Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лингвориторические параметры российского эзотерического дискурса рубежа XX-XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная ситуация в языкознании определяется Е.С. Кубряко-вой, В. И. Шаховским и другими лингвистами как полипарадигмаль-иая, что обеспечивается анализом объекта сразу по разным направлениям в разных парадигмах знания. Современной тенденцией в лингвистике является отказ от идеи исключительности того или иного метода и стремление сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Проблематика речевого воздействия как междисциплинарный объект исследования
  • 1. 2. Лингвориторнческая парадигма как пшсфаишная платформа анализа эзотерического дискурса
  • ГЛАВА 2. 11Д1ЮЛОП1ЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В АСПЕКТЕ СТРУКТУРЫ РУССКОЙ языковой личности
    • 2. 1. Этос, Логос и 11афос эзотерического дискурса
      • 2. 1. 1. Этические детерминанты продуцента современного эзотерическою текста
      • 2. 1. 2. Логические основания эзотерического дискурсивного пространства
      • 2. 1. 3. Способы выражения эмотивности в эзотерических текстах
    • 2. 2. Языковая личность продуцента и реципиента дискурса как «эзотерическая»
      • 2. 2. 1. Ассоциативно-вербальная сеть автора в эзотерическом тексте
      • 2. 2. 2. Репрезентации тезауруса языковой личности в текстовом массиве
      • 2. 2. 3. Специфика мотпванноппой сферы автора и потребителя эзот ерическою текста
  • ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА УНИВЕРСАЛЬНОГО ИДЕОРЕЧЕВОГО ЦИКЛА ЭЗОТЕР11ЧГСКОИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Инвенция, диспозиция элокуция как алгоритм реализации эзотерическою дискурсивноетекстообразующею процесса
      • 3. 1. 1. Ипвентивная сетка эзотерическою дискурса
      • 3. 1. 2. Дисиозит ивная организация российских эзотерических cepiii
      • 3. 1. 3. Тропы и фигуры как элокутивная аранжировка эзотерическою текста
    • 3. 2. «Метариторика» эзотерического дискурса как компонент липт вори-юрическон стратегии
      • 3. 2. 1. Анализ исходных понятий концепции мегариторнки
      • 3. 2. 2. Авторская демонстрация магической функции элокуции как «эзотерическая метаиоэтика»
      • 3. 2. 3. Метадисиозпция как автоиитерпрегация
      • 3. 2. 4. Метаиивепция в эзотерическом дискурсе
  • ЗАКЛЮЧИШ
  • ПИПЛПОГРАФПЯ
  • СП! ICOK ИРОА11AJI1131IPOBAIII1ЫХ ТЕКСТОВ
  • Лингвориторические параметры российского эзотерического дискурса рубежа XX-XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Современная ситуация в языкознании определяется Е.С. Кубряко-вой, В. И. Шаховским и другими лингвистами как полипарадигмаль-иая, что обеспечивается анализом объекта сразу по разным направлениям в разных парадигмах знания. Современной тенденцией в лингвистике является отказ от идеи исключительности того или иного метода и стремление сочетать и комбинировать различные общенаучные, общие и частные методы. Теоретико-методологический синтез постулатов антропоцентрической лингвистики и «риторического Ренессанса» 2-й половины XX в. получил детальную разработку в рамках липгаорипюричсской парадигмы, понимаемой как «система научных координат для рассмотрения результатов речемыслительной деятельности», «интегративный подход, позволяющий на новом уровне рассмотреть социокультурно значимую речевую деятельность» [Во-рожбитова 2000 а, с. 10]. Лингвориторический подход включает в себя элементы системно-структурного подхода, при котором, однако, точкой отсчета является не языковая, абстрактная системо-структура, а речевая, создаваемая инвентивно-диспозитивно-элокутивным континуумом (от лат. «изобретение», «расположение», «языковое выражение»), в котором реализуется семантико-синтактико-прагматический потенциал языка. При этом данные о синтетических лингвориториче-ских структурах извлекаются из текста как имманентной структуры, рассматриваемой, с одной стороны, «в самой себе и для себя», с другой стороны — с сохранением в поле зрения двух языковых личностей — автора и читателя, медиатором духовного общения которых служит данный текст [ Гам же, с. 9−10].

    Таким образом, лингвориторика, как и собственно риторика, однако с привлечением достижений ряда линпшстических дисциплин, исследует многообразные способы убеждения аудитории, которое достигается в первую очередь с помощью средств речевого воздействия. Напомним, что риторика, по определению, — теория и практическое мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи [см.: Михальская 1996; Педагогическое речеведе-ние 1998. Выделено нами. — Н. X.].

    Речевое воздействие как весьма широко понимаемый феномен социокультурной коммуникации, пронизывающий весь процесс жизнедеятельности человека, является, по сути, онтологической характеристикой «языкового существования» (Б.М. Гаспаров) этноса. Закономерно, что оно в различных своих аспектах является одним из важнейших объектов изучения в целом ряде научных дисциплин — не только в собственно прагматической лингвистике, но и в функционально-коммуникативной грамматике, психолингвистике и лиигво-психологнп, лингвосипергетике, лингвосемпотике, «суггестивной» лингвистике и ряде других направлений современного языкознания. По своей сути данные направления восходят к классической риторике и, по определению II.Д. Безменовой, являются «парариторическимп, то есть имплицитно содержащими риторическую доктрину» [Безме-нова 1991]. В конце XX в. их интересы фокусируются в эпицентре неориторики, которая понимается в нашей работе, согласно трактовке «Лингвистического энциклопедического словаря» (М., 1990), в широком смысле — как «риторика нового типа», общая риторика, сформировавшаяся в новом идейно-научном контексте второй половины XX в. [см.: Топоров 1990, с. 417].

    Соответственно установки перечисленных и других частных дисциплин могут быть синтезированы в рамках лингвориторической парадигмы — в точке пересечения трех осей: воплощаемой автором идеологии (Этос, Логос, Пафос), структуры его языковой личности (вербально-семантический, лингво-когнитивный и мотивационный уровни), реализуемого данной языковой личностью универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» (инвенция, диспозиция, эло-куция). Представляется логически необходимым и плодотворным в теоретико-методологическом плане осмысление в системе лингвори-торических параметров дискурсивно-текстообразующего процесса механизмов реализации различных аспектов речевого воздействия, выявляемых на пересечении целого спектра знаний, в частности, в области прагматических принципов текстовой организации, нсихолин-гвистической природы речевого воздействия, риторико-герменевти-ческпх аспектов интерпретации текста, уровней восприятия реципиента, суггестивиои природы слова и текста, методов фоносемантики, роли фоновых знаний при восприятии текста и др.

    Одним из типов текста, оказывающих существенное влияние на воспринимающую языковую личность и имеющих прагмалингвисти-ческую направленность в качестве одной из сущностных характеристик, бесспорно, является современный эзотерический дискурс. Последний определяется нами как материализованный в текстовом массиве процесс речемыслительпой деятельности, сфокусированный вокруг духовно-правсгвепной, этической проблематики (вечные вопросы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви во всех ее проявлениях, чувства долга по отношению к себе и другим, назначения человека и перспектив человечества и др.) и имеющий в качестве коммуникативной сверхзадачи воспитательное воздействие па реципиента, расширение и трансформирование его сознания, задавание новых критериев оптимальной жизнедеятельности на уровне «сознания 4-го измерения», духовных ценностей невидимой реальности «тонкого мира».

    Соответствующие издания приобрели массовый, если не сказать массированным", характер в российской социокультурной ситуации рубежа ХХ-ХХ1 вв., безусловно, оказывая значительное влияние на коллективную русскоязычную языковую личность в лице своих читателей и почитателей. Однако до сих нор данный текстовый массив не являлся предметом специального изучения. В центре нашего внимания находятся не единичные издания, а серии текстов ряда современных российских авторов, взаимодополняющие друг друга и обретающие своего читателя по принципу «прочитал одну книгу (неважно, которую, но счету) — покупаешь и остальные книги данной серии». 1>ы-страя раскуиаемость книг, достаточно большие тиражи издании, значительное количество приверженцев пропагандируемых учений эзотерического толка, результаты проведенных опросов и анкетирования позволяют констатирован" значительную воздепственность рассматриваемых эзотерических текстов. Интерес к подобным произведениям констатируют работники библиотечной системы, утверждая что эта тема не теряет своей актуальности, но сей день, так как носит не только познавательный характер, но и воспитательный. Таким образом, актуальность и значимость избранной темы диссертационного исследования для теоретического осмысления «языкового существования» России рубежа тысячелетии обусловлена необходимостью детально изучить природу воздейственности современного эзотерического дискурса на россиян в свете последних достижений научной мысли путем комплексного исследования его лннгвориторических параметров.

    Объектом исследования выступают тексты популярных эзотерических серий современных российских авторов.

    Предметом исследования — их лингвориторические параметры, в совокупности обеспечивающие воздейственность дискурса данного типа, его перлокутивный эффект.

    Соответственно была сформулирована цель исследования — осуществить комплексный анализ лингвориторических параметров популярных эзотерических серий российских авторов. В связи с поставленной целыо в ходе исследования нами решены следующие задачи:

    1) осуществить аналитический обзор научной литературы, посвященной проблематике речевого воздействия, и представить теоретико-методологические основы лингвориторического исследования эзотерического дискурса как мировоззренческого и убеждающего по своей коммуникативной сверхзадаче;

    2) проанализировать лингвориторические параметры текстового массива эзотерических серий в аспекте Этоса, Логоса и Пафоса как идеологических компонентов речевой коммуникации, реализуемых на всех уровнях языковой личности продуцента и реципиента эзотерического дискурса;

    3) исследовать избранный языковой материал с позиции реализации риторических этапов универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» — инвенции (изобретения), диспозиции (расположения), элокуции (языкового оформления).

    В основу диссертационного исследования была положена следующая гипотеза: массовый характер изданий эзотерического содержания ХХ-ХХ1 вв., их воздейственность на российскую аудиторию, свидетельством которой является широкая популярность и быстрая рас-купаемость книг данной проблематики, обусловлена специфическими параметрами данного типа дискурса. Последние предстают системными образованиями эксплицитною и имплицитного характера, которые формируются в процессе речемыслительиой деятельности их продуцентов н могут быть максимально выявлены в результате именно лингвориторического анализа.

    Материал исследования составил корпус текстов эзотерической проблематики современных русскоязычных авторов, широко представленных в российской книготорговле на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: «Система дальнейшего энергоинформационного развития» Д.С. Ве-рншагина, «Откровения ангелов-хранителей» Р. И. Гарифзянова и Л. И. Пановой, «Жизнь без границ» В. В. Жикаренцева, «Книга, которая лечит» С. С. Коновалова, «Книга — талисман золотой» Д. Королевой, «Диагностика кармы» С. Н. Лазарева, «Звенящие кедры России» В. Мегре, «Карма» А. Г. Сиияша, «Матрица жизни» А.В. и О.Н. Требун-ских и др.). В ходе исследования проанализировано около 3000 контекстов.

    Теоретико-методологической основой исследования являются достижения антропоцентрической лингвистики (Г.И. Когнн, Ю. И. Караулов, И. А. Стернпн и др.), психолингвистики (В.П. Белянин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), суггестивной лингвистики (Л.Н. Мурзин, И. Ю. Черепанова п др.), лингвопрагматики (Н.Д. Арутюнова и др.), теории коммуникации (Г.Г. Почепцов и др.), классической риторики и неориторики (С.С. Аверинцев, А. А. Волков, МЛ. Гасиаров, О. И. Марченко, А. К. Михальская, Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина и др.), теории аргументации (А.А. Ивии, НЛО. Фанян и др.), лингвориторики (А.А. Ворожбптова).

    Основными методами исследования послужили общенаучные методы системного анализа, моделирования, количественныйметоды стилистический, дистрибутивный, интерпретации текстаэлементы концептуального анализаметоды контекстного, описательного, пре-суппозицнонного анализа, компонентного определения текстовых смыслов, интертексту ал ьного сопоставленияметодики наблюдения, описания, речевой и языковой дистрибуции, языкового и внеязыково-го соотнесения, психологического эксперимента и анкетирования.

    Интегрирующую функцию выполняет собственно лингвориториче-ский метод исследования, который формируется на пересечении трех категориальных рядов: 1) Этоса, Логоса и Пафоса (нравственно-философского, словесно-мыслительного и эмоционального начал речи) как идеологии любого речевого поступка- 2) уровней структуры языковой личности как носителя анализируемой идеологии- 3) этапов универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» как речемыс-лительного алгоритма и способа экспликации дайной идеологии.

    Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлен комплексный анализ лингвориторических параметров современного русского эзотерического дискурса, введен в исследовательский оборот значительный пласт нового языкового материала.

    Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что различные аспекты изучения феномена речевого воздействия, выступающего в качестве научного объекта в психолингвистике, лпигвоирагматике, перлокутивпой лингвистике, липгвосннергетнке, суггестивной лингвистике, антропоцентрической лингвистике, в риторике и неориторике и ряде других направлений современного языкознания, синтезированы и переосмыслены на базе интегративного лпнгвориторического подхода. Тем самым создана более высокая точка обзора и научной интерпретации исследуемых феноменов — с позиции мировоззренческого содержания, транслируемого языковой личностью в результате целенаправленной реализации универсального идеоречевог о цикла «от мысли к слову». Именно на пересечении данных плоскостей формируются лингвориторические параметры дис-курсивно-текстообразующего процесса — этосно-мотиваиионио-дис-позитивные, логосно-тезаурусно-инвеитпвпые, пафоспо-вербалыю-элокутивные, которые исследованы в диссертации.

    Практическая значимость работы заключается в возможности использования се результатов при чтении лекции и проведении семинарских занятий по курсам теории языка, теории коммуникации, психолингвистики, лингвонрагматики, суггестивной лингвистики и др. дисциплин, в той или иной степени включающих проблематику речевого воздействия, а также в рамках соответствующих спецкурсов и спецсеминаров. Результаты исследования позволяют глубже проникнуть в механизмы речевого воздействия, функционирующие в убеждающих, мировоззренчески нагруженных текстах и соответственно вооружить воспринимающую языковую личность средствами защиты от недобросовестных авторов, коммуникативной сверхзадачей которых является манипулирование реципиентом.

    Основные положения, выносимые ни защиту:

    1. Популярные серии книг российских авторов эзотерической проблематики конца ХХ-начала XXI вв. правомерно квалифицировать как «массовую эзотерическую литературу». Данный жанр знаменует этап популяризации некогда тайного знания для избранных и соответственно приобретает специфические черты популяризации, которые в совокупности обеспечивают значительный перлокутивный эффект убеждающего характера и вызывают высокий покупательский спрос на данные серии.

    2. Убеждающая сила и Бездейственность исследованных книжных серий как ее конечный результат обеспечивается липгворпторически-мп параметрами эзотерических текстов, выступающих в качестве специфических характеристик его организации. Комплексная лингвори-торическая структура, основная функция которой — убеждающее воздействие па реципиента, может быть квалифицирована как лингвори-торема. В структуре лингвориторемы выделяются языковой, собственно текстовый п коммуникативный компоненты, выступающие коррелятами диалектической триады «язык — речь — речевая деятельность».

    3. Линпюрмторемы, находящиеся в иерархическом соотношении, можно дифференцировать как системные образования макрои микроуровня: лиипюриторема макроуровня — мыслеречевое образование стратегического плана, направленное на широкий охват действительности и временных рамок, на изменение установок личности в целомлингвориторема микроуровпя — образование тактического плана, нацеленное на достижение более конкретных и узких целей, на изменение отделы! 1.1 х установок личности, которое включается в качестве составной части в лингвориторему макроуровня.

    4. Понятие лингвориторемы, благодаря разноуровневой типологи-зацпи, позволяет системно представить целый ряд феноменов, обеспечивающих воздействие текста на реципиента, распределить их в рамках триады «язык — речь — речевая деятель! юсть», соотнести с этапами универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» на макрои микроуровнях. Традиционные «приемы воздействия на аудиторию» соответствуют лиигвориторемемам микроуровпялингвориторемы макроуровня — это аргументативная стратегия автора текста в целом, выдвижение на первый план тех или иных этических концептов, их перархизация.

    5. Глобальное назначение лингвориторемы заключается в том, чтобы путем эксплицитного и имплицитного вербального воздействия произвести запроектированные автором изменения мировоззренческих установок воспринимающей языковой личности. В рассматриваемом типе дискурса — эзотерическом — базовой функцией лингвориторемы выступает проективно-мировоззренческая.

    Апробация работы. Основные положения п результаты исследования докладывались на научных семинарах и заседаниях кафедры русского языка Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного делана ежегодной Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах (Сочи, 2001, 2002, 2003) — на Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 2001) — на конференции по проблемам филологии и методики преподавания «Лингвофевраль» (Сочи, 2002) — на VII Международной научной конференции «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Архангельск, 2002) — на Всероссийской научной конференции «Язык образования и образование языка» (Великий Новгород, 2002) — на Международной конференции «Риторика в системе гуманитарного знания» (Москва, 2003) — на ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: теория и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2002;2003) — на Международной молодежной научно-практической конференции «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма» (Сочи, 2001;2002) — на Международных молодежных научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна. Повестка дня на XXI век» (Сочи, 2001;2003).

    Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка проанализированных текстов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Вкратце охарактеризуем ход и основные результаты проведенного исследования. В результате обзора научной литературы по проблемам речевого воздействия, суггестивной лингвистики, психолингвистики, риторики п лпнгвориторикн, лингвосинергетикп и т. д. мы пришли к выводу, что в процессе анализа текста могут быть выявлены некоторые носители эффекта воздейственности речи, выступающие как специфические характеристики организации текста. В процессе анализа популярных эзотерических серий российских авторов мы исследовали объективацию во внешней речи таких перлокутивных мыслеречевых образований с позиций лингвориторического подхода — в рамках этосно-мотиванпонно-диспозптивных, логосно-тезаурусио-ипвентив-ных, пафосно-вербально-элокутивных параметров текста в целом п его фрагментов. 15 ходе исследования в качестве предмета рассмотрения была выделена комплексная лиигворпторическая структура, основная (или вспомогательная) функция которой — убеждающее воздействие на реципиента. При этом оказалось необходимым ввести в качестве рабочего термин лгшгаориторсма — как более краткое обозначение лингворнторических конструкций разных типов.

    Под липгвориторемой нами понимается выраженный вербальными средствами и маркированный определенными лингвистическими и риторическими характеристиками «инструмент» убеждающего воздействия продуцента текста на реципиента. (Для устного дискурса, помимо вербальных, актуальны также акустические, жестово-мимические и пространственные средства воздействия).

    Т.к. лингвориторемы рассредотачиваются по всем параметрам текста, отражающим этапы универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» — инвентивным, дисиозитивным, элокутивиым, они выступают в качестве частных мыслеречевых образовании, генерирующих суммарное, синергетическое поле нерлокутивных эффектов разной природы и разной степени сконцентрированности в рамках того или иного текста. Последний, в свою очередь, предстает в качестве сложной лннгвориторической структуры, системного образования, состоящего из совокупности подсистем разных типов.

    Таким образом, текст как «гпперлппгвориторема» включает в себя иерархию макрои микро-лингвориторем разных типов. Их инвентаризация, описание, анализ п классификация на материале текстов популярных эзотерических серий российский авторов рубежа веков и явились целыо нашей работы.

    В качестве основания для типологизацип лппгвориторем послужили «направления лннгвориторической диагностики» (Д.Д. Ворожби-това) — языковые операции, текстовые действия и коммуникативная деятельность субъекта речемыслительного процесса. Соответственно нами выделены следующие уровни реализации лингвориторем:

    1) языковой уровень лпнгвориторических подструктур: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

    2) собственно текстовый уровень лпнгвориторических подструктур: инвентивные, диспозитивные, элокутивныес позиции продуцента актуален продуктивно-творческий регистрс позиции реципиента — рецептивно-аналитический и репродуктивно-копструктивный (представленный, в частности, в письмах-откликах, которые затем помещаются авторами в новые тексты серии);

    3) коммуникативный уровень текста как целого: монологические, диалогические (в том числе образованные по моделям беседы или спорав пашем случае это разнообразные приемы дихчогпзацин в письменном монологе, использование аргументов при разъяснении своей точки зрения и т. д.).

    Организующим стержнем анализа выступает второй уровень: параметры текста, отражающие этапы идеоречевого никла «от мысли к слову». Соответственно предпринятое исследование позволяет выявить иерлокутивные образования на содержательном, композиционном, языковом уровнях. При этом лингвоуровень языковых операций рассматривается в рамках элокутивпых лингвориторем, а коммуникативный уровень можно квалифицировать — по аналогии с суперсегментными средствами языка — в качестве супертекстового, как бы распыленного по всем трем группам указанных текстовых параметров. (Если ударение характеризует не отдельную фонему, а целый слог или слово, интонация — целый синтаксический отрезок текста, то и типологические черты монологического — диалогического режимов коммуникации при анализе текста как продукта речемыслительной деятельности правомерно квалифицировать как супертекстовые явления).

    Как показали результаты анализа текстового материала, в каждом из указанных выше аспектов, в свою очередь, можно выделить лингвориторем ы макрои микроуровня, которые находятся в иерархическом соотношении. При этом установлены следующие ориентиры их дифференциации: лпнгворнторема макроуровня является мыслеречевым образованием стратегического плана, направленным на широкий охват действительности и времени, па изменение установок личности в целом;

    — лнпгнорнторсма мнкроуровня является образованием тактического плана, направленным на достижение более узких целей, на изменение отдельных установок личности, включается в качестве составной части в макросуггестему.

    В процессе исследования убеждающего потенциала эзотерических текстов были выявлены следующие разновидности, или подтипы, макросу и сстемиых образовании.

    I. Пписнтпвио-ппрпднгматпчсскпй уровень текстовой организации;

    Л. Собственно инвенция:

    — аргументативная стратегия автора в целом;

    — развернутый аргумент как вербальный комплекс лингво-риторических средств воздействия;

    — тезаурус текста («концептуальная решетка», образуемая частотными и несущими главную идейно-смысловую нагрузку концептами).

    Б. Мстапнвснцни как преднамеренная экспликация автором своей инвентивной стратегии для читателя.

    II. Дпспозптпвпо-сннтагматичсскпн уровень текстовой организации:

    А. Собственно диспозпцни:

    — дисиозитивная стратегия организации текста как целого;

    — стратегия оперирования этическими концептами (выдвижение па первый план, акцентирование тех или иных концептов);

    — установление иерархии ценностных суждений путем соответствующего взаимного расположения этических концептов.

    Б. Метадпспознцнн как сознательная демонстрация и разъяснение автором читателю своей диспозитивпой стратегии.

    III. Элокутнвио-эксиресснвныи уровень текстовой организации:

    А. Собственно элокуцня:

    — эмотивная доминанта продуцента текста, создающая определенную коипотативиую ауру и общий эмоционально-оценочный колорит текста;

    — троны и фигуры как метаболы (в терминологии Льеже ко и школы — языковые преобразования разных типов), позволяющие рельефно представить пропагандируемые идеи с помощью арсенала изобразительно-выразительных средств языка (фонетпко-графпческпе преобразования — метаплазмылексические — метасемемысинтаксический — метатаксис).

    В. Мета >л<)1суции — авторские комментарии, обнажающие перед читателем механизмы внушающего воздействия словом.

    Далее перечислим выявленные нами в ходе анализа микро-лингворнторемы, которые выступают подструктурами макро-лиигвориторем каждого уровня:

    I. IIa инксншшю. м уровне выделяются такие тины микро-лпнгвориторем, как:

    — адекватность содержания книги запросам массовог о читателя;

    — четкость логических связей внутри конкретных рассуждений, облегчающая восприятие текста;

    — воссоздание достоверной картины происходящего;

    — конгломераты фактических подробностей;

    — приведение правдоподобных деталей;

    — письма, истории болезней как «эвнденния», своего рода свидетельские показания эзотерического аргументативиого пространства;

    — предисловия, обращения, напутствия как реализация довода «к обещанию»;

    — названия книг, частные заголовки как инвентивно-обусловленная разновидность аргумента «к обещанию»:

    — цитирование;

    — аналогии;

    — осмеяние отдельных научных положений, не отвечающих эзотерическому дискурсу, и приведение научных фактов, подтверждающих эиергоинформанионные идеи.

    Б. В аспекте мспишпвепции определены следующие лиигвориторемы микро-уровня.

    — рекомендации по последовательному прочтению книг серии;

    — настоятельное требование прочтения книги от начал до конца;

    — дидактическая направленность, основанная па изложении в каждой новой книге основных положений учения.

    II. IIa дпспозптивпом уровне выделяются следующие тины мик-ро-л и 11 гвориторем.

    — серийное расположение материала (супердиспозиция);

    — повторение в каждой книге основных положений учения:

    — «диспозитпвные стыки», образующиеся при включении в основной текст выдержек из писем, историй болезней, примеров из жизни;

    — разбивка текста на небольшие части, своего рода «дозирование» информации;

    — разъяснение нравственных оснований эпергопнформацпопных учений.

    Б. Метадиспотция:

    — изложение путей нахождения и предварительной систематизации материала (многолетий, заслуживающий доверия опыт автора);

    — экспликация положительных нравственных установок авторов;

    — акцентирование цели написания книги;

    — указание на инспирацию автора па создание книги какого-либо рода высшими силами;

    — раскрытие процесса создания книги;

    — предсказание массового перлокутивного эффекта выпускаемых книг.

    III. IIa элокутнвно-экспрессивпоч уровне были выявлены следующие типы микро-лингвориторем:

    — апелляция к эмоциям адресата, частотность конструкций предостерегающего и «вдохновляющего» характера;

    — сознательный выбор определенных средств лингвостплистиче-ской дифференциации (подчеркнуто разговорный стиль у А. Королевой, Р. И. Гарифзяповатяготение к научному стилю С. С. Коновалова, А. Свияша и т. д.);

    — принцип простоты и ясности формулировок;

    — использование особой терминологии;

    — стилизация (например, под народный говор у А. Королевой);

    — употребление эмоционально-окрашенных слов;

    — метафоры;

    — сравнения;

    — обращения;

    — пословицы и поговорки;

    — идентификация (путем употребления местоимения «мы») или противопоставление (используется местоимение «вы» для адресата, «мы» для адресанта);

    — использование императивных предложений;

    — ритмическая организация отдельных текстов;

    — повторы;

    — использование ассоциативных связей слова.

    Б. Метакюкуция:

    — указание на преднамеренность использования отдельных свойств звуковой организации текста;

    — утверждения о благотворном влиянии, заложенном в звуках, словах, речевых оборотах;

    — указание на сознательный выбор определенных словоформ и манеру изложения.

    Таким образом, комплексный лингвориторический анализ, рассматривающий языковые структуры в рамках риторических, позволяет более системно представить структуру текста той или иной эзотерической серим, выйти за пределы разрозненных фактом языкового, речевого, психологического, социокультурного уровней и создать эффект относительно более целостного рассмотрения их как дискурсивных структур, вскрыть их перлокутивиую природу. Как известно, структурный подход противопоставляет «атомизму» в рассмотрении языковых явлений «целостный подход к языку, рассматриваемому как сложная структура, в которой роль каждого элемента определяется его местом, но отношению к другим элементам, зависит от целого» [Розеиталь, Теленкова 1985, с. 346]- риторика дает инструментарий столь же целостного рассмотрения системы речи, как и лингвистика-системы языка. Отметим, что Б. II. Головин выделяет в качестве объекта лингвистической науки первые два члена оппозптивного ряда «язык — речь — речевая деятельность — текст — смысл текста», т. е. язык и речьлиигвориторический подход создает концептуальную основу иптегративного рассмотрения всех пяти членов данной оппозиции.

    Функциональный спектр лпнгворпторемм как речемыслительной структуры в целом соответствует всем известным функциям языка, которые в той или иной степени, в разных комбинациях с точки зрения доминирования реализуются в эзотерическом дискурсе (коммуникативная с ее частными подфункциями — фактической, констатирующей, апеллятивной, волюитативпой и др.- когнитивной, или мысле-формирующей, магической и др.).

    Глобальное назначение лингвориторемы заключается в том, чтобы путем эксплицитного и имплицитного вербального воздействия произвести запроектированные автором изменения мировоззренческих установок воспринимающей языковой личности, приведя их в той или иной степени в соответствие с мировоззрением эзотеризма, которое имеет свою специфику и в последнее десятилетие активно теснит ставший привычным для россиян материалистический взгляд на реальность. Как* пишет В. М. Розни, рассуждая об эзотерике (человеке) как личности особого типа, эзотеризм — «это мироощущение, позволяющее открыть новый мир, опираясь на самого себя. Мироощущение, постулирующее идею двух миров (обычного и подлинного), включающее установку на переделку себя п идею пути» [Розин 2002, с. 117]. С точки зрения антропоцентрической лингвистики мировоззрение формируется на пересечении вербально-семантического и лин-гво-когнитивпого уровней языковой личности [Караулов 1989], при этом внутренний «язык мысли» можно уподобить склеенной ленте, на одной стороне которой находится слово, а па другой — понятие как когнитивная операциональная единица мозга [Караулов 1987]. Лин-гвориторемы разных типов в процессе восприятия убеждающего дискурса обеспечивают изменения на всех уровнях языковой личности. Результаты анализа позволили заключить, что базовой функцией лингвориторемы в рассматриваемом тине дискурса — эзотерическомправомерно считать ироешивно-мпровоззренческую. Из данного текстового массива нами вычленена совокупность приемов, представляющая собой некоторую «идеальную модель» современного убеждающего дискурса мировоззренческого содержания, рассчитанного на массового российского читателя.

    Перспективы исследования заключаются в изучении характера и особенностей влияния популярных текстов современной эзотерической литературы на воспринимающую языковую личность (исихолин-гвистический эксперимент с разными группами реципиентов — с точки зрения пола, возраста, религиозности и других параметры дифференциации). В результате станет возможным сделан" выводы о позитивных и негативных эффектах, генерируемых воздейственностыо эзотерического дискурса, генерируемых исследуемыми текстами в нсихо-лингвистическом и липгворпторическом аспектах.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Алисова ТЛ>. Вопросы прагматики в итальянской лингвистике двух последних десятилетий // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тез. Междунар. конф. Т. 1 М.: Филология, 1995. — С. 16.
    2. И.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. Киев, 1988.
    3. Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект). АДД. — Краснодар, 2000. — 46 с.
    4. Н.Д. Дискурс // Лингвориторический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990. — С. 136−137.
    5. Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.-С. 5−32.
    6. Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. М., 1970. — С. 147−173.
    7. Л.В. Риторический аспект дискурсивного приема ав-тоинтерпретацпп // Риторика монолога. СПб.: Химера трэйд, 2002. -С.109−133.
    8. Ю.Ахмедов Т. И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. Ростов-на-Дону: феникс, Харьков: Торсинг, 2002. — 448с.
    9. А.П. Типы концептов в лскснко-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. АДД. -Воронеж, 1998.
    10. B.II. Синергетика языка: овиешнеиие в гадательных практиках. М&bdquo- 1998.
    11. Д.Г. Модель речевого воздействия: автор VS реципиент // Проблемы речевого воздействия (Лиманчик-96). Матер. Всерос. науч. конф. Выи. 1. Речевые цепи и средства их реализации. — Ростов-на-Дону, 1996.-С. 5−7.
    12. U.M. Из жизни идей. Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995.152 с.
    13. II.Д. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991.-213 с.
    14. В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 2001. -128 с
    15. В.М. Гипноз, внушение, телепатия. М.: Мысль, 1994. — 364 с.
    16. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. -480 с.
    17. Д.Д. Текстовая эзотеричность как средство оптимизации художественного воздействия. Дисс.. к-та филол. наук.-Тверь, 1996−216 с.
    18. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов.- ЛДД. JI., 1984.
    19. В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождеиия). ЛДД. — Краснодар, 1998.
    20. В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981. -113 с.
    21. П.Г. Перлокутивпая лингвистика и ее преподавание студентам-филологам // ВМУ. Сер. 9. Филология. 2001. № 1. — С. 115−134.
    22. A.A. Психологическая герменевтика: Учебное пособие для вузов. М., 1998. — 335 с.
    23. K.M. Гипиосуггестивиая терапия (Лечение внушением в гипнозе). Л.: Медицина, Леиингр. отд., 1973. — 192 с.
    24. Л.Г. Аспекты аргументации. Тверь, 1992. — 56 с.
    25. А. А. Риторика в филологическом образовании // ВМУ. Сер. 9. Филология, 1996. № 4. — С. 112−124.
    26. Л.Л. Строение и смысл риторического аргумента // Риторика, 1995. -т.- С. 15−23.
    27. Л.Л. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. ЛДД. — Краснодар, 2000 а. — 48 с.
    28. Л.Л. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. Сочи: СГУТ и КД, 2000 б. -319с.
    29. Л.Л. Общее языкознание (Лнтропоцеитрическое направление. Теория текста): // Серия «Лиигвориторическое образование».- Сочи: РИО СГУТ и КД, 2001.- 267с.
    30. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1982.
    31. И.Р. Текст, как объект лингвистического исследования.-М.: Паука, 1981.- 139 с.
    32. И.Л. Лингвосинергетнка: Монография. Барнаул: Издательство Ллтайской экономики и права, 2000. — 168 с.
    33. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов. М.: Иифра — М, 1997. — 272 с.
    34. Дж., Бэидлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование. СПб.: Ювента, 1994. — 172 с.
    35. Дж., Бэидлер Р. Структура магии. М., 1994.
    36. Дж., Бэидлер Р. Трансформэйши. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза. СПб., 1995. — 317 с.
    37. Дж., Бэидлер Р. формирование транса. М., 1994.
    38. ДеПк Ван Т. Д. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
    39. Т.М. Язык и социальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
    40. А.П. Диалог с компьютером. М.: Молодая гвардия, 1987.-205 с.
    41. В.В. Коммуницируюшая личность в аспекте языковых реализаций. Краснодар: КубГУ, 2000. — 237 с.
    42. И.А. Лингвоисихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НТО МОДЭК, 2001.-432 с.
    43. Ибрахим Мохамад. Семантико-прагматические аспекты средств п методов языкового воздействия. АКД. — Краснодар, 1997. — 28 с.
    44. А.А. Основы теории аргументации. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 352 с.
    45. А.А. Риторика: искусство убеждать. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.
    46. О.Л. Компоненты семантической структуры текста. -АДД.-М., 1998.-49 с.
    47. Караулов 10.П. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык п личность. М.: Наука, 1989. — С. 3−8.
    48. Караулов IO. I I. Русский язык и языковая личность. М., 1987. -263с.
    49. Т.П. Речевые стратегии как модуляции перспективы языкового отображения мира. АКД. — Краснодар, 2000. — 27 с.
    50. Л.Л. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978.
    51. Е.В. Риторика. (Инвенция. Диспозиция. Элокуция.). Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1999. — 272 с.
    52. И.А. Словоупотребление в орнаментальной прозе //Stylystika. IV.- 1995.-С. 114−128.
    53. М.М. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ии-тов, — М.: Просвещение, 1993.- 224с.
    54. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 512 с.
    55. Красных В.В. Or концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // ВМУ. Сер. 9. Филология. 1998. — № 1. — С. 53−71.
    56. O.A. Хиазм: текстовая природа экспрессивности // Stylystika. IV. 1995. — С. 210−214.
    57. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е.С. Кубря-ковой. М., 1996.
    58. Э. Дискурс власти и инакомыслия в СССР: когнитивно-риторический анализ. Вильнюс, 1995.- 232 с.
    59. A.A., Шахнарович A.M., Катов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.: Наука, 1977. — 62 с.
    60. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. -287 с.
    61. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.II. Ярцевой. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990. — 685 с.
    62. Макеева M. I I. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия. ЛДД. — Краснодар, 2000. — 36 с.
    63. О.И. Риторика как феномен культуры. ЛДД. — СПб., 2001.-56 с.
    64. Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997.-272 с.
    65. В.А. Некоторые онтологические аспекты эмотивности текста // Язык и эмоции. Волгоград: Перемена, 1995. — С. 184−191.
    66. В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
    67. С.А., Ибрахим Мохамад. Лингвистические аспекты психического воздействия и приемов манипуляции. Краснодар, 1997.- 112 с.
    68. II.IS. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. М.: Аспект Пресс, 2000. -207 с.
    69. Н.Б. Язык и религия: Лекции, но филологии и истории религии: Пособие для вузов. М.: ФАИР, 1998. — 352 с.
    70. JI.II. Религия // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. III. М.: Мысль, 2001.-692 с.
    71. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996 а.- 416 с.
    72. Л.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М.: Прометей, 1992. — 135 с.
    73. Л.К. Русский Сократ: Лекции, но сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. М.: Изд. центр «Дсас1атиа», 1996 б. — 192 с.
    74. Д. Пспхотехпология НЛП для владения собой и управления другими. Как используя мощь методов НЛП достичь финансового процветания. М.: Центр НЛП-тренинг, 2000. — 247 с.
    75. Л.II. О динамической лингвистике XX века // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тез. междуиар. конф. Т. 2. М.: Филология, 1995. — С. 361−362.
    76. Л.Н., Черепанова НЛО. Суггестивная лингвистика -лингвистика терапии // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тез. междуиар. конф. Т. 2. М.: Филология, 1995. — С. 362 363.
    77. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. М.: ИНИОН, 1987.
    78. Общая риторика / Пер. с франц. М., 1986 Дюбуа Ж. и др.
    79. О.В., Насиновская Е. Е., Иткин И. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М.: МГУ, 1989. — 229 с.
    80. В.В. Стилистика текста. М.: 11аука, 1980.- 263 с.
    81. Панкрац 10. Г. Когнитивный подход к языку и лингвистическая теория // Лингвистика па исходе XX века: итоги и перспективы. Тез. междуиар. конф. Т.2.- М.: Филология 1995.- С. 403 404.
    82. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. Д. Ладыженской и Д.К. Михальской- сост. Д. Д. Князьков. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 312 с.
    83. В.Ф. Психосемаитика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-208 с.
    84. Е.С., Пилатова В. П. Риторика множественного отрицания // Риторика монолога. СПб.: Химера Трэйд, 2002. — С. 179−196.
    85. И.В. Изобретение как категория риторики. АКД, -М., 1988.-24 с.
    86. Л.А. Эмотивность как языковая категория // Вестник Санкт-Петербургского университета, 1993. Сер 2. — Вып. 2.
    87. Р.Г. О лингвистической синергетике // Научно-техническая информация. Сер. 2.: Информационные процессы и системы. 1996. — № 12.
    88. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974.-487 с.
    89. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл — бук, Киев: Ваклер, 2002. — 352 с.
    90. Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспекте. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 192 с.
    91. Риторика и стиль. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 136 с.
    92. Риторика монолога. СПб.: Химера трэйд, 2002. — 240 с.
    93. В.М. Декарт-эзотерик и реформатор мышления // Философские науки. 2002. -№ 6. — С 113−124.
    94. В.М. Семиотические исследования. М.: ПЕРСЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с.
    95. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — Кн. 2. — 2015 с.
    96. А. М. Неврозы. М.: Медицина, 1982. — 368 с.
    97. В. Приемы убеждения. Стратегия и тактика общения. СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
    98. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Здоровья, 1983. — 376 с.
    99. Словарь русского языка.Т.2. М.: Русский язык, 1982. -736с.
    100. О.И. Приемы оказания речевого воздействия во французской рекламе // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспекте. М.: МГУ, 1991. — С. 80−88.
    101. B.C. Философия // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. IV 605 с.
    102. Э.Ф. Дифференциация способов оказания речевого воздействия в зависимости от социальной установки газеты // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспекте. М.: МГУ, 1991. -С. 38−58.
    103. Топоров В. I I. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990. — С. 416−417.
    104. В.II. Тропы // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1990. — С. 520 521.
    105. Л.Л. Стилистическое оформление речевых стратегий (теоретико-лингвистические и теоретико-журналистские аспекты). АДД. — Краснодар, 2000. — 47 с.
    106. М.Ю. Аргументация как лингвонрагматическая структура. АДД. — Краснодар, 2000. — 49 с.
    107. Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций- Словарь риторических приемов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 320 с.
    108. И. Ю. Прагматика суггестивных текстов (к вопросу о методике исследования) // Лингвистическая семантика и прагматика. Материалы научной конференции, но проблемам семантических исследований. 14−15 мая 1991 г. Москва-Харьков, 1991.-С. 27−28.
    109. И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. М.: КСП, 1996 а. — 384 с.
    110. Черепанова ИЛО. Фопосемантпческий аспект суггестии // Фоиосемантика и прагматика. Тез. докл. Всерос. конф. М., 1993. — С. 20−21.
    111. И.Я. Убеждение через форму изложения // Проблемы экспрессивной стилистики. Вып. 2. Ростов н/Д, 1992. — С. 35−43.
    112. Ю.В. Построение рекламных текстов. М.: Бера-тор-Пресс, 2002.-128 с.
    113. В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.
    114. В.И. О лингвистике эмоций // Язык и эмоции. Волгоград: Перемена, 1995. — С. 3−15.
    115. К.Э. Гармоническая организация поэтического текста. АДД. — СПб., 1994.
    116. Эзотерический словарь. В 2-х т. Т.1. Русский Духовный Центр, 1993.-224 с.
    117. Эзотерический словарь. В 2-х т. Т.2. Русский Духовный Центр, 1993.-240 с.
    118. Язык и эмоции. Волгоград: Перемена, 1995. — 252 с.
    119. Г. А. Краткий словарь основных понятий и терминов риторики. Пермь, 1995. — 86 с.
    120. Perelman Ch., Olbrech t-Tyteka L. La nouvelle rhetirique. Traite de l’argumentation. Paris, 1958.
    121. Безаи т А. Загадки жизни и как теософия отвечает па них. М.: -Интерфаф Сервис, 1994. — 270 с.
    122. А. Трактат о белой магии или Путь ученика. М.: ACT, 1993.-512 с.
    123. А. Эзотерическая психология. М.: Двойная звезда, 1994. — 238 с.
    124. Д.С. Влияние: Система дальнейшего энергоинформационною развития, III ступень. СПб.: 11евскпй проспект, 2001 а. -187 с.
    125. Д.С. Зрелость: Система дальнейшего энергоинфор-мацпонного развития, IV ступень. СПб.: Невский проспект, 2001 б. -150 с.
    126. Д.С. Мудрость: Система навыков дальнейшего энер-гоииформационного развития, V ступень, второй этап, часть 1. СПб.: Невский проспект, 2002 а. — 192 с.
    127. Д.С. Освобождение: Система дальнейшего энергоинформационного развития, I ступень. СПб.: Невский проспект, 2000.- 186 с.
    128. Д.С. Становление: Система дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб.: Невский проспект, 2001 в. — 188 с.
    129. Д.С. Уверенность: Система дальнейшего энергоии-формациониого развития, V ступень, первый этап СПб.: Невский проспект, 2001 г. — 189с.
    130. Ю.Гарифзянов P.M., Панова JI. П. Откровения ангелов-хранителей: Крест Иисуса. М.: Изд-во ACT, 2002 а. — 240 с.
    131. P.M., Панова Л. И. Откровения ангелов-хранителей: Любовь и жизнь. М.: Изд-во ACT, 2003. — 283 с.
    132. P.M., Панова Л. И. Откровения ангелов-хранителей: 11ачало. М.: Изд-во ACT, 2002 б. — 250 с.
    133. Р.И., Панова Л. И. Откровения ангелов-хранителей: Путь Иисуса. М.: Изд-во ACT, 2002 в. — 256 с.
    134. В.В. Жизнь без границ. СПб.: Диамант, 2001 а. -240с.
    135. В.В. Жизнь без границ. Концентрация. Медитация. СПб.: Золотой век, Диамант, 2001 б. — 272 с.
    136. В.В. Жизнь без границ. Нравственный закон. -СПб.: Диамант, 2001 в. 240 с.
    137. С.С. Книга, которая лечит болезни позвоночника и суставов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 160 с.
    138. С.С. Книга, которая лечит женские болезни. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 а. — 192 с.
    139. С.С. Книга, которая лечит органы пищеварения. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 в. 192 с.
    140. С.С. Книга, которая лечит. Исцеление души. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 б, — 192 с.
    141. С.С. Книга, которая лечит. Преодоление старения — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 г. 192 с.
    142. С.С. Книга, которая лечит. Путь к здоровью: Энер-гопнформационное учение. СПб., 2001 д. — 224 с.
    143. С.С. Книга, которая лечит. Человек и Вселенная. Энергоинформационное учение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 в. -189 с. «
    144. С.С. Книга, которая лечит. Энергия Сотворения. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 ж. 192 с.
    145. А. Как добыть силу сильную. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 а. — 128 с.
    146. А. Как защититься от неудачи. СПб.: Прайм-Еврознак, 2000 а.- 128 с.
    147. Л. Как исполнить любое желание. СПб.: Прайм-Еврозпак, 2001 б. — 126 с.
    148. А. Как исполнить любое желание. 2. Власть над предметами. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 а. — 128 с.
    149. А. Как исполнить любое желание. 3. Власть над главным предметом. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 б. — 128 с.
    150. А. Как напитать себя энергией. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 в. — 128с.
    151. Л. Как привлечь деньги в свою жизнь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 г. — 126 с.
    152. Л. Как приманить везенье. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 д. — 128 с.
    153. А. Как сложить заговор на удачу и везенье. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 в. — 128 с.
    154. А. Как сложить защитный заговор. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 г. — 128 с.
    155. А. Как создать настоящий заговор. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 д. — 128 с.
    156. А. Как узнать и изменит!, будущее. СПб.: Прайм-Еврознак, 2000 6.-126 с.
    157. С.П. Диагностика кармы. Любовь. Книга третья. СПб., 2000а.-156 с.
    158. С.II. Диагностика кармы. Ответы па вопросы. Книга пятая.- СПб., 2001 а. 288 с.
    159. С.II. Диагностика кармы. Прикосновение к будущему. Книга четвертая. СПб., 1999 а. — 208 с.
    160. С.П. Диагностика кармы. Продолжение чувственного счастья. Книга седьмая. СПб., 2001 б. — 256 с.
    161. С.Н. Диагностика кармы. Система нолевой саморегуляции. Книга первая. СПб., 2000 б. — 160 с.
    162. С.Н. Диагностика кармы. Ступени к божественному. Книга шестая. СПб., 1999 б. — 256 с.
    163. С.Н. Диагностика кармы. Чистая карма. Книга вторая. -СПб., 2001 в.-368 с.
    164. В. Анастасия. СПб.: Диля Паблишнг, 2001 а. — 224 с.
    165. В. Звенящие Кедры России. СПб.: Диля Паблишнг, 2000 а. — 224 с.
    166. В. Кто же мы?. СПб.: Диля Паблишнг, 2001 б. — 240 с.
    167. В. Пространство любви. СПб.: Диля Паблишнг, 2000 б. — 224 с.
    168. В. Родовая книга. СПб.: Диля Паблишнг, 2002. — 256 с.
    169. В. Сотворение. СПб.: Диля Паблишнг, 2001 в. — 224 с.
    170. В. Энергия жизни. СПб.: Диля Паблишнг, 2003. — 256 с.
    171. А.Г. Как быть, когда все не так, как хочется. СПб.: МиМ-ДелI, та, 1998 а. — 224 с.
    172. А.Г. Как получать информацию из Тонкого мира. -СПб.: МиМ-Дельта, 2000 а. 224 с.
    173. А.Г. Как почистить свои «сосуд кармы». СПб.: МиМ-Дельта, 2000 б. — 224 с.
    174. А.Г. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли. СПб.: МиМ-Дельта, 1998 б. — 224 с.
    175. Л.Г. Карма. Жизнь без конфликтов. СПб.: Питер, 2001 а. — 224 с.
    176. Л.Г. Карма. Исправляем ошибки. СПб.: Питер, 2001 б. — 160с.
    177. Л.Г. Карма. Решаем проблемы. СПб.: Питер, 2001 в. -224 с.
    178. В.Ю., Тихоплав В. Т. Великий переход. Спб.: ИД «Весь», 2002. — 256 с.
    179. В.Ю., Тихоплав В. Т. Жизнь напрокат. Спб.: ИД «Весь», 2002. — 256 с.
    180. В.Ю., Тихоплав В. Т. Физик веры. Спб.: ИД «Весь», 2002. — 256 с.
    181. A.B., Требуиская О. Н. Матрица жизни. Исцеляющая истина. СПб.: Питер, 2001 а. — 176 с.
    182. A.B., Требуиская О. И. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность. СПб.: Питер, 2001 б. — 192 с.
    183. A.B., Требуиская О. Н. Матрица жизни. Самопознание. СПб.: Питер, 2001 в. — 160 с.
    184. Учение Живой Этики. Т. 1. СПб.- Отд-е изд-ва «Просвещение», 1993.-586 с.
    185. Учение Живой Этики. Т. 2. СПб.- Огд-е изд-ва «Просвещение», 1994.-571 с.
    Заполнить форму текущей работой