Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина, на аспирантских семинарах (2002;2005 гг.). Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на научно-практических конференциях: научная конференция преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Проблема самореализации и самоактуализации в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Самореализация и возрастной кризис в пожилом возрасте
      • 1. 2. 1. Анализ основных теорий старения и старости
      • 1. 2. 2. Типы старения и определяющие их условия
      • 1. 2. 3. Оценка и самооценка пройденного пути стареющего человека
      • 1. 2. 4. Направленность, жизненные цели и самоактуализация пожилого человека
    • 1. 3. Факторы, определяющие саморелизацию и возрастной кризис в пожилом возрасте
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Методики и процедура исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
    • 2. 3. Разработка и проверка эффективности программы позитивного старения
      • 2. 3. 1. Понятие «счастливая старость»
      • 2. 3. 2. Разработка программы позитивного старения
      • 2. 3. 3. Проверка эффективности программы позитивного старения

Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последнее время Россия переживает глубокий демографический кризис, одним из проявлений которого является увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре населения. Это обстоятельство выводит на первый план проблемы пожилых людей. Выход на пенсию, смена социальных, экономических условий проживания пожилых людей приводят к тому, что у них развиваются возрастные кризисы. В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни. Поэтому для этого возраста актуальным является исследование процесса самореализации, влияния возрастного кризиса на этот процесс и условий его возникновения, а также разработка программы психологического обеспечения «позитивного старения».

Проблема самореализации в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимается как возраст печали, потерь, тоски и одиночества. В то же время, геронтопсихология рассматривает старость как возраст развития. Пожилой возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость обеспечивает связь времен и поколений, очерчивает общую линию развития личности. Только с позиции старости можно глубоко понять, оценить и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, акмеологии, является изучение психологических особенностей, развития личности и проблемы самореализации в пожилом возрасте.

Актуальность исследования определяется:

1) недостаточной изученностью процесса самореализации в пожилом возрасте и ее связи с развитием различных кризисных состояний;

2) большой вероятностью возникновения в пожилом возрасте возрастного кризиса в различных формах его проявления, оказывающего негативное воздействие на развитие личности пожилого человека;

3) отсутствием надежных методов оказания психолого-акмеологической помощи пожилым людям в саморелизации и при возникновении у них кризисных состояний. .

Проблема исследования. Ограничение возможностей пожилых людей как в самоактуализации, так и самореализации личности, связаны не только с возрастными изменениями пожилого человека, но и с такой психологической причиной как возрастной кризис, который блокирует указанные процессы. Поэтому, проблема исследования заключается в выявлении различных форм возрастного кризиса, затрудняющих процесс самореализации личности в пожилом возрасте и определении способов оказания психолого-акмеологической помощи пожилым людям в их самореализации через преодоление ими возрастного кризиса. Суть данной проблемы составляют следующие противоречия:

— противоречие между высокой степенью изученности процесса самореализации личности вообще и слабой изученностью данного процесса у пожилых людей;

— противоречие между широкой изученностью кризисных состояний и отсутствием исследований связи этих состояний с процессом самореализации, особенно у пожилых людей;

— противоречие между широкой изученностью способов преодоления кризисных состояний и отсутствием аналогичных методов, ориентированных на оказание помощи пожилым людям, испытывающим затруднения в процессе самореализации из-за развития у них возрастного кризиса.

Цель исследования: изучить влияние возрастного кризиса на самореализацию лиц пожилого возраста и разработать программу психолого-акмеологического обеспечения процесса самореализации пожилых людей в условиях развития у них кризисных состояний.

Объект исследования: процесс самореализации в пожилом возрасте.

Предмет исследования: преодоление возрастного кризиса как условие процесса самореализации в пожилом возрасте.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс самореализации в пожилом возрасте может быть блокирован развитием возрастного кризиса, обусловленного событиями предшествующей жизни, сложившимися жизненными обстоятельствами и личностными особенностями пожилого человека.

В соответствии с этой гипотезой эффективная психологическая работа с лицами пожилого возраста по обеспечению их самореализации предполагает преодоление у них кризисных состояний, что может быть достигнуто на основе акмеологического подхода, учитывающего сложившиеся жизненные обстоятельства и личностные особенности пожилого человека как факторов процесса самореализации.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ основных представлений и экспериментальных исследований процесса самореализации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать психологическую модель зависимости самореализации в пожилом возрасте от развития возрастного кризиса.

3. Выявить эмпирическим путем зависимость процесса самореализации личности в пожилом возрасте от возникновения различных форм возрастного кризиса.

4. Выявить влияние социальных условий жизни пожилого человека и его личностных характеристик на развитие у него кризисных состояний.

5. С учетом выявленных особенностей детерминации процесса самореализации в пожилом возрасте разработать психолого-акмелогическую программу обеспечения процесса самореализации личности пожилого человека через преодоление возрастного кризиса и его факторов, и на практике проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип единства личности и деятельности (А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Петровский и др.) — положения философии и психологической антропологии об активности человека, его деятельностной и творческой природекомплексный подход в акмеологии (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.) — основные положения философско-психологической концепции личности как субъекта жизненного пути (С.Л.Рубинштейн) — принцип развития (В.А.Аверин, Л. С. Выготский, А.А.Реан) — системный подход изучения личности (П.К.Анохин, Б. Ф. Ломов и др.) — идеи саморазвития и самореализации личности (А.Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) — гуманистические идеи отечественной и зарубежной психологии (А.Маслоу, Э. Эриксон, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский и др.) — исследования возрастных кризисов жизни (Э.Эриксон, Р.А.Ахмеров) — исследование время личности (Е.И.Головаха, А.А.Кроник).

Экспериментальная база и этапы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось в период с 2002 по 2005 годы на базе Реабилитационно-оздоровительного комплекса семьи «Большая Липовица» и государственного стационарного учреждения системы социальной защиты населения «Тамбовский дом-интернат ветеранов труда» (ГСУ ТДИВГ). Исследованием в общей сложности было охвачено более 80 человек в возрасте от 60 до 75 лет.

Методы исследования.

1. Теоретико-методологический анализ.

2. Эмпирические методы — психодиагностические (наблюдение, беседа, тестирование) и специально организованное психологическое воздействие (тренинг). На этапе диагностического исследования использованы тесты: «Самоактуализационный тест» (CAT) Л. Я. Гозмача, МИНИ-МУЛЬТ (MMPI адаптация Ф. Б. Березина, М.П.Мирошникова), методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М.Эткинда), анкета (включающая общие сведения о человеке), метод «биографических кризисов» Р. А. Ахмерова, метод самооценки пятилетних интервалов жизни (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), самооценка уровня реализованное&trade- (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Используемые методы были модифицированы с учетом особенностей работы с лицами пожилого возраста.

3. Методы математической статистики: описательный, корреляционный, факторный и сравнительные анализы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены: методологической, теоретической и практической обоснованностью отправных положений исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных задачам и логике исследованиякачественным и количественным анализом полученного материала, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Новизна исследования:

— раскрыта психологическая специфика процесса самореализации в пожилом возрасте;

— осуществлено исследование процесса самореализации лиц пожилого возраста в связи с возникающим у них возрастным кризисомрассмотрена связь биографических кризисов пожилых людей с условиями их жизни и личностными особенностями;

— предложена программа по преодолению возрастного кризиса как необходимого условия самореализации личности пожилого человека и его активной адаптации к изменениям, происходящим во всех сферах жизнедеятельности на поздних этапах онтогенеза.

Теоретическая значимость.

Исследование расширило теоретические представления о процессе самореализации в пожилом возрасте. Показано, что возникающие у пожилых людей кризисные состояния, блокируют процесс их самореализации. Расширено представление о причинах возникновения кризисных состояний у пожилых людей. Показана, обусловленность кризисных состояний в пожилом возрасте влиянием внешних и внутренних факторов, к которым относятся особенности жизненного пути и сложившиеся социальные условия жизни, а также личностные особенности пожилого человека. Определена ведущая роль в развитии личности пожилого человека внутренних факторов (мотивации, самореализации, самосознания и самопринятия). Доказано, 1, то на поздних этапах онтогенеза личности возможно обеспечение процесса самореализации пожилых людей, переживающих возрастной кризис, путем оказания психолого-акмеологической помощи в преодолении данного состояния.

Практическая значимость работы.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов-психологов и социальных работников различных учреждений по оказанию психологической помощи лицам пожилого возраста. Разработанная в результате проведенного исследования программа «позитивного старения» может использоваться в консультативной работе по обеспечению процесса самореализации, поступательного развитию личности пожилого человека через преодоление кризисных состояний. На практике показана эффективность психологической работы по профилактике и коррекции кризисных состояний, организованная в рамках акмеологического подхода, ориентированного на личностный рост и позитивное старение. Полученные данные могут быть использованы при разработке учебных курсов по акмеологии, психологии развития, геронтологии и геронтопсихологии, при подготовке и повышении квалификации психологов, педагогов, социальных и медицинских работников.

Положения выносимые на защиту:

1. Самореализация личности пожилого человека представляет собой процесс, который состоит в перестройке картины мира, «Я-концепции» и построении оптимистического жизненного плана на оставшуюся часть жизни на основе оценки результатов прожитой жизни и собственных возможностей.

2. У пожилых людей процесс самореализации может быть блокирован развитием таких форм возрастного кризиса, как кризис опустошенности, кризис нереализованное&tradeи кризис безперспективности.

3. Развитие кризисных состояний, блокирующих самореализацию личности в пожилом возрасте, вызывается разрывом связи между жизненными событиями прошлого, настоящего и будущего, утратой жизненной перспективы.

4. Условиями, влияющими на развитие кризисных состояний у пожилого человека, являются социальные условия жизни и его личностные характеристики.

5. Эффективную самореализацию лиц пожилого возраста можно обеспечить путем включения их в психолого-акмеологическую программу «позитивного старения», учитывающую характерные для лиц пожилого возраста социальные условия жизни и личностные особенности и направленную на преодоление кризисных состояний, формирование позитивного мышления и позитивных установок на будущее, что побуждает их к дальнейшему саморазвитию.

Апробация результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и социальной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина, на аспирантских семинарах (2002;2005 гг.). Основные положения и результаты диссертационной работы были представлены на научно-практических конференциях: научная конференция преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2004), Ежегодная научно-практическая конференция в МНТК «Микрохирургии глаза» (Тамбов, 2004), четвертая Всероссийская Ыегпе^конференция «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2005), Ежегодник института психологии (Тамбов, 2005), «Бехтерев В. М. и современная психология. К 120-летию открытия первой лаборатории» (Казань, 2005). Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе реабилитационно-оздоровительного комплекса семьи «Большая Липовица», в Тамбовском доме-интернате ветеранов труда, в МНТК «Микрохирургии глаза» при предоперационной подготовки больных пожилого возраста.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, диаграммами, таблицами.

Выводы по главе.

Понятие «счастливая старость» наполнено определенным содержанием, которое соответствует представлению о счастье и включает новые переживания, характерные для этого возраста. Речь идет о счастливой старости как особо благоприятной форме старения, находящейся в одном ряду с другими формами благоприятных и неблагоприятных вариантов возрастных изменений.

Программа позитивного старения включает в себя несколько направлений и реабилитационных мероприятий, направленных на социальную адаптацию пожилых людей.

Основные направления программ медико-социальной адаптации пожилых людей это: медицинское, социальное и психологическое.

Психологическая адаптация включает в себя занятия с психологами в специально организованных центрах с оборудованным помещением. Занятия направлены на целенаправленное использование оставшихся лет жизни, адаптация к возрастным изменениям, адекватное восприятие старости, стремление к внутренней интеграции.

Тренинг по оптимизации процесса самореализации пожилых людей был организован в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане. В зависимости от стадии менялась специфика заданий когнитивного, эмоционального и поведенческого плана.

Релевантность тренинга проверялась тем, что эмпирические данные позволили сделать вывод не только о возрастании у участников тренинга качеств, способствующих самореализации, но и о снижении безысходности, неопределенности ситуаций в восприятии их пожилыми людьми. Данный вывод подтверждается эмпирическими данными, полученными тестовыми методиками, интервью с участниками тренинговых групп.

Итак, организация эмпирического исследования самореализации пожилых людей была направлена на исследование особенностей развития психологических качеств, способствующих и препятствующих самореализации, что выявлялось с помощью эмпирических методов наблюдения, беседы, опроса, тестированиявлияния психотехнологии на оптимизацию процесса самореализаци лиц пожилого возраста с помощью психологического тренинга и изменения их психологических качеств в процессе тренинга, что выявлялось с помощью методов опроса и тестирования.

Таким образом, данные эмпирические методы выбраны с учетом специфики протекания процесса самореализации в пожилом возрасте. Эмпирическое исследование процесса самореализации в пожилом возрасте, которое проводилось в ходе психологического тренинга, позволило сделать вывод о развитии у участников тренинга качеств, способствующих успешной самореализации в данный возрастной период. Данный вывод подтверждается эмпирическими данными, полученными с помощью методик Басса-Дарки, Manaster and Corsini, «Самоактуализационный тест», «Уровень субъективного контроля», а также наблюдением, беседой и интервью с участниками тренинговых групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования показали недостаточную изученность процесса самореализации и возникновение кризисных состояний у лиц пожилого возраста. В то же время, изучение имеющихся отечественных и зарубежных источников проблеме выявило множественность подходов к пониманию процесса самореализации и множественность синонимов этого слова, например, рост, индивидуация, автономность, самоактуализация, саморазвитие, продуктивность, самопознание. Объединяет все эти названия то, что: то процессы развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал.

Экспериментально-психологическое изучение процесса самореализации личности в пожилом возрасте, находящихся в различных социальных условиях, выявило специфические особенности и показало распространенность кризисных состояний. Обнаружено, что на процесс самореализации пожилых людей проживающих в Домах-интернатах влияет тип личности, проведение досуга, отсутствие ощущения ненужности, работа над собой, позитивное отношение к старости, производственная интернальность и в области достижений, отсутствие кризисов, уровень образования, насыщенность значимыми событиями, гибкость поведения, ценностные ориентации и уровень реализации. На возникновение кризисных состояний у них влияет интернальность в межличностных отношениях, негативный настрой на будущее, отсутствие планов на будущее, мнение, что жизнь прожита зря, не воплощение многих идей в жизнь, отсутствие жизненного потенциала, возраст.

В то время как для пожилых людей, проходящих курс лечения в РОКСе, важными оказались другие показатели. Здесь в первую очередь на процесс самореализации оказывают влияние семейное положение и наличие друзей, положительное отношение к старости и ко всем ее проявлениям, а также планы на будущее и развитие жизненного потенциала. Все то, что отсутствовало у группы ДВ. И на возникновение кризисных состояний оказывает влияние только тип личности и возраст.

Очевидно, что на развитие личности в поздние годы одновременно влияют как внешние, так и внутренние условия.

Тренинг по оптимизации процесса самореализации пожилых людей был организован в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане. В зависимости от стадии менялась специфика заданий когнитивного, эмоционального и поведенческого плана. Для преодоления кризисных состояний в пожилом возрасте были использованы техники для укрепления чувства собственной ценности, направленные на повышение самооценки, представление о себе, на интеграцию связей прошлого, настоящего и будущегометоды саморегуляции психических состояний, направленные на побуждение к саморазвитию, формирование позитивного мышления, установок на будущее, анализ прошлого опытыметод релаксации А. А. Ахмедова, В. Г. Филатова, 1990), а также развивающие психологические настрои Г. Н. Сытина.

Релевантность тренинга проверялась тем, что эмпирические данные позволили сделать вывод не только о возрастании у участников тренинга качеств, способствующих самореализации, но и о снижении безысходности, неопределенности ситуаций в восприятии их пожилыми людьми. Данный вывод подтверждается эмпирическими данными, полученными тестовыми методиками, интервью с участниками тренинговых групп.

Итак, организация эмпирического исследования была направлена на изучение влияния возрастного кризиса на самореализацию лиц пожилого возраста и разработку программу психолого-акмеологического обеспечения процесса самореализации пожилых людей в условиях развития у них кризисных состояний.

Таким образом, данные эмпирические методы выбраны с учетом специфики протекания процесса самореализации в пожилом возрасте. Эмпирическое исследование процесса самореализации в пожилом возрасте, которое проводилось в ходе психологического тренинга, позволило сделать вывод о развитии у участников тренинга качеств, способствующих успешной самореализации в данный возрастной период. Данный вывод подтверждается эмпирическими данными, полученными с помощью методик Басса-Дарки, Manaster and Corsini, «Самоактуализационный тест», «Уровень субъективного контроля», а также наблюдением, беседой и интервью с участниками тренинговых групп.

Итак, в диссертационном исследовании подтверждается гипотеза о том, что процесс самореализации в пожилом возрасте может быть блокирован развитием возрастного кризиса, обусловленного событиями предшествующей жизни, сложившимися жизненными обстоятельствами и личностными особенностями пожилого человека.

В соответствии с этой гипотезой эффективная психологическая работа с лицами пожилого возраста по обеспечению их самореализации предполагает преодоление у них кризисных состояний, что может быть достигнуто на основе акмеологического подхода, учитывающего сложившиеся жизненные обстоятельства и личностные особенности пожилого человека как факторов процесса самореализации. Проведенное исследование приводит в целом к следующим выводам.

1. Анализ основных представлений процесса самореализации в отечественной и зарубежной литературе, показал, что самореализация — это процесс развития, результатом которого является самоактуализировавшаяся личность, максимально раскрывшая и использующая свой потенциал.

2. На процесс самореализации в пожилом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы. К этим факторам относятся: социально-психологические условия проживания пожилых людей, тип личности и ценности, присущие самоактуализирующейся личности, а также перспектива будущего пожилого человека.

3. Процесс самореализации в пожилом возрасте может быть блокирован возрастным кризисом, проявляющимся в таких формах, как кризис опустошенности, кризис нереализованное&tradeи кризис бесперспективности.

4. Возникновение каждой формы возрастного кризиса, обусловливается своим специфическим набором условий.

A. На возникновение кризиса нереализованности влияют: низкий уровень образованияотсутствие ценностей, присущих самоактуализирующейся личностиотсутствие значимых событий в течение жизни.

Б. Возникновение кризиса опустошенности обусловливается: отсутствием семьинегативным отношением к процессу старения, старости и пожилымотсутствием или перекладыванием ответственности за события, происходящие в жизни.

B. Кризис бесперспективности связан с негативным отношением к своему здоровью, старости и пожилым людямощущением ненужностиотсутствием планов на будущееотсутствием любимых занятий, друзейотсутствием усилий, прилагаемых для развития собственного потенциалаперекладыванием ответственности за свои действия в организации собственной деятельности.

5. Преодоление возрастного кризиса обеспечивается путем включения людей пожилого возраста в программу «позитивного старения», учитывающую характерные для лиц пожилого возраста социальные условия жизни и личностные особенности и направленную на преодоление кризисных состояний, формирование позитивного мышления и позитивных установок на будущее, что побуждает их к дальнейшему саморазвитию.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач и адекватность методов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. А. Возрастная психология / Г. А. Абрамова -Екатеринбург, 2000. 220 с.
  2. , К.А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб, 2001. — 240 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991. — 237 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. Т. 14. — 1994. -№ 4. — С. 39−54.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988.-С. 137−145.
  6. , М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
  7. , М.А. Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева и др.- Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
  8. , В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет / В. Д. Альперович. М., 1998.
  9. , Н.М. Преодоление старости / Н. М. Амосов. М., 1996.
  10. , Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев.-М., 1972.
  11. , Б.Г. О системе возрастной психологии / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1957. — № 5.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968.
  13. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980.
  14. , Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. -1994.-Т. 15. № 3.
  15. , Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова// Психологический журнал. 1996. — Т. 6. № 17.
  16. , Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 2001. -№ 3.
  17. , А.Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  18. , И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации личности / И. Г. Афанасьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 234 с.
  19. , P.A. Биографические кризисы личности: Дис.. канд. психол. наук / P.A. Ахмеров. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 210 с.
  20. , П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П. Б. Балтес // Психологический журнал. 1994. — № 1.
  21. , В.Д. Аутотренинг / В. Д. Бахарев. М.: Знание, 1992.62 с.
  22. , С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти / С. А. Белорусов // Психология зрелости и старения. 1998. — № 4.
  23. , Н. Истина и откровение / Н. Бердяев. СПб., 1996.
  24. , Ф. Старение и старость / Ф. Берльер. М., 1964.
  25. , H.A. Физиология движений и активности / H.A. Бернштейн. М., 1990.
  26. , Т.К. Лабиринты одиночества / Т. К. Биксон, Л. Э. Пепло, К. С. Рук, Ж. Д. Гудчайлдс. М., 1989.
  27. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека / A.A. Бодалев. -М.: Наука, 1998.
  28. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4
  29. , Л.В. Геронтопсихологические исследования в США / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. 1997. -№ 6.
  30. , Л.В. Самооценка в пожилом возрасте / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995.
  31. , Б.С. Изучение смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. Сер. 14. 1981. — № 2. — С. 46−56.
  32. , Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  33. , Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е. Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акмеологии. М.: ПИРАО, 2002.-С. 147−164.
  34. Висьневска-Рошковска, К. Новая жизнь после шестидесяти / К. Висьневска-Рошковска. М., 1989.
  35. , О.В. Проблема ценностей в современном мире / О. В. Вовченко // Социс. 1990. -№ 4. — С. 89−98.
  36. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. A.A. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.
  37. , Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский -М.: Педагогика, 1984. Т. 4, 6.
  38. , Л.А. Пожилые люди в России / Л. А. Гаврилов, Н. С. Гаврилова // Цитология. 1994. № 7.
  39. , P.A. Медико-социальная адаптация пожилых -потребность современного общества / P.A. Галкин, И. А. Гехт, Г. П. Котельников, О. Г. Яковлев // Клиническая геронтология. М., 1998. — № 1. -С. 78−80.
  40. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  41. , М.Р. «Доска почета»: гипнотерапевтическая техника для укрепления чувства собственной ценности / М. Р. Гинзбург // Московский психотерапевтический журнал. 2002. — № 3. — С. 154−158.
  42. , Дж. Жить до 180 лет / Дж. Глас. Минск, 1994.
  43. , Я. Дорога к долголетию / Я. Говорка. М., 1990.
  44. , Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984.
  45. , Д.А. Картина / Д. А. Гранин // Новый мир. 1980. — № 2. -С. 85−176.
  46. Гуманистическая и трансперсональная психология / Сост. К. В. Сельченок. М.: ACT, 2000.
  47. , Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия / Ю. П. Гущо.-М., 1993.
  48. , И.В. Геронтология / И. В. Давыдовский. М., 1966.
  49. , И.В. Что значит стареть / И. В. Давыдовский. М., 1967.
  50. , Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарныхучреждениях социального обслуживания / Н. Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. 1998. -№ 2.
  51. , A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: акмеологический аспект / A.A. Деркач. М.: Наука, 1992.-320 с.
  52. , М.В. Практическая психология старости / М. В. Ермолаева. М., 2002.
  53. , М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М. В. Ермолаева // Мир психологии. 1999. — № 2.
  54. , К.Г. Психология эмоций: Пер. с англ. / К. Г. Изард. СПб., 1999.
  55. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2000.
  56. , Р. Пожилые люди и горе / Р. Калиш // Психология зрелости и старения. 1997. — Осень.
  57. , И. Антрополия с прагматической точки зрения // Соч.: В 6-ти т. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — Т. 6. — С. 335−588.
  58. , Т.В. Философские аспекты геронтологии / Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. М., 1978.
  59. , И. Легко ли не стареть? / И. Кемпер. М., 1996.
  60. , A.A. Старость: социальная разобщенность или целостность? / A.A. Козлов // Мир психологии. 1999. — № 2.
  61. Кон, И. С. Постоянство личности: миф или реальность? / И. С. Кон // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко- Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  62. , O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный подход) / O.A. Конопкие // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 5−10.
  63. , Г. В. Взаимосвязь субъективного представления целостности и удовлетворенности жизнью с состоянием когнитивныхфункций у людей разного возраста / Г. В. Коробейников // Психология зрелости и старения. -2001. № 1.
  64. , Н.К. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. — № 1.
  65. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.
  66. , JI.B. Личность и ее социальные ценности: Методическая разработка / Л. В. Крапивская. М.: АНХ СССР, 1982. — 90 с.
  67. , О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. 1998. -№ 2.
  68. , О.В. Социально-психологические основы старения / О. В. Краснова // Клиническая геронтология. 1995. -№ 2- 1997. -№ 3.
  69. , О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии / О. В. Краснова // Мир психологии. -1999.-№ 2.
  70. , О.В. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. 2000. -№ 3.
  71. , A.A. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути / A.A. Кроник, P.A. Ахмеров // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
  72. , A.A. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / A.A. Кроник, P.A. Ахмеров. М.: Смысл, 2003. — 284 с.
  73. , Л.М. Психология развития / Л. М. Крыжановская. -М., 1997.
  74. Кулешова, J1.H. Помощь пожилым людям / J1.H. Кулешова // Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб, 2001
  75. , Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — С. 156−176.
  76. , Я.Л. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости / Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман. Екатеринбург, 2001.
  77. , А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей / А. Г. Лидере // Психология зрелости и старения. 1998. — № 4.
  78. , А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании / А. Г. Лидере // Психология зрелости и старения. 2000. — № 2.
  79. , О.В. Старость расплата или награда? / О. В. Лишин // Мир психологии. — 1999. — № 2.
  80. , H.A. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М., 1978.
  81. , Б. Биология старения / Б. Лэмб. М., 1980.
  82. , С.Г. Социальные ситуации фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации / С. Г. Максимова, Б. Г. Луницын // Клиническая геронтология. -2001,-№ 7.-С. 38−44.
  83. , Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте / Т. Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. -1999.-№ 3.
  84. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / А. Г. Маслоу. СПб., 1997.
  85. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  86. , А.Г. Психология бытия / А. Г. Маслоу. М.: «Рефл-бук», 1997.
  87. Медицинские и социальные проблемы геронтологии. М., 1996.
  88. , A.A. Активное долголетие / А. А. Микулин. М., 1977.
  89. , С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. СПб., 2002.
  90. , М.Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста / М. Р. Минигалиева // Психология зрелости и старения. 2000. — № 2.
  91. , М. Опыты / М. Монтень. М.: Наука, 1979.
  92. , О.И. Психология самопознания личности: Практ. пособие / О. И. Мотков. М., 1993.
  93. Морфология человека / Под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. -М., 1990.
  94. , Т.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте / Т. А. Немчин // Вестник ЛГУ. Сер.6. 1987. — Вып.4 (№ 27).
  95. , H.H. Психология взрослого человека / H.H. Обозов. -СПб., 1995.
  96. , К. Нет старению / К. Орлокк. — М., 1995.
  97. Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ, Ф. Бурльера- Пер. с франц. М.: Медгиз, 1960.
  98. , С. Старение психических способностей человека: Основы геронтологии / С. Пако. М., 1960.
  99. Панина, H.B. H.H. социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей / Н. В. Панина, H.H. Сачук // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. -№ 9.
  100. , В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых / В. Д. Патрушев // Социологические исследования. 1998. — № 10.
  101. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.
  102. , К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие / К. Н. Поливанова. М., 2000.
  103. , Ю.И. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста / Ю. И. Полищук и др. // Клиническая геронтология. 1999. — № 8.
  104. Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996.
  105. , Ю.А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики / Ю. А. Потанина // Население России сегодня. М., 1999.
  106. , Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / Н. С. Пряжников // Мир психологии. 1999. — № 2.
  107. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы истории и теории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
  108. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под ред. A.A. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384с. — (Серия «Мэтры психологии»).
  109. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  110. Психология развития. СПб., 2001.
  111. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. A.A. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 316с.
  112. Психология старости: Учеб. пособие / Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Издательский Дом БАХРАХ. М, 2004. — 736 с.
  113. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. — 672 с.
  114. , A.A. Психология изучения личности / A.A. Реан. СПб., 1999.
  115. , Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю. М. Резник // Социологическое исследование. 1995. -№ 12.
  116. , K.P. Взгляд на психотерапию: становление человека: Пер. с англ. / K.P. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  117. , К. Клиенто-центрированная терапия: Пер. с англ. / K.P. Роджерс. М.: «Рефл-бук», 1997.
  118. Российский статистический ежегодник М., 1999.
  119. , К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. канд. психол. наук /К. Роща. -М., 1990.
  120. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М., 1940.
  121. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1998.
  122. , C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.
  123. Сатина, J1.B. Психотерапевтическая работа с пожилыми в состоянии горя: группы «тяжелой утраты» (расширенный реферат) / JT.B. Сатина // Психология зрелости и старения. 2000. — № 4.
  124. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М., 1979.
  125. , В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 2000.
  126. , Э.Д. Стареть можно красиво: Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках / Э. Д. Смит. М., 1995.
  127. , Н. Социология / Н. Смелзер. М., 1994.
  128. Социальная геронтология: современные исследования. М., 1994.
  129. , Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития / Е. Б. Старовойтенко. Киев, 1992.
  130. Старость. Популярный справочник. М., 1996.
  131. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. СПб, 2002.
  132. , Г. Н. Радость жизни: Настрои, улучшающие зрение, слух, и активизирующие человека / Г. Н. Сытин. М.: Лабиринт Пресс, 2002. — 256 с. (Серия «Я дарю вам здоровье и молодость»).
  133. , Л.Н. Собрание сочинений: В 20-ти тт. / Л. Н. Толстой. -М., 1964. -Т.16.
  134. , A.B. Возрасты жизни / A.B. Толстых. М., 1988.
  135. , Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни / Г. Томэ // Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. С. 173−196.
  136. , H.H. Физиологический анализ изменений процессов познания в старческом возрасте / H.H. Трауготт // 9-й Междунар. конгр. Геронтологов, Киев, 2−7 июля 1972 г. Киев: Ин-т геронтологии АН СССР, 1972.-Т. 2.-С. 310−312.
  137. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.- Воронеж, 1996. (Серия «Избранные психологические труды в 70-ти томах: Психологи отечества»).
  138. , В. Человек в поисках смысла: Сб.- Пер. с англ. и нем. / В. Франкл. -М.: Прогресс, 1990. С. 24−43.
  139. Фресс, П Восприятие и оценка времени / П. Фресс // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж Пиаже. М.: Прогресс, 1978. — Вып. 6. — С. 88−135.
  140. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1995.
  141. , A.B. Принцип оптимальности и старения человека / A.B. Халявкин // Цитология. 1994. -№ 7.
  142. , Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское / Н. Хамитов. Киев, 1995.
  143. , Т. Искусство не стареть. (Как вернуть гибкость и здоровье): Пер. с англ. / Т. Хана. СПб., 1996. (Серия «Исцели себя сам»).
  144. , Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие / Е. И. Холостова. М., 2002.
  145. , Д.Ф. Геронтология и гериатрия / Д. Ф. Чеботарев. -М., 1984.
  146. , В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. 1999. — № 2.
  147. Шай, К. У. Интеллектуальное развитие у взрослых / К. У. Шай // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. № 6.
  148. , В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни / В. Д. Шапиро. М., 1980.
  149. , И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте / И. В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. 1999. -№ 6.
  150. , Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н. Ф. Шахматов. М.: Медицина, 1996.
  151. , Н.Ф. Старение время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / Н. Ф. Шахматов // Психология зрелости и старения. МТО. — 1998. — № 2.
  152. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1999. — 508 с.
  153. , Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизнл / Д. Элкинд // Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб., 1999.
  154. , Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. М., 1996.
  155. , М.Г. Человек из февраля / М. Г. Эриксон, Э. Л. Росси. -М., 1995.
  156. , М. Гипнотические реальности / М. Эриксон, Э. Росси, Ш. Росси.-М., 1999.
  157. , Р.С. Психическое старение долгожителей (клинико-психопатологический и социально-гигиенический аспекты): Дис.. д-ра мед. наук / Р. С. Яцемирская. София, 1990.
  158. , Р.С. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. М., 1999.
  159. Age and Anthropological Theory. Cornell, 1984.
  160. Allport, G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  161. Bartoshuk, L. Chemical senses and aging / L. Bartoshuk, J. Weiffenbach // Handbook of the biology of aging / E. Schneider, J. Rowe (Eds.). -San Diego: Academic Press, 1990.
  162. Beal, C. Theoretical Dimensions of a Focus on Age in Physical Anthropology / C. Beal // Age and Anthropological Theory. 1984. -№ 4.
  163. Bengston, V.L. Grandparenthood / V.L. Bengston, J.F. Robertson. -Beverly Hills, CA: Sage, 1985.
  164. Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing / D.B. Bromle>. -Liverpool, 1978.
  165. Burnside, I.M. Psychological caring throughout the life span / I.M. Burnside, P. Ebersole, N.E. Monea (Eds.). N. Y.: McGraw-Hill, 1979.
  166. Buhler, Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem / Ch. Buhler. Gottingen: Hogrefe, 1959. — 181 s.
  167. Erikson, E. Identity: youth and crisis / E. Erikson. -N. Y., 1968.
  168. Fozard, J.L. Vision and hearing in aging / J.L. Fozard // Handbook of the psychology of aging. 3 ed. / J.E. Birren, K.W. Schaie (Eds.). — N. Y.: Academic Press, 1990.
  169. Hoyer, W.J. Attentional and perceptual processes in the study of cognitive / W.J. Hoyer, D.J. Plude // Aging in the 1980s. / L.W. Poon (Ed.). -Washington DC: American Psychological Association.
  170. Kastenbaum, R. On the meaning of time in later life / R. Kastenbaum // J. Genet. Psychol. 1966. -№ 1. — P. 9−25.
  171. Melchior, Th. Creer le reel. Hypnose et Therapie / Th. Melchior. P., 1998.
  172. Neugarten, B.L. Age and the life course / B.L. Neugarten, G.O. Hagestad // Handbook of aging and the social sciences / Ed. by R.H. Binstock, E. Shanas. N. Y.: Litten Edu. Publ., 1976.-P. 202−216.
  173. Neugarten, B.L. Age Norms, Age constraints and Adult Socialization / B.L. Neugarten // American J. Of Sociology. 1965.
  174. Neugarten, B.L. Adult Personality: Toward a Psychology of the Life Cycle / B.L. Neugarten // Middle Age and Aging. Chicago, 1968.
  175. Perlmutter, M. Aging & memory / M. Perlmutter, C. Adams, J. Barry, M. Kaplan, D. Person, F. Verdonik // Annual review of gerontology and geriatrics (Vol.7) / K.W. Schaie & K. Eisdorfer (Eds.). N. Y.: Springer, 1987.
  176. Poon, L. Differences in human memory with aging: Nature, causes and clinical implications / L. Poon // Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. / J. Birren & W. Schaie (Eds.). -N. Y.: Van Nostrand Rienhold, 1985.
  177. Railey, M.W. Owerview and Highlights of a Sociological Perspective. Human Development and the Life-course / M.W. Railey // Multidisciplinary Perspectives. L., 1986.
  178. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. N.Y.: Free Press, 1973.- 123 p.
  179. Socialization and the life cycle / Ed. By P.L. Rose. N. Y.: St. Martin’s press, 1979.-411 p.
  180. Spitzer, M. Taste acuity in institutionalized and noninstitutionalized elderly men / M. Spitzer // Journal of Gerontology. 1988. — Vol.43.
Заполнить форму текущей работой