Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема критики провиденциализма С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ целостной совокупности философско-исторических воззрений С. М. Соловьева и В.0.Ключевского в контексте условий, в которых они формировались, убеждает в том, что хотя оба историка исходили из признания первенствующей роли в историческом развитии факторов политических и духовных, — но они же указывали и на существенность экономического, хозяйственного, географического факторов. Причем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Критический анализ философских основ исторических концепций С. М. Соловьева и В.О.Ключевского
    • 1. Идеи провиденциализма и философия истории
    • 2. Мировоззренческие основания и сущность подхода С. М. Соловьева к изучению истории
    • 3. Эволюция воззрений В. О. Ключевского на исторический процесс
  • Глава II. Провиденциализм и его критика в исследовании С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским процесса образования русского централизованного государства
    • 1. Несостоятельность богословских интерпретаций введения христианства на Руси
    • 2. Роль монастырей в процессе феодализации русского общества
    • 3. С.М.Соловьев и В. О. Ключевский о политических взаимоотношениях московских князей и церкви
    • 4. Понимание С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским соотношения христианизации Руси и развития ее духовной культуры

Проблема критики провиденциализма С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-политическая актуальность теш. Мировоззренческие противоречия двух противоположных общественных систем обострены в настоящее время до предела, поэтому «особую важность се-, годня приобретают классовая закалка трудящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии11"*.

Значительную роль в этой борьбе играет научно-атеистическое воспитание, ибо опыт последних десятилетий свидетельствует.

0 том, что наши противники все шире и активнее используют в качестве идеологического, пропагандистского оружия религию, религиозно-мистические трактовки прошлого, настоящего и будущего человечества. Известно, что религиозное «удвоение» мира посредством ли теологических, спекулятивно-философских или мифологически-поэтических конструкций объективно препятствует целенаправленному включению трудящихся масс в сознательную борьбу за действительное социально-политическое переустройство жизни. Особое значение при этом имеют попытки внедрения в сознание людей идей провиденциализма, стремление обосновать якобы определяющую роль провидения, «божьего промысла» в истории.

Идеологи современного русского православия, представители русской и украинской церковной эмиграции, стараясь применить идеи провиденциализма к оценкам событий настоящего и перспектив общественного развития, активно спекулируют на интересе к русской истории широких слоев населения, часто используя авто.

1 Актуальные вопросы идеологической, массово-политической рабо-• ты партии. Постановление Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 г.

— В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.М., 1983, с. 68. ритет таких выдающихся ученых, как С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Интенсивное обращение к истории России, ее государственности, ее культуры проводится особенно сейчас, в преддверии 1000-летия «крещения Руси», с явной целью укрепить пошатнувшиеся позиции православной церкви, утвердить в сознании людей мысль о том, что провидение," божий прошел" являются основной пружиной развития общества, и, таким образом, обосновать якобы необходимую, непреходяще позитивную роль православия в общерусском историческом процессе, создать вокруг православной церкви ложный ореол служения идеалам прогресса.

В трудах С. М. Соловьева и В.0.Ключевского, вследствие их мировоззренческой непоследовательности, содержатся некоторые общие провиденциалистские установки, но в то же время (об этом умалчивают теологи!), в гораздо большей степени — материал для убедительной критики провиденциалистских объяснений истории, религиозно-мистических толкований причин исторических изменений и событий. Для того, чтобы лишить современных богословов оснований для использования в своих целях достижений исторической науки XIX — нач. ХХ в., важно с марксистских позиций проанализировать труды С. М. Соловьева и В. О. Ключевского в указанном аспекте. Вскрыть действительные противоречия их мировоззрения и исторических концепций, с одной стороны, а с другой — содержательно применяя указания В. И. Ленина о необходимости 1 находить рациональные зерна в творчестве мыслителей прошлого, показать, что именно в их подходе к изучению истории существенно в плане критики провиденциалистских идей, в том числе.

1 См.: Ленин В. И. О пролетарской культуре.- Полн.собр.соч., т.41,с.337. и самых современных (причем основное внимание уделить не различиям во взглядах Соловьева и Ключевского, а общему, тому, что сближает их концепции).

Состояние исследования проблемы. Теоретическое наследие С. М. Соловьева и В. О. Ключевского давно привлекает внимание советских ученых (А.А.Зимин, Р.А.КирееваД.Н.Покровский, Н. Л. Рубинштейн, М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин и др.)* Большой вклад в изучение творчества историков внесли В. Е. Иллерицкий монографией «Сергей Михайлович Соловьев» (1980) и особенно академик М. В. Нечкина фундаментальным исследованием «Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества» (1974).

Естественно, что наибольший интерес труды Соловьева и Ключевского вызывали и вызывают у историков. Работы В.В.Мавроди-на, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова и др., посвященные внутрии внешнеполитическим проблемам развития феодализма, проблеме образования русского централизованного государства (А.М.Сахаров, Л. В. Черепнин, Я.Н.Щапов), взаимоотношениям великокняжеской власти и церкви, роли монастырей в истории русского общества (Н.С.Борисов, Е. Н. Митрофанова, И. У. Будовниц, Л.И. Ивина), содержат объективную основу для постановки и решения проблемы критики провиденциализма в трудах русских историков. Но ни одним из этих авторов, ни в ряде специальных монографий, посвященных истории русской православной церкви (исследования Н. М. Никольского, Н. М. Гантаева, Н. С. Гордиенко, И. А. Крывелева и др.), являющихся базовыми для критического анализа богословской интерпретации исторических событий, указанная проблема I впрямую не ставится и не обсуждается".

Решение ее возможно только после уяснения философско-ми-ровоззренческих позиций и ориентации С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.В работах же историко-философского плана, подчиненных различным конкретным научно-исследовательских задачам, анализ такого рода обычно не проводится или проводится в недостаточной степени. Некоторое исключение представляют лишь исследования П. С. Шкуринова «Позитивизм в России XIX века» (1980), Б. Г. Сафронова «Историческое мировоззрение Р. Ю. Виппера и его время» (1976)"главы книг которых посвящены содержательному философскому анализу концепции В. О. Ключевского.

Важным моментом в изучении нашей проблематики служат и статьи А. П. Казака, в которых убедительно и достаточно полно исследуются философские и социологические основы концепции 1 исторического знания В. О. Ключевского. Вообще, в последние годы наблюдается устойчивый интерес у советских философов к идейному наследию этого историка.А. И. Карагодин,^ И. Х. Штейно гауз предметом своих исследований сделали общефилософские и социологические воззрения ученого.

Работ такого плана, посвященных С. М. Соловьеву, в нашей философской литературе практически нет. Только оригинальная монография М. Г. Федорова «Русская прогрессивная мысль XIX в.:

1 См.: Казак А. П. Философские основы концепции исторического знания В. О. Ключевского.- В кн.: Актуальные проблемы истории б философии народов СССР.Вып.М., 1978, с.22−35−0н же. К 1фитике методологии исследования концепции исторического знания В. О Ключевского.-Там же, вып.7.М., 1979, с.78−92- Он же. Об эволюции теоретических основ концепции исторического знания В.О.

Ключевского.-Философские науки, 1984;,№ 4,с.140−144. 2 Карагодин А.И." Философия истории" В. О. Ключевского.Саратов, 1976.

Б Штейнгауз И. Х. Социологические взгляды В. О. Ключевского.Авто-реф.канд.дис.Иркутск, 1974.

От географического детерминизма к историческому материализму" (1972) в какой-то степени восполняет этот пробел :• Творчество С. М. Соловьева не выделяется в качестве объекта самостоятельного исследования" в центре внимания Федорова воззрения ряда представителей русской прогрессивной геосоциологии. Подобным образом представлена тема «Соловьев» и в книге В. М. Далина «Люди и идеи. Из истории революционного и социалистического движения во Франции», где автором предпринята попытка проанализировать влияние Ф. Гизо на развитие русской исторической мысли.

Таким образом, хотя советской наукой накоплен интересный и многоплановый материал, обеспечивающий научную постановку и решение проблемы критики провиденциализма в трудах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, она ждет еще специального рассмотрения, углубленного изучения.

Цель и задачи исследования

Все вышеизложенное и определило предмет диссертационного исследования, задачами которого являются:

— основываясь на анализе опубликованных трудов С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, уточнить некоторые философские основания их концепций" проследив воздействие мировоззренческих позиций на исследование ими исторического процесса;

— на этой базе выявить те моменты в концепциях указанных историков, которые (при всей противоречивости их взглядов) фактически противостояли провиденциально-теологическим истолкованиям сущности исторического движения;

— широко используя богатый конкретно-исторический материал исследований С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, показать, как на этом материале раскрывается проблема критики провиденциализма в ее современном значении.

Идейно-теоретической и методологической основой данного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, раскрывающие сущность материалистического понимания истории, представляющие собой фундамент научной критики религиозно-идеалистического мировоззренияа также материалы съездов и пленумов ЦК КПСС по идеологическим вопросамновейшие достижения марксистско-ленинской философской, исторической и научно-атеистической мысли. При обосновании исходных положений диссертации и ее выводов существенную помощь оказали труды ряда советских философов и историков: В. Ф. Асмуса, А.В.Гулы-ги, Л. И. Емелях, М. А. Кисселя, Й. С. Кона, Д. С. Лихачева, Г. М. Прохор ова, М. И. Шахновича и др.

Для решения поставленных задач необходимо было ознакомление с трудами современников Соловьева и Ключевского, а также работами церковных историков прошлого и современных, сотрудничающих в 'Журнале Московской патриархии" .

Научная новизна исследования. Особенностью данной работы является более последовательное, чем было до сих пор, применение принципов философского анализа к изучению и критике сущности провиденциальнотеологических установок и выводов в содержании исторических концепций.

Это, а также пристальное изучение всего опубликованного наследия С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, позволило дать целостный, систематизированный, обобщающий анализ их трудов в плане критики провиденциализма. Указанная проблема, применительно к трудам Соловьева и Ключевского, методологически поставлена автором фактически впервые. В диссертации определены некоторые пути решения ее и показано, что хотя С. М. Соловьев и В. О. Ключевский были идеалистами в философском плане и сохраняли некоторые элементы провиденциализма в своих взглядах на историю, наличие в их сочинениях материалистических тенденций, ярко выраженное стремление к строго научному постижению событий и явлений создают основу для убедительной критики идеологической позиции идеализма и провиденциализма по целому ряду общих и конкретных исторических вопросов, касающихся не только прошлого, но и современного развития общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поскольку в задачу данной диссертационной работы входило выявление воздействия философских, мировоззренческих позиций С. М. Соловьева и В.0.Ключевского на исследование ими исторического процесса, то, прежде всего, следует отметить, что концепции того и другого историка в своих общих и частных моментах определялись как идеалистическими, так и материалистическими тенденциями, попытками диалектического подхода к явлениям общественной жизни, при наличии у обоих ученых известной метафизической ограниченности. Именно поэтому в исторических трудах и С. М. Соловьева, и В. О. Ключевского, как показывает настоящее исследование, содержатся одновременно и некоторые черты провиденциализма и, в то же время, его хотя и не всегда последовательная, но зачастую очень убедительная критика.

Анализ первоисточников позволяет заключить, что мировоззренческая непоследовательность указанных русских историков XIX века, с одной стороны, дает возможность использования их трудов религиозной идеологией, православным богословием для обоснования идеалистических, провиденциалистских установок в объяснении исторического процесса. Однако, с другой стороны, изучение истории Соловьевым и Ключевским обладало существенной для своего времени прогрессивностью, хотя ни тот, ни другой, по вполне объективным причинам, не могли возвыситься до диа-лектико-материалистического подхода к истории. И поскольку «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а потому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» ,* - наличие в их сочинениях множества «жизнеспособных зерен» создает основу как раз для аргументированной критики идеологической позиции идеализма и русского православия по целому ряду проблем.

Анализ целостной совокупности философско-исторических воззрений С. М. Соловьева и В.0.Ключевского в контексте условий, в которых они формировались, убеждает в том, что хотя оба историка исходили из признания первенствующей роли в историческом развитии факторов политических и духовных, — но они же указывали и на существенность экономического, хозяйственного, географического факторов. Причем, реалистическое ядро (то есть моменты, имманентные материалистическому пониманию истории), содержащееся в конкретных исследованиях Соловьева и Ключевского, явно противоречило идеалистическим общетеоретическим их положениям. Для обоих историков было характерно признание причинно-следственных связей, поиск теоретического обоснования объективных закономерностей исторического процесса, использование историзма как основополагающего метода познания, элементы диалектического подхода при выяснении источников развития общества, связей и причин тех или иных исторических событий и, наконец, убеждение в прогрессивности движения общества. Все это, и многое другое, в принципе исключало гипотезу о провиденциа-листском предопределении исторического развития из компетенции истории как науки, й если при этом у С. М. Соловьева все же, в известной мере, сохранялся провиденциалистский характер обще.

1 Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма. Си-смонди и наши отечественные сисмондисты.- Полн.собр.соч., т.2,с.178. исторической позиции, то В. О. Ключевский уже и в этом плане достаточно резко выражал отрицательное отношение к откровенно провиденциалистским установкам, критикуя телеологизм и метафизику, религиозно-мистические трактовки исторических событий (хотя и у него критика провиденциализма уживалась с дуализмом «физической природы» и «человеческого духа», при определяющем, в конечном счете, значении последнего).

Детальное исследование некоторых конкретных проблем, рассматривавшихся С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским, проведенное во второй главе диссертации, дает представление о том, что, несмотря на общие идеалистические исходные посылки (приведшие к ряду существенных неточностей), — осмысление этими историками огромного фактического материала в сущности опровергает богословские провиденциалистские интерпретации исторических событий периода объединения Руси, образования и развития русского централизованного государства. Это касается исследования Соловьевым и Ключевским объективных причин укрепления монастырей на Руси, объединительных политических процессов, становления русской духовной культуры. Примечательно, что оба ученых, не избежав некоторой идеализации значения религии и русского духовенства в истории России, отмечают и состоявшийся переход от прогрессивной (с их точки зрения) первоначальной роли церкви — к консервативной и даже реакционной ее позиции, особенно в деле духовного развития русского народа. Как показано в диссертации, философский анализ наследия С. М. Соловьева и В. О. Ключевского позволяет получить более полное представление о действительном месте православия и русской церкви в истории социальной и духовной жизни России Х-ХУ вв. Становится очевидным, например, что уже согласно трактовке выдающихся русских историков введение христианства в России было вызвано процессом феодализации, явилось лишь идеологическим оформлением тех реальных потребностей, которые сложились в обществе и, таким образом, 988 год — это, исходя из фактических позиций Соловьева и Ключевского, — начало истории русской православной церкви, но никак не «исторического бытия» России, а именно на последнее претендует церковь.

Материал и выводы данного диссертационного исследования, очевидно, впрямую направлены и могут успешно содействовать критике современных идеалистических и, в первую очередь, религиозно-мистических концепций исторического процесса, так как и вполне современному православию, например, свойственны все основные провиденциалистские установки. Идеей «божественного промысла» оно определяет смысл, движущие силы общественного развития, характер и направленность социальных процессов и утверждает, что «принцип прогрессивного развития» предопределен Евангелием, изначально заложен в христианстве. При этом официальные историки церкви прошлого и авторы «исторических» очерков и статей, опубликованных в 'Журнале Московской патриархии" с 1943 по 1984 гг., прибегают к одностороннему освещению событий, произвольному и даже откровенно, искаженному толкованию исторических фактов, обходя молчанием или фальсифицируя те источники, которые идут вразрез с их оценкой истории. Поэтому акцент на выявление именно прогрессивных тенденций в русской исторической науке XIX века, сделанный в диссертации, не случаен.

Материал и полученные в данной диссертационной работе выводы могут быть полезными как для философов, занимающихся философией истории и проблемами научного атеизма, так и для историков при постановке и решении ряда проблем, касающихся истории религии и истории России. Особенно перспективно использование полученных результатов в качестве методологической основы для критики вообще идеалистических и, в частности, богословских интерпретаций исторического процесса. Анализируемый конкретный фактический материал и некоторые обобщения второй главы применимы в оперативной контрпропагандистской работе в борьбе с современной религиозной идеологией.

Проведенное исследование в целом может быть основой для конкретизации и уточнения ряда проблем в соответствующих разделах лекционного курса научного атеизма, а также служить научным обоснованием практических рекомендаций в области атеистического и патриотического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. Маркс К."Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии: Сборник2. е изд., доп. М.: Политиздат, 1983.- 258 с.
  3. К. К критике гегелевской философии права. Введение.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1,с.414−429.
  4. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты"г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4,с.65−185.
  5. К. Введение (Из экономических рукописей 1857−1858годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, С.7С0−738.
  6. К. К критике политической экономии. Предисловие.
  7. Маркс К."Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13,с.5−9.
  8. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23,с.5−784.
  9. К. Людвигу Кугельману, 17 апреля 1872 г. Маркс
  10. К."Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.33,с.175.
  11. К. Экономическо-философские рукописи 1844 гсда.
  12. Маркс К."Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42,с.41−174.
  13. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. -Соч. 2-е изд.» т.2,с.3−230.
  14. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма влице ее пророков. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−54−4.
  15. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Соч. 2-е изд., т.4,с, 419−459.
  16. Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое инастоящее». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1, с.572−597.
  17. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К."Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343−437.
  18. Ф. Карл Маркс «К критике политической экономии».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13,с.489- 499.
  19. Ф. Франкский период. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2.е изд., т.19, с.495−546.
  20. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенныйгосподином Евгением Дюрингом.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20,с.5−326.
  21. Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2.е изд., т.20,с.339−626.
  22. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269−317.
  23. Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.406−416.
  24. Ф. Роль насилия в истории. Маркс К., Энгельс
  25. Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.419−479.
  26. Ф. Юридический социализм.- Маркс К., Энгельс Ф.
  27. Соч. 2-е изд., т.21,с.495−516.
  28. Ф. К истории первоначального христианства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22,с.465- 492.
  29. В.И. Об атеизме, религии и церкви: Сборник- М.: Мысль, 1980, 405 с.
  30. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюютпротив социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  31. В.И. К характеристике экономического романтизма.
  32. Сисмонди и наши отечественные сисмондисты.- Полн. собр.соч., т.2,с.119−262.
  33. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся?
  34. Полн.собр.соч., т.2,с.505−550.
  35. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критическиезаметки об одной реакционной философии. Полн. собр.соч., т.18,с.7−381.
  36. В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн.собр.соч., т.25,с.31−54.
  37. Ленин В. И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29,с.1−782.
  38. В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т. 41, с.298−318.
  39. В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41,с.336−337.
  40. В.И. И.Ф.Арманд, 30 ноября 1916 г.- Полн.собр.соч., т.49,с.328−334.
  41. Официально-документальные материалы
  42. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982г223 с.
  43. Программа Коммунистической партии Советского Союза.
  44. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  45. Произведения С.М.Соловьева
  46. Взгляд на состояние духовенства в Древней Руси до половины ХШ века (читано 28-го декабря 1846 г.).- В кн.: Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при московском университете.- М.: Университетская тип., 1847,№ 6,с.1−18.
  47. Византия в X веке. Русский вестник, 1873, т.103, январь, с. 461−470.
  48. История и современность. 1. (О книге г. Короновича. История Польши). Наше время, 1862, № 44, 28 февраля, с. 175−176.
  49. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М.: Университетская тип., 1847. — Х, 696 с.
  50. История России с древнейших времен: В 15-ти кн.- М.: Соцэкгиз, 1959−19 66.
  51. История царствования Петра Великого. Н.Устрялова. Статьяпервая (1 том).- Атеней, 1858, ч.4, июль и август, с.3−29.
  52. Курс новой истории. 1,2 ч. 2-е изд. — М.: Кушнерева, 1898. 388 с.
  53. Мои записки для детех моих, а если можно, и для других.- Пг.: Прометей, fl915., 174 с.
  54. Об историческом движении русского народонаселения (Изпубличных лекций Общества любителей Естествознания). -Русский инвалид, 1867, № 1СВ, с.2−3.
  55. Об отношении Новгорода к великим князьям: Историческоеисследование. М.: Университетская тип., 1845.- 202 с. 352. .Общедоступные чтения о русской истории. М.: Университетская тип., 1874. — 341 с.
  56. О нравах и обычаях, господствовавших в древней Руси, от времен. Ярослава 1 до нашествия монголов. В кн.: Чтения в обществе историии древностей российских при московском университете. — М.: Университетская тип., 1841, № 2, отд. П, с.46−60.
  57. Парижский университет: Письмо из Праги от 23 июня 1843 г.- Москвитянин, 1843, кн. УШ, ч.4,с.474−494.
  58. Птенцы Петра Великого.- Русский вестник, 1841, т.33,№ 3,май, с.5−49.
  59. Русская летопись для первоначального чтения. М.: Университетская тип., 1866. — 266 с. — (Издание общества распространения полезных книг).
  60. Собрание сочинений. Спб: Общественная польза, б.г. -1616 стб.
  61. Уния, козачество, раскол. Атеней, 1859, № 8, март и апрель, ч.2,с.393−420.
  62. Учебная книга русской истории.- 10-е изд. М.: Кушнере-ва, 1900.- 330 с.
  63. Произведения В.0.Ключевского
  64. Боярская дума древней Руси.- 3-е изд."пересмотр.- М.:
  65. Синодальная тип., 1902.- 547 с.
  66. Древнерусские жития святых как исторический источник.-М.: Солдатенкова, 1871.- 468 с. 465.3адачи научной популяризации. В кн.: Научное слово.
  67. Из рукописного наследия (Новые материалы к Курсу по русской историографии).(Публ.А Л. Зимина,?.А.Киреевой)• В кн.: История и историки. Историографический ежегодник 1972. — М.: Наука, 1973, с.311−333.
  68. М.С.Корелин (умер 3 января 1899 г.).- Вопросы философии и психологии, 1899, январь-февраль, с. УИ1-Х1Х.
  69. Краткий обзор русской истории. 8-е изд. — М.: Рябушинских, 1917. 239 с.
  70. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1983. — 416 с.
  71. Опыты и исследования: Первый сборник статей" 2-е изд.- М.: Типографии Городского Арнольдо-Третьяков-ского Училища глухонемых и Т-ва Рябушинских, б.г. -551, ХХХУШ с.
  72. Письма В. О. Ключевского к П. П. Гвоздеву (1861−1870). (Вступ.ст.и примеч.А.С.Голубцова). М.: Б.и., 1924.- 138 с. — (Труды Рос.публ.б-ки им. Ленина и гос. Румянцевского музея, вып. У).
  73. Письма.Дневники.Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968. 525 с.
  74. Сказания иностранцев о московском государстве. Пг: Литер атурно-Издательский Отдел Комиссариата Народного просвещения, 1918. 333 с.
  75. Сочинения: В 8-ми тт. М.: Госполитиздат, Соцэкгиз, 1956−1959.
  76. Монографические исследования, статьи, очерки
  77. К.С. История России с древнейших времен, соч. С.
  78. Соловьева, т. У1. Русская беседа, 185б, разд."Критика" с. 1−53.
  79. А.И. Работа С.М.Соловьева над «Историей России».- В кн.: Труды историко-архивного института (Под ред.А.И.Гуковского). М.: Б.и., 1947, т.3,с.1−14.
  80. В.А. Географический фактор в развитии общества.1. М.: Мысль, 1982. 334 с.
  81. К. В.О.Ключевский как государствовед. Советское право, 1927, № 2(26), с.28−51.
  82. В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. М.-Л.: Гос.соц.экон.изд-во, 1933, 272 с.
  83. Атеистический словарь (Под общ.ред.М.Н.Новикова). — М":1. Политиздат, 1983. 559 с.
  84. О.А. Американское издание «Курса русской истории» В.О.Ключевского.- История СССР, 1970, № 4, с. 2СВ-206.
  85. С. Петровская реформа в освещении С.М.Соловьева.- Историк-марксист, 1929, т.13,с.137−165.
  86. Н. Университетская лекция о Соловьеве (прочитана10 октября в Варшавском университете). Древняя и Новая Россия, 1879, ХУ 3-декабрь, с.498−507.
  87. Бестужев-Рюмин К.Н. ХХУ-ти летие «Истории России» С. М. Соловьева.1851−187 б.- Русская старина, 1876, т.15,январь--февраль-март-апрель, разд."Исследования, биографические очерки", с.679−686.
  88. Бестужев-Рюмин К. Н. Сергей Михайлович Соловьев.- В кн.: К. Бестужев-Рюмин. Биографии и характеристики.- Спб, Балашова, 1882, с.255−272.
  89. Н.С., Митрофанова E.H. Из истории взаимоотношений московских князей и церкви в Х1У-ХУ вв.(«монастырская реформа»). Вестник МГУ, история, 1983,№ 2,с.46−57.
  90. И.Н. Памяти В.О.Ключевского. Современный мир, 1911, № 5,c.3C9−312.
  91. И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьянв Х1У-ХУ1 вв.(по «житиям святых»). М.: Наука, 1966.- 392 с.
  92. И.У. Общественно-политическая мысль древней Руси (Х1-Х1У вв.). М.: Изд-во АН СССР, i960.- 488 с.
  93. И.У. Русская публицистика ХУ1 века.- М.-Л.:
  94. Изд-во АН СССР, 1947.- 308 с.
  95. О.Л. Очерки развития буржуазной историографиии методологии истории в Х1Х-ХХ вв. Л.: Наука, Ле-нингр.отд-е, 1 979 270 с.
  96. Ал. Взгляды В.О.Ключевского на сущность и факторы исторического процесса.- Просвещение и культура
  97. Новгород), 1920, № 3−4, с.6−19.
  98. Н. Церковь и феодализм на Руси.- М.: Изд-во АН1. СССР, i960. 168 с.
Заполнить форму текущей работой