Формирование экологической политики и механизма ее реализации в условиях старопромышленных регионов
Финансовую стратегию реализации ПДООС рекомендуется формировать с использованием различных инструментов финансирования. При этом основой для выбора той или иной финансовой стратегии поддержки инвестиционных природоохранных мероприятий должны служить результаты ранжирования последних. Финансирование природоохранных мероприятий возможно на безвозвратной и возвратной основе или в форме долевого… Читать ещё >
Содержание
- Формы взаимодействия природы и общества и их развитие на современном этапе
- 1. 1. Природоохранная деятельность как закономерная форма взаимодействия «общество-природа»
- 1. 2. Экологические проблемы и пути их решения в старопромышленном регионе
- Методический инструментарий по обоснованию экологических приоритетов природоохранной деятельности
- 2. 1. Общие методические положения выбора экологических приоритетов
- 2. 2. Методические подходы к оценке и ранжированию территорий и предприятий — загрязнителей
- 2. 3. Методологические рекомендации по оценке и выбору приоритетных природоохранных мероприятий
- 2. 4. Оценка и ранжирование приоритетов экологической политики в условиях Свердловской области
- Методические рекомендации по разработке планов действий по охране окружающей среды и механизма их финансирования
- 3. 1. Общие подходы и принципы разработки плана действий по охране окружающей среды
- 3. 2. Методические рекомендации по разработке планов действий для муниципальных образований и предприятий
- 3. 3. Формирование механизма финансирования плана действий по охране окружающей среды
- Реализация методических рекомендаций по разработке регионального плана действий в условиях Свердловской области
- 4. 1. Формирование экологической политики и механизма ее реализации
- 4. 2. Рекомендации по активизации инвестиционной деятельности природоохранной направленности и оценке результативности внедрения планов действий по охране окружающей среды
Формирование экологической политики и механизма ее реализации в условиях старопромышленных регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Свердловская область представляет собой старопромышленный регион, в котором промышленные предприятия в абсолютном большинстве городов области являются градообразующими. Это обусловило проживание 65% населения области в особо загрязненных зонах, в непосредственной близости от источников загрязнения, оказывающих негативное воздействие на состояние его здоровья.
Изменение структуры промышленного производства области в последние годы на фоне общего снижения уровня производства привело к увеличению доли загрязняющих окружающую среду промышленных предприятий и сокращению доли потенциально экологически более чистых и безопасных. Резко возросло в этот период удельное загрязнение на единицу производимой в области промышленной продукции.
Экологическое оздоровление территории является составной и неотъемлемой частью общего перехода на стратегию устойчивого развития. Для Свердловской области, как и других старопромышленных регионов, это не просто условие долговременного развития, но и вопрос выживания.
В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования целенаправленной и эффективной региональной экологической политики. Не менее актуальным является создание механизма ее реализации с учетом особенностей перехода на рыночные отношения в экономике. Этим проблемам, посвящены труды многих ученых как отечественных — Я. Г. Блехцина, А. Д. Выварца, А. А. Голуба, К. Г. Гофмана, В.И. Данилова-Данильяна, М. Я. Лемешева,.
Н.Н.Лукьянчикова., Н. Б. Прохоровой, Н. Ф. Раймерса, О. А. Романовой, Е. В. Сафронова, Е. С. Хачатурова, Я. Я. Яндыганова и др., так и зарубежных-П.Дювиньо, Т. Миллера, Д. Морелла, Б. Небела, Ю. Одума, П. Ревелль, Ч. Ревелль, Ф. Роша и др.
Вместе с тем, в рамках этого научного направления ряд теоретико-методологических, методических и других вопросов либо остаются дискуссионными, либо требуют своего решения. Проблемы формирования и реализации экологической политики старопромышленного региона особенно актуальны в переходный период развития экономики, что * предопределило целевую направленность настоящего исследования.
Идея работы заключается в применении единого подхода и принципов к разработке и реализации планов действий по охране окружающей среды на уровне региона (области), муниципальных образований и предприятий, благодаря чему создаются необходимые методические и информационные предпосылки для развития интегрированной системы управления охраной окружающей среды в ^ старопромышленных регионах в условиях дефицита материальных и финансовых ресурсов.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка методологических основ формирования механизма управления охраной окружающей среды и природопользованием в старопромышленном регионе и соответствующего методического обеспечения, позволяющего наиболее целесообразно и эффективно использовать ограниченные финансовые и материальные ресурсы. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения % следующих задач:
• анализа этапности развития экологической формы взаимодействия «общество-природа» ;
• выявления специфики экологических проблем в старопромышленных регионах;
• уточнения основополагающих принципов формирования экологической политики и специфики ее реализации в условиях старопромышленного региона;
• разработки методических рекомендаций по ранжированию экологических проблем и выбору приоритетных природоохранных мероприятий;
• обоснования порядка разработки планов действий по охране окружающей среды и их финансового обеспечения;
• апробации механизмов реализации основных направлений экологической политики в условиях Свердловской области.
Последовательным решением этих задач определяется структура диссертационного исследования.
Предмет ом исследован ия являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления охраной окружающей среды и природопользованием в условиях старопромышленного региона при переходе на рыночные отношения в экономике.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбрана социально-эколого-экономическая система, выделенная в рамках Свердловской области, представляющей собой наиболее яркий пример старопромышленного района с комплексом экологических проблем.
Теоретической и методологической основой исследований послужили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Свердловской области, труды многих отечественных и зарубежных ученых в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Цель и задачи работы предопределили междисциплинарный характер исследований, потребовавший обращения к системному анализу, применению различных методов обработки информации о состоянии окружающей природной среды, экспертным оценкам и широким научным обобщениям.
Информаиионную основу диссертации составили материалы отделов Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации и Свердловской области, материалы Уральского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Свердловского областного центра санэпиднадзора, статистические материалы предприятий, входящие в отчетность по охране окружающей среды, сведения о ходе реализации федеральных и областных программ Свердловской области по решению основных экологических проблем.
Основные научные результаты, полученные лично автором:
• сформулированы основополагающие принципы формирования экологической политики в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов, выявлена специфика регулирования процесса охраны окружающей среды и природопользования в рамках старопромышленных регионов;
• разработан методический инструментарий оценки и ранжирования экологических проблем и установления приоритетности их решения в рамках конкретных территорий и предприятий, учитывающий сложность и взаимообусловленность объектов ранжирования;
• обоснован порядок разработки и реализации планов действий по охране окружающей среды (ПДООС) на различных уровнях управления, рассматриваемых в качестве средства эффективной и действенной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
• предложена система инструментов финансовой поддержки ПДООС, даны рекомендации по созданию Возобновляемого экологического фонда, предполагающего обязательную возвратность инвестированных средств;
• разработана система оценочных индикаторов, отражающих результативность реализации экологической политики с позиции социально-экономического подхода.
Научная новизна исследований заключается в развитии методологии формирования механизма управления охраной окружающей среды и природопользованием, в совершенствовании методов оценки и ранжирования проблем охраны окружающей среды региона в целом, его районов, отраслей промышленности и отдельных предприятий, а также ^ методов анализа причин возникновения проблем и возможностей их решения адекватных рыночным условиям и ориентированных на защиту здоровья человека, его генетического будущего при условии наиболее целенаправленного и эффективного использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для оценки и выбора приоритетных ^ направлений природоохранной деятельности, для ранжирования территорий и предприятий с целью первоочередного решения экологических проблем, для построения эффективной системы планов действий по охране окружающей среды региона (области), муниципальных образований и предприятий, для организации наиболее совершенной системы финансирования природоохранной деятельности, предполагающей возвратность инвестируемых средств, а также для оценки результативности решения экологических проблем в рамках конкретных территорий и предприятий. V Реальность рекомендаций подтверждается их практическим использованием при подготовке и реализации областной программы «Основные направления по охране окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996;1999 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.03.96 г. № 219-пфедеральной программы «Переработка техногенных образований в Свердловской области», утвержденной постановлением Правительства РФ от 24.06.96 № 738-пРегионального плана действий по охране окружающей среды для Свердловской области, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.98 г. № 1289-п, а также при разработке областной программы охраны окружающей среды и природопользования Свердловской области на 20 002 004 гг.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на съезде экологов «Пути перехода к устойчивому развитию России» (г.Екатеринбург, 1995 г.), научно-практических семинарах в рамках международных выставок «Уралэкология» (г.Екатеринбург, 1996,1997,1998,1999 гг.), Всемирном конгрессе «Экологические проблемы больших городов» (Москва, 1996 г.), международных симпозиумах «Охрана окружающей среды стран Европы и Азии» (Хельсинки, Финляндия, 1996 г.) и «Экологические технологии для оздоровления мира» (Лас-Вегас, США, 1997 г.), международном семинаре «Экологическая политика и организация природоохранной деятельности в крупном промышленном городе» (Вашингтон, США, 1996,1997,1998 гг.), международной выставке «Терра-Тек», (Лейпциг, ФРГ, 1999 г.).
Публикаиии. Результаты проведенного исследования отражены в 10 печатных трудах общим объемом 7, 3 печатных листов.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 129 наименований, 12 приложений и содержит 148 страниц основного текста.
выводы:
1. Экологическое оздоровление территорий должно рассматриваться в неразрывной связи с проблемой общего оздоровления социально-экономических отношений в обществе. Специфичные экологические проблемы регионов, в т. ч. старопромышленных, предполагают разработку региональной экологической политики, реализация которой в современных условиях предусматривает жесткие ограничения по наличию материальных и финансовых ресурсов.
2. Предлагаемый методический инструментарий формирования региональной экологической политики предусматривает последовательное решение задач, касающихся, с одной стороны, оценки и ранжирования проблем охраны окружающей среды, с другойвозможностей их решения.
3. Действенным средством повышения эффективности управленческих решений в сфере охраны окружающей среды служат планы действий. Применение единых подходов и принципов при их разработке и реализации на уровне региона (области), муниципальных образований и предприятий создает реальные предпосылки для развития интегрированной системы управления охраной окружающей среды.
4. Финансовую стратегию реализации ПДООС рекомендуется формировать с использованием различных инструментов финансирования. При этом основой для выбора той или иной финансовой стратегии поддержки инвестиционных природоохранных мероприятий должны служить результаты ранжирования последних. Финансирование природоохранных мероприятий возможно на безвозвратной и возвратной основе или в форме долевого участия. Эффективным вариантом финансирования природоохранных мероприятий может стать создание Возобновляемого экологического фонда.
5. Для оценки степени решения проблем охраны окружающей среды, а также усилий, предпринимаемых для их решения, предлагается система оценочных индикаторов: экологических, отражающих эффективность реализации экологической политики, и социально-экономических, оценивающих результирующий социально-экономический эффект. Использование системы индикаторов для обобщенной оценки результатов реализации РПДООС для Свердловской области показало, что предотвращенный экономический ущерб в краткосрочном периоде составляет около 7% от общей величины экономического ущерба при 56% снижении загрязнения атмосферного воздуха, 2−3% снижении объема загрязнения поверхностных водных объектов и 10−14% снижении массы размещаемых отходов.
6. Реальность рекомендаций и выводов подтверждается их практическим использованием при подготовке и реализации областных экологических программ и Регионального плана действий по охране окружающей среды для Свердловской области.
Предлагаемые в диссертационном исследовании основные положения, рекомендации и выводы дополняют и углубляют методологию формирования экологической политики и механизма ее реализации и позволяют более обоснованно решать в условиях старопромышленных регионов проблемы охраны окружающей природной среды и улучшения здоровья населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенных исследований сделаны следующие.
Список литературы
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития, -М из-во Рос.экон.акад., 1994, 311с.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы М., Россия Молодая, 1994 — 363с.
- Лемешев М.Я. Природа и мы. М.Сов.Россия, 1989, 286с.
- Дювиньо П, Танг М. Биосфера и место в ней человека М., Прогресс, 1973 -270с.
- Небел Б. Наука об окружающей среде //пер. с англ. т.2М.: Мир, 1993, 304с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде // пер. с англ. T. l М.: Прогресс-Пангея, 1993, 256с.
- Одум Ю. Основы экологии // пер. с англ. М.: Мир. 1973. 740с.
- Хачатуров Т.С. Экономика природопользования М.: Наука, 1987−225с.
- Шаркова И.А. Хозяйственная деятельность и состояние окружающей природной среды Киев: Наукова думка. 1989 — 165с.
- Влияние промышленного предприятия на окружающую среду //под ред. Криволуцкого Д. А. Пущино, 1984 — 340 с.
- Колосов А.В. Эколого-экономические принципы развития горного производства М., Наука, 1987 — 261с.
- Ушаков Н.П. Охрана окружающей среды и проблемы экономического роста М. Знание, 1984, 352с.
- Пособие по оценке воздействия горного производства на окружающую среду и экологическому обоснованию хозяйственной деятельности горных предприятий // под. ред Хохрякова А. В., Солобоева И. С., Дементьева И. В., Екатеринбург: УГГГА, 1996, 110 с.
- Лемешев М.Я. Пока не поздно. М., Молодая Гвардия — 1991- 239с.
- Парсон Р. Природа предъявляет счет М.Прогресс. — 1969 — 568с
- Хефлинг Г. Тревога в 2000 г. М., Мысль, 1990 — 272с.
- Fehbach М., Fnendty A Ecocide in the USSR N. V Basiebook — 1992 -376p
- Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира М., Наука, 1985 247с.
- Яншин А.Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов М., Мысль, 1991,429с.'
- Яндыганов Я.Я. Научно-технический прогресс и повышение эффективности природопользования //депонированная рукопись монографии. М., ИНЖ) Н СИНХ, 1990, 91с.
- Сердюк A.M. Непростые заботы человечества: НТП, здоровье, человек, экология М., 1988, 297с.
- Шицкова А.П., Новиков Ю. В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек М, 1989, 271с.
- Лемешев М.Я., Чепурных Н. В. Юрина Н.П. Региональное природопользование на пути к гармонии М., Мысль, 1986 — 262с.
- Миланова Е.В., Рябчиков A.M. Использование природных ресурсов и охрана природы М., Высшая школа, 1986, 280с.
- Урсул А.Д. Перспективы экоразвития М., 1990, 130с.
- Израэль Ю.А. Проблемы охраны окружающей среды и пути их решения. J1. Гидрометеоиздат, 1984, 560с.
- Протасов В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России // под ред. В. Ф. Протасова М.: Финансы и статистика, 1995 — 528с., ил.
- Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Здоровье и среда в которой мы живем // пер. с англ. М.: Мир, 1995, 191с.
- Петров В.В. Экологическое право России М. Из-во БЕК, 1995, 557с.
- Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. пер. с англ. //Под.ред.О. С. Колбасова М&bdquo- 1990, 410с.
- Трайнин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права М., 1986, 397с.
- Экология: опыт государственного права в США М., 1995 — 36с.
- Тимошина И.Л. Япония: экономика и окружающая среда- М., 1988, 192с.
- Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г., Арский Ю. М. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия М. 1994 — 132с.
- Катасонов В. Ю. Виноградова А.Е. Использование рыночных механизмов в охране окружающей среды. Опыт США // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 1990 № 4 с. 29−46
- Бурцева Н. Н. Алиев Э.Д., Зельденер Т. Н. Зернова Н.Г. Экономические механизмы природопользования: зарубежный опыт // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов 1991 № 10 с.48−62
- Порфирьев Б.Н. Финансирование природоохранной деятельности в Японии // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 1990 № 4 с.47−54
- Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах // М., Агропромиздат, 1987., 215 с.
- Arrandale Т. Free market environmental proection // Ed. Research rep. -Wash., 1989. Vol.2, N 9. — P.490−501.
- Кобасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Изв. РАН. Сер. Географ. 1992 № 6 с.47−54
- Декларация международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию Рио-де-Жанейро: Из-во ООН, 1992 — 5с.
- Лосев К. С. Горшков В.Г., Кондратьев К. Я. и др. Проблемы экологии России -М., ВИНИТИ 1993 — 350с.
- Котляков В.И., Лосев К. С., Гракович В. Ф. Экологическая безопасность и возможные стратегии развития // Изв. РАН, № 61 991 с.5−13
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 14.03.95 г.
- Ерофеев Б.В. Экологическое право М., 1992
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г.
- Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 г.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 г.
- Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г.
- Федеральный закон «О недрах» от 3.03.95 г.
- Указ президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.96 г.
- Постановление Правительства РФ от 24.11.93 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга»
- Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утв. Постановление Правительства РФ от 11.06.96 г.
- Лукьянов Н.Н. Новый путь развития России М., Изд-во Тройка -1995 -96с.
- Экологическая ситуация в России: выход из кризиса. Актуальные тетради. М-Комплекс-прогресс-1996, 108с.
- Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (проект) // Зеленый мир 1995 № 4
- Урсул А.Д. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития (неосферный вариант) М., 1994, 113с.
- Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие «или Стратегия переходного периода» М., 1994, 358с.
- Злотина Л. В. Кочуров Б.И. и др. Степень напряженности экологической ситуации в различных районах России // Вестник МГУ. Сер. Географ., 1994 «5 с.45−42
- Гофман К.Г. Социально-экономические аспекты разработки региональных программ природопользования // Социализм и природа М.: Мысль, 1982 — с.93−120
- Фоменко Г. А. Регионализация систем управленияприродопользования в условиях перехода к рынку // Ярославль., ЯГПИ., 1993, 183 с.
- Marien М. Environmental problems a. Sustainable futures // Futures. -N.Y., 1992. Vol.24, N 8. — P.731−756.
- Seting environmental priorities // Ed. Research rep. Wash., 1988. -Vol.2, N 21.-P.614−626.
- Чепурных H.B., Новоселов А. Л. Планирование и прогнозирование регионального природопользования М., 1995, 236с.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1996 году // Екатеринбург, 1997, 240с.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1995 году// Екатеринбург, 1996, 218с.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 1994 году// Екатеринбург, 1995, 252с.
- Солобоев И.С., Хохряков А. В. Экологическая ситуация в минерально-сырьевом комплексе Урала // Проблемы экологии и охраны окружающей среды: Тез.докл. науч. прак. сем. в рамках межд. выстав. «Уралэкология-96» // Екатеринбург, 1996, с.7
- Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 1995 год // Екатеринбург, 1996,119 с.
- Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 1996 год // Екатеринбург, 1997, 67 с.
- Игнатьева М.Н., Стровский В. Е. Пахальчак Г. Ю. Некоторые вопросы ресурсосбережения в Свердловской области // Уральское горное обозрение 1997, № 10−11, с. 272−277
- Яндыганов Я.Я. О системе факторов и предпосылок, обусловивших неблагоприятную обстановку в Уральском регионе // Эколого-водохозяйственный вестник Екатеринбург 1996, с.47−52
- Доклад о социально-экономическом положении в Свердловской области в 1996 году // Екатеринбург, 1997, 152 с.
- Доклад о социально-экономическом положении в Свердловской области в I полугодии 1997 году // Екатеринбург, 1997, 84 с.
- Социально-экономический потенциал региона Екатеринбург 1997, 379с.
- Солобоев И.С. Особенности экологической политики в период перехода к рыночной экономике // Сб., Экологические проблемы промышленных регионов., Екатеринбург, 1999, с. 8−11.
- Концепция программы перехода Свердловской области на модель устойчивого развития Екатеринбург, 1995 препринт ИЭУрО РАН -58с.
- Концепция государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (проект) М., 1997 -50с.
- Пахомов В.П., Игнатьева М. Н., Ивлев В. А. и др. Концепция механизма природопользования при переходе к рыночным отношениям //препринт Екатеринбург: УрО РАН, 1994 с.47
- Сафронов Е. В. Прохорова Н.Б. Гребенева Е. С. Основныенаправления рационального водопользования в районах с дефицитом водных ресурсов // Мелиорация и водное хозяйство -М.* ЦБНТИ МВХ СССР, 1988. Вып.7, с.7−11.
- Beaumont J.R. Managing the envirinment: Business opportunity and responsibility // Futures. N.Y., 1992. — Vol.24, N 3. — P. 187−205.
- Buckley R. Perspectives in environmental management. Berlin etc.: Springer-Verl., 1991. — XI, 276 p.
- Потравный И.М., Захожий В. Б. Ресурсосбережение и охрана окружающей среды Киев. 1990
- Выварец А.Д., Федоренко О. В., Дистергефт Д. В. Развитие процесса использования отходов основа охраны окружающей среды // Региональные проблемы природопользования — Свердловск: СИНХ., 1990 г. — с.56 -65
- Экологические аспекты развития и размещения производительных сил М., Наука, 1992−128с.
- Бляхцин И.Я. Эколого-экономические аспекты предплановых исследований Л. Наука, 1984, 261с.
- Пахальчак Г. Ю., Солобоев И. С., Тягунов Г. В., Ярошенко Ю. Г. Переработка бытовых отходов в крупных промышленных центрах // Экологические проблемы больших городов: Тез.докл. Межд.конф. 1996-М., 1996 с.9
- Круглов В.В. Правовые основы охраны окружающей среды в промышленности // Уральская государственная академия, Екатеринбург, 1955, 163 с.
- Пахальчак Г. Ю., Солобоев И. С. Управление экологическим развитием Свердловской области // Сб., Информ.бюлл. № 7, Управление окружающей средой: М., 1998, с. 88−109
- Козаков Е.М., Пахомов В. П., Игнатьева М. Н. Социально-экономическое обоснование освоения минеральных ресурсов -Екатеринбург, 1992 111с.
- Игнатьева М. Н. Литвинова А.А. и др. Концепция учета экологического фактора при проектировании социально-экономического развития региона (препринт) Екатеринбург, 1994 — 22с.
- Солобоев И.С., Тягунов Г. В., Ярошенко Ю. Г. Пути совершенствования экологической подготовки специалистов предприятий промышленности, транспорта и связи // Сб. Экологические проблемы промышленных регионов. Екатеринбург, 1999, с. 46−47
- Черняев A.M. Концептуально-методические принципы водохозяйственной политики в РФ // Мелиорация и водное хозяйство М, 1994. 35 с.24−26
- Управление водными ресурсами реки // Черняев A.M., Прохорова Н. Б. Гладова Е.Ю. и др. -Екатеринбург РосНИИВХ, 1993, 119с.
- Яндыганов Я.Я., Диденко Н. Н., Петров Н. Н. Экологическая программа старопромышленного города Екатеринбург, 1995 -188с.
- Алексеенко В. Программный выход из экологического кризиса развития // Зеленый мир 1994 № 5
- Методические рекомендации по формированию региональных экологических программ // Минприроды РФ., М., Пмарта 1996 г., № 12−67
- Программа действий по охране окружающей среды для стран
- Центральной и Восточной Европы // ОЭСР, TACIS,. М&bdquo- 1994, 152 с.
- Положение о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ развития Свердловской области // Постановление правительства Свердловской области от 21 июня 1996 года № 498., Екатеринбург
- Путеводитель по Программе действий для окружающей среды стран Центральной и Восточной Европы // TACIS, Брюссель, март 1996 г. 21с.
- Балацкий О.Ф. Разработка и реализация целевых комплексных программ по охране окружающей среды Киев, 1985, 275с.
- Ранжирование проблем состояния здоровья населения и факторов риска окружающей среды Свердловской области в 1996 году-// под. ред. Кузьмина С. В., Отчет, УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1997, 33 с.
- Патрик тен Бринк (ECOTEC Research and Consalting Ltd). Оценка ущерба от загрязнения в Свердловской области и ранжирования экологических инвестиционных проектов // Отчет, УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1997, 193с.
- Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) М. Экономика, 1982 -250с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования // Официальное издание № 7 -12/47 от 31 марта 1994., М.
- Экономическая оценка окружающей среды. Всемирного банка, 130проектов и направлений политики в области Институт экономического развития с.
- Freeman III, A.M., The Benefits of Environmental Improvement: Theory and Practice, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979, 413p.
- Временное руководство по оперативной деятельности Российкой программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды // ПУОС, РПОИ., М., НУМЦ Минприроды России, 1997., 170 с.
- Luken R.A. Efficiency in environmental regulation: a benefit-costanalysis of alternative approaches. Boston etc.: Kluwer, 1990. — 364 p.
- Верхневолжский региональный план действий по охране окружающей среды. Резюме // ЦПРП, Кострома, 1998, 76с.
- Чепурных Н.В., Новоселов A.JI. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997, 253с.
- Голуб А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования М., Аспект — пресс. 1995−188с.
- Экологическое оздоровление экономики // Возняк В. Я. и др. М., Наука, 1994,217с.
- Григорьев А.А. Экологические уроки исторического прошлого исовременность. Л., Наука, 1991 252с.
- Временная типовая методика определения экономической эффективности и осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды // М., Экономика, 1986.
- Материалы семинара «Международные стандарты ISO 14 000» // ITUT, ИЭПП., EU Commission TACIS BISTRO, 28 сентября — 2 октября 1998 г, Москва.
- Рекомендации по разработке Регионального плана действий по охране окружающей среды // Отчет, ЦПРП, Институт экономических проблем природопользования, М., 1998.
- Региональный план действий по охране окружающей среды для Свердловской области // УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1998, 408с.
- Резюме. Региональный план действий по охране окружающей среды для Свердловской области // УФ ЦПРП, Екатеринбург, 1999, 73с.
- Рекомендации Госкомэкологии РФ о расчете экономического ущерба от загрязнения окружающей среды от 4.07.97 г. № 1407/627
- Кофф ГЛ., Гусев А. А., Воробьев ЮЛ. и др. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций-М: ИПК «РЭФИА», 1997, 497с.
- Externe. Externalities of Energy. Vol.2: Methodology, 1995, EUR 16 521 EN.
- Mag Gregor.M.Energing technologies for utilizing waste in cement production. World.cem., 1994 №-lp.4031
- Загрязнение атмосферного воздуха территорий муниципальных образований области
- Каменск- бензапирен 4.1 4.8 АО «Уральский Цветная метал
- Уральский никель 1.3 4.0 алюминиевый лугрия, диоксид азота 5.6 завод», Черная металфтористый 2.8 Красногорская лургия. водород ТЭЦ, Топливно
- Кировград сернистый ангидрид 3.2 4.4 АО «Кировградский медеплавильный Цветная металлургия. фенол 3.1 комбинат», Топливносвинец 3.0 Верхнетагильская энергетический! пыль 1.9 ГРЭС комплекс. водород 1.8 автотранспорт автотранспортхлористый
- Нижний бензапирен 5.3 23.0 АО «Нижнетагильский Черная метал
- Серов сернистый ангидрид 4.6 Серовская ГРЭС, АО"Свердлов- Черная металлургия, фенол 3.0 энерго», Топливнодиоксид азота 1.1 АО «Серовский завод ферросплавов», АО «Металлургический завод энергетический комплекс, автотранспорт
- Верхняя фенол 2.2 3.7 АО «Урал- Цветная
- Асбест формальдегид 2.6 1.7 Рефтинская ГРЭС, Промышленфенол 2.0 8.0 АО"Урачасбест», ностьдиоксид азота 4.7 АО строительныхпыль 3.2 «УралАТИ», материалов, акролеин 2.7 автотранспорт Топливно-энергетический комплекс, автотранспорт
- Красноуральск сернистый ангидрид 4.6 АО «Святогор», АО «Красноуральский Цветная металлургия, мышьяк 2.4 химический завод», Химическаясвинец 2.3 автотранспорт промышленаэрозоль сер- 1.8 ность,
- Реж сернистый ангидрид 1.1 ! АО «Режский никелевый завод» Цветная металлургия.
- Загрязнение водных объектов территорий муниципальных образований области
- Екатеринбург марганец 15.0 химических
- Березовский цинк 5.0 реактивов».
- Асбест никель 12.0 АО «Уралэлекгро1. Талица железо 25.0 медь».
- Заречный нефтепродукты 5.0 АО"Опытный заводазот аммония 4.4 «Гиредмет"азот нитратов 14.1 АО"Березовский рудник
- БПК5 2.0 им. Кирова» ПТО ЖКХ Березовской администрации, В/Ч 92 922, Северные очистные сооружения г. Екатеринбург
- Деггярск марганец 15.0 завод»,
- Ревда цинк 15.0 АО «Ревдинский
- Первоуральск железо 5.0 метизно-металлурги
- Староуткинск хром 33.0 ческий завод».азот аммония 2.0 АО «Ревдинский заводазот нитритов 2.6 1 обработки цветных
- Чусовая цинк 4.0 ческий завод"i нефтепродукты 4.0 Ревдинская птицеi ХПК 1.3 фабрика Ревдаводоканалp. Тура Туринск медь 38.0 Уральский электро
- Н.Тагил марганец 18.0 химический комбинат
- Новоуральск железо 14.0 Нижнетагильский комбинат1 i Верхняя Салда цинк 4.0 Уралхимпласт
- Ивдель метанол данных гидролизный завод»
- Загрязнение питьевой воды территорий муниципальных образований области
- Территория Приоритетные Кратность Приоритетные Кратностьзагрязнители воды превышения загрязнители по превышенияпо норматива органолептическому нормативатоксикологическому ЛПВлпв
- Екатеринбург железо 4.8 железо 4.8хлороформ 4 мутность 3.3марганец 2.5 цветность 2.5алюминий 1.6 марганец 2.5
- Нижний Тагил хлороформ 2.5 цветность 3.2марганец 2.0 марганец 2.0железо 1.6 мутность 1.74.хлористый 1.5 железо 1.6углерод
- Каменск-Уральский * мутность 8.2цветность 2.0
- Первоуральск * j мутность 1.6
- Верхняя Пышма марганец 60.0 марганец 60.0бор 24.0 железо 12.4железо 12.4 мутность .11.5кремний 1.6 цветность 3.8хлороформ 1.16
- Ревда железо 2.2 железо | 2.2j Краснотурьинск * цветность 3.0 !
- Режевской район марганец 10.0 марганец 1 10.0алюминий 3.6 мутность 4.0железо 3.0 цветность 3.3никель 1.9 железо 3.0
- Серов марганец 4.0 марганец 4.0железо 2.6 железо 2.6кремний 2.1
- Кировград железо j 200.0 j железо 200.0марганец j 5.0 .мутность 29.0аммиак 2.0 цветность 19.01. S маоганец j (5.0
- Территория Приоритетные загрязнители воды по токсикологическому ЛПВ Кратность превышения норматива Приоритетные загрязнители по органолептическому ЛПВ Кратность превышения норматива
- Полевской фенол 2.0 мутность 4.8железо 1.8 цветность ' 3.0железо 1.8
- Красноуральск хлороформ 1.33 цветность 2.3мутность 2.3- нет данных
- Загрязнение почвы муниципальных образований области
- Краснотурьинск | медь i 1.2 i
- Динамика показателей общей смертности и рождаемости населения Свердловской области, 1991−1996 годы (показатель на 1000 человек в год)
- Показатель 1991 1992 1993 1994 1995 1996
- Рождаемость 10.8 9,6 8,5 9,0 8,6 8,3
- Смертность 11,5 12,7 15,2 17,3 15,5 14,7
- Естественная убыль населения 0,7 3,1 6,7 8,3 6,9 6,4
- Динамика заболеваемости и смертности от злокачественных образований. Свердловская область 1960−1996г.г. (количество случаев в год на 100 тыс. человек)
- Показатель 1960 1970 1980 1990 1996
- Заболеваемость 174 186 247 282 300
- Смертность 123 128 164 196 209
- Структура заболеваемости трудоспособного населения Свердловской области в 1996 году
- Группа заболеваний случаев заболеваемости на 100 работающих дней нетрудоспособности на 100 работающих % от общего чиста случаев заболеваемости
- Органы дыхания 23,7 217,9 39
- Костно-мышечная система 8,0 124,0 14
- Сердечно-сосудистая система 4,3 78,2 6
- Органы пищеварения 2.6 40,4 5