Обоснование путей расширения функциональных возможностей кривошипно-ползунных механизмов
Настоящая диссертация посвящена исследованию кривошипно-ползунных механизмов, а именно, новых конструкций, созданных с помощью приемов конструктивного преобразования и структурного синтеза с использованием универсальной структурной системы. Конструктивное преобразование заключается в совмещении функций звеньев, выполнении элементов шарниров и других кинематических пар соизмеримыми с размерами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. История создания и современное применение в технике кривошипно-ползунных механизмов (КПМ)
- 1. 1. Проблема преобразования поступательного движения во вращательное в исторической ретроспективе
- 1. 2. КПМ как вид четырехзвенных плоских механизмов. Принципиальные особенности
- 1. 3. Виды КПМ в зависимости от технологического назначения
- 1. 4. КПМ как основа сложных механических систем
- 1. 5. Практическое применение КПМ в технике
- 1. 6. Постановка задач исследования
- Глава 2. Структурный синтез кривошипно-ползунных механизмов и устранение избыточных связей в них
- 2. 1. Основы и метод структурного синтеза КПМ
- 2. 2. Задача о проходных КПМ и исследование возможностей их гарантированного функционирования
- 2. 3. Задача о избыточных связях в КПМ и разработка метода их устранения
- 2. 4. Структурная классификация КПМ
- Выводы
- Глава 3. Исследование кинематики и слойности кривошипно-ползунных механизмов
- 3. 1. Кинематические характеристики кривошипно-ползунных механизмов при X стремящейся к единице
- 3. 2. Аналитическое исследование шатунных кривых
- 3. 3. Проблема слойности плоских рычажных механизмов. Разработка универсального алгоритма анализа проворачиваемости
- 3. 4. Исследование канатного шлеппера, как механизма с гибкой связью
- Выводы
- Глава 4. Поиск и обоснование принципиально новых механизмов на базеКПМ
- 4. 1. Кривошипно-ползунный механизм со сдвоенным шатуном
- 4. 2. Реализация КПМ со сдвоенным шатуном, как механизма переменной структуры
- 4. 3. Проектирование кривошипно-ползунных механизмов обладающих особыми шатунными кривыми
- 4. 4. Кривошипно-ползунный механизм пресса
- Выводы
Обоснование путей расширения функциональных возможностей кривошипно-ползунных механизмов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное развитие всех отраслей промышленности Российской Федерации в решающей мере зависит от машиностроения. Именно в нем, в первую очередь, реализуются передовые научно-технические идеи, создаются новые механизмы и машины, определяющие прогресс в других отраслях экономики. Для современного машиностроения характерно повышение требований к техническому уровню, качеству и надежности, безопасности эксплуатации и обслуживания механизмов и машин. Это приводит к необходимости автоматизации этапа проектирования при одновременном совершенствовании конструкций новых механизмов и технологии их производства, внедрения новых материалов, более точных методов расчета.
Дальнейшее повышение технико-экономического уровня и качества машиностроительной продукции связано с тем, насколько успешно будут решены следующие проблемы:
• расширение областей применения автоматизированного проектирования;
• повышение надежности и ресурса машин;
• уменьшение материалоемкости конструкций;
• обеспечение оптимальных энергозатрат, повышение КПД механизмов.
В основе решения данных проблем лежит совершенствование расчетов и оптимизация конструкций механизмов и машин, которые в свою очередь могут быть решены с применением современной вычислительной техники.
Кривошипно-ползунные механизмы (КПМ) являются одними из самых распространенных в современном машиностроении. Они находят широкое применение в разнообразных устройствах (компрессорах и насосах, кривошипных прессах, двигателях и др.). От правильного обоснования и выбора параметров кривошипно-ползунного механизма зависит надежность его работы, коэффициент полезного действия, конструктивные размеры. Обоснование путей расширегшя функциональных возможностей кривошипно-ползунных механизмов заключается в исследовании структурного синтеза и кинематических характеристик новых механизмов, использование которых приводит к качественно иным техническим решениям при сохранении структуры схемы или вида механизма.
Настоящая диссертация посвящена исследованию кривошипно-ползунных механизмов, а именно, новых конструкций, созданных с помощью приемов конструктивного преобразования и структурного синтеза с использованием универсальной структурной системы. Конструктивное преобразование заключается в совмещении функций звеньев, выполнении элементов шарниров и других кинематических пар соизмеримыми с размерами звеньев, замена охватывающих элементов охватываемыми, размещение одних звеньев и элементов кинематических пар внутри других элементов кинематических пар, замена одних звеньев и кинематических пар другими звеньями и парами с теми же функциональными признаками.
В первой главе рассмотрена историческая ретроспектива создания кривошипно-ползунного механизма, его принципиальные особенности, основные виды в зависимости от технологического назначения. Сформулированы положения, выносимые на защиту, а именно:
1. Несмотря на широкую известность кривошипно-ползунных механизмов, на их уникальность, заключающееся в преобразовании вращательного движения в поступательное и наоборот, функциональные возможности таких механизмов в технике, еще использованы недостаточно. Эти возможности могут быть существенно расширены за счет:
— конструктивного преобразования механизма в целом,.
— конструктивного преобразования отдельных звеньев,.
— усложнения механизма в целом (путем увеличения числа звеньев),.
— усложнения отдельных звеньев.
2. Разработанные приемы синтеза структур кривошипно-ползунных механизмов и решение задачи об устранении в механизмах избыточных связей, позволяют аглоритмично отыскивать новые схемы механизмов и устранять в них вредные связи, что обеспечивается «адресной» заменой одноподвижных кинематических пар на пары более высоких классов.
3. Полный анализ работоспособности кривошипно-ползунных механизмов не может быть выполнен без учета их проектирования, как в фасной, так и в профильной плоскостях, проблема слойности и проворачиваемое&trade-, поставленная в диссертации является задачей, требующей обязательного рассмотрения.
4. Во многих случаях применяемые на практике методы исследования кинематики КПМ, основанные на допущениях, не могут являться оправданными. При значениях Я (отношение длины кривошипа к длине шатуна) приближающихся к единице, требуется точное решение задачи о движении звеньев механизма.
5. Полномасштабное изучение шатунных кривых КПМ позволяет находить особые движения отдельных точек шатунов, которые могут быть использованы во многих частных случаях, например, с целью нанесения ударов по изучаемому объекту.
6. Особыми свойствами обладают КПМ со сдвоенным шатуном, в работе показаны новые методы исследования их кинематики (через определение точки S) и кинетостатики.
7. Найденные новые решения КПМ, которые защищены патентами РФ (пять патентов), доказывают утверждение о том, что функциональные возможности КПМ далеко не исчерпаны и могут найти развитие в направлениях, указанных в диссертации.
Вопросам структурного синтеза, посвящена вторая глава диссертации, в которой с помощью универсальной структурной системы (УСС) синтезируются пятизвенные кривошипно-ползунные механизмы, также показана возможность применения УСС для синтеза сложных кинематических цепей. Помимо этого в ней исследованы возможности «проходных» кривошипно-ползунных механизмов, рассмотрены приемы исключения избыточных связей, применительно к новым схемам КПМ.
Третья глава работы посвящена аналитическим методам исследования кинематики и анализа шатунных кривых кривошипно-ползунных механизмов, исследуются возможности компьютерной программы «Анализ кинематики и работоспособности», созданной автором диссертации. Показано, что при современном конструировании механизмов и машин актуальной становится проблема слойности и проворачиваемое&tradeплоских рычажных механизмов. Исследованы возможности создания трехпарных полнопроворачиваемых звеньев, при этом очевидным становится невозможность создания четырехпарных полнопроворачиваемых звеньев, данное исследование позволяет конструктору ещё на этапе начального проектирования определить число слоев расположения звеньев необходимых для полной работоспособности механизма.
Исследования позволили создать новые, обладающие особыми свойствами кривошипно-ползунные механизмы, подробно представленные в четвертой главе, такие как КПМ со сдвоенным шатуном и переменной структурой, при этом создание новых механизмов высокого класса, предопределило поиск решения кинематики через специальную точку S, а также рассмотрение вопроса кинетостатического исследования. Инновационные конструкции механизмов пресса и перегружателя обладают большим промышленным потенциалом. Пять решений защищены патентом РФ на изобретение.
Кривошипно-ползунный механизм — это четырехзвениый механизм, обладающий широкими техническими возможностями, формирующий многокритериальность агрегата: максимальную (заданную) точность, минимум отклонений от требуемой траектории, стабильность и заданную скорость в выполнении технологических операций и т. д. Поэтому, предлагаемые в диссертационной работе приемы исследования и синтеза новых механизмов, в том числе и на оригинальных конструкциях, позволяют существенно расширить функциональные возможности кривошипно-ползунных механизмов, показать дальнейшую перспективу развития областей применения данного механизма в современном машиностроении.
выводы.
1. На основе приемов конструктивного преобразования и синтеза, созданы новые, обладающие особыми свойствами механизмы: кривошипно-ползунный механизм со сдвоенным шатуном, механизм перегружателя, кривошипно-ползунный механизм переменной структуры, кривошипно-ползунный механизм пресса. Пять решений защищены патентом РФ на изобретение.
2. Создание базового кривошипно-ползунного механизма со сдвоенным шатуном позволило синтезировать три схемы механизма: переменной структуры, ударного действия и перегружателя, причем в последнем реализуется принципиально новое решение проблемы перегрузки объекта с одного уровня на другой.
3. Рассмотренный метод проектирования КПМ по шатунных кривых, позволил разработать оригинальную конструкцию кривошипно-ползунного механизма, в котором на обратном, и части прямого хода точка К движется строго прямолинейно.
4. Инновационная конструкция кривошипно-ползунного пресса позволяет обеспечить сколь угодно большое усилие на объект прессования.
•г — ^ ** S 130 г.
Заключение
.
Диссертация посвящена обоснованию путей расширения функциональных возможностей кривошипно-ползунных механизмов, в том числе механизмов высоких классов и переменной структуры. В ней, в частности решены следующие основные задачи:
1. Обоснование использования конструктивного преобразования и синтеза посредством универсальной структурной системы для создания новых, обладающих особыми свойствами кривошипно-ползунных механизмов, в том числе механизмов высоких классов и переменной структуры.
2. Разработка метода исследования шатунных кривых кривошипно-ползунного механизма.
3. Разработка универсального метода решения проблемы слойности и проворачиваемости плоских рычажных механизмов.
4. Обоснование возможностей «проходных» кривошипно-ползунных механизмов, поиск механизма прохождения неопределенного положения.
5. Обоснование оригинальности новых кривошипно-ползунных механизмов и их оптимизация под конкретные производственные задачи.
Создание новых схем кривошипно-ползунных механизмов методами конструктивного преобразования позволяет существенно расширить область применения данного механизма. Новые, обширные, возможности открываются перед кривошипно-ползунными механизмами высоких классов и переменной структуры.
В диссертации показано, что основой создания новых механизмов, не только кривошипно-ползунных, может быть универсальная структурная система JlJCr-Дворникова, которая представляет собой систему уравнений, необходимых и вполне достаточных для описания строения механических систем. Она может быть применена ко всему многообразию кинематических цепей. С помощью данной системы синтезированы все пятизвенные кривошипно-ползунные механизмы, в том числе и механизмы высоких классов.
Исследована проблема слойности плоских рычажных механизмов, и показано, что при современном конструировании механизмов и машин актуальной становится проблема проворачиваемости механизмов, т. е. необходимость расположения звеньев в несколько слоев. Данное утверждение подтверждается анализом разработанных автором механизмов на предмет слойности. Исследованы возможности создание трехпарных полнопроворачиваемых звеньев, при этом очевидным становиться невозможность создания четырехпарных полнопроворачиваемых звеньев, разработаны принципы исполнения подобных звеньев.
Особое внимание в работе обращено к «проходным» кривошипно-ползунным механизмам, исследована их кинематика, найдено новое решение прохождение неопределенного положение, на которое получен патент РФ, также исследованы шатунные кривые, как «проходного», так и классического кривошипно-ползунного механизма (аксиального, дезаксиального).
Аналитические уравнения позволяют по пяти задаваемым параметрам определить искомую шатунную кривую, результаты экспериментально подтверждены и проверены. На основе принципов данного решения создана компьютерная программа «Анализ кинематики и работоспособности», которая обладает широкими функциональными и исследовательскими возможностями, а именно:
• анализ работоспособности (W=l) создаваемых механизмов;
• анализ шатунных кривых, в том числе сложных механических систем;
• возможность исследования наложения нескольких рабочих кривых;
• исследование кинематики плоских рычажных механизмов, в том числе, механизмов высоких классов.
В работе обосновано применение канатного шлеппера, как механизма с гибкой связью, данное решение использовано на Новокузнецком металлургическом комбинате в альтернативном проекте «Возвратный поток (в здании печей Сименса). Стан 900. Рельсобалочный цех».
Проведенные исследования позволили создать новые, обладающими особыми свойствами кривошипно-ползунные механизмы, подробно представленные в четвертой главе. Создание новых механизмов высокого класса, а именно, со сдвоенным шатуном предопределило поиск решения кинематики через специальную точку 8, и рассмотрения вопросов кинетостатического исследования. Инновационные конструкции пресса и перегружателя обладают большим промышленным потенциалом.
В работе показан алгоритм создания новых кривошипно-ползунных механизмов под конкретную производственную задачу, а именно, — синтез с помощью универсальной структурной системы, выбор оптимальной схемы, исследование кинематики и шатунных кривых, конструктивное преобразование некоторых узлов механизма с целью его рациональности и оптимальной производительности.
Список литературы
- Рейнолдс Т. С. Средневековые корни промышленной революции// «В мире науки», № 9,1984 г.
- Григорьян А. Т., Погребысский И. Б. История механики, «Наука», М., 1972 г., 412 с.
- Конфедератов И. Я. Джемс Уатт изобретатель паровой машины, «Наука», М., 1969 г. — 212 с.
- Чебышев П. JL Теория механизмов, известных под названием параллелограммов. Изд-во АН СССР, 1949 г. 79 с.
- Чебышев П.Л. О параллелограммах / Полное собрание сочинений П. Л. Чебышева. Теория механизмов. — M-JL: Изд. АН СССР, 1948 г. — с. 16−36.
- Крылов А. Н. Пафнутий Львович Чебышев. Биографический очерк. Издательство АН СССР, М., 1944 г., 32 с.
- Бережных О. А. Самые большие корабли: с древнейших времен до наших дней, М., 1975 г.-120 с.
- Виргинский В. С. Роберт Фультон, «Наука», М., 1965 г., 274 с.
- Механика машин: Учебное пособие для втузов/ Вульфсон И. И., Ерихов М. Л., Коловский М. 3. и др.- Под ред. Смирнова Г. А. М.: Высш. шк., 1996 г., 511 с.
- Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. М.:Наука, 1968 г. -640 с.
- Кожевников С. Н. Теория механизмов и машин. Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 4-е, испр. М.: «Машиностроение», 1973 г. 592 с.
- Пелих Л.С. Теория механизмов и машин. Ростов- на-Дону, 1991 г. 325 с.
- Евграфов А.Н., Коловский М. З., Петров Г. Н. Теория механизмов и машин: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003 г. — 240 с.
- Заблонский К.И. и др. Теория механизмов и машин. Киев.: Высша школа, 1989 г.-390 с.
- Алимов О.Д., Манжосов В. К., Филиповский В. П. Механические импульсные генераторы с шарнирно-рычажным захватывающим устройством.-Фрунзе: Илим, 1975 г. -150 с.
- Газаров А.Т. Шарнирно-рычажные механизмы кузнечно-прессовых машин. М.: Машгиз, 1958 г.-108 с.
- Диментберг Ф.М. Теория пространственных шарнирных механизмов. М.: Наука, 1982 г. 335 с.
- Навроцкий Г. А. Кузнечно-штамповочные автоматы. М.: Машиностроение, 1965 г. — 424 с.
- Крайнев А. Ф. Механика машин от греческого mechanike (techne) -искусство построения машин. Фундаментальный словарь. 2-е изд. испр. М.: Машиностроение — 2001 г. — 904 с.
- Крайнев А. Ф. Словарь справочник по механизмам. 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Машиностроение, 1987 Г.-560 с.
- Дружинский И. А. Метод обработки сложных поверхностей на металлорежущих станках. М.: Машиностроение, 1965 г. -288 с.
- Кучер И. М. Металлорежущие станки. M.-JL, Машиностроение, 1964 г. -671 с.
- Крайнев А. Ф. Идеология конструирования / А. Ф. Крайнев. М.: Машиностроение-1, 2003 г. — 384с.
- Кожевников С. Н. Аппаратура и механизмы гидро-, пневмо и электро автоматики металлургических машин. М., К.: Машиностроение, 1961 г. -546 с.
- Кожевников С. Н., Пешат В. Ф. Гидравлический и пневматический приводы металлургических машин. -М.: Машиностроение, 1973 г-360 с.
- Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раслин Я. Н. Механизмы. М.: Машиностроение, 1976 г. — 784 с.
- Фролов К. В. и др. Теория механизмов и машин. М.: Высшая школа, 1987 г.-496 с.
- Уалиев Г. У., Джомартов А. А. Динамика механизмов ткацких станков-автоматов СТБ: Монография Алматы: «Тауар», 2003 г. — 377 с.
- Бах К. Детали машин, их расчет и конструкция. Том II. М.: ГНТИ «Машиностроение», 1932 г. — 854 с.
- Теория механизмов. Под ред. В. А. Гавриленко. М.: Высшая школа, 1973 г.- 420 с.
- Артоболевский И.И., Кожевников С. И. Основные проблемы динамики тяжелых машин. Сб. статей «Теория механизмов и машин», 23/1977 г.- с. 3−12.
- Власов В.И., Борзыкин А. Я., Букин-Батырев И.К. и др. Кривошипные кузнечно-прессовые машины. М.: Машиностроение, 1982 г.- 424 с.
- Зиновьев В.А. Курс теории механизмов и машин. .:Наука, 1972 г.-384 с.
- Щеглов В.Ф., Максимов Л. Ю., Линц В. П. Кузнечно-прессовые машины. -М.: Машиностроение, 1979 г.- 304 с.
- Свистунов В.Е., Каржан В. В., Чагин Б. И. и др. Кривошипные прессы для разделительных операций. М.: НИИМАШ, 1978 г.- 68 с.
- Ровинский Г. Н., Злотников С. П. Листоштамповочные механические прессы. М.: Машиностроение, 1968 г.- 376 с.
- Нистратов А.Ф. Крутящий момент и КПД кривошипных рабочих механизмов прессов. Кузнечно-штамповочное производство, № 9, 1965 г.- с. 25−30.
- Каримов А. Безмуфтовые электромеханические прессы с механизмами переменной структуры. Бишкек: Илим, 2001 г. -132 с.
- А.с. 1 709 685 СССР. МКИ В 30 В Пресс с механизмом переменной структуры // Алимов О. Д., Абдраимов С., Алмаматов М. З., Турсунов К. Д. (СССР). ДСП. 1991 г.
- Бессонов А. П. Основы динамики механизмов с переменной массой звеньев. М.: Наука, 1970 г.- 279 с.
- Иванченко Ф. К., Красношапка В. А. Динамика металлургических машин. М.: Металлургия, 1983 г. 295 с.
- Машины и агрегаты металлургических заводов: в 3 т. Т. 3. Машины и агрегаты для производства и отделки проката / Целиков А. И., Полухин П. И., Гребенник В. М. и др. -М.: Металлургия, 1981 г. 576 с.
- Добровольский В. В. Основные принципы рациональной классификации механизмов. В кн. Структура и классификация механизмов. М.: Изд-во АН СССР, 1939 г.-6с.
- А.с. 1 594 331 СССР. МКИ В 30 В Кривошипно-ползунный механизм с регулируемой остановкой // Алимов О. Д., Абдраимов С., Алмаматов М. З., Мамырбаев К. А. (СССР). БИ№ 35. 1990 г.
- Левитская О.Н., Левитский Н. И. Курс теории механизмов и машин.- М.: Высшая школа, 1985 г. 279 с.
- Ховах М.С., Маслов Г. С. Автомобильные двигатели. Изд. 2-е, пер. и доп. М., «Машиностроение», 1971 г. -456 с.
- Луканин В. Н., Шатров М. Г., Алексеев И. В. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 книгах. Книга 2. Динамика и конструирование. Учебник для вузов. Высшая школа (Москва), 2005 г. 414 с.
- Дворников Л. Т. Начала теории структуры механизмов. Новокузнецк, 1994 г.-102 с.
- Джолдасбеков У. А. Структурный синтез плоских рычажных механизмов высоких классов. Алма-Ата, «Гылым», 1993 г. 132 с.
- Баранов Г. Г. Курс теории механизмов и машин. М., «Машиностроение», 1975 г.-494 с.
- Пейсах Э.Е. О структурном синтезе рычажных механизмов. // Теория механизмов и машин, 2005 г., № 1(3), с. 77−80.
- Дворников JI.T. Опыт структурного синтеза механизмов. // Теория механизмов и машин. 2004 г., № 2(4). с. 3−17.
- Абдраимов Э.С. Структурный синтез механизмов переменной структуры. Бишкек: Илим, 2000 г. — 294 с.
- Байгунчеков Ж. Ж., Джолдасбеков С. У. Основы структурного, кинематического и динамического анализа пространственных механизмов высоких классов. Алматы: «Гылым», 1994 г.-117 с.
- Семенов М. В. Структура механизмов. М.: Изд. физико-математической лит., 1959 г., 284 с.
- Романцев А.А. Структурно-параметрический синтез и анализ рычажных механизмов / Ульяновский государственный технический университет. -Ульяновск, 2001 г. -174 с.
- Кикин А.Б. Синтез плоских рычажных механизмов на ЭВМ.-СПб: СПбГУТД, 2003 г. -100 с.
- Пейсах Э.Е. К дискуссии по проблеме структурного синтеза плоских шарнирных механизмов. // Теория механизмов и машин, 2006 г., № 1(4), с. 49−54.
- Бейер Р. Кинематический синтез механизмов: Основы теории метрического синтеза плоских механизмов. / Пер. с нем. М.: Машгиз. 1959 г.-318 с.
- Андрейченко Г. П. Метод статических испытаний при синтезе кривошипно-коромыслового механизма. Известия высших учебных заведений. Машиностроение, 12/1983 г.- с. 50−54.
- Архипов В.Н. и др. Аналитические условия существования кривошипа в пространственном механизме с двумя вращательными и двумя шаровыми парами. Механика машин. Выпуск 13−14. М.: Наука, 1968 г.
- Горлатов А.С. Условия геометрической проворачиваемости центральных кривошипно-коромысловых механизмов. Известия вузов: Машиностроение, издательство МВТУ ИМ. Н. Э. Баумана, 1982 г. вып.2.-с. 44−48.
- Джолдасбеков У.А., Байгунчеков Ж. Ж., Акимкулов К. Е. Структурно-кинематический синтез плоских рычажных механизмов высоких классов.- Алматы: Гылым, 1993 г.- 218 с.
- Джолдасбеков У.А., Байгунчеков Ж. Ж., Ибраев С. М. Структурный синтез плоских рычажных механизмов высоких классов. Алматы: Гылым, 1993 г.- 138 с.
- Джавакян Р.П. Использование корреляционных зависимостей при анализе и синтезе кривошипно-ползунных механизмов. М.: Машиностроение № 10, 1979 г.
- Джавакян Р.П. Синтез кривошипно-ползунных механизмов на основе их регрессивного анализа. Механика машин. М.: Наука, 1982 г.- вып.59, с. 60−71.
- Лавендел Э.Э. Синтез оптимальных вибромашин. Рига: Зинатне, 1970 г.- 252 с.
- Пейсах Э.Е., Нестеров В. А. Система проектирования плоских рычажных механизмов./ Под ред. К. В. Фролова. -М.Машиностроение, 1988 г. -232 с.
- Доронин В.И. Динамический синтез пространственного кривошипно-ползунного механизма. В кн. Механика машин. М.: Наука, 1982 г., вып.59, — с. 71−78.
- Дворников JI. Т., Большаков Н. С. К вопросу о создании проходных кривошипно-ползунных механизмов. Тезисы докладов Международной научной конференции «Проблемы теоретической и прикладной механики» (1−2 марта 2006 г.): Алматы, Казахстан, 2006 г. — 234 с.
- Болотов В. Е. Патент РФ № 2 253 779. Кулачково-рычажный механизм. Опубл. 10.06.2005 г. БИ № 20.
- Шамаев Б. С. Патент РФ № 2 205 999. Кулачковый механизм. Опубл. 06.10.2003 г. БИ № 22.
- Озол О. Г. Повторяющиеся связи в механизмах // Труды Латвийской сельхозакадемии, 1970 г., вып. 27, с. 3 -13.
- Решетов Л. Н. Конструирование рациональных механизмов// Известия вузов. Машиностроение. 1971 г. № 8, с. 71 -79.
- Решетов Л. Н. Конструирование рациональных механизмов. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., «Машиностроение», 1972 г. 255 с.
- Теория механизмов и машин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. З. Коловский, А. Н. Евграфов, Ю. А. Семенов, А. В. Слоущ. — М.: «Академия», 2006 г. 560 с.
- Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1973.- 655 с.
- Решетов Л. Н. Самоустанавливающиеся механизмы. Справочник М.: Машиностроение, 1991 г. -288 с.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968 г.- 480 с.
- Свойство материалов и качество машин Сб. ст./АН СССР, Урал. науч. Центр. Свердловск: УНЦ АН ССР, 1984 г. — 155 с.
- Дворников JI. Т., Локтева Н. А., Савельев А. Н. Механизм взаимодействия контактирующих поверхностей при различных процессах трения: Учеб. пособие / СибГИУ. Новокузнецк, 2006 г. — 74 с.
- Анурьев В.Н.: Справочник конструктора машиностроителя. Т. I-III. М.: Машиностроение, 1978 г. 557, 560, 728 с.
- Комаров М. С. Динамика механизмов и машин. М.: Машиностроение, 1969 г.- 296 с.
- Уалиев Г. Динамика механизмов машин. Алматы, 2000 г. — 282с.
- Семенов М. В. Кинематические и динамические расчеты исполнительных механизмов. Л., «Машиностроение», 1974 г. 432 стр.
- Ройтман А. М. Определение кинематических характеристик плоских механизмов / В. Т. Пономарев, А. В. Еремин- Магнитогорский горнометаллургический институт. Свердловск: изд-во УПИ, 1981 г. — 76 с.
- Малышев А. П. Кинематика механизмов. М.: Госуд. изд-во легкой промышленности, 1933 г. -468 с.
- Дворников JL Т. Постановка задач о параллельных слоях (слойности) плоских рычажных механизмов. //Проблемы механики современных машин. Материалы третьей международной конференции, том 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 г. — 254 с.
- Сумский С.Н. Расчет кинематических и динамических характеристик плоских рычажных механизмов. М.: Машиностроение, 1980 г. 256 с.
- Динамика крупных машин. Под ред. Соколовского В. И., М.: Машиностроение, 1965 г. 236 с.
- ЮО.Штейнвольф Л. И. Динамические расчеты машин и механизмов. Москва-Киев: Машгиз, 1961 г.- 340 с.
- Ю1.Колчин Н. И. Механика машин. Т.2 Кинетостатика и динамика машин. Трения в машинах. Л.: Машиностроение, 1972 г.- 455 с.
- Зиновьев В.А., Бессонов А. П. Основы динамики машинных агрегатов. М.: Машиностроение, 1964 г.- 239 с.
- Дворников Л. Т., Большаков Н. С., Кривошипно-ползунный механизм со сдвоенным шатуном / Решение о выдачи патента на изобретение № 2 006 102 766/11(3 021) МПК F16H 21/16 (2006.01), приоритет от 31.01.2006 г.
- Ю4.Боренштейн Ю. П. Механизмы для воспроизведения сложного профиля. Справочное пособие. Л.: Машиностр. 1978 г. 232 с.
- Ю5.Боренштейн Ю. П. Исполнительные механизмы со сложным движением рабочих органов. Л.: Машиностроение, 1973 г. 118 с.
- Добровольский В. В. Теория механизмов для образования плоских кривых. М.: Изд. АН СССР, 1953 г. 147 с.
- Левитский Н. И. Симметричные шатунные кривые. «Труды семинара по ТММ», 1948 г., № 4, т. 4, вып. 13, с. 23−35.
- Ю8.Пинскер И. Ш. Подбор шарнирного четырехзвенника по специальному атласу шатунных кривых. Труды семинара по ТММ, 1950 г., вып. 33, с. 31−40.
- Семенов М. В. Шатунные кривые четырехзвенных механизмов. Труды семинара по ТММ, 1947 г., вып. 10, с. 31−79.
- Целиков А.И., Полухин П.И и др. Машины и агрегаты металлургических заводов. В 3-х томах. Т.З. 2-е изд., перераб. доп. М.: Металлургия, 1988 г., 680 с.
- Технология прокатного производства. Справочник под ред. В. И. Зюзина и А. В. Третьякова -М.: Металлургия, 1991 г. 423 с.
- Гребенник В. М., Цапко В. К. Надежность металлургического оборудования. Справочное издание. М.: Металлургия, 1980 г. — 343 с.
- Королев А. А. Механическое оборудование прокатных и трубных цехов: Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Металлургия». 1987 г. -480 с.
- Королев А. А. Конструкции и расчет машин и механизмов прокатных станов: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Металлургия». 1985 г. — 376 с.
- Поляков Б.Н. Исследование технологических и конструктивных параметров роликоправильных машин:(правка рельсов) / Б. Н. Поляков // Сталь. 2006 г. — № 9. — с. 69−72.
- Дворников JI. Т. О кинематической разрешимости плоской четырехзвенной группы Ассура четвертого класса графо-аналитическим методом. Известия ВУЗов, «Машиностроение», № 12, 2004 г. с. 9−15.
- Дворников JL Т., Большаков Н. С. К теории кривошипно-ползунных механизмов. Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы теоретической и прикладной механики» (1−2 марта 2006 г.): -Алматы, Казахстан, 2006 г.
- Балабанов А. Н. Технологичность конструкций машин. М.: Машиностроение, 1987 г. — 330 с.
- Туранов Х.Т., Бондаренко А. Н. Проектирование кривошипно-ползунных механизмов в вычислительной среде MathCAD. Учебное пособие.-Новосибирск: Изд-во СГУПСа (НИИЖТА), 2000 г.-132с.
- Туранов Х.Т., Бондаренко А. Н., Туранов Ш. Х. Проектирование кривошипно-коромысловых механизмов в вычислительной среде MathCAD. Под ред. Туранова Х. Т., Новосибирск, Изд-во СГУПСа, 2001 г. 140 с.
- Потураев В. И., Франчук В. П., Червоненко А. Г. Вибрационные транспортирующие машины. М.: Машиностроение, 1971 г. — 272 с. 126.3енков Р. П., Ивашков И. И., Колобов JI. Н. Машины непрерывного транспорта. М.: Машиностроение, 1987 г. 431 с.
- Таубер Б. А. Подъемно-транспортные машины. М.: Лесная промышленность, 1980 г. -456 с.
- Дворников Л. Т.- Чужиков О.С.- Стариков С. П. Патент РФ № 2 201 348. Кривошипно-ползунный механизм пресса. Опубл. 27.03.2003 г. БИ№ 6.
- Дворников Л. Т., Никулин А. А., Баклушина И. С. Патент РФ № 2 204 748. Рычажный преобразователь усилий. Опубл. 20.05.2003 г. БИ№ 14.
- Дворников Л.Т.- Аронов М.А.- Мальцев С. В. Патент РФ № 2 123 428. Рычажный преобразователь усилий. Опубл. 20.12.1998 г. БИ№ 26.
- А.С. 1 070 817. СССР. МКИ В 30 В Вертикальный механический пресс // Кожевников В. А. Кожевников А.А., Медведев А. А., Смирнов Ю. В., Пекел Г. Д. (СССР). ДСП. 1982 г.
- Кожевников В. А, Лазарев Р. В., Трегубов А. И. Модернизация кривошипных прессов. Л.: Машиностроение, 1988 г. -176 с.
- Дворников Л. Т., Большаков Н. С., Кривошипно-ползунный механизм переменной структуры / Решение о выдачи патента на изобретение № 2 006 109 986/11(10 842) МПК F16H 21/16 (2006.01), приоритет от 28.03.2006 г.
- А.с. 1 719 732 (СССР). Кривошипно-ползунный механизм/ авт. изобр. А. В. Бородин, О. А. Иванов, Н. Х. Хамитов. Опубл. 1992 г., Б. № 10.
- Железнодорожные рельсы из электростали / Н. А. Козырев, В. В. Павлов, Л. А. Годик, В. П. Дементьев- Евразхолдинг- Новокузнецкий металлургический комбинат. Новокузнецк, 2006. — 388 с.
- Дворников Л.Т., Никонов А. Е., Большаков Н. С. Патент РФ № 2 210 692. Кривошипно-шатунный механизм/ Опубл. 20.08.2003 г., Бюл. № 23.
- Дворников Л. Т, Никонов А. Е, Большаков Н. С. Кривошипно-шатунный механизм. Материалы регионального конкурса «Инновации и изобретения года». Кемерово, 2004 г. с. 42 — 43.
- Дворников Л. Т., Большаков Н. С. К вопросу о создании проходных кривошипно-ползунных механизмов. Тезисы докладов Международной научной конференции «Проблемы теоретической и прикладной механики» (1−2 марта 2006 г.): Алматы, Казахстан, 2006 г., с. 85.
- Дворников Л. Т., Большаков Н. С. К теории кривошипно-ползунных механизмов. Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы теоретической и прикладной механики» (1−2 марта 2006 г.): -Алматы, Казахстан, 2006 г.
- Большаков Н.С., Дворников Л. Т. Структура и кинематика кривошипно-ползунного механизма со сложным шатуном. Материалы третьей международной конференции «Проблемы механики современных машин», том 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 г.
- Дворников JI.T., Большаков Н. С. Патент РФ № 2 289 741. Проходной кривошипно-ползунный механизм. / Опубл. 20.12.2006 г., Бюл. № 35.
- Дворников JI. Т., Большаков Н. С., Кривошипно-ползунный механизм переменной структуры / Решение о выдачи патента на изобретение № 2 006 109 986/11(10 842) МПК F16H 21/16 (2006.01), приоритет от 28.03.2006 г.
- Дворников JI. Т., Большаков Н. С., Кривошипно-ползунный механизм со сдвоенным шатуном / Решение о выдачи патента на изобретение № 2 006 102 766/11(3 021) МПК F16H 21/16 (2006.01), приоритет от 31.01.2006 г.
- Дворников JT. Т., Гудимова JI. Н., Большаков Н. С. Опыт исключения избыточных связей в шестизвенных плоских механизмах // Известия вузов. Машиностроение. 2007. — № 4.
- Дворников Л. Т., Большаков Н. С., Ударный кривошипно-ползунный механизм / Решение о выдачи патента на изобретение № 2 006 113 300/11(14 454) МПК F16H 21/16 (2006.01), приоритет от 19.04.2006 г.