Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуализация профессионализма управленческого персонала промышленных предприятий в условиях кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов работы. Основные результаты работы, теоретические положения по решению проблем организационного развития, а также опыт работы с предприятиями были вынесены для обсуждения и критического анализа на семинарах и конференциях различного уровня. Среди них необходимо отметить следующие: «Современные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга», г. Нижний Тагил, 1996;1999 гг… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Развитие научных взглядов на профессионализм управленческой деятельности
    • 1. 2. Мировой опыт управления в условиях кризиса
    • 1. 3. Методы актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТУАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    • 2. 1. Проблема актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса
    • 2. 2. Игровое моделирование как форма организации и развития управленческой деятельности
      • 2. 2. 1. Театральная концепция игромоделирования
      • 2. 2. 2. Типология игр
      • 2. 2. 3. Игромоделирование как функция управленческой деятельности
    • 2. 3. Методологические основания изучения влияния игрового моделирования на актуализацию управленческого профессионализма
  • 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА АКТУАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
    • 3. 1. Экспериментальное исследование факторов развития управленческого профессионализма
    • 3. 2. Экспериментальные данные о влиянии игрового моделирования на актуализацию управленческого профессионализма
    • 3. 3. Влияние игрового моделирования на преодоление кризисных явлений в управлении организацией

Актуализация профессионализма управленческого персонала промышленных предприятий в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная Россия переживает этап серьезных политических и экономических изменений. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта экономических и общественных отношений. Первые результаты таких изменений оказались весьма далеки от желаемого, и недавнее могущество крупнейшей индустриальной державы стремительно уходит в прошлое.

Резкий переход на рыночные отношения в условиях отсутствия четко сформулированных целей и стратегий проведения реформ, перечеркнул выработанные в социалистической системе подходы к управлению государством и предприятиями, основанные на жесткой иерархии целей и подчиненности, направленные на выполнение задач, поставленных на высшем уровне государственного и партийного управления. Руководители всех уровней макрои микроэкономики получали директивы, инструкции, методики решения конкретных задач, сформулированных в вышестоящих органах. Поэтому подготовка и переподготовка управленческих кадров заключались в обучении приемам решения поставленных задач. Профессионализм руководителя, в свою очередь, определялся его способностью точного и оперативного решения поставленных задач, сформулированных для соответствующего звена в единой системе государственной экономики. В жестко централизованной системе сознательно ограничивалась культура принятия стратегических решений, регламентировались способы достижения целей.

В условиях резких политических и экономических изменений в стране произошел практически полный отказ от управления переходным периодом из-за отсутствия четких целей и стратегий. В настоящее время наблюдаются кризисные последствия политики тех лет, когда неупорядоченность и стихийность принятия решений проявляется на всех уровнях государственной власти и на уровне отдельных предприятий. С переходом в рыночную систему хозяйствования возможность самостоятельного планирования деятельности предприятия, которая была на знамени реформаторов социалистической системы, привела к возникновению множества проблем, причем проблем с большой неопределенностью. Необходимость решения проблем требует от руководителей гораздо более высокой культуры мышления, которая бы обеспечивала самостоятельное определение проблемы, поиск средств анализа и стратегий решения.

Таким образом, изменение внешних условий определяет не только рост требований к профессионализму руководителя, но и необходимость изменения процесса их профессиональной подготовки. В современных условиях обучение подходам к решению фиксированных задач не достаточно. Более актуальными становятся требования разностороннего образования, гармонического развития личности, формирования высокой культуры мышления, овладения аналитическими способами и средствами для решения проблем.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения исследований в направлении изучения приемов и методов формирования, актуализации и развития профессионального потенциала управленческих кадров промышленных предприятий в процессе преодоления кризиса. Решение столь масштабного вопроса, каким является перестройка методов профессионального развития управленцев, предполагает не только историко-критический анализ концептуальных оснований, накопленных в теории менеджмента, но и разработку практических методик, позволяющих решать эту проблему в условиях ежедневной управленческой деятельности. Таким образом, в условиях современного кризиса системы общественного производства проблема актуализации управленческого профессионализма приобретает принципиальное научное и практическое значение.

Необходимость разработки проблемы актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса определила выбор темы настоящего исследования, его научную и практическую значимость.

Актуальность работы. В качестве основных акцентов научной и практической значимости работы выделяются:

1. Социальная и общественная важность обеспечения эффективной адаптации систем управления промышленных предприятий к условиям рыночного типа хозяйствования, за счет соответствующей смены концептуально-ценностных оснований профессиональной деятельности менеджеров.

2. Необходимость уточнения понятий «кризис» и «антикризисное управление» как концептуальной основы для анализа требований к профессионализму менеджеров промышленных предприятий в условиях кризиса.

3. Необходимость теоретического и практического решения вопросов, связанных с использованием различных методов актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса.

4. Необходимость экспериментального опробования и оценки эффективности методов, обеспечивающих актуализацию управленческого профессионализма, развития способностей к решению проблем управления процессом адаптации предприятия к изменению внешних условий.

5. Необходимость разработки и практического опробования методик, позволяющих производить фиксацию уровня управленческого профессионализма и факторов, его определяющих.

Научная актуальность темы исследования определяется, с одной стороны быстрым ростом знаний об управленческой деятельности, управленческом профессионализме, рефлексивной самоорганизации управленца в профессиональной деятельности, с другой стороны, слабой разработанностью проблем, связанных с изучение форм и методов развития и организации управленческой деятельности в условиях кризиса, методами фиксации и анализа профессионального уровня менеджера и факторов, его определяющих. Наиболее важными исследованиями в этой области являются те, которые посвящены профессионализму, особенно в высших его формах (научные работы Б. Г. Ананьева, О. С. Анисимова, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Н. В. Кузьминой и др.), исследования, раскрывающие природу управленческой деятельности, в трудах классиков науки управления (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер, М. П. Фоллет, Э. Мэйо, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др.) и современных исследователей (Р. Акофф, И. Ансофф, П. Ф. Друкер, Т. Питере, Р. Уотермен, В. В. Гончаров, В. В. Грачев, А. И. Кравченко, Э. Е. Старобинский, Э. А. Уткин и др.). В значительной степени подходы к развитию профессионализма управленцев, факторы влияния рефлексивной культуры на уровень профессионализма изучались в работах по использованию новых форм моделирования проблемных ситуаций в управлении, получивших название организационно-деятельностные игры (О.С. Анисимов, Н. Г. Алексеев, П. В. Баранов, B.C. Дудченко, A.JI. Емельянов, H.A. Каморджанова, В. Ф. Комаров, Ю. Д. Красовский, A.A. Смирнов, C.B. Попов, Г. П. Щедровицкий и ДР-).

Достижения современной науки управления разносторонне описывают содержание, управленческой деятельности, цели, методы и способы осуществления. В практической деятельности современному менеджеру необходимо использование приемов индивидуальной и групповой психологии в сфере человеческих отношений, применение методов мотивации и стимулирования персонала, отношение к объекту управления, к объектам внешней среды, как к сложно структурированным системам, необходимость реализации в практической деятельности определенных функции управления, необходимость учета различных комбинаций ситуационных факторов в принятии решений и многое другое. Исходя из этого, под профессионализмом менеджера подразумевается грациозное сочетание в практическом управлении сложнейшего арсенала приемов и методов, накопленных теоретиками различных научных школ менеджмента.

Однако, несмотря на значительный объем рекомендаций по развитию менеджера и реорганизации бизнеса, вопросы, связанные с раскрытием сущности и закономерностей процесса развития управленческих способностей, механизма перевода управленческого профессионализма из потенциальной формы в актуальную, остаются недостаточно изученными. В разработках по антикризисному управлению основной акцент делается либо на регламентации действий арбитражного управляющего, либо на управлении финансовыми и материальными ресурсами кампании. Теоретические и практические вопросы актуализации управленческого профессионализма самих менеджеров, тем не менее, являются необходимыми для многих предприятий.

Целью исследования является выявление путей, методов и средств актуализации управленческого профессионализма.

Объектом исследования выступает управленческая деятельность менеджеров промышленных предприятий в условиях кризиса.

Предмет исследования: использование игромоделирования как метода актуализации управленческого профессионализма.

Гипотеза исследования: актуализация управленческого профессионализма в условиях кризиса обеспечивается за счет использования в управленческой деятельности методов игрового моделирования.

В качестве основных факторов, обеспечивающих актуализацию управленческого профессионализма в результате использования методов игрового моделирования управленческой деятельности, выступают:

— построение игрового процесса как модели развивающейся деятельности, как в рамках всей игры, так и в рамках отдельного игрового дня;

— использование принципа «выращивания» способностей, т. е. последовательного усложнения задач по ходу игры;

— внешнее по отношению к игрокам организационно-управленческое и методологическое обеспечение со стороны игротехников.

Задачи исследования, обеспечивающие решение поставленной проблемы:

1. Выявление современных подходов к определению управленческого профессионализма.

2. Выявление сущности современных подходов к актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса.

3. Выбор критериев оценки управленческого профессионализма, классификация уровней управленческого профессионализма и формулировка гипотезы об определяющем влиянии рефлексивной культуры на актуализацию управленческого профессионализма.

4. Теоретическое описание механизма развития рефлексивной культуры в условиях игрового моделирования различных типов и разработка рекомендаций по их использованию в антикризисном управлении.

5. Разработка методики фиксации управленческого профессионализма в иг-ромоделировании и экспериментальная проверка ее достоверности.

6. Произвести проверку выдвинутых гипотез об эффективности использования методов игромоделирования в обеспечении актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса.

7. Разработка рекомендаций по использованию игромоделирования в практике антикризисного управления.

Теоретической основой исследования стали работы раскрывающие содержание управленческой деятельности (М. Альберт, И. Ансофф, Р. Акофф, К. Арджирис, М. Вебер, В. Р. Веснин, И. Н. Герчикова, Ф. Герцберг, В. В. Грачев, Дж.К. Грейсон, Р. Доусон, Л. И. Евенко, Ю. Ю. Екатеринославский, К. Исикава,.

B.И. Кноринг, Д. Колеман, Т. Коно, Г. Кунц, К. О’Делл, С. О’Доннел, Р. Лайкерт, У. Мастенбрук, Д. МакГрегор, М. Мескон, Б. З. Мильнер, Г. Минцберг, Э. Мэйо, У. Г. Оучи, Т. Питере, Ф. У. Тейлор, Ю. В. Тихонравов, Р. Уотермен, Э. А. Уткин, А. Файоль, М П. Фоллет, Ф. Хедоури и др.) — специфику управления в условиях кризиса (Е. Аксенова, Р. Акофф, Т. Базаров, П. Вейлл, Л. Д Гительман,.

A.A. Деминг, П. Ф. Друкер, C.B. Ильдешенов, М. И. Магура, В. Г. Ойхман,.

C.B. Попов, Д. Пью, С. Ребров, Н. Том, Л. Уотсон, Н. Уотсон, Э. А. Уткин и др.) — общие вопросы профессионализма и его акмеологически значимых уровней для управленцев (М.Б. Алексеева, О. С. Анисимов, A.A. Баталов, В. Л. Борзенков,.

B.Н. Верхоглазенко, A.A. Звезденков, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина,.

C.Д. Мартынов, A.A. Реан, В. Д. Шадриков и др.) — вопросы разработки и применения игрового моделирования в обучении управленческих кадров (М.Б. Алексеева, П. В. Баранов, A.A. Баталов, И. Е. Берлянд, В. М. Глушков, В. В. Давыдов, A.A. Деркач, А. Л. Емельянов, H.A. Каморджанова, E.H. Кирьянова, Е. И. Комаров, Г. Король, Ю. Д. Красовский, А. Л. Лившиц, Ю. П. Маркин, C.B. Попов, A.A. Смирнов, A.M. Смолкин, В. Столин, М. Розин, Г. П. Щедровицкий и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: В работе решен ряд важных научных задач в исследовании профессионализма и рефлексивной культуры:

— сформулировано уточненное понятие «кризиса» ;

— сформулированы два типа причин возникновения кризисов, и соответствующих им типов тактического и стратегического антикризисного управления;

— произведено концептуальное описание механизма и роли игромоделирова-ния в процессе актуализации управленческого профессионализма;

— предложена типология игр в зависимости от задач антикризисного управления;

— произведена практическая апробация методики анкетного исследования и количественного анализа уровня управленческого профессионализма;

— доказана справедливость гипотезы об определяющем влиянии рефлексивной культуры на рост управленческого профессионализма;

— разработан проект трехмодульного учебного цикла, спроектированного по типу организационно-деятельностной игры, который может быть использован в качестве проекта по разработке стратегии антикризисного управления предприятием.

Методы исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования были использованы современные методы научного исследования. Методы теоретического анализа — логика систематического уточнения, логика восхождения от абстрактного к конкретномуметоды сбора первичной информации — эмпирическая схематизация, анкетированиеметоды анализа первичной информации практического исследования уровня профессионализма — группировка ответов анкеты, сравнение с эталоном, выделение уровней развитости исследуемых качествметоды математического и статистического анализа — парный, множественный и каскадный регрессионный анализ, дисперсионный и кластерный анализ.

Апробация результатов работы. Основные результаты работы, теоретические положения по решению проблем организационного развития, а также опыт работы с предприятиями были вынесены для обсуждения и критического анализа на семинарах и конференциях различного уровня. Среди них необходимо отметить следующие: «Современные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга», г. Нижний Тагил, 1996;1999 гг.- «Конференция молодых специалистов ОАО НТМК», г. Нижний Тагил, 1996;1999 гг.- «Управление инвестиционными проектами на современном этапе», г. Челябинск, 1997 г.- «Проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности», г. Пенза, 1998 г.- «Роль инноваций в экономике Уральского региона», г. Екатеринбург, 1998 г.- «Актуальные проблемы экономики и управления», г. Екатеринбург, 1998 г.- «Оценка, аттестация и повышение квалификации персонала как факторы повышения управляемости фирмы», г. Екатеринбург, 1999 г.- «Теория и практика развития регионов России», г. Пермь, 2000 г., и другие.

Практические аспекты диссертационного исследования использованы при разработке и проведении учебных курсов «Введение в специальность», «Маркетинг», «Разработка управленческого решения», «Теория организации», «Организационное поведение», «Исследование систем управления» для студентов по специальности «Менеджмент» .

Технология организационно-деятельностных игр использована при разработке и реализации спецкурса «Методология управленческой деятельности и мышления» для студентов целевой программы «Лидер», разработке учебно-тематического плана программы подготовки резерва на замещение руководящих должностей ОАО НТМК.

Практическая реализация технологии организационно-деятельностных игр была произведена при проведении игры «Развитие способностей к межпозиционному согласованию» в ООО ПромАльп, подготовке резерва начальников цехов ОАО Уралхимпласт и ГУП ПО Уралвагонзавод, трехмодульного игрового цикла в курсе повышения квалификации «Рефлексивная организация управленческой деятельности и мышления в условиях решения муниципальных проблем» с руководителями отделов и комитетов администрации г. Нижнего Тагила, семинара «Согласование требований к годовому отчету Главе города» с руководителями отделов и комитетов администрации г. Нижнего Тагила.

При проведении исследования уровня профессионализма руководителей Коксохимического производства ОАО НТМК и специалистов администрации г. Нижний.

Тагил была использована описываемая в диссертации методика анализа личност-но-профессиональных и рефлексивно-мыслительных качеств управленцев.

Публикации. В процессе выполнения работы опубликовано более 30 публикаций общим объемом 4,5 печатных листа.

Среди наиболее важных работ необходимо выделить: «Об использовании теории организационного развития для анализа стратегий перехода к рыночным отношениям», «Описание заказа на повышение квалификации муниципальных руководителей среднего звена», «Критический анализ проведения организационно-деятельностной игры в ООО Промальп», «Построение модели выпускника по специальности „Менеджмент“: определение элементов системы и исследование базовых принципов построения учебного процесса», «Проблема инвестиционного голода: психологические проблемы управленческой культуры», «Использование технологии организационно-деятельностной игры для разработки стратегии развития организации», «Разработка и внедрение инноваций: анализ управленческого профессионализма и культуры», «Исследование уровня профессионализма управленческих кадров», «Проблемы формирования и развития управленческого профессионализма в современном обществе», «Анализ теоретических подходов к определению понятия кризис», «Проблемы профессионализма в практике антикризисного управления», «Определение понятия „кризис“ и исследование проблемы актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса с позиций дея-тельностного подхода», «Актуализация управленческого профессионализма сотрудников администрации города Нижний Тагил в условиях организационно-деятельностной игры», «Системная концепция городской среды как инструмент стратегического планирования», «Методика разработки стратегии развития города» .

Структура диссертации. Структура диссертации задана сложившейся формой организации научно-исследовательской деятельности, которая подразумевает эмпирическую, теоретическую и экспериментальную части исследования.

Во введении дается общая характеристика исследования, обосновывается его актуальность, определяется практическая и научная значимость исследований, формулируются его цели и задачи, определяются гипотезы, показывается новизна результатов исследования.

В первой главе «Эволюция научных подходов к организации управленческой деятельности в условиях антикризисного управления» рассматривается содержание подходов к определению профессионализма и описания сущности профессиональной управленческой деятельности, формированию и развитию управленческого профессионализма в условиях кризиса, накопленные в теории и практике управления. В результате анализа рассмотренного материала подтверждена значимость и актуальность выбранной темы, целей и задач исследования.

Во второй главе «Теоретическое исследование форм и методов актуализации управленческого профессионализма» изложены концептуальные аспекты использования методов игрового моделирования, направленных на актуализацию управленческого профессионализма в условиях кризиса, определено функциональное место игрового моделирования в антикризисном управлении, сформулирована методика проведения экспериментального этапа исследования.

В первом параграфе «Использование игромоделирования как метода актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса» раскрыты предпосылки возникновения и основные характеристики проблемных ситуаций управленческой деятельности в условиях кризиса, описаны затруднения, связанные адаптацией предприятий к изменению условий внешней среды, проанализированы требования к профессионализму управленцев, связанные с необходимостью построения и реализации программ антикризисного управления. Описан алгоритм возникновения необходимости использования игрового моделирования в развитии систем управления, определено поле затруднений, которые снимают методы игрового моделирования в развитии управленческого профессионализма.

Во втором параграфе «Игровое моделирование как форма организации и развития управленческой деятельности» произведен анализ эффективности использования, а также степени вовлечения профессионального потенциала в методах игрового моделирования управленческой деятельности, описаны типы игр в сопоставлении с типами обслуживаемых затруднений управленческой практики антикризисного управления.

В третьем параграфе «Методологические основания изучения влияния игрового моделирования на актуализацию управленческого профессионализма» охарактеризованы уровни профессионализма управленческой деятельности, рефлексивной культуры, сознания, субъектных качеств управленца, раскрывается методика экспериментального исследования изменения управленческого профессионализма и его элементов при использовании методов игрового моделирования в условиях антикризисного управления.

В третьей главе «Использование игрового моделирования как метода актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса» изложены результаты экспериментального исследования влияния игрового моделирования на повышение профессионализма управленческих кадров ряда промышленных предприятий города Нижний Тагил, определены параметры этого влияния, условия и факторы, детерминирующие это влияние.

В первом параграфе «Экспериментальное исследование уровня профессионализма управленческих кадров» изложены результаты исследований, проведенных с участием управленческих работников промышленных предприятий города Нижний Тагил, администрации городов Нижний Тагил и Нижняя Салда. Результатами исследования выступает качественное и количественное определение общего уровня и структуры профессионализма управленческих кадров предприятий и организаций, выявление факторов, определяющих рост профессионализма, содержательное описание типов профессионализма и выделение направлений развития профессионализма каждого из типов.

Во втором параграфе «Экспериментальные данные о влиянии игрового моделирования на рост профессионализма управленческих кадров» анализируется степень и факторы изменения показателей профессионализма в результате использования игровых методов разработки и согласования программ организационного развития, направленных на преодоление кризисных явлений и адаптацию предприятия к изменениям факторов внешней среды. Приводятся практические рекомендации по использованию игровых методик, направленных на повышение профессионализма менеджеров, развитие системы управления, в условиях антикризисного управления.

В заключении кратко изложены основные результаты исследования, фиксируется степень выполнения поставленных задач и достижения целей исследования, определяются пути продолжения исследования.

В разделе «Библиографический список» предложен список литературных источников, использованных при работе над данным исследованием.

В разделе «Приложения» приводятся: текст анкеты, использованной в экспериментальном исследовании, материалы математической обработки анкет в пакете 81а1§ гарЫсз, содержательные описания типов профессионализма управленцев, разработанные по результатам кластерного анализа, образец трехмодульного курса, который может быть использован при проектировании игр, направленных на актуализацию управленческого профессионализма и выработку программ антикризисного управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование «Актуализация управленческой деятельности в условиях кризиса» было направлено на выявление путей, методов и средств профессионального развития управленцев. Особые качественные требования к профессионализму управленческой деятельности предъявляются вследствие постоянного усложнения и увеличения воздействия факторов внешнего окружения и внутренней среды предприятия. Сложность влияющих на организацию внешних факторов содержательно характеризуется формированием рыночных отношений в обществе, в то время как внутри предприятий еще формируются устойчивые образцы рыночной культуры, предпринимательского и управленческого мышления. Совокупность влияния этих и других взаимозависимых факторов и составляет содержательную основу современного кризиса в системе общественного производства в России.

Поскольку человек за счет пребывания в различных социокультурных ситуациях имеет способность освоения новых форм поведения и мышления, в работе рассматриваются закономерности освоения менеджерами концепций и средств профессиональной управленческой деятельности и мышления, которые бы обеспечили более эффективную постановку и решение проблем. В соответствии с задачами исследования в первой главе работы были рассмотрены подходы к определению профессионализма и сущности профессиональной управленческой деятельности, опыт управления предприятиями в условиях кризиса, а также вопросы практического использования методов, обеспечивающих профессиональное развитие менеджеров и актуализацию их профессионализма. Результатом эмпирического исследования являются выводы:

1. Показано, что теоретические разработки менеджмента в качестве основного направления профессионального развития менеджера рассматривают освоение более эффективных приемов управления, предлагаемых разными научными школами;

Показана необходимость комплексного подхода к актуализации управленческого профессионализма менеджеров среднего и высшего звена, поскольку при внедрении организационных изменений стратегического характера, отсутствие мотивации менеджеров среднего звена становится фактором, сдерживающим эффективность развития организации и преодоления кризисных явлений;

В качестве критерия выделения различных уровней профессионализма предлагается использовать раскрытые в работе представления об уровнях сложности рефлексивных процедур. Рефлексия рассматривается как специальный тип анализа, направленный на построение нового более совершенного способа профессиональной деятельности, в котором это затруднение преодолевается;

Показано отсутствие в управленческой науке целостных системных подходов к определению понятия «кризис» на уровне деятельности предприятияВ качестве критерия периодизации кризисных явлений в экономике предложено использовать теорию длинных волн и технико-экономических парадигм, где возникновение кризисов рассматривается как следствие неучета управленцами длинноволновых колебаний и отсутствие опыта оптимизации заказов на факторы производства;

Сформулированы типичные причины возникновения кризисных явлений в организациях, которые заключаются в несоответствии используемых принципов управления условиям текущей эпохи, или принятие несоответствующих принципов управления при сменен эпох. Классифицированы соответствующие им типы антикризисного управления: тактическое антикризисное управление предусматривает устранение текущего несоответствия используемых принципов управления предприятием, а стратегическое антикризисное управление нацелено на постоянное обновление и совершенствование норм профессиональной управленческой деятельности и мышления, создании гибких норм кооперативных отношений между подсистемами и элементами организации;

7. На основе обзора подходов, используемых для профессионального развития менеджеров, выделены две группы методов и технологий. Одни из них предназначены для обучения менеджера более искусным способам выполнения своей работы, а другие — на изменение его мышления и базовых концептуальных оснований проектирования и осуществления управленческой деятельности. В наибольшей степени развиты и находят применение методики первого типа, по своей сути ориентированные на решение задач тактического антикризисного управления в ущерб целям стратегического типа.

Тем самым, подтверждена научная и практическая актуальность темы и цели диссертационного исследования актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса.

Понятие профессионализма, используемое в работе, определяет его как качественную характеристику субъекта деятельности, представителя профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и способами решения профессиональных задач и проблем, продуктивными способами ее осуществления. Мера, степень соответствия деятеля профессиональной форме деятельности позволяет говорить о возможности выделения различных уровней профессионализма, в первую очередь уровня решения задач и уровня решения проблем. Результаты теоретического исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Предложена модель, определяющая характеристики различных уровней управленческого профессионализма. Уровень решения задач включает в себя четыре подуровня — реализация конкретного поручения, реализация типового поручения, реализация типового поручения с самокоррекцией своих действий, реализация типового поручения с его тактической коррекцией, а уровень решения проблем включает три подуровня — участие в решении проблем, поставленных и снятых другими, самостоятельная постановка и снятие проблем, полная рефлексивная самоорганизация;

Уточненное понятие «кризис» определено как длящийся процесс разотож-дествления деятельностной формы и морфологии, при котором возврат в прежнее стабильное состояние затруднен, т.к. отождествление морфологии с формой ведет к их взаимному разрушению и обуславливает невозможность отождествления, распад системы деятельности;

Сформулирован вывод о специфике современных кризисных явлений в деятельности предприятий, которые характеризуются сменой базовых принципов управления, соответствующих утверждению рыночных отношений и переходом мирового хозяйства в условия пятой длинной волны. Тем не менее, нормы деятельности, создание которых происходило в условиях четвертой волны, остаются без изменений. Несоответствие требований внешней среды и внутреннего устройства организации, использования консервативных профессиональных концепций менеджмента приводит к кризису;

Антикризисное управление предлагается рассматривать как организацию особого совмещения морфологии с формой, не приводящего к разрушению морфологии при одновременном сохранении существенных требований формы, что может быть обеспечено за счет профессионального использования управленцем соответствующих оснований перепроектирования устаревших норм деятельности и процесса их совмещения с морфологией деятельности. Кризис смены технико-экономической парадигмы в свою очередь характеризуется отсутствием нового опыта управления, конкретных концепций деятельности, учитывающих специфику новой длинной волны. Таким образом, проблема актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса характеризуется отсутствием в практике менеджмента методов и механизмов, позволяющих эффективно актуализировать профессиональный потенциал управленцев предприятийВ результате теоретического исследования закономерностей профессионального развития менеджеров сделан вывод о том, что методы игрового моделирования управленческой деятельности и мышления обладают наибольшим развивающим потенциалом, позволяют совершенствовать деятельность и создавать новые модели профессиональной практики, что напрямую соответствует целям актуализации управленческого профессионализма в условиях антикризисного управления;

6. Доказано, что игромоделирование как метод актуализации управленческого профессионализма в условиях кризиса необходимо использовать в зависимости от характера затруднений, возникающих в управлении. В работе предложена классификация развивающих игровых методов и описаны основные ситуации их использования в практике антикризисного управления. В целях тактического антикризисного управления предлагается использовать деловые и организационно-коммуникативные игры. В практике стратегического антикризисного управления наиболее подходящими являются организационно-деятельностные игры, которые за счет моделирования процессов рефлексивного характера обеспечивают построение и перестройку практики, а также развитие самого деятеля, развитие его способностей к участию в деятельности, выработку более совершенных норм ее осуществления. Организационно-мыслительные игры направлены на развитие способностей к построению и правильному использованию средств мышления, освоение более совершенных форм мышления. Этот тип игр целесообразно использовать для подготовки игротехников;

7. Использование игромоделирования необходимо рассматривать с двух сто* рон: игромоделирование выступает как метод актуализации управленческого профессионализма, а с другой стороны, игромоделирование выступает как метод развития управленческой деятельности в условиях кризиса, получая свое функциональное место в процессе антикризисного управления. Тем самым доказывается, что игромоделирование в кризисных условиях приобретает статус функции управленческой деятельности;

8. Для обеспечения постоянного совершенствования норм профессиональной управленческой деятельности предложено создавать игровой комплекс прямо в организационной структуре предприятия, как рабочий орган развития управленческой деятельности, а, следовательно, и предприятия в целом, через актуализацию управленческого профессионализма и моделирование группового принятия решений.

На экспериментальном этапе исследования решены задачи по определению влияния фактора рефлексивной культуры на рост управленческого профессионализма, оценке степени влияния игромоделирования на актуализацию управленческого профессионализма, а также доказана достоверность анкеты, как средства изучения профессионализма:

1. Для доказательства достоверности анкеты, измеряющей показатели профессионализма, рефлексивной культуры, субъектных качеств, профессионального сознания, коммуникации, общения и аналитики, было использовано сравнение результатов первичного и вторичного анкетирования. На основании схожести коэффициентов корреляции влияния рефлексивной культуры на профессионализм, наличии высокой корреляционной зависимости показателей профессионализма и рефлексивной культуры, а также незначимости различий в результатах первичного и вторичного замеров этих показателей, сделан вывод о том, что использованная методика позволяет производить неслучайные фиксации профессионализма и составляющих его элементов;

2. При исследовании влияния игромоделирования на актуализацию управленческого профессионализма использовались результаты анкетирования участников организационно-деятельностных игр, их индивидуальные высказывания по результатам проведения игр, а также материал исследовательских наблюдений за процессом изменения участников. Описан пример сценария организационно-деятельностной игры, которая может быть использована в целях актуализации управленческого профессионализма и разработки стратегии антикризисного управления предприятия;

3. Изучена зависимость показателя профессионализма от факторов рефлексивной культуры, возраста, общего стажа и стажа управленческой работы, пола и типа образования. В результате анализа доказано, что рефлексивная культура определяет рост управленческого профессионализма, а влияние таких факторов как возраст, общий стаж, стаж управленческой работы, пол и тип образования, не имеет первостепенного значенияНа основании выделения уровней рефлексивной культуры, субъектных качеств и профессионального сознания и показателя профессионализма проведена группировка ответов участников анкетирования, в результате чего было определено 29 типов профессионализма. Использованная в диссертационной работе методика анализа профессионализма может служить образцом практического исследования, ориентированного на выявление профессионального потенциала управленческого персонала организации и определение путей его профессионального развития;

В результате регрессионного и дисперсионного анализа результатов анкетирования участников ОДИ проиллюстрировано влияние игромоделирова-ния на рост рефлексивной культуры и профессионализма, что доказывает гипотезу диссертационного исследования. При этом следует отметить, что в большей степени влияние ОДИ проявляется в росте показателя рефлексивной культуры, что доказывает справедливость теоретических выводов, рассматривающих рефлексивные качества как основу для выделения уровней управленческого профессионализма. Надежность полученных результатов определялась с помощью статистических критериев значимости. Очевидность наличия связи в анализируемых процессах влияния игромо-делирования на рефлексивные качества и профессионализм управленцев, позволяют говорить о достоверности результатов диссертационного исследования;

В заключительной части, рассматривающей опыт научно-практического сотрудничества кафедры «Экономики и управления в промышленности» НТИ УГТУ и администрации г. Нижний Тагил, показан опыт использования игрового моделирования при актуализации управленческого профессионализма муниципальных управленцев, а также при совершенствовании процессов деятельности и управления администрации, организации работ по созданию методики стратегического планирования развития города;

7. Доказано, что эффективное противодействие появлению кризисных явлений в организации обеспечивается за счет оформления деятельности по стратегическому планированию и управлению. Стратегическое планирование требует использования особых методов организации анализа ситуации и выработки вариантов плана, которые позволяют интегрировать разнонаправленные взгляды и идеи, что обуславливает необходимость использования игромоделирования для актуализации управленческого профессионализма и предотвращения кризисных явлений в практике деятельности организации.

Таким образом, выдвинутые гипотезы получили свое подтверждение и цели исследования достигнуты полностью. Предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в практике антикризисного управления конкретными предприятиями и организациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология. Проблемы развития системы акмеологических наук. СПб., 1996. 268 с.
  2. Р. Искусство решения проблем. Пер. с англ. Е. Г. Коваленко. Под ред. Е. К. Масловского. М.: Мир, 1982. 220 с.
  3. Р. Планирование будущего корпорации. Пер. с англ. Общ. ред. и пре-дисл. В.И.Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985. 327 с.
  4. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. Аксенова А. Е., Базаров Ю. Т., Беков Х. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. М.: ИПК госслужбы, 1997. 224 с.
  5. А. Управление предприятием в кризисной ситуации (опыт работы). //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С. 72−77.
  6. Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста. // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов. Новосибирск, 1984.1. С. 100−102.
  7. Н.Г., Злотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. // Вестник высшей школы. 1987, № 7.
  8. М.Б. Системное управление подготовкой профессионалов (методология и методы). / СПбГИЭА. СПб., 1997.131 с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Воронеж, 1993. 383 с.
  10. В.И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное образование, 1995. 160 с.
  11. О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыс-летехники. М.: 1998. 772 с.
  12. О.С. Акмеология мышления. М., 1997. 534 с.
  13. О.С. Введение в политологию. (Критериальное обеспечение построения демократического общества). М., 1991. 96 с.
  14. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1989. 333 с.
  15. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. 416 с.
  16. О.С. Методология: функция, сущность, становление (Динамика и связь времен). М., «JIMA», 1996. 380 с.
  17. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр- Российская академия кадрового обеспечения АПК. М. Экономика, 1991. 352 с.
  18. О.С. Основы методологии: Учеб. пособие. / Российская академия менеджмента и агробизнеса. В 2-х т. Т.1. М., 1994. 306 с.
  19. О.С. Педагогическая концепция последипломного образования. Вып. 14., Исследования по творчеству и культуре рефлексивной самоорганизации преподавателя (акмеологические аспекты). М., 1994. 87 с.
  20. О.С. Политическое мышление: процессы, моделирование и критериальное обеспечение. / Российская академия менеджмента и агробизнеса. Институт предпринимательства и культуры менеджмента. Караганда, 1996. 160 с.
  21. О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. 176 с.
  22. О.С., Деркач A.A. Управленческая акмеология: Учеб. пособие. М., Новгород, 1995. 272 с.
  23. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль. 158 с.
  25. Г. З., Беляев С. Г., Белых Л. П. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов. М.: Закон и право, 1996. 469 с.
  26. Т., Аксенова Е. «Кризисная ситуация» в организации: норма или патология? // Управление персоналом. 1998. № 3. С. 21−24.
  27. Игровой практикум по финансам. Балабанов И. Т., Каморджанова H.A., Степанов В JH., Эйбшиц Е. В. М.: Финансы и статистика, 1997. 192 с.
  28. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. / Междунар. НИИ пробл. управления. 2-е изд., перераб. и расшир. М.:МНИИПУ, 1989. 289 с.
  29. A.A. Понятие профессионального мышления: (методологические и социологические аспекты). / Под ред. Г. В. Мокроносова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985. 228 с.
  30. И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. 93 с.
  31. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. ! Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-хт. Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994. Т 1. 784 с. Т 2. 720 с.
  32. И.А. Как возможно творческое мышление? / Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1993. 195 с.
  33. Бизнес и менеджер. /Сост. Дараховский И. С., Черноиванов И. Л., Прехул Т. В. М.: Азимут-Центр, 1992. 447 с.
  34. A.B., Киселев А. И. Решение всех проблем: неординарное мышление и поведение. Екатеринбург: Баско, 1994. 189 с.
  35. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления). М.: Экономика, 1997. 368 с.
  36. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с. 1 37 Бодалев A.A. Психология общения: Избранные психолог, тр. / Акад. пед. исоц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. М.- Воронеж, 1996. 256 с.
  37. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителей. М.: ИНФРА-М, АОЗТ «Премьер», 1995. 204 с.
  38. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Годфрида. М.: Терра, 1997. 736 с.
  39. В.Л., Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. / Российская академия менеджмента и агробизнеса. М., 1997. 73 с.
  40. A.B. Культурно-историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии. Исследования Л. С. Выгодского и С.П.Рубинштейна). М.: Высш. школа, 1968. 104 с.
  41. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
  42. В.И. и др. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. М.: Наука, 1984. 271 с.
  43. Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2. С. 52−57.
  44. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  45. Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 105−110.
  46. П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. И. Б. Козыревой. М.: Новости, 1993. 224 с.
  47. В.Н., Звезденков A.A., Хлюнева М. В. Технология консультационной аналитики. / В кн. Анисимов О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М.: 1998. С. 702−731.
  48. В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1997. 384 с.
  49. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 528 с.
  50. Jl.И. Записка практика. Менеджер по обучению персонала. Кто он? // Управление персоналом. 1998. № 6. С. 15−17.
  51. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. 534 с.
  53. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе. // Государство и право. 1995. № 12. С. 19−26.
  54. П.Я. Зависимость обучения от типа ориентированной деятельности. Под ред. П. Я. Гальперина, И. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 238 с.
  55. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  56. Л.Д. Развитие хозяйственного управления в электроэнергетике (теория, методология, реализация): Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.21 / УПИ им. С. М. Кирова. -Свердловск, 1987. -396 с.
  57. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизаций и консультантам по управлению. Учебное пособие. М. Дело, 1999. 496 с
  58. В.М. Опыт проведения деловых игр в США. М.: Наука, 1972.
  59. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИГУ, 1998. 175 с.
  60. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. 2-е изд., доп. М.: МНИИПУ, 1997.
  61. Дж. (мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 319 с.
  62. Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С. 112−116.
  63. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986.
  64. O.A. Современный организатор производства. М.: Экономика, 1984. 174 с.
  65. E.B. Выход из кризиса. Пер. с англ. Тверь: «Альба», 1994. 497 с.
  66. A.A. Акмеологические предпосылки реализации модели профессионального обучения.//Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып.2. М., 1993., С. 55−67.
  67. Длинные волны: Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие / С. Ю. Глазьев, Г. И. Микерин, П. Н. Тесля и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 224 с.
  68. И., Томина И. Системный взгляд на преподавание организационно-управленческих дисциплин. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. С. 119−121.
  69. Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать решения в бизнесе и жизни: Пер. с англ. М.: Культура и спорт, 1996. 256 с.
  70. П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.: Совм. предпр. «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. 349 с.
  71. B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996
  72. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 271 с.
  73. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: теория и практика формирования. М.: Наука, 1983. 349 с.
  74. Л.И. Управление крупномасштабными производственно-хозяйственными системами в США: организационный аспект: Дисс.. д-ра экон. наук. М., 1980. 533 с.
  75. Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988. 191 с.
  76. А.Л. Рефлексивная культура как акмеологический фактор повышения профессионализма. Психология сегодня, т.2. Вып.2. М., 1996.
  77. A.JI. Техника коррекции субъективного состояния человека в управленческой деятельности. / В кн. Анисимов О. С. Акмеология мышления. М, 1997. С. 506−515.
  78. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие инновационные игры. М.: Наука, 1980. 272 с.
  79. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях.- Дис.. докт. психол. наук. М., 1994. С. 51−54.
  80. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. Вып.6., М.: Изд-во НИИВШ, 1993. С. 6−9.
  81. Е.Г. Диагностика советской экономики и стратегии ее перестройки. / Современные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга. Сборник материалов третьей и четвертой научно-практических конференций НТИ УГТУ 1997−1998 гг. Нижний Тагил, 1997. С. 9−29
  82. Е.Г. Как обустраивается Россия. Эксперименты XX века продолжаются. Нижний Тагил, 1998. 49 с.
  83. Е.Г. Развитие теориисоздание инженерных методов прогнозирования качества сортового проката в условиях крупного металлургического предприятия: Дис.. д-ра техн. наук: 05.16.05 / УПИ им. С. М. Кирова. Свердловск, 1988.431 с.
  84. Е.Г. Разработка философии деятельности вуза. / Современные проблемы экономики, менеджмента, маркетинга. Сборник докладов и тезисов первой и второй научно-практических конференций НТИ УГТУ 1995−1996 гг. Нижний Тагил, 1997. С. 23−29.
  85. Маркетинг и управление качеством продукции: Учебное пособие. Зудов Е. Г., Комратов Ю. С., Мардышкин P.E., Будеев A.B. Нижний Тагил: НТФ УГТУ, 1995. 89 с.
  86. Е.Г., Майзлер И. Г., Щербинин М. М. Опыт построения модели выпускника НТФ УГТУ. Подготовка управленческих кадров. / Тезисы докладов XXX юбилейной научно-технической конференции молодых специалистов ОАО НТМК. Нижний Тагил, 1996. С. 46−47.
  87. C.B., Майзлер И. Г., Щербинин М. М. Критический анализ проведения организационно-деятельностной игры в ООО «Промальп». / Тезисы докладов XXX юбилейной научно-технической конференции молодых специалистов ОАО НТМК. Нижний Тагил, 1996. С. 49−50.
  88. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. 207 с.
  89. Игры для интенсивного обучения. М.: Прометей, 1991. 217 с.
  90. C.B. Управление нововведениями в промышленности. / Под общ. ред. В. Н. Войтовского, А.М.Лайкова- Ленингр. фин.-экон. ин-тим. Вознесенского. Л.: Изд-во Ленингр. фин.-экон. ин-та, 1991. 160 с.
  91. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  92. К. Японские методы управления качеством. Пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 215 с.
  93. Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Мондена Я., Сибакавы Р., Такаянаги С., Нагао Т. М.: Экономика, 1989. 282 с.
  94. В.И., Ошуркова H.A. Новые подходы к формированию руководителя. // Управление персоналом. 1998. № 4. С. 30−33.
  95. H.A. Занимательная бухгалтерия. М.: Бухгалтерский учет, 1994. 94 с.
  96. H.A. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров./СПбГИЭА. СПб., 1997. 130 с.
  97. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М.: Экономика, 1991. 127 с.
  98. E.H. Игровые и тренинговые методы в обучении персонала. //Управление персоналом. 1997. № 3. С. 38−40.
  99. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.222 с.
  100. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
  101. В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Изд-во «Бек», 1997. 288 с.
  102. Д., Фармер А. Эффективный менеджер. Кн.9. Управление изменением.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1993.62 с.
  103. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. 272 с.
  104. Е.И. Методика подготовки и проведения инновационного тренинга. //Управление персоналом. 1997. № 12. С. 34−37.
  105. Д. Южная Корея: какая инфраструктура обеспечит эффективное государственное управление. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 61−66.
  106. Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер с англ. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
  107. H.A. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974. 447 с.
  108. Г. Они помогут каждому. Без моделей ситуаций и деловых игр в кадровой работе не обойтись // Служба кадров. 1997. № 11. С. 38−40.
  109. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. 672 с.
  110. Ю.Д. Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). М.: Экономика, 1989. 175 с.
  111. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / ВНИИ проф.-техн. Образования. М.: Высш. шк., 1990. 117 с.
  112. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. Т. 1. 495 с.
  113. Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 76−80.
  114. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989.
  115. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учеб. пособие. М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. 356 с.
  116. П.П. Управление эффективностью научно-технических нововведений. Часть 1. Челябинск 1994. 151 с.
  117. A.M. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1994. 368 с.
  118. Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. С. 32−35.
  119. М.И. Управление предприятием в условиях кризиса. // Директор. 1997. № 10. С. 34−36.
  120. И.Г., Щербинин М. М. Исследование уровня профессионализма управленческих кадров. / Актуальные проблемы экономики и управления: Сборник тезисов докладов научно-практической конференции каф. ЭОПМ. Екатеринбург, УГТУ, 1998. С. 342−345.
  121. И.Г., Щербинин М. М., Вайс И. А. Типологический анализ управленческого профессионализма: теоретические подходы и практические результаты исследования. // Управленческое консультирование. 1999. № 2. С. 5−13.
  122. Системная концепция городской среды как инструмент стратегического планирования Майзлер И. Г., Щербинин М. М., Зудов Е. Г., Коряков Г. А., Гессе А. Н. (в печати)
  123. Методика разработки стратегии развития города Майзлер И. Г., Щербинин М. М., Зудов Е. Г., Коряков Г. А., Гессе А. Н. (в печати)
  124. Ю.П. Деловые игры в промышленности: Учеб.-метод, пособие для студентов экон. фак. гос. ун-тов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 48 с.
  125. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. 144 с.
  126. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ- Новосибирск, 1998. 312 с.
  127. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М., 1996. 256 с.
  128. Менеджмент организации: Учеб. пособие. Румянцева З. П., Саломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996. 432 с.
  129. М., Мако Д., Такахара Н. Теория иерархических уровневых систем. М.: Мир, 1973. 342 с.
  130. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело ЛТД, 1994. 702 с.
  131. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. 336 с.
  132. .З., Евенко Л .И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1985. 224с.
  133. A.A. Рефлексия. // Философский энциклопедический словарь. М., Сов. энциклопедия, 1983, с. 579−850.
  134. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. /Под ред. Смирновой Е. Э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 125 с.
  135. Я. «Тоета»: методы эффективного управления. Пер. с яп. М.: Экономика, 1989. 288 с.
  136. Нижегородский пролог. Экономика и политика в России. / Центр экономических и политических исследований «ЭПИцентр», Координационный совет Нижегородской области. Нижний Новгород Москва: Изд-во редакции журнала «Ценовая политика», 1992. 237 с.
  137. В. Управлять профессионалам. // Служба кадров. 1998. № 3. С. 21−24.
  138. Новые технологии и организационные структуры. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 269 с.
  139. А.П. Рефлексия. В кн.:Философская энциклопедия. Т.4. М., СЭ. 1979. С.499−502.
  140. А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание. //Проблемы рефлексии. Новосибирск,. 1987. С. 13−20.
  141. В.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с.
  142. Опыт подготовки менеджеров в Московском государственном горном университете. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 116−118.
  143. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. Науч. ред. А. А. Рагудин. М.: Центр, 1998. 432 с.
  144. В. Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 45−51.
  145. У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. Пер. с англ. М.: Экономика, 1984. 184 с.
  146. Оценка работников управления. / Под ред. Г. Х. Попова. М.: Моск. рабочий, 1976. 352 с.
  147. A.C. Системный подход в организации управления предприятием. М.: Знание, 1989. 62 с.
  148. Р. Создание сетевых организационных структур. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 76−81.
  149. Т., Уотермеи Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. М.: Прогресс, 1986. 418 с.
  150. А. В. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд-во МГУ, 1991. 147 с.
  151. Г. Х. Эффективное управление. 2-е изд. М.: Экономика, 1985. 336 с.
  152. С. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска». //Кентавр. 1994. № 4. С. 2−32.
  153. А. Становление управленческого консультирования в России. //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 96−100.
  154. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 270 с.
  155. Производительность труда «белых воротничков». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 248 с.
  156. Пуг Д.С., Хиксон Д.Дж. Хрестоматия. Школа менеджмента. Жуковский: Международный Центр Дистанционного Обучения «ЛИНК», 1989. 212 с.
  157. Пью Д. Управление изменением. Кн.4. Организационное развитие.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1994. 56 с.
  158. Пью Д. Управление изменением. Кн.5. Осуществление изменений.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1994. 57 с.
  159. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. С. 92−97.
  160. B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. М.: Экономика, 1979. 232 с.
  161. В.Ш. Диагностика управления (практический опыт и реконструкции). М.: Экономика, 1988. 127 с.
  162. A.A. Психлогия познания педагогом личности учащихся. / ВНИИ проф,-техн. Образования. М.: Высш. шк., 1990. 79 с.
  163. С. Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 30−34.
  164. C.JI. О мышлении и о путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  165. JI. Как повысить эффективность обучения управленческих кадров. //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 117−119.
  166. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997. 800 с.
  167. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд во «Феникс», 1997 512 с.
  168. С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? (анализ актуальных направлений развития организационных структур) //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 82−86.
  169. Система работы с кадрами управления. М.: Мысль, 1984. 248 с.
  170. Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Пер. с англ. Киев: Внешторг-издат, 1991. 190 с.
  171. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. // Проблемы рефлексии. Новосибирск. 1987. С. 60−68.
  172. A.A., Самолюк Н. П., Корешков В. Г. Проблемы современного университетского образования. / Организация модульной системы образования в деле формирования университетского образования нового типа. Сборник статей. Новгород, 1997. С. 7−10.
  173. P.M., Каппеллоу Д., Айлее П. Эффективный менеджер. Кн.5. Отбор и повышение квалификации персонала.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1993. 80 с.
  174. P.M., Пуг Д. Эффективный менеджер. Кн.6. Руководство Вашим коллективом.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1993. 78 с.
  175. A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1991. 176 с.
  176. Э.Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя. М.: Библиотека журнала «Управление персоналом», 1996. 301 с.
  177. Э.Е. Как управлять персоналом / Издание 3-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «бухгалтерский бюллетень», 1997. 336 с.
  178. А.Р. «Дженерал Моторс»: пути совершенствования управления //Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 1. С. 98−103.
  179. Стиль мышления и поведения в истории мировой культуры / МГУ, Ист. фак. Под ред. М. В. Дмитрова. М.: Изд-во МГУ, 1990. 173 с.
  180. В. Искусство командовать. // Деловые люди. 1998. № 91. С. 22−23.
  181. В., Розин М. Университеты для занятых. Как применять бизнес-тренинги. // Деловые люди. 1998. № 90. С. 26−27.
  182. Ф. У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.
  183. Ю.В. Теория управления: Учеб. курс. М.: Вестник, 1997. 336 с.
  184. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций). Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 204 с.
  185. Том Н. Управление изменениями. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 68−74.
  186. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  187. Г. Р., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело. 1995. 331 с.
  188. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации. //Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 104−109.
  189. Л., Мейон-Уайт У. Управление изменением. Кн.З. Системные концепции и стратегия вмешательства.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1994. 95 с.
  190. Л., Уотсон Н. Управление изменением. Кн.1. Необходимость изменений.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1994. 52 с.
  191. Л., Уотсон Н. Управление изменением. Кн.2. Преодоление сложности.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1994. 85 с.
  192. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. 351 с.
  193. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
  194. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М.: СП «Интерэксперт», 1992. 319 с.
  195. Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ЭКМОСД997. 400 с.
  196. Э.А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ЭСМОС, 1997. 224 с.
  197. Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: АКАЛИС, 1995. 207 с.
  198. Й., Каммель А. Как преодолеть противодействие запланированными организационными изменениями. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 70−75.
  199. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 176 с.
  200. B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки. //Вопросы философии. 1985. № 6, С. 19−28.
  201. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.
  202. М.М. Анализ теоретических подходов к определению понятия «кризис» / «С новыми технологиями в XXI век». XXXI научно-техническаяконференция молодых специалистов ОАО «НТМК». Тезисы докладов. Нижний Тагил, 1999. С. 111−113.
  203. М.М. Актуализация управленческого профессионализма сотрудников администрации города Нижний Тагил в условиях организационно-деятельностной игры (в печати)
  204. М.М. Основные направления антикризисного управления: теоретический анализ и опыт практических исследований. // Управленческое консультирование. № 2, 1999. С. 23−28.
  205. М.М., Майзлер И. Г. Совершенствование бюджетного планирования города на примере внедрения муниципального заказа (в печати)
  206. Эффективный менеджер. Кн. 10. Более широкий взгляд, Кн.11.Подведение итогов.: Пер. с англ. Жуковский: Международный центр дистанционного обучения «ЛИНК», 1993. 67 с.
  207. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. Л.: Наука, 1978. 390 с.
  208. Boulding К. General systems theory the skeleton of science. Management science, 1956. P. 197−208.
  209. Gulick L. Management is a science // Academy of Management Journal, 1965. Vol. 8,№ 1. P. 7−13
  210. Kast F.E., Rosenzweig. General systems theory: applications for organization and management // Academy of Management Journal, 1972. Vol. 15, № 4. P. 447−465.
  211. Luthans F. The contingency theory of management: a path out of the jungle. Business Horizons, June 1973. P. 62−72.
  212. Mintzberg H. Pattern in strategy formation 11 Int. Stud. Manag. And Organiz., 1979. Vol. 9, № 3. P. 67−86.
  213. Lee S. M., Luthans F., Olson D. L. A management science approach to contingency models. Management Journal, Vol. 25, № 3 (1982), P. 553−566.
  214. Анкета для изучения профессионально-личностных и рефлексивно-мыслительных качеств управленцев
  215. Автор анкеты О. С. Анисимов — доктор психопогиеских наук, профессор кафедры «Акмеологии' Российской академии государственной службы при Президенте РФ. вквдемик международной академии акиеологических наук
  216. АНКЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  217. Уважаемые участники исследования!
  218. Для всей анкеты ставится один общий вопрос:
  219. ЧТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЕТ НА РОСТ ВАШЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА?»
  220. Для ответа Вам нужно выбрать только одну из двух сторон оппозиции. Важным условием получения объективных результатов является искренность в выборе варианта и сосредоточение на содержании каждой оппозиции для более точного, по возможности, реагирования.
  221. Зллсшмите листок яичных данных1. Фамилия Возраст1. Имя1. Отчество1. Пол (муж./ жен)
  222. Какое у Вас образование? (Какое учебное заведение и когда Вы закончили, специальность по диплому)
  223. Где и кем Вы работаете? (название организации и должность)
  224. Ваш общий стаж работыпет Вас стаж управленческой работы? лет
  225. Какой характер Вашей деятельности (организаторский / исполнительский / аналитический, если иной, то укажите какой)?1. Раздел 1.
Заполнить форму текущей работой