Межрегиональная информационная система оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях
Предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях способствуют перераспределению информационных потоков информационной сети ССУЗов Федерального агентства связи, дифференцированному внедрению элементов ТДО в них с учетом региональных аспектов, что повысит качество… Читать ещё >
Содержание
- Перечень сокращений
- 1. Анализ образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- 1. 1. Анализ современного состояния системы специального образования и пути повышения качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ)
- 1. 2. Организация образовательного процесса в ССУЗ
- 1. 3. Анализ возможности использования в образовательном процессе ССУЗ технологии дистанционного обучения
- 1. 4. Анализ методов оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения
- Выводы по 1 главе
- 2. Методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения
- 2. 1. Системные аспекты оценки эффективности применения технологии обучения
- 2. 2. Показатели качества технологии обучения
- 2. 3. Методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях
- 2. 4. Оценка эффективности применения методики
- Выводы по 2 главе
- 3. Предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях
- 3. 1. Обоснование предложений по использованию элементов технологии дистанционного обучения в образовательном процессе ССУЗ
- 3. 2. Компьютерная система подготовки специалистов с применением технологии дистанционного обучения
- 3. 3. Предложения по составу аппаратного и программного обеспечения межрегионального информационного центра оценки эффективности применения ТДОвССУЗ
- 3. 4. Предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях
- Выводы по 3 главе
- 4. Оценка эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях
- 4. 1. Предложения по психофизиологическому сопровождению в технологии дистанционного обучения в ССУЗ
- 4. 2. Алгоритмы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в ССУЗ
- 4. 3. Результаты внедрения методики оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в образовательный процесс ССУЗ
- Выводы по 4 главе
Межрегиональная информационная система оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач в области управления в социальных системах является совершенствование качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях.
Для повышения качества подготовки специалистов Федерального агентства связи Министерства информационных технологий и связи (Мининфор-мсвязи) России в современных условиях необходим более глубокий анализ состояния существующей системы специального образования. Одним из важных направлений решения данной задачи является совершенствование образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) Мининформсвязи России.
Особое внимание при совершенствовании образовательной системы ССУЗов необходимо уделить изменению методик обучения, созданию условий творческой самостоятельности обучающихся, широкому внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
Одной из перспективных технологий обучения является дистанционного обучения. Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс ССУЗов Мининформсвязи России в определенной степени повысит адаптивность системы подготовки специалистов отрасли связи к современным условиям, что неизбежно отразится на результатах стоящих перед ней задач по подготовке специалистов.
В целом, актуальность исследования проблем совершенствования образовательного процесса в ССУЗах определяется проведением исследований, направленных на: согласование целей обучения с задачами, решаемыми выпускниками в практической деятельностисовершенствование методик обучениясоздание условий творческой, самостоятельной работы обучающихсяширокое внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения, базирующихся на комплексном использовании новых информационных технологийнеобходимостью преодоления недостатков подготовки студентов в ССУЗах Федерального агентства связинеобходимостью новых исследований в области теории и методики профессиональной подготовки специалистовнедостаточной разработанностью в научной литературе проблемы дистанционного обучения слушателей и студентов в ССУЗах.
Следовательно, в настоящее время существует актуальная задача разработки методического обеспечения для построения новой технологии обучения в образовательном процессе ССУЗов Федерального агентства связи, адаптивной к динамически меняющимся требованиям министерства, непрерывному росту объема учебной информации на основе современных информационных технологий. Кроме того, необходимо оценить эффективность применения данной технологии обучения, для чего требуется разработать межрегиональную информационную систему оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения (ТДО) в средних специальных учебных заведениях отрасли.
Цель исследования — повышение эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях Федерального агентства связи путем разработки межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения ТДО в средних специальных учебных заведениях отрасли, а также её методического аппарата.
Объект исследования — образовательный процесс в средних специальных учебных заведениях Федерального агентства связи России.
Предмет исследования — системы, алгоритмы и методики оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ исследований проблем внедрения технологии дистанционного обучения в ССУЗах Федерального агентства связи;
2) разработать методику оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях;
3) сформулировать алгоритмы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в ССУЗе и в рамках указанного результата разработать:
— алгоритмы проведения занятий в технологии дистанционного обучения;
— алгоритмы проведения контроля в технологии дистанционного обучения;
4) представить предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях;
5) провести оценку эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях в рамках разработанной межрегиональной информационной системы.
Методы исследования. При разработке основных положений диссертационной работы использовались методы системного анализа, теории управления, теории систем, теорий операций и принятия решений, применялись методы математического моделирования и экспертных оценок, статистические методы обработки экспериментальных данных.
Научная новизна результатов исследования:
1) используя теоретический и эмпирический материал, рассмотрены современные взгляды на необходимость и возможность использования технологии дистанционного обучения в ССУЗах Мининформсвязи России;
2) определены теоретические основы и практические пути интенсификации образовательного процесса в ССУЗах Мининформсвязи России с использованием новых информационных технологий, определены роль и место ТДО в совершенствовании профессионального обучения специалистов отрасли;
4) алгоритмы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в ССУЗе позволяют оценить эффективность проведения занятий с использованием ТДО, а так же эффективность проведения контроля в данной технологии обучения;
5) методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях учитывает дидактические, методические, психофизиологические и экономические показатели качества технологии обучения, что позволяет еще на этапе проектирования новой технологии обучения оценить возможный дидактический эффект от ее применения;
6) предложения по внедрению межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях способствуют скорейшему внедрению в образовательный процесс ССУЗов ТДО, что способствует повышению эффективности образовательного процесса в них.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях.
2. Алгоритмы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях.
3. Предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях.
Научно-практическая ценность полученных результатов определяется тем, что они могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в ССУЗах Федерального агентства связи Мининформсвязи России, что будет способствовать в целом повышению качества подготовки специалистов отрасли.
Разработана алгоритмы и методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях, проведена оценка эффективности применения данной методики в Колледже телекоммуникаций (КТ) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ).
Предложения по разработке межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях способствуют перераспределению информационных потоков информационной сети ССУЗов Федерального агентства связи, дифференцированному внедрению элементов ТДО в них с учетом региональных аспектов, что повысит качество образовательного процесса в ССУЗах.
Предлагаемые существенные изменения системы подготовки специалистов отрасли связи требуют нового подхода и в организации ее планирования. Только широкое внедрение разработанных методик и алгоритмов в практику позволит уменьшить трудозатраты на обучение и увеличить количество обучающихся, повысить оперативность и качество контроля результатов.
Результаты исследования внедрены в Колледже телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Профессора М. А. Бонч-Бруевича, в Чебоксарском электротехникуме связи, в Ростовском государственном колледже информатики и связи, в Санкт-Петербургском институте Государственной противопожарной службы МЧС России.
Апробация результатов. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры прикладной математики и информационных технологий Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, а также на:
— IX международной конференции «Современные технологии обучения «СГО-2003», Санкт-Петербург, СПГЭТУ (ЛЭТИ), 23 апреля 2003 г.;
— X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004», Санкт-Петербург, СПГЭТУ (ЛЭТИ), 21 апреля 2004 г.;
— XI международной конференции «Современные технологии обучения: международный опыт и российские традиции «СГО-2005», Санкт-Петербург, СПГЭТУ (ЛЭТИ), 20 апреля 2005 г.;
— международной конференции КТИФ «Пожарная охрана Мира. Расширение функций и задач», Санкт-Петербург, СПбИ ГПС МЧС России, 14 октября 2005 г.
— международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия МВД и МЧС России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», Санкт-Петербург, СПбИ ГПС МЧС России, 16−17 марта 2006 г.
— XII международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество «СТО-2006», Санкт-Петербург, СПГЭТУ (ЛЭТИ), 20−21 апреля 2006 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.
Результаты исследования внедрены в Колледже телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Профессора М. А. Бонч-Бруевича, в Чебоксарском электротехникуме связи, в Ростовском государственном колледже информатики и связи, в Санкт-Петербургском институте Государственной противопожарной службы МЧС России.
По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.
Основные положения исследования апробированы на 6 международных конференциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящая работа направлена на разработку методического обеспечения оценки эффективности технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях Федерального агентства связи Министерства информационных технологий и связи России.
Методическую основу проведенного исследования составляет системный подход к проблеме повышения эффективности подготовки социалистов в ССУЗах Мининформсвязи России.
В ходе исследования получены научные и практические результаты, имеющие элементы новизны.
1) проведен теоретический анализ исследований проблем внедрения технологии дистанционного обучения в ССУЗ ФАС Мининформсвязи России, определены теоретические основы и практические пути интенсификации образовательного процесса в ССУЗах ФАС Мининформсвязи России с использованием новых информационных технологий (НИТ), определены роль и место ТДО в совершенствовании профессионального обучения специалистов отрасли;
2) разработана методика оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях, учитывающая дидактические, методические, психофизиологические и экономические показатели качества технологии обучения, позволяющая еще на этапе проектирования новой технологии обучения оценить возможный дидактический эффект от ее применения.
Для этого с системных позиций был проведен анализ положений теории ТДО и анализ методов оценки её качества, выбраны показатели качества технологии обучения, обоснован способ получения обобщенного показателя качества.
При оценке эффективности применения различных технологий обучения используется разработанная автором система показателей качества технологии обучения и критериев их оценивания;
3) предложены алгоритмы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в ССУЗ:
— разработаны и обоснованы 8 алгоритмов проведения занятий в технологии дистанционного обучения;
— разработаны и приведены принципы работы 5 алгоритмов проведения контроля в технологии дистанционного обучения;
4) предложена и обоснована структура межрегиональной информационной системы оценки эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях ФАС Мининформсвязи России, обоснован состав аппаратного и программного обеспечения межрегионального информационного центра оценки эффективности применения ТДО в ССУЗ на базе Колледжа телекоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Профессора М. А. Бонч-Бруевича;
5) проведена оценка эффективности применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях ФАС Мининформсвязи России в рамках разработанной межрегиональной информационной системы.
Полученные в настоящей работе результаты целесообразно использовать:
— при разработке положении, директив, приказов и других руководящих документов, регламентирующих деятельность средних специальных учебных заведениях различных ведомств России;
— для оценки возможности повышения эффективности образовательного процесса средних специальных учебных заведений, а также и вузов России за счет внедрения новых технологий обучения;
— для создания учебных пособий нового типа, адаптированных под обучение конкретного обучающегося;
— для методического сопровождения технологии дистанционного обучения в ССУЗах и вузах России.
Список литературы
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: МГУ, 1998.
- Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 336 с.
- Алексеик Е.Б. Информационное обеспечение автоматизированного управления воспитательным процессом в ВУЗах МВД России (межличностные отношения, социально-психологический процесс). Дис. .канд. техн. наук.СПб.: СПбУ МВД России, 2002.
- Алексеик Е.Б., Долматов А. В. Анализ современных взглядов на технологические модели обучения // Проблемы внедрения новых сетевых технологий в системы связи ВС РФ. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СПб.: ВУС, 2002. 120 с.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение // Компьютеры в учебном процессе. М.: Интерсоциоформ, 1998. № 2. С.25−68.
- Артамонов B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление. Монография. СПб.: СПбА МВД России, 1997.
- Артамонов B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995.
- Артамонов B.C., Багрецов С. А. Контроль знаний в АОС. Монография. СПб.: ВВМУ им. Фрунзе, 1997.
- Артамонов B.C., Носков С. И. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения. Монография. Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России, 1998.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Астанин С.В. Мониторинг процесса обучения в системе открытого образования // Интеллектуальные САПР. 2001. № 4.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.560 с.
- Бабонский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Рад. Школа, 1984. 287 с.
- Багрецов С. А, Любивая Г. В., Попов Г. М. Оценка меры близости ответа обучаемого и эталона в контролирующих процедурах АОС. Л.: ПВУРЭ, 1989. 230 с.
- Багрецов С.А. Эффективность и качество АОС / В сб. трудов № 12. Л.: ПВВУРЭ, 1989, с. 9−74.
- Барашков П.Н., Грищенко В. М. Теория и практика планирования учебно-воспитательного процесса. СПб.: ВАС, 1990. 43 с.
- Батурина Т.И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. М.: Педагогика, 1973. 450 с.
- Белкин С.В., Долматов А. В. Организация образовательного процесса, совершенствование форм и методов обучения // Проблемы внедрения новых сетевых технологий. Сборник трудов. Вып. 4 / Под ред. Н. И. Буренина. СПб.: ВУС, 2003.
- Беляев К.В. Средства индивидуализации дистанционного профессионального обучения // Дополнительное профессиональное образование. № 5. 2005.
- Бершадский A.M. Актуальные проблемы компьютерного контроля знаний // Вестник компьютерных и информационных технологий. № 1. 2005.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский ГУ, 1997.304 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: МГУ. 1995.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 143 с.
- Блинов Б.М. Эффективность обучения // Методический анализ определение категории в диалектике. М.: Педагогика, 1976, с. 14−25.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих специальностей. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
- Бондарь В.А., Воронин А. И. и др. Технология дистанционного обучения. Учебно-метод. пособие. Томск. Томский межвузовский центр дистанционного образования. 2004. 78 с.
- Василевская И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США: Диссертация. канд. пед. наук. СПб: СПбГПУ, 1995.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в Высшей школе. М.: Высшая школа, 1991.
- Вопросы компьютеризации учебно-воспитательного процесса // Тематический научно-технический сборник № 12 / Под ред. С. А. Багрецова. Пушкин: ПВУРЭ, 1989. 167 с.
- Воронов Р.В., Поляков В. В. О проблеме подтверждения идентичности работ в системе дистанционной поддержки обучения // Труды ПетрГУ. Сер. Прикладная математика и информатика. Вып.11. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004.
- Вудкок Дж. Современные информационные технологии совместной работы. М.: Изд.- торг. дом «Русская редакция», 1999. 256 с.
- Вуль В.В. Электронные издания. СПб.: БХВ Петербург, 2003. 560 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1998. 477 с.
- Глен М.Н. Видеолекция как элемент учебного процесса // Телекоммуникации и информатизация образования. 2000. № 1 ст. 42−49.
- Губинский А.И. и др. Методические рекомендации по оценке показателей эффективности, качества и надежности эрготехнических систем. JL: МИНВУЗ РСФСР, 1983.
- Губинский А.И., Гречко Ю. П., Ротштейс А. П. Методические рекомендации по аналитическим методам оценки эффективности, качества и надежности эрготехнических систем. Часть II. JL: Научный совет по комплексной проблематике «Кибернетика», 1978.
- Губинский А.И., Евграфов В. Г. Информационно-управляющие ЧМС: исследование, проектирование, испытания. М.: Машиностроение, 1993.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998. 69
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Дубнищева Г. П., Мицель А. Ф., Веретенников М. А. Концепция современного естествознания: электронная версия // Высшее образование в России. 1999. № 6. 68 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989.
- Ермонова В.К. Высшее образование за рубежом. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 72 с.
- Интернет в высшем военном учебном заведении // Под ред. проф. М. А. Вознюка. СПб.: ВАС, 1998. 246 с.
- Интернет-образование: проблемы педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М., 2004
- Каган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
- Калиников П.К. Бумажные технологии или электронное издание? // Высшее образование в России. 1999. № 1. 117 с.
- Кинелев В.Г. Тенденции развития высшего образования на пороге XXI века // Проблемы информатизации высшей школы. Спец. вып. М.: Госкомвуза России и ГосНИИ системной интеграции, 1995, № 3.
- Кирилов А.И., Сливина Н. А. Компьютерные обучающие программы. Классификация. Критерии качества. М.: МЭИ, 1995. 78 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
- Ковалев Л.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управления. Харьков: Изд-во ХГУ, 1990. 64 с.
- Козлов А.С., Куликова Е. Н. Мультимедийные образовательные комплексы: структура, разработка и использование // Информационно-аналитические системы в учебном процессе: подходы, технологии, опыт. М.: ГУ — ВШЭ, 2005.
- Колин К.К. Социальные аспекты информатизации образования // Информационные технологии, 2003, № 3. С. 40−50.
- Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (Круглый стол) //Вопросы психологии, 1996, № 5. С. 65 90.
- Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. 248 с.
- Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Военная школа. 1991. № 6.
- Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск, 1988. 72 с.
- Краснова Г. А. Открытое образование: цивилизация, подход и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2002. 252 с.
- Красовский В.И. Дистанционное обучение: от эксперимента к внедрению // Дистанционное и виртуальное обучение. 2004. № 7. С. 17−19.
- Леонтьев А.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом: математические модели. Рига: «Зинанте», 1984. 239 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
- Маленко А.Т. Воспитание инженера-педагога. М. Педагогика, 1986. 356 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. К.: Вища школа, 1987.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
- Меськов B.C. О состоянии и перспективах развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации высшей школы. Спец. вып. М.: Госкомвуз России и ГосНИИ системной интеграции, 1999, № 1.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. 188 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 278 с.
- Мультимедиа: Под ред. Петренко А. И. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. 272 с.
- Надеинский Б.П. Методика и организация учебных занятий в высшем заочном учебном заведении. М.: Высшая школа, 1997. 79 с.
- Назарова А.И., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. 203 с.
- Национальная доктрина образования // Народное образование, 2000. № 2
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
- Николаев Е.А., Молчан А. Г. Оценка эффективности применения в учебном процессе вуза автоматизированных средств контроля // Новые методы и средства обучения в высшей школе. Вып. 2. Таганрог: 1999. С. 110−116
- Новиков В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением ЭВМ. М.:НИИ ВШ, 1985. 48 с.
- Околелов О.П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. 1999. № 6. 50 с.
- Околелов О.П. Электронный учебный курс // Высшее образование в России. 1999. № 4. 126 с.
- Орлов А.П. Организация образовательного процесса в вузе на основе модульно-рейтинговой технологии обучения: Сб. Совершенствование содержание и качества подготовки офицерских кадров в ходе реформирования ВС РФ. Пушкин: ФВИКУ, 1999. С. 78
- Открытое образование стратегия XXI века для России / Под. общ. ред. В. М. Филиппова и В. П. Тихомирова. М.: МЭСИ, 2000.
- Оценка эффективности применения технических средств контроля знаний. Вып.14. М.: Отд. научной информации НИИ ВШ, 1978. 48 с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: «Владос», 1998.
- Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. М.: «Владос», 2002.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: «Владос», 2002.
- Поляков М.Н. Компьютерные обучающие системы в структуре профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. Дис.. канд. техн. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
- Попов А.И. Решение творческих профессиональных задач. Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
- Применение системного анализа на различных уровнях управления в высшей школе. М.: Высшая школа, 1987. 56 с.
- Пупков К.А. Интеллектуальные системы. М.: РУСАКИ, 2000,296 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. 269 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Розенблат В.В. Проблемы утомления. М.: Наука, 1995. 180 с.
- Романов Г. М., Туркина Н. В., Колпашиков JI.C. Человек и дисплей. JL: Машиностроение, 1986. 189 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т.1. М., 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т.2. М., 1999.
- Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Отв. Ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. 516 с.
- Сивергин М.Ю., Фоломеев С. Б. Видеотехнологии как метод обучения // Информатика и образование. 2001. № 7. С. 11−71.
- Смирнов С. К. Технологии в образовании // Высшее образование в России. М.: 1999. № 1.
- Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. Нижний Новгород: НГУ, 1993. 316 с.
- Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138 с.
- Стародубцев В.А., Федоров А. Ф. Методические и дидактические аспекты создания видеолекций для дистанционного образования // Открытое образование. 2002. № 3. С. 19−28.
- П.Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ. 1975. 328 с.
- Технология создания электронных обучающих средств. М.: РИЦ ГИУ, 2001. 224 с.
- Тихомиров В.П. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 21.
- Н.Тихомиров В. П. Основные принципы построения дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1998. № 1.
- Тихомирова Н.В. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование. 2004. № 1. С. 27−32.
- Трофимов А.Б., Челпанов В. В. Новая парадигма образования в информационном обществе // Материалы VII международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2001». Том 1, Санкт-Петербург, СПГЭТУ (ЛЭТИ). СПб.: СПГЭТУ (ЛЭТИ), 2001.
- Удальцов С.В. Среда разработки и поддержки систем дистанционного обучения IDLE: технологический аспект // Proceedings of the 2nd int.conf. on. Distance Education ICDED-96. M., 1996. C. 307−315.
- Фокин Ю.Г., Дударев B.T., Захарова. И. Н. Основы педагогики, психологии и организации учебного процесса в вузе. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского. 1985. 328 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 200 с.
- Фролов А.В., Фролов Г. В. Глобальные сети компьютеров, практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW и HTML, программирование для Windows Sockets. M.: Диалог-МИФИ, 1996. 288 с.
- Харингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях / Пер. с англ. М.: Экономика и финансы, 1989. 223 с.
- Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М.: Радио и связь, 1999. 328 с.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 г. 704 с.
- Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах / Перевод с английского. М.: Радиосвязь, 1984. 304 с.
- Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. 527 с.
- Щенников С.А. и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс. М.: Изд. «Обучение-Сервис», 2004. 608 с.
- Юдин В.В. К вопросу о педагогических основах дистанционного образования // Сб. научн. трудов. М.: МЭСИ, 2004.
- Юдин В.В. Педагогическая технология. Учебное пособие. Ч. I. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 48 с.
- Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999. № 3.
- Нормативные правовые документы
- Письмо Министерства образования РФ № 71 от 3.07.1998 г. «О дистанционном обучение в среднем и высшем профессиональном образовании». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1998.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 215 от 29.07.05 г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». М.: Из-во Министерства образования и науки РФ, 2005.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 6.05.05 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий». М.: Из-во Министерства образования и науки РФ, 2005.
- Приказ Министерства образования РФ № 179 от 10.08.99 г. «О Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1999.
- Приказ Министерства образования РФ № 186 от 13.08.98 г. «Об упорядочении деятельности учебных заведений, организаций и советов Минобразования России в сфере дистанционного обучения». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1998.
- Приказ Министерства образования РФ № 82 от 31.07.1998 г. «Об упорядочении образовательно-информационных центров федеральной компьютерной сети RUNNet». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1998.
- Приказ Министерства образования РФ № 13 от 30.01.1998 г. «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования в России». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1998.
- Приказ Министерства образования РФ № 296 от 17.11.1997 г. «О Межвузовском центре дистанционного образования Минобразования России». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1997.
- Указание Министерства образования РФ № 68−32 от 30.01.1998 «Об упорядочивании работ по созданию единой системы дистанционного образования». М.: Из-во Министерства образования РФ, 1998.