Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении содержания психодинамического подхода показано, что в его основе лежат попытки ученых составить психологический портрет предпринимателя. В зависимости от исследовательских подходов в предпринимательский личностный профиль включается определенный набор психологических черт, которые и определяют успех (или неуспех) экономической деятельности деловых людей. В диссертации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Методологические аспекты изучения феномена «экономического человека»
    • 1. 2. Проблемы детерминации экономического поведения российских предпринимателей
    • 1. 3. Психологические детерминанты экономического поведения предпринимателей
  • Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
    • 2. 1. Восприятие экономического поведения предпринимателей с позиций российского менталитета
    • 2. 2. Сравнительный анализ социально-психологических типологий личности российских и зарубежный предпринимателей
  • Глава 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Программа, обоснование выборки, методы и методика исследования показателей экономического поведения
      • 3. 2. 1. Программа исследования
      • 3. 2. 2. Выборка исследования
      • 3. 2. 3. Методы и методика исследования экономического поведения предпринимателей
    • 3. 2. Методы обработки данных
    • 3. 2. Структура ценностных ориентаций предпринимателей г
  • Чебоксары
    • 3. 4. Исследование социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей
    • 3. 5. Стилевые характеристики экономического поведения предпринимателей
    • 3. 5. Анализ взаимосвязей основных социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей

Социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Политические и экономические изменения в российском обществе, становление рыночных отношений обусловили необходимость расширения научных исследований в области поведения людей в поиске оптимальных путей изменения общественного сознания. Развитие малого и среднего бизнеса обусловило появление новой общности людей — предпринимателей, которые стали, по-существу, движущей силой экономического прогресса российского общества.

В современной России многообразные проблемы предпринимательства и предпринимательской деятельности находятся на первоначальной стадии изучения, в то время как за рубежом изучение предпринимательства имеет давнюю традицию, характеризуемую междисциплинарным характером исследований в этой области. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «предпринимательство». Широкое развитие в зарубежной психологии получили такие области исследования как построение портрета типичного предпринимателя, выявление условий осуществления предпринимательской карьеры, разработка методов оценки предпринимателя исследуются такие его психологические характеристики, как мотивация достижения (D.C. McClelland, 1961—1965), опора на собственные силы (внутренний локус-контроль) (J. Rotter, 1966), отношение к риску (R.H. Brochaus, P. S. Horwitz, 1986) предпринимателей.

Несмотря на продуктивность зарубежного опыта исследования психологии предпринимательства, прямой перенос полученных данных не представляется возможным, так как отечественный предприниматель формируется в условиях другой экономики, иной социальной среды, иного пути становления предпринимательской карьеры, и возможно, иных навыков и способностей (И.Э. Мусаэлян, Ю. О. Сильницкий, 1995). Мировая наука постоянно доказывает, что государственная политика, методы экономического реформирования должны соответствовать социально-психологическим факторам, глубинной психологии этноса, социокультурных особенностей населения. Следовательно, успех проведения рыночных реформ в нашей стране во многом зависит от учета экономического менталитета населения России, провинциального менталитета.

С началом экономических реформ в России российское предпринимательство стало предметом интенсивных междисциплинарных исследований. Первоначально большинство работ в данном направлении было выполнено экономистами, социологами, историками. Вопросы предпринимательства получили новое освещение в трудах таких отечественных ученых как Л. И. Абалкин, А. И. Агеев, B.C. Автономов, П. Г. Бунич, А. В. Бусыгин, Т. И. Заславская, В. В. Радаев, Г. П. Черников, А. Ю. Чепуренко, В. М. Яковлев и ряда других. Со временем были выполнены исследования в области психологии российского предпринимательства, различных ее аспектов, психологических предпосылок успешности российских предпринимателей (A.JI. Журавлев, Н. А. Журавлева, Т. В. Корнилова, В. В. Марченко, В. П. Позняков, В. А. Хащенко, Е. В. Шорохова, А. Е. Чирикова и др.). Однако ситуация с разрешением психологических проблем предпринимательства в современной России, достаточно противоречива и сложна, что и определяет необходимость дальнейших исследований в этой области.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшего изучения социально-психологических факторов экономического поведения российского предпринимателя. Представляется актуальным изучение социально-психологических факторов экономического поведения в современных постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, с учетом российского и провинциального менталитета, в рамках системного подхода (Б.Г. Ананьев, И. П. Волков, А. И. Губинский, А. И. Галактионов, В. А. Ганзен, В. П. Кузьмин, А. А. Крылов, Б. Ф. Ломов, Г. С. Никифоров, Г. В. Суходоль-ский, В. Д. Шадриков и др.).

Целью исследования является изучение социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.

Исходя из поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблемы социально-психологических предпосылок эффективного экономического поведения в работах зарубежных и российских предпринимателей;

2) провести анализ детерминант экономического поведения предпринимателей с учетом российского менталитета и региональной специфики;

3) разработать методологический инструментарий для диагностики социально-психологических факторов, входящих в структуру экономического поведения предпринимателей;

4) провести эмпирическое исследование социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.

Методологические основы исследования. Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные разработки отечественных и зарубежных психологов по проблемам психологии предпринимательства (D.C. McClelland, M.F.R. Kets de Vries, K.E. Varnerid, P. Хизрич, M. Питере) — социальной психологии (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, Г. М. Мануйлов, В. Е. Шорохова, В.А. Ядов) — по проблемам экономической психологии, проблемам экономического поведения (G. Tarde, G. Katona, О. Дейнека, А. И. Китов, С. В. Малахов, В.М. Соколинский) — психологии рекламы (А.Н. Лебедев, А. К. Боковиков, Н.Н. Богомолова) — социологии предпринимательства (B.C. Автономов, И. Бунин, Т. И. Заславская, В.В. Радаев) — изучения социально-психологических особенностей российского менталитета и российского национального самосознания (А.К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. В. Знаков, В. Ф. Петренко, Е. Н. Резников, П. Н. Шихирев и др.).

Предметом исследования являются социально-психологические факторы в структуре экономического поведения предпринимателей: ценностные ориентации предпринимателей, направленность социальных установок, стереотипы экономического поведения, стилевые характеристики экономического поведения.

Объект исследования: предприниматели г. Чебоксарыруководители предприятий республики, проходящие обучение и аттестацию по линии министерства экономики Чувашской республики, представители фирм, прошедшие конкурсный отбор в рамках Российской Президентской программы подготовки управленческих кадров, руководители высшего и среднего звена коммерческих предприятий, работающие предприниматели, дополнительно обучающиеся по экономическим специальностям на вечернем отделении факультета бизнеса и менеджмента Чувашского государственного университетаслушатели высших учебных заведений. Всего в исследовании приняли участие 167 предпринимателей.

Исходные теоретические установки определили гипотезы исследования:

1) социально-психологические факторы, входящие в структуру экономического поведения предпринимателя, детерминируют эффективное экономическое поведение предпринимателей;

2) наряду с общими сходными чертами существует региональная специфика социально-психологических факторов экономического поведения, обусловленная как социально-экономическими условиями функционирования бизнеса, так национальными, религиозными, социально-психологическими особенностями предпринимателей ЧР.

На уровне эмпирической разработки первая гипотеза исследования конкретизировалась следующим образом: социально-психологические факторы экономического поведения представляют собой специфический комплекс качеств — ценностных ориентаций, социальной мотивации к предпринимательскому поведению, направленности социальных установок, наличия 1 социально-психологических стереотипов, способности к адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, которые, взаимодействуя с факторами экономической социализации, уровнем образования, семейным положением, экономическим статусом и другими создают предпосылки для успешного экономического поведения предпринимателей.

Методы исследования: в соответствии с целью и задачами работы применялись наблюдениеанализ документацииинтервьюметодика изучения ценностных ориентаций М. Рокича в модификации А. В. Хащенкометодика изучения социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателейметоды статистической обработки результатов.

Научная новизна исследования состоит в системном анализе социально — психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей Чувашской республики. Разработана комплексная методика изучения социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей Чувашии. Выявлена структура ценностных ориентаций, определены показатели экономического поведения предпринимателей, работающих в различных сферах бизнеса Чувашии. Впервые при анализе терминальных и инструментальных ценностей, показателей и стилевых характеристик экономического поведения предпринимателей Чувашии исследованы тендерные различияразличия, связанные с разной степенью управления бизнесом. Особую новизну и практическую значимость имеют результаты исследования таких показателей экономического поведения предпринимателей как уровень их приспособленности и адаптированно-сти к постоянно изменяющимся экономическим условиям, оценка настоящих и прогноз будущих социально — экономических условий деятельности, наиболее предпочитаемые виды экономического поведения, стилевых характеристик потребительского поведения и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что эмлирические результаты исследования позволили обосновано строить работу по проведению экономических реформ и развития предпринимательства в Чувашии местными органами власти, предпринимательскими структурами, определяется возможностью использования его результатов в обучении в рамках учебных заведений экономического профиля, психологической подготовке и консультировании предпринимателей, в работе департаментов труда и занятости. Материалы данной работы в виде практических рекомендаций и методического инструментария используются в деятельности психологов, работающих в коммерческих фирмах, на государственных предприятиях, рекламных агентствах. Конкретный эмпирический материал, полученный в исследовании, служит основой для разработки тренинговых программ по преодолению социально-психологических факторов, мешающих эффективному экономическому поведению.

Апробация результатов исследования: основные положения диссертации изложены в 25 опубликованных работахобсуждение результатов исследования проводилось на 16 международных, всероссийских и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование экономической направленности ценностно-мотивационной сферы нового бизнес-слоя (ценностные ориентации, экономическая активность, экономические потребности, ряда других) способствует более полному раскрытию содержательных характеристик и регуляции экономического поведения предпринимателей.

2. Тендерные различия оказывают влияние и проявляются в качественной специфике социально — психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.

3.В структуре экономического поведения предпринимателей характеризуются связью между степенью управления бизнесом и качественной спецификой социально — психологических факторов.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Список литературы

включает в себя 216 названий, из них 62 на иностранных языках. В диссертации 8 рисунков, 12 таблицы, 6 приложений.

5. Результаты исследования использованы в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, местными органами власти Чувашской Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Системный, комплексный подход к анализу социально-психологических факторов, детерминирующих экономическое поведение предпринимателей, позволяет всесторонне рассмотреть объективные и субъективные стороны интегрального взаимодействия экономики и психологии, выявить многообразие точек зрения зарубежных и отечественных ученых относительно содержательных характеристик личности предпринимателя и социума, обусловливающего успешность предпринимательской деятельности.

Необходимость глубокого осмысления теоретических и методологических проблем феномена «экономического человека», путей оптимального развития предпринимательства, обуславливается теми задачами экономической трансформации российского общества, которые связаны с необходимостью перестройки экономического сознания и психологии людей, устранения их устаревших взглядов, установок, стереотипов мировоззрения и менталитета, господствовавших в советских и постсоветский период. Надежды многих реформаторов, что рынок и рыночные отношения автоматически, сами по себе изменят общественное сознание и психологию многих слоев российского общества, не оправдались. Доказательством тому служит многолетний экономический кризис, повлекший за собой деградацию отдельных групп населения, деформацию многих моральных норм и ценностей российского общества. Усилившаяся в последние годы государственная регуляция экономических отношений, усиление роли местных органов власти в налаживании правовых норм цивилизованного рынка и рыночных отношений, приводят к позитивным сдвигам во всех сферах народного хозяйства, в улучшении моральнопсихологического климата в обществе. Появились сотни тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, у многих людей появилась возможность реализовать свой творческий потенциал, проявить предприимчивость, инициативу, самостоятельность, заняться многими видами бизнеса.

В то же время количественное расширение бизнес — слоя выдвигает на повестку дня отечественной науки проблемы поиска путей оптимизации развития новой общности, повышения эффективности их предпринимательской деятельности не на основе метода «проб и ошибок», а на основе рациональных и глубоко осмысленных знаний своей деятельности, передового опыта представителей бизнес-слоя западных стран. Поэтому обращение к анализу теоретических концепций зарубежных ученых относительно деятельности «экономического человека» (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль, А. Маршалл, Д. Кейнс, Ф. Хайек и др.) позволяет выявить основные теоретические, методологические и прикладные проблемы предпринимательства, рассмотреть различные модели и типы экономического поведения людей.

В частности, в первой главе работы рассматриваются концепции ученых, согласно которым экономический человек всегда максимизирует собственную выгоду и минимизирует издержки, опирается на рационализм, разумность, рассудочность своих экономических действий и поступков. В диссертационной работе отмечается, что с самого начала развития экономической теории, модель экономического человека включала в свою структуру моральные, этические и психологические элементы, которые первоначально рассматривались многими учеными сквозь призму экономики и экономических отношений. В то же время, различные модификации этой модели выявили общие характеристики экономического поведения как, — максимизация материального благополучия, эгоизм по отношению к благосостоянию других людей, рационализм, связанный с получением материальной выгоды при минимальных издержках, знание путей, ведущих к удовлетворению материальных потребностей, готовности идти на разумный риск. Как подчеркивается в работе, выбор этих и других форм поведения определяется в основном экономическими интересами, особенностями экономического сознания и мышления людей. Поэтому в исследовании, значительное внимание уделяется анализу структуры общественного сознания, экономического сознания, экономического мышления, экономического образа мышления. Осмысление сущности этих феноменов позволяет определить их влияние на всю структуру экономического поведения предпринимателей, рассматривать их поведение в рамках взаимодействия экономики и психологии.

Подробное освещение в работе различных теорий и концепций свидетельствует о том, что особенно плодотворно это направление научного поиска разрабатывалось Дж. Катоной, которого называют родоначальником научного подхода к исследованию экономического поведения. Им впервые среди экономических индикаторов предусматривалось четкое разграничение экономических и социально-психологических переменных, подчеркивалась особая роль принятия решений в процессе потребления. Предложенная им модель экономического поведения включает в себя различные факторы, в том числе и социально-психологические. Важно подчеркнуть, что экономическое поведение трактовалось Дж. Катона как совокупность восприятия и поведения индивидуумов, т. е. социально — перцептивные показатели органично вплетались в структуру экономического поведения.

Большое внимание в первой главе уделяется освещению работ современных зарубежных ученых (Ф. ван Раай и К.-Э. Вайнерид, С. Ли и П. Вебли, Бандштаттер и Т. Танг, К. Диттмар, П. Лунт и С. Ливингстоун, Д. Лейзер и Ч. Ролан-Леви и др.), анализу тех основных направлений изучения экономического поведения, которые позволяют выявить общие тенденции в исследовании многообразных проявлений деятельности экономического человека. В частности, особый интерес в этом плане представляют проблемы экономической социализации, психологии потребления, отношения к деньгам. Подробное рассмотрение содержания и сущности данных феноменов открывает широкие возможности в определении объективных и субъективных факторов, влияющих на экономическое поведение предпринимателей.

Значительное место в диссертации отводится освещению социодина-мического и психодинамического подходов к анализу экономического поведения предпринимателей. В рамках социодинамического подхода рассматривается взаимодействие между личностью и социумом, определяется воздействие различных параметров социального окружения на действия и поступки предпринимателей. Обстоятельно исследуется роль факторов среды в становлении будущего предпринимателя: социальное происхождение, социальноэкономический статус семьи, уровень образования, тип субкультуры и другие предпосылки успешной деятельности зарубежных и отечественных предпринимателей. В этом плане значительный интерес представляет анализ работ Р. Хизрича, М. Питерса, С. К. Рощина, В. В. Марченко, Г. М. Мануйлова, В. В. Новикова, A.JI. Журавлева, В. П. Познякова и др., в которых экономическое поведение предпринимателей рассматривается сквозь призму детерминирующих факторов экономических, политических и социальных условий жизни российского общества. В частности, определенный интерес представляет анализ механизма опосредованного воздействия объективных факторов, стимулирующих или сдерживающих экономическое поведение предпринимателей. С этой целью рассматриваются виды контекста детерминирующего воздействия: цивилизационный контекст формирования предпринимательствамакросоциальный контекст, определяемый ситуацией переходного периода экономикиситуационный социально-экономический контекст, связанный с экономическим пространством для развития предпринимательства. Как отмечается в диссертации, в настоящее время все уровни контекста формирования бизнес-слоя в России достаточно неблагоприятные для экономической активности предпринимателей. В плане выявления системы детерминирующих факторов, в работе рассматриваются зоны взаимодействия социально-психологических и социальноэкономических факторов, во многом определяющих экономическое поведение предпринимателей (A.JI. Журавлев, 1996). В исследовании также анализируется модель экономического поведения, предложенная Г. Н. Соколовой. С ее точки зрения регуляцию экономического поведения можно рассматривать как результат взаимодействия экономического сознания с экономическим мышлением.

При рассмотрении содержания психодинамического подхода показано, что в его основе лежат попытки ученых составить психологический портрет предпринимателя. В зависимости от исследовательских подходов в предпринимательский личностный профиль включается определенный набор психологических черт, которые и определяют успех (или неуспех) экономической деятельности деловых людей. В диссертации рассматриваются показатели психологического портрета предпринимателя, составленного рядом зарубежных ученых (И. Шумпетер, Д. Макклелланд, Дж. Роттер, П. Друкер, Г. Пиншо и др.), выявляются особенности их теоретических положений относительно набора тех качеств и черт личности, определяющих эффективность предпринимательской деятельности. Несмотря на значительный разброс мнений по данному вопросу к числу наиболее часто называемых характеристик предпринимателей они относят: мотивацию достижения, интер-нальный локус контроля, склонность к риску, развитый творческий потенциал, направленность ценностных ориентаций, эмоциональную стабильность, упреждающую активность и др.

Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами составления психологического портрета российских предпринимателей, в диссертации анализируются работы таких авторов, как A.JI. Журавлев, Н. А. Журавлева, Т. В. Корнилова, А. Н. Лебедев, В. В. Марченко, В. П. Позняков, А. Е. Чирикова, В. А. Хащенко, которые под разным углом зрения обосновывают необходимость включения тех или иных черт и свойств предпринимателей, доказывают их важность для осуществления экономической деятельности. Уделяя в работе значительное место анализу различных точек зрения зарубежных и отечественных ученых относительно личностного профиля предпринимателя, отмечается, что идеального профиля, по-видимому, не существует, поскольку в разной экономической ситуации, в зависимости от объективных и субъективных факторов, на первый план экономического поведения предпринимателей выдвигаются то одни, то другие качества, которые должны соответствовать данной экономической ситуации, с учетом экономических, политических, национальных особенностей данного региона и страны.

Обращаясь к анализу содержания второй главы диссертации следует отметить, что определенную научно-познавательную ценность имеют результаты исследования социально — перцептивных процессов, отражающих восприятие населением России и Чувашской республики духовно — нравственной сферы предпринимателей. При этом данный процесс восприятия характеризуется с позиций российского менталитета, социально — перцептивных показателей деловых и моральных качеств представителей бизнесслоя.

В этом плане большое место в диссертации отводится раскрытию содержания понятий менталитета, освещению этнопсихологических особенностей населения Чувашии и его отношения к богатству, трудовой деятельности. Особую значимость приобретают данные о влиянии российского менталитета на экономическое поведение предпринимателей, на всю систему их деловых и моральных качеств. В работе высказывается предположение, что российский менталитет оказывает влияние на экономическое поведение предпринимателей и всего населения, на систему экономических, духовных и моральных ценностей предпринимателей, на восприятие экономических ценностей, присущих различным слоям населения, на трудовой менталитет, на особенности восприятия психологического облика бизнес-слоя различными группами российского общества.

На основе анализа ряда работ отечественных ученых (А.К. Абдульха-нова-Славская, Г. В. Акопов, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В.Н. Соко-линский, Э. А. Сакракуев, П. И. Смирнов, В. Д. Попов, П. Н. Шихирев и др.) определяются существенные различия в менталитете различных народов, его тесной взаимосвязи с уровнем экономического развития страны и исторически сложившимися установками к труду и коллективной деятельности. К специфике российского менталитета большинство ученых относят ориентацию на потребление, повышенную тягу к коллективной жизни, стремление к духовности, слабое проявление самостоятельности, предприимчивости, недостаточную ориентацию на активный труд, на индивидуальную работу.

В исследовании отмечается, что менталитет русского народа формировался в средние века под влиянием сельской общины. Коллективный характер жизнедеятельности россиян предопределял формирование принципов социальной справедливости во всех сферах их общественной жизни. При этом социальное равенство и социальная справедливость переносились и на экономическое равенство, прежде всего на землю и равноправный труд. Коллективный образ жизни и распределительная справедливость в отношении средств потребления являлись основой организации групповой деятельности крестьянской общины. Все члены общины с детства вбирали в себя нормы, правила, привычки, нравы, обычаи коллективной жизни, которые ориентировали не столько на способы развития производства, сколько на методы справедливого распределения и потребления.

В диссертации подчеркивается, что длительность существования внешнего контроля за экономическим поведением индивидов со стороны общины, корпорации, государства, сформировали ряд характерных черт: стремление переложить ответственность за свою судьбу, за свое материальное благосостояние на общество, на государство, пассивное отношение к труду, терпимое отношение к бедным, неприятие богатства.

Проделанный анализ регионального менталитета показал, что специфика менталитета чувашского народа не противоречит основным выявленным тенденциям российского менталитета, а скорее усиливают такие его особенности как ориентация на коллективизм, на власть, а соответственно, отсутствие развитой индивидуальной предприимчивости и самостоятельности. Данные социально-психологические особенности экономического поведения чувашского народа связаны с исторически обусловленными: климатическими условиями, высокой плотностью населения, невысокими материальными условиями, преимущественным распространением православного направления христианства, традициями народа.

Для значительной части населения и предпринимателей наблюдаются явные противоречия между присущим структуре российского менталитета коллективизмом, пассивным отношением к труду, социальным и экономическим равенством и рыночным индивидуализмом. Как отмечается в ряде исследований, менталитет россиян в значительной мере носит нерыночный характер.

В общественном сознании россиян до недавнего времени предприниматель представал как жулик, пройдоха, ловкач. В последние годы, под влиянием экономических и политических реформ, усиления государственного регулирования рыночных отношений, облик предпринимателя стал восприниматься более позитивно: от негативного отношения в начале 90-х гг., до доброжелательного — в конце 90-х гг. XX в.

Значительное внимание в диссертации обращается на сравнительный анализ типологии личности российских и зарубежных предпринимателей. В частности, определенный интерес имеют типологии предпринимателей, которые предлагал А. Маршалл, В. Зомбарт, другие авторы. Р. Хизрич делит предпринимателей на традиционных менеджеров, свободных и корпоративных предпринимателей. В связи с таким подходом в работе освещаются различия экономического поведения предпринимателей и менеджеров, интра-пренеров.

Среди отечественных исследователей наблюдается широкая палитра выделяемых типологий, связанная с различными типами экономического поведения предпринимателей, с различными критериями их выделения (история предпринимательской карьеры, стартовые позиции в бизнесе, способ участия в организации, функционировании предприятия, статусом и др.). В этом плане рассматриваются типологии предпринимателей, предлагаемых В. В. Марченко, B.C. Автономовым, Р. Андерсоном, П. Шихиревым и др., освещаются типы покупателей, модели жизненный стилей, связанных с экономическим поведением потребителей.

Освещение различных типологий личности зарубежных и отечественных предпринимателей позволяет сделать вывод о том, что личность предпринимателя и его экономическая деятельность находятся в поле зрения не только ученых, но и широких слоев населения, что его духовно-нравственный облик, его отношения с другими людьми, являются для многих эталоном для подражания. Такие социально-психологические факторы, как экономическая рациональность и целесообразность поведения, активность, трудоспособность, предприимчивость, деловитость, общительность, разумный риск и другие деловые и личностные качества представителей бизнес-слоя, во многом определяют не только моральную атмосферу и экономическую эффективность деятельности отдельных фирм и предприятий, но и обуславливают успех претворения в жизнь экономической стратегии развития регионов и страны в целом, формировании здоровой духовно-нравственной атмосферы общества.

Для обоснования выдвигаемых теоретических и методологических положений, связанных с изучением социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей, в третьей главе диссертации освещаются результаты прикладного исследования. В работе обстоятельно рассматриваются программа, этапы организации и проведения исследования, обосновывается гипотеза, выборка, применяемые методы и методики. Опираясь на комплексную методику исследования, включающую в себя наблюдение, беседы, различные виды интервью, опросники, тесты, различные методики (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, методика исследования аутои гетеростереотипов предпринимателей, методика изучения стилевых характеристик экономического поведения предпринимателей, изучения рекламных предпочтений), в диссертации дается обстоятельный анализ полученных результатов по каждому из этапов исследования, предлагаются практические рекомендации, делается анализ взаимосвязей основных социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.

Обобщая анализ диссертационной работы можно сделать такие выводы:

1. Исследованы проблемы психологии предпринимательства на уровне различных теорий и концепций зарубежных и отечественных ученых и выявлены позитивные сдвиги в изучение данного феномена. Выяснено, что междисциплинарный подход к анализу экономического поведения способствует более эффективному осмыслению системы взаимодействия экономики и психологии, четкому выделению социально-психологического ракурса исследования предпринимательской деятельности.

2. Выделены и изучены отличительные черты экономического поведения предпринимателей по результатам работ зарубежных и отечественных авторов.

3. Определен ряд детерминирующих факторов, воздействующих на экономическое поведение отечественных предпринимателей.

4. Разработана комплексная методика изучения социально-психологических факторов в структуре экономического поведения предпринимателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российский менталитет: кросс — культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. — С. 7−37.
  2. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. — М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.
  3. А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991.
  4. Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. Самара: СамГПУ, 1999. — С. 69−71.
  5. И.В., Киселев Б. Н. Основы стратегического управления., М.: ГАУ, 1997.
  6. Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). М.: Дело ЛТД, 1994. — 208с.
  7. В.Ф. Экономическая стратификация: Аттитюды и стереотипы сознания // Социолог, исслед. — 1995. — № 1. — С.104−116.
  8. В. Малый бизнес: Проблемы становления // Российский экономический журнал. — 1993. — № 2. — С. 59−66.
  9. Л.В., Нелсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах // Социолог, исслед. — 1992. — № 5. — С. 107 111.
  10. Л.В., Нелсон Л. Истоки асимметрии: образ предпринимателя на страницах газет (социологический анализ) // Диалог. — 1992. — № 6−7. —С.17−20.
  11. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социолог, исслед. — 1995. — № 4.
  12. JI.В., Чирикова А. Е. Труд бизнесмена — что это такое? (Опыт социологического исследования российской бизнес-элиты // Человек и труд. 1995. — № 10.
  13. С.С., Воронин Г. Д., Французова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся: по материалам социологических исследований в Нижегородской области // Социолог, исслед. — 1992. — № 2. — С.8−12.
  14. М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело ЛТД, 1994.
  15. И.Н., Долгопятова Т. Г., Широнин В. М. Использование опросов руководителей для изучения экономического поведения предприятий // Социолог, исслед. — 1993. —№ 1. — С. 18−24.
  16. В. Россияне о ключевых проблемах жизни общества, о надеждах на 1994-й год // Деловой мир. — 1994. 10- 16 янв. — С. 14−15.
  17. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер и народа и судьба страны. СПб., 1992.
  18. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. — №. 1. — Вып. 3. — С.51 -72.
  19. И. Возлюбившие деньги: портрет нового предпринимателя // Новое время — 1992 — № 8. — С.26−28.
  20. И. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования. — 1993. — № 3. — С. 149 154.
  21. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. Учебное пособие. М., 1998. — С.20
  22. В.А. Социально — экономические факторы типологии предпринимателей: Текст лекции по курсу: «Социология труда и предпринимательства». — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. С.17−19.
  23. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — С.454.
  24. С.А. Социальные источники предпринимательства // Социальные ориентиры изменяющегося общества. — М. — 1992. — С. 1 121 361
  25. М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  26. М. История хозяйства- Очерк всеобщей социальной и экономической истории. Пг., 1923.
  27. М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.
  28. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа // Социолог, исслед. — 1994. — № 10. — С. 120−126.
  29. В.И., Логинов С. В. Феномен предпринимательского поведения // Социолог, исслед. — 1995. — № 8. — С.62−68.
  30. А. Этапы развития малого бизнеса // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С.38−41.
  31. Н.В., Полухин В. А., Гительмахер Р. Б. Менеджер: Психология + экономика. Иваново: Ивановский государственный университет. 1998.
  32. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис. Изд.2., 1997.
  33. И.Н. Менеджмент. Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИта, 1995.
  34. В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и социальные стратегии // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 6. — С.31−42.
  35. Е.В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. М.:Вестник, 1996. — С.286,
  36. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для втузов. Изд.5-е. М.: Высшая школа. 1977. — 479с.
  37. JI. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. — 1993. — № 3. — С. 44−53.
  38. К. Предпринимательство в 90-х годах // Иностранная психология. — 1997. — № 9. — С.37−45
  39. Дж.К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1979.
  40. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. — М.:Рус.яз., 1998. —С.102.
  41. О.С. Экономическая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  42. О.С., Локшина Э. Х. Современные тенденции развития экономической психологии // Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика». Т.1. — Калуга.2000. — С. З1−36.
  43. Действующие лица (дайджест по материалам российской прессы). Вып.З. — М.-1992.
  44. А. Реклама. М.: Прогресс- Универс. 1993. — С.50−53.
  45. Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Л., 1991. 448с.
  46. П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М. -1992.
  47. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: ФиС, 1998. — С.246.
  48. Л.К. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социолог, исслед. — 1998. — С.68.
  49. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков. 1994. — С.87−89.
  50. О.С. Сущность и особенности формирования экономического поведения // Вестник Омского университета. — 1999. — Вып. 3. — С. 120−124.
  51. О. К социальному портрету отечественного предпринимателя // Российский экономический журнал. — 1992. — № 8. — С.89−92.
  52. С.И., Шарапов Е. П. Социально-психологические аспекты предпринимательства // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1992, Ч. З, — С. 12−30.
  53. А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИЛ РАН, 1998. —С.32−36.
  54. А.Л., Журавлева Н. А. Влияние субъективного экономического статуса на' экономическое сознание личности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. — G.221−244
  55. А.Л., Позняков В. П., Дорофеев Е. Д. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельность предпринимателей // Социально-психологические исследования руководства и предпринимателей. М.: ИП РАН, 1999. — С.44−67.
  56. Н.А. Динамика ценностных ориентаций различных социальных групп в изменяющихся экономических условиях // Социально-психологические исследования руководства и предпринимателей. М.: ИП РАН, 1999. — С.228.
  57. Т.И. Бизнес-слой российского общества: Понятие, структура, идентификация // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. — 1994. — № 5. — С. 7- 15.
  58. Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Социолог, исслед. — 1995. — № 3. — С. 3−12.
  59. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. — Новосибирск. — 1991.
  60. В.В. Правда и ложь в российском самосознании // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. —С.131−143.
  61. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. — М.: Наука, 1994. — С.45.
  62. Карлоф Б- Деловая стратегия. — М. — 1991.
  63. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 1978.
  64. А.И. Экономическая психология. — М.: Экономика, 1987.
  65. С.Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура // Социолог, исслед. — 1993. — № 5. — С.64−69.
  66. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» //Социолог, исслед. -1995. — № 5.
  67. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист. — 1999. — № 1. — С.76−82.
  68. Т.В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психолог, журн. — 1993. — № 1.
  69. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  70. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. —М: Прогресс-Академия, 1995.
  71. Г. Безъязыкая гласность // Век и мир. — 1990. — С. 44−47.
  72. Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России //ВестникРосАн— 1997. Т.67. — № 2. — С. 140−145.
  73. М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристика // Проблемы теории и практики управления. — 1994. — № 1.
  74. А.И., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1995. -144с.
  75. А.Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива производственно-коммерческой фирмы // Психолог, журн. — 1994. — № 5. — С.22−29.
  76. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социо-генез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ, сер. 14 Психология, — 1997. — № 1. — С.20−27.
  77. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения / Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, — 306 с.
  78. П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра // Иностранная психология. — 1997. — № 9. — С. 8−16.
  79. Люди и деньги: исследование отношения различных социальных групп к деньгам. Ярославль: МАПН, 1997.
  80. В.А. О методологии современной российской психологии // Психологический пульс Ярославля. Ярославль: МАПН, 1998. — 170 180.
  81. С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психолог, журн. — 1990. — № 6.
  82. Малое предпринимательство в Чувашии: оценка состояния, тенденции развития. Чебоксары: изд-во ЧувГУ, 1997. — С. 18.
  83. Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. М.:МАПН, 1997 — С. 15.
  84. Г. М., Марченко В. В., Новиков В. В. Некоторые теоретические и методологические особенности психологии управления в государственных и предпринимательских структурах // Психологический пульс Ярославля. Ярославль: МАПН, 1998. — 191−199.
  85. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль. 1996. — С.177−188, 198−200.
  86. А. Принципы политической экономии. В 3-х т. — М.: Прогресс, 1984. Т.З. С. 6.
  87. В. Российский экономический менталитет // Вопросы экономики. -1996. — № 9.
  88. Мелкий бизнес в Западной Европе. — М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
  89. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М. —1992.
  90. И., Егорова-Гантман Е. Портрет делового человека. // Проблемы теории и практики управления. — 1992. —№ 6. — С. 14−15.
  91. Дж. С. Основы политической экономии / В 3-х т. — М.: Прогресс, 1980−1981.
  92. И.Э., Сильницкий Ю. О. Психология предпринимательства новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. — 1995.—№ 1. —С.З.
  93. Непрерывная школьная практика по психологии. Учебное пособие. Л., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — С. 18−19.
  94. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. —484с.
  95. Образ предпринимателя в новой России/ Руководитель проекта И. М. Бунин. М.: Центр политических технологий, 1998. — С.45.
  96. Основы социально- психологической теории / Под ред. Бодалева А. А., Сухова А. Н. М., 1995. — С.218.
  97. О.В. Российский предприниматель: Штрихи к социальному портрету // Социолог, исслед. -1995. — № 2. — С. 35−40.
  98. В.П. Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимателей. М.: ИП РАН, 1999. — С.84.
  99. В.П. Социально-психологическая регуляция деловой активности в условиях разных форм собственности // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе М.: Институт психологии РАН, 1996. — С.173−178.
  100. Ю. Совместимы ли в России мораль и бизнес? // Человек и труд. — 1995. — № 9. — С.82.
  101. Ю. Российское предпринимательство: социальный портрет // Человек и труд — 1995. — № 2.
  102. О.Г., Посыпанова, О.С. Потребительские предпочтения как психологическая основа маркетинга // Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика». Т.2, Калуга, 2000. — С.31−43.
  103. Протестант. — 1990. — № 11.
  104. Профессиональные качества менеджеров и методы их диагностики. (Реферат кн."Психология предпринимательской деятельности"). М., 1995. —С.90−103.
  105. Психология менеджмента // Под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1997. —С.36−38.
  106. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. Дружинина В. Н. — СПб.: Питер, 2000. — С.486, 489
  107. М. Вебера по социологии, религии и идеологии. — М. —1985.
  108. В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России.-Т.З.- 1994.- № 1.-С.36−54 и др.
  109. В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. — № 4. — С. 31−38.
  110. В. Российские предприниматели: кто они? // Вестник статистики. — 1993. — № 9. — С. З- 14
  111. И.Ф. Особенности развития российского предпринимательства // Формирование гражданского общества в современной России (Социологические исследования 1994−1995г.). Сборник обзоров. М., 1995. — С.193.
  112. Н.М. Исследование представлений современной молодежи о способах достижения материального успеха // Доклады участников симпозиума «Социальная психология XXI — век», Т.2., Ярославль. МАПН., 1999. — С.234- 239.
  113. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997.
  114. Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы II Международной конференции по исторической психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем». Самара: Изд-во СамГУ, 1997. — 437с.
  115. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологический журнал. — 1995. — № 1. — С. З 1.
  116. С.К. Психология успешного предпринимательства в США //Психологический журнал. — 1994. — № 5.
  117. В. Предприниматель профессионал: штрихи к психологическому портрету // Человек и труд. — 1993. — № 7. — С.111−113.
  118. Р. Культура предпринимательства. — М.: Эком, 1992.
  119. В.Г. Российское предпринимательство: социально-философский аспект. —М. — 1994.
  120. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
  121. П.И. Ценностные основания общества: Автореф.дис. д. наук. СПб., 1994.
  122. А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.: Соцэгиз, 1962. — С.253.
  123. В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социолог, исслед. — 1994. — № 2. — С. 15−22.
  124. Современная западная философия. Словарь. М. 1991. — С. 177
  125. В.М. Психологические основы экономики. М. 1999. —215с.
  126. Г. Н. Экономическая социология. Учебник. Изд. 2. М.: ИИД «Филинъ" — Мн.:"Беларуская навука», 2000. — С.25 8−264.
  127. Становление нового российского предпринимательства (Социологический аспект) / Отв. редактор В. В. Радаев. —М.: Институт экономики РАН, 1993.
  128. Дж. Новая волна предпринимательства // США: Экономика, политика, идеология. — 1988. — № 6. — С. 71−76.
  129. И.В. Проблема категорий экономической психологии // Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика». Т. 1, Калуга, 2000. — С.116−123.
  130. Т., Соколовска Й. Когнитивные представления о социоэкономических феноменах // Психолог, журн. -1993. — Т. 14. ~ № 3. — С.67−78.
  131. А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии, 2000, № 2.
  132. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства: Концептуальное введение в проблему // Социолог, исслед. — 1993.—№ 1. —С. 24−31.
  133. В.П. Общественная психология сельских жителей Чувашии. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. -214с.
  134. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Изд-во Новости, 1992. С. 26.
  135. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. С. 107.
  136. П. Экономический образ мышления. М., 1991. — С. 3745.
  137. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. 1991, вып. 1. М., — С. 11−50.
  138. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие.
  139. М.: Международные отношения, 1993.
  140. Христианин. — 1991. — № 1.
  141. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России. — № II. -1993. — Т. 1. — С. 77−95.
  142. В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях // Социолог, исслед. — 1992. — № 10.— С. 44−52.
  143. Г. П. Предприниматель — кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. — М.: Междунар. отношения, 1992.209с.
  144. М.Ф. Социальная мобильность в 1986—1993 годах // Социологический журнал. — 1994. — № 2. — С. 130−134.
  145. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психол. журн. Т.20. — № 3. 1999. — С.82.
  146. А.Е. Психология предпринимательской деятельности // Психолог, журн. Т.19. — № 1. 1998.
  147. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. — № 7.
  148. В. Почему в России не любят богатых //Известия. — 1993. — 7 августа. — № 148. — С. 8.
  149. Е.В. К истории отечественной экономической психологии // Труды 1-й Всероссийской научно-практической конференции РПО «Психология и экономика». Т. 1, Калуга, 2000. С. 145−146.
  150. И. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. — М.: Прогресс, 1982.
  151. Е.В. Исследования экономических представлений у детей // Вопр. психол. 1991. — № 2. — С. 157−164.
  152. Экономическая психология / Под. ред. И. В. Андреевой — СПб: Питер, 2000.— 512 с.
  153. Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей / пер. с англ. 8-го изд. (1995). СПб: Питер, 1999.
  154. В.М. Малое предпринимательство в России: Проблемы переходного периода. —М. — 1994.
  155. О.Н. Экологические движения: методологические вопросы международных сопоставлений // Социолог, исслед. — 1991. — № 10. —С. 35−47.
  156. Ajzen I. and Fishbein М. Understanding Attitudes and Predicting Social Behaviour. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. 1980.
  157. Bandstatter H. Should Economic Psychology care about personality structure? / Journal of Economic Psychology, 14(3), 1993. P. 473−494.
  158. Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur / C.A.Kent, D.L.Sexton, K.H. Vesper (eds.) Encyclopedia of Entrepreneur ship. — Prentice-Hall. Englewood Cliff, New Jersey. — 1982. — P.45−47.
  159. Brusdal R. Norwegian children’s descriptions of the consequences of poverty and wealth. Journal of Economic Psychology. -1990. 11(4), — P.545−556.
  160. Diener E., Sandwik E., Seidlitz L., and Diener M. The relationship between income and subjective well-being: relative or absolute? Social Indicators Research, 28, 1993.— P. 195−223.
  161. Dittmar H. Gender identity-related meanings of personal possessions. British Journal of Social Psychology, 28, 1989. — P. 159−171.
  162. Dittmar H. The Social Psychology of Material Possessions: To have is to be. Hemel Hempsted, U.K.: Harvester. 1992.
  163. Emler N. and Dickinson J. Children’s representation of economic inequalities. British Journal of Developmental Psychology, 3(2), 1985. — P.191−198.
  164. Foxall G. R. .and Bhate S. Cognitive styles and personal involvement of market initiators for 'healthy' food brands: Implications for adoption theory. Journal of Economic Psychology, 1993. 14(1), — P. l-16
  165. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage. Personality and Individual Differences, 1984. 5, — P.95−103.
  166. Furnham A. and Argyle M. The Psychology of Money. London: Routledge. 1998.
  167. Furnham A. and Lewis A. The Economic Mind: The social psychology of economic behaviour. Brighton: Wheatsheaf. 1986.
  168. Goldberg H. and Lewis R. Money Madness: The Psychology of Saving, spending, Loving and Hunting Money. London: Springwood. 1978.
  169. Guth W., Warneryd K-E., and Lea S. E. G. Editorial: Economic Psychology and Experimental Economics. Journal of Economic Psychology, 1992. 13(2), —P.199−201.
  170. Hanley A. and Wilhelm M. Compulsive buying: An exploration into self-esteem and money attitudes. Journal of Economic Psychology, 1992. 13, — P.5−18.
  171. Harrah J. and Friedman M. Economic socialisation in children in a midwestern American community. Journal of Economic Psychology, 1990. 1.1(4), — P.495−514.
  172. Hawkins D., Best R.J., Coney K.A. Consumer behavior: Implication for Marketing Strategy.7-th ed. 1997.
  173. Headey B. An economic model of subjective well-being: integrating economic and psychological theories. Social Indicators Research, 1993. 28, — P.97−116.
  174. Hebert R., Link A.N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques, — Praeger (New York). — 1988.
  175. Katona G. Psychological Analysis of Economic Behaviour. New York: McGraw-Hill. 1951. — P.3.
  176. Katona G. Psychological Economics. New York: Elsevier. 1975.
  177. Kelvin P. Social psychology 2001: The social psychological bases and implications of structural unemployment. In R. Gilmour and S. Duck (Eds.). The Development of Social Psychology. London: Academic Press. 1980.
  178. Kets de Vries M. The entrepreneurial personality: a person at the crossroads. Journal of Management Studies, 1977. 14, — P.34−57.
  179. Kirchler E. and Praher D. Austrian Children’s economic socialization. Journal of Economic Psychology. 1990. 11(4), — P.483−494.
  180. Lassarre D. and Roland-Levy Ch. Understanding Children’s economic socialization. In K. Grunert and F. Olander (Eds.), Understanding Economic Behavior. Dordrecht, Boston, London: — Kluwer Academic Publishers, 1989, — P.347−368.
  181. Lea S. E. G., Tarpy R. M., and Webley P. The Individual in the Economy: A survey of economic psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1987.
  182. Lea S., Webley P. and Walker C. Psychological factors in consumer debt: money management, economic socialization, and credit use. Journal of Economic Psychology. 1995. 16, — P.681−701.
  183. Leiser D. and Zaltsman J. Economic socialization in the kibbutz and the town in Isreal. Journal of Economic Psychology, 1990. —P.557−566
  184. Leiser D., Seven G., and Roland-Levy Ch. Children’s economic socialization: Summarizing the cross-cultural comparison of ten countries. Journal of Economic Psychology. 1990.11(4), — P.467−468.
  185. Livingstone S. M. The meanings of domestic technologies: A personal construct analysis of familial gender relations. In R. Silverstone and E. Hirsch Eds. Consuming Technologies: Media and information in domestic spaces. London: Routledge. 1992.
  186. Lunt P. and Livingstone S. Everyday explanations for personal debt: a network approach. British Journal of Social Psychology. 1991. 30, — P.3 09−323.
  187. Lunt P. and Livingstone S. Mass Consumption and Personal Identity. Buckingham, U.K.: Open University Press. 1992.
  188. Lunt P. and Livingstone S. Psychological, social and economic determinants of saving: comparing recurrent and total savings. Journal of Economic Psychology. 1991. 30, — P.309−323.
  189. Lyck L. Danish children’s and their parent’s economic understanding, reasoning and attitudes. Journal of Economic Psychology. 1990. 11(4), —P.583−590.
  190. Lynn M. Restaurant tipping: A reflection of customers evaluations of a service? Journal of Consumer Research. 1991. 18, — P. 438−448.
  191. Matthews A. If I Think about Money so much, Why Can 11 Figure it out. New York: Summit Books. 1991.
  192. McClelland D.C. The Achieving Society. — Princeton (New Jersey). — 1961.
  193. McClelland D. Business Drive and National Achievement // Harvard Business Review. — July-August, 1962. — № 40. — P. 99- 112.
  194. McClelland D. Achievement Motivation Can Be Developed // Harvard Business Review. —November-December, 1965. — № 43. — P. 6−24.
  195. McClelland D., Atkinson J., Clark R. and Lowell E. The Achievement Motive. New York: Appleton-Century-Crofts. 1953.
  196. McDonald W. Psychological associations with shopping. Psychology and Marketing. 1994. 11, —P.549−68.
  197. Olson G.I. and Schober B.I. The satisfied poor. Social Indicators Research 1993. 28, —P. 173−93.
  198. Prince M. Women, Men and Money Styles. Journal of Economic Psychology. 1993. 14(1),—P.175−182.
  199. Robben H.S.J, and Greenland E.A.G. Editorial: The future of economic psychology. Journal of Economic Psychology. 1993. 14(3), — P.455−460.
  200. Roland-Levy Ch. Economic Socialisation: Basis for international comparisons. Journal of Economic Psychology. 1990a. 11(4), — P.469−482.
  201. Roland-Levy Ch. A cross-national comparison of Algerian and
  202. French children’s economic socialization. Journal of Economic Psychology. 1990b. 11(4),—P.567−582.
  203. Rubinstein W.D. Survey report on money. Psychology Today. 1981. 5, — P.24−44.
  204. Rubinstein, W.D. Elites and the Wealthy in Modern British History. Brighton: Harvester. 1987.
  205. Simon H.A. Models of Man. New York: Wiley. 1957.
  206. Smelser N. The Sociology of Economic Life. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1963.
  207. Stangl W. Personality and the structure of resource preferences. Journal of Economic Psychology. 1993. 14(1),—P.l-16.
  208. Tang Т. The meaning of money revisited. Journal of Organizational Behavior. 1992. 13, — P.197−202.
  209. Tang T. The meaning of money: extension and exploration of the money ethic scale. Journal of Organizational Behavior. 1993. 14, — P.93−9
  210. Tang T. The development of short money ethic scale. Personality and Individual Differences. 1997. 19, —P. 809−16
  211. Tversky A. and Kahnernan D. On the psychology of saving: An essay on economic behavior. Journal of Economic Psychology. 1989. 10, —P.515−541.
  212. Walker M. The Psychology of Gambling. London: Butterworth-Heinemann.1995.
  213. Webley P. and Lea S. E. G. Towards a more realistic psychology of economic socialization. Journal of Economic Psychology. 1993. 14, — P. 461 472.
  214. Webley P., Levine R.M. and Lewis A. A study in economic psychology: Children’s saving in a play economy. Human Relations. 1991. 44, — P. 127 146.
  215. Wiseman T. The Money Motive. London: Hodder & Stoughton.1974.
  216. Wosinski M. and Pietras M. Economic socialization of Polish children in different macro-economic conditions. Journal of Economic Psychology. 1990. 11(4), —P.515−528.
  217. Yamamuchi K. and Temper D. The development of a money attitude scale. Journal of Personality Assessment. 1982. 46, — P.522−528.
  218. Zabukovec V. and Polic M. Yugoslavian children in a situation of rapid economic changes. Journal of Economic Psychology. 1990. 11(4), — P.529−544.
Заполнить форму текущей работой