Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институциональные аспекты процесса управления как основа развития организации подготовки специалистов: на примере Северо-Западного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлена обобщенная социально-экономическая характеристика Северо-Западного федерального округа России, проведен анализ общих закономерностей устойчивого развития регионов РФ, определены основные направления деятельности по их устойчивому развитию. Проведен детальный анализ экономических, ресурсных и экологических характеристик отдельных регионов на примере Вологодской области, как имеющей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология институциональных преобразований подготовки высококвалифицированных специалистов на примере Северо-Западного федерального округа
    • 1. 1. Эволюция системы подготовки специалистов
    • 1. 2. Влияние экономико-ресурсного состояния регионов СевероЗападного федерального округа на требования к характеристикам системы подготовки специалистов
    • 1. 3. Анализ организации подготовки кадров в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Системные основы развития управления процессом подготовки специалистов
    • 2. 1. Модели учебного процесса высшего учебного заведения
    • 2. 2. Концептуальная модель процесса формирования учебных планов, направленная на развитие управления процессом подготовки специалистов
    • 2. 3. Разработка программного инструментария для обеспечения социального взаимодействия участников гибкого процесса обучения
      • 2. 3. 1. Автоматизированный каталог «Магазин специальностей»
      • 2. 3. 2. Автоматизированная информационная система «Учебно-методический комплекс кафедры»
  • Выводы к главе 2

Институциональные аспекты процесса управления как основа развития организации подготовки специалистов: на примере Северо-Западного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современный экономический механизм, обеспечивая социальные потребности жителей планеты в питании, предметах первой необходимости, товарах длительного спроса, средствах передвижения, других предметах и услугах, настойчиво требует все большего и большего количества энергии, которая получается за счет использования водных, лесных, земельных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов. Ситуацию можно проследить на примере СевероЗападного федерального округа, который обладает значительным промышленно-транспортным, природно-ресурсным и интеллектуальным потенциалом.

В начале 90-х годов прошлого века, когда на смену государственной плановой экономике пришел период рыночных преобразований и приватизации собственности, наступила эпоха получения прибыли и повышения рентабельности предприятий, что в значительной степени зависит от профессионального уровня их работников и от внедрения высоких технологий.

Характерной чертой рыночного механизма является значительная неопределенность его характеристик, что в условиях недостатка информации о состоянии рынка приводит к непредсказуемости будущих потерь. В [56] отмечается, что если рассматривать рынок как систему, то возможность потерь непосредственно связана с неопределенностью, которая носит неустранимый характер и возникает в силу невозможности учета всех факторов, воздействующих на рыночную среду. При этом экономические события и условия, на фоне которых они происходят, часто не обладают устойчивой повторяемостью. В результате даже математическое прогнозирование приводит к решениям, которые сильно зависят от малейших изменений величин действующих факторов и приводят к ошибкам в оценке текущего или будущего состояния системы (рынка).

Вышесказанное в полной мере относится к рынку труда, в том числе к рынку профессиональных кадров. Поэтому государственная политика кардинальных реформ поставила вопрос о внедрении современных подходов к системе профессионального образования (и, прежде всего, к высшему образованию), которая должна гибко реагировать на требования рынка в плане подготовки специалистов новой формации. В первую очередь, такие специалисты должны получать базовое образование в контексте устойчивого развития — основной парадигмы XXI-го века, которая предполагает наличие у специалистов высшей квалификации экономических, управленческих, юридических, социальных, географических, экологических и других знаний [14, 54]. Внедрение новых форм обучения, соответствующих механизмам и методам устойчивого развития, дает возможность Российской Федерации с успехом приблизиться к решению ряда национальных задач, включая удвоение валового внутреннего продукта страны.

В современном общественном развитии России значительно возрастает роль знаний, информации и интеллектуальной собственности.

Важным активом любой организации является человеческий капитал, создание и воспроизводство которого становится приоритетной задачей, носящей инвестиционный характер. В формировании человеческого капитала участвуют производственная сфера, фундаментальная и прикладная наука и образование, причем ведущая роль в этом процессе отводится именно последнему.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы управления развитием инноваций современного образовательного процесса в России, отвечающего требованиям перспективного социально-экономического роста и особенностям переходного периода. При этом необходимо принимать во внимание ряд ограничений — структурных, социально-культурологических, демографических, материально-технических, природоресурсных, экологических, которые тесно взаимосвязаны между собой и оказывают определяющее влияние на механизмы управления образовательным процессом, как организационный, так и инновационный.

Прогресс современного общества невозможен без широкого использования интеллектуальных человеческих ресурсов. Их ценность постоянно растет, так как работа в условиях усложняющихся технологий требует постоянного совершенствования профессиональных знаний. Для динамичного развития образования требуется создание новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных высококвалифицированных специалистах.

Актуальность проблемы развития системы эффективного управления современным учебным процессом обусловлена следующими факторами: организационные и кадровые проблемы высшей школы — рациональная структура научно-педагогических кадровнесовершенство системы внедрения инноваций в учебный процесспроблема определения критериев эффективности инновационных методов обучениямаркетинг в сфере образования и образовательный консалтинг. Эти факторы наиболее ярко проявляются в настоящее время.

В этой связи исследование моделей учебного процесса, моделей управления инновационными процессами в системе управления современного высшего учебного заведения способствует пониманию и развитию принципов социального управления в ВУЗе, формированию мощной социальной базы для развития российского высшего образования, отечественной науки, что будет способствовать созданию основы для процветания российского общества.

Степень научной разработанности темы.

Задачи совершенствования российского общества требуют широкого внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности, включая образование. Сам термин «инновация» вошел в науку в XIX в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Сначала этот термин использовался в антропологии и этнографии, затем в экономических науках.

В 30-х гг. среди менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы». Инновационная деятельность стала противопоставляться рутинной, причем первая отрицала вторую. Инновациям, по мнению некоторых исследователей, присущи следующие характеристики: удовлетворение новой потребностивысокий риск и высокая степень неопределенностигибкость формобострение противоречий и конфликтовналичие побочного, трудно предсказуемого результатапереход на новый уровень развития системы (организации).

Вторая половина XX в. характеризуется образовательными реформами практически во всем мире, которые можно рассматривать как инновации в системе образования. Несмотря на бурный прогресс в системе образования, начали давать о себе знать кризисные явления в этой сфере жизнедеятельности общества. Для преодоления кризиса нужна серьезная взаимная адаптация социума и образования. Без этого все увеличивающийся разрыв между ними обязательно сокрушит основу образования, а в некоторых странах — основу самого общества. Такой исход неизбежен, т.к. потребности в образовании продолжают расти, а запросы, предъявляемые к образованию, все повышаются. В нашей стране вопросы структурной перестройки системы образования и качества обучения, являются приоритетными в ряду социальных реформ.

Способность системы высшего образования выполнять свою социальную функцию на основе творческого осмысления целей образовательного процесса и активного использования научного знания о собственном развитии является инновационной способностью. Использование моделирования для совершенствования управления учебным процессом, повышения его эффективности является также примером инновационной деятельности.

В начале 60-х годов прошлого века в связи с задачей формализации психолого-педагогических явлений и процессов возникла идея использования моделей (моделирования) для изучения связанных с ними наук.

Применение моделирования для исследования закономерностей учебного процесса и оценки его эффективности стало возможным с появлением работ С. И. Архангельского, Р. Аткинсона, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, Л. Б. Ительсона, В. П. Мизинцева, Н. Ф. Талызиной, JI.T. Турбовича, В. А. Штоффа, позволивших выделить дискретные элементы процесса обучения: теорий поэтапного формирования умственных действий и опорных элементов знаний[ 10, 12, 19,41,57, 63, 110, 187, 195].

Большинство из них, являясь сторонниками функционального подхода к моделированию, выполнили теоретические исследования, непосредственно связанные с моделированием системных объектов различного характера и сложности, в которых содержится обоснование общих концептуальных начал моделирования, предложены различные варианты количественных интерпретаций системных и процессуальных объектов.

Социальные технологии, как инструмент социального управления их сущность и принципы функционирования исследуются относительно недавно. Их появление связано с возрастанием роли социального в развитии мировой цивилизации, что объективно требовало изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия.

Технократический подход к социальным технологиям выделяется в работах Н. Стефанова, А. И. Пригожина [134, 167, 168]. В них социальная технология трактуется, как деятельность по организации, изменению другой деятельности.

В.М. Шепелем рассмотрены социальные технологии во взаимосвязи их с социальным управлением [194]. С учетом междисциплинарного характера изучаемой проблемы, работа основывается на сложившейся научной базе социологической, философской и исторической науки. В этом плане использованную литературу можно условно разделить на следующие группы: труды зарубежных и отечественных исследователей по фундаментальным проблемам социальной теории, социальных процессов, проблемам современной цивилизации, информационного общества: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Копт, К. Маркс, П. Сорокин [33, 35, 53, 106, 165, 195]- применимость системных методов в социальной практике рассмотрена в исследованиях Т. В. Карловой, Н. Стефанова, Ю. И. Черняка, Р. Ж. Шварценберга [66, 67, 68, 70, 35,167, 168]- анализ и прогнозирование развития социально-политических процессов с применением информационных технологий рассмотрены в работах Ю. М. Батурина, И.В. Бестужева-Лады, Т. В. Карловой, В. Б. Тихомирова, Ж. Т. Тощенко [15, 20, 69, 182, 183].

Исторический аспект моделирования социальной деятельности рассмотрен в работах И. Г. Яковлева, М. М. Сухорукова, С. Кургиняна [95, 174].

Вопросы использования моделирования в социальной практике и проблемы моделирования социальных процессов исследовались в работах А. А. Васина, А. В. Гришина и Н. М. Никольского, С. В. Мелихова, В. И. Опойцева, Н. Стефанова и И. Яхиела, С. Качаунова, Е. А. Когая, П. П. Маслова, Р. Буша, Ф. Мостеллера, Ю. М. Плотинского, М. И. Дзлиева, А. А. Иудина, Ю. П. Пономарева, В. А. Леванского, А. Г. Аганбегяна, И. Ансоффа, В. Г. Афанасьева, Ф. М. Бурлацкого, А. А. Галкина, Е. П. Голубкова, Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. РозенцвейгаС. Оптнера, А. Д Урсула, С. Янга [7, 13, 27, 28, 32, 42,44, 50, 51,64, 75,100,108, 109, 123, 124, 129, 132, 168, 174, 189, 198].

На сегодняшний день значительно изменились требования, предъявляемые к элементам учебного процесса и процессу в целом. Внедрение новых технологий привело к появлению и новых подходов к организации образовательных ресурсов и средств обучения, рассмотренные в работах А. К. Клюева, Н. Р. Кельчевской, О. Н. Арзяковой, В. Н. Буркова и др. [8, 26, 72, 74].

С точки зрения управления процессом обучения наиболее интересными представляются структуры, отражающие условия и порядок функционирования процессаорганизационно-технологические проблемы оптимизации потоков работ и использования ресурсов в информационно-образовательных процессах, логически завершенные виды учебной деятельности по освоению материалов обучающимися в различных предметных областях, представленные в работах Л. П. Леонтьева, Г. В. Тараканова, А. Л. Гаврикова, В. В. Крюкова, С. А. Рогожина, А. А. Солдатова, Ю. М. Соломенцева [40, 97, 101, 142, 143, 161, 162, 163, 164, 177].

При возрастающей сложности и разносторонности высшего образования возрастает и роль исследований, связанных с разработкой новых моделей управления процессом предоставления образовательных услуг и средств для их практической реализации.

Цель диссертационной работы — исследование институциональных аспектов процесса управления подготовкой специалистов на примере Северо-Западного федерального округа.

Объектом исследования является процесс управления подготовкой специалистов в Северо-Западном федеральном округе.

Предметом исследования являются модели управления программным инструментарием как интегрированной информационной системой в социальной структуре высшего учебного заведения, способствующего развитию и поддержанию инновационных процессов.

Задачи исследования:

— обосновать необходимость институционального подхода к процессу подготовки специалистов с учетом задач устойчивого развития, а также к процессу управления им;

— выявить эволюционные пути системы подготовки специалистов;

— исследовать влияние экономико-ресурсного состояния регионов Северо-Западного федерального округа на требования к характеристикам системы подготовки специалистов;

— проанализировать организацию подготовки кадров в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа;

— исследовать модели управления процессом подготовки специалистов современной России;

— разработать концептуальную модель процесса формирования учебных планов, направленную на развитие управления процессом подготовки специалистов;

— разработать программный инструментарий для обеспечения социального взаимодействия участников гибкого процесса обучения.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные классические и современные теоретические положения социологии, теории социального управления, общей теории систем и менеджмента. В работе использованы системный, структурно-функциональный, историко-генетический анализ, синтез, обобщение и сравнение, а также достижения информатики, информационных технологий, теории баз данных.

Теоретической базой диссертации являются труды отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные социологические и управленческие основы исследования образовательной среды, институционализации и функционирования в рамках высшего образования моделей управления инновационными процессами.

Эмпирическую базу исследования составили результаты зарубежных и отечественных социально-экономических и социально-управленческих исследований: наблюдение, метод анализа документов, метод опроса (опрос и интервью студентов и преподавателей).

На защиту выносятся: -институциональный подход к процессу подготовки специалистов с учетом задач устойчивого развития, а также к процессу управления им на базе эволюционного пути системы подготовки специалистов;

— результаты содержательного анализа экономико-ресурсного состояния регионов и организации подготовки кадров в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа как новый виток мотивации гибкого процесса обучения, обеспечивающего в кратчайшие сроки выпуск специалистов в соответствии с требованиями рынка труда;

— концептуальная модель процесса формирования учебных планов, направленная на развитие управления процессом подготовки специалистов, разработанная на основе исследования моделей управления учебным процессом, с учетом социально-управленческих особенностей;

— программный инструментарий для обеспечения социального взаимодействия участников гибкого процесса обучения, как практическая реализация инновационной политики управления в учебном процессе российских вузов.

Научная новизна заключается в следующих положениях: -обоснована необходимость институционального подхода к процессу подготовки специалистов с учетом задач устойчивого развития, а также к процессу управления им;

— исследовано влияние экономико-ресурсного состояния регионов Северо-Западного федерального округа на требования к характеристикам системы подготовки специалистов с использованием рассмотрения эволюционных путей развития;

— исследованы модели управления процессом подготовки специалистов на основе содержательного анализа организации подготовки кадров в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа;

— разработана концептуальная модель процесса формирования учебных планов, направленная на развитие управления процессом подготовки специалистов;

— разработан программный инструментарий для обеспечения социального взаимодействия участников гибкого процесса обучения.

Практическая значимость работы. Разработанные в диссертационной работе модели и методы обработки информации могут использоваться для организации управления гибким процессом обучения в высшей школе, а также быть основой для дальнейшей разработки автоматизированных систем управления учебным процессом.

Разработанные модели и системы нашли применение в организации управления учебным процессом в Санкт-Петербургском институте управления и права.

Реализация и внедрение. Результаты исследований нашли практическое применение при совершенствовании управления процессом подготовки специалистов в Санкт-Петербургском институте управления и правапри разработке и использовании автоматизированного каталога («Магазин специальностей») и автоматизированной информационной системы «Учебно-методический комплекс кафедры» (АИС «УМК кафедры») в Санкт-Петербургском институте управления и права.

Достоверность результатов исследования обеспечивается успешным применением в конкретном высшем учебном заведении современных информационных технологий для обработки информации, управления организационными мероприятиями в учебном процессе и практической апробацией предложенных моделей и методик на реальных данных.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждены в г. Санкт-Петербурге на: II Петербургской международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения» в 1996 г., III Петербургской международной научно-методической конференции «Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы» в 1997 г., Межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования на современном этапе» в 2001 г., Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» в 2001 г., Общероссийской научно-технической конференции «Вторые Уткинские чтения» в 2005 г.,, Научно-практической конференции «Место и роль науки в высшей школе» в 2006 г., X Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика — 2006 (РИ.

2006)", а также на Международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)» в 2005 г. (г. Москва). Кроме того, основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры социологии, психологии и педагогики Московского государственного технологического университета «Станкин» в феврале 2006 г. По теме диссертационной работы опубликовано: 1 монография (в соавторстве), 14 статей (7 — в соавторстве).

Выводы к главе 2.

1. Дан анализ различных моделей учебного процесса. Предложена модель структурной организации учебного процесса с точки зрения условий и порядка функционирования. При организации гибкого процесса обучения необходима адаптация модели учебного процесса к требованиям, предъявляемым к выпускнику высшего учебного заведения, путем воздействия на характеристики отдельных блоков процесса.

2. Разработана концептуальная модель процесса формирования учебных планов, направленная на развитие управления процессом подготовки специалистов через формирование новых рыночных структурно-функциональных отношений в профессиональном образовании. Показано влияние отдельных блоков на этот процесс. Особое внимание уделено повышению уровня мотивации к обучению, например, учет пожеланий абитуриента и студента, учет стиля их обучения. Рассмотрены методы разработки учебных планов, показаны их достоинства и недостатки.

3. Разработан программный инструментарий для обеспечения социального взаимодействия участников гибкого процесса обучения, как практическая реализация инновационной политики управления в учебном процессе российских вузов: показана актуальность создания и внедрения элементов гибкого процесса обучения — автоматизированного каталога «Магазин специальностей» и АИС «УМК кафедры" — сформулированы требования к нимразработаны их структурная организация и программное обеспечение.

4. Выполнена экспериментальная проверка элементов гибкого процесса обучения, которая показала возможность использования разработанных элементов для совершенствования организации подготовки специалистов в рыночных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования задачи, поставленные первоначально были решены следующим образом:

1. Проведен анализ эволюции системы подготовки специалистов, выявлены тенденции развития современной системы образования: переход от экономики плановой к рыночной, происходит на фоне всемирного перехода от экономики индустриальной к экономике знаний, целью обучения является обучение в течение всей жизни, мотивом — заинтересованность в обучении, методами — демократический и эгалитарный, т. е. построенный на равенстве, сильное влияние рыночных отношений, неопределенность и сложность ситуаций, в границах которой разворачивается деятельность вузов, возрастающая сложность и разносторонность системы подготовки специалистов, сокращение прямого финансового и административного вмешательства в высшее образование со стороны государства, сохранение тенденции возрастания в общей структуре занятых доли лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, необходимость делегирования полномочий по принятию решений на нижние уровни иерархии управления процессом подготовки специалистов, где и происходит формирование новых рыночных структурно-функциональных отношений в профессиональном образовании, развитие динамичных форм организации учебного процесса, динамичной структуры учебных дисциплин, акцента на самостоятельную работу учащихся, на выработку критического мышления. Данные анализа эволюции системы подготовки специалистов говорят о необходимости институционального подхода к процессу подготовки специалистов (как составной части системы жизнеобеспечения) с учетом задач устойчивого развития, а также к процессу управления им.

2. Выявлена обобщенная социально-экономическая характеристика Северо-Западного федерального округа России, проведен анализ общих закономерностей устойчивого развития регионов РФ, определены основные направления деятельности по их устойчивому развитию. Проведен детальный анализ экономических, ресурсных и экологических характеристик отдельных регионов на примере Вологодской области, как имеющей наибольший процент продукции промышленности в структуре валового регионального продукта, и г. Санкт-Петербурга, как одного из крупнейших промышленных и научных центров России. Показано влияние экономико-ресурсного состояния региона на требования к характеристикам системы образования. Выявленная несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников учебных заведений к рынку труда и приводит к безработице. А это приводит к невозможности не только долгосрочных, но и краткосрочных прогнозов необходимых перечней специальностей и объемов выпускаемых по ним специалистов. Выходом из такой ситуации является построение гибкого процесса обучения, адекватно реагирующего на потребности рынка труда. В условиях рынка профессиональные знания, приобретаемые в процессе подготовки специалистов, можно рассматривать как товар, с присущими товару, как таковому, признаками (необходимое качество, приемлемая цена, предложение примерно равно спросу, наличие конкуренции и т. п.). При этом подготовка специалистов требует особенного внимания к товарным признакам ввиду высокой стоимости процесса обучения. Результативность работы по совершенствованию процесса обучения во многом определяется соответствием системы общественных отношений, складывающихся под руководством администрации в конкретном учебном заведении, принципам, на которых строится новая экономика. Таким образом, для реализации гибкого процесса обучения необходимы и соответствующие институциональные преобразования в высшей школе. Перспектива развития конкретного субъекта Федерации определяет степень изменения в потребности тех или иных специалистов. Это приводит также к необходимости оперативного (гибкого) изменения перечня специальностей и объемов выпускаемых по ним кадров. Построена обобщенная модель гибкого процесса обучения в рыночных условиях в высшей школе.

3. Проведен анализ организации подготовки кадров в высших учебных заведениях Северо-Западного федерального округа России. Приведены основные показатели рынка образовательных услуг России и Северо-Западного федерального округа. Отмечен значительный рост количества обучающихся в вузах на заочной форме обучения и в форме экстерната. Показана необходимость совершенствования системы образования в части обеспечения доступности образования: временной, территориальной и ценовой, этим требованиям в настоящий момент наиболее полно отвечает дистанционная форма обучения. Отмечено, что фундаментальные знания не теряют свою значимостьпросто они «выстраиваются» по другим законам: под реальные потребности и проблемы, возникающие в деятельности специалиста. Более того, знания универсального (методологического) плана, позволяющие проектировать будущее, приобретают первостепенное значение. Чрезвычайно важным становится возникновение междисциплинарных учебных курсов и новых предметов, которые требует подготовки специалистов, способных разрешать конфликты, склонные к обострению на фоне борьбы различных научных интересов. Показаны условия реализации качественных параметров образования, задаваемых рынком и формируемых учебным заведением. Рассмотрено широкое использование в современной высшей школе наряду с традиционными технологиями обучения инновационных и информационных технологий.

4. Исследованы модели управления процессом подготовки кадров. Построена модель структурной организации учебного процесса в высшей школе с точки зрения условий и порядка его функционирования. При организации гибкого процесса обучения необходима адаптация модели учебного процесса к требованиям, предъявляемым к выпускнику высшего учебного заведения, путем воздействия на характеристики отдельных блоков процесса.

5. Разработана концептуальная модель процесса формирования учебных планов, отвечающих индивидуальным наклонностям студента, направленная на развитие управления процессом подготовки специалистов через формирование новых рыночных структурно-функциональных отношений в профессиональном образовании. Рассмотрено влияние отдельных составляющих модели на этот процесс. Особое внимание уделено повышению уровня мотивации к обучению. Рассмотрены методы разработки учебных планов.

6. Для развития управления процессом подготовки специалистов в рыночных условиях разработан программный инструментарий, обеспечивающий социальное взаимодействие участников гибкого процесса обучения, как практическая реализация инновационной политики в учебном процессе российских вузов: показана актуальность создания и внедрения элементов гибкого процесса обучения — автоматизированного каталога «Магазин специальностей» и АИС «УМК кафедры" — сформулированы требования к нимразработаны их структурная организация и программное обеспечение.

7. Выполненная экспериментальная проверка элементов гибкого процесса обучения (автоматизированного каталога «Магазин специальностей» и АИС «УМК кафедры») показала возможность их использования для совершенствования управления организации подготовки специалистов в рыночных условиях. Полученные экспериментальные результаты легли в основу технического задания на разработку автоматизированной информационной системы кафедры информационных технологий Санкт — Петербургского института управления и права.

Таким образом, все задачи, поставленные в ходе решения, были решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Зайченко О. М. Новгородская область -территория инноваций в системе общего и профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2004.№ 4.-С.36−41.
  2. Администрирование Microsoft SQL Server 7.0. Учебный курс: Официальное пособие Microsoft для самостоятельной подготовки/Пер. с англ. М: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2000. — 512 с.
  3. М.Б. Системное управление подготовкой профессионалов (методология и методы). СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  4. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Издательство МЭСЦ, 1999. — 196 с.
  5. А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. — М.: РИЦ «Альфа», 2002.
  6. .В., Савельев, А .Я. и др. Применение ЭЦВМ для автоматизации процесса составления учебных планов и расписаний. //Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. М.: «Высшая школа», 1972, с. 121−142.
  7. И. Стратегическое управление. М. 2003.
  8. О.Н. Эффективная бухгалтерская служба необходимое условие финансовой устойчивости вуза // Университетское управление. 2005. № 6(39). с. 57−60.
  9. С.И. Кибернетические аналогии в обучении. -М.: Знание, 1968.-42 с.
  10. Г. А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии. 2004. № 2.-е.87−93.
  11. Р. Введение в математическую теорию обучения / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Мир, 1969. — 486 с.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М. 1991.
  13. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: Экономика, 2003. Федеральный образовательный портал Экономика Социология Менеджмент www.ecsocman.edu.ru
  14. О.С., Скорев М. М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. с. 76−83.
  15. JI.B. Ролевая модель деятельности тьютера в системе ОДО // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2005. — с. 40−44.
  16. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1971. 112 с.
  17. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1994.-271 с.
  18. . Социально-экономические показатели Запада и России. Статистическое приложение // Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 8.
  19. С.С. Особенности современного социального познания //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — с. 20−27.
  20. Г. В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы качества // Качество. Инновации. Образование. 2004. N 3. С.34−40.
  21. Е.Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения. Educational Technology & Society 6(4) 2003, pp. 245−250.
  22. B.H., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  23. Буш Р., Мостеллер Ф. Математическое моделирование социальных процессов. / АОНМ., 2001.
  24. Буш Р., Аганбегян А. Г. Некоторые особенности применения математических моделей в социологических исследованиях // Моделирование социальных процессов. М.: 2000.
  25. В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектностности. М.: Российская академия социальных наук, 1996.
  26. В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.
  27. Васильчук 10. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 9.
  28. А.А. Модели коллективного поведения в социально-экономических процессах. // Математическое моделирование. 1999, № 2.
  29. М. Избранные произведения. М., 1990.
  30. В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты образования // Высшее образование в России.-2005. № 2.-С.29−37.
  31. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. -М.: Гардарика, 1998. 432 с.
  32. В.В., Скорев М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 4. с. 55−63.
  33. Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы — Alma Mater, 1999, № 3, с.29—35.
  34. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации, 1999/2000 учебный год — М.: Минобразования РФ, 2000.
  35. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года / Под ред. проф. В. Г. Кинелева. М.: 1995.
  36. A.JI. Стратегическое управление университетом как потребность нового времени // Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. с.30−35.
  37. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий». М., 1965. -51 с.
  38. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М., 1992.
  39. С.В., Данилов А. В., Самойлов В. А., Тельнов Ю. Ф. Анализ процессов дистанционного образования на основе имитационного моделирования // Дистанционное образование. 1998. N4. с. 14−18.
  40. А.В., Никольский Н. М. Системный анализ и диалог с ЭВМ в исследованиях международных отношений. М., 1992.
  41. И.Т., Мухин Э. В., Сорокин А. С., Сумароков JI.H. Методика разработки учебного плана. //Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. М.: «Высшая школа», 1972, с.176−195.
  42. В.Я. Институциональная парадигма в политической экономии на примере Франции, Наука, 1999.
  43. В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 463 с.
  44. Гэри Хансен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и управление: Пер с англ.- М.:ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999. 704 с.:ил.
  45. П.Г., Марков Е. П. Программирование в Delphi 5.0 СПб. «БХВ — Санкт-Петербург», 2001 — 784с.
  46. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., 1991.
  47. М.И. Социальная технология и моделирование обстановки в регионах России. // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. М. 1993. № 7.
  48. С., Алкалай Ю., Тенчев Д., Базлянков Л. Подход к развитию системного и целостного мышления в процессе обучения менеджменту. // Международный институт менеджмента ЛИНК. Информационный бюллетень по курсу BZR654, № 8, 2000.
  49. Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996.
  50. А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4. с. 50−64.
  51. А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия. Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования», № 29, 2005.
  52. С.В., Олейник А. Г., Попков Ю. С., Путилов В. А. Информационные технологии регионального управления. М.: Едиториал УРСС, 2004.-400 с.
  53. Зависимость обучения от типа ориентировочной основы действия / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. МГУ, 1968. -238 с.
  54. JI.B. Методы и модели адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения // Educational Technology & Society 6(3) 2003 ISSN 1436−4522. pp. 204−211.
  55. Н.М. Корпоративные клиенты обучающих организаций / Научн. ред. В. Н. Голубкин, Л. П. Клеева, А. Г. Чернявская. -Жуковский: МИМ ЛИНК, выпуск 13, 2005. с. 271−280.
  56. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д.Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343с.
  57. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. — 704 с.
  58. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  59. А.А. Применение методов количественного анализа в социально-политических исследованиях и прогнозировании. М., 1984.
  60. А.Д., Милорадова Н. Г. Диагностика стиля деятельности // Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Научн. ред. В. Н. Голубкин, Л. П. Клеева, А. Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, выпуск 13,2005.-с. 175−189.
  61. Т.В. Интеграция системы знаний основополагающий фактор при принятии управленческих решений // сборник статей «Проблемы управления социальными и технологическими процессами», выпуск 2. М., 2001.
  62. Т.В. Системный анализ целей и функций управления. // Информационные технологии в промышленности: сборник научных трудов МГТУ «Станкин», выпуск 1. // Под ред. Ю. М. Соломенцева. М.: Янус-К, 2002.
  63. Карлова Т. В. Системные принципы объекта управления: социологический анализ. М.: Янус К, 2004. 480 с.
  64. Т.В. Технология мониторинга качества инженерного образования. // журнал «Качество. Инновации. Образование», № 10. М., 2004.
  65. Т.В. Востребованность интеллектуальных ресурсов в системах управления. // Информационные технологии в науке, образовании и промышленности. Международная научно-практическая конференция. Архангельск: Соломбальская типография. 2005.
  66. В.И. Составление учебных планов вузов с помощью ЭЦВМ. //Применение ЭЦВМ для автоматизации обучения и управления учебными заведениями. Киев, 1972 ., с. 121−130.
  67. Н.Р., Шкавро С. Л. Образовательно-промышленные группы как инструмент дополнительного финансирования высшего образования // Университетское управление. 2005. № 6(39). с. 61−65.
  68. В.П., Солдатов А. В. Комплексная модель эффектиности процессов жизненного цикла продукции // 4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза»: Тез. докл. Владивосток, 2003.
  69. А.К., Петухова B.C. Экономика классического университета в переходный период // Университетское управление. 2005. № 6(39). с. 66−70.
  70. Е.А. Системный подход в прогностическом исследовании социальных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 289 с.
  71. О.В. Интеллектуальные ресурсы в системах управления // Материалы III Петербургской международной научно-методической конференции «Профессиональное последипломное образование: проблемы и перспективы», СПб.: 1997. с. 60−64.
  72. О.В. Схема учебных модулей с позиции информационного управления Аннотация.- Компьютерные инструменты в образовании. — СПб, ЦПО «Информатизация образования», 1998. — с. 93.
  73. О.В. Некоторые вопросы региональных взаимодействий по подготовке специалистов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования на современном этапе», СПб.: 2001. с. 31−34.
  74. О.В. Социально-управленческий анализ комплексного применения различных методов обучения // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация образования на современном этапе», СПб.: 2001. с. 64−67.
  75. О.В. Групповая проектно-исследовательская деятельность как метод социального управления // Труды общероссийской научно-технической конференции «Вторые Уткинские чтения», СПб.: 2005. с. 66−68.
  76. О.В., Шаройкина Л. П. Применение имитационно-моделирующих программных средств как способ повышения эффективности процесса обучения. // Труды общероссийской научно-технической конференции «Вторые Уткинские чтения», СПб.: 2005. с. 68−69.
  77. О.В., Якушина Е. А. Использование принципов алгоритмизации в управлении процессом преподавания // Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — с. 59−61.
  78. О.В., Мамин Р. Г. Региональное природопользование и задачи высшей школы. СПб.: Астерион. 2006. 100 с.
  79. О.В., Протасов Ю. В. Автоматизированная информационная система «Учебно-методический комплекс кафедры» //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — с. 56−59.
  80. О.А., Протасов Ю. В. Автоматизированная информационная система кафедры //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.-с. 53−56.
  81. О.А., Кононова О. В. Информационные технологии в управлении кафедрой // X Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика 2006 (РИ-2006)»: материалы конференции. -СПб.: СПОИСУ, 2006, с. 207.
  82. О.В. Информационные технологии в управлении учебно-методическим комплексом кафедры // Информационные процессы (электронный научный журнал ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, ИППИ РАН). -т. 6, № 4, 2006.-с. 322−326.
  83. P.M. К анализу затрат и результатов в дистанционном образовании. // Информационные и коммуникационные технологии в образовании 2005 (ИКТО-2005). Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 2005.
  84. А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. -М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999. -382 с.
  85. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: Сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  86. В.В., Шахгельдян К. И. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4. с.67−77.
  87. Г. С. Модель представления учебного материала в системе дифференцированного Интернет-обучения http://www.edu.buk.irk.ru
  88. В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М., Наука, 1996.
  89. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом. Математические модели. Рига, Зинатне. 1984, -239с.
  90. У. Циклы и стили обучения, http://www.elitariurn.ru
  91. В.Ф., Галкин В. И., Федоров И. В. Открытое образование: Перспективы, рациональность, проблемы.. Высшее образование в России, 2004, № 1, с. 93−104.
  92. Р.Г., Иванов В. А. Проблемы природопользования в регионах России // Экономист № 2. 1996. с. 92−96.
  93. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26. Ч. III.
  94. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  95. П.П. Социальное моделирование // Социология в СССР. В 2 т. М., 2001.
  96. С.В. Количественные методы в американской политологии. М., 2000.
  97. В.П. Моделирование и измерение понятийных систем (графовый и информационный аспекты).// Применение методов моделирования в дидактике. Хабаровск: 1976. с. 7−36.
  98. Моделирование развития основных направлений деятельности вуза / Хван В. В., Бринза В. В., Соловьев В. П. и др. // Качество. Инновации. Образование. 2004. № з. с. 18−27.
  99. Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования: Стенограмма Парламентских слушаний // Инновации.-2004.-Ы Ю.-с. 4−29.
  100. В. Д., Радченко В. И. Критерии учебной деятельности вуза // Информатика и образование. 2004. № 3. с. 113−114.
  101. В. Д., Радченко В. И. Управление устойчивостью функционирования вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5−6. с. 103−115.
  102. В. Л. Модель финансового управления учебным процессом вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 3(31). с. 68−76.
  103. A.M. На смене образовательных парагдигм // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2005. с. 219−225.
  104. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- Предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера.- М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  105. НТП: экономика и управление / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Экономика, 1988.
  106. П.И. Автоматизированное рабочее место преподавателя вуза // Образовательные технологии.-2004.-Ы 2.-С.94−99.
  107. Обучение рынку / Под ред. Глазьева С. Ю. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 639 с.
  108. В.Ф. Корпоративное обучение: дистанционное или в классе под руководством преподавателя? // Информационное общество, 2005. № 4. — с.36−42
  109. JI. Н. Самоучитель Visual FoxPro 7.0, С-Пб: БХВ -Санкт-Петербург, 2002. — 672с.
  110. В.И. Равновесие и устойчивость в моделях коллективного поведения. М.: Наука. 1997.
  111. С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 2001.
  112. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Приказ Минобразования и науки России от 15.02.2005 N 40 // Образование в документах.-2005.-Ы 10.-С.72−77.
  113. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Ю. П. Григорьева. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 285 с.
  114. Т. О социальных системах. / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.
  115. . Психология интеллекта. СПБ.: ПИТЕР, 2003.
  116. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998.
  117. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Полат Е. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  118. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. Ю., Петров А. Е. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001.
  119. Ю.П. Игровые модели: Математические методы, психологический анализ. М., 1991.
  120. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. редактор Солдаткин В. И. — М: Высшая школа, 2003.
  121. А.И. Современная социология организаций. М.: Логос, 2005.-250 с.
  122. Принципиальное задание на продолжение реформирования сферы образования в РФ. Методологический и игротехнический альманах «Кентавр». http://www.circle/ru/kentavr/n/35/6
  123. Принципы экономике. СПб.: Питер Ком, 1999.
  124. С.М. Феномен образования в меняющемся обществе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. l.№ I.e. 72−73.
  125. С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. — 635с.
  126. Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. / РПИ. Рига: Зинатне, 1986. — 160 с.
  127. Л.А. Адаптивное обучение с моделью: концепция, алгоритмы, программная реализация и опыт внедрения // Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — с.207−212.
  128. Е.Б. Институциональные преобразования в высшем профессиональном образовании в современной России //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.-е. 119−125.
  129. С.А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса необходимое условие качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4. — с. 19−26.
  130. В.Ф., Пузанков Д. В., Мамонтов А. Н. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. с. 68−76.
  131. Сайт «Интернет-школа. Просвещение, ги»
  132. Сайт Международного института менеджмента ЛИНК. http://www.ou-link/ru/
  133. Сайт «Социальные портреты городов» http:/atlas.socpol.ru/portraits/volgd.shtml-Вологда.
  134. Сайт «Социальные портреты городов» http://atlas.socpol.ru/portraits/novg.shtml -Новгород.
  135. Сайт «Социальные портреты городов» http://atlas.socpol.ru/portraits/munn.shtml Мурманск.
  136. Сайт «Социальные портреты городов» http://atlas.socpol.ru/portraits/komi.shtml Коми АССР.
  137. Сайт «Социальные портреты городов» http://atlas.socpol.ru/portraits/kalgr.shtml Калининградская область
  138. Сайт «Социальные портреты городов» http://atlas.socpol.ru/overviews/demographv/index.shtml- Демография
  139. Сайт «Статистика Российского образования» http: // stat. edu. ru /stat / vis. shtml.
  140. Сайт «Федеральная служба государственной статистики» http: // www, gks. ru / wps / portal.
  141. Сайт http://www.mysql.com/
  142. В.А., Тельнов Ю. Ф., Григорьев С. В., Данилов А. В., Громова Н. В., Лубкова И. Н. Имитационное моделирование процессов дистанционного образования// Материалы 4-й международной конференции по дистанционному образованию. М., 1997.
  143. О. Студенческая скамья для SAP / Intelligent Enterprise, № 23(64), 2002.
  144. Jl.Г. Экономическая теория.2-е изд. Серия «Учебник для вузов» СПб.: Питер, 2006. — 384с.: ил.
  145. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 152 с.
  146. М.М. Образование как институциональный фактор воспроизводства знания и человеческого капитала в условиях неоэкономики. Ростов-на-Дону, 2004.
  147. Г. Н. Экономическая социология. Учеб. для вузов. -Мн.: Высш. шк., 1998.-368 с.
  148. А.В. Информационная система как основа эффективного управления вузом. // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2.
  149. А.В. Эффективное управление ресурсами вуза в сфере образовательной деятельности // Международный форум информатизации -2002: Доклады международной конференции «Информационные средства и технологии» 2002.: В 3 т. Т. 1. М.: Янус-К, 2002.
  150. Ю.М., Позднеев Б. М., Солдатов А. В. Эффективное управление ресурсами вуза // Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2003. / ПетрГУ. Петрозаводск, 2003.
  151. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  152. А.И. Введение в систему визуального программирования DELPHI: Учебное пособие. Балт. гос. техн. ун-т- СПб., 1997, — 118с.
  153. Н. Общественные науки и социальная технология. М.:1. Наука, 1996.-200 с.
  154. Н., Яхнел И., Качаунов С. Управление, моделирование, прогнозирование. София, 2003.
  155. И.П. Качество образования как элемент качества жизни // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2005. с. 253−257.
  156. А.И. О концепции государственной политики в области качества высшего образования и механизмах ее реализации //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. с. 6−16.
  157. А.Г., Овдиенко А. Г. Кафедральная система обеспечения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 3. с.49−53. — (Опыт Брянского государственного технического университета).
  158. М.М. Системно-функциональный подход к моделированию социальной деятельности в России. Экспериментальный творческий центр, 1992. 1ч. 336с.
  159. Л.А. Методика построения логико-семантической модели структуры содержания дисциплины / Вопросы тестирования вобразовании. № 8, 2003. М., Центр тестирования при Министерстве образования РФ. 2003. с. 15−20.
  160. Л. А., Толстоусова В. Г. Дистанционные технологии обучения: стандарты, методики оценки знаний. М.: РГГУ, 2002. — 91 с.
  161. Ю.Ф., Григорьев С. В. Динамическое моделирование системы дистанционного образования на основе применения методов реинжиниринга бизнес-процессов// Материалы 2-й и 3-й всероссийских конференций по дистанционному образованию. М., 1997.
  162. А. Н., Кияев В. И., Комаров С. Н. Принципы информатизации системы управления в Санкт-Петербургском государственном университете // Вестник Санкт-Петербургского госуд. университета, сер. 8, вып. 2 (№ 16), 2004. с. 187−200.
  163. А.Г. Метанастраивание целостных бизнес-образовательных программ // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): Материалы международной научно-практической конференции. М.: МГИУ, 2005. с. 274−279.
  164. В.Б., Тихомирова И. В. Политический риск: рейтинг Литвы. // Диалог. 1990. № 15. с. 47−54.
  165. .Т., Бойков В. Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы. // Социологические исследования. -1990. № 9.-с. 23−25.
  166. В.И. Роль науки в экономике знаний // Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. с. 27−30.
  167. В.И. Экономика фирмы. СПб.: Издательство «МКС», 2005. -240 с.
  168. В.И., Кыркалов В. Д. Институциональный подход к регулированию экономики России в условиях переходного периода //Место и роль науки в высшей школе: материалы научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. с. 37−46.
  169. Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: ЛГУ, 1970. 178 с.
  170. Управление в высшей школе: опыт, традиции, перспективы. Аналитический доклад. Под рук. В. М. Филиппова. М.: Логос. 2005.
  171. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.
  172. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/db/portal/3nk retro/form 1 l. pl
  173. А.Г. Организация учебной рефлексии в образовании взрослых. // Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Научн. ред. В. Н. Голубкин, Л. П. Клеева, А. Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, выпуск 13, 2005.-с. 137−143.
  174. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. / Под ред. И. И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  175. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Логос, 1998.
  176. В.А. Моделирование и философия. Д.: Наука, 1966.301 с.
  177. С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.
  178. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас «Швиеса», 1989.-272 с.
  179. Янг С. Системное управление организацией. М., 2002.
  180. Е.С. Методы и стили обучения. http://www.ipd.mesi.ru/aspirant/materials/teach2.doc
  181. Apthur W.B. Competing Technologies, Increasing Returns, and Lock-In by Historical Events. // The Economik Journal. Mar., 1989. V. 99/ № 394. p. 116−131
  182. Cowan R. Nuclear Power Reactors: A Study in Tecnological Lock-in //Journal ofEconomicHistory. Sep., 1990. V. 50. № 3. p. 541−567
  183. David P.A. Clio and the Economics of QWERTY // American Economic Review. 1985. M. 75. № 2.
  184. Garrouste P., Ioannides S. Evolution and path dependence in economic ideas: past and present. Northampton, MA: Edvard Elgar, 2001.
  185. Kolb D. A. Experiential Learning: Experience as the source of learning and development. Prentice-Hall, London. 1984
  186. Krueger A. The Political Economy of Controls: American Sugar // Empirical Studies in Institutional Change. / Ed. by L. Alston, T. Eggertsson, D. North. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1996.
Заполнить форму текущей работой