Повышение долговечности узлов трения и трибосистем лесных машин применением металлосодержащих композиций
104 центрифугирования суммарный износ пары трения уменьшился в 3.7 раз. В маслах, обработанных сплавом 1:5 и плавом 18:1 после центрифугирования суммарный износ пары трения увеличился в 1,2.4 раза. Таким образом, при использовании сплава 1:3 и плава 3:1 процесс приработки пары с участием олова, обладающего плакирующими свойствами, а при использовании сплава 1:5 и плава 18:1 процесс приработки… Читать ещё >
Содержание
- АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ЛЕСНЫХ МАШИН И ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Анализ условий эксплуатации и износа деталей лесных машин, технологий лесозаготовок
- 2. Методы управления технологической наследственностью машин и механизмов
- 3. Цель работы и задачи исследований
- РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ И ИЗНАШИВАНИЯ В МАШИНАХ И МЕХАНИЗМАХ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
- 1. Структура и аналитические модели изменения трибологи-ческого состояния лесных машин
- 2. Методы самоорганизации и регулирования процессов трения и изнашивания
- 3. Общая методика исследования
- Выводы по главе
- РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАЛЛОСОДЕРЖАЩИХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ЛЕСНЫХ МАШИН
- 1. Исследование самокомпенсации износа в трибосопряжениях при использовании металлесодержащих композиций
- 2. Исследование компонентов и состава металлосодержащих композиций для узлов трения лесных машин
- 3. Исследование влияния факторов регулирования процессов трения на интенсивность изнашивания деталей лесных
- Повышение эффективности приработки сопряжению?: деталей лесных машин
- Выводы по главе
- ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ И ТРИБОСИСТЕМ ЛЕСНЫХ МАШИН В УСЛОВИЯХ РЕГУЛИРУЕМОГО ТРШОХИМИЧЕСКО ГО ПРОЦЕССА Разработка и исследование реагентов для создания ПДТХР в системе смазки двигателя
Исследование физико-химических показателей смазочной композиции при применении щелочных реагентов и иода. Разработка ехемно-конструктивных устройств для создания постоянно действующего трибохимического режима в двигателях лесных машин.
Стендовые испытания трибохимического режима в циркуляционной системе смазки двигателя
Выводы по главе
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ ЛЕСНЫХ МАШИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРШОТЕХ НОЛОГИЙ.
Эффективность использования триботехнологий в процессе приработки при ремонте и эксплуатации машин
Технико-экономическая оценка эффективности управляющих воздействий на регулируемые факторы в трибосистемах лесных машин.
ОСНОВНЫЕ вывода И РЕКОМЕНДАЦИЙ.
— 4
Повышение долговечности узлов трения и трибосистем лесных машин применением металлосодержащих композиций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях перехода к рыночной экономике в значительной степени обострилась проблема повышения ресурса и надежности лесных машин, уменьшения затрат на производство, эксплуатацию и ремонт, реализации прогрессивных технико-экономических решений в лесном комплексе. Качество и эффективность использования лесных машин и механизмов являются главными факторами развития лесного машиностроения и находятся в тесной связи с проблемами обеспечения минимально возможных износов деталей и затрат энергии на трение. Как показала экспертная оценка в лесном комплексе срок службы отремонтированных машин не превышает 40.60 процентов от нормативных показателей. Затраты на запасные части и материалы при капитальном ремонте составляют более 50 процентов от себестоимости ремонта, на изготовление запасных частей к автомобилям расходуется свыше 40 процентов, а к тракторам — около 5® процентов металла, необходимого длизготовления этих машин /14,77,79/. Расходы на поддержание техники в несколько раз превышают их начальную стоимость. По данным ЦНИИМЭ в общем объеме всех трудозатрат, идущих на заготовку X м3 древесины, затраты труда на техническое обслуживание и ремонт составляют 22.25 процентов, при этом качество ремонта машин на предприятиях лесной’промышленности низкое, что приводит к снижению их срока службы /31,35,43,46/.
В комплексе проблем повышения ресурса машин особое место определено проблеме снижения энергетических затрат в узлах трения и уменьшения износа. Важность этой проблемы обусловлена тем, что общие энергетические затраты на преодоление трения в той или иной форме составляют более 1/3 потребляемых энергетических мировых ресурсов. В работах /12,24,37,38,60/ отмечается, что главной причиной выхода из строя машин является не их поломка, а износ подвижных.
— 5 сопряжений и рабочих органов под влиянием сил трения, 80.90 процентов сопряжений машин выходят из строя вследствие износа, в 75 случаях из 100 выход из строя машин происходит по причине износа трущихся сопряжений. Традиционные конструктивные решения и применение общепринятых конструкционных и смазочных материалов оказались малоэффективными. В условиях физико-химического воздейсТ' вия смазочной среды повышение износостойкости металлических материалов возможно при осуществлении плакирования металлических поверхностей трущихся пар. Данное направление в полной мере относится к лесному машиностроению и ремонту машин. При этом становится актуальной проблема создания систем и процессов в условиях безремонтной их эксплуатации с учетом технологической разобщенности предприятий лесного комплекса, влияния природных и транспортных условий, ограничений по комбинированию и специализации производств /8,10,11,12,13,14,15,18,19,25,29,36,54,70,74,92/.
Важной характеристикой качества и надежности лесных машин являются затраты на эксплуатацию и ремонт, т. е. на поддержание и восстановление их работоспособное.-состояния и ресурса в процессе применения. Прогноз развития машиностроения указывает на необходимость преодоления сложившихся диспропорций распределения трудовых ресурсов на изготовление машин (1,4 процента), техническое обслуживание (45,4 процента), текущий ремонт (4,6 процента), капитальный ремонт (7,2 процента) при повышении надежности и износостойкости изделий машиностроения. Современная тенденция повышения износостойкости деталей заключается в создании между трущимися поверхностями разделяющего слоя смазки, локулизующего сдвиговые деформации и разрушение поверхностного слоя металла путем: самогенерирования защитных пленок на поверхности металла в результате воздействия сил трения и механических реакций, про.
— 6 текающих с участием среды, материалов и смазкисоздания искусственных покрытий и пленок. Возможности и границы применимости разнообразных методов направленного воздействия на поверхность определяются закономерностями изменения структуры и свойств упрочненных слоев при контактном взаимодействии. В процессе эксплуатации машин и механизмов уменьшение изнашивания деталей узлов трения возможно при образовании металлоплакирующей пленки на поверхности трения на основе металлоорганических комплексных соединений и ингиби-ровании цепного процесса окисления углеводородов смазочных материалов.
Цель работы. Повышение ресурса деталей узлов трения лесных машин в условиях применения постоянно действующего трибохимического режима в циркуляционных системах смазки и металлосодержащих композиций при обкатке двигателей после ремонта.
Научная новизна. Осуществление процессов малоизносного трения, снижение поверхностных деформаций обеспечивается при введении в зону трения химически активных реагентов, способствующих созданию поверхностных пленок мягких металлов и снижению градиентов сдвигового сопротивления.
Разработаны методики исследования механизмов процессов трения и изнашивания, позволяющие обосновать выбор состава металлосодержащей композиции (МСК) на основе молибдени медьсодержащих комплексных соединений, растворителей, фторсодержащих Поверхностно-активных веществ (ПАВ), при концентрации которой 2,0% в смазочной среде реализуется процесс металлоплакирования и постоянно действующего трибохимического режима (ПДТХР) в циркуляционной системе смазки при последовательном воздействии на смазочный материал сплавом натрий-олово и йодом.
Установлена теоретически и подтверждена экспериментально функ.
— 7 ционаяьная зависимость влияния технологических факторов на интенсивность изнашивания деталей. Экспериментально проверена и доказана адекватность разработанной модели авто компенсации износа деталей узлов трения в условиях применения МОЕ в смазочных материалах и ПДТХР в циркуляционных системах смазки лесных машин.
Практическая значимость работа. Созданы научно-обоснованные предпосылки для управления износостойкость©металлических материалов при трении в поверхностно-активных смазочных средах путем целенаправленной модификации поверхностей трения деталей.
Теоретические и экспериментальные исследования, базирующиеся на сформулированных в диссертации положениях позволили разработать эффективный способ повышения ресурса деталей узлов трения лесных машин при использовании М (Ж в смазочной среде и ПДТХР в циркуляционных системах смазки двигателей, снизить износ деталей узлов трения в 1,6 раза, стабилизировать физико-химические характеристики смазочной среды.
Разработаны рациональные режимы производства МСК и технология ДДТХР в циркуляционных системах смазки лесных машин. Результаты исследования могут быть использованы при ускоренной обкатке двигателей после ремонта ив циркуляционных системах смазки без конструктивных изменений серийного двигателя лесных машин, а также при дальнейших исследованиях систем регулирования процессов трения и изнашивания в условиях плакирования деталей узлов трения.
1а защиту выносятся следующие положения:
1. Система управления процессами трения и изнашивания применением плакирования поверхностей сопряжений узлов трения лесных машин;
2. Технология металлоплакирования поверхностей сопряжений узлов трения и методика проведения исследований металлоплакирования при лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаниях;
3. Научно-обоснованные рекомендации ремонтным заводом по сокращению времени обкатки двигателей после капитального ремонта к применении систем трибохимиче ского регулирования в циркуляционных системах смазки лесных машин" технических конференциях Санкт-Петербургской Государственной Лесотехнической академии в 1995;1998 гг., на международной конференции «Проблема развития лесного комплекса Северо-Западного региона» (г.Петрозаводск, 1996 г.), на 1-ой международной научно-технической конференции «Износостойкость машин» (г.Брянск, 1996 г.).
Результаты экспериментов проверялись в условиях Санкт-Петербургского экспериментального авторемонтного завода № 57, Кольского лесхоза, Сегежского НИХ.
Основные положения работы использовались при выполнении госбюджетной теш § 53 (заказ-наряд 1.5.96) «Управление качеством лесозаготовительных, лесохозяйственных машин и оборудования при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте» .
Основное содержание диссертации опубликовано в 7 печатных работах, в отчетах по НМР Санкт-Петербургской Государственной Лесотехнической академии, имеющих номер государственной регистрации.
— 9.
I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ШВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ЛЕСНЫХ МАШИН И ОБОСНОВАНИЕ ВЬБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Результаты исследования масла М-вВ^, обработанного щелочными реагентами и йодом на машине трения.
Весовое соотношение натриевых и оловянных компонентов, соответственно.
Суммарный износ пары трения, мг.
Масло до Масло центрипосле фугироцент-вания рифу-гиро-вания.
Температура пары трения, °С.
Время приработки пары трения, мин.
Момент трения, Н-м.
В начале приВ конце приработки работки.
Масло до Масло В начал' центрипосле работки.
В начале приВ конце при-лябпФки работки фугироцентри- ;
Масло до Масло Масло до Масло вания фугироМасло до Масло Масло до Масло ттомф-пиггллтто гтнгппмпосле вания центрипосле центрипосле вания рифувания гиро-вания цент-рифу-гиро-вания фугиромасло до масло масло до шасло вания центрипосле центрипосле фугироцентфугироцентри-вания рифувания фугирорифу-гиро-вания вания.
Базовое масло М-8В0? 3,05 — 180 — 173 — 260 28 24.
Сплав 1:5 1,70 0,55 169 165 150 165 80 80 24 25 21 22.
Сплав 1:3 1,40 1,70 163 165 139 146 160 160 24 25 20 21.
Плав 3:1 0,60 2,30 162 159 130 144 240 60 24 24 19 21.
Плав 18:1 1,50 0,20 158 150 132 134 100 80 24 24 18 19 I и.
0 СО 1.
— 104 центрифугирования суммарный износ пары трения уменьшился в 3.7 раз. В маслах, обработанных сплавом 1:5 и плавом 18:1 после центрифугирования суммарный износ пары трения увеличился в 1,2.4 раза. Таким образом, при использовании сплава 1:3 и плава 3:1 процесс приработки пары с участием олова, обладающего плакирующими свойствами, а при использовании сплава 1:5 и плава 18:1 процесс приработки пары с участием олова, обладающего абразивными свойствами. Отобранные центрифугированием металлы незначительно влияют на температуру пары трения в начале приработки, а в конце приработки на установившемся режиме понижают ее на 2.15°С. Из обработанных масел наименьшую температуру поверхностных слоёв имеет пара трения при работе на маслах, обработанных плавом 3:1 и сплавом 1:3. Время приработки пар трения на обработанных маслах по сравнению с временем приработки пары трения на базовом масле уменьшилось: на маслах, обработанных сплавом 1:5 и плавом 18:1 — в 2,9 и 2,6 раза соответственнона масле, обработанном сплавом 1:3 -в 1,5 раза. На масле, обработанном плавом 3:1, время приработки не изменилось. Момент трения на обработанных маслах, как в начале так и в конце приработки пар трения был ниже, чем при испытаниях на базовом масле, причем момент трения в начале приработки при испытаниях на всех обработанных маслах одинаков, а в конце приработки на установившемся режиме у масел, обработанных плавами несколько ниже, чем у масел, обработанных сплавами.
Разработанные щелочные реагенты на основе гидроокиси натрия и двуокиси олова проявляют идентичные со сплавом натрий-олово физико-химические свойства в окисляемых минеральных маслах в присутствии иода. Дисперсные частицы сплава натрий-олово в соотношении 1:3 и плава гидроокиси натрия и двуокиси олова 3:1 обладают плакирующими свойствами при приработке пары трения, а дисперсные.
— 105 частицы сплава 1:5 и плава 18:1 обладают абразивными свойствами при приработке. Для применения в масляных системах двигателей определен состав плава в соотношении 3:1.
Щелочной реагент на основе плава гидроокиси натрия и двуокиси олова также, как и сплав натрий-олово увеличивает щелочность смазочного масла, в которой ингибирующее действие йода на окислительный процесс масла проявляется также, как и в маслах, обработанных сплавом натрий-олово.
Исследования на машине трения показали, что разработанный плав также, как и сплав натрий-олово, при применении базового масла М-8В2 снижает момент трения и уменьшает время приработки пары трения.
4.3. Разработка схемно-конструктивных устройств для создания постоянно действующего трибо-химичеекого режима в двигателях лесных машин.
Двигатель СМД-14М оснащен полнопоточной центрифугой с двухконтурной системой движения масла и частотой вращения ротора 5000. т.
5500 мин. Масло, нагнетаемое масляным насосом под давлением 0,55.0,70 МПа, поступает в ротор, где разделяется на два потока. Масло, движущееся по малому контуру, возвращается в нижнюю часть ротора, подвергается относительно неглубокой очистке и используется для гидропривода, сливаясь в картер в объеме (0,25.0,30)"Ю-3 м3/с. Масло, движущееся по большому контуру, поднимается вверх и за счет более длительного пребывания в зоне действия центробежных сил очищается полнее. Это масло поступает в главную масляную магистраль. Расход масла через ротор достигает 0,67*Ю" «3м3/с. Высокий темп накопления в моторном масле асфальтенов и оксикислот при центробежной очистке способствует интенсивному нагарои лакообра.
— 106 зованию, а следовательно, и блокированию маслоотводящей канализации поршневых колец.
Одним из путей продления срока службы моторного масла является способ периодического добавления в него присадок, заключающийся в том, что для восстановления моющих, антиокислительных и антикоррозионных свойств работающего масла в него добавляют по объёму от 3 до 6% присадки через каждые 120 часов. Хотя применение рекомендуемого режима смазки обеспечивает снижение износа двигателей, однако ввиду трудоёмкости работ и неудобства дозировки присадки он пока не получил широкого применения /13,46/.
Эффективность методов трибофизического и трибохимического регулирования процессов трения при использовании циркуляционных систем смазки может быть повышена, а ресурс работы смазочной композиции существенно увеличен при подаче в систеь^у активных реагентов, необходимых для осуществления самоорганизованного поведения трибо-системы. Одним из направлений решения этой проблемы является метод улучшения качества моторных масел и увеличения ресурсов деталей узлов трения, основанный на использовании йодистых фильтров-дозаторов и сплавов натрий-олово в масляных системах. Стабильность эксплуатационных свойств масла, а также повышение долговечности ДВС достигается созданием ГЩТХР в результате последовательного воздействия на масла сплавом натрий-олово, а затем йодом. Основным положением рассматриваемого метода является ингибирование окиеления моторного масла в результате участия йода в реакциях обрыва цепей радикального механизма окисления углеводородов масла, а также образования оловоорганических соединений, дополняющих ин-гибирущий эффект йода /75/.
Для лучшего контактирования сплава натрия-олова с иодом разработаны специальные устройства — аппараты стабилизации масла (АСМ).
— 107 горизонтального и вертикального типа, таблица 4.4 /65/.
Список литературы
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиеке оптимальных условий.- 1.: Наука.-279с.
- Александров В.А. Динамические нагрузки в лесосечных маданых. -Л.: Издательство ЖГУ, 1984.- 152с.
- Андреев В.Н. Математическое планирование эксперимента. Учебное пособие. Л.: РЙО, ITA, 1982. — 37с.
- Андреев В.Н., Балихин В. В. и другие. Ремонт и техническая эксплуатация лесохозяйетвенного оборудования. Л.: Агропромиздат, 1989. — 312с.
- Анисимов Г. М. Исследование влияния процесса трелёвки древесины и условий эксплуатации на нагруженность трансмиссий трелёвочного трактора при работе на лесозаготовках. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Л.: ЛТА, 1973.-371с
- Бабусенко G.I., Степанов В. А. Современные способы ремонта машин,-М.: Колос, 1977. 272с.
- Балихин В.В. Повышение эффективности технологических процессов восстановления деталей лесозаготовительных машин. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Л.: ЛТА, 1988.-468с.
- Бершадекий Л.И. Самоорганизация и надежность трибосистем. Киев: Знание, I98I.-35C.
- Болынов Л.Н. и др. Таблицы математической статистики.-М.: Наука, 1965. 474с.
- Болотин В.В. Ресурс машин и конструкций. -М.: Машиностроение, 1990. 448с.
- Боуден §.П., Тейбор Д. Трение и смазка. /Перевод с англ./ М.: Машиностроение, 1968. 543с.- 143
- Буше H.A. Трение, износ и усталость в машинах. -М.: Транспорт, 1987.- 223с.
- Венцель C.B. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания. -Киев: Техника, 1977. 261с.
- Воскобойников I.B., Рузин С. М. Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительных машин и оборудования. М.: Лесная промышленность, 1984. — 280с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника.- М.: Машиностроение, 1989.- 328с.
- ГОСТ 8.207−76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения. Введ. 01.01.77. -I.: Издательство стандартов, 1976.- 8с.
- ГОСТ 18 509–80. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. Введен 01.01.87. — I.: Издательство стандартов, 1986.- 57с.
- Григорьев I.A., Долецкий В. А. Обеспечение надежности двигателей." М.: Издательство стандартов, 1978.- 324с.
- Гулин E.I., Маслецов В. В. Трибологическая надежность машин. «Проблемы износостойкости и надежности машин». С.-Пб: ИНМАШ РАН, 1992.- с.21−27.
- Дерябин A.A. Смазка и износ деталей. -I.: Машиностроение, 1974.-183с.
- Дехтеринский Я.В., Апсин В. П., Доценко Г. Н. Технология ремонта автомобилей. -I.: Транспорт, 1979. 342с.
- Драгунович В.И., Гончаров B.C. Ремонт машин и механизмов в лесной промышленности. ~М.: Лесная промышленность, 1986.-296с
- Дьюк К., Парк Р. Структура поверхности: новые методы ее иссле^ дования. Успехи физических наук. -I.: Наука, 1973. т. З, вын.1 139с.
- Евдокимов М.Н. и др. Исследование природа противоизносного действия ме талл о содержащих присадок к смазочным материалам. «Трение и износ». I.: Издательство АН СССР, 1989. т.10, M • с.27−31.
- Ермолов I.C., Кряжков В. М., Черкун Е. В. Основы надежности сельскохозяйственной техники. -М.: Лесная промышленность, 1987. 271с.27. 1дановекий И.С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. -I.: Колос, 1979. 223с.
- Зорин В.А. Основы долговечности строительных и дорожных машин М.: Машиностроение, 1978. 245с.
- Избирательный перенос как антифрикционный механизм на основе хемосорбции. «Избирательный перенос при трении». -М.: Наука, 1975. с.12−19.
- Инструкция по применению норм расхода горюче-смазочных материалов для трелёвочных тракторов ТДТ-55. Архангельск: Северо-Западное книжное изд., 1971.- 11с.
- Исследование эксплуатационной надежности машин TB-I, 1Щ-1А, ЛП-30, ТДТ-55А в условиях опорных пунктов. Петрозаводск: КарНИШШ, 1977. — 96с.
- Камбалов B.C. Оценка триботехнических свойств контактирующих поверхностей. М.: Наука, 1983. — 136с.
- Канарчук В.Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы. Киев: Наукова Думка, 1978. — 25с.- 145
- Карасик И.И. Прирабатываемость материалов для подшипников скольжения. М.: Наука, 1978. — 185с.
- Кламан Д. Смазки и родственные продукты. Синтез. Свойства. Применение. Международные стандарты. М.: Химия, 1988.-487с.
- Копчиков В.П., Невмержицкий В. Н., Минков A.C. Техническая эксплуатация мамин и оборудования лесозаготовительной промышленности. М.: Лесная промышленность, 1986. — 224с.
- Костецкий Б.1. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. — 396с.
- Крагельский I.B., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526с.
- Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей М.: Транспорт, 1982. — 224с.
- Литвинов В.Н., Михин Н. М., Мышкин К. Н. § изико-химичеекая механика избирательного переноса при трении. М.: Наука, 1979.-187с.
- Лукинский B.C., Котиков D.F., Зайцев Е. И. Долговечность деталей шасси автомобиля. Л.: Машиностроение, 1984. — 231с.
- Марков А.Н., Чугунов A.B., Корыхалов A.B. Исследование прочности сцепления покрытия с основой при динамическом нагруже-нии. «Обоснование параметров машин и механизмов для лесозаготовок и лесного хозяйства», Межвуз.сб.науч.тр.- Л.: ЛТАД990.-с.98−100.
- Масла и составы против износа автомобилей. Под ред. Школьнико-ва В.М. М.: Химия, 1988. — 93с.
- Маслецов В.В., Егоров B.I. 0 применении вероятностных методов для оценки изменения параметров лесотранспортных машин. Межвуз. сб.науч.тр. Л.: ЛТА, 1972. — с.63−64.- 146
- Маслов H.H. Качество ремонта автомобилей. М.: Транспорт" 1975. — 368с.
- Матввевский P.M., Лашхи В. Л., Буяновский И. А., Фукс Й. Г., Бадыштова K.M. Смазочные материалы. Антифрикционные и проти-воизносные свойства/ Методы испытаний. Справочник. М.: Машиностроение, 1989. — 217с.
- Меньшиков В.Н. и др. Лесозаготовительные машины. I.: ЛТА им. С. М. Кирова, 1986. — 72с.
- Методика определения параметров оптимальной шероховатости поверхности деталей при ремонте двигателей тракторов сельскохозяйственного назначения. П.: ВШ, 1971. — 19с.
- Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, «1961. — 576с.
- Михлин В.М. Прогнозирование технического состояния машин. ~М.: Колос, 1976. 288с.
- Моисеев М.П. Экономика технологичности конструкций. М.: Машиностроение, 1973. — 352с.
- Музалевский B.I., Леонов 1.В. Технологические измерения и приборы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. -М.: Экология, 1991. 398с.
- Муралшшн Н.В. Экономическая эффективность новой техники и технологий в лесном комплексе: Лекции/ЛТА. С.-Ш., 1992.- 96с.
- Немцов В.П., Шеетаков Б. А. Техническая эксплуатация автомобиль ного транспорта на лесозаготовительных предприятиях. М.: Лесная промышленность, 1985. — 271с.
- Панин В.Е., Лихачев В. А., Гриняев Ю. В. Структурные уровни деформации твердых тел. Новосибирск: Наука, 1985. — 231с.
- Паньков Н.П. Надежность автомобильной техники. Л.: ВАТТ, 1973. — 160с.- 147
- Покровский Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1985. -195с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования. М.: Минлеепром СССР, 1991.- 236с.
- Порохов B.C. Трибологические методы испытания масел и присадок. М.: Машиностроение, 1983. — 183с.
- Проблемы надежности и ресурса в машиностроении. Отв. редакторы академик #ролов К.В., д.т.н.Гусенко А. П. М.: Наука, 1986.-248с.
- Прогрессивные методы восстановления изношенных деталей /Обзор/ М.: ВНШШЭИлеепром, 1977. — 103с.
- Проников А, С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. -592с.
- Прохоров В.Б., Антипин В. П. Влияние неустановившихся режимов работы ДВС на износостойкость его деталей. -Л.: Двигателе-строение, 1980. $ 10. — с.25−27.
- Разработка и исследование смазочных еистем с адаптацией к режиму работы узлов трения машин и механизмов в условиях реализации эффектов безызносности. Отчет Л§- НАШ АН СССР № гос. per. 0I90005I43I Л.: 1990. — 155с.
- Ребиндер П.А. Поверхностные явления в дисперсных системах. Физико-химическая механика. Избранные труды. М.: Наука, в техни
- Самагина И.1. Системный подход к решению проблемы «безызнос-ности» машн и механизмов. Деп. в ВИНИТИ № 1467−1 96.05.05.96. С.-Пб.: 1ТА, 1996. -9с.
- Самагина Й.В. Снижение токсичности многокомпонентных разовых смесей в двигателях лесных машин. Деп. в ВИНИТИ № 1468 В 96.05.(c)5.96. — С.-16.: ЛТА, 1996. -6с.
- Семенов М.Ф. Обоснование параметров и технических решений модульных трелёвочных систем с целью повышения производительности и снижения энергоемкости процесса. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. СПб.: ЛТА, 1996.-386с
- Серов А.В., Миляков В. В., Назаренко А. С. Техническая эксплуатация лесозаготовительного оборудования. М.: Лесная промышленность, 1987. — 271 с.
- Сковородин В.Я., Тишин Л. В. Справочная книга по надежности сельскохозяйственной техники. Л.: Лениздат, 1985. — 204 с.
- Современное оборудование и технологические процессы для восстановления изношенных деталей машин. Тезисы докладов на науч.-тех. конф. стран-членов СЭВ и СФРЮ. -M.: 1983. 224 с.
- Соколов М.й. Исследование режимов работы, эффективности и эксплуатационной надежности автомобилей БелАЗ в условиях карьеров Севера. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Л.: 1974. — 178 с.
- Taxa X. Введение в исследовании операций: В 2-х книгах.КнЛ. Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 479 с.
- Трение, изнашивание и смазка. Кн.1: Справочник /Под ред. Й. В. Крагельского. -М.: Машиностроение, 1978. с.234−246.
- Хасуи А., Моричакио 0. Наплавка и напыление. Пер. с япон./Под ред. В. С. Степена. М.: Машиностроение, 1985. — 240 с.
- Хайнике Г. Трибохимия. Пер. с англ. М.: Мир, 1987. — 582с.
- Черноиванов В.И. Совершенствование технологии и повышение качества восстановления деталей сельскохозяйственной техники.-М.: Колос, 1983. 76с.- 150
- Чихос X. Системный анализ в трибонике. М.: Мир, 1982.- 351с.
- Шадричев В.А. 0сновы технологии автостроения и ремонт автомобилей. Л.: Машиностроение, 1976. — 560с.
- Яхин З.А. Исследование и гидродинамический расчет циркуляционных систем смазки быстроходных дизелей. Диссертация на соискание кандидата технических наук, Л.: ЦНЩЩ, 1978. — 190с.
- Ящерицын П.И., Рыжов Э. В., Аверчинков В. И. Технологическая наследственность в машиностроении. Мн.: Наука и техника, 1977. 255с.
- Ludema К.С. Selecting material for wear resistance. Wear of material. -New York: ASME, 1981.-p.1−6.
- Newley R.A., Sprikes H.A. Macpherson oxidative wear in lubricated contact.-Trans. AS WE, ser. F, 1980.-№ 4.-p.131−137.
- Triboiogy Handbook. By editor Neaie M. J.-London: Butter worth, 1973.-p.600.
- Технология ускоренной обкатки двигателей с использованием металлосодержащей композиции, разработанной в Санкт-Петербургской ITA ассистентом Самагиной М. В. внедрена на 57 ЭАРЗ.
- Аспирант кафедры ТЛМиР СПб ЛТА1. И.В.Самагина- 154
- ПЛЛ. Технические требования к обкатке двигателей после капитального ремонта на маслах с металлесодержащей композицией
- ПЛЛ.З. Холодная обкатка, горячая обкатка двигателя на холостом ходу и под нагрузкой, сдаточные испытания производятся на масле с металлосодержащей композицией.
- ПЛЛ.4. Обкатку двигателей на масле с металлосодержащей композицией целесообразно производить на стендах, оборудованных централизованной системой смазки. При отсутствии последней допускается заливка масла с композицией непосредственно в картер двигателя.
- ПЛ. 1.6. При отсутствий централизованной системы смазки масло с композицией заливается в картер двигателя и в дальнейшем используется для обкатки шести двигателей.
- ПЛ. 1.7. Температура масла и воды, подводимых к двигатели, должна соответствовать требованиям технических условий на обкатку двигателей.
- П. 1.1.8. Обкатка двигателей на маслах с металлесодержащей композицией производится в соответствии с режимами, указанными в данных технических условиях.