Философия науки С. Н. Булгакова
В России творчество философа в советский период рассматривалось главным образом в свете критических высказываний под знаком «классовой борьбы». Данная традиция возводится еще к В. И. Ленину и его ближайшему окружению. Показательными в этом отношении являются статьи Л. И Аксельрод, А. В. Луначарского и др. Подобные работы, фактически, положили начало негативно-пристрастному отношению к философии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основы философско-научных воззрений С.Н. Булгакова
- 1. 1. Социокультурные предпосылки формирования концепции философии науки С.Н. Булгакова
- 1. 2. Философские основания концепции философии науки
- С.Н. Булгакова
- 1. 3. Естественнонаучные источники формирования концепции философии науки С.Н. Булгакова
- Глава 2. Сущность и содержание концепции философии науки
- С.Н. Булгакова
- 2. 1. Понятие феномена науки и философии науки
- 2. 2. Структура и классификация науки
- 2. 3. Наука и другие формы духовного освоения мира
- 2. 4. Функции науки
Философия науки С. Н. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
В современном обществе наблюдается тенденция повышения интереса к фундаментальным и прикладным наукам, способным решать существующие актуальные вопросы, возникающие в различных сферах жизнедеятельности людей. В самой науке происходят интенсивные процессы интеграции, следствием которых стало обращение ученых различных областей к философии науки. Современные разработки ученых в различных областях науки во всем мире, в том числе и в России, требуют философского осмысления. Становление новой естественнонаучной картины мира поднимает методологические проблемы, решение которых возможно в рамках философии науки.
В научной литературе слабо освещен исторический аспект русской философии науки, методологические проблемы ее анализа, в частности, при рассмотрении концепций философии науки русских философов конца XIXначала XX вв. Выдающимся представителем этого периода философии является С. Н. Булгаков. Обращение диссертанта к концепции философии науки этого мыслителя будет способствовать более детальному освещению истории философии науки в России. Это актуально в свете дискуссий, имеющих место в мировом научном сообществе в настоящее время по вопросу о существовании собственно философии науки в России в XX веке и в более ранние периоды истории российской философии и науки. Данное исследование служит доказательством в пользу существования в России в начале XX века философии науки с присущими ей определенными национальными особенностями, что вполне естественно для любой философии.
Диссертация имеет научную ценность еще и в том смысле, что, как и любая научная работа, носящая отчасти историософский характер, воспроизводит идеи, умозаключения, концептуальные выводы мыслителей прошлого столетия и, тем самым, позволяет на основе предшествующего опыта опосредованно влиять на современную ситуацию в науке. Появляется возможность корректировать эту ситуацию с учетом накопленного опыта. Идеи Булгакова в области философии науки, концептуально изложенные в данном исследовании, могут, как нам представляется, выступать в качестве базы или вспомогательного материала при разработке и решении актуальных вопросов философии науки.
Серьезное и глубокое освоение незаслуженно забытого в советский период наследия — творчества русских мыслителей «серебряного века» является сегодня одной из важнейших и актуальных задач философской и общественно-социальной науки в России. Рубеж XIX — XX вв., будучи одним из наиболее значимых периодов российской культуры, характеризуется, в частности, духовным обновлением в русской философии и научной революцией, сформировавшей новую естественнонаучную картину мира и ознаменовавшей переход к неклассической науке. Русские мыслители предлагали свои оригинальные решения вопросов взаимосвязи науки, религии и философии, тем самым частично удовлетворяя социальные запросы своей эпохи. В настоящее время в России происходит ренессанс религиозных взглядов. В связи с этим с новой остротой встают проблемы взаимоотношений философии, религии и науки. Для уточнения и частичного разрешения проблем правомерным будет обращение к историко-философскому наследию, в частности, к русской религиозной философии и к творчеству С. Н. Булгакова — крупного философа и богослова, обладавшего синтетическим мировоззрением, в котором уникальным образом сочетались философия, религия и наука.
Русская философия науки характеризуется гуманистической и этической направленностью. Она акцентирует внимание на аксиологическом и этическом аспектах научного исследования, способствует решению проблемы гуманизации науки, что имеет особое значение, учитывая последние достижения в области естественных наук. Новую волну актуальности на сегодняшний день переживают непреходяще важные в науке проблемы происхождения мира, возникновения материи, разума, а также сравнительно новые, имеющие четко выраженный этический аспект — клонирования живых существ, в частности, человека, правомерность эвтаназии и ряд других. Эти вопросы нуждаются не только в естественнонаучном, но и в этическом, и в философском осмыслениях. Произведения Булгакова пронизывает общая идея совершенствования всех сторон личной и общественной жизни людей, опосредованно он касается вышеперечисленной проблематики. Мыслитель не только рассматривает сложные мировоззренческие вопросы, но и способствуют правильному формулированию новых, которые могут стать актуальными в ближайшем будущем.
Степень изученности проблемы.
Наследие С. Н. Булгакова включает в себя 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей по философским, богословским и экономическим вопросам. По мнению его ученика JT.A. Зандера, «.мы имеем дело с его богословским и философским творчеством, закрепленным в его печатных (отчасти ненапечатанных) трудах и представлениях — по своему внутреннему устремлению и философскому пафосу — цельное единство, позволяющее нам говорить о его системе. С этой точки зрения его мысль должна быть изучаема вне времени и независимо от исторической обстановкикак мыслитель о. Сергий является современником великих философов и богословов прошлого, и значение его творений выясняется именно из их сопоставления с этими «вечными» вехами человеческой мысли"1. Характерно, что С. Н. Булгаков как философ специально рассматривается только в русскоязычной литературе. В западноевропейской же литературе основной упор приходится на характеристику его как религиозного мыслителя, либо его имя упоминается в связи с проблемой судеб русской интеллигенции. Из русскоязычной зарубежной литературы.
1 Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). В 2-х т. Т. 1. — Париж: YMCA-Press, 1948. C.1I. проблемы философии С. Н. Булгакова рассматриваются в труде JI.A. Зандера, монографии В. В. Зеньковского, работах Н. О. Лосского и Г. В. Флоровского. Среди зарубежных работ, посвященных, в частности, философским вопросам творчества С. Н. Булгакова, следует отметить монографии К. Наумова, Ф. Помпера. Различные аспекты философии С. Н. Булгакова рассматриваются в статьях таких авторов, как A. Nichols, A. Baker, J. Cook Wilson и др.
В России творчество философа в советский период рассматривалось главным образом в свете критических высказываний под знаком «классовой борьбы». Данная традиция возводится еще к В. И. Ленину и его ближайшему окружению. Показательными в этом отношении являются статьи Л. И Аксельрод, А. В. Луначарского и др. Подобные работы, фактически, положили начало негативно-пристрастному отношению к философии С. Н. Булгакова, перекочевавшему позднее в советскую марксистскую литературу. Идеологические воззрения, господствовавшие в советский период, не позволили должным образом глубоко проанализировать наследие философа. Как правило, его имя упоминалось при рассмотрении таких направлений как «легальный марксизм» и либерализм. Естественно, что философские и научные проблемы в этих работах менее выражены, чем политические, хотя и занимают определенное место. В связи с этим значительный интерес представляет монография В. А. Кувакина «Религиозная философия в России» (1980). Изучением философского творчества Булгакова в советский период занимались различные исследователи: социополитические вопросы рассматривали Н. А. Балашова,.
A.В. Востриков, К. С. Синютина, Л. В. Шариков, К. Ф. Шациллорелигиозный аспект получил отражение в работах А. П. Забранюка,.
B.А. Малинина, С. Н. Савельева, Н. С. Семеккина, О. П. Целиковой, А. Б. Чертковафилософский вклад Булгакова в опубликование сборника «Вехи» исследовали В. Н. Дуденков, А. И. Черных.
В последние годы в связи с возросшим интересом к изучению русской философии, философии науки и доступностью ранее закрытых источников появились интересные публикации, посвященные личности Булгакова (И.Б. Роднянская, В.М. Лысак) — выделению исторических этапов его творчества (В.Н. Акулинин, В.В. Сапов) — статьи, касающиеся переписки Булгакова (В.И. Кейдан, М. А. Колеров, М. А. Рашковская, В.Б. Рашковский) — раскрывающие его религиозно-философские взгляды (И.И. Евлампиев, Б. В. Емельянов, С.С. Хоружий). Также написано несколько диссертаций, посвященных различным аспектам творчества С. Н. Булгакова: религиозному (Б.Н. Яблонский, Е. И. Хохлова, О. Ю. Ролдугина,.
A.В. Щавелев) — историософскому (Д.А. Крылов, И. А. Треушников, Г. Ф. Гараева) — социально-экономическому (И.В. Зиновьев, В. В. Гаврилов,.
B.C. Бобрышев) — антропологическому (А.Ф. Управителев) — философии языка (Ю.В. Зартайская).
Проблемы философии науки С. Н. Булгакова непосредственно рассматривают В. П. Котенко и Р. В. Федоров в работе «Философия науки и техники в русской философской мысли» (1999). Но в целом, с точки зрения потребностей философии науки, необходимо признать, что работу по изучению наследия С. Н. Булгакова и других российских мыслителей в данном контексте еще предстоит проделать. Изучая творческое наследие.
C.Н. Булгакова, а также критическую литературу, диссертант пришел к заключению, что его исследование будет правомерно.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного научного исследования выступает философия науки. Предметом исследования в диссертации является концепция философии науки С. Н. Булгакова.
Цель и задачи исследования
.
Цель данного научного исследования — выявить и систематизировать взгляды С. Н. Булгакова по проблемам философии науки, опираясь на современную методологию, реконструировать его концепцию философии науки.
Цель диссертации была достигнута путем решения следующих задач:
1) определение социокультурных предпосылок формирования философии науки С. Н. Булгакова;
2) выявление философских оснований концепции С. Н. Булгакова;
3) исследование естественнонаучных источников концепции философии науки С. Н. Булгакова;
4) анализ специфики взглядов С. Н. Булгакова на философию науки;
5) раскрытие сущности феномена науки;
6) раскрытие содержания концепции науки С. Н. Булгакова;
7) определение места и роли концепции философии науки С. Н. Булгакова.
Положения, выносимые на защиту.
1) Социокультурными предпосылками концепции философии науки С. Н. Булгакова стали религиозное воспитание, университетское образование, политическая деятельность мыслителя, экономическое развитие страны, исторические процессы в России и в мире, социальный статус и окружение, национально-патриотическая ориентированность философа.
2) Философскими основаниями концепции С. Н. Булгакова являются принципы диалектикифилософские принципы, лежащие в основе неклассического естествознанияа также сложная эклектическая совокупность философских идей и принципов марксизма, идеализма и религиозной философии, обеспечивших эвристику научного поиска.
3) Естественнонаучными источниками концепции философии науки С. Н. Булгакова послужили открытия в области классического естествознания XVII — XIX вв., заложившие основы механической и электромагнитной картин мира, а также естественнонаучные факты и исследования начала XX века.
4) Философия науки рассматривается Булгаковым в двух аспектахкак часть философии знания, изучающая данность науки и методы, и как часть философской антропологии.
5) Сущность феномена науки, по С. Н. Булгакову, заключается в интеллектуальном постижении мира как хозяйства, в понимании науки как части мирового хозяйства и как деятельности Софии, осуществляющейся посредством человека по восстановлению мироздания.
6) Содержание концепции науки С. Н. Булгакова включает в себя: осмысление основанийрассмотрение структуры науки, элементами которой выступают научное знание, научная деятельность, методология, язык науки, научные революцииобнаружение взаимосвязи и взаимной детерминации науки и других сфер духовной жизни общества (религии, философии, морали, искусства) — анализ функций науки (познавательной, преобразовательной, социальной).
7) Концепция философии науки С. Н. Булгакова является результатом оригинального видения русским мыслителем проблем наукизанимает важное место в числе философских концепций науки в России в начале XX века, вносит вклад в развитие философии науки в целом.
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующих положениях:
1) впервые в рамках философии науки выявлены и всесторонне проанализированы основы философских воззрений С. Н. Булгакова на науку: социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучные источники философии науки С. Н. Булгакова;
2) реконструировано и комплексно представлено видение Булгаковым феномена науки, ее сущности, структуры, взаимосвязи с другими сферами духовной жизни, функций науки;
3) содержание концепции философии науки С. Н. Булгакова выявляется на основе компаративистского подхода с учетом методологии, структуры и содержания современной науки;
4) проанализирована трансформация взглядов С. Н. Булгакова на науку и философию науки в процессе его творческой эволюции;
5) концепция философии науки С. Н. Булгакова представлена на основе охвата философского, научного, религиозного наследия мыслителя.
Методология и источники исследования.
В качестве методологических принципов в настоящем исследовании были использованы принципы единства исторического и логического, развития, детерминизма, системности, компаративистский подход. При изложении материала применялись биографический и тематический подходы. Биографический подход помог проследить философскую, духовную эволюцию взглядов мыслителя в контексте исторической эпохи. Тогда как тематический подход четко ограничил рамки критико-аналитической работы, что, безусловно, повлияло на динамику излагаемого материала. Это особенно важно, если учесть, что многие идеи высказывались С. Н. Булгаковым на протяжении длительного времени и позднее пересматривались им на новом этапе собственной творческой эволюции.
Основными источниками исследования стали произведения, статьи, рецензии и письма самого С. Н. Булгакова, а также воспоминания его современников. В источниковедческую базу диссертации вошли положения и выводы российских и зарубежных философов и науковедов, посвященные творчеству С. Н. Булгакова и российской философии науки в целом. В работе были использованы различные философские трактаты, науковедческие исследования, монографии и статьи по истории и философии науки.
Научно-теоретическая значимость работы.
Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование в области философии науки позволяет более полноценно отразить историческое развитие российской философии науки и философии науки в целом, что, в свою очередь, способствует становлению современных философской и научной картин мира. Перспективный аспект изучения философии науки Булгакова заключается и в том, что оно дает возможность выявить логику ассимиляции идеалов и норм научного дискурса, способствует открытию новых поворотов в развитии научной реальности, осуществлению поиска новых моделей развития истории науки и философии науки.
Практическая значимость результатов исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности использования их при изучении русской философской и общественной мыслив научной и педагогической работе: при чтении лекций, проведении практических занятий по философии, а также в рамках курсов по истории и философии науки для аспирантов и магистров, специальных курсов по русской религиозной философии.
Апробация диссертации.
Различные аспекты диссертации выносились на обсуждение автором на научно-практических конференциях в 2004 — 2006 гг. в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», в ходе работы круглых столов на семинарах по философским проблемам в СПбГУ, на ежегодных конференциях в рамках «Дней Санкт-Петербургской философии».
Диссертация обсуждена на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и рекомендована к защите.
Отдельные положения диссертационного исследования отражены в публикациях соискателя общим объемом 1,6 п. л.
Структура диссертационной работы.
Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются социокультурные, философские предпосылки формирования философии науки С. Н. Булгакова и естественнонаучные источники его концепции философии науки. В этой главе исследуются проблемы влияния исторических процессов в России и в мире, в целом, социальной среды, культурной ситуации в обществе на формирование взглядов С. Н. Булгакова в области философии наукианализируются истоки его философских воззрений, теоретические и методологические основания его концепции философии науки. Во второй главе раскрывается сущность и содержание концепции науки и философии науки С. Н. Булгакова. В данной главе рассматривается специфика взглядов мыслителя на науку и философию наукиструктура, классификация, функции самой науки, видение Булгаковым взаимосвязи науки с другими формами духовного освоения мира.
Заключение
.
Развитие философии науки в России послужило одним из импульсов к новым научным достижениям. Философия науки создавала позитивный образ науки в общественном сознании. Этот образ способствовал вовлечению в науку новых когорт исследователей, помогал формировать новые идеалы научного образования в школах и университетах, был основой для создания новых исследовательских организаций и академических институтов.
Важно, однако, подчеркнуть, что каждый раз, когда наука воспроизводится как некое целое в работах или философа, или социолога и т. д., она предстает перед нами одновременно и в своем особом виде, целостность выражается или через особенность философии, или социологии, или истории. Философская проблематика присутствует в других исследованиях, но здесь она приобретает иную окраску. И чтобы получить ответ на вопрос, что же такое наука, надо учитывать возможность ее «воплощения» в каждый из этих образов. Наука оказывается совокупностью возможностей ее существования.
Примат эмпиризма в науках в конце XVIII — начале XIX вв. привел к возникновению надежд на то, что функции обоснования науки как социального явления и теоретического обобщения выполнит только философия. Однако их реализация, особенно в грандиозных натурфилософских системах Ф.В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, вызвала у ученых не только явно выраженный скепсис, но даже неприязнь. Вместе с тем наука стала постепенно преодолеть дефицит теоретических идей. «Буквально во всех ее областях, — пишут об этом С. В. Дятлов и В. И. Купцов, — и, прежде всего, в математике и естествознании стали появляться плодотворные научные теории, значительно расширяющие горизонты науки .» Среди ученых и.
Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Девятовой и др. Ч. I. — М.: ТОО «SvR-Аргус», 1994. С. 93. философов возникает стремление понять происходящие в науке процессы. Внимание их привлекают, прежде всего, проблемы оснований науки, взаимодействия философии и научной деятельности. Этими вопросами задается и предлагает способы решения в своей концепции философии науки С. Н. Булгаков.
Практическая значимость данного диссертационного исследования определяется тем, что принципы и выводы проведенного философского анализа идей Булгакова в области философии науки имеют идеологическое и мировоззренческое значения. Оно акцентирует внимание современных ученых в любых областях, прежде всего, на этике науки, безусловной значимости человека — субъекта и объекта познания, необходимости первостепенного четкого определения ценностных приоритетов. Таким образом, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для более глубокого осмысления передовых направлений современной науки и роли ученого в процессе научного познания.
Анализ творчества С. Н. Булгакова — мыслителя начала XX века способствует трезвому восприятию исторического прошлого, которое до сих пор зачастую воспринимается иллюзорно. Когда прежние «в духе классовой борьбы» оценки мыслителей прошлого изменяются на противоположные, зачастую диктуемые современной социокультурной ситуацией, слишком восторженные, несомненно, наносится не меньший вред правильному пониманию философских идей. Во многом это связано с закономерностями развития российского общества. Переосмысливая прошлое, мы стремимся найти те ориентиры, которые позволили бы сделать ситуацию современности стабильной и предсказуемой. Разрешить, в частности, проблемы связанные со становлением новой эволюционно-синергитической картины мира. Ведь сами механизмы становления новой картины мира сходны между собой203.
Кун Т. Структура научных революций. — M.: Прогресс, 1997. С. 23.
Данное философское исследование с претензией на объективность по-новому открывает имя С. Н. Булгакова в ряду отечественных философов начала XX века. Булгаков предстает перед нами как мыслитель в области философии науки. Творчество Булгакова связано со становлением самостоятельной философской школы в России. Преодоление пробела, который появился под воздействием классового подхода в советский период истории России, принципиально для понимания роли российской философии в развитии мировой философской мысли, для понимания места и значения российской философии науки в процессе развития философии науки в целом.
Крупный исследователь творчества С. Н. Булгакова В.В. Сапов считает, что читать Булгакова нужно «без всякой скидки на «историю», читать как нашего современника — вот единственно правильный путь постижения его мысли"204. Действительно, многие идеи Булгакова актуальны и легко вписываются в картину современных дискуссий.
В последние годы усилилась так называемая гуманистическая критика науки. В развитии естественных наук представители гуманитарной культуры усматривают опасную тенденцию к дегуманизации, к разрыву с человеческими ценностями. Наука критикуется за объективизм, за присущий ей безличностный характер, оборачивающийся, как полагают, равнодушием к человеку и волнующим его проблемам, за нацеленность на решение чисто утилитарных задач, за забвение духовных интересов и ценностей. Наука обвиняется в стремлении доминировать над природой, в истощении природных ресурсов, в загрязнении окружающей среды, в использовании научных открытий в нежелательном для общества направлении.
К обвинениям в объективизме прибавляется упреки в злоупотреблении аналитическими методами, которые, как полагают критики, не позволяют науке познавать явления и процессы в их целостности. Науку упрекают в.
Сапов В.В. С. Н. Булгаков и современность / Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Приложения. — M.: Наука. 1990. С. 382. культивировании в общественном сознании сциентистских и технократических настроений, в стремлении вызвать неуважение к гуманистической культуре, к морали и к искусству. Подобные настроения царили и в начале XX века. Они побудили Булгакова к выявлению обоснованности антинаучной аргументации.
При выдвижении требования соединить научное знание с человеческими ценностями необходимо дифференцировать различные типы ценностных представлений, по меньшей мере, различать проблему ценностей в науке в социально-этическом плане и в плане когнитивном. Булгаков осознает важность этого требования. Не отказывает Булгаков науке и в значительном элементе духовности. Наука удовлетворяет высокие духовные, мировоззренческие потребности людей в рациональном и даже в эмоциональном аспектах, удовлетворяя извечную потребность человека в познании. Булгаков справедливо говорит о том, что необходимо дополнять духовность, даваемую наукой, духовностью, порождаемой религией, искусством и иными областями человеческой деятельности для гармоничного развития человеческой личности. Специфика понимания Булгаковым роли науки в процессе познания действительности заключается в том, что научное познание мироздания является у него шагом на пути к богопознанию.
Религиозно-философская проблематика во многом определяет отношение Булгакова к вопросам науки и философии науки, формирует его отношение не только к проблеме познания мира в целом, но и к вопросу о возможности раскрытия его тайн с помощью науки.
Всем этапам философского пути С. Н. Булгакова свойственны широта синтеза и стремление идти до конца, соединяя идею с действием. Творчество Булгакова — яркий образец мысли русского ренессанса с его духовными поисками, метаморфозами и эклектизмом. Без деятелей духовного ренессанса начала XX века совершенно невозможно представить себе русскую философию, а значит, и русскую культуру как целостное явление.
Логика исследования объекта современной науки требует выхода за пределы отдельных наук. Для этого необходимо формирование соответствующей мировоззренческой идеологии. Объект исследования современной науки — мир как целое, о целесообразности такого осмысления говорит и Булгаков. Для исследования такого объекта требуется общенаучная методология, причем тенденция здесь такова, что общенаучные методы стремятся выйти на философский уровень. В настоящее время существуют попытки выработать единую методологию в науке, имеет место стремление к интеграции наук, но на качественно ином уровне. Науку снова «тянет» к философии.
Следует отметить, что современная философия, как и наука, находится в состоянии теоретического кризиса. Существует большое количество направлений и школ, которые исследуют с разных мировоззренческих позиций частные вопросы. Единого или нескольких больших с солидной теоретической базой философских направлений нет. В силу этого философии проблематично оказать науке методологическую и мировоззренческую поддержку. Однако из этого не следует, что в рамках философии не идет поиск решения этих проблем. Обращение к накопленному эвристическому потенциалу отечественной философии, к истории философии науки, к богатому философскому наследию оставленному нам, в частности С. Н. Булгаковым, будет способствовать решению современных проблем, как философии науки, так и самой науки.
В рамках философии и методологии науки наука и философия движутся навстречу друг другу. Появление, сначала, системного подхода, а затем, синергетики обозначило общие точки соприкосновения. Состояние современной науки совпадает с синергетической моделью бифуркационного процесса. Это позволяет сделать предположение, что в недалеком будущем наука выйдет на новый уровень освоения мира как целостного объекта и преодолеет свое сегодняшнее состояние раздробленности.
Вариант философского обоснования раздробленности современного ему научного знания, предложенный Булгаковым, представляется нам достаточно интересным, а его детальное рассмотрение весьма актуальным в свете наблюдающихся в современной науке тенденций.
Как философское направление и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, философия науки сложилась, по мнению В. П. Кохановского и др., в средине XX века. Концепция философии науки Булгакова способствовала этому процессу. Отечественные мыслители прошлого столетия, крупным представителем которых был С. Н. Булгаков, своевременно осознали важность стоящих перед ними философских задач и предложили свои варианты решения научных проблем в контексте философии.
Выявление сущности и границ предмета философии науки продолжается до настоящего времени, поэтому при определении понятия «философия науки» и ее структурно-функциональных компонентов современные ученые обращаются к истории философии науки. Процесс обнаружения проблем есть результат исторического развития данной отрасли знания и его осознания учеными. Проблемы возникают как результат невозможности объяснения тех или иных явлений и процессов с помощью имеющегося накопленного знания. Проблемы — это отражения противоречий, возникающих в ходе познания объектов научной реальности, и между процессом познания и общественно-исторической практикой. Булгаков внес свой вклад в разрешение этих противоречий. Он оказался в сходной с современными учеными ситуации, когда возникает необходимость в принципиально новом решении накопившихся научных проблем. И в этом смысле его философский опыт будет полезен нашим современникам. В основе образования проблем лежат социально-гносеологические источники, выяснение проблемного состава в содержании философии науки позволяет более отчетливо представить, что должно быть исследовано, и сделать этот процесс более организованным.
В результате проведенного исследования диссертант делает вывод о том, что С. Н. Булгаковым разработана оригинальная концепция философии науки, которая имеет конкретные социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучную базу. Соискатель считает, что на протяжении творческого пути Булгакова понимание сущности философии науки, феномена науки и, следовательно, сама концепция философии науки частично видоизменялись. Эти трансформации отражают научно-философский поиск мыслителя, носят конкретно-исторический характер. Частое возвращение к проблематике философии науки, ее уточнение, углубление свидетельствуют об осознании Булгаковым значимости этого раздела философии и его заинтересованности в данном вопросе. Внимание Булгакова привлекают, прежде всего, проблемы генезиса науки, границ научного познания, взаимоотношения науки и философии, науки и религии. В концепции философии науки Булгаков делает сильный акцент на аксиологическом аспекте науки. Наука оказывается включенной в мировой процесс борьбы жизни со смертью, средством человека для преодоления хаоса и восстановления порядка и гармонии мира.
Проведенный ретроспективный анализ философии науки С. Н. Булгакова способствует более глубокому пониманию и уяснению ценности философского наследия начала XX века для развития науки.
Список литературы
- Акулинин, В.Н. Философское общество при Санкт-Петербургском университете (1897 1923). — Новосибирск: б. и., 1994. — 39 с.
- Алексеев, Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства / С. Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И. И. Евлампиев. -СПб.: РХГИ, 2003. С. 669 — 697.
- Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII начало XX в. / Вступ. В. В. Соколова. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 320 с.
- Балашова, Н А. Российский либерализм начала XX века: (Банкротство идей «Московского еженедельника»). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -181 с.
- Бердяев, Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -М.: Книга, 1991.-445 с.
- Богданов, А.А. Отзвуки минувшего. С. Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И. И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 468 — 491.
- Бонецкая, Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер // С. Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И. И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 854 884.
- Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -703 с.
- Булгаков, С.Н. Автобиографические заметки / 2-е изд. (1946) Париж: YMCA-Press, 1991.- 166 с.
- Булгаков, С.Н. Автобиографическое / С. Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И. И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 63 — 111.
- Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество / Сост., вступ. ст., коммент. С. М. Половинкина М.: Русская книга, 1992. — 528 с.
- Булгаков, С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб: РХГИ, 1997. — 589 с.
- Булгаков, С.Н. Догматическое обоснование культуры // Избранные статьи в 2-х тт. Т. 2. М.: Наука, 1993. Электронный ресурс.
- Булгаков, С.Н. Из записной книжки // Вопросы философии. 1994. -№ 6. С. 144−147.
- Булгаков, С.Н. Карл Маркс как религиозный тип / Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Приложения. М.: Наука, 1990. С. 310 — 342.
- Булгаков, С.Н. Моя Родина. Статьи. Очерки. Письма / Предисловие. И. Б. Роднянская // Новый мир. 1989. -№ 10.
- Булгаков, С.Н. Неопубликованные письма С.Н. Булгакова к В. В. Розанову / Предисловие к публикации М. А. Колерова // Вопросы философии. 1992. — № 10. — С. 147 — 157.
- Булгаков, С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 261 — 309.
- Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей. 1986 -1903. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1903. — 378 с.
- Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895 -1903. / Под ред. В. В. Сапова. М.: Астрель, 2006. — 1008 с.
- Булгаков, С.Н. Письма к СЛ. Дурылину / Предисловие и примечания. М. А. Рашковская, В. Б. Рашковский // Вопросы философии. 1990. -№ 3. — С. 156−164.
- Булгаков, С.Н. Православие и социализм // Труды по социологии и теологии. Т. 2. М.: Наука, 1997. — 345 с.
- Булгаков, С.Н. Размышления о национальности / Булгаков С. Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб: Издательство РХГИ, 1997. Электронный ресурс.25