Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление социально-экономическим развитием региона на основе стратегического планирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными условиями и факторами повышения эффективности стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием регионов, по мнению автора, являются заключение пакта о солидарности между более богатыми и более бедными регионами, определение реальных потребностей в финансовых ассигнованиях на стратегические программы и последующий контроль над их использованием, дифференциация… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Теоретические и методические основы стратегического планирования социально-экономичого развития региона
    • 1. 1. Сущнь идержание процов разработкиратегиициально-экономичого развития региона
    • 1. 2. Методичие овы формированияратегийциально-экономичого развития
    • 1. 3. Концептуальный подход к обоснованию стратегии на уровне региона
  • Глава 2. Анализ моделей управления социально-экономическим развитием региона
    • 2. 1. Методика оценки уровня социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Практикаратегичого планирования в региональном экономичом развитии
    • 2. 3. Функционирование плановых механизмов в социально-экономическом развитии регионов
  • Глава 3. Модернизация механизма управления социально-экономичим развитием региона
    • 3. 1. Пути повышения эффективни управленияциально-экономичим развитием регионов
    • 3. 2. Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития на региональном уровне
    • 3. 3. Структурная модельратегии регионального развития

Управление социально-экономическим развитием региона на основе стратегического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях реализации социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры управления региональной экономикой к требованиям механизмов свободного экономического пространства и открытого международного конкурентного рынка возникает необходимость в создании эффективно действующей системы стратегического планирования регионального социально-экономического развития, способной консолидировать усилия администрации, руководителей предприятий и общества в решении проблем реформирования в регионе.

Вхождение российской экономики в рыночное пространство и последовавшее за этим изменение функций и методов государственного управления, обострение конкуренции, рост предпринимательской и общественной активности обусловливает необходимость обновления требований к организации, процессу функционирования и развития механизма регионального управления. Эффективность данного механизма во многом определяется адекватной системой стратегического планирования, способной учитывать качество, сложность и высокую подвижность процессов, происходящих как внутри, так и вне региональной социально-экономической системы, обеспечивать участие в стратегическом процессе всех заинтересованных сторон.

Очевидно, что принятие решений о будущем состоянии региональной экономики требует научного обоснования и безусловной практической реализации. Однако, являясь по существу исходным и наиболее важным звеном в системе непрерывного управления регионом, система стратегического планирования оказалась в настоящее время наименее разработанной и низкоэффективной на практике.

Следует отметить, что имеет место значительное количество планов, программ и концепций, разработанных с использованием инструментария стратегического планирования, но зачастую не связанных между собой, базирующихся на ложных принципах, не учитывающих особенности региона и в целом не имеющих стратегической направленности. Все это способно увести процесс социально-экономического развития на региональном уровне в стагнацию. Поэтому придание процессу стратегического планирования научно обоснованного, комплексного характера, способствующего рассмотрению региона как открытой системы, гибко реагирующей на изменения внешней среды, в которой гармонично взаимодействуют все элементы, является, на наш взгляд, важной задачей.

Современная экономика, предъявляя особые требования к региональному управлению, определяет необходимость научного анализа и методического обоснования стратегического планирования как инструмента комплексного управления социально-экономическим развитием региона, что делает актуальным выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Планированию социально-экономического развития на региональном уровне уделяется достаточно много внимания в работах отечественных и зарубежных ученых. Безусловно, теоретическая и практическая значимость этих исследований достаточно высока.

Общим вопросам теории и методологии стратегического планирования посвящены работы: И. Ансоффа, Ж. Дорста, П. Друкера, О. Ирвина, Д. Кауфмана, Дж. Кейнса, В. Кинга, JI. Клейна, Дж. Мартана, Р. Парсона, П. Самуэльсона, Дж. Тобина, Д. Чемберса Д. Хаймана. Эти, а также ряд других авторов исследовали проблемы разработки и реализации стратегии на различных уровнях регионального хозяйства. Современная научная позиция по этим вопросам изложена в работах отечественных ученых: JI. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Бачурина, И. Васильевой, А. Гидбута, Г. Гофмана, С. Глазьева, В. Логинова, Ю. Яковца.

Современные научные разработки в России еще недостаточны, так как они охватывают лишь отдельные стороны данной проблемы. Ряд вопросов, связанных с построением институционального механизма разработки и реализации стратегии на региональном уровне — определение соотношения между применением общих теоретико-методических основ планирования и учетом индивидуальных особенностей, возможность опоры на стержневые компетенции региона в поиске и достижении перспектив развития — по мнению автора, не получили достаточного отражения в опубликованных работах, не решены на комплексной и системной основе. Это обусловливает необходимость осуществления новых исследований в обозначенной области.

Целью исследования являются теоретические исследования и разработка практических рекомендаций по дальнейшему развитию системы управления экономикой региона.

Достижение главной цели исследования возможно при решении следующих задач:

— изучении теории и методических основ построения и реализации стратегического управления на региональном уровне;

— исследовании сущности и применимости теоретических разработок при моделировании стратегии социально-экономического развития региона;

— обобщении передового отечественного и зарубежного опыта регионального планирования;

— обосновании аналитической технологии по оценке уровня социально-экономического развития региона с выделением комплекса факторов развития;

— разработке организационно-функционального механизма формирования и реализации стратегии развития на региональном уровне и ее структурной модели;

— определении условий и факторов, способствующих повышению эффективности стратегического управления региональным социально-экономическим развитием.

Объектом диссертационного исследования являются региональные социально-экономические системы.

Предметом диссертационного исследования является процесс стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные научные исследования в области макроэкономики отечественных и зарубежных ученых, экономистов-практиков, занимающихся проблемами экономического развития, а также законодательные акты федерального и регионального уровней, материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, посвященных современным проблемам управления на региональном уровне.

Информационная база включает материалы статистической отчетности Госкомстата РФ и Орловской области, областного управления экономики, нормативную, справочную и научную литературу.

В качестве методов исследования использовались системный подход, общенаучные приемы анализа, абстрактно-логический, экономико-статистический, SWOT, PEST, монографический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концептуальных положений и методического обеспечения стратегического планирования на региональном уровне, ориентированного на внутрисистемное самоизучение, управленческие инновации и координацию стратегического процесса, что позволило развить теоретико-методические основы управления социально-экономическим развитием региона. В частности: выявлены особенности стратегического планирования как инструмента разработки и реализации стратегии развития региона с учетом факторов риска и масштаба регионального управления и разработаны положения по повышению его эффективности на основе внутрисистемного самоизучения, разграничения ответственности уровней управления регионом и согласованного взаимодействия участников стратегического процессапредложена классификация подходов к процессу планирования по критериям: модели планирования, временной горизонт планирования, масштабность процесса планирования, способ организации планирования, предметная направленность планированиядополнено определение понятия «концепция социально-экономического развития региона» за счет включения в его состав понятий «организационно-функциональный механизм разработки и реализации концепции» и «региональные особенности" — разработан методический подход к определению уровня социально-экономического развития региона на базе системы социально-экономических и экологических показателей оценки текущего уровня развития и аналитической технологии по выделению комплекса региональных компетенцийопределены механизм и сфера применения научно-аналитического и экспертного подразделений стратегического планирования в рамках предложенной организационно-функциональной структуры разработки и реализации региональной стратегии развитияразработана модель стратегии социально-экономического развития региона, учитывающая потребности согласованного взаимодействия в стратегическом процессе органов власти, бизнеса и населения. Положения, выносимые на защиту. Как совокупный результат проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Основой эффективного управления социально-экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Уточнение понятийного аппарата, сущности, содержания стратегических школ, классификация подходов к планированию по наиболее значимым критериям, обобщение практического опыта позволили определить концептуальные положения по повышению эффективности систем стратегического планирования на региональном уровне, ориентированные на внутрисистемные инновации и скоординированное взаимодействие уровней управления и участников стратегического процесса.

2. Актуальным направлением совершенствования систем стратегического планирования на региональном уровне является придание им статуса развивающейся системы, суть которой выражена в разработанной автором концепции стратегического инновационного планирования, базирующейся на комплексном и системном изучении и научном обобщении практического опыта, формировании и адаптации модели мышления участников процесса планирования, направленных на постоянное самоизучение, уяснение ими совокупности необходимых для разработки стратегии знаний, навыков, компетенций и ресурсов.

3. Исследование концепций и стратегий социально-экономического развития субъектов РФ показало, что в настоящее время они характеризуются невысоким уровнем подготовки, дисбалансом структуры. Среди прочих мер по их модернизации предложено создание координационного механизма эффективного взаимодействия всех субъектов региональной социально-экономической системы через обоснование системы взаимоотношений региональных органов власти с федеральным уровнем и уровнем местного самоуправления, определение политики и системы взаимоотношений органов управления регионом с региональным бизнес-сообществом и населением, рассмотрение стратегии в качестве хозяйственного фундамента в обеспечении устойчивого развития региональной социально-экономической системы.

4. Выделенные классификационные характеристики стратегий развития субъектов РФ: структура стратегии, предпосылки ее разработки, подход к созданию стратегии, принципы разработки, ориентиры и детерминанты стратегии, особенности ее реализации создают основу для формирования типовых. моделей стратегий социально-экономического развития для различных групп региональных образований.

5. Повышение эффективности стратегического процесса требует усиления качественной стороны оценки уровня социально-экономического развития региона, возможного на базе обоснованной аналитической технологии по выделению комплекса региональных компетенций с использованием системы комплексного мониторинга социально-экономического положения.

6. Необходимость унификации общих теоретико-методических основ разработки стратегии, выявленные проблемы ее реализации обращают внимание на отсутствие базовой ее схемы. Проведенное исследование сделало возможным разработку блочной структуры стратегии социально-экономического развития региона, в том числе, включающей экономический, социальный, правовой, финансовый, организационный подблоки, и имеющую возможность применения во множестве региональных социально-экономических систем.

7. Эффективность функционирования систем стратегического планирования на региональном уровне во многом зависит от возможности ее своевременного обновления и развития. Критическое рассмотрение практического опыта разработки и реализации стратегии обеспечило выработку рекомендаций по организационно-функциональному механизму стратегического планирования на региональном уровне, выраженных во внедрении в рабочий процесс органов управления элементов параллельного исследования и модернизации, как самого процесса планирования, так и ролей его участников.

Теоретическая значимость исследования. В работе проводится обобщение научных взглядов современных исследователей на проблемы стратегического управления сложными макроэкономическими системами, обоснован ряд теоретических положений в их развитие. В частности, дополнено определение понятия «концепция социально-экономического развития региона», предлагаются структура и принципы инновационного подхода к разработке стратегии, аналитическая технология по определению региональных компетенций.

Практическая ценность исследования состоит в том, что основные положения диссертации доведены до уровня практических рекомендаций и могут использоваться в целях совершенствования организационно-экономического механизма стратегического планирования на уровне субъектов РФ.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе по таким дисциплинам как «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», а также в системе переподготовки кадров.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения диссертации доложены и положительно оценены на ряде научно-практических конференций: 2-й конференции молодых ученых «Стратегия развития региона: социально-экономические и политико-правовые инновации» (г. Орел, Орловская региональная академия государственной службы, май 2000 года) — межрегиональной конференции молодых ученых «Согласие, политическая стабильность, экономическое созидание в оценках молодых» (г. Орел, Орловская региональная академия государственной службы, апрель 2002 года), международной конференции молодых ученых «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы» (г. Орел, апрель 2003 года), 20-й международной научно-практической конференции «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития (г. Челябинск, апрель 2003 года).

Основные идеи диссертационного исследования изложены в 4 научных статьях, общим объемом в 1 печатный лист.

ВЫВОДЫ О КОМПЛЕКСАХ влияния ВНУТРЕННИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТА.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ.

Сильные и слабые стороны объекта.

ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА.

Рисунок 7 — Аналитическое обеспечение процесса создания стратегии социально-экономического развития региона социологической, тем самым обеспечивая высокую качественную степень получаемых результатов. Однако возникают проблемы компетентности и информированности регионального сообщества (население и т. п.) относительно объективности социально-экономической ситуации в регионе, препятствующие приданию такой оценке комплексного характера. Следовательно, необходимо выделять частные показатели в рамках конкретного блока показателей уровня социально-экономического развития региона, которые возможно оценить как с позиции экономической статистики, так и с позиции социума — конкретного гражданина. Представляется, что такой подход наиболее частое применение может найти в экономическом и социальном блоке показателей уровня социально-экономического развития региона. При этом необходимо, чтобы показатели максимально адекватно характеризовали экономическую и социальную составляющие регионального развития, то есть должны быть определены микрообъекты наблюдений, способ обработки и расчета показателей, периодичность их сбора, источники информации о них. Кроме того, необходимо обеспечить, чтобы предложенные показатели максимально полно охватывали все наиболее важные как экономические, так и социальные аспекты жизнедеятельности региона.

Повышению качественной составляющей оценки уровня регионального социально-экономического развития региона, по мнению соискателя, будет способствовать применение интегральных показателей, которые были бы достаточно чувствительны к изменениям региональной социально-экономической ситуации во времени и в пространстве и которые практически применимы в реальном региональном множестве территориальных общественных систем. Разработка группы чувствительных к изменениям, понятных и несложных для расчета интегральных показателей уровня регионального развития позволяет получить инструмент для оценки направлений, перспектив, методов реализации социально-экономического развития региона.

Таким образом, с учетом рассмотренных основных концептуальных идей, аналитическая технология, лежащая в основе методики анализа текущего уровня и перспектив развития региональной социально-экономической системы, по мнению автора исследования, содержит следующие этапы (рисунок 8):

I. Получение знаний о количественном и качественном состоянии региональной социально-экономической системы на основе:

1. Экономико-статистического анализа уровня социально-экономического развития региона.

Анализ проводится с использованием комплексной 2-х уровневой системы показателей социально-экономического развития региона. Первый уровень состоит из частных показателей различных сфер социальноэкономической инфраструктуры региона. При отборе частных показателей необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона.

Второй уровень образуется путем расчета на основе трех частных интегральных показателей: экономического, социального и экологического.

Одновременно данная методика может лежать в основе анализа общих результатов реализации стратегии социально-экономического развития региона, то есть степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели.

I уровень показателей — частные (приложение 4):

1. Экономические.

2. Финансовые.

3. Уровень жизни населения.

4. Питание.

5. Жилищные условия.

6. Медицинское обслуживание.

7. Состояние здоровья населения.

8. Образование.

9. Культура.

10. Отдых и туризм.

11. Средства передвижения.

12. Недвижимость.

13. Демографическая ситуация.

14. Безопасность.

Анализ возможностей и угроз в региональном социально-экономическом развитии.

Мониторинг текущей социально-экономической ситуации в регионе на основе системы показателей.

Прогнозирование j.

Анализ сильных и слабых сторон региональной социально-экономической системы.

Оценка факторов по критериям: вероятность успеха — привлекательностьвероятность угрозы — серьезность.

Изучение ресурсного обеспечения внутренних компетенций.

ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЛОК.

Построение проблемного поля социально-экономического развития региона.

Определение оптимального комплекса и уровня компетенций, необходимых для разрешения проблемного поля с учетом рыночных возможностей и угроз, перспективных прогнозов.

ПЕРСПЕКТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БЛОК.

Определение поля возможностей регионального социально-экономического развития.

Определение оптимального комплекса и уровня компетенций для максимального использования рыночных возможностей.

— программа поддержки- -программа развития- -программа развития ресурсного обеспечения.

Комплекс компетенций, обеспечивающий достижение генеральных целей регионального социально-экономического развития на ближнюю и дальнюю стратегические временные перспективы.

Рисунок 8 — Аналитическая технология определения стратегических компетенций в региональном развитии. комплекса.

15. Экология.

II уровень показателей — интегральные: ИСР — интегральный показатель уровня социального развития.

ИСР =.

N YH.

7=1 yх100%.

2) где = 1 (ур — веса показателей),.

Y" p — нормативное (эталонное) состоние социально — экономического процесса показателя «р» ;

Y* - фактическое состяние социально-экономического процесса по показателю" р" - Yp — | - отклонение фактического состояния от нормативного при условии, что превышение фактического состояния над нормативным не учитывается, разность приравнивается к нулю для предотвращения компенсации дефицитов по одному параметру чрезмерым превышение по другим.

ИЭЭ — интегральный показатель уровня эффективности экономики.

ИЭЭ =.

1−5Х1' '.

Р грн.

Р' 1 Ьр х100%.

3) где (ур-весапоказателей).

Енр — нормативное (эталонное) значение эффективности;

Ef — фактическое значение эффективности.

ИКС — интегральный показатель состояния окружающей среды.

ИКС =.

N Z" .

1−2Х1' ' р-1 г, хЮ0%.

4) где = 1 (урвесапоказателей).

Ер—нормативное (эталонное) состояние окружающей среды, Ер — фактическое состояние окружающей среды.

Z" p — - отклонение фактического значения от эталонного при условии, что значение показателя меньше, чем нормативное, не учитывается, разность приравнивается к нулю.

Таким образом, шкала значений интегрального показателя качества жизни, уровня эффективности экономики, уровня качества окружающей среды принята изменяющейся от 0 (наихудшее значение) до 100% (наилучшее значение). Переход от показателей первого уровня к интегральным показателям осуществляется путем пересчета:

2) показателей групп 1,2,3,4 в интегральный показатель эффективности экономики;

3) показателей групп 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 в интегральный показатель социального развития;

4) показателей группы 15 в интегральный показатель состояния окружающей среды.

Результирующее значение частного показателя является среднеарифметическим от экономико-статистической и экономико-социологической оценки показателя.

Применительно к изучению социально-экономических процессов, происходящих в регионе, данная система показателей, думается, эффективно решит вопросы организованного наблюдения за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике и в обществе и в связанных с этим переходом проблемами.

На основе оценки результатов анализа социально-экономического положения региона осуществляется прогнозирование основных макроэкономических параметров и тенденций его перспективного развития.

2. Анализа факторов возможностей и угроз, сильных и слабых сторон региональной социально-экономической системы (SWOT-анапиз).

Целью данного этапа является определение совокупности движущих компетенций внешней и внутренней среды региона и понимание того, какие из них будут способствовать, а какие противодействовать целенаправленному развитию региона, каким образом использовать положительные и отрицательные свойства факторов внешней и внутренней среды для реализации стратегии развития. Этап состоит из следующих шагов:

2.1. Анализ исходной ситуации внутри исследуемого объекта (региональная социально-экономическая система) с выделением характеристик компетенций, влияющих на функционирование и развитие экономических, социальных и др. процессов, протекающих в объекте и в его макроокружении (приложение 5).

2.2. Рассмотрение ресурсного обеспечения компетенций региона, сужающих или расширяющих значимость компетенций.

2.3. Выявление факторов, характеризующих возможности и угрозы со стороны внешней среды объекта (таблица 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение теоретико-методических основ построения и реализации стратегического управления на региональном уровне, исследование сущности и применимости теоретических разработок при моделировании стратегии.

Ч' социально-экономического развития региона, а также обобщение i отечественного и зарубежного опыта регионального планирования определили получение следующих выводов:

1. Проанализировав сущность, содержание и возможности применения существующих теоретических школ в разработке стратегии развития региона, автор определяет стратегическое инновационное планирование как основополагающий инструмент проектирования регионального развития, позволяющего решить актуальную задачу нахождения общих теоретико-методологических основ и принципов построения стратегий в регионах, и выделяет следующие критерии классификации подходов к планированию: по моделям планирования, временному горизонту, масштабности процесса, способу организации, предметной направленности.

2. Системное рассмотрение типологий регионов РФ и лежащих в их основе критериев классификации позволяет автору сделать вывод о том, что они не в полной мере применимы для целей определения соответствующих им типов стратегий социально-экономического развития, поскольку в них не учитываются показатели человеческого капитала региона, эффективности регионального менеджмента, конкурентоспособности экономического потенциала региона. Исходя из этого, автором выделены критерии классификации регионов, позволяющие построить и обосновать типы регионов для целей создания типовых каркасных стратегий развития региональной социально-экономической системы: геополитическое положение, экономический потенциал, уровень качества жизни, уровень эффективности регионального управления, специализация региона (тип освоения).

3. Комплексное исследование сущности и основ формирования концепций социально-экономического развития в регионах позволило автору уточнить понятие «концепции социально-экономического развития региона», сделать вывод о необходимости обновления традиционной структурной схемы ее создания, слабости теоретико-методологической базы ее разработки. В диссертационной работе автором выработан комплекс мер по модернизации структурной схемы концепции социально-экономического развития региона.

4. С целью повышения качественной стороны процесса разработки и реализации стратегии развития региональной социально-экономической системы, повышения эффективности в достижении стратегических целей автором предложен методологический подход к оценке уровня социально-экономического развития региона, в рамках которого разработана двухуровневая методика оценки социально-экономического положения региона и представлена аналитическая технология по выделению комплекса ключевых компетенций региональной социально-экономической системы, направленная на возможность их использования в региональном развитии.

5. Анализ отечественного и зарубежного практического опыта по формированию и реализации стратегии социально-экономического развития, функционированию институциональных систем на федеральном и региональном уровнях выявил отсутствие в регионах РФ эффективных системных механизмов создания и реализации стратегии развития, неотработанность вопросов институционального взаимодействия между региональным и федеральным уровнями стратегическом, что позволило автору определить положительные и отрицательные стороны в функционировании плановых механизмов, выделить классификационные признаки и два подхода к построению процесса развития региональной социально-экономической системы: резкий и поступательный.

6. Динамическое рассмотрение результатов реализации инструментария планирования в развитии отраслей социально-экономической системы Орловской области в 2000;2003 гг. показало их первостепенную практическую значимость в новых хозяйственных условиях, но обусловило вывод о важности комплексности в его применении, необходимости системной модернизации.

7. Исходя их понимания необходимости реализации нового качества взаимодействия между федеральными и региональными органами власти в ходе разработки и реализации стратегии развития региона, повышения внутрирегиональной эффективности стратегического процесса, автором предложен модернизированный институциональный механизм разработки и реализации стратегии развития региона, в рамках которого возможно реализовать стратегическое инновационное планирование.

8. В ходе решения задачи поиска общих принципов и методов разработки стратегии, обладающих необходимой гибкостью с позиций учета особенностей развития каждого региона разработана модельная структура стратегии социально-экономического развития региона, в рамках которого предложен механизм финансового обеспечения реализации стратегии на базе взаимодействия региональных финансов и банковского капитала, а также комплекс организационных мер, направленных на обеспечение осуществления стратегии развития региона;

9. Основными условиями и факторами повышения эффективности стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием регионов, по мнению автора, являются заключение пакта о солидарности между более богатыми и более бедными регионами, определение реальных потребностей в финансовых ассигнованиях на стратегические программы и последующий контроль над их использованием, дифференциация источников финансирования, создание системы разделения обязанностей и ответственности за объемы работ и результаты реализации стратегии развития региона, формирование коллективного субъекта стратегического управления развитием регионом, проектирование механизма управления развитием региона, основанного на предложенных автором обновленных доктринальных принципах и направлениях: инновации, синергии, регионального позиционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., — 1993.
  2. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах ' социально-экономического развития Российской Федерации». Принят
  3. Государственной Думой 23.06.1995.
  4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 12.08.1995.
  5. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». № 126-ФЗ от 25 сентября 1997.
  6. Концепция Перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1.04.1996. № 440 (Российская газета 9.04.1996.)
  7. О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию для районов Севера. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1311
  8. Основные положения региональной политика в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23.03.1996. № 327 (Российская газета -9.04.1996.)
  9. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Удмуртской республики на 1997−2000 гг., Постановление Правительства РФ № 820 от 3 июля 1997 г.
  10. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  11. Ю.Агапкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.
  12. Вопросы экономики. — 1994. — № 12. 11. Актуальные проблемы межнациональных отношений в условияхсоциализма. -М.: АОН, 1989.
  13. Э.Б. Социально-экономическая география. -М.: Мысль, 1983.
  14. З.Алисов А. Н., Воронцов В. Е. Управление экономикой региона. Казань, 1986.
  15. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы международной конференции. М., февраль, 1996, т. 1,2. -М.: Интеллект, 1996.
  16. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 1997.
  17. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  18. Р.А. Основы научного управления экономикой. -М., 1985.
  19. Р.А. Экономическая история России: XX век. -М.: Изд. AT, 1999.
  20. A.M. Сколько нужно власти? Опыт управления региональной экономикой.-М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1997.
  21. М.К. Национальная экономики. —М.: Дело, 1997.21 .Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988. Вестник Российской Академии наук, т. 66, № 11. -М.: Наука, 1996.
  22. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в централизованной компании) / Пер. с англ. — М.: Издательство «Инфра М», 1996. — с. 176.
  23. Н.А. Усиление социальной направленности экономики России. М., 1998.
  24. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. Учебник. М., «Биржи и банки», 1998.
  25. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. —М.: Дело, 1998.
  26. А.Л. Управление экономическим развитием. -М., 1997.
  27. А.Л., Мельников С. Б., Николаев В. А., Петрухина Е. В., Сайгин В. В. Управление формированием региональных и муниципальных потребительских рынков.-М., 1998.
  28. А. Л. Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство РАГС, 1999-с 19.
  29. М.В. Производственно-социальные комплексы ими. Москва-Новгород, 1997.
  30. М.В., Санин И. И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы).-М.: Издательство «Сатурн С» — 151 с.
  31. В.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации. Теория, практика, эффективность. -Москва Тула, 1996.
  32. А.А. Регион в едином рыночном пространстве. -Ростов-на-Дону, 1995, с. 6−7.
  33. А. Г. Экономическая диагностика региона. —Л., 1992.
  34. П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуриевского — СПб: Издательство «Питер», 1999. — с. 141
  35. Ю.С. Региональная политика. -М.: РАГС, 1998.
  36. Ю.С. Экономика региона на пути к рынку. // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. —М., 1993.
  37. А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень. // Вопросы статистики. —1995. —№ 3.
  38. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. -С-Пб.: Наука, 1998.
  39. Жилищный проект Российской Федерации. (Заем Международного банка реконструкции и развития от 25 апреля № 3850-КЛ) -М., 1998.40.3агоруйко Н.Г. О формулировке стратегической цели развития региона. / www.stratplan.leontiev.ru
  40. В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения. М., 1998.
  41. В.Г., Хрипун В. И., Понеделков А. В., Старостин А. В. Региональные особенности местного управления и самоуправления. -Ростов-на-Дону, 1996.
  42. Инвестиционное проектирование. Практическое руководство. -М.: АО «Финстатформ», 1995.
  43. В. За пределами экономического общества. —М.: Наука, 1998.
  44. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. —М.: Наука, 1995.
  45. Институциональные основы рыночной экономики в России. -М.: Наука, 1996.
  46. Использование государственных регуляторов для стимулирования регионального развития. // Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. -М., 1993.
  47. Капитальное строительство Смоленской области за 1997 г. Стат. бюллетень. -Смоленск, 1998.
  48. Е.А. Управление обеспечением социально-экономической стабилизации в малых городах России. Автореферат канд. диссерт. —М.: РАГС, 1998.
  49. A.M., Коломийченко О. В., Рохчин В. Е. Экономика региона в условиях интенсификации. -JL, 1988.
  50. Комплексное планирование экономического и социального развития. —М.: Мысль, 1998.
  51. Концепция развития города: социальные, экологические, управленческие аспекты. Сб. научных трудов. -Новосибирск, 1991.
  52. В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем. -М., 1998.
  53. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. —М.: Наука, 1996.
  54. В.М. Российский Север. Проблемы. Вопросы. Решения. С. Петербург, 1996.
  55. А.Н. Экономическая география СССР. -М.: Экономика, 1986.
  56. . «Классификация регионов РФ для целей региональной политики / http://www.reportLavrovs?
  57. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие. -М.: Экономика, 1998.
  58. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал. -1993. -№ 9.
  59. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. Ст. 2. Региональные бюджетно-налоговые системы. // Российский экономический журнал. -1993. —№ 1.
  60. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. Ст. 5. Экономика и федерализм. // Российский экономический журнал. -1994. -№ 10- 11.
  61. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М., 1997.
  62. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. —М.: УРСС, 1999.
  63. А.Г. Эффективное воспроизводство региональных ресурсов. —М., 1990.
  64. А.Г., Миско К. М. Производство и потребление в регионе. -М.: Наука, 1986.
  65. Р. Северный акцент: (Проблемы развития северных регионов).// Российская Федерация. -1994. -№ 13.
  66. П.И. История народного хозяйства СССР, т. 1−2. М., 1952, т. 3. — М., 1956.
  67. А.С., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Россия. Стратегия инвестирования в кризисный период. -М.: Паймс, 1994.
  68. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. Курс лекций. —М.: Экономика, 1998.
  69. М.Д. Региональное прогнозирование и развитие России. — М.: Наука, 1995 г.-с. 61
  70. Д.А. Суверенитет регионов России: политический миф или экономическая реальность? // Деловой мир, 31.03.1994.
  71. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс, вып. 6, под научной ред. Алексеева Ю. П., Пузырева С. Е., 1996.
  72. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуриевского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — с.69−70
  73. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуриевского. — СПб: Издательство «Питер», 2001. -с. 139
  74. Н.Н. С мыслями о будущем России. -М., 1997.
  75. Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978. // Общая теория управления. М., РАУ, 1993.78.0йкен В. Основы национальной экономики. -М., «Экономика», 1996.
  76. Основные показатели промышленности Смоленской области за январь-ноябрь 1998 г.-Смоленск, 1998.
  77. Основы экономической безопасности. Учебно-практическое пособие. Под редакцией Олейникова Е. А., —М., 1997.810 социально-экономическом положении Смоленской области- в январе-ноябре 1998 г. Стат. Бюллетень Смоленска, 1998.
  78. В. Смысл американского федерализма. -М.: Арена, 1993.
  79. С. Регионы и региональная политика.// Вопросы экономики. — 1994.-№ 9.
  80. Р. Россия при старом режиме, М., 1993. Пантин В. И. Циклы и ритмы истории.—Рязань, 1996.
  81. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. Под ред. Осипова Ю. М., Шургалиной И. Н. -М., 1994.
  82. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов., М., изд-во МГУ, 1992.
  83. С.А., Васильева З. А. Особенности формирования Концепции социально-экономического развития на уровне региона. www.tpp.kgtu.runnet.ru/index.files/v23nt.htm
  84. Р. Региональный менеджмент/ Учебное пособие. — Краснодар: Издательство «Советская Кубань», 2000. — с. 62
  85. Приватизация в Алтайском крае: состояние и социально-экономические последствия. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1997.
  86. Прогнозирование развития городов и городских районов. -Новосибирск, 1990.
  87. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. —Л.: Наука, 1987.
  88. .Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России. -М.: МНЭПУ, 1996.
  89. .В. Особенности и закономерности переходной экономики и их учет в государственном строительстве. -М.: Ин-т проблем и перспектив страны, 1997.
  90. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова. — М.: «Инфра-М», Изд-во Рос. экон. акад., 2000 г. с. 40
  91. Регион, рынок, кадры. Спецкурс, вып. 4. Под научной редакцией Алексеева Ю. П., Шило С. И. -М.: РАУ, 1995.
  92. Регион: теория и практика устойчивого развития. Спецкурс вып. 7. Под научной редакцией Алексеева Ю. П., Шпилева Б. Е. -М., 1998.
  93. Регион и Федерация: в поисках оптимума. Спецкурс, вып. 5. Под научной редакцией Алексеева Ю. П. -М.: РАГС, 1995.
  94. Регионы России в переходный период (Российский союз промышленников и предпринимателей).-М., 1993.
  95. Регионы России: информационно-статистический сборник, в 2-х т., Госкомстат России,-М., 1997.
  96. Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль. -М.: Прогресс, 1972.
  97. Российское государство и государственная служба в модели устойчивого развития. -М: РАГС, 1995.
  98. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. -М.: Мысль, 1973.
  99. Ю. Инвестиции в России: тревога и надежда. -М.: Финиздат, 1996.
  100. Е.А. Социально-экономическая география. -М.: МНЭПУ, 1996.
  101. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. с. 1333
  102. Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада. Изд. Второе. -М.: Логос, 1996.
  103. Современное управление. Энциклопедический справочник, т. 1-П. —М.: Издатцентр, 1997.
  104. Социальная экология и устойчивое развитие. -М.: РАГС, 1996.
  105. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. -М.: 1996.
  106. Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. —М.: РАНС, 1997.
  107. Социология. Учебник для вузов. -М.: Культура и спорт: НИТИ, 1998.
  108. Стратегические проблемы экономической реформы в России. Информационно-аналитический бюллетень, № 8. -М.: Изд-во РИСИ, 1998.
  109. Е.С. Самоуправление России и глобальная модернизация. -М.: Экономика, 2001.-351 с.
  110. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник. -М.: Закон и право, 1993.
  111. B.C. Проблемы классификации. Москва Смоленск, 1997
  112. Н.Г., Иванников В. Л., Шило С. И. Концепция системы безопасности и жизнеобеспечения Таганрогского региона. —Таганрог: ТРТУ, 1996.
  113. Урбанизация и развитие регионов областного уровня. -Л.: Наука, 1990
  114. Д.С. Государственное регулирование процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. —Казань, 1997.
  115. Ханты-Мансийский автономный округ в цифрах. 1990−1995. —Ханты-Мансийск, 1996.
  116. Л.Г. Основы государственной экономической политики. —М.: Изд-во БЕК, 1997.
  117. Центральная Россия на рубеже XXI века. Материалы международной научной конференции, т. 1−4. -М.: РАГС, 1996.
  118. В.П. Дальний Восток. Стратегия экономического развития. — М.: Экономика, 1988.
  119. Чукотка накануне XXI века. М., 1997. Шеннон Р. Имитационное моделирование. // Искусство и наука. -М., 1978.
  120. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. —Новосибирск, Наука, 1993.
  121. Р.И., Новоселов А. С. Экономическая диагностика и прогнозирование региональных процессов, влияющих на развитие рынка. // Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. -Новосибирск, 1993.
  122. Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. -Новосибирск, 1996.
  123. Региональная экономика: новые подходы/ JI.A. Козлов, И. Л. Ильин, Б. М. Штульберг и др. М.: Наука, 1993.- с.26
  124. Экономика переходного периода. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  125. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России, 1991−1997, Рук. Авт. колл. Е. Т. Гайдар. -М., 1998.
  126. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. -М.: Мысль, 1990.
  127. Эффективное социально-экономическое развитие региона. Спецкурс, вып. 1. —М., 1988.
  128. Эффективное социально-экономическое развитие региона. Спецкурс, вып.2.-М., 1991.
  129. Вопросы статистики 2000 — № 2134. http://www.iet.ru135. http://ieie.nsc.ru:8101/~tacis/reportsuharev%20I.htm
Заполнить форму текущей работой