Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В группе мальчиков с двусторонней сенсоневральной тугоухостью по ряду исследуемых сенсомоторных реакций выявлены общие закономерности развития в сравнении с практически здоровыми сверстниками, за исключением показателей сложной двигательной реакции (р<0,05), времени центральной задержки (р<0,01), субъективной оценки времени (р<0,05) что свидетельствует о нарушении функциональной подвижности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬІ ІЬІЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА ВТОРОГО ДЕТСТВА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
    • 1. 1. Причины нарушения слуха, виды и классификации слуховой депривации
    • 1. 2. Особенности сенсомоторной системы у детей с нарушением слуха
    • 1. 3. Особенности зрительного восприятия, проприоцептивной и кинестетической чувствительности у детей со слуховой де-привацией
    • 1. 4. Конституциональные особенности и физическое развитие детей с нарушением слуха
  • ГЛАВА 2. КОНТИНГЕНТ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. Л Характеристика контингента и организация исследования
      • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. Л Оценка функционального состояния сенсомоторной системы
        • 2. 2. 2. Определение функциональных особенностей зрительного, вестибулярного, проприоцептивного, кинестетического анализаторов
        • 2. 2. 3. Антропометрические измерения
        • 2. 2. 4. Методы математической статистки
  • ГЛАВА 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ПЕРИОДА ВТОРОГО ДЕТСТВА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
    • 3. 1. Простая зрительно-моторная реакция
    • 3. 2. Реакция на движущийся объект
  • ШШШШШЖЯ. ¦¦ИЩИШ1ШЩ1ШШМ11ЩИ1ШШ111В1ШУ1!!!
    • 3. 3. Сложные сенсомоторные реакции различения и выбора
    • 3. 4. Особенности функциональной подвижности в деятельности нервных центров у детей с различной степенью нарушения слуха
    • 3. 5. Критическая частота слияния и различения световых мельканий
    • 3. 6. Особенности внимания и помехоустойчивости
    • 3. 7. Особенности индивидуальной минуты
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МЫШЕЧНО-СУСТАВ-НОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРИОДА ВТОРОГО ДЕТСТВА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИИ
    • 4. 1. Особенности зрительного восприятия
    • 4. 2. Вестибулярная устойчивость
    • 4. 3. Особенности мышечно-суставной чувствительности
  • ГЛАВА 5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОР-НОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИ ЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОМАТОТИПА
    • 5. 1. Габаритный уровень варьирования
    • 5. 2. Компонентный уровень варьирования
    • 5. 3. Пропорционный уровень варьирования
    • 5. 4. Типологические особенности сенсомоторной системы у детей 8−12 лет с различной степенью нарушения слуха

Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время патология слуховой сенсорной системы представляет важнейшую медико-социальную проблему. По данным ряда авторов, различной степенью слуховой депривации страдают от 6,0 до 8,0% населения планеты, из них примерно 80,0% имеют сенсонев-ральные нарушения слуха (Т.А. Сичкарева с соавт., 2009; H.H. Петрова, 2010; И. П. Королева с соавт., 2011; Е. Bory et al., 2007; L. Zivic et al., 2008).

В Российской Федерации насчитывается более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей, в том числе более миллиона составляют дети (C.JI. Коваленко, 2008; К. И. Карташова с соавт., 2009; H.A. Чистова с соавт., 2011). В частности, в Краснодарском крае проживает около 4,5 тысячи лиц с различной степенью слуховой депривации, при этом количество детей с данной патологией с каждым годом увеличивается (Н.Б. Кутумова, 2007).

Слуховая сенсорная система является одним из важнейших дистантных анализаторов организма, обеспечивающих центральную нервную систему информацией об окружающей среде. Это определяет существенную роль слуха в психической и физической деятельности человека (В.Ф. Матвеев, 1987; И. В. Вартанян, 1999; Ю. А. Поварещенкова, 2003; A.C. Батуев, 2005; М. Р. Богомильский с соавт., 2008).

Снижение слуховой функции является причиной ограничения способности к обучению, трудовой деятельности, полноценной социальной жизни (Т.Г. Богданова, 2009; T.B. Friedman, 2003; W. Narozny et al., 2006).

Исследованиями E.B. Трофимовой (2009), H.A. Чистовой с соавт. (2011), O.A. Беловой (2011) показано, что у детей со слуховой депривацией отмечаются функциональные нарушения в деятельности различных систем организма, на фоне которых наблюдаются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии.

It Ш1 I II им III IEJ I (НИ >(1 II I lilt I II I II E IJ <1 E I ill III II I I I III f I E it I E El И I К I E I < 6.

Одной из важнейших задач современной биологии, возрастной физиологии является решение проблемы специального обучения, коррекционного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации в обществе глухих и слабослышащих детей. Решить ее можно при выявлении возрастных особенностей функционирования ведущих систем организма. Немаловажную роль в эффективности процесса адаптации детей данной категории играет и конституция ребенка, которая обеспечивает специфику активности его функциональных систем (Б.А. Никитюк, 1995; В. П. Губа, 2008).

В научно-методической литературе описаны результаты исследований, отражающие проблемы коррекционной педагогики и психологии, особенности физического состояния, в том числе развития двигательной сферы глухих и слабослышащих детей, которые сопровождаются нарушением функциональных систем и уровня развития физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости, двигательно-координационных способностей (С.А. Королев, 2004; Е. Ю. Овсянникова, 2005; Е. И. Кривицкая, 2008; Е. А. Осколкова, 2008; Л. И. Ростомашвили, 2008; Л. Д. Хода, 2008; Н. В. Губарева, 2009; Ю. С. Шевченко, 2009; А. Б. Трембач с соавт., 2010).

Недостаточно сведений о нервно-психическом состоянии, возрастных закономерностях развития вегетативной, сенсорных систем организма детей с нарушением слуха, а имеющаяся информация носит фрагментарный характер и не систематизирована. Неизученными остаются взаимосвязи исходного функционального состояния сенсомоторной системы и соматического типа у детей с различной степенью слуховой депривации.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречий между существующей общественной необходимостью физической, медицинской, психологической адаптации и интеграции детей с нарушением слуха в социум и недостаточным медико-биологическим контролем лиц данного контингента в связи с дефицитом научных знаний о закономерностях функционирования сенсорных систем, конституциональных особенностях организма детей с различной степенью слуховой депривации. В связи с этим проблема физиологических особенностей сенсорных систем и механизмов адаптации организма детей с различной степенью нарушения слуха с учетом соматического типа является актуальной.

Объект исследования: физиологические закономерности функционирования сенсорных систем у детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха в зависимости от соматотипа.

Предмет исследования: функциональное состояние сенсорных систем у детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации с учетом соматического типа.

Цель исследования — определить физиологические особенности адаптации сенсорных систем у детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха, заинтересованных в эффективной реализации специфической моторики.

Задачи исследования:

1. Определить скоростные характеристики сенсомоторной системы у мальчиков и девочек периода второго детства с различной степенью нарушения слуха.

2. Выявить особенности зрительного восприятия, вестибулярной устойчивости и мышечно-суставной чувствительности у глухих и слабослышащих школьников с учетом тендерных различий.

3. Установить влияние слуховой депривации на функциональную деятельность сенсорных систем мальчиков и девочек периода второго детства.

4. Выявить особенности физического развития, определить степень взаимосвязей соматического типа и функциональных возможностей сенсомоторной системы у детей 8−12 лет с различной степенью нарушения слуха.

Научная новизна результатов исследования заключается в определении физиологических особенностей функционирования сенсорных систем и механизмов адаптации сохранных анализаторов у детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации. В исследовании с использованием комплексного подхода впервые выявлены:

— особенности функционального состояния сенсомоторной системы у глухих и слабослышащих детей 8−12 лет, которые заключаются в увеличении латентного периода двигательных реакций, снижении лабильности нервных процессов, моторной мобильности, способности к пространственно-временному предвидению;

— особенности механизмов адаптации сохранных анализаторов у детей с различной степенью нарушения слуха: низкий уровень зрительных возможностей, выраженные нарушения ориентирования в пространстве, с повышением степени слуховой депривации более высокая проприоцептивная и кинестетическая чувствительность;

— величины коэффициентов соматометрических показателей и проведена комплексная оценка физического развития глухих и слабослышащих детей периода второго детства с выделением соматических типов по габаритному, компонентному, пропорционному уровням варьирования и вариантов биологического развития;

— типологические особенности сенсомоторной системы у детей 8−12 лет с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматического типа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У детей периода второго детства с нарушением слуха формирование механизмов центральной регуляции движений замедлено по сравнению с практически здоровыми сверстниками. Более выраженное отставание в показателях двигательной реакции, моторной мобильности, лабильности нервных процессов имеют школьники с двусторонней сенсоневральной глухотой.

2. Глухие дети обладают более выраженными механизмами адаптации вестибулярного, проприоцептивного и кинестетического анализаторов по сравнению со слабослышащими учащимися.

Ill II I [I mimamt IIE Mil I II II I [ N 11 11 III I i I I, ii i II 1 I I I i I II, 11 ill I II I II E I M 1 Ш 1111 I I I 1 9.

3. Характер и степень изменений в формировании механизмов сенсорной организации детей с нарушением слуха зависят от степени слуховой деприва-ции и тендерных различий.

4. Особенности функционирования сенсомоторной системы у детей с различной степенью нарушения слуха зависят от характера соматического типа по габаритному уровню варьирования.

Теоретическая значимость. Результаты настоящей работы расширяют представления об особенностях организации сенсорных систем, лабильности нервных процессов и компенсаторных возможностях организма детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха. Полученные данные дополняют научные сведения об адаптации глухих и слабослышащих учащихся с учетом их функционального состояния, соматического типа и варианта биологического развития, тендерных различий. Выявленные особенности функционирования сенсорных систем и механизмов адаптации детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха углубляют научные знания в области возрастной физиологии и могут использоваться для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.

Практическая значимость. Представленные в работе особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха с учетом тендерных различий и соматического типа определяют практические рекомендации по оценке оптимального функционального состояния, адаптационных возможностей организма, физического развития детей со слуховой депривацией.

Полученные данные могут быть использованы:

— при индивидуально-типологическом дифференцированном подходе в процессе специального обучения, коррекционного физического воспитания, медицинской, психологической и физической реабилитации, социальной адаптации детей с нарушением слуха;

— при занятиях глухих и слабослышащих учащихся в спортивных секциях с учетом особенностей их физического развития и функционального состояния;

— в системе подготовки специалистов по возрастной физиологии, адаптивной физической культуре, специальной психологии, коррекционной педагогике, в учебном процессе биологических, медицинских, педагогических, психологических факультетов университетов;

— в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, оздоровительно-восстановительных центров, физкультурно-спортивных клубов для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также в соответствующих научных лабораториях для дальнейшего изучения физиологических механизмов компенсации дефектов слуха у детей периода второго детства.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены на Международных научных конгрессах и конференциях: «The internationalisation of higher education in Europe» (Черногория, Бечичи, 2008) — «Contemporary issues of experimental and clinic medicine» (Таиланд, Бангкок — Паттая, 2009) — «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (Египет, Хургада,.

2010) — «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2011» (Украина, Одесса, 2011) — «Вместе во имя здоровья» (Армения, Ереван,.

2011) — «Физиология и здоровье человека» (Украина, Ялта, 2011) — на Всероссийских научных конференциях и форумах: «Молодые ученые — 2009» (Москва-Краснодар, 2009) — «Современные проблемы адаптивной физической культуры, адаптивного спорта и физической реабилитации» (Краснодар, 2009) — на XXI Съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Калуга, 2010) — «Морфология — физической культуре, спорту и военной медицине» (Москва, 2011) — «Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи 2011» (Сочи, 2011) — на региональных научно-практических конференциях: посвященной 60-летию образования Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Смоленск, 2010) — «Медицинская наука и здравоохранение» (Краснодар, 2011).

Внедрение результатов исследования. По материалам исследования опубликовано 18 научных работ, в том числе 3 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната 1-П вида Краснодарского края, Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара, используются в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий на кафедрах физиологии, адаптивной физической культуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

По итогам регионального конкурса научных работ молодых ученых и студентов России «Медицинская наука и здравоохранение» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 г. получен диплом за лучшую научную работу в номинации «Фундаментальные проблемы биологии и медицины».

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 147 страницах печатного текста, содержит 21 таблицу, иллюстрирована 11 рисунками и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя использованной литературы, включающего 236 источников, из них 182 работы отечественных авторов и 54 — иностранных, приложения, актов внедрения.

выводы.

1. Формирование механизмов центральной регуляции движений у глухих и слабослышащих детей периода второго детства замедленно по сравнению с практически здоровыми сверстниками. Особенности сенсомоторной организации школьников с нарушением слуха зависят от степени слуховой депривации и тендерных различий.

2. Дети с двусторонней сенсоневральной глухотой имеют более выраженное отставание в показателях двигательной реакции (р<0,001), моторной мобильности (р<0,001 — у мальчиковр<0,01 — у девочек), лабильности в деятельности нервных центров по сравнению со слышащими и тугоухими школьниками. Для глухих учащихся характерно преобладание процессов торможения в ЦНС (до 52,0% - у мальчиков и 50,0% - у девочек), снижение способности к пространственно-временному предвидению.

3. В группе мальчиков с двусторонней сенсоневральной тугоухостью по ряду исследуемых сенсомоторных реакций выявлены общие закономерности развития в сравнении с практически здоровыми сверстниками, за исключением показателей сложной двигательной реакции (р<0,05), времени центральной задержки (р<0,01), субъективной оценки времени (р<0,05) что свидетельствует о нарушении функциональной подвижности нервных процессов, о низких экст-раполяционных способностях. В группе слабослышащих девочек обнаружена тенденция к увеличению латентного периода двигательных реакций (р<0,05), запаздывающих стратегий реагирования (до 50,0%), к уменьшению максимальной частоты движений (р<0,05) по сравнению со слышащими школьницами, что указывает на снижение лабильности нервных центров, преобладание процессов торможения в ЦНС.

4. У глухих и слабослышащих детей специальной коррекционной школы уровень зрительных возможностей достоверно снижен по сравнению с учащимися общеобразовательной школы. Наличие помех при выполнении задания у лиц с нарушением слуха приводит к снижению восприятия зрительной информации, нарушению концентрации (р<0,001) и устойчивости внимания (р<0,05).

5. Дети с двусторонней сенсоневральной тугоухостью обладают низкими адаптационными возможностями вестибулярного и проприоцептивного анализаторов, что обусловлено выраженными нарушениями ориентирования в пространстве (р<0,05), увеличением количества локомоций (р<0,05), замедлением скорости движений (только у девочек), низкой точностью суставной чувствительности (р<0,05) без визуального контроля. У школьников с двусторонней сенсоневральной глухотой в группе мальчиков имеет место высокая вестибулярная устойчивость по результатам отклонения от заданной траектории (р<0,05), у девочек определена тенденция к низкому ориентированию в пространстве. У глухих детей выявлены более точные показатели суставной чувствительности без визуального контроля по сравнению со слабослышащими сверстниками (р<0,05), что указывает на выраженные механизмы адаптации проприоцептивного анализатора в связи с тяжелой степенью слуховой депри-вации. При этом дети с тугоухостью и глухотой обнаруживают высокую диф-ференцировку мышечных усилий, что обусловлено спецификой деятельности рук учащихся в результате дактилирования и жестового общения.

6. Учащиеся периода второго детства с различной степенью слуховой депривации имеют различия в функциональном состоянии сенсомоторной системы в зависимости от типа телосложения. Согласно данным корреляционных взаимосвязей, представители макросомного соматического типа имеют более высокие значения лабильности нервных центров, уравновешенность нервных процессов (до 29,4%) по сравнению с детьми мезосомного и микросомного типов. Показатели сенсомоторного реагирования школьников мезосомного сома-тотипа, как правило, занимают промежуточное положение между результатами сверстников макросомного и микросомного уровней варьирования. У детей микросомного типа отмечены увеличение времени двигательной реакции, тенденция к преобладанию запаздывающих стратегий реагирования (до 52,7%).

В—1Ш1.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты и выводы нашей работы позволяют сформулировать следующие практические рекомендации:

1. С целью получения своевременной объективной информации о функциональном состоянии организма детей с различной степенью нарушения слуха и проведения адекватных коррекционных и реабилитационных мероприятий следует применять медико-биологический контроль физиологических особенностей, адаптационных возможностей, физического развития с выделением индивидуально-типологических свойств глухих и слабослышащих школьников.

2. В процессе коррекционного физического воспитания, занятий адаптивным спортом, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением слуха в общество необходимо учитывать степень слуховой депри-вации, тендерные различия, особенности адаптации сенсорных систем, характер соматического типа и варианта биологического развития.

3. Для повышения лабильности в деятельности нервных центров, уравновешенности нервных процессов у детей с различной степенью нарушения слуха необходимо использовать специальные коррекционные и реабилитационные программы с учетом соматического типа. Так, особую группу риска среди глухих и слабослышащих школьников представляют лица микросомного типа телосложения.

4. В процессе уроков физической культуры рекомендуется учащимся специальной коррекционной школы 1-Й вида выполнение упражнений для улучшения ориентирования в пространстве, зрительных возможностей, совершенствования проприоцептивной и кинестетической чувствительности.

5. Для быстрой комплексной оценки физического развития глухих и слабослышащих детей периода второго детства с выделением соматических типов по габаритному, компонентному, пропорционному уровням варьирования и вариантов биологического развития в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида рекомендуется использовать предложенные нами величины коэффициентов соматометрических показателей.

6. При занятиях в оздоровительно-восстановительных центрах, физкуль-турно-спортивных клубах для лиц с отклонениями в состоянии здоровья необходимо проводить своевременное соматотипирование с последующим определением вариантов развития, оценкой соматических компонентов и пропорций телосложения, что позволяет предвидеть характер ростовых процессов и окончательных размеров тела детей с различной степенью нарушения слуха.

Iii.?II і і,"," ікі її іишиіииш ііші і іншії і i ii її ¦ і ?I її і ,| ?і її і ні і пі її і її іііііі і її на і і і і і і, ?її" і и ш і пішії її її t t 1,1 Li і і «і і т «і im иі тшяя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Х.Т. Состояние функции равновесия у больных с различными формами сенсоневральной тугоухости / Х. Т. Абдулкеримов, К. И. Родионова, Л. Н. Суворкина // Российская оториноларингология. 2008. — № 3. -С. 176−178.
  2. , Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста / Э. Н. Абилова // Дефектология. 1992. -№ 4. — С. 37−43.
  3. , Е.К. Исследование нейрофизиологических механизмов непроизвольного внимания в условиях центральной маскировки слухового стимула / Е. К. Айдаркин, М. А. Павловская // Валеология. 2007. — № 2. — С. 6574.
  4. , Г. Д. Спортивная морфология: учеб.-метод. пособие / Г. Д. Алексанянц, В. В. Абушкевич, Д. Б. Тлехас, A.M. Филенко, И. Н. Ананьев, Т. Г. Гричанова Краснодар, 2004. — 108 с.
  5. , Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  6. , П.В. Прогностический аспект в профилактике нейросен-сорной тугоухости токсического генеза / П. В. Андреев // Журнал вушних, носових і горловых хвороб. 2003. — № 2. — С. 2−5.
  7. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  8. , С.Д. Особенности морфофункционального статуса детей 4−6 лет, имеющих стойкие отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, С. А. Королев, A.A. Черных, М. А. Шуть // Российские морфологические ведомости. 2000. — № 1−2. — С. 193−197.
  9. , Т.А. Психологические и физиологические причины снижения уровня интеллекта детей в общеобразовательной начальной школе / Т. А. Артемова, A.B. Ковалева // Дефектология. 2000. — № 1. — С. 3−9.
  10. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  11. , В.М. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода / В. М. Астафьева. М.: АПК и ПРО, 2000. -100 с.
  12. , Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. М.: Просвещение, 1990. — 286 с.
  13. , В.И. Роль и значение вестибулярного анализатора в восприятии пространства / В. И. Бабияк, А. Н. Пашинин, Ю. К. Янов // Российская оториноларингология. 2009. — № 3 (40). — С. 13−21.
  14. , В.З. Человек из мира тишины / В. З. Базоев, В. А. Паленный. М., 2002. — 245 с.
  15. , Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, A.B. Мутьев, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. 2002. — № 4. — С. 14−19.
  16. , Н.Г. Диагностика и коррекция двигательной сферы у лиц с нарушением слуха: учеб. пособие / Н. Г. Байкина. Запорожье: ЗГУ, 2003. — 232
  17. , Е.М. Развитие поля зрения с возрастом в норме и при нарушениях слуха / Е. М. Балыгина, H.A. Красноперова // материалы Межд. науч. конф. «Физиология развития человека». М.: Вердана, 2004. — С. 70.
  18. , A.C. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / A.C. Батуев. СПб., 2005. — 317 с.
  19. , И.И. Медицинские аспекты проблемы спортивного отбора детей и подростков с ограниченными возможностями / И. И. Бахрах, JI.B. Виноградова. Научные труды СГАФКСТ / под общ. ред. Г. Н. Греца. — Смоленск, 2010. — С. 95−97.
  20. , П.Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. М.: МГУ, 1962. — 340 с.
  21. , O.A. Психофизиологические характеристики учащихся, де-привированных по слуху / O.A. Белова // Современные проблемы науки и образования. 2011. — № 3. — С. 35−39.
  22. , Е.М. Возрастная физиология в учебном процессе вузов физической культуры / Е. М. Бердичевская. Краснодар: КГУФКСТ, 2007. -45 с.
  23. , H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  24. , A.A. Развитие точности на движущийся объект в онтогенезе / A.A. Бишаева // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 2. — С. 90−92.
  25. , С.М. К методике раскрытия механизмов мозга: простая двигательная реакция / С. М. Блинков // Современные исследования / под ред. А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1982. — С. 224−228.
  26. , Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Г. Блинова, JI.H. Игишева, H.A. Литвинова, А. И. Федоров. М.: Гуманит.-изд. центр «Владос», 2000. — 128 с.
  27. , М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. М.: Авторская академия, Товарищество научных изданий КМК, 2008. — 399 с.
  28. , Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М.: Медицина, 1964.-439 с.
  29. , P.M. Глухие и слабослышащие дети / P.M. Боскис. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  30. , К.Е. Физиологические механизмы организации сенсомотор-ного реагирования человека и его зависимость от интенсивности раздражителя / К. Е. Бугаев, C.B. Никогосов // Проблемы нейрофизиологии и нейрокибернети-ки. Ростов-на-Дону, 1985. — С. 70−73.
  31. , В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека / В. В. Бунак. М.: МГУ, 1962. — 340 с.
  32. , Т.Б. К стандартизации исследования лабильности / Т. Б. Бундыч // Проблемы психологии индивидуальных различий. Казань: изд-во Казанского универ., 1974. — С. 152−170.
  33. , И.В. Физиология сенсорных систем / И. В. Вартанян. -СПб., 1999. 224 с.
  34. , А.Г. Клинико-нейрофизиологическая характеристика сенсомоторной системы при длительной слуховой депривации: дис.. канд. мед. наук: 14.00.13 / А. Г. Васяткина. Новосибирск, 2004. — 193 с.
  35. , А.Г. Оптимизация лечения сенсоневральной тугоухости по мат. Ростовской JIOP-клиники / А. Г. Волков, Т. В. Золотова, Е. А. Костенко // Российская оториноларингология. 2003. — № 3. — С. 34−36.
  36. , A.A. Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе / A.A. Волохов. М.: Медицина, 1968. — 251 с.
  37. , JI.C. Основы дефектологии: учеб. пособие для вузов / Л. С. Выготский. СПб.: Изд. «Лань», 2003. — 656 с.
  38. , Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Смысл: Эксмо, 2006. 1136 с.
  39. , С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. М.: Практика, 1999. -459 с.
  40. , Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. М.: Гуманит.-изд. центр «Владос», 2001. — 304 с.
  41. , Т.С. Сравнительный анализ психофизического развития глухих и слышащих детей младшего школьного возраста / Т. С. Голозубец // Современные проблемы ФКиС: материалы VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. Хабаровск, 2005 — С. 88−89.
  42. , Н.Р. Некоторые итоги изучения уровня физического развития детей в Республике Коми / Н. Р. Гордеева, Л. И. Глушкова // Здравоохранение РФ. 2005. — № 6. — С. 53−55.
  43. , И.Ю. Базовые координационные особенности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И. Ю. Горская, JI.A. Суянгулова. -Омск: СибГАФК, 2000. 212 с.
  44. , В.Р. Оториноларингология / В. Р. Гофман, И. Б. Солдатов. -СПб., 2000. С. 48−49.
  45. , И.Э. Изучение патогенеза сенсоневральной тугоухости / И. Э. Гребенюк // Российская оториноларингология. 2007. — № 1 (27). — С. 4449.
  46. , Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л. П. Григорьева // Дефектология. 2002. — № 1. — С. 3−13.
  47. , Л.П. Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями / Л. П. Григорьева, З. С. Алиева, М. Э. Вернадская, Н. К. Благосклонова, Т. Ф. Костина и др. // Дефектология. 2004. — № 4. -С.3−8.
  48. , В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с.
  49. , В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В. П. Губа. М.: Советский спорт, 2008. — 304 с.
  50. , Л.И. Экологический стресс / Л. И. Губарева. СПб.: Издательство «Лань" — Ставропольсервисшкола, 2001. — 448 с.
  51. , H.B. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха / Н. В. Губарева // Вестник Томского ГУ. 2009. — № 319. — С. 161−164.
  52. , H.A. Правовые и социальные вопросы в реабилитации тугоухости в детском возрасте / H.A. Дайхес, О. С. Орлова, Г. Д. Тарасова // Российская оториноларингология. 2003. — № 3. — С. 55−61.
  53. , H.A. Регистр диагностики и лечения нарушения слуха у жителей Российской Федерации / H.A. Дайхес, C.B. Гузь, B.C. Дергачев, A.B. Пашков // Российская оториноларингология. 2007. — № 3. — С. 16−19.
  54. , H.H. Психофизиология / H.H. Данилова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 373 с.
  55. , С.С. Влияние внешнесредовых и наследственных факторов на формирование конституции ребенка / С. С. Дарская // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974. — Вып. 3. — С. 70−72.
  56. , Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 236 с.
  57. , Р.Н. Биологический возраст в спортивной морфологии / Р. Н. Дорохов, A.A. Сулимов, H.A. Дарданова, О. М. Бубненкова // Научные труды СГАФКСТ / под общ. ред. Г. Н. Греца. Смоленск, 2010. — С. 98−101.
  58. , Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 с.
  59. , Е.А. Нейросенсорная тугоухость / Е. А. Евдощенко, A.JI. Косаковский. Киев: Здоровье, 1989. — 109 с.
  60. , Ю.А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 444 с.
  61. , М.Е. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей / М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева // Российская оториноларингология. 2003, — № 3. — С.79−83.
  62. , Н.И. Влияние соматотипа на адаптацию и развитие детей первого детства / Н. И. Зернова // Интегративная антропология — медицине и спорту. Смоленск, 2004. — С. 127−130.
  63. , О.Ю. Обсуждаем проблемы формирования здоровья детей в общеобразовательной школе / О. Ю. Жарова // Дети, спорт, здоровье: межрегиональный сборник науч. трудов. Смоленск: СГАФКСиТ, 2007. — 128 с.
  64. , М.А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха: монография / М. А. Игнатьев. Чебоксары, 2003. — 110 с.
  65. , Е.П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003. 384 с.
  66. , Н.И. Антропометрические показатели у женщин с различной массой тела на европейском Севере / Н. И. Ишекова, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, Н. С. Ишеков // Здравоохранение РФ. 2003. — № 1. — С. 30−32.
  67. , E.H. Современные направления организации адаптивной физической культуры для учащихся с нарушением слуха / E.H. Капустин // Физическая культура, спорт наука и практика. — 2004. — № 1−4. — С.88−93.
  68. , К.И. Объективная оценка функции равновесия у больных с сенсоневральной тугоухостью / К. И. Карташова, Х. Т. Абдулкеримов, Ж. А. Рамазанова // Российская оториноларингология. 2009. — № 2. — С. 85−88.
  69. , A.A. Восприятие пространства и пространственные представления глухих дошкольников / A.A. Катаева // Психическое развитие в уеловиях сенсорных дефектов: материалы XVIII Межд. психологического конгресса. М., 1966.-С. 33−41.
  70. , H.A. Методы исследования физического статуса у детей (Классификация возрастных периодов по рекомендации экспертов ВОЗ) / H.A. Каширская, Н. Когранова. Медико-генетический научный центр РАМН, 2000. — 24 с.
  71. , В.Н. Физиологические методы в психологии / В. Н. Кирой. -Ростов-на-Дону: изд. ООО „ЦВВР“. 2003. — 224 с.
  72. , C.JI. Опыт аудиологического скрининга детей массовых и логопедических групп детских садов / C.JI. Коваленко // Вестник оториноларингологии. 2008. — № 2. — С. 56−58.
  73. , П.Г. Индивидуально-типологическая изменчивость организма детей Тюменской области / П. Г. Койносов, Т. В. Чирятьева, Ю. И. Лесь, П. Н. Жвавый, С. М. Койносов // Медицина и охрана здоровья: материалы Межд. симпозиума. Тюмень, 1999. — С. 81.
  74. , Ю.Н. Восприятие времени у глухих в процессе занятий физическими упражнениями / Ю. Н. Комаров, В. И. Савенков. М.: Просвещение, 1990.- 173 с.
  75. , Н.П. Роль ототоксических препаратов в развитии нейросенсорной тугоухости детей / Н. П. Константинова // Российский медицинский журнал. 2001. — Вып. 9. — № 16−17. — С. 20−24.
  76. , И.П. Дети с нарушением слуха / И. П. Королева, П. Янн. -М.: Каро, 2011.-240 с.
  77. , А.О. Особенности проявления скоростных качеств глухих школьников / А. О. Костанян // Четвертая науч. конф. по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1968. — С. 264−266.
  78. , А.И. Функциональная чувствительность вестибулярного анализатора / А. И. Крайнова, О. В. Веселаго, М. М. Танашин // Вестник оториноларингологии. 2005. — № 6. — С. 9−12.
  79. , Е.И. Особенности двигательных способностей глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста / Е. И. Кривицкая // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки. Смоленск, 2008. — С. 181−187.
  80. , Н.В. Черепные нервы: Анатомия человека в схемах и рисунках: атлас-пособие / Н. В. Крылова, И. А. Искренко. М.: Просвещение, 1999. — 160 с.
  81. , H.JI. Негнойные заболевания внутреннего уха / H.JI. Кунельская // Consilium medicum. 2006. — Т.8. — № 10. — С. 871−873.
  82. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990.352 с.
  83. , В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте /В.В. Лебединский. М.: Издательский центр „Академия“, 2007. — 144 с.
  84. , Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие для вузов физической культуры / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. -140 с.
  85. , В.И. Основы сенсорной физиологии / В. И. Лупандин, O.E. Сурнина. М., 2006. — 288 с.
  86. , А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
  87. , A.B. Вестибулярная функция при врожденной тугоухости и глухоте / A.B. Лымарев, И. А. Шульга, В. Е. Лымарев // Российская оториноларингология. 2003. — № 2. — С. 58−60.
  88. , Н.В. Сенсомоторные реакции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н. В. Макаренко, B.C. Лизогуб, Т. И. Борейко, Е. М. Давыдова, Д. Н. Харченко // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 6. — С. 52−57.
  89. , Г. А. Спортивная медицина / Г. А. Макарова. М.: Советский спорт, 2002. — 480 с.
  90. , Т.Н. Возрастная физиология: учеб. пособие / Т.Н. Ма-ляренко, Г. А. Кураев, Ю. Е. Маляренко. 2-е изд., испр. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2000.- 188 с.
  91. , И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. Иваново: Нейрософт, 2008. — 30 с.
  92. , Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. М.: Физическая культура и спорт, 1982. — 199 с.
  93. , Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. М.: Наука, 2006. — 248 с.
  94. , Б.А. Оптимальный темп сенсомоторной деятельности / Б. А. Маршинин // Теория и практика физической культуры. 2009. — № 1. — С. 71−74.
  95. , Е.М. Двигательные нарушения в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1992. — № 3. — С. 3−9.
  96. , В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В. Ф. Матвеев. М.: Медицина, 1987. — 183 с.
  97. , С.Л. Показатели индивидуального восприятия времени как характеристика общего состояния организма / С. Л. Мельникова, В. В. Мельников // Вестник новых медицинских технологий 2002. — Т. 9. — № 2. — С. 20−23.
  98. , Т.М. Элементы теории вероятностей и математической статистики / Т. М. Михайлина. Краснодар, 2004. — 164 с.
  99. , Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием / Н. И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. М.: Медицина, 1989. — С. 261 277.
  100. , В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицин. М.: Воронеж: Модэк, 2000. — 688 с.
  101. , JI.B. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л. В. Нейман. М., 1961. — 360 с.
  102. , Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л. В. Нейман. М.: Просвещение, 1995. — 147 с.
  103. , Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман. М.: Владос, 2001. — 221 с.
  104. , Б.А. Очерки теории интегративной антропологии / Б. А. Никитюк. М., 1995. — 202 с.
  105. , Л.Ю. Путь к слову / Л. Ю. Никольская. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1999. — 208 с.
  106. , Л.А. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование) / Л. А. Новикова, Н. В. Рыбалко. М.: Педагогика, 1987. — 127 с.
  107. , Е.В. Особенности методики обучения подвижным играм неслышащих детей младшего школьного возраста / Е. В. Новичихина // Адаптивная физическая культура. 2006. — № 3 (27). — С. 9−13.
  108. , Е.Ю. Особенности психического и физического развития глухих детей среднего школьного возраста / Е. Ю. Овсянникова // Науч
  109. , E.JI. Физиологическое и психофизиологическое обоснование роли слуховых рецепторов / E.JI. Овчинников, М. Ю. Александрова, А.К. Адыширин-заде // материалы 3-го Национального конгресса аудиологов. — М., 2009.-С. 168−169.
  110. , Е.А. Роль адаптивного физического воспитания в системе профессиональной адаптации инвалидов с нарушением слуха / Е. А. Осколкова, Н. О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. 2008 — № 1. -С. 14.
  111. , И.В. Состояние слуха у детей Центрального федерального округа / И. В. Отвагин, Е. И. Каманин // Вестник оториноларингологии. 2005. -№ 1.-С. 22−23.
  112. , Т.Ф. Возрастные особенности физического развития и функциональные резервы системы дыхания и кровообращения глухих детей / Т. Ф. Панченко. Львов, 1983. — 87 с.
  113. , Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. М., 1984. — 256 с.
  114. , H.H. Сенсоневральная тугоухость: распространенность и основные этиопатогенетические факторы / H.H. Петрова // Медицинский академический журнал. 2010. — Т. 10. — № 3. — С. 118−128.
  115. ELnaTOHOB, K.K. О системе психологии / К. К. Платонов. М., 1972.215 с.
  116. , H.A. Биометрия / H.A. Плохинский. М.: МГУ, 1970.364 с.
  117. , Ю.А. Реакция соматоеенсорной системы на действие массажа / Ю. А. Поварещенкова. Великие Луки, 2003. — 196 с.
  118. , К.И. Изменение состояния статокинетической функции при различных формах сенсоневральной тугоухости / К. И. Родионова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2008. -№ 3.-С. 176−178.
  119. , Л.А. Спектральная мощность ЭЭГ детей младшего школьного возраста с перинатальной патологией ЦНС / Л. А. Рожкова // Физиология человека. 2008. — Т. 34. — № 1. — С. 28−38.
  120. , Т.В. Развитие кинестетических восприятий у глухих детей при физическом воспитании / Т. В. Розанова. Спец. школа, 1966. — Вып. 2. -С. 70−78.
  121. , М.И. Условный рефлекс на время (и чувство времени) как показатель соотношения сил возбуждения и торможения / М. И. Розин // Проблемы восприятия времени и пространства. Л., 1961. — С. 154−155.
  122. , A.B. К вопросу об особенностях морфогенеза мужского и женского организмов в пре- и пубертатном периодах онтогенеза / A.B. Романенко // Естествознание и гуманизм: сборник науч. трудов. Томск, 2006. — Т. 3. — № 2. — С. 28.
  123. , А.П. К вопросу типирования сенсомоторных реакций у спортсменов / А. П. Романчук // Вестник спортивной науки. 2007. — № 2. — С. 38−42.
  124. , Л.Н. Концепция адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. 2008. — № 2 (34). — С. 7−12.
  125. , Ю.В. Специальная психология / Ю. В. Саенко. М.: Академический проект, 2006. — 181 с.
  126. , М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Са-пин, З. Г. Брыксина. М.: Издательский центр „Академия“, 2007. — 432 с.
  127. , Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей / Я. М. Сапожников, М. Р. Богомильский. М.: Икар, 2001. — 250 с.
  128. , И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М., 1958. -413 с.
  129. , Т.А. Роль плазмофереза в лечении пациентов с сенсо-невральной тугоухостью / Т. А. Сичкарева, В. В. Вишняков, Д. Е. Кутепов // Вестник оториноларингологии. 2009. — № 3. — С. 34−36.
  130. , В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В. М. Смирнов, С. М. Будылина. М.: Академия, 2003. — 304 с.
  131. , В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / В. М. Смирнов. 2е изд. — М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 400 с.
  132. , В.Н. Морфофункциональная оценка состояния здоровья школьников / В. Н. Соловьев, O.A. Федорова // Успехи современного естествознания. 2004. — № 7. — С. 122−125.
  133. , И.М. Развитие образного мышления у глухих и слабослышащих школьников младшего возраста / И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 344−370.
  134. , A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Советский спорт, 2008. — 620 с. EflJH"""агяяювияж.sgmssammдтГ""'"'шаfftKigtЦД. iuiitj Е ИЯ"ЛШМШЯ1Жтт:1ЯЖШ*Ч В Ш’М, ШИ№ШВ1Ш I **ВИЯа1!1
  135. Е „¡-мвл еш mi Ш1Штаюиишеие ш°£ виавешитниугиыишиинвмпи126
  136. , А.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. М.: Медгиз, 1959. — 75 с.
  137. , O.E. Исследование времени когнитивных процессов при опознании зрительных образов у детей и взрослых / O.E. Сурнина, В.И. Лупан-дин, A.B. Зайцев // Валеология: Проблемы и перспективы развития, 1998. С. 183.
  138. , Г. А. Выявление детей с подозрением на снижение слуха / Г. А. Таваркиладзе, Н. Д. Шматко. М., 2004. — 96 с.
  139. , И.И. Координационная подготовка баскетболистов / И. И. Таран, Д. И. Внебрачный. Великие Луки, 2007. — 108 с.
  140. , Д.И. Тугоухость у детей / Д. И. Тарасов, А. Н. Наседкин, В .П. Лебедев, О. П. Токарев. М.: Медицина, 1984. — 239 с.
  141. , Я.С. Глухота и тугоухость / Я. С. Темкин. М.: Медгиз, 1957.-427 с.
  142. , Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.-Т. 2.-315 с.
  143. , В.А. Влияние сенсорной депривации и сенсорной стимуляции на функциональное состояние мозга детей и подростков / В. А. Толстова // Оптимизация функций мозга немедикаментозными средствами. Тамбов: ТГУ, 2000.-С. 120−123.
  144. , А.Б. Нейрофизиологические механизмы повышения ментальных функций у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при тренинге позной устойчивости / А. Б. Трембач, Я. Е. Бугаец, Г, А. Гришина,
  145. O.B. Горбатова // Тезисы докладов XXI Съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова. М.-Калуга, 2010. — С. 356−357.
  146. , Е.В. Возрастные особенности функционального состояния детей с нейросенсорной тугоухостью / Е. В. Трофимова, Г. Ш. Гафия-туллина // Обмен веществ при адаптации и повреждении: материалы Межд. конф. Ростов-на-Дону, 2009. — С. 50−53.
  147. , Д.А. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений / Д. А. Фарбер, И. О. Анисимова // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 5. — С. 35−44.
  148. , М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого общения / М. Н. Фишман. М.: изд-во „Экзамен“, 2004. — 64 с.
  149. , М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей / М. Н. Фишман. М.: изд-во „Экзамен“, 2006. -157 с.
  150. , Л.Г. Диагностика и оздоровительная коррекция мор-фофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха: монография / Л. Г. Харитонова. Омск: СибГУФК, 2003. — 220 с.
  151. , Л.Д. Социальная интеграция детей с нарушением слуха в различных видах адаптивной физической культуры / Л. Д. Хода. Нерюнгри: ЯГУ, 2008. — 135 с.
  152. , М.Ю. Дифференциальные восприятия длительности для слуховой и зрительной модальности у человека / М. Ю. Ходанович, Е.А.
  153. I • i“ ¦ к I Hl fi „Uli i II II III I IUI t i 11 Ii II ill I IIB 111! II II HI I, I 111 II I J illlll li ¦ il 11 I II I tl Hi I I I II i II I ! tu illillll I I Kill ишн128
  154. , M.B. Светлик, Е.П. Крутенкова // Сенсорные системы. 2009. — Т. 59.- № 4. С. 327−333.
  155. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: изд-во „Академия“, 2010. — 479 с.
  156. , А.Н. Применение инновационных медико-биологических технологий при спортивном отборе и медицинском сопровождении спортсменов / А. Н. Хорунжий, В. Н. Бойко. Научные труды СГАФКСТ / под общ. ред. Г. Н. Греца. — Смоленск, 2010. — С. 112−114.
  157. , Б.И. Время в психике человека / Б. И. Цуканов. Одесса: Астропринт, 2000. — 220 с.
  158. , Т.Ю. Развитие остроты зрения у лиц с нарушениями слуха / Т. Ю. Черепенникова, Г. И. Рожкова // Альманах. Новые исследования. ИВФ РАО: материалы Межд. науч. конф. „Физиология развития человека“. М.: Вердана, 2004. — С. 409.
  159. , A.B. Особенности физического развития и физической подготовленности глухих и здоровых детей школьного возраста / A.B. Чигирев // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 1999. — С. 118−120.
  160. , JI.B. Частные методики адаптивной физической культуры / JI.B. Шапкова. М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
  161. , A.B. Психофизиологические особенности и механизмы адаптации к повышенной мышечной деятельности у юных футболистов ДЮСШОР / A.B. Шаханова, И. С. Беленко // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. — № 1. — С. 96−98.
  162. , Ю.С. Дети с нарушением слуха: проблемы развития, конфликта и коммуникации / Ю. С. Шевченко, M.JI. Самарин. Чита: ЧитГУ, 2009.- 185 с.
  163. , JI.M. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / JI.M. Шипицына. СПб.: Речь, 2009. — 203 с.
  164. , О.И. Мониторинг физического развития младших школьников как критерий адаптации к образовательной среде / О. И. Шквирина // материалы Межд. науч. конф. „Физиология развития человека“. М.: Верда-на, 2009. — С. 100−101.
  165. , Н.Д. Интегративное обучение детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: науч.-практ. сборник. М.: Центр лечебной педагогики, 2000. — Вып. 3. — С. 146−157.
  166. , Н.С. Возрастные особенности структурной организации двигательной коры большого мозга детей, подростков, юношей / Н. С. Шумейко // материалы Межд. конф. „Физиология развития человека“. М.: РОА, 2000. -С. 480−481.
  167. Armitage, I.M. Visual impairment in severe and profound sensorineural deafness / I.M. Armitage, J.P. Burke, J.T. Buffln // Archives of Diseases in Childhood, 1995. Vol. 73. — P. 53−56.
  168. Borg, E. Speech and language development in a population of Swedish hearing-impaired pre-school children, a cross-sectional study / E. Borg, G. Edquist, A. Reinholdson // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2007. — Vol. 71. — P. 1061−1077.
  169. Bory, E. Speech and language development in a population of Swedish hearing-impaired pre-school children, a cross-sectional study / E. Bory, G. Edguist, A. Reinholdsonetal // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2007. — Vol. 71. — P. 10 611 077.
  170. Bosworth, R. Left hemisphere dominance for motion processing in deaf signers / R. Bosworth, K. Dobkins // Psychol. Sci. 1999. — Vol. 10. — P. 256.
  171. Cadoni, G. Sudden sensorineural hearing loss: our experience in diagnosis, treatment, and outcome / G. Cadoni, S. Agostino, S. Scipione // J. Otolaryngol. -2005. V. 34. — № 6. — P. 395−401.
  172. Davis, A. The epidemiology of childhood hearing impairment factors relevant to planning services / A. Davis, S. Wood // Br. J. Audiol. 1992. — Vol. 26. -P. 77−90.
  173. Demura, S. Body sway characteristics during static upright posture in healthy and disordered elderly / S. Demura, T. Kitabayashi, A. Kimura, J. Matsuzawa // J. Physiol. AntHropol. Appl. Human Sci. 2005. — Vol. 25 (5). — P. 551−555.
  174. Douglas, V.I. Attentional and cognitive problems / V.I. Douglas // Developmental neuropsychiatry. New York, 1983. — P. 280−329.
  175. Downie, A. Auditory temporal processing deficits in children with periventricular brain injury / A. Downie, L. Jakobson, V. Frisk, I. Ushycky // Brain and Language. 2002. — Vol. 80 (2). — P. 208−225.
  176. I I. i Ik u 11“» 1 i 11 «••!¦! ¦ ¦(ll.lll. II lib I II I I I I II 111 II • II II I II II I H li El I «11 III II I i I II. UI III IIII, III! I I I II II El III II II II tmrnmummmmm mmmamm.131
  177. Elango, S. Ocular abnormalities in children from Malaysian school for the deaf / S. Elango, T.N. Krishna Reddy, S.R. Shriwas // Ann. Trop. Pediatr. 1994. Vol. 14.-P. 149−152.
  178. Friedman, T.B. Human nonsyndromic sensorineural deafness / T.B. Friedman, A.J. Griffith //Annu Rev Genomics Hun Genet. 2003. — Vol. 4. — P. 341 402.
  179. Guy, R. A clinical evaluation of ophthalmic assessment in children with sensorineural deafness / R. Guy, J. Nicholson, S. Pannu // Child: Care, Health and Development. 2003. — Vol. 29. — P. 377−384.
  180. Harada, H. Prognosis for sudden sensorineural hearing loss: a retrospective study using logistical regression analysis / H. Harada, T. Kato // Int. Tinnitus. J. -2005.-Vol. 11.-№ 2.-P. 115−118.
  181. Harada, T. Sensorineural hearing loss associated with otitis media with effusion / T. Harada, T. Yamasoba // ORL. Yagi, 1992. — P. 61−65.
  182. Hardie, N. Sensorineural hearing loss during development: morphological and physiological response of cochlea and auditory brainstem / N. Hardie, R. Shepherd//Hearing research. 1999. — Vol. 128. — P. 147−165.
  183. Herrero, A.J. Cochlear hemorrhage. Unusual cause of sudden sensorineural deafness / A.J. Herrero, M. Gonzalez, U.M. Pinilla // Acta Otorrinolarin-gol. Esp. 2002. — Vol. 53. — № 5. — P. 363−368.
  184. Heymsfield, S.B. Human body composition / S.B. Heymsfield, T.G. Lohman, Z. Wang, S.B. Going. Champaing, IL: Human kinetics, 2005. — 530 p.
  185. Higashi, K. Conductive deafness in aglossia / K. Higashi, M. Edo // The J. Laryngology and Otology, 1996. P. 1057−1059.
  186. Homer, B. Is vision care assessment crucial for deaf children and young people? / Homer, B. // Publications / BATOD On-line Magazine / Working with deafblind people, 2004. P. 12−15.
  187. P* ————. IHIIIIHIIIM—lffpiUMllWBHIHI——II^M—MM132
  188. Irvine, D. Injury and use-related plasticity on the primary sensory cortex of adult mammals: possible relationship to perceptual learning / D. Irvine, R. Rajan // Clin Exp Pharmacol Physiol. — 1996. — Vol. 939. — P. 47.
  189. Jonson, T. Inclusive education. Interregional programme for disabled people / T. Jonson. United Nations Development Programme, 1994. — 180 p.
  190. Johnson, J. Sensorineural and conductive hearing loss associated with lateral semicircular canal malformation / J. Johnson, A. Lalwani // Laryngoscope. -2000. Vol. 110. — P. 1673−1679.
  191. Kelley, P.M. Novelmutations in the connexin 26 gene (GJB2) that cause autosomalrecessive (DFNB1) hearing loss / P.M. Kelley, D.J. Harris, B.C. Comer // Am. J. Hum. Genet. 1998. — Vol. 62. — P. 792−799.
  192. Killion, M. The 2 types of sensorineural hearing loss: loudness and intelligibility considerations / M. Killion, S. Fikret-Pasa // Hear. J. 1993. — Vol. 46. — № 11.-P. 31−34.
  193. Koskin, S.A. Modern methods of measuring the resolving power of the visual system / S.A. Koskin, E.V. Boflco, Y.E. Shelepin // J. Opt. Technol. 2008. -Vol. 75.-P. 17.
  194. Magierska-Krzyszton, M. Social integration of children with multichannel cochlear implant in the mainstream education system / M. Magierska-Krzyszton, W. Szyfter // Otolaryngol Pol. 2002. — № 56 (2). — P. 199−205.
  195. Mirwald, R.L. An assessment of maturity from anthropometric measurements / R.L. Mirwald, A.D. Baxter-Jones, D.A. Bailey, G.P. Beunen // Med. Sci. Sports Exerrs. 2002. — № 4. — P. 94.
  196. НІШ ¦ Ml III IIIII1I? MM II | II I E I I IIll II 1 І. і I tl II III I II ¦ I. I I I I і SI II II I I II ¦ I ¦ I I II І і і I I I I II 11.1 II. I It і Kit Ell IIU ¦ ШИВШІ133
  197. Neville, H.J. Attention to central and peripheral visual space in movement detection task. Separate effects of auditory deprivation and acquisition of a visual language / HJ. Neville // Brain. Kes. 1987. — Vol. 405. — P. 284−294.
  198. Northern, J.L. Hearing in children / J.L. Northern, M.P. Downs // Lippincott, Williams and Wilkins, 2002. 452 p.
  199. Newton, V. A etiology of bilateral sensorineural hearing loss in young children / V. Newton // J. Laryng. 1985. — № 10. — P. 7−57.
  200. Nowakowska-Szyrwinska, E. Nonsyndromic sensorineural deafness -analysis of etiology in families / E. Nowakowska-Szyrwinska, L. Sobieszczanska-Radoszewska // Med. Wieku. Rozwoj. 2003. — 7 (1). — P. 5.
  201. Parasnis, I. Paraforeal attention in congenitally deaf and hearing young adults /1. Parasnis, V.J. Samar // Brain Cognit. 1985. — Vol. 4. — P. 313−327.
  202. Petersena, M. Non-syndromic, autosomal-recesive deafness / M. Pe-tersena, P. Willebs // Clinical genetics. 2006. — Vol. 69. — №. 6. — P. 371−392.
  203. Ponton, C.W. Auditory system plasticity in children after long periods of complete deafness / C.W. Ponton, M. Don, J J. Eggermont, M.D. Waring, B. Kwong, A. Masuda // Neuroreport. 1996. — Vol. 8 (1). — P. 61.
  204. Posner, M.I. The attention system in the human brain / M.I. Posner, S.E. Petersen // Annual Review of neuroscience. 1990. — Vol. 13. — P. 25−42.
  205. Prechtl, H. Developmental transformations of spontaneous movements in early infancy / H. Prechtl, B. Hopkins // Early Human Development. 1986. — Vol. 14. — P. 233−238.
  206. Raikkonen, K. Test-retest reliability of auditory ERP components in healthy 6-year-old children / K. Raikkonen, E. Birkas, J. Horvath, J. Gervai, I. Winkler//Neuroreport. 2003. — Vol. 14 (16). — P. 2121−2125.
  207. Rauschecker, J.P. Compensatory plasticity and sensory substitution in the cerebral cortex / J.P. Rauschecker //Trends in Neuroscience, 1995. Vol. 18. — P. 36−43.
  208. Riely, M. Variability and determinism of motor behavior / M. Riely // J. of motor behavior. 2002. — Vol. 34. — № 2. — P. 78−79.
  209. Robert, C. Deafness and attentional visual search: A development study / C. Robert, C. Marendaz, F. Bonthoux // ECVP: Perception. 1997. — Vol. 26. — P. 104.
  210. Silan, F. Syndromic etiology in children at schools for the deaf in Turkey / F. Silan, L. Demirci, A. Egeli //Intern. J. Pediatric. Otorhinolaryngol. 2004. — Vol. 68.-№ 11.-P. 1399−1406.
  211. Sussman, E. Auditoiy stream segregation processes operate similarly in school-aged children and adults / E. Sussman, R. Ceponiene, A. Shestakova, R. Naatanen, I. Winkler // Hearing Res. 2001. — Vol. 153. — P. 108−114.
  212. Topuz, E. Should hyperbaric oxygen be added to treatment in idiopathic sudden sensorineural hearing loss? / E. Topuz, O. Yigit, U. Cinar, H. Seven // Eur. Arch. Otorhinolaryngol. 2004. — V. 261. — № 7. — P. 393−396.
  213. Wellman, M.B. Sensorineural hearing loss in postmeningitic children / M.B. Wellman, D.D. Sommer, J. McKenna // Otology and Neurotology. 2003. -Vol. 24 (6). — P. 907.
  214. Wolf, A. Cortical reorganization in deaf children / A. Wolf, R. Thatcher // J. Clinical and Experim. Neuropsychol. 1990. — Vol. 12. — P. 209−221.
  215. Wolf, B. Hearing loss is a common feature of symptomatic children with profound biotinidase deficiency / B. Wolf, R. Spencer, T. Gleason // J. Pediatr. -2002. Vol. 140. — № 2. — P. 242−246.
  216. Zhang, J. Modulatory effects of somatosensory electrical stimulation on neural activity of the dorsal cochlear nucleus of hamsters / J. Zhang, Z. Guan // J. Neurosci. Res. 2008. — Vol. 86. — № 5. — P. 1178−1187.
  217. Zivic, L. Sudden hearing loss our experience in treatment with vasoactive therapy / L. Zivic, D. Zivic, S. Stojanovic // Srp. Arn. Celo. Lek. — 2008. — Vol. 136.-№ 3−4.-P. 91−94.
Заполнить форму текущей работой