Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование подготовки начальников лечебно-профилактических учреждений МО РФ и их кадрового резерва в системе дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: на основе изучения опыта отечественного и зарубежного здравоохранения выявлены факторы, снижающие уровень подготовки управленческих кадровполучены социально-демографические характеристики руководителей военно-лечебных учреждений и их кадрового резерва — слушателей ординатурыизучены и оценены мнения слушателей ординатуры… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и условных обозначений
  • Глава 1. Современные подходы к подбору, подготовке и расстановке руководящих кадров в отечественном и зарубежном здравоохранении (обзор литературы)
    • 1. 1. Исторические аспекты организации последипломной подготовки организаторов отечественного здравоохранения
    • 1. 2. Анализ зарубежного опыта подготовки руководящих кадров здравоохранения
    • 1. 3. Система подготовки военных врачей-организаторов, специалистов в области управления в современных условиях
  • Глава 2. Организация, материалы и методы исследования
    • 2. 1. Подготовка и организация исследования
    • 2. 2. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. Характеристики профессионально-важных качеств руководителей военно-лечебных учреждений
    • 3. 1. Социально-демографическая характеристика слушателей
  • ГИУВ МО РФ, проходящих послевузовоское и дополнительное профессиональное обучение по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
    • 3. 2. Оценка значимости учебных дисциплин и методик обучения в подготовке руководителей военно-лечебных учреждений
    • 3. 3. Оценка профессионально-важных качеств руководителей военно-лечебных учреждений
  • Глава 4. Модель специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения
    • 4. 1. Основные принципы и методические подходы к разработке модели специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения
    • 4. 2. Профессиограмма специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения
    • 4. 3. Психограмма специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения
    • 4. 4. Направления совершенствования подготовки специалистов — руководителей военно-лечебных учреждений в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования

Совершенствование подготовки начальников лечебно-профилактических учреждений МО РФ и их кадрового резерва в системе дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди приоритетных проблем военной медицины в современных условиях одно из наиболее важных мест занимает совершенствование кадровой политики. В военно-медицинской службе реализация данной проблемы достигается не только за счет рационального планирования потребности в специалистах и их распределения, но и за счет оптимизации программ подготовки офицеров медицинской службы в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования [9, 11, 12, 14, 22, 30, 31, 40, 66, 67, 90, 112, 127, 147, 148, 150, 166, 178, 179, 181, 185].

Главным военно-медицинским управлением МО РФ в 2006 году разработана и утверждена «Концепция подготовки врачебного состава и кадровой политики медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации», в которой одним из ведущих направлений является совершенствование работы с руководящим составом медицинской службы Вооружённых Сил РФ, в том числе и с руководителями военно-лечебных учреждений (ВЛУ). В данной Концепции определена необходимость разработки принципов подготовки и использования кадровых ресурсов военного здравоохранения, реализовать которую возможно лишь на основе научного подхода к определению требований к уровню и содержанию профессиональной подготовки специалистов, а также к отбору кандидатов для назначения на соответствующие должности [13, 14, 38, 39, 132, 138, 139].

Социально-политические преобразования в нашей стране (продолжающаяся, реформа Вооруженных Сил, реализация Национального проекта «Здоровье», мероприятия федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года») вносят коррективы в характер повседневной деятельности организаторов военного здравоохранения. В сложившихся условиях закономерно возникла необходимость формирования руководителей, которые бы не только имели высокую квалификацию врача-специалиста и способности организатора, но и практические навыки в использовании эффективных методов руководства [9, 11, 12, 13, 14, 21, 22, 26, 30, 31, 33, 40, 42, 49, 51, 71, 90, 127, 132, 150, 151, 166, 185].

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность производства зависит от качества управления. Осознание управленческой деятельности как профессии, опирающейся на достижения научных и практических знаний, занимает прочное место в современном мире. Практика показывает, что именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая результативность производства и удовлетворение потребностей людей. Это положение в полной мере относится и к военному здравоохранению [2, 6, 15, 16, 37, 48, 52, 55, 84, 85, 89, 160, 177, 188, 189, 193, 198, 200].

В настоящее время на додипломном этапе подготовки специалиста подразумевается, что выпускник медицинского ВУЗа будет в первую очередь заниматься врачебной, а не управленческой деятельностью. Но уже в этот период додипломного становления все обучаемые должны рассматриваться как кадровый потенциал военного здравоохранения, который в последующем надо постоянно развивать. Именно в этот период формируется профессиональная мотивация, закладывается основной багаж медицинских знаний, развиваются профессионально важные качества, закрепляются личностные черты, начинают проявляться профессиональные ограничения [13, 14, 16, 17, 18, 20, 22, 26, 27, 29, 31, 35, 36, 47, 50, 53, 65, 85, 86, 99, 100, 103, 116, 143, 149, 151, 152, 164, 181, 190].

Видный организатор отечественного здравоохранения М. Д. Ковригина (1977) указывала: «В деле охраны здоровья людей организация является самым главным, самым решающим звеном. Лицо, организующее, создающее и налаживающее эту большую коллективную работу, есть организатор здравоохранения — фигура наиответственнейшая» [62].

Следует особо отметить, что в системе медицинского обеспечения Вооружённых Сил РФ набольшую значимость имеет работа именно военно-лечебных учреждений, от эффективности деятельности которых зависят показатели, характеризующие полноту и качество предоставляемых медицинских услуг обслуживаемым контингентам. В свою очередь, эффективность деятельности военно-лечебных учреждений в немалой степени определяется уровнем профессиональной подготовки и морально-деловыми качествами их руководителей. В то же время, единые критерии (подходы) к подбору, подготовке и назначению на должности руководителей ВЛУ в настоящее время не сформулированы [11, 14, 30, 66, 67, 90, 112, 127, 132, 147, 148, 166, 176, 178].

Выдвинутая в исследовании гипотеза заключается в том, что повышение качества профессиональной подготовки руководителей военно-лечебных учреждений в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования возможно лишь на основе создания компетентностной модели специалиста — руководителя ВЛУ с последующей подготовкой предложений по оптимизации образовательного процесса данной категории слушателей.

Изложенное свидетельствует об актуальности настоящего исследования, его самостоятельном значении для военного здравоохранения определило его цель и задачи.

Цель исследования: обоснование организацинно-методических направлений в подготовке специалистов для назначения на должности начальников военно-лечебных учреждений и оптимизации их дополнительного профессионального образования.

Для достижения поставленной цели представилось необходимым решить ряд задач:

1. Изучить социально-демографические характеристики слушателей цикловой подготовки — руководителей военно-лечебных учреждений и слушателей ординатуры.

2. Оценить значимость учебных дисциплин, форм и методик обучения в подготовке руководителей военно-лечебных учреждений.

3. Обосновать профессионально-важные качества руководителей военно-лечебных учреждений.

4. Разработать модель специалиста — начальника военно-лечебного учреждения.

5. Обосновать организационно-методические направления совершенствования подготовки начальников военно-лечебных учреждений в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: на основе изучения опыта отечественного и зарубежного здравоохранения выявлены факторы, снижающие уровень подготовки управленческих кадровполучены социально-демографические характеристики руководителей военно-лечебных учреждений и их кадрового резерва — слушателей ординатурыизучены и оценены мнения слушателей ординатуры о возможности работы в качестве начальника военно-лечебного учрежденияопределены значимость учебных дисциплин, форм и методик обучения для последипломной подготовки руководителей ВЛУ и их кадрового резерваразработана модель специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения, включающая профессиональные, морально-этические, коммуникативные, волевые и организационно-административные качестваобоснованы организационно-методические направления совершенствования подготовки руководителей ВЛУ и их кадрового резерва.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

Предложены пути совершенствования подготовки руководящих кадров военного здравоохранения.

Полученные результаты исследования могут использоваться кафедрами общественного здоровья и здравоохранения для повышения эффективности последипломного образования организаторов здравоохранения, а также в подготовке курсантов военно-медицинских вузов и студентов кафедр ВЭМ, ФВО гражданских медицинских вузов к управленческой деятельности в сфере военного здравоохранения.

Разработанная модель специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения, выявленные недостатки в системе подготовки организаторов военного здравоохранения, анализ их деловых и социально-психологических характеристик дают возможность центральным, окружным (флотским) органам управления осуществлять более тщательный подбор руководителей ВЛУ, принимать специальные меры по стимулированию их самообразования, изыскивать время и средства для их обучения специальным психологическим приемам достижения цели, создать привлекательный имидж руководителя ВЛУ.

Разработанные конкретные предложения по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования включены в учебные программы подготовки начальников военно-лечебных учреждений на кафедре организации медицинского обеспечения Вооружённых Сил РФ (с курсами оперативно-тактической подготовки и экономики военного здравоохранения) ГИУВ МО РФ.

Результаты исследования внедрены в Государственном институте усовершенствования врачей МО РФ (г. Москва), Саратовском военно-медицинском институте.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Социально-демографический статус начальников военно-лечебных учреждений, их заместителей по медицинской части, начальников отделений ВЛУ — ближайшего кадрового резерва (возраст 46−50 лет — 24,4%, воинский стаж 25 лет и более — от 22,3 до 39,2%) свидетельствует об увольнении с военной службы в ближайшей перспективе значительной его части и тем самым обуславливает кадровый дефицит для замещения должностей руководителей ВЛУ. Восполнение дефицита возможно на основе целевой интенсивной подготовки как оперативного (начальники отделений ВЛУ), так и стратегического (слушатели ординатуры) резервов.

2. Разработку модели специалиста — руководителя военно-лечебного учреждения целесообразно проводить путём определения важнейших компетенций, необходимых ему в повседневной деятельности, с учетом профессиональных, морально-этических, коммуникативных, волевых и организационно-административных качеств.

3. Формирование учебной программы для подготовки руководителей военного здравоохранения целесообразно проводить по 4-м основным блокам: определение целей обучения, отвечающих потребностям системы военного здравоохраненияподготовка педагогических приемов и методик, подбор педагогов, обеспечивающих максимальную эффективность образовательного процессамониторинг учебного процессаоценка эффективности выполнения учебной программы и её совершенствование.

Апробация работы и публикации.

Материалы исследования доложены и обсуждены на:

— XXXIX научно-практической конференции врачей 5 Центрального военного клинического госпиталя ВВС «Состояние и пути совершенствования специализированной медицинской помощи в стационарных лечебно-профилактических учреждениях» (г. Красногорск, Московская область, 2008);

— Всероссийской научно-практической конференции «Артериальная гипертония и ассоциативные состояния» (г. Москва);

— научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ГИУВ МО РФ (Москва, 2008, 2009);

— заседаниях профессорско-преподавательского состава кафедры организации медицинского обеспечения Вооружённых Сил РФ (с курсами ОТП и ЭВЗ) ГИУВ МО РФ (Москва, 2006;2009).

Диссертация прошла апробацию на расширенном заседании кафедры организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации Государственного института усовершенствования врачей Министерства обороны Российской Федерации (Москва, 2009).

По теме диссертации опубликовано 9 научных работ, в т. ч. 1 в издании по перечню ВАК.

Личное участие автора:

1. Составление плана и программы исследования.

2. Выбор методики исследования.

3. Разработка карт социологического опроса, карт экспертной оценки и макетов аналитических таблиц.

4. Сбор исходного материала, его обработка, обобщение и анализ.

5. Статистическая обработка полученных результатов.

6. Формирование итоговых выводов, заключения и внедрение рекомендаций по результатам исследования.

Прежде чем приступить к изложению материалов исследования автор считает своим долгом выразить глубокую признательность научному руководителю доктору медицинских наук, доценту Зиминой Эльвире Витальевне за бескорыстную помощь и ценные советы при подготовке диссертации, а также коллективу кафедры организации медицинского обеспечения ВС РФ (с курсами ОТП и ЭВЗ) ГИУВ МО РФ, чью поддержку автор ощущал на протяжении всей работы над диссертацией.

ВЫВОДЫ.

1. Среди слушателей цикловой подготовки и профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» доля начальников военно-лечебных учреждений и их заместителей по медицинской части (дублёры) составила за период наблюдения до 35%. Их социально-демографический статус характеризуется возрастной категорией 41−50 лет (40−55%), значительной продолжительностью военной службы (М= 18,4−19,8 года, у 24,8% начальников и 22,3% заместителей начальников по медицинской части воинский стаж превышает 25 лет), что в условиях реформирования военного здравоохранения обуславливает необходимость целенаправленной подготовки оперативного (ближайшего) резерва из числа начальников отделений ВЛУ.

2. Большинство начальников отделений ВЛУ (51,1%) также составляют лица в возрасте 41−50 лет (средний возраст 44,4 года) со средней продолжительностью военной службы свыше 21 года. Такое положение дел не позволяет в полной мере использовать их для замещения должностей руководителей ВЛУ, в связи с чем требуется целенаправленная подготовка стратегического резерва — ординаторов (средний возраст 33 года, средняя продолжительность военной службы 10,8 года и медицинского стажа 8,2 года) и части начальников отделений ВЛУ (26,9%) в возрастной категории 26−40 лет.

3. Среди анкетированных слушателей большинство отдаёт предпочтение очной форме обучения (63,8% организаторов здравоохранения, 76,2% клиницистов — слушателей ординатуры). Вместе с тем достаточно большая доля организаторов (31,3%) и ординаторов (21,3%) считают возможным использовать заочно-очную форму обучения. У профессорско-преподавательского состава акцент в сторону предпочтения заочно-очной формы обучения ещё более выражен — 40,8% против 59,2%, высказавшихся за приоритет очной формы обучения. Имеющийся опыт подготовки управленческих кадров позволяет, с учётом высказанных мнений, перспективное использование заочно-очной формы подготовки руководителей ВЛУ и их кадрового резерва.

4. В целом большинством слушателей (57,2−66,1% в зависимости от группы респондентов) значимость подготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» расценивается как средняя. 42,8% слушателей ординатуры оценивают значимость обучения максимально. Наиболее привлекательными и эффективными для слушателей методиками обучения являются традиционные лекции и практические занятия, самостоятельная работа, деловые игры и решение ситуационных задач. Наименьшее число предпочтений отведено такой прогрессивной методике, как дистанционное телекоммуникационное обучение. Последнее объясняется тем, что подобная методика не всегда может использоваться для подготовки военно-медицинских кадров из-за специфики учебного процесса.

5. Наиболее важными в подготовке руководителей ВЛУ и их кадрового резерва являются такие разделы учебного плана, как управление качеством медицинской помощи (6,7−7,5 балла по 10-балльной шкале), финансово-экономический блок (6,3−7,0) и юридические вопросы (5,2−6,5). Такая оценка, с одной стороны, требует перераспределения учебного времени на изучение указанных вопросов, а с другой — оптимизации изучения других разделов учебного плана.

6. Для эффективного осуществления управленческой деятельности руководителям ВЛУ среди профессиональных качеств в первую очередь необходимы знания специфики работы (8,21−8,85 балла по 10-балльной шкале), практический опыт (8,56−8,7) и определённые способности к управленческой деятельности (7,97−8,45) — среди морально-этических — добросовестность (8,11−9,33), порядочность (8,69−9,12), обязательность (8,569,22) — коммуникативных — авторитет (8,57−9,14) и внимание к подчинённым.

7,66−8,54) — волевых — уверенность в себе (8,73−9,16), умение ставить выполнимые цели (8,42−8,81), самостоятельность (7,62−8,64). В блоке организационно-административных качеств предпочтение отдано требовательности к себе и подчинённым (9,05−9,31), умению координировать работу коллектива (8,38−9,25) и умению принимать решения (8,8−9,24).

7. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по подготовке руководителя ВЛУ (кадрового резерва) разработана его модель, основанная на уточнённом перечне функциональных обязанностей, требованиях к профессиональной подготовленности, учёте специфических условий работы, профессиональной компетенции. В рамках модели разработаны профессиограмма на основе выявленных профессиональных компетенций (управленческая, экономическая, тыловая, научная, правовая и медицинская), которая ориентирует на получение знаний и практических навыков, и психограмма, включающая в концентрированном виде морально-этические, коммуникативные, волевые и организационно-административные качества, воспитание которых требует морально-психологической подготовки.

8. Основные направления совершенствования подготовки руководителей ВЛУ и их кадрового резерва включают организационные и методические мероприятия. Организационные мероприятия предусматривают подготовку специалиста под конкретное рабочее место, назначение на должность только после прохождения обучения на циклах усовершенствования и профессиональной переподготовки, мониторинг кадровыми органами своевременности обучения, внедрение заочно-очной и очной форм подготовки и ряд других. Методические мероприятия охватывают своевременную корректировку учебных планов и программ, внедрение новых методик и технологий преподавания, повышение уровня профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Начальникам медицинской службы видов Вооружённых Сил, военных округов (флотов) рекомендуется направлять на тематическое усовершенствование или профессиональную переподготовку кандидатов на замещение должностей руководителей ВЛУ предпочтительно в возрасте до 40 лет из числа заместителей по медицинской части и начальников отделений военно-лечебных учреждений.

2. Начальникам высших военно-медицинских учебных заведений, осуществляющих послевузовское профессиональное образование, целесообразно внедрить:

— заочно-очную и заочную формы обучения по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

— короткий (2−3 недели) цикл «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения» с периодичностью усовершенствования 1 раз в 2−3 года;

— дистанционные образовательные технологии;

— социологические обследования слушателей — офицеров медицинской службы в целях выявления конкретных областей для улучшения профессиональной подготовки руководителей военно-лечебных учреждений. Полученные данные можно использовать для динамической оценки и корректировки учебных планов и программ на циклах усовершенствования и профессиональной переподготовки.

3. Органам, отвечающим за комплектование учебных групп, предусматривать их численность при планировании в пределах 10−12 человек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация медицинской службы к изменениям, происходящим во французской армии (Франция). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. — 1998. № 1. — С. 3−7.
  2. Актуальные вопросы вузовской медицинской науки и педагогики на рубеже третьего тысячелетия. М., 2000. — С. 23−24.
  3. И.В. Пути повышения профессионального мастерства преподавателей военных кафедр медицинских вузов. / И. В. Алексанян // Воен.-мед. журн. 1980. — № 7. — С. 25−29.
  4. В.М. Научное обоснование системы экономической подготовки медицинских кадров в условиях реформирования здравоохранения. // Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1999. — 44 с.
  5. Е.В. Исторический опыт демократических основ управления здравоохранением Российской Федерации. / Е. В. Алексеева, Э. В. Зимина, М. В. Наваркин // Бюлл. НИИ соц. гиг., экономики и управления здравоохр. им. Н. А. Семашко.-2001.-Вып. 1.-С. 169−171.
  6. Л.А. Организация медицинской помощи в США. / Л. А. Артёмова. // Главврач. 2005. — № 6. — С. 97−101.
  7. Д.В. Научное обоснование и маркетинг системы дистанционного обучения в медицинском ВУЗе (на примере кафедры общественного здоровья и здравоохранения). // Автореф. дис.. канд мед. наук.-М., 2008.-26 с.
  8. Ф.И. Проблема управления персоналом в крупной больнице. / Ф. И. Бадаев, Л. И. Васильцова // Главврач. 2003. — № 2. — С. 21−23.
  9. И.В. Медико-социальное исследование кадрового потенциала и научное обоснование совершенствования кадровой работы в крупном высшем военно-медицинском учебном заведении. // Автореф. дис.. канд мед. наук. СПб., 2008. — 24 с.
  10. Э.А. Актуальные проблемы управления современным медицинским учреждением. / Э. А. Блинова, А. В. Кириллов // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 5. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 26−30.
  11. И.Ю. Теория и практика управления медицинской службой в мирное время. / И. Ю. Быков // Воен.-мед. журн. 1998. — № 6. — С. 8−17.
  12. И.Ю. Реформирование и оптимизация структуры медицинской службы. / И. Ю. Быков, В. В. Сериков // Воен.-мед. журн. 1998. — № 6. -С. 4−8.
  13. И.Ю. Непрерывное военно-медицинское образование в современных условиях. / И. Ю. Быков, В. М. Давыдов, Д. Б. Олейников // Воен.-мед. журн. 2004. — № 7. — С. 4−7.
  14. И.Ю. Концепция подготовки врачебного состава и кадровой политики медицинской службы ВС РФ. / И. Ю. Быков, В. В. Шаппо, В. М. Давыдов // Воен.-мед. журн.-2006. -№ 8.-С. 4−14.
  15. Ф.Е. Последипломное медицинское образование в США. / Ф. Е. Вартанян. // Здравоохранение. 2004. — № 5. — С. 81−86.
  16. Ф.Е. Современные тенденции медицинского образования в мире. М.: РМАПО, 2004. — 109 с.
  17. Н.Н. Основные проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. / Н. Н. Володин // Мат-лы Первого Всерос. съезда работников муниципального здравоохр. — Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2007. С. 59−63.
  18. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. Пер. с англ. М.: Дело, 1991 320 с.
  19. А.И. О квалификационной характеристике специалиста по общественному здоровью и управлению здравоохранением. / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, JI.E. Сырцова // Проблемы управления здравоохранением. — 2003. -№ 1.-С. 48−51.
  20. А.И. Социально-психологические методы управления в условиях реформирования здравоохранения. / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, М. А. Татарников // Главный врач. 2004. — № 10. — С. 62−71.
  21. .В. Высшее военно-медицинское образование в Вооружённых силах Российской Федерации и система подготовки военных врачей в Военно-медицинской академии. / Б. В. Гайдар // Воен.-мед. журн. 2005. -№ 7.-С. 11−14.
  22. А.С. Исторический очерк факультета руководящего медицинского состава Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. / А. С. Георгиевский, Ю. И. Погодин, В. В. Кулишенко. СПб.: ВМедА, 1993. -72 с.
  23. Н.Ф. Законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации. / Н. Ф. Герасименко // Экономика здравоохранения. -2007. -№ 11.-С. 51−57.
  24. С. Медико-биологическая статистика. / С. Гланц. // Пер. с англ. — М.: Практика, 1998. 459 с.
  25. Н.А. Научное обоснование социально-гигиенических, медико-организационных и социально-психологических подходов к оптимизации системы этапного формирования кадров. // Дис.. докт. мед. наук. -Кемерово, 2002. 424 с.
  26. Готовность медицинской службы военно-морских сил в свете новой морской стратегии (США). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1998. — № 5. — С. 3−15.
  27. И.М. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров республики Башкортостан и потребности в последипломном их образовании. // Дис.. канд. мед. наук. Уфа, 1995. — 305 с.
  28. А.Н. Теория и практика управления медицинской службой в мирное время. / А. Н. Гуров // Воен.-мед. журн. 1998. — № 6. — С. 8−17.
  29. В.М. Методология оценки функционирования оптимизации системы военно-медицинского образования в современных условиях. // Дис.. докт. мед. наук. М., 2006. — 575 с.
  30. И.Н. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы. / И. Н. Денисов, И. И. Косарев. М.: ММСИ, 1998. — 112 с.
  31. И.Н. Медицинские кадры России. / И. Н. Денисов, В. П. Мелешко // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 1996. — № 2.-С. 30−33.
  32. И.Н. Медицинские кадры. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. / И. Н. Денисов, В. П. Мелешко, П. А. Душенков // Учебник для ВУЗов. Казань: НПО «Медикосервис», 1998. — 224 с.
  33. И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров. / И. Н. Денисов // Экономика здравоохранения. 2007. -№ 11.-С. 12−17.
  34. К.Г. Медицинские кадры в стоматологии и перспективное планирование потребности в их подготовке. // Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 2002. — 44 с.
  35. К.Г. Медицинские кадры в стоматологии. / К. Г. Дзугаев, В. И Стародубов, Л. Е. Эйгин. М.: ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2001.-132 с.
  36. Директива начальника ГВМУ МО РФ от .1997 г. № 161/ДМ-12 «О совершенствовании подготовки офицеров медицинской службы». — М.: ГВМУ МО РФ, 1997.
  37. Директива МО РФ от 05.12.2007. № 205/2/336 «Концепция военно-кадровой политики в ВС РФ на период до 2016 года».
  38. O.JI. Становление и перспективы совершенствования систем подготовки педагогических кадров в Военно-медицинской академии. / O.JI. Евланов, А. Ф. Мазур, В. П. Бяков // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. 2004. — № 1. -С. 109−110.
  39. З.И. Влияние продолжительности профессиональной деятельности врачей пенсионного возраста на потребность в подготовке врачебных кадров. // Автореф. дис.. канд. эконом, наук. — М., 1971. — 22 с.
  40. Н.Н. Педагогические основы военной подготовки студентов в ВУЗе. / Н. Н. Ефимов, С. В. Чернеев, В. Г. Григорьянц, А. В. Кузнецов. // Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1986. — 312 с.
  41. В.Г. Научное обоснование системы управления персоналом крупной многопрофильной больницы. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2002. 24 с.
  42. К.С. Медицинская статистика. / К. С. Жижин // Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 160 с.
  43. Е.П. Роль государства в современном здравоохранении Франции. / Е. П. Жиляева. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 1. — С. 51−54.
  44. Жук А. П. Планирование распределения и расстановки медицинских кадров / А. П. Жук // Труды I Пленума совета по кадрам Наркомздрава СССР и Наркомздрава РСФСР. М., 1944.
  45. В.А. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров и потребность здравоохранения в последипломном их обучении. // Дис.. докт. мед. наук. М., 1984. — 431 с.
  46. O.JI. Кадровые ресурсы здравоохранения. / O.JI. Задворная, Н. Н. Семенков. -М.: РМА, 1998. 85 с.
  47. И.А. Реформы здравоохранения и подготовка руководящих кадров. / И. А. Захаров, Е. А. Маврина, Н. А. Трифонова, Т. А. Богорубова, И. В. Новокрещёнов // Здравоохр. Рос. Фед. — 2002. — № 2. — С. 36−38.
  48. Э.В. Научное обоснование системной подготовки управленческих кадров здравоохранения. // Дис.. докт. мед. наук. — М., 2007. 289 с.
  49. P.P. О профессиональной подготовке преподавателей военной кафедры мединститута. / P.P. Ибадулин, Г. П. Лобанов // Воен.-мед. журн.- 1980.-№ 1.-С. 20−23.
  50. А.Ю. Подготовка врачебных кадров в Великобритании. / А. Ю. Исаков // Здравоохр. Рос. Фед. 1985. — № 7. — С. 42−45.
  51. В.М. Подбор и подготовка резерва руководящих кадров в системе железнодорожного здравоохранения (на примере Горьковской железной дороги). // Автореф. дис.. канд. мед. наук. Рязань, 1997. — 23 с.
  52. П.И. Современные проблемы управления здравоохранением. -М.: Медицина, 1975.-248 с.
  53. М.М. Вопросы организации непрерывного обучения врачей. / М. М. Каратаев, Г. М. Субанбаева // Проблемы управления здравоохранением. 2007. — № 5 (36). — С. 43−46.
  54. В.Т. Организация работы военной поликлиники. / В. Т. Карташов и др. // Методические указания. М.: ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005.-416 с.
  55. Г. С. Выборочное наблюдение. / Г. С. Кильдишев // Учебное пособие для годичных курсов повышения квалификации экономистов ЦСУ СССР. -М.: МЭСИ, 1965.-48 с.
  56. A.JI. О возможностях реализации американского опыта в Российском здравоохранении. / A.JI. Кириллова, А. В. Кириллов. // Менеджер здравоохранения. — 2004. № 3. — С. 30−38.
  57. И.Г. Методика «малых групп» в последипломном обучении врачей. / И. Г. Климкович, В. В. Ермаков // Учебное пособие. — М.: ЦОЛИУВ, 1987.-32 с.
  58. Е.В. Использование технологий дистанционного обучения при решении вопросов подготовки кадров в здравоохранении. / Е. В. Климова, М. В. Резванцев // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 5. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 339−342.
  59. М.Д. Врач-организатор: его подготовка, роль и место в советском здравоохранении. / М. Д. Ковригина // Актовая речь. — М.: ЦОЛИУВ, 1977.
  60. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации. / Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2002. — № 3. — С. 79−86.
  61. Н.Г. Физиологическая оценка адаптации и прогнозирование успешности профессионального обучения и становления молодых военных специалистов. // Дис.. докт мед. наук. Саратов, 1995. — 404 с.
  62. В.П. Дополнительное профессиональное образование военных врачей (актуальные вопросы). / В. П. Кошелев // Учебное пособие. -М.: «Компания Спутник+», 2006. 70 с.
  63. В.П. Состояние послевузовского и дополнительного профессионального образования военных врачей в мирное время и пути его совершенствования. // Дис.. канд. мед. наук. -М., 1999. — 150 с.
  64. В.П. Система дополнительного профессионального образования врачей (общие вопросы). / В. П. Кошелев // — М.: «Компания Спутник+». 2006. — 158 с.
  65. Кризис медицинской службы вооружённых сил Великобритании (Великобритания). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1996. — № 3. — С. 8−9.
  66. М.М. Врачебные кадры в условиях реформирования здравоохранения России (социально-гигиеническое исследование). // Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1996. -45 с.
  67. М.К. Медицина России в Отечественную войну 1812 года. / М. К. Кузьмин // Лекции по истории русской медицины. М.: 1-й МОЛМИ им. И. М. Сеченова, 1964. 76 с.
  68. В.З. Менеджмент в здравоохранении. / В. З. Кучеренко // Медицинская газета. 2000. — № 19. — С. 4−5.
  69. В.З. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении. / В. З. Кучеренко // Учебное пособие. М.: 1994. — 224 с.
  70. В.З. Организация работы главного врача многопрофильной больницы. / В. З. Кучеренко, Р. Л. Цванг // Лекция. М., 1985. — 22 с.
  71. В.З. Исторические вехи Н.А. Семашко в отечественном здравоохранении, науке и медицинском образовании. / В. З. Кучеренко, М. Б. Мирский // Экономика здравоохранения. 2007. — № 11. — С. 5−11.
  72. В.З. «Общественное здоровье и здравоохранение» в условиях реформирования здравоохранения и медицинского образования. /
  73. B.З. Кучеренко, О. А. Манерова // Экономика здравоохранения. 2007. — № 11.-С. 18−28.
  74. А.И. Здравоохранение Испании. / А. И. Лазаренко, Н. М. Заика // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. — 2006. -Вып. 6.-С. 157−164.
  75. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. / Ю. П. Лисицын // Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с.
  76. Ю.П. Психологическая медицина. / Ю. П. Лисицын // М.: «Медицина», 2004. — 147 с.
  77. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. / Ю. П. Лисицын // Проблемные лекции. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  78. Е.А. Совершенствование системы последипломного обучения организаторов здравоохранения. / Е. А. Маврина // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 4. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 1999. — С. 334 336.
  79. О.А. Научное обоснование принципов совершенствования подготовки руководящих кадров здравоохранения в современных условиях. // Дис.. докт. мед. наук.-М., 1999.-317 с.
  80. О.А. Руководитель здравоохранения: подготовка, личность и успех / О. А. Мальцева, Н. Г. Горохов. Киров: ГИПП «Вятка», 1997. — 208 с.
  81. О.А. Научное обоснование системы формирования кадрового потенциала в условиях реформы здравоохранения. // Дис.. докт. мед. наук. М., 2005. — 370 с.
  82. О.А. Социально-гигиеническое исследование врачебных кадров. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1993. 20 с.
  83. В. Целевая подготовка специалистов. Модели. / В. Мануйлов, И. Фёдоров // Высшее образование в России. — 2004. № 2. — С. 46−53.
  84. О.А. Качество кадрового потенциала здравоохранения в условиях реформы: формирование, сохранение и развитие. / О. А. Манерова. М.: ММА им. Сеченова, 2005. — 280 с.
  85. .Г. Организационные направления совершенствования профессиональной подготовки начальников военных госпиталей и заместителей начальников военных госпиталей по медицинской части в мирное время. // Дис.. канд. мед. наук. М., 2002. — 189 с.
  86. А.Б. Современные аспекты работы с медицинскими кадрами и направления ее совершенствования. // Дис.. канд. мед. наук. -М., 2003.- 198 с.
  87. В.А. Общественное здоровье. / В. А. Медик, В. К. Юрьев // Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I. — М.: Медицина, 2003. 368 с.
  88. В.А. Экономика и управление здравоохранением. / В. А. Медик, В. К. Юрьев // Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть III. М.: Медицина, 2003. — 392 с.
  89. Медицинская диссертация. / Руководство. // Авт.-сост. С. А. Трущелёв под ред. акад. РАМН проф. И. Н. Денисова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -368 с.
  90. Медицинские организации и структуры НАТО (Бельгия). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 4. — С. 3−5.
  91. Медицинская служба Народно-освободительной армии Китая (Китай) / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. -№ 2.-С. 3−9.
  92. Медицинская служба вооружённых сил: проблемы комплектования (Нидерланды). / Зарубежная военная медицина. // Информационныйбюллетень. 1996. — № 2. — С. 4−7.
  93. Медицинская служба вооружённых сил США (ФРГ). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1993. — № 4. — С. 3−23.
  94. К.В. Мнения руководителей учреждений здравоохранения об организации подготовки кадрового резерва и критериях отбора кандидатов в современных условиях. / К. В. Межевов // Проблемы управления здравоохранением. 2007. — № 5 (36). — С. 85−89.
  95. К.В. Научное обоснование системы подбора и подготовки резерва руководителей учреждений здравоохранения. // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 2006. — 25 с.
  96. JT.C. Совершенствование правового регулирования — залог успеха реформ здравоохранения. / JT.C. Мельникова // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 5. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 24−26.
  97. Н.Б. Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. / Н. Б. Мелянченко. СПб.: Медицинская пресса, 2001.-224 с.
  98. В.А. О системе подготовки будущих руководителей в здравоохранении. / В. А. Миняев, Н. И. Вишняков // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. — № 2. — С. 43−46.
  99. Ю.В. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации. / Ю. В. Михайлова, Р. А. Хальфин, С. Т. Сохов и др. // Пособие для руководителей органов и учреждений здравоохранения. — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. 241 с.
  100. М.Б. История медицины и современность. / М. Б. Мирский // Бюлл. НИИ соц. гиг., экономики и управления здравоохр. Им. Н. А. Семашко РАМН. Выпуск4.-М., 1998.-С. 152−161.
  101. Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2003. -352 с.
  102. А.В. Управленческая психология. / А. В. Морозов // Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: Академический Проект, 2003. 288 с.
  103. А.В. Деловая психология. Курс лекций. / А. В. Морозов // Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во Союз, 2000. — 576 с.
  104. А.В. Основы психологии. / А. В. Морозов // Учебник для ВУЗов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -352 с.
  105. А.В. Социальная психология. / А. В. Морозов // Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Академический Проект, 2003. — 336 с.
  106. . А. Русский военный врач И. В. Енохин. / Б. А. Нахапетов, А. Б. Нахапетов // Воен.-мед. журн. 1996. — № 7. — С. 64−65.
  107. Начальник военного госпиталя. Качества и профессионально-должностные требования. / Материалы для самостоятельной работы. М.: Военно-медицинский факультет при ЦОЛИУВ МО СССР, 1985. — 31 с.
  108. Непрерывное усовершенствование персонала здравоохранения как фактор, определяющий служебный рост сотрудников. / Отчёт о рабочей группе ВОЗ. Копенгаген, 1980. — 45 с.
  109. М.А. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, В. М. Снетков // Учебное пособие, 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. — 240 с.
  110. Новые задачи медицинской службы вооружённых сил США (США). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 3.-С. 3−6.
  111. Обеспечение программы подготовки магистров общественного здоровья. / Учебное пособие. // Под ред. Сырцовой JI.E. М.: Медицина для всех, 2007.-388 с.
  112. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова // 4-е издание, дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. С. 288.
  113. Особенности соблюдения Женевских конвенций в современных условиях (Нидерланды). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 4. — С. 8−11.
  114. М.А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. / М. А. Пальцев, И. Н. Денисов, Б. М. Чекнёв // Выпуск II. М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. — 332 с.
  115. М.А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. / М. А. Пальцев, И. Н. Денисов, Б. М. Чекнёв // Выпуск III. М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. — 250 с.
  116. М.А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. / М. А. Пальцев, Г. М. Перфильева, И. Н. Денисов, Б. М. Чекнёв // Выпуск IV. М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. — 310 с.
  117. В.Ф. Качество медицинской помощи и влияние профессионального менталитета медицинских работников на его непрерывное повышение. // Дисс.. канд. мед. наук. — М., 2003. — 173 с.
  118. .Д., Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования последипломного образования руководящих кадров здравоохранения. / Б. Д. Петраков, Л. И. Шевченко // Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1983. -С. 45−53.
  119. В.А. Коллектив как объект управления. Социально-психологические особенности медицинского коллектива. / В. А. Петрашевич // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 4. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 1999.-С. 350−353.
  120. Письмо Минздрава № 15−12/200 от 19.03.2001 «О проекте концепции кадровой политики в здравоохранении».
  121. Письмо Минздрава России от 21.08.2001 № 2510/9033−01−26 «О преподавании учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
  122. Ю.И. Актуальные проблемы подготовки специалистов по организации медицинского обеспечения войск. / Ю. И. Погодин, А. И. Григорьев // Воен.-мед. журн. 1994. — № 8. — С. 16−19.
  123. Подготовка кадров медицинской службы для испанских вооружённых сил (Испания). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 2. — С. 9−12.
  124. Подготовка военных медиков во Франции (Франция). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 1. — С. 4−5.
  125. Подготовка кадров: армия и гражданские учреждения работают в одном направлении. (Швейцария) / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 2005. — № 5−6. — С. 10−11.
  126. Г. А. Проблемы врачебных кадров. — М.: Медицина, 1974. — 288 с.
  127. Последипломная подготовка медицинского состава ВС РФ — состояние, проблемы и перспективы развития. / Сб. мат-лов науч.-практ. конф. М.: ГИУВ МО РФ, 2005. — 68 с.
  128. Последипломное медицинское образование в вооружённых силах США (США). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. -1997.-№ 1.с. 5−9.
  129. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.1999 года № 650 «Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования».
  130. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 «Об утверждении направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме не допускается».
  131. Предложения к формированию «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период 2009—2020 гг.» / Раздел: «Инновационное и кадровое развитие здравоохранения». М.: РАМН, ГУ Национальный НИИОЗ, 2008.-17 с.
  132. B.C. Проблемы формирования и развития кадровой политики в здравоохранении. /B.C. Преображенская, А. В. Зарубина, Н. Е. Ермилова, Л. П. Токарева // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 4. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 1999. — С. 45−49.
  133. Приказ Министра обороны РФ от 12 марта 2003. № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ».
  134. Приказ Министра обороны РФ от 2002. № 358 «Об утверждении Положения о подготовке специалистов медицинской службы ВС РФ в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны РФ».
  135. Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000. № 686 «Об утверждении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». / Бюлл. Минобразования РФ, 2000. № 5. -С. 13−34.
  136. Приказ Минздрава РФ от 31.12.2002 № 418. «О кадровом обеспечении здравоохранения».
  137. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 декабря 2008 г. № 705н «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников».
  138. Принципы подготовки кадров здравоохранения. / Под ред. Д. Е. Миллера, Т. Фюлепа. -М.: Медицина, 1976. 127 с.
  139. И.В. Развитие системы последипломного усовершенствования организаторов здравоохранения. / И. В. Пустовой // Пробл. соц. гиг. и истории мед. 1994. -№ 1. — С. 45−46.
  140. Пути развития системы медицинского обеспечения французской армии (Франция). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1997. — № 1.-С. 3−4.
  141. Решение Коллегии Минздрава РФ. Протокол от 17.12.2002 № 18. Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях выполнения государственного задания на подготовку специалистов.
  142. В.А. К истории создания и становления Государственного института усовершенствования врачей МО РФ / В. А. Решетников, А. В. Коньков, С. М. Гололобов // Воен.-мед. журн. 2008. — № 6. -С. 81−86.
  143. И.И. Планирование потребности здравоохранения во врачебных кадрах. М.: Медгиз, 1961. — 203 с.
  144. Роль начмеда в работе ЛПУ и выработке политики медицинского учреждения. / Пакет информационных материалов. // Межрегиональный семинар. СПб.: ЦНТИ «Прогресс», 2002. — 250 с.
  145. Е.В. Изучение профессиональных характеристик как элемент оптимизации управления кадровым потенциалом организаторов здравоохранения. // Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2004. — 28 с.
  146. Е.В. Комплексный подход к управлению кадровым потенциалом организаторов здравоохранения на региональном уровне. / Е. В. Руженская // Информационно-методическое письмо для организаторов здравоохранения. Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА, 2004. — 28 с.
  147. Руководство по организации военного (военно-морского) госпиталя. Ч. 1.-М.: ГВМУ МО РФ, 2006.-381 с.
  148. Руководство по организации военного (военно-морского) госпиталя. Ч. 2. М.: ГВМУ МО РФ, 2006. — 246 с.
  149. В. Система отбора для поступления в военную академию США Вест-Пойнт. / В. Сальнов // Зарубежное военное обозрение. — 1993. -№ 12.-С. 30−32.
  150. В.О. Военно-медицинское образование в США. / В. О. Самойлов, А. П. Нечаев // Воен.-мед. журн. 1990. — № 12. — С. 62−65.
  151. В.Ю. Законодательство Российской Федерации, регулирующее экономические отношения в здравоохранении. / В. Ю. Семёнов // Учебное пособие. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2001. — 58 с.
  152. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1981. — С. 621.
  153. Сокращение численности личного состава медицинской службы вооружённых сил Великобритании (Великобритания). / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. — 1996. № 2. — С. 3−4.
  154. Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995. — 324 с.
  155. В.И. Медицинские кадры в стоматологии. / В. И. Стародубов, А. А. Калининская, К. Г. Дзугаев. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. — 254 с.
  156. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. — Саратов: изд. Саратовского унта, 1987.- 176 с.
  157. М.А. Основные направления подготовки специалистов в области управления здравоохранением. / М. А. Татарников // Экономика здравоохранения. 2007. — № 11. — С. 34−40.
  158. С.Н. Профессионализм специалиста социальной медицины / С. Н. Толстов, Т. В. Карасёва // Учебное пособие. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007.-334 с.
  159. В.Н. Организация усовершенствования руководителей военно-медицинских учреждений. / В. Н. Трегубов, Р. Н. Ан, Б. Г. Мацко. — М.: ГИУВ МО РФ, 2003. 106 с.
  160. Управление кадрами и трудовыми отношениями в фонде обязательного медицинского страхования. / Методическое пособие. // Под ред. A.M. Таранова. М.: Федеральный фонд ОМС, 2006. — 224 с.
  161. А.В. Военное искусство в локальных войнах и вооружённых конфликтах. Вторая половина XX начало XXI века. / А. В. Усиков, Г. А. Бурутин, В. А. Гаврилов, C.JI. Ташлыков // Под общ. ред. А. С. Рукшина. — М.: Военное издательство, 2008. — 767 с.
  162. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  163. В.Б. Организационные технологии в здравоохранении. / В. Б. Филатов, Ю. И. Кальфа, Я. Д. Погорел ов, Е. П. Жиляева М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 2001.- 108 с.
  164. В.Б. Политика здравоохранения: вопросы теории и практики. / В. Б. Филатов, В. О. Щепин, Е. П. Жиляева, А. А. Сыстроева. М.: ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН, 2007. — 276 с.
  165. В.Н. Особенности преподавания управления здравоохранением на последипломном этапе. / В. Н. Филатов, Е.А.
  166. , К.И. Козырин // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 5. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 338−339.
  167. Ю.Н. К вопросу оптимизации управления кадрами. / Ю. Н. Филиппов,* Н. К. Гусева, О. П. Абаева // Проблемы управления здравоохранением. 2004. — № 4. — С. 13−17
  168. Ю.Р. Разработка методики автоматизированной комплексной оценки служебной деятельности офицеров медицинской службы для принятия кадровых решений. // Дис.. канд. мед. наук. СПб., 2002. — 169 с.
  169. З.А. Социально-демографическая характеристика средних медицинских кадров республики Татарстан и потребность в их специализации и усовершенствовании. // Дисс.. канд. мед. наук. М., 1996. — 182 с.
  170. В.И. Проблемы и перспективы последипломной подготовки военно-медицинских кадров. / В. И. Хрупкин // Воен.-мед. журн. 2002. -№ 1. — С. 7−12.
  171. В.И. Применение современных информационных технологий в учебном процессе. / В. И. Хрупкин, И. В. Дубынин, JI.B. Писаренко // Воен.-мед. журн.-2005.-№ 1.-С. 13−24.
  172. И.С. Научное обоснование совершенствования кадровой службы в управлении здравоохранением (комплексное социально-гигиеническое исследование). // Дисс.. докт. мед. наук. -М., 1999. -248 с.
  173. Чиж И. М. Основные направления реформирования военно. медицинского образования / И. М. Чиж // Воен.-мед. журн. 1997. — № 1. -С. 4−16.
  174. С .Я. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. / С. Я. Чикин, Ю. Ф. Исаков, Б. М. Чекнёв. М.: Медицина, 1980. — 267 с.
  175. Численность личного состава медицинской службы армии Франции. / Зарубежная военная медицина. // Информационный бюллетень. 1996. — № 3. — С. 9−10.
  176. Ю.Л. Реформа военно-медицинского образования и задачи Военно-медицинской академии по совершенствованию подготовки кадров. / Ю. Л. Шевченко // Воен.-мед. журн. 1994. — № 8. — С. 20−22.
  177. Ю.Л. Врачи и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право. / Ю. Л. Шевченко // III (XIX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. СПб.: Медицинская пресса, 2001.-240 с.
  178. Ю.Л. Государственные приоритеты охраны здоровья населения / Ю. Л. Шевченко // Доклад Министра здравоохранения РФ на II Съезде Российского медицинского союза (19−20 марта 2003 года). — М., 2003. -24 с.
  179. О.Н. Подходы к определению стратегии кадровой политики в здравоохранении: международный опыт. / О. Н. Щепин, В. Б. Филатов, B.C. Нечаев, И. А. Чудинова // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. -№ 3. — С. 13−19.
  180. Ф. Управление здравоохранением и организация медицинского страхования. / Ф. Юнусов, Г. Эберхардт, Э. Зимина, С. Комаров // Этюды сравнительного анализа в России и Германии. — СПб.: ООО «Артиком», 2007. 296 с.
  181. Н.В. Изучение образовательных потребностей медицинских работников в условиях модернизации первичного звена здравоохранения / Н. В. Юргель, М. Ю. Хубиева // Здравоохранение. 2007. — № 11. — С. 153−157.
  182. Т.В. Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения Российской Федерации (пленарный доклад). / Т.В. Яковлева
  183. Материалы Первого Всероссийского съезда работников муниципального здравоохранения. — Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2007. С. 9−23.
  184. Arnold R.M., Forrow L., Wartman S.A., Teno J. Teaching clinical medical ethics: A model programme for primary care residency. J. med. Ethics, 1988, 14, № 2.-P. 91−96.
  185. Baker M. J. Marketing health. Hilth. Bull., 1988. vol. 46, № 5, P. 296−303.
  186. Baker M.S., Ryals P.A. Military medicine in operations other than war. Part 1: Use of deployable medical system facilities to assist in urban crises and enhance Reserve medical training // Mil. Med. 1996. — Vol. 161, № 9. — P. 499−501.
  187. Crowley. Graduate Medical Education in the United States. J. Amer. med. Ass., 1982, vol. 248, № 24, P. 3271−3275.
  188. Davison F.C. Higher education’s contribution to solving America’s crisis in education. Amer. educ., 1984, vol. 20, № 2, P. 27−34.
  189. Hubbard J., Schmacher Ch.F. Measuring medical education. Philadelphia, 1976, P. 264.
  190. Medicine in the United States, Green College Lectures, 1984. Brit. med. J., 1984, vol. 288, № 4, P. 1213−1215.
  191. Sexton P. Education and Income. London, 1974, vol. 5, 177 p.
  192. Sinclaire D. Medical education basic. — London, 1976, P. 12−14.
  193. Smith A.M. Last rites for military medicine? // U.S. Naval Inst. Proceedings. -1995.-Vol. 121, № 7.-P. 32−36.
  194. Ward J. Continuing medical education. Med. J. Austr. 1988, vol. 148, № 5. -P. 237−239.
  195. Williams A. Health economics: The end of clinical freedom? Brit. med. J. -1988, vol. 297, № 6657. P. 1183−1186.
  196. Young A. Science and technology indicators. — OECD observer. Paris, 1983, № 121, P. 34−38.
Заполнить форму текущей работой