Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников, обучающихся в школах разного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Энергетическая ценность фактического двухразового школьного питания составляет 1044,9±53,7 ккал в сутки, что на 29,9% меньше установленных физиологических норм. Отмечен низкий охват горячим питанием старшеклассников: одноразовым — 32,0% лицеистов и 59,2% школьниковдвухразовым — 3,2% лицеистов и 4,6% школьников. Снижение потребления белка на 20,8%, жиров — на 30,8%, углеводов — на 35,5%, а также… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Состояние здоровья современных подростков
    • 1. 2. Особенности физического развития детей и подростков
    • 1. 3. Подростковый период как один из критических этапов в развитии детей

Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников, обучающихся в школах разного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

школьного питания.23.

1.5. Интенсификация школьного обучения как фактор риска здоровья старшеклассников.25.

1.6.Современные представления об адаптации и её значение в сохранении здоровья подростков.29.

1.7. Нейропсихологические предпосылки психосоматических расстройств у подростков.30.

1.8. Бронхиальная астма у подростков, особенности течения и контроля заболевания.33.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.36.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. 42.

3.1. Сравнительный анализ учебной нагрузки и режима образовательного процесса у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.42.

3.2. Организация питания старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.47.

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ 16−17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИННОВАЦИОННЫМ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ. 59.

4.1. Особенности физического развития старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.59.

4.1.1. Оценка роста старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.61.

4.1.2. Оценка массы тела у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа .64.

4.1.3. Окружность грудной клетки у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.68.

4.2. Функциональные возможности старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.72.

4.2.1. Показатели спирометрии.72.

4.2.2. Показатели кистевой динамометрии.75.

4.3. Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся старших классов в школах разного типа .80.

4.4. Особенности контроля за течением бронхиальной астмы у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.88.

ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.

СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИННОВАЦИОННЫМ И.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ.92.

5.1. Показатели школьной тревожности у подростков, обучающихся в школах разного типа.92.

5.1.1. Общая тревожность.93.

5.1.2. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.96.

5.1.3. Страх «ситуации проверки знаний» .97.

5.1.4. Фрустрация потребности в достижении успеха.97.

5.1.5. Страх самовыражения.98.

5.1.6. Страх «не соответствовать ожиданиям окружающих».99.

5.1.7. Уровень «переживания социального стресса», проблемы и страхи в отношениях с учителями" .100.

5.2. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости подростков.102.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.108.

ВЫВОДЫ.122.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 124.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

125.

ПРИЛОЖЕНИЕ.151.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

АД — артериальное давление.

ACT™ — тест по контролю над бронхиальной астмой.

БА — бронхиальная астма.

ДИ — доверительный интервал.

ЖЕЛ — жизненная емкость легких.

ОГК — окружность грудной клетки.

ПСВ — пиковая скорость выдоха.

ФР — физическое развитие.

IgE — иммуноглобулин Е.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Состояние здоровья подрастающего поколения, в Российской Федерации в последние годы представляет собой серьёзную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества [6,19,62,65,91,92,93,127,145,177]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, сегодня можно считать здоровыми лишь 10−12% школьников младших классов, 8% — средних классов и 5% старшеклассников [19,21,91,92,93,145]. Сложная, нестабильная социально-экономическая ситуация, возникшая в стране в последние десятилетия, привела к широкому распространению таких факторов, как увеличение количества стрессовых ситуаций, снижение материального уровня жизни семей, ухудшение экологии, снижение уровня медицинского обслуживания и стала причиной снижения показателей здоровья всех возрастных групп населения. Особенно чувствительными к этим негативным изменениям оказались дети и подростки [6,19,20].

Подростковый и юношеский возраст — один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся завершением процесса развития организма и становлением в психологическом и социальном плане. В силу анатомо-физиологических особенностей, характерных для этого периода, организм становится наиболее уязвимым и незащищённым к воздействию различных факторов внешней среды [19,24,119,126].

Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе с переходной экономикой, реформированием его с ломкой сложившихся социальных стереотипов способствуют формированию чувства неуверенности, прежде всего в такой социальной группе, как подростки, способствуя росту заболеваемости и отклонениям в состоянии здоровья [63].

Определённую роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования. Появились образовательные учреждения нового типа: лицеи, гимназии, частные школы, колледжи, характерной особенностью которых является увеличение объёма и усложнение знаний, интенсификация обучения. Чрезмерные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения в учебном процессе и режиме дня неблагоприятно сказываются на ещё не сформировавшемся до конца организме детей [19,67,91,92,93,177].

Кроме того, выявленные в последние годы специалистами НИИ питания РАМН существенные нарушения в качественном и количественном потреблении школьниками белков, витаминов и минеральных веществ могут усугубить неблагоприятное воздействие факторов образовательной среды [135].

Необходимо отметить, что современная образовательная среда предъявляет высокие требования к учащимся, зачастую превышающие их психофизиологические возможности, и может способствовать, таким образом, ухудшению течения и контролируемости соматических заболеваний, и являться фактором риска здоровья подростков. Примером последнего утверждения может служить бронхиальная астма — актуальная проблема педиатрии и клинической медицины в целом, поскольку является частым хроническим заболеванием органов дыхания у детей и подростков. Заболевание, начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте и может приводить к снижению качества жизни, явиться причиной инвалидности, а иногда и драматических исходов [107,192].

В этой связи в последние годы активно проводятся научные исследования, направленные на поиск способов сохранения здоровья школьников в современных условиях, ранней диагностики функциональных расстройств, изучения возможностей адаптации подростков, их психоэмоционального и вегетативного статуса, устойчивости к стрессам, изучения методов контроля и самоконтроля течения хронических заболеваний [65,52,114,144,181,206,228,234].

В настоящее время в работах НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН получены убедительные доказательства различия в медицинских и социальных аспектах адаптации современных подростков, обучающихся в старших классах общеобразовательных школ и в учреждениях начального профессионального образования [19,22,131,145].

Однако при этом остаются недостаточно изученными особенности формирования здоровья учащихся старших классов общеобразовательных школ и школ инновационного типа. Цель исследования.

На основе гигиенической оценки факторов образовательной среды установить закономерности формирования физического, психологического развития старшеклассников, их функциональных возможностей, состояния здоровья в процессе интенсивного обучения и обосновать практические рекомендации по оздоровлению учащихся. Задачи:

1. Дать сравнительную гигиеническую оценку учебной нагрузки у старшеклассников, обучающихся по традиционной и инновационной системам обучения.

2. Проанализировать особенности организации и характера питания старшеклассников, обучающихся в школах разного типа.

3. Оценить состояние здоровья старшеклассников, обучающихся в школах разного типа, по показателям физического развития и результатам углублённых профилактических медицинских осмотров.

4. Изучить психологические особенности старшеклассников, обучающихся по традиционной и инновационной системам обучения.

5. Определить различия в течении и контролируемости хронического заболевания на примере бронхиальной астмы у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа. '.

Научная новизна.

Выявлены особенности формирования здоровья старшеклассников в зависимости от факторов образовательной среды (интенсивное обучение, характер и организация питания) в школах разного типа.

Получены новые данные о влиянии интенсификации обучения старшеклассников на состояние их здоровья, показатели физического и психологического развития, а также на их функциональные возможности (на примере кистевой динамометрии и спирометрии):

Впервые получены данные о различии в физическом развитии и функциональных возможностях старшеклассников, обучающихся по традиционной системе обучения в сравнении с инновационной системой обучения.

Установлено, что наиболее выраженные изменения в психологическом статусе происходят у старшеклассников, обучающихся по инновационным программам в сравнении со школьниками, обучающимися по общеобразовательным программам.

На примере бронхиальной астмы показано, что обучение по инновационным программам может приводить к ухудшению — течения и контролируемости хронического заболевания.

Практическая значимость.

Проведенные исследования выявили влияние интенсивной учебной нагрузки и нерациональной организации учебного процесса и питания на состояние здоровья старшеклассников, показатели их физического и психологического развития.

Установленные закономерности взаимосвязи высокой учебной нагрузки, фактического питания и здоровья школьников позволили обосновать предложения по оптимизации их здоровья и необходимости индивидуального контроля за ним с целью профилактики стресса, тревожности, нарушений физического развития.

Внедрение результатов в практику.

По результатам исследований разработаны и утверждены методические рекомендации «Оптимизация образовательной среды при интенсивном обучении старшеклассников», утвержденные Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области и Министерством здравоохранения Иркутской области 27.04.2010 г.

Материалы и выводы диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Управления Роспотребнадзора по Иркутской области (акт внедрения 27.04.2010 г.), Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области (акт внедрения от 14.05.2010 г.).

Результаты исследований используются в учебном процессе на кафедрах педиатрии № 2 (акт внедрения от 21.04.2010 г.), детских болезней (акт внедрения от 22.04.2010 г.), коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков (акт внедрения от 23.04.2010 г.) ГОУ ВПО ИГМУ, кафедре педиатрии ИГИУВ (акт внедрения 28.04.2010 г.), в организационной и профилактической работе отделов организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник г. Иркутска (акт внедрения от 12.05.2010 г.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Высокий уровень учебной нагрузки, нерациональная организация учебного процесса и питания обусловливают ухудшение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в школах нового типа, и проявляются в дисгармоничном физическом развитии, снижении некоторых функциональных возможностей организма и повышении уровня их заболеваемости.

2. Инновационные программы обучения с повышенными учебными нагрузками приводят к нарушению психологического состояния подростков, способствуют повышению уровня общей школьной тревожности, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, фрустрации потребности в достижении успеха, страху ситуации проверки знаний, страху не соответствовать ожиданиям окружающих.

3. На примере бронхиальной астмы показано, что нерациональная организация учебного процесса при интенсивном обучении может способствовать ухудшению контролируемости течения хронического заболевания.

Введение

в программу профилактического медицинского осмотра диагностических тестов функциональных и пограничных состояний способствует своевременному выявлению, коррекции и последующему предупреждению возникновения нарушений в состоянии здоровья школьников.

Апробация материалов диссертации.

Материалы диссертации представлены и обсуждены на научно-практической конференции, посвященной 75-летию МУЗ «Детская городская клиническая больница» (г. Улан-Удэ, 2008 г.), IV Российском форуме «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), IV Межрегиональной конференции «Формирование профилактической медицины регионального уровня и прикладные вопросы медицинской профилактики» (г. Иркутск, 2009 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни» (г. Иркутск, 2010 г.), V областной межведомственной научно-практической конференции «Здоровье и образование» (г. Иркутск, 2010 г.), научно-практической конференции, посвященной 115-летию Городской Ивано-Матренинской детской клинической больницы (г. Иркутск, 2010 г.).

Публикации.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 13 научных работ, в том числе 2 в журналах, рекомендованных ВАК, и методические рекомендации.

Личный вклад автора.

Личное участие автора включало: анализ учебной нагрузки, организации учебного процесса, фактического питания с разработкой анкет и расчетом основных пищевых ингредиентов и калорийностиисследование антропометрических и физиометрических показателей, психологического исследованияанализ социальной адаптированности и вегетативной лабильности подростков, изучение контролируемости бронхиальной астмы, статистическую обработку и интерпретацию полученных результатов, написание и оформление статей, методических рекомендаций, диссертации и автореферата.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, трех глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложения. Библиографический указатель содержит 186 отечественных и 54 зарубежных источников. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста, иллюстрирована 40 таблицами и 35 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. Учебная нагрузка в школах инновационного типа на 14,2% превышает нормативную, характеризуется неравномерным и неоптимальным распределением ее в течение дня и> недели и приводит к ухудшению показателей здоровья учащихся и их физического развития.

2. Энергетическая ценность фактического двухразового школьного питания составляет 1044,9±53,7 ккал в сутки, что на 29,9% меньше установленных физиологических норм. Отмечен низкий охват горячим питанием старшеклассников: одноразовым — 32,0% лицеистов и 59,2% школьниковдвухразовым — 3,2% лицеистов и 4,6% школьников. Снижение потребления белка на 20,8%, жиров — на 30,8%, углеводов — на 35,5%, а также витаминов А, Вь В2, РР, кальция, фосфора, железа, йода может негативно влиять на здоровье учащихся, способствовать функциональным нарушениям эндокринной системы, расстройствам питания и снижению антропометрических показателей.

3. Отмечено ухудшение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в школах инновационного типа: среди них меньше удельный вес подростков, имеющих I группу здоровья (в 2007 г. — 3,8%, в 2008 г. — 3,2%) по сравнению с общеобразовательными’школами (5,6% в 2007;2008 гг.), достоверно выше уровень патологической пораженностив 2 раза чаще отмечается дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела и низкого роста, а у девушек — и избытка массы тела, в сравнении со старшеклассниками общеобразовательных школ (19,3% и 11,9% соответственно).

4. Учащиеся школ инновационного типа испытывают большую психоэмоциональную нагрузку и находятся в состоянии постоянного психофизиологического стресса, в связи с чем у юношей повышенный уровень общей школьной тревожности регистрируется в 7,5 раз, а у девушек — в 3,3 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу встречается у юношей-лицеистов в 15,8 раз, а у девушек — в 2,5 раза чаще по сравнению с подростками массовых школ.

5. Факторы образовательной среды могут способствовать ухудшению течения хронических заболеваний, что наглядно показано на примере бронхиальной астмы у старшеклассников, обучающихся по инновационным программам. Низкие показатели контроля бронхиальной астмы встречаются у них в 2,3 раза, а обострения заболевания — в 2 раза чаще в сравнении со сверстниками общеобразовательных школ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При распределении учебной нагрузки, организации учебного процесса и питания старшеклассников следует проводить оценку степени риска режима образовательного процесса и питания для здоровья учащихся по методике А. Г. Сухарева и при выявлении риска своевременно вносить изменения в организацию учебного процесса и питания.

2. При организации питания школьников необходимо стремиться к полному охвату их горячим питанием, соответствию фактического химического состава и калорийности готовых блюд расчетным данным с учетом возраста, физических и психоэмоциональных затрат (СанПиН 2.4.5.240908). Следует обучать детей гигиеническим основам здорового питания и воспитывать культуру в питании.

3. При проведении профилактических медицинских осмотров старшеклассников необходимо выявлять учащихся с дефицитом, избытком массы тела, низким ростом для их последующего дообследования и выяснения причины дисгармоничного физического развития.

4. В школах инновационного типа врачам, психологам рекомендуется^, проводить тестирование подростков для определения их социальной адаптированности, вегетативной лабильности, показателей школьной тревожности с целью раннего выявления отклонений в социальном и вегетативном статусе и донозологической диагностики.

5. Рекомендуется использовать информативный и простой тест ACT™ для контроля и самоконтроля за течением бронхиальной астмы у подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Проблемы адаптации и учение о здоровье / H.A. Агаджанян P.M. Баевский, А.П. Берсенева- - М.: Издательство РУДН, 2006.-284 с.
  2. H.A. Социальная физиология: адаптация и здоровье человека: физиологические проблемы адаптации / H.A. Агаджанян // Тезисы докладов IV Всесоюзного симпозиума по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 1984. — С. 3−13.
  3. A.A. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков / A.A. Александров,
  4. B.Б.Розанов //Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. —1. C. 16−20.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1993. — 340 с.
  6. JI.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и физическое развитие школьников / Л. А. Алифанова // Педиатрия 2002. — № 6. — С.37−41.
  7. Л.А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников / Л. А. Алифанова // Педиатрия. -2007. Т.86, № 2. — С. 106−110.
  8. Ю.П. Генетические процессы в популяциях / Ю. П. Алтухов. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 431 с.
  9. H.A. Здоровье и развитие современных школьников /Н.А.Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. -1994. Т. 1. -№ 1. — С.13−18.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197 с.
  11. Л.К. Влияние гипокинезии на состояние здоровья девочек-подростков / Л. К. Антонова // Российский медицинский журнал. — 2003.-№ 3. С.35−36.
  12. JI.T. Гипертоническая болезнь в юношеском возрасте / Л. Т. Антонова. М.: Медицина, 1976. — 224 с.
  13. М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  14. Г. Л., Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 243 с.
  15. A.A. Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам / A.A. Артеменков // Гигиена и санитария. 2007. — № 1. — С. 62−64.
  16. И. А. Физиологические механизмы индивидуального развития / И. А. Аршавский. — М.: Наука, 1982. — С. 270.
  17. В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития в условиях НТР / В. Ф. Базарный. Новосибирск, 1991. — 140 с.
  18. В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков / В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо // Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни. М.: 1994. -С.46−55.
  19. A.A. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
  20. A.A. Оценка здоровья детей при профилактическихмедицинских осмотрах (руководство для врачей) / A.A. Баранов,
  21. B.Р. Кучма, JIM. Сухарева. М.: Издательский дом «Династия». — 2004.- 168 с.
  22. A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2008. — 437 с.
  23. A.A. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт. М.: Издательский дом «Династия», 2004. — 200 с.
  24. A.A. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, H.A. Скоблина. М.: Издатель научный центр здоровья детей РАМН. — 2008. — 216 с.
  25. A.A., Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / A.A. Баранов, Л. А. Щеплягина.- М.: Медицина, 2000. 584 с.
  26. М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1−4 классов в процессе учебных занятий / М. М. Безруких // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.1. C.249−254.
  27. М.М. Школьные нагрузки и здоровье / М. М. Безруких. URL: http://detiindigo.m/mdex.php?option=com content&task=view&id= 13 9&Ite mid=l (15.04.2010r.)
  28. H.A. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей / H.A. Белоконь, М. Б. Кубергер. М.: Медицина, 1987. — Т.2. -480 с.
  29. A.M. О комплексной гигиенической оценке состояния окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения области / A.M. Большакова, Е. М. Черепов, Е. И. Акимова // Гигиена и санитария.- 1999.-№ 2.-С. 47−49.
  30. A.A. Физическая культура детей, относящихся к «группе риска» / A.A. Борщевский // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. — Выпуск 5, Т. 68. — С. 5−6.
  31. Н.П. Реабилитационная педагогика / Н. П. Вайзман М.: АГРАФ, 1996. — Вып. 1. — 160 с.
  32. Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л. П. Великанова // Педиатрия. 2004. — № 1. — С.67−70.
  33. .Т. Рост и развитие детей и подростков в России / Б. Т. Величковский, A.A. Баранов, В. Р. Кучма // Вестник РАМН. 2004.- № 1. С. 43−45.
  34. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция // Приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии. Лекции для врачей. -М, 2000. 79 с.
  35. Витамины и минералы для роста и развития детей / Л. А. Щеплягина, О. И. Маслова, Г. В. Римарчук, Л. В. Козлова Л.В., И. В. Круглова, Т. Ю. Моисеева // Педиатрия. 2005. — Т.7. — № 2. — С.68−71.
  36. Е.М. Руководство по эндокринной гинекологии / Е. М. Вихляева. М.: МИА, 2002. — 768 с.
  37. В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. — № 1. — С.43−44.
  38. В.Г. Акселерация роста и развития детей / В. Г. Властовский. М.: Издательство МГУ, 1976. — 280 с.
  39. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. JI.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковой. М.: Премедэк, 1993. — 394 с.
  40. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методическое пособие / И. М. Воронцов. JL: ЛПМИ, 1996.-56 с.
  41. И.М. Оценка антропометрических данных (лекция) /И.М.Воронцов // Вопросы охраны материнства и детства. 1985. -№ 6.-С. 6−11.
  42. Е.З. Некоторые тенденции соматического развития московских школьников на^ рубеже столетий / Е. З. Година // Материалы IV международной конференции «Воспитываем здоровое поколение». -2004. С.36−40.
  43. Е.З. О современной направленности эпохальных сдвигов / Е. З. Година, И. А. Хомякова, A.JI. Пурунджан // Материалы Конгресса педиатров «Здоровый ребенок». М., 1999. — С. 113−114.
  44. Е.З., Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания у человека / Е. З. Година, H.H. Миклашевская // Хрестоматия по антропологии. М.: Российское психологическое общество, 1997. — С. 294−301.
  45. И.И. Социально-гигиеническая характеристика девочекподростков и оценка их репродуктивных установок / И. И Гребешева, В. М Ельцова-Стрелкова., P.M. Гулевская // Советское здравоохранение 1990. — № 5. — С.31−34.
  46. H.H. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области / H.H. Гребнева. Тюмень: ТюмГУ, 2006.-238 с.
  47. С.М. Акселерация развития и состояние здоровья детей и подростков / С. М. Громбах. М.: Медицина, 1980. — 60 с.
  48. С.М. Проблема адаптации в гигиене детей и подростков /С.М. Громбах // Гигиена детей и подростков. 1977. — Вып. 4. — С. 13−28.
  49. Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических отношений / Ю. М. Губачев, Е. М. Стабровский. JL: Медицина, 1981. — 203 с.
  50. Д.Н. Особенности использования дозированных средств физической культуры с детьми, имеющими задержку роста / Д. Н. Дементьев // Вестник ТГПУ. 2007. — Выпуск 5. — Т.68. — С.94−96.
  51. E.H. Информационное пространство и здоровье школьников / E.H. Дзятковская, Л. И. Колесникова, В. В. Долгих. -Новосибирск: Наука, 2002. 132 с.
  52. С.М. Йодная недостаточность как фактор снижения психического и умственного развития ребенка / С. М. Дрюцкая, Н. Г. Григорьева // Гигиена и санитария. 2005. — N 1. — С.32−34.
  53. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н. В. Дубровинская. М., 1985. — 144 с.
  54. Ю.А. Возрастная физиология / Ю. А Ермолаев. — М.: Высшая школа. 1985. — 384 с.
  55. Н.В. Некоторые аспекты здоровья сельской семьи /Н.В.Ефимова, М. П. Дьякович // Здоровье семьи XXI век: международная конференция: материалы конференции Пермь (Россия) — Марматис (Турция). 2001. — С.27−28.
  56. Н.В. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста, проживающих в промышленном центре / Н. В. Ефимова, О. И. Фрадкина, Н. И. Моторова // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2002. — № 3. — С. 28−30.
  57. В.М. Эколого-валеологический компонент в образовательной области «Технология» / В. М. Заенчик, О. В. Сергеева // Школа и производство.-2001. № 3. — С. 10−13.
  58. A.B. Основные проблемы онтогенеза психики / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — С. 28−65.
  59. И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте / И. В. Звездина // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 6. — С. 16−19.
  60. И.В. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы у ~~ подростков / И. В. Звездина // Вопросы современной педиатрии: Материалы VIII конгресса педиатров России. М., 2003. — С. 125.
  61. Здоровье детей России (Состояние и проблемы) / Под ред. акад. РАМН A.A. Баранова- М.: ЗАО «Информатик». 1999. -273 с.
  62. Здоровье молодежи — забота общества: Доклад Исследовательской группы ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения. — Женева, 1987. -127 с.
  63. М.Н. Оценка риска здоровью детского населения при воздействии экотоксикантов / М. Н. Иванченко, И. Н. Луцевич, В. В. Жуков // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. — № 1. — Т.6. -С. 18−22.
  64. Изучение качества жизни детей — важнейшая задача современной педиатрии / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Валлиулина, И. В. Винярская // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 5. — С.30−33.
  65. А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, JI.A. Агапова // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.43−45.
  66. А.Г., Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 5. — С. 14−18.
  67. Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб.: Питер. -2001.-464 с.
  68. Н.М. Депрессии в школьной подростковой популяции /Н.М. Иовчук, Г. З. Батыгина // Российский психиатрический журнал. -1999. -№ 3.- С. 37−40.
  69. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. — СПб.: Питер. 2000. — 512 с.
  70. В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, C.B. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  71. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / P.A. Калюжная. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  72. P.A. Школьная медицина: Руководство для врачей-педиатров / P.A. Калюжная М.: Медицина, 1975. — 392 с.
  73. Е.А. Половой диморфизм соотношения функциональной асимметрии мозга и школьной тревожности / Е. А. Камышева // Экология образования: Актуальные проблемы. 1999. — № 1. — С. 68−72.
  74. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Карсаевская. Л.: Медицина. — 1970. — 269 с.
  75. Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами / Д. В. Каширский // Журнал практического психолога 2000. — № 10−11. — С. 162−183.
  76. В.И. Психофизиологические особенности младшегошкольника и учебный процесс / В. И. Кирпичев. Ульяновск: ИПК ПРО. — 1996.-40 с.
  77. О.С. Психодиагностика подростков с первичной артериальной гипертензией / О. С. Ковшова, Н. И. Мельченко // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины. СПб, 2000. -С. 205−206.
  78. А.И. Медицинская антропология коренного населения Севера России / А. И. Козлов, Т. Г. Вершубская. М.: Издательство МНЭПУ, 1999.-288 с.
  79. И .Я. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы- ГУ НИИ питания РАМН, Москва /И.Я. Конь, Л. Ю. Волкова URL: http://pfcop.opitanii.ru/articles/children feed problems, shtml (дата обращения: 12.06.2010 г).
  80. Т.С. Морфофункциональное развитие ребенка и адаптация к режиму обучения в школе /Т.С. Колосова, В. А. Барашков, Н. В. Звягина // Экология человека. 2000. — № 1. — С.55−57.
  81. H.A. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей /H.A. Коровина, И. Н. Захарова, Л. Л. Науменко // Педиатрия. 2006. — Т.8, № 2. — С.52−55.
  82. Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников /Н.К.Корсакова, Ю. В. Миладзе, Е. Ю. Балашова. М.: Рос. Пед. Агентство. — 1997. — 124 с.
  83. И.А. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях половогосозревания в условиях информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, В: К. Сухецкий // Физиология человека 2005. — Т. 31. — № 6. — С. 13−25.
  84. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков / Т. С. Криворучко. Кишинев: Штиинца. — 1976. — 96 с.
  85. Е.В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков / Е. В. Крукович, Л. А. Жданова, В. Н. Лучанинова // Педиатрия. 2007. — Т.86, № 2. — С.103−106.
  86. М.В. Физическое развитие и заболеваемость высококвалифицированных спортсменов подросткового возраста / М. В. Курникова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. -2008.-№ 4.-Т. 15.-С. 65−66.
  87. А.И. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам / А. И. Кусельман, И. Л. Соловьева, А. П. Черданцев // Педиатрия. 2002. — № 6. — С.53−57.
  88. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Р. Кучма. М.: ММА имени И. М. Сеченова. — 2002. — 280 с.
  89. В.Р. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Российский педиатрический журнал. 2007. — № 1. — С.53−57.
  90. В.Р. Стресс у школьников: причины, последствия профилактика /В.Р. Кучма, М. И. Степанова // Медицина труда и промышленная экология.-2001.-№ 8.-С.32−37.
  91. В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья / В. Р. Кучма, Б. М. Раенгулов, H.A. Скоблина. М.1: НЦЗД РАМН. — 1999. — 200 с.
  92. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях /В.Р. Кучма. М.: ММА имени И. М. Сеченова. — 1996. — 282 с.
  93. И.Л. Оценка психического здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа / И. Л. Левина, Е. А. Лотош // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири» 2001. — № 3. -С. 16−19.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.: / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  95. И.И. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели у подростков разного пола и возраста / И. И. Либина, А. Н. Корденко, И. Б. Ушаков // Экология человека 2004. — № 5. — С. 5153.
  96. А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. 2-е изд. / А. Р. Лурия. М.: Мир, 1977. — 160 с.
  97. В.Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Маймулов, H.A. Пацюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. -2004.-№ 2. -С. 31−33.
  98. Т.М. Организация и методика оценки физического развития детей / Т. М. Максимова // Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности. М., 1998. — Вып.5. — С.168−192.
  99. Мастюкова Е. М. Дети с нарушением умственного развития
  100. Е.М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. Иркутск: ИГПИ, 1992.- 159 с.
  101. Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. -256 с.
  102. H.H. Ростовые процессы у детей и подростков / H.H. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. М.: Издательство Московского университета, 1988. — 184 с.
  103. Д.С. Психофизиологические особенности психомоторных функций у подростков разных групп обучения / Д. С. Надеждин, JI.M. Сухарева, К. Э. Павлович // Материалы IX конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2004. — С.229:
  104. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Атмосфера», 2008. — 108 с.
  105. В.А. Физическое развитие детей и подростков Восточной Сибири / В. А. Никифорова, Н. В. Ефимова, Т. Г. Перцева. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». — 2007. — 130 с.
  106. В.И. Психологический анализ школьной дезадаптации детей с ослабленным здоровьем / В. И. Нодельман // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН 2001. — Т. 1. — № 1. — С. 87−88.
  107. Особенности взаимосвязей в системе «гипофиз-гонады» у детей подросткового возраста при различных видах обучения / Г. П. Ширяева,
  108. A.Г. Муталов, Р. Я. Нагаев, Г. А. Вахитова, Т. А. Валиева,
  109. B.В. Сперанский // Вестник новых медицинских технологий — 2008. -Т. 15.-№ 1.-С. 59−60.
  110. Особенности гастроэнтерологической патологии у детей и пути оптимизации гастроэнтерологической помощи / Е. И. Назарова, Ю. Г. Кузмичев, A.B. Леонов, H.A. Матвеева, Е. П. Усанова,
  111. T.B. Платонова, H.B. Авдеева, Е. В. Кулакова // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. — № 1. — С.32−34.
  112. Оценка показателей физического развития школьников-тувинцев (методические рекомендации). Новосибирск, 1986. — 29 с.
  113. А.И. О питании и здоровье / А. И. Пальцев. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. 176 с.
  114. Д.Д. Результаты анализа профилактического осмотра школьников начальных классов с помощью теста «Москва» / Д. Д. Панков, Т. Б. Панкова // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1.-С. 445−445.
  115. Д.Д. Состояние здоровья школьников выпускных классов (данные профилактических осмотров) / Д. Д. Панков, Т. Б. Панкова // Российский педиатрический журнал. 2006. — № 6. — С. 10−12.
  116. Т.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI.M. Кузнецова, Г. Г. Манке, Т. М. Параничева // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. -№ 5. — С. 17−21.
  117. Н.В. Психофизиологические аспекты агрессии и агрессивности учащихся гимназических классов городских школ / Н. В. Плешкова, A.B. Капранов, В. Д. Киселев // Известия Алтайского государственного университета. — 2005. № 3. — С. 107−110.
  118. Подростковая медицина / под ред. Л. И. Левиной, A.M. Куликова. -СПб.: Питер. 2006. — 544 с.
  119. И.И. Риск для здоровья школьников с позиций гигиены / И. И. Пономаренко // Вестник Российской АМН. 2005. — № 3. — С.43
  120. Г. Н. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация / F.H. Попов, Е. В- Ширенкова, О. З. Серазетдинов // Вестник Томского государственного педагогического университета- — 2007. Выпуск 5. — Т.68. — С.84−87.
  121. Е.Г. Новые подходы к диагностике психоэмоционального стресса у детей / Е. Г. Потягайло, В. М. Покровский // Педиатрия. 2004. — № 5.-С.54−55.
  122. Е.И. Физическое развитие в условиях Сибири и Севера (обзор) / Е. И. Прахин // Бюллетень СО АМН СССР. 1983. — № 6. — С. 22−31.
  123. A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан. 2. изд. — М.: Питер, 2007. — 192 с.
  124. Проблемы охраны здоровья подростков: Доклад Комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения. Женева, 1979. — 67 с.
  125. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под редакцией A.A. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения. — 2003. — 480 с.
  126. Проблемы психосоматической патологии детского возраста / Л. И. Колесникова, В. В: Долгих, В: М. Поляков, Л. В. Рычкова. -Новосибирск: Наука, 2005. 222 с.
  127. Профилактика йодного дефицита у школьников / Л. А. Щеплягина, Д. С. Надеждин, П. И. Храмцов, E.H. Сотникова, Л. М. Сухарева, К. Э. Павлович // Педиатрия. 2005. — Т.7, № 1. — С.51−53.
  128. Психофизиологические отражения развития тиреоидных дисфункций и патологий у школьников / Е. В. Вербицкий, И. А. Топчий, В. А. Попова, A.A. Кожин, Г. А. Галкина, А. Д. Берлизева // Актуальные проблемы современной эндокринологии. — СПб, 2001. С. 584.
  129. Пути повышения умственной работоспособности школьников в йоддефицитном регионе / В. З. Колтун, Л. А. Проскурякова, Е. Н- Лобыкина, О. И. Хвостова // Гигиена и санитария. 2005. — № 5.1. С.52−54.
  130. И.К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций /И.К.Рапопорт // Вестник РАМН. М.: Медицина. — 2003. — № 8. -С. 19−22.
  131. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам) / Под ред. М. В. Антроповой М.: Педагогика, 1974. — 136 с.
  132. Л.А. Распространенность Н.ру1ои инфекции у детей г. Иркутска / Л. А. Решетник, О. И. Птичкина // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. 2001. — № 2. -Т.Х1. — С.86.
  133. Руководство по гигиене детей и подростков / Под ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1964. 512 с.
  134. Руководство по детскому питанию / Под редакцией Тутельяна В. А., Коня И. Я. М.: МИА, 2004. — 664 с.
  135. СанПиН 2.4.2.1178−02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 г. // Российская газета. № 234. — 11.12.2002 г. — 25 с.
  136. Н.Е. Осознаваемая и неосознаваемая информация в когнитивной деятельности человека / Н. Е. Свидерская // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1993. — Т.43, Вып. 2. — С. 172
  137. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-255 с.
  138. Г. Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1981. — № 2. — С. 50−53.
  139. P.C. Хронобиологический подход к оптимизации учебного процесса в современных условиях обучения / P.C. Сигида // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2007. -N 4. — С. 83−86.
  140. A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / A.JI. Сиротюк. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
  141. Г. Н. Оценка физического развития школьников в инновационных условиях обучения / Г. Н. Собянина. URL: http://science.crimea.edu/zapiski/2008/biology chemistry/ush 212b/sobyani na 15. pdf (дата обращения 15.04.2010 г.).
  142. Состояние здоровья учащихся старшего подросткового возраста / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина // Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2004. С. 244.
  143. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима для старшеклассников лицеев / И. А. Камаев, Л. И. Павлычева, О. Л. Васильева, Л. Н. Коптева // Гигиена и санитария. — 2003. — № 5. — С. 45−46.
  144. H.H. Физическое развитие школьников к концу 20 века:анализ и прогноз / H.H. Суханова // Российский педиатрический журнал. -1999.- № 2.- С. 36−41.
  145. А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие / А. Г. Сухарев. М.: МИОО: Московские учебники. — 2009. — 255 с.
  146. Д. Физиология обмена веществ и эндокринной системы / Д. Теппермен, X. Теппермен. -М.: Мир. 1989. — 653 с.
  147. В.Д. Психосоматические расстройства / В. Д. Тополянский, М. В. Струковская. -М.: Медицина, 1986. 372 с.
  148. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / 3. Тржесоглава. -М.: Медицина, 1986. 159 с.
  149. В.И. Экологическая физиология человека. Часть II. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям /В.И. Турчинский, Н. П. Неверова, Ш. И. Шургая. Л.: Наука- 1980. -С. 91−120.
  150. Е.П. Здоровье школьников: проблемы и пути решения / Е. П. Усанова // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 6. — С.32−34.
  151. И.Н. Практические навыки педиатра / И. Н. Усов, М. В. Чичко, Л. Н. Астахова. Минск, 1989. — 384 с.
  152. Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 5. -С.17−24.
  153. Д.А. Электроэнцефалограмма детей и подростков / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова. М.: Педагогика. — 1972. — 216 с.
  154. Г. Н. Гормональные показатели у подростков 12−16 лет / Г. Н. Федоров // Педиатрия. 2004. — № 4. — С. 87−90.
  155. Физиологические и психологические особенности школьников с нарушениями осанки / С. М. Чечельницкая, А. Г. Румянцев, A.M. Волков,
  156. С.А. Орленко, A.A. Михеева // Вопросы практической педиатрии. -2008.-Т. 3, № 3. С. 41−44.
  157. Физиологические основы здоровья / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, докт. биол. наук, проф. Р. И. Айзмана и докт. мед. наук, А .Я. Тернера. Новосибирск: Изд. комп. «Лада», 2001. — 501 с.
  158. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья / Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, A.A. Силаев, О. Л. Попова // Практика педиатра. 2008. — № 2. — С.36−40.
  159. М.М. Информационная патология поведения / М. М. Хананашвили // Центральные регуляции вегетативных функций. Тбилиси. — 1984. — С. 9−93.
  160. М.М. Информационные неврозы / М. М. Хананашвили. -М.: Медицина. 1978. — 144 с.
  161. М.В. Лабильность нервной системы подростков и ее психологические и физиологические корреляты / М. В. Хватова, А. Д. Ноздрачев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 3. -2007. -№ 3.~ С. 54−64.
  162. Г. З. Адаптационные возможности подростков, обучающихся в режиме технического школы-лицея / Г. З. Химич // Ученые записки Павлодарского государственного университета. — 1999. — N 1. — С. 114 119.
  163. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  164. Т.П. Развитие функций мозга ребенка / Т. П. Хризман. Л.: Наука, 1978.-232 с.
  165. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319 с.
  166. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитаниемшкольников / C.B. Хрущев. M., 1980. — 224 с.
  167. Г. И. Философские проблемы теории адаптации / Г. И. Царегородцев. М.: Наука, 1975. — 282 с.
  168. Ю.В. Мониторинг состояния здоровья школьников, обучающихся в профильных классах /Ю.В. Черненков, А. Ю Сердюков. // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. — № 1. — Т.6. -С.130−133.
  169. С.М. Обучение здоровью реальный шаг к снижению заболеваемости среди детей и подростков / С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. — 2000. — Том 7. — № 4. — С. 5−7.
  170. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С.31−40.
  171. Н.Д. Антропологическое исследование физического развития подростков / Н. Д- Широченко, Г. Г. Рыхликова, Н. П. Аксёнова // Морфология, 2000. Т. 117, № 3. — С. 134.
  172. Школа здоровья реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2-х.т. / Под общей редакцией И. В. Кузнецовой. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ». 2003. — С.32−35.
  173. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха -М.: Медицина, 1988. 272 с.
  174. Е.И. Физиологические и гигиенические основы оптимизации обучения подростков в системе начального профессионального образования / Е. И. Шубочкина // Вопросы современной педиатрии 2006. — Т. 5, № 5. — С. 59−63.
  175. О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985 — 2000 гг. / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 1. — С.47−49.
  176. Л.А. Витамины и микронутриенты для детей: аргументы ифакты / JI.А. Щеплягина // Педиатрия: Приложение к журналу Consilium Medicum. 2009. — № 1. — С.89−92.
  177. В.В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, A.C. Симоходский, H.H. Воронович. СПб: СПб ТПМА, 2000. — 197 с.
  178. М.Н. Реактивность автономной нервной системы у девочек в зависимости от фазы менструального цикла / М. Н. Якушенко, A.A. Болова // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2007. — № 3, Т.55. — С. 128 129.
  179. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 1996. -№ 1.-С.24−26.
  180. Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. 2005. — № 6. — С.73−76.
  181. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С.9−11.
  182. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1. -С.65−68.
  183. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы во второй половине XX века: состояние, тенденции, прогноз / Ю. А. Ямпольская // Антропология на пороге III тысячелетия. Т.2. — 2003. — С.567−590.
  184. Associations of family environment and individual factors with tobacco, alcohol and illicit drug use in adolescents / Bruno Challier, Nearkasen Chau, Rosemay Predine, Marie Choquet, Bernard Legras // Eur. J. Epidemiol. -2000.-Vol. 16, № l.-p. 33−42.
  185. Bachrach L.K. Acquisition of optimal bone mass in childhood and adolescents // Trends Endocrinol. Metab. 2001. — V. 12, № 1. — P.22−28.
  186. Bakan P. Handedness and Brith Stress / P. Bakan, G. Dibb // Neuropsyhologia. 1973. — Vol. 3, № 2. — P. 363−372.
  187. Bruner J. The course of cognitive growth // Amer. Psychologist. 1964. -Vol. 19.-P. 1−15.
  188. Carpenter S.E.K., Rock J.A. Pediatric and adolescent gynecology / S.E.K. Carpenter, J.A. Rock. Philadelphia: Lippincott WW. — 2000. -527 p.
  189. Cernacek J. Fukena asymetria l’ndakeho mosgu // Bratise Lek. L. sty. -1979. Vol. 72, № 4 — P.401−419.
  190. Curtis A.B. The importance of gender of presentation and management of cardiac arrhythmious // Clin. med. 2002. — V.80. — № 8. — P.79−80.
  191. Davis J.M. Lead and child development / J.M., Davis, D.J. Svendsgaard // Nature. 1987. — Vol. 329, № 6137. — P.297−300.
  192. De la Puente M.L. Cross-sectional growth study of the child and abdolescent population of Catalonia / De la Puente M.L., Canela J., Alvarez J., Salleras L., Vicens-Calvet E. // Ann. Hum. Biol. 1997. — Vol. 24, № 5. — P. 435−452.
  193. De plus en plus de jeunes exclus des soins // J. sida (savoir, inf., debat., anal) 1997.-№ 101.-P.37.
  194. Devulapalli C.S. Severity of obstructive airways disease by age 2 years predicts asthma at 10 years of age / C.S. Devulapalli, K.C. Carlsen, G. Halandet al. // Thorax. 2008. V. 63. — № 1. — P.9−13.
  195. Dosage-related changes in a culturally-responsive prevention program for Asian American youth / Zane Nolan, Aoki Bart, Ho Tamara, Huang Lillian, Jang Mike // Drugs and Soc. 1998. — Vol. 12, № 1−2. — P: 105−125.
  196. Echec precoce de l’adaptation scolaire et anomalies du developpement cognitif et identitaire / M. Beverina, M. Basquin, M.L. Verdier-Gibello, R. Kormann, A. Douy // Neuropsychiat. enfance et adolescence 1997. -Vol. 45, № 7−8.-P. 351−369.
  197. Ellis K.J., Shypailo R.J., Hardin D.S. et al. Z-score prediction model for assessment of bone mineral content in pediatric diseases // J. Bone Miner. Res. -2001. -V.16, № 9. P. 1658 — 1664.
  198. Falcone D., Loder K. A modified lateral eye movement measure, the right hemisphere and creativity// Percept and creativity // Percept and Mot. Skills. -1983. — Vol.3, № 3−4 — P. 227−244.
  199. Faustman E.M. Mechanisms underlying children’s susceptibility to envirovmental toxicants / E.M. Faustman, S.M. Silbernagel, R.Q. Fenske. // Environ. Hlth. Persp. 2000. — Vol. 108, suppl. 1. — P. 13−21.
  200. Ford M.A., Turner L., Di Brezzo R., Cho H.K. Bone densitometry in assessment of bone mineral density // J. Ark. Med: Soc. 2001. — V.98, № 3. — P.86−88.
  201. Gibson R.S. Strategies for preventing micronutrient deficiencies in developing countries // Asia Pac. J. Clin. Nutr. 2004. — 13 (Suppl.). — P.23.
  202. Glucoregulatory disorders in school refusal students / Iwatani Noritaka, Miike Teruhisa, Kai Yumiko, Kodama Mihoko, Mabe Hiroyo, Tomoda Akemi, Fukuda Keiko, Jyodoi Takako // Clin. Endocrinol. — 1997. — Vol. 47, № 3.-P. 273−278.
  203. Heller J., Bartunkova S., Havliikovi L. Determinants of anaerobic performance in prepubertal boys // Physiol. Res. 1997. — V.46, № 2. — P.29.
  204. Heller J., Bartunkova S., Havliikovi L. Determinants of anaerobic performance in prepubertal boys // Physiol .Res. 1997. — V.46, № 2. — P.29.
  205. Helm P., Groenlund L. A halt in the secular trend towards earlier menarche in Denmark // Acta Obstetr. et Gynecol. Scandinav. 1998. — Vol. 77. -P. 198−200.
  206. Homebound schooling is the least favorable option for continued education of adolescent cancer patients. A preliminary report / Searle Nancy S., Askins Martha, Bleyer W. Archie // Med. and Pediat. Oncol. 2003. — Vol. 40, № 6. -P. 380−384.
  207. Janson C., Boe J., Crompton G.K. Acute asthma. Eur. Respir Rev. 2000. -V.10, № 76. — P. 503−506.
  208. Le trouble des conduites chez l’enfant et l’adolescent: Une revue des abords therapeutiques / D. Perisse, P. Gerardin, D. Cohen, M. Flament, P. Mazet //Neuropsychiat. enfance et adolescence 2006. — Vol. 54, № 8. — P. 401 410.
  209. Livshits G. Genetic analyses of growth curve parameters of body weight, height and head circumference / G. Livshits, I. Peter et al. // Ann. Hum. Biol. 2000. — Vol.27. — P.299−312.
  210. Morikowa A., Nishima S.- Japanese Society of Pediatric Allergy and Clinical Immunology. New Japanese pediatric guidelines for the treatment and management of bronchial asthma // Pediatr. Int. — 2007. — V.49, № 6. — P.1023−1031.
  211. National Asthma Education Program. Expert Panel Report 3 (EPR-3):
  212. Guidelines for the Diagnosis and Management of Asthma-Summary Report 20071I J. Allergy Clin. Immunol. 2007. V.120. — № 5. — P.94−138.
  213. Nguyen T.V., Maynard L.M., Towne B., Roche A.F. et: all Sex differences in bone mass acquisition- during growth // J. Clin. Densitom. — 2001. — Summer. V.4, № 2. — P. 147 — 157.
  214. Organisation cognitive et image du corps chez l’enfant psychotique /F. Poinso, S. Carrier, A. Vernazza, M. Rufo, R. Sulayrol // Neuropsychiat. enfance et adolescence. 1997. — Vol. 45, № 7−8. — P. 423−426.
  215. Pollitt E. A developmental view of the effects of an energy and micronutrient supplement in undernourished children in Indonesia / E. Pollitt, A. Iahari et al. // Eur. I. Clin. Nutr. 2000. — Vol.54. — P. 13−17.
  216. Pols MIA., Peeters P.H., Kemper H.C., Grobbee D.E. Methodological aspects of physical activity assessment in epidemiological studies // European journal of epidemiology. 1998: — V.14,.№ 1. — P.63−70.
  217. Pols Margareet A., Peetens Petra H.M. Methodological aspects of physical activity assessment in epidemiological studies // Eur. J. Epidemiol. 1998. -. V.14,№ 1.- P.63−70.
  218. Prevalencia do uso de drogas e desempenho escolar entre adolescentes / Tavares Beatriz Franck, Beria Jorge Umberto, de Lima Mauricio Silva // Rev. saude publ. 2001. — Vol. 35, № 2. — P. 150−158.
  219. Psychosocial outcomes of anxious first graders: A seven-year follow-up / Rachel L. Grover, Golda S. Ginsburg, Nick Ialongo // Depress, and Anxiety 2007. — Vol. 24, № 6. — P. 410−420.
  220. Schell L.M. Genetic and environmental factors during growth period // Ed.C. Sussanne. -N-York, London, 1984. -P.209−219.
  221. Schonau E. Problems of bone analysis in childhood and adolescents //Pediatr. Nephrol. 1998. — V.12, № 5. — P. 420 -429.
  222. Self-reported suicide attempts and associated risk and protective factors among secondary school students in New Zealand / Theresa M. Fleming, Sally N. Merry, Elizabeth M. Robinson, Simon J. Denny, Peter D. Watson
  223. Austral. andN. Z. J. Psych. 2007. — Vol. 41, № 3. — P. 213−221.
  224. Sorkness C.A. Longterm comparison of 3 controller regimens for mildmoderate persistent childhood asthma: the Pediatric Asthma1 Controller Trial /
  225. C.A. Sorkness, R.F. Jr. Lemanske, D.T. Mauger et al. // J. Allergy Clin. Immunol. 2007. — V. l 19. — P.64−72.
  226. Soyka A. Hormonal Determinants and Disorders of Peak Bone Mass in Children / A. Soyka, P. Fairfield, A. Klibanski // J. Clinic. Endocrinol. Metabolism. 2000. — P. 3951 — 3963.
  227. Tershakovec A.M., Stalling V.A. Pediatric nutrition and nutritional desorders. Esseatials of pediatrics ed. R.E. Behzman- R.M. Kliegman, W.B. Sanders Company. 1998. — P. 56−92.
  228. The thyroid and Brain / ed. G.M. Escobar, J.V.Vijlder, U.Hostalek. 2002. -358 p.
  229. Toth G.A., Eiben O.G. Secular changes of body measurements in Hungary. Humanobiologia Budapestinensis, 28. Budapest, 2004. — 76 p.
  230. Troubles depressifs de adolescents: A propos d’une enquete epidemiologique aupres de 465 adolescents scolarises / H. Fahs, F. Chabaud, V. Dupla,
  231. D. Marcelli //Neuropsychiat. enfance et adolescence 1998. — Vol. 46. -№ 5−6. — P. 340−349.
  232. Valsik J. A. Labans J., Cros, Gevicht und Hutfal tendicke arbeitender und studierender Jugendlicher // Anthropol. Kozl. 1975. — Bd. 19, № 2. -S.201−206.
  233. Vignerova J. Growth and development of school children / J. Vignerova, P. Blaha, J. Kobzova, L. Krejcovsky, M. Paulova, J. Riedlova // Cent. Eur. J. Publ. Health. 2000. — Vol.8, No.l. — P.21−23.
  234. Voss L.D. The measurement of human growth: A historical review. In: Perspectives of Human Growth. Eds. Parasmani Dasgupta and R. Hauspie. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 2001. P. 3−15.
  235. Wang May, Bachrach, L. Validity of the body mass index as an indicator of an adiposity in an ethnically diverse population of youths // Amer. J. Hum. Biol. 1996. — № 5. p.614−651.
  236. Wang Y. Trends of obesity and underweight in older children and adolescents in the United States, Brazil, China, and Russia. / Y. Wang, C. Monteiro, B.M. Popkin // Am.J.Clin.Nutr. — 2002. — Vol.75, № 6. — P.971 -977.
  237. Wellens R. Age at menarche in Flemish girls: current status and secular change in the 20th century / R. Wellens, R.M. Malina, G. Beunen, J. Lefevre //Ann. Hum. Biol. 1990.- Vol. 17-P. 145−152.
  238. АНКЕТА ПО ПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
  239. Завтракаете ли Вы дома, в школе или не завтракаете совсем? (нужноеподчеркнуть)
  240. Сколько раз в день Вы питаетесь и каков минимальный и максимальный промежуток между приемами пищи?
  241. Питаетесь ли Вы в школьной столовой? Да, нет (нужное подчеркнуть)
  242. Питаетесь ли Вы всухомятку в школе? Да, нет (нужное подчеркнуть)
  243. На какие продукты Вы тратите деньги в школьной столовой? (перечислить)
  244. Какие Продукты употребляете Чаще ВСеГО? (по убывающей степени)
  245. Получаете ли Вы горячее питание 3 раза в день, 2 раза в день (завтрак-обед- обед-ужин- завтрак-ужин), 1 раз в день (завтрак, обед, ужин) нужное подчеркнуть)
  246. Какие продукты Вы предпочитаете на завтрак, обед, ужин.
  247. Как часто Вы употребляете в пищу мясо и мясные продукты: ежедневно, 3−5 раз в неделю, 1−2 раза в неделю, редко (1−2 раза в месяц). Нужноеподчеркнуть.
  248. Ю.Каким мясным продуктам Вы отдаете предпочтение: натуральным МЯСНЫМ, консервам ИЛИ колбасным изделиям? (нужное подчеркнуть)
  249. Как часто Вы употребляете в пищу рыбу: ежедневно, 3−5 раз в неделю, 1−2 раза В неделю, редко (1−2 раза В месяц). Нужное подчеркнуть.
  250. Как часто Вы употребляете в пищу молоко и молочные продукты: ежедневно, 3−5 раз в неделю, 1−2 раза в неделю, редко: 1−2 раза в месяц.1. Нужное подчеркнуть.
  251. Каким молочным продуктам Вы отдаете предпочтение? (указатькаким)
  252. Как часто Вы употребляете в пищу фрукты: ежедневно, 3−5 раз в неделю, 1−2 раза в неделю, редко (1−2 раза в месяц). Нужное подчеркнуть.
  253. Каким фруктам Вы отдаете предпочтение? (указать каким)
  254. Как часто Вы употребляете в пищу овощи: ежедневно, 3−5 раз в неделю, 1−2 раза в неделю, редко (1−2 раза в месяц). Нужное подчеркнуть.
  255. Каким овощам Вы отдаете предпочтение? (указать каким)
  256. Какой в среднем процент от суточного продуктового набора по весусоставляют у Вас в питании хлебобулочные изделия, мясные, рыбные, молочные, фрукты, овощи, картофель, крупяные изделия, макаронные изделия, масло растительноеяйцо.
  257. Испытываете ли Вы чувство голода в школе? Если «да», то, как часто: 1 раз В день, несколько раз В день, ПОСТОЯННО (нужное подчеркнуть).
  258. Какие основные недостатки в питании Вы можете отметить в школе и1. ДОМа (указать)
  259. Имеются ли у Вас заболевания: — желудочно-кишечного тракта да, нет-- сердечно-сосудистой системы да, нет-- почек — да, нет-- диабет да, нет-- печени да, нет-- кожи — да, нет-- органов зрения — да, нет-- бронхиальная астма да, нет-
  260. Какие продукты (г) и блюда (мл) Вы употребляете за 2 дня (1 учебный день и один выходной день, перечислить):
  261. Учебный день Выходной день1. Завтрак Завтрак1. Обед Обед1. Ужин Ужин
  262. Другие приемы пищи Другие приемы пищи
  263. Для справки: 1 чайная ложка содержит 10 г, 1 столовая ложка 25 г, в стакане — 200 мл (г), суп подная порция — 500 мл/г, полпорции — 250 мл/г, одно яблоко, огурец, средний картофель — 100 г, луковица средняя — 75 г, яйцо — 50 г.
  264. ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
  265. Тест для оценки социальной адаптированности
  266. Я умею наладить хорошие отношения даже с теми людьми, которые мне неприятны Да/Нет.
  267. В каждой новой для меня обстановке я стремлюсь сохранить свои привычки и вести себя как обычно Да/Нет.
  268. С удовольствием выполню даже неприятную работу, если она принесет пользу людям Да/Нет.
  269. Мне кажутся странными ребята, долго и успешно занимающиеся в кружке или секции и бросающие их для того, чтобы попробовать что-то другое Да/Нет.
  270. Я не могу долго чувствовать себя обиженным, предпочитаю оправдать причинившего мне неприятность Да/Нет
  271. Если мне за работу хорошо заплатят, то я смирюсь с тем, что она мне не будет нравиться Да/Нет
  272. Нельзя надеяться только на себя, необходимо считаться с мнением тех, с кем дружишь Да/Нет
  273. В новом коллективе мне необходимо длительное время для того, чтобы наладить дружеские отношения —Да/Нет
  274. Я принадлежу к числу тех, кого чаще ругают, чем хвалят — Да/Нет
  275. Я первым иду на примирение при разногласиях и ссорах — Да/Нет11 .Для меня менять место жительства или школу — катастрофа — Да/Нет
  276. Я не люблю оставаться один, а должен общаться даже тогда, когда нахожусь дома Да/Нет
  277. Когда мне кто-то не нравится, я этого не скрываю Да/Нет
  278. Я считаю, что человек, пытающийся пройти без очереди, просто ловкач — Да/Нет
  279. В каждой работе, даже мне не интересной, я пытаюсь найти что-то привлекательное, чтобы выполнять её с удовольствием Да/Нет
  280. Хотя я и понимаю, что должен подчиняться распоряжениям педагогов и общим правилам поведения, я подчиняюсь без охоты, принуждая себя -Да/Нет.
  281. Когда меня ожидают новые события, я их не боюсь, а ожидаю с любопытством Да/Нет
  282. У меня часто бывает чувство, что я мог бы добиться большего, чем имею -Да/Нет
  283. Находиться в хороших отношениях с людьми для меня важнее, чем достичь успеха и остаться одному — Да/Нет
  284. Шумная компания или слишком разговорчивые люди меня быстро утомляют, и я стремлюсь быстрее уйти от них Да/Нет
  285. Тест для оценки вегетативной устойчивости
  286. Утром мне трудно вставать вовремя и чувствовать себя бодро — Да/Нет.
  287. Когда я берусь за уроки, то могу быстро сосредоточиться -Да/нет
  288. Когда меня что-то очень расстроит или когда я чего-то заранее боюсь, то бывает, что у меня в животе возникает неприятное чувство Да/Нет
  289. Хотя у меня по утрам достаточно времени позавтракать, чаще всего я выпиваю лишь стакан чего-нибудь горячего Да/Нет
  290. У меня часто при резком наклоне кружится голова, рябит или темнеет в глазах Да/Нет
  291. Я должен признаться, что принадлежу скорее к числу зябких и теплолюбивых людей, чем к закаленным — Да/Нет
  292. Я могу много ходить, но при стоянии на одном месте мне хочется облокотиться, а когда это невозможно, мне кажется, что я могу упасть в обморок Да/Нет
  293. У меня возникало чувство головокружения при взгляде с высоты вниз, чувство тревоги при нахождении в закрытом помещении в одиночестве — Да/Нет
  294. Я не представляю, что такое частые головные боли Да/Нет
  295. Когда мне необходимо сосредоточиться, то иногда я постукиваю и покачиваю ногой, грызу ногти или почесываю голову, или играю карандашом, что-то рисую или просто вожу карандашом по бумаге — Да/Нет
  296. При подъеме в гору или по лестнице я должен идти медленнее, чем по ровному месту, иначе я задыхаюсь — Да/Нет
  297. Если я должен выступать перед группой людей, у меня стучит сердце или сжимается горло до такой степени, что я не узнаю свой голос, он кажется мне чужим Да/Нет
  298. Когда говорят, что тошнит от голода, мне это понятно, потому что со мной это уже случалось -Да/Нет
  299. Бывает, что днем, когда я должен некоторое время сидеть спокойно, на меня нападает сонливость Да/Нет
  300. Я уже испытал на себе, что означает «покраснеть по уши» или до «корней волос» Да/Нет
  301. Некоторые события способны довести меня до такой степени, что у меня появляется тошнота или отсутствие аппетита — Да/Нет
  302. Таким образом, чем выше оценочный балл лабильности, тем больше вегетативная неустойчивость.
  303. По шкале социальной адаптированности I квартиль (от 25 центили и ниже) — соответствует плохой социальной адаптированности.1. квартиль (от 75 центили и выше) — соответствует высокой социальной адаптированности.
  304. По шкале вегетативной лабильности показатели от 75 центили и выше указывают на выраженную вегетативную неустойчивость — лабильность, от25 центили и ниже (I квартиль), соответственно, на хорошую вегетативную устойчивость.
  305. Распределение баллов, полученных при обработке обследованной выборки подростков, по квартилям позволяет получить граничные величины для оценки данных индивидуума и отнесения его в ту или иную группу.
  306. Распределение оценочных баллов по квартилям
  307. Квартили Социальная адаптированность (баллы) Вегетативная устойчивость (баллы)1. Юноши 15−17 лет 1.0−8 0−31. 9−10 4−51.I 11−12 6−71. 13−20 8−161. Девушки 15−17 лет 1.0−9 0−51. 10−11 6−71.I 12−13 8−91. 14−20 10−16
  308. ТЕСТ ПО КОНТРОЛЮ НАД БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ (ACT™)
  309. Всего в тесте 5 вопросов. В каждом вопросе выберите ответ, который Вам подходит, и обведите соответствующую ему цифру.
  310. Как часто за последние 4 недели астма мешала Вам выполнятьобычный режим работы в учебном заведении или дома?
  311. Все время Очень часто Иногда Редко Никогда1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  312. Как часто за последние 4 недели Вы отмечали у себя затрудненное дыхание?
  313. Чаще, чем раз в Раз в день От 3 до 6 раз в 1 или 2 раза в Ни разудень неделю неделю1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  314. Как бы Вы оценили, насколько Вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели?
  315. Совсем не Плохо В некоторой Хорошо Полностьюудавалось удавалось степени удавалось удавалоськонтролировать контролировать удавалось контролировать контролироватьконтролировать 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  316. Сложите баллы и запишите полученный результат. Оценка теста: 25 баллов -полный контроль астмы, от 20 до 24 баллов — хороший контроль астмы, менее 20 баллов астма не контролировалась.
Заполнить форму текущей работой