Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической политики и механизма ее реализации в условиях старопромышленных регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансовую стратегию реализации ПДООС рекомендуется формировать с использованием различных инструментов финансирования. При этом основой для выбора той или иной финансовой стратегии поддержки инвестиционных природоохранных мероприятий должны служить результаты ранжирования последних. Финансирование природоохранных мероприятий возможно на безвозвратной и возвратной основе или в форме долевого… Читать ещё >

Содержание

  • Формы взаимодействия природы и общества и их развитие на современном этапе
    • 1. 1. Природоохранная деятельность как закономерная форма взаимодействия «общество-природа»
    • 1. 2. Экологические проблемы и пути их решения в старопромышленном регионе
  • Методический инструментарий по обоснованию экологических приоритетов природоохранной деятельности
    • 2. 1. Общие методические положения выбора экологических приоритетов
    • 2. 2. Методические подходы к оценке и ранжированию территорий и предприятий — загрязнителей
    • 2. 3. Методологические рекомендации по оценке и выбору приоритетных природоохранных мероприятий
    • 2. 4. Оценка и ранжирование приоритетов экологической политики в условиях Свердловской области
  • Методические рекомендации по разработке планов действий по охране окружающей среды и механизма их финансирования
    • 3. 1. Общие подходы и принципы разработки плана действий по охране окружающей среды
    • 3. 2. Методические рекомендации по разработке планов действий для муниципальных образований и предприятий
    • 3. 3. Формирование механизма финансирования плана действий по охране окружающей среды
  • Реализация методических рекомендаций по разработке регионального плана действий в условиях Свердловской области
    • 4. 1. Формирование экологической политики и механизма ее реализации
    • 4. 2. Рекомендации по активизации инвестиционной деятельности природоохранной направленности и оценке результативности внедрения планов действий по охране окружающей среды

Формирование экологической политики и механизма ее реализации в условиях старопромышленных регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Свердловская область представляет собой старопромышленный регион, в котором промышленные предприятия в абсолютном большинстве городов области являются градообразующими. Это обусловило проживание 65% населения области в особо загрязненных зонах, в непосредственной близости от источников загрязнения, оказывающих негативное воздействие на состояние его здоровья.

Изменение структуры промышленного производства области в последние годы на фоне общего снижения уровня производства привело к увеличению доли загрязняющих окружающую среду промышленных предприятий и сокращению доли потенциально экологически более чистых и безопасных. Резко возросло в этот период удельное загрязнение на единицу производимой в области промышленной продукции.

Экологическое оздоровление территории является составной и неотъемлемой частью общего перехода на стратегию устойчивого развития. Для Свердловской области, как и других старопромышленных регионов, это не просто условие долговременного развития, но и вопрос выживания.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования целенаправленной и эффективной региональной экологической политики. Не менее актуальным является создание механизма ее реализации с учетом особенностей перехода на рыночные отношения в экономике. Этим проблемам, посвящены труды многих ученых как отечественных — Я. Г. Блехцина, А. Д. Выварца, А. А. Голуба, К. Г. Гофмана, В.И. Данилова-Данильяна, М. Я. Лемешева,.

Н.Н.Лукьянчикова., Н. Б. Прохоровой, Н. Ф. Раймерса, О. А. Романовой, Е. В. Сафронова, Е. С. Хачатурова, Я. Я. Яндыганова и др., так и зарубежных-П.Дювиньо, Т. Миллера, Д. Морелла, Б. Небела, Ю. Одума, П. Ревелль, Ч. Ревелль, Ф. Роша и др.

Вместе с тем, в рамках этого научного направления ряд теоретико-методологических, методических и других вопросов либо остаются дискуссионными, либо требуют своего решения. Проблемы формирования и реализации экологической политики старопромышленного региона особенно актуальны в переходный период развития экономики, что * предопределило целевую направленность настоящего исследования.

Идея работы заключается в применении единого подхода и принципов к разработке и реализации планов действий по охране окружающей среды на уровне региона (области), муниципальных образований и предприятий, благодаря чему создаются необходимые методические и информационные предпосылки для развития интегрированной системы управления охраной окружающей среды в ^ старопромышленных регионах в условиях дефицита материальных и финансовых ресурсов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка методологических основ формирования механизма управления охраной окружающей среды и природопользованием в старопромышленном регионе и соответствующего методического обеспечения, позволяющего наиболее целесообразно и эффективно использовать ограниченные финансовые и материальные ресурсы. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения % следующих задач:

• анализа этапности развития экологической формы взаимодействия «общество-природа» ;

• выявления специфики экологических проблем в старопромышленных регионах;

• уточнения основополагающих принципов формирования экологической политики и специфики ее реализации в условиях старопромышленного региона;

• разработки методических рекомендаций по ранжированию экологических проблем и выбору приоритетных природоохранных мероприятий;

• обоснования порядка разработки планов действий по охране окружающей среды и их финансового обеспечения;

• апробации механизмов реализации основных направлений экологической политики в условиях Свердловской области.

Последовательным решением этих задач определяется структура диссертационного исследования.

Предмет ом исследован ия являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления охраной окружающей среды и природопользованием в условиях старопромышленного региона при переходе на рыночные отношения в экономике.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбрана социально-эколого-экономическая система, выделенная в рамках Свердловской области, представляющей собой наиболее яркий пример старопромышленного района с комплексом экологических проблем.

Теоретической и методологической основой исследований послужили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Свердловской области, труды многих отечественных и зарубежных ученых в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Цель и задачи работы предопределили междисциплинарный характер исследований, потребовавший обращения к системному анализу, применению различных методов обработки информации о состоянии окружающей природной среды, экспертным оценкам и широким научным обобщениям.

Информаиионную основу диссертации составили материалы отделов Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации и Свердловской области, материалы Уральского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Свердловского областного центра санэпиднадзора, статистические материалы предприятий, входящие в отчетность по охране окружающей среды, сведения о ходе реализации федеральных и областных программ Свердловской области по решению основных экологических проблем.

Основные научные результаты, полученные лично автором:

• сформулированы основополагающие принципы формирования экологической политики в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов, выявлена специфика регулирования процесса охраны окружающей среды и природопользования в рамках старопромышленных регионов;

• разработан методический инструментарий оценки и ранжирования экологических проблем и установления приоритетности их решения в рамках конкретных территорий и предприятий, учитывающий сложность и взаимообусловленность объектов ранжирования;

• обоснован порядок разработки и реализации планов действий по охране окружающей среды (ПДООС) на различных уровнях управления, рассматриваемых в качестве средства эффективной и действенной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

• предложена система инструментов финансовой поддержки ПДООС, даны рекомендации по созданию Возобновляемого экологического фонда, предполагающего обязательную возвратность инвестированных средств;

• разработана система оценочных индикаторов, отражающих результативность реализации экологической политики с позиции социально-экономического подхода.

Научная новизна исследований заключается в развитии методологии формирования механизма управления охраной окружающей среды и природопользованием, в совершенствовании методов оценки и ранжирования проблем охраны окружающей среды региона в целом, его районов, отраслей промышленности и отдельных предприятий, а также ^ методов анализа причин возникновения проблем и возможностей их решения адекватных рыночным условиям и ориентированных на защиту здоровья человека, его генетического будущего при условии наиболее целенаправленного и эффективного использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для оценки и выбора приоритетных ^ направлений природоохранной деятельности, для ранжирования территорий и предприятий с целью первоочередного решения экологических проблем, для построения эффективной системы планов действий по охране окружающей среды региона (области), муниципальных образований и предприятий, для организации наиболее совершенной системы финансирования природоохранной деятельности, предполагающей возвратность инвестируемых средств, а также для оценки результативности решения экологических проблем в рамках конкретных территорий и предприятий. V Реальность рекомендаций подтверждается их практическим использованием при подготовке и реализации областной программы «Основные направления по охране окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996;1999 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.03.96 г. № 219-пфедеральной программы «Переработка техногенных образований в Свердловской области», утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.06.96 № 738-пРегионального плана действий по охране окружающей среды для Свердловской области, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.98 г. № 1289-п, а также при разработке областной программы охраны окружающей среды и природопользования Свердловской области на 20 002 004 гг.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на съезде экологов «Пути перехода к устойчивому развитию России» (г.Екатеринбург, 1995 г.), научно-практических семинарах в рамках международных выставок «Уралэкология» (г.Екатеринбург, 1996,1997,1998,1999 гг.), Всемирном конгрессе «Экологические проблемы больших городов» (Москва, 1996 г.), международных симпозиумах «Охрана окружающей среды стран Европы и Азии» (Хельсинки, Финляндия, 1996 г.) и «Экологические технологии для оздоровления мира» (Лас-Вегас, США, 1997 г.), международном семинаре «Экологическая политика и организация природоохранной деятельности в крупном промышленном городе» (Вашингтон, США, 1996,1997,1998 гг.), международной выставке «Терра-Тек», (Лейпциг, ФРГ, 1999 г.).

Публикаиии. Результаты проведенного исследования отражены в 10 печатных трудах общим объемом 7, 3 печатных листов.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 129 наименований, 12 приложений и содержит 148 страниц основного текста.

выводы:

1. Экологическое оздоровление территорий должно рассматриваться в неразрывной связи с проблемой общего оздоровления социально-экономических отношений в обществе. Специфичные экологические проблемы регионов, в т. ч. старопромышленных, предполагают разработку региональной экологической политики, реализация которой в современных условиях предусматривает жесткие ограничения по наличию материальных и финансовых ресурсов.

2. Предлагаемый методический инструментарий формирования региональной экологической политики предусматривает последовательное решение задач, касающихся, с одной стороны, оценки и ранжирования проблем охраны окружающей среды, с другойвозможностей их решения.

3. Действенным средством повышения эффективности управленческих решений в сфере охраны окружающей среды служат планы действий. Применение единых подходов и принципов при их разработке и реализации на уровне региона (области), муниципальных образований и предприятий создает реальные предпосылки для развития интегрированной системы управления охраной окружающей среды.

4. Финансовую стратегию реализации ПДООС рекомендуется формировать с использованием различных инструментов финансирования. При этом основой для выбора той или иной финансовой стратегии поддержки инвестиционных природоохранных мероприятий должны служить результаты ранжирования последних. Финансирование природоохранных мероприятий возможно на безвозвратной и возвратной основе или в форме долевого участия. Эффективным вариантом финансирования природоохранных мероприятий может стать создание Возобновляемого экологического фонда.

5. Для оценки степени решения проблем охраны окружающей среды, а также усилий, предпринимаемых для их решения, предлагается система оценочных индикаторов: экологических, отражающих эффективность реализации экологической политики, и социально-экономических, оценивающих результирующий социально-экономический эффект. Использование системы индикаторов для обобщенной оценки результатов реализации РПДООС для Свердловской области показало, что предотвращенный экономический ущерб в краткосрочном периоде составляет около 7% от общей величины экономического ущерба при 56% снижении загрязнения атмосферного воздуха, 2−3% снижении объема загрязнения поверхностных водных объектов и 10−14% снижении массы размещаемых отходов.

6. Реальность рекомендаций и выводов подтверждается их практическим использованием при подготовке и реализации областных экологических программ и Регионального плана действий по охране окружающей среды для Свердловской области.

Предлагаемые в диссертационном исследовании основные положения, рекомендации и выводы дополняют и углубляют методологию формирования экологической политики и механизма ее реализации и позволяют более обоснованно решать в условиях старопромышленных регионов проблемы охраны окружающей природной среды и улучшения здоровья населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований сделаны следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития, -М из-во Рос.экон.акад., 1994, 311с.
  2. Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы М., Россия Молодая, 1994 — 363с.
  3. М.Я. Природа и мы. М.Сов.Россия, 1989, 286с.
  4. Дювиньо П, Танг М. Биосфера и место в ней человека М., Прогресс, 1973 -270с.
  5. . Наука об окружающей среде //пер. с англ. т.2М.: Мир, 1993, 304с.
  6. Т. Жизнь в окружающей среде // пер. с англ. T. l М.: Прогресс-Пангея, 1993, 256с.
  7. Ю. Основы экологии // пер. с англ. М.: Мир. 1973. 740с.
  8. Т.С. Экономика природопользования М.: Наука, 1987−225с.
  9. И.А. Хозяйственная деятельность и состояние окружающей природной среды Киев: Наукова думка. 1989 — 165с.
  10. Влияние промышленного предприятия на окружающую среду //под ред. Криволуцкого Д. А. Пущино, 1984 — 340 с.
  11. А.В. Эколого-экономические принципы развития горного производства М., Наука, 1987 — 261с.
  12. Н.П. Охрана окружающей среды и проблемы экономического роста М. Знание, 1984, 352с.
  13. Пособие по оценке воздействия горного производства на окружающую среду и экологическому обоснованию хозяйственной деятельности горных предприятий // под. ред Хохрякова А. В., Солобоева И. С., Дементьева И. В., Екатеринбург: УГГГА, 1996, 110 с.
  14. М.Я. Пока не поздно. М., Молодая Гвардия — 1991- 239с.
  15. Р. Природа предъявляет счет М.Прогресс. — 1969 — 568с
  16. Г. Тревога в 2000 г. М., Мысль, 1990 — 272с.
  17. Fehbach М., Fnendty A Ecocide in the USSR N. V Basiebook — 1992 -376p
  18. И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира М., Наука, 1985 247с.
  19. А.Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов М., Мысль, 1991,429с.'
  20. Я.Я. Научно-технический прогресс и повышение эффективности природопользования //депонированная рукопись монографии. М., ИНЖ) Н СИНХ, 1990, 91с.
  21. A.M. Непростые заботы человечества: НТП, здоровье, человек, экология М., 1988, 297с.
  22. А.П., Новиков Ю. В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек М, 1989, 271с.
  23. М.Я., Чепурных Н. В. Юрина Н.П. Региональное природопользование на пути к гармонии М., Мысль, 1986 — 262с.
  24. Е.В., Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы М., Высшая школа, 1986, 280с.
  25. А.Д. Перспективы экоразвития М., 1990, 130с.
  26. Ю.А. Проблемы охраны окружающей среды и пути их решения. J1. Гидрометеоиздат, 1984, 560с.
  27. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России // под ред. В. Ф. Протасова М.: Финансы и статистика, 1995 — 528с., ил.
  28. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Здоровье и среда в которой мы живем // пер. с англ. М.: Мир, 1995, 191с.
  29. В.В. Экологическое право России М. Из-во БЕК, 1995, 557с.
  30. Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. пер. с англ. //Под.ред.О. С. Колбасова М&bdquo- 1990, 410с.
  31. А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права М., 1986, 397с.
  32. Экология: опыт государственного права в США М., 1995 — 36с.
  33. И.Л. Япония: экономика и окружающая среда- М., 1988, 192с.
  34. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г., Арский Ю. М. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия М. 1994 — 132с.
  35. В. Ю. Виноградова А.Е. Использование рыночных механизмов в охране окружающей среды. Опыт США // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 1990 № 4 с. 29−46
  36. Н. Н. Алиев Э.Д., Зельденер Т. Н. Зернова Н.Г. Экономические механизмы природопользования: зарубежный опыт // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов 1991 № 10 с.48−62
  37. .Н. Финансирование природоохранной деятельности в Японии // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 1990 № 4 с.47−54
  38. Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах // М., Агропромиздат, 1987., 215 с.
  39. Arrandale Т. Free market environmental proection // Ed. Research rep. -Wash., 1989. Vol.2, N 9. — P.490−501.
  40. О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Изв. РАН. Сер. Географ. 1992 № 6 с.47−54
  41. Декларация международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию Рио-де-Жанейро: Из-во ООН, 1992 — 5с.
  42. К. С. Горшков В.Г., Кондратьев К. Я. и др. Проблемы экологии России -М., ВИНИТИ 1993 — 350с.
  43. В.И., Лосев К. С., Гракович В. Ф. Экологическая безопасность и возможные стратегии развития // Изв. РАН, № 61 991 с.5−13
  44. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 14.03.95 г.
  45. .В. Экологическое право М., 1992
  46. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г.
  47. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г.
  48. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 г.
  49. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 г.
  50. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г.
  51. Федеральный закон «О недрах» от 3.03.95 г.
  52. Указ президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.96 г.
  53. Постановление Правительства РФ от 24.11.93 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга»
  54. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановление Правительства РФ от 11.06.96 г.
  55. Н.Н. Новый путь развития России М., Изд-во Тройка -1995 -96с.
  56. Экологическая ситуация в России: выход из кризиса. Актуальные тетради. М-Комплекс-прогресс-1996, 108с.
  57. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (проект) // Зеленый мир 1995 № 4
  58. А.Д. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития (неосферный вариант) М., 1994, 113с.
  59. Н.Н. «Устойчивое развитие «или Стратегия переходного периода» М., 1994, 358с.
  60. Л. В. Кочуров Б.И. и др. Степень напряженности экологической ситуации в различных районах России // Вестник МГУ. Сер. Географ., 1994 «5 с.45−42
  61. К.Г. Социально-экономические аспекты разработки региональных программ природопользования // Социализм и природа М.: Мысль, 1982 — с.93−120
  62. Г. А. Регионализация систем управленияприродопользования в условиях перехода к рынку // Ярославль., ЯГПИ., 1993, 183 с.
  63. Marien М. Environmental problems a. Sustainable futures // Futures. -N.Y., 1992. Vol.24, N 8. — P.731−756.
  64. Seting environmental priorities // Ed. Research rep. Wash., 1988. -Vol.2, N 21.-P.614−626.
  65. H.B., Новоселов А. Л. Планирование и прогнозирование регионального природопользования М., 1995, 236с.
  66. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1996 году // Екатеринбург, 1997, 240с.
  67. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1995 году// Екатеринбург, 1996, 218с.
  68. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1994 году// Екатеринбург, 1995, 252с.
  69. И.С., Хохряков А. В. Экологическая ситуация в минерально-сырьевом комплексе Урала // Проблемы экологии и охраны окружающей среды: Тез.докл. науч. прак. сем. в рамках межд. выстав. «Уралэкология-96» // Екатеринбург, 1996, с.7
  70. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 1995 год // Екатеринбург, 1996,119 с.
  71. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 1996 год // Екатеринбург, 1997, 67 с.
  72. М.Н., Стровский В. Е. Пахальчак Г. Ю. Некоторые вопросы ресурсосбережения в Свердловской области // Уральское горное обозрение 1997, № 10−11, с. 272−277
  73. Я.Я. О системе факторов и предпосылок, обусловивших неблагоприятную обстановку в Уральском регионе // Эколого-водохозяйственный вестник Екатеринбург 1996, с.47−52
  74. Доклад о социально-экономическом положении в Свердловской области в 1996 году // Екатеринбург, 1997, 152 с.
  75. Доклад о социально-экономическом положении в Свердловской области в I полугодии 1997 году // Екатеринбург, 1997, 84 с.
  76. Социально-экономический потенциал региона Екатеринбург 1997, 379с.
  77. И.С. Особенности экологической политики в период перехода к рыночной экономике // Сб., Экологические проблемы промышленных регионов., Екатеринбург, 1999, с. 8−11.
  78. Концепция программы перехода Свердловской области на модель устойчивого развития Екатеринбург, 1995 препринт ИЭУрО РАН -58с.
  79. Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (проект) М., 1997 -50с.
  80. В.П., Игнатьева М. Н., Ивлев В. А. и др. Концепция механизма природопользования при переходе к рыночным отношениям //препринт Екатеринбург: УрО РАН, 1994 с.47
  81. Е. В. Прохорова Н.Б. Гребенева Е. С. Основныенаправления рационального водопользования в районах с дефицитом водных ресурсов // Мелиорация и водное хозяйство -М.* ЦБНТИ МВХ СССР, 1988. Вып.7, с.7−11.
  82. Beaumont J.R. Managing the envirinment: Business opportunity and responsibility // Futures. N.Y., 1992. — Vol.24, N 3. — P. 187−205.
  83. Buckley R. Perspectives in environmental management. Berlin etc.: Springer-Verl., 1991. — XI, 276 p.
  84. И.М., Захожий В. Б. Ресурсосбережение и охрана окружающей среды Киев. 1990
  85. А.Д., Федоренко О. В., Дистергефт Д. В. Развитие процесса использования отходов основа охраны окружающей среды // Региональные проблемы природопользования — Свердловск: СИНХ., 1990 г. — с.56 -65
  86. Экологические аспекты развития и размещения производительных сил М., Наука, 1992−128с.
  87. И.Я. Эколого-экономические аспекты предплановых исследований Л. Наука, 1984, 261с.
  88. Г. Ю., Солобоев И. С., Тягунов Г. В., Ярошенко Ю. Г. Переработка бытовых отходов в крупных промышленных центрах // Экологические проблемы больших городов: Тез.докл. Межд.конф. 1996-М., 1996 с.9
  89. В.В. Правовые основы охраны окружающей среды в промышленности // Уральская государственная академия, Екатеринбург, 1955, 163 с.
  90. Г. Ю., Солобоев И. С. Управление экологическим развитием Свердловской области // Сб., Информ.бюлл. № 7, Управление окружающей средой: М., 1998, с. 88−109
  91. Е.М., Пахомов В. П., Игнатьева М. Н. Социально-экономическое обоснование освоения минеральных ресурсов -Екатеринбург, 1992 111с.
  92. М. Н. Литвинова А.А. и др. Концепция учета экологического фактора при проектировании социально-экономического развития региона (препринт) Екатеринбург, 1994 — 22с.
  93. И.С., Тягунов Г. В., Ярошенко Ю. Г. Пути совершенствования экологической подготовки специалистов предприятий промышленности, транспорта и связи // Сб. Экологические проблемы промышленных регионов. Екатеринбург, 1999, с. 46−47
  94. A.M. Концептуально-методические принципы водохозяйственной политики в РФ // Мелиорация и водное хозяйство М, 1994. 35 с.24−26
  95. Управление водными ресурсами реки // Черняев A.M., Прохорова Н. Б. Гладова Е.Ю. и др. -Екатеринбург РосНИИВХ, 1993, 119с.
  96. Я.Я., Диденко Н. Н., Петров Н. Н. Экологическая программа старопромышленного города Екатеринбург, 1995 -188с.
  97. В. Программный выход из экологического кризиса развития // Зеленый мир 1994 № 5
  98. Методические рекомендации по формированию региональных экологических программ // Минприроды РФ., М., Пмарта 1996 г., № 12−67
  99. Программа действий по охране окружающей среды для стран
  100. Центральной и Восточной Европы // ОЭСР, TACIS,. М&bdquo- 1994, 152 с.
  101. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ развития Свердловской области // Постановление правительства Свердловской области от 21 июня 1996 года № 498., Екатеринбург
  102. Путеводитель по Программе действий для окружающей среды стран Центральной и Восточной Европы // TACIS, Брюссель, март 1996 г. 21с.
  103. О.Ф. Разработка и реализация целевых комплексных программ по охране окружающей среды Киев, 1985, 275с.
  104. Ранжирование проблем состояния здоровья населения и факторов риска окружающей среды Свердловской области в 1996 году-// под. ред. Кузьмина С. В., Отчет, УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1997, 33 с.
  105. Патрик тен Бринк (ECOTEC Research and Consalting Ltd). Оценка ущерба от загрязнения в Свердловской области и ранжирования экологических инвестиционных проектов // Отчет, УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1997, 193с.
  106. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) М. Экономика, 1982 -250с.
  107. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования // Официальное издание № 7 -12/47 от 31 марта 1994., М.
  108. Экономическая оценка окружающей среды. Всемирного банка, 130проектов и направлений политики в области Институт экономического развития с.
  109. Freeman III, A.M., The Benefits of Environmental Improvement: Theory and Practice, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979, 413p.
  110. Временное руководство по оперативной деятельности Российкой программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды // ПУОС, РПОИ., М., НУМЦ Минприроды России, 1997., 170 с.
  111. Luken R.A. Efficiency in environmental regulation: a benefit-costanalysis of alternative approaches. Boston etc.: Kluwer, 1990. — 364 p.
  112. Верхневолжский региональный план действий по охране окружающей среды. Резюме // ЦПРП, Кострома, 1998, 76с.
  113. Н.В., Новоселов A.JI. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997, 253с.
  114. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования М., Аспект — пресс. 1995−188с.
  115. Экологическое оздоровление экономики // Возняк В. Я. и др. М., Наука, 1994,217с.
  116. А.А. Экологические уроки исторического прошлого исовременность. Л., Наука, 1991 252с.
  117. Временная типовая методика определения экономической эффективности и осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды // М., Экономика, 1986.
  118. Материалы семинара «Международные стандарты ISO 14 000» // ITUT, ИЭПП., EU Commission TACIS BISTRO, 28 сентября — 2 октября 1998 г, Москва.
  119. Рекомендации по разработке Регионального плана действий по охране окружающей среды // Отчет, ЦПРП, Институт экономических проблем природопользования, М., 1998.
  120. Региональный план действий по охране окружающей среды для Свердловской области // УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1998, 408с.
  121. Резюме. Региональный план действий по охране окружающей среды для Свердловской области // УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1999, 73с.
  122. Рекомендации Госкомэкологии РФ о расчете экономического ущерба от загрязнения окружающей среды от 4.07.97 г. № 1407/627
  123. ГЛ., Гусев А. А., Воробьев ЮЛ. и др. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций-М: ИПК «РЭФИА», 1997, 497с.
  124. Externe. Externalities of Energy. Vol.2: Methodology, 1995, EUR 16 521 EN.
  125. Mag Gregor.M.Energing technologies for utilizing waste in cement production. World.cem., 1994 №-lp.4031
  126. Загрязнение атмосферного воздуха территорий муниципальных образований области
  127. Каменск- бензапирен 4.1 4.8 АО «Уральский Цветная метал
  128. Уральский никель 1.3 4.0 алюминиевый лугрия, диоксид азота 5.6 завод», Черная металфтористый 2.8 Красногорская лургия. водород ТЭЦ, Топливно
  129. Кировград сернистый ангидрид 3.2 4.4 АО «Кировградский медеплавильный Цветная металлургия. фенол 3.1 комбинат», Топливносвинец 3.0 Верхнетагильская энергетический! пыль 1.9 ГРЭС комплекс. водород 1.8 автотранспорт автотранспортхлористый
  130. Нижний бензапирен 5.3 23.0 АО «Нижнетагильский Черная метал
  131. Серов сернистый ангидрид 4.6 Серовская ГРЭС, АО"Свердлов- Черная металлургия, фенол 3.0 энерго», Топливнодиоксид азота 1.1 АО «Серовский завод ферросплавов», АО «Металлургический завод энергетический комплекс, автотранспорт
  132. Верхняя фенол 2.2 3.7 АО «Урал- Цветная
  133. Асбест формальдегид 2.6 1.7 Рефтинская ГРЭС, Промышленфенол 2.0 8.0 АО"Урачасбест», ностьдиоксид азота 4.7 АО строительныхпыль 3.2 «УралАТИ», материалов, акролеин 2.7 автотранспорт Топливно-энергетический комплекс, автотранспорт
  134. Красноуральск сернистый ангидрид 4.6 АО «Святогор», АО «Красноуральский Цветная металлургия, мышьяк 2.4 химический завод», Химическаясвинец 2.3 автотранспорт промышленаэрозоль сер- 1.8 ность,
  135. Реж сернистый ангидрид 1.1 ! АО «Режский никелевый завод» Цветная металлургия.
  136. Загрязнение водных объектов территорий муниципальных образований области
  137. Екатеринбург марганец 15.0 химических
  138. Березовский цинк 5.0 реактивов».
  139. Асбест никель 12.0 АО «Уралэлекгро1. Талица железо 25.0 медь».
  140. Заречный нефтепродукты 5.0 АО"Опытный заводазот аммония 4.4 «Гиредмет"азот нитратов 14.1 АО"Березовский рудник
  141. БПК5 2.0 им. Кирова» ПТО ЖКХ Березовской администрации, В/Ч 92 922, Северные очистные сооружения г. Екатеринбург
  142. Деггярск марганец 15.0 завод»,
  143. Ревда цинк 15.0 АО «Ревдинский
  144. Первоуральск железо 5.0 метизно-металлурги
  145. Староуткинск хром 33.0 ческий завод».азот аммония 2.0 АО «Ревдинский заводазот нитритов 2.6 1 обработки цветных
  146. Чусовая цинк 4.0 ческий завод"i нефтепродукты 4.0 Ревдинская птицеi ХПК 1.3 фабрика Ревдаводоканалp. Тура Туринск медь 38.0 Уральский электро
  147. Н.Тагил марганец 18.0 химический комбинат
  148. Новоуральск железо 14.0 Нижнетагильский комбинат1 i Верхняя Салда цинк 4.0 Уралхимпласт
  149. Ивдель метанол данных гидролизный завод»
  150. Загрязнение питьевой воды территорий муниципальных образований области
  151. Территория Приоритетные Кратность Приоритетные Кратностьзагрязнители воды превышения загрязнители по превышенияпо норматива органолептическому нормативатоксикологическому ЛПВлпв
  152. Екатеринбург железо 4.8 железо 4.8хлороформ 4 мутность 3.3марганец 2.5 цветность 2.5алюминий 1.6 марганец 2.5
  153. Нижний Тагил хлороформ 2.5 цветность 3.2марганец 2.0 марганец 2.0железо 1.6 мутность 1.74.хлористый 1.5 железо 1.6углерод
  154. Каменск-Уральский * мутность 8.2цветность 2.0
  155. Первоуральск * j мутность 1.6
  156. Верхняя Пышма марганец 60.0 марганец 60.0бор 24.0 железо 12.4железо 12.4 мутность .11.5кремний 1.6 цветность 3.8хлороформ 1.16
  157. Ревда железо 2.2 железо | 2.2j Краснотурьинск * цветность 3.0 !
  158. Режевской район марганец 10.0 марганец 1 10.0алюминий 3.6 мутность 4.0железо 3.0 цветность 3.3никель 1.9 железо 3.0
  159. Серов марганец 4.0 марганец 4.0железо 2.6 железо 2.6кремний 2.1
  160. Кировград железо j 200.0 j железо 200.0марганец j 5.0 .мутность 29.0аммиак 2.0 цветность 19.01. S маоганец j (5.0
  161. Территория Приоритетные загрязнители воды по токсикологическому ЛПВ Кратность превышения норматива Приоритетные загрязнители по органолептическому ЛПВ Кратность превышения норматива
  162. Полевской фенол 2.0 мутность 4.8железо 1.8 цветность ' 3.0железо 1.8
  163. Красноуральск хлороформ 1.33 цветность 2.3мутность 2.3- нет данных
  164. Загрязнение почвы муниципальных образований области
  165. Краснотурьинск | медь i 1.2 i
  166. Динамика показателей общей смертности и рождаемости населения Свердловской области, 1991−1996 годы (показатель на 1000 человек в год)
  167. Показатель 1991 1992 1993 1994 1995 1996
  168. Рождаемость 10.8 9,6 8,5 9,0 8,6 8,3
  169. Смертность 11,5 12,7 15,2 17,3 15,5 14,7
  170. Естественная убыль населения 0,7 3,1 6,7 8,3 6,9 6,4
  171. Динамика заболеваемости и смертности от злокачественных образований. Свердловская область 1960−1996г.г. (количество случаев в год на 100 тыс. человек)
  172. Показатель 1960 1970 1980 1990 1996
  173. Заболеваемость 174 186 247 282 300
  174. Смертность 123 128 164 196 209
  175. Структура заболеваемости трудоспособного населения Свердловской области в 1996 году
  176. Группа заболеваний случаев заболеваемости на 100 работающих дней нетрудоспособности на 100 работающих % от общего чиста случаев заболеваемости
  177. Органы дыхания 23,7 217,9 39
  178. Костно-мышечная система 8,0 124,0 14
  179. Сердечно-сосудистая система 4,3 78,2 6
  180. Органы пищеварения 2.6 40,4 5
Заполнить форму текущей работой