Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антиобщественное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение этих задач затрудняется еще и несовершенностью законодательной базы, отсутствием нормативных актов, регулирующих эту деятельность. Принятый в мае 1999 г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», к сожалению, в некоторых аспектах даже усложнил работу подразделений по делам несовершеннолетних, которые до настоящего времени… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Криминологическая характеристика антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответсвенности
    • 1. Социально-правовая оценка антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной отвественности
    • 2. Виктимологические проблемы антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности
  • Глава 2. Криминологическая характеристика личности подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, допускающих антиобщественное поведение
    • 1. Криминологическая характеристика отношений подростков, не достигших возраста уголовной ответственности в сфере учебной деятельности
    • 2. Криминологическая характеристика отношений подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, в сфере личностного общения
  • Глава 3. Организационно-правовые аспекты предупреждения антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответсвенности
    • 1. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по профилактике антиобщественного поведения подростков, не достигших возраста уголовной ответственности

    § 2 Совершенствование профессионально-служебной деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в работе с подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности. 120

Антиобщественное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены в нашей стране высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В современных условиях развития Российской Федерации одной из важных задач общества и государства является бережное отношение к подрастающему поколению. Возможности осуществления практических шагов в данном направлении задаются той объективной ситуацией, которая сложилась в России в последние годы.

Как показывает анализ правоприменительной практики, несовершеннолетние сегодня составляют наиболее криминально активную часть населения страны. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение 1998, 1999 гг. на каждые сто тысяч подростков-жителей России, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, равно 2029. Аналогичный показатель в отношении взрослой части населения составляет 1487 преступлений.

Особо настораживает высокая криминальная активность малолетних. В 1999 г. количество малолетних, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в их возбуждении отказано в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, составило 109,9 тыс. человек. В центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) органов внутренних дел помещено свыше 6 тыс. детей, не являющихся субъектами преступлений, что в 5 раз больше, чем пять лет назад.

Кроме того, если в 1995 г. из общего числа состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних малолетние составляли 23%, то в 1996 г. эта доля увеличилась уже до 30% и остается примерно на этом уровне в течение 1997, 1998, 1999 гг. и шести месяцев 2000 г.

Ежегодно в органы внутренних дел (далее — ОВД) доставляется свыше миллиона детей за различные антиобщественные поступки и безнадзорность. Более 80 тыс. ежегодно уходят из семей и попадают в приемники-распредилители, сегодня около 4 млн. детей относится к числу беспризорных. По данным первого полугодия 2000 г. в России 620 тыс. детей-сирот, из которых только 10% - действительных, 90% - социальных. За пятилетие число антиобщественных поступков среди малолетних, выросло более чем на 40%.

Статистика неумолимо свидетельствует о том, что среди этой категории сегодня наметилась тенденция к пьянству, употреблению наркотиков и токсических веществ, проституции. К сожалению, в отчетах ГИЦ МВД РФ цифры по малолетним, весьма скупы, но и они достаточно убедительно свидетельствуют о превращении антиобщественного поведения малолетних в серьезную социальную проблему, которая характерна сегодня не только для России, но и других стран мира.

Не случайно в материалах заседания Экспертного комитета в рамках Европейского комитета по проблемам преступности, проходившего в Страсбурге в январе 2000 г., ведущими криминологами из Албании, Болгарии, Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Нидерландов, Польши, Португалии, России, Швеции, Соединенных Штатов Америки подтверждена серьезность данной тенденции1.

Разрешение этой проблемы требует повышения эффективности профилактической работы, направленной на предупреждение антиобщественного поведения несовершеннолетних, усиления начал профессионализма, конкретности и реальности этой деятельности, для чего, в свою очередь, необходим четкий анализ современного состояния антиобщественного поведения малолетних, тех изменений, которые происходят в их среде. Это обусловливается: во-первых,.

1 См.: European committee on crime problems (CDPC). Committee of Experts on the role of early psychosocial intervention in the prevention of criminality (PC-1N). — Strasbourg. 2000. P. 36. тем, что 60% преступлений, совершенных в более позднем возрасте, предшест-&diamsвовало отклоняющееся поведение в возрасте до 14 летво-вторых, в антиобщественном поведении происходит накопление противоправного опыта, формируется внутренняя готовность к переходу на преступный путьв-третьих, в данном возрасте имеется некоторый резерв времени, методов и средств для предупреждения антиобщественного поведения.

Решение этих задач затрудняется еще и несовершенностью законодательной базы, отсутствием нормативных актов, регулирующих эту деятельность. Принятый в мае 1999 г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», к сожалению, в некоторых аспектах даже усложнил работу подразделений по делам несовершеннолетних, которые до настоящего времени руководствуются еще и устаревшим приказом МВД СССР № 180 от 18.08.1988 г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних».

Кроме того, возрастные особенности малолетних требуют разработки т специальных методов и форм работы с ними.

Степень разработанности темы исследования. В разработку проблем предупреждения преступности несовершеннолетних внесли весомый вклад такие ученые, как Аванесов Г. А., Антонян Ю. М., Блувштейн Ю. Д., Ветров Н. И., Вицин С. Е., Герцензон А. А., Гилинский Я. И., Долгова А. И., Ермаков В. Д., Жига-рев Е.С., Игошев К. Е., Кудрявцев В. Н., Кузнецова Н. Ф., Райе Ф., Ратинов А. Р., Мариновская И. Д., Миньковский Г. М., Панкратов В. В., Сахаров А. Б., Ситков-ская О.Д., Шибутани Т., Эфроимсон В., Яковлев A.M. и многие др.

Вместе с тем ряд проблем, исследуемых в диссертации, еще не получили должного научного обоснования и нуждаются в изучении.

За последние более чем 20 лет нет фундаментальных работ, посвященных малолетним, которые бы содержали целостную картину распространенности их антиобщественного поведения, углубленного познания общественно опасных деяний, совершаемых ими, основанного на изучении внутреннего развития этого явления, его стадий.

Объект и предмет исследования. Объектом исследование является антиобщественное поведение малолетних.

Предметом исследования является деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению антиобщественного поведения малолетних.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является системный анализ социально-экономических, организационных и политико-правовых аспектов сущности и содержания антиобщественного поведения малолетних, выявление причин и условий, снижающих эффективность деятельности органов внутренних дел по предупреждению антиобщественного поведения малолетних, оценка особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства по предупреждению их антиобщественного поведения.

Указанная цель определила следующие задачи:

— уточнить понятия антиобщественного поведения малолетних и его предупреждения;

— изучить особенности личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, их типологию, а также механизм личностных деформаций;

— определить круг субъектов профилактики и их роль в предупреждении личностных деформаций;

— разработать методику разрешения трудных ситуаций для малолетних, способствующей их адекватности правовым и нравственным нормам социальной адаптации;

— выработать систему мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в предупреждении антиобщественного поведения малолетних и совершенствованию профессионально-служебной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания социальных процессов и явлений, их организационно-правовой регламентации, подход к изучению объекта исследования с системных позиций.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, общей теории государства и права, уголовного права, криминологии, психологии и педагогики.

Кроме того, в процессе исследования использовались: формальнологический метод, мониторинг законодательных и нормативных актов, системный подход, контент-анализ, социологические методы научного познания.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе изложены особенности личности малолетних, допускающих антиобщественное поведение, показана социально-правовая оценка их антиобщественного поведения, уточнено понятие антиобщественного поведения малолетних, дается общая криминологическая характеристика личности малолетних нарушителей и их типология, которая в современных условиях России значительно изменилась. Кроме анализа общих направлений профилактики ее субъектами в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», новых форм и методов, роли ОВД, предлагается специально разработанная методика для обучения малолетних разрешать трудные жизненные ситуации, адекватно относится к окружающей действительности в русле соответствующих правовых норм.

В диссертации учтены рекомендации заседания Экспертного комитета о роли раннего психосоциального вмешательства в предупреждение преступности несовершеннолетних в рамках Европейского комитета по проблемам пре-I* ступности, проходившего в Страсбурге 25−27 января 2000 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

— вывод о том, что общий рост криминогенной пораженности в последние годы обусловливает устойчивую тенденцию криминализации малолетних, а высокий уровень латентности их антиобщественного поведения затрудняет его раннюю диагностику;

— утверждение о том, что личностная деформация малолетних нарушителей определяется, прежде всего, искажениями в потребностно-мотивационной сфере, что в свою очередь затрудняет социальную адаптацию в соответствии с правовыми и нравственными нормами нашего общества;

— тип микросреды в определенных пределах способен определить тип личностной деформации малолетнего, который может служить серьезным основанием для прогноза тяжести проступка в будущем;

— личностная внутривозрастная дифференциация контингента малолетних должна определять основные правовые и организационные решения в области профилактики и уголовной политики в отношении данной категории несовершеннолетних;

— оптимальное функционирование системы предупреждения антиобщественного поведения малолетних требует существенного улучшения информационного обеспечения.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они расширяют существующие представления о сущности антиобщественного поведения малолетних.

Изучение этих вопросов представляет не только теоретический, но и практический интерес для оценки и прогноза общего состояния правонарушений несовершеннолетних, а также для разработки и организации предупредительного воздействия в отношении малолетних.

Материалы диссертации могут быть также использованы для преподавания учебных курсов «Криминология и профилактика преступлений», «Психология и педагогика в деятельности органов внутренних дел», «Оперативно-розыскная деятельность».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в виде основных положений диссертации, используются в практической деятельности отдела по делам несовершеннолетних УВД ЮЗАО г. Москвы, а также применяются в учебном процессе на факультете повышения квалификации Московской академии МВД России. Л.

Заключение

.

Антиобщественное поведение малолетнихэто система негативных поступков или отдельные негативные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Объектом нашего исследования являлись правонарушения малолетних в возрасте 11−13 лет включительно. Объективная сторона этих правонарушений совпадает с объективной стороной соответствующих преступлений и административных правонарушений, а субъективная — предполагает дефект социальной позиции, выражающийся в осознанном (умышленном или неосторожном) выборе противоправного варианта поведения, несмотря на наличие представления о социальной вредности своих поступков, для которых существует определенная система правовых запретов и связанными с ними обязанностями, несоблюдение которых влечет применение мер правового характера и антиобщественное малолетних возраста 7−10 лет, которое можно рассматривать только с точки зрения отклоняющегося поведения. Отказ законодателя от использования мер уголовного наказания, в случаях, когда объективная сторона общественно опасных деяний совпадает с объективной стороной составов преступлений, связан не с принципиальной возможностью, а с нецелесообразностью применения этой наиболее острой формы государственного принуждения в виду того, что коррекцию еще не сложившейся личности возможно осуществить с помощью более мягких мер.

Проанализированные в диссертации данные статистических материалов показывают, что антиобщественное поведение малолетних представляет собой широкомасштабный криминальный феномен, наносящий ощутимый противоправный вред в настоящем и создающий серьезные предпосылки дальнейшего расширения размаха преступной активности молодежи в самом ближайшем будущем и что отечественная система профилактики оказалась не способной противостоять росту антиобщественного поведения малолетних. Характерными чертами этого фактора для 90-х гг. являются следующие:

— ярко выраженные структурные изменения преступности несовершеннолетних в сторону корыстно-насильственной направленности, повышение их агрессивности;

— рост безнадзорности;

— существенные изменения в нравственном состоянии подростков (омоложение проституции, бродяжничество, алкоголизация, токсикомания, наркомания);

— зловещая роль средств массовой информации и системы Интернет в формировании антиобщественного поведения у малолетних, в том числе и из благополучных семей;

— социальное сиротство;

— участие малолетних в совершении преступлений совместно со взрослыми;

— увеличение неформальных объединений несовершеннолетних особенно с антиобщественной направленностью;

— вынужденная миграция населения, в том числе из зон межнациональных и военных конфликтов;

— резкое увеличение криминализации малолетних девочек.

Весьма высокий уровень латентности антиобщественного поведения малолетних ставит в ряд главных задач — обеспечение выявления максимально полного уровня нарушений как основу системы предупреждения этого социального явления.

Личностная внутривозрастная дифференциация малолетних должна в большей степени определять основные правовые и организационные решения в области профилактической и уголовной политики в отношении них.

Понимание проблемы как исключительно социально — детерминированное явление не позволяет решить эту проблему.

Личностная деформация малолетних, допускающих антиобщественное поведение, определяется, прежде всего, искажениями в потребностно-мотивационной сфере, что в свою очередь затрудняет социальную адаптацию в соответствии с правовыми и нравственными нормам и нашего общества.

Одной из причин деформаций личности малолетних является их большая социальная и педагогическая запущенность.

Тип микросреды в определенных пределах способен определить тип личностной деформации малолетнего, который может служить серьезным основанием для прогноза тяжести проступка в будущем.

Оптимальное функционирование системы профилактики антиобщественного поведения малолетних требует существенного улучшения информационно-аналитического обеспечения.

Для более и эффективного функционирования системы предупреждения она должна опираться на анализ механизма деформации личности и поведения малолетних, который характеризуется рядом этапов:

1-й этап — под влиянием неблагоприятной среды намечается деформация личности;

2-й этап — деформация отдельных личностных качеств под усиливающимся воздействием неблагополучной среды;

3-й этап — под воздействием серьезно деформированной среды личность приобретает антиобщественную направленность;

4-й этап — обратное воздействие малолетнего на среду, характеризующееся интенсивностью правонарушений и завершается совершением общественно опасного деяния.

Деятельность субъектов профилактики личностных деформаций малолетних должна представлять собой непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, содержащий необходимый комплекс воспитательных и профилактических мер.

Предупреждение общественно опасных деяний и иных правонарушений среди лиц исследованного возраста является существенной предпосылкой воспитания законопослушного поколения.

Для предупреждения личностных деформаций малолетних существенную помощь может оказать методика, позволяющая обучать детей через сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, психологов ОВД преодолевать и разрешать трудные жизненные ситуации и адекватно относиться к современным условиям жизни, способствовать их правильной с точки зрения правовых и нравственных норм адаптироваться в условиях жизни нашего общества, то есть способствовать успешному и эффективному процессу социализации малолетних (процессов формирования системы ценностей личности и ее личностных качеств). С другой стороны это позволит совершенствовать систему индивидуальной работы с малолетними и способствовать успешной профессионально-служебной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.

Исходя из вышеизложенного, в целях совершенствования профилактики антиобщественного поведения малолетних представляется целесообразным:

1. Внести дополнения в нормативно-правовые акты по существенному улучшению информационно-аналитического обеспечения, где должна учитываться необходимость более полного использования социальной информации. Вся информация по антиобщественному поведению должна обобщаться в каком-то едином органе.

2. В нормативных актах, регламентирующих деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, должна найти отражение служебная профессиональная нагрузка на инспекторов, которая, как представляется, не должна превышать 25 человек.

3. Необходимо пересмотреть оценочные критерии работы инспекторов по делам несовершеннолетних.

4. Требует серьезных изменений система подбора и обучения кадров для работы с детьми. Для чего в целях повышения профессионального уровня сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних кроме возможностей факультета повышения квалификации Московской академии МВД России следует более эффективно использовать систему служебной подготовки. На специальные семинары, практические занятия целесообразно приглашать ведущих специалистов (преподавателей) Академии.

5. Возрастные границы несовершеннолетних при постановке их на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних должны найти отражение в нормативных актах. Целесообразно уменьшать возрастную границу ниже предела 11 лет. Кроме того, как нам видится, основанием для постановки на учет в подразделении по делам несовершеннолетних может быть не только совершенное общественно опасное деяние, но и нахождение ребенка в определенной криминогенной среде.

6. Все вышеизложенные предложения, по-нашему мнению, необходимо учитывать в новом Наставлении, регламентирующем деятельность подразделений по делам несовершеннолетних.

7. Как показали результаты нашего исследование, проблема социализации малолетних в современных условиях требует для своего решения серьезных и глубоко продуманных программ, основанных, хотя бы отчасти, на научном знании: программ по предотвращению социального сиротства, по расширению сети детских домов семейного типа (вместо казенных приютов, где никакой социализации не происходит), упрощение процедур усыновления, поддержки общественных инициатив по профилактике детской и подростковой наркомании, алкоголизма. Одной из главных школьных, образовательных, просвещенческих и т. п. программ должна стать задача социализации подрастающего поколения.

8. Необходимо также ускорить создание специальной системы правосудия для детей и подростков — ювенальной юстиции, устранить искусственные препятствия по становлению таких общественно-государственных инстатутов, как восстановительное правосудие. Причем уже сейчас, не дожидаясь появления ювенальной юстиции, надо создавать службы пробации, другие структуры, обеспечивающие исполнение альтернативных лишению свободы наказаний именно для подростков и там, где для этого есть хоть какие-то возможности. Позже они станут важными элементами ювенальной юстиции.

9. Опять-таки, там, где это возможно, уже сейчас необходимо передавать систему исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей в подчинение местных властей. Некоторым регионам вполне по силам за короткий срок построить доброприютные заведения для своих оступившихся детей. Их на самом деле на каждый регион приходится не так уж и много. Это должны быть малочисленные учреждения, в которых дети живут вместе со взрослыми (волонтерами, родителями, другими родственниками, специально отобранными взрослыми заключенными и т. п.).

10. Уже сейчас без особых затрат можно ввести для малолетних нарушителей институт краткосрочного ареста (от нескольких дней до нескольких недель). По наблюдениям людей, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, краткосрочная затворенность, первое столкновение с тюрьмой (СИЗО) приводит большинство подростков в шок.

Конечно, все эти меры, предложенные нами в заключении диссертационного исследования, — еще не решение проблемы (поскольку корни ее, как мы убедились, слишком глубоки), но они смогут спасти хотя бы часть детей от физических страданий и духовной гибели и, одновременно, несколько улучшить ситуацию с преступностью несовершеннолетних в нашей стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативных актов. -ML 1997.356 С.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996. № 25.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В. М. Лебедева. М., 1996. 832 С.
  4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.99. М., 1999.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.06.1994 № 646 «О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ». Собр.закон. 1994.№ 7, ст. 775,
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1997. № 1207 «О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998 2000 г. г.». — «Российская газета» от 23.10.1997.
  7. Президентская программа «Дети России на 1996−1997 годы». Собрание законодательства РФ № 9. М., 1996. Ст. 799.
  8. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних // Сборник нормативных актов по административной деятельности органов внутренних дел. -М., 1999. -452 С.
  9. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  10. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. («Пекинские правила»), 4.5 //Советская юстиция. —1991 .№ 14.
  11. Материалы заседания экспертного комитета в рамках Европейского комитета по проблемам преступности о роли раннего психосоциального вмешательства в предупреждение преступности несовершеннолетних. -Страсбург, 2000. 36 С.
  12. Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, введенное в действие Приказом Министра внутренних дел СССР от 18 августа 1988 г.
  13. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации // Щит и меч. 1996 № 11 (322).1. КНИГИ
  14. Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999. — 320 С.
  15. P.M. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1998. — 236 С.
  16. P.M. Прогнозирование индивидуального преступного поведения несовершеннолетних. Ташкент, 1983. — 68 С.
  17. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  18. Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник. М., 1995.
  19. .Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
  20. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. 150 С.
  21. Г. М. Социальная психология. М., 1985.
  22. Г. М. Лекция по методике конкретных социальных исследований. -М., 1972.
  23. Ю.Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шостакович Б. В. Криминальная сексология. М&bdquo- 1999. -464 С.
  24. П.Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений (Психологические механизмы насильственного преступного поведения). М., 1983. -80 С.
  25. Ю.М. Причины преступного поведения. -М., 1992.
  26. П.Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде). М., 1975. -159 С.
  27. М.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991.
  28. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996. — 335 С.
  29. Ю.М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М., 1996.
  30. С.Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков. Ереван, 1987. — 145 С.
  31. Е.Г. и др. Современная система субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1996. -37 С.
  32. Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей). М., 1991.
  33. И.Г., Мартынчик Е. Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Кишинев, 1988.
  34. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (Социально-психологические особенности). М., 1993.
  35. К.М., Крюкова Н. И., Рябис JI.A. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1982.
  36. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  37. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  38. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск, 1984. — 129 С.
  39. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  40. А.А. Психология о личности. М., 1988.
  41. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  42. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. М., 1951.
  43. Л.И. Психология формирования личности. М., 1995.
  44. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов у советских школьников. -М., 1951.
  45. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -М&bdquo- 1977.
  46. В.Н. и др. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Спб., 1992.
  47. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  48. Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 1997.
  49. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  50. А.Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение Кишинев, 1990.
  51. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980. -181 С.
  52. С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973. — 181 С.
  53. С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980. — 124 С. 41 .Возрастная психология, личность от молодости до старости: Учеб. Пособие /М.В.Гамезо и др. М., 1999. — 270 С.
  54. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  55. Л.С. Педология подростка. Л., 1931.
  56. Л.С. Проблема развития. Собр.соч.т.6. -М., 1984.
  57. Ю.А. Семья на пороге XXI века: Социолог, пробл. (под ред. К.Н.Хабибуллина). СПб, 1999. — 320 С.
  58. Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. Человек и общество. Вып. VIII. Л., 1971.
  59. Ю.З., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. -Киев, 1987.
  60. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. — 240 С.
  61. Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси, 1979.
  62. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. Спб., 1994.
  63. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1995 год». М., 1996.
  64. И.В. Семья, воспитательные возможности. М., 1985. — 40 С.
  65. Л., Алмазов Б. Побег из дома и бродяжничество. Свердловск, 1988.
  66. Дети-преступники: Воры, убийцы, террористы, попрошайки. Минск, 1996.-640 С.
  67. Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.
  68. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. — 159 С.
  69. Г. Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей (Проблема повышения эффективности борьбы с преступностью). Томск, 1981.
  70. В.Ф., Козюля В. Г. Психические девиации и противоправное поведение подростков. М., 1982.
  71. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М&bdquo- 1982. -304 С.
  72. В.Д., Гуськов Н. М., Савинкова Е. Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1981. — 101 С.
  73. В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания (Методика и результаты исследования). М., 1981.
  74. Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М., 1992.
  75. А.И. Неврозы у детей и подростков. Ленинград, 1988.
  76. В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы). Рязань, 1996. — 167 С.
  77. К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1967. -78 С.
  78. К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971.-171 С.
  79. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. — 166 С.
  80. К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних. -Свердловск, 1973. 159 С.
  81. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М., 1980. -176 С.
  82. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989. — 448 С.
  83. И.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955.
  84. Н.Г. Квалификация преступлений.(Теория и практика).Учебное пособие -М&bdquo- 1999. 113 С.
  85. Н.Г., Собачкин Г. В. Профессиональная этика инспектора по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Домодедово, 1997.-22 С.
  86. П.Ф. Детская и педагогическая психология М., Воронеж, 1999,336 С.
  87. В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991.
  88. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991.
  89. И.А. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних (теория и практика). М., 1998. -132 С.
  90. А.Г. Психологические основы перевоспитания правонарушителя. -М, 1996.
  91. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1982. — 173 С.
  92. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  93. Кон И. С. Психология возраста. Проблемы формирования личности. М., 1979.
  94. М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
  95. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. -М., 1986.
  96. Криминология: Для вузов (под ред. В. Н. Кудрявцева, В.Е.ЭмиНОва). М., 1999. -678 С.
  97. Криминология: Для вузов (под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова,
  98. С.В.Степашина). СПб, 1999. -608 С.
  99. Криминология. Учебник. (под ред. .Н. Ф. Кузнецовой и Г. М.Миньковского). М., 1998. — 556 С.
  100. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. -448 С.
  101. В.Н. Популярная криминология. М., 1998. -- 164 С.
  102. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984,204 С.
  103. Е.И. Формирование антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя (Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних). М., 1990.
  104. К.К. Актуальные проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Караганда, 1986.
  105. Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. М., 1986.
  106. Латентная преступность: познание, политика, стратегия: сб. материалов межд. семинара. М., 1983. — 340 С.
  107. В.А., Мусеибов А. Г. Влияние изменений в социальной среде на криминализацию несовершеннолетних и молодежи: учебное пособие. -М., 1997.
  108. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  109. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  110. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. -256 С.
  111. Юб.Личко А. Е Подростковая психиатрия. Ленинград, 1985.
  112. А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1949.
  113. И.Д. Антисоциальное поведение несовершеннолетних с психическими аномалиями. М., 1994.
  114. Л. Г. Выбойщик И.В. Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999. -318 С.
  115. ПО.Мауленов Г. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних. Караганда, 1990.111 .Меликсетян А. С. Социальные причины аморального поведения несовершеннолетних. -М., 1991.
  116. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего преступника. М., 1987. — 132 С.
  117. Механизм преступного поведения. М., 1981. — 247 С.
  118. Н.И. Изучение системы общения младшего подростка правонарушителя. М., 1977.
  119. А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. Генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985. — 149 С.
  120. А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.
  121. С.П. Преступность несовершеннолетних. СПб, 1998. -43 С.
  122. Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987. -215 С.
  123. Мир детства: младший школьник. М., 1988.
  124. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. — 128 С.
  125. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. М., 1996.
  126. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
  127. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1988.
  128. Наркологическая помощь населению Российской Федерации. М., 1998.
  129. Р.С. Психология. Психология образования. М., 1995. — 496 С.
  130. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. Сборник научных трудов. М., 1992. -- 140 С.
  131. Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
  132. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996.-360 С.
  133. Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой. М., 1992. -96 С.
  134. Основы общей психологии. Рубинштейн С.- 1998. 688 С.
  135. В.В. и др. Программа борьбы с преступностью несовершеннолетних: рекомендации к разработке региональных программ. М., 1992.
  136. Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1990.
  137. В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 1998. — 304 С.
  138. В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних как объект криминологического исследования. -М., 1998.-89 С.
  139. Помощь трудным детям (пер.с англ.). -1987, 424 С.
  140. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Казань, 1983.-151 С.
  141. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней. М., 1995. — 96 С.
  142. Преступность несовершеннолетних в России (1994−1998):статистический сборник. -М., 1999. -37 С.
  143. Преступность: стратегия борьбы (под ред. А.И.Долговой). М., 1997. -256 С.
  144. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи. Ростов- на- Дону, 1996. -85 С.
  145. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
  146. Проблемы борьбы с преступностью. М., 1996. -156 С.
  147. Проблемы борьбы с преступностью в условиях столичного региона. М., 1995.- 100 С.
  148. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. Сборник научных трудов. М., 1990. — 60 С.
  149. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ (отв. ред. В.В.Панкратов). М., 1996.
  150. Проблемы психологии современного подростка. М., 1982.
  151. Проблемы профилактики правонарушений: сборник материалов научно-практической конференции. М., 1997.
  152. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними / Под ред. М. Госсоп и М.Грант. Женева, 1993.
  153. Профилактика правонарушений среди учащихся (отв. ред. Шевченко Я.Н.). Киев, 1983. -100 С.
  154. А.А. Алкоголь и несовершеннолетние. -Минск, 1987. -70 С.
  155. Психология. Словарь. М., 1990.
  156. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /под общ.ред. М. М. Семаго. М&bdquo- 1999. -134 С.
  157. Проблемы совершенствования борьбы с преступностью на современном этапе. Рязань, 1996. — 148 С.
  158. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982.
  159. Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987.
  160. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних (под ред. С.А.Беличевой). Тюмень, 1985.
  161. Психология современного подростка М., 1987. — 240 С. 15 9. Психология развивающейся личности (под ред. А.В.Петровского).-М., 1988.
  162. Развитие личности ребенка. М., 1987.
  163. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб., 2000. 656 С.
  164. Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.
  165. А.Р. Психологическое изучение личности преступника М., 1981.
  166. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  167. Результаты криминологического изучения личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. М., 1982. — 81 С.
  168. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  169. Н.А. Как понять подростка. М., 1995.
  170. А.И., Плишкин А. В. Деятельность органов внутренних дел по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних. -Киев, 1990. -108 С.
  171. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.171 .Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и ст. школьном возрасте: Метод, пособие /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000. — 123 С.
  172. Г. Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань, 1993.
  173. С.М., Сибиряков C.JI. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград, 1992.
  174. А.Б. Криминология и ее значение для профилактики деятельности ОВД. -М., 1985.
  175. А.Б. Правонарушение подростка и закон. М., 1967. — 214 С.
  176. Пб.Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведенияподростков и условия его коррекции. М., 1998.-92 С.
  177. С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград, 1998. — 156 С.
  178. А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Минск, 1989.
  179. О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  180. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988.
  181. СМИ и судебная власть в России (проблемы взаимодействия). М., 1998.
  182. К.К. Вопросы теории и практики борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. -М., 1997.
  183. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. М., 1988.
  184. Справочник по психологии и психиатрии подросткового возраста (под ред.С.Ю.Циркина) — Спб., 1998. 496 С.
  185. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. -М., 1998. 120 С.
  186. Социально-неблагополучная семья: проблемы и поиски путей решения, /под ред. В. Ф. Пирожкова и др. М., 1995. — 152 С.
  187. Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. -М&bdquo- 1990.
  188. А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Минск, 1982. — 64 С.
  189. Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М., 1997.
  190. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977.
  191. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
  192. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. М., 1999. -63 С.
  193. А.И. Общее учение о составе преступления. М., 1957.
  194. Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985.
  195. Трудные судьбы подростков- кто виноват? М., 1991. — 335 С.
  196. Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999. — 444 С.
  197. Уголовная ответственность несовершеннолетних: Науч.-практ. Пособие /отв.ред. В. П. Кашепов. М., 1999. — 159 С.
  198. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Рига, 1989.
  199. Факторы, влияющие на динамику преступности несовершеннолетних. -М., 1987. -71 С.
  200. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержат. характеристики процесса развития личности. М., 1999. — 670 С.
  201. Д.И. Психология развивающейся личности . М., 1996.
  202. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.
  203. В.З. Социально-психологические аспекты противоправного поведения несовершеннолетних. М., 1984.
  204. Д. Проблемы переходного возраста. -М., 1998. 188 С.
  205. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков. М., 1989.
  206. Л.М. Психология воспитания: Кн. Для всех, кто любит детей. -М., 1999. 204 С.
  207. А. Азбука для родителей. Д., 1991.
  208. И.А. Детская агрессивность. М., 1996.
  209. А.Г. Интерес как форма общественных отношений. Новосибирск, 1987.
  210. Ш. Н. Социальная психология воспитания. Тбилиси, 1974.
  211. А.В. Предупреждение преступлений несовершеннолетних органами внутренних дел. Томск, 1994. -38 С.
  212. В.И. Почему подросток нарушил закон. Ленинград, 1982. — 36 С.
  213. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560 С.
  214. Т.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
  215. A.M. Теория криминологии и социальная практика /отв.ред. В. Н. Кудрявцев. М&bdquo- 1985. -247 С.
  216. Л.В., Данюков В. Н. Основы детской психопаталогии. М., 1999. -254 С. 1. СТАТЬИ
  217. А.И., Роша А. Н. Латентная преступность и эффективность деятельности правоохранительных органов // Вопросы борьбы с преступностью. Выпуск 19.-М., 1973. С.40−42.
  218. Альтернативная модель судебной системы для несовершеннолет-них//Предупреждение преступности несовершеннолетних: реферативный обзор. -М&bdquo- 1993. С. 38−40.
  219. Ю.М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема // Сов. государство и право, 1981 № 3. С. 70.
  220. Ю.М., Перцова Л. В., Саблина Л. С. Опасные девицы (о несовершеннолетних преступницах) //Социс, 1991, № 7. С.94−99.
  221. С.А. Сексуальная деструктивность несовершеннолетних. М., 1996. С.З.
  222. B.C. Девиантное поведение несовершеннолетних: социологическая характеристика состояния и механизма детерминации // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля.-М., 1992. С. 59−101.
  223. С.А., Подольская Т. А. Деловые игры как активный метод обучения социальных работников // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилит. работы. 1995, № 1. С. З-17.
  224. А.С., Борбат А. В. О некоторых тенденциях развития преступности несовершеннолетних в России//Проблемы борьбы с преступностью в условиях столичного региона. М., 1995. С. 55.
  225. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979, № 2. С. 23.
  226. Г. К., Гипенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. 1989. № 1. С.45−54.
  227. А.Э. Человеческая агрессивность: ее природа и пути преодоления // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде. М., 1996.
  228. JI.С. Структура интересов в переходном возрасте и интересы рабочего подростка //Вопросы педологии рабочего подростка. М., 1929.
  229. Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде// Сов. педагогика, 1992, № 7. С. 35−39.
  230. Ю.Гилинский Я. И., Левин Б. М. Девиантное поведение и социальные патологии // Сов. педагогика, 1992, № 6. С. 7−8.
  231. П.Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991.№ 4. С.72−78.
  232. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2.
  233. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей//Социологические исследования. 1996. № 3. С.81−91.
  234. Д., Долгова А. И., Серебрякова В. Криминологические исследования в России //Криминологические исследования в мире. М., 1995.
  235. И.А., Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних (по материалам соц. Исследований в ЦентральноЧерноземном регионе) //Социологические исследования. 1993. № 10.
  236. А.И., Ермаков В. Д. Вопросы методики разработки классификации несовершеннолетних преступников и ее основания // Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979.
  237. А.И. Личность преступника // Понятия советской криминологии. Методическое пособие. М., 1985. С.50−51.
  238. Т.Д. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. С. 120.
  239. А.П. Интердевочки в зеркале прессы // Проституция и преступность. -М., 1991. С. 80.
  240. М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению //Новые исследования в психологии. 1989. № 1. С.37−42.
  241. В.Д. Характеристика процессов и явлений, негативно влияющих на формирование личности несовершеннолетних // Вопросы совершенствования борьбы с преступностью несовершеннолетних. Уфа, 1983.
  242. Е.С. К вопросу об исследовании криминологических аспектов административных правонарушений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып.43. М., 1985. С. 23−31.23.3авражин С.А., Староверова М. П. Жестокость и подросток //Социс, 1991, № 2. С.85−87.
  243. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии. 1990, № 4. С. 83−90.
  244. О.В. Реабилитационное пространство для несовершеннолетних группы риска/Наркостоп № 1−2, М., 1998. С. 12.
  245. С.И., Сафиуллин Н. Х. Насильственные преступления несовер-шеннолетних//Проблемы борьбы с преступностью. М., 1996. С. 118.
  246. В. Преступность помолодела //Народное образование, 1994, № 1. С.108−110.
  247. М.Ю. Деперсонализация как мотивационное основание отклоняющегося поведения //Психолого-педагогические проблемы мотивации и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985.
  248. М.Ю. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков //Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М., 1993.
  249. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков //Вопросы психологии № 3. 1997. С.69−78.
  250. Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследования. М., 1990.
  251. JI.H. К вопросу об истоках проявлений отклоняющегося поведения личности //Человеческий фактор в правоохранительных системах. -Орел, 1996. С.75−78.
  252. И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении школьников //Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития. -М., 1986.
  253. И.Д. Предпреступное поведение несовершеннолетних // Сб.: Укрепление законности и правопорядка, усиление охраны прав и законных интересов граждан в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1988. С.89−93.
  254. И.Д. О понятии ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних // Сб.: Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях расширения демократии и гласности. -М&bdquo- 1989. С.72−76.
  255. Г. М. Личностный подход в криминологических исследованиях проблемы борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в сб. Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 17.
  256. Г. М. Личность преступника и методы ее изучения // Вопросы советской криминологии. 4.1. М., 1976. — С.51.
  257. Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков// Социологические исследования. 1982. № 2. С. 105−1 12.
  258. В.В. Социальный контроль в структуре государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних //Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав и интересов. М., 1997. С. 40−63.
  259. .Я. Организованная преступность несовершеннолетних //Социс, 1990, № 9. С.92−98.
  260. В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности //Психологический журнал. 1994, № 2.
  261. И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей //Прикладные проблемы социальной психологии. -М&bdquo- 1983. С. 61.
  262. В.А. Предмет и задачи превентивной педагогики // Сов. педагогика 1990, № 9. С.53−57.
  263. Г. М. Особенности нравственного формирования трудных детей и подростков //Изучение и преодоление педагогической запущенности у школьников. -Волгоград, 1982. С. 37.
  264. А.Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.
  265. А.Р. Методологические вопросы психологического изучения личности преступника //Психологическое изучение личности преступника. -М., 1976.
  266. В.М. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре //Вопросы психологии. 1990, № 4.
  267. А. Перевоспитание подростка //Соц. законность. 1990. № 8. С.20−22.
  268. С.В. Устранить причины и условия, способствующие правонарушениям и безнадзорности несовершеннолетних// Вестник МВД России № 4.-М., 1997. С. 36.
  269. М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений школьного класса //Психология развивающейся личности. М., 1987.
  270. Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) //Психологический журнал 1994. -Т. 15. № 6. С.121−127.
  271. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков //Вопросы психологии. 1984, № 1. С. 27−33,
  272. Д.И. Психологические закономерности социального развития в онтогенезе //Вопросы психологии. 1988.№ 6. С27−36.
  273. B.JI. О задачах создания московского центра социально-психологической поддержки детей и подростков //Вопросы психологии. 1990.№ 3. С.85−93.
  274. Г. Г. Криминологическая характеристика потребностей несовершеннолетних правонарушителей //Право и демократия. Минск. 1989. № 2. С.40−41.
  275. А.И. Криминологические проблемы взаимодействия социальной среды и личности. Дисс.докт.юр.наук. М., 1980. -402 С.
  276. Т.И. Изучение личности детей и подростков с антиобщественным поведением. Дисс.канд.юрид.наук. М., 1966.
  277. И.Д. Предпреступное поведение несовершеннолетних и его профилактика органами внутренних дел в условиях крупного города. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1989. -219 С.
  278. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс.докт.мед.наук (медицинская психология). СПб, 1994. — 283 С. 1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  279. А.И. Научно-педагогические основы изучения и предупреждения преступности. Автореф.дис.докт.юрид.наук. М., 1986. -47 С.
  280. Н.М. Проблема раннего выявления несовершеннолетних с антиобщественным поведением в профилактической деятельности ОВД. Авто-реф.дис.канд.юрид.наук. М., 1987. — 25 С.
  281. С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок у несовершеннолетних. Автореф.дис.докт.психол.наук. М., 1988. -34 С.
  282. С.В. Криминологические проблемы правовой социализации несовершеннолетних. Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М., 1995.
  283. О.Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних. Автореф.дис.канд.юрид.наук. Омск, 1997. -28 С,
  284. С.И. Мотивация антиобщественного поведения и организация индивидуальной профилактики правонарушений. Автореф.дис.канд.юрид.наук.- М., 1981. 22 С.
  285. Л.И. Воспитательно-профилактические и правовые меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной семейно-бытовой среде. Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1982.-20 С.
  286. Е.Г. Криминологический анализ корыстных преступлений несовершеннолетних и психолого-педагогические меры их предупреждения. Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1995. — 18 С.
  287. А.Б. Предупреждение правонарушений среди безнадзорных подростков. Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М., 1985. -23 С.
  288. Ю.Короленко И. Н. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершенных несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей. Автореф.дис.канд.юрид.наук, — Ростов-на-Дону, 1999 -25С.
  289. П.Крюкова Н. И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1997. -38 С.
  290. Г. В. Алкоголизм несовершеннолетних как объект профилактики общественно-опасного поведения. Автореф.дис.канд.юрид.наук.- М., 1982. -21С.
  291. Н.И. Криминологическая характеристика и предупреждение органами внутренних дел преступлений, совершенными несовершеннолетними с проявлением жестокости. Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1996. -22 С.
  292. Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения отклонений несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспект). Автореф.дис.докт.юрид.наук. М., 1991. -35 С.
  293. Н.М. Криминологическая характеристика правонарушений младших подростков и проблемы ранней профилактики. Автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 1979. — 16 С.
  294. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией. Ав-тореф.дис.докт.медиц.наук. СПб, 1995. — 336 С.
  295. Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних. Афтореф.дис.докт.психол.наук. М, 1998.
Заполнить форму текущей работой