Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные основы исследования социальной политики представлены трудами о государственном управлении и государственной политике, о власти, справедливости, порядке и законе философов Античности (Аристотель, Платон, Цицерон) и средневековыми мыслителями (Фома Аквинский, Августин Блаженный). Европейские философы эпохи Просвещения и Нового Времени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ сравнительной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 1. Концептуальный анализ теорий инвалидности
    • 1. 2. Конструирование концепций национальных социальных политик в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Методологические принципы компаративного кросс-национального исследования
  • Глава 2. Кросс-национальный анализ западных моделей государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 2. 1. Международные стандарты социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 2. 2. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в США: основные приоритеты и правовые акты
    • 2. 3. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в Великобритании
    • 2. 4. Об использовании опыта государств всеобщего благосостояния в органы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в России
  • Глава 3. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: социологический анализ
    • 3. 1. Функции и приоритеты государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 3. 2. Организация соц иальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в 1991—2004 годах в РФ.&bdquo
    • 3. 3. Социаль ная реформа и положение лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в оценках субъектов социальной политики

Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена растущей сложностью и остротой социальных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Социальная реальность ставит теоретическую и эмпирическую социологию перед необходимостью теоретического осмысления и эмпирического изучения данной проблемы. Методологический поиск и разработка новых подходов к анализу государственной социальной политики инвалидности в России, путем сравнения ее со странами с высокими стандартами и значительными достижениями в области государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, может помочь определить наиболее социально оправданный и экономичный путь движения в этом направлении.

Проблематика сравнительного исследования государственной социальной политики инвалидности пока не получила адекватной теоретической и эмпирической интерпретации в научной социологической литературе. Это происходило как из-за методологической и эмпирической сложности подобных сравнений, так и сложившейся привычки интерпретировать происходящее в нашей стране как специфический «российский путь».

Но вклад компаративных социологических исследований государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья не следует недооценивать. Сравнительные межстрановые исследования могут стать необходимым фундаментом для разработки передовых технологий государственной социальной защиты и формирования Российской социальной политики инвалидности.

Особую значимость в этой связи приобретает сравнительный социологический анализ концептуальной основы социальной политики и мер практической реализации государственной социальной защиты, которые становятся тем более актуальными, чем более инновационные реформы планируются к реализации в социальной сфере в России.

Социальные реформы последних лет, проведенные в России, показали: прямого заимствования зарубежных моделей в области социальной политики быть не может.

Это делает актуальной задачу содержательного анализа концептуальных основ формирования тех или иных направлений социальной политики в области инвалидности, принятых в развитых странах. Не менее важной является оценка того, насколько предложенные зарубежные концепции и сопровождающие их правовые законы и акты работают в реальности, как реализуемая система мер в области поддержки инвалидности воспринимаются в этих странах теми, на кого она направлена.

Сегодня есть полное основание для того, чтобы отнести проблему инвалидности не просто к российской, но и к глобальной проблеме, значимой для всего мирового сообщества. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Положение инвалидов является серьезной проблемой и для России, где примерно 7,8% граждан составляют люди с ограниченными возможностями здоровья1.

Разные периоды российской истории рождали свои модели социальной политики в области инвалидности. До 1990;х годов, в так называемый советский период, государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья носила преимущественно патерналистский характер и сводилась к предоставлению компенсаций — денежных выплат и натуральных услуг. Инвалидность была одним из немногих приемлемых оснований для того, чтобы взрослый человек мог не работать. Инвалидность при этом рассматривалась только с узко-медицинской точки зрения. Дети — инвалиды помещались в государственные стационарные учреждения, поскольку считалось, что эти учреждения могут лучше справится с организацией ухода и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, чем это могли бы сделать их родители. Дети-инвалиды, не помещенные в государственные учреждения, как правило, учились отдельно от других сверстников в специальных школах либо не учились вовсе. Из-за отсутствия соответствующих условий объекты социальной инфраструктуры и среда обитания были практически недоступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подрастая, инвалиды работали на специализированных предприятиях для инвалидов и жили в специальных поселках при этих предприятиях, и фактически были изолированы от советского общества. Советская система работала на создание до сих пор широко распространенного мнения о том, что «советский человек здоров и счастлив и в СССР нет инвалидов».

Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества, последовавшие в 90-х годах прошлого века, и предопределившие переход к новому, постсоветскому периоду, наложили свой отпечаток на государственную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и оказали значительное влияние на их положение в этот переходный временной отрезок истории.

Время постсоветских трансформаций не сопровождалось уменьшением числа инвалидов. Согласно действующей статистической оценке Минздравосразвития России,.

1 Брейтуэйт Ж. Россия: справка о положении инвалидов. Человеческое развитие Азия. Всемирный банк, 29 апреля 2005. С. 2.

— Европа и Центральная численность инвалидов увеличилась с 6,3 млн. в 1995 г. до 11,4 млн. в 2004 году^Это являлось следствием воздействия различных факторов, где ведущими оставались: резкое ухудшение показателей здоровья населения (особенно среди мужчин), развал системы здравоохранения, изменение правил учета инвалидности3. Одновременно в этот период были сделаны важные правовые шаги в области инвалидности4.

В. 21 веке Правительство Российской Федерации объявило в качестве приоритетной цели — сокращение бедности. Поскольку в России инвалидность населения в значительной мере ассоциируется с бедностью, то новый век для России фактически должен был стать веком поиска новых направлений работы по борьбе с инвалидностью5. В какой то мере эти ожидания частично оправдались.

Начиная с 2003 года реформаторская деятельность в социально-правовой сфере инвалидности начала приносить свои первые результаты. Одновременно она вскрыла ряд проблем, связанных с необходимостью преодоления целого ряда институциональных, социально-экономических, идеологических и культурных ограничений ради достижения поставленных гуманных целей.

Политикам и ученым со всей очевидностью стало ясно — общая, системная картина социального государства пока не готова6. Но следует двигаться дальше, одновременно переосмысливая возникающие проблемы и находя наиболее адекватные пути их решения. Сегодня вопрос о национальной государственной социальной политике (далее — СП) в отношении инвалидов для России приобретает особую актуальность. В первую очередь, требуется тщательная концептуальная проработка основ новой политики в области инвалидности. Социальные эксперименты в этой сфере могут иметь слишком большую социальную цену для российского общества.

2 КОНЦЕПЦИЯ федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006;2010 годы» (Минздравсоцразвития России).

3 Немаловажную роль здесь сыграло внесение изменений в пенсионный учет для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые раньше считались пенсионерами по возрастуЭто объяснялось стремление работодателей избежать выплат выходных пособий уволенным работникам. Вместо этого выгоднее было поставить работников на инвалидность;

4 В 1991 г. был принят закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», в котором впервые были представлены принципы социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и дано определение инвалидности. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», официально закрепил цели государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, а также изменения институциональной основы государственной политики. За ним последовала Первая Национальная программа социальной поддержки инвалидов на 19 961 999 гг. и Вторая Национальная программа социальной поддержки инвалидов на 2000;2005 гг.

К последним изменениям относится решение Правительства Российской Федерации упразднить систему льгот для отдельных категорий граждан, включая лице ограниченными возможностями здоровья, заменив ее денежными выплатами, с 1 января 2005 года.

5 Брейтуэйт Ж. Россия: справка о положении инвалидов. Человеческое развитие — Европа и Центральная Азия. Всемирный банк, 29 апреля 2005. С. 1−3.

6 Наберушкина Э. К. Политика в отношении инвалидов / Э. К. Наберушкина // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 205.

В основе концептуальной проработки новой СП должны лежать ответы на целый перечень важных для государства вопросов: как должна строиться новая модель социальной политики, отвечающая современным российским реалиям? Какие концепции, идеологические приоритеты и культурные ценности должны быть положены в ее основании? Насколько эта политика должна быть уникально российской или формироваться в рамках глобальных тенденций, существующих в экономически развитых странах мира?

Для поиска концептуальных рамок поставленной проблемы особое значение приобретает изучение эволюции формирования антидискриминационной социальной политики инвалидности в США и Великобритании. Осознание того, как строится антидискриминационная политика в этих странах, может способствовать выработке мягких и наиболее адекватных стратегий политики в области инвалидности в России, с учетом существующей специфики.

Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные основы исследования социальной политики представлены трудами о государственном управлении и государственной политике, о власти, справедливости, порядке и законе философов Античности (Аристотель, Платон, Цицерон) и средневековыми мыслителями (Фома Аквинский, Августин Блаженный). Европейские философы эпохи Просвещения и Нового Времени продолжили начатую мыслителями Античности тему о государстве и государственной устройстве (А. Токвиль), о нравственности в политике (Н. Макиавелли), правах человека и общественном договоре (Т. Гоббс, Ж-Руссо), природе отношений граждан и государства (И.Кант). Важную роль в понимании природы социальной политики сыграли работы мыслителей и общественных деятелей, развивающих объяснение гражданского общества, идеи личной свободы и ответственности (Т. Джефферсон, Т. Мор, Р. Оуэн, С. Сен-Симон, Ш. Фурье, Б. Франклин). Базовое значение для анализа социальной политики имеют социологическая теория социального статуса (М. Вебер, В. И. Ильин, Н. К. Иконникова, Г. Маршалл, Б. Тернер), социологическая теории государства, общества и прав человека, современные концепции социальной и публичной политики. В работах таких классиков социологии как М. Вебер, Г. Зиммель, П. Сорокин были сформированы методологические основы научных исследований социальной политики.

Социальную политику как отличительную особенность государств-наций в исторической и политической перспективе рассматривали Г. Эспинг-Андерсен, Т. Маршалл, Б. Дикон, Дж. Хэррис. Классическая концепция Т. Х. Маршалла, оказавшая сильное влияние на формирование теории социальной политики и ее практическое воплощение, включало рассмотрение социальной политики как социального гражданства7. Теоретические основания исследования социальной политики как структурирующего и структурируемого социального института были заложена трудами П. Бурдье. Общие закономерности исследования социальной сферы представлены в работах Г. Осадчейтипы социального государства определены Г. Эспинг-Андерсеном., И. Григорьевойпринципы социальной политики, закономерности ее развития в сфере здравоохранения и в связи с социальной работой раскрываются в работах Н. Григорьевой, В. Попова, Ш. Рамон, А. Чириковой, Е. Холостовой и Т. Шанина. Системный анализ существующих концепций социальной политики в рамках структурно-функционального и социетального подходов с попыткой выстраивания социологической концепции социальной политики с опорой на основные классические и современные социологические парадигмы были осуществлены в работах саратовского социолога Л. Константиновой. Сравнительный анализ систем здравоохранения был проделан Н.Григорьевой.

Подходы к исследованию социальной стратификации представлены работами Э. Гидценса, В. Радаева, О. Шкаратана. Вопросы социального неравенства и эксклюзии анализируются П. Абрахамсоном, Ф. Бородкиным, М. Елютиной, И. Ильиным, Н. Тихоновой, Э. Чекановой, В. Шмидт.

Существует в России и критическая традиция исследования социальной политики в отношении инвалидов (С. Васин, О. Голодец, С Бесфамильная, Т. Малева, О. Синявская), которая пока только формируется.

Исследования эволюции социальной политики в отношении инвалидов в России, ее идеологии, структуры и содержания проводят С. Васин, Т. Малева, Э. Наберушкина.

Также учеными разных стран исследуются различные модели инвалидности, среди которых выделяются так называемые традиционные концепции, включающие религиозную, медицинскую, экономическую, реабилитационную модели инвалидности8, и.

7 Социальная политика как социальный аспект категории гражданства рассматривается в новейших исследованиях социального гражданства (Дж. Буссмейкер, А. Грешнова, В, Ильин, С. Оукин, П. Романов, X. Шрадер).

8 Согласно медицинской модели инвалидность идентифицируется как медицинская патология, неполноценность, а лицам с ограниченными возможностями здоровья приписывается статус больных, девиантов, что неизбежно приводит их к изоляции от здорового большинства (К. Варне, Е. Гофман, Парсонс, Л. Семенова, Т. Шекспир). Экономическая и реабилитационная версии традиционной модели предполагают функциональную ограниченность и нетрудоспособность инвалидов, которым требуется процесс реабилитации. Идеология этих моделей оставляет инвалидам шанс восстановления возможности трудиться или выполнять другие социально значимые функции (Н. Гурвич, И. Камаев, М. Поздняков, Н. Польская), являясь основой социальной политики многих государств. посттрадиционные или социальные, включающие британские материалистические и американские идеалистические модели инвалидности9.

Социальный подход к интерпретации инвалидности фиксирует внимание на взаимодействии между инвалидом и окружающим социумом (К. Варне, М. Горельникова, Д. Завиржек, Д. Зайцев, Э. Зола, Дж. Мерсер, Э. Наберушкина, Д. Россидес, Т. Шекспир, Е. Ярская-Смирнова). В рамках данного подхода проводятся исследования социальной стратификации инвалидности, позволившие дать социокультурное объяснение неравенства. Социальный подход является ключевым в пространстве изучения положения дискриминируемых меньшинств (М. Елютина, В. Ильин, Э. Наберушкина, Э. Чеканова). В рамках данного подхода ведется анализ форм и способов социальной интеграции инвалидов (Д. Зайцев) — социальной дистанции, существующей между обществом и инвалидами (Т. Добровольская, Н. Шабалина) — доступность высшего образования для инвалидов (Д. Зайцев, Е. Мартынова, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова).

Социально-психологические особенности взаимоотношения здоровых людей и инвалидов, потенциал социальной интеграции исследуется в трудах Ю. Баусова, Т. Добровольской, Н. Шабалиной. Концепцию независимой интегрированной жизни разрабатывают Г. Альбрехт, Д. Брадок, К. Денсон, Е. Ким, С. Пешкова, М. Пристли, Фуджура, Т. Шекспир, Ю. Элланский, деятели инвалидного движения США, Великобритании и России. Г. ДеДжонг проанализировал рост уровня независимости жизни среди инвалидов США.

Методология и философия социальной работы с инвалидами раскрываются в трудах Е. Смирновой, Е. Студеновой, М. Фирсова, Е. Холостовой, Б. Шапиро, В. Ярской. Образование в качестве фактора социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями исследуют Д. Зайцев, Э. Чеканова, В. Ярская. Коллективные действия инвалидов в контексте государственной социальной политики изучают Н. Данилова и П. Романов.

Кросс-национальный анализ законодательства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья дается в трудах С. Гудинга и В. Доуаля. Юридической интерпретации законодательства и судебных решений, влияющих на социальную политику в отношении инвалидов, посвящены работы С. Гуддинга, В. Доуаля, Д.

Социальная модель, в противовес традиционной, интерпретирует инвалидность как следствие несправедливого устройства общества. Она базируется на публикации британских ученых-лидеров инвалидного движения (К. Варне Дж. Кэмпбелл, М. Оливер, В. Финкельштейн,), а также на американских исследованиях социальных движений, Данные исследования убедительно показали несостоятельность патерналистских установок, свойственных социальной политике в отношении лиц с ограниченными возможностями (Р. Дрэйк, P.C. Парлин, К. Ричард, П. Рэмрилл, Хан, К. Шринер).

Дриммера, К. Коатес, С. Ласки и Д. Флакуса. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья американские исследователи законодательства изучают в контексте истории и интерпретации законов, касающихся прав детей-инвалидов на образование (К.Коатес, С. Ласки), трудового законодательства, предохраняющего лиц с ограниченными возможностями от дискриминации (Ричарде, Б. Тукер), законов, защищающих права специфических групп инвалидов, например, лиц с умственной отсталостью (С. Халпелн), ментальными (С. Проктор) или сенсорными проблемами (Е. Чилтон).

Компаративное исследование по осуществлению социальной политики в отношении инвалидов, сфокусированное на изучении борьбы социальных движений инвалидов за принятие более прогрессивной политики равных прав проделала Е. Лайдфут. Анализ современных концепций социальной политики в отношении людей с инвалидностью дан в работах Л. Вадингтона, М. Диллера, И. Золы и Е.Лайдфут.

В целом можно сказать, что проблема инвалидности в зарубежной и отечественной литературе исследована достаточно разносторонне. Однако множественность используемых в исследованиях методологических подходов указывает на сложность решения данной проблемы в контексте какой-либо одной исследовательской парадигмы.

Анализ отечественных работ позволяет убедиться в том, что проблема социальной политики имеет свою постсоветскую специфику. Лица с ограниченными возможностями в этих исследованиях представлены как объекты или адресаты социальной политики (Г. Багаева, Н. Дементьева, Т. Исаева, Е. Николаенко, С. Ойнонен, А. Осадчих, С. Смирнов, Э. Устинова). Доминирование подобного подхода объясняется как наследием социалистических принципов управления экономикой, социальной защитой и культурой, так и традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни. Однако признать данный подход единственно возможным в современной России не представляется возможным. Требуется переход от объектного к субъектному подходу не только при изучении проблем в области инвалидности, но и при конструировании новых моделей СП, которые могли бы быть адекватными для российских условий.

В качестве основной проблемы исследования мы выделяем противоречие между объектным и патерналистским характером проводимой СП в области инвалидности в России, являющейся продолжением советских традиций, и постепенно формирующимся запросом со стороны общества на социо-субъектный подход к инвалидности, при котором инвалиды становятся активными творцами своей социальной жизни в обществе Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что, если государство, исходя из своих социально-экономических приоритетов, формирует особую социальную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая является динамичным социальным конструктом, то общий фон’не только социально-экономических, но и культурных и политических процессов в государстве будет обуславливать социальное положение инвалидов в нем. Тогда та или иная интерпретация инвалидности в обществе будет базовым фактором, определяющим содержание социальной политики в конкретный момент времени. В этом случае социальная политика предстает как совокупность социальных отношений в обществе по поводу социального положения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Также можно предположить, что, несмотря на некоторые национальные отличия, государственная социальная политика инвалидности в Великобритании, США и Российской Федерации ориентирована на достижение равенства прав и свобод с другими гражданами и направлена на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья, что свидетельствует о доминировании в этой политике предположительно общих, а не специфических трендов.

Цель исследования — методологический и эмпирический кросс-национальный анализ государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, США и Великобритании. Реализация данной цели обусловила постановку следующих задач:

• провести расширенный концептуальный анализ теорий инвалидности, обобщить существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к исследованию инвалидности, переосмыслить понятийный аппарат и основные проблемы, актуальные на современном этапе для инвалидов различных стран;

• провести анализ концепций национальных социальных политик в отношении инвалидов в США, Великобритании и России, описать общие принципы и типологизировать подходы к СП в разных странах, вскрыть возможности и ограничения используемых концептуальных положений для реализации социальной политики;

• обобщить существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к проведению компаративных исследований.

• осуществить содержательный анализ опыта проведения социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и ее институтов в США, Великобритании и России, путем сравнения действующей законодательной базы и институтов, поддерживающих социальное движение инвалидов;

• провести интерпретацию современной государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, Великобритании и США на материалах качественных интервью и фокус-групп с российскими, английскими, американскими, французскими и шведскими экспертами в области социальной политики;

• проанализировать мнение людей с инвалидностью в России и Великобритании о положении лиц с ограниченными возможностями здоровья в вышеназванных странах на материалах фокус-групп и писем-обращений в федеральные органы исполнительной власти;

• провести анализ возможностей использования опыта США и Великобритании при проведении антидискриминационной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья для конструирования Российской национальной концепции социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования — государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, США и Великобритании. Предмет исследования — принципы, закономерности, ожидаемые и неожидаемые последствия социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, США и Великобритании, которые анализируются в сравнительной перспективе. Эмпирическую и информационная база исследования Информационная база диссертационной работы представлена:

• результатами эмпирического исследования, проведенного автором, целью которого стал сравнительный анализ мнения экспертов и самих людей с инвалидностью о государственной социальной политике в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исследование было проведено в трех городах Великобритании: Лидсе, Брэдфорде, Ланкастеретакже в Париже (Франция) и Осло (Норвегия). В географию исследования вошли два российских города: Москва и Курган. В целом было проведено 34 интервью, из них 20 интервью за рубежом (в Великобритании, Франции и Норвегии) и 14 интервью в России (Москве и Кургане). Помимо этого было проведено 3 фокус-группы в Лидсе (Великобритания), включая 1 фокус-группу с английскими экспертами, 1 фокус-группу со шведскими экспертами и 1 фокус-группу с лицами с ограниченными возможностями здоровья, и 2 фокус-группы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в Кургане (Россия). За рубежом интервью проводились с учеными, занимающимися изучением социальной политики в области инвалидности, специалистами по социальной работе с инвалидами, лидерами инвалидного движения и благотворительных организаций. В России интервью проводились в Государственной Думе, Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Независимом институте социальной политики, Московской высшей школе социальных и экономических наук, Всероссийском обществе инвалидов;

• сравнительным анализом законодательства, официальных и программных документов, федеральных программ, посвященных реализации социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, США и Великобритании;

• проблемным анализом 50 писем-обращений в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей исполнительных органов субъектов Федерации, общественных организаций инвалидов и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• анализом статистических данных (Минздравсоцразвития России) по инвалидности. Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач сравнительного социологического анализа современной государственной социальной политики в отношении инвалидов в России, США и Великобритании.

Новизна работы определяется следующими положениями:

1. В работе с позиций современных подходов к инвалидности обобщены существующие в отечественной и зарубежной социологии подходы к сравнительному исследованию социальной политики, осуществлен концептуальный анализ методологии компаративных кросс-национальных исследований социальной политики.

2. Осуществлена расширенная типологизация моделей инвалидности и концепций социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. По-новому переосмыслены существующие в отечественной и зарубежной социологии методологические подходы к исследованию инвалидности и к социальной политики различных государств.

3. Расширены исследовательские рамки нормативно-правового контекста инвалидности в России, США и Великобритании.

4. Впервые обоснованы выводы о возможности использовании опыта осуществления антидискриминационной модели социальной политики Великобритании и США для реализации социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в России.

5. Проведена научная интерпретация современной государственной социальной политики в отношении людей с инвалидностью в разных странах, на основании оценок, полученным по материалам фокус-групп и качественных интервью с экспертами и лицами с ограниченными возможностями в России и Великобритании.

6. Сформулированы авторские рекомендации по повышению эффективности государственной политики в области предоставления социальных услуг и решения социальных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в России.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составил методологический аппарат и теоретические принципы, сформулированные в теориях сравнительной социальной политики (Марш, Оуэн, Хагу, Харрон, Елдер), теории инвалидности (К. Барнес, В. Финкелыптейн, Э. Зола, Т. Шекспир, М. Пристли, Э. Стоун). Кроме того, в основу исследования легли работы, посвященные феминистскому анализу социальной политики (К. Паскаль) и проблем инвалидности (А. Харрис, Д. Видеман, М. Файн). В диссертации применяются объяснительные возможности социокультурного анализа нетипичности (Е. Ярская-Смирнова), концепции социальной политики как структурируемого и структурирующего социального института (П.Бурдье).

В основе методологии сбора эмпирических данных лежат разработки К. Барнеса, Д. Меркера, М. Пристли об эмансипаторском исследовании инвалидности, В. Ддова, С. Белановского (метод качественного интервью и фокус-групп), мультидисциплинарности предмета исследования (В.Ярская).

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологические основания концепции инвалидности оказывают базовое влияние на формирование социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. По сравнению с традиционными объяснениями медицинского или религиозного характера, посттрадиционная объяснительная схема интерпретирует инвалидность как следствие несправедливого устройства общества. Согласно этому подходу, инвалидность представляет собой некий социальный конструкт, образованный при помощи дефиниций, принятых в той или иной символической системе. Данный подход является, на наш взгляд, наиболее продуктивным, и может лечь в основу концепции социальной политики в России.

2. Государственная СП в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, будучи основным публичным механизмом в нормативно-правовом определении инвалидности, представляет собой одновременно структурируемый и структурирующий социальный институт, который фактически определяет статус лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Характер и объем бенефиций, предоставляемых государством, во многом определяет степень политической, социальной и экономической активности лиц с ограниченным возможностями здоровья в направлении достижения ими полной социальной интеграции. Таким образом, именно государство, вместе с самим индивидом, способно ключевым образом влиять на положение инвалидов в своей стране, и не должно отказаться от этой функции при любой действующей идеологии, в том числе и либеральной.

3. Антидискриминационная социальная политика или политика защиты прав полного социального гражданства лиц с ограниченными возможностями, характерная для США и Великобритании, постепенно вытесняет традиционные патерналистские и медицинские модели, распространяясь на другие развитые страны. Это означает, что логика, лежащая в основе этой политики, может быть использована и в России, с учетом российской специфики.

4. Интервью с международными экспертами, проведенные в рамках данной диссертационной работы, позволили убедиться в том, что Великобритания, как и Россия, сталкивается с практикой слабой реализации законодательных актов. Это переносит проблему из пространства концептуальных споров о типах социальной политики в пространство выработки механизмов, позволяющих улучшать реализацию социальной политики. Отличительной чертой исследованных стран продолжает оставаться то, что у них система поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеет тех ментальных ограничений, которые характерны для России. Не трактуя инвалидность широко, она позволяет одновременно достаточно надежно защитить трудовые, образовательные и родительские права тех, кто приобретает ее.

5. Анализ научных источников по изучаемой проблеме, результаты фокус-группы с международными экспертами позволили убедиться в том, что предметом осмысления при поиске оптимальной модели социальной политики для России могут стать общие концептуальные элементы антидискриминационной социальной политики по защите прав полного социального гражданства лиц с инвалидностью. Предметом осознания также должны стать собственно технологии проведения социальных реформ, включая реформы монетизации льгот, формы организации муниципальных программ социального обслуживания, доступной среды жизнедеятельности и центров помощи студентам-инвалидам в университетах, которые можно продуктивно использовать в России. В случае трансферта основными критериями эффективности подобного переноса остаются достижимость и осуществимость антидискриминационной социальной политики и социальных реформ в России.

6. За период 1991;2004 годы в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации произошли кардинальные изменения, явившиеся следствием принципиально новых подходов государства к решению проблем инвалидности. Однако оказалось, что их явно недостаточно. В результате лица с инвалидностью имели скорее продекларированные права, нежели реальные возможности для их реализации Проводимая социальная политика носила преимущественно инерционный характер, была достаточно неэффективной и «мягкой». Преобладал компенсаторный подход. Провозглашались «высокие стандарты» оказания медицинской помощи и социальных услуг, но одновременно не гарантировалось их исполнение. Результатом стало ухудшение положения инвалидов в нашей стране по целому ряду показателей. При проведении социальных реформ в России также была допущена серьезная ошибка — в ее основе, согласно замыслу, преобладал принцип категориапьности в ущерб принципу адресности в оказании социальных услуг отдельным категориям инвалидов в области здравоохранения и социальной защиты. Негативные последствия реформы монетизации удалось смягчить лишь в результате принятия целого ряда дополнительных постановлений Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и субъектов Российской Федерации. До сих пор нельзя сказать, что негативные последствия удалось устранить полностью. Это дает основания для важного вывода — поиск оптимальной модели проведения социальных реформ в России должен быть продолжен, и он не может не учитывать глобальные тенденции, характерные для развитых стран мира.

7. Интервью с инвалидами в Великобритании убедительно показали, что их готовность отстаивать свои права является значительно более высокой, нежели в России. Это означает, что наше государство будет вынуждено реализовывать свою политику, какая бы модель не была избрана, при наличии слабых сигналов со стороны всего общества и самих инвалидов. Однако это не означает, что движение в сторону антидискриминационной политики в России не должно осуществляться. Хотя бы потому, что проведенный экспертный опрос позволил убедиться в высокой синхронизации проблем, существующих у лиц с ограниченными возможностями здоровья в разных странах. Одновременно следует признать, что состояние и организация среды проживания в России для инвалидов существенно отстает от развитых стран, что не может не служить явным ограничением для быстрого движения России по пути антидискриминационной политики.

8. Интервью с инвалидами в Великобритании показали, что для них характерно более позитивное отношение к собственной инвалидности, чувство собственного достоинства от осознания себя лицом с ограниченными возможностями здоровья, и, в результате, большая политическая активность, в отличие от России, где инвалиды с физическими повреждениями пытаются дистанциироваться от собственной инвалидности, не замечать своего более низкого социального статуса, и, как следствие, не добиваться социальной терпимости и сокращения негативных стереотипов в обществе.

Заключение

.

Подведем итоги диссертационного исследования.

Общественная эффективность социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья детерминируется ее способностью формировать благоприятный социальный климат в обществе, стабильную социальную ситуацию, а также выступать в качестве существенного фактора сдерживания социального неравенства, что является необходимым условием для успешности экономических, политических и социально-культурных процессов.

Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях является универсальной, необходимой и функционально значимой сферой жизнедеятельности как американского, английского, так и российского обществ, поскольку социальные функции государственных и общественных институтов, связанные с обеспечением социального благополучия отдельных членов общества, сегодня становятся функциями жизнеобеспечения социальной системы в целом.

Использование потенциала системного анализа и методологии концептуального моделирования позволило рассмотреть социальную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в вышеназванных странах как системную целостность, образуемую особыми типами взаимосвязи ее основных элементовгосударства и общества, и выстроить несколько рядов ее типологических моделей, сконструированных с учетом широкого спектра наиболее существенных факторов. Имея универсальные параметры в своей основе, социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья разнообразна, множественна и динамична в формах их проявления и реализации.

При этом влияние мер государственной социальной политики по социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья, федеральных и региональных программ в США, Великобритании и России напрямую зависит от концептуальной модели инвалидности, на которой они основаны. При формировании государственной СП в вышеперечисленных странах имеет смысл учитывать социальную модель инвалидности, инновационную концепцию гражданских прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также концепцию независимой жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Потенциальные возможности и способности лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть реализованы и востребованы только при условии формирования соответствующей среды жизнедеятельности, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидам к образованию, трудоустройству, социально-бытовым и производственным объектам, транспорту.

Опыт прикладного использования предложенной концептуальной схемы применительно к процессам становления социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе позволил заключить, что сегодня Россия находится в ситуации выбора и формирования наиболее оптимальной модели СП в области инвалидности. Можно полагать, что протомодели СП в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые возникают в связи с реализацией социальной реформы сегодня, на данной стадии в различных регионах России, постепенно закладывают «здание» полновесной российской модели государственной СП в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной именно к ее социально-культурным условиям.

Важной особенностью практики реализации социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной России является трансформация ее патерналистской модели в пользу более либеральных типов социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, характерных для таких развитых западных стран, как США и Великобритания. Это закономерно приводит к формированию новых форм социетальности. Выбор новой модели сопровождается модернизацией социального государства как субъекта социальной политики, выражающейся в существенном изменении его роли и способов взаимодействия & обществом, сокращении и видоизменении его социальных функций, трансформации способов вмешательства и регулирования социальных отношений, институциональных и организационных преобразованиях государственных и муниципальных социальных служб.

Базовыми принципами, способными оптимизировать формирующуюся модель российской государственной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, являются децентрализация и полисубъектность. Они предполагают перераспределение социальной ответственности между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между государственными и негосударственными участниками, а также позволяют формировать региональные и муниципальные модели социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация этих принципов, с одной стороны, приводит к формированию территориально-отраслевой системы управления сферой здравоохранения и социальной защиты в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, к появлению в структуре государства новых субъектов социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в лице региональных органов власти и органов МСУ, а с другой — способствует процессу региональной социальной дифференциации лиц с ограниченными возможностями здоровья, ставит проблему обеспечения единого социального пространства на территории Российской Федерации. Решение данного противоречия возможно с помощью введения в практику управления системы минимальных социальных стандартов в сфере государственного здравоохранения, социальной защиты и оказания социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья. Также важной в этой связи является задача выработки системы шкал состояния и развития социальной сферы территорий, включающих систему индикаторов с их пороговыми и целевыми значениями, включая доступность и качество предоставляемых социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Цели, задачи и принципы функционирования социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в западных государствах с развитой рыночной экономикой представляют интерес для нашей страны, где подобные модели СП находятся в стадии формирования. Вместе с тем следует понимать, что прямое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия вряд ли возможно и целесообразно.

Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ позволяет говорить о том, что существует определенная корреляция между замыслом и опытом проведения социальной реформы монетизации льгот для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Великобритании и замыслом и реализацией социальной реформы монетизации льгот в России.

Сравнительный анализ позволяет заключить, что при всем различии социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в западных странах и в России можно все же выделить нечто общее в их направлениях. Это касается, прежде всего, поиска наиболее эффективных форм деятельности государственных органов в области защиты социальных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые характерны для России и других западных стран. Другим важным объединяющим моментом наших стран является ориентация на более тесную зависимость государства от потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает анализ, общими для лиц с ограниченными возможностями здоровья выше рассмотренных стран остаются следующие проблемы:

• медицинское обеспечение и приобретение лекарственных средств, витаминных препаратов бесплатно или на льготных основаниях;

• приспособленность жилья для проживания лица с ограниченными возможностями здоровья, а также наличие индивидуальных средств реабилитации, компенсирующих снижение зрения, слуха и способности к самообслуживанию и передвижению;

• наличие транспортных средств и средств коммуникации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на селе, в малых и средних городах;

• получение одинокими и одиноко проживающими лицами с инвалидностью требуемого по медицинским и социальным показаниям ухода, предоставление социального обслуживания высокого качества на дому или в учреждениях социального обслуживания;

• доступность профессионального образования и рационального трудового устройства.

Сравнивая социально-экономическое положение лиц с ограниченными возможностями здоровья в США, Великобритании и России, можно сделать вывод, что в настоящее время:

1. лица с инвалидностью в этих странах оказываются наиболее ограничены в доступе к образованию, причем максимально ущемленными являются инвалиды-колясочники, по сравнению с неинвалидами;

2. подавляющее число лиц с ограниченными возможностями здоровья в этих странах являются незанятыми;

3. существующие на сегодняшний день пособия, дотации и льготы для лиц с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивают им уровень жизни, сопоставимый с уровнем, достигаемым лицами без инвалидности.

Высокий уровень синхронизации проблем инвалидов России с инвалидами в Великобритании и США дают возможность эвристической апробации в России тех мероприятий, которые проводятся в этих странах для решения социально-бытовых и других проблем, характеризующих жизненную ситуацию каждого инвалида. Следует помнить, что в США и Великобритании правительства проводят активную политику, направленную на сглаживание региональных различий социально-экономического положения инвалидов, причем она носит непрерывный характер. Это позволяет рекомендовать правительству и субъектам РФ активизировать усилия по выравниванию региональных различий (особенно в сельских территориях) на непрерывной основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. Н.М.
  2. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН.1999.-256 с.
  3. Адресная социальная помощь в отношении инвалидов: перспективы и направления реформирования. Заключительный аналитический отчет по проекту НИСП. 27.04.2003. — М., 2004, — 36 с.
  4. Ю. Морально-ценностный аспект проблемы отношения «инвалид-общество»: Автореф.канд. филос. наук./ Ю. Баусов М., 1991.
  5. . Россия: справка о положении инвалидов. Человеческое развитие — Европа и Центральная Азия. Всемирный банк, 29 апреля 2005. 25 с.
  6. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. -М.: Вече, ACT, 2001.-528 с.
  7. П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. Ред. и предисл. Н. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993.- 336 с.
  8. Н. Социологические концепции исследования инвалидности / Н. Васильева // Социологический сборник. М.: Социум, 2000.- Вып. 7- С. 42−53.
  9. С.А. Инвалиды в Росси: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / С. А. Васин, О. Ю. Голодец, C.B. Бесфамильная- М.: РОССПЭН, 1999.-368 с.
  10. Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социологические исследования. 1992. № 9. — С. 47−123, -№ 11. С. 107−120.
  11. И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Ч. 1−2 / Пер. М. Добряковой//Российский социологический форум, 2001. — № 1−4.
  12. Н.С. Что было. Что есть. Что будет. некоторые размышления по поводу реформы здравоохранения Российской Федерации) опНпе. Дата изъятия: октябрь 18,2005. http://www.healthmanagement.ru/htmI/N08/Grig08.htm
  13. Н.Ю. Коллективные действия участников войны в Афганистане в контексте социальной политики: Автореф. канд. социолог, наук. / Н.Ю. Данилова-Саратов: СГТУ, 2003.
  14. И. Нестандартность жизни и социальные рамки семейного опыта инвалидов / И. Дворянчикова // Проблемы нормы и патологии: современные дискурсивные практики: Материалы международной научно-практической конференции / Саратов, 2002. С. 146−149.
  15. И. Методы социологического исследования / И. Девятко М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 296 с.
  16. Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Т. Н. Багаева, Т.Н. Исаева- М.: Институт социальной работы, 1996.-121с.
  17. Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э.В. Устинова- М.: Институт социальной работы, 1995.-109 с.
  18. К. Независимая жизнь: проблемы общественного сознания / К. Денсон .// Американская реабилитация. 1989. — № 4−5.
  19. Т. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / т. Добровольская, Н. Шабалина // Социологические исследования. 1991. — № 5 — С.3−8.
  20. Т. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство / Т. Добровольская, Н. Шабалина // Социологические исследования. 1992. — № 5. — С. 103−106.
  21. Т. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. Добровольская, Н. Шабалина // Социологические исследования. 1993.-№ 1.-С. 62−66.
  22. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Руководство для подготовки социальных работников / А. Дыскин, Э. Танюхина- М.: Логос, 1996. -224 с.
  23. И.А. Современные проблемы трудовой занятости инвалидов // клинические и социальные аспекты профилактики инвалидности и реабилитации. СПб: ЛИЦВЭК, 1992. С. 15−16.
  24. C.B. Предпринимательская деятельность как проактивная жизненная стратегия инвалидов: Автореф.канд. социолог, наук / C.B. Егорова Саратов: СГТУ, 2002.
  25. Ежегодный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации 1998 год"/ Под ред. Кареловой Г. Н.-М.: Синергия, 2000, — 99 с.
  26. Д. Как выжить детям с ограниченными возможностями и детям этнических меньшинств в государственных учреждениях длительного пребывания / Д. Завиржек // Журнал исследований социальной политики, 2004. — Т. 2, № 2 — С. 189−203.
  27. Д. Трансформация политики России в области образования / Д. Зайцев // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов, 2002. С. 17−164.
  28. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917−196 гг.) (Опыт конструктивистско-структуралистского анализа). / В. И. Ильин Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 1996.-335 с.
  29. В.Н. Социальное неравенство / В. И. Ильин М.: Институт социологии РАН, 2000.-280 с.
  30. Как измерить успех программ развития города? Муниципальное экономическое развитие. М.: Фонд „Институт экономики города“, 2002.- 38 с.
  31. Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра / Карелова Г.// Человек и труд. 2001. 1998. № 6-С. 11−15.
  32. А.Э. Маргиналы на рынке труда / А. Э. Котляр // Россия накануне XXI века. М.: ИСПИ РАН, 1994. С.68−84.
  33. Е. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) / Е. Кулагина // Народонаселение. 2002. — № 1. — С. 20−32.
  34. М.И. Анализ законов о социальной защите уязвимых групп населения (1995−1999 гг.) // Социальное законодательство России и Великобритании. М.: Хризостом, 2000. С. 20−21.
  35. М. Труд инвалидов в общей балансе рабочей силы в РСФСР // Материалы первой республиканской научно-практической конференции по трудовому устройству инвалидов в промышленности и сельском хозяйстве. М.: Наука, 1969. С. 29−30.
  36. Т. Инвалиды в России — узел старых и новых проблем / Т. Малева, С. Васин. // „Pro et Contra“. 2001/ - Т.6. — № 3. — С. 80−105.
  37. Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями / Е. А. Мартынова Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2002.- 240 с.
  38. Материалы первой республиканской научно-практической конференции по трудовому устройству инвалидов в промышленности и сельском хозяйстве. М.: ЦИЭТИН, 1969.
  39. Н. Социальная политика России в контексте зарубежных концепций и практик. / Н. Меннинг // Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под общ. ред. О.И. Шкаратана- М.: ГУ ВШЭ, 2003.-С.69−109.
  40. Н. Социальная защита населения в ельцинской России (взгляд извне). / Н. Меннинг // Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под общ. ред. О.И. Шкаратана- М.: ГУ ВШЭ, 2003.-С.110−143.
  41. Методика профориентации инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии: методическое пособие. М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2003.- 160 с.
  42. Э. Тендерная стратификация инвалидности/ Э. Наберушкина // Социокультурный анализ тендерных отношений / Под ред. Е. Ярской-Смирновой- Саратов, 1998.-С. 117−120.
  43. Э.К. Политика в отношении инвалидов / Э. К. Наберушкина // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002.-С. 202−236.
  44. Э.К. Стратификационный анализ инвалидности: Автореф. .канд. социолог, наук / Э. К. Наберушкина Саратов, 1997.
  45. Неформальные платежи за социальной помощь в России // Отв. ред. C.B. Шишкин. М., 2003. online. Дата изъятия: октябрь 26, 2005 http://www.socpol.ru/publications/pdfyincome.pdf
  46. С.М. Квотирование рабочих мест для инвалидов: точка зрения работодателей / С. М. Нечаева, Е. Р. Ярская-Смирнова, Д. В. Зайцев и др. // Человек и труд. -2004. № 11.-С. 34−36.
  47. О. Инвалид на рынке труда / О. Новожилова // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 130−134.
  48. А. Они нуждаются в поддержке / А. Осадчих // Социальное обеспечение.1999. -№ 2,-С. 22−23.
  49. Оснащение сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности спортивно-оздоровительной работы с инвалидами: Метод, пособие / М.: Мин. труда и соц. Развития РФ, 2003. 45 с.
  50. Основные направления и методы реабилитационной психологической работы с инвалидами молодого возраста вследствие ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / Ред. Г. Д. Селиванова, н.С. Коротких- 1991. — С. 112−121.
  51. М. А. Здоровье детей-инвалидов дошкольного возраста и факторы, его определяющие / М. А. Поздняков, И. А. Камаев, Н. И. Гурвич и др. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998. — № 6.- 36−48.
  52. H.A. Социокультурный аспект об оценке психологического статуса инвалидов / H.A. Польская // Социальная реабилитация. Саратов, 2000.
  53. Пособие по независимому образу жизни для инвалидов. М.: РООИ „Перспектива“, 2000.
  54. Права глухих. / Сост. В.З. Базоев- М.: Загрей, 2000 408 с.
  55. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М&bdquo- 1996.-238 с.
  56. Т. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализация законодательства РФ / Т. Пушкина, JI. Козлова // Человек и труд. 1998. — № 6. — С. 28−33.
  57. В. Социальная стратификация ./ В. Радаев, О. Шкаратан- М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.
  58. Ш. Нормализация и социальная валоризация в контексте современной социальной политики / Рамон Ш.// Управление здравоохранением. 2001, № 2, С. 15−25.
  59. Региональная общественная организация инвалидов „Перспектива“. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход online. Дата изъятия: октябрь 24, 2003. http://www.perspekti va-inva.ru/employment-common.shtmI/
  60. П.В. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова- Саратов: СГТУ, 2004.- 258 с.
  61. Н.С. Государственная социальная политика: сущность, мировой опыт, российская модель // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. Ростов-на-Дону.
  62. Г. Д. Социальная защита пожилых людей и инвалидов в Самарской области / Г. Д. Светкина // Развитие социальных служб для уязвимых групп населения РФ. М., 2002.-230 с.
  63. Г. Социальная адаптация семей с онкологическими больными детьми / Г. Силласте // Социологические иследования. 1997. — № 1. — С. 56−64.
  64. Система социальной защиты в зарубежных странах // Отечественные записки. — 2003. № 3 (12). online. Дата изъятия: октябрь 18, 2005. http://magazines.russ.rU/oz/2003/3/2 003 312.html
  65. С. Экономика трудовой реабилитации инвалидов: опыт предприятий ВОИ / С. Смирнов, Е. Николаенко // Человек и труд. 1998. — № 12.
  66. Е. Когда в семье ребенок-инвалид / Е. Смирнова // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 83−90.
  67. Е. Семья нетипичного ребенка: экосистемные основания реабилитации / Е. Смирнова//Семья в России. -1996.-№ 3−4. С. 30−46.
  68. Е. Философия и методология социальной работы: Учеб. пособие / Е. Смирнова, В. Ярская- Саратов: СГТУ, 1997.104 с.
  69. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
  70. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова- М.: ИНИОН РАН, 2002. 456 с.
  71. Социальная политика. Учебник / Под общей редакцией H.A. Волгина- М.: Изд-во „Экзамен“, 2003. 736 с.
  72. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А.И. Осадчих- М. 1996, — 210 с.
  73. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума „Социальное здоровье России“ ТЕИС, 1997.- 180 с.
  74. Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы. Проблемно-тематический сборник. М.: ИНИОН. 1999. — 176 е.
  75. Социальные льготы гражданам Российской Федерации и направления их реформирования. М., 2001. 180 с.
  76. Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации / М.: М-во труда и соц. развития РФ- Рос. Ин-т культурологии М-ва культуры РФ- Под общ. ред. В. И. Ломакина и др., 2002. 65 с.
  77. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Права и возможности инвалидов в Российской Федерации 10 сентября 2001 года, online. Дата изъятия: октябрь 18,2005 // www.ombudsman.gov.ru/docum/spinv.htm
  78. С. Социальные отношения в системе реабилитации / С. Степухович // Профессиональная реабилитация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы. Самара, 1998. С. 18−24.
  79. М.О. О социализации молодых инвалидов / М. Суслова // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 137−139.
  80. Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России / Е. А. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. 2004. — Т. 2. — № 1 — С.7−28.
  81. Е. Модели инвалидности (конструирование национальной концепции социальной политики)./Е.А.Тарасенко// Управление здравоохранением. 2003, № 1-С.51−62.
  82. Н. Е., Давыдова Н. М. Кризис занятости и пути его преодоления на микроуровне. / Н. Е. Тихонова, Н. М. Давыдова // Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под общ. ред. О.И. Шкаратана- М.: ГУ ВШЭ, 2003. -С.328−369.
  83. Н.В., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? / Н. В. Тихонова, О. И. Шкаратан // Социологические исследования. № 3. -С. 21−31.
  84. Н. Феномен социальной эксклюзии в современной России / Н. Тихонова // Мир России. 2003. -№ 1. — С. 36−83.
  85. Н.В. Феномен городской бедности в современной России. — М.: Летний сад, 2003.-408 с.
  86. А. Социальная защита инвалидов-горожан в условиях переходного периода / А. Федоров СПб. Ун-т, 1999 — 82 с.
  87. М. Теория социальной работы. / М. Фирсов, Е. Студенова- М.: Гуманит. Изд. Центр „ВЛАДОС“, 2000. -439 с.
  88. Е. Методики оценки эффективности деятельности социальных служб / Е. Холостова // Эффективность деятельности учреждений социальной защиты семей и детей. М., 1998. С. 24−36.
  89. Е.И. Социальная политика /Е. Холостова М.: СТИ МГУС, 2000. -251с.
  90. Е.И. Социальная реабилитация: Учебная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. / Е. И. Холостова, Н.Ф. Дементьева- М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К“, 2003.-340 с.
  91. Хоткина 3. Тендерные аспекты безработицы и системы социальной защиты населения / 3. Хоткина // Тендерные аспекты социальной трансформации. М.: РАН, 1996. -С. 74−83.
  92. . Идеологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями / Б. Шапиро // Куда идет Россия, М.: МВШСЭН, 1996. -С. 410−414.
  93. П. Стереотип социальный / П. Шихирев // Энциклопедический социологический словарь. Ред. Г. Осипов- М.: ИСПИ РАН, 1995.- С.771−772.
  94. О.И. Декларируемая и реальная социальная политика. / О. И. Шкаратан // Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под общ. ред. О.И. Шкаратана- М.: ГУ ВШЭ, 2003,-С.32−68.
  95. Ю.Г. Концепция социальной независимости инвалидов / Ю. Г. Элланский, С. П. Пешков // Социологические исследования. 1995. — № 12.
  96. Энциклопедия социальной работы / Пер. с анг. М.: Центр человеческих ценностей, 1994. Т.2.-454 с.
  97. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. Ядов // Мир России. 1995. — № 3−4.-С. 158−181.
  98. В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. Ядов Самара: Самарский ун-т, 1995. — 331 с.
  99. В. А. Стратегия и методы качественного анализа данных / В. Ядов // Социология 4M. 1991.- № 1.-С.14−31.
  100. В. Н. Антропология социальной политики / В. Н. Ярская // Человеческие ресурсы. 1998. — № 1. — С. 4−6.
  101. В. Н. Образование человеческих ресурсов / В. Ярская // Проблемы и перспективы развития человеческих ресурсов. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2001. — С. 7−16.
  102. В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа /В. Ярская // Журнал исследований социальной политики. 2003.-№ 1.-С.11−28.
  103. В.Н. Философия образования на пороге XXI века / В. Ярская // Философия на рубеже веков. СПб.: СпбГУ, 1996.
  104. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории русских инвалидов / Е. Ярская-Смирнова // ИНТЕРакция, ИНТЕРвью, ИНТЕРпретация. 2002. — № 1. — С. 39−50.
  105. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1999. — № 4.-С.З 8−45.
  106. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. / Е. Р. Ярская-Смирнова — Саратов: СГТУ, 1997.
  107. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами: Учеб. Пособие. Саратов: Сарат. гос.техн.ун-т, 2003. 224 с.
  108. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П. В. Социальная защищенность городской монородительской семьи / Е.Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов // Мир России. Т. 2004. -XIII.-№ 2.-С. 66−95.
  109. В. Междисциплинарный подход к проблеме социальной экскшозии. /В. Шмидт//Журнал исследований социальной политики.- 2004- Том 2 № 4, С. 62−70.
  110. Barnes C. Disabled People in Britain and Discrimination. London: Hurst&Company. University of Calgary Press, 1991. 256 p.
  111. Daunt P. Meeting disability: A European response. London: Cassell Educetional Limited, 1991.
  112. De Jong G. Independent Living: From Social Movement to Analytic Paradigm. Archives of Physical Medicine and rehabilitation, 1978- 60 p.
  113. Drake R. F. Understanding Disability Policies. Basingstoke: Macmillan, 1999. 348 p.
  114. Driedger D. The last civil rights movement: Disabled People’s International. New York: St. Martin’s Press, 1989. 340 p.
  115. Elder, J. W. Comparative Cross-National Methodology. Annual Review of Sociology (21), 1976.-P. 209−230.
  116. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  117. Finkelstein V. Disabled People and Our Cultural Development.p.1−5. First published in Dail (Disability Arts in London) Magazine, 1987. 1993online. Date of access: May 12,2003. http:// www.independentliving.org/docs3/finkelstein87a.pdf
  118. Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000.
  119. Ginsberg N. Divisions of Welfare: A Critical Introduction to Comparative Social Policy. London: Sage, 1992.
  120. Hahn A. de. Social Exclusion: an Alternative Concept for the Study of Deprivation? // IDS Bulletin. 1998. Vol.29. N 1.
  121. R., Harrop M. & Breslen S. Comparative Government and Politics: An Introduction. London: Macmillan, 1987.
  122. Hague R. Disability Politics in Bangladesh: Health and Education http://www!urban-watch.org/art/HIC-en020818020959.htm
  123. Kennett P. Comparative Social Policy: Theory and Research. London-Open University Press, 2001.- 167 p.
  124. Lightfoot E. The Implications of New Disability Rights Policies on the Contours of the Welfare State in the United States and Great Britain. PhD Dissertation. Indiana University, August 1998.-344 p.
  125. Longmore H. The Second Phase: From Disability Rights to Disability Culture.p.l-5. // DISABILITY RAG & RESOURCE, Sept./Oct. 1995online. Date of access: November 22, 2003 http://www.independentliving.org/docs3/longm95.html
  126. Marsh R. Comparative Sociology: The Codification of Cross- Societal Analysis. New York: Harcourt, Brace, 1967.
  127. Marshall T. Citizenship and social class. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1950.
  128. May K. Social Research: Issues, Methods and Processes. 2-nd ed. Buckingham: Open University Press, 1997.
  129. Mercer J. Labelling the Mentally Retarded. In: Social Problems, Vol.13, 1965.-N1.-P. 21−34.
  130. Oliver M. The Politics of Disability. London: Macmillan, 1990.
  131. Oliver M., Campbell J. Disability Politics: Understanding Our Past, Changing Our Future. Routledge, 1996. 240 p.
  132. E. (ed) Comparative Methodology: Theory and Practice in International Social Research. London: Sage, 1990.
  133. Parsons T. Patients, Physicians and illness. 1958.
  134. Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare. Cambridge, 1998.
  135. Pickvance, C. Comparative Urban Analysis and Assumptions about Causality//International journal of Urban and Regional Research. 1986 № 10(2). P.38−52.
  136. Pfeiffer D. A comment on the Social Model (s)online. Disability Studies Quarterly. Fall 2002, Volume22, No.4. Date of access: February 19, 2003. http://www.afb.org/dsq/ articles html/2002/Fall/dsa 2002 Fall 24. html
  137. Preiffer D. The Conceptualization of Disability? Exploring Theories and Expanding Methodologies: Where We Are and Where We Need to Go. Edited by Sharon N. Barnartt and Z. Barbara Mandell. New York: Elsevier Science, 2001 volume 2.
  138. Promotion of Non-Handicapping Physical Environments for Disabled Persons: Guidelins. New York: United Nations, 1995.
  139. Przeworski A. Methods of cross-national research 1970−1983 in Dierkres Y., Weiler N. & Antal A. Comparative Policy Research: Learning from Experience. Ardershot: Goner & Berlin: WZB, 1987.
  140. Readings in Social Welfare: Theory and Policy / Ed. By R.E. Kuenne. Oxford, 2000.
  141. Rose R. Comparing Forms of Comparative Analysis. Political Studies, 1991.
  142. Saxton M. and Kaplan D. Disability Community and Identity: Perceptions of Prenatal Screening // Disability Studies Quarterly Fall 2001, Volume 12, no.2.
  143. Scotch R. and Schriner K. Disability as human variation: Implications for policy. The Annals of the American Academy of Politics and Social Science, 549 (January), C. 148−159.
  144. Shakespere T. Help: Imagining Welfare. Birmingham: Venture Press, 2000.
  145. Stone D. The Disabled State. Philadelphia: Temple University Press, 1984.
  146. Stothers W. The 'New Paradigm» of Disability. The Center for an Accessible Society.online., Date of access: March 4,2004http://www.accessiblesocietv.org/topics/demographics-identity/newparadigm.html
  147. The Welfare State Reader / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge, 2000.
  148. World Health Organization International Classification of Impairment, Disability and Handicaps: a Manual of Classification Relating to the Consequences of Disease. Geneva, Switzerland: World Health Organization, 1980.
  149. Zola I. Toward the necessary universalizing of a disability policy. Milbank Quarterly, 67,1989, C. 401−428.
  150. Нормативно-правовые акты: 1. Декларация о правах инвалидов, утвержденная резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года Дата изъятия ноябрь, 10, 2005 http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm
  151. Проект Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Дата изъятия ноябрь, 10, 2005: http://www.uп.org/russiaIг/documeIг/coпveпts/disabled draft. pdf
  152. Всемирную программу действий в отношении инвалидов ООН (1992 год)
  153. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. Дата изъятия ноябрь, 10,2005http://www.un¦org/russian/documen/convents/disabled¦htm
  154. Анти-дискриминационная Директива Европейского Союза (2002)
  155. Программа действий Евросоюза «Инициатива Равенства» на 2000−2006 годы.
  156. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  157. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 191-ФЗ.
  158. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-Ф3.
  159. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  160. Федеральный закон от 12.12.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
  161. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  162. Закон Российской Федерации от 17.12.1992 № 4121−1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства».
  163. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 25.03.1993 № 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
  164. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
  165. КОНЦЕПЦИЯ федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006−2010 годы» (Минздравсоцразвития России).
  166. МАТЕРИАЛЫ К ОБСУЖДЕНИЮ НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОПРОСА «О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВАЛИДОВ НА 2006−2010 ГОДЫ» (июнь 2005 года) (Данные Департамента социальной защиты Минздравсоцразвития России).
  167. The Americans With Disabilities Act of 1990. Date of access: July 16,2005. http://www.dol.gov/esa/regs/statutes/ofccp/ada.htm
  168. Disability Discrimination Act 1995. Date of access: July 16,2005. http://www.opsi.gov, uk/acts/acts 1995/1 995 050.htm
  169. National Disability Policy: A Progress Report (December 2000-december 2001). National Council on Disability (USA). July 26,2002. Date of access: December 12, 2003. http://www.ncd.gov/newsroom/publications/progressreport07−26−02.html
  170. The Transportation Equity Act for the 21st Century was enacted June 9, 1998. Date of access: July 16,2005. http://www.fhwa.dot.qovrrEA21/index.htm
  171. Air Carrier Access Act 1986. Date of access: July 16,2005. http://www.disabilitytravel.com/airlines/air carrieract details. htm
  172. Medicare Modernization Act (2003). USA. Date of access: July 16,2005 http://www.centrists.org/issuesummaries/healthmma.html
  173. Health Insurance Portability and Accountability Act. Date of access: July 16,2005 http://www.iamedicare.com/Provider/billing/hipaainfo.htm
  174. The NewFreedom Initiative of President Bush2001. Date of acess: September 18,2005. http://www.cms.hhs.gov/NewFreedomInitiative/
Заполнить форму текущей работой