Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм устранения международного двойного налогообложения организаций в Российской Федерации и пути его совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором проведен анализ методов определения прибыли иностранной организации в России и выявлено, что прибыль определяется тем же методом, как и прибыль российской организации. При этом недостаточно учитывается специфика налогового статуса иностранной организации, связанная с необходимостью ограниченного налогообложения в государстве — источнике дохода и применением в этих целях условных методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные аспекты устранения международного двойного налогообложения
    • 1. 1. Исследование современной практики устранения международного двойного налогообложения
    • 1. 2. Общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения
    • 1. 3. Основы международных налоговых соглашений
  • Глава II. Характеристика действующей в Российской Федерации системы устранения международного двойного налогообложения юридических лиц
    • 2. 1. Оценка критериальных подходов в понятии «постоянное представительство» иностранной организации
    • 2. 2. Методы определения прибыли, относящейся к постоянному представительству иностранной организации
    • 2. 3. Налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации
    • 2. 4. Характеристика системы зачета налога, уплаченного российскими организациями в иностранных государствах
  • Глава III. Направления совершенствования механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации
    • 3. 1. Расширение использования международных принципов в области налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации
    • 3. 2. Развитие механизма зачета налога, уплаченного в иностранных государствах

Механизм устранения международного двойного налогообложения организаций в Российской Федерации и пути его совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Одной из особенностей развития мировой экономики на современном этапе является глобализация международного бизнеса и интеграция международных финансово-хозяйственных связей. Экономика России активно участвует в процессах международной интеграции: растущие российские компании активно выходят на международные рынки, а на российский рынок приходят все новые иностранные организации. Характерной чертой глобализации мировой экономики является унификация национальных налоговых систем с целью создания налогового климата, привлекательного для инвесторов, и одновременно удовлетворения фискальных потребностей национальных бюджетов.

Развитие и поэтапная интеграция мировой экономики предоставили хозяйствующим субъектам возможность получения доходов в различных странах мира, и государственные границы становятся невидимыми для бизнеса.

Однако каждое государство мира стремится собирать налоги с доходов, полученных резидентами и нерезидентами страны. Обязанность по уплате налогов распространяется не только на налоговых резидентов государства, но и на иностранных лиц — нерезидентов, которые извлекают доходы на его территории, ведя здесь предпринимательскую деятельность, используя имущество или имущественные права или осуществляя инвестирование в различных его формах.

Организации, ведущие деятельность в нескольких странах, сталкиваются с проблемой одновременного, двойного налогообложения одного и того же объекта в нескольких странах, что может привести к экономической нецелесообразности ведения деятельности в разных странах, затруднять товарооборот и, как следствие, препятствовать развитию внешнеэкономических связей и сотрудничества государств.

Международное двойное налогообложение может быть в целом определено как взимание сопоставимых налогов в двух (или более) государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта и за одинаковые периоды. Его пагубные последствия на обмен товаров и услуг и движение капитала, технологии и лиц настолько хорошо известны, что нет никакой необходимости подчеркивать здесь важность устранения препятствий к развитию экономических отношений между странами, которое создает двойное налогообложение.

В современном мире большинство государств пришло к выводу, что двойное налогообложение является препятствием для международной торговли, свободного движения капиталов и развития международных рынков. Поэтому различные государственные образования, стараясь решать проблему международного двойного налогообложения своих резидентов и нерезидентов, разграничивают свои полномочия и сферы влияния путем принятия внутренних законодательных актов, а также путем заключения международных соглашений по вопросам налогообложения.

Важнейшими составляющими системы устранения двойного налогообложения является установление особого порядка налогообложения иностранных организаций и особого порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности организаций.

Продолжение налоговой реформы, начавшейся в России в 90-х годах, на современном этапе должно способствовать достижению таких актуальных целей, стоящих перед российской экономикой, как привлечение иностранных инвестиций и стимулирование развития внешнеэкономической деятельности российских компаний.

По мнению экономистов, результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов в государстве. Одним из действенных средств улучшения экономического положения любого государства выступает политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций и стимулирование внешнеэкономической деятельности организаций.

В налоговой системе Российской Федерации отражены многие современные методики налогообложения, принятые в международной практике. Налоговая система России, хотя и не имеет значительной истории развития, но на сегодняшний день отражает интернациональность экономики России.

Система налогообложения организаций, осуществляющих деятельность за рубежом, может позволить проводить эффективную внешнеэкономическую политику. Одним из ключевых направлений этой политики может являться стимулирование экспорта российской продукции и создание экономических препятствий для деятельности в недружественных государствах, к примеру, путем отказа в предоставлении зачета налога, уплаченного в этих государствах.

Анализ российского опыта по налогообложению российских компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, предоставляет возможность для выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию российского налогового законодательства, направленных, с одной стороны, на обеспечение фискальных интересов российского бюджета, а с другой стороны, — на стимулирование внешнеэкономической деятельности организаций.

Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений в нашей стране иностранным организациям требуется соответствующая система гарантий, в том числе в сфере налогообложения, поэтому Российской Федерации необходимо совершенствовать систему налогообложения иностранных организаций, сочетая интересы бюджета с инвестиционными процессами и четко определяя порядок налогообложения налогоплательщиков — иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в России.

Еще А. Смит писал, что «точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности» [85].

Не вполне совершенная система налогообложения иностранных организаций и отсутствие методик определения иностранного налогового зачета при осуществлении российскими организациями внешнеэкономической деятельности приводят к нереализованности на практике механизмов устранения международного двойного налогообложения и возникновению рисков неконкурентоспособности у российских организаций на внешнем рынке.

В последнее время растет научный интерес к вопросам налогообложения, что обусловлено активным проведением налоговой реформы, а также сложностью и практической значимостью для экономики страны проблем устранения международного двойного налогообложения. Формирование ясных, экономически обоснованных принципов и методов устранения двойного налогообложения в системе международного налогообложения должно положительно сказаться не только на бюджетных поступлениях, но и на притоке инвестиций из зарубежных источников и стимулировании внешнеэкономической деятельности российских организаций. Совершенствованию налогового законодательства и обеспечению последовательности проводимой в нашей стране налоговой реформы должно способствовать создание научной основы системы международного налогообложения.

В связи с данными обстоятельствами в настоящей работе комплексно исследуются основы теории устранения международного двойного налогообложения, а также механизм устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации. Автор стремится выделить основные позиции и подходы, которым следует наука, налоговое законодательство и практика налогообложения в указанном вопросе, а также наметить тенденции их развития на современном этапе.

Выявляя общие подходы к решению вопросов устранения международного двойного налогообложения, автор заостряет внимание на наиболее спорных вопросах действующей системы налогообложения иностранных организаций и внешнеэкономической деятельности российских организаций, возникающих в практике налогообложения.

В настоящее время применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения в качестве инструмента налоговой политики не является вполне совершенным. Во многом это объясняется тем, что налоговая политика основывается не на научном подходе, а на практической необходимости, из-за чего некоторые нововведения не всегда целесообразны или адекватны сложившейся ситуации. Это требует более продуманного подхода к данной проблеме, а также взвешенного принятия соответствующих решений органами государственной власти, в компетенции которых находится управление таким важным инструментом налоговой политики, как устранение двойного налогообложения.

На данный момент в экономической литературе международное налогообложение изучено недостаточно полно. В монографиях и учебно-практических пособиях по данной проблеме недостаточно внимания уделяется теоретическим основам устранения двойного налогообложения. В основном эти проблемы излагаются на уровне комментариев к законодательству о налогообложении иностранных организаций в Российской Федерации, в которых не уделяется внимание экономическому содержанию системы налогообложения нерезидентов.

Данные обстоятельства определяют актуальность исследования действующего в Российской Федерации механизма устранения международного двойного налогообложения как составной части международного налогообложения в целях не только его анализа и систематизации, но и обоснования путей его дальнейшего развития.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию механизма и методологии устранения международного двойного налогообложения доходов организаций в Российской Федерации на основе обобщения и изучения зарубежных систем налогообложения.

Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи:

— проанализировать используемые в международной практике методы устранения международного двойного налогообложения доходов и оценить возможность их практического использования в Российской Федерации;

— проанализировать основные принципы и пути устранения двойного налогообложения доходов в Российской Федерации и провести их сравнительный анализ с принципами, применяемыми в международной практике;

— провести сравнительный анализ российской системы налогообложения доходов иностранных организаций с зарубежными системами налогообложения, а также проанализировать порядок налогообложения с позиций международных налоговых соглашений;

— проанализировать теоретические и практические аспекты устранения международного двойного налогообложения российских организаций;

— разработать модель механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации;

— оценить степень воздействия применяемых в Российской Федерации инструментов устранения двойного налогообложения на эффективность механизма устранения международного двойного налогообложения;

— разработать методику определения ограничения зачета иностранного налога, в том числе с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов;

— на основе предлагаемой методики определения ограничения зачета иностранного налога внести и обосновать предложения по совершенствованию системы зачета иностранного налога в Российской Федерации;

— внести и обосновать предложения по совершенствованию положений налогового законодательства, регулирующих вопросы международного налогообложения;

— определить экономическую эффективность от внедрения предложений автора.

Объектом исследования являются международные налоговые отношения в аспекте двойного налогообложения доходов.

Предметом исследования выступает механизм устранения двойного налогообложения доходов при участии Российской Федерации в международных налоговых отношениях.

Теоретическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, налогов и налогообложения, финансов и кредита, государственного регулирования.

В работе были использованы следующие методы исследования: метод комплексного исследования международных налоговых отношений с участием иностранных и российских организацийметод системного анализа нормативной правовой базы и практики международного налогообложениядиалектический подход и метод исторического анализа развития системы международного налогообложения в Россииэкономико-математические методы анализа статистических данных.

При подготовке диссертации автор опирался на труды современных ученых и специалистов в области международного налогообложения А. В. Брызгалина, Д. В. Винницкого, А. В. Грачева, И. В. Горского, В. А. Кашина, О. Ю. Коннова, О. И. Лаврушина, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, А. Б. Паскачева, А. В. Перова, И. Г. Русаковой, Н. Г. Сычева, А. В. Толкушкина, С. Д. Шаталова, М. И. Шиенка. Теоретическую основу исследования составили также труды зарубежных специалистов в области международного налогообложения, таких как Ф. Бейкер, Р. Витмайр, Р. Дернберг, В. Нельсон, М. Пирер, А. Скаар, К. Фогель, Л.Хиннекенс.

При подготовке диссертации были использованы законодательные, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы международного налогообложениямеждународные соглашения по вопросам налогообложения, применяемые в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, и материалы договорной практики государств по указанным вопросаминструкции и письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных управленийписьма Министерства финансов Российской Федерации, а также материалы научных конференций и периодических изданий.

Информационно-статистическую базу исследования составили данные Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, информация, полученная по электронным справочно-правовым системам Консультант-Плюс и Гарант.

Научная новизна работы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой концепции совершенствования механизма устранения двойного налогообложения доходов в системе международного налогообложения организаций — резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусматривающей повышение эффективности реализации задач налоговой политики в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Элементы научной новизны содержат следующие положения диссертации, выносимые на защиту:

— разработана авторская модель механизма устранения международного двойного налогообложения;

— разработана авторская методика применения зачета иностранного налога российскими организациями;

— показаны особенности налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации, связанные с особым, нерезидентным статусом этих организаций и необходимостью их ограниченного налогообложения;

— выявлены недостатки в существующей системе налогообложения доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, и разработаны рекомендации по ее совершенствованию, включая уточнение критериальных подходов в понятии «постоянное представительство иностранной организации», уточнение методов определения доли прибыли, приходящейся на постоянное представительство (включая его агентский тип), в общих прибылях иностранной компаниидоказана необходимость применения косвенных методов определения прибыли постоянного представительства;

— выявлены недостатки в действующей системе налогообложения доходов иностранных организаций у источника выплаты и разработаны рекомендации по ее совершенствованию, предусматривающие введение в законодательство мер противодействия избежанию налогообложения, а также мер, «включающих» механизм налогообложения отдельных видов доходов;

— разработаны предложения по совершенствованию действующих положений законодательства, касающихся применения зачета иностранного налога;

— разработаны предложения по совершенствованию процедур применения положений международных соглашений Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам налогообложения;

— разработаны предложения по внедрению в положения законодательства Российской Федерации правил определения источников доходов применительно к организациям;

— разработан алгоритм расчета экономической эффективности от внедрения предложений автора.

Практическая значимость работы состоит в разработке конкретных предложений, направленных на совершенствование механизма устранения международного двойного налогообложения доходов организаций в Российской Федерации.

Сформулированные в ходе диссертационного исследования теоретические выводы и практические рекомендации ориентированы на широкое использование в практике международного налогообложения иностранных и российских организаций в Российской Федерации.

Разработанные в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть использованы Министерством финансов Российской Федерации при формировании налоговой политики в части международного налогообложения иностранных и российских организаций, а также при подготовке изменений и дополнений в действующее законодательство по налогообложению внешнеэкономической деятельности в России.

Кроме того, проанализированные в работе методы международного налогообложения и их применение на практике могут быть использованы российскими организациями, осуществляющими деятельность за рубежом, и иностранными компаниями, работающими в России, в процессе финансового и налогового планирования, а также в практической работе налоговых органов.

Содержащиеся в работе выводы и предложения могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений при проведении занятий по предметам «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности».

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования использованы Министерством Российской Федерации по налогам и сборам:

— при подготовке методических рекомендаций налоговым органам по применению положений налогового законодательства, касающихся налогообложения иностранных организаций (приказ МНС России от 28.03.2003 №БГ-3−23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций»);

— при разработке документов, используемых при администрировании международного налогообложения (формы налоговых деклараций, формы, используемые в целях реализации положений международных налоговых соглашений);

— при разработке методических рекомендаций по осуществлению контрольной работы налоговых органов по вопросам налогообложения иностранных организаций, а также по вопросам предоставления иностранного налогового зачета.

Материалы и теоретические выводы работы использовались автором при проведении переговоров по заключению международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации:

— при формировании налоговой политики в части международного налогообложения;

— для подготовки проектов изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на 3-й Международной налоговой конференции Российского отделения Международной налоговой ассоциации «Налоговая стратегия в современных условиях: вызов времени и новые возможности» (12−13 октября 2004 г.), и изложены в форме опубликованной монографии в объеме 12 условных печатных листов (М.: Экономистъ, 2004.-190 с.) и публикациях в периодических печатных изданиях общим объемом более 30 условных печатных листов.

Структура работы.

Диссертационная работа изложена на 163 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, а также списка использованной литературы из 91 наименования, включает формулы, схемы, таблицы, примеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С развитием внешнеэкономической деятельности российских компаний и притоком иностранных инвестиций в Россию чрезвычайно актуальными продолжают оставаться вопросы совершенствования механизма устранения двойного налогообложения в сфере международного налогообложения.

В ходе исследования автором проанализированы актуальные вопросы международного налогообложения. В частности, освещены теоретические аспекты международного налогообложения, истоки возникновения и пути устранения международного двойного налогообложения. Их анализ позволил автору выявить принципы устранения международного двойного налогообложения, принятые в теории и практике международного налогообложения, рассмотреть их сущность и воздействие на эффективность механизма устранения международного двойного налогообложения в зависимости от вариантности сочетаний различных принципов.

Далее автором исследованы применяемые в международном налогообложении методы устранения двойного налогообложения, а также основы международных налоговых соглашений и модель механизма устранения двойного налогообложения, основанная на положениях соглашений.

Особое место в работе автором уделено анализу действующего в Российской Федерации механизма устранения международного двойного налогообложения доходов организаций.

Инструментами механизма устранения международного двойного налогообложения доходов в Российской Федерации являются система налогообложения иностранных организаций и система зачета иностранного налога, заложенные в положениях национального законодательства Российской Федерации и международных налоговых соглашений.

По мнению автора, российская модель механизма устранения международного двойного налогообложения, в основном соответствующая международным принципам, должна развиваться по следующим основным направлениям.

Во-первых, необходимо совершенствование в области налогообложения иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, на основе расширения использования принципов международного налогообложения, применяемых в зарубежных налоговых системах.

Во-вторых, с развитием международной деятельности российских организаций необходимо совершенствование в области налогообложения внешнеэкономической деятельности российских компаний.

Необходимым условием создания эффективного механизма устранения международного двойного налогообложения является совершенствование законодательства, регулирующего налогообложение внешнеэкономической деятельности.

Неполнота нормативных правовых актов в сфере налогового законодательства не позволяет осуществлять регулирование отношений, возникающих при устранении международного двойного налогообложения, а также финансово корректно определить объемы налоговых обязательств и организовать финансовый учет. Практика замещения норм налоговых законов положениями методических рекомендаций налоговых органов и официальных разъяснений финансовых органов должна постепенно изживать себя и уходить в прошлое.

Анализ международного опыта налогообложения позволил автору остановиться на критическом анализе действующего российского законодательства в области международного налогообложения с целью определения возможностей для использования международных принципов при его совершенствовании.

Первым шагом в устранении пробелов законодательства в области международного налогообложения должно явиться установление правил определения налогового статуса организаций и источника доходов.

В налоговое законодательство необходимо ввести термины «резидент» и нерезидент", применительно к организациям, а также законодательно установить критерии определения источника дохода, устранив таким образом неопределенность системы налогообложения, предусматривающей налогообложение доходов от источников в Российской Федерации или в иностранных государствах.

Автор полагает возможным установить такие критерии, используя положительный опыт развитых стран, например, США, либо российский опыт, применяемый при налогообложении физических лиц.

Анализ положений законодательства, а также тенденций развития ролевых функций государства в системе мирохозяйственных связей показывает, что основное значение налогообложения доходов иностранных организаций связано не с его фискальной функцией, а с созданием конкурентных условий их деятельности в Российской Федерации, предусматривающих, в частности, исключение двойного налогообложения.

Значительное место в работе уделено автором исследованию действующей в Российской Федерации системы налогообложения доходов иностранных организаций, которое показало, что глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» содержит ряд специальных положений, фактически создающих особый режим налогообложения иностранных организаций.

Налогообложение деятельности иностранных организаций основывается на использовании института постоянного представительства, который имеет специальное налоговое значение и определяет налоговый статус иностранной организации. Отсутствие постоянного представительства влечет невозможность обложения доходов иностранной организации от деятельности в России.

Автором дана оценка критериальных подходов в понятии «постоянное представительство» иностранной организации и выявлены следующие недостатки законодательства.

Законодательством не достаточно полно определен один из ключевых критериев постоянного представительства иностранной организации критерий регулярности деятельности: любая деятельность иностранной организации может быть признана облагаемой в Российской Федерации. Предусмотренные законодательством критерии не могут применяться в случаях ведения виртуальной деятельности (Интеренет-услуги, электронная торговля, веб-страницы и т. д.), поскольку имеют привязку к местности, присутствию уполномоченных лиц и наличию имущественной базы.

Автором обоснованы предложения о возможности определения критерия регулярности деятельности в привязке к обязанности иностранной организации встать на учет в налоговом органе Российской Федерации.

Для оценки налоговых обязательств от виртуальных видов деятельности автор предлагает предусмотреть возможность налогообложения доходов у источника выплаты дохода, отказавшись от применения к такой деятельности института постоянного представительства.

Одна из основных целей введения в налоговое законодательство института постоянного представительства заключается в вычленении дохода иностранной организации, подлежащего налогообложению в стране деятельности ее постоянного представительства.

Автором проведен анализ методов определения прибыли иностранной организации в России и выявлено, что прибыль определяется тем же методом, как и прибыль российской организации. При этом недостаточно учитывается специфика налогового статуса иностранной организации, связанная с необходимостью ограниченного налогообложения в государстве — источнике дохода и применением в этих целях условных методов определения прибыли. Исследование практики налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации показал, что определение налоговых обязательств постоянного представительства во многих случаях является трудноадминистрируемым и может приводить к проведению налоговыми органами «специального расследования» по изучению документов головного офиса. По мнению автора, в Российской Федерации необоснованно ограничена возможность исчисления прибыли постоянного представительства косвенными (условными) методами.

На основе исторического анализа российского опыта налогообложения прибыли иностранных организаций автором обоснованы предложения о необходимости дополнения законодательства положениями, предусматривающими возможность исчисления прибыли постоянного представительства иностранной организации косвенными (условными) методами.

Анализ законодательства и международных налоговых соглашений Российской Федерации показал, что налогообложение строительной деятельности иностранной организации в России возможно при соответствии условиям длительности ее осуществления, установленным международным налоговым соглашением.

При этом порядок определения размера налоговых обязательств и момент их исполнения не установлен.

Автором обоснованы предложения о необходимости введения в законодательство положений в части корректного определения объемов налоговых обязательств и сроков их исполнения иностранными организациями, ведущими строительную деятельность в Российской Федерации.

В дополнение к вышеприведенным предложениям автору представляется целесообразным совершенствование положений российского законодательства, регулирующих порядок налогообложения отдельных видов доходов иностранных организаций у источника выплаты доходов. В частности следует отказаться от практики установления в законе порядка налогообложения доходов в зависимости от величин, которые не возможно определить на основе документов, принятых в обычаях делового оборота в России. Законодательно необходимо предусмотреть меры противодействия уклонению от налогообложения путем перевода доходов, освобожденных от налогообложения в России, в страны с низким или нулевым налогообложением. В случае, если такие доходы также не облагаются в иностранном государстве, или облагаются по ставке менее 10 процентов, необходимо предусмотреть налогообложение таких доходов у источника их выплаты в Российской Федерации по ставке 20 процентов. Законодательно необходимо закрепить также порядок налогообложения доходов по внешнеторговым операциям, совершаемым на условиях посредничества.

Анализ положений законодательства, обеспечивающих механизм реализации международных налоговых соглашений, показал, что такие положения также нуждаются в доработке.

Необоснованно либеральный характер процедур применения международных соглашений порождает проблему незащищенности системы налогообложения иностранных организаций от злоупотреблений со стороны недобросовестных налоговых агентов. Отдельные международные соглашения по налоговым вопросам не имеют законодательно установленных процедур применения. Законодательно необходимо предусмотреть процедуру освобождения от налогообложения в России доходов иностранных организаций на основе специально разработанных форм с предварительным согласованием с налоговым органом правомерности применения положений международных договоров налоговыми агентами.

Вторым важнейшим элементом механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации является система зачета иностранного налога. Анализу этой системы также уделено значительное место в работе.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» содержит отдельные положения, касающиеся устранения международного двойного налогообложения российских организаций при ведении ими внешнеэкономической деятельности. Проблема международного двойного налогообложения российских организаций решается путем предоставления иностранного налогового зачета по налогам, уплаченным за рубежом. При этом законодательство ограничивает иностранный налоговый зачет суммой налога, подлежащего уплате с иностранных доходов в Российской Федерации.

Автором выявлены следующие недостатки налогового законодательства, которые снижают эффективность механизма устранения двойного налогообложения российских организаций:

— законодательно не урегулированы правила исчисления зачета иностранного налога в целях национального законодательства и международных налоговых соглашений. Это не позволяет корректно определить налоговые обязательства и организовать финансовый учет;

— не определены правовые основания зачета иностранного налога: налогоплательщик по каждой такой операции должен доказать ее обоснованность, при этом требования со стороны налоговых органов законодательно не ограничены;

— разрешительный характер процедуры зачета иностранного налога имеет негативные последствия, создавая административные препятствия, снижающие эффективность механизма устранения двойного налогообложения.

Для устранения данных недостатков автором предложено ввести в законодательство понятие «предельная сумма зачета», а также разработана методика применения зачета иностранного налога в целях национального законодательства и международных соглашений.

В результате проведенного исследования разработаны авторская модель механизма устранения международного двойного налогообложения доходовавторская методика применения зачета иностранного налогапроведен сравнительный анализ зарубежной практики международного налогообложения с практикой, принятой в Российской Федерацииустановлена степень воздействия механизма устранения международного двойного налогообложения на поведение экономических агентов в спектре других инструментов государственного регулирования экономикивыработаны конкретные предложения по совершенствованию механизма устранения международного двойного налогообложения, разработан алгоритм расчета экономической эффективности от внедрения предложений автора.

Реализация высказанных рекомендаций по совершенствованию механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации позволит достичь долгосрочных целей государственной политики России в области международного налогообложения, направленной на устранение налоговых препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности организаций и международного экономического сотрудничества государствпозволит увеличить внутренний и внешний товарооборот, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики России в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.-М.: ЗАО «ГроссМедиа Ферлаг», 2004.-48 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II): Официальный текст. -М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г., 376 с.
  3. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3825.
  4. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3493.
  5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 11. Ст. 526.
  6. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращенииуклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. // СЗ Российской Федерации. 1999 г. № 16. Ст. 1938.
  7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // СЗ Российской Федерации. 13 сентября 1999 г. № 37. Ст. 4447.
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.//СЗ Российской Федерации. 2003 г. № 4. Ст. 269.
  9. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. // СЗ Российской Федерации. 1998 г. № 8, ст. 913.
  10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 № 3973/97. // «Вестник ВАС РФ», № 7.1998 г.
  11. Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииот 17.03.2003 № 71. // «Вестник ВАС РФ», № 5.2003 г.
  12. Приказ МНС России от 16.01.2004 № БГ-3−23/19 «Об утверждении формы годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации». // «Российская газета», № 24, 10.02.2004.
  13. Приказ МНС России от 03.06.2002 №БГ-3−23/275 «Об утверждении инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. // «Российская газета», № 116−117,29.06.2002.
  14. Приказ МНС России от 07.03.2002 №БГ-3−23/118 «Об утверждении инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации». // «Российская газета», № 74,24.04.2002.
  15. Инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» // Российские вести. 1995.27 июля. № 139.
  16. Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. № АП-3−06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» // Финансовая газета. 2000. № 25.
  17. Письмо Минфина России от 29.05.2003 № 04−06−02. Информационная система «Консультант Плюс».
  18. Письмо Минфина России от 08.12.2003 № 04−06−06/Кипр. Информационная система «Консультант Плюс».
  19. Письмо Минфина России от 19.01.2005 № 03−08−06/Финляндия.
  20. Письмо Управления МНС России по г. Москве от 17.10.2003 № 2607/58 150@.
  21. Письмо Межрайонной инспекции ФНС России № 47 по г. Москве от1201.2005 № 01−12/29 «О порядке составления и представления годовой отчетности за 2004 год иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации (городе Москве).
  22. Письмо Межрайонной инспекции ФНС России № 47 по г. Москве от1001.2006 № 01−13/36 «О порядке составления и представления годовой отчетности за 2005 год иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации (г. Москве).
  23. Avery Jones J.F., Ward David. Agents as Permanent Establishments under the OECD Model Tax Convention // European Taxation. 1993. May.
  24. А.П. Отчетность некоммерческих представительств.// Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2004. № 6, с. 57−60.
  25. Ю.Г. Как избежать потерь (о практике использования соглашений об избежании двойного налогообложения). // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 8, с. 21−30.
  26. B.A. О налоговом учете иностранных юридических лиц // Иностранный капитал в России. Налоги, учет и валютное регулирование. 1997. № 5. С. 35−38
  27. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик -государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебн. пособие. М., 1998.
  28. Hinnekens L. International Taxation of Electronic Commerce: An Emering Framework//Intertax. 1999.
  29. P.Л. Международное налогообложение: Пер. с англ. М., 1997.
  30. В.Н. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения: как с ними работать бухгалтеру // Главбух. 1997. № 6.1. С. 77−88.
  31. В.Н. Принципы налогообложения иностранных юридических лиц // Финансовая газета. 1996. № 15.
  32. А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. М., 1997.
  33. В.А. Налоги в международных экономических отношениях // Финансовая газета. 1993. № 32−33.
  34. В.А. Методы устранения двойного налогообложения и их значение для защиты интересов России // Финансы. 1997. № 5.
  35. В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М., 1998
  36. О.А. О применении положений соглашений об избежании двойного налогообложения в Российской Федерации // Налоговый вестник. 1999. № 10. С. 9−12.
  37. И.А. Представительство иностранного юридического лица. От регистрации до налогообложения. М., 1998
  38. О.Ю. Виды деятельности, исключающие образование постоянного представительство иностранного лица // Ваш налоговыйадвокат. Консультации. Рекомендации. Налогообложение внешнеэкономических операций. 2001. Вып. 2 (16). С. 177−195.
  39. О.Ю. Институт постоянного представительства в налоговом праве: Учебное пособие/Под редакцией С. Г. Пепеляева.-М.: Академический правовой университет. 2002. С. 152.
  40. С. Проблемы реализации норм международных соглашений по вопросам налогообложения // Налоговый вестник. 1999. № 6. С. 22−26.
  41. Ф., Чане К. Концепция постоянного представительства согласно Инструкции ГНС России № 34 и международным принципам налогообложения // Налоговый вестник. 1996. № 7.
  42. Модель конвенции по налогам на доходы и капитал. ОЭСР, 1999, с. 359.
  43. Налоги в условиях экономической интеграции. Под ред. Проф. B.C. Барда и проф. Л. П. Павловой. М., КНОРУС, 2004. — 288 с. (Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации).
  44. Налоги и налоговое право: Учебн. пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1997.
  45. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998 г. — 495 с.
  46. Налогообложение иностранных компаний в России: Сборник материалов правоприменительной практики. Вып. 1/ Сост. Е.В.Овчарова- М.: Статут, 2004. 204 с.
  47. В.Н. Налоговые льготы американских резидентов и российских компаний с американским капиталом в Российской Федерации // Налоговый вестник. 1999. № 5. с. 48−51.
  48. В.Н. Налоговые льготы для резидентов ФРГ и российских компаний с их участием // Налоговый вестник. 1999. № 11. С. 38−42.
  49. Л.П., Грачев А. В. Налогообложение компаний США, осуществляющих деятельность за рубежом, и использование этого опыта в России. Монография. М., 0ргсервис-2000,2003 г., с. 180.
  50. Л.П. Особенности уплаты налогов при наличии обособленных подразделений. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 2, с. 70−76.
  51. А.А. Налоговые агенты по НК РФ и их ответственность за нарушение налогового законодательства в части налогообложения иностранных юридических лиц. // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2000. № 2. С. 88−94.
  52. А.А. Налоговые обязательства представительств иностранных компаний: подготовительная и вспомогательная деятельность // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2000. № 3. С. 31−38.
  53. А.А. О статусе зависимого и независимого агента для целей налогообложения // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1999. № 11. С. 37−41.
  54. Pirer М. International juridical double taxation of income. Chapter YII. Measures designed to avoid or eliminate double taxation. // International taxations, Noll, 1989.
  55. JI.В. Налогообложение прибыли и доходов иностранных организаций в Российской Федерации. -М.: Экономистъ, 2004.-190 с. (Российское отделение Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА).
  56. JI.В. Зачет налога по доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендам). // Финансовая газета. 2004. № 48, с. 6−7.
  57. JI.B. О налоге на прибыль иностранных организаций // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2005. № 1, с. 32−50 (1,6 усл.-печ. л.) —
  58. JI.B. Постоянное представительство иностранной организации: понятие и виды // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2005. № 2, с. 19−32 (1,2 усл-печ. л.) —
  59. Л.В. Виды деятельности, исключающие образование постоянного представительства // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2005. № 3, с. 11−20 (0,8 усл.-печ. л.) —
  60. Л.В. Налог на прибыль: что нового? // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2005. № 8, с. 36−47 (1 усл.-печ. л.) —
  61. Л.В. Вопросы налогообложения прибыли иностранных организаций// Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2005. № 9, с. 116−123 (0,6 усл.-печ. л.) —
  62. Л.В. Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. // Финансовая газета. 2006. № 17, с. 5−6 (0,4 усл.-печ. л.) —
  63. JI.В. Актуальные вопросы налогообложения при составлении декларации по налогу на прибыль.// Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2006. № 6, с 16−49
  64. . В.В. Налоговые обязательства представительств иностранных фирм. // Ваш налоговый адвокат. Консультации. Рекомендации. Налогообложение внешнеэкономических операций. 1999. Вып. 3 (9). С. 63.
  65. В.М. Международные договоры об избежании двойного налогообложения 2004 год. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2004. № 1, с. 43−51.
  66. В.М. Изменения в отчетности налоговых агентов, выплачивающих доходы иностранным организациям. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2004. № 6, с.51−57.
  67. В.М. Основные средства представительств иностранных организаций: как правильно учесть и заплатить налоги. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 8, с. 62−70.
  68. И.М. Международное налогообложение: применение понятия «постоянное представительство» к электронной коммерции // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2001. № 6. С. 9−15.
  69. Skaar Avrid A. Permanent Establishment. Erosion of a Tax Treaty Principle Deventer, Boston: Kluwer Law and Taxation Publishers. 1991.
  70. Е.Н. Об отдельных вопросах применения международных налоговых соглашений. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 2, с. 51−70.
  71. Е.Н. О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в целях применения договоров об избежании двойного налогообложения. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 3, с. 8−11.
  72. А.В. Особенности налогообложения на стройплощадках иностранных юридических лиц // Бухгалтерский учет. 2000. № 13. С. 51−54
  73. И.Н. Иностранный капитал в России: что показывают налоговые проверки. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2002. № 2, с. 9−15.
  74. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М., 1935., Т. 2. С. 314.
  75. М.В. Налоговая отчетность иностранных организаций в 2000 году // Иностранный капитал в России. Налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 2000. № 6. С. 45−52.
  76. Г. П., Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., НОРМА, 2001.
  77. Л.П. Выплачиваем дивиденды за 2004 год. // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2005. № 3, с. 117−124.
  78. Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: Учеб. Пособие. М.: ТЕИС, 2003. — 253 с.
  79. С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). Глава 25 «Налог на прибыль организаций». -М.: МЦФЭР, 2003. 848 с.
  80. М.И. Новое в налогообложении инофирм // Экономика и жизнь. 1995. № 20.2
Заполнить форму текущей работой