Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации, как и в других странах, отмечается устойчиваятенденция нарастания частоты нарушений слуха (Дайхес Н1А., Яблонский С. В., Пашков А. В. с соавт, — 2007) — Данный процесс имеет мультифакториальные причины, включающие в себя, в частности, перинатальную патологию, хронические и острые отиты, тугоухость вследствие' применения ототоксических: препаратов в анамнезе, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Современная методология неонатального аудиологического скрининга
    • 1. 2. Современные методы диагностики слуха у детей младших возрастных групп
    • 1. 3. Основные подходы к коррекции нарушений слуха у детей первых лет жизни
  • ГЛАВА 2. Общая характеристика больных и методы исследования
    • 2. 1. Общая характеристика групп пациентов.*
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. Протокол аудиологического тестирования на втором этапе скрининга как предпосылка к раннему слухопротезированию
  • ГЛАВА 4. Сравнительная характеристика алгоритмов регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон в зависимости от состояния слуха
  • ГЛАВА 5. Применение мониторинга ЭЭГ-активности для расширенного аудиологического обследования и раннего слухопротезирования
  • ГЛАВА 6. Регистрация ответа мозга на постоянный модулированный тон в качестве объективного показателя определения оптимальных параметров слухопротезирования

Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В Российской Федерации, как и в других странах, отмечается устойчиваятенденция нарастания частоты нарушений слуха (Дайхес Н1А., Яблонский С. В., Пашков А. В. с соавт, — 2007) — Данный процесс имеет мультифакториальные причины, включающие в себя, в частности, перинатальную патологию, хронические и острые отиты, тугоухость вследствие' применения ототоксических: препаратов в анамнезе, а также вирусных и менингококковых инфекций (Володин Н.Ы., Таварткиладзе Г. А., Козунь Ю. В. 2000).

В: сурдологической практике пациентов, страдающих нарушением слуха, можно принципиально разделить на две группы. К первой относятся пациенты, которым возможно проведение тональной пороговой аудиометрии, чаще всего достаточной для уточнения степени тугоухости, а также для выбора метода и тактики слухопротезирования. Ко второй группе можно отнести детей младшего возраста, а также некоторых взрослых людей, которымневозможно проведение тональной: пороговой аудиометрии. При этом необходимо отметить, чтораннее реабилитационное вмешательство, его-качество (соответствие амплитудно-частотных характеристик слухового аппарата степени потери слуха) идальнейший: контроль (у пациентов с прогрессирующей тугоухостью — перенастройка слуховых аппаратов, у пациентов с кохлеарными имплантами — программирование процессора для адаптации к уровню стимуляции) крайне важны для обучения речевым навыкам и дальнейшей интеграции в общество (Сапожников Я.М., Богомильский М. Р., 2001). Определение тактики реабилитационных мероприятий во многом зависит от детальной оценки слуха по всем частотам, в первую очередь — от речевого диапазона.

Пациентам, которым проведение тональной пороговой, аудиометрии невозможно, для оценки порогов слуха необходимо проводить, объективную диагностику (СеЬиПа М., ЗШггеЬесЬег Е., 2006) — до недавнего времени методом выбора считалась методика регистрации коротколатентных слуховых потенциалов вызванных акустическими? щелчками. Однако данная методика дает представление только о состоянии средневысокого спектра частотного диапазона, что не достаточнодляполной аудиологическойг оценки функции, слухового" анализатора и настройки слуховых аппаратов" (БоЬе1 О., Баи Т., 2004):

Внедрение при участии ФГУ ИКЦ оториноларингологии' программы аудиологического скрининга новорожденных, и: детейпервого года жизни на всей территории РФ призвано в недалекойперспективе привести к уменьшению среднего возраста пациентов, которым будет проведена кохлеарная имплантация и, следовательно, к повышению эффективности конечного результата: Оптимизация начальных этапов кохлеарной имплантации (отбор и* предоперационное тестирование — аудиологический блок) у детей, первого года жизни является первым звеном успешного ведения (от выявления до реабилитации) таких пациентов.

Таким образом, необходимость совершенствования методов объективноготестирования на этапе аудиологического скринингаа также у пациентов: сустановленными системами слухопротезирования* для, последующей их реабитации обусловила актуальность нашего исследования.

Цель исследования: оптимизация алгоритма диагностики' и реабилитации слуха у детей с врожденной и приобретенношсенсоневральной тугоухостью.

Задачи исследования:

1. Обосновать протокол проведения второго этапа аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в аспекте раннего слухопротезирования.

2. Сравнить действующие монои поличастотные алгоритмы регистрации ответов мозга, на постоянные модулированные тоны у нормально слышащих лиц и пациентов с нарушениями слуха:

3. Разработать методику диагностического мониторинга ЭЭГ-активности для объективного аудиологического тестирования при регистрации частотно-специфического ответа мозга.

4. Предложить методику регистрации ответов мозга на акустическую стимуляцию у пациентов с установленными системами слухопротезирования.

Научная новизна исследования. Впервые предложено регистрировать, ответы мозга на постоянный модулированный тон в условиях медикаментозного сна под контролем степени глубины наркоза.

Впервые предложено использовать объективный частотно-специфический тест определения порогов звуковосприятия у пациентов с подобранными слуховыми аппаратами для оценки адекватности раннего слухопротезирования.

Установлено, что регистрация позволяет провести анализ соответствия запрограммированного усиления и амплитудно-частотных характеристик слуховых аппаратов порогам звуковосприятия у детей первых лет жизни.

Теоретический вклад. Исследовано изменение показателя суммарного потенциала ЭЭГ-активности в процессе регистрации вызванных акустических потенциалов мозга в ответ на постоянный модулированный тон во время бодрствования и в условиях медикаментозного сна.

Предложена методика регистрации стационарных вызванных потенциалов у пациентов с подобранными слуховыми аппаратами.

Проведен сравнительный анализ моночастотного и поличастотного алгоритмов регистрации ответа мозга на постоянный модулированный тон.

Практическая значимость работы. Определена диагностическая эффективность новой методики объективного исследования слуха у пациентов с установленными системами слухопротезирования. По результатам исследования разработана методика определения оптимальных параметров слухопротезирования. На основе данной методики возможно проведение настройки слуховых аппаратов на начальном этапе слухоречевой реабилитации.

Определена диагностическая эффективность методики частотно-специфического исследования слуха во время медикаментозного сна. На основе данной методики возможно проведение объективной диагностики слуха у неконтактных детей.

Внедрение в практику. Результаты исследований внедрены в практику ГУЗ АМОКБ (г. Астрахань), ГУЗ ОДКБ им. проф. H.H. Силищевой (г. Астрахань), СОКБ им. М. И. Калинина (г. Самара).

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Прикладная и фундаментальная наука российской оториноларингологии» (г. Санкт-Петербург, апрель 2010 г.).

Диссертационная работа апробирована на научно-практической конференции ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России 31 марта 2011 года.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатные работы в центральной печати.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 102 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав собственных наблюдений, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы, включающего 30 отечественных и 75 зарубежных источников. Работа иллюстрирована 38 рисунками и 5 таблицами.

ВЫВОДЫ.

1. Протокол проведения второго этапа аудиологического скрининга должен включать определение порогов звуковосприятия на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц по данным ответа мозга на постоянный модулированный тон.

2. Моночастотный тип АЭЗК-теста предпочтителен при поликлиническом обследовании пациентов с порогами слуха, не выходящими за пределы нормы, а также пациентов с потерей слуха превышающей уровень 20. Поличастотный тип АБЗЫ-теста целесообразно проводить на этапе аудиологического скрининга благодаря относительной простоте его проведения.

3. Разработанная методика диагностического мониторинга ЭЭГ-активности для объективного аудиологического тестирования при регистрации частотно-специфического ответа мозга показана при невозможности проведения ответа мозга на постоянный модулированный тон в условиях физиологического сна. При этом целесообразно использовать общий медикаментозный сон под контролем глубины наркоза.

4. Разработанная методика регистрации ответов мозга на акустическую стимуляцию у пациентов с установленными системами слухопротезирования позволяет проводить объективную верификацию адекватности слухопротезирования в условиях физиологического сна при акустической стимуляции через слуховой аппарат с регистрацией стационарных вызванных потенциалов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для оценки адекватности раннего слухопротезирования целесообразно применение метода регистрации ответа мозга на постоянный модулированный тон посредством стимуляции через слуховой аппарат.

2. При получении положительного ответа ASSR-теста на уровне интенсивности 60 дБ настройку можно считать оптимальной. В случае отрицательного ответа во время исследования дополнительно необходимо проводить изменение параметров усиления слухового аппарата.

3. При невозможности проведения объективной диагностики в условиях естественного сна целесообразно регистрировать ответы мозга на постоянный модулированный тон во время медикаментозного сна под контролем глубины наркоза.

4. Для проведения ASSR-теста в условиях медикаментозного сна показатель сознания пациента должен соответствовать фазе легкой седации головного мозга (70−100 BIS). Данный метод обеспечивает не только простоту устранения артефактов, но и дает возможность снятия слепочной массы наружного уха для создания индивидуального вкладыша слухового аппарата у неконтактных детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. А., Таварткнладзе Г. А. Клиническая аудиология. М.: ДМК Пресс, 2003. — С.199 — 212.
  2. М. Ю. Лопотко А. И. Слуховая труба. СПб.: СпецЛит., 2003. — 360 с.
  3. М. Р. Детская оториноларингология в России реалии, проблемы и перспективы // Вестн. оториноларингологии. — 2006. № 1. -С. 4 — 7.
  4. С. Ю. Современные возможности применения метода регистрации стационарных слуховых вызванных ответов // Рос. оториноларингология. 2007. № 1. — С. 25 — 30.
  5. Всемирная организация здравоохранения Электронный ресурс.: Primary ear and hearing care. Training resource / http://www.who.int
  6. E. Ю. Слуховые вызванные потенциалы у новорождённых детей // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2000. № 3. С. 107−112.
  7. В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике // М.: МЕДпресс-информ. 2003. 264 с.
  8. В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография // М.: МЕДпресс-информ. 2004. — С. 132 134.
  9. И. Ф. Исследование коротколатентных слуховых вызванных потенциалов у детей в норме и при нарушениях слуха // Нарушение слуховой и вестибулярной функции (диагностика, прогноз, лечение): сб. тр. СПб. 1993. — С. 106 — 113
  10. А. В. Регистрация различных классов отоакустической эмиссии в аудиологическом скрининге : дис.. канд. мед. наук. М., 1998. — 186 с.
  11. А. А. Перспективы использования регистрации- коротко латентных слуховых вызванных потенциалов в практике слухопротезирования // Нарушение слуховой и вестибулярной функции (диагностика* прогноз, лечение). СПб. 1993. — С. 92г96
  12. Диагностическое обследование пациентов — кандидатов на кохлеарную имплантацию / Ю. К. Янов и др. // Российская оториноларингология: -2005. № 6 (19): С. 61 — 68
  13. Динамика созревания слуховой функции у недоношенных новорожденных, по данным вызванной отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения / Богомильский: М. Р. и др. // Вестник оториноларингологии. 2008. № 3. С. 4 — 7
  14. Единая система аудиологического скрининга: метод, рекомендации / Г. А. Таварткиладзе и др. // М., 1996. 150 с.
  15. В. Г., Левин А. Л. Практическая аудиология. //М.: Медицина. 1969.-С. 172−173
  16. С. В. Использование слуховых вызванных потенциалов в современных аудиологических исследованиях: автореф. дис.. канд. мед. наук.- М. 2009.- 21с.
  17. Метод объективной оценки слуховой функции- по данным коротколатентных слуховых вызванных потенциалов/И. Н. Дьяконова и др. // Вестник оториноларингологии. 1994. N4. С. 27 — 31.
  18. Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха: метод, рекомендации / Г. А. Таварткиладзе и др. М. 2006. 21 с.
  19. Основы аудиологии и слухопротезирования / В. Г. Базаров и др. // М.: Медицина.- 1984.- 252 с.
  20. Ю.Пашков А. В. Акустические вызванные потенциалы мозга на переходные и стационарные состояния слухового анализатора в зависимости от порогов слуха у больных с сенсоневральой тугоухостью: автореф. дис. канд. мед. наук. М. 20 041 — 22 с.
  21. Первый опыт предварительного отбора кандидатов на проведение операции кохлеарной имплантации в Западно-Сибирском регионе / А.
  22. B. Староха и др. // Российская оториноларингология. 2007. № 2 (27). -С 1−30- 133.
  23. Ф.И., Фридман В. Л., Скибина О. Г. О диагностике нарушений слуха методом регистрации стационарных слуховых вызванных потенциалов // Рос. оториноларингология. 2009. № 6 (43).1. C. 104- 106.
  24. Г. А. Слуховые вызванные потенциалы в диагностике различных форм тугоухости: пособие для врачей // М. 1999. 33 с.
  25. Г. А. Шматко Н. Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни // М.: Полиграф сервис. 2001. 60 с.
  26. А. А. Аудиологический скрининг, основанный нарегистрации стационарных слуховых вызванных потенциалов: автореф. дис. канд. мед. наук. М. 2006. — 28 с.
  27. Abdala C., Dhar. S. Distortion product otoacoustic emission- phase and component analysis in human newborns // J. Acoust. Soc. Am. 2010. V. 127, № 1,-PI 316−325.
  28. Adelman C. S. The constitutionality of mandatory genetic screening statutes
  29. Case Western Reserve Law Rev. 1981. V. 31. P. 897 — 948:
  30. A.Allen M., Nikolopoulos Т., O’Donoghue G. Speech Intelligibility in children after cochlear implantation // Am. J. Otol. 1998. V. 9. P. 742 — 746.
  31. American Academy of Pediatrics, Committee on Practice and Ambulatory Medicine. Recommendations for preventive pediatric health care // Pediatrics. 2000: V. 105, № 2. P. 645 — 646.
  32. Archbold S., Lutman M., Marshall D. Categories of Auditory Performance // Ann. Otol. Rhinol. Laryngol. 1995. V. 166, № 2. P. 312 — 314.
  33. Auditory Steady-State Evoked Potentials in Newborns / F. W. Rickards et al. // British J. of Audiology. 1994. V. 28, № 6. P. 327 — 337.
  34. Bachmann K., Arvedson J. Early identification and intervention for children who are hearing impaired // Pediatr. Rev. 1998. V. 19, № 5. P. 155 — 165.
  35. Brooks D. N. Acoustic impedance measurement as screening procedure in children: discussion paper // J. Soc. Med. 1985. V. 78- № 2. P. 119 — 121.
  36. A3>.Brooks D. N. Acoustic impedance measurements in diagnosis // Proc. Soc. Med. 1974. V. 67, №-8. P. 698 — 702.
  37. Cebulla M, Stiirzebecher E., Elberling C. Objective detection of auditory steady-state responses: comparison of one-sample and q-sample tests II J. Am. Acad. Audiol. 2006. V. 17, № 2. P. 93 — 103.
  38. Characteristics of malfunctioning channels in pediatric cochlear implants / J. Lin et al. //Laryngoscope. 2010. V. L20, № 2. P. 399 — 404.
  39. Clarke P., Iqbal M., Mitchell' S. A comparison of* transient-evoked otoacoustic emissions and automated auditory brainstem responses for pre-discharge neonatal hearing screening I I International Journal of Audiology. 2003. V. 42, № 8. P. 443 — 447.
  40. Comparison of steady-state evoked potentials to modulated tones in awake and" sleeping humans / L. Cochen et al. // Journal of the Acoustical Society of America. 1991. V. 90, № 2. P. 2467 — 2479.
  41. Distortion-product otoacoustic emission input/output characteristics in normal-hearing and hearing-impaired human ears / S. Neely et al. // J. Acoust. Soc. Am. 2009. V. 126, № 2. P. 728 — 738.
  42. Distortion product otoacoustic emission input/output functions in normal and impaired ears / P. A. Dorn et al. // J. Acoust. Soc. Am. 2001. V. 110, № 3. P. 3119 — 3131
  43. Further efforts to predict pure-tone thresholds from distortion product otoacoustic emission input/output functions / M. P. Gorga et al. // J. Acoust. Soc. Am. 2003: V. 113, № 1. P. 3275 — 32 841
  44. Green G., Kay R. The dynamic characteristics of the. stapedius reflex in humans //J. Physiol. 1979. V. 296, № 5. P. 15 — 16.
  45. Hall W. J. Handbook of Auditory Evoked Responses // Allyn. and Bacon Publ. 1992.-871 p.
  46. Harlor A. D. Jr., Bower C. Hearing assessment in infants and children: recommendations beyond neonatal screening://Pediatrics. 2009. V. 124, № 4. P. 1252 1263.
  47. Hearing impairment: a population study of age at diagnosis, severity, and language outcomes at 7−8 years / M. Wake et al'. // Arch. Dis. Child: 2005. V. 90, № 3.-P. 238 -244.
  48. Human auditory steady state potentials / D: R. Stapells et al. // Ear and Hearing. 1984. V. 5, №. 2.- P. 105 — 113.
  49. Language of early- and later-identified children with hearing loss / C. Yoshinaga-Itano et al. //Pediatrics. 1998. V. 102- № 2. P. 1161 1171.
  50. Levy H. Newborn screening perspective // Yale J. Bio. Med. 1991. V 64, № l.-P. 17−18.
  51. Luts //., Wouters J. Comparison of Master and Audera for measurement of auditory steady-state responses // Int. J. of Audiology. 2005. V 44, № 4. P. 244−253.
  52. Luts H., Wouters J. Hearing assessment by recording multiple auditory steady-state responses: the influence of test duration // Int. J. Audiol. 2004. V. 43, № 8. P. 471−478.
  53. Madell J. R. Behavioral evaluation of hearing in infants and young children //New York: Thieme. 1998. V 1. P. 199 — 200
  54. Neonatal hearing screening with transient otoacoustic emissions: pilot study / E. B. Nouaili et al. // Tunis. Med. 2010. V. 88, № 7. P. 482 — 485.
  55. New clicklike stimuli for hearing testing / M. Cebulla et al. // J. Am. Acad. Audiol. 2007. V. 18, № 9. P. 725 — 738
  56. New efficient stimuli for evoking frequency-specific auditory steady-state responses/ E. Sturzebecher et al. // J. Am. Acad. Audiol. 2006. V. 17, № 6.-P. 448−461.
  57. Newborn and infant hearing loss: detection and intervention I A. Erenberg et al. // American Academy of Pediatrics. Task Force on Newborn and Infant Hearing, 1998- 1999. Pediatrics. 1999. V. 103, № 2. P. 527 — 530.
  58. Pre-lexical vocalizations in normal hearing and hearing-impaired infants before and after cochlear implantation and its relationship to early auditory skills / L. Kishon-Rabin et al. // Ear Hear. 2005. V. 26, № 3. P. 17−29.
  59. Prevalence of hearing loss among children 6 to 19 years of age: the Third National Health and Nutrition Examination Survey / A. Niskar et al. // JAMA. 1998. V. 279. № 4. P. 1071 — 1075.
  60. Regan D. Human brain electrophysiology: Evoked potentials and evoked magnetic fields in science and medicine // New York: Elsevier. 1989. P. 1 — 20.
  61. Robbins A., Osberger M. Meaningful Use of Speech Scale // Indianapolis: Indiana University School of Medicine. 1990.
  62. Sl.Robbins A., Renshaw J., Berry S. Evaluating meaningful auditory integration in profoundly hearing-impaired children // Am. J. Otol. 1990. V: 12. P. 144 — 150.
  63. Rodrigues G., Lewis D., Fichino S. Steady-state auditory evoked responses in audiological diagnosis in children: a comparison with brainstem evoked auditory responses // Braz. J. Otorhinolaiyngol. 2010. V. 76, № 1. P. 96 -101.
  64. Soares J., Carvallo R. Tone burst evoked otoacoustic emissions in neonates // Braz. J. Otorhinolaiyngol. 2009. V. 75, № 3. P.441 — 448.9Q.Stapells D., Picton T., Smith A. Normal hearing thresholds for clicks // J.
  65. Terkilclsein K., Thomsen K. The influence of pressure variations on the impedance of the human ear drum. A method for objective determination of the middle-ear pressure // J. Laryngol. Otol. 1959. V. 73, № 3. P. 409 -418.
  66. The auditory steady-state response: full-term and premature neonates / B. Cone-Wesson et al. // J. Am. Acad. Audiol. 2002. V. 13, № 5. P. 260 — 269
  67. Vohr B. Overview: infants and children with hearing loss // Ment. Retard. Dev. Disabil. Res. 2003. V. 9, № 1. P 62 — 64.
  68. US Public Health Service Newborn screening // Am Fam Physician. 1994. V. 50.-P. 354−358.
  69. Yoshinaga-Itano C. Efficacy of early identification and early intervention // Semin. Hear. 1995. V. 16. P. 115 — 123.
  70. Yoshinaga-Itano C. Levels of evidence: universal newborn hearing screening (UNHS) and early hearing detection and intervention systems (EHDI) // J. Commun. Disord. 2004. V. 37, № 3. P. 451 — 465.
Заполнить форму текущей работой