Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Государственной учебной программой по физическому воспитанию для медицинских вузов России, все исходные основные тестируемые физические качестваиностранных студентов были оценены на «неудовлетворительно» и ниже. Вместе с тем, на протяжении исследования отмечалась положительная динамика показателей физической подготовленности. При итоговом тестировании челночный бег 5×20… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
    • 1. 1. Общая характеристика проблемы
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптация зарубежных студентов в инонациональной среде
      • 1. 2. 1. Социокультурная адаптация
      • 1. 2. 2. Экологическая адаптация
    • 1. 3. Медико-биологические аспекты адаптации зарубежных студентов
      • 1. 3. 1. Адаптация к физическим нагрузкам
      • 1. 3. 2. Психологическая адаптация
      • 1. 3. 3. Роль питания в адаптации
    • 1. 4. Применение лекарственных препаратов в период адаптации
    • 1. 5. Методика оценки и контроля исследуемых параметров

Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Современное социально-экономическое положение России и высшего образования предъявляет новые требования к качеству обучения зарубежных студентов. Оптимизация данного процесса помимо решения материально-технических и педагогических задач предусматривает изучение адаптации учащихся на различных уровнях их жизнедеятельности и возможности её коррекции.

Иностранные студенты при поступлении в высшие учебные заведения проходят период адаптации к новым условиям обучения и быта, который, в отличие от российских учащихся, затягивается на несколько лет и определяется большим количеством социально-психологических, религиозных, медико-биологических проблем, недостаточным знанием русского языка, различиями в системах среднего образования (А.И.Корешкин, 1992; Л. Д. Бабакова, Р. Н. Бедрик, О. М. Воскечьян, Б. Н. Моренко, 1997). Развитие состояния дезадаптации проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т. д. (Н.В. Васильев, Ю. М. Захаров, 1992; В. И. Петров, А. А. Спасов, 1997; Т. К. Фомина, 1998).

Таким образом, разработка методов оценки, прогноза и коррекции адаптации зарубежных студентов к учебной и физическим нагрузкам, воздействию комплекса психосоциальных факторов иноязычной среды является актуальной проблемой. Её решение позволит в значительной мере уменьшить негативное влияние ряда факторов на адаптированность иностранных учащихся (М.Я. Мухамеджанов, И .Я. Давыдов, 1988; С. В. Клаучек, Л. Б. Осадшая, 1997; В. Б. Мандриков, В. В Неумоин, 1998).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — зарубежные студенты из Индии Волгоградской медицинской академии.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — различные виды адаптации зарубежных студентов в динамике трех лет обучения в вузе.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯопределение критериев оценки особенностей течения и исхода адаптации зарубежных студентов к новым условиям жизнедеятельности и путей её коррекции.

В соответствии с целью были поставлены следующие.

ЗАДАЧИ:

1. Исследовать исходный уровень и динамику функционального состояния, физического развития и физической подготовленности иностранных студентов за время обучения в вузе.

2. Определить степень адаптации иностранных студентов к физическим нагрузкам.

3.Выявить социально-психологические компоненты адаптации иностранных студентов к новым условиям жизнедеятельности.

4.Исследовать динамику психофизиологического состояния иностранных студентов в период обучения в вузе.

5.Изучить влияние адаптогенного препарата растительного происхождения на физическую работоспособность и психофизиологическое состояние иностранных студентов.

6.Разработать систему группового и индивидуального прогноза формирования адаптивного поведения зарубежных студентов в новых условиях жизнедеятельности.

ГИПОТЕЗА — проблема адаптации иностранных учащихся в их социальном становлении и профессиональном формировании является основополагающей. Адаптация иностранных студентов — сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социальной среды, в которой иностранный студент, имея свои национальные, психологические особенности, вынужден преодолевать разного рода психологические, нравственные, социальные и религиозные барьеры, осваивая новые виды деятельности и формы поведения (И.К. Простов, В. В. Крысанов, 1997).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теория адаптации человека (В.П.Казначеев, 1980) разработки психолого-педагогической и психофизиологической адаптации (С.В.Клаучек, 1997; Б. Н. Моренко, 1997, Н. Н. Седова, 1997; Т. К. Фомина, 1998).

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечены разнообразием и адекватностью использованных методов исследования поставленным задачам, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных методами математической статистики с использованием ЭВМ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА заключается в том, что впервые:

• применен комплексный метод оценки адаптации зарубежных студентов к новым условиям жизнедеятельности с учетом микросоциальных, физических и психологических факторов;

• определены критерии оценки уровня адаптации к учебной и физической нагрузке, воздействию комплекса психосоциальных факторов иноязычной среды;

• показан эффект влияния оптимальных по объему физических упражнений на функциональное состояние и физическое развитие иностранных студентов;

• определены пути коррекции процесса адаптации зарубежных студентов на различных этапах обучения;

• показана возможность эффективного влияния адаптогенного препарата растительного происхождения «Артикрут» на психофизиологическое, функциональное состояние кардио-респираторной системы, физическую работоспособность иностранных студентов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ.

Результаты настоящих исследований представляют новые данные о процессе адаптации иностранных граждан к условиям проживания в инонациональной среде и обучения профессиональной деятельности, что может быть использовано в учебном процессе высших учебных заведений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНА ЧИМОСТЬ.

Даны практические рекомендации для преподавателей, работающих с иностранными студентами, сотрудников деканата с целью оптимальной организации учебного процесса, повышения мотивации зарубежных студентов к обучению в вузе и коррекции их приспособительных реакций с применением адаптогена растительного происхождения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Толерантность к физическим нагрузкам у зарубежных студентов на начальном этапе обучения ниже, чем у российских сверстников.

2. Одним из критериев оценки адаптации к новым условиям жизнедеятельности является фактор стабилизации социально-психологического статуса иностранных студентов.

3. Динамика психофизиологического состояния зарубежных учащихся имеет разнонаправленный характер от начала к концу учебного года и в период трёх лет обучения в вузе.

4. Применение адаптогена растительного происхождения положительно влияет на адаптацию иностранных студентов к физическим и умственным нагрузкам.

5. Использование результатов психофизиологических исследований позволяет прогнозировать последовательность формирования адекватного поведения зарубежных студентов в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Материалы диссертации докладывались на итоговых конференциях кафедры физического воспитания в 1996;1999 гг.- Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых: «Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов» (Волгоград, 1997) — областной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика П. К. Анохина в 1998 г.- IV межвузовской конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области (Волгоград, 1998) — отчетной научной конференции молодых ученых (Волгоград, 1999 г.) — Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической фармакологии (СПб, 1999).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ.

Диссертационная работа изложена на 124 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, шести глав собственного исследования, заключения, выводов и практических рекомендаций, содержит 27 таблиц, 7 рисунков. Библиографический указатель включает 251 источник, в том числе 21 -иностранных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Показатели функционального состояния, физического развития, физической подготовленности зарубежных студентов в начальном периоде обучения ниже, чем у российских сверстников, что предопределяет низкий исходный уровень реактивности организма к физическим нагрузкам и, как следствие, состояние неудовлетворительной адаптации.

2. Оптимальный объем двигательной активности стимулирует положительную динамику физического развития, функционального состояния и физической работоспособности иностранных студентов и формирует адекватный ответ на возмущающие воздействия факторов окружающей среды.

3. К третьему году обучения в вузе увеличивается число студентов с высокой оценкой уровня жизни по бытовым условиям проживания, качеству и разнообразию питания, субъективным оценкам здоровья, что свидетельствует о стабилизации социально-психологического статуса обследованных.

4. Закономерность формирования психофизиологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизнедеятельности имеет разнонаправленный и фазовый характер. К концу каждого учебного года повышаются уровень тревоги, психическое напряжение и психическая усталость. К концу третьего года обучения психоэмоциональное напряжение снижается.

5. Показана эффективность применения адаптогена растительного происхождения «Артикрут» с целью коррекции адаптации зарубежных студентов к новым условиям жизнедеятельности.

6. Предложенный метод комплексного исследования позволил разработать прогностическую модель последовательного формирования адекватного поведения зарубежных студентов в процессе обучения в российском вузе.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты исследований, представленные в диссертационной работе, позволяют предложить рекомендации, направленные на улучшение адаптационных процессов иностранных студентов в период обучения в вузе:

• Планировать учебный процесс по физическому воспитанию для иностранных студентов до четвертого курса включительно, в соответствии с учебной государственной программой для российских медицинских и фармацевтических вузов.

• Занятия по физическому воспитанию с иностранными студентами проводить с меньшей моторной плотностью (по сравнению с российскими студентами), на высоком эмоциональном фоне, с высоким уровнем наглядности в обучении и с учётом языкового барьера.

• Календарный план оздоровительной, спортивно-массовой и культурно-массовой работы с зарубежными студентами составлять с учётом религиозных культовых обрядов, национальных праздников и памятных дат.

• Для коррекции учебно-воспитательной работы дискретно проводить диагностику психофизиологического состояния иностранных студентов на всех этапах обучения, начиная с подготовительного отделения.

• Использовать адаптоген растительного происхождения «Артикрут» с целью коррекции психофизиологического и функционального состояния зарубежных учащихся в наиболее напряженные периоды учебного процесса.

• Результаты тестирования психофизиологического состояния иностранных студентов доводить до сведения преподавателей кафедр, кураторов учебных групп и сотрудников деканата с целью принятия оптимальных организационно-воспитательных решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблеме адаптации иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России в последние годы уделяется значительное внимание. Основу адаптационных проблем составляет многообразие социальных и климатоге-ографических факторов. В настоящем исследовании отражены медико-биологические, социально-психологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных учащихся.

Хорошее физическое развитие и достаточный уровень физической подготовленности позволяют сохранять оптимальное взаимоотношение жизненных функций, способность к труду и обучению, расширяют функциональные резервы организма человека. Физическое развитие в значительной степени зависит от морфологического и функционального состояния организма (И.В.Аулик, 1990; В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, 1988). Адаптация к физическим нагрузкам является отражением общего приспособления человека к различным факторам, влияющим на организм, а следовательно, может служить показателем изменений приспособительных возможностей иностранных студентов к длительному проживанию вне привычного микроокружения (Л.М.Бел озерова, 1997).

Полученные нами результаты тестирования осени 1996 года показали, что по морфологическим признакам: длина тела и окружность грудной клетки, достоверных различий между иностранными и российскими студентами не обнаружено. Но вместе с тем, показатели массы тела и индекс Кегле у иностранных студентов были значительно ниже. По функциональным признакам: ЖЕЛ и проба Генчи, иностранные студенты имели более низкие показатели. Исследование антропометрических характеристик зарубежных учащихся показало, что длина и масса тела не обнаруживали выраженной динамики за годы обучения. Торпидность изменения роста и массы тела подтверждает заключение Т. Е. Виноградовой и С. С. Кольцун (1990), что уровень физического развития в большей степени прослеживается по функциональным, чем по антропометрическим характеристикам. К наиболее информативным и диагностически более ценным критериям, характеризующим состояние сердечно-сосудистой системы относится в частности ЧСС (Н.Д.Граевская, Д. И. Долматова, Г. Е. Калугина, 1995). Это связано с тем, что ЧСС отражает реакцию организма на выполнение физической нагрузки. На протяжении исследований функциональные возможности сердечно-сосудистой системы иностранных студентов повышались, что выражалось фоновым урежением сердечных сокращений. Также повышались функциональные показатели дыхательной системы — ЖЕЛ и время задержки дыхания. Эти факты могут свидетельствовать о положительном влиянии физических упражнений, тренирующих дыхательную систему.

В соответствии с Государственной учебной программой по физическому воспитанию для медицинских вузов России, все исходные основные тестируемые физические качестваиностранных студентов были оценены на «неудовлетворительно» и ниже. Вместе с тем, на протяжении исследования отмечалась положительная динамика показателей физической подготовленности. При итоговом тестировании челночный бег 5×20 м иностранными студентами выполнялся на оценку «хорошо», а уровень гибкости и скорость выполнения 10 хлопков прямыми руками над головой — на «удовлетворительно». Вместе с повышением уровня физических качеств, отмечалось повышение физической работоспособности, что по Н. Д. Граевской (1990), является наиболее значимым показателем, характеризующим улучшение функционального состояния человека.

Ежегодный лабораторный анализ крови иностранных студентов за период исследования выявил повышение количества гемоглобина в крови. Это свидетельствует о повышении аэробных показателей, эффективном функционировании кардио-респираторной системы, повышении функционального резерва сердца, улучшении энергообеспечения работы и функциональной подготовленности зарубежных студентов.

Адаптация зарубежных студентов сопровождается повышенным напряжением иммунитета и предъявляет высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам организма. Одним из проявлений дезадаптации к новым условиям проживания и обучения является снижение неспецифической резистентности организма иностранных студентов. Это приводит к увеличению частоты простудных заболеваний, обострению хронических болезней. Динамика заболеваемости иностранных учащихся за три года исследования свидетельствовала о возрастании количества простудных заболеваний на втором году обучения и снижении — на третьем. Факт повышения неспецифической резистентности организма зарубежных студентов к концу исследования мы объясняем ростом их функциональных возможностей в результате регулярных занятий физической культурой.

Основу адаптации в первую очередь составляет взаимодействие различных функциональных систем, обеспечивающих оптимальные приспособительные реакции на отдельные и комплексные влияния тех или иных факторов, в частности, физических упражнений (Н.А.Агаджанян, 1994). Снижение показателей физической работоспособности у иностранных студентов выпускного курса, можно интерпретировать как наступление периода уменьшения надежности адаптации к физическим нагрузкам к концу обучения в академии, что является следствием прекращения занятий физической культурой после второго курса.

Таким образом, проведенные исследования выявили, что при поступлении в российский вуз большинство иностранных студентов функционально недостаточно готовы к условиям обучения. У зарубежных учащихся отмечалась более низкая, чем у российских сверстников, толерантность к физическим учебным нагрузкам. Физическая подготовка с учетом российских требований квалифицировалась как низкая, неудовлетворительная. Занятия физической культурой по учебной и внеучебной программам на протяжении трех лет исследования оказали положительное влияние на функциональное состояние организма иностранных студентов, на повышение уровня их физической подготовленности и общей работоспособности.

Одним из компонентов адаптации иностранных студентов к инонациональной среде является социально-психологическая адаптация. В связи с этим, было проведено исследование по определению уровня качества жизни зарубежных учащихся. Результаты анкетирования показали, что наиболее высокую субъективную оценку качества жизни по сравнению со студентами подготовительного отделения и выпускного курса имели юноши второго курса. Их больше остальных устраивали климат и экология окружающей среды, бытовые условия места проживания, качество и разнообразие употребляемых продуктов. Они выше оценивали свои взаимоотношения с друзьями.

Студенты-выпускники имели самую низкую оценку качества жизни по сравнению с другими опрошенными учащимися. Но вместе с тем, их психологическое состояние было на более высоком уровне, чем у студентов подготовительного отделения и второго курса.

Таким образом, результаты опроса выявили снижение психологического дискомфорта у иностранных студентов за три года исследований, что свидетельствует о стабилизации их адаптации в инонациональной среде.

Использование специализированной компьютерной психодиагностической программы «Око» позволило установить наибольшее ухудшение качественной и количественной характеристик исследуемых параметров в течение первого года обучения в вузе. Аналогичная тенденция изменения показателей наблюдалась от начала к концу каждого учебного года. Вместе с тем отмечалась положительная динамика функционального состояния ЦНС иностранных студентов за три года исследований.

В течение последних лет теоретически разработаны, экспериментально изучены и внедрены в практику спорта новые комбинированные, биологически активные препараты, которые включают в себя продукты пчеловодства, витамины и адаптогены растительного происхождения (Р.Д.Сейфула, 1998). Нами было проведено исследование эффективности применения адаптогенного препарата на основе сухого экстракта Родиолы розовой («Артикрут») в период обучения иностранных студентов в вузе. Изучалось влияние препарата на физическую и умственную работоспособность, психоэмоциональное состояние зарубежных студентов. Под влиянием препарата «Артикрут» отмечался рост физической работоспособности и экономизация ее энергообеспечения, улучшалась кинестезическая чувствительность и повышались скоростные возможности нервно-мышечного аппарата, улучшалось качество оперантной деятельности студентов. В результате приема препарата у иностранных учащихся снижались явления утомления и уровень ситуационной тревожности, повышалась готовность ЦНС студентов к работе.

Проведенные исследования с использованием психодиагностической компьютерной программы «Око», выявили ряд факторов, влияющих на изменение функционального состояния организма зарубежных студентов в процессе адаптации к новым условиям жизнедеятельности, что позволило прогнозировать особенности индивидуального реагирования иностранных учащихся на различного рода нагрузки.

В основу прогнозирования был положен метод регрессионного анализа исследуемых параметров с выбором наиболее информативных диагностических критериев (самочувствие, уровень ситуационной тревожности, психическое напряжение, тревога, среднее время реакции, точность реакции, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей ЦНС). Составлены прогностические таблицы для каждого наблюдения в отдельности и всей группы в целом. Предложенный способ прогноза особенностей формирования адаптивного поведения зарубежных студентов в процессе обучения в российском вузе прост и эффективен. Он позволяет использовать в случае необходимости только часть признаков.

Результаты прогноза должны учитываться в учебном процессе для обеспечения индивидуальной коррекции функционального состояния иностранных студентов в период обучения в вузах России.

Таким образом, в результате проведенных исследований были получены данные, подтверждающие положительное влияние учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию на функциональное состояние организма иностранных студентов, повышение уровня их физической подготовленности. Однако, прекращение занятий физической культурой приводит на шестом курсе обучения в вузе к ухудшению функционального состояния зарубежных студентов по сравнению со студентами второго курса. Результаты исследований свидетельствуют о снижении процессов дезадаптации и улучшении психофизиологического статуса иностранных учащихся от подготовительного отделения до третьего курса. Применение адаптогенного препарата на основе сухого экстракта Родиолы розовой оказывает положительное влияние на организм иностранных студентов, что позволяет рекомендовать его в качестве средства улучшения процессов адаптации в период обучения в вузе.

Комплексный подход позволяет наиболее эффективно проводить отбор критериев оценки особенностей течения и исхода адаптации зарубежных студентов к новым условиям жизнедеятельности и путей её коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию.-Брест, 1993.
  2. Н.А., Ионова Т. В., Сауткин М. Ф. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза //Физиология человека.- 1990.- Т. 19.-№ 4.- С. 42−45.
  3. Н.А., Торшин В. И. Экология человека.- М., 1994.
  4. Н.А., Ушаков И. Б., Торшин В. И., Турзин П. С. и др. Экология человека: Словарь-справочник.- М: Изд-во «Круг», 1997.- С. 173−175.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы.- М.: Издательство МГУ.- 1990.- 239 с.
  6. Т.А., Долецкий С .Я., Гохблит И. И. Вегетативные показатели при эмоциональном стрессе у детей и подростков //Проблемы и методы исследования возрастной физиологии.- Баку.- 1987.- С. 5−11.
  7. Ю. Родиола розовая, или Золотой корень.- Волгоград: Ваше здоровье, 1998.- № 35.- С. 7.
  8. Н.Г. Дисциплинарная модель современного глобально-экологического мышления //Экология, спорт, здоровье и двигательная активность: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф.- Челябинск, 1996.- С. 18−20.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал.- 1997.-Т. 15.-№ 3.- С. 131−134.
  10. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал.- 1997.- С. 102−103.
  11. М. Психология счастья: Пер. с англ.- М.- 1990.
  12. О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валид-ность психодиагностических методик //Психологический журнал.- 1990.- т. 11.-№ 6.-С. 86−93.
  13. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал.- 1992,-Т. 13.-№ 5.- С. 111- 115.
  14. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина, 1990.- С. 94−110.
  15. Л.Д., Бедрик Р. Н., Воскерчьян О. М., Моренко Б. Н. Влияние взаимодействия культур на адаптацию студентов //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997. С. 62−63.
  16. P.M., Берсенева А. П. Адаптационный потенциал системы кровообращения и функциональные резервы организма.- Фрунзе, 1998.- С. 1142.
  17. P.M., Берсенева А. П., Барсукова Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды //Физиология человека.- 1985, — № 2.- С. 208−212.
  18. М., Каркобатов X., Чонкоева А., Блажко Е. и др. Структурная «цена» адаптации к физическим нагрузкам в условиях высокогорья //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр.-М., 1998.- Т.1.- С. 170−171.
  19. Т.В. Особенности социально- психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях //Психологический журнал.-1994, — Т. 15.- № 6.- С. 116−120.
  20. А.Ф., Лапкин Н. М., Яковлева Н. В. Дифференциально-психологические аспекты успеваемости обучения студентов медицинского вуза //Психологический журнал.- 1994.- № 1.- С. 81−86.
  21. В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой //Теория и практика физической культуры.- 1989.- № 3.- С. 6−9.
  22. Л.М. Особенности физического развития и адаптации к физическим нагрузкам иностранных студентов //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- 40 с.
  23. С.И. Фактор креативного сознания в культурной адаптации //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- С. 15.
  24. Г. Ф. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов //Теория и практика физической культуры.- 1991.- № 11−12.- С. 29−31.
  25. Е.Я., Рябченко Г. С. Физическая работоспособность студентов в условиях Крайнего севера //Теория и практика физической культуры.- 1991.- № 10.- С. 46−47.
  26. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии.-1993.-№ 1.-С. 104−133.
  27. И.И. Что противопоставить стрессу? //Адаптация и адаптогены.- Владивосток.- 1997.- С. 81−9
  28. Р. Антиоксиданты, что это такое? //Сила и красота.- 1997.-С. 56−59.
  29. В.И., Кудрин JI.A., Жмакин И. А. Влияние занятий спортом на физическую работоспособность юношей-подростков: Сборник тезисов международной научно-практической конференции, — М., 1999.- С. 119−120.
  30. А.Е., Рослякова Н. Н., Кедик С. А., Дуплянина И. Н. Родаксон -новое лекарственное средство: Тез. докл. Российского национального конгресса «Человек и лекарство», 1998.- С. 352.
  31. П.В., Евдокимова О. М., Унесталь А.-Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) //Теория и практика физической культуры, — 1996.- № 8, — С. 57−63.
  32. П.В., Баландин В. И., Евдокимова О. М., Загранцев В. В. Современные технологии валиометрии и укрепления здоровья населения //Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 9.- С. 7−11.
  33. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз.- Томск: Изд-во- Томского ун-та, 1992.- 176 с.
  34. А.И., Носова Л. И. и др. Адаптация студентов к обучению в вузе //Гигиена и санитария.- 1992.- № 7−8, — С. 53−55.
  35. Г. А. Дифференциальный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния: Дис. .канд. биол. наук.- СПб, 1995.- 174 с.
  36. А.В. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты /Под ред. Судакова К.В.- Волгоград, 1997.- С. 127.
  37. Н.Н. Коррекция психофизиологических состояний человека на принципах биоуправления с обратной связью //Научно-техническая революция.- М.: Московская медицинская академия, 1998.- 86 с.
  38. Н.В., Захаров Ю. М., Коляда Т. И. Система крови и неспецифическая резистентность в экстремальных климатических условиях.-Новосибирск: ВО Наука, 1992, — 257 с.
  39. И.А., Долгушин И. И., Колесников О. Л., Цейликан В. Е. Роль иммунной системы в выборе адаптационной стратегии организма.-Челябинск: Челябинский Дом печати.- 1998.- 70 с.
  40. И.А., Цейликман В. Э., Колесников О. Л. Разнонап-равленность изменений иммунной реактивности и стресс-чувствительности как фактор выбора адаптационной стратегии в неблагоприятных условиях // АН. Серия биологическая.- 1998.- № 2.- С. 242−249.
  41. А.Д. Региональные свойства крови у спортсменов разной квалификации //Теория и практика физической культуры, — 1999.- № 1.- С. 39−41.
  42. Т.С., Кольцуй С. С. и др. Разработка функционально-диагностических критериев оценки состояния центральной нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.- М.- 1990.- С. 28−35.
  43. Е.П., Гугучкина Л. И. Медико-социалььный аспект пропаганды физической культуры среди студентов-медиков /Учебноисследовательская работа студентов: Сб. науч.-мед. работ.- Харьков, 1995.- С. 264−269.
  44. В.Ю., Волкова JI.M., Зверев В. В., Давиденко Д. Н. Компьютерные разработки в валеометрии //Вестник Балтийской академии.- 1996.-вып.9.- С. 28−32.
  45. И.А., Цейликман В. Э., Колесников O.J1. Разнонап-равленность изменений иммунной реактивности и стресс-чувствительности как фактор выбора адаптационной стратегии в неблагоприятных условиях //АН. Серия биологическая.- 1998, — № 2.- С. 242−249.
  46. К.В., Мандриков В. Б., Неумоин В. В., Осадшая Л. Б. Физ иологические критерии адаптации студентов к физическим нагрузкам //Актуальные вопросы медицины: Тез. докл.- Волгоград, 1994.- С. 11−12.
  47. З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1994.- С. 18−24.
  48. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психологический журнал.- 1994.- Т.15.- № 3.- С. 131−134.
  49. Е.М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека//Вопросы психологии.- 1997.- № 5.- С. 114−120.
  50. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека //Теория и практика физической культуры.- 1994.- N2, — № 5−6.- С. 24
  51. Головина JI. JL Кровь и работоспособность.- М, 1995.- 130 с.
  52. Голубева Э. А Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1993.
  53. Е.П. Рекомендации по проведению комплекса дыхательных функциональных проб и дыхательной тренировке: Учебно-методическое пособие: М.: Изд-во «Прометей», 1993.- 20 с.
  54. Г. Д. Некоторые показатели выносливости студентов при разном объеме активного двигательного режима: Дис. канд. биол. наук.-Барнаул, 1994.- С. 76−84.
  55. О.А. Аккультурация иностранных учащихся и проблемы российской образовательной парадигмы //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез.докл.- Волгоград, 1997.- С. 19−20.
  56. Э.Г. Оценка работоспособности двигательного аппарата человека по показателям статической выносливости и импульса силы //Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 8.- С. 46.
  57. Н.Д., Долматова Д. И., Калугина Г. Е. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсмена //Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 2.- С. 11−15.
  58. O.K., Сидоренко Ю. А., Харламов Е. В. К вопросу о рейтинг-контроле физической подготовленности и здоровья студентов-медиков //Рольфизической культуры и спорта в оздоровлении молодежи: Тез. докл.-Смоленск, 1998.
  59. И.А., Кисилева Н. В. и др. Медико-социальные проблемы формирования //Обзор, информ.- М., 1989.- С. 67−69.
  60. В.В., Гаджиева А. Д., Минеева С. Н. Адаптация к условиям страны пребывания //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 64−65.
  61. Дефецит двигательной активности у студентов с ослабленным состоянием организма и пути разработки средств для его компинсации /Науч. отч., номер гос. регистр. 03.09.50 0205, Тула, 1995.
  62. C.JI. Состояние здоровья и управление адаптацией у студентов педуниверситета: Сборник тезисов международной научно-практической конференции, — М., 1999, — С. 81.
  63. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния //Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 6.- С. 28−37.
  64. В.А., Куинджи Н. Н. Биологические ритмы растущего организма.- Москва: Медицина, 1989.- 224 с.
  65. Е.М. Роль доминанты религиозного сознания в адаптации иностранных студентов //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 20.
  66. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности Минск: Вышейш. школа, 1990.- 119 с.
  67. О.М. Особенности восприятия интенсивности физических нагрузок у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом.- В сб.: Спорт и здоровье СПб, 1992.- С. 184−189.
  68. О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок //Физиология человека 1994.- Т.20.- № 2.- С. 67−68.
  69. О.В., Лебяжьев А. Н. Компьютеризированная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена //Теория и практика физической культуры. 1994.- № 11.- С. 46−48.
  70. О.В., Толстой Е. В. Технология контроля психофизического состояния и управления им //Теория и практика физической культуры.- 1997.-№ 8.- С. 40.
  71. Л.М. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональное состояние организма студентов: Автор, дис. канд. биол. наук.- Ташкент, 1985.- С. 154−157.
  72. Е.Е. Проблема адаптации зарубежных студентов к условиям макросреды России //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 22.
  73. Д.В., Васильев В. Н., Подкопаева Т. И., Медведев М. А. Взаимосвязь уровня здоровья, психической адаптированности и успеваемости студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.-М., 1999.- С. 11−12.
  74. В.ГТ. Валеология: проблема, воспитание и образование студентов в техническом вузе //Теория и практика физической культуры.-1998.- № 9, — С. 12−19.
  75. А.З. Фармакологическая регуляция состояний дезадаптации.- М., 1986.- С. 68−78.
  76. Г. Г., Воронцов В. Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе /традиционные и натрадиционные методы оздоровления детей: Тез. V междун. научно-практ. конф.- Ижевск, 1996.- С. 4041.
  77. Г. Е., Царик В. Е. Повышение адаптации студентов к условиям обучения в вузе //Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи медицинских вузов: Тез. докл.- Барнаул, 1989.- С. 9−10.
  78. Э.Г., Деларю В. В. Показатели социально- учебной адаптации студентов-медиков с различным уровнем нервно-психического здоровья //Вестник Волгоградской медицинской академии: Сб. научн. трудов.-Волгоград, 1996, — Т.5.- вып.2.- С. 160−162.
  79. Ч.А., Соколов Е. Н., Черномазов А. Н. Психофизиология цветового зрения.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- С. 208.
  80. И.В. Возможности культурологической адаптации студентов в инонациональной среде (средний этап) //Медико-биологические, кльтурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- С. 25.
  81. Ф.А., Юдинцева М. С. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики //Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 1.- С. 18−24.
  82. В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
  83. В.Г., Малышкин В. В., Исаев А. П. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях районов Крайнего Севера //Теория и практика физической культуры.- 1997.- № 12.- С. 19.
  84. О.В. Социально-психологические аспекты адаптации иностранных учащихся к новой культурной среде //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- С. 26.
  85. Я.В., Арнис В. Р. и др. Эффективность занятий по физическому воспитанию в повышении работоспособности студентов //Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.- С. 24−36.
  86. Я.В., Шне JI.B. и др. Пути повышения физической работоспособности студентов //Физическое воспитание и спортивная медицина на севере: Тез. докл.- Архангельск, 1990.- С. 88−89.
  87. Карпман B. JL, Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: ФИС, 1988.
  88. Карпман B. JL, Любина Б. Г., Белоцерковский З. Б. Динамика кровообращения при минимальных физических нагрузках //Физиология человека,-1994.- Т.20.- № 1.- С. 84−87.
  89. А.В. Колебательная структура психофизиологических показателей как источник информации о продуктивности умственной деятельности //Физиология человека,-1998.-Т. 14.- № 5.- С. 730−738.
  90. JI.K., Латышевская Н. И., Герусова Г. П. Физическая активность в системе ценностей здорового образа жизни студентов-медиков //Актуальные вопросы физического воспитания учащейся и студенческой молодежи.- Волгоград, 1992.- С. 16−17.
  91. А.С. Профессиональная физическая подготовка студентов с учетом структуры двигательного обеспечения их деятельности.- Тбилиси, 1991.-С. 24−25.
  92. В.И. Функциональное состояние центральной нервной системы в период адаптации к учебной нагрузке //Успехи физиологических наук.- 1994.- Т.25.- № 3.- С. 37−38.
  93. Ю.А., Мещерский В. Н. Физическая подготовленность иностранных студентов (на первых двух годах обучения в РУДН) //Физическая культура и спорт в системе профессионального образования.- Тула, 1998.
  94. Г. А. Психофизиологические аспекты целенаправленной деятельности человека //Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1992.- 90 с.
  95. С.В. Методики изучения адаптации зарубежных студентов к обучению в медицинском вузе //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 42−43.
  96. С.В. Психофизиологические проблемы адаптации зарубежных студентов //Медико-биологические, культурологические ипедагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 71−72.
  97. С.В., Севрюгина Г. А. Динамика психофизиологической адаптации зарубежных студентов //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 72−73.
  98. Н.К., Уваров В. А. О разработке системы оценки физической подготовленности студентов МГУ //Проблемы физического воспитания молодежи: Матер, per. научно-практ. конф.- Ростов-на-Дону, 1993.- С. 63−65.
  99. В.И. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов.- Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун., 1993.- С. 32−34.
  100. Н.М., Пирог А. В. Анализ воздействия физических и психических нагрузок на организм человека: Труды Смоленского Государственного института физической культуры.- Смоленск, 1995.- С. 242 245.
  101. А.И. Адаптация и дезадаптация: Сб. Петербургского гос. ун-та.- СПб, 1992.
  102. Г. Н., Чурилова А. Г., Руженкова И. В. Особенности адаптации и психологическая характеристика студентов нового набора: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.- М., 1999.- С. 62−63.
  103. С.Г., Олифер Л. Д. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов //Здравоохранение Российской Федерации, — 1993.- № 5.- С. 16−18.
  104. Р.И., Даниярова Н. Н. Некоторые биохимические показатели студентов КГИФК //Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: Тез. докл. XIX Всес. конф.- Волгоград, 1988.- С. 5152.
  105. JI.M. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье.- М.: ФОН, 1995.- 395 с.
  106. В.И., Ольховский И. А. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях резистентная и толерантная. Роль гармонов и рецепторов //Успехи современной биологии. — 1992.- вып. 5−6.- С. 697−714.
  107. Т.М. Цветовое пространство эмоций: Дипломная работа. -М., 1988.
  108. С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности. Волгоград, 1994.- 104 с.
  109. С.Н., Ченегин В. М. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта: Учебное пособие. Волгоград, 1998.- С. 38−71.
  110. И.О. Роль горманального звена в реализации влияния физической нагрузки на работоспособность в онтогенезе: Дис. канд. биол. наук.- Харьков, 1991.- С. 175.
  111. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов //Психологический журнал.- 1996.- Т. 17.-№ 4.-С. 134−140.
  112. Н.Н. Теоретический анализ двигательной активности студентов //Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения: Матер, регион, научно-практ. конф.- Ростов-на-Дону, 1994.- С. 2325.
  113. В.Н. Динамика физического состояния студентов в зави симости от направленности средств подготовки для развития физических качеств: Дис. канд. биол. наук.- Рязань, 1993. С. 24−29.
  114. Л., Катаев-Смык А.А. Что надо знать о стрессе //Лидер.-1991.-№ 8,-С. 23−26.
  115. О.П. Морфофункциональное состояние лейкоцитов при адаптированных реакциях: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.- М., 1999.- С. 56−57.
  116. В.А. Влияние новых аналогов ГАМК на физическую работоспособность и процессы ее восстановления: Автореф. дис. .канд. биол. наук.- Волгоград, 1993.- 23 с.
  117. В.Н. Динамика функциональных антропометрических показателей физического развития студентов в процессе обучения в медицинких вузах: Автор, дис. канд. мед. наук.- Курск, 1994.- 21 с.
  118. Н.В., Вороновская В. И., Панченко В. М. Связь индивидуальных психофизических свойств с успешностью обучения в вузе //Физиологический журнал.- 1991.- Т.12.- № 6.- С. 98- 103.
  119. А.Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам //Психологический журнал.-1993.- Т.14.- № 6.- С. 86−95.
  120. Г. Д. Динамика морфо-функционального состояния студентов в зависимости от направленности процесса физического воспитания на разных этапах обучения: Автореф. дис. канд. мед. наук.- М., 1990.- С. 23−24.
  121. Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) //Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 1.- С. 2−11.
  122. JI.T., Меерсон Ф. З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам.- В кн.: Очерки по теории физической культуры.- М.: ФиС, 1984. о
  123. А.И. Эффективность целенаправленной физической подготовки в развитии и повышении устойчивости психофизиологических функций у студентов: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1986.- 198 с.
  124. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека //Физиология трудовой деятельности.- СПб, 1993.- С. 25 61.
  125. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.- М.: Медицина, 1988.- 256 с.
  126. Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 112 с.
  127. Г. С. К обоснованию рационального двигательного режима студенческой молодежи //Физкультура и здоровье студентов: Сб. тр. МГУ.- М., 1988.- С. 43−45.
  128. М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога //Психологический журнал.- 1995.- Т.16.- № 1.- С. 75−81.
  129. У., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности //Вопросы психологии, — 1990.- № 3.- С. 54−57.
  130. М.Я., Давыдов И. Я. Критерии и методы оценки морфо-функциональных показателей у советских и иностранных студентов обучающихся в г.Ташкенте //Совершенство методов врачебного контроля: Сб. научн. трудов.- Ташкент, 1988.- С. 78−82.
  131. И.Ф., Щербатых., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //Психологический журнал.- 1996.-Т.17.- № 6.- С. 119.
  132. А.О., Бузунов В. А. Влияние гиподинамии и нервно-эмоционального напряжения на физическую работоспособность системкровообращения и дыхания при мышечной работе //Физиол. журнал, — 1986.-Т.32.- № 3, — С. 272−284.
  133. В.В. Измеритель мышечно-суставной чувствительности// Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 7.- С. 31.
  134. Р.С. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- М.: Психология, 1998.- 630 с.
  135. В.В. Физиологический анализ моделирования двигательных режимов в практике физического воспитания //Актуальные вопросы медицины: Сб. тезисов.- Волгоград, 1994.- С. 85.
  136. В.В., Аджиенко В. Н. Физиологический анализ структуры гемодинамики человека в процессе адаптации к физическим нагрузкам //Актуальные проблемы медицинской науки и практики: Тез.докл.- Волгоград, 1992.- С. 42.
  137. В.В., Осадшая Л. Б. Типологические особенности функционального состояния //Актуальные проблемы медицинской науки и практики: Тез. докл.- Волгоград, 1992.- С. 44.
  138. .А., Талько В. И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам //Теория и практика физической культуры.- 1991.- № 1.- С. 23−27.
  139. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования моти-вационного образования в зарубежной когнитивной психологии //Психологический журнал.- 1990, — Т.П.- № 6.- С. 16−27.
  140. Я.С., Деларю В. В. Невратизация иностранных студентов //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997, — С. 48−50.
  141. Л.Б. Методика изучения адаптации зарубежных студентов к обучению в медицинском вузе //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.-Волгоград, 1997.- С. 42−43.
  142. Л.Б., Неумоин В. В., Томарева И. В. Оценка оптимизации обеспечения кардиогемодинамики у студентов в условиях физических нагрузок различной мощности //Успехи физиологических наук.- 1994, — Т.25.- № 4.- С. 4−5.
  143. Основы математической статистики: Учебное пособие /Под ред. В. С. Иванова.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 175 с.
  144. С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 1, — С. 12−17.
  145. В.В., Васильева Т. П., Мушников Д. Л. Современная медико-социальная характеристика студентов-медиков, заканчивающих ВУЗ: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.- М., 1999.- С. 145−146.
  146. В.Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета //Вестн. Моск. ун-та.- 1998.- № 3.- С. 70−82.
  147. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики качества жизни Россиян //Психологический журнал.- 1995.- Т.16.- № 6.- С. 1731.
  148. Д.М. Анализ динамики развития физических качеств юношей 16−18 лет в период перехода от школьного обучения к обучению в вузе //Проблемы физического состояния и работоспособности детей и молодежи: Тез. докл.- М.: ВНИИФК, 1994.
  149. А.Н. Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов-первокурсников при регулярной физической нагрузке //Теория и практика физической культуры.- 1997.- № 8.-25с.
  150. В.В. Степень адаптированности и умственной работоспособности в зависимости от двигательной активности //Роль физической и спорта в оздоровлении молодежи: Тез. докл.- Смоленск, 1998.
  151. И.И. Гигиеническая оптимизация обучения и укрепления здоровья студентов технических вузов: Дис. док. мед. наук.- М., 1990.-С. 89−93.
  152. Т.В. Оздоровительные психофизические упражнения //Материалы международного конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации.- СПб, 1996.-С. 177.
  153. М.В. Анализ психофизиологического состояния иностранных студентов, обучающихся на старших курсах //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- С. 89.
  154. С.Н., Панюшкин В. В., Абрамова Т. Ф. Сравнение ана-болирующего действия недопинговых препаратов растительного происхождения: экдистена, леветона и «Прайм плас» //Теория и практика физической кулььтуры.- 1996, — № 9.- С. 47.
  155. С.Н. и др. //Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 8.-С. 44−45.
  156. С.А. Адаптационные перестройки в условиях мативаций и эмоционального стресса //Физиологические механизмы спортивной работоспособности: Сб. научн. трудов.- Волгоград, 1991.- С. 21−28.
  157. Е.Б. Россия и Юг: перекрестки культур //Мировая экономика и международные отношения.- 1995.- № 1, — С. 132−141.
  158. В.И., Киселев А. И. и др. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний.- М.: АН СССР, 1990.- 119 с.
  159. А.Д. Оценка функциональных резервов на основе анализа сердечного ритма по результатам пробы с дозированной физической нагрузкой //Физиология человека.- 1991.- Т. 17.- № 6.- С.133−135.
  160. Т.В. Функциональные аспекты физического воспитания студентов-медиков: Дис. .канд. биол. наук, — Краснодар, 1993.- 132 с.
  161. А.С. Золотой корень (Родиола розовая).- Томск, 1975.156 с.
  162. Р.Д. Новые комбинированные адаптогены, повышающие работоспособность спортсменов высокой квалификации //Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 10.- С. 47−51.
  163. Г. Очерки об адаптационном синдроме (пер. с англ.).- М.: Медицина, 1960.
  164. А.А. Оценка психофизиологического состояния студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.- М., 1999.-С. 72−73.
  165. М.А. Психическая адаптация студентов медвуза к повышенной учебной нагрузке: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.-М., 1999.- С. 32−33.
  166. Собчик J1.H. Методы психологической диагностики.- М.: Медицина, 1990.-вып. 2.
  167. А.С. Функциональные основы адаптации к физическим нагрузкам.- Д.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988.
  168. А.С. Адаптация в спорте: теоретические и прикладные аспекты //Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 5.
  169. А.С., Суздиловский Ф. В. Адаптивные морфофункцио-нальные перестройки в организме спортсменов //Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 7.- 23 с.
  170. М.Ю., Сергеева С. А. Влияние некоторых препаратов на физическую работоспособность //Актуальные проблемы медицинской науки и практики: Тез. докл.- Волгоград, 1992.- С. 66.
  171. Судаков К. В. Роль дозированной двигательной активности в профилактике нарушений сердечного ритма при эмоциональном стрессе
  172. Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты.- Волгоград, 1997.- С. 112.
  173. К.В., Фудин Н. Прогресс и стресс,— М.: Спорт для всех, 1997, — № 11.- С. 7.
  174. К.В., Юматов Е. Стресс бич современности: О проблеме профилактики эмоционального стресса //Вестник высшей школы.- 1991.- № 5.-С. 49−51.
  175. Р.С., Левандо В. А. Иммунологические аспекты спортивной деятельности человека //Теория и практика физической культуры.1998.-№ 10.- С. 43−46.
  176. А.В. К вопросу о роли этнических условий в нарушении психической адаптации и воспроизводства населения //Этнодемографические особенности воспроизводства народов Севера России /Под ред. Г. М. Афанасьевой.- М.: ИЭА. РАН, 1995.- С. 233−254.
  177. А.В., Степанов И. Л., Струкова А. Н., Луговской С. С., Халдеева Н. И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека //Психологический журнал.- 1997.- Т. 18.- № 6.- С. 64−72.
  178. Д.Т., Ибрагимов У. И. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и успеваемость студентов //Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 3.- С. 41−42.
  179. Ю.Ф. Физическая работоспособность и питание: Матер. Росс, конф.- СПб, 1993.- С. 33−40.
  180. Ю.Ф. О рецептуре и методике применения витаминных комплексов спортсменами и лицами, занимающимися оздоровительной физической культурой //Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 7.-С. 13.
  181. Ю.Ф., Васильева Г. И., Гришина А. Г., Куранов Б. А. и др. Физическая работоспособность и питание: Матер. Росс, конф.- СПб., 1993.- С. 33−40.
  182. Ю.Ф., Куранов Б. А., Леженин А. Н. и др. Питание и физическая работоспособность: Матер. Всесоюзн. конф.- Л., 1991.- С. 25−33.
  183. Управление процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации (сб. науч. тр.).- Киев: КГИФК, 1992.-188 с.
  184. Г. В. Влияние ритма двигательной активности на физическое развитие и состояние здоровья студентов: Автореф. дис. канд. биол. наук.-Челябинск, 1990.- С. 16−18.
  185. Г. А., Марушкин В. Д. Организация и содержание работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений: Методические рекомендации.- Волгоград, 1992.- 15 с.
  186. А.Б. Ностальгия //Человек.- 1993.- № 6.- С. 38−53.
  187. .М. Стресс и система кровообращения.- М.: Медицина, 1991.-317 с.
  188. B.C. Способ измерения здоровья по В.С.Фомину //Приоритетная справка по заявке N95111609/14 019 690.- 1995.
  189. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма //Теория и практика физической культуры.1996.-№ 7.- С. 18−23.
  190. Т.К. Адаптация в инонациональной среде как социальная проблема: Автор. .канд. филос. наук.- Волгоград, 1998.- С. 14−16.
  191. Н.А. Есть ли рецепт против стрессов?— М.: Спорт для всех, 1997.-№ 11.- С. 5.
  192. Н.А., Хадарцев А. А., Цкипури Ю. И. и др. Способ оздоровления и реабилитации студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции.- М., 1999.- С. 83−84.
  193. JI.Г. Теоретическое и экспериментальное обоснование типов адаптации в спорте //Теория и практика физической культуры.- 1991.-№ 7.-С. 21−24.
  194. Л.Г. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей и подростков к физическим нагрузкам //Теория и практика физической культуры.- 1996.- № 12.- С. 18−22.
  195. А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии: Рекомендации по методике и организации работы, — Челябинск: «Форум-издат», 1993, — 103 с.
  196. А.Ю. Функциональное значение особенностей перефери-ческой крови у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса //Теория и практика физической культуры. 1999.- С. 42−44.
  197. Г. М., Томилина Л. И. Некоторые механизмы эффективности умственной деятельности //Физиология человека. 1991.- Т. 17.- № 3, — С. 14−18.
  198. В.М. Возрастная физиология физических упражнений и спорта.-Волгоград, 1995.- 123 с.
  199. В.Д. Физическая культура в социальных процессах.- М.: Теис, 1995.- 168 с.
  200. А.В. Физическая культура и закаливание важные факторы укрепления здоровья населения (врачебно-физкультурная служба в оздоровительной работе с населением) //Здравоохранение Российской Федерации.- 1991.- № 7, — С. 3−6.
  201. А. В. Иванова Г. Е. Пути формирования здорового образа жизни у студентов //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. всес. научно-практ. конф.- М., 1990.- С. 158−159.
  202. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации //Психологический журнал.- 1996, — № 1.- С. 19−34.
  203. Е.А., Шустин Б. Н. Соотношение «стрессор адаптация» как основа управления процессом тренировки //Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 1.- С. 28−30.
  204. М.Н. Этнические факторы культурной адаптации //Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.- Волгоград, 1997.- С. 38−39.
  205. Д.С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение.- М.: Медицина, 1985.
  206. Т.А., Линтси М. Э. Изменения физической работоспособности и липидного состава крови у студентов в течение учебного года //Физиология человека .- 1993, — Т.19.- № 2.- С. 109−114.
  207. А.Б. Контроль развития двигательных качеств занимающихся физическими упражнениями оздоровительной направленности на основе учета морфо-функциональных особенностей //Автореф. дис. .канд. пед. наук, — СПб, 1996, — 16 с.
  208. Astrand N.E. Medical studies abroad, a possibility.- Lakartidningen, 1995.-P. 51−53.
  209. Blair S.N. Physical Activity: an Important Contributer to Health and Function.- Dallas, 1994.
  210. Blair S.N., Kohl H.W., Brill P.A. Behavioral adaptation to physical activity. Stress management. Fitness and healty.- Toronto, 1988, — № 2, — P. 37−40.
  211. Brooks T.R. How patients stress, con, and intimidat physicians to file dubious disability reports //J-Natl-Med- Assoc.- 1996, — № 5, — P. 300−304.
  212. Bundzen P. Phychophysical training and wellness //9-th European Congress on Sports Medicine.- Porto, Portugal.- 1997.- P. 60.
  213. Chauliac M. de-Beco J. Nutritional habits of adolescents in the Paris suburbs //Arch-Pediatr.- France, 1996, — № 3.- P. 227−234.
  214. Darrell N.P., Costill D.L. Flynn et al. Improvements in exercise performance: effects of carbohydrate feedings and diet //J. Appl. Physiol.- 1987,-V.62.- P. 983−988.
  215. Furukawa T. Cultural distance and its relationship to psychological of international exchange students //Psychiatry-Clin-Neurosci.- Japan, 1997.- № 3.- P. 87−91.
  216. Furukawa T. Sojourner readjusment: mental health of international students after one year’s foreign sojourn and its phychosocial correlater //J-Nerv-Ment-Dis.- Japan, 1997, — V.4.- P. 263−268.
  217. Hamboyan H., Bryan A.K. International students. Culture shoch can affect the health of students from abroad //Can-Fam-Physician.- Hamilton, 1995.- V. 41.- P. 1713−1716.
  218. Izmailov Ch.A., Sokolov E.N. A semantic space of color names // Phychological Science.- 1992.- V.3.- № 2.- P. 105−111.
  219. Jou Y.D. A examination of a causal model for received support and adjustment of Chinese student in Japan //Shinrigaku-Kenkyu.- Hiroshima, 1995.-V.l.-P. 33−40.
  220. Kattwinkel J., Nowacek G., Cook L.J. A regionalized perinatal continuing education programm: successful adaptation to a foreing health care system and language //Med-Educ.- Charlottesville, 1997.- V.31.- 210 p.
  221. Keltner D., Locke K.D., Audrain P.C. The influence of attributions on the relevance of negative feelings to personal satisfaction //Personality and Social Psychology Bulletin.- 1993.- V.19.- P. 21−29.124
  222. Murase Y., Kamei S. at all. Adaptation to Exercise //Review of our Researcher.- 1973.-P. 65−67.
  223. Ocgood Sh. The reprezentational model and relevant research methods.-N-Y: Yrbana, 1959.
  224. Orlick T. Mental links to exallens //The Sport Psychologist.- 1988, — № 1.-P. 4−17.
  225. Selye H. Stress in health and disease.- NY. 1976.
  226. Saltin B. Physiological adaptation to physical conditioning // Acta med. Scand, 1986.- 220.- Suppl.- № 711.- P. 11−24.
  227. Sun W.Y., Wu J.S. Comparison of dietary self-efficacy and behavior among American-born and Chinese adolescents residing in New York City and Chinese adolescents in Guangzhou, China //J-Am-Coll-Nutr.- New York, 1997.-V.16.-P. 103−104.
  228. Wood P. S., Hillman S.B., Sawilowsky S.S. Comparison of self-esteem scores: American and Indian adolescents //Psychol-Rep.- Detroit, 1995.- V.2.- P. 367−370.
Заполнить форму текущей работой