Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеолого-психологические особенности деятельности менеджера кадровой службы в коммерческих организациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что в условиях российской действительности, с развитием рыночных отношений эффективность работы коммерческой организации связана не только с изменением функциональных обязанностей сотрудников кадровых служб (менеджеров), но и требований к самим менеджерам. Сегодня менеджер кадровой службы коммерческой организации — это качественно иной специалист, сочетающий в себе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ деятельности кадровой службы в современной отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Акмеолого-психологическое содержание деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации
    • 1. 3. Акмеолого-психологическое критерии и уровни профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации
  • Глава 2. Оптимизация деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации
    • 2. 1. Эмпирическое исследование акмеолого-психологических особенностей деятельности менеджера кадровой службы в коммерческой организации
    • 2. 2. Совершенствование мотивации труда сотрудников как основное направление оптимизации деятельности коммерческой организации
    • 2. 3. Акмеолого-психологическое условия и факторы совершенствования профессиональной деятельности менеджера кадровой службы

Акмеолого-психологические особенности деятельности менеджера кадровой службы в коммерческих организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие новых рыночных отношений обусловило появление целого ряда новых профессий, среди которых одной из важнейших является менеджер кадровой службы. В настоящее время от профессионального мастерства и личностных качеств этой категории работников во многом зависит эффективность деятельности любой организации.

Несмотря на стремительное развитие технологий, люди по-прежнему остаются главным капиталом любой организации. Именно поэтому роль специалиста, в чьи обязанности входит подбор новых сотрудников и забота об эффективной и слаженной работе персонала, трудно переоценить. Менеджер кадровой службы — это профессионал, каждодневно решающий стратегические задачи развития организации, на которую он работает.

Новые времена и отношения требуют качественно иного подхода к поиску и управлению персоналом. Именно кадровые менеджеры указывают сегодня направления эффективной и оперативной оценки персонала, подсказывают руководству наиболее действенные мотивационные способы влияния на работников коммерческой организации. Специалисты кадровых служб в настоящее время рассматриваются как активные участники кадровой политики, субъекты кадровых решений.

Анализ теоретико-методологических и прикладных разработок проблем, относящихся к сфере совершенствования работы кадровых служб, показал, что к настоящему моменту в ряде наук, включая акмеологию, создана солидная теоретико-методологическая база исследования профессиональной деятельности менеджеров кадровой службы. Однако применительно к конкретным сферам деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации пока еще остается много нерешенных вопросов. Деятельность менеджера кадровой службы коммерческой организации (в частности, торговой) практически не изучена и в условиях России требует особого внимания.

Это обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: выявить акмеолого-психологические особенности профессиональной деятельности менеджера кадровой службы в коммерческой организации.

Объект исследования: профессиональная деятельность менеджера кадровой службы в коммерческой организации.

Предмет исследования: процесс оптимизации профессиональной деятельности менеджера кадровой службы в коммерческой организации.

Гипотезы исследования. Деятельность любой современной коммерческой в отличие от других типов некоммерческих организаций, имеет свои особенности и зависит от профессионализма и компетентности менеджера кадровой службы. Профессионализм менеджера кадровой службы коммерческой организации, при всем многообразии его конкретных выражений, обладает инвариантной структурой. Выявление этой структуры, а также акмеологических особенностей, условий и факторов позволяет разработать алгоритм оптимизации профессиональной деятельности менеджера кадровой службы, обеспечивающий эффективную работу коммерческой организации.

Задачи исследования.

1. Обобщить современные теоретико-методологические исследования по проблеме управления персоналом.

2. Выявить акмеолого-психологические особенности деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации и раскрыть ее содержание.

3. Выявить акмеолого-психологические критерии и уровни профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации.

4. Получить значимые эмпирические данные, позволяющие определить наиболее типичные кадровые проблемы в деятельности менеджера коммерческой (в частности, торговой) организации, препятствующие ее развитию.

5. Определить акмеолого-психологические условия и факторы оптимизации профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации. Разработать практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации.

Состояние проблемы исследования. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время можно выделить несколько направлений ее разработок. Значительное место в них занимают исследования, связанные с проблемами управления персоналом, его психологическими аспектами, подбором, обучением, расстановкой кадров (Ю.Г. Одегов, А. Л. Журавлев, А. Я. Кибанов, А. П. Егоршин, В. В. Щербина и др.).

Непосредственно относящимися к теме исследования являются появившиеся в последние время разработки по проблеме профессиональной деятельности менеджеров кадровых служб, описывающих их деятельность в современных условиях, опираясь на западный менеджмент (B.C. Агеев, Т. Ю. Базаров, С. П. Дырин, С. В. Иванова, И. В. Калинин, В. Н. Маркин, С. Н. Ситник и др.).

В ряде разработок проблема деятельности менеджера кадровых служб анализируется в контексте управленческой акмеологии и организационной психологии. В них описываются функции и задачи менеджера кадровой службы по работе с персоналом в контексте проблемы эффективности управленческой деятельности (А.А. Деркач,.

И.В. Бизюкова, И. Н. Дроздов, Е. А. Могилевкин, Ю. В. Синягин, С.Н. Ситник), личностных особенностей профессиональной деятельности менеджеров (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В.М. Дьячкова), оптимизации индивидуальной работы с персоналом (Ч. Бернард, Э. Брего, М. Вебер, В. В. Гончаров, Д. Гьюлик, П. Ф. Драккер, JI.B. Карташова, М. А. Ковалева, В. Н. Маркин, Э. Мейо, Б. Мейсон, Р. Моклер, Дж. Муни, Т. В. Никонова,.

A. Рилей, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймоне, В. А. Толочек и др.).

В настоящий момент можно констатировать, что в акмеологии создана солидная теоретико-методологическая база исследования профессиональной деятельности менеджеров кадровой службы, которая может быть использована в их прикладном аспекте, в более узких, конкретных отраслях профессиональной деятельности.

Теоретической основой исследования послужили базовые принципы, разработанные гуманитарными, естественными и техническими наукамиобщеметодологические принципы психологии и акмеологии. Теоретической основой исследования выступили научные работы, анализирующие проблемы: развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский,.

B.В. Давыдов, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин,.

C.JI. Рубинштейн, Е. А. Яблокова и др.) — системного подхода (П.К. Анохин, В. Г. Афанасьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.) — исследования, посвященные проблемам кадровых служб (B.C. Агеев, Т. Ю. Базаров, Д. Берк, Х. П. Бечтольд, В. И. Виноградов, А. Л. Журавлев, В. Г. Зазыкин, А. Н. Исаенко, И. В. Калинин, X. Кнебель, В. Н. Маркин, Н. И. Маркова, Л. И. Меньшиков, П. А. Папулов, М. Н. Парфильев, Г. Х. Попов, Ю. В. Синягин, С. Н. Ситник, В. К. Тарасов, А. П. Чернышев, М. Л. Шаккум и др.) — психологии профессионализма (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и.

ДР-).

Теоретико-методологической основой исследования выступили также наработки зарубежных авторов по проблеме управления персоналом: М. Армстронга, Т. Коно, Р. Дамари, П. Драккера, М. Вудкока, Д. Френсиса, Б. Карлофа, У. Брэддика, Дж. Шоннесси, Дж. Лафты, И. Хидео, Т. Дила, Ф. Кеннеди, У. Оучи, Я. Мондена, Ф. Дж. Роджерса, Дж. Иванцевича и др.

Эмпирическую базу исследования составили в общей сложности 145 человек (менеджеры кадровой службы и линейный персонал коммерческой организации), исследование осуществлялось на базе универсама «Вэймарт».

Исследование осуществлялось в 3 этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ акмеологических, психологических, социальных, экономических данных по вопросам профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации.

На втором этапе проводился подбор методов и диагностических методик, позволяющих выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе менеджеры кадровой службы коммерческой организации.

Методы исследования: комплексное и сравнительное изучение научной литературы по проблеме исследованияанализ и синтез основных методологических положений. В процессе эмпирического исследования применялись: тестирование, анкетирование, опрос, метод наблюдения и доверительной беседыколичественный и качественный анализ полученных данных. В диагностике были использованы: тест на определение психологического климата в производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест) — методика «Интегральная удовлетворенность трудом" — тест на определение уровня коммуникативных и организационных склонностей (КОС-2) — методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. Реана).

Третий этап включал разработку акмеолого-психологической программы формирующего эксперимента, направленного на оптимизацию деятельности менеджеров кадровой службы коммерческой организации, а также качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных, их математическую обработку, формулирование выводов, а также разработку рекомендаций для менеджеров кадровой службы по обеспечению эффективной работы в коммерческой организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в практике кадровой работы коммерческой организации, что дает возможность повысить эффективность профессиональной деятельности менеджеров кадровых служб при формировании коллектива организацииразработать оптимальные способы решения акмеолого-психологических задач в руководящей и воспитательной работе с персоналом коммерческой организации. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе.

Надежность и достоверность полученных результатов обусловлена применением в качестве теоретико-методологических оснований, разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверкуиспользованием валидных и надежных психодиагностических методикрепрезентативностью эмпирической выборкиподтверждением гипотезы и основных положений акмеологического исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Выявлено на основе теоретико-методологического анализа, что деятельность менеджеров коммерческих организаций в отличие от других типов некоммерческих организаций имеет свои особенности. К основным из них относятся: повышение статуса должности менеджера кадровой службы, работа в условиях жесткой конкуренции, нацеленность на получение прибыли, коммерциализация различных типов деятельности, рост цены ошибок и усложнение задач работы с персоналом коммерческой организации, отсутствие административного давления со стороны внешних вышестоящих организаций. Деятельность менеджера кадровой службы коммерческой организации в современных условиях требует высокого профессионализма и соответствующих личностных качеств, обеспечивающих эффективность работы коммерческой организации и ее целостное развитие. При этом профессиональная деятельность менеджера кадровой службы предполагает овладение технологиями, направленными на управление мотивационными. факторами деятельности персонала коммерческой организации, формирование благоприятного психологического климата организации, стилей управления, приемов осознания себя не только как личности, но и субъекта деятельности, а также способности самоопределения, самореализации и самоанализа собственной профессиональной деятельности.

2. Раскрыты акмеолого-психологические особенности профессиональной деятельности и личности менеджера кадровой службы коммерческой организации. К ним относятся: готовность менеджера к разработке и реализации кадровой стратегии коммерческой организации (разработка стратегии и тактики кадровой политики, проектирование должностей с учетом психологических особенностей и перспектив карьерного роста персонала, совершенствование процедуры подбора, оценки, аттестации, включая психологическую диагностику персонала, планирование обучения и профессионально-личностного развития кадрового состава организации, формирование корпоративной культуры и управление внутриорганизационным климатом) — высокий уровень профессиональных знаний и умений (специальное образование, опыт, стаж работы) — сформированность личностной организационной и предпринимательской культуры, а также психологической культуры (коммуникативных, перцептивных и интерактивных качеств и т. д.), наличие Я-концепции как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных линий развития в направлении к профессиональному акме.

3. Определены акмеолого-психологические критерии и уровни деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации. Критерий рассматривается как признак, на основании которого производится акмеолого-психологическая оценка деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации. При этом выработанные критерии отражают уровни профессионализма и эффективности деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации, степень овладения им профессиональным мастерством. К главным акмеолого-психологическим критериям профессионализма менеджера кадровой службы коммерческой организации относятся: подбор и расстановка кадров, обеспечивающие эффективность работы персонала организации, выражающаяся в получении прибыли и конкурентоспособности коммерческой организацииготовность выявления профессиональной мотивации персоналаспособность влияния на формирование оптимального психологического климата коммерческой организациисформированность профессиональной мотивации саморазвитияпрофессиональное мышлениеспособность выстраивать оптимальные отношения по вертикали и горизонталиразвитые волевые и коммуникативные качествазнание субкультуры коммерческой организацииадекватная самооценка.

Выделены три акмеолого-психологических уровня профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации: высокий, средний и низкий. Высокий уровень в конечном итоге определяется достижением целей и задач организации, связанных с устойчивой конкурентоспособностью на рынке товаров и услуг и получением прибылиразвитостью всех компонентов профессионально-личностных качеств менеджера, обусловленных наличием практического опыта и знания особенностей работы в коммерческой сфере и прежде всего связанных с решением проблем мотивации труда, способствующих эффективности деятельности коммерческой организации. Средний уровень определяется недостаточно устойчивым положением коммерческой организации на рынке товаров и услуг, с недостаточно развитым уровнем личностно-профессиональных качеств менеджера, проявляющихся в неспособности использовать полный набор приемов работы с персоналом, ограничиваясь лишь некоторыми методами, которые не всегда являются успешными и не подходят к сотрудникам данного типа коммерческой организации, до конца несформированная способность решения проблем мотивации труда сотрудников. Все это ведет к нестабильным показателям эффективности работы коммерческой организации. Низкий уровень — характеризуется критическим положением на рынке товаров и услуг, низкими показателями конкурентоспособности, отсутствием у менеджера необходимых знаний и умений в вопросах кадрового менеджмента организации, мотивации труда, что связано с низким уровнем знаний и умений работы в коммерческой организации.

4. Эмпирические данные подтвердили, что наиболее типичными проблемами в деятельности менеджера коммерческой (в частности, торговой) организации являются: неготовность решать типичные проблемы торговой организации (отсутствие специального образования, низкая психологическая культура (коммуникативные, организаторские качества, относительно низкая мотивация труда, невысокие показатели удовлетворенности трудом)). Основные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры коммерческой организации, препятствующими ее развитию, являются: текучесть кадров, что связано с отсутствием или необоснованностью системы мотивации персонала (материальные и моральные стимулы), с игнорированием тендерных и временных факторов (линейный персонал торговых организаций в основном состоит из женщин среднего возраста, имеющих детей школьного и дошкольного возраста, для которых предпочтительное время работы — дневные часы, и молодежи, обучающейся в различного рода учебных заведениях, чья работа в торговых организациях является средством дополнительного заработка, но предпочтительное время работы — послеобеденные и вечерние часы, что требует организации труда по гибкому графику) — проблема морально-психологического климата в коллективе, обусловленная в основном директивным стилем управления линейным персоналом со стороны административных кадров, а также недостаточно развитой коммуникативной и организационной культурой линейного персонала.

5. Выявлено, что оптимизация профессиональной деятельности менеджера коммерческой организации связана с акмеолого-психологическими условиями и факторами. К акмеолого-психологическим условиям относятся: социальный престиж должности менеджера коммерческой организации, востребованность в условиях конкуренции специалистов кадровых служб, обладающих способностью к саморазвитию и самосовершенствованиюготовность к личностно-профессиональному развитию в сфере товаров и услугориентация менеджеров кадровых служб коммерческих организаций на самоактуализацию в процессе развития личностного потенциалаобеспечение повышения образовательного уровня. К акмеолого-психологическим факторам относятся: постоянная включенность в управленческие связи, высокий уровень мотивации (материальные и моральные стимулы) — потребность в достижениивысокие профессионально-личностные стандартыстремление к самореализациивысокий уровень профессионального восприятиявысокий уровень профессионального мышленияантиципация. Важными акмеологопсихологическими факторами являются также способность к переговорам, организованность, мобильность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию работы менеджера кадровой службы коммерческой (в частности, торговой) организации, включающие следующие направления его деятельности: освоение мотивационных стратегий и учета типичных ошибок, позволяющих скорректировать деятельность по таким важным показателям, как мотивация профессионального достижения, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организационные качества, оптимизация деятельности менеджера, направленная на формирование благоприятного психологического климата и управления мотивационными процессами в организации. В качестве комплексной методики, обеспечивающей своевременный, объективный и всесторонний анализ работы менеджеров кадровой службы и измерение ее эффективной деятельности, была разработана сбалансированная система показателей деятельности менеджера кадровой службы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерациимеждсциплинарной аспирантской конференции «Власть и управление в современном мире» (Санкт-Петербург, РАГС — СЗАГС, 2005) — научной конференции «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 2005) — научной конференции аспирантов «Россия: тенденции и перспективы развития» (Санкт-Петербург, РАГС — СЗАГС, 2006) — научно-практической конференции «Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся» (Москва, РАГС — РАО МААН, 2006).

Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях автора и применяются в кадровой практике.

Основные положения, выносимые на защиту.

Необходимость высокого профессионализма деятельности и личностных качеств современных менеджеров кадровых служб коммерческих организаций, способных обеспечить эффективность их работы, обусловлена жесткими условиями конкуренции на рынке товаров и услуг, их нацеленностью на получение наибольшей прибыли, а также изменением места и роли менеджеров в иерархии управленческого персонала организации, а именно: повышение статуса должности менеджера, коммерциализация должности менеджера (в организациях одинакового типа, при одинаковых функциональных обязанностяхразная оплата труда менеджеров, во многих случаях допускается торг цены за должность), рост цены ошибок и усложнение задач работы с персоналом, отсутствие административного давления со стороны внешних вышестоящих организаций при повышенной ответственности за подбор и расстановку кадров организации. Все это требует со стороны менеджеров овладение технологиями, направленными на управление различными психологическими факторами деятельности персонала (мотивация деятельности, способность формирования благоприятного психологического климата организации, владение различными стилями управления), а также овладения приемами рефлексии, развития способностей самоопределения, самореализации и самоанализа собственной профессиональной деятельности.

Сущностными акмеолого-психологическими особенностями профессиональной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации являются: наличие Я-концепции как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных стратегий развития профессионализма деятельности и личности менеджера. Профессионализм деятельности включает: готовность менеджера к разработке и реализации кадровой стратегии организацииспособность обеспечения организационного и профессионального соответствия кадрового потенциала организации ее целям и задачам (победить в конкуренции и получить наибольшую прибыль). Профессионализм личности напрямую связан с уровнем профессиональных знаний (более половины менеджеров торговых организаций не имеет специального менеджерского или психологического образования). Для торговых организаций особую значимость имеют психологические знания, связанные с проблемой мотивации труда, а также навыков и умений, связанных с современными методами подбора кадров (около 70% менеджеров не знакомы с практикой психодиагностики) — сформированностью личностной организационной и предпринимательской культуры, а также психологической культуры (коммуникативные, перцептивные и интерактивные качества и т. д.). В современных условиях особую значимость приобретают качества менеджера, ориентированные на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

В целях оптимизации работы менеджеров коммерческой организации должны быть выработаны акмеолого-психологические критерии и уровни оценки профессионализма их деятельности и личности. Профессионализм менеджера коммерческой организации в конечном итоге определяется степенью эффективности подбора и расстановки кадров, обеспечивающей получение прибыли и конкурентоспособность коммерческой организации на рынке товаров и услугготовностью работы с линейным персоналом организации (выявление профессиональной мотивации персоналаспособность диагностировать и влиять на формирование оптимального психологического климата организации) — способностью работы с вышестоящим управленческим персоналом (обладание способностью доказывать и реализовывать на практике в случае необходимости организационных и психологических перемен). В этом контексте акмеолого-психологическим критерием профессионализма личности является профессиональная мотивация менеджера к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию и самореализации.

Акмеолого-психологическими условиями оптимизации деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации являются социальный престиж должности, востребованность в условиях конкуренции специалистов кадровых служб, обладающих способностью к саморазвитию и самосовершенствованиюготовность к личностно-профессиональному развитию в сфере товаров и услугориентация менеджеров на самоактуализацию в процессе развития личностного потенциалаобеспечение повышения образовательного уровня, включая получение специального образования. Акмеолого-психологическими факторами, способствующими оптимизации работы менеджера кадровой службы коммерческой организации являются: постоянная включенность в управленческие связи, высокий уровень мотивации в работе на данной должности, потребность в достижении высоких результатов работывысокие профессионально-личностные стандартыстремление к самореализациивысокий уровень профессионального восприятиявысокий уровень профессионального мышленияантиципациясоциальный престиж должности.

Для обеспечения успешной деятельности менеджера кадровой службы коммерческой организации должен быть разработан комплекс методик, обеспечивающих своевременный, объективный и всесторонний анализ работы менеджеров кадровой службы в сфере коммерции, а также измерение эффективности ее деятельности, направленной на оптимизацию деятельности персонала организации, а также разработана сбалансированная система мотивации и стимулирования труда.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

.

Теоретико-методологическое и эмпирическое исследование проблемы акмеолого-психологических особенностей деятельности менеджеров по персоналу в коммерческой организации позволили сделать ряд выводов, позволяющих осознать значимость раскрытых в работе проблем, и выработать направления совершенствования работы менеджеров в коммерческой организации:

1. Новые времена и отношения потребовали качественно иного подхода к поиску и управлению персоналом. В каждой отдельной сфере деятельности — свои требования к менеджерам по персоналу. Однако не вызывает сомнения тот факт, что в современных коммерческих предприятиях менеджеры по персоналу, осуществляющие кадровое обеспечение, превращаются в знаковые фигуры. Именно кадровые менеджеры указывают сегодня направления эффективной и оперативной оценки персонала, подсказывают руководству наиболее действенные мотивационные способы влияния на работников организации. В настоящее время в коммерческих организациях они рассматриваются как активные участники кадровой политики и субъекты кадровых решений.

Исследование показало, что деятельность менеджеров коммерческих организаций отличается от деятельности таких же специалистов в некоммерческих организациях и имеет свои особенности. К таким особенностям относится прежде всего: работа в условиях жесткой конкуренции и нацеленность на получение прибыли, коммерциализация самой должности менеджера, обусловленная повышением ее статуса на рынке труда, значительным расширением функциональных обязанностей менеджера по персоналу.

В настоящее время менеджер по персоналу в коммерческих организациях — это один из основных субъектов разработки стратегического и тактического развития компании. На него накладываются функции проектирования должностей, определения структуры персонала и требований к работникамподбор персоналаоценка, аттестация персонала и перемещение работниковобучение и профессиональное развитие работниковработа с кадровым резервом, планирование карьеры работниковсовершенствование оплаты и стимулирование трудаформирование корпоративной культуры компании и управление внутрифирменным климатомобеспечение в работе с кадрами требований действующего трудового законодательствакадровое делопроизводство.

2. Исследование показало, что в условиях российской действительности, с развитием рыночных отношений эффективность работы коммерческой организации связана не только с изменением функциональных обязанностей сотрудников кадровых служб (менеджеров), но и требований к самим менеджерам. Сегодня менеджер кадровой службы коммерческой организации — это качественно иной специалист, сочетающий в себе профессиональные знания, умения и навыки в области подбора, адаптации, оценки, обучения, мотивации персонала, обладающий всеми необходимыми инструментами и технологиями эффективного управления подчиненными, свойственными руководителю. Это специалист, обладающий конкурентоспособностью на рынке труда. Это означает, что в условиях жесткой конкуренции и стремления получить наибольшую прибыль функциональные обязанности менеджеров кадровых служб коммерческих организаций могут быть успешно реализованы только при условии высокого профессионализма их деятельности и наличия соответствующих личностных качеств. При этом профессиональная деятельность менеджера кадровой службы предполагает овладение технологиями, направленными на управление мотивационными факторами деятельности персонала коммерческой организации, формирование благоприятного психологического климата организации, стилей управления, приемов осознания себя не только как личности, но и субъекта деятельности, а также способности самоопределения, самореализации .и самоанализа собственной профессиональной деятельности.

3. Анализ деятельности менеджера кадровой службы в коммерческой организации с точки зрения акмеологического подхода показал, что эффективность деятельности менеджера напрямую связана со следующими его личностными характеристиками: готовностью менеджера к разработке и реализации кадровой стратегии коммерческой организации, куда относятся: разработка стратегии и тактики кадровой политики, проектирование должностей с учетом психологических особенностей и перспектив карьерного роста персонала, совершенствование процедуры подбора, оценки, аттестации, включая психологическую диагностику персонала, планирование обучения и профессионально-личностного развития кадрового состава организации, формирование корпоративной культуры и управление внутриорганизационным климатом). Это требует высокого уровня профессиональных знаний и умений, а именно специального образования, опыта работы, сформированное&tradeличностной организационной, предпринимательской и психологической культуры.

4. К главным критериям профессионализма менеджера кадровой службы коммерческой организации относятся: подбор и расстановка кадров, обеспечивающие эффективность работы персонала организации, выражающаяся в получении прибыли и конкурентоспособности коммерческой организацииготовность выявления профессиональной мотивации персоналаспособность влияния на формирование оптимального психологического климата коммерческой организациисформированность профессиональной мотивации саморазвитияпрофессиональное мышлениеспособность выстраивать оптимальные отношения по вертикали и горизонталиразвитые волевые и коммуникативные качествазнание субкультуры коммерческой организацииадекватная самооценка.

5. Эмпирические данные подтвердили, что наиболее явными проблемами в деятельности менеджеров коммерческой (в частности, торговой) организации является их недостаточная готовность решать типичные проблемы организации. У значительной части менеджеров нет специального образования, относительно низкие показатели психологической культуры (коммуникативные и организационные качества). Все это мешает им решать кадровые проблемы, с которыми они сталкиваются. К главным из них относятся: текучесть кадров, что связано с отсутствием или необоснованностью системы мотивации персонала, с неразработанностью системы материального и морального стимулулирования, с игнорированием тендерных и временных факторов, проблемами морально-психологического климата в коллективе, обусловленные в основном директивным стилем управления линейным персоналом со стороны административных кадров, а также недостаточно развитой коммуникативной и организационной культурой линейного персонала. Это требует со стороны менеджера активного вмешательства в процесс оптимизации как своей собственной деятельности, так и деятельности организации.

6. В условиях конкуренции обязательным • качеством, которым должен обладать менеджер по персоналу коммерческой организации, является его способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, то есть его готовность к личностно-профессиональному развитию в сфере товаров и услуг, ориентация на самоактуализацию в процессе развития личностного потенциала, что связано с повышения образовательного уровня.

В связи с этим в качестве научно-практических рекомендаций по совершенствованию работы менеджера кадровой службы коммерческой, торговой организации предлагаются следующие направления совершенствования его деятельности: осознание менеджером себя как субъекта решения кадровых проблем, включая оценку своего уровня образования, которое должно соответствовать современным требованиям, а именно, включать в качестве обязательного требования наличие необходимых психологических знаний и умений, способность освоения мотивационных стратегий и учета типичных ошибок, позволяющих скорректировать свою деятельность по таким важным показателям, как мотивация профессионального достижения, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организационные качества. Кроме того, деятельность менеджера должна быть направлена на понимание, развитие и управление мотивационными процессами в организации, а также на формирование благоприятного психологического климата в ней. В качестве комплексной методики, обеспечивающей своевременный, объективный и всесторонний анализ работы менеджеров кадровой службы и измерение ее эффективной деятельности может использоваться система показателей деятельности менеджера кадровой службы, разработанная в диссертации.

Перспективными направлениями дальнейшей работы являются:

1. Изучение опыта работы менеджеров коммерческих организаций иной профессиональной направленности, что позволит совершенствовать алгоритм оптимизации работы менеджеров торговых организаций.

2. Разработка модулей программы обучения менеджеров кадровых служб коммерческих организаций с учетом специфики их профессиональной деятельности.

3. Разработка и внедрение комплексной программы совершенствования работы административных кадров, влияющих на линейный персонал коммерческой организации.

4. Разработка тренингов, направленных на повышение уровня организационных и коммуникативных способностей персонала организации с учетом особенностей различных профессиональных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Семенов И. Н. Акмеологическое понимание субъекта управления. // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом). -М.: Изд-во Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. Т.1 -218 с.
  3. В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 544 с.
  4. М.А. Психолого-акмеологические технологии индивидуальной работы с персоналом управления // Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии под общ. ред. А. А. Деркача М.: РАГС, 1998. — 232 с.
  5. Акмеолог кадровой работы: Учебное пособие / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 308 с.
  6. Акмеологический словарь. Второе издание / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 161 с.
  7. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 650 с.
  8. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  9. Ю.Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И. О. Социология и психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 324 с.
  10. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.-157 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288с.
  12. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  13. .Г. Структура личности и трудоспособность. JL: ЛГУ, 1966.-316 с.
  14. О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен) М.: «ЛМА», 1996. — 380 с.
  15. О.С. Основы методологии: Учебное пособие. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994. — 120 с.
  16. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.: РАГС, 1995. — 267 с.
  17. А.Я. Социально-психологическая оценка персонала (учеб. пособие для студентов вузов)/А.Я. Анцупов, В. В. Ковалев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
  18. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 223 с.
  19. А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций)/ Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С. 104−109.
  20. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  21. А.А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология: проблемы теории и практики//Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии / Под общ. ред. А. А. Деркача -М.: РАГС, 1998.-232 с.
  22. А.А., Рудкевич А. А. Как становятся великими или выдающимися? М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 286 с.
  23. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  24. Ю., Путин М., Сурков С. Участие персонала компании в структурно-целевых преобразованиях/^правление персоналом. 2005. -№ 21.-С. 64−68.
  25. .С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1998. 301 с.
  26. Е. Диалектика системы материальной мотивации// Справочник по управлению персоналом. 2006. — № 6. — С. 60 — 65.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — 528 с.
  28. Г. Г. Оценка кадров специалистов с помощью профессиограмм и тестов в научно-исследовательских и проектных учреждениях. М., 1975. — 147 с.
  29. Л.С. Собр. Соч. T.I. М.: Педагогика, 1982. — 248 с.
  30. О.В. Подбор и мотивация персонала современной организации//Акмеология. М.: Изд-во МААН, 2006, № 4. — С. 31 — 34.
  31. О.В. Некоторые вопросы психологии отбора персонала//Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека. М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 246 — 259.
  32. О.В. Особенности стрессоустойчивости менеджеров// Акмеология и психология развития кадров управления М.: Изд-во РАГС, 2006.-С. 45−58.
  33. О.В. Психологические особенности методов подбора персонала//Государство и государственное управление в XXI веке М.: ИНИОН РАН, 2005. — С. 26 — 31.
  34. О.В. Стили и методы руководства персоналом предприятия//Власть и управление в современном мире СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. — С. 407 — 410.
  35. О.В. Преодоление стрессов у менеджеров//Россия: тенденции и перспективы развития М.: Изд-во РАГС, 2006. — С. 241 -244.
  36. О.В. Творчество и креативность как потенциал личности: закономерности и механизмы развития//Акмеологическое основания развития творческого потенциал учащихся М.: Изд-во МААН, 2006. -С. 64−67.
  37. О.В. Основные методы стимулирования персонала организации//Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. — С. 214 — 220.
  38. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: «Дело ЛТД», 1993.-208 с.
  39. Е. Кадры решают все!//Управление персоналом. 2006. -№ 11.-С. 61 -62.
  40. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  41. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала, М.: Изд-во РАГС, 2000. — 124 с.
  42. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  43. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экспериментальных условиях (Психолого-акмеологические основы). -М.: МААН, 1998. 178 с.
  44. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 144 с.
  45. А.А., Калинин И.В, Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС, 1999. — 315 с.
  46. А.А., Катаева Л. И. Методические рекомендации по психолого-акмеологическому обеспечению кадровой работы федеральных и региональных систем управления. М.: РАГС, 1997. — 65 с.
  47. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.-32 с.
  48. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма специалиста кадровой службы (федеральных и региональных органов исполнительной власти). Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 25 с.
  49. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования (Монография) М.: МПА, 1998. — 148 с.
  50. А.А., Орбан JI.3. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: Изд-во РАГС, 1995.-208 с.
  51. А. А., Синягин Ю. В., Морозов А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя М.: РАГС, 1999.-103 с.
  52. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: «Академия», 1996.-216 с.
  53. И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М.: Центр, 1998. — 160 с.
  54. С.П. Типологические характеристики российской практики управления персоналом в контексте многоаспектного подхода: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук Набережные Челны, 1999. — 26 с.
  55. Д. Неизмеримый вклад, или как оценить работу службы персоналаЛ Справочник по управлению персоналом. 2006. — № 6. — С. 78 -83.
  56. А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. 3-е изд. -Н.Новгород: НИМБ, 2001. 720 с.
  57. Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. М.: МЦФЭР, 2002. — 346 с.
  58. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений М.: «Экзамен», 1999. — 512 с.
  59. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала / Пер. с франц. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004, — 96 с.
  60. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИ ВО, 1993. — 48 с.
  61. Е.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. -М.: РАГС, 1992. 168 с.
  62. В.Е., Петров А. В., Тихомиров М. М. Системы информационно аналитической поддержки кадровых решений. М.: РАГС, 1999.-121 с.
  63. С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. 2-е издание. — М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. — 160 с.
  64. С. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения// Управление персоналом. 2006. — № 11. — С. 24 — 31.
  65. Кадровый потенциал государственной службы: оценка и аттестация / Общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002 — 80 с.
  66. И.В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Дис. канд. психол. наук. -М., 1995.- 187 с.
  67. Как добиться успеха. -М., 1991. С. 217.
  68. JI.B., Никонова Т. В., Соломадина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2000. — 219 с.
  69. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Ось-89,2006. — 372 с.
  70. А.Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебного пособия для студентов вузов. 2-е изд. — М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 414 с.
  71. С.В. Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений: Дис. канд. психол. наук М., 1995. — 164 с.
  72. И. Кадровый менеджмент в поисках признания//Справочник по управлению персоналом. 2006. — № 6. — С. 122 — 127.
  73. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М.: МГУ, 1995.-224 с.
  74. Е.А. Основы психологии: Учебник. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.-295 с.
  75. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Дис. канд. психол. наук, РАГС при Президенте РФ, М., 1998. — 179 с.
  76. Н.И., Шаккум M.JI. Акмеология и тестология. М.: «Российский салон», 1996. — 380 с.
  77. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 208 с.
  78. P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1996.- 384 с.
  79. А.А. Вы управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? — М.: Бератор-Пресс, 2003. — 379 с.
  80. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Рыбинск, 1993. — 172 с.
  81. Д., Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки/ Д. Купер, И. Робертсон, Г. Тинлайн- Пер. с англ.: Т. Э. Окорокова. М.: ООО «Вершина», 2005. — 336 с.
  82. Л.Г. Мотивация профессионального самосовершенствования // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995.-287 с.
  83. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции— М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 40 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретическое проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-350 с.
  85. М.И. Подбор и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-синтез“», 1999. — 160 с,
  86. Е. Бизнес, интеллигентность и управление персоналом// Управление персоналом. 2005. — № 19. — С. 47 — 50.
  87. В.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 88 с.
  88. В.Н. Рабочая тетрадь студента по изучению курса «Психология управления» М.: Изд-во РАГС, 2004 — 160с.
  89. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. 262 с.
  90. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2004. — 26 с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. -308 с.
  92. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -312с.
  93. А. Мотивация и Личность. СПб.: Евразия, 1999. — 424 с.
  94. А.С., Синягин Ю. В. Диагностическое сопровождение личностно-профессионального развития управленческих кадров // Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии / Под общ. ред. А. А. Деркача М.: РАГС, 1998. — 232 с.
  95. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1994.-702 с.
  96. Методы акмеологических исследований: Учеб. пособие / Под Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., М.: РАГС, 2000. 100 с.
  97. С. «Инвестиции» в персонал: профессиональная подготовка специалистов// Справочник по управлению персоналом. -2006.-№ 6.-С. 65−71.
  98. А.В. Управленческая психология. М.: Академический проект, 2006. — 286 с.
  99. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. — 550 с.
  100. В.Н. Психология отношений// Под. ред. А. А. Бодалева М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. -356с.
  101. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во С.-Петербург, 1996. — 176 с.
  102. Н.П. Менеджмент человеческого ресурса. М.: Страховое ревю, 2004.-356 с.
  103. Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы: Дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 176 с.
  104. Новый экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. — с. 1088.
  105. И.Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. — С.29.
  106. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М: Финстатинформ, 1997. — 878 с.
  107. Основы общей и прикладной акмеологии. Учеб. пособие / Редкол.: Деркач А. А. и др., М.: РАГС, 1995. — 388 с.
  108. М. Использование психологии в бизнесе. Практическое руководство для менеджеров / Перевод с англ. М.: Hippo, 2004. — 243 с.
  109. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.:.: Педагогика-Пресс, 1981. 232 с.
  110. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  111. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Метод. Пособие / Под ред. Катаева Л. И., Мельничук А. С. и др. М.: РАГС, 2001 -256 с.
  112. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. И. И. Богута, Л. Г. Лаптева, Н. А. Теребулиной. -М.: «Агентство КанТ», 1997.-306 с.
  113. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 615 с.
  114. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология М.: РАГС, 1999. — 263 с.
  115. Г. В. Искусственный отбор. Пособие для менеджеров по. работе с персоналом. М.: Генезис, 2004. — 171 с.
  116. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -712 с.
  117. Русалов В. М, Манолова О. Н. Взаимосвязь темперамента и характера/ЯТсихологический журнал. 2005. Т. 26. — № 3. — С. 65 — 73.
  118. И. Вредные советы руководителю: как «убить» мотивацию сотрудников// Управление персоналом. 2006. — № 11. — С. 44 — 48.
  119. Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2006. — 224 с.
  120. С.Э. Менеджмент: Словарь справочник. М.: «Анкил», 2005.-c.808.
  121. Т.О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. -М.: «Журнал «Управление персоналом», 2005. -278 с.
  122. С.Н. Акмеологические условия и факторы продуктивной профессиональной деятельности руководителя кадрового подразделения: Дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 190 с.
  123. JI.А. Менеджмент в малом бизнесе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-142с.
  124. .А. Мотив и смысл. М: МГУ, 1988. 256 с.
  125. Спенсер Лайл М. мл., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
  126. Э.Е. Как управлять персоналом / Издание 4-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 239 с.
  127. Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 288 с.
  128. А.А. Акмеологическая диагностика в системе подбора кадров госслужбы: Дис. .канд. психол. наук / РАГС при Президенте РФ, М. 2004.
  129. С.А. Обеспечение отбора и найма персонала//Управление персоналом. 2002. — № 12. — С. 45 — 49.
  130. В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих: Учебное пособие. -М.: Изд-во РАГС, 2003, — 159 с.• 132. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-331 с.
  131. И. Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала в Российской Федерации: положительные и отрицательные аспекты//Управление персоналом. 2007. — № 6. — С. 55 -62.
  132. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001, — 560 с.
  133. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О. И. Марченко. М.: «Ось-89», 2004.- 224 с.
  134. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ГроссМедиа, 1990. — 162 с.
  135. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под научной редакцией Райнера Марра и Герберта Шмидта. М.: МГУ, 1997−480 с.
  136. А.П. Политическая акмеология: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 254 с.
  137. А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности СПб.: «Речь», 2004 — 210 с.
  138. С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2006. — 224 с.
  139. М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2001. — 312 с.
  140. А.Ю. Анализ типичных ошибок в кадровом делопроизводстве. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. -184 с.
  141. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Издательская группа НОРМА, 2003 — 993 с.
  142. Щур Д.Л., Труханович Л. В. Кадры предприятия. 60 образцов положений об отделах и службах: Практическое пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. — 416 с.
  143. Экономика фирмы. Словарь справочник / под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2000. — VIII. — 401 с.
  144. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Академкнига, Добросвет, 2003. — 600 с.
  145. Л. Карьера менеджера: Пер. с анг. / Якокка Л, Новак У. 2-е изд. — Минск: Попурри, 2002. — 415 с.
  146. J. Nuttin, La structure de personnalite, coll. «Le psychologue», PUF, 1995. -142 p.
  147. H. Pirron, La psychologie diffentielle, PUF, 1999. 34 lp.
  148. Skott D. Psicholodjy of business. N. Y., 1997. — 321 p.
  149. Granwell J. Managing stress. London: Pan books, 2005. 437p.1. АНКЕТА1.Ф.И.О .2.Должност ь1. З. Образование
  150. Сколько времени Вы работаете в данной организации?
  151. Довольны ли Вы своей работой в данной организации?• Да.• Скорее да.• Затрудняюсь ответить.• Скорее нет.• Нет.
  152. Проранжируйте по степени значимости факторы, которые представлены ниже (по 6-ти балльной системе).• Содержание работы.• Условия работы.• Перспектива построения карьеры.• Повышение профессионализма.• Заработная плата.• Отношения с руководством.
  153. Какие еще условия работы важны для Вас? (напишите)
  154. Напишите, какие другие условия работы являются для Вас важными:
  155. Оцените по 11-балльнои шкале приведенные ниже факторы, имеющиеся в Вашей компании: от 0 (полностью не соответствуют) до 10 (полностью соответствуют).
  156. Результаты, ожидаемы руководством, четко определены123 456 789 10
  157. Ожидаемые руководством результаты известны каждому сотруднику 123 456 789 10
  158. В компании существуют вознаграждения за высокие результаты в работе 123 456 789 10
  159. Система вознаграждений за высокие результаты в работе известна каждому сотруднику 12 345 678 910
  160. Вознаграждения за высокие результаты в работе значимы для каждого сотрудника 123 456 789 10
  161. Система контроля и оценки обеспечивает объективную оценку результатов работы 0 1 23 456 789 10
  162. Персонал уверен в том, что результаты труда оцениваются объективно 12 345 678 910
  163. Результаты работы каждого хорошо известны в подразделении (компании) 12 345 678 910
  164. Вознаграждения соответствуют результатам труда 12 345 678 910
  165. Сотрудники уверены в справедливой системе вознаграждений 0 1 23 456 789 10
  166. Вознаграждения являются своевременными 12 345 678 910
  167. Работники уверены, что ожидаемые руководством результаты соответствуют их возможностям 12 345 678 910
  168. Достижение ожидаемых руководством результатов не связано с чрезмерными усилиями сотрудников 0 1 23 456 789 10
  169. Сотрудники имеют достаточно информационных, материально-технических и других ресурсов для выполнения работы 123 456 789 10
  170. Статус сотрудника в команде и отношение к нему коллег зависят от того, как он работает 12 345 678 910
  171. При выполнении работы сотрудники испытывают больше положительных эмоций, чем отрицательных 0 1 23 456 789 10
  172. Напишите, пожалуйста, Ваши пожелания по улучшению деятельности компании:
  173. СПАСИБО, что ответили на наши вопросы!1. АНКЕТА
  174. С какими кадровыми проблемами связанны трудности Вашей работы в данной организации (проранжируйте)
  175. А Недостаточное внимание к возникающим проблемам со стороны начальства 1−2-3−4-5−6-7−8-9−1(
  176. Б Нехватка кадров по конкретным должностям 1−2-3−4-5−6-7−8-9−1 (
  177. В Неблагоприятный климат, связанный с отношениями по горизонтали (между линейным персоналом) 1−2-3−4-5−6-7−8-9−1(
  178. Г Неблагоприятный климат, связанный с отношениями по вертикали (между линейным персоналом и администрацией организации) 1.2−3-4−5-6−7-8−9-11
  179. Как, по Вашему мнению, можно в большей мере повлиять на совершенствование работы с персоналом организации (проранжируйте)
  180. А Разработать гибкую систему мотивации труда персонала организации 1−2-3−4-5−6-7−8-910
  181. Б Разработать систему моральных стимулов 1−2-3−4-5−6-7−8-910
  182. В Разработать гибкие временные графике работы сотрудников организации 1−2-3−4-5−6-7−8-910
  183. Считаете ли Вы, что при подборе кадров необходимо применять психодиагностикуа) да необходимо я ей владею и применяю-б) да необходимо я ей владею, но не применяю-в) да необходимо, но я ей не владею-г) нет.
  184. Диагностка психологического климата в производственной группе
  185. В.В. Шпалинский Э. Г. Шелест)1. Опросник
  186. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые лица своих коллег. 5−4-3−2-1 Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
  187. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 5−4-3−2-1 Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
  188. Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 5−4-3−2-1 Нервозность, явная ли скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
  189. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависть. 5−4-3−2-1 Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
  190. В нашем коллективе новичок, скорее всего, встретит доброжелательность и радушие. 5−4-3−2-1 В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком.
  191. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 5−4-3−2-1 В случае неприятностей у нас будут пытаться сваливать вину друг на друга или найдут виноватого.
  192. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 5−4-3−2-1 В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно.
  193. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 5−4-3−2-1 Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».
  194. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызывает отрицательных эмоций. 5−4-3−2-1 Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
  195. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и перед всем коллективом. 5−4-3−2-1 Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ только перед руководителем.
  196. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 5−4-3−2-1 У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.
  197. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 5−4-3−2-1 Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
  198. В нашем коллективе гласность -это норма жизни. 5−4-3−2-1 До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.
  199. Интегральная удовлетворенность трудом
  200. Инструкция: Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.1. Да Иногда Нет
  201. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует.
  202. За последние годы я добился успехов, в своей профессии.
  203. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива.
  204. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок.
  205. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям.
  206. В работе меня, прежде всего, привлекает возможность узнавать что-то новое.
  207. С каждым годом я ощущаю, как растут мой профессиональные знания.
  208. Люди, с которыми я работаю, уважают меня.
  209. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу.
  210. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы.
  211. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией.
  212. Процесс работы доставляет мне удовольствие.
  213. Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе.
  214. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе.
  215. Меня редко поощряют за работу.
  216. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы.
  217. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня.
  218. В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда.
  219. Диагностика коммуникативных и организационных склонностей.
  220. Инструкция: Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». 1. Опросник
  221. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  222. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  223. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
  224. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  225. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  226. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  227. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
  228. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
  229. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
  230. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игрыи развлечения?
  231. Трудно ли вам включаться в новые коллективы?
  232. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  233. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  234. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  235. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  236. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  237. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  238. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  239. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
  240. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  241. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  242. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  243. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  244. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  245. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  246. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  247. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  248. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
  249. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  250. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
  251. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
  252. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
  253. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  254. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  255. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  256. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  257. Верно ли, что у вас много друзей?
  258. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  259. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  260. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
  261. Распределение баллов диагностики коммуникативных и организационных склонностей (КОС-2)в баллах)
  262. Сумма баллов 1−4 5−8 9−12 13−16 17−20
  263. Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший
  264. Методика изучение мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. Реана)
  265. Стремление к продвижению по работе .
  266. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
  267. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
  268. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
  269. Удовлетворение от самого процесса и результата работы
  270. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
Заполнить форму текущей работой