Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности электротранспортных систем на основе использования накопителей энергии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность результатов работы заключается в решении актуальной комплексной задачи использования накопительных устройств, направленной на снижение электропотребления в системе ГЭТ. Разработаны инженерные методы расчетов, позволяющие проектировать эффективные по энергетическим показателям накопительные устройства. Создана физическая модель электротранспортного средства и проведены… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ ТОРМОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Электрический транспорт как сложный электротехнический комплекс
    • 1. 2. Анализ методов, характеризующих энергетику движения электротранспортного средства
    • 1. 3. Энергетический баланс и оценка энергии электрических торможений электроподвижного состава
    • 1. 4. Выводы
  • 2. АНАЛИЗ НАКОПИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ И ОЦЕНКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
    • 2. 1. Критерии использования накопительных устройств в электротранспортной системе
    • 2. 2. Электрохимические накопители энергии
    • 2. 3. Механические накопители энергии
    • 2. 4. Электрические накопители энергии
    • 2. 5. Теплоэлектрические и гибридные накопители энергии
    • 2. 6. Конденсаторы двойного электрического слоя и их использование на транспорте
    • 2. 7. Выводы
  • 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКОПИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМЕ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
    • 3. 1. Распределение и использование энергии электрических торможений
    • 3. 2. Рекуперативный режим с активным потребителем на участке контактной сети
    • 3. 3. Анализ методов определения величины избыточной энергии
    • 3. 4. Варианты использования энергии электрических торможений
    • 3. 5. Применение накопителей энергии в системе тягового электроснабжения
    • 3. 6. Выводы
  • 4. ПРИМЕНЕНИЕ БУФЕРНО-НАКОПИТЕЛЬНОГО БЛОКА КОНДЕНСАТОРОВ ДВОЙНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СЛОЯ НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ
    • 4. 1. Варианты использования накопителей энергии на троллейбусе
    • 4. 2. Метод расчета энергоемкости накопителя, работающего в буферном режиме
    • 4. 3. Оптимизация энергетических показателей буферного накопителя энергии и оценка массогабаритных параметров
    • 4. 4. Исследование режимов работы схемы регенеративного торможения троллейбуса с накопителем энергии на борту
    • 4. 5. Исследование режима тяги электроподвижного состава с использованием буферного накопителя энергии и определение величины автономного хода
    • 4. 6. Обобщенное схемное решение силовой цепи троллейбуса с буферным накопителем энергии
    • 4. 7. Стендовые испытания
    • 4. 8. Выводы

Повышение эффективности электротранспортных систем на основе использования накопителей энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. С общемировым ростом цен на энергоносители проблема снижения потерь при преобразовании, распределении и потреблении энергии становится стратегическим направлением приоритетного развития многих областей промышленности и секторов экономики, в том числе и транспортной индустрии. Важность решения данной проблемы подтверждена и закреплена законодательно в Федеральной целевой программе № 796 «Энергоэффективная экономика на 2002;2005 годы и на перспективу до 2010 года», утвержденной Правительством России.

По данным Федеральной службы государственной статистики, существенная доля в структуре пассажирооборота по видам транспорта общего пользования принадлежит городскому электрическому транспорту и составляет 20,4%. Поэтому эффективное функционирование транспорта как базовой среды материального производства существенно влияет на темпы и ритмичность социально-экономического развития страны. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких темпов экономического роста, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции России в мировую экономику.

Вопрос, связанный со снижением энергозатрат путем создания высокотехнологичных образцов транспортных средств, является актуальным для городского электрического транспорта в целом, где энергетическая составляющая в настоящее время достигает 30.50% от общих затрат предприятий. Несмотря на значительный научно-технический прогресс в транспортной сфере за последнее десятилетие, политика в России, направленная на разработку энергосберегающих технологий, была недостаточно эффективной. Вследствие этого российские образцы техники, в ряде случаев, стали уступать мировым аналогам транспорта по расходу энергии на 20. .30% и трудоемкости обслуживания.

Создать конкурентоспособные образцы, как на внутреннем, так и на общемировом рынках возможно за счет применения новейших технологий и разработок в элементной базе, с внедрением передовых методов информационного управления процессом движения, с использованием современных материалов на электроподвижном составе. Одним из таких направлений в последние годы является разработка новых типов эффективных источников вторичной энергии и преобразователей энергии, обладающих качественно новыми свойствами, которые позволяют эффективно использовать их в транспортной индустрии страны, снижая потери энергии, повышая эффективность, увеличивая срок службы оборудования и надежность электротранспортного комплекса в целом.

В связи со значительным прогрессом в информационных технологиях на рубеже XX и XXI веков появилась возможность быстро и эффективно производить сложные и трудоемкие расчеты, создавать программные комплексы, моделирующие процессы движения транспортных средств. В частности, появились методики, разрабатываемые различными научными школами, в том числе и коллективом кафедры «Электротехнические комплексы» НГТУ, позволяющие рассматривать многие идеализированные процессы движения не только на основе детерминированных факторов, но и с учетом случайных воздействий. В результате стало возможным значительно увеличить точность прогнозных расчетов, выявить и пересмотреть типовые мощности элементов системы, работающих в недогруженном или перегруженном режимах, более адекватно оценивать реальные режимы движения.

Значительный вклад в решение ряда обозначенных вопросов, таких как снижение энергопотребления на электрическом транспорте, применение накопительных устройств, разработка методик, позволяющих более адекватно оценивать реальные процессы движения, внесли ученые: И. С. Ефремов, В. Е. Розенфельд, И. П. Исаев, Г. В. Косарев, К. Г. Марквардт, Л. С. Байрыева, В. В. Шевченко, В. П. Феоктистов, Д. А. Бут, Н. В. Гулиа, Н. И. Щуров, В. И. Сопов и другие авторы [1,3−9,15,17,19, 20, 64, 68,116, 119,121, 136].

Известные работы, опубликованные на различных этапах развития научно-технического прогресса, в разных научных школах, не содержат комплексного подхода в исследованиях по применению накопителей энергии на неавтономном электроподвижном составе (ЭПС) с учетом случайных факторов, влияющих на формирование баланса энергии. Рассмотренный в диссертационной работе комплекс задач сформулирован в контексте проблемы внедрения накопителей энергии в системе электрического транспорта с учетом случайных факторов, оказывающих существенное влияние на процесс функционирования электроподвижного состава.

Цели и задачи научного исследования. Цель диссертационной работы состоит в создании методов расчета параметров и определения энергетических характеристик накопительных устройств в системе городского электрического транспорта, а также в разработке схемных решений, направленных на повышение эффективности использования энергии электрических торможений с учетом влияния случайных факторов.

В соответствии с поставленной целью требовалось решить следующие задачи.

1. Провести комплексную оценку энергетического баланса электрического транспорта с учетом влияния случайных факторов и взаимодействия отдельных звеньев системы.

2. Выполнить анализ существующих типов накопителей и сформулировать требования, предъявляемые к ним системой городского электрического транспорта (ГЭТ).

3. Разработать методы и средства, позволяющие повысить эффективность использования накопительных устройств в системе городского электрического транспорта.

4. Определить основные параметры накопительного устройства, отвечающего требованиям использования его в системе электротранспорта, исходя из количественной оценки электрической энергии, вырабатываемой в режиме торможения.

5. Провести анализ электромагнитных процессов, разработать математическую модель и создать программный комплекс модели на ЭВМ, позволяющий рассчитывать параметры тягового электропривода с накопителями энергии в режиме электрического торможения.

6. Разработать схемные решения накопительных устройств для применения в системе тягового электроснабжения и на электроподвижном составе, позволяющие значительно повысить эффективность использования энергии электрических торможений.

Методы исследования. В основу теоретических исследований положен математический аппарат, включающий использование аналитических и численных методов решения дифференциальных уравнений, элементы теории вероятностей и математической статистики. Расчеты и математические модели выполнены как с использованием расчётно-программных комплексов, написанных в среде «Delphi», так и с помощью математического моделирования в средах «Matlab» и «Mathcad». Основные результаты диссертационной работы получены на базе фундаментальных законов и уравнений электродинамики и теории электрических цепей. Результаты теоретических исследований согласуются с данными, полученными экспериментальным путём в ходе испытаний на электроподвижном составе, функционирующем в реальных условиях. Достоверность полученных результатов определяется сопоставлением результатов путем параллельного расчета различными методами и проведением испытаний с использованием соответствующих макетных образцов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Необходимость и целесообразность создания и внедрения накопительных устройств на основе конденсаторов двойного электрического слоя, позволяющих наиболее эффективно использовать энергию электрических торможений в системе ГЭТ.

2. Результаты экспериментальных исследований энергопотребления транспортной системы и определение выравнивающих функций распределений удельных энергий тяги и электрических торможений троллейбуса.

3. Основные положения, обосновывающие наиболее эффективное использование накопительных устройств в системе тягового электроснабжения, математическое описание и моделирование процессов движения транспортных средств, позволяющих определять характер распределения энергии электрических торможений и оценивать эффективность её использования с учетом потерь энергии в системе электрического транспорта в целом.

4. Результаты расчетов вероятностного определения диапазона начальных скоростей торможения, определяющих энергетику этого процесса с учетом изменяющейся массы транспортного средства и минимизации потерь электроэнергии в рассматриваемой системе городского электрического транспорта.

Научная новизна диссертационной работы.

1. Выполнен комплексный анализ и получены результаты, определяющие энергобаланс транспортного комплекса, оборудованного накопительными устройствами как в системе тягового электроснабжения, так и на электроподвижном составе. Дана количественная оценка снижения электропотребления при установке накопителей энергии в различных звеньях рассматриваемой системы.

2. Определено рациональное размещение накопительного устройства и предложено его схемное решение при использовании в системе тягового электроснабжения. С использованием современных инструментальных средств создан моделирующий алгоритм, позволяющий описывать процесс функционирования системы тягового электроснабжения с накопителями энергии и определять величины избыточной энергии, экономии и потерь электроэнергии, изменения пропускной способности линии.

3. Разработаны схемные решения и создан метод расчета, позволяющий оценивать эффективность использования накопительного устройства на ЭПС и определять его параметры. Показана целесообразность использования и внедрения накопителей энергии непосредственно на электротранспортном средстве.

4. Создана математическая модель, реализованная на ЭВМ и позволяющая рассчитывать электрические процессы, протекающие в силовой цепи троллейбуса, оборудованного накопительным устройством.

Практическая ценность результатов работы заключается в решении актуальной комплексной задачи использования накопительных устройств, направленной на снижение электропотребления в системе ГЭТ. Разработаны инженерные методы расчетов, позволяющие проектировать эффективные по энергетическим показателям накопительные устройства. Создана физическая модель электротранспортного средства и проведены экспериментальные исследования процессов, протекающих в режимах электрического торможения. Совокупность теоретических и практических результатов позволяет в полной мере использовать энергию электрических торможений, получить автономность хода и повысить динамические показатели транспортного средства в целом.

Реализация результатов работы. Результаты выполненных НИР в рамках хоздоговорных работ, направленных на исследование и развитие энергосберегающих технологий, позволили создать систему мониторинга потребления электроэнергии в различных подсистемах электрического транспорта. НИР нашли практическое применение на электротранспортных предприятиях городов Новосибирска и Барнаула. На базе проведенных исследований создана моделирующая программа, отображающая и описывающая процесс функционирования электротранспортных средств, используемая управлением пассажирских перевозок при организационном структурировании перевозочного процесса в г. Барнауле.

Создана физическая модель, представляющая интерес для дальнейших исследований в области совместной работы накопительных элементов и машины постоянного тока.

Материалы диссертации, касающиеся анализа и расчета электромагнитных процессов электрического торможения и тяги, используются в созданном программном комплексе «Тяговый расчет" — а также при построении и описании математических моделей с учетом случайных факторов для более полной оценки реальных режимов движения ЭПС, используются в ряде учебных дисциплин для студентов по направлению 140 600 — «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» и специальности 140 606 — «Электрический транспорт» Новосибирского государственного технического университета.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на: IX международной научно-технической конференции студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» (г. Москва, МЭИ, 2003) — V международной конференции «Электромеханика, электротехнологии и электроматериаловедение» (Крым, г. Алушта, МКЭЭЭ-2003) — Международной научно-технической конференции «Электроэнергетика, электротехнические системы и комплексы» (г. Томск, ТПУ, 2003) — Международной научно-технической конференции «Электроэнергия и будущее цивилизации», (г. Томск, 2004) — Межвузовской научно-студенческой конференции «Современные проблемы технических наук: Интеллектуальный потенциал Сибири» (г. Новосибирск, НГАСУ, 2004) — Всероссийской научно-технической конференции «Наука. Технологии. Инновации.» (г. Новосибирск, НГТУ, 2004) — II международной научно-технической конференции «Энергетика, экология, энергосбережение, транспорт», (г. Тобольск, 2004) — II международной научно-технической конференции «Транспортные системы Сибири» (г. Красноярск, КГТУ, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ, в числе которых: 1 статья, входящая в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ, 5 научных статей в сборниках научных трудов и 7 докладов на международных и всероссийских конференциях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка библиографических источников из 164 наименований и приложений. Общий объем диссертации 211 страниц основного текста, включая 76 рисунков и 19 таблиц.

4.7. Выводы.

1. Показано, что наиболее эффективно энергия электрического торможения используется в электротехническом комплексе при установке накопительного устройства на электроподвижном составе.

2. Выполнена вероятностная оценка возможного диапазона скоростей начала электрических торможений и проведены расчеты энергетических параметров накопительного устройства троллейбуса на основе конденсаторов двойного электрического слоя.

3. Разработана силовая схема троллейбуса с накопительным устройством и выполнен анализ электромагнитных процессов в ней. Создана математическая модель, позволяющая рассчитывать энергетические характеристики и выбирать параметры основных элементов силовой цепи троллейбуса для режимов тяги и электрического торможения.

4. Установлено, что накопительное устройство имеет массу, не превышающую 3% от массы ненагруженного троллейбуса, позволяет в полной мере использовать энергию электрических торможений, обеспечивает запас автономного хода до 200 метров и позволяет исключить потери энергии по сравнению с размещением накопительного устройства в системе тягового электроснабжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе выполнения диссертационной работы получены следующие основные результаты:

1. Проведенный анализ методов энергетических расчетов электротранспортного комплекса показал, что практически все они не учитывают влияние случайных факторов на характер движения городского электрического транспорта и вносят существенную погрешность при определении энергии транспортного средства в процессе движения. Выполненные экспериментальные исследования по оценке энергобаланса транспортной единицы позволили получить среднестатистическую величину энергии электрических торможений, обосновать выравнивающие функции распределений удельных энергий режимов тяги и торможения.

2. Сравнительный анализ существующих накопителей энергии позволил выработать требования, предъявляемые к накопительным устройствам городского электрического транспорта и выбрать в качестве такого устройства конденсаторы двойного электрического слоя, позволяющие наиболее рационально использовать энергию электрических торможений транспортных средств.

3. Рассмотрены различные варианты схемных реализаций и использования накопительных устройств, проведено обоснование рационального их внедрения в систему городского электрического транспорта. В результате выполненных расчетов показано, что наибольшая эффективность использования энергии электрических торможений достигается при внедрении накопительных устройств на электроподвижном составе, что также повышает динамические и энергетические показатели транспортного средства в целом, и позволяет получить автономность хода до 200 метров.

4. Предложен метод и проведены расчеты по выбору основных параметров накопительного устройства электроподвижного состава. Выполнен анализ, направленный на выявление рациональной величины энергоемкости накопителя с учетом изменения массы транспортного средства и вероятностного диапазона начальных скоростей торможения. Разработана принципиальная электрическая схема силовых цепей троллейбуса с накопительным устройством.

5. Выполнен анализ электромагнитных процессов и получено математическое описание процессов электрического торможения транспортного средства, оборудованного накопительным устройством. Реализация математической модели на ЭВМ позволила проводить расчеты с высокой степенью точности и рассчитывать энергетические процессы электрического торможения.

6. Создана физическая модель электротранспортного средства и проведены экспериментальные исследования процессов, протекающих в накопительных устройствах в режимах электрического торможения. Полученные экспериментальные данные подтверждают результаты выполненных теоретических исследований.

7. Использование накопительных устройств на электроподвижном составе может дать суммарную экономию электроэнергии от 14 до 22% в системе городского электрического транспорта в целом и составить, как показывают расчеты для г. Новосибирска 17 ГВт-ч ежегодно.

Дальнейшие исследования по рассматриваемой проблеме должны быть направлены на более глубокий анализ процессов происходящих при совместной работе аккумуляторной батареи и накопительного устройства, оптимизацию их параметров, а также на совершенствование схемных решений силовых электрических цепей троллейбуса с накопительными устройствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.С. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского транспорта Текст. / И. С. Ефремов, Г. В. Косарев. М.: Высшая школа, 1976. — 473 с.
  2. М.А. Основы электрического транспорта Текст. / Слепцов М. А., Долаберидзе Т. П., Прокопович A.B., Савина Т. И. [и др.]- учеб. для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М. А. Слепцова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 464 с.
  3. , К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог Текст.- учеб. для вузов ж.д. трансп. М.: Транспорт, 1982 — 528 с.
  4. , В.Е. Электрические железные дороги Текст. / В. Е. Розенфельд, H.H. Сидоров, С. Е. Кузин, И. И. Власов. -М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1957. 432 с.
  5. , Н.И. Исследование энергетических показателей троллейбусов Текст. / Н. И. Щуров, В. И. Сопов, Ю. А. Прокушев, A.A. Штанг- Совершенствование технических средств электрического транспорта: Сб. научн. тр. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. — с.142 — 153.
  6. , В.П. Анализ энергозатрат в перевозочном процессе на железнодорожном транспорте методом энергобаланса Текст.: В сб. обзорной информации Транспорт: наука, техника, управление. М.: ВИНИТИ 1992, № 10.-с. 23−26.
  7. Современное тормозное оборудование Текст. Железные дороги мира2003, № 5-с. 44−48.
  8. , С. Повышение эффективности электрического торможения Текст. Железные дороги мира 2003, № 8 — с. 54 — 58.
  9. , X. Аккумулирование энергии на железных дорогах Текст. Железные дороги мира 2003, № 6 — с. 55 — 59.
  10. , Р. Измерение расхода энергии на электроподвижном составе Текст. / Р. Кулл, П. Джонсон. Железные дороги мира 2001, № 10. — с. 51 — 55.
  11. , В.Е. Теория электрический тяги Текст. / В. Е. Розенфельд, И. П. Исаев, H.H. Сидоров М.: Транспорт, 1983. — 328 с.
  12. , Г. П. Расчет пусковых, тормозных и регулировочных устройств для электродвигателей Текст. / Г. П. Хализев, В. И. Серов. М.: Высшая школа, 1966. — 308 с.
  13. , JI.C. Электрическая тяга. Городской наземный транспорт. Текст. / J1.C. Байрыева, В. В. Шевченко. М.: Транспорт, 1986. — 206 с.
  14. Методические указания по планированию, учёту расхода электрической энергии трамвайным и троллейбусным транспортом и рекомендации по экономии электроэнергии. Текст.: Р-29−284 702−0365−96.
  15. M.: Министерство транспорта РФ. Федеральная автомобильно-дорожная служба, 1997.-47 с.
  16. , JI.C. Тяговые расчеты подвижного состава Текст. / JI.C. Байрыева, А. В. Прокопович — под ред. И. К. Никольского. М.: Изд-во МЭИ, 1987.-87 с.
  17. , И.С. Теория и расчет троллейбусов (электрическое оборудование). Текст.: в 2 ч. 4.1. / И. С. Ефремов, Г. В. Косарев: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа. 1981. — 293 с.
  18. , И.С. Теория и расчет троллейбусов (электрическое оборудование). Текст.: в 2 ч. 4.2. / И. С. Ефремов, Г. В. Косарев: учеб. пособие для вузов. -М.: Высшая школа. 1981. 248 с.
  19. Нормы и правила проектирования систем электроснабжения трамваев и троллейбусов Текст. М.: МЖКХ РСФСР, ОНТИ АКХ, 1983. — 56 с.
  20. , В.И. Моделирование электротранспортных систем Текст. / В. И. Сопов, Н. И. Щуров. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 189 с.
  21. , И.П. Проблемы и пути совершенствования электрических локомотивов Текст.: В сб. обзорной информации Транспорт: наука, техника, управление. М.: ВИНИТИ 1991, № 10. — с. 8 — 15.
  22. ГОСТ 11.006 Прикладная статистика. Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим. Текст. М.: Гос ком стандартов сов мин СССР, 74.-29 с.
  23. , Е.С. Теория вероятностей Текст.: учеб. для вузов. 7-е изд. стер. — М.: Высшая школа, 2001. — 575 с.
  24. , Е.С. Прикладные задачи теории вероятностей Текст. -М.: Изд-во Наука, 1983. 416 с.
  25. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа. 2004. — 479 с.
  26. ГОСТ Р 50 779.10 2000 (ИСО 3534.1 — 93) Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения Текст. — Введ. 2001−07−01. — М.: Госстандарт России, 2000. — 41 с.
  27. , В.И. Таблицы неполной гамма-функции. Текст. М.: ВЦ АН СССР, 1968.-236 с.
  28. , A.A. Энергобаланс поезда на основе экспериментальных исследований Текст. / В. И. Сопов, A.A. Штанг, Е. А- Спиридонов- Вестник Красноярского государственного технического университета. Красноярск: Изд-во КГТУ, 2005.-Вып. 39 — с. 717 — 722.
  29. , И.П. Процесс образования силы сцепления колес локомотива с рельсами в режиме тяги Текст.: В сб. обзорной информации Транспорт: наука, техника, управление М.: ВИНИТИ 1994, № 5. — с. 17−22.
  30. , А.Н. Городской электротранспорт: Троллейбус Текст. / М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
  31. , Ю.В. Вариационные методы различных задач движения Текст.: В сб. обзорной информации Транспорт: наука, техника, управление М.: ВИНИТИ 1997, № 7. — с. 58 — 60.
  32. , Ф. Инерционные накопители энергии в системах тягового электроснабжения Текст. Железные дороги мира 2000, № 12. — с. 41 — 43.
  33. Советский энциклопедический словарь Текст.: гл. ред. A.M. Прохоров- 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1986. 1600 с.
  34. Физический энциклопедический словарь Текст.: гл. ред. A.M. Прохоров- ред. кол. Д. М. Алексеев, A.M. Бонч-Бруевич, A.C. Боровик-Романов [и др.] М.: Большая российская энциклопедия, 1995 — 928 с.
  35. , Б.А. Проектирование систем электроснабжения электрических железных дорог Текст. / Б. А. Бесков, Б. Е. Геронимус, В. Н. Давыдов [и др.]- М.: Трансжелдориздат, 1963. 472 с.
  36. ГОСТ 19 350–75 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения. Текст. — Введ. — 1975−01−01. — Гос ком стандартов сов мин СССР 1974. — 17 с.
  37. Политехнический словарь Текст.: редкол. А. Ю. Ишлинский, А. Ф. Белов, В. Г. Воскобойников [и др.]- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 656 с.
  38. Словарь иностранных слов Текст.: редкол. JI.H. Комарова, E.H. Захаренко, Т. А. Пучугна [и др.]- 19-е. изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. — 624 с.
  39. , А. Конденсаторы с двойным электрическим слоем Текст. / А. Астахов, С. Карабанов, Ю. М. Кухмистров. Радио, 1997, № 4-с.57- 58.
  40. , О.Н. Очерки по истории электротехники Текст. / О. Н. Веселовский, Я.А. Шнейберг- М.: Изд-во МЭИ, 1993- 252с.
  41. , Ю.Г. Люди и автомобили Текст. -М.: Патриот, 1989. -145 с.
  42. , А.Г. Выпрямительные устройства стабилизации напряжения и заряда аккумуляторов Текст. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 144 с.
  43. , В.А. Электромобиль: Техника и экономика Текст. / В. А. Щетина, Ю. Я Морговский, Б. И. Центер. Л.: Машиностроение. Ленигр. отд-ние, 1987.-253 с.
  44. , A.A. Башкирскому троллейбусному заводу 20 лет! Этапы становления Текст. Вестник ГЭТ России 2000, № 1(34) — с. 2 — 4.
  45. Пат. № 2 110 419 Российская Федерация, МПК6 В 60 L 11/12. Транспортное средство с автономным ходом Текст. / Гасюта В. А., Финтушал М. И., Локтев С. И., Эдельман Э. Д. -№ 97 106 840/28- заяв. 24.04.97- опубл. 10.05.98, Бюл. № 13. 3 с.: ил.
  46. Источники энергии. Факты, проблемы, решения Текст.: глав. ред. B.C. Лаврус. Научный издательский центр Наука и Техника 1997, вып. № 3. — 107с.
  47. , В. М. Применение накопителей энергии в системах электропитания Текст. / В. М. Долдин, E.H. Алексеев, Л. В. Выходцев -Локомотив 1999, № 12. с. 40−41.
  48. , Б. Бортовое электроснабжение и аккумуляторные батареи электровозов Текст. Железные дороги мира 2003, № 8. — с. 42 — 48.
  49. А. с. 682 708 СССР, F16H 33/00, В 60К 17/00, A 16D 61/00. Рекуператор кинетической энергии транспортного средства Текст. / В. Г. Мельянцев, Б. А. Тимохин, А. Г. Мельянцев [и др.]: опубл. 30.08.79. Бюл. № 32. 4 с.: ил.
  50. , Ю.Н. Накопители энергии в электрических системах Текст. / Ю. Н. Астахов, В. А. Веников, А.Г. Тер-Газарян- учеб. пособие для электроэнергет. спец. Вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
  51. , Н.В. Накопители энергии Текст. М.: Наука, 1980. — 151 с.
  52. Пат. № 2 119 708 Российская Федерация, МПК6 Н 02 J 3/30. Выравниватель нагрузки Текст. / Власов В. И., Власов A.B. № 9 710 293/09- заяв. 25.02.97- опубл. 27.09.98, Бюл. № 27. -7с.: ил.
  53. , А.Н. Проблемы создания кинетических аккумуляторов электрической энергии Текст. / А. Н. Ледовский, И. И. Литвинов, М. Э. Новиков. Электричество 1978, № 3. — с. 41 — 45.
  54. , Н.В. Инерция Текст.: М.: Изд-во Наука, 1982. — 152 с.
  55. , Н.В. Новая концепция электромобиля. Текст. / Н. В. Гулиа, С. А. Юрков Автомобильная промышленность 2000, № 2. — с. 14−16.
  56. , A.M. Комбинированные энергоустановки с ИЭК основа эффективного использования топливно-энергетического ресурсов XXI века Текст. / A.M. Иванов, С. А. Иванов. — Электротехника 2003, № 12. — с. 2 — 6.
  57. , А.З. Инерционный накопитель энергии для тяговой сети Текст. / А. З. Венедиктов, В. Н. Демкин, Д. С. Доков -Железные дороги мира 2004, № 2. с. 40 — 44.
  58. Пат. № 2 118 876 Российская Федерация, МПК6 Н 02 J 15/00. Кинетический аккумулятор Текст. / Власов В. И. № 96 124 312/09- заяв. 24.12.96- опубл. 10.09.98, Бюл. № 25. -5с.: ил.
  59. , B.C. Характер разрушения поверхности трения меди в электрическом скользящем контакте Текст. /B.C. Исаев, В. П. Ковтун. -Электротехника 1976, № 8 с. 57 — 60.
  60. Бут, Д. А. Накопители энергии Текст. / Д. А. Бут, Б. Л. Алиевский, С. Р. Мизюрин, П.В. Васюкевич- под ред. Д. А. Бута М.: Энероатомиздат, 1991.-398 с.
  61. Пат. 2 004 043 Российская Федерация, Н 02 J 3/28. Способ отвода энергии сверхпроводящего накопителя энергии Текст. / Кусков А. И., Кускова Я.А.- опубл. 30.11.93, Бил. № 43 -4с.: ил.
  62. Пат. 1 021 286 СССР, МПК6 Н01 F6/06, Н 01 F27/00, Н 02 К 3/34. Многорядная компаундированная формованная катушка Текст. / Барбашев Э. В., Коварский М. Е., Трусов Н. Б., Калашников Р. В. № 3 307 727/07- заявл. 26.06.81 — опубл. 27.05.96, Бюл. № 15 — 4 с.: ил.
  63. Пат. 2 123 215 Российская Федерация, Н 01 F 6/00, 36/00, Н 02 J 15/00. Магнитная катушка Богданова Текст. / Богданов И. Г. опубл. 10.12.98, Бюл. № 34 — 5с.: ил.
  64. А. с. 690 588 СССР, МКИ3 Н 02 J 3/36, Н 02 J 15/00 Энергосистема Текст. / Игнатов В. Е., Мисюлин A.B.- № 2 418 900/24−07 — заявл. 05.11.76 — опубл. 05.10.79, Бюл. № 37 3 с.: ил. 0 79. Кучинский, Г. С. Силовые электрические конденсаторы Текст. / Г. С.
  65. , Н.И. Назаров, Г.Т. Назарова, И. Ф. Переселенцев. М.: Энергия, 1975.-248 с.
  66. , В.П. Электрические конденсаторы и конденсаторные установки: Справочник Текст. / В. П. Берзан, Б. Ю. Геликман, М. Н. Гураевский [и др.]- по дред. Г. С. Кучинского. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 656 с.
  67. , Б.Э. Мультимегаджоульные и мультимегаамперные емкостные накопители энергии Текст. / Б. Э. Фридман, Ф. Г. Рутберг. -Известия академии наук Энергетика 1998, № 2. с. 46 — 70.
  68. , Э.М. К расчету потерь энергии в накопительных конденсаторах Тест. Электричество 1969, № 11. — с. 79 — 82.
  69. Пат. 2 048 309 Российская Федерация, МПК6 В 60 L 11/12.
  70. Электромобиль Текст. / Маслянцев И. Ф. № 92 003 190/11- заяв. 02.11.92-опубл. 20.11.95, Бюл. № 32. 6 с.: ил.
  71. Пат. 2 113 366 Российская Федерация, В 60 L 11/12. Транспортное средство на электрической тяге Текст. / Пименов Б. И., Пивикова И. Б. -№ 97 104 994/28- заявл. 07.04.97- опубл. 20.06.98, Бюл. № 17 8с.: ил.
  72. Пат. 2 139 202 Российская Федерация, В 60 L 11/00. Электромобиль Текст. / Пименов Б. И., Пивикова И. Б. № 98 107 961/28- заявл. 05.05.98- опубл. 10.10.99, Бюл. № 28 — 6с.: ил.
  73. Супертонкий суперконденсатор Текст. / Электроника: Наука, Технология, Бизнес 2003, № 1 с. 75.
  74. A.c. 1 044 489 СССР, В 60 L 11/12. Машина для межцехового транспортирования горячих слитков Текст. / Ю. Д. Тарасов № 3 296 461/2407- заявл. 18.05.81 опубл. 30.09.83, Бюл. № 36. -2с.: ил.
  75. Пат. 1 426 870 СССР, В 60L 11/12 Транспортное средство преимущественно для транспортирования горячих слитков металла Текст. /
  76. Е.Е. Новиков, В. Д. Фирсов, С. Н. Кущенко и др. № 3 893 989/27−11 — заяв. 05.11.76 — опубл. 30.09.88, Бюл. № 36. — Зс.: ил.
  77. Автомобильная промышленность США Текст. / 1993 № 3, с. 3.
  78. A.c. 1 364 508 Российская Федерация, В 60 L 11/16. Электропривод автономного транспортного средства Текст. / Донин Я. Б., Болтянский B.C., Андрианова Т.Я.- № 3 857 839/27−11- заявл. 19.02.85- опубл. 07.01.88 Бюл. № 1. — 2 с.: ил.
  79. A.c. 2 074 475 Российская Федерация, 6Н 02 J 15/00. Емкосно-кинетический накопитель энергии Текст. / Поляшов Л. И., Иванов A.M., Герасимов А. Ф. опубл. 27.02.97, Бюл. № 6 7 с.: ил.
  80. А. с. 1 728 928 СССР, Н 02 J 15/00. Устройство для накопления электрической энергии Текст. / Г. М. Легошин. № 4 643 553/07- заявл. 30.01.89- опубл. 23.04.92, Бюл. № 15 — 6 с.: ил.
  81. , В.Ф. Никель водородные аккумуляторы Текст. — Энергия: экономика, техника, экология 2005, № 4 — с. 30 — 34.
  82. Пат. 2 121 728 Российская Федерация, МПК6 6 Н 01 G 9/00, 9/04. Электрохимический накопитель энергии Текст. / Мирзоев P.A., Стыров М. И., Кузнецов В. П. [и др.]. № 97 111 228/09 — заявл. 27.06.97 — опубл. 10.11.98, Бюл. № 31−13 с.: ил.
  83. , B.C. Автономные накопители энергии Текст. / B.C. Антипенко, Я. А. Илюшин. Радио 1994, № 9 — с. 2 — 3.
  84. , А. Ультракондесаторы бросают вызов батареям Текст.:-Силовая Электроника 2005, № 3. с. 60 — 62.
  85. Пат. 2 063 085 Российская Федерация, МПК6 Н01 69/00. Конденсатор с двойным электрическим слоем Текст. / Беляков А. И., Брынцев A.M., заявитель ЗАО Элит. № 93 002 647/28 — заявл. 11.01.93 — опубл. 27.06.96, Бюл. № 18−4 с.: ил.
  86. Пат. 2 094 880 Российская Федерация, МПК6 Н01 69/00. Конденсатор с высокой удельной энергией Текст. / Попов А. В., Артемьев А. А., Гительсон А. В. [и др.]. № 94 032 169/07 — заявл. 25.08.94 — опубл. 27.10.97, Бюл. № 30 — 6 с.: ил.
  87. Химические источники тока: Справочник Текст.: под общей ред. Н. В. Коровина, A.M. Скундина. М.: Изд-во МЭИ, 2003. — 740 с.
  88. , A.JI. Теоретическая электрохимия Текст. / A.JI. Ротинян, К. ИТихонов, И.А. Шошина- под. ред. A.JI. Ротиняна. JI.: Химия, 1981. — 424 с.
  89. Dietrich, Т «Kondensator-Power» fur innovative Applikftionen Текст. / Elektronik 1999, № 9. -с. 12- 74.
  90. , В. Сверхемкие электрохимические конденсаторы. Что это такое? Текст. Электронные компоненты 2000, № 5 — с. 59 — 62.
  91. Kim, B.Y. Ultracapacitor Technology Powers Electronic Circuitc Текст. / Powers Electron Technology 2003, № 9 c. 34 — 39
  92. , В. Суперконденсаторы помощники или возможные конкуренты батарейным источникам питания Текст. Электроника: Наука, Технология, Бизнес 2003, № 3. — с. 20 — 24.
  93. , А. Городской автобус будет экономичнее, а воздух -чище Текст. Техника молодежи, 2000, № 7 — с. 34 — 35.
  94. , А. Запас хода «Мультирайдера» Текст. За рулем 2001, № 08.-с. 70.
  95. Международная выставка железнодорожной техники InnoTrans 2004. Накопитель энергии типа MITRAC Текст. Железные дороги мира 2004, № 10-с. 11.
  96. , В.К. Разработка технических требований на троллейбус с автономным ходом Текст. / В. К. Миледин, А. И. Коморов. Вестник ТЭТ России 2004, № 6 (63). — с. 2 — 19.
  97. ГОСТ 13 109–97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. Текст. Введ. 1999−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 1998. — 31 с.: ил.
  98. ГОСТ 6962–75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений. Текст. Введ 1996−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1996. — 4 с. ил.
  99. , Г. Г. Определение избыточной энергии рекуперации Текст.: Исследование работы узлов и механической частиэлектроподвижного состав- труды МИИТа. Трансжелдориздат, 1957, Вып. № 96.-с. 129−167.
  100. , В. Современные тормозные системы Текст. / В. Шлоссер, С. Ойрих. Железные дороги мира 1997, № 4. — с. 40 — 44.
  101. , В.И. Моделирование движения поездов на линиях трамвая и троллейбуса Текст. / В. И. Сопов, О.В. Курамшина- Совершенствование технических средств электрического транспорта: Сб. научн. тр. НГТУ -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. Вып. 2 — с. 103−111.
  102. , В.И. Оценка режимов рекуперации энергии торможения поездов Текст. / В. И. Сопов, Е. Е, Гусева- Совершенствование технических средств электрического транспорта: Сб. научн. тр. НГТУ Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. — Вып. 2 — с. 171 — 177.
  103. Рекомендации по составлению карт вождения трамвайных вагонов и троллейбусов Текст.- М.: ОНТИ АКХ, 1980. 36 с.
  104. , В.И. Принципы автоматизации контроля режимов в системах электроснабжения электрического транспортаТекст. / Совершенствование технических средств электрического транспорта. -Новосибирск: НГТУ, 1999.- с. 87 96.
  105. Рекомендации по нормированию скоростей сообщения трамвайных вагонов и троллейбусов Текст. М.: ОНТИ АКХ, 1981. — 26 с.
  106. , Ю.А. Моделирование токов фидеров с учетом случайного характера движения поездов Текст. Сб. научн. тр. НГТУ -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. Вып. 1 — с. 109 -115.
  107. , Е.С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения Текст. М.: Наука, 1969. — 567 с.
  108. , А.Е. Численные методы для ПЭВМ на языках Бейсик, Фортран и Паскаль. Текст.: Томск: МП «РАСКО», 1991.-272 с.
  109. , Ю.А. Совершенствование методов энергетических расчетов электротранспортного комплекса Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.09.03: защищена 30.12.04 /Прокушев Юрий Анатольевич. Новосибирск: НГТУ, 2004. — 197 с.
  110. , В.А. Исследование тока утечки как интегрального параметра электробезопасности троллейбуса Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.09.03 защищена 18.04.02 / Храмнченко Валерий Анатольевич. -Новосибирск: НГТУ, 2002. 195 с.
  111. , H.A. Тяговые подстанции трамвая и троллейбуса Текст. / H.A. Загайнов, Б. С. Финкелыптейн, J1. J1. Кривов- под ред. H.A. Загайнова.- изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1988. — 327 с.
  112. Тяговые подстанции трамвая и троллейбуса: Справочник Текст.: под ред. И. С. Ефремова. М.: Транспорт, 1984. — 311 с.
  113. , В.И. Электроснабжение и тяговые сети городского электрического транспорта Текст. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1981. — 56 с.
  114. , И.Я. Электрические станции и тяговые подстанции Текст. / И. Я. Рьппковский, С.Н. Засорин- учеб. пособ. для вузов железнодорожного транспорта. М.: Трансжелдориздат, 1959. — 343 с.
  115. , В.И. Электроснабжение электрического транспорта Текст. /
  116. B.И. Сопов, Ю. А. Прокушев. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 132 с.
  117. , С.Н. Ионные и электронные преобразователи Текст. /
  118. C.Н. Засорин, H.A. Карш, К. Г. Кучма, М.А. Чернышев- учеб. пособ. для вузов железнодорожного транспорта. М.: Трансжелдориздат, 1961. — 308 с.
  119. , К.Г. Работа системы электроснабжения при рекуперации энергии Текст. Техника железных дорог 1955, № 4. — с. 19−20.
  120. Ито, Ж. Система тягового электроснабжения постоянного тока для участков обращения электропоездов с рекуперативным торможением Текст. / Ж. Ито, Т. Ито. Железные дороги мира 1997, № 4. — с.43 — 47.
  121. Балычева, Н. А Энергосбережение на железнодорожном и автомобильном транспорте Текст.: В сб. обзорной информации Транспорт: наука, техника, управление. М.: ВИНИТИ 1991, № 11- с. 36 — 41.
  122. , В.И. Электроснабжение городского электрического транспорта Текст.: Новосибирск: Изд-во НЭТИ (НГТУ), 1982. — 88 с.
  123. , В.Н. Условия эффективного использования емкостного накопителя энергии в системах тягового электроснабжения железных дорого Текст. / В. Н. Пупынин, B. J1. Никитин. Электричество № 1, 1993. — с. 52 — 58.
  124. , A.A. Реактивная мощность при регулировании мощности тяговой подстанции Текст. / В. И. Сопов, Н. И. Щуров, A.A. Штанг, Ю.А. Прокушев- Электротехника. 2003, № 9. — с. 53 — 57.
  125. , В.В. Особенности работы тягового привода электропоезда ЭД6 Текст. / В. В. Литовчинко В.А. Шаров, О. Б. Баранцев [и д.р.] Локомотив, 2002, № 6 — с. 26 — 28.
  126. , B.B. Особенности работы тягового привода электропоезда ЭД6 Текст. / В. В. Литовчинко В.А. Шаров, О. Б. Баранцев [и д.р.] Локомотив, 2002, № 7 — с. 17 — 19.
  127. Козлов, A. SKiiP интеллектуальные силовые модули IGBT фирмы Semikron Текст.: — Компоненты и технологии 2003, № 1 — с. 84 — 90.
  128. , Ю.Е. Увеличение срока службы контактного провода Текст. М.: Транспорт, 1972 — 160 с.
  129. , И.А. Токосъем и токоприемники электроподвижного состава Текст. / И. А. Беляев, В. П. Мехеев, В. А. Шиян. -М.: Транспорт, 1976. 184 с.
  130. , Е.С. Теория вероятностей и её инженерные приложения Текст. / Е. С. Вентцель, Л.А. Овчаров- учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., стер. -М.: Высш. шк., 2000.- 480 с.
  131. , И.С. Технические средства городского электрического транспорта Текст. / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В.В. Шевченко- учеб. пособие для студ. вузов спец «Гор. электрич. транспорт». -М.: Высш. шк., 1985. 448 с.
  132. , В.А. Тяговый привод троллейбуса с конденсаторным накопителем Текст.: 4.2 / В. А. Глушенков, М. А. Слепцов, А. В, Сафонов,
  133. A.A. Каледин Электромеханика, электротехнологии и электроматериаловедение, МКЭЭЭ — 2003: Тр. V междунар. конф., Крым, Алушта, 2003. — М.: Изд-во МЭИ (ТУ), 2003. — с. 159 — 162.
  134. Корякина, Е. Е Электрооборудование трамваев и троллейбусов Текст. / Е. Е. Корякина, Коськин O.A. М.: Транспорт, 1982. — 296 с.
  135. , В.Е. Тиристорное управление электрическим подвижным составом постоянного тока Текст. / Розенфельд В. Е., Шевченко
  136. B.В., Майбога В. А., Доламберидзе Г. П. М.: Транспорт, 1970. — 240 с.
  137. , JI.B. Импульсные преобразователи постоянного тока Текст. М.: Энергия, 1974. — 255 с.
  138. , JI.P. Теоретические основы электротехники Текст.: Т.2 / JI.P. Нейман, К.С. Демирчан- учеб. пособ. для вузов- 3-е изд., перераб. и доп.- Л.: Энергоиздат. Ленинград, отд-ние, 1981. 536 с.
  139. A.c. 552 220 СССР, Тяговый электропривод Текст. / В. П. Феоктистов, А. И. Гольдштейн, В. П. Фадейкин [и др.] № 2 075 347/11- заявл. 14.11.74- опубл. 21.04.77, Бюл. № 12.-4 с.: ил.
  140. Пат. 2 043 697 Российская Федерация, МПК6 Н03K3/53. Устройство для заряда емкостного накопителя электрической энергии Текст. / Шкондин В. В., Молчанов К. В. № 4 847 055/11- заяв. 1990.06.01- опубл. 10.05.98, Бюл. № 24/2000.-3 е.: ил.
  141. , И.С. Теория и расчет тягового привода электромобилей Текст. / И. С. Ефремов, А. П. Пролыгин, Ю.М. Андреев- учеб. пос. для вузов по спец. «Городской электрический транспорт». -М.: Высшая школа, 1984. 383 с.
  142. , М. Трамвай с питанием от аккумуляторной батареи Текст.- Железные дороги мира 2005, № 5. с. 46 — 50.
  143. , А.Ф. Основные математические формулы: Справочник Текст. / В. Т. Воднев, А.Ф. Наумович- под ред. Ю. С. Богданова. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Выш. шк., 1995. — 380 с.
  144. , Л.А. Теоретические основы электротехники Текст. учеб. для студентов энергетических и электротехнических вузов. изд. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1973. — 752 с.
Заполнить форму текущей работой