Совершенствование государственного регулирования региональных автотранспортных рынков
Сравнительный анализ существующих подходов к государственному регулированию на транспорте показал, что особенности применяемых форм и методов государственного регулирования определяются в зависимости от оценки реального состояния национальной экономики и текущих задач, а также исторически сложившейся практики взаимодействия государства и бизнеса. Общей тенденцией последних десятилетий является… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы государственного регулирования автотранспортной деятельности
- 1. 1. Теория конкуренции на транспортных рынках:. сущность и основные понятия
- 1. 2. Особенности автотранспортного производства и необходимость государственного регулирования рынка автотранспортных услуг
- 1. 3. Опыт государственного регулирования транспортной деятельности за рубежом
- Глава II. Анализ существующей системы государственного регулирования рынка автомобильных перевозок в России
- 2. 1. Производственные мощности автомобильного транспорта и их использование
- 2. 2. Формы и методы государственного регулирования автотранспортной деятельности
- 2. 3. Система государственного регулирования рынка автотранспортных услуг
- Глава III. Разработка научно-методических основ государственного регулирования автотранспортных рынков с учетом особенностей регионов
- 3. 1. Исследование особенностей автотранспортных рынков
- 3. 2. Формирование механизмов государственного регулирования на региональном уровне
- 3. 3. Развитие контрольно-надзорных органов регионов
Совершенствование государственного регулирования региональных автотранспортных рынков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проводимые с конца 80-х — начала 90-х годов структурные преобразования затронули все отрасли народного хозяйства, включая транспорт. Акционирование и приватизация привели к принципиальным изменениям в соотношении форм собственности: резко сократилась доля государственной собственности и появилась частная в виде коллективной и индивидуальной форм.
Институциональные преобразования на транспорте проходили на фоне резкого падения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и общего ухудшения социально-экономической ситуации в стране. В период 1990;1999 г. г. объемы перевозок транспортом общего пользования упали с 6350,2 млн. т до 1785,5 млн. т, то есть в 3,5 раза. Начиная с 2000 года, в России отмечается определенная стабилизация и начало экономического роста, что отразилось и на состоянии транспортной отрасли. Перевозки грузов транспортом общего пользования увеличились с 2559,8 млн. т до 2868,9 млн. т, из них на долю автомобильного транспорта приходится 494 млн. т, что составляет 17,2%.
Опыт последних десятилетий показал, что сделанная ставка на ускоренное создание конкурентной среды на транспортном рынке за счет дробления транспортных комплексов себя не оправдал. Наблюдались резкий рост себестоимости и тарифов на перевозки, снижение инвестиций и уровня безопасности движения транспортных средств. Упала конкурентоспособность отечественных перевозчиков не только на международном, но и на внутреннем транспортном рынке.
В сфере автомобильных перевозок указанные негативные тенденции были усилены ускоренной и практически нерегулируемой автомобилизацией, что привело к существенным диспропорциям между пропускными и провозными способностями автотранспортной отрасли.
Структурные преобразования в автомобильной отрасли шли одновременно с изменениями в системе управления транспортом, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Опыт показывает, что поиск эффективных форм и методов государственного регулирования автотранспортного рынка по-прежнему актуален.
Объектом исследования является российский рынок грузовых автотранспортных услуг.
Предметом исследования являются формы и методы государственного регулирования региональных рынков автотранспортных услуг.
Целью исследования является совершенствование системы регулирования рынка грузовых автомобильных перевозок на региональном уровне.
В соответствии с этой целью в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:
• проведено системное исследование конкуренции на транспортных рынках как экономической категории;
• обобщен опыт зарубежных стран в сфере государственного регулирования деятельности транспорта;
• дана общая оценка современного состояния автомобильного транспорта России;
• выполнен анализ форм и методов государственного регулирования рынка автотранспортных услуг в увязке с изменениями транспортной системы в постперестроечный период;
• исследованы социально-экономические и транспортные особенности регионов России;
• разработан методический подход к совершенствованию регулирования региональных автотранспортных рынков, имея в виду сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием;
• даны предложения по формированию механизма регулирования региональных рынков автотранспортных услуг на основе стандартизуемых параметров субъектов рынка перевозок;
• разработаны практические рекомендации по развитию контрольно-надзорных органов региона.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам совершенствования пропорций взаимодействия государственного регулирования и рыночного механизма, проведения региональной политики, по вопросам повышения эффективности функционирования транспортного комплекса: Т. В. Богдановой, А. В. Бульбы, Г. В. Галабурды, С. С. Гончаренко, B.C. Горина, Н. Н. Громова, О. Н. Дунаева, Л. Ф. Кормакова, Е. Ф. Косиченко, А. Г. Мартынова, П. В. Метёлкина, В. А. Персианова, И. В. Спирина, А. А. Степанова, Н. С. Ускова, JI.C. Федорова. Изучались работы по проблемам государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, последствиям экономического реформирования и перспективам социально-экономического развития России, выполненные в научно-исследовательских и учебных институтах (ИЭ РАН, ГУУ, НИИАТ, МИИТ, НЦКТП, ГосНИИТА, ¦ МАДИ). В ходе исследования широко использовались конкретный экономический анализ и аппарат математической статистики.
Степень достоверности полученных результатов определяется использованием в работе над диссертацией отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемым вопросам, статистических данных Росстат РФ, а также статистических отчетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном рассмотрении теоретических и практических вопросов совершенствования государственного регулирования рынка автотранспортных услуг в условиях экономического роста (стабилизации социально-экономической ситуации в стране), что позволило разработать методический подход к регулированию региональных автотранспортных рынков, учитывающий социально-экономические и транспортные особенности регионов.
Практическая значимость результатов исследования определяется прикладным характером научных положений и выводов диссертации, позволяющих осуществлять эффективную государственную политику, направленную на улучшение качественных показателей субъектов автотранспортного рынка.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на научных и научно-практических конференциях в Государственном университете управления (Москва, 2005;2006 г. г.).
Публикации. По теме диссертационной работы опубликованы три работы общим объемом 0,84 п.л. (автору — 0,64 п.л.).
Заключение
.
Выполненные автором исследования позволяют сделать следующие выводы и предложения:
1. Поставленную на первых этапах реформирования задачу роста количества субъектов автотранспортного рынка можно считать решённой. Однако, это не привело к созданию нормальной конкурентной среды на автомобильном транспорте.
2. Негативные последствия автомобилизации России требуют изменения в формах и методах государственного регулирования: органы государственного контроля и надзора должны выступать не как регистраторы, а как регуляторы рынка автотранспортных услуг в целях улучшения качественных параметров субъектов рынка.
3. Сравнительный анализ существующих подходов к государственному регулированию на транспорте показал, что особенности применяемых форм и методов государственного регулирования определяются в зависимости от оценки реального состояния национальной экономики и текущих задач, а также исторически сложившейся практики взаимодействия государства и бизнеса. Общей тенденцией последних десятилетий является:
— усиление государственного регулирования за счёт расширения использования регламентных методов;
— ужесточение контроля за соблюдением установленных правил поведения субъектов автотранспортного рынкаусиление роли территорий, с передачей территориальным отделениям части полномочий федеральных органов.
4. Исходя из сложившейся в России ситуации для всех перевозчиков, вне зависимости от формы собственности и характера деятельности (коммерческие или некоммерческие перевозки) необходимо установить единые схемы доступа на автотранспортные рынки на основе лицензирования перевозочной деятельности.
В целях усиления регулирующего воздействия лицензирования автотранспортных услуг предложено устанавливать стоимость лицензии в зависимости от среднедушевого регионального дохода, а не минимального размера оплаты труда.
5. Исследование подтвердило неоднородность регионов с точки зрения их социально-экономического развития и транспортной обеспеченности. Обработка полученных массивов с использованием пакета прикладных программ позволила установить зависимости между социально-экономическими и транспортными показателями регионов.
6. Выполненные расчеты подтвердили гипотезу автора о необходимости дифференциации регулирующих воздействий с учетом региональных особенностей. Для каждой из групп сформулированы цели и предложены механизмы государственного регулирования рынков автотранспортных услуг.
7. Создание на региональном уровне в рамках Федеральной службы по надзору в сфере транспорта единых Региональных транспортных инспекций, создаёт основу для повышения эффективности государственного регулирования за счёт возможности создания единой информационной базы, унификации регламентных процедур и более тесного взаимодействия контрольно-надзорных подразделений видов транспорта. Предложена принципиальная схема государственного контроля и надзора в сфере транспорта.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты. -М:1. Экономика, 1979.-145 с.
- Аганбегян А.Г. Управление социалистическим предприятием. М.: Экономика, 1979.-447с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.-326с.
- Александров JI.A., Козлов Р. К. Организация управления на автомобильном транспорте. -М.: Транспорт, 1985.-264с.
- Александров JI.A., Стрыгин А. В. Анализ и проектирование организационных структур управления автотранспортными предприятиями. —М. :МИУ, 1981.-52с.
- Анализ и прогнозирование экономического региона. Отв.ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакер. М.:Наука, 1984.-271 с.
- Андерсон Ю.Н. Эффект концентрации работы в транспортных системах .- В кн. Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта \Под ред. Конторовича JI.B., Лившица В.Н.-М.: Наука, 1982.-С. 168−191.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519С.
- Артюхов В.Г., Лактюшина З. Н. Самофинансирование на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1990.-191с.
- Ашманов С.А. Математические модели и методы в экономике. -М.: МГУ, 1980.-234С.
- Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. -М.: МГУ, 1971. 12. Баранчиков В. А. Муниципальные органы Великобритании М.:1990.
- Беленький А.С. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования. -М.: Мир, 1992. -582с.
- Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР.-М.: Транспорт, 1993.
- Бим А. С. Реформа хозяйственного управления: задачи, опыт, проблемы.-М.: Наука, 1989.-198с
- Боева И.Н., Долгопятова Т. Г., Широнин В. М. Использование опросов руководителей для изучения экономического поведения предприятий Социологические исследования, 1993, 1 с. 18−24.
- Большой экономический словарь. Под. Ред. Азрилияна А. Н. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994.-528с.,
- Брунштейн Д.П. Вычислительные центры в системе контроля автотранспортной информации. -М.: Транспорт, 1988.-175с.
- Бунич П.Г. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР.-М.: 1991.-318 С.
- В лабиринтах рынка / Фельдман Г. И., Каменская И. М., Шеремет Н. М. и др. Под редакцией Фельдмана Г. И. М.: Транспорт, 1993−335с.
- Валовой Д.В. От застоя -к развалу. -М.: Наука, 1991,-558 с.
- Валовой Д.В. Экономика: взгляды разных лет: становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. -М.: Наука, 1989.-754 с.
- Вейл П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993.-224с.
- Вид Л.Б., Иванов Е. А. Новая философия планирования. -М.: Экономика, 1990.-160с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Обучение менеджменту (человек -стратегия -организация).-М: Школа управления МГУ, 1994.-177с.
- Внуковская Т.Н. Государственное регулирование регионального рынка транспортных услуг. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. — М., 1998.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Пер. со словацкого. -М.: Экономика, 1989. 164с.
- Войс X., Якобен У. Рыночная экономика. Маркетинг 1. Кн. 1.-М.: Внешторгиздат, 1991.-288 с.
- Воротилов Н.В. Экономическая самостоятельность предприятий и регионов в рыночном хозяйстве. СПб.: Издательство С.-Петербугского университета, 1993.- 112 с.
- Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации: Научно- аналитический обзор. -М.: ИННОН, 1994.-52с.
- Гасанов М.А. Транспорт в региональном народнохозяйственном комплексе. -М.: Наука, 1989.-96 с.
- Геронимус Б.Л., Дарфин JI.B. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1988. — 192 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-685 с.
- Глобальная стратегия международных монополий США. Экономический аспект. М.: Наука, 1988. — 288 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководства для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. М.: МП «Сувенир», 1993. -488с.
- Гончарук О.В. Экономическая эффективность транспортно технологических систем. М.: Наука, 1991.-124с.
- Горичева Л.Г., Яник О. В. Транспортная система ФРГ: сб.науч.тр. -М.: Транспорт, 1988.-143с.
- Горский JI.K. Автомобильный транспорт России в условиях реформ.-СПб.: Академия транспорта РФ, 1995.- 278 с.
- Горский JI.K., Лукинский B.C. и другие «Проблемы перехода AT к работе в условиях рынка » (Экономические методы управления на AT), С.-Пт.ИЭА-С. Пт, 1992., с. 56−64.
- Горский Л. К., Лукинский В. С., Смирнов А. С. и другие «Методы и средства повышения эффективности работы автомобильного транспорта в условиях нефтегазодобывающих районов». Ассоциация «Нефтеспецтранстехнология», М., 1992 год.
- Государственное регулирование деятельности предприятий транспорта. Иванов А. В., Колик А. В. и др. Обзор по заказу Минтранса России, вып. ТОО «Информто».
- Грейсон Дж. Младший, О’Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 174 с.
- Громов Н.Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1987. — 304 с.
- Громов Н.Н., Персианов В. А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990.-181 с.
- Гусев С.А. Организация управления автомобильным транспортом на региональном уровне. Дисс. на сосикание ученой степени к.э.н. — М., 2001.
- Дамари Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Пер. с англ. Вышинской Е. В., Пипейкина В. П. Науч. ред. РысинаВ.Н. -Ярославль: Елень, 1993. 222 с.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Под ред. Табалиной С. А. М.: Аудит, ЮНИТИ., 1994. — 560 с.
- Дунаев О.Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. М.: Транспорт, 1992. — 87 с.
- Европейская Хартия местного самоуправления Народный депутат, 1993, И.
- Евсюков М. Как автотранспортом России управлять на государственном уровне// Автомобильный транспорт.- 1997.- № 5,6
- Ефимов Б.Б. «Система организации управления ТДК России в условиях формирования отношений» М.: Изд. АО «Трансколсантинг» 1993 г.
- Ефимов В.Б., Иванов А. В., Колик А. В. Концепция перспективной системы регулирования и управления транспортно-дорожным комплексом на региональном уровне. -М.: АО «Трансконсалтинг», 1993. 41 с.
- Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства (вопросы теории и практики).-М.: Наука 1990.-160 с.
- Колик А.В., Карачун С.М «О некоторых проблемах развития ТЭ деятельности в РСФСР на современном этапе. „В сборнике „Современные технологии AT и экспедиционного обслуживания при перевозках народнохозяйственных грузов“, НИИАТ, М., 1991 год.
- Колик А.В., Пухнак Г. Б. „Некоторые аспекты зарубежного опыта автотранспортного обслуживания грузового транспорта“, материалы семинара „Комплекс транспортного обслуживания народного хозяйства“, М., 1990.
- Колик А.В., Рябова В. Ф. “ О некоторых закономерностях формирования и развития рынка автотранспортных услуг», Сборник, «НИИАТ автотранспорту», М., 1989 год.
- Колик М. И., Козлов М. И. «Регулирование и лицензирование деятельности АТП» В сборнике «АТП на пути к рынку», выпуск 8, Ассоциация «Автотехнология», М., 1992 год.
- Концепция транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Министерство транспорта РФ, 1992. — 370 с.
- Крейсберг М.М. Системный подход в управлении: практика промышленных корпораций. М.: Наука, 1974. — 216 с.
- Кузнецов Г. Нужна эффективная структура управления автомобильным транспортом России. «Автомобильный транспорт», 5,1994. с. 6−8.
- Куроев А.В. Государственное регулирование автомобильного транспорта на региональном уровне. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н.-М., 1995.
- Лейшгольд И.Б. Методические рекомендации по маркетингу. М.: 1994.- 111с.
- Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. — 240 с.
- Липсиц И.В. Бизнес-план основа успеха. — М.: Машиностроение, 1993.-80с.
- Лохов А.Н. Организация управления на автомобильном транспорте: Опыт, проблемы перспективы. -М.: Транспорт, 1987.-272 с.
- Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11- го изд. Т.1.-М.: Республика, 1992. 399 с. Т.2.- М: Республика, Ю02.-400с.
- Малышев А.И. Экономика автомобильного транспорта. -М.: Транспорт, 1993.-335 с.
- Мандрица В.Н., Краев В. Н. Прогнозирование перевозок груза на автомобильном транспорте. -М.: Транспорт, 1981.-152с.
- Материалы коллегии Минтранса России «Об углублении экономической реформы, основных направлениях транспортной политики и практической деятельности в транспортно-дорожном комплексе России в 1994 г.» (1 марта 1994 г., 4)-М.:1994 С.-185 с.
- Менеджмент на транспорте: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн. заведений. Под общ. Ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. М.: Академия, 2003.-528с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992. 702 с.
- Местные органы в политической системе капитализма. -М.: Наука, 1985.
- Методические рекомендации для Российской транспортной инспекции по государственному регулированию транспортной деятельности на территории России. М.: НИИАТ, 1992,-ЗЗс.
- Методические рекомендации по формированию муниципального заказа на автотранспортное обслуживание региона. СПб., 1993.-33 с.
- Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994. — 207 с.
- Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Статистический ежегодник Госкомстат СССр.- М.: Финансы и статистика, 1991.-752 с.
- Некрасов В.И., Кочкин А. Т., Васильев С. С., Сапожников Н. И., Стратегическое управление эффективностью. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992.-33с.
- Николаев Д.С. Транспорт в международных экономических отношениях: Проблемы экономики и организации товародвижения в мирохозяйственных связях. -М., 1994.-208с.
- Об управлении транспортно-дорожным комплексом в период реформ: доклад Министерства транспорта Российской Федерации к заседанию коллегии Минтранса. -М.: 1994. -33с.
- Обзор Экономики России. Основные тенденции развития. 1А пер. с англ. -М.: А/О Издательская группа Прогресс-Универсум, 1994. -208 с.
- Обзор Экономики России. Основные тенденции развития. lAnep. c англ. -М.: А/О Издательская группа Прогресс-Универсум, 1993.~92с.
- Обзор Экономики России. Основные тенденции развития, пер. С англ.-М.: А/О Издательская группа Прогресс- Универсум, 1994.-128с.
- Обзор Экономики России. Основные тенденции развития, пер. с англ. -М.: А/О Издательская группа Прогресс-Универсум, 1994.-104с.
- Обыденов А.П., Ишмуратов Г. В., Козлов Р. В., Совершенствование системы управления автотранспортными предприятиями. -М.: Транспорт, 1992.-230с.
- Опыт экономических реформ в развивающихся странах. -М.: Наука, 1992.-286с.
- Основные направления бюджетно-финансовой политики Российской федерации в 1995 г. Доклад Минфина России. Октябрь 1994 г.
- Основные положения по анализу хода и результатов осуществления экономической реформы в промышленности (методические рекомендации). -М.: ЦЭМИ АН СССР, 1990.
- Периодическая печать: «Экономика сельскохозяйственного производства, „Экономика и жизнь“, журнал „Автомобильный транспорт“,
- АПК -экономика и управление», «Экономика сельского хозяйства России» за 1997−1998 гг.
- Перминов С.Б. Имитационное моделирование процессов управления в экономике.- Новосибирск: Наука, 1981.- 216с.
- Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия: Монография. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1992.- 127с.
- Петрова Е.В. Учет и отчетность на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1989.-255с.
- Петрова Е.В., Алексеева И. М. Статистика автомобильного транспорта.-М.: Финансы и статистика, 1988.-215с
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. Пер. с англ. Науч. ред.: Борисович В. Т., Полтерович В. П. Данилов В.И. и др.-М.: Экономика, Дело, 1992.-5 Юс.
- Повышение качества транспортного обслуживания народного хозяйства.-М.: Транспорт, 1988.-205с.
- Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР. М., 1991.
- Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента .- М.: Издательство МГУ, 1991.
- Прогноз социально-экономического развития России на 1995 г. Доклад Минэкономики России. 1994.
- Программа углубления экономических реформ на транспорте. М.: Министерство транспорта РФ, 1992.- 144с.
- Программа экономических реформ в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации М.: Министерство транспорта РФ, 1992.-252с.
- Разработка программы углубления экономических реформ в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации М.: Министерство транспорта РФ, 1993 .-113с.
- Разработка федеральной системы изучения и контроля состояния рынка транспортных услуг (система мониторинга).- М.: НИИАТ, 1993.- 31с.
- Регионы Росси. Основные социально-экономические показатели городов. 2004: Стат. сб./ Росстат.- М., 2004.-381 с.
- Регионы Росси. Социально-экономические показатели.2004: Стат. сб./ Росстат, — М., 2004.-966 с.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации.2004: Стат. сб./ Росстат.- М., 2004.-671с.
- Ю5.Резер С. М. Управление транспортными предприятиями. М.: Наука, 1982.-217С.
- Юб.Резер С. М. Управление транспортом за рубежом.- М.: Наука, 1994. -315 с.
- Ю7.Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.-206с.108. «Российская Транспортная Инспекция. На рубеже веков» М, РТИ, 2002 г.
- Руководство по лицензированию автотранспортной деятельности. -Челябинск, 1994.-44с.
- Ш. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгер.- М.: Прогресс, 1990.- 296с.
- Саркисов С.В. Транспорт и его использование в условиях рынка. -1 М.: Универсум, 1993 .-100 с.
- Собрание актов Президента и правительства РФ. 1993.
- США: государство и рынок. -М.: Наука, 1991.-198 с.
- Сыч Е.Н. Транспортно- производственные комплексы: формирование и развитие. Киев: Наукова Думка, 1991.144с.
- ТДК России. Итоги 1994 года и прогноз социально-экономического развития на 1995 год. Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России. М., Изд. АО «Трансколсантинг», 1995 г. Доклад Минэкономики России, 1994.
- Терешко С.И. Системный подход к повышению качества автомобильного транспортного процесса. -Минск, 1998.-159с.
- Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. -М.: МГУ 1982.
- Тищенко А.В. Повышение эффективности государственного регулирования рынка автотранспортных услуг в условиях углубления экономических реформ. Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. — М., 2004.
- Токвиль А. Демократия в Америке. -М.: Прогресс, 1992.
- Транспорт в России. 2005: Стат. сб./ Росстат.- М., 2005.-198 с.
- Транспорт и связь СССР: Статистический сборник. -М.: Финансы и статистика, 1990.-239с.
- Транспорт США. Технико-экономический анализ. Под общ.ред. Л. И. Василевского и С. Б. Шлихтера.- М.: Транспорт, 1976.-248с
- Транспортная политика ЕС (июнь 1992). Материал комиссии Европейских Сообществ.
- Транспортная система региона.-Киев: Наукова думка, 1989.-206с.
- Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: Качество и эффективность. -М.: Транспорт 1993 .-255с.
- Управление по результатам: Пер. с финск. /Общ. Ред. и предисловие Лейманна Я.А.- М.: Издательство группа" Прогресс", 1993.- 320с.
- Усков Н.С., Гордон М. Н. И др. Как организовать экономичную доставку товара отечественному и зарубежному покупателю М.: 1993, — 64с.
- Фадеев В.И. Муниципальное право в России .-М.: Юрист, 1994.-168с.
- Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство М.: Республика, 1992.- 351 с.
- Федина Т.В. Управление транспортным комплексом России в условиях дерегулирования и формирования конкурентной среды. Дисс. на соискание степени д.э.н., Москва, 1999.
- Федина Т.В. Управление транспортом России: историко-экономический очерк: Учебное пособие /ГУУ. М., 2000.-103с.
- Федоров JI.C. Государственное регулирование на транспорте России и за рубежом (анализ концепций и практики управления). Дисс. на соискание ученой степени д.э.н. — М., 1999.
- Форд Генри. Сегодня и завтра: Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 1992.- 278 с.
- Ханин Г. И. Советский экономический рост : анализ западных оценок. -Новосибирск, 1993. -156с.
- Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. -М.Т992.
- Цыбульский А.И. Регулирование деятельности городского пассажирского транспорта как социально-экономической системы.- Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. М., 2002.
- Шафиркин Б.И. Повышение эффективности грузовых перевозок М. Транспорт, 1979.-45 6с.
- Шегай Э.В. Антимонопольное регулирование на автомобильном транспорте. Дисс. на соиск. учёной степени к.э.н. — Москва, 2001.
- Экологическая безопасность транспортных потоков. / Под ред. А. Б. Дьякова. -М.: Транспорт, 1989. 128с.
- Экология и природоохранная деятельность на транспорте: тематический сборник нормативно -справочных материалов. -М.: Трансконсалтинг, 1994−201с.
- Экономика железнодорожного транспорта: Учеб./И.В. Белов, Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда и др.- Под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. -М.: УМК МПС России, 2001.
- Экономические проблемы развития транспорта / Под ред. Митаишвили А.А.- М.: Транспорт, 1982.- 231 с.
- Экономические реформы: проблемы и перспективы. Коллектив авторов СПб.: Наука, 1993.-212 с.
- Ярошевич Н.Ю. Совершенствование государственного регулирования регионального рынка аэропортовых услуг (на примере аэропортового комплекса Уральского региона). Дисс. на соискание ученой степени к.э.н. -М., 2001.
- Coase RJ The Firm, the Market and the Law Chicago and London: University of Chicago Press, 1990.-217p.
- Effective Logistics Management. / Ed. by J. Gattorna.- Lincolnshire: MCB, University, 1988. -95 p.
- E. Frank Harrison, The Managerial Decision Making Procces, 3-rd ed. -Boston: Houghton Mifflm, 1987.
- J. Owen. Стандарты по эксплуатации автодорожного транспорта. Европейское сообщество. Бельгийский институт подготовки кадров, технического содействия и трансфера технологий. Курс для преподавателей. Брюссель, 1993.
- Kiesler S., Sproull L. Managerial Respons to Changing Environements: Perspectives on Problem Sensing from Social Cognition. Administrativ Science Quaterly, v.27, 1982,#2.
- Kirzner I.M. Perception, Opportunity and Profil. Chikago and London: The University of Chicago Press. 1983.-274 p.
- Kite P., Phillimore B. Options in Transport Management. -Management Today, April 1982, 1982, pp. 82−96.
- Mansfield E. Economics. Fifth Edition W W Norton and Company. London, 1987.
- Motor Carrier Act of 1980: Hearings Before the Subcomm. On Transportation of the Comm. On Environment and Publik Works, US Senat, — Washing ton: Gov. off., 1982. -121 p.
- Yearbook of Road Transport Law .1993. Freight Transport Association of the Great Britain.