Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавказа: Комплексное социологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физическое и духовное воспроизводство народов региона испытывает на себе значительное негативное воздействие со стороны процессов демосоциального, духовно-нравственного характера, происходящих во многих странах мира и во многих регионах страны. Однако в целях сохранения лучших историко-культурных, этнокультурных, семейно-бытовых традиций народов Северного Кавказа возникает острая необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования семьи и брака
    • 1. Семья как социально-духовная ценность и объект междисциплинарного изучения
    • 2. Северокавказская семья: общее и особенное в ее формировании и функционировании
  • Глава II. Семья как фактор социализации личности
  • Глава III. Семья и вопросы воспроизводства населения и этнокультурной преемственности у народов Северного Кавказа
    • 1. Семья и вопросы социо-демографического развития Северного Кавказа
    • 2. Идеальное и реальное в вопросах семейной репродуктивной культуры на Северном Кавказе
    • 3. Этнокультурная преемственность в сфере семейных отношений
  • Глава IV. Семейно-брачные отношения на Северном Кавказе в трансформирующихся социальных условиях
    • 1. Проблемы семьи в изменяющихся социокультурных условиях
    • 2. Межнациональная семья: состояние и тенденции ее развития
    • 3. Национальное и религиозное в сфере социальной жизни и семейно-бытовых отношений

Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавказа: Комплексное социологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди многих социальных ценностей семья всегда занимала особое место и приковывала к себе пристальное внимание исследователей. Как важнейшая социально-психологическая группа, ячейка общества семья выступала и выступает явлением, заменить которое не способен ни один социальный институт. Только она способна создать (при наличии в ней нормальной атмосферы) в высшей степени благоприятные условия на микроуровне, которые могут экстраполироваться на общество в целом. Семья — тот тонкий, уникальный инструмент социализации личности, где последняя чувствует себя наиболее комфортно. Здесь формируются необходимые предпосылки для реализации способностей, возможностей человека, между людьми складываются отношения особого характера — отношения интимности, равенства, терпимости и взаимопонимания. Семья — своеобразный барометр, улавливающий все перепады в общественных процессах, в ней воспроизводится вся совокупность социальных отношений. Имея в виду эти возможности семьи, Энгельс отмечал, что семья дает нам в миниатюре картину тех противоположностей и противоречий, в которых движется общество.

Сформировавшись на заре человеческой истории, семья, как базисная система общества оказалась устойчивым социальным институтом, ставшим свидетелем разрушения одних, и возникновения других цивилизаций и культур, государств и политических систем, победы одних и поражения других систем отношений. Она, объединяя самых близких людей и обогревая их заботой и любовью, видоизменяясь и выполняя свои основные функции — а среди них важнейшую — воспроизводство общества, — сумела сохраниться, выстоять вопреки всем неблагоприятным условиям и социальным катаклизмам.

Высоко оценивая роль, отводимую семье как институту, способному воспитывать, социализировать человека, формировать у него ответственность и оказывать ему поддержку, Генеральная Ассанблея ООН объявила 1994 год Международным Годом семьи, достойно отмеченным более чем в 100 странах мира, в том числе в Российской Федерации (однако по-логике вещей каждый год должен быть Годом Семьи). Международные документы ООН называют семью «маленькой демократией в сердце общества», средой, призванной стать фундаментом для формирования и развития новых социальных ценностей.

Несмотря на великие заслуги семьи, от благополучия которой зависит социальное развитие и благополучие общества, в ней сегодня прослеживаются процессы и тенденции, умаляющие ее непреходящую ценность и социальную значимость. Они проявляются в росте разводовувеличении количества брошенных и осиротевших детейчисла детей и подростков, совершающих противоправные действия и преступленияослаблении связей между поколениями и воспитательного влияния старших на младшихв резком сокращении рождаемостиповышении смертностиухудшении генофонда страны. Разрушаются и навсегда уходят из жизни многие традиционные институтывымываются духовные и мировоззренческие основы общества и т. д. На процессах семейной жизни неблагоприятно отражаются «объятия» рыночных отношений: резкое ухудшение материального положения большинства людейих обнищание, особенно молодежибезработицаотсутствие жильявойныобострившиеся межэтнические отношения, а в связи с этим проблемы беженцевкриминализация общества, комерциализация многих сторон жизнинатиск порнографиикульт насилияпропаганда безвкусицы. Они разрушают традиционные нормы жизни, нравственные принципы, сталкивают отцов и детей, мужей и жен, братьев и сестер, старших и младших, мудрых и только начинающих жить, близких и родных, соседей и знакомых.

Разрушающее воздействие современных социокультурных ценностей ощущается и там, где семейные традиции являются наиболее крепкими, а семейная мораль — наиболее эффективной. Речь идет о семье народов Северного Кавказа, где семей-но-брачные отношения, несмотря на сложности времени, и сегодня представляют из себя своеобразный «социальный оазис» на фоне всеразрушающей стихии переломного периода и неисчислимых трагедий военной катастрофы.

Думается, сказанное обусловливает актуальность избранной автором темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавказа, общественный и семейный быт кавказцев, их материальная и духовная культура, природно-климатические условия жизни «экзотичных» горцев привлекали к себе внимание многих и отечественных, и иностранных путешественников, публицистов, религиозных и военных деятелей, специалистов различных сфер человеческого знания, начиная с периода раннего средневековья до XX столетия включительно. Уникальные сведения зарубежных авторов об адыгах балкарцах и карачаевцах, их быте и этикете собранных вместе в работе «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII — XIX вв.», изданной под редакцией крупного советского кавказоведа, написавшего предисловие и комментарии к тексту, В. К. Гарданова в Нальчике в 1974 году.1 Большую научную ценность в интересующем нас вопросе представляют работы по истории, культуре и быту адыгов, написанные в Х/Х веке Ш. К. Ногмовым: «История адыгейского народа» 2 и Хан-Гире-ем: «Записки о Черкессии» -3 работа об этнографии черкесского народа Х.Ф.Сталя-4 о патриархальной семье абазин Ф.Ф.Тор-нау-5 работы об осетинской семье, по этикете осетин В. В. Миллера, 6 А. Гагстгаузена, 7 Ж. Дюмезиля, 8 Бернарда С. Бахраха, 9 К. Л. Хетагурова, 10 С. Кокиева, 11 Д. Шанеева, 12 М. А. Мисикова.13 Любопытный и поучительный этнографический материал о кавказских горцах, их семьях и быте содержат работы Г. Ф. Чурсина. 14 Большую ценность для изучения особенностей семейной жизни, бытового уклада, обычного права северокавказцев в дореволюционный период их жизни представляют труды Ф.И.Леонто-вича, 15 М. М. Ковалевского.16 Много ценных сведений о жизни горцев Северного Кавказа включают в себя работы Н.Ф.Дуброви-на.17.

В послереволюционный (1917) период до 60-х годов глубоким изучением семейно-брачных отношений северокавказцев занимались мало. В 1960 — 1990;х годах в республиках региона было издано значительное количество серьезных работ истори-ко-этнографического, культурологического, правового содержания, посвященные не только семье и семейно-брачным отношениям, но семейному праву, семейной педагогике, этикету, традициям и культуре горцев. Авторами этих исследований являются.

М.О.Косвен, 18 С. Ш. Гаджиева, 19 Р. М. Магомедов, 20 А. К. Алиев, 21 Ш. А. Мирзоев, 22 Б. М. Алимова, 23 Я. С. Смирнова, 24 И. Ю. Алироев, 25 Х. М. Акиева, 26 Б. Х. Бгажноков, 27 Х. М. Думанов, 28 В.К.Гарда-нов, 29 К. Х. Унежев, 30 С. Х. Мафедзев, 31 З. М. Налоев, 32 А.И.Мусу-каев, 33 И. Л. Бабич, 34 М. А. Меретуков, 35 Г. Х. Мамбетов, 36 А. Х. Магометов, 37 Б. А. Калоев, 38 К. И. Гостиев, 39 В. П. Невская, 40 М. Д. Каракетов, 41 В. М. Батчаев, 42 И. М. Шаманов, 43 И. Х. Калмыков, 44 И.А.Шоров45 и др.

Историко-этнографические исследования дополнились социологическими, этносоциологическими работами, выполненными на материалах отдельных республик региона. В частности, серьезными социологическими исследованиями семейно-брачных отношений в Осетии являются работы К. С. Дзагкоева, 46 X.В.Дзуцева, 47 Я. С. Смирновой.48 Социологическое изучение дагестанской семьи 70 — 80-х годов осуществили С. Ш. Гаджиаве и З.А.Янкова49, Т. Б. Савина и Н. Н. Гасанов, 50 Б. М. Алимова.51.

Теоретическую основу социально-философского и социологического осмысления семейно-брачных отношений составляют работы А. Г. Харчева, 52 М. С. Мацковского, 53 А. И. Антонова, 54 С. И. Голода, 55 Н. Д. Шимина, 56 Т. А. Гурко, 57 которые сформировали отечественную социологию семьи, предложили оригинальные концептуальные схемы, типологии, классификации, внедрили в научный оборот эффективный понятийный аппарат.

Значительный теоретический научно-практический интерес представляют демографические работы А. И. Антонова, 58 А. Г. Вишневского, 59 А. Г. Волкова, 60 О. Д. Захаровой, 61 посвященные проблемам рождаемости, социально-экономическим и культурно-традиционным основам формирования репродуктивных установок, норм и поведения. Межнациональные браки, особенности их формирования и функционирования рассматриваются в работах А.А.СуСоколова.62 Социологические вопросы формирования молодой семьи, трудности, радости и огорчения первых лет супружества освещены в исследованиях М. С. Мацковского и Т. А. Гурко, 63 И.Ф.Дементьевой64 и др. Социология воспитания стала предметом глубоких размышлений основоположника отечественной социологии семьи А. Г. Харчева.65.

Однако обобщающих работ, построенных на комплексном, а именно этносоциологическом, социально-философском, междисциплинарном изучении вопросов семейно-брачных отношений у народов Северного Кавказа, нет. Устранить этот научный пробел делает попытку автор рассматриваемой диссертации, который выражает уверенность в том, что именно комплексное, междисциплинарное изучение столь сложного социального явления, как семья, станет методом, принципом при дальнейших научных исследованиях семьи региона.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексное исследование общего и особенного (характера и ценностного потенциала) в развитии семьи и се-мейно-брачных отношений у народов чрезвычайно пестрого в этническом и уникального в социокультурном отношении региона Северного Кавказа. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— показать место семьи как неповторимой социои этнокультурной ценности среди других ценностей общества, детерминирующих состояние и поведение социальных групп и человека;

— показать, что наряду с осмыслением таких фундаментальных понятий, как «кавказская цивилизация», «кавказский суперэтнос», «северокавказская ментальность», северокавказская культура", требует осмысления и категория «северокавказская семья» ;

— выявить общее и особенное в формировании и функционировании института семьи народов как с близкими природно-климатическими условиями жизни, близкими историями, совпадающими по характеру и содержанию чертами в области культуры, традиций, обычаев, в менталитете народов, так со значительными различиями;

— показать характер изменений, происшедших во внутрисемейной организации жизни северокавказцев, в образе их жизни;

— показать место и роль северокавказской семьи среди важнейших агентов и институтов социализации личности, особенности осуществления социализации представителей мужского и женского пола в неповторимых традициях коренных народов региона;

— проиллюстрировать социализирующее значение такого традиционного института прошлого, как аталычество;

— рассмотреть механизм возникновения — благодаря семейной структуре и семейному поведению — феномена маргинальной личности и «самочувствие» последней в инокультурной среде;

— раскрыть особенный характер явления дагестанского билингвизма, показать место билингвизма вообще в культурном поле северокавказского человека и роль русского языка в формировании духовного мира последнего;

— показать характер и особенности демосоциальных процессов на Северном Кавказе, общее и особенное в этих процессах у разных народов, которым сегодня характерны разные стереотипы в репродуктивном мышлении и поведении и, как результат этого, — разные тенденции в демосоциальном развитии;

— раскрыть характер содержания идеального (в мышлении) и реального (в поведении) в современной репродуктивной культуре народов региона с разными семейными традициями и показать возможные социальные последствия утверждения явлений малодетности и многодетности;

— дать анализ объективных и субъективных причин феномена многодетности в условиях региона;

— рассмотреть действие механизма духовного воспроизводства народов Северного Кавказа благодаря использованию семьей институтов традиционной культуры;

— показать общие и специальные проблемы семьи в современных условиях, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными процессами в развитии нашего общества вообще, северокавказского региона, в частности;

— проанализировать состояние и тенденции развития института межнациональной семьи в условиях Северного Кавказа, «за» и «против» этого интернационального планетарного социального явления;

— показать характер и особенности взаимодействия национального и религиозного факторов в сфере социальной жизни и семейно-бытовых отношенийдать анализ изменения религиозной ситуации в регионе в условиях изменившихся идеологических подходов и оценок.

Научная новизна исследования. Цели и задачи, сформулированные в диссертационном исследовании, обусловливают научную новизну работы, ее своеобразие, содержание и возможную реализацию основных положений. Впервые в отечественной социологической науке на новом, комплексном, междисциплинарном уровне изучены семейно-брачные отношения народов большого и уникального в этнокультурном отношении региона — Северного Кавказа, исследованы процессы демосоциального и духовного воспроизводства жизни семьи в регионе, теоретически исмыслен духовно-нравственный и воспитательный потенциал горской семьи.

Методология и методы исследования. Методологическую базу работы составляют фундаментальные работы отечественных и зарубежных авторов по философии, социологии, демографии, этнографии: Р. Ф. Абдеева, А. И. Антонова, В. Г. Афанасьева, В. С. Барулина, Н. А. Бенедиктова, Н. А. Бердяева, И.В.Бестужева-Лады, Ю. В. Бромлея, М. Вебера, А. Г. Вишневского, А. Г. Волкова, С. Ш. Гаджиевой, Э. Гидденса, С. И. Голода, У.Дж.Гуда, В. Е. Давидовича, Э. Дюркгейма, Ю. А. Жданова, Т. И. Заславской, А.Г.Здра-вомыслова, В. Ж. Келле, Р. Кениг, В. Е. Кемерова, М. Я. Ковальзона, И. Кона, О. В. Лармина, В. И. Ленина, А. Х. Магометова, К. Маркса, М. С. Мадковского, С. Х. Мафедзева, Р. Мертона, М. Мид, Н. Н. Моисеева, Г. В. Осипова, Т. Парсонса, Н. М. Римашевской, М.Н.Руткеви-ча, Г. Г. Силласте, Н. Смелзера, Я. С. Смирновой, П. А. Сорокина, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледова, Э. Фромма, А. Г. Харчева, Н. Д. Шимина, Ф. Энгельса, В. А. Ядова, З. А. Янковой.

При написании диссертации автор руководствовался методами научного исследования: исторического и логического, анализа и синтеза, сравнительного анализа, структурно-функциональным методом, методом восхождения от абстрактного к конкретному, методами социального прогнозирования и моделирования, принципами конкретности и причинностиспециальными социологическими методами — сравнительным, классификационным, типологизации, абсолютных и относительных шкал и т. д.

Для получения эмпирического материала диссертант пользовался методами наблюдения, интервью, анкетирования, беседы, опроса (устного и письменного), изучения и анализа архивных, статистических, отчетных документов и материалов. Исследования проводились в Республике Адыгее, Республике Дагестан, Республике Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Северная Осетия (Алания), В Ставропольском крае. Опросом были охвачены мужчины и женщины, работающие в промышленности и в сельском хозяйстве, студенты вузов и средних специальных учебных заведений, пенсионеры, школьники. В разное время в процессе нашего исследования было опрошено, проинтервьюировано около 4 тысяч человек.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает семья (семейные отношения) у народов Северного Кавказа, предстающая в двух ипостасях:

1) с одной стороны, как малая социально-психологическая ячейка, испытывающая на себе и в современных условиях благотворное воздействие веками формировавшихся (и жизнью подтвержденных) традиционных институтов высокой детности, уважения к старшим, родителям, женщинам, родственникам, близким, соседям, гостеприимства и побратимства, и культивирующая высокие понятия чести и достоинства;

2) с другой, как социальный институт, претерпевающий значительные негативные изменения под влиянием социально-экономических экспериментов и идеологических институтов, прежде всего телевидения и средств печати, навязывающих обществу «образцы» культуры, девальвирующие семейные и общественные ценности.

Предметом исследования выступают:

— различные стороны жизни семьи как коренных народов Северного Кавказа, так и русскоязычного населения, славянского прежде всего;

— анализ отношений разных социальных, демографических групп населения региона к вопросам брака и семьи, рождаемости и планирования семьи, к добрачным половым отношениям и внебрачным рождениям, к тому, надо ли молодым спрашивать разрешение у родителей или последних ставить в известность о своем решении создать семью;

— анализ характера и результатов взаимоотношения поколений в условиях жизни традиционной семьи и меняющегося семейного и родственного окружения;

— роль традиционных горских институтов в формировании человеческих качеств, позволяющих личности достойно и комфортно жить и в семье, и в обществе;

— проблемы семьи, решение которых позволит ей полномасштабно выполнять свои функции, первейшей из которых является воспроизводство населения и воспитание детей;

— объективные и субъективные факторы, стимулирующие формирование межэтнических семейпрошлое и историческое будущее последних;

— этническое и конфессиональное в семейной жизни людей, их взаимодействие, развитие и взаимодополняемостьпути ис-ламизации Северного Кавказа, возрождение здесь традиций мусульманской жизни, его негатив и позитив и т. д.

Положения, выносимые на защиту.

— Семья народов Северного Кавказа — одна из важнейших составляющих социокультурных ценностей, формировавшихся на протяжении многих столетий и тысячелетий развития северокавказских этносов, переживших множество проверок на прочность и выживаемость. История народов нашла свое концентрированное выражение в их семейно-брачной культуре.

— Близость природно-климатических условий, истории, традиции, культурных ценностей обусловили формирование общих черт и специфических особенностей устройства семьи и семейных отношений у народов региона. Общим, объединяющим фактором для семейной жизни горцев Северного Кавказа является структура отношений в семье и между членами семейной группы. Специфическое — в характере формирования семьи, имея в виду, прежде всего эндогамные и экзогамные принципы, которых придерживались разные народы регионаразное статусное положение женщин разных народовфункционирование четко выраженных, институционализированных отношений (например, аталы-чество, княжеский этикет) у одних народов и их менее выраженный характер у других.

— Детерминированность внутрисемейных отношений у народов Северного Кавказа социально-политическими, экономическими, культурно-идеологическими, духовно-нравственными процессами, происходящими в республиках региона. Консервативность семейных устоев обусловливает сложную переплетенность остатков патриархальных семейно-брачных отношений прошлых эпох и отношений эгалитизированных, демократизированных отношений современной жизни. Современные внутрисемейные отношения у коренных народов региона можно характеризовать как авторитарно-демократические .

— Среди всех агентов и институтов социализации личности семье принадлежит главенствующее место в силу ее особых неповторимых возможностей, наиболее емко проявляющихся на этапе ее раннего формирования, хотя процесс социализации есть пожизненное явление, по-разному проявляющееся на разных этапах жизни. В диссертации рассматривается единство близких, но не совпадающих категорий: «социализация», «формирование», «воспитание», «становление», в универсальном процессе подготовки к жизни вообще, к семейной жизни, в частности, в специфических условиях этнокультур региона. Важнейшей компонентой процесса социализации личности выступает универсальность возможностей традиций.

— Социодемографическое развитие региона, прежде всего, связано с репродуктивным поведением населения республик, в которых процессы рождаемости представлены неодинаково. По абсолютному (общему) и суммарному коэффициенту рождаемости и территорию Северного Кавказа можно разделить на три группы: 1. на республики с высоким уровнем рождаемости- 2. на республики со средним уровнем рождаемости- 3. на республики, области и края с низким уровнем рождаемости. В регионе, как и в стране в целом, в ряде районов высок уровень внебрачной ранневозрастной рождаемости, у которой свои объективные и субъективные причины, рассматриваемые и анализируемые в настоящем исследовании. Однако традиции коренных народов, столетиями формировавшийся менталитет горцев ограничивают этот процесс, особенно рождения в раннем возрасте без оформленных брачных отношений.

— Реальная репродуктивная картина в регионе обусловлена сохранением или потерей традиций на многодетность, которые были свойственны всем народам, причем во многих районах проживания славянского населения рождаемость еще в 40-х годах XX в. была значительно выше, чем в районах, где ныне высокая рождаемость. И в районах с высокой рождаемостью, и в районах с низкой рождаемостью люди желают иметь больше детей, чем имеют. То есть идеальные представления людей и реальная картина происходящих демографических процессов явно не совпадают. Интерес в работе представляет сравнение отношения к рождаемости молодежи (студенческой) и взрослого, работающего населения.

— Особый характер внутрисемейных отношений у народов Северного Кавказа в значительной степени обусловлен традиционным институтом этикета, который концентрирует в себе нормы межличностных отношений, прежде всего, во внутрисемейном поле: обращение к родителям, к родителям родителей, к братьям и сестрам — в соответствии с возрастом, к детям, к детям детей, к близким и дальним родственникам (к примеру, в этикете адыгских народов — в адыгэ хабзэ) и т. д. Традиционное уважение и почет, оказываемые к старшим и старым, объясняется институтом родителецентризма, смысл которого заключается в том, что уважение к опыту, мудрости есть уважение к их носителям, а носителями такими являются родители, старики, уважение к которым есть гарантия уважения ко всем членам семьи, к детям прежде всего.

— Уважение к женщине, матери — естественная этикетная норма у горцев, проявляющаяся здесь по-особому. Вместе с тем отцу в традициях горцев отводится особое место, его авторитет поддерживается всеми членами семьи, прежде всего матерью, ибо является аксиомой: в тех семьях, где культивируется любовь к матери, уважение к отцу и высок авторитет последно-го, который не только кормит семью, но бережет ее честь и достоинство, всегда существуют порядок, дисциплина, уважение к своему близкому и дальнему, гостю и незнакомому.

— Семья сегодня, оказавшись в сложных условиях переходного периода, переживает трудные времена. Возникло множество проблем, решение которых затрудняется социально-экономическими перекосами, нравственными издержками, постсоветским идеологическим вакуумом, межнациональным напряжением, массовыми миграциями населения, возникшими на гребне «реформ», новыми культурными стереотипами, и пр. Но наиболее тяжкими оказались проблемы, связанные с войной в регионе, откуда в скором времени возможен значительный исход населения в целях воссоединения с семьями.

— Многонациональный состав населения Северного Кавказа обусловил значительное количество межнациональных семей. В настоящее время в связи с напряженным и политическими, межэтническими условиями жизни наблюдается некоторое «затишье» в процессах формирования межэтнических браков, которые объективно имеют тенденцию к возвращению в свое прежнее состояние. Опыт человечества — тому подтверждение.

Практическая значимость исследования — в возможности использования его результатов работниками системы образования в воспитательной работе с учащейся молодежьюпрактическими социальными работниками при организации работы с семьей и молодежьюпри подготовке и чтении спецкурсов для студентов вузов, учащихся средних учебных заведений по семье и семейной политикепри подготовке учебных пособий по проблемам семьи и семейных отношенийпри выступлении перед населением, родителями и воспитателями подростков.

Основные положения и выводы диссертации представлены в монографии объемом в 16 печ. лист, 30 статьях и научных публикациях. Они доложены на многих международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных симпозиумах, конференциях и семинарах. По материалам исследования прочитаны спецкурсы в Ставропольском госуниверситете, подготовлен новый курс по фамилистике — семьвведению.

Структура работы. Диссертация состоит из четырех глав (восьми параграфов), заключения, примечаний и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги сделанного в диссертационном исследовании, следует отметить следующее.

Несмотря на сложность переживаемого страной периода, российская семья как социальный институт, малая социально-психологическая ячейка продолжает оставаться неповторимой ценностью, универсальным посредником между личностью, социальными группами, институтами и обществом. Семья в значительной степени продолжает оставаться цементирующим общество фактором. Общество и семья взаимодополняют друг друга, однако их развитие происходит по своим специфическим законам. Семья воспроизводит население страны, выступает одним из механизмов трансляции этнокультурных ценностей, социализирует личность, выполняет комплекс других сложных социальных функций, характер и содержание которых с развитием общества меняются. Ни один институт не способен выполнить эти функции так успешно и в такой полноте, как семья. Поэтому заменить семью нечем и невозможно.

Социально-политическая нестабильность в обществе, экономический кризис, девальвация нравственных ценностей негативно отражаются на самочувствии семьи, где бы она ни находилась, усугубляют кризисные состояния в ее эволюционном развитии. Семью вообще и нашу семью в том числе сотрясают такие «недуги», как низкая рождаемость, высокая смертность, депопуляционные процессы, рост разводов, ухудшение материального благосостояния, увеличивающееся число внебрачных рождений, особенно со стороны подростков-тинэйджероЕ, неполноценных семей, низкая педагогическая культура родителей, острые противоречия между поколениями, в частности между старыми родителями и их взрослыми детьми и пр. Многое из всего этого имеет место и в условиях Северного Кавказа, но здесь оно проявляется не в такой острой форме, а некоторые кризисные проявления вовсе не присутствуют. Поэтому семья северокавказцев представляет собой, образно говоря, некий «социальный оазис» со множеством вновь возникающих острых проблем.

Семья — сложная система ценностей, сама формирующая непреходящие ценности. В связи с этим она требует комплексного, универсального, междисциплинарного подхода к изучению. Семья у народов Северного Кавказа, представляющая собой уникальное социои этнокультурное явление, впервые в истории отечественнойл социологической, социально-философской науки оказалась объектом такого изучения. Но так как семья, как и любая социальная система, сложное образование, то для ее глубокого изучения требуется мобилизация усилий многих наук и. разных исследователей. Думается, что данное диссертационное (и соответствующее монографическое) исследование кладет начало новому направлению в социологическом, социально-философском, этнокультурном, культурологическом изучении семьи народов столь пестрого в этническом и этнотрадиционном отношении края как Северный Кавказ.

Среди ряда весьма универсальных понятий, отражающих разные стороны жизни этносов Кавказа, Северного Кавказа, в частности, таких как «Кавказская раса» (Гегель), «Кавказекий суперэтнос» (Кцоева), «Кавказская цивилизация» (Абдулати-пов), «Северокавказская культура», «Северокавказский менталитет» (Ханаху), «Адыгский суперэтнос» (Майборода) и другие достойное место должно занять понятие «Северокавказская семья», впервые употребляемое в данном диссертационном исследовании.

Явление «северокавказская семья» при последующем ее изучении требует сосредоточения усилий и исследовательских стараний на таких вопросах, как:

— семейные отношения в условиях изменяющихся социально-политических, экономических, духовно-нравственных отношений;

— вопросы дезорганизации семьи и семейных отношений;

— семья в экстремальных условиях межнациональных конфликтов и военных действий;

— особенности института взаимоотношений поколений;

— молодежная семья в регионе;

— трансформация общественных отношений и семья;

— семья малых этнических групп на Северном Кавказе;

— семья беженца;

— семья и женщина;

— религия и семья;

— семья и дети;

— семья и проблемы маргиналов в современных условиях общественного развития;

— межэтнические отношения и межнациональная семья сегодня и т. д.

В настоящем диссертационном исследовании прослеживается общее и особенное в семейной культуре народов региона. Они представлены следующим образом. Общее:

— высокий статус институтов традиционной культуры, в особенности института семьи;

— высокий престиж общественного мнения, регулирующего общественные отношения, поведение людей, воспитание детей и молодежи;

— широкое использование методов, принципов народной педагогики в воспитательных целях и регулировании межпоколенных отношений;

— значительное влияние родственников и общественности на воспитание детей;

— участие родственников и общественности в проведении тяжелых работ по строительству дома и различных коммуникаций, дорог, о характере выполнения которых в публицистически яркой форме говорил Коста Хетагуров: «Вспомните наш лучший традиционный обычай „зиу“, как каждый осетин от всей души откликался на нужды другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов. Молодежь отправлялась на луга и, в несколько часов покончив покос лишенной рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращалась в аулы. Молодые женщины в свою очередь снимали хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый, не лишенный способности ходить осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мере сил и возможности помогал пострадавшим чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр.» .

— участие родственников в проведении всех крупных семейных мероприятий: свадьбы, рождений, смертей, других значительных событий;

— родителецентристский характер семьи;

— высокий престиж отца в семье, его главенство в семейных условиях;

— авторитарно-демократический характер семейных отношений в современных условиях;

— уважение к старшим людям, в частности, к старикам, женщинамособый статус женщины в семье, родственной общине;

— близость или одинаковость требований, предъявляемых детям, молодежи;

— близость приемов, методов, используемых народами при осуществлении социализации детей и подростков;

— традиционное гостеприимство;

— одинаковость подходов к институту сохранения девушками девичьей чести до свадьбы (замужества);

— наличие института искусственного родства, побратимства;

— одинаковость возникающих в современных условиях проблем семьи;

— значительное потеснение традиционной культуры народов региона с принятием ислама;

— неприживаемость традиций ношения женщинами мусульманских традиционных ритуальных покрывал;

— близость оценок института межнациональных браков и семей;

— отражение на характере заключения межнациональных браков обострения межэтнических конфликтов и локальных войн и др. В целом — близость или одинаковость менталитета северокавказцев, их семейной культуры.

В то же время имеет место подмена уважения к старшему по возрасту «уважением» к старшему по должности, по занимаемому меступышные с большими расходами свадьбы, когда их хозяева соревнуются между собой и т. д.

Особенное:

— разное отношение к институту экзогамных и эндогамных запретов;

— наличие институтов, культивируемых у одних народов и отсутствие таковых у других. Например, аталычество существовало у адыгов, осетин, балкарцев, карачаевцев, абазин, кумыков и кайтагских даргинцев, но не было у основной массы дагестанских этносов, у чеченцев, ингушей;

— разность уровней нравственной и ритуальной отточенности отношения к женщине народов региона в силу разности характера остатков матриархальных отношений и укорененности исламских традиций;

— неодинаковость оценки общественным мнением числа детей в семье и репродуктивной практики;

— формирование в регионе трех групп этносов по наличному количеству детей в семье:

1) семьи с малым количеством детей (1−2 ребенка);

2) семьи со средним количеством детей (1−5 детей);

3) семьи с большим количеством детей (5 и более детей);

— разные застольные и внутрисемейные этикеты;

— разность уровней регламентации жизни народов региона традициями ислама. У адыгов, например, адыгэ хабзэ оказался более устойчивым к внешним воздействиям, чем неписаные «Домострой» других народов;

— внедрение в нынешних условиях в некоторых населенных пунктах Дагестана ритуальных покрывал, чего нет в других районах региона;

— разность уровня урбанизации населения республик Северного Кавказа и ее влияния на семейные отношения этносов региона и т. д.

Преимущественное наличие общих черт в семьях народов региона дает нам основание говорить о таком социологическом и социальном феномене, как «Северокавказская семья» .

Среди многообразных агентов и институтов, социализирующих личность, семья и родители в силу их особого статуса и возможностей выполняют исключительно важную роль, в частности в раннем и подростковом возрасте детей.

Близость природно-климатических условий, исторических судеб, культур способствовали формированию близких или одинаковых традиций, этнокультурной преемственности и межпоколенной трансмиссии методов, принципов и средств воспитания. В социализирующейся личности все народы региона хотели видеть гармоничное сочетание физического и духовного начал, удачное воплощение умений и навыков, способность исполнения социальных ролей на каждом этапе социализации и делали все, чтобы это воплотилось в реальность. При этом первостепенное значение имело формирование нравственных устоев личности. Последнее высоко ценилось и общественным мнением — регулятором социальных настроений и нравственного самочувствия лю.

Визитная карточка" северокавказских народов — институты традиционной культуры. На фоне происходящих в обществе нежелательных, в том числе деградационных, процессов, они сегодня выступают великой жизнеутверждающей (и жизнь сохраняющей) силой, образующей микрои макросоциальную, духовнонравственную опору общества на уровне региона, силой, поддерживающей авторитет и целостность семьи и сами активно культувируемые в ней. Но к сожалению, теряющие свою былую значимость.

Формируясь и утверждаясь на протяжении десятков, сотен поколений, эти институты, подпитываемые достижениями культур соседних, родственных народов, жили и живут в форме традиций и неписаных законов — адатов. В наиболее концентрированном виде они сосредоточены в этикете народов — этноэтикете и проявляются как уважение к старым и старшим, родителям и родственникам, к женщине, гостеприимство, оказание помощи нуждающимся и пр. В связи с высоким авторитетом родителей, значимостью их слова и позиции, современную северокавказскую семью можно назвать родителецентристской. А в связи со структурными и функциональными изменениями в горской семье при сохранении высокого статуса отца, мужа — главы семьи современную семью горцев Северного Кавказа желательно наз-вать авторитарно-демократической.

Переплетение национального и религиозного в социальной жизни и в семейно-брачных отношениях, некогда (в условиях Советской власти) идеологически возбраняемого, в настоящее время достигает своеобразного апогея, но при значительных организационных и фактологических перекосах. Исламизация Северного Кавказа переживает своеобразный Ренессанс. При этом ему способствуют как объективные, так субъективные факторы. В регионе появляются и функционируют религиозные институты, каковых в прошлом не было: мусульманские центры, мусульманские институты, в которых наряду с юношами проходят обучение девушки, в том числе и «немусульманского» происхождения. Активную поддержку им оказывают из-за рубежа, особенно из стран, где проживают выходцы из Северного Кавказа.

Физическое и духовное воспроизводство народов региона испытывает на себе значительное негативное воздействие со стороны процессов демосоциального, духовно-нравственного характера, происходящих во многих странах мира и во многих регионах страны. Однако в целях сохранения лучших историко-культурных, этнокультурных, семейно-бытовых традиций народов Северного Кавказа возникает острая необходимость активно пропагандировать их среди молодежи, преподавать в школах (определенные шаги в этом направлении сделаны в Адыгее, Дагестане), культивировать в семьях, регулярно готовить о них радиои телепередачи, создавать книги, писать в журналах и газетах, ставить фильмы и спектакли в театрах, проводить конференции, симпозиумы, международные встречи, перенимать опыт друг у друга. Необходимо поддерживать контакты с соотечественниками, живущими за границей, создавать совместные с ним ассоциации, а там, где они созданы, разнообразить их деятельность и пр. (адыгские народы сделали в этом направлении продвинулись значительно вперед).

На фоне деформации многих сторон жизни народов страны и.

— региона наиболее ценным «капиталом», сохранившимся в настоящих условиях, выступает «капитал» семейных традиций, и задача всех — способствовать их дальнейшему существованию во имя облагораживания общества в целом и каждого его гражданина в отдельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абазины. Историко-этнографический очерк. — Черкесск, 1989.- 236 с.
  2. А.А. Труд женщины. М.: Профиздат, 1987. -224 с.
  3. А.А. Планирование семьи: теория и практика //Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. М.: Наука, 1990. С. 28 — 57.
  4. А.А. Семья в докапиталистических формациях //Детность семьи. М., 1986.
  5. А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973. — 166 с.
  6. АЕксентьев А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. — 220 с.
  7. В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Часть 1. Ставрополь, 1996. — 153 с.
  8. В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Часть 2. Ставрополь, 1996. — 166 с.
  9. М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. — М., 1988. — 234 с.
  10. Адаты кумыков (Зап. М. Алибекова). Нальчик: Эль-Фа, 1995. — 54 с.
  11. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. — Нальчик, 1974 с.
  12. К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. Нальчик, 1968.
  13. С.А. К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии //СЭ. 1988. N6.
  14. Х.М. Этические и эстетическое в культуре вайнаков. Автореф. дисс. к.н.ф. — М., 1996. — 17 с.
  15. И.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов в России //Соц.ис., 1998. N.2.
  16. .М. Браки и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989. — И с.
  17. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль вформировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.
  18. И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. -Грозный, 1990. 364 с.
  19. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 374 с.
  20. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: изд. ЛГУ, 1982. -111 с.
  21. А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980. — 272 с.
  22. А.И. Микросоциология семьи. М.: NOTA BENE, 1998. — 359 с.
  23. А.И. Действительно ли небо упало на Землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США) // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. М., 1996. N 3.
  24. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
  25. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
  26. С.А. Этническая психология и межнационаные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа) /УЭ0. 1977. N2.
  27. Ю.В. Современные этносоциологические процессы на селе. М., 1986.
  28. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусуколов А. К. Этно-социология: цели, методы и некоторые методы исследования. -М.: Аспет Пресс, 1998. 271 с.
  29. Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990. — 269 с.
  30. Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985. -223 с.
  31. И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995. — 129 с.
  32. M.Y. Неге to stay: Aner fami lis in the twentieth century. N.Y., 1976 — XII. — 195 p.
  33. А.Ш. Адыгсая цивилизация. Автореф. дисс. к.и.н. — Нальчик, 1997. — 35 с.
  34. Е., Семенова Е. Дети не в моде? /'/Аргументыи фаты. 1994. N.17.
  35. В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. — '150 с.
  36. .Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 159 с.
  37. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 1983. 229 с.
  38. .Х. Культура общения и этнос (На материале культуры общения адыгских народов). Автореф. дисс. д.и.н. — М., 1984. — 39 с.
  39. А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1959. — 592 с.
  40. М.Б. Турция далекая и близкая. Майкоп: Адыгея, 1997. — 169 с.
  41. В.А. Число детей в семье. М.: Статистика, 1975. — 175 с.
  42. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  43. Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана (Сост. Алимова Б.М.). Махачкала, 1988. — 188 с.
  44. Брак у народов Западной и Южной Европы (Отв. ред. -Иванова Ю.В. и др.). М.: Наука, 1989. — 245 с.
  45. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы (Отв. ред. Иванова Ю. В. и др.). — М.: Наука, 1988.- 237 с.
  46. Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. — 212 с.
  47. Р.Ж. Этническая история адыгов: с древнейших времен до XVI в. Нальчик: Эльбрус, 1996. — 245 с.
  48. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988. 300 с.
  49. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1981.
  50. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  51. А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. — Л.: Наука, 1988. — 197 с.
  52. М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.173с.
  53. М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. -230 с.
  54. Э.К. Семья и ее функции. М.: Статистика, 1975. — 181 с.
  55. Васильцова 3. Мудрые заповеди народной педагогики.- М.: Педагогика, 1983. 144 с.
  56. Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977. 190 с.
  57. А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики //Семья и семейная политика (Демография и социология). М., 1991. С.16−33.
  58. А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. — 287 с.
  59. А.Г. Семья объект демографии. — М.: Мысль, 1986. — 271 с.
  60. Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX века. — М.: Наука, 1974. — 273 с.
  61. Вопросы этнографии и этносоциологии в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981.
  62. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX- нач. XX в. Махачкала, 1987. — 162 с.
  63. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  64. Г. П. Детство ценность культуры. — Автореф. дисс. к.ф.н. — Ростов-на-Дону, 1995. — 25 с.
  65. С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX века. — М.: Наука, 1985. — 359 с.
  66. С.Ш. Кумыки. М.: Наука, 1961. — 387 с.
  67. С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX начало XX в. — М.: Наука, 1979. — 173.
  68. С.Ш., Янкова З. А. Дагестанская семья. Махачкала, 1978. 119 с.
  69. С.Ш. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. 300 с.
  70. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. — 651 с.
  71. Р. Чаша жизни. М.: Книжная палата, 1992.- 319 с.
  72. В.К. Общественный строй адыгских наро-дов(ХУШ первая половина XIX в.). — М., 1967.
  73. . Суеверия и предрассудки у осетин /7'ССКГ,
  74. Гегель. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: Мысль, 1977.
  75. И.А. Структура семи. М.: Статистика, 1976. — 196 с.
  76. Дж. Э. Семейная жизнь в западных обществах: историческая социология семейных отношений в Великобритании и Северной Америке //Эволюция семьи в современном обществе. Реферативный сборник ИНИОН АН СССР. М., 1989. С. 12.
  77. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.- Наука, 1984. — 136 с.
  78. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С.-П.б.: Петрополис, 1998. — 271 с.
  79. С.И. Будущая семья: какова она? М.: Знание, 1990. — 64 с.
  80. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция
  81. В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л.: Наука, 1981. — 159 с.
  82. А.Б. Семь лекций по истории социологии.
  83. М.: «Книжный дом», «Университет», 1997. 224 с. //Социально-политический журнал. 1995. N.6−7. С.74−87.
  84. В.Г. Лекции по методике социологических исследований. М.: изд. МГУ, 1988. — 232 с.
  85. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб: «Ольга», 1997. — 372 с.
  86. Гуд У. Социология семьи //Социология сегодня. М., 1965.
  87. Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. — 544 с.
  88. Т.А. Трансформация института современной семьи //Социс. N.10. 1995. С. 95−99.
  89. Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс. 1997. С. 72−79.
  90. Т.А., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке //Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. — С. 35−67.
  91. Т.А. Семейный портрет без розовых тонов //Узы брака, узы свободы. М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 54−70.
  92. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры.
  93. Ростов-на-Дону., 1979. 11 с.
  94. Davis К. Wiles and work: The sex role rexolytion a its con-segu-ences //Population a& development rev. N.Y., 1984. — Vol. 10, N3. — P. 208−219.
  95. .К. Материалы по обычному праву ингушей //Изв. ИНИИК. Грозный, 1930.
  96. Л.Е. Формирование семьи. М.: Статистика, 1972. — 208 с.
  97. И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.
  98. К.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи. Владикавказ, 1998.
  99. К.С. Социально-гетерогенная семья на новом этапе //Современные социальные и этнические процессы в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1987.
  100. К.С., Бургалов Р. К., Каряева З. Т. Семья в сфере социальной политики КПСС //Проблемы перестройки: социальный аспект. М.: изд. МГУ, 1989. — С. 173−181.
  101. К.С., Бесаева Т. З. Социальные аспекты формирования репродуктивных установок населения Северной Осетии //Проблемы перестройки: социальный аспект. Изд-во МГУ, 1989. — С. 181−186.
  102. К.С. Социально-экономические и культурно- исторические закономерности становления и развития брач-но-семейных отношений в Северной Осетии. Дисс. д.с.н. -М., 1994.
  103. Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этнографический анализ. Владикаваз: Проект Пресс, 1998. — 264 с.
  104. Х.В., Бесаева Т. З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. — 113 с.
  105. Х.В., Смирнова Я. С. Жизнь осетинской семьи: этносоциологический аспект. Владикавказ, 1993. — 213 с.
  106. Н. Черкесы (Адыге). Краснодар, 1927
  107. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерки Кавказа и народов его населяющих. Т. 1−2. С.-П., 1871.
  108. Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX нач. XX в.). — Нальчик, 1976. -140 с.
  109. С.А. Брак у кавказских народов //Юридический вестник. 1878.
  110. Espenshade Th. Y. Marriage trends in Amerika //Jdid. 1985. — Vol. 11. N2. — P. 208−219.
  111. Жизнедеятельность семьи: тенденции и порблемы (Отв. ред. Антонов А.И.). М.: Наука, 1990. — 128 с.
  112. П.П. Кавказские горцы //Картина Кавказского края. Вып. 3. СПб., 1835.
  113. А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842−1867). Т.1. СПб., 1879.
  114. Ф. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). — М., 1997. — 302 с.
  115. М.В. Американская семья: эволюция ценностных ориентадий. Автореф. дисс. к.и.н. — М., 1996. -35 с.
  116. В.М. Традиции и обычаи в нашей жизни. -Нальчик: Эльбрус, 1990. 103 с.
  117. М.А. Брак, семья, дети. Беседы о семейном законодательстве. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  118. О.И. Принципы комплексного подхода в социально-экономических исследованиях. Л.: Наука, 1981. — 158 с.
  119. Изменение положения женщины и семья (Отв. ред. Харчев А.Г.). М.: Наука, 1977. — 214 с.
  120. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998.- 278 с.
  121. История народов Северного Кавказа с древних времен до конца XVIII в. (Отв. ред. Потровский Б.Б.). М.: Наука, 1988. — 544 с.
  122. История народов Северного Кавказа: конец XVIII в.- 1917. (Отв. ред. Нарочницкий А.Л.).- М.:Наука, 1988. 659 с.
  123. Кавказский этнографический сборник VI. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  124. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.- 190 с.
  125. В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой пол. XIX в. -Автореф. дисс. д.и.н. — М., 1994. — 44 с.
  126. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1985. — 223 с.
  127. И.Х. Черкесы. Черкесск, 1974. — 202 с.
  128. .А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи //Кавказский этнографический сборник. IX. М., 1989.
  129. Т. Свадебные обряды карачаевцев /7Э0. 1892. Вып. 4.
  130. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  131. И. Антропология. Сочинения в 6-ти томах. Т.6. М., 1966.
  132. И. Дж. Характерные обычаи у осетин, кабардинцев и чеченцев //Кавказ. 1876. N.158.
  133. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк (Отв. ред. Лавров Л.И.). Черкесск, 1978. — 335 с.
  134. С.С. Система воспитания адыгов (черкесов) в прошлом. Автореф. дисс. к.и.н. Тбилиси, 1977. — 22 с.
  135. О.Г. Американская женщина вчера и сегодня. М.: Мысль, 1988. — 238 с.
  136. М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. '1−2.- М., 1886. с.
  137. М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1−2. М., 1890. с.
  138. А.Н., Кравченко А. И. Популярная социология. М.: Профиздат, 1991. — 207 с.
  139. Кон И. С. Этнография детства. М., 1983. — С.9.50.
  140. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. -367 с.
  141. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. -271 с.
  142. Кон И. С. Психология сташеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  143. Коран (Пер. Саблукова Г. С.). Казань, 1907.
  144. Я. Изб. пед. произ. М.: Педагогика, 1979.
  145. М.О. Аталычество //СЭ. 1935. N11.
  146. М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. с.
  147. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусекого народа. М.: Экономика, 1993. — 399 с.
  148. Т.М., Кошелева И. Я. Мы женщины. — М.: Политиздат, 1989. — 255 с.
  149. А.Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве. М.: Статистика, 1975. — 223 с.
  150. А.И. Социология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 384 с.
  151. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479 С.
  152. А. Плач о нерожденных детях //"Труд", 2:1 сент. 1994.
  153. Л.Н. Женщина на работе и дома. М.: Политиздат, 1980. — 231 с.
  154. Культура адыгов. По свидетельствам европейских авторов (Сост. Казанов Х.М.). — Нальчик, 1993. — 254 с.
  155. М.Ю. Современная семья и семейный быт у даргинцев (по материалам сельских районов Дат. АССР). Ав-тореф. дисс. к.и.н. — М., 1990. — 27 с.
  156. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психологический журнал. 1986. Т.7. N.2.
  157. Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.
  158. Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.
  159. С.Д. Советская жизнь: социально-этнические проблемы. Минск: Белорусь, 1985. — 176 с.
  160. И.А. Семейная жизнь японцев. М.: Наука, 1985. — 288 с. 288 с.
  161. .М., Петрович М. В. Экономическая функция семьи. М.: Финансы и статистика, 1984. — 198 с.
  162. В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях //Психологический журнал, 1990. Т.Н. N2. С. 26−34.
  163. Лекции по методике конкретных социальных исследований (Под ред. Андреевой Г. М.). М.: изд. МГУ, 1972. — 202 с.
  164. М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х т. Т.1. -М.: Радуга, 1992. 671 с.
  165. Логика социологического исследования (Отв. ред. Осипов Г. В.). М.: Наука, 1987. — 174 с.
  166. Льюис Клайв Стейплз. Любовь. Страдание. Надежда. Притчи. Трактаты. М.: Республика, 1992. — 432 с.
  167. А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999. — 250 с.
  168. А.А. Семья как социокультурная ценность //Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. Ставрополь, 2000. — С. 149−154.
  169. А.А. Северокавказская семья: общее и особенное в ее формировании //Этнические проблемы современности. N5. Ставрополь, 1999. — С. 93−98.
  170. А.А. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводства населения на Северном Кавказе //Этнические проблемы современности. N4. Ставрополь, 1999. — С. 126−131.
  171. P.M. Дагестан. Исторические этюды. Кн.1. Махачкала, 1971. — 266 с.
  172. P.M. Дагестан. Исторические этюды. Кн.2. Махачкала, 1975. — 270 с.
  173. Д.И. Краткий исторический очерк о цезах.- Махачкала, 1994. 50 с.
  174. А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVIII XIX вв.). — Орджоникедзе: Ир, 1974. — 170 с.
  175. М.А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный, 1973. — 98 с.
  176. Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик: Эльбрус, 1993. — 142 с.
  177. Маркович Данило Ж. Общая социология. М.: Владос, 1998. — 41 с.
  178. Матейчек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. 319 с.
  179. Математические методы в социологическом исследовании (Отв. ред. Рябушкин Т.В.). М.: Наука, 1981. — 334 с.
  180. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (XIX нач. XX вв.). — Нальчик: Эльбрус, 1984. — 170 с.
  181. С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX- начале XX вв. Нальчик, 1979.
  182. С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991. — 254 с.
  183. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. — 116 с.-
  184. М.С., Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе. М., 1986.
  185. М.С., Олсон Д. Семья в России и США: сравнительный обзор //Семья на пороге третьего тысячелетия.- М., 1995. С. 9−35.
  186. В.М. Привилегированный класс //СССР: демографический диагноз. С. 317−336.
  187. М.А. Семья и брак адыгских народов (XIX- 70-е годы XX в.). Майкоп, 1987. — 366 с.
  188. Методологические проблемы социологического исследования. М.: изд. МГУ, 1979. — 224 с.
  189. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.- 429 с.
  190. В.Ф. В горах Осетии //Русская мысль. М., 1881. N9.
  191. В.Ф. Осетинские этюды. Ч I-III. М., 1881- 1887.
  192. Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Юпитер, 1997. — 167 с.
  193. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала, 1986. — 123 с.
  194. Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания. Махачкала, 1984. — 112 с.
  195. М.А. Материалы по антропологии осетин. Одесса, 1916.
  196. А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. — 110 с.
  197. А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1992. — 238 с.
  198. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1989. — 203 с.
  199. С.Ш. Интернационализация обрядов и традиций. Махачкала, 1986. — 111 с.
  200. З.М. Этюды по истории культуры адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 1985. 269 с.
  201. Нартский эпос и Кавказское языкознание. Майкоп, 1994. — 383 с.
  202. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания (Материалы Первой Республиканской научно-практической конференции. 4−5 ноября 1993 / Главн. ред. ШороЕ И.А.). — Майкоп, 1994. — 543 с.
  203. Э.Е. Женщина в развитом социалистическом обществе. М., 1989. — 157 с.
  204. О положении детей в Российской Федерации. М., 1998. — 183 с.
  205. Осетия и осетины (Сост. Челехсаты К.). Владикавказ — Санкт-Петербург, 1994.
  206. Осетинские обычаи (Сост. АгнаеЕ Г.). Владикавказ: Урсдон, 1999. — 171 с.
  207. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XVIII XIX вв.). — Орджоникидзе, 1967. — 319 с.
  208. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948.
  209. Осетинские народные сказания. Вып. VII. Тифлис, 1873.
  210. Г. В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  211. Памятники обычного права Дагестана (XVII XIX вв.). — М.: Наука, 1965. — 279 с.
  212. Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. СП-б, 1996. — 304 с.
  213. Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М.: Высшая школа, 1982. — 328 с.
  214. Dave J. Devinking the myth of the family decline //Buliness week. N.Y., 1981. Dec. 21. — N217. — P. 6−7.
  215. М.Г. Сельская семья в XX в. Автореф. дисс. д.с.н. — М., 1996. — 72 с.
  216. Перестройка семье, семья — перестройке (Сост. Елисеева И.И.). — М.: Мысль, 1990. — 285 с.
  217. Pilling D., Pringl М.К. Controversial issues in development. L. 1978. 424 p.
  218. Платон. Диалоги (Сост. Лосев А.Ф.). М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  219. Прогнозирование в социологических исследованиях (Отв. ред. Бестужев-Лада И.В.).- М.: Мысль, 1978. 273 с.
  220. Н.П. Социальное равенство мужчины и женщины и прогресс культуры.// Философские науки. 1978. /5. — С. 16−26.
  221. Процесс социального исследования (Общ. ред. Волкова Ю.Е.). М., 1975. — 576 с.
  222. Психология развивающейся личности. (Под ред. Петровского А.В.) М.: Педагогика, 1987. — 240 с.22*1. Рабочая книга социолога (Отв. ред. Осипов Г. В.). -М.: Наука, 1977. 511 с.
  223. Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа (Отв. ред. Гаджиев В.Г.). Махачкала, 1988. — 312 с.
  224. Дж. Тендерная идеология и «холодная война» // Общественные науки и современность. 1999. N1.
  225. Р. Это моя нация. Нальчик: Эль-фа, 1993.91 с.
  226. Rexent frends and continions of fertility /./Population bull of the U.N. N.Y., 1983. — N15. — P. 1−14.
  227. В. JI., Елисеева И. И., Кадибур Т. С. Структура и функции семейных групп. М.: Финансы и статистика, 1983.- 160 с.
  228. Ю.Б. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата //Новый мир, 1986. 317 с.
  229. Т.С. Женщина и культура в перспективе постфеминизма. Анализ актуальных концепций //Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 5. — М., 1994. С.1−14.
  230. Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Становление мужчины. М., 1998. — 317 с.
  231. .С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе: Ир, 1968. — 137 с.
  232. Л.Х. Межнациональный брак и семья как отражение национальных отношений нового типа. Автореф. дисс. к.и.н. — М., 1979. — 26 с.
  233. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — 366 с.
  234. Свадебная обрядность у народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое (Отв. ред. Смирнова Я.С.). Черкесск, 1989. — 159 с.
  235. С.С. Социальные последствия разводов.- Автореф. дисс. к.с.н. М., 1990. — 20 с.
  236. Семейный быт народов Дагестана в XIX XX вв. (Отв. ред. Османов М.-З. 0.). — Махачкала, '1980. — 119 с.
  237. Семейный быт народов СССР (Отв. ред. Жданко Т.А.).- М.: Наука., 1990.
  238. Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. — 309 с.
  239. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. — 174 с.
  240. Семья: книга для чтения. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Политиздат, 1991. — 346 с.
  241. Семья: книга для чтения. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  242. Семья: 500 вопросов и ответов. М.: Мысль, 1994.- 464 с.
  243. Семья на пороге третьего тысячелетия (Главы, на-учн. ред. Антонов А. И. и др.). М., 1995. — 239 с.
  244. Р.И. Современная бытовая культура табасаранцев (традиции и инновации). Автореф. дисс. к.и.н. -Махачкала, 1993. — 18 с.
  245. Г. П. Профессиональная занятость женщин: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 19 877 — 136 с.
  246. Г. Г. Тендерные исследования // Социс. 1992. N5., С. 44−49.
  247. Г. Г. Тендерные исследования // Социс. 1992. N6., С. 29−35.
  248. Н.Дж. Сексуальные роли и неравенство //Социс. 1992. N8. С. 101−112.
  249. Н.Дж. Социология. М.: Культурная инициатива, 1994. — 687 с.
  250. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. — 264 с.
  251. Я.С. Национально-смешанные браки у народов Карачаево-Черкесии //СЭ. 1967. N4.
  252. Современные этнические процессы в СССР (Отв. ред. Бромлей Ю.В.). М.: Наука, 1975. — 548 с.
  253. Современная культура и быт народов Дагестана. М.: Наука, 1971. 239 с.
  254. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М: Смысл, 1998. — 386 с.
  255. Социология (Рук. авт. колл. Осипов Г. В.). М.: Мысль, 1995. — 447 с.
  256. Социология (под ред. Тадевосяна Э.В.). М.: Знание, 1995. — 271 с.
  257. Социология молодежи (Отв. ред. Лисовский В.Т.). -СПб: изд. СПГУ, 1996. 458 с.
  258. Х.Х., Сукунова И. Х. Черкешенка. Майкоп: Адыгея, 1992. — 303 с.
  259. А.А. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. — 144 с.
  260. В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  261. Л.Х. Система запретов и предписаний в традиционной осетинской культуре. Автореф. дисс. к.и.н. -М., 1997. — 21с.
  262. В.Я. По истокам Кубани и Терека //СМОМПК, 1892. Вып. 14.
  263. Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М., 1974.
  264. В.А. О феномене этничности //ЭО. 1997. N3.
  265. В.А. Вперед, назад или в никуда? //Севе-ро-Кавазский регион. Информационно-аналитический вестник Представительства Президента Российской Федерации. 1998. N2.
  266. Толстова*Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Открытое общество, 1998. — 222 с.
  267. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. 254 с.
  268. B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджониуидзе: Ир, 1990. — 189 с.
  269. К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эль-Фа, 1997. — 226 с.
  270. Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. — 4349 с.
  271. Е.В. Семья в современном буржуазном мире.- М.: Мысль, 1988. 208 с.
  272. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  273. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности //Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
  274. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  275. Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.- 831 с.
  276. Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М.: Республика, 1993. — 511 с.
  277. Хан-Гирей Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1979.
  278. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  279. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367 с. 2.79. Харчев А. Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1968. — 40 с.
  280. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978. — 224 с.
  281. А.Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа //Социс. 1986. — С. 23−33.
  282. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  283. Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993.
  284. А.А. Исторические аспекты территориального конфликта между Ингушской Республикой и Республикой Северная Осетия //Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994. — С. 181−192.
  285. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991'. — 463 с.
  286. Я.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации //Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.
  287. Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975. — 175 с.
  288. Т.Я. Свадебно-обрядовая культура Причерноморских адыгов как этнопедагогическая ценность. Майкп, 1998. — 249 с.
  289. Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.
  290. И.М. Свадебные обряды карачаевцев //Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988. — С. 25−68.
  291. Н.Д. Личность женщины и семья. Горький, 1972. — 296 с.
  292. Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж, 1989. — 190 с.
  293. И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. — 335 с.
  294. В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  295. Э. 0 материнстве и детстве //Семья: книга для чтения. Кн.2. М., 1990.
  296. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы (Отв. ред. Ганцкая О. А. и др.). М.: Наука, 1987. — 196 с.
  297. X., Муталимов М. Харбукцы: История и культура. Махачкала: Юпитер, 1997. — 592 с.
  298. В.А. Социологическое исследование. М., 1972.
  299. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987.
  300. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. -184 с.
  301. З.А. Семья как базисная подсистема общества. Диссертация в форме научного доклада. д.с.н. — М., 1995. — 42 с.
Заполнить форму текущей работой