Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовой статус вспомогательных органов при главе государства: Сравнительно-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особым видом вспомогательных органов при главе государства общей направленности является вице-президент. Данный орган подпадает под признаки вспомогательного органа при главе государства, так как является государственным органом, в-основном не наделён самостоятельными государственно-властными полномочиями, его главной задачей является помощь главе государства, то есть обеспечение его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и исторические основы статуса вспомогательных органов при главе государства
    • 1. 1. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов при главе государства
    • 1. 2. Развитие вспомогательных органов при главе государства: истоки и становление
    • 1. 3. Источники права для вспомогательных органов при главе государства
  • Глава 2. Конституционные основы деятельности вспомогательных органов при главе государства в Российской Федерации и зарубежных странах
    • 2. 1. Вспомогательные органы общей компетенции
    • 2. 2. Вспомогательные органы специальной компетенции
    • 2. 3. Взаимодействие вспомогательных органов при главе государства между собой и с другими государственными органами

Конституционно-правовой статус вспомогательных органов при главе государства: Сравнительно-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Вспомогательные органы при главе государства являются одной из наиболее значимых частей государственного механизма. Имея статус государственных органов, они оказывают существенное и непосредственное влияние на решение самого широкого круга вопросов политической практики.

Основной задачей вспомогательных органов является обеспечение деятельности главы государства. Не принимая самостоятельных государственно-властных решений, эти органы занимаются подготовкой, проведением в жизнь и наблюдением за выполнением решений главы государства, связанных с воздействием на общественные отношения, в том числе входящих в предмет конституционного права. Таким образом, вспомогательные органы вступают в конституционно-правовые отношения и как один из государственных органов, и как один из участников принятия и сопровождения основополагающих государственных решений.

Воплощение полномочий главы государства в жизнь во многом зависит от создания конституционно-правовых предпосылок деятельности вспомогательных органов, прежде всего чёткого закрепления их правового статуса, возможностей для надлежащего решения стоящих перед ними задач, а также определения мер, направленных на недопущение и пресечение злоупотреблений со стороны вспомогательных органов. Все эти вопросы нуждаются в конституционно-правовом исследовании.

В деятельности вспомогательных органов при главе государства в различных странах есть общее и особенное. Особенности их устройства и работы связаны с самыми разнообразными обстоятельствами, среди которых можно выделить принадлежность государства к той или иной правовой семье, определённая в основном законе модель разделения властей и способ распределения полномочий между государственными органами, традиции. Общее же обусловлено основным предназначением вспомогательных органоввозложением на них обязанностей по обеспечению полномочий главы государства и, следовательно, необходимостью решения схожих задач. Сравнительное исследование вспомогательных органов при главе государства может помочь в выявлении положительного опыта деятельности вспомогательных органов в различных странах и определении условий его применения в существующих обстоятельствах.

В России накоплен богатый опыт работы вспомогательных органов. Вместе с тем, во время неустойчивости развития государства, смены власти, отмечаются существенные разрывы в преемственности их деятельности. Вновь создаваемые вспомогательные органы часто образуются как бы «с чистого листа», вследствие чего оказывается невостребованным предыдущий опыт их устройства и деятельности.

В настоящее время Российской Федерацией часто заимствуются зарубежные государственно-правовые подходы. В таких условиях особое значение для успешности деятельности российских вспомогательных органов приобретает сравнительное изучение опыта, накопленного различными странами в данной области.

Для науки конституционного права исследование вспомогательных органов при главе государства важно для расширения и более глубокого познания вопросов, относящихся к предмету её исследований, а также обеспечения плодотворного влияния её выводов на деятельность главы государства.

Степень научной разработанности и круг использованных источников.

Вопросам устройства, деятельности и развития государственных органов посвящено немало работ отечественных и зарубежных учёных. Однако в этих работах вспомогательные органы при главе государства рассматривались в основном в связи с правовым положением и деятельностью последнего1.

Тем не менее, в последнее время появились исследования, непосредственно посвящённые вспомогательным органам и различным вопросам работы их отдельных видов (труды А. М. Осавелюка, А. С. Макарычева, л.

Ю.А.Иванова и др.). Однако конституционно-правовая работа А. М. Осавелюка посвящена вспомогательным органам в целом, а не отдельно вспомогательным органам при главе государства, и только вспомогательным органам зарубежных стран. Исследование А.С.Макарычева3, глубокое по содержанию и примечательное по привлекаемым источникам, имеет историко-политологическую направленность, как и работа Ю.А.Иванова4.

Отсутствуют государственно-правовые работы, посвящённые непосредственно вспомогательным органам при главе государства, их.

1 См. например: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда. М., 1996; Дёггев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005; Авакьян С. А. Конституционное право России. В 2 т. Т.2. М., 2005. С. 346−367.

2 Осавелюк A.M. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М., 1998.

3 Макарычев А. С. Идеи для политики. Эволюция системы внешнеполитической экспертизы в США (середина 1940;х — начало 1990;х гг.). Н. Новгород., 1998.

4 Иванов Ю. А. Совет Национальной Безопасности США // URL:. 4 отдельным видам, взаимодействию между собой и с другими государственными органами, способам образования, устройству, деятельности и развитию данных органов в различных странах, источникам права, затрагивающим отношения с участием вспомогательных органов при главе государства.

Цель исследования — осмысление конституционно-правового статуса и действительного положения вспомогательных органов при главе государства и разработка соответствующих российским условиям предложений, направленных на правовое обеспечение эффективного решения вспомогательными органами стоящих перед ними задач.

Задачи исследования:

• определение содержания и соотношения понятий, составляющих основу конституционно-правовой характеристики вспомогательных органов при главе государства;

• изучение развития вспомогательных органов при главе государства и связанных с этим изменений в подходах к конституционно-правовому регулированию их деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах;

• выявление и описание источников правового регулирования работы вспомогательных органов при главе государства в разных странах;

• изучение деятельности различных видов вспомогательных органов при главе государства, существующих в России и зарубежом, и нахождение причин, влияющих на их работу;

• рассмотрение взаимодействия различных вспомогательных органов при главе государства между собой и с иными государственными органами, определение путей и условий достижения целей такого взаимодействия.

Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых отношений с участием вспомогательных органов при главе государства.

Объектом исследования являются вспомогательные органы при главе государства, порядок их создания, становление и развитие, место в системе государственных органов, полномочия и их реализация, а также источники права, закрепляющие статус вспомогательных органов.

Методологическую базу исследования составляют как общенаучные методы познания, так и частнонаучные методы правоведения.

Работа основывается на значимых для всех общественных наук принципах познания предмета: объективность, всесторонность и полнота, диалектичность, 5 историзм и конкретно-исторический подход. К разряду общих методов примыкают логические приемы, используемые на различных стадиях и уровнях познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, аналогии, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и др. Набор и сочетание таких методов определялось конкретной задачей и этапом исследования.

Системно-структурный подход применяется в качестве самостоятельного приема изучения элементов конституционно-правового статуса вспомогательных органов при главе государства. Кроме того, он используется и как метод, соединяющий другие логические способы познания, что позволило провести системное исследование вспомогательных органов при главе государства на уровне целого. Системно-структурный подход дополняется особым • приёмом научного обобщения — моделированием.

Частнонаучные методы правоведения — формально-юридический (догматический), историко-правовой и сравнительно-правовой, по сути представляющие собой приспособленные к изучению правовой материи общие принципы и логические приемы познания, используются в диссертации как непременные способы правового исследования. Они дополняются методологическим политико-правовым подходом, учитывающим особенности предмета познания науки конституционного права.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, разработки и выводы которых служат необходимым основанием для данной работы. Такой подход позволил преемственно развить и обобщить существующие подходы, выдвинуть новые предложения, высказать предположения относительно дальнейших научных исследований в этой области.

Используются работы отечественных юристов С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Д. Н. Бахраха, А. А. Белкина, А. С. Блинова, Н. А. Богдановой, И. ЛВолошенко, Г. В. Дёгтева, Ю. А. Дмитриева, Б. П. Елисеева, Ю. А. Иванова, В. И. Кайнова, В. В. Комаровой, Е. И. Козловой, М. А. Крутоголова, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, И. В. Лексина, И. И. Лукашука, Ш. Б. Магомедова, А. С. Макарычева, В. В. Маклакова, Г. Н. Манова, А. А. Мишина, Л. А. Окунькова, А. М. Осавелюка, И. А. Покровского, В. И. Радченко, П. И. Савицкого, Н. А. Сахарова, Ю. И. Скуратова, Л. И. Спиридонова, Б. А. Страшуна, И. Д. Хутинаева, В. Е. Чиркина и др.

В работе использованы и сочинения зарубежных исследователейД.М.Барретта, Д. Д. Басу, Д. В. Ларсона, А. В. Лёрнера, Х. Финера, Дж. Брайса,.

И.Н.Стивенса, Р. Шервуда, Р. Уолкера, С. И. Глисона, Д. Бонафеде, М. М. Ловвенталя, Р. А. Бэста, К. Лорда, Б. Глэд, М. В. Линка, А. К. Нельсон и др.

Эмпирическую базу работы составили нормативные правовые источники Российской Федерации и зарубежных стран, материалы всероссийских, региональных научных и научно-практических конференций, документы архивов. В диссертации использовались данные, полученные со страниц различных вспомогательных органов во Всемирной Сети, а также собственный опыт государственной службы автора.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы. Настоящая работа является одним из первых комплексных исследований теоретических и практических вопросов, связанных с работой вспомогательных органов при главе государства.

Новизна исследования проявляется в следующем:

• специально исследуются вопросы деятельности вспомогательных органов при главе государства, выделяются признаки и условия, позволяющие отграничить вспомогательные органы при главе государства от иных образований при главе государства или связанных с ним;

• даётся характеристика отдельных видов вспомогательных органов при главе государства, выделенных по различным основаниям;

• всесторонне изучаются различные способы образования, устройство и деятельность вспомогательных органов общей и специальной компетенции;

• проводится сравнительное исследование работы вспомогательных органов в государствах с различной формой правления, принадлежащим к разным правовым семьям, имеющим неодинаковый опыт конституционно-правового развития;

• рассматривается развитие вспомогательных органов при главе государства, изменения в их устройстве и подходах к регулированию деятельности;

• с точки зрения конституционного права исследуются иные, помимо нормативных правовых актов, источники права (обычаи, соглашения и др.), закрепляющие в отдельных государствах положение вспомогательных органов при главе государства и порядок их деятельности, определяются области и условия использования различных источников права для регулирования отдельных видов взаимоотношений с участием данных органов;

• изучается взаимодействие вспомогательных органов при главе государства между собой и с иными государственными органами, рассматриваются различные уровни и виды такого взаимодействия и решаемые 7 при этом задачи.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные обладающие научной новизной положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Вспомогательные органы при главе государства — это образованные и функционирующие в установленном порядке при главе государства государственные органы, которые действуют в пределах отведённых им полномочий и ограничены в праве издания от своего имени нормативных правовых актов. Они создаются для обеспечения деятельности главы государства и не должны включаться в решение вопросов, не связанных с их основной задачей.

2. Вспомогательные органы при главе государства представляют собой отдельную разновидность вспомогательных органовособенности их устройства и деятельности связаны прежде всего с обеспечением ими полномочий главы государства, а не с обеспечением деятельности должностного лица, названного в качестве главы государства, но не обладающего соответствующими правовыми возможностями.

3. Проведённая по различным критериям классификация вспомогательных органов при главе государства позволяет выделить следующие их виды: по свойствам предметов ведения и полномочиям — вспомогательные органы общей и специальной компетенциипо направлениям деятельности — органы, действующие в области обороны и безопасности, производства, материального обеспечения органов государственной власти, взаимодействия и представительства интересов различных социальных групп и др.- по составу и полномочиям — вспомогательные органы, состоящие из должностных лиц, основной обязанностью которых является обеспечение деятельности главы государства, и вспомогательные органы, состоящие из должностных лиц и подразделений, обладающих самостоятельными полномочиями, для которых обеспечение деятельности главы государства, участие в работе вспомогательного органа является дополнительной обязанностьюпо способу обеспечения деятельности главы государства — вспомогательные органы, непосредственно включающиеся в осуществление обязанностей главы государства, и органы (их подразделения), обеспечивающие деятельность других вспомогательных органов при главе государства (один и тот же орган в одних отношениях может выступать как орган первого вида, а в других — как орган второго вида).

4. Вспомогательные органы при главе государства определяют основное содержание регулирующих их деятельность нормативных правовых актов путём непосредственного принятия таких актов в пределах своих полномочий, если они касаются их внутренней деятельности, или путём самостоятельной подготовки их проектов, которые оформляются чаще всего как решения главы государства, если они закрепляют правовое положение вспомогательных органов.

5. Ряд черт и характеристик правового и социального статуса вспомогательных органов при главе государства позволяет этим органам эффективно выполнять задачи по обеспечению деятельности главы государства и занимать важное место в государственном аппарате. Из совокупности таких черт и характеристик можно выделить, во-первых, прямо закреплённые в правовых нормах или непосредственно вытекающие из них и, во-вторых, не получившие отражения в праве, складывающиеся в обычной практике вспомогательных органов и во взаимоотношениях, в которые они вступают. К первой группе рассматриваемых черт и характеристик относится, в частности, отнесение вспомогательных органов к государственным органампредоставление служащим высших классных чиновнаделение компетенцией, позволяющей вспомогательным органам стать основным механизмом, обеспечивающим взаимосвязь главы государства с различными государственными и общественными образованиями и участвовать в осуществлении его полномочий, в том числе кадровых и контрольныхобеспечение вспомогательных органов сведениями, получаемыми практически от всех органов государственной власти и органов местного самоуправленияустановление отношений подотчетности и ответственности вспомогательных органов только перед главой государствавыведение вспомогательных органов при главе государства из системы «сдержек и противовесов». Вторая группа черт и характеристик статуса вспомогательных органов включает высокий общественный «вес» их работников (многие обладают высокой репутацией в области науки, управления, экономики, являются крупными специалистами в отдельных отраслях знаний, обладают обширными связями в органах государственной власти, деловом и экспертном сообществе и т. д.) — «встроенность» работников вспомогательных органов в систему внутрии межэлитных связей, позволяющая на неформальном уровне решать многие стоящие перед ними задачивысокая престижность работы во вспомогательных органах и др.

6. Среди полномочий вспомогательных органов при главе государства большое место занимают их «подразумеваемые» и «долевые» полномочия. «Подразумеваемыми» являются полномочия, которые прямо не предусмотрены ни в одном нормативном правовом акте, но выполняются вспомогательными органами, исходя из их природы, сложившейся практики деятельности, неписаных соглашений и обычаев деятельности. «Долевые» полномочия осуществляются вспомогательными органами при главе государства совместно с органами государственной власти и другими вспомогательными органами.

7. Развитие вспомогательных органов при главе государства во многом зависит от их взаимоотношений с негосударственными участниками общественной жизни (среди них различные международные и внутригосударственные неправительственные союзы и объединения, крупные участники хозяйственной жизни), а также места последних в принятии общественно значимых решений.

8. Вспомогательные органы при главе государства включены в общественные отношения двух видов. Отношения первого вида отражают деятельность этих органов как государственных органов. Это отношения, раскрывающие официальное положение вспомогательных органов, их место среди государственных органов. Данные отношения закрепляются в нормативных правовых актах как источниках права. Отношения второго вида связаны с работой рассматриваемых органов в качестве вспомогательных органов, выполняющих задачу обеспечения деятельности главы государства и участвующих в принятии государственно-управленческих решений. Вступая в отношения второго вида, вспомогательные органы при главе государства в значительной степени опираются не только на нормативные правовые акты, но и на иные (соответствующие стоящим перед ними задачам) источники права, прежде всего обычаи и договоры. Для обеспечения соответствия деятельности вспомогательных органов требованиям права следует создать механизм контроля (в том числе и судебного) за содержанием и применением всех названных источников права.

9. В зависимости от количества подразделений (лиц), находящихся в прямом подчинении и имеющих непосредственный доступ к главе государства, можно выделить три способа устройства вспомогательных органов при нём. Первый предполагает наличие только одного лица, обладающего правом доступа к главе государства «без доклада». Второй способ — только двух лиц, а третий — более двух лиц, обладающих правом такого доступа. Выбор зависит от различных обстоятельств, в том числе от складывающейся в стране и окружении главы государства обстановки, личных предпочтений главы государства.

10. Существует два основных способа устройства вспомогательных органов общей компетенции. Так, один вспомогательный орган может объединять в своём составе все подразделения, обеспечивающие деятельность главы государства в порядке исполнения обязанностей основной государственной службы. Другой способ предполагает, что существуют два и более вспомогательных органа общей компетенции с более или менее сходными полномочиями.

11. Вспомогательные органы, как правило, не несут юридической ответственности за принимаемые ими решения. Политическая ответственность для них также наступает в редких случаях. Это связано как с тем, что решения, принимаемые во вспомогательных органах, воплощаются в акты главы государства и иных органов государственной власти (министерства обороны, министерства финансов и др.), которые и несут за них ответственность, так и с тем, что сами их решения часто являются общими указаниями, развиваемыми другими государственными органами.

12. Особенностью отношений с участием вспомогательных органов при главе государства является подчинение им органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, не предусмотренное нормативными правовыми актами.

Практическая значимость результатов исследования.

В ходе конституционно-правового исследования вспомогательных органов при главе государства выявлены не только положительные, но и отрицательные стороны в регулировании их деятельности в современном законодательстве. Вследствие этого становится возможным использовать разработанные в ходе настоящего исследования предложения для дальнейшего совершенствования содержания и применения конституционного законодательства.

Теоретические выводы и положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в правоприменительной практике, при преподавании конституционного права, а также спецкурсов, посвященных сравнительному конституционному праву, системе государственных органов, работе вспомогательных органов при главе государства.

Апробация результатов исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права Московского государственного университета им. М. В .Ломоносова.

Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях авторав докладе на научно-практической конференции: «Юридическая наука в начале третьего тысячелетия» (Майкоп, 2004) — рассмотрены и принципиально одобрены на факультете права Московской высшей школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (Российско-Британский последипломный университет, 2001/2002 уч.г.) — обсуждены и одобрены кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (2005 г.).

Положения исследования использованы автором в профессиональной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (с 2002 г. по настоящее время).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Выводы:

I. Особенностью вспомогательных органов вообще, и вспомогательных органов при главе государства в частности является сравнительно больший по сравнению с органами государственной власти удельный вес связей на основе неписаных источников права между ними и другими ведомствами.

II. Важным условием протекания взаимодействия вспомогательных органов при главе государства и органов государственной власти является наличие в той или иной степени правовой подчиненности органов исполнительной власти главе государства, и отсутствие таковой у органов законодательной и судебной власти, обладающих внешне независимым положением.

III. Особенностью отношений с участием вспомогательных органов при главе государства является подчинение им органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, вытекающее из иных, помимо нормативных правовых актов источников права.

162 Подробнее см.: Молчанов Н., Шаламберидзе Е. В интересах национальной безопасности (Стратегическое предвидение невозможно без качественной аналитики // ВПК Военно-промышленный курьер. № 18 (35), 19−25 мая 2004 года.

Заключение

.

Исследование, выполненное в рамках настоящей диссертационной работы, направленное на сравнительное изучение положения и деятельности вспомогательных органов при главе государства в различных странах позволило:

• определить содержание и соотношение понятий, составляющих основу конституционно-правового описания вспомогательных органов при главе государства;

• рассмотреть развитие вспомогательных органов при главе государства и проследить изменения в подходах к конституционно-правовому закреплению их деятельности;

• выявить и описать источники права, определяющие правовое положение вспомогательных органов при главе государства;

• изучить деятельность отдельных видов вспомогательных органов при главе государства и определить совокупность причин, влияющих на работу каждой их разновидности;

• рассмотреть взаимодействие вспомогательных органов при главе государства между собой и с другими государственными органами, включая органы государственной власти, предложить пути и условия обеспечения успешности такого взаимодействия.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:

1. Вспомогательными органами при главе государства являются образующиеся и работающие в установленном порядке при главе государства для обеспечения его деятельности государственные органы, которые действуют в пределах отведённых им полномочий и ограничены в праве издания от своего имени нормативных правовых актов.

2. Развитие вспомогательных органов при главе государства существенно зависело и будет зависеть от изменения соотношения общества и государства, а также полномочий и задач государственных органов и, соответственно, места занимаемого среди них главой государства. Многие значительные перемены в устройстве вспомогательных органов при главе государства потребовали длительного времени. При этом предыдущие правовой и общественный уклады не исчезали полностью, а оттеснялись на обочину жизни общества, продолжая существовать в скрытом виде.

При возникновении подходящих условий они вновь заявляли о своём праве на признание в качестве неотъемлемой части действительности.

3. Для вспомогательных органов при главе государства можно выделить два вида отношений. К первому виду относятся отношения, связанные с деятельностью этих органов как государственных органов, ко второму — как вспомогательных органов. Отношения, первого вида сходны с отношениями, в которые вступают органы государственной власти как разновидность государственных органов. По содержанию данные отношения направлены на закрепление положения вспомогательных органов, их места среди государственных органов. Для данных отношений наиболее подходящим источником выступает нормативный правовой акт, без которого существование вспомогательных органов при главе государства могло бы не приниматься во внимание другими государственными органами, имеющими прочную основу для своей деятельности, закреплённую в нормативных правовых актах. Отношения второго вида, связаны с лично-доверительным содержанием деятельности вспомогательных органов при главе государства, непосредственным обеспечением его деятельности. Благодаря наличию значимой личностной составляющей в работе вспомогательных органов, а также сложности и многогранности их обязанностей по обеспечению разнообразных полномочий главы государства, данные отношения не могут быть в полной мере урегулированы с помощью только нормативных правовых актов. Поэтому правоотношения этого вида в значительной степени находят своё выражение в иных источниках права.

4. В силу возможностей для быстрого изменения устройства и других составных частей работы вспомогательных органов среди источников права велика роль правовых соглашений, прецедентов, обычаев, значительное место занимает правовая доктрина.

5. В целях обеспечения соответствия деятельности вспомогательных органов при главе государства требованиям права необходимо наличие правовых оснований для судебного контроля, прежде всего конституционного, за содержанием всех источников права для вспомогательных органов. Для Российской Федерации следует предусмотреть в федеральном конституционном законе возможность проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия данных источников права Конституции Российской Федерации.

6. Особенностью вспомогательных органов при главе государства является определение ими, в том числе через свои уполномоченные подразделения (в Администрации Президента Российской Федерации это Государственно-правовое управление) основного содержания применяемых к ним правовых норм. Вспомогательные органы при главе государства не только принимают правовые акты, регулирующие их работу в пределах своих полномочий, как и иные государственные органы, если они касаются их внутренней деятельности, но и самостоятельно готовят соответствующие решения главы государства, закрепляющие правовое положение вспомогательных органов.

7. В зависимости от количества лиц (подразделений), находящихся в прямом подчинении у главы государства, можно выделить три способа устройства вспомогательных органов при нём. Первый предполагает наличие только одного лица, обладающего правом доступа к главе государства «без доклада». Второй способ — только двух лиц, а третий — более двух лиц, обладающих правом такого доступа. Выбор зависит от различных обстоятельств, в том числе от складывающейся в стране и окружении главы государства обстановки, личных предпочтений главы государства. Каждый способ наилучшим образом подходит к определённым условиям работы вспомогательных органов.

8. Вспомогательный орган общей направленности может существовать в единственном числе, объединяя в своём составе все подразделения, обеспечивающие деятельность главы государства в порядке исполнения обязанностей основной государственной службы. Также могут существовать два и более вспомогательных органа общей компетенции, чьи полномочия пересекаются.

9. Несмотря на отсутствие закреплённых за вспомогательными органами при главе государства в писаных источниках государственно-властных полномочий, существует совокупность правовых и внеправовых способов обеспечения их влияния на решение вопросов, связанных с государственным управлением.

Ю.Особенностью ответственности вспомогательных органов является то, что они обычно не только не несут юридической ответственности за принимаемые в них решения, но и политическая ответственность для них наступает в редких случаях. Это связано с тем, что их решения обнародуются, развиваются и проводятся в жизнь другими государственными органами (министерством обороны, министерством финансов и др.). Для повышения ответственности вспомогательных органов при главе государства возможно придание его служащим двойного статуса — служащих этого органа и соответствующего органа государственной власти. Тогда как служащие вспомогательного органа они не будут нести ответственности за принимаемые там решения, но будут отвечать за последствия своей деятельности как служащие органа государственной власти.

11. Особым видом вспомогательных органов при главе государства общей направленности является вице-президент. Данный орган подпадает под признаки вспомогательного органа при главе государства, так как является государственным органом, в-основном не наделён самостоятельными государственно-властными полномочиями, его главной задачей является помощь главе государства, то есть обеспечение его деятельности. Особенностью вице-президента как вспомогательного органа является то, что он является единоличным вспомогательным органом. Положение вице-президента в большей степени, чем положение иных вспомогательных органов общей направленности, закреплено в основных законах. Это связано с выполнением им обязанностей заместителя главы государства, его наиболее высокопоставленного представителя. Вместе с тем основная часть деятельности вице-президента, как и деятельность других вспомогательных органов при главе государства, регулируется не нормативным правовыми актами, а иными источниками права (прежде всего, обычаями и устными соглашениями), что вызвано его природой как вспомогательного органа, необходимостью обеспечить выполнение вице-президентом обязанностей ближайшего помощника президента, пользующегося его особым доверием и наделённого полномочиями по обеспечению деятельности по всем вопросам ведения главы государства.

12.Основной разновидностью вспомогательных органов при главе государства со специальной компетенцией являются органы, наделённые полномочиями в области обороны и безопасности.

13.Вспомогательные органы специальной компетенции действуют в самых различных областях (науки, государственного контроля, по делам различных сообществ, хозяйственной и т. д.) Основанием для создания таких вспомогательных органов служит, как правило, потребность в особом наблюдении и воздействии со стороны главы государства за какой-либо областью деятельности, имеющей важное значение для жизни всего государства, а также необходимость особого силового и материального обеспечения деятельности главы государства.

Вспомогательным органам вообще, и вспомогательным органам при главе государства в частности, присущ больший по сравнению с органами государственной власти удельный вес отношений на основе неписаных источников права.

15.Одной из основ взаимодействия вспомогательных органов при главе государства и органов государственной власти является наличие в той или иной степени правовой подчиненности органов исполнительной власти главе государства (речь идёт о правящем главе государства), и отсутствие таковой у органов законодательной и судебной власти, обладающих внешне независимым положением. Подчинённость органов исполнительной власти главе государства проявляется в необходимости проведения ими в жизнь основных направлений внешнеи внутригосударственной деятельности, решение по которым принимается главой государства. Наличие такой подчинённости значительно облегчает решение вспомогательными органами своих задач с помощью привлечения для этого органов государственной власти.

В предпринятом исследовании вспомогательных органов при главе государства была сделана попытка выявить особенности отношений, с их участием. Вопросы правового обеспечения деятельности вспомогательных органов при главе государства, конечно же, требуют своей дальнейшей разработки, при осуществлении которой может оказаться полезной и настоящая работа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
  3. Указ Президента РФ от 14 января 1993 г. «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ» // СЗ РФ. 1993. № 3. Ст. 170- № 41. Ст. 3919.
  4. Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 587- 2000. № 19. Ст. 2068.
  5. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697- 2001. № 49. Ст. 4611.
  6. Указ Президента РФ от 1 декабря 1995 г. «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4778- 1996. № 7. Ст. 669.
  7. Указ Президента РФ от 29 января 1996 г. «Вопросы администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 532- № 41. Ст. 4689.
  8. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 674.
  9. Ю.Указ Президента РФ от 22 августа 1996 г. «Об Управлении делами Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4152- 2004. № 11. Ст. 945.
  10. Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 118- 2000. № 36. Ст. 3636.
  11. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 34- 2000. № 20. Ст. 2112.
  12. Указ Президента РФ от 12 февраля 1998 г. «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 827- 2004. № 26. Ст. 265.
  13. Указ Президента РФ от 28 марта 1998 г. «Об Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1536- 2004. № 40. Ст. 3929.
  14. Указ Президента РФ от 7 августа 1998 г. «Об упорядочении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3843.
  15. Указ Президента РФ от 18 ноября 1998 г. «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5745- 2000. № 22. Ст. 2290.
  16. Указ Президента РФ от 30 января 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст. 652- 2004. № 40. Ст. 3929.
  17. Указ Президента РФ от 31 мая 1999 г. «Об утверждении Положения об Управлении кадров Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2818- 2004. № 26. Ст. 2652.
  18. Указ Президента РФ от 31 декабря 1999 г. «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1 (ч. 2). Ст. 109.
  19. Указ Президента РФ от 31 декабря 1999 г. «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1 (ч. 2). Ст. ПО.
  20. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112- 2004. № 41. Ст. 4021.
  21. Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3350- 2004. № 21. Ст. 2024.
  22. Указ Президента РФ от 8 августа 2000 г. «О Политическом консультативном совете» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3351.
  23. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.
  24. Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. «Вопросы аппарата Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 44. Ст. 4351- 2004. № 24. Ст. 2392.
  25. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // СЗ РФ. 2003. № 48. Ст. 4657.
  26. Указ Президента РФ от 24 февраля 2004 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 766.
  27. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945- № 21. Ст. 2023.
  28. Указ Президента РФ от 24 апреля 2004 г. «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1653- № 40. Ст. 3950.
  29. Указ Президента РФ от 14 мая 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1935.
  30. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023- № 49. Ст. 4889.
  31. Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025.
  32. Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2147.
  33. Указ Президента РФ от 25 июня 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2652.
  34. Указ Президента РФ от 29 июня 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2750.
  35. Указ Президента РФ от 20 августа 2004 г. «Об утверждении Положения об Экспертном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3542.
  36. Указ Президента РФ от 20 августа 2004 г. «Об утверждении Положения о Протокольно-организационном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3543.
  37. Указ Президента РФ от 24 августа 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609.
  38. Указ Президента РФ от 1 сентября 2004 г. «Об утверждении Положения об Управлении информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 36. Ст. 3657.
  39. Распоряжение Президента РФ от 11 ноября 1994 г. «О нормативных актах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3029.
  40. Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. М. 1985.
  41. Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
  42. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
  43. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М., 1989.
  44. Конституция Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи. М., 1983.
  45. Конституция и законодательные акты КНР. М., 1984.
  46. Конституции государств Восточной Европы. М., 1996.
  47. Конституции государств Европейского союза. М., 1997.
  48. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
  49. Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. М., 1999.
  50. Конституции стран членов СНГ // Сборн. Документов в 2 т. Ереван, 1997.
  51. Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М. 1986.
  52. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989—1992): Сборник конституций. М., 1996.
  53. Основой Закон (Конституция) Королевства Нидерландов от 24 августа 1815 г. / Пер. с англ. Бойцовой В. В. и Бойцовой JI.B. // Право и жизнь. 1997. № 12.
  54. Португалия. Конституция и законодательные акты. М. 1979.
  55. Республика Куба. Конституция и законодательные акты. М. 1980.
  56. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
  57. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993.
  58. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991.
  59. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1991.
  60. Швеция. Конституция и законодательные акты. М. 1983.1. Научные труды
  61. А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996.
  62. С.А. Конституционное право России. В 2 т. Т.2. М., 2005.
  63. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  64. М.Б. Президентская власть в системе государственной власти. М., 1994.
  65. Администрация Президента: телефоны и досье / Сост. Стрешнев Т. А. М., 2001.
  66. У. Этнонационализм в Европе / Пер. с нем. С. В. Базарновой. М., 2000.
  67. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона / Под ред. Ю. Хайдекинга. Ростов-на-Дону, М., 1997.
  68. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Бенсон, 1990.
  69. А. История власти в России: Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы власти и управления IX XX века. М., 2003.
  70. Ю.Анисов JI. Иноземцы при государевом дворе: Ист. повествование. М., 2003. 11. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран. Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 1998.
  71. Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
  72. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. 1999.
  73. Н.Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
  74. Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986.
  75. Д.Н. Административное право. М., 2000.
  76. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты). М., 1990.
  77. А. «Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. М., 1996.
  78. А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003.
  79. С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994.
  80. С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
  81. Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.
  82. Н.А. Система науки конституционного права: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2001.
  83. И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.
  84. О.В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000.
  85. П. Эволюция британской конституции. М., 1978.
  86. И. Меч президента. М., 2004.
  87. . Государственная служба и государственные служащие во Франции La fonction publique et les fonctionnaires en France. 2-ое изд. M., 1994.
  88. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада : США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000.
  89. В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М. 2003.
  90. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М. 1998.
  91. Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2001.
  92. Д., Харрис Д., Зваак JI. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998.
  93. Т.В. Научно-информационное обеспечение аппарата президента и правоохранительных органов США: Науч.-аналит. обзор / Отв. ред.: Кулькин А. М., Герф Р. Е. М., 1990.
  94. Государственная служба и государственные служащие во Франции La fonction publique et les fonctionnaires en France / Посольство Франции в России- МИД Франции. М., 1996.
  95. Государственное право Германии. Т 1,2. М., 1994.
  96. Государственное управление и государственная служба в трансформирующемся обществе / Под общ. ред. Яковца Ю.В.- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2001.
  97. Государственный строй Китайской Народной Республики. М. 1988.
  98. Р. Основные правовые системы современности. М. 1988.
  99. Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / Редкол.: Хачатурян Н. А. (отв. ред.) и др.- Ин-т всеобщ, истории РАН. СПб., 2001.
  100. Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005.
  101. Г. В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. М., 2003.
  102. P.M. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (на опыте Южного федерального округа). Б.м., 2004.
  103. А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962−1986 гг.). М, 1997.
  104. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии. Москва Будапешт. 1997.
  105. С.А. Китайская Народная Республика. Политическая система. М., 1993.
  106. С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М., 1993.
  107. .П. Структура, функции и нормативные акты государственного органа: на примере Администрации Президента Российской Федерации. М., 2001.51 .Епанчин Н. А. На службе трех Императоров. Воспоминания. М, 1996.
  108. О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 1985.
  109. Зимний дворец: Очерки жизни императорской резиденции / Авт.-сост.: Гусева Н. Ю., Комелова Г. Н., Кудрявцева Т. В. и др.- Гос. Эрмитаж. СПб., 2000. Т.1.: XVIII-первая треть XIX века, 2000.
  110. A.M. Президентская власть в США. Махачкала, 1996.
  111. Р.Ф. Президентство в США. М., 1991.
  112. Ю.А. Совет Национальной Безопасности США // URL: .
  113. А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1986.
  114. М. В. Новая жизнь традиционных укладов // Мегатренды мирового развития / Отв. ред. М. В. Ильин, B.JI. Иноземцев- Центр исследований постиндустриального общества. М., 2001.
  115. И.П., Страшун Б. А., Ястребов В. И. Государственное право зарубежных социалистических стран. М. 1985.
  116. Институт президентской власти в современном мире: Информ. обзор конституц. регулирования. М., 1991.
  117. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование: Сборник статей и обзоров. М., 1995.
  118. История государственного управления в России / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. 2-е изд., испр. М., 2002.
  119. История государственного управления в России (X XXI вв.): Хрестоматия / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003.
  120. С.Ю. Основы государственного права Индии. М., 1986.
  121. С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики. М., 1993.
  122. К вопросу о конституционном статусе Президента Российской Федерации/ Парламент, центр Рос. Федерации. М., 1993.
  123. Керам. Боги, гробницы, ученые. М., 1968.
  124. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. 1999.
  125. Коллас История Турции. Бессэ А. де. Турецкая империя. Шумов С., Андреев А. Турецкая хроника. Эссад Д. Константинополь. Старовольский С. Двор цесаря турецкого. М.- Киев, 2003.
  126. В.В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999.
  127. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Тома 1- 2. Часть общая. / Отв. ред. Б. А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. М., 1999.
  128. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы / Рук. авт. колл. и отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М., 1997.
  129. Конституционное право / Отв.ред. В. В. Лазарев. М., 1999.
  130. Конституционное право зарубежных стран / Под ред.чл.-кор. РАН М. В. Баглая, проф. Ю. И. Лейбо, проф. Л. М. Энтина. М., 1999.
  131. Конституция как символ эпохи: Материалы ежегод. конф., 3−5 апр. 2003 г: В 2 т./ Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2004. Т. 1, 2. 2004.
  132. Королевский двор в политической культуре средневековой Европы: Теория. Символика. Церемониал / Отв. ред. Н. А. Хачатурян. М., 2004.
  133. Король Артур и его рыцари Круглого Стола. По Г. Гильберту и Дж. Ноульсу. СПб., 1901.
  134. М.А. Конституционный Совет Франции. М., 1991.
  135. М.А. Президент французской Республики. Правовое положение. М., 1980.
  136. М.А. Центральные органы власти Французской Республики: Парламент. Президент Республики. Совет Министров. М., 1956.
  137. И.С. Аппарат государственного управления современной Франции. М., 1982.
  138. Н.С. Английское государство. М., 1981.
  139. И.В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки полит, истории постпетров. России. Рязань, 2003.
  140. А.Г. Президент, или Демократия с тайваньской спецификой. М., 2004.
  141. Т.Ю. Путь к власти. Франция: Выборы президента / Отв. ред. Засурский Я. Н. М., 1995.
  142. И. Въче в Киевской области. Киевъ, 1881.
  143. Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002.
  144. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  145. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.
  146. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
  147. А.А. Политическая власть в Японии: механизм функционирования на современном этапе. М., 1988.
  148. А.С. Идеи для политики. Эволюция системы внешнеполитической экспертизы в США (середина 1940-х начало 1990-х гг.). Н.Новгород., 1998.
  149. В.В. Конституционный контроль в буржуазных и развивающихся странах. М., 1988.
  150. В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. М., 1991.
  151. Т.С. Институт президентства в Республике Беларусь., 2004.
  152. М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999.
  153. Н.А. Конституционное право стран СНГ. М. 1998.
  154. Мишин А. А, Власихин В. А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М., 1985.
  155. А.А. Государственное право США. М., 1976.
  156. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996.
  157. А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.
  158. М.А. Государственный строй Швеции. М. 1983.
  159. М.А. Скандинавские государства: центральные органы власти. М., 1975.
  160. Монархи Европы. Судьбы династий. М., 1997.
  161. С.В., Мещеряков А. Н. Институт президентства в Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. Челябинск, 2003.
  162. Л.Е., Демкин А. В. Дворцовые тайны. Царицы и царевны XVII века. М., 2004.
  163. А.А. При дворе последнего Российского императора: Записки нач. канцелярии М-ва Императорского двора: О Николае II. М., 1993.
  164. На пути к регулярной армии России: Армия и флот в эпоху дворцовых переворотов. СПб., 2003.
  165. JI.A. Борьба в руководстве НКВД. 1936 1938 гг. (Опричный двор Иосифа Грозного). М., 2004.
  166. B.C. Философия права. М. 1998.
  167. Р. Президентская власть и нынешние президенты / Пер. с англ. Захарова А.А.- Ред. Гаямова Н. А. М., 1997.
  168. .И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций. Ростов-на-Дону, 1992.
  169. Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора, XVIII -начало XIX века. СПб., 2004.
  170. А.А. Закономерности нормотворческой деятельности института президентства России / Ред.: Гурьева Е. А. М., 2001.
  171. А.А. Конституционные основы института президентства. США и Россия. Конституционные органы и должностные лица США и России / Ред.: Гурьева Е. А. М., 2001.
  172. А.А. Конституционные основы института президентства / Ред.: Гурьева Е. А. М., 2001. 4.1: Конституционные основы института президентства стран Европейского Союза. 2001.
  173. А.А. Конституционные основы института президентства / Ред.: Гурьева Е. А. М., 2001. 4.2: Конституционные основы института президентсва западных стран СНГ и Балтии. 2001.
  174. А.А. Конституционные основы института президентства / Ред.: Гурьева Е. А. М., 2001. 4.3: Конституционные основы института президентства стран Кавказа и Средней Азии. 2001.
  175. JI.A. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда. М., 1996.
  176. JI.A., Рощин В. А. Вето Президента. М., 1999.
  177. А.Г. Политические системы стран Латинской Америки. М. 1982.
  178. A.M. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М., 1998.
  179. Н.И. Анна Иоанновна: Немцы при дворе. М., 2002.
  180. Н.И. Страсти у трона: История дворцовых переворотов. М., 1996.
  181. А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове, 1584−1605 гг. / Отв. ред. Алексеев Ю.Г.- РАН, И-нт рос. истории, С.-Петерб. фил. СПб., 1992.
  182. Пак С. Н. Президентская власть в современной России. М., 2001.
  183. Парламент и Президент: Опыт зарубеж. стран: Сб. ст. (Труды/ Ин-т законодат. и сравнит, правоведения при Правительстве РФ- Вып.58) / Редкол.: Орловский Ю. П. и др. М., 1995.
  184. К. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М., 2003.
  185. А.В. В поисках Святого Грааля: Король Артур и мистерии древних кельтов. М., 1999.
  186. И.А. История римского права. СПб., 1913.
  187. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
  188. Политико-административное управление / Под общ. ред. B.C. Комаровского, Л. В. Сморгунова. М., 2004.
  189. .Л. Вице-президент США: конституционный и фактический статус / Отв. ред. А. А. Мишин. М., 1988.
  190. Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России) / Под ред. М. Н. Губогло. М., 1998.
  191. В.И. Жизнь в Букингэмском дворце. Елизавета II и королевская семья. М., 1993.
  192. С. Административное право. Общая часть. М., 1968.
  193. Порай-Кошиц И., Романович-Славятинский А. История русского дворянства от IX до конца XVIII века. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. М., 2003.
  194. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
  195. Президент Правительство — исполнительная власть: российская модель / Под ред. Шаблинского И. М., 1997.
  196. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Ю. А. Данилова, Общ. Ред. и послеслов. В. И. Аршинова и др. М., 1986.
  197. Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762 года / Сост., предисл., коммент. Веселой Г. А. М., 1997.
  198. В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1974.
  199. В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / Под ред. Эбзеева Б. С. Саратов, 2000.
  200. Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом: Пер. с. англ. / Под. общ. ред. проф. Дж. Тарбера. М., 1994.
  201. Рукосуев Евгений Юрьевич Короли, президенты, премьеры.: Справ. / Екатеринбург, 1996.
  202. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997.
  203. В.А. Капитолий США: прошлое и настоящее. М., 1989.
  204. В.А. США: Сенат и политика. М., 1976.
  205. В.А. Система органов государственной власти и управления Испании. М., 1982.
  206. П.И. Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции. Свердловск, 1979.
  207. Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
  208. А.А. Президентский лоббизм и разработка американской политики в отношении региональных конфликтов (1970-е 1980-е гг.). Горький. 1989.
  209. Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991.
  210. Современный конституционализм. М., 1990.
  211. Современный немецкий конституционализм. М., 1994.
  212. В.В. Президенты и демократия: Американский опыт. М., 1998.
  213. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты история России / Сост., вступ. ст., коммент. Бойцова М. А. М., 1991.
  214. Л.И. Теория государства и права. М., 1995.
  215. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996.
  216. Судебные системы западных государств. М., 1991.
  217. Тайны царского двора (из записок фрейлин). М., 1997.
  218. A.M. Президентский контроль: понятие и система. СПб., 2004.
  219. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
  220. А.А. Записки фрейлины: Печальный эпизод из моей жизни при дворе / Пер. с фр. Гладковой Л. В. М., 1996.
  221. П.П. Дворцовые интриги на Руси. СПб., 2003.
  222. .Н. Европейское право. М. 1998.
  223. А.И. Российский двор в XVIII веке. Б.м., 2005.
  224. А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853—1855. М., 1990.
  225. Дж. Американское правительство. М., 1990.
  226. Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М., 1988.
  227. В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке. М., 1992.
  228. Н.В., Медведев С. Н. Государственный строй Итальянской Республики. М., 1985.
  229. JI. Введение в американское право. М., 1993.
  230. И .Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства в Древней Руси. JL, 1988.
  231. И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.
  232. В.Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба. М., 1996.
  233. Харрел М. Э, Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона. Верховный суд в жизни Америки. М., 1995.
  234. К. Основы конституционного права ФРГ. М. 1981.
  235. И.Д. Институт Президента и проблемы формы государства. М., 1994.
  236. Центральный аппарат государственного управления капиталистических стран. М., 1984.
  237. Цунэо Инака. Современное право Японии. М., 1981.
  238. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.
  239. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
  240. Ф.И. Маска и душа. М., 1989.
  241. В.Н. Британская конституция. Политико-правовой анализ. Киев, 1991.
  242. . Государственная служба / Посольство Франции в России- МИД Франции. М., 1996.
  243. Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. Т. 1. М, 1958.
  244. В.В. Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI XVII веках. СПб., 2004.
  245. А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.
  246. Г. Модели конституционной юрисдикции. Страсбург, 1994.
  247. А.С. Конституционно-правовые основы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе: вопросы теории и практики. Оренбург, 1999.
  248. Энциклопедия Российской монархии: Чины. Церемонии. Гербы. Дворцы / Под ред. Бутромеева В. М., 2000.
  249. Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М., 2001.
  250. JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  251. К., Шефер В., Мундхенке Э. Организационная структура правительства и структура управления. Heidelberg, 1996.
  252. Япония сегодня. Токио. 1990.
  253. American Government. People, Institutions and Politics. Boston, 1986.
  254. American Politics Today. Manchester, 1982.
  255. Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and the Spread of Nationalism. L., 1983.
  256. Ashford D.E. Policy and Politics in France. Living with Uncertainty. Philadelphia, 1982.
  257. Barilleaux R.J. The Post-Modern Presidency. The Office after R. Reagan. N.Y., 1988.
  258. Barrett D.M. Uncertain Warriors. Lyndon Johnson and His Vietnam Advisers. 1993.
  259. Bogdanor V. The Monarchy and the Constitution. Oxford, 1995.
  260. Brubaker R. Nationalism Reframed. Nationhood and the National Question in the New Europe. 1996.
  261. Burns J.M., Peltason J.W., Cronin J.E. Government by the People. Bill of Rights edition. 14th ed. Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1990.
  262. Campbell, C. The U.S. presidency in crisis: A comparative perspective. N.Y.- Oxford, 1998.
  263. Diplomacy for the '70. A Program of Management Reform for the Department of State. U. S. G.P.O., 1970.
  264. Dowding K. The Civil Service. L., 1995.
  265. Featherstone M. Global Culture: An Introduction. In: Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. L., 1990.
  266. Jewell M.E., Patterson S.C. The Legislative Process in the United States. 4th ed. N.Y., 1986.
  267. Jones C. The Trustieship Presidency. J. Carter and the United States Congress. L., 1988.
  268. Lerner A.W. The Manipulators: Personality and Politics in Multiple Perspectives. 1990.
  269. Organizational History of the National Security Council During the Truman and Eisenhower Administrations. NSC, 1960.
  270. Parliament, Policy and Representation. Toronto, 1980.
  271. Patterson B.H., Jr. The Ring of Power. The White House Staff and its Expanding Role in Government. N.Y., 1988.
  272. Presidentialism and democracy in Latin America / Ed. by Mainwaring S., Shugart M.S. Cambridge etc., 1997.
  273. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1992.
  274. Rose R. Ministers and Ministeries. A Functional Analysis. Oxford, 1987.
  275. Rose R. The Postmodern President. The White House Meets the World. Chatham (N.Y.), 1988.
  276. Sassen S. Globalization and Its Discontents. N. Y., 1998.
  277. Scholte J.A. Globalization: A Critical Introduction. L., 2000.
  278. Stevens I.N. Constitutional and Administrative Law. L., 1987.
  279. The Federalist Papers/Hamilton A., Madison J., Jay J. N.Y., 1961.
  280. The National Security Council as an Instrument of National Policy. Naval War College, Newport, Rhode Island, January 14, 1957.
  281. The National Security Council. Jackson Subcommittee on Policy-Making at the Presidential Level // Edited by Senator Henry M. Jackson, 1965.
  282. Vile M.J.C. Constitutionalism and the Separation of Powers. Oxford. 1967.
  283. Waters M. Globalization. L., N. Y., 1995.
  284. Wilson J.O. American Government. Lexincrton-Toronto. 1992.1. Статьи
  285. Ю. К. Эволюция концепции государственной службы в США // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 1.
  286. Администрация президента Буша: проблемы внутренней и внешней политики: Докл. на конф., нояб. 2001 г./ РАН. Ин-т США и Канады. М., 2003.
  287. Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. 1994. № 7.
  288. . Глобальный капитализм: необходимость в обновлении универсалистской модели // Международная экономика и международные отношения. 1998. № 12.
  289. Ю.А. Проблемы национального суверенитета: опыт европейской интеграции // Альманах «Космополис». 1999.
  290. Т.А. Реформа государственных институтов в Италии // Полис. 1993. № 3.
  291. Т.С. Свобода информации о деятельности исполнительной власти федерального уровня в США: правовой аспект // Отеч. арх. 1998. № 6.
  292. А., Широков Г. Глобализация: выгоды и риски // Международная политика. 2001. № 7.
  293. Ф. Личность и институт современного американского президентства // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
  294. Ю.Златопольский Д. Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционный суд в государствах Восточной Европы // Вестник МГУ, серия «Право». 1998. № 2.
  295. П.Илышев А. В. Госаппарат Японии: Опыт реформ // Международная жизнь. 1996. № 8.
  296. А.В. Япония: административная реформа и государственный аппарат // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5.
  297. А.Д. Конституционная реформа 1995 г. во Франции и парламент // СОЦИС. 1998. № 5.
  298. A.M. Современное состояние Конституции V республики во Франции // Государство и право. 1997. № 4.
  299. В.В. Глава государства и судебная власть (федеральный и региональный аспект) // Рос. судья. М., 1999. № 3.
  300. В.В. Полномочия главы государства в Российской Федерации в сфере законодательной власти // Право и жизнь. М., 1999. № 22.
  301. В.В. Замещение полномочий главы государства в России // Право и жизнь. М., 1999. № 21.
  302. Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3.
  303. А.А. Президент Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998, № 9, 10.
  304. Ю.А. Российская демократия в контексте мировых реальностей // Власть. № 10, 1999.
  305. В.В. Служба высших руководителей в США // Государство и право. 1996. № 6.
  306. В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3.
  307. А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. № 2.
  308. Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Международная экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  309. И.В. Основания и порядок избрания князя в русском государстве X—XIV вв.. // Академический юридический журнал. № 4 (10), (октябрь-декабрь), 2002 г.
  310. А.Г., Огнивцев С. Б. Транснациональный капитал и национальные государства // Международная экономика и международные отношения. 1999. № 6.
  311. Н., Шаламберидзе Е. В интересах национальной безопасности (Стратегическое предвидение невозможно без качественной аналитики // ВПК Военно-промышленный курьер. № 18 (35), 19−25 мая 2004 года.
  312. В.В. Новеллы конституционного законодательства ФРГ // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  313. А.Н. Транснационализация демократии («Третья волна» демократизации в свете теорий мировой экономики) // Полис. № 2, 1999.
  314. ЗО.Оболонский А. В. Бюрократия и бюрократизм (К теории вопроса) // Государство и право. 1993. № 12.
  315. А.В. Эволюция государственной службы в Великобритании // Государство и право. 1996. № 6.
  316. Окуньков JL Отклонение федеральных законов главой государства // Право и экономика. М., 1998. № 9,10.
  317. ЗЗ.Олтеану О. М. Роль и место Конституционного суда Румынии в процессе становления правового государства // Государство и право. 1995. № 6.34,Осавелюк А. Понятие и система государственных органов // Право и жизнь. № 48 (5), 2002.
  318. А.В. Конституционный суд Словацкой республики как гарант конституционности и охраны основных прав и свобод граждан // Юрист. 1998. № 11/12.
  319. К. Становление «президентской вертикали» проходило во Франции трудно и порой драматично//Российские вести. 1996. 17 окт. С. 8.
  320. П.И. О системе и взаимоотношениях федеральных государственных органов в Бельгии // Рос. юрид. журн. Екатеринбург, 1998. № 1.
  321. О. Акты Президиумов Верховных Советов СССР, РСФСР и Президента СССР: историко-правовой анализ // Право и жизнь. М., 1998. № 16.
  322. Г. Х. Внешняя политика и двухпартийное взаимодействие президента и Конгресса // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. М., 2000. № 9.
  323. В. Контуры будущего мира: нации, регионы, транснациональные общности // Международная экономика и международные отношения. 2001. № 3.
  324. А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании // Юрист. 1999. № 4.
  325. , Н.Э. Глава государства: пределы безответственного поведения // Сиб. юрид. вестн. Иркутск, 1999. № 1.
  326. Ю. Внешнеэкономические связи в XX в. от упадка к глобализации // Международная экономика и международные отношения. 2001. № 8.
  327. А. Становление государственности: Саудовская Аравия // Азия и Африка сегодня. 1996. № 1.
  328. An Organizational History of the National Security Council // By James S. Lay, Jr. and Robert H. Johnson. June 30, 1960. Papers of Sydney W. Souers. Box 1. Harry Truman Library.
  329. Balicki, R. Konstytucyjna pozycja glowy panstwa w roznych systemach rzadow // Acta Univ. wratislaviensis. Wroclaw, 2000. № 2177: Przeglad prawa i administracji, № 43.
  330. Best R.A.Jr. The National Security Council: An Organizational Assessment. CRS Report for Congress, August 11, 1992. Congressional Research Service.
  331. Don Bonafede. Scholars Tackle Problems of Presidential Advisory System // National Journal, November 22, 1975. Vol. 7. № 47.
  332. Diplomacy for the '70. A Program of Management Reform for the Department of State. U. S. G.P.O., 1970.
  333. Ficzere L. Agencies next to the government // Annales Univ. scientiarum budapestinensis. Sect, iuridica. 1993. T. 34.
  334. Glad В., Link M.W. President Nixon’s Inner Circle of Advisers // Presidential Studies Quarterly. Vol. XXVI. № 1 (winter), 1996.
  335. Larson D.W. Belief Systems and Schemas in Foreign Policy Decision-Making // Political Psychology. March 1994. Vol. 15. № 1.
  336. Nelson A.K. President Truman and the Evolution of the National Security Council // The Journal of American History. Vol. 72. № 2. September 1985.
  337. Schwarz H.-P. Von Heuss bis Herzog: Die Entwicklung des Amtes im Vergleich der Amtsinhaber // Aus Politik u. Zeitgeschichte. Bonn, 1999. № B20.
  338. US Policy and Its Formulation. By Mr. S. Everett Gleason. Presented at the National War College, Washington, D. C, 31 August 1954. Harry Truman Library.
  339. Vranjanac D. Responsibility of the Head of State and the Government in Yugoslavia // Yugosl. law. Beograd, 1997. № 3.
  340. Yolka, Ph. Le pouvoir de nomination du chef de l’Etat sous la Cinquieme Republique // Rev. du droit publ. et de la science polit. en France et a l’etranger. P., 1999. № 3.
Заполнить форму текущей работой