Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование региональной системы управления здоровьем детского населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование методологии системного подхода позволило расширить научные представления о региональной динамике формирования заболеваний детского населения в возрастном аспекте за период 0—17 лет и определить возраста риска раннего и активного формирования ряда конкретных заболеваний. Возрастом начала формирования большинства заболеваний явился 1 год, 7 лет, возрастом риска максимальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
  • Глава 2. ОБЪЕКТЫ, ОБЪЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА И
  • СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • 3. 1. Гигиеническая характеристика атмосферного воздуха
    • 3. 2. Гигиеническая характеристика воды
    • 3. 3. Гигиеническая характеристика почвы
    • 3. 4. Гигиеническая характеристика физических факторов
    • 3. 5. Гигиеническая характеристика продуктов питания
    • 3. 6. Оценка рисков здоровью взрослого и детского населения от загрязнения окружающей среды
  • Глава 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА
  • Глава 5. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
  • Глава 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВЗРОСЛОГО И ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
    • 6. 1. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
    • 6. 2. Оценка здоровья детского населения по данным профилактических осмотров
    • 6. 3. Анализ состояния здоровья детей и подростков по данным повозрастной обращаемости за медицинской помощью
    • 6. 4. Функциональное состояние основных систем организма учащихся в процессе обучения
    • 6. 5. Оценка состояния здоровья детей и подростков по данным социологических исследований
  • Глава 7. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Научное обоснование региональной системы управления здоровьем детского населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Здоровье взрослого населения, во многом определяется здоровьем детей и поэтому эффективные решения проблемы сохранения здоровья детского населения является одним из критериев эффективности государственного управления.

Увеличению заболеваемости, инвалидизации, смертности населения и обострению демографической ситуации в ряде регионов России способствует неблагоприятная социально-экономическая обстановка, влияние негативных факторов окружающей среды в количествах, превышающих адаптационные возможности организма человека (Потапов А.И., Ястребов Г. Г., 1998;2000; Онищенко Г. Г., 2001; Беляев E.H., 2001; Винокур И. Л., 1997; Савельев С. И., 1998; Ушаков И. Б., Сорокин О. Г., 2004).

Здоровье детского населения продолжает ухудшаться. Только за последние 5 лет общая заболеваемость детей увеличилась на 21,6%, растет число детей и подростков имеющих хроническую патологию и инвалидность по причине перенесенных заболеваний, что снижает и даже исключает возможность выбора и освоение ряда профессий.

Депопуляционные процессы в стране, снижение уровняя здоровья населения, в том числе детского, грозят сокращением трудового и обороноспособного потенциала, дальнейшим снижением рождаемости и требует сосредоточение усилий общества на решение неотложных проблем по охране здоровья населения, обеспечению для него нормальных условий жизни, сохранению будущих поколений. Это возможно только при создании государственной системы управления здоровьем населения, приоритетным направлением которой должна стать охрана здоровья подрастающего поколения.

В Новгородской области, как и в целом по России, состояние здоровья детей неуклонно ухудшается по всем формам болезней. Для изменения ситуации важно наличие представлений о региональных особенностях заболеваемости, ее динамики, возрастно-половой специфики формирования на фоне изменяющихся условий окружающей ребенка среды обитания и жизнедеятельности. Объективную информацию о состоянии здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды дает социально-гигиенический мониторинг (Онищенко Г. Г., 2000; Беляев E.H., 2002; Медик В .А., 2003).

Адекватной методологической основой создания системы управления здоровьем представляется системный подход (Шиган E.H., 1982; Потапов А. И., Ястребов Г. Г., Новичкова Н. И. и соавт., 1998;2001; Маймулов В. Г., Нагорный СВ., Шабров A.B., 2000, 2001), позволяющий рассматривать в качестве целостной системы среду обитания человека с входящими в ее состав взаимосвязанными подсистемами (атмосферный воздух, почва, вода, продукты питания, производственная среда, медико-социальное обеспечение и др.) и здоровье населения со своими подсистемами (заболеваемость, физическое развитие, функциональное состояние).

Для научного решения указанной проблемы требуется разработка новых методических подходов к гигиенической оценке региональных особенностей формирования и развития патологических процессов во взаимосвязи с комплексом факторов среды обитания и жизнедеятельности, выявление ведущих факторов риска на здоровье детей для научного обоснования системы управления здоровьем. Все это обусловило актуальность и необходимость проведения настоящего исследования.

Работа выполнена в рамках отраслевой программы Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Системная разработка мероприятий по гигиенической безопасности России» (2001;2005 г. г.), Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003;2006 годы (№ 732 от 03.10.2002 г.).

Цель и задачи исследования

.

Цель работы: научное обоснование региональной системы управления здоровьем детского населения, направленной на повышение, эффективности лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи исследования:

1. Изучить гигиенические региональные особенности формирования среды обитания и условия жизнедеятельности детского населения Новгородской области и г. Великий Новгород.

2. Выявить региональные особенности состояния здоровья населения.

3. Усовершенствовать методологию применения системного подхода при определении закономерностей и особенностей возрастной динамики формирования здоровья детского населения по показателям функционального состояния, физического развития, заболеваемости.

4. Установить причинно-следственную связь влияния факторов риска окружающей, учебной среды, образа жизни на показатели здоровья детей и подростков, определить долю влияния рассматриваемых факторов риска.

5. Определить возрастные особенности механизмов формирования патологии ведущих систем организма в системе: функциональные нарушения — заболевания.

6. Дать прогнозную оценку состояния здоровья детского населения по показателям заболеваемости, установить возраста риска начала формирования и максимальной распространенности заболеваний для адресной лечебно-профилактической работы с группами риска.

7. Научно обосновать концептуальную модель региональной системы управления здоровьем детского населения.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

Определены региональные факторы риска окружающей, учебной среды, образа жизни детей и подростков в Новгородской области и г. Великий Новгород, оказывающих существенное негативное влияние на состояние здоровья. Среди рассматриваемых факторов среды обитания и жизнедеятельности с негативным воздействием на здоровье учащихся, приоритетными следует считать факторы образа жизни.

Выявлены региональные особенности уровни! и динамики демографических процессов, заболеваемости взрослого и детского населения, болезни риска детского населения для г. В. Новгород и Новгородской области, показана достоверная тенденция роста болезней риска с неблагоприятным прогнозом.

На основе психофизиологических исследований показаны особенности гигиенической оценки условий и режимов обучения в традиционных и инновационных учебных заведениях, выявлено напряжение ведущих систем организма учащихся старших классов при инновационном обучении для обеспечения их высокой работоспособности.

Системный подход изучения состояния здоровья детского населения позволил определить возраста риска раннего и активного формирования патологических состояний и заболеваний. Подтвержден механизм формирования патологии в системе: функциональные нарушениязаболевания определены болезни риска, группы риска, возраста риска.

Научно обоснованы методические подходы к организации социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения, основанные на необходимости учета среды и здоровья в возрастных подсистемах, детерминированных особенностями жизненных стереотипов.

На основе проведенных исследований научно обоснована концептуальная модель региональной системы управления здоровьем детского населения, устанавливающая принципы адресности, этапности и приоритетности профилактических мероприятий на базе комплексности решения проблемных ситуаций среды и здоровья при межсекторальном сотрудничестве органов здравоохранения гигиенического и лечебного профиля, образования, семьи, администрации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гигиенические особенности окружающей, учебной среды, образа жизни детей и подростков как факторы формирования здоровья в условиях их комплексного воздействия.

2. Системный подход при изучении региональных особенностей повозрастной динамики состояния здоровья детей и подростков, позволяющий выявить возраста риска начала и максимальной распространенности заболеваний для адресной разработки приоритетного комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

3. Прогностическое значение анализа повозрастной динамики формирования заболеваемости для ранней диагностики и коррекции патологии на начальных этапах ее формирования.

4. Концептуальная модель региональной системы управления здоровьем детского населения, определяющая адресность, этапность и г приоритетность внедрения профилактических мероприятий.

Практическая значимость работы.

Дана оценка санитарно-эпидемиологического состояния региона на основе комплексного показателя состояния атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания, физических, социально-гигиенических факторов, среды пребывания обучающихся (учебной среды), медицинского обеспечения с выделением приоритетов и определением доли влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков.

Результаты исследований использованы при подготовке ряда профилактических и лечебно-оздоровительных программ, направленных на снижение негативного влияния выявленных факторов риска среды обитания и жизнедеятельности:

МУ 2.1.4.0000−02 «Расчет комплексного показателя воздействия факторов окружающей среды на здоровье различных групп населения» (на утв. в МЗ и СР) — пособие для врачей «Экспресс-метод гигиенического изучения расстройств сна у детского и взрослого населения» (утв. секцией «Гигиена» Ученого совета Минздрава России от 21.04.2004 г., Протокол № 4) — пособие для врачей «Нарушение проходимости бронхов у детей как критерий влияния загрязнения атмосферного воздуха» (утв. секцией «Гигиена» Ученого совета Минздрава России от 04.04.2005 г., Протокол № 2) — пособие для врачей «Критерии оценки санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений» (утв. секцией «Гигиена» Ученого совета Минздрава России от 03.08.2005 г., Протокол № 4);

Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Новгородской области в 2003 году" — областная целевая программа «Здоровый ребенок» на 2004—2007 годы, утвержденная Постановлением администрации Новгородской области № 289 от 01.12.2003 г.- губернаторская программа «Здоровая мать — здоровый ребенок» на 2001;2003 годы, утвержденная Постановлением администрации Новгородской области № 178 от 11.05.2001 г.- губернаторская комплексная целевая программа «Онкология» на 2003—2005 годы, утвержденная Постановлением администрации Новгородской области № 75 от 24.03.2003 г.- областная целевая программа «Укрепление здоровья и профилактика основных хронических неинфекционных заболеваний населения Новгородской области» на 2001;2005 годы, утвержденная Постановлением администрации Новгородской области № 205 от 04.06.2001 г.;

— «Концепция управления качеством медицинской помощи области» (утвержденная приказом комитета по охране здоровья населения Новгородской области № 147-рз от 11.03.2003 г.);

— • методические рекомендации «Здоровьесберегающие регламенты среды обитания в образовательных учреждениях и их оценка», утвержденные комитетом образования и ЦСЭН Новгородской области 22.10.2004 г.;

— пособие для врачей и преподавателей «Работа образовательного учреждения по организации учебного процесса и укреплению здоровья обучающихся», утвержденное комитетом по охране здоровья населения Новгородской области 10.02.2004 г.

Для оценки санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений Новгородской области предложены и используются в практическом здравоохранении и образовании гигиенические критериальные показатели, предложенные автором.

Материалы работы используются в учебном процессе всех факультетов (лечебном, стоматологическом, фармацевтическом), в постдипломном обучении интернов и ординаторов, на циклах усовершенствования врачей в институте медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Результаты исследований доложены и обсуждены на: международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях: «Региональные проблемы профилактической медицины» (Великий Новгород, 1999 г.) — «Система профилактических мер и здоровье населения России» (Москва, 2000 г.) — «Гигиеническая наука и практика в решении вопросов санэпидблагополучия в центральных районах России» (Липецк, 2003 г.) — «Проблемы гигиенической безопасности и здоровья населения в регионах России» (Москва, 2003 г.) — «Факторыы риска и здоровье населения в регионах России» (Липецк, 2004 г.) — «Проблемы гигиенической безопасности и управления факторами риска для здоровья населения» (Нижний Новгород, 2004 г.) — международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 2004 г.) — научных конференциях Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (20 002 004 г. г.) — «Научные подходы к решению региональных гигиенических проблем сохранения здоровья человека» (Липецк, 2005 г.).

Апробация материалов диссертации проведена на межотдельческой научной конференции Федерального научного центра гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана МЗ РФ 12 мая 2005 года.

Публикации.

По результатам исследований опубликовано 40 печатных работ в центральной печати и сборниках научных трудов, в т. ч. монография.

205 ВЫВОДЫ.

1. Гигиеническое неблагополучие территорий Новгородской области определяют предприятия приборостроения, теплоэнергетики, лесозаготовки, лесопереработки,, химическая промышленность. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха в области являются: диоксид азота, пыль, оксид углерода, формальдегид (0,06−4,6% проб, превышающих ПДК). Для питьевой воды характерно повышенное содержание железа, низкое содержание фтора (0−0,2 мг/л). Загрязнение почвы ряда территорий солями тяжелых металлов (свинец (1,3−30,7 ПДК), медь (1,4−6,4 ПДК), цинк (1,670,4 ПДК), марганец (1,1−1,5 ПДК)) носят локальный характер и по показателю нестандартных проб выше общероссийских показателей (26,1— 37,3% в области против 12,7−15,7% в РФ). Радиационный фон формируется преимущественно за счет природных радионуклидов. Для населения области характерен углеводный тип питания.

2. Территорией риска по уровню антропотехногенной нагрузки является г. В. Новгород, общий валовый выброс загрязняющих веществ которого в атмосферу области больше, чем в других городах, и составляет 21,1%. Приоритетным загрязнителем города является атмосферный воздух (суммарная среднемноголетняя величина комплексного показателя атмосферного воздуха составила — 9,44- питьевой воды — 7,7- почва по индексу загрязнения оценена как умеренно загрязненная). Выявлена причинно-следственная зависимость участия загрязнителей воздуха в формировании ряда заболеваний у детского населения города (г = 0,21−0,38): диоксида азота — с заболеваниями крови и кроветворных органов, болезнями органов дыхания, кожи и подкожной клетчаткиуглеводородов — с болезнями эндокринной системы, кровообращения.

3. Гигиеническая оценка учебных образовательных учреждений области показала, что 35,6% учреждений не отвечают гигиеническим требованиям (по РФ — 24,8%). Наименее благоприятной была оценка земельного участка, оборудования учебной мебелью в соответствии с требованиями возрастной эргономики, светового режима, организации питания, режима дня. Несоблюдение гигиенических требований снижало показатели здоровья учащихся за период обучения: в 2 раза уменьшилось количество здоровых учащихся, в 3 раза увеличилось количество детей с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями, в 2 раза выросла доля учащихся с нарушением осанки, в 4,3 раза — с пониженным зрением, Это подтверждено наличием корреляционной связи средней степени (г = 0,46) сниженных уровней освещенности учебных помещений с патологией зрения.

4. Факторами риска образа жизни детей дошкольного возраста и учащихся независимо от формы обучения являются несбалансированное питание, недостаток сна, гиподинамия Сильная корреляционная зависимость нарушений в здоровье с неполноценными питанием (г = 0,97), недостаточными: — сном (г = 0,93) — — пребыванием на свежем воздухе (г = 0,91) — — двигательной активностью (г = 0,73) подтвердила значимость влияния факторов образа жизни для здоровья детей и подростков.

5. Демографически процессы в Новгородской области оцениваются как депопуляционные с низкими показателями рождаемости 9,1 на 1000 населения против 10,2 по РФ), высокой смертностью, превышающей I общероссийские показатели в 1,4 раза, отрицательным естественным приростом населения (-14,1 на 1000 населения в Новгородской области, -6,2 по РФ). Многолетняя динамика (20 лет) заболеваемости населения Великого Новгорода и области характеризуется тенденцией к росту, описываемой уровнем линейной регрессии с высокой степенью апроксимации (для детского населения Л =0,84−0,90, для взрослого Л =0,94−0,95).

6. Региональные особенности состояния здоровья детского населения определяются выявленными болезнями риска. Это — болезни системы пищеварения (НИП = 1,64 для г. В. Новгорода, НИП = 2,1 для области), кровообращения (НИП = 1,70 и НИП = 1,62 соответственно), крови и кроветворных органов (НИП = 1,30 и НИП = 1,37), врожденные аномалии.

НИП = 1,20 и НИП = 1,47), новообразования (НИП = 1,15 и НИП = 1,16). Заболеваемость детей болезнями риска имеет достоверную тенденцию к Л росту (при Я > 0,6−0,9), с дальнейшим прогнозом их роста при стабилизации существующей гигиенической ситуации.

7. Использование методологии системного подхода позволило расширить научные представления о региональной динамике формирования заболеваний детского населения в возрастном аспекте за период 0—17 лет и определить возраста риска раннего и активного формирования ряда конкретных заболеваний. Возрастом начала формирования большинства заболеваний явился 1 год, 7 лет, возрастом риска максимальной распространенности заболеваний — 2−3 года и 10−14 лет. Системный подход подтвердил механизм формирования более тяжелых форм заболеваний при условии недостаточности их лечения на стадии функциональных расстройств: отсутствие коррекции функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта в 7−10 лет может явиться причиной формирования высоких уровней заболеваемости болезнями желудка и 12-ти перстной кишки в 11—14 лет, а нарушение осанки — способствует формированию сколиоза. В динамике некоторых заболеваний выявлены общие закономерности, аналогичные и для некоторых территорий РФ, отмечены региональные особенности формирования отдельных видов патологии.

8. Научно обоснована региональная система управления здоровьем детского населения, базирующаяся на принципах: — использования системного подхода в определении возрастов, групп риска детей и подростков на основании анализа повозрастной динамики болезней риска с выявлениемвозрастов начала формирования патологии и возрастов риска максимальной распространенности заболеваний для дальнейшего углубленного обследования и лечения этих контингентов в начальной стадии формирования патологии- - комплексном изучении факторов риска окружающей, учебной среды, образа жизни с целью разработки профилактических мероприятий для решении проблем по укреплению здоровья детского населения- - межсекторального сотрудничества врачей гигиенического и лечебного профиля, педагогов, родителей, администрации регионов- — активного использования просветительской работы по формированию мотивации здорового образа жизни.

9. Среди изучаемых факторов среды обитания и жизнедеятельности установлено приоритетное влияние факторов образа жизни в снижении показателей здоровья детей и подростков (образ жизни — 53,94%, среда обучения — 27,88%- окружающая среда -18,18%).

10. Эффективность поэтапной реализации мероприятий по улучшению гигиенических показателей среды обитания и жизнедеятельности (улучшены условия и режимы обучения в 53% образовательных учреждениях) выразилась в снижении первичной заболеваемости детского населения Великого Новгорода по болезням органов пищеварения на 10,2%, болезням костно-мышечной системы на 16,5%, а реализация гигиенических программ для учащихся и их родителей — в снижении количества жалоб на здоровье на 38%. При условии оптимизации средовых факторов расчетным путем показан прогноз дальнейшего возможного снижения заболеваемости детей и подростков по патологии щитовидной железы на 139,1%0, болезней желудка и 12-ти перстной кишки на 89,5%0, вегето-сосудистой дистонии на 62,4%0, сколиозов на 47,5%0, нарушений рефракции на 55,6%0 и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П., Гест М. Укрепление здоровья в Европейских странах: сравнение с Россией. Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний // Матер, конф. 18−20 апреля 2000 года. — Москва, 2000. С. 6−9.
  2. М.Ю. Отношение к здоровью и самосохранительное поведение учащихся подростков. Здоровье населения и среда обитания // Информ. бюлле тень, № 3 (132), 2004. С. 18−21.
  3. Л.А., Рапопорт И. К., Васенко Ю. Ю. Функциональные возможности детей и подростков // Детское здравоохранение России: стратегия развития. Материалы IX съезда педиатров России. — М., 2001. — С. 12−13.
  4. Л.А., Дикке Г. Б., Благовещенская Л. К., Якунина Т. Н. Репродуктивный потенциал девочек и девушек и оценка влияния на него экологических факторов // Гигиеническая наука и практика, вып. 8. — Липецк, 2003. С. 33−38.
  5. А.К., Жданова Л. А., Филькина О. М. Возрастные особенности адаптации детей к ДДУ и школе // Вопросы охраны материнства и детства, 1996. Т. 31, № 7. С. 40−41.
  6. Л.В. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 56−58.
  7. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г., Параничева Т. М. Проблемы здоровья детей и их физического развития. // Здравоохранение РФ 1999, № 5. С. 17−20.
  8. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ, 1997, № 3. С. 29−32.
  9. JI.B., Михайлов А. Н. Знания о здоровье детей 6−7 лет, не владеющих навыками письма // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 102−104.
  10. A.A. Щеплягина JI.A., Сухарева JI.M. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» // Российский педиатрический журнал. — 2000.-№ 1.С. 5−8.
  11. A.A., Щеплягина JI.A. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. — С. 3−6.
  12. Н.К., Храмцов П. И. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 116−118.
  13. М.М., Кисилев М. Ф., Комаров Г. Д. и др. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6−16 лет // Физиология человека, 2000. Т. 26, № 3. — С. 100−107.
  14. ГГ.Г. Онищенко. М., 2001. С. 290−291.
  15. Э.Р. Формирование здорового образа жизни современных школьников // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12—14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 184−185.
  16. Ф.Ф., Жданова Е. А. Опыт организации «школ здоровья» в Республике Башкортостан. Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний // Матер, конф. 18−20 апреля 2000 года. -Москва, 2000. С. 63−64.
  17. .П. Патогенетическое обоснование стратегии медицины и общества в охране здоровья населения // Вестник РАМН. — 2004, № 3. -С. 3−7.
  18. Т.Ю., Исаева Д. С., Молоткова Т. Н. Физическое развитие детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Москвы // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. 2000.-№ 2.-С. 10−15.
  19. В.В., Ямщикова H.JL Модернизация образования и здоровья учащихся // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 205−207.
  20. Л.Ю., Копытько М. В., Конь И .Я. Физическое развитие школьников г. Москвы: методы оценки и современное состояние //
  21. Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 211−213.
  22. Е.А., Моисеева Н. А. Роль социально-гигиенических факторов, в формировании здоровья учащихся школ. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века // Матер. IX Веер, съезда гигиенистов и санит. врачей. Т. 2. -М., 2001. С. 301−305.
  23. К.А. Техногенное загрязнение как фактор риска здоровья детского населения // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12—14 мая 2004). Ч. I. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 287−289.
  24. В.В., Когут В. Е., Кулева Л. Ю., Привалов В. Н. Гигиенические аспекты обучения основам информатики и вычислительной техники. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века // Матер. IX Всероссийского съезда гигиенистов и санит. врачей. Т.
  25. Под ред. акад. РАМН, проф. А. И. Потапова, чл.-корр. РАМН, проф. Г. Г. Онищенко. М., 2001. С. 314−315.
  26. .И., Рудаева Е. Г., Звягина Е. В. Состояние здоровья детей и подростков в регионе экологического неблагополучия // Здравоохранение РФ, 1998, № 6, С. 4344.
  27. O.A. Совершенствование мониторинга окружающей и внутрижилищной среды и здоровья населения (на примере г. Иваново) // Автореф. дисс. к.м.н. М. — 2004. — 24 с.
  28. Г. Н., Макарова В. И., Кудря Л. И. Состояние здоровья детей, обучающихся по новым экспериментальным программам в УВК. -Экология проблемы: социальные и медицинские проблемы // Матер. Всероссийской научной конф., 1994. — С. 186−189.
  29. Т.Н. К вопросу выявления проблемных ситуаций в здоровье детского населения // Гигиеническая наука и практика, вып. 8. Липецк, 2003.-С. 366−368.
  30. В.В., Ватажицына С. С. Среда обитания и сахарный диабет. Под ред. академика РАМН, проф. А. И. Потапова. М.: Медицина, 2004. — 210 с.
  31. М.А. Научное обоснование структурно-функциональной модели обеспечения гигиенической безопасности населения в условиях природно-техногенного воздействия химических факторов. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2002. — 46 с.
  32. В.Г. Физическая культура в системе образования школьников старших классов России // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч.
  33. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. С. 406−407.
  34. В.Н., Вишневецкая Т. Ю. Физическое развитие и состояние здоровья детей на современном этапе // Гигиенические аспекты окружающей среды и здоровья человека: сб. научных трудов. М.: 1992. -С. 59−63.
  35. В.Н., Стромская Е. П., Варламова Л. П. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков // Гиг. и сан.-1980.-№ Ю.-С. 33−35.
  36. В.В. К здоровому образу жизни через образование // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004.-С. 61−63.
  37. О.М., Хан М.А., Вахова Е. Л. Современные технологии восстановительной медицины в детских образовательных учреждениях //
  38. Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. П. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 78−79.
  39. Г. Г. Неспецифическая резистентность детского организма как критерий оценки его функционального состояния в гигиенических исследованиях. Автореф. дисс. канд. биол. наук. М., 1991. — 20 с.
  40. Л., Сенников С. А. Отчет о школах укрепления здоровья в г. Вологде. Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний // Матер, конф. 18—20 апреля 2000 года. — Москва, 2000. — С. 127−139.
  41. Г. Н., Савельева Т. С. Влияние социально-гигиенических условий на распространение наркомании среди молодежи // Гигиеническая наука и практика, вып. 8. Липецк, 2003. С. 572−276.
  42. H.A., Подлужная М. Я. Состояние здоровья детей крупного промышленного города // Матер. Всеросс. научно-практ. конф. «Средагобитания и здоровья населения». Т.1. Оренбург 2001. С 278−282.
  43. Д.В. Уровень и формы проявления тревожности у московских старшеклассников // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 140−142.
  44. A.M. Успеваемость и здоровье старшеклассников. Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы // Матер. Веер. конф. с междунар. участием (Москва, октябрь 2002 г.). — М.: Издатель, НО НЦЗД РАМН, 2002. С. 168−169.
  45. A.M. Здоровье современных подростков: проблемы и пути их решения // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитаниедетей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 156−158.
  46. А.Р., Легостаев Е. Г. Региональные экологические проблемы и здоровье детей // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 163−165.
  47. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. -М., Издатель НЦЗД РАМН, 2002. 280 с.
  48. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения — среда обитания». М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — 316 с.
  49. В.Р. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века // Матер. IX Веер, съезда гигиенистов и сан. врачей. Т. 2. М., 2001. — С. 368−372.
  50. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001. — 376 с.
  51. В.Р., Ананьев П. Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания в современном городе // Вестник Санкт-Петербургской государственной академии им. И. И. Мечникова 2002 № 3. С. 31−34.
  52. КучмаB.P., Вишневецкая Т. Ю. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации // Современные проблемы педиатрии: Матер. VIII Съезда педиатров России.-М., 1998.-С. 159−163.
  53. В.Р., Гильденскиольд С. Р. Окружающая среда и здоровье жителей города с развито химической промышленностью. — М.: ММА им. И. М. Сеченова, 1995.-123 с.
  54. В.Р., Сердюковская Т. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. — 152 с.
  55. А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 8−11.
  56. И.И. Влияние процесса обучения в школе на работоспособность подростков // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке (Москва, 12—14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 198−199.
  57. А.Ю. Состояние здоровья и факторы риска развития заболеваний среди учащихся начального этапа обучения г. Москвы //
  58. Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. II. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 233−235.
  59. Л.А. Состояние здоровья детей и подростков г. Оренбурга. Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний // Матер, конф. 18−20 апреля 2000 г. М., 2000. — С. 45−53.
  60. Медик В. А, Осипов A.M. Университетское студенчество: образ жизни и студенчество. М.: Логос, 2003. -200 с.
  61. В.А., Петров А. Н. Региональная политика в сохранении здоровья населения // Междунар. конф. «Региональные проблемы профилактической медицины» / Под ред. акад. РАМН Н. Ф. Измерова, д.м.н., проф. В. А. Медика. Великий Новгород. Россия, 1999. С., 7−8.
  62. В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. М.: Медицина, 2003. — 512 с.
  63. С.П., Щепин О. П., Романов А. И., Максимова Т. М. Концептуальная и экспериментальная проработка эпидемиологии нарушений сна у населения России // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 1998. № 5. — С. 1−8.
  64. Н.С. Состояние здоровья детского населения в зависимости от степени и характера загрязнения атмосферного воздуха. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний // Матер, докл. М., 2003.-С. 156−157.
  65. И.А., Кадыскина E.H., Мозжухина H.A., Богданов Х. У., Мальцев А. Н. Основные тенденции развития и актуальные вопросы гигиенического воспитания населения // Гигиеническая наука и практика, вып. 8. Липецк, 2003. С. 145−148.
  66. Н.И., Соболевская О. В., Соколовская Л. В. Системный подход при изучении состояния здоровья населения. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний // Матер, докл. M., 2003.-С. 179.
  67. Р.Г., Шалонова С. А., Маслянникова Г. Я., Деев А. Д. // Российские медицинские вести, 2001, № 6. С. 34−37.
  68. Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды. М.: Изд-во ГУ Научный центр здоровья детей, 2004.- 154с.
  69. А.Н. Санитарная охрана водных ресурсов и оптимизация воодопользования населения промышленного города (на примере Великого Новгорода). Автореф. дисс. канд.мед. наук. — М., 2000. — 23 с.
  70. А.И., Ястребов Г. Г., Коновалова Т. А. Комплексные проблемы гигиены и их реализация в деятельности научных и практических организаций. Региональные проблемы. Белгород, 2000. С. 19−24.
  71. A.B., Александров A.A. Некоторые аспекты табакокурения у детей и подростков // Здравоохр. Российской Федерации. 1990. 2. С. 21— 25.
  72. В.Н. Современная гигиена: проблемы и перспективы // Современные проблемы профилактической медицины, среды обитания и здоровья населения промышленных регионов России. — Екатеринбург. 2004. С. 29−32.
  73. И.К., Жамлиханов Н. Х., Сугутская Г. Д. Принципы и механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе. Здоровье населения и среда обитания // Информ. бюллетень, № 3 (132), 2004. С. 31−33.
  74. P.C., Покровский A.B., Дюдяков A.A. О влиянии образа жизни и экологических факторов на состояние здоровья молодежи допризывного возраста. //Гигиена и санитария. 1999, № 2. С. 19−21.
  75. А.И. Медицина сна / Под ред. С. П. Миронова. М.: 1998 — 368 с.
  76. З.Ф. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и состояние здоровья детского населения // Гигиена и санитария 2001, № 2 С.9−11.
  77. A.C. Особенности режима дня старшеклассников в современной школе // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитаниедетей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. III. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 119−121.
  78. Г. И., Кутепов E.H. Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения / Гиг. и сан. 1997. — № 1. — С. 36.
  79. О.В. Системный подход к изучению региональных особенностей состояния здоровья детского населения: автореф. канд. мед. наук. М., 2002. — 48 с.
  80. К.И. Распространенность, особенности формирования хронической бронхолегочной патологии в условиях региона Северо-Запада Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Великий Новгород, 2002. 22 с.
  81. В.В. Здоровый образ жизни как основа сохранения и укрепления здоровья // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. III. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 155−157.
  82. М.И. Авторитарная педагогика как фактор риска нарушения нервно-психического здоровья школьников. Здоровье населения и среда обитания // Информ. бюлле тень, № 3 (132), 2004. С. 24−27.
  83. М.И. Оценка функциональных возможностей учащихся начальной школы // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). -Ч. III. M.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. С. 161−163.
  84. H.H. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз // Российский педиатрический журнал, 1999. — № 2. — С. 36-^1.
  85. А.Г. Здоровье и физическое развитие детей и подростков. — М.: Медицина, 1991.-283 с.
  86. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.-283 с.
  87. А.Г. Концепции укрепления здоровья детского и подросткового населения // Здоровые дети России в XXI веке / Под ред. акад. РАМН A.A. Баранова и профессора В. Р. Кучма. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — С. 44−53.
  88. А.Г., Михайлова С. А. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения. — М., 2000.-211 с.
  89. JI.M. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. Куликова A.B. Гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях // Вестник РАМН 2003. — № 8 С. 3−27.
  90. JI.M., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гиг. и сан. — 2002. — № 3. С. 52−55.
  91. A.A. Физиолого-гигиенические основы создания системы обеспечения надежности деятельности и сохранения здоровья персонала энергопредприятий России: Автореферат диссертации. доктора медицинских наук М., 1996- 55с
  92. С.А. Оценка физического развития как основа формирования групп риска отклонений в состоянии здоровья девочек 7—17 лет: на примере Северного Кавказа. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1998. -24 с.
  93. И.Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник РАМН. 2004, № 3. — С. 8−13.
  94. О.М. Оптимизация состояния здоровья, школьников. Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы // Матер., Веер. конф. с междунар. участием (Москва, октябрь 2002 г.). -М.: Издатель, НО НЦЗД РАМН, 2002. С. 372−374.
  95. .Б. Научное обоснование комплексной программы профилактики- неинфекционных заболеваний на региональном уровне. Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний // Матер, конф. 18−20 апреля 2000 года. М., 2000. — С. 5962.
  96. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей. // Гигиена и санитария. 2001, № 2. С. 58 -60.
  97. В.И., Милушкина О. Ю. Национальная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в Российской Федерации // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке»
  98. Москва, 12−14 мая 2004). -Ч. III. М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. С. 316−318.
  99. A.B., Маймулов В. Г. Современные научно-методические проблемы подготовки кадров по медико-профилактическим специальностям // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. 201- № 2−3. С. 78−81.
  100. A.A. Об эффективности традиционной профилактики близорукости у школьников. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний // Матер, докл. М., 2003. — С. 269−270.
  101. С.Н. О совершенствовании организации форм оздоровления детей дошкольного возраста с использованием естественных и искусственных физических факторов // Материнство и детство. 1992. -№ 6−7. — С. 35−36.
  102. Е.В., Черная H.JL, Мозжухина Л. И. Особенности состояния здоровья в условиях экологического неблагополучия. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний // Матер, докл. М., 2003.-С. 282−283.
  103. Т.С. Гигиенические принципы сохранения здоровья человека в условиях Крайнего Севера. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1997. -42 с.
  104. В.К. О методологии изучения репродуктивного потенциала детей и подростков // Междунар. конф. «Региональные проблемы профилактической медицины» / Под ред. акад. РАМН Н. Ф. Измерова, д.м.н., проф. В. А. Медика. Великий Новгород. Россия, 1999. С. 10.
  105. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гиг. и сан. 1996. — № 1. — С. 24−26.
  106. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы к началу XXI века // Матер, междунар. конгр. «Здоровье, обучение, воспитаниедетей и молодежи в XXI веке» (Москва, 12−14 мая 2004). Ч. III. M.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. — С. 395−396.
  107. Г. Г., Пономаренко И. И., Бусырев С. А. Донозологическая диагностика в изучении сочетанных воздействий факторов среды обитания на школьников // Гигиеническая наука и практика, вып. 8. Липецк, 2003. С. 623−624.
  108. Anstey D.L. Environmental aspects of urban motorways. Inst. Munie. Eng., 1971,98, 7, 187−191.
  109. Baldauf A.M., Muscher W., Rudolph W. Hygienische Fragen der Beleuchtung von Unterrichtsraumen. Dtsch. Architektur, 1972, 21, 4, P. 230−231.
  110. Bardona E.J., Montanero A. Formaldehyde: An analysis of the respiratory, cutaneos and immunologic effects // Ann. Allergy. 1991. — Vol. 66. — № 6. -P. 441−458.
  111. Bartecchi C.E., MacKenzic T.D., Schier R.W. The Human costs of tobacco use // New Eng. J. Medicine. 1994. 330. 13. P. 904−912.
  112. Bearer C.F. Environmental health hazards: how children are different from adults // Future Child. 1995. Summer — Fall. 5 (2): 11−26.
  113. Bellinger D., Levition A., Allred T., Rabinowitz M. Pre- and postnatal lead exposure and behavior problems in school-aged children. Environmental Research. 1994. 66 (1): 12−30.
  114. Bignon I. Bronchite chronique at emphyseme. Mechanisms, clinique, treatment // Flammarion medicine: Sciences. Paris, 1982. 386 p.
  115. Birren Faber. Light what may be good for the body is not necessary good for the eye. «Light. Des. and Appl.», 1974, 1, № 7, 41−43.
  116. Brown L.V., Rottern L.M., Blot W.I. Zung cancer in relation to environmental pollutants emitted from industrial sources Envin. Res. — 1984, Vol.34. P. 250−261.
  117. Del Maestro R.F. An approach to free radicals in medicine and biology // Acta Phisiol. Scand., 1980. Suppl. 492. P. 153−168.
  118. Dusseldorp A., Houthuijs D., Lebret E. Long-term exposure to air pollutants and respiratory health in children: An overview of studies // Epidemiology.1995. 6: S. 56.
  119. Efeitos V.F. De polucao do ar sobre a fungao pulmonar: un de cohorte em criancas de Cubatao. Sao Paolo, School of Pablic Health, 1991. (Doctoral thesis)
  120. Feretti M. Les cliniqques pour automobiles, Usine nouv., 1970, 26, 20. P. 126−127.
  121. Fugas M. Essessment of True Human Exposures to Air Pollution // Environ Int., 1986.-№ 12.-P. 363−367. ,
  122. Geizerova H., Masironi R. Cigarette Smoking in children and adolescents: world review. Proceedings of the 6th World conference on Smoking and health, Tokyo, 9−12 November, 1987/ Ed. Aoku et. al. / Amsterdam etc.: Exepte Med. 1988. P. 601−605.
  123. Herron Patrick L., La Giusa Frank F. Brightness variations for affect deaf learned s attentions. «Light. Des. and Appl.», 1975, 5, № 2, 30−34.
  124. IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Vol. 38: Tobacco Smoking. Lion. — 1986.
  125. Immunotoxicology and immunopharmacology // Eds I. Dean et al. New1. York. 1985.№ 4.
  126. Iversen T. Numerical modeling of the long rang, atmospheric transport of sulfur dioxide and particulate sulfate to the Arctic // Atmospheric Environ, 1989.-V. 33.-№ 11.-P. 2571−2595.
  127. Jedrychowsri W., Becher H. et al. A case control study of lung cancer with special reference to the affect of air pollution in Poland. I. Epidemiol. Commun. Health. 1988, Vol. 44. P. 114−120.
  128. Jeskson J., Peterson P.J. Evaluation of Selection Schemes for Identifying Priority Aquatic Plutauts. Final Report. London, 1989.
  129. Jones T.D., Owen B.A., Trabalka J.R. Protection of human health from mixtures of radionuclides and chemicals in drinking water // Arch. Environ. Contam. Toxicol., 1991 V. 20. — № 1. — P. 143−150.
  130. Keiding L.M., Rindel F.K., Kronborg D. Respiratory illnesses at children and air pollution in Copenhagen // Archives of Environmental Health. 1995. 50 (3): 200−206.
  131. Kenton S. Dare to be you: A revolutionary hand for teenage health good looks. London: Hodler Stoughton, 1990. — 127 p.
  132. С. Тайны сна. Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1997. — 416 с.
  133. M.J., Bessera J.E., Cordera F., Erickson J.D. // Pediatrik. 1989.
  134. La Giusa Frank F., Perney Zawrerce R. Brightness patterns influence attention spans. «Light. Des. and Appl.», 1973, 3, № 5, 26−30.
  135. R.K., Donald R. // Biological Monitoring of Toxic Metals. New York, 1988.
  136. Monet J.P., Muhlmann Ch. Anticiper la pollution // Face risque. 1995. — № 3188/-P. 31−32, 37−38.
  137. Morton W.E. Hypertension and drinking water constituents in Colorado. Amer. J. Publ. Health. 1971. V. 61.-№ 7.-P. 1371−1378.
  138. Murphy Т., Lappe M. Justice and the human genome project. California, 1994.- 178 p.
  139. Perschagen G., Simonato L. Epidemiological evidence of air pollution and cancer. In: air pollution and human cancer. — 1990.
  140. Phillips D., Verhasselt Y. Health and development. London, 1994. — 331 p.
  141. Rawbone R.G., Guz A. Cigarette Smoking among Secondary School children 1975−1979 //Arch. Dis. Children. 1982. 52. 5. P. 352−358.
  142. Ruan P.B., Lambert W.E. Personal Exposure to Indoor Air Pollution // In: Indoor Air Pollution. A Health Perspecitive / Ed. By Samet J.V., Spengler J.D. The Lohns Horcins University Press, 1991, P. 109−127.
  143. J. // Epidemiology. 1996. Vol. 7. — P. 20−28.
  144. Schwarz J. Low-level lead exposure and children’s IQ- a metaanalysis and search for a threshold // Environm. Research, 1994. 65: 42−45.
  145. Schwarz J., Otto D. Blood lead, hearing thresholds and newrobehavioral development children and youth // Arch. Environ. 1987, 42: 153−159.
  146. Tabacova S., Little R.E., Balabaeva L. et al. // Reprod. Toxicol. 1994. -Vol. 8., № 3.-P. 217−224.
  147. W., Vasiljevic M., Plecas D. // Srpski Arhiv. 1996. — Vol. 124. -№ 5−6. P. 156−159.
  148. Wilkins J.R., Comstock G.W. Original contribution. Source of drinking water at home and site-specific cancer incidence in Washington county. Maryland //Amer. J.Epidemiol., 1981.-V. 114,-№ 2.-P. 178−190.
  149. Wixcon BG., Davies B.E. Guidelines for lead in soil. Proposal of the Society for Environmental Geochemistry and Health // Environ. Sci. Technol. Vol. 28, № 1. 1994. P. 26A-31A.
  150. Woors A.W. Minerals in municipal water and aterosclerotic heart death. -Amer. J. Epidemiol., 1971. V. 93. — № 4. — P. 259−266.
  151. J. // Can. Med. Assoc. J. 1995. — Vol. 152. — № 8. — P. 12 371 240.
  152. D.G., Maximovitsh D. // Cancer Causes Control. 2000. Vol. 11. — P. 363−371.
Заполнить форму текущей работой