M. Дымность отработавших газов автотракторных дизелей. М. Транспорт. 1994. — 240с.
  9. Ю. В. Овчинников В.П. Влияние автотранспортного комплекса на экологическую обстановку // Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе М. МГАДИ. 1999. -с50.
  10. И.Л. Методы и критерии оценки токсичности автомобилей // Сб. докладов международного совещания по использованию энергоакку-мулирующих веществ в экологии. — М. ИМАШ.1999. — с.139−144.
  11. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. — М. Машиностроение, 1977. — 277с.
  12. В.Р., Долецкий В. А., Мальков Б. М. Развитие нормативов ЭК ООН по экологии и формирование высокоэффективного транспортного дизеля. 4.1. Ярославль: ЯГТУ, 1996. — 172 с.
  13. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997. — 58 с.
  14. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. — М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  15. В.А. Процессы образования токсичных веществ и разработка способов уменьшения их выбросов двигателем внутреннего сгорания: Дис.. докт. техн. наук.- Ворошиловград, 1987. 486 с.
  16. Н.Н., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизеля с камерой в поршне. — JI. Машиностроение. 1972. — 232с.
  17. И.В., Кутенев В. Ф., Рытвинеский Г. Н., Квалиметритиче-ский метод оценки токсичности двигателей Вестник машиностроение № 7. 1991 с.9−12.
  18. Каталитические нейтрализаторы транспортных дизелей \ Жегалин О. И., Китросский Н. А., Панчишный В. И. и др. М. Машиностроение, 1979. -80с.
  19. В.Г., Махов В. З., Кульчицкий А. Р. Расчетная модель образования сажи и оксидов азота в дизеле. \ MoTop-Symp 90, сб. докладов. — Татри, 1990.-С. 138- 145.
  20. А.В. Оценки выбросов вредных веществ автомобилями в условиях эксплуатации. \ Автомобильная промышленность.- 1999.- № 2.- С. 3740.
  21. Г. С., Панчишный В. И. Физико-химические методы обезвреживания ОГ дизелей. \ Автомобильная промышленность.- 1998.- № 11.- С. 14−18.
  22. А.Р., Честнов Ю. И. Оценка дымности дизелей на переходных режимах //сб. тез. Докладов НАМИ М. НИЦИАМТ — 1989 — с 106 107.
  23. В.Ф., Звонов В. А., Козлов А. В. Оценка экологической безопасности автомобиля по методике полного жизненного цикла.// Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М МГАДИ 1999 — С.11−12.
  24. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. -М.: ВО „Агропромиздат“, 1991 —208 с.
  25. В.Н., Трофименко Ю. В., Проблемы транспортной экологии. // Решение экологический проблем в автотранспортном комплексе. — М.:1. МГАДИ.- 1999.-С.5−6.
  26. Е.Р., Резник Л. Г., Интегральная оценка токсичности отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1998, № 3 с 9−11.
  27. Р.В. Расчет концентрации оксидов азота в отработавших газах дизеля // Автомобильная промышленность.-1977.- № 5.- С. 9−10.
  28. А.В., Салова Т. Ю. Моделирование кинетики образования оксидов азота в двигателях // Двигателестроение 1998,№ 1 с 35−37.
  29. Л.А. Технология снижения вредных выбросов //Двигателестроение 1997 № 1−2 с 49−51.
  30. Новое топливо для городского транспорта // Т. Смирнова, С. Захаров, И. Больдырев, С. Аникин //Мотор, 1999 № 2 с 42−43.
  31. П.Л., Ванин В. К. Развитие конструкции дизелей с учетом требований экологии // Автомобильная промышленность. 1998, № 11 с. 31−32.
  32. Оценка относительной агрессивности углеводородов в ОГ бензиновых двигателей / Азарова Ю. В., Пачзсов Д. П., Козлов А. В., Кузнецова В. Я. // сб. тр НАМИ. 1989-с 59−62
  33. Очистка выхлопа дизелей ОГ сажи // Автостроение за рубежом. 1998. № 6 с. 17.
  34. Парниковый эффект и проблематика С02. Экологические проблемы на транспорте // Экспресс-информация, 1990. № 15 Реф 276 с 2−5.
  35. Расчетная оптимизация устройства изменения угла опережения впрыска топлива по составу отработавших газов / Кульчицкий А. Р., Коротеев А. Г., Петров В. Л., Честнов Ю. И. // сб. науч. Тр. СПБ: Академия транспорта, 1997. с 41−4839.
  36. Ии.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. — Л: Недра, 1988. с-312.
  37. В.И. Малотоксичные двигатели. Лл Машиностроение, 1 973 128с.
  38. Т.Р., Кратко А.П.,. Мазинг М. В. Методы снижения вредных выбросов с ОГ автомобильных дизелей. М. НИИНАВТОПРОМ. 1979.-65 с.
  39. Ю.В., Лобиков А. В. Оценка риска здоровью населения от воздействия выбросов транспортных потоков // Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М.: МГАДИ, 1999 — с. 35−36.
  40. Химические загрязнители воздушной среды и работоспособность человека/ /Е.НЛанасюк, И. И. Даценко, Штабский —Киев:'Здоровье 1985 г — 88с.
  41. А.С., Ксеневич И. П., Шкирятов В. В. Новые способы минимизации количества вредных выбросов отработавших газов тепловых двигателей мобильных машин. //Приводная техника 2000 № 7/8 с. 15−21.
  42. В.Ф., Звонов В. А., Козлов А. В. Комплексная оценка уровня экологической безопасности силовой установки автомобиля в жизненном цикле // Приводная техника 1999 № 9/10 с. 24−28.
  43. В.Д. Экологические аспекты механизации сельскохозяйственного производства // Приводная техника 2000 № 2.
  44. Sullivan, M.M. Costic, WW.Han. Modilling automotive life-cycle assessment. I I Automotive Engineering international. July 1998.
  45. Life Cycle Assessment LCA. A guide to approaches, experiences and information sours. Report to the European Environment Agency. Copenhagen. August 1997.
  46. The Eco-indicator 95. Manual for Designers November 1996.
  47. Lindeifer Ее. Normalization and Valuation JVAM Environment Research, University of Amsterdam. August 1996.
  48. Экологический энциклопедический словарь 405c. // Дедю И.И.
  49. А.А. Эколого-экономические основы природопользования. Ново» сибирск, 1994.-342 с.
  50. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. Орлина А. С., Круглова М.Г.- 4-е изд. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  51. Э., Смайлис В. И. Моделирование процесса образования вредных веществ при сгорании углеводородного топлива. Рига: ИФАН АН Лит. ССР, 1983.-25 с.
  52. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / Р. М. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др.- Под общ. ред. P.M. Петриченко. Л.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  53. В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. М.:НАМИ. — 2001. — 248 с.
  54. Н.Ф. Особенности и закономерности образования окислов азота в дизелях // Двигатели внутреннего сгорания (Харьков). 1995. — Вып.55. -С.158−172.
  55. Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969. — 95 с.
  56. А.И. Основы химической термодинамики и кинетики химических реакций. М.: Машиностроение, 1981. -240 с. ,
  57. JI.В. Термодинамические и теплофизические свойства индивидуальных веществ. АН СССР, 1962.- Т.1−2. 207с.
  58. Elkothb М. et all. Factor affecting NOx formation in turbulent premixed confined flames / M- Elkothb, H. Salem, H. Shehata, T.W. Abou-Arab // Fuel. 1990. — № 1. — P.65−71.
  59. G., Woshni G., Zeilinger K. 2-Zonen Rechenmodell zur Vorausbrechnung der NO-Emission von Dieselmotoren // MTZ. 1998. — № 11.-S.770−775.
  60. Murayama Т., Miyamoto N., Susaki S., A mathematical model on nitric oxide formation in diesel engine // Bulletin of the JSME. -1979.- Vol.22, № 163, — P.79−85.
  61. B.B., Носов В. Б., Тагасов В. И., Сарбаев В. И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта: Учебное пособие дла ВУЗов. М.: Издательство «Научтехлитздат», 1999 г. — 208с.
  62. В.И. Теоретические основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта: монография. М.:МПИУ, 2003. — 144с.
  63. В.И. Методология и практика обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта / Под ред. А. Е. Воробьева. М: Издательство «Машиностроение — 1», 2004. — 336с.
  64. В.Н., Трофименко Ю. В. Л84 Промышленно-транспортная экология: Учеб. Для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш.шк., 2001. -273 с.
  65. Стабилизация экологической обстановки и использование современных видов моторного топлива: Информационно-аналитические аспекты. — М.: СЭБ Интернационал Холдинг, 2001. 368 с.
  66. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. Изд. 2-е перераб.-М.: Машиностроение, 1981−160 с.
  67. Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ / Пер. с англ. Г. ЛАгафонова. Под ред. П. А. Власова.-М.: Физматлит, 2003.-352 с.
  68. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1997. — 58 с.
  69. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Москва-Свердловск: Машгиз, 1962. — 270 с.
  70. А. С. Экологическая безопасность автомобильных дизелей в полном жизненном цикле / Диссерт. на .канд. техн. наук. -М., 2003. 158 с.
  71. В.А., Теренченко А. С. Математическая модель процесса сгорания и образования NOx в дизеле с добавкой испаренного метанола на впуск // Приводная техника. 2003. — № 3 — С.32−42.
  72. И.М. Теория автомобильных и тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1969. -368 с.
  73. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика: Учебное пособие. В 10 т. Т. VI. Гидродинамика.- 4-е изд. -М.: Наука, 1988. 736 с.
  74. Zacharias F. Mollier-I, S-Diagramme fur Verbrennungsgase in der Datenverarbeitung // MTZ.- 1970. V. 31.- № 7.- S. 296−303.
  75. P. 3. Локальный теплообмен в поршневых двигателях: М. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. -592 с.
  76. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. — 147 с.
  77. Мак~Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на Фортране. М.: Мир, 1977. — 584 с.
  78. Baulch D.L. et all. High Temperature Reaction Rate Data // Report University of Leeds.- 1969.- № 4.- 58 p. ч
  79. Pattas К., Hafher G. Stickoxidbildung bei der ottomotorischen Verbrennung // MTZ.- 1973.- № 12.- S.564−575.
  80. А.А. Индикаторы и индексы экодинамики. Методологические аспекты проблемы экологических индикаторов и индексов устойчивого развития.// Труды 3-й Межд. конференции по мягким вычислениям и измериям SCM-2000.T.1, с.36−46.
  81. И.Г. Кантаржи. МГТУ «СТАНКИН». Оценка ущерба в системах экологического менеджмента. С. 9. www.enigma.rii/file://T)IAGRAMYECO.htm.
  82. The Eco-indicator 99. Methodology report. Amersfoort, the Netherlands: Pre Consultants (product ecology consultants), 1999.
  83. The Eco-indicator 99. Methodology report. Amersfoort, the Netherlands: Pre Consultants (product ecology consultants), 1999.
Заполнить форму текущей работой