Проблемы совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях
Признавая роль предупреждения чрезвычайных ситуаций важнейшей и отдавая этой системе пальму первенства в повышении безопасности государства, общества и народа (гражданина), в то же время нельзя не развивать систему ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не разрабатывать новые методы, способы и технологии ведения аварийно-спасательных работ и их всестороннего обеспечения, в т. ч… Читать ещё >
Содержание
- Словарь сокращенных наименований
- Глава I. Глобальные вызовы и угрозы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях различного характера
- 1. 1. Системный подход к анализу безопасности в чрезвычайных ситуациях в условиях глобализации
- 1. 2. Угрозы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях мирного характера
- 1. 3. Угрозы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях военного характера и вследствие терроризма
- Глава II. Роль государства в обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях
- 2. 1. Перспективы совершенствования политики Кыргызской Республики в области безопасности в чрезвычайных ситуациях
- 2. 2. Нормативно-правовое обеспечение безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях
- 2. 3. Международное сотрудничество в области безопасности в чрезвычайных ситуациях
- 2. 4. Роль и место системы безопасности в чрезвычайных ситуациях в обеспечении национальной безопасности Кыргызской Республики
Проблемы совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XXI веке мировое сообщество вступило в новый этап развития земной цивилизации. Мы вправе ожидать и не только ожидать, а принять все необходимые усилия, чтобы этот этап принес нам более высокий уровень безопасности личности, общества, государства.
Развитие цивилизации — сложный, противоречивый и неравномерный процесс, и в значительной мере его развитие зависит от стремления человека и общества обеспечить свою безопасность. Можно сказать, что важнейшей целью было и есть достижение все более высокого качества жизни и безопасности человека. К сожалению, конец XX — начало ХХЗ веков характеризуется усилением глобальных угроз общественного кризиса, перед которым стоят отдельные государства и в целом все мировое сообщество.
Качественное изменение спектра угроз в XXI веке требует более активной и целенаправленной государственной политики в области природно-техногенной безопасности. В этих условиях крайне важно знать — на каких базовых принципах формируется государственная политика в области комплексной безопасности Кыргызской Республики в природной и техногенной сферах. К таким принципам, по мнению многих ученых, относятся:
— демократические преобразования и становление гражданского общества;
— экономический рост на основе рыночных отношенийсохранение природных систем и поддержание качества природной среды;
— создание условий, обеспечивающих достойное существование граждан, в том числе обеспечивающих их безопасность1.
1 См.: Мухин В. И., Сычев В. И. Исследование систем управления. Учебник. Часть 2. Новогорск, 2000. С. 12.
В связи с этим, необходимо выделить характерную особенность такой государственной политики. На наш взгляд, она должна базироваться на новой методологии. Например, в Российской Федерации она получила название «методология управления рисками чрезвычайных ситуаций». Теория, созданная на стыке точных и гуманитарных наук, приобретает прикладное значение, обеспечивая деятельность в области безопасности жизни объективной оценкой положения дел, критериями выбора приоритетов и соответствующей конкретной стратегией действий.
Государственная политика будет эффективной лишь в том случае, если она нацелена на концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях с использованием программно-целевых методов планирования.
Необходимо отметить, что с планомерной эволюцией системы сил и средств Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (МЧС КР), в соответствии с новыми задачами меняются технические возможности для реагирования, совершенствуются технологии действий спасательных подразделений. Все это, в совокупности, позволяет им оперативно и эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации (ЧС) различного характера: при выполнении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов.
Однако государству необходимо добиться создания качественно новой системы защиты населения и территорий в стране и определить государственную политику в области обеспечения комплексной безопасности республики в природной и техногенной сферах. Крайне важной будет оставаться задача обеспечения согласованного функционирования всех подсистем и звеньев системы Гражданской защиты в условиях разделения полномочий органов исполнительной власти, которое должно базироваться на конструктивном взаимодействии всех органов управления и сил, входящих в Государственную систему Гражданской защиты (ГСГЗ)1.
Для обеспечения безопасности страны остро назрела потребность в системных научных исследованиях по определению и выработке путей снижения рисков и смягчения последствий ЧС, при этом руководствуясь и опираясь на уже имеющиеся научные разработки в этой области и опыт других стран.
В настоящее время Кыргызская Республика находится в сложной международной и внутриполитической обстановке, многократно осложненной продолжающимся кризисом финансовой, научной, промышленной, военной и других систем и сфер обеспечения жизнедеятельности государства. Противоречивые тенденции в реформировании страны, неоднозначное воздействие на этот процесс внешних факторов существенно осложняют проблему обеспечения ее интересов в современном меняющемся мире. По существу, вся сложность процесса преобразований в Кыргызской Республике как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью реформирования.
Для устранения или предотвращения появления конкретной угрозы национальной безопасности приходится прибегать к различным мерам защиты и обеспечения безопасности, под которыми понимается комплекс мер по предотвращению, противодействию или нейтрализации этой угрозы.
Задачи по предупреждению, профилактике и ликвидации природных, экологических и техногенных катастроф, развитию межгосударственной системы раннего предупреждения о возможных опасных природных явлениях и техногенных катастрофах, снижению негативного воздействия на окружающую среду, как на условия и средства жизни человека обозначены в Концепции национальной безопасности Кыргызстана как «Основные задачи.
1 См.: Текущие материалы МЧС КР. Аналитика, планирование, статистика. 1995;2010 гг. Дело № 4. обеспечения экологической безопасности"1.
Однако меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения — меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь должны занимать важное место среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны.
В настоящее время актуальность проблем защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, не снижается, но даже повышается. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, постоянным ростом количества природных и техногенных катастроф, приводящих к многочисленным жертвам и огромному экономическому, социальному и моральному ущербу. Во-вторых, сохраняющейся военной опасностью как для Кыргызстана, так и для других стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу в форме войн различного вида и вооруженных конфликтов. Принятые за последние годы межгосударственные решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают вероятность применения оружия массового поражения в современных войнах, но полностью ее не исключают.
Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций непосредственно и тесно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость в совершенствовании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Очевидно, только при подобном подходе и при разработке.
1 См.: Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики от 5. 07. 2001. www.toktom.kg соответствующей нормативной базы национальная безопасность Кыргызстана по такому направлению, как защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, будет обеспечена.
В годы становления самостоятельной государственности в Кыргызстане перерабатывались старые еще советские законы и другие нормативные правовые акты или откровенно копировались с соответствующими изменениями нормативные правовые акты, разработанные и принятые в Российской Федерации. Поэтому законы Кыргызской Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 февраля 2000 года и «О гражданской обороне» от 14 февраля 2000 года в основном были похожи на одноименные законы Российской Федерации.
На данный момент в республике принят Закон Кыргызской Республики «О гражданской защите» от 20 июля 2009 года, который отменил существование и функционирование двух систем обеспечения безопасности страны в чрезвычайных ситуациях: Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЕГЧС) и системы Гражданской обороны (ГО), предназначенной для решения задач защиты населения и территорий в военное время.
МЧС КР, являясь республиканским органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие ГСГЗ.
Теория и практика защиты населения и территорий с их материальными и культурными ценностями от опасностей техногенного, природного, экологического и военного характера в настоящее время только развивается и является предметом особого внимания МЧС КР, координирующего мероприятия в этой области.
МЧС КР в настоящее время находится на этапе создания своих научно-исследовательских и учебно-научных структур, которые будут строить политику развития своей системы, ее органов управления, сил и средств с учетом современных требований к вопросам обеспечения безопасности каждого человека и всего общества, отдельных территорий и государства в целом.
Наряду с совершенствованием отдельных элементов системы защиты, внедрением новых технологий и способов решения ее задач, одним из наиболее реальных путей решения проблем в современных условиях и в перспективе является начавшаяся интеграция Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и Гражданской обороны в Государственную систему защиты населения и территорий от ЧС в мирное и военное время — ГСГЗ Кыргызской Республики.
Актуальность темы
данного исследования определяется качественным изменением спектра угроз в XXI веке, что требует более активной и целенаправленной государственной политики в области природно-техногенной безопасности. Крайне важной будет оставаться задача обеспечения согласованного функционирования всех подсистем и звеньев системы Гражданской защиты в условиях разделения полномочий органов исполнительной власти, которое должно базироваться на конструктивном взаимодействии всех органов управления и сил, входящих в Государственную систему Гражданской защиты.
По существу, вся сложность процесса преобразований в Кыргызской Республике как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являющейся одновременно и условием, и целью реформирования в стране. Этим и обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Большой интерес для нас представляют теоретические разработки, прежде всего, российских ученых в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Еще в конце XX в. И. Ш. Ишимов, А. И. Кузьмин, В. Н. Федоренко, Н. П. Шебланин разработали научные основы структуры новой комплексной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях — системы Гражданской защиты, объединяющей органы управления, силы и средства двух существующих в Российской Федерации систем — Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС) и системы Гражданской обороны1. Единая комплексная система, по их мнению, позволяет защитить население и территории в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного характера. Необходимо также отметить научные исследования Центра стратегических исследований МЧС России (монографии В. А. Акимова, В. Д. Новикова, H.H. Радаева, Ю.Л. Воробьева), учебные пособия кафедры оперативного искусства Академии Гражданской защиты МЧС России2.
Кыргызский ученый A.C. Момукулов занимался исследованием этой проблемы в адъюнктуре Академии Гражданской защиты (2002;2005 гг.). В своей кандидатской диссертации он разработал основные положения и принципы функционирования системы Гражданской защиты населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях3. Практической апробацией его научного исследования стало принятие в июле.
1 См.: Ишимов И. Ш., Кузьмин А. И., Федоренко В. Н., Щебланин Н. П. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданская оборона (ГО) на современном этапе. Уч. пособие. Новогорск, 2000.
2 Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев H.H. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. Уч. пособие. М., 2004; Федоренко В. Н. и др. Основы, организации и ведение гражданской защиты. Уч. пособие. Часть 1. Часть 2. Новогорск, 2004; Акимов В. А., Новиков В. Д., Радаев H.H. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001; Воробьев Ю. Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000.
3 Момукулов A.C. Разработка основных положений Гражданской защиты населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях. Дисс.. канд. воен. наук. М., 2006.
2009 г. Закона КР «О гражданской защите», который положил начало созданию в республике новой системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера — Государственной системы Гражданской защиты. Можно сказать, что Кыргызская Республика опередила в этом направлении Российскую Федерацию и др. государства СНГ.
Создание новой системы требует дальнейших научных исследований. Под систему необходимо подвести основательную теоретическую базу, увязать ее с другими системами безопасности, с государственным устройством и политической системой Кыргызской Республики. Но необходимо отметить, что роль и место новой системы в политической системе государства, системе международной безопасности, основные направления международного сотрудничества в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях глобального характера исследованы и изучены, к сожалению, недостаточно. В Кыргызской Республике такого рода исследование нами проводится впервые.
Объектом данного исследования является система национальной безопасности Кыргызской Республики в свете глобальных вызовов и угроз.
Предметом исследования выступают проблемы совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях и тенденции ее развития в современных условиях.
Целью исследования является системный, многоаспектный анализ проблем обеспечения безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в свете глобальных вызовов и угроз и выработка рекомендаций республиканским органам управления по развитию и совершенствованию Государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
В связи с этим ставятся следующие исследовательские задачи:
— провести анализ глобальных вызовов и угроз человечеству в XXI веке в целях выявления негативной динамики этого процесса;
— на основе системного анализа доказать, что система безопасности в чрезвычайных ситуациях представляет собой реальное институциональное образование и является составной частью политического процесса.
— на основе статистического анализа определить особенности чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Кыргызской Республики;
— изучить специфику чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного характера, непосредственно угрожающих Кыргызской Республикепровести качественный анализ нормативно-правового обеспечения безопасности КР, что позволит более объективно раскрыть роль государства в защите граждан от чрезвычайных ситуаций;
— выявить основные принципы, формы и направления международного сотрудничества КР в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуацияхраскрыть роль и место безопасности в чрезвычайных ситуациях в системе национальной безопасности КРпредложить рекомендации органам управления КР по дальнейшему совершенствованию системы безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Методологические принципы исследования. С методологической точки зрения автор видел свою задачу в том, чтобы интегрировать систему обеспечения безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в общую международную систему безопасности для противостояния глобальным вызовам и угрозам. Поэтому остро встают вопросы сближения методов и принципов деятельности систем защита, их правового поля, усиления взаимодействия государств в этом направлении. Для реализации этой задачи в исследовании использовалась группа различных методов, включая такие как системный, сравнительный, политико-правовой, институциональный, статистический и метод экспертных оценок.
Эмпирическую базу исследования составили документы и материалы, которые можно разделить на следующие группы:
— международные нормативные документы по проблемам обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях в свете глобальных вызовов и угроз;
— политические и нормативные документы стран СНГ, направленные на формирование и проведение согласованной политики в области обеспечения безопасности;
— нормативные акты и официальные документы Российской Федерации и Кыргызской Республики, раскрывающие роль государства в обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуацияхстатистическая информация о специфике чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории КР в 1995;2005 годах;
— аналитические справки, экспертные обзоры и доклады о состоянии системы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, подготовленные в МЧС КР за последние 15 лет;
— экспертные обзоры и доклады об устойчивом человеческом развитии в Центральной Азии, Российской Федерации и мире в целом.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Глобальные проблемы человечества выходят за рамки одного какого-либо государства и являются заботой всего мирового сообщества. Системный подход к анализу безопасности предполагает стандартизацию и унификацию научных понятий из области безопасности в чрезвычайных ситуациях, систематизацию и упорядочение знаний о политических феноменах и реальностях международной угрозы чрезвычайных ситуаций. В политологическом плане имеет значение то обстоятельство, что деятельность системы безопасности в чрезвычайных ситуациях является составной частью политических отношений.
2. В рамках решения глобальных проблем человечества Кыргызской Республике предстоит противостоять чрезвычайным ситуациям как мирного природные, техногенные, социально-биологические и др. опасности), так и военного характера (террористические акты, химическое, бактериологическое, радиоактивное загрязнение местности и мн. др.), непосредственно угрожающим ей в пределах ее границ. Выработка необходимых мер защитыодна из главных задач обеспечения безопасности государства в чрезвычайных ситуациях.
3. В целях обеспечения безопасности своего народа государство должно проводить более активную и целенаправленную политику в области природно-техногенной безопасности, решать целый комплекс экономических, научно-технических и организационных задач, выработать методологию и методы, позволяющие государственным органам на научной основе принимать решения, реализация которых гарантировала бы безопасность общества.
4. Существующие в КР нормативно-правовые акты, их положения и требования не в полной мере отвечают поставленным целям в обеспечении правового регулирования общественных отношений в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
5. Развитие международного сотрудничества в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера обусловлено объективным процессом глобализации. Этот процесс определяет необходимость экономического и социального развития отдельных государств по согласованным единым нормам и правилам. Особенно это касается сферы безопасности.
6. Роль безопасности в чрезвычайных ситуациях в обеспечении национальной безопасности страны определяется тем, что сегодня и в дальнейшей перспективе защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна являться одним из направлений национальной безопасности I.
I I I I I.
Кыргызской Республики, что должно определяться Концепцией национальной безопасности.
7. Используя метод системного анализа можно наиболее результативно оценить состояние и выработать рекомендации по совершенствованию безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этот процесс позволит сформировать глобальную систему безопасности на основе новых институтов коллективной защиты от глобальных угроз.
Научная новизна диссертации заключается в том, что комплексное исследование проблем развития и совершенствования системы безопасности КР в чрезвычайных ситуациях в условиях глобальных вызовов и угроз в республике проводится впервые. Исследование является инновационным с точки зрения систематизации глобальных проблем человечества, проблем развития системы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера и определения ее роли и места в системе национальной безопасности Кыргызской Республики и в системе международной безопасности в целом.
Практическая значимость работы состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию системы безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые будут полезны в деятельности Государственной системы Гражданской защиты КР. Материалы диссертационного исследования используются в учебных пособиях «Защита в чрезвычайных ситуациях» на отдельных факультетах Кыргызско-Российского Славянского Университета, а также могут стать основой дальнейших научных исследований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Апробация работы осуществлена в многолетней профессиональной деятельности автора в системе МЧС КР. Результаты исследования нашли отражение в монографии «Проблемы совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях» (Бишкек: КРСУ, 2010. 9,25 п. л.), а также в 11-ти научных’статьях, одна из которых опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК РФ, — «Вестник КРСУ» (Бишкек, 2009. № 3. 0,5 п. л.), четыре — в научных изданиях Академии Гражданской защиты МЧС РФ (2005;2006. 2,3 п. л.), одна — в научном издании МГУ им. Ломоносова (2006, 0,5 п. л.) — остальные в научных изданиях НАН КР, КНУ, и др. вузов КР. Общий объем публикаций — 15,25 п. л.
Результаты отдельных этапов исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах в Российской Федерации и Кыргызской Республике (2005;2009 гг.) — нашли реальное применение в деятельности МЧС КР, в учебном процессе Кыргызско-Российского Славянского университета.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографии. Общий объем 160 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Учитывая возрастающие масштабы прямого ущерба от ЧС, затрат на их ликвидацию и реабилитацию пострадавшего населения и территорий, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе по ряду показателей экономика страны будет не в состоянии восполнять вызванные ими потери. В подобной ситуации переход к устойчивому развитию становится нереальным без резкого повышения уровня и эффективности предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.
Поскольку многие катастрофы и стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них становится важным элементом государственной политики страны, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уделялось оперативному реагированию и первичному жизнеобеспечению населения.
Однако эти усилия становятся более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть, в первую очередь, направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
Основной выход из создавшегося положения — создание новой идеологии противодействия катастрофам и разработка на ее основе государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, стержнем которой должна стать реализация основных положений Концепции национальной безопасности и Концепции развития и совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях.
На основе анализа глобальных вызовов и угроз, выявления основных проблем развития и совершенствования системы безопасности Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях можно сделать следующие основные выводы:
Главными задачами первого этапа развития системы безопасности в чрезвычайных ситуациях являются:
— закладка основ нормативной правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— тесная интеграция системы безопасности в чрезвычайных ситуациях в систему национальной безопасности;
— разработка высокоэффективных технологий и технических средств ликвидации чрезвычайных ситуацийсоздание и развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуацийобеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Главной задачей второго этапа развития системы безопасности в чрезвычайных ситуациях явится — снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.
Комплексное управление безопасностью во всех сферах — главное направление государства для достижения цели обеспечения национальной безопасности страны в условиях глобализации.
На основе результатов исследования автором разработаны следующие практические рекомендации органам управления Кыргызской Республики по дальнейшему совершенствованию Государственной системы гражданской защиты (ГСГЗ:
1. Единая государственная стратегия должна иметь прочную научную, законодательную и нормативную правовую базу, в рамках которой должно быть предусмотрено: решение проблем безопасности человека, общества, окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера, уменьшения их масштабов с учетом Стратегии развития Кыргызской Республики на период до 2015 годадальнейшее развитие сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, повышение их готовности к реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации различного характераучастие Кыргызской Республики в решении глобальных проблем безопасности, активизация деятельности по ее интеграции в международные системы обеспечения безопасности, расширение двустороннего сотрудничества с зарубежными странами в этой области.
2. Основы комплексного управления безопасностью должнывключать: формирование законодательной и нормативной правовой базыразработку и внедрение экономических механизмов в системах регулирования различных видов безопасностиформирование и реализацию целевых и научно-технических программ, направленных на повышение уровня безопасности территорийсоздание и обеспечение функционирования структурно-функциональной организации управления безопасностьюразработку и принятие мер по созданию социально и экономически ориентированной экономики в регионерациональное использование ресурсов, исходя из принципа устойчивого развития, и удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для удовлетворения нужд будущих поколенийсоздание условий, стимулирующих дальнейшее развитие культуры, образования и наукистабилизацию и подъем уровня жизни населения, обеспечение его социальной защитыобеспечение эффективной работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийусиление борьбы с’коррупцией и организованной преступностьюпреодоление криминализации экономики, контроль и пресечение источников легализации преступных доходовохрану и сбережение национальных ценностейорганизацию комплексного мониторинга за опасными явлениями и воздействиямиобеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характерасоздание резервов финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Признавая роль предупреждения чрезвычайных ситуаций важнейшей и отдавая этой системе пальму первенства в повышении безопасности государства, общества и народа (гражданина), в то же время нельзя не развивать систему ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не разрабатывать новые методы, способы и технологии ведения аварийно-спасательных работ и их всестороннего обеспечения, в т. ч. и правового. Одной из важнейших задач здесь является определение правового статуса зон чрезвычайных ситуаций и установление режимов служебной и производственно-хозяйственной деятельности органов государственной власти Кыргызской Республики, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), общественных объединений и граждан на пострадавших территориях.
Все это является архиважным для повышения роли права в деятельности органов исполнительной власти. Особенно — в деле исключения случаев превышения ими своих полномочий и произвола при отнесении к статусу чрезвычайной ситуации «обстоятельств», хотя и нарушающих нормальные условия жизнедеятельности людей, но никоим образом не связанных по природе своего происхождения с воздействием сил природы, авариями на объектах экономики и инфраструктуры, а также с нарушениями санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и иных правил.
Одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих создание новой системы безопасности в чрезвычайных ситуациях и ее интеграцию в систему национальной безопасности, является Концепция национальной безопасности, на основе которой разрабатываются и внедряются второстепенные законодательные акты.
Концепция национальной безопасности, исходя из национально-государственных интересов, отражает общую направленность политики государства. Такой подход к организации обеспечения безопасности государства позволяет логически объединить систему мер, составляющую основу концепции в единую общегосударственную систему и увязать заложенные в ней официальные установки с материальными возможностями страны.
При переработке Концепции национальной безопасности необходимо учитывать вопросы системы безопасности в чрезвычайных ситуациях на всех этапах.
В разделе национальные интересы одним из главных интересов указать защищенность граждан и территорий страны от чрезвычайных ситуаций различного характера.
В разделе угроз национальной безопасности четко обозначить угрозы безопасности в чрезвычайных ситуациях, как угрозы именно национальной безопасности государства.
Предназначение, задачи, органы управления, силы и средства системы национальной безопасности должны включать соответственно органы управления, силы .и средства системы безопасности в ЧС и их задачи и предназначение.
Одним из самых устойчивых и надежных критериев в контексте обеспечения безопасности государства являются его национально-государственные интересы. В концентрированном виде национально-государственные интересы должны быть, естественно, отражены в конституции, а их расширенное толкование — в концепции национальной безопасности.
Вторым по важности нормативно-правовым актом, регламентирующим создание системы безопасности в чрезвычайных ситуаций будет являться Концепция развития и совершенствования ГСГЗ Кыргызской Республики, которая будет определять задачи в области гражданской защиты и правовые основы их осуществления, полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Кыргызской Республики, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Так как Концепция национальной безопасности и Концепция развития и совершенствования ГСГЗ будут являться основополагающими документами, следовательно, на их основе разрабатываются и принимаются следующие нормативные правовые акты:
Стратегия развития страны до 2015 года (вносятся дополнения и изменения);
Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности»;
— Постановление Правительства Кыргызской Республики «Положение о системе Гражданской защиты», которое обусловит цели, задачи, структуру и порядок функционирования системы ГЗ в мирное и военное время;
Постановление Правительства КР «О создании служб ГЗ» и «Положение о службах ГЗ»;
— Постановление Правительства КР «О гражданских организациях ГЗ» и «Положение о ГОГЗ»;
5. Эффективность защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях находится в прямой зависимости от состояния нормативно-правовой базы, регулирующей общественные правоотношения в данной сфере и обеспечивающей: — проведение единой государственной политики и реализацию полномочий органами власти и управления всех уровней, хозяйствующими субъектами (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), общественными объединениями и гражданами в различных условиях чрезвычайной обстановкисоздание общественно-политических, организационных, экономических, социальных и правовых условий, при которых не может быть принята ни одна программа развития и размещения производительных сил, не могут быть начаты ни один эксперимент, строительство какого бы то ни былообъекта, если это влечет снижение уровня безопасности и степени защищенности людей, какими бы намерениями и обстоятельствами они ни диктовались, т. е. предупреждение ЧС различного характера и повышение устойчивого функционирования объектов социально-экономического назначения и всей инфраструктурыоперативное реагирование и эффективное управление при возникновении ЧС различного характера, своевременное восстановление безопасности и нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования производственно-экономических систем в зоне бедствия.
Данные принципы подлежат обязательному и неукоснительному исполнению государством и всеми его институтами власти и органами управления, обществом и народом (гражданами). При этом следует особо отметить, что главенствующая роль в обеспечении безопасности и эффективной защиты населения, объектов экономики и в целом национального достояния страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера принадлежит государству, формирующему и устанавливающему в данной сфере соответствующие нормы, стандарты, критерии, правила, требования и предписания, которые в свою очередь являются основой функциональных процедур государственного регулирования предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также организации и осуществления мероприятий по их ликвидации.
6. Несмотря на изменения, произошедшие в системе подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций после принятия законодательных и нормативно-правовых актов, результативность ее функционирования остается еще на низком уровне и не отвечает современным требованиям. Поэтому представляется необходимым: организовать подготовку учащихся общеобразовательных учреждений, к умелым действиям в условиях ЧС. При этом особое внимание необходимо обращать на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков распознавания, и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, дома, на улице, на природе.
В вузах осуществлять подготовку студентов к грамотным действиям в условиях ЧС, а также осуществлять управленческие действия с населением в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в особый периодформировать навыки и умения по разработке и осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Создать систему подготовки и повышения квалификации профессорского состава, которая обеспечивала бы подготовку учащихся и студентов к практическим действиям в условиях ЧС, методике информационной работы с населением.
Организовать обучение рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания. Главное внимание в работе с этой категорией населения обратить на ее моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, выработку точного и ясного представления о ЧС, характерных для мест их проживания, возможных реальных масштабах и последствий от них, чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.
Создать систему обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления. При этом главное внимание уделять подготовке их к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях ЧС, умению анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотное решение в объеме занимаемых должностей в системе безопасности в чрезвычайных ситуациях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Ввести в айыл окмоту, районах, областях систему проведения учений, учебных занятий и «учебных тревог», на которых отрабатывать вопросы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Предложенные рекомендации органам управления по дальнейшему совершенствованию системы безопасности в чрезвычайных ситуациях, интеграция ее в систему национальной безопасности государства являются результатом сложного процесса накопления практического опыта в области разработки стратегии государства и законотворчества, его теоретического осмысления и сведения отдельных взглядов, положений и установок в единую систему нормативных правовых актов. Этот процесс происходит объективно, под воздействием конкретных экономических, социально-политических и технических факторов.
Список литературы
- Десятилетие Договора о коллективной безопасности и задачи на перспективу. Аналитический доклад // http:// www. dkb. gov. ru
- План действий органов управления Кыргызской Республики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Материалы МЧС КР. Бишкек, 2009.
- План коллективных действий государств членов Организации Договора о коллективной безопасности по реализации Глобальной конгртеррористической стратегии ООН на 2008−2012 гг. // http:// www. dkb. gov. ru
- План международного сотрудничества МЧС KP // Материалы МЧС КР 2005−2010 годы. Дело № 4.
- Прогноз природных ЧС на 2009−2012 годы // Сборник Департамента мониторинга и прогнозирования ЧС. Бишкек, 2008.
- Текущие материалы МЧС КР. Аналитика, планирование, статистика. 1995−2010 годы. Главное оперативное управление МЧС КР // Дело № 5.
- Нормативно-правовые документы и материалы
- Договор о коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств от 12 мая 1992 года // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и правительств СНГ. Вып. 5. Минск, 1992.
- Disasters and Development (ПРООН, Программа обучения управлению в чрезвычайных ситуациях) // ДГВ ООН. 1996.
- Женевская Конвенция «О защите гражданского населения во время войны» от 12 августа 1949 г. М., 1990.
- Заключительный акт Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки. 1975 год. 1 августа.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М., 1996.
- Закон Кыргызской Республики «Об отчислении средств для предупреждения и ликвидации ЧС в Республике Кыргызстан от 27 февраля 1992 года, № 760-ХП». wvvw.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «Об обороне» от 13 апреля 1994 года, № 1462-ХП. www.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «О государственном материальном резерве» от 16 июля 1999 года № 75. www.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 февраля 2000 года, № 45. www.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 21 января 2000 года № 35. www.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «О гражданской обороне» в редакции Закона КР от 14 февраля 2000 года, № 39. www.toktom.kg
- Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности» от 26 февраля 2003 года, № 44. www.toktom.kg.
- Закон Кыргызской Республики «О гражданской защите» от 20 июля 2009 года № 239. www.toktom.kg
- Конституция Кыргызской Республики. В редакции от 23 октября 2007 года, www.toktom.kg.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. 10. 01. 2000. //www. nationalsecurity. ru
- Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. 05. 07. 2001 // www. toktom. kg- 18.02.2009 // www. toktom. kg
- Нормативно-правовые документы, подписанные в рамках ДКБ // Официальный сайт О ДКБ // http//www. dkb.gov.ru
- Постановление Правительства КР «Концепция гражданской обороны Кыргызской Республики на период до 2005 года», www.toktom.kg
- Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики» от 4 декабря 2009 года, № 731. www.toktom.kg
- Постановление Правительства Кыргызской Республики «Положение о спасателях и добровольных спасательных формированиях Кыргызской Республики от 14 января 2002 года, № 19». www.toktom.kg
- Постановление Правительства Кыргызской Республики «О классификации чрезвычайных ситуаций и критериях их оценки в Кыргызской Республике» от 29 ноября 2000 года, № 702. www.toktom.kg
- Абдулин А.Р. Основы глобалистики. Уфа, 1999.
- Акимов В.А., Лесных В. В., Радаев H.H. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие. М., 2004.
- Акимов В.А., Новиков В. Д., Радаев H.H. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001.
- Актуальные проблемы гражданской защиты // Материалы XI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 18−20 апреля 2006 г. / МЧС России. Н. Новгород: Вектор-ТиС, 2006.
- Алмонод Г. Сравнительная политология. Мировой обзор: Учебное пособие / Под ред. А. Ю. Мельвиля. М., 2002.
- Арунова М. Россия и государства Центральной Азии: сотрудничество в сфере безопасности//Центральная Азия и Кавказ. 2001.2.
- Баранов П.П. Научное обоснование борьбы с терроризмом // Современные проблемы обеспечения глобальной национальной безопасности. М., 2003.
- Бзежинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1998.
- Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств, в борьбе с преступлениями международного характера. М., 2001.
- Богатырев А.Г., Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М., 2000.
- Более безопасный мир: наша общая ответственность: Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам //http:// www. en. org /russian /securetworld /report, htm
- Буланенков С.А., С.И. Воронов, П. П. Губченко и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. Калуга, 2001.
- Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
- Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века (Пер. с анг.) / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 2004.
- Владимиров В. В будущее с надеждой и тревогой // Гражданская защита. 1999. № 1.
- Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений // Под ред. A.A. Князева, A.A. Мигранян. Бишкек, 2009.
- Водные проблемы Центральной Азии // Под. ред. K.JI. Валентини и др. Бишкек, 2009.
- Волков И. В. Основные проблемы геополитического положения Центральной Азии в эпоху всемирной глобализации (на примере Кыргызстана). Бишкек: КРСУ, 2006.
- Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций на период до 2010 года // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 1997. № 4.
- Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000.
- Гаджиев КС. Политология: Учебник. М.: Высшее образование, 2005.
- Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М, — СПб., 2006.
- Глобальное управление / Под ред. А. И. Соловьева. М.: МГУ, 2007.
- Деградация земель в Центральной Азии. http // gef. undp. kg /mainl r. html
- Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций. М.: Инфра, 2003.
- Долгий H.H. Малышев В. П. Терроризм угроза обществу // Сборник материалов ЦСИ ГЗ. Вып. 16. М., 1999.
- Ивашов Л.Г. Место и роль России в мировом геополитическом пространстве // Геополитика — безопасность терроризм / Под ред. Е. А. Ветлиба, Л. М. Бондарец. Бишкек, 2006.
- Измалков A.B. Экологическая безопасность в сфере военной деятельности и оборонного комплекса // Сборник материалов ЦСИ ГЗ. Вып. 15. 1999.
- Измалков В.И., Измалков A.B. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. СПб,. 1994.
- Ильин М.В. Политология перед вызовами XXI века // Вестник Российской Ассоциации политической науки: Лето 2000. М.: РОССПЭН, 2001.
- Истон Д. Категории системного анализа политики. М., 1997.
- Ишимов И.Ш., Кузьмин А. И., Федоренко В. Н., Щебланин H.H. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданская оборона (ГО) на современном этапе: Учебное пособие. Новогорск, 2000.
- Казанцев A.A. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М.: Наследие Евразии, 2008.
- Касенов У. Безопасность Центральной Азии: национальные, региональные и глобальные проблемы. Алматы, 1998.
- Князев A.A. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии. Душанбе: Дониш, 2004.
- Курбатова A.C., Мягков С. М., Шныпарков A.JI. Природный риск для городов России. М., 1997.
- Кыргызстан. Политика и экономика: материалы и документы / Сост.: Э. А. Ногойбаева, А. Д. Мурзакулова, Б. С. Жумагулов. Бишкек, 2006.
- Максимова М. Глобальные проблемы современности и их воздействие на международные отношения // Международная экономика и международные отношения. М., 2001. № 5.
- Маслов В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. М.- Бишкек, 2000.
- Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001.
- Момукулов A.C. Разработка основных положений Гражданской защиты населения и территорий Кыргызской Республики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук. Москва, 2006.
- Мухин В.И. Концепция информационной борьбы в современной войне. Новогорск, 1996.
- Мухин В.И., Сычев В. И. Исследование систем управления: Учебник. Часть 2. Новогорск, 2000.
- Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации // К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. Вып. 4. М.: Известия, 2007.
- Омаров Н.М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиск стратегии развития. Бишкек, 2008.
- Осипов В.И. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях // Всемирная конференция по природным катастрофам: итоги, стратегия перспективы. М., 1994. № 11.
- Петрухин И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. № 2.
- ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1985.
- Подлесных В.И. Теория организации: Учебное пособие. СПб., 2003.
- Порфиръев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики // Итоги науки и техники. Серия: Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации. М., 1991.
- Рева С.И. Антитеррористическое сотрудничество в условиях глобализации (на материалах государств Центральной Азии). Бишкек: КРСУ, 2007.
- Сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: состояние и перспективы. Алматы, 2008.
- Суюнбаев М.Н. Геополитические основы развития и безопасности Кыргызстана (глобальный, региональный и национальный аспекты). Бишкек: ИИМОПКНУ, 2005.
- Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы., 2000.
- Топорнин Б.Н. Введение // Право и чрезвычайные ситуации. Сб. статей. М., 1992.
- Тургаев А.С., Хренов А. Е. Политология в схемах и комментариях: Учебное пособие. М.: Питер, 2005.
- Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.
- Фалеев ММ. Новые направления государственной политики в борьбе с бедствиями и катастрофами // Партнерство во имя жизни снижениериска чрезвычайных ситуаций, смягчение последствий аварий и катастроф. Материалы Международного форума. М., 1998.
- Федоренко В.Н. и др. Основы организации и ведение гражданской защиты: Учебное пособие. Часть 1. Новогорск, 2004.
- Федоренко В.Н. и др. Основы организации и ведение гражданской защиты: Учебное пособие. Часть 2. Новогорск, 2004.
- Федоренко В.Н., Карташов C.B. Возможный характер современной войны и ожидаемые масштабы последствий воздействия противника по регионам РСЧС. Новогорск: АГЗ, 1996.
- Федоренко В.Н., Сушкевич Е. М., Петров A.A. Общая классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации военного характера: Учебное пособие. Новогорск, 1997.
- Федоренко В.Н., Шулежко В. Ф. и др. Организация и ведение гражданской защиты: Курс лекций. Выпуск 2. Раздел 3. Новогорск, 2001.
- Федоренко В.Н., Шулежко В. Ф. Организация и ведение гражданской защиты // Теоретические основы комплексной гражданской защиты: Учебное пособие. Выпуск 1. Раздел № 2. Новогорск, 2001.
- Федоренко В.Н., Щебланин Н. П., Тикунов КВ. Гражданская оборона зарубежных государств и международное сотрудничество в предупреждении и ликвидации ЧС: Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998.
- Федулов Г. В. Зарубежный опыт создания и обеспечения функционирования систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 1998. № 10.
- Федулов Г. В. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера в зарубежных странах (научные материалы) // Академия гражданской защиты МЧС России. Новогорск, 1999.
- Фролов КВ. Научные основы разработки ГНТП «Безопасность» // Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. ИМАШ РАН. Информационный вестник Научного Совета ГНТП. 1996. № 1.
- Шахраманъян М.А., Акимов В. А., Козлов К. А. Оценка природной и техногенной безопасности России. М.: ВНИИ ГОЧС, 1998.
- Центральная Азия: водные ресурсы на грани исчерпания. Короткие сообщения. Центральноазиатский Толстый Журнал. http: // ctaj. elcat. kg/ tolstyi /small/.
- Центральная Азия: Геоэкономика, геополитика, безопасность, теророризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Ин-т политического и военного анализа, 2002.
- Шахраманъян М.А., Акимов В. А., Козлов К. А. Оценка природной и техногенной безопасности России. ВНИИ ГОЧС. М., 1998.
- Scmid F.P. Political Terrorism: a Research Guide to Cooncepts, Theories, Data Bases and Literature New Brunswik. 1988.
- XXI век вызовы и угрозы / Под общ. ред. В. А. Владимирова: ЦСИ ГЗ МЧС России. М., 2005.