Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эпоху интенсивной интернационализации общественной жизни начал складываться мировой рынок образовательных услуг. Лидирующие позиции на этом рынке заняли США, Великобритания, Германия, Австралия, Япония, Китай. Для России сложилась непростая ситуация. Распад СССР разрушил сложившуюся эффективную систему обучения иностранных граждан, количество иностранных учащихся в российских высших учебных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах
    • 1. 1. Государственная политика России в области международного образовательного бизнеса
    • 1. 2. Создание условий для обучения иностранных граждан в российских учебных заведениях
    • 1. 3. Сущность учебно-исследовательской деятельности и особенности ее организации на довузовском этапе подготовки иностранных абитуриентов

Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, тенденцией к интернационализации и интеграции. Образование стало одним из наиболее эффективных инструментов влияния в мире, поэтому конкуренция в вопросах привлечения молодежи к профессиональному обучению в университетах мира заметно усилилась.

В эпоху интенсивной интернационализации общественной жизни начал складываться мировой рынок образовательных услуг. Лидирующие позиции на этом рынке заняли США, Великобритания, Германия, Австралия, Япония, Китай. Для России сложилась непростая ситуация. Распад СССР разрушил сложившуюся эффективную систему обучения иностранных граждан, количество иностранных учащихся в российских высших учебных заведениях сократилось, интерес к русскому языку, русской культуре, образованию резко снизился. Сократилось количество российских культурных центров за рубежом, закрылись филиалы Института русского языка им. А. С. Пушкина (например, в Польше, Венгрии, Вьетнаме, Монголии), уменьшилось количество изучающих русский язык в национальных учебных заведениях многих стран мира. Ситуация усложнилась снижением качественных характеристик подготовленности иностранных учащихся: их общим образовательным и интеллектуальным уровнем, состоянием здоровья, знанием русского языка (A.JI. Арефьев, 2007).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет роль образования как важного фактора сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования (Д. Пузанков, И. Федоров, В. Шадриков, 2004; А. Слепухин, 2004 и др.).

Российские образовательные учреждения активно включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Об этом говорит и рост числа вузов, предоставляющих образовательные услуги иностранцам: сегодня их более 600 [11]. Создание интернациональной научно-образовательной среды в российских образовательных учреждениях — свидетельство международного престижа. Основным условием привлекательности будет являться качество предоставляемой образовательной услуги. Международная образовательная деятельность становится существенным элементом в повышении академического рейтинга учебного заведения.

Обладая реальным образовательным потенциалом, российские учебные заведения предлагают зарубежным странам широкий спектр образовательных услуг, обеспечивая высокое качество подготовки и конкурентоспособности выпускников. Эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки национальных кадров является стратегической задачей государственной политики. Об этом свидетельствует Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.

Одно из приоритетных направлений в этой области — развитие и совершенствование довузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке, удовлетворяющей жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга (Н.И. Зверев, 1997; М. А. Иванова, 2000; А.Н. Ре-менцов. 1999; А. И. Сурыгин, 2000 и др.). Основная трудность, с которой сталкиваются иностранные граждане, — слабое владение языком обучения или его незнание совсем. Причина этого, во-первых, — сокращение распространенности русского языка в мире, в том числе на территории бывших советских республик [175]. Следствием этого является возрастающая роль довузовской подготовки. Во-вторых, особенности довузовского этапа обучения — краткие сроки обучения (6−10 месяцев) — сложный период социально-психологической и физиологической адаптациинизкий уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинамнесовпадение профиля подготовки и профессиональных интересов иностранцаэтнопсихологический факторпротиворечие между уже сложившимся в национальной системе образования комплексом знаний, умений, навыков и новым содержанием и формой его предъявлениятрудность учета особенностей национальных образовательных систем, которая связана с отсутствием детальной информации о содержании образования и организации процесса обучения в национальных школах (А.И. Сурыгин, 2001).

Таким образом, отсутствие информации о содержании школьного образования тех стран, откуда прибывают на обучение в Россию иностранные абитуриенты, вызывает определенные трудности в организации их обучения на этапе довузовской подготовки. Довузовский этап должен не только научить языку обучения, но и адаптировать их к российской системе образования. Как показывает опыт, подобные процессы адаптации в этот период протекают очень тяжело, и иностранные абитуриенты не успевают адаптироваться к новой педагогической системе. Поэтому нужны новые подходы, которые позволили бы в объективно существующих условиях обеспечить им-необходимую подготовку к (обучению в российском вузе.

В последние годы вопросам обучения иностранных учащихся посвящено немало работ. Так в частности, работы А. И, Сурыгина посвящены теории обучения на неродном языке. А. В. Зинковский, М. А. Иванова, Т. И. Капитонова, Н. И. Пономарев, В. В. Попов и др. рассматривали психологические аспекты адаптации иностранных студентов. Подробно рассматривали проблему обучения иностранных учащихся A.JI. Арефьев, Н. М. Дмитриев, A.JI. Денисова, Н. И. Зверев, А. Н. Ременцов, В. А. Сластенин и др. Вопросам адаптации к учебному процессу в вузе посвящены работы А. Я. Алеевой, Е. А. Власовой, С. В. Фадеева и др. Много работ посвящено проблемам преподавания различных дисциплин у иностранных студентов: В. К. Жаров, А. Л. Суменкова, Л. И. Соколова, С. М. Цветковская и др. Т. Г. Колосова говорит о формировании коммуникативных умений иностранных студентовпроцесс коммуникации иностранных студентов освещался в статьях Т. В. Васильевой и Л.П. Клобуко-войвопросы энопедагогики и этнопсихологии изучали такие исследователи, как Л. Н. Гумилев, Г. Н. Волков, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец и др.

Проблемы довузовской подготовки иностранных абитуриентов изучали А. Д. Аркаченков, Е. И. Волкова, Ю. В. Гриб, Н. И. Зверев, С. Б. Калашникова,.

JI.О. Курышева, B.JI. Леонтьева, А. П. Пимошенко, А. Н. Ременцов, В.Е. Радио-нов, Н. В. Соковнина, А. И. Сурыгин, В. Л. Суринская и др.

В ходе довузовской подготовки иностранные абитуриенты изучают русский язык и основные общеобразовательные дисциплины на русском языке, овладевая языком обучения (русским) и дополняя знания, полученные в национальной системе образования, до уровня требований к абитуриентам российских вузов. Как следует из результатов социологических опросов, базовый уровень образования иностранных абитуриентов снизился, а требования к абитуриентам российских вузов возросли.

Многолетний опыт обучения иностранцев выявил проблемы, определившие задачи совершенствования системы подготовки на довузовском этапе. Анализ научно-педагогических и диссертационных работ в области обучения иностранных граждан показал, что исследователи не рассматривали учебно-исследовательскую деятельность как средство повышения качества их подготовки.

Исследовательскую деятельность школьников, студентов старших курсов и аспирантов рассматривали ученые В. И. Андреев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. И. Коротяев, Т. В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Г. Разумовский, Л. М. Фридман, И. С. Якиманская и др. Исследователи Ю. Д. Амирова, О. И. Алексеева, Г. М. Дергач, Т. В. Кудрявцев, В. М. Петрова, П. М. Якобсон и др. рассматривали научно-исследовательскую работу студентов. Всесторонне освещен опыт вузов по ведению научно-исследовательской работы студентов в трудах С. И. Архангельского, Г. И. Жильцова, Е. П. Елютина, А. И. Киприанова, Е. А. Непомнящего, Г. А. Николаева и др. О популяризации НИРС говорится в работах исследователей В. П. Квашко, А. А. Лазаревич, А. В. Панкова, В. В. Ученова, М. И. Хаскина и др. Совершенствованием методов НИРС занимались Б.П. Гнеден-ко, В. П. Елютин, П. Л. Капица, В. И. Крутов, Г. А. Николаев и др. Исследователь Т. И. Торгашина считала НИРС средством воспитания. Л. Г. Квиткина,.

Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и др. отождествляли научно-исследовательскую работу студентов с научным творчеством.

Мало изученной в научной литературе является учебно-исследовательская деятельность, существуют не только различия в трактовке этого понятия, но и в терминологии: учебно-исследовательская работа студентов (А.А. Лебедев, С. М. Гольдштейн, В. Г. Заворуева, И. А. Ильдяев, Л. Г. Квиткина и др.) — научно-исследовательская работа студентов, включенная в учебный процесс (Б.Н. Бабин, Г. Г Ефименко, Л. Г. Квиткина, В. А. Колесников и А. А. Ашимов и др.) — учебно-исследовательская деятельность студентов (В.И. Андреев) — учебная научно-исследовательская работа студентов (A.M. Колдашев) и др.

Таким образом, анализ научной литературы, результатов диссертационных исследований по проблемам организации учебно-исследовательской деятельности российских учащихся показал, что учебно-исследовательская деятельность может развить интерес к профессии, сформировать правильные представления о взаимосвязи изучаемых предметов, дополнить знания, расширить кругозор, повысить уровень познавательной активности и самостоятельности и в целом обеспечить качественную подготовку к поступлению в вуз. в настоящее время становиться все более очевидным, что в области формирования готовности иностранных студентов к обучению в вузе существует противоречие между необходимостью организации качественной довузовской подготовки как условия адаптационной готовности иностранных абитуриентов к продолжению образования в высшей школе и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической литературе и образовательной практике.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью организации качественной довузовской подготовки как условия адаптационной готовности иностранных абитуриентов к продолжению образования в высшей школе и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической литературе и образовательной практике.

Поиск путей разрешения данного противоречия определил тему диссертационного исследования: «Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности».

Объект исследования — формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в российском вузе.

Предмет исследования — процесс подготовки иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

В ходе исследования нами была выдвинута и подвергнута проверке гипотеза, состоящая в предположении, что подготовка иностранных абитуриентов на довузовском этапе будет эффективной и имеющей системный и целенаправленный характер, если она:

— осуществляется по специально разработанной модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности;

— реализуется в соответствии с разработанной комплексной программой учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов, создающей условия для качественной подготовки и содействующей процессам адаптации;

— учитывает теоретически обоснованные критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретические основы исследования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

2. Выявить критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

3. Разработать модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

4. Разработать комплексную программу учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов, реализация которой создает условия для качественной подготовки и содействует процессам адаптации.

5. Экспериментально доказать эффективность учебного процесса, реализующего на практике разработанную модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности.

Общеметодологической базой исследования стали отечественные и зарубежные философские, психологические, социологические, педагогические теории и концепции образованияидеи гуманистической психологии и педагогикипринципы организационно-педагогической деятельностисовременные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности, системностио творческой активности личности как субъекте собственной деятельностио целенаправленном сознательном характере человеческой деятельностио сущности образования как социального явления и его важной роли в личностном развитии человека.

Методическими ориентирами выступают личностно ориентированный, деятельностный, индивидуальный и системный подходы к изучению педагогических процессов.

Теоретическую основу исследования составили:

— теория деятельностного подхода в обучении (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Д. Неверкович, В.Д. Шадрин);

— теория становления ценностных представлений и ориентаций (Л.М. Архангельский, М. Е. Загвязинский, А. В. Петровский, В. Д. Шадриков, В. Г. Алексеева, Т. М. Буякас, О. М. Зевина, Я. Гудечек, А. Г. Здравомыслов);

— теоретические основы педагогической интеграции (В.П. Беспалько, А .Я. Данилюк, Н. Ф. Талызина, Ю.С. Тюнников) и проектирования в сфере образования (B.C. Леднев, Т. Г. Новикова, Е. П. Оськина, В. Е. Радионов и др.);

— теория личностно-ориентированного и гуманного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, В. А. Сластенин и др.);

— теории личности и мотивации (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

— теории определения содержания обучения (Г.Д. Дмитриев, В.В. Кра-евский, И. Я. Лернер и др.);

— теория иноязычного обучения (А.И. Сурыгин);

— концепция непрерывного профессионального образования иностранных студентов (А.Н. Ременцов).

Исследование опирается на результаты работ в области методики преподавания дисциплин (В.К. Жаров, Е. А. Лазарева, А. И. Сурыгин, Н. Л. Харюкова и др.) — преподавания на неродном для студента языке (В.Л. Василевский, Е. А. Лазарева, В. И. Максимов, А. И. Сурыгин и др.) — адаптации иностранных студентов (А.В. Зинковский, Т. И. Капитонова, М. А. Иванова, Н. К. Маяцкая, А. И. Сурыгин и др.) — этнопсихологии и этнопедагогики (Л.Н. Гумилев, В. Г. Крысько, В.Ю. Хо-тинец и др.) — психологии научного творчества (А.В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский и др.).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 2003 по 2008 гг. в три этапа в Майкопском государственном технологическом университете на факультете международного образования (подготовительном).

На первом этапе (2003;2004 гг.) — организационно-подготовительномпроисходило осознание и формулирование проблемы, теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, сформулирована тема исследования, определены цели, задачи, научный аппарат, а также экспериментальная база, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2004;2006 гг.) — опытно-экспериментальном — была разработана модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в российском вузе средствами учебно-исследовательской деятельности, разработана методика решения учебно-исследовательских задач, проводилась опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) — заключительно-обобщающем — завершалось исследование, внедрялись результаты исследования в педагогическую практику, оформлялись результаты исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены понятия, подчеркивающие значение педагогических условий в формировании готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе: учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентовопределены ее цели, задачи, условия, содержаниеучебно-исследовательской задачиопределены ее свойства, критерии отбора, требованияописан алгоритм решения.

2. Определены критерии и уровни готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

3. Разработана и апробирована модель формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности и экспериментально доказана ее эффективность.

4. Разработана и апробирована комплексная программа и определено содержание учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов на довузовском этапе подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют имеющиеся представления: о возможностях использования на довузовском этапе учебно-исследовательской деятельности как одного из средств формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в российском вузео способах конструирования содержания учебно-исследовательской деятельностиметодах и организационных формах, обеспечивающих готовность иностранных абитуриентов к обучению в вузе.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования в практике факультетов довузовской подготовки иностранных граждан организационно-педагогической модели, обеспечивающей уровень их подготовленности, соответствующий требованиям к уровню подготовки абитуриентов российских вузов, и оптимизирующей процессы их адаптации. Разработана методика проведения занятий, основанная на включении в нее учебного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Компоненты готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе (мотивационно-ценностный, содержательный, организационно-деятель-ностный) позволяют определить в качестве критериев готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе такие, как: мотивационная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, каждая из которых может соответствовать таким уровням, как: высокий, средний, низкий.

2. Структура модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению вузе средствами учебно-исследовательской деятельности включает в себя блоки: целеполагания, принципов организации и деятельности, функциональных направлений деятельности, структурный, содержательный.

3. Средствами, обеспечивающими повышение качества подготовки абитуриентов, являются: программы учебно-исследовательской деятельности по дисциплинамкомплект учебно-методических, инструктивных и справочных материаловкомплекс технических средств обученияоборудование лабораторий и специализированных кабинетов.

Построенная на применении этих средств комплексная программа учебно-исследовательской деятельности включает в себя аудиторные занятия и внеаудиторную работу.

4. Реализация модели формирования готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе, системно построенной на их учебно-исследовательской деятельности при использовании направленного включения исследовательской компоненты во все виды организации учебного процесса, позволяет обеспечить эффективное развитие их учебно-познавательной активности, повысить качество подготовки и оптимизировать процессы адаптации.

Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

— теоретические (сопоставимый, ретроспективный анализ);

— диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, самооценка);

— эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы, практического опытапрямое и косвенное наблюдение);

— экспериментальные (педагогический эксперимент, педагогическое моделирование);

— статистическая обработка данных (качественный, количественный анализ).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологической основы и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияправильным выбором критериев оценки деятельностидостаточным количеством участников экспериментаметодологией построения самого экспериментатщательной и корректной статистической обработкой материалаадекватной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данныхпозитивными психолого-педагогическими изменениями, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета, на заседаниях кафедры психологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета и кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы, нашли свое отражение в 15 научных статьях и материалах Всероссийских и Международных конференций, 5 методических пособиях. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-педагогической работы автора на факультете международного образования Майкопского государственного технологического университета в период 2005;2008 гг.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 269 наименований и приложения. Общий объем диссертации составляет 184 страницы, включает 11 таблиц, 20 рисунков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Реализация комплексной программы, в содержание которой внесен исследовательский компонент, обеспечит иностранным абитуриентам достижение:

— более высокого уровня готовности к обучению в вузе;

— более высокого уровня знаний;

— более высокой степени психологической адаптации;

— более высокого уровня самостоятельности, активности, саморефлексии в учебной деятельности.

2. Разработка и включение в образовательный процесс учебно-исследовательских задач активизирует учебно-познавательную деятельность, позволит применять знания, преобразовывать их, расширять и дополнять, искать условия и границы применимости, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

3. Поэтапное введение различных форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит иностранным абитуриентам условия для успешной академической адаптации, динамичность и эффективность организованной системы, возможность естественного перехода к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в вузе.

4. Гуманистически ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса обеспечит глубокое понимание личности абитуриента, его ведущих целей и мотивов.

5. Специальная дополнительная подготовка преподавателей, работающих с иностранными абитуриентами, обеспечит: высокий уровень их профессиональной и поликультурной компетентностиформирование социально-психологической толерантности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994.- 135 с.
  2. , Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1984. 16 с.
  3. , Т.Н., В.В. Зверев, М. Л. Лебедева. Научные основы применения структурно-логических схем при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. — 2005. № 3. — С. 13−27.
  4. , Г. С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
  5. , Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. — 175 с.
  6. , Н.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза (в процессе изучения дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 22 с.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1977.
  8. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 237 с.
  9. , М.В., Манке Г. Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 19−26.
  10. , A.JI. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг Текст. / A.JI. Арефьев // М.: Центр социального прогнозирования, 2007.-700 с.
  11. , A.JI. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ Текст. / A.JI. Арефьев, Е. Е. Чепурных, Ф. Э Шереги. М.: 2005.
  12. , A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг Текст. / A.JI. Арефьев, Н. М. Дмитриев, Ф. Э. Шереги. -М., 2002.
  13. , Е.А. Организационно-деятельностная игра по теме «Технология постановки и решения задач» // Организация модульной системы обучения в деле формирования университетского образования нового типа. — Новгород: изд. НовГУ, 1997.
  14. , Е.А., Корешков В. Г. Спецкурс по теме «Технология постановки и решения задач» // Организация модульной системы обучения в деле формирования университетского образования нового типа. — Новгород: изд. НовГУ, 1997.
  15. , Е.А., Корешков В. Г. Тренинг по технологии решения задач // Организация модульной системы обучения в деле формирования университетского образования нового типа. Новгород: изд. НовГУ, 1997.
  16. , С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки (на материале вузов ГДР и СССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. 18 с.
  17. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., Высшая школа, 1980. — 368 с.
  18. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  19. , Б. Н. Организация студенческий исследовательских групп // Организация научно-исследовательской работы студентов в пединституте. Рязань: Издательство РГПИ, 1978. — С. 57−69.
  20. , Д., Сазонов, Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве- ТЕИС, 2007. — 190 с.
  21. , М. А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вильнюс, 1986. — 15 с.
  22. , В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Белоносова Валентина Васильева. СПб, 2003. -247с.
  23. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж, 1996. 317 с.
  24. , Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. для сред. проф. образования / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. М. Academia, 2005.
  25. , В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  26. , О. Шаг в пропасть Текст. / О. Биченкова // Газета новосибирского университета.- 2004.-18 марта.
  27. Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ./ Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 88 с.
  28. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — С. 29−36.
  29. , И.Т. Дифференцированное обучение важнейшее средство эффективного обучения школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1968.-28 с.
  30. , А.Б. Поступаем в зарубежный вуз Текст. / А.Б. Бу-ховцев. -М: 2005.-С. 36.
  31. , В. О педагогике сотворчества Текст. / В. Вайн // Вестник высшей школы. 1991. — № 5. — С. 41−44.
  32. , С. «Болванский» процесс Текст. / С. Васильев // Газета новосибирского университета.- 2004.-25 декабря.
  33. , О.Н. Особенности итогового контроля для групп экономического профиля Текст. / О. Н. Васильева, Т. А. Блинова // Международное образование и сотрудничество: сб. науч. тр. / Московский автомобильно-дорожный институт.- Москва, 2007.- С. 104−108.
  34. , Ф.М. Дидактические условия развития учебно-исследовательской деятельности студентов. Дис. канд. пед. наук. Благовещенск, 1985. -236 с.
  35. , И.Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
  36. , Т. П. Исследовательская деятельность преподавателей и студентов // Специалист. 2000. — № 3. — С. 21−22.
  37. , И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — С. 69−76.
  38. , Н. ТРИЗ и преподавание иностранного языка Текст. / Н. Волынкина // Высшее образование в России.- 2005.-№ 6.- С.95−100.
  39. , И.М. и др. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран. М.: Просвещение, 1988. — 57 с.
  40. , Б. Л. Школа современной Франции. М.: Педагогика, 1970.-318 с.
  41. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  42. , С. М. О формах УИРС на младших курсах пединститута // Педагогика. Минск, 1982. — Вып. 20. — С. 64−68.
  43. , С. М., Мазаник А. А. Элементы УИРС на занятиях по математическому анализу // проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. М., 1980.- Вып. 64. — С. 210−222.
  44. , К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: Методологические аспекты анализа и построения учебных текстов. СПб: СПбГТУ, 1993. — 252 с.
  45. , В.Л., Романов П. А. Научное познание (методы, формы, подходы) / учебное пособие. Тверь, 1995. 114 с.
  46. , В.А. Техническое творчество школьников: Пособие, М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  47. Государственная политика и управление. В 2 частях. Часть 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления // Российская политическая энциклопедия, 2006, 384 с.
  48. , В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / Учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 77 с.
  49. , JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения Текст. / JI. Гребнев // Высшее образование в России.- 2004.-№ 1.- С.36−42.
  50. , П. Глобализация: образовательные горизонты Текст. / П. Гречко // Высшее образование в России.- 2005.-№ 11.- С. 102−107.
  51. , С. А. В лаборатории ученика. М.: Знание, 1979. — 96 С.
  52. , А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении лабораторно-экспериментальных работ по физике на первой ступени обучения. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 222 с.
  53. , В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  54. , Г. В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 224 с.
  55. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. Ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, СГПИ, 1989. — 321 с.
  56. , Н. П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов. — Иркутск, 1976. 27 с.
  57. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год // Под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. М., 2004, с. 90.
  58. , В.А. Опыт работы по совместным образовательным программам с Университетом науки и технологии г.Чангша (КНР) Текст. /
  59. B.А. Долгополов, В. И. Малюгин // Научный вестник МГТУГА, Международная деятельность вузов, 2005, № 94 (12). С.165−167.
  60. , М.Ф., Сарафанникова О. А. К проблеме организации записи лекций на подготовительном факультете // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: Сборник статей. .Воронеж: Воронежский ун-тет, 1997. С. 24−27.
  61. , В.П. Актуальные задачи высших учебных заведений Текст. // Вестник высшей школы, № 4, 1980. С.40−56.
  62. , Г. На пути в европейское правовое пространство Текст. / Г. Ермошин // Высшее образование в России.- 2004.-№ 9.- С. 149−154.
  63. , Г. Г. Неотъемлемая часть учения и воспитания // Вестник высшей школы. 1977. — № 6. — С. 47−51.
  64. , JI. С. Исследовательская работа в колледже // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 8. — С. 21−23.
  65. , JI.C. Методические основы формирования профессиональных знаний и умений учащихся лицея в процессе выполнения творческих проектов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 22 с.
  66. , И.В. Развитие международных образовательных проектов Текст. / И. В. Жуковский // Инновации в образовании.- 2005.-№ 1.1. C.20−28.
  67. , В. Г. Содержание и организация учебно-исследовательской работы студентов по математике на физических отделениях педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 15 с.
  68. , В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1993. С. 73.
  69. , А. Ставка будущее России. Азартная игра — Болон-ский процесс Текст. / А. Запесоцкий // Высшее образование в России.- 2005.-№ 9.- С.4−8.
  70. , А. Высшее образование: доступное и платное Текст. / А. Запесоцкий // Высшее образование в России.- 2004.-№ 9.- С.30−39.
  71. , Н. И. Предуниверситетская подготовка иностранных учащихся в новых условиях // Вестник ЦМО МГУ. Вып. 1. ч. 3. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ. 1997, № 1. С. 17−25.
  72. , И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  73. , М. А. Титкова Н. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе: Методические рекомендации преподавателям. СПб. СПбГТУ. 1993 .- 16с.
  74. , Т., Ливерец И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование, 2000, № 3. С. 136−138.
  75. Игровые формы обучения профессиональному мышлению: методические рекомендации по изучению темы. Разработка Анисимова О. С. М.: РАГС, 1989.
  76. , И. А. Формирование исследовательских умений и навыков у будущего учителя средствами УИРС по методике преподавания физики // Организация научно-исследовательской работы студентов в пединституте. Рязань: Издательство РГПИ, 1978. — С. 117−128.
  77. , Н. А., Матвеева Н. В., Раскина JI. С. Методические указания по математике для студентов-иностранцев подготовительного факультета." М.: МАДИ. 1997. 130 с.
  78. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  79. , И. Об экономической природе современного отечественного образования Текст. / И. Ильинский // Высшее образование в России, — 2004.-№ 9.- С.39−52.
  80. , А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии. Дис.канд. пед. наук. М., 1983. — 183 с. .
  81. , С. Б. Интенсификация предвузовской подготовки иностранных студентов на основе личностной ориентации обучения Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08
  82. , П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1981.
  83. Качество образования. Библиографический указатель. Болонский процесс в документах / Сост. и пер. Е. В. Шевченко. М., 2003.
  84. , Л. Г. Влияние научно-исследовательской работы студентов на повышение качества подготовки специалистов (социологическое рассмотрение проблемы): дис. канд. философ, наук. М., 1978. -180 с.
  85. , Л. Г. Научное творчество студентов: Роль научно-исследовательской работы в повышении качества специалистов. М.: Издательство МГУ, 1982. — 102 с.
  86. , М. В. Игра в учебном процессе. М., Советская педагогика, 1984.-266 с.
  87. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 96 с.
  88. , М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем. // Школьные технологии. М., 2004, № 1, с. 11−26.
  89. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. 127 с.
  90. , JI. П., Савина Н. Г. Исследовательская работа: научно-практический аспект // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 7.-С. 25−27.
  91. , Н. А., Стратонова Т. Г. Мотивированное управление самостоятельной деятельностью студентов // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 9. — С. 32−37
  92. , A.M. Система учебной научно-исследовательской работы студентов в педагогическом институте // Вопросы педагогики высшей школы. Тамбов, 1975. — Вып.1. — С.7−9.
  93. , Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций в качестве механизмов контроля в рамках европейского пространства в сфере высшего образования Текст. / Ю. Колер // Инновации в образовании. -2005.-№ 3.- С.168−171.
  94. Ко лесов, В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) Текст. / В. Колесов // Высшее образование в России.- 2006.-№ 2.- С.3−8.
  95. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ / ACT, Астрель, 2007, 160 с.
  96. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях Электронный ресурс.: http.7/www.russia.edu.ru
  97. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / ЦГЛ, АПК и ППРО, 2004, 32 с.
  98. , М. В. Развитие творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1994. 21 с.
  99. , В. П. НИРС и некоторые проблемы формирования творческой личности в вузе. М., НИИВШ, 1981. — 36 с.
  100. , Б. И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: из опыта работы. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  101. , П. Ф., Гондза JI. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей // Советская педагогика. 1983. — № 1. — С. 68−70.
  102. , В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара: Издательство СамГПИ, 1994. 164 с.
  103. Краткосрочные программы обучения Текст.: учебное пособие / Под ред. А. М. Алексанкова- СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007.-158 с.
  104. , В. И., Мамот А. И. НИРС в учебный процесс // Вестник высшей школы. -1977.-№ 5.-С. 43−47.
  105. , М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе Текст. Майкоп: тип. «Качество», 1997. — 195 е.: ил.
  106. , Т.В. О психологии технического творчества // Психология технического творчества: Тез. докл. симпозиума / Под общ. Ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Акад. Пед. наук СССР, 1973. — С.6−12.
  107. , В. М. Технология научного и учебного исследования. Учебное пособие. Кемерово. Кемеровский педагогический колледж, 2000. — 67 с.
  108. , Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 44−51.
  109. , Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М.: Педагогика. 1977. — 152 с.
  110. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Вопросы психологии. 1986. — № 2.
  111. , И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. -№ 3. — С. 52−60.
  112. , А. А. УИРС и НИРС // Вестник высшей школы. 1976. -№ 7.-С. 49−53.
  113. , Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.:ИПП, 1997.-448 с.
  114. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  115. , И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Сб. статей под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 413−418.
  116. , И. Я. Проблемное обучение . М.: Знание, 1974. — 64 с.
  117. , Н.Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО Текст. / Н. Н. Ливенцев Н.Н., Я. Д. Лисоволик. М., 2002.
  118. , В. И. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — Минск, 1990. 17 с.
  119. , М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя Текст. /М. Лукашенко // Высшее образование в России.- 2003.-№ 1.- С.40−52.
  120. , М.А. Рыночные отношения в системе образования России Текст. / М. Лукашенко. М., 2001.
  121. , А.Н. Эмоциональная жизнь коллектива. Л., 1978.
  122. , Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996. 190 с.
  123. , Л. Н. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования мотивов профессиональной педагогической деятельности: Дис. канл. пед. наук. Ярославль, 1997. — 192 с.
  124. , А. С. Искусство открытия. Методология и логика научного творчества. М., Репро, 1993. — 176 с.
  125. , З.А. Последствия дифференцированного обучения в США//Народное образование. 1970. — С. 99−101.
  126. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  127. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1976. — 367 с.
  128. Международные, региональные и национальные организации, фонды и программы: Справочник / Под ред. И. Н. Зорникова. Воронеж, 2004.
  129. , К. М. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 60.
  130. , С.Н. Создание компьютерных обучающих программ / Вестник ЦМО СМГУ, 1997, № 1. С.68−76.
  131. , А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. -М., 1993. Т.1. 522 с.
  132. , Л. И., Беда, Ф. И. Об опыте организации учебно-исследовательской работы студентов // Специалист. 1999. — № 11.-С. 21.
  133. , В.Г. Особенности деятельности преподавателя высшей школы по руководству НИРС. В кн.: Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. — Барнаул, 1982. — 133 с.
  134. , Р.И. Стратегия для России: проблемы выбора Текст. / Р. И. Нигматулин, Д. Е. Сорокин // Вестник Российской академии наук. Том 72, № 5, 2002.- С. 387−395.
  135. , Т.А. Учебно-исследовательская работа студентов // Специалист. 1997, № 2. — с. 12−14.
  136. , В.В. Учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики как средство совершенствования методической подготовки учителя математики: Дисс. канд. пед. наук. — Могилев, 1985.- 195 с.
  137. , В. Глобальное образование: пределы либерализации / В. Никольский Текст. / В. Никольский // Высшее образование в России.-2004.-№ 8.- С.17−25.
  138. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Текст.: федер/ закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Юркнига, 2006, 64 с.
  139. О Федеральной целевой программе «Русский язык» (2006−2010 годы) / Постановление Правительства РФ № 833 от 29 дек. 2005 Электронный ресурс.: http://www.businesspravo.ru
  140. Образование в документах. 2006. № 18(79), с.7−20.
  141. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 4 / Министерство-образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСП, 2007. — 120 с.
  142. Организация международной деятельности вуза Текст.: учебное пособие / Под ред. Д. Г. Арсеньева, А. М. Алексанкова- СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2007.-156 с.
  143. , Т.В. Обучение самостоятельной постановке проблемных вопросов и составлению задач как условие развития творческих возможностей учащихся. Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 243 с.
  144. , Я.И. Занимательная астрономия. Д.: ВАЛ, 1994 — 208 с.
  145. , Я.И. Занимательная геометрия. Д.: ВАП. 1994 — 288 с.
  146. , Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред, и ст. шк. возраста. -Мн.: Беларусь, 1994 448 с.
  147. , Н.Н. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994. — 366 с.
  148. , П.И. Самостоятельная деятельность учащегося: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  149. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития // Материалы к IV заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования. — 4.1. -М., 1999.- 102 с.
  150. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-464 с.
  151. , Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1970. — 452 с.
  152. , А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года Текст. / А. Д. Попов // Вопросы статистики.- 2006.-№ 3.- С.34−37.
  153. , Т. Б. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 125−126.
  154. , Ю. Бакалавр-инженер: реальность и перспективы для России Текст. / Ю. Похолков, А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России.- 2004.-№ 9.- С.3−13.
  155. , Б.С. Теория и практика индивидуального подхода в обучении. М., 1989. — 178 с.
  156. , В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие. СПб.- СПбГТУ, 1996. — 140 с.
  157. , А. М. О некоторых формах привлечения студентов младших курсов к УИР // Проблемы подготовки учителя математике в пединститутах. М., 1980. — Вып. 64. — С. 223−227.
  158. , В. Г. Обучение и научное познание / Педагогика. -1997. № 1,-С. 7−13.
  159. , А.Н. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России Электронный ресурс.: Дис. д-ра пед. наук Москва, 2000. — 412 с.
  160. Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике // Со-цис, № 10, 1995.
  161. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002, с. 236.
  162. , В.А. Московская олимпиада школьников по экономике: содержание и анализ // Школьный экономический журнал, 1996, № 4? с. 47−52.
  163. С. JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. Ан СССР, 1985. — 147 с.
  164. Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения. М., 2005, с.22−113.
  165. , Б.А. Система зачетных единиц и организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования Текст. / Б. А. Сазонов. М.: НИИВО, 2005.
  166. , Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  167. , Т. П. Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие. М., Сфера, 2005.
  168. , В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций Текст. / В. Сенашенко, Г. Ткач // Высшее образование в России.- 2003.-№ 3.- С.25−34.
  169. , В. ВТО и проблемы высшего образования Текст. / В. Сенашенко, Н. Володина // Высшее образование в России.- 2006-N°2.- С.8−13.
  170. , В. Высшая школа и болонские преобразования Текст. /В. Сенашенко //Высшее образование в России.- 2005.-№ 6.- С.95−100.
  171. , Ю. В. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. -1991.-№ 5.-С. 35−40.
  172. , В. Путь к творческому мышлению // Вестник высшей школы. 1991.-№ 7.-С. 12−15.
  173. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  174. , А.С. Экономика на уроках математики. М.: Школа-пресс. — 1999. — 157 с.
  175. , В. А. Научно-исследовательская работа студентов и формирование творческой личности учителя // Организация научно-исследовательской работы в педагогических институтах: Материалы Всерос. совещ.-семинара. — Казань, 1973. —С. 102−112.
  176. , В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов // Совершенствование подготовки учителя в педвузе. -М., 1980. 154 с.
  177. , А. Высшая школа в условиях интернационализации Текст. / А. Слепухин // Высшее образование в России.- 2004.-№ 6.- С.3−12.
  178. , Н. Н. Основы организации учебно-научной работы студента / Н. Н. Соловьев, М., 2003.
  179. , А.В. Экспорт дистанционных образовательных услуг Текст. / А. В. Соловьев // Высшее образование в России.- 1999.-№ 3.- С.120−121.
  180. , Н. Студент и Болонский процесс Текст. / Н. Сорокина // Высшее образование в России.- 2004.-№ 9.- С. 164−165.
  181. , Т. Г. Социальная психология этнической идентичности Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Стефаненко Татьяна Гавриловна. Москва, 1999.- 528 с.
  182. , А. И., Юдин С. Ф. Оценка скорости обработки информации иностранными студентами на предвузовском этапе обучения // Международное сотрудничество в образовании. Материалы научно-практической конференции. СПб: СПбГТУ, 1998. — С. 82−83.
  183. , А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке Текст. / А. И. Сурыгин // СПб.: Златоуст, 2000. 226 с.
  184. , А.И. Педагогическое проектирование системы предву-зовской подготовки иностранных студентов Текст. / А. И. Сурыгин // СПб.: Златоуст, 2001.- 135 с.
  185. , М. Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2000. 120 с.
  186. , Н. В. Исследовательская подготовка студентов университета: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2002.
  187. Теория и практика создания учебников и учебных пособий по общеобразовательным дисциплинам на неродном для студентов языке (этап предвузовской подготовки) / Г. И. Кутузова, В. И. Левина И. Л. Перфилова, М. М. Козлов СПб: СПбГТУ, 1998. — 39 с.
  188. , Т. И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала: Дис. канл. пед. наук. Волгоград, 1999. — 209 с.
  189. , Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. СПб: изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  190. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  191. , А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий: Учеб. пособие, Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 1979.-86 с.
  192. Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010 годы / Серия: Правовая библиотека образования // ТЦ Сфера, 2007, 176 с.
  193. , Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  194. , М. Оздоровление или распад? К вопросу о судьбе российской науки (перевод с немецкого) Текст. / М. Фюлльзак // Россия и современный мир, — 2001.-ЖЗ.- С. 210.
  195. , Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности (на материале УИРС по циклу пед. дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978. — 26 с.
  196. Человек как субъект социологического исследования / Под общей ред. Л. И. Спиридонова и др. Л.: ЛГУ, 1997. — 196 с.
  197. , Е.И. Влияние исследовательской деятельности студентов на изменение структуры их учебной мотивации Текст. / Е. И. Шарова // Новые технологии: сб. научных трудов МГТУ. Выпуск 1. Майкоп: изд-во МГТУ, 2006. — С.29−31 (в соавт.).
  198. , Е.И. Обучение иностранных студентов решению учебно-исследовательских задач в условиях довузовской подготовки Текст. / Е. И. Шарова // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». Москва: Изд-во РУДН, 2008.-№ 2. — С. 171−178.
  199. , Е.И. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов Текст. / Е. И. Шарова // Вестник
  200. Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: изд-во АГУ. — Вып. 7. 2008. — С. 121−126 (в соавт.).
  201. , Е.И. Практикум по информатике Текст. / Е. И. Шарова // Методическое пособие. Майкоп: изд-во АГУ, 2009. — 32 с, ил. (в соавт).
  202. , Е.И. Рабочая тетрадь по информатике для иностранных студентов подготовительного факультета Текст. / Е. И. Шарова // Учебно-методическое пособие. Майкоп: Изд-во ООО «Глобус», 2008. — 48 с.
  203. , Е.И. Теоретические основы введения учебных исследований в процесс профессионально ориентированной довузовской подготовки иностранных студентов Текст. / Е. И. Шарова // Методическое пособие. -Майкоп: изд-во ООО «Глобус», 2007. 19 с, ил.
  204. , Е.И. Технология исследовательской деятельности Текст. / Е. И. Шарова // Учебно-методическое пособие. Майкоп: Изд-во ООО1. Глобус", 2008. 50 с.
  205. , Е.И. Учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов как средство академической адаптации Текст. / Е. И. Шарова // Новые технологии: сб. научных трудов МГТУ. Выпуск 3. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. — С.54−56.
  206. , Е.И. Экономика в лицах: учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев экономических специальностей Текст. / Е. И. Шарова // Учебно-методическое пособие. Майкоп: Изд-во ООО «Глобус», 2008. — 50 с.
  207. , С. Болонский процесс: взгляд из Европы Текст. / С. Шаронова // Высшее образование в России.- 2005.-№ 12.- С. 142−146.
  208. , Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.JT. Арефьев. М., 2002.
  209. , B.C. Взаимодействие с наукой путь к достижению цели // Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях. — М., 2000. — С. 3−5.
  210. , М. В. Метод конструирования проблемных задач // Математика в школе. 1994. — № 4. — С. 62−64.
  211. , Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. Одесса: «Черноморье», 1995.
  212. , Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 56−58.
  213. , В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг / В. П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 11. С.127−129.
  214. , Г. И, Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1990. — 108 с.
  215. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки российской Федерации. М.: ЦСП, 2007. — 256 с.
  216. , А. Обучение это исследование // Сб.: Перспективы гуманитарного образования в средне школе. — М., 1992. — С. 157−189.
  217. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М: Наука, 1978.-391 с.
  218. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 95 с.
  219. , И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы, № 3, 1996. С. 96.
  220. , П. М. Технические способности и их изучение у учащихся // Вопросы психологии способностей школьников. М.: 1964. — 280 с.
  221. , В. А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989. — 128 с.
  222. , Л. А. Формирование профессиональной направленности студентов на пропедевтическом этапе вузовской подготовки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: СГИПИ, 1992. 19 с.
  223. Исследовательская модель по Бейеру
  224. Определение проблемы. Осознание наличия проблемы. Осознание ее значения.
  225. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
  226. Выработка возможных ответов. Изучение и классификация доступных данных.
  227. Поиск взаимосвязей и построение логических умозаключений. Выдвижение гипотез.
  228. Проверка предположительного ответа. Сбор данных.
  229. Организация данных. Анализ данных.
  230. Выработка заключительного вывода.5. Применение вывода.
  231. Исследовательская модель по Джойсу и др.1. Фаза 1.
  232. Столкновение с проблемой и отклик.2. Организация исследования.3. Операции.4. Рефлексия и оценка.5. Заключение.
  233. Фаза 2. Повторный цикл. Повторение шагов 1−5.
  234. Исследовательская модель по Голдмарку
  235. Признание необходимости исследования.2. Постановка гипотезы.3. Сбор данных.
  236. Анализ альтернативных гипотез.5. Определение критериев.
  237. Определение ценностных ориентаций и исходных предположений.
  238. Исследование процесса исследования.
  239. Исследовательская модель по Массиаласу1. Ориентация.2. Выработка гипотез.
  240. Определение входящих в гипотезу терминов.
  241. Анализ гипотез с точки рения их логической стройности и внутренней непротиворечивости.
  242. Подтверждение гипотез или сбор фактов и подтверждений.6. Формулирование обобщений.
  243. Исследовательская модель по Нельсону
  244. Определение и формулирование существа проблемы.2. Выдвижение гипотезы.3. Сбор и оценка данных.4. Проверка гипотезы.
  245. Предположительный вывод и принятие решения.
  246. Примеры учебно-исследовательских задач «Как Пахом покупал землю» Прочитайте рассказ JI.H. Толстого «Много ли человеку земли нужно». Ответьте на вопросы:
  247. Сколько примерно десятин земли обошел Пахом?
  248. Во сколько обошлась Пахому десятина земли?
  249. Какой геометрической фигурой оказался участок Пахома?
  250. Новые слова и сочетания слов Запиши по-русски Запиши на своем языке Толкование новых слов1. Десятина, десятина земли 1. Старшина, старший 1. Уговор, договор 1. Скребка 1. Дерничка 1. Плуг 1. Верста и т. д.
  251. На этом этапе абитуриент заполняет таблицу «Словарь УИЗ», учится писать слова по-русски, переводит их на свой язык и работает с толковым словарем.
  252. Промежуточный контроль преподавателя.
  253. Преподаватель предлагает абитуриенту дополнительно найти информацию о русских мерах длины и их соотношении.
  254. Для геометрических построений будет использована линейка, карандаш, для выполнения расчетов калькулятор или таблицы Брадиса.
  255. Абитуриент чертит план участка.
  256. Из рассказа ясно, что Пахом бежал по сторонам четырехугольника (трапеции) (рис.1).
  257. О первой стороне его читаем:
  258. Верст пять прошел. Пройду еще верст пяток- тогда влево загибать."
  259. Значит, первая сторона четырехугольника имела в длину около 10 верст.
  260. О второй стороне, составляющей прямой угол с первой, численных указаний в рассказе не сообщается.
  261. Длина третьей стороны очевидно, перпендикулярной ко второй — указана в рассказе прямо: «По третьей стороне всего версты две прошел».
  262. Непосредственно дана и длина четвертой стороны: «До места все те Dice верст 15». 1. Рис. 1. Маршрут Пахома.
  263. Итак, вторая сторона имела в длину около 13 верст. Очевидно, Пахом ошибся, считая вторую сторону короче первой. Исходя из этого, можно более точно начертить план участка, который обежал Пахом (рис.2).
  264. Вычисляем площадь трапеции ABCD, состоящей из прямоугольника EBCD и прямоугольного треугольника AED.
  265. Анализ результатов. Несмотря на то, что исходные данные рассеяны в этом рассказе, и задача, на первый взгляд, кажется невыполнимой, она решается путем внимательного исследования текста задачи и последовательного выполнения шагов решения УИЗ.
  266. Представление проекта. Диалог, дискуссии, ответы на вопросы.
  267. В заключение преподаватель оценивает результаты работы абитуриента, степень самостоятельности, уровень знаний в исследуемой области, дает рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности.
  268. Стоимость условной потребительской корзины иностранного абитуриента"для учащихся экономического профиля).
  269. Примечание: задача предлагается для решения всем учащимся экономического профиля с целью провести сравнительный анализ.1. Краткий алгоритм решения.
  270. Чтение условия задачи и ее осмысление.
  271. Абитуриент выписывает все новые слова в «Словарь УИЗ»
  272. Новые слова и сочетания слов Запиши по-русски Запиши на своем языке Толкование новых слов1. Цена 1. Потребительская корзина 1. Рынок
  273. Перечень продуктов, сходных по вкусовым качествам с национальными и являющихся их заменителями
  274. На этом этапе учащийся заполняет таблицу «Словарь УИЗ», учится писать слова по-русски, переводит их на свой язык и работает с толковым словарем.
  275. Исходные данные в течение месяца вносятся в таблицу после посещения торговых точек и оплаты услуг.
  276. Стоимость условной потребительской корзины учащегосяназвание страны) (фамилия, имена)
  277. Потребительская корзина Цена в магазинах и на рынке
  278. Магазин № Магазин № Магазин № Продовольственный рынок
Заполнить форму текущей работой