Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка информированности о здоровье и заболеваемости детей как основа их оздоровления в семье и образовательных учреждениях (на примере десяти крупных городов Российской Федерации)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в стране, требует долгосрочной программы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Это особенно важно в связи с осуществлением в стране реформы школы, изменением структуры образования и увеличением продолжительности обучения. Среди основных компонентов государственной политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аналитический обзор
  • Глава 2. Методы, объем и организация исследований
  • Глава 3. Информированность по вопросам здоровья школьной популяции
    • 3. 1. Самооценка здоровья, образ жизни и знания о факторах риска здоровью учащимися
    • 3. 2. Оценка состояния здоровья, образа жизни и факторов риска для детей родителями
    • 3. 3. Оценка состояния здоровья, образа жизни и факторов риска для детей учителями
  • Глава 4. Заболеваемость учащихся обследованных территорий России
    • 4. 1. Динамика показателей заболеваемости детей (0−14 лет) по данным обращаемости
    • 4. 2. Динамика показателей заболеваемости подростков (15−17 лет) по данным обращаемости
    • 4. 3. Сопоставление показателей заболеваемости с уровнем информированности учащихся по вопросам здоровья
  • Глава 5. Влияние социально-гигиенических особенностей образа жизни учащихся на состояние их здоровья

Оценка информированности о здоровье и заболеваемости детей как основа их оздоровления в семье и образовательных учреждениях (на примере десяти крупных городов Российской Федерации) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В России отмечается прогрессирующее ухудшение здоровья населения и качества воспроизводства новых поколений (Е.В.Веселова, 1992; Р. К. Игнатьева, 1994; Т. М. Максимова и соавт., 1993, 1994;

A.В.Свешников и соавт., 1994; Ю. П. Лисицын и соавт., 1996; Е. П. Какорина, 1999; М. Б. Климова и соавт., 2000; В. Р. Кучма, 2001;

B.К.Овчаров и соавт., 2001; Е. А. Тищук, 1995, 2001; Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровский, О. П. Щепин, 2001; и др.).

Среди детей и подростков, как одной из самых незащищенных групп населения, интенсивно формируются контингенты риска (М.Я.Студеникин, 1994; В. А. Таболин, 1996; В. И. Орел, 1998; В. С. Собкин и соавт., 1998; А. А. Баранов и соавт., 1999; Н. Н. Ваганов и соавт., 1999; А. Ильин и соавт., 1999; Д. И. Зелинская, 2000; В. И. Кулаков и соавт., 2001).

Забота о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения — будущего нации, является одной из важнейших государственных задач (И.П.Каткова и соавт., 1995; И. Н. Денисов и соавт., 1996; Н. Ф. Герасименко, 1997; А. В. Мартыненко, 1997; В. И. Стародубов, 1997; Н. Б. Найговзина и соавт., 1998; В. А. Минаев и соавт., 1998; А. И. Вялков, 1999; В. Л. Гончаренко, 1999; О. П. Щепин, 1999; М. Г. Дьячкова и соавт., 2001; Л. С. Мельникова, 2001; Water Harry et al., 1998; Chen et al., 1999; Weil et al., 1999; WHO, 1999, 2000).

Практика нуждается в научно обоснованных системах гигиенического обучения и воспитания различных групп населения, критериях оценки его эффективности, психологических, педагогических и других аспектах пропаганды здорового образа жизни (Ю.П.Лисицын, 1994; М. М. Ведищева, 1997; Н. В. Шестопапов, 1998; Г. И. Куценко и соавт., 1999, 2000 и др.).

В современных социально-экономических условиях отсутствие элементов здорового образа жизни в поведении значительной части школьников является фактором риска заболеваний, снижения функциональных возможностей организма, роста потребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотических и токсических веществ), поведения связанного с риском инфицирования ВИЧ, другими болезнями, передаваемыми половым путем (Н.А.Ананьева и соавт., 1994;

A.В.Ляхович и соавт., 1994; Н. А. Чайка и соавт., 1994; Н. В. Вартапетова, 1995; Е. А. Кошкина и соавт., 1996; И. Г. Михайлов и соавт., 1997;

B.Г.Степанов, 1997; В. В. Рябов и соавт., 1998; Л. М. Сухарева и соавт., 1998).

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в стране, требует долгосрочной программы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Это особенно важно в связи с осуществлением в стране реформы школы, изменением структуры образования и увеличением продолжительности обучения. Среди основных компонентов государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков — формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. При этом оздоровительные мероприятия следует направлять на школьную популяцию, как сообщество, включающее в себя учащихся, членов их семей и педагогов, с учетом комплекса переменных величин, характеризующих их образ жизни (В.Р.Кучма, 2001).

Целью работы является изучение информированности и общественного мнения по вопросам здоровья в трех группах населениясреди школьников 5−11 классов общеобразовательных городских школ, их родителей и педагогов школ, в которых обучались опрошенные ученики, для обоснования системы оздоровления детей в семье и образовательных учреждениях, подходов к разработке образовательных профилактических программ.

Задачами исследования явились:

— изучение отношения к собственному здоровью, в том числе к проблеме потребления психоактивных веществ;

— выявление степени информированности по проблеме сохранения и укрепления здоровья, используемых источников информации;

— сопоставление показателей заболеваемости с уровнем информированности детей по вопросам здоровьяизучение потребностей в обучающих воздействиях, направленных на формирование навыков здорового образа жизни;

— разработка предложений по оздоровлению детей в семье и образовательных учреждениях для использования в практических программах, подходов к разработке образовательных профилактических программ.

Научная ьовизна исследования. Впервые выявлены существующие проблемы образа жизни в школьных популяциях крупных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Кемерово, Краснодара, Новосибирска, Оренбурга, Перми, Ярославля.

Дана характеристика ценностей обследованных категорий населения, основных составляющих образа жизни современных детей, проживающих в крупных городах, и представлены основные источники информации педагогов, школьников и их родителей о здоровом образе жизни, влияющие на их поведение в современных условиях.

Впервые описаны соотношения показателей заболеваемости и уровней информированности детей по вопросам здоровья в крупных городах России.

Научно обоснованы подходы к оздоровлению детей в семье и образовательных учреждениях.

Практическая ценность работы состоит в том, что с позиций обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения дана характеристика образа жизни современной школьной популяции, что должно учитываться в профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях образовательных учреждений и семье.

Показана зависимость состояния здоровья детей от уровня информированности по вопросам здоровья.

Результаты исследований позволили сформулировать предложения по социально-гигиеническому оздоровлению детей в семье и школе.

Обоснована целесообразность включения показателей, характеризующих образ жизни и степень информированности детей по вопросам здоровья в систему социально-гигиенического мониторинга на местном и территориальном уровнях.

Внедрение. Результаты исследований использованы на практике при подготовке и переподготовке специалистов в системе послевузовской профессиональной подготовки на кафедре гигиены детей и подростков МПФ ППО ММА имени И. М. Сеченова и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, при осуществлении Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья «Образование в области здоровья / укрепление здоровья среди подростков в России», 1 октября 1997 г. — 30 марта 1998 г. при поддержке российских правительственных и неправительственных организаций, Агентства по международному развитию США и Канадской благотворительной организации «Накормите детей».

Основные положения, выносимые на защиту.

Проведение маркетингового изучения образа жизни в школьной популяции является важным компонентом системы социально-гигиенического мониторинга. Одновременный опрос трех подгрупп населения: учащихся, их родителей и педагогов позволяет объективизировать выявление существующих проблем здорового образа жизни, управлять потребностями в обучающих воздействиях.

Информацию о здоровом образе жизни значительная часть школьников предпочитает получать на школьных уроках в систематизированном и адаптированном специально для них, их возраста, пола, микросреды виде, а также от родителей, из телепередач, видеофильмов, периодической печати, бесед и лекций.

Ближайшее окружение детей и подростков — семья, родители, педагоги существенно влияют на формирование у детей навыков здорового образа жизни, при этом само зачастую не является примером здоровье сберегающего образа жизни.

Интегрированные профилактические программы, включаемые в мероприятия школ — как наиболее организованном звене процесса формирования здоровья, являются весомым фактором обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения.

В систему социально-гигиенического мониторинга на местном и территориальном уровнях должны быть включены маркетинговые исследования образа жизни школьной популяции, что позволит прогнозировать основные тенденции изменения показателей здоровья детей и подростков.

Апробация диссертации. Материалы диссертации доложены и обсуждены:

— на Всероссийском Форуме «Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России» (Москва, октябрь 1997 г.);

— на Международной научно-практической конференции «Дети Севера: Образование и здоровье» (Архангельск, сентябрь 1999 г.);

— на Всероссийской научно-практической конференции «Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия» (Москва, ноябрь 1999 г.);

— на II Международном конгрессе валеологов и IV Всероссийской конференции «Педагогические проблемы валеологии» (Санкт-Петербург, ноябрь 2000 г.);

— на Всероссийской конференции с международным участием «Преподавание гигиены детей и подростков в высшей медицинской школе. Школы, содействующие укреплению здоровья. Проблемы и пути решения: 1886−1926;2001 гг.» (Москва, октябрь 2001 г.);

— на межкафедральной конференции медико-профилактических факультетов ММА имени И. М. Сеченова (Москва, январь 2002 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 166 машинописных страницах. Состоит из введения, аналитического обзора, описания методов, объема и организации исследований, результатов собственных исследований (3 главы), обсуждения результатов исследований, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка литературы. Работа иллюстрирована 52 таблицами и 24 рисунками. Библиографический указатель содержит 315 источников, в том числе 79 зарубежных.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Почти все опрошенные школьники считают, что быть здоровым важно для человека, прежде всего, чтобы добиться успеха в жизни, не быть слабым и больным, быть красивым, быть сильным. Вместе с тем, среди жизненных ценностей здоровье отметили только половина опрошенных школьников. Поскольку на первом месте находятся взаимоотношения в семье, а здоровье — на втором, дети воспроизводят поведение, характерное для семьи.

2. Оценки здоровья учащихся школьниками, их родителями и педагогами в целом коррелируют с оценками детьми роли названных групп в укреплении здоровья учащихся. Школьники дали и получили самые высокие, а учителя — самые низкие оценки. Состояние здоровья и оздоровление детей прямо связаны с уровнем материального положения семьи, а также уровнем образования родителей. Навыки здорового образа жизни присущи учащимся, которые дают хорошую оценку своему здоровью. Плохой самооценке здоровья и потреблению психоактивных веществ чаще сопутствует чувство одиночества, заниженная самооценка, неверие в собственные силы, психологический дискомфорт. Потребление психоактивных веществ влияет на интересы ребенка, способствует отдалению от семьи. Учащиеся, затруднившиеся с самооценкой здоровья, дети родителей, затруднившихся оценить здоровье ребенка, а также давших плохую оценку, нуждаются в повышенном внимании со стороны медицинских работников.

3. Информированность подгрупп школьной популяции по проблемам здорового образа жизни неадекватна масштабам и остроте проблем состояния здоровья данных подгрупп. Поведение значительной части респондентов, в том числе потребление психоактивных веществ противоречит информированности. Свободное время расходуется школьниками, прежде всего, на просмотр телепередач и видеофильмов. Треть школьников и 5,6% родителей занимаются спортом в свободное время.

4. Ведущим информационным каналом по вопросам предупреждения потребления психоактивных веществ и болезней, передаваемых половым путем, для школьной популяции являются средства массовой информации, в первую очередь — телевидение. Представления, навыки и деятельность родителей и особенно педагогов в отношении оздоровления школьников не соответствуют масштабам и остроте проблем здоровья.

5. Выявлены высокие, неоднородные, в том числе в территориальном плане, потребности подгрупп школьной популяции в обучающих воздействиях, направленных на формирование здорового образа жизни. Они определяются с учетом различий в оценках состояния здоровья, распространенности факторов риска и заболеваемости.

6. В качестве желательных источников информации о здоровье детей, средние школьники на первое место поставили родителей, затемтелепередачи и школьные уроки (информация в систематизированном и адаптированном специально для детей, их возраста, пола, микросреды виде). Старшеклассники предпочитают телепередачи, за которыми следуют лекции и беседы и школьные уроки, видеофильмы и статьи в газетах и журналах. Родителям было отведено лишь шестое место в подгруппе старшеклассников. Для родителей желательными источниками информацию по проблемам здоровья ребенка являются телепередачи, для педагогов — лекции и беседы.

7. Большинство родителей и педагогов признают необходимость оздоровительной работы со школьниками, направленной на предупреждение факторов риска. Однако мало делают для этого, не владея методикой работы и знаниямимногие ведут нездоровый образ жизни и не имеют времени и/или денег.

8. Ведущая тема о здоровье, интересующая школьников и их родителей — физкультура и спорт. Низка заинтересованность темами полового воспитания, курения и алкоголизации, в свете состояния этих проблем и плохой информированности школьников. Педагоги интересуются прежде всего воздействием наркотиков, курением, половым воспитанием.

9. При оценке ресурсов, необходимых для проведения оздоровительной работы, дети высоко ставят значение силы воли. Респонденты всех групп подчеркивают необходимость денежных средств, недооценивая роль знаний. Ресурсы семьи и, особенно, школы, как наиболее организованного звена педагогического процесса не полностью задействованы в оздоровительной работе, в т. ч. в плане использования школьниками свободного времени в интересах здоровья с учетом занятости родителей. Особая роль принадлежит женщинамматерям, врачам и учителям с учетом феминизации воспитания, образования и здравоохранения в стране.

10. Исследование позволяет предложить следующие подходы к разработке образовательных профилактических программ:

— программа должна охватывать все подгруппы школьной популяции и опираться на выявленные различия, взаимозависимости и потребности;

— требуется индивидуализация профилактического воздействия, как по форме, так и по содержанию на основе маркетинговых исследований образа жизни школьной популяции по предложенной методике;

— необходима дополнительная мотивация значительной части педагогов, родителей и школьников для полноценного участия в программе;

— школьники средних классов должны рассматриваться как приоритетная группа, в которой возможна наибольшая эффективность профилактической программы;

— следует учитывать, что многие семьи располагают низкими материальными и образовательными ресурсами, характеризуются нездоровым образом жизни.

Автор выражает благодарность д.м.н. Е. П. Какориной, Российской ассоциации общественного здоровья за помощь в работе.

— 167.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. Петрозаводск, 1994.-97 с.
  2. A.A. Проблемы курения детей и подростков // Врач -1995 -№ 11 С. 42−45.
  3. Алкоголь и здоровье населения России: 1900−2000. Под ред. А. К. Демина. Предисловия Н. Ф. Герасименко, Г. Г. Онищенко и Ю. П. Лисицына. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 1998. -400 с.
  4. И.А., Ермохина Т. Л., Степанова С. М., Штульберг М. Х. Методическое обоснование медико-социальной помощи по планированию семьи мальчикам-подросткам // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5.- С. 28−30.
  5. Анализ заболеваемости детского населения г. Москвы. По материалам Комплексной программы «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ», Московского комитета Образования Правительства г. Москвы. http://parent.fio.ru
  6. H.A., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников//Школа здоровья.- 1994.-Т. 1,№ 1.-С. 13−18.
  7. С.А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия и принципы организации медико-социальной помощи: Автореф. .дис. д-ра мед. наук. М., 1995. — 43 с.
  8. Е.В. Социально-гигиеническая характеристика формирования потребностей подростков в медико-социальной помощи и поддержке: Дис. канд. мед. наук. М., 1996. — 223 с.
  9. Л.В., Коновалов O.E., Медведева O.E. Особенностиформирования молодых семей в условиях социально-экономических реформ // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 3.- С. 4041.
  10. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Параничева Т. М. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 3.- С. 29−33.
  11. Н.М. Социально-гигиенические аспекты разводов и их влияние на состояние здоровья матери и ребенка: Автореф. дис. канд. мед. наук. Москва, 1997. — 23 с.
  12. Н.Г., Гаврилова J1.B. Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков // Здравоохранение. 2000. — № 7. -С. 26−33.
  13. Баль J1.B. От восьми до семнадцати, или что думают о здоровье наши дети. М.: Издательство «ТЦ СФЕРА», 1999. 222 с.
  14. A.A. Общество не вправе расплачиваться за реформы жизнью детей // Мед. курьер. 1996. — № 1. — С. 7−9.
  15. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  16. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вестник Академии Медицинских наук. 1999. — № 9. — с.40 -42.
  17. A.A., Цыбульская И. С., Альбицкий В. Ю. и др. Здоровье детей России М., 1999. — 273 с.
  18. А.Н. Сексуальное образование и репродуктивное здоровье подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 4. -С. 45−46.
  19. Безопасность образовательного пространства / Под общей редакцией H.A. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск, 2001. 336 с.
  20. Л.Ф., Бондаренко Н. М., Зутлер С. Н. и др. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медико-биологических факторов в его формировании // Ж. «Вестник РАМН». -1993.- № 5.- С. 8−15.
  21. B.Р. М.- Издание Научного центра здоровья детей РАМН, 2001 г. — с. 90−92.
  22. .П., Дмитриев В. И., Балыгин М. М. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. — № 2. — С. 41−47.
  23. Р. Не могу молчать! // Российская Федерация, 1997. № 30.1. C. 6.
  24. .Е. Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья подростков и пути совершенствования лечебно-профилактической помощи: Дис. канд. мед. наук. М., 1990. — 171 с.
  25. H.H. Стратегия охраны здоровья матерей и детей в условиях социально-экономических реформ Российской Федерации:
  26. Дис. д-ра мед. наук в форме науч. докл. М., 1996. — 87 с.
  27. H.H. Задачи первичной медико-санитарной помощи детям в свете концепции развития здравоохранения в России // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5.- С. 5−9.
  28. H.H., Шипова В. М., Степанова С. М., Ермохина Т. Л., Алленова И. А. Педиатрическая служба в условиях реформирования здравоохранения. М.: ГРАНТЪ, 1999. — 232 с.
  29. Н.В. Детские профилактические программы // Опыт и перспективы развития программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (CINDI)B России. М., 1995. — С. 79−91.
  30. М.М. Психогигиенические основы воспитания у младших школьников навыков безопасного поведения в отношении психоактивных веществ: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1997. -25 с.
  31. Ю. Е., Балева Л. С. Научные и организационные принципы современной педиатрии // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1997. — № 5. — С. 6−14.
  32. Н.Г., Чичерин Л. П. Медико-социальный патронаж семей социального риска // Учебные программы по медико-социальным дисциплинам. М.: Минсоцзащиты населения РФ. — 1992. — С. 136−145.
  33. Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). С-Пб.: Ривьера, 1996.-394 с.
  34. Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1992. — 21 с.
  35. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. М.: Промедэк, 1993.- 394 с.
  36. А.Г. Демографическая ситуация в России и проблемы репродуктивного здоровья //Планирование семьи. Международный журнал.-1999.- № 4.- С. 20−24.
  37. А.И., Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики в здравоохранении: Автореф. дисс. докторамед.наук. М., 1999. — 44с.
  38. Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. 1997. — № 1. — С. 5−7.
  39. Гигиена девочки и девушки-подростка. Методические рекомендации (авт. Ю.А. Гуркин). — С-Пб.: ГПМИ., 1996. — 16 с.
  40. Гигиена детей и подростков (руководство для санитарных врачей). Под ред. Сердюковской Г. Н. и Сухарева А. Г. — Москва.: Медицина, 1986.-496 с.
  41. В.Л. Развитие научного обеспечения государственного регулирования управления системой охраны здоровья населения в современных условиях. М., 1999. — 156 с.
  42. В.В., Рыбальский Н. Г. Здоровье человека и окружающая среда. РЭФИА, 1995.
  43. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году. М., 2001. — 102 с.
  44. А.Г. Резервы профилактической педиатрии в современных условиях // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5.- С. 4750.
  45. И.И., Камсюк Л. Г. Охрана репродуктивного здоровья подростков: проблемы, задачи, перспективы // Планирование семьи. Международный журнал. 1999. — № 2. — С. 7−12.
  46. О.В., Паначина М. И. Методы и методики социально-гигиенических исследований. М., 1980. — 84 с.
  47. О.В. Современные социально-гигиенические проблемы семьи и задачи медико-социальных служб // Проблемы соц. гиг. и история мед. 1994. — N4. — С. 6−10.
  48. О.В., Солохина JI.B. Здоровье и образ жизни семей различных социальных групп населения, имеющих детей раннего возраста // Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996. — N1. — С. 3−5.
  49. О.В., Калмыкова И. В., Кусова А. Р. История социально-гигиенических исследований школьников и подростков // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1999. — № 4. — С. 54−56.
  50. С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1984. — № 4. — С. 75−80.
  51. Ю.В., Хижнякова Е. В. Принципы реализации интегральной социокультурной политики по обеспечению здоровья подростков (образование, детское здоровье и окружающая среда). В кн.
  52. В. Н., Кривошапов Н. А., Попова И. В. О совершенствовании лечебно-оздоровительных мероприятий среди подростков-юношей // Здравоохранение Рос. Фед. 1996 — № 1 — С. 41.
  53. Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. -М., 1992.-49 с.
  54. И.Н., Иванов А. И., Берестов JI.A. и др. Общая врачебная (семейная) практика в системе первичной медико-санитарной помощи. Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996. — № 5. — С. 15−20.
  55. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. — 87 с.
  56. Детская смертность (тенденции, причины и пути снижения) / Под ред. A.A. Баранова и В. Ю. Альбицкого. М., 2001. — 256 с.
  57. Детское здравоохранение России: стратегия развития. Мат. IX съезда педиатров России 19−22 февраля 2001 г. М., 2001. — 712 с.
  58. A.M. Здоровье, образ жизни и готовность молодежи к трудовой и репродуктивной функции: Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. -С-Пб. 1993. — 32 с.
  59. М.Г., Вязьмин A.M., Макарова В. И. Концептуальные подходы и ооганизация медико-социальной помощи детям // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3.-С. 35−40.
  60. В.В. Социально-гигиеническое обоснование совершенствования деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений по охране здоровья подростков в современных условиях: Автореф. дисс. канд. мед наук. М., 1998. — 22 с.
  61. Л.А., Филькина О. М., Шанина Т. Г. и соавт. Особенности здоровья подростков 15 лет, обучающихся в различных условиях (школе, техникуме, ПТУ) // Охрана здоровья семьи: сб. науч. тр. -Иваново, 1996.-С. 222−225.
  62. Жук Е. Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни // Гигиена и санитария. 1990. -№ 6.- С. 68−71.
  63. Г. К., Зайцев А. Г. Как надо заботиться о здоровье детей в школе: суждения учащихся и учителей. http://www.ecocongress.ru/valeo/st2-zaisev.htm
  64. Здоровый ребенок: материалы конгресса педиатров России 16−18 февраля 1999 г. Москва, 1999. — 611 с.
  65. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М- Наука, 1969.
  66. Здравоохранение России. XX век / Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. М.: ГЕОТАР-МЕД., 2001. — 320 с.
  67. Д.И. Задачи амбулаторно-поликлинической службы в современных условиях // Российский педиатрический ж>рнал. 2000. -№ 4. — с. 4−9.
  68. Э.В. Современные аспекты первичной медико-санитарной помощи девушкам-подросткам: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998.- 24 с.
  69. Н.З., Амирова Н. Ж. Особенности образа жизни и репродуктивного здоровья современных девушек-подростков // Через образование молодежи к здоровью нации. Уфа, 2000. — С. 41−42.
  70. Р.К. Состояние здоровья матерей и детей в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1994. -№ 2.-С. 6−15.
  71. И.В. Социально-валеологические проблемы современного образования. http://www.ecocongress.ru/valeo/g2stl-izar.htm
  72. А., Рапопорт И., Звездина И., Ямпольская Ю. Состояние здоровья подростков: тенденции и проблемы // Врач. 1999. — № 9. — С. 4−6.
  73. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1999. — 48 с.
  74. В.Н., Чечельницкая С. М., Ваулина О. В., Румянцев А. Г. Медицинские аспекты комплексной программы здоровья в школе // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5.- С. 9−14.
  75. И.П., Лешкевич И. А., Бруй Б. П., Чичерин Л.П., Егоров
  76. В.В., Граникова Г. Н. Актуальные медико-социальные проблемы подросткового периода // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко. 1995. -Вып. 4. — С. 7−24.
  77. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: Приоритет основные неинфекционные заболевания. Под ред. Р. Г. Оганова, Р. И. Халитова, Г. С. Жуковского, Москва, ГНИЦ профилактической медицины, 1994. — 80 с.
  78. К здоровой России. Политика и стратегия профилактики сердечнососудистых и других неинфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России. Руководство по разработке. Москва, ГНИЦ профилактической медицины, 1997. — 94 с.
  79. М.Ю. Изучение ценностных ориентаций школьников. Здоровье и образование. Под редакцией проф. В. В. Колбанова. СПб., 2000.- 136−138.
  80. Д.И., Важнова Т. В., Степанова С. М. Здоровье и медико-социальные потребности молодой семьи // Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1994. — N 5. — С. 12−16.
  81. Д.И. Научное обоснование комплексной программы медико-социальной оценки здоровья и потребностей семьи как пациента службы первичной медико-санитарной помощи: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1995. — 34 с.
  82. Г. Г., Слободская Е.Р, Сафронова М. В., Савина H.H. Психологическое и соматическое здоровье школьников. http://www.edu.nsu.ru/noos/psi/Biblio/childhealth.html
  83. O.E. Семья и воспроизводство здоровых поколений (комплексное социально-гигиеническое и медико-демографическое исследование): Автореф. дис. д-ра мед. наук. Рязань, 1996. — 46 с.
  84. O.E. Приоритетные направления профилактикинарушений репродуктивного здоровья // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 4. — С. 9 -13.
  85. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации (под руководством академика РАМН О.П. Щепина) // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994. — № 1.-С.3−11.
  86. Е.В. Гигиеническое обоснование комплексной системы профилактики заболеваемости беременных женщин, новорожденных и детей раннего возраста в условиях техногенного загрязнения окружающей среды: Автореф. дис. д-ра мед. наук. Омск, 1996. — 43 с.
  87. Е.А. с соавт. О распространенности психоактивных веществ среди населения Москвы. Москва. «Пульс», 1996, 18(102), 110 с.
  88. П.Н. Научное обоснование организации служб охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. С-Пб., 1998.
  89. О.В. Комплексное социально-гигиеническое и медико-демографическое исследование репродуктивного поведения различных групп населения и разработка мер по оптимизации его управлением: Дис. д-ра мед. наук. М., 1998. — 294 с.
  90. В.А. Комплексная социально-гигиеническая характеристика здоровья допризывников и призывников: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Оренбург. — 1994. — 34 с.
  91. К.Ж. Становление репродуктивной системы у девочек-подростков, прогнозирование некоторых акушерских изменений и ранняя их профилактика: Автореф. дис. д-ра мед. наук. Л., 1991.-27 с.
  92. Г. И., Лешкевич И. А., Егоров В. В. Охрана здоровья подростков в современных условиях (организационно-методические аспекты). М., 000"Хризостом", 1999. — 120 с.
  93. Г. И., Беляев E.H., Петручук O.E. Роль и место социально-гигиенического мониторинга в управлении состоянием здоровья детей и подростков // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко РАМН. 2000, вып. 3. -С. 9−12.
  94. В.З., Сырцова Л. Е. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения // Проблемы соц. гиг. и история мед. 1996.-N1.-С. 42−46.
  95. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М.: ММА имени И. М. Сеченова, 1996. — 282 с.
  96. В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видеодисплейными терминалами. Москва, Издательство «Медицина», 2000.- 160 с.
  97. В.Р. Гигиена детей и подростков один из ведущих системообразующих элементов специальности «медико-профилактическое дело» // Гиг. и сан. — 2000. — № 6. — С. 11−14.
  98. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001.-376 с.
  99. В.Р. Научные и организационные основы школ, содействующих укреплению здоровья (вместо предисловия). В сб. Моделирование школы здоровья. Под ред. Е. П. Усановой и Н. Н. Шаровой. Москва, РАОЗ, 2001. с. 3−9.
  100. В.Р., Горелова Ж. Ю., Мовшин Ю. Г., Селиванова Э. В. Современные информационные технологии охраны и укрепления здоровья подростков. В кн.: Современный подросток. Материалы
  101. Всероссийской конференции с международным участием (Москва 4−5 декабря 2001 г.) / Баранов A.A., Кучма В. Р. и соавт.- под общ. ред. Баранова A.A. и Кучмы В. Р. М.- Издание Научного центра здоровья детей РАМН, 2001 г. — с. 208−210.
  102. В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России распространенность, факторы риска и профилактика. М.: Рарог, 1997.-200 с.
  103. В.Р., Раенгулов Б. М., Скоблина H.A. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД РАМН, 1999.-200 с.
  104. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских ипедагогических работников. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. 152 с.
  105. В.Р., Суханова H.H. Подходы к формированию здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях // Впервые в медицине. Санкт-Петербург. 1995. — с. 156 — 157.
  106. К. С. Питание детей: современные аспекты // Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 2. — С. 52−55.
  107. В.Н. Социально-гигиенические аспекты распространенности наркоманий и токсикоманий среди подростков: Автореф. дис. канд. мед наук. М., 1997. 23 с.
  108. И.А. Научное обоснование медико-социальных и организационных основ совершенствования медицинской помощи детскому и подростковому населению г. Москвы в современных условиях:: Дис. д-ра мед. наук, в виде науч. док-.. М., 2001. — 76 с.
  109. Ю.П. Философия и детерминационная теория медицины // Вестник АМН СССР.- 1987. -№ 3.- С. 9−19.
  110. Ю. П. Формирование здорового образа жизни, санология политика и практика // Состояние здоровья населения и факторы риска. — Пермь. — 1994. — С. 6−11.
  111. Ю., Скворцова Е. Подрастающее поколение России в опасности // Врач. 1996. — № 6. — С. 37−39.
  112. A.B., Маркова А. И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 47−50.
  113. Т.М. Закономерности регулирования и современные социально-гигиенические оценки здоровья населения: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1993. — 44 с.
  114. Т.М., Какорина Е. П., Исмаилова Д. И., Орлова Е. В. Методические рекомендации по выявлению проблемных ситуаций в состоянии здоровья детей / под ред. проф. В. К. Овчарова. М.: НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1994. — 116 с.
  115. A.B. Теоретические и организационно-методические основы медико-социальной работы: Дис. .д-ра мед. наук. М., 1997. -310с.
  116. JI.C. Концептуальные основы правового регулирования в области здравоохранения / Под ред. акад. О. П. Щепина. М.: Хризостом, 2001. — 258 с.
  117. И.Г., Истомина A.B. Гигиеническая оценка школьных завтраков детей Европейского Севера / Материалы научн.-практ, конф. «Развитие и здоровье детей Европейского Севера: проблемы и решения». Архангельск, 1997. — С. 51−52.
  118. В.Н. Стратегия оздоровления детей и подростков в условиях крупного города (концептуальные подходы и механизм реализации) — Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1999. — 48 с.
  119. В.И. Медико-социальные и организационные проблемы формирования здоровья детей в современных условиях: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. С-Пб., 1998. — 47 с.
  120. Основные показатели здоровья и здравоохранения в Российской Федерации в 1997—2000 гг. М.: Минздрав РФ, 2001.-44 с.
  121. Охрана здоровья детей в России. Правовая, экономическая, социальная и медицинская оценка ситуации на фоне проводимых реформ. Предложения и рекомендации к проекту Закона об охране здоровья детей. Союз педиатров России. М., 1998. 27 с.
  122. Охрана репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков: Информац. письмо МЗ РФ. М., 1999.
  123. Н.М., Снисаренко Е. А., Лузан Н. В. Охрана репродуктивного здоровья подростков сохранение генофонда нации // Планирование семьи. Международный журнал. — 1999. — № 3. — С. 11−14.
  124. B.C. Альтернативные подходы к здоровому образу жизни.1. М., 1998.-240 с.
  125. Н.В. Состояние здоровья и образ жизни семей, воспитывающих детей в возрасте от 0 до 7 лет: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1996. — 47 с.
  126. Н.В. Состояние здоровья матери и ребенка в связи с факторами образа жизни // Российский медицинский журнал. 1999. -№ 2.-С. 15−18.
  127. P.A. Опыт проведения CINDI в России // Опыт и перспективы развития программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (CINDI) в России.- М., 1995.- С. 4−21.
  128. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р // Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Российская газета, 13 сентября 2000 года, с. 6.
  129. В.В., Романова Е.С" Кошкина Е. А., Баушева И. Л., Паронян И. Д. Наркотики- проблема, которая должна быть решена. М&bdquo- 1998, — 87 с.
  130. С.А., Костович Л. Рекомендации по внедрению программы «Школы укрепления здоровья». Москва, 2000. 52 с.
  131. Г. Н., Кантонистова Н. С., Крылов Д. Н. и др. Социальная адаптация детей как медико-психологическая проблема // Семья в России. 1995.-№ 1−2.-С. 109−118.
  132. Е.С. Социально-гигиенические аспекты потребления алкоголя, наркотически действующих веществ, курения среди городских подростков-школьников Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1997. — 52 с.
  133. Служба охраны здоровья матери и ребенка в 1999 году. М.: Минздрав РФ, 2000. — 68 с.
  134. B.C., Кузнецова H.H. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998. -120 с.
  135. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное пособие / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, К. А. Отдельнова и др. Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1998. — 698 с.
  136. В.А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения / Руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов: в 2 томах. СПб.- 1998.
  137. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения в России в условиях социально-экономических реформ: Автореф. дис. в форме научного доклада д-ра мед. наук. М.: 1997. — 60 с.
  138. И.Ю. Реформа педиатрической службы мнение врачей // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. И. Вишнякова. — С-Пб.: НИИХ С-ПбГУ, вып. 4, 1999. — С. 122 125.
  139. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. Москва. Издательский центр «Академия». 1997,-320 с.
  140. С.М., Ермохина Т. Л., Кича Д. И., Важнова Т. В. Семья -основа здоровья детей // Пробл. соц. гигиены и история медицины. -1994.-N3.-С. 17−19.
  141. М.Я. Современные тенденции в состоянии здоровья детей //Педиатрия. 1994. — № 4. — С. 15−18.
  142. Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор. 1999. -№ 1.-С. 7−10.
  143. H.H. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века: связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1996. — 48 с.
  144. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991 — 270 с.
  145. Л. М., Куинджи H. Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц // Ж. «Росс, педиатр, журнал». 1998. — № 1. — С. 14−18.
  146. Л.М., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. и др. Социально-гигиенический мониторинг образа жизни и здоровья девушек -подростков / В кн. Материалы VIII съезда педиатров России: «Современные проблемы педиатрии». М.: 1998. — С. 86−87.
  147. В. А. Здоровье народа и демографическая ситуация в России // Актуальные проблемы педиатрии: Сб. науч. тр. Казань. -1996.-С. 7−13.
  148. Издательство АГМА, Архангельск, 1999. с. 96 — 97.
  149. Е.А. Современные тенденции и региональные особенности медико-демографических процессов в Российской Федерации: Дис. д-ра мед. наук. М., 1995, — 432 с.
  150. Е.А. Охрана здоровья населения Российской Федерации (современное состояние и тенденции развития) / Под ред. акад. РАМН О. П. Щепина (Б-ка журнала «Качество медицинской помощи» № 3/2001) М.: Грантъ, 2001. — 72 с.
  151. Трофименко J1.C. Медико-социальная оптимизация питания детей и подростков: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1998. — 54 с.
  152. Труд детей: итоги социологического исследования. Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. / Предисловие Е. Ф. Лаховой. М., 1997. — 56 с.
  153. Укрепление здоровья в школе: тез. докл. Всероссийской науч.-практич. конф. 4−6 апреля 2000 г. Казань, 2000. — 118 с.
  154. Учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов «Здоровье» / Под редакцией В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. Москва, 2001.-435 с.
  155. H.H., Куценко Г. И., Петручук O.E. Особенности формирования здоровья детей и подростков г. Москвы // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко РАМН. 2000, вып. 3. — С. 17−21.
  156. Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности» (31 мая 1996 г.). Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1997.-56 с.
  157. Фундаментальные основы политики здравоохранения / Под ред. О. П. Щепина. М., 1999. — 397 с.
  158. H.A., Рахманова А. Г. ВИЧ/СПИД горячая линия. СПб, 1994,200 с.
  159. Л.П. Организация педиатрической помощи: история и современность. // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко. 1997. — Вып. 1. -С. 64−67.
  160. Л.П., Коротких Р. В., Жиляева Е. П. К проблеме защиты прав в области охраны здоровья детей и подростков // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 3. — С. 37−42.
  161. Л.П. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам в амбулаторно-поликлинических условиях: Методическое пособие. М.: НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1998. — 90 с.
  162. Л.П. Подросток в детской поликлинике: проблемы и основные пути решения: Методическое пособие. М.:НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1999.- 140 с.
  163. Л.П., Сафонова Т. Я. Жестокое обращение с детьми и подростками: проблемы, меры профилактики // Педиатрия. 2000. — № 5. — С. 51−57.
  164. Л.П. Пути реформирования организации медико-социальной помощи детям и подросткам. В: Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков. Сб. науч. тр. / Отв. Ред. д.м.н. Л. П. Гребова. Рязань: Изд-во РязГМУ, 2001. — с. 9−14.
  165. Н.В. Совершенствовать систему профилактики // Тасис, экспресс профилактики. 1998. — № 1.
  166. Школа без наркотиков. Под ред. Шипициной Л. М., Казаковой Е. И. «Образование-Культура», Санкт-Петербург, 1999, 127 с.
  167. Школа здоровья: Опыт. Проблемы. Перспективы. Методическое пособие / Научный редактор H.H. Шарова. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 292 с.
  168. О.П. Перспективная программа развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 3. — С.3−4.
  169. О.П. Проблемы здоровья населения Российской Федерации и его прогноз на период до 2005 года // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  170. Щеплягина J1.A., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. и др. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 18−20.
  171. Ф.Ф. Изб. Произведения. 1959.
  172. В.Jl. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддиктивного поведения подростков: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1997. — 41 с.
  173. В.К. Методология оценки и состояние репродуктивного потенциала девочек и девушек // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 4. — С. 3−5.
  174. В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). С.-Пб., ООО Изд. «Петрополис», 2000. — 914 с.
  175. Allensworth, D. Health education: state of the art // Journal of School Health.-1993. Vol. 63. — p. 14−20.
  176. Allensworth, D. and Kolbe, L. The comprehensive school health program: exploring an expanded concept // Journal of School Health. 1987. -Vol. 57. p. 409−412.
  177. Anderson K. Young people and alcohol, drugs and tobacco. WHO Regional Publications European Series N 66. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, 1995.- 83 p.
  178. A Vision of Health for Children and Youth in Canada. Discussion Paper. Health Promotion Directorate. Health and Welfare Canada. April 1993.-31 p.
  179. К. «Знай свое тело»: реальная программа укрепления здоровья в общеобразовательной школе // Совместная российско-американская конф. по укреплению здоровья в школе: Тез. докл. М., 1996.-С. 13−14.
  180. Boss P. Family Stress Management. Newbury Park. SAGE Publications. 1998.
  181. Cameron, I. and McBride, N. Creating health promoting schools: lessons from the west Australian school health project // Health Promotion Journal of Australia. 1995. — Vol.5. — pp. 4 — 10.
  182. Cavanaugh Jr.R.M. and Henneberger P.K. Talking to teens about family problems: An opportunity for prevention // Clinical Pediatry. 1996. -Vol.35, N2. — pp. 67−71.
  183. Chen L.C., Evans T.G., Cash R.A. Health as a global public good. In: Kaul I., Grunberg I., Stern M.A. Global Public Goods, International Cooperation in the 21st Century, UNDP, Oxford University Press, March 1999.-pp. 284−304.
  184. Comprehensive School Health. A Framework for Cooperative Action. A National Consensus Statement. Canadian Association for School Health, 1993.
  185. Devaney, B., Schochet, P., Thornton, C., Fasciano, N. and Gavin, A. Eventuality of the Effects of School Health Interventions on School Performance: Design Report. Mathematica Policy Research, Inc., Princeton, NJ, 1993.
  186. Global Forum for Health Research. Promoting Research to Improve the Health of the Poor. The 10/90 Report on Health Research 2000. Published by the Global Forum for Health Research, April 2000. 155 p.
  187. Gortmaker S.L. et al. Television viewing as a cause of increasing obesity among children in United States, 1186−1990 // Arch.Pediatr.Adolesc.Med. 1996. — Vol.150, N4. — pp.356 — 362.
  188. Green, L. W., Kreuter, M. W, Deeds, S. G. and Partridge, S. G. Health Education Planning: A Diagnostic Approach. Mayfield Publishing Company, Palo Alto, CA, 1980.
  189. Growing up healthy: integrated management of the sick child. // World Medical Journal. 1996. — Vol.42, N3. — pp.41 — 42.
  190. Hall D. Health for all children. Oxford: 1991.
  191. Kachpur C. and al. School associated violent deaths in the United States, 1992 to 1994 // JAMA. 1996. — Vol.275, N12. — pp. 1729 — 1733.
  192. Kelly B.K. Normative developmental behavior with implications for health and health promotion among adolescents: a Swedish cross-sectional study // International Journal of Paediatry. 1995. — Vol.84, N3. — pp. 278 -288.
  193. Ginsburg K. R et al. Adolescent’s perceptions of factors affecting their decisions to seek health care // JAMA. 1995. — Vol. 273, N 24. — pp. 1913 -1918.
  194. Kalnins, I. H., Ballantyne, P., Quataro, G., Love, R., Stuns, G. and Pollack, P. School based community development as a health promotion strategy for children // Health Promotion International. 1994. — Vol. 9. -pp. 269 — 279.
  195. Kickbusch, I. Approaches to an ecological base for public health // Health Promotion International. 1989. — Vol. 4. — pp. 265 — 268.
  196. Klitzner M, Schwartz R.H., Gruenewald P. Blasinsky M. Screening of risk factors for adolescent alcohol and drug use //Amer. J. Dis. Child. 1987. -Vol. 141, № 1.-pp. 45 -49.
  197. Kolbe, L. Increasing the impact of school health promotion programs: emerging research perspectives // Health Education. 1986. — Vol. 17. — pp. 47 -52.
  198. Lalonde, M. A New Perspective on the Health of Canadians: A Working Document. Information Canada, Ottawa, 1974.
  199. Lavin, A. T., Shapiro, G. R. and Weill, K. S. Creating an agenda for school-based health promotion: a review of 25 selected reports // Journal of School Health. 1992. — Vol. 62. — pp. 212 — 229.
  200. Lister-Sharp, D., Chapman, S., Stewart-Brown, S. and Sowden, A. Health promoting schools and health promotion in schools: two systematic reviews // Health Technology Assessment. 1999. -Vol. 3. — pp. 1 — 207.
  201. Mackie W. et al. School-based health promotion: the physician as advocate. // Canadian medical association journal. 1997.- Vol.156, N9.pp. 1301 1305.
  202. Northfield, J., St Leger, L. H., Sheehan, M., Marshall, B., Maher, S. and Carlisle, R. School based health promotion across Australia. Australian Health Promoting Schools Association (AHPSA), Sydney, 1997.
  203. Nutbeam, D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century // Health Promotion International. 2000. -Vol. 15. — pp. 259 — 268.
  204. O’Byrne et al. WHO’s Global School Health Initiative // World Health. -1996.-N4.-pp. 5−6.
  205. Parsons, C., Stears, D. and Thomas, C. The health promoting school in Europe: conceptualising and evaluating the change // Health Education Journal. 1996. -Vol. 55. — pp. 311 — 321.
  206. Pate R. R, Dowda M., Ross J.C. Associations between physical activity and physical fitness in American children // Amer. J. Dis. Child. 1990. — V. 144, № 10.-pp. 1129- 1139.
  207. Priorities for Public Health Action in the European Union. Ed. By O. Weil, M. McKee, M. Brodin, D.Oberle. Paris, London, Vandoevre-les-Kancy, 1999.- 182 p.
  208. Russia’s Torn Safety Nets. Health and Social Welfare during the Transition. Edited by Mark G. Field and Judyth L. Twigg. New York: St. Martin’s Press, April 2000. 314 p.
  209. Shen T., Habicht J.-P., Chang Y. Effect of economic reforms on child growth in urban and rural areas of China // New England Journal of Medicine. 1996. — Vol. 335, N 6. — pp. 400 — 406.
  210. Smith R. Doctor can reduce in harmful effect of poverty // British medical journal. 1997. — Vol.314, N 7082. — p. 698.
  211. St Leger, L. Reducing the barriers to the expansion of health promoting schools by focusing on teachers // Health Education. 2000. — Vol. 100. -pp. 81 — 87.
  212. St Leger L. Schools, health literacy and public health: possibilities and challenges // Health Promotion International. 2001. — Vol. 16, No. 2. -pp.197 -205.
  213. St Leger, L. and Nutbeam, D. Evidence of effective health promotion in schools. In Boddy, D. (ed.) The Evidence of Health Promotion Effectiveness: Shaping Public Health in a New Europe. European Union, Brussels, 1999.
  214. St Leger, L. and Nutbeam, D. A model for mapping linkages between health and education agencies to improve school health // Journal of School Health. 2000. -Vol. 70. — pp. 45 — 50.
  215. Symons, C, Cincelli, В., James, Т. C. and Gioff, P. Bridging student health risks and academic achievement through comprehensive school health programs // Journal of School Health. 1997. -Vol. 67. — pp. 220 — 227.
  216. The Global Burden of Disease and Injury: Executive Summary, March 10, 2000. www.hsph.harvard.edu /organizations/bdu/summary.html
  217. Tones, K. Changing theory and practice: trends in methods, strategies and settings in health education // Health Education Journal. 1993. — Vol. 52.-pp. 125 — 139.
  218. UN. Стратегия борьбы с насилием в семье: справочное руководство. Нью-Йорк.: ООН, 1998. — 122 с.
  219. UNDP. Statistics from the Human Development Reports. Human Development Indicators. United Nations Development Programme (selected years), Human Development Report, New York: Oxford University Press.
  220. UNICEF. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты детей // Положение детей в мире. 1991. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991.-С. 52 — 56.
  221. UNICEF. Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды. Исследование положения в странах с переходной экономикой. Региональный мониторинговый доклад Детского фонда ООН. -Флоренция. 1997. — 177 с.
  222. UNICEF. Здоровье молодежи необходимость перемен: Руководство ЮНИСЕФ по разработке программ в области охраны здоровья и развития молодых людей. — Женева, 1997. — 126 с.
  223. UNICEF. Конвенция ООН о правах ребенка // Положение детей в мире. 1991. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991. — С. 77 — 96.
  224. WHO. Здоровье 21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. — ЕРБ ВОЗ, Копенгаген, 1999. — 310 с.
  225. WHO. Здоровый образ жизни. ЕРБ ВОЗ, Копенгаген, 1999. — 27 с.
  226. WHO. Повышение качества и совершенствование охраны материнства и детства. Вопросы планирования семьи. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1996.
  227. WHO. Epidemic of sexually transmitted diseases in Eastern Europe. Report on a WHO Meeting. Copenhagen, Denmark 13−15 May 1996. EUR/HFA target 5. EUR/CP/CMDS 08 01 01 14 p.
  228. WHO. Предупреждение в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям у взрослых / под ред. Р. Фолнера. Женева: ВОЗ, 1992. — 173 с.
  229. WHO. Принятое консенсусом Заявление международного совещания в честь 20-летнего юбилея Алма-Атинской конференции (Алматы, Казахстан, 27−28 ноября 1998 г.). ВОЗ, Женева, 1999. — 7 с.
  230. WHO. Словарь определений и показателей в области планирования семьи, материнства и детства и репродуктивного здоровья, используемых региональным Европейским отделом ВОЗ. Женева: ВОЗ, 2000.- 15 с.
  231. WHO. Besoins sanitaires des adolescents. Rapport d’un Comite OMS d’experts. Serie de Rapports techniques 609. OMS, Geneve, 1997.- 54 p.
  232. WHO. CINDI. A Children’s Component «Healthy Children in Healthy Families». A Draft of the Protocol and Guidelines. WHO Regional Office for Europe, 1994.
  233. WHO. Regional office for Europe. First meeting on strategies for child protection. Report on a Meeting. Padua, Italy, 29−31 October 1998. -Copenhagen, 1999. 105 p.
  234. WHO. School health edication to prevent AIDS and sexually transmitted diseases. WHO AIDS Series. No. 10. — Geneva. WHO. — 1992.-20 085 p.
  235. WHO. Evans J., Shah P.M. Child care programmes as an entry point for maternal and child health components of primary health care. Division of Family Health, WHO, Geneva, 1995.- 74 p.
  236. WHO. Exercise for health. WHO/FIMS Committee on Physical Activity for Health. Bulletin of the WHO, 1995, v.73, N2, pp.135−136.
  237. WHO. Designing the Comprehensive «Healthy Children in Healthy Families» Programme. Report of a WHO Consultation, Copenhagen, 16−17 March, 1993.
  238. WHO. Health: A Precious Asset. Accelerating Follow-up to the World Summit for Social Development. Proposals by the World Health Organization. Geneva, 2000. 22 p.
  239. WHO. World Health Organization. Primary Health Care: Report on the Conference of Primary Health Care. WHO, Geneva, 1978.
  240. WHO. World Health Organization. Ottawa Charter for Health Promotion. WHO, Geneva, 1986.
  241. WHO. World Health Organization. The World Health Report 1995. Bridging the gaps. Report of the Director General. WHO, Geneva. — 1995. -118 p.
  242. WHO. World Health Organization. The Status of School Health. WHO, Geneva, 1996.
  243. WHO. World Health Organization. Research to Improve Implementation and Effectiveness of School Health Programmes. WHO, Geneva, 1996.
  244. WHO. World Health Organization. School Health Promotion-Series 5: Regional Guidelines: Development of Health Promoting Schools: A Framework for Action. WHO, Manila, 1996.
  245. WHO. World Health Organization. The World Health Report 2000. Health Systems: Improving Performance. World Health Organization, 2000. -206 p.
  246. Williams A. Calculating the global burden of disease: time for strategic reappraisal? // Health Econ. 1999. — Vol. 8. — pp. 1 — 8.
  247. World Bank. World Development Report 1993. Investing in Health. World Bank. Oxford University Press, 1993 329 pp.
  248. World Bank. Health, Nutrition, & Population/ The human development network. The World Bank Group, Washington, D.C. 1997. — 99 p.
Заполнить форму текущей работой