Разработка индукторов и методики расчета эффективных режимов нагрева вращающихся дисков
Современный уровень развития вычислительной техники и численных методов позволяет провести компьютерное трехмерное моделирование конструкций индукторов в система «индуктор-диск» и получить новые, более достоверные результаты, на базе которых могут быть разработаны рекомендации по дальнейшему проектированию конструкций индукторов и режимам нагрева с улучшенными характеристиками. Разработаны… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Применение и характеристики стержневых и плоских индукторов
- 1. 1. Применение стержневых индукторов
- 1. 2. Использование плоских индукторов
- 1. 2. 1. Использование плоских индукторов в технологических процессах
- 1. 2. 2. Применение индукционного нагрева при испытаниях дисков газотурбинных двигателей
- 1. 3. Схема разгонного стенда для испытаний дисков с использованием индукционного нагрева
- 1. 4. Задачи работы
- Глава 2. Разработка компьютерной модели и выбор пакета программ для расчета индукторов и режимов нагрева дисков
- 2. 1. Анализ методов расчета
- 2. 2. Сравнение пакетов программ для компьютерного моделирования электромагнитных и тепловых полей
- 2. 3. Методика моделирования с помощью программного комплекса ANSYS Multiphysics
- 2. 4. Математическая модель: допущения и адекватность решения
- 2. 5. Выводы по главе 2
- Глава 3. Исследование электрических, энергетических и тепловых характеристик систем с применением стержневых индукторов
- 3. 1. Исследование характеристик электромагнитного поля в системе «стержневой индуктор — загрузка»
- 3. 2. Исследование влияния зазора
- 3. 3. Влияние толщины диска на электрические характеристики
- 3. 4. Исследование влияния частоты тока
- 3. 5. Влияние частоты вращения диска на выделение внутренних источников тепла в диске
- 3. 6. Исследование тепловых характеристик систем со стержневыми индукторами
- 3. 6. 1. Методика моделирования тепловой задачи
- 3. 6. 2. Исследования влияния частоты вращения диска на окружную равномерность его нагрева
- 3. 7. Исследование распределения температуры по радиусу диска с использованием стержневого индуктора
- 3. 8. Выводы по главе 3
- Глава 4. Влияние формы плоского индуктора на распределения температур и выделение мощности в плоском диске с учетом его вращения в переменном магнитном поле
- 4. 1. Исследования влияния различной формы индукторов на распределения температур во вращающихся плоских дисках
- 4. 2. Исследование взаимного влияния индукторов на распределения температур во вращающемся диске
- 4. 3. Исследования влияния различной формы индукторов на выделение мощности нагрева во вращающихся плоских дисках
- 4. 4. Выводы по главе 4
Глава 5. Исследование влияния индукторов различной конфигурации на распределение температур в авиационном диске сложной формы и методика расчета эффективных режимов нагрева для вращающихся дисков авиационных двигателей.
5.1. Условия эксплуатации дисков авиационных двигателей и использование индукторов для моделирования их теплового состояния при испытаниях.
5.2. Разработка компьютерных моделей перспективных плоских индукторов. Выбор конструкций индукторов для эффективного нагрева вращающихся дисков авиационных двигателей.
5.3. Применение разработанной методики для выбора индукторов и эффективного нагрева вращающихся дисков турбин авиационных двигателей при испытаниях.
5.4. Выводы по главе 5.
Разработка индукторов и методики расчета эффективных режимов нагрева вращающихся дисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время индукционные установки находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства и промышленности благодаря своим высоким энергетическим и технологическим показателям [1−5]. Индукционный нагрев имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами нагрева: отсутствие контакта между индуктором и нагреваемым изделиемвысокая скорость нагревавысокие тепловой и электрический КПДпростота управления и возможность полной автоматизации процесса нагрева. При использовании индукционного нагрева достигаются высокие значения удельной поверхностной мощности, что сокращает время нагрева и повышает производительность.
В современной промышленности стержневые индукторы находят достаточное широкое применение: обогрев стенок емкостей и штампов, закалка поверхностей вращающихся деталей и т. д.
Одним из перспективных направлений применения индукторов является моделирование тепловых процессов в телах вращения для проведения испытаний дисков и лопаток турбин авиационных газотурбинных двигателей на разгонных и специализированных стендах.
Детали турбин авиационных газотурбинных двигателей подвергаются воздействию весьма значительных механических и тепловых нагрузок в условиях эксплуатации. В реальных эксплуатационных условиях диск нагревается за счет газовых потоков, которые идут из камеры сгорания.
Испытания дисков в составе авиационного двигателя проводить дорого и неэффективно в связи с большим расходом топлива. Поэтому используют специальные разгонные стенды, позволяющие сократить затраты на испытания с использованием индукционного нагрева.
Проведение термоциклических испытаний позволяет определить ресурс деталей авиационных двигателей.
Обычная система индукционного нагрева состоит из нескольких плоских кольцевых индукторов, расположенных на разных радиусах диска. Ее недостатком является дискретное расположение индукторов по поверхности диска, в связи с чем ухудшается точность воспроизведения теплового поля.
Разработка и применение стержневых и плоских индукторов позволит повысить точность воспроизведения заданного распределения температуры в диске.
Проблемой индукционного нагрева вращающихся дисков турбин в нашей стране занимались Кувалдин А. Б., Рабинович В. П., Рапопорт Э. Я., Данилушкин А. И. и другие ученые, которые применяли, в основном, аналитические методы и одноили двухмерные численные методы расчета, физическое моделирование или натурные эксперименты по разработке индукторов. Каждый из этих методов имеет свои недостатки. Указанные методы не позволяют учесть сложную геометрию системы индукционного нагрева и требуют введения многих допущений, снижающих точность расчетов. Натурные эксперименты на установках связаны с существенными материальными затратами и ограничивались по времени исследований.
Современный уровень развития вычислительной техники и численных методов позволяет провести компьютерное трехмерное моделирование конструкций индукторов в система «индуктор-диск» и получить новые, более достоверные результаты, на базе которых могут быть разработаны рекомендации по дальнейшему проектированию конструкций индукторов и режимам нагрева с улучшенными характеристиками.
Целью диссертации является разработка индукторов для нагрева вращающихся дисков и методики расчета эффективных режимов их работы с учетом нагрева изделий за счет вращения в переменном магнитном поле.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) Разработана методика расчета эффективных режимов нагрева вращающихся дисков и модели в пакете программ ANSYS, позволяющие исследовать распределения температур в дисках и интегральные электрические характеристики индукторов при различных режимах нагрева вращающихся дисков.
2) На основе расчетно-экспериментальных исследований выбраны конструкции индукторов и режимы нагрева дисков, обеспечивающие повышение точности воспроизведения температур и сокращение времени исследования.
3) Установлены электрические, энергетические и тепловые характеристики системы нагрева диска со стержневыми индукторами с учетом влияния зазора, частоты тока и проведены исследования влияния частоты вращения на равномерность нагрева диска в окружном направлении.
4) Получены зависимости удельной мощности внутренних источников тепла в диске от частоты вращения для индукторов разной конструкции.
5) Разработана схема двухчастотного питания индукторов от одного.
ТПЧ.
Основные практические результаты работы.
Разработаны рекомендации по проектированию конструкций индукторов различной конфигурации и моделированию эффективных режимов индукционного нагрева с учетом дополнительного выделения мощности в дисках (составляющей удельной мощности нагрева при вращении диска в электромагнитном поле) при воспроизведении эксплуатационных распределений температур дисков авиационных двигателей.
Разработанные методика расчета, модели в среде ANSYS, конструкции индукторов и схема двухчастотного питания индукторов от одного ТПЧ использованы для исследования тепловых режимов вращающихся дисков турбин авиационных двигателей на разгонных стендах ЦИАМ.
1. ПРИМЕНЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СТЕРЖНЕВЫХ И.
ПЛОСКИХ ИНДУКТОРОВ.
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
1. На основании проведенного анализа литературы показано, что наиболее эффективными конструктивными устройствами для нагрева вращающихся дисков являются плоские индукторы. Для расчета параметров указанных индукторов и режимов нагрева необходимо использовать трехмерные методы расчета с использованием выбранного пакета программ ANSYS.
2. Разработана модель в среде ANSYS для расчета электрических и тепловых параметров стержневых и плоских индукторов.
3. Получены результаты исследований электрических и энергетических характеристик со стержневыми индукторами с учетом влияния зазора, частоты тока, проведены исследования распределений параметров электромагнитного поля в диске с учетом влияния его толщины.
4. На основе расчетно-экспериментальных исследований выбраны конструкции индукторов для моделирования эффективных режимов нагрева дисков. Получены результаты исследований влияния частоты вращения на формирование внутренних источников тепла в диске, вращающегося в трехмерном электромагнитном поле. Увеличение мощности составляет 20−40% для частоты вращения до 1200 об/с.
5. Разработанные конструкции индукторов, схема их питания от ТПЧ и методика расчета применены для моделирования тепловых режимов вращающихся дисков турбин авиационных двигателей, что позволило обеспечить повышение точности воспроизведения распределений температур в 2−3 раза (с погрешностью ±1015 °С) и снизить количество индукторов и источников питания в 1,5−2,0 раза.
Список литературы
- Кувалдин А.Б. Индукционный нагрев ферромагнитной стали. — М. Энергоатомиздат, 1988. -200 с.
- Кувалдин А.Б., Лепешкин А. Р. Скоростные режимы индукционного нагрева и термонапряжения в изделиях: Монография. Новосибирск: Изд.-во НГТУ, 2006. — 286 с. — (Серия «Современные электротехнологии»).
- Кувалдин А. Б. Теория индукционного и диэлектрического нагрева. М.: Изд-во МЭИ, 1999. 80 с.
- Кувалдин А.Б. Низкотемпературный индукционный нагрев стали. М.: Энергия, 1976. 112 с
- Электротермическое оборудование: Справочник / Под общ. ред. А.П. Альтгаузена- М.: Энергия, 1980.
- Горячая штамповка и прессование титановых сплавов / Л. А. Никольский, С. 3. Фиглин, В. В. Бойцов и др. М.: Машиностроение, 1975.
- Вайнберг A.M. Индукционные плавильные печи. М.: Энергия, 1967.
- Бабат Г. И. Индукционный нагрев металла и его промышленное применение. М.: Энергия, 1965.
- Бортничук Н.И. Определение потерь в стальных листах / Исследования вобласти промышленного электронагрева. (Труды ВНИИТО), вып. 1, / Под общей ред. А. П. Альтгаузена и Л. Е. Никольского. М.: Изд-во ВНИИЭМ, 1965.
- Артышевский П. П., Жуковский В. Е. Низкотемпературный индукционный нагрев для технологических процессов в черной металлургии // Электротехническая промышленность. Сер. Электротермия. 1979. Вып. 7. С. 1−3.
- Слухоцкий A.E., Рыскин C.E. Индукторы для индукционного нагрева. -JI. Машиностроение. 1974.
- Васильченко Г. С., Чернявский JT.JL, Романов B.C., Мартьянов Н. С. Установка ВРД-300 для прочностных испытаний рабочих колес высокооборотных турбин // Проблемы прочности. 1971. № 1.
- Рабинович В.П., Васильченко Г. С. Установка ВРД-500 для прочностных испытаний дисков диаметром до 500 мм.// Труды ЦНИИТМАШ, 1960, № 12. С. 106−112.
- Горностай В.И., Баженов В. Г., Тонюк Н. И. Разгонный стенд для испытания вращающихся элементов турбомашин // Проблемы прочности. 1973. № 10.
- Демьянушко И.В., Суржин B.C. Проблемы автоматизированных циклических испытаний дисков и роторов на разгонных стендах // Проблемы прочности. 1981. № 7.
- Сабоннадьер Ж. К., Кулон Ж. Л. Метод конечных элементов и САПР. Перев. с француз. М.: Мир. 1989. 190 с.
- Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М.: Мир.1979.-392 с.
- Немков B.C., Демидович В. Б. Теория и расчет устройств индукционного нагрева. — JL: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1988.
- Инструкция по использованию программного комплекса ANSYS 11.0.
- Кувалдин А.Б., Лепешкин А. Р., Лепешкин С. А. Метод испытаний дисков турбомашин и бандажей роторов турбогенераторов с использованием индукционного нагрева // Электричество. 2009. № 7. С. 33−38.
- Кувалдин А.Б., Лепешкин С. А., Лепешкин А. Р. Моделирование режимов нагрева врашающихся дисков с использованием стержневых индукторов // Индукционный нагрев, 2009, № 8. С. 36−39.
- Патент № 2 270 534 Россия. Индуктор для нагрева вращающихся деталей / А. Р. Лепешкин, С. А. Лепешкин // 2006. Бюл. № 5.
- Лепешкин А.Р., Лепешкин С. А. Формирование испытательных циклов дисков ГТД при термоциклических испытаниях на разгонном стенде с использованием индукционного нагрева // Вестник двигателестроения, 2006, № 3, С. 121−125.
- Лепешкин А.Р., Лепешкин С. А. Многокритериальная оптимизация индукционного нагрева дисков ГТД при испытаниях на разгонном стенде // Авиакосмическая техника и технология, 2007, № 8 (44), С. 156−164.
- Лепешкин С.А. Разработка индукторов для нагрева вращающихся дисков турбин // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. Тез. докл. XV Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: В 3-х т. М.: Издательство МЭИ, 2009. Т. 2. С. 159−160.
- Лепешкин С.А. Расчет скоростного индукционного нагрева крупногабаритных заготовок // Радиоэлектроника, электротехника иэнергетика. Тез. докл. IX Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: В 3-х т. М.: Издательство МЭИ, 2003. Т. 2. С. 133−134.
- Лепешкин А.Р., Лепешкин С. А. Методика моделирования нестационарного теплового и термонапряженного состояния деталей сучетом фазовых превращений при закалке токами высокой частоты // Вестник двигателестроения (журнал). 2004. № 2. С. 116−119. (Украина).
- Лепешкин А.Р., Лепешкин С. А. Моделирование режимов поверхностной закалки изделий токами высокой частоты / Новые материалы и технологии НМТ-2004. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Т. 2. -М.: МАТИ. 2004. С. 123−124.
- Патент № 2 248 682 Россия. Способ нагрева диэлектрического или полупроводникового материала / А. Р. Лепешкин, Н. Г. Бычков, А. Б. Кувалдин, С. А. Лепешкин // 2005.
- Патент № 37 900 на полезную модель Россия. Устройство для нагрева диэлектрического или полупроводникового материала / А. Р. Лепешкин, Н. Г. Бычков, А. Б. Кувалдин, С. А. Лепешкин и др. // 2004.
- Свидетельство № 19 977 на полезную модель РФ. Высокочастотный инвертор / А. Б. Кувалдин, А. Р. Лепешкин, С. А. Лепешкин // 2001.
- Патент № 37 829 на полезную модель РФ. Устройство для термоциклических испытаний деталей с теплозащитным покрытием / Бычков Н. Г., А. Р. Лепешкин, С. А. Лепешкин и др. // 2004.
- Немков B.C., Демидович В. Б. Теория и расчет устройств- 135 индукционного нагрева. JL: Энергоатомиздат, 1988. 280 с.
- А.с. № 1 359 915 СССР. Индуктор Авербуха для нагрева дисков /А.Е. Авербух // 1987. Бюл. № 46.
- А.с. № 1 115 247 СССР. Щелевой индуктор для нагрева вращающихся деталей / А. М. Симкин. 1984. Бюл. № 35.
- А.с. № 1 677 879 СССР. Индукционная нагревательная установка / А. И. Данилушкин, Л. С. Зимин, Э. Я. Рапопорт и др. 1991. Бюл. № 34.
- Родигин М.Н. Индукционный нагрев стальных изделий токами нормальной частоты. М.: Металлургиздат. 1950. 248 с.
- Установки индукционного нагрева / А. Е. Слухоцкий, B.C. Немков, Н. А. Павлов и др. Л.: Энергоиздат. 1981. — 328 с.
- Слухоцкий А.Е., Рыскин С. Е. Индукторы для индукционного нагрева. Л.: Энергия. 1974. 263 с.
- Шамов А.Н., Бодажков В. А. Проектирование и эксплуатация высокочастотных установок. Л.: Машиностроение, 1974.-280 с.
- Ильинский Н.Ф. Моделирование в технике: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательство МЭИ, 2004.
- Автоматическое управление электротермическими установками: Учебник для вузов / A.M. Кручинин, К. М. Махмудов, Ю. М. Миронов и др. Под ред. А. Д. Свенчанского. — М.: Энергоатомиздат, 1990.