Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Шахматная игра как философско-культурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Отмечалось, что тема исследования лежит в сфере семиотики культуры, на пересечении философской, культурологической, лингвистической, психологической, логической и даже педагогической проблематики, поскольку эти науки давно занимаются как изучением самого феномена игры, так и анализом категорий знака, значения, смысла, а также их роли в культурных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ШАХМАТ
    • 1. Философско-культурные аспекты игры
    • 2. Знаковая деятельность в культуре шахматного мышления
    • 3. Метаморфозы значения в шахматной игре
  • ГЛАВА II.
  • ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ШАХМАТНОГО ТВОРЧЕСТВА
    • 1. Рациональное и иррациональное содержание культуры шахматной игры
    • 2. Интуиция в культуре шахматного творчества

Шахматная игра как философско-культурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Во второй половине XX — начале XXI вв. появилось значительное количество научных трудов, посвящённых различным аспектам феномена игры. Исследованием игры занимается множество смежных дисциплин: философия, логика, культурология, лингвистика, психология, литературоведение и др. Лингвистика, например, изучает семантические характеристики понятия игра, культурология — место игры в контексте культуры, психология — игровые формы поведения и их место в развитии мышления, философия — семиотику культуры, функции знака, значения и смысла, когнитивные процессы и т. д. Естественно, что в сложившейся ситуации изучение феномена игры становится междисциплинарной проблемой. Возникает необходимость в целях выработки интегрированного понимания найти для исследования такую разновидность игры, которая объединит позитивные достижения всех перечисленных дисциплин, покажет их методологически конструктивные возможности. Мы считаем, что такой игрой являются именно шахматы. Особенности шахматной игры позволяют рассматривать её как явление культуры, как игровую форму поведения, как богатейший материал для философско-культурного исследования, как знаковый материал для семантического анализа и, наконец, как объект для философского изучения семиотики культуры, категорий знака, значения, смысла. Только философии с ее категориальным аппаратом под силу обобщающим образом осмыслить достижения культурологии, психологии, лингвистики, логики и других отраслей знания. Она может продуцировать целостный теоретически продуманный, философско-культурный образ шахматной игры. Сама культура шахматной игры, в силу ее большой абстрактности, уходит корнями в сферу мышления, которое сродни философскому взгляду на мир. Осмысление шахматной игры в контексте философии культуры актуально как для понимания весьма значимого для человеческого бытия феномена игры, так и для изучения специфики ее многообразных видов.

Уже при первом знакомстве с шахматами в качестве феномена семиотики культуры на первый план выходит проблема обозначения шахмагного хода, необходимость с помощью знаков (шахматной нотации) отражать происходящие в голове шахматиста процессы мышления, необходимость выявления функции знака в процессах формирования шахматной культуры и культуры вообще. На первый план выдвигается также исследование природы значения, поскольку одна и та же шахматная фигура, например, пешка, в течение партии может приобретать разные значения. И, конечно же, актуализируется проблема изучения культурного смысла, вне которого невозможно говорить об осмыслении какой-либо шахматной комбинации или же конкретного хода. Философско-кульгурологическая интерпретация категорий знака, значения, смысла через призму шахматной игры позволяет обогатить семиотическое содержание философии, поскольку перечисленные категории в шахматах имеют специфические особенности, не встречающиеся в других сферах человеческой деятельности, и философски значительно расширить собственно шахматную теорию. Актуальным является также исследование взаимоотношения рационального и иррационального в культуре шахматной игры. Этот вопрос лежит на поверхности теории и практики шахмат и одновременно вводит в сферу философских и культурологических проблем.

Степень научной разработанности проблемы. Отмечалось, что тема исследования лежит в сфере семиотики культуры, на пересечении философской, культурологической, лингвистической, психологической, логической и даже педагогической проблематики, поскольку эти науки давно занимаются как изучением самого феномена игры, так и анализом категорий знака, значения, смысла, а также их роли в культурных процессах. Конечно, следует обратиться также к собственно шахматной теории и практике, поскольку именно на базе этой игры предстоит исследовать в русле философии культуры категории знака, значения, смысла. Необходимо обратиться к опыту истории и философии пауки, в рамках которой давно и плодотворно разрабатывается проблема рациональности, диалектики рационального и иррационального, а также их места в контексте культуры.

Культурологическое исследование феномена игры восходит к нидерландскому историку Й. Хёйзинге1, который, в результате компаративного анализа игры в животном мире и в человеческом сообществе пришёл к выводу, что все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности являются всего лишь игрой, кроме которой в окружающем человека мире не остаётся вообще ничего. Схожие мысли высказывал и Э. Финк2. Место и роль игры в обществе исследовал также и Р. Кайуа .

Философский аспект исследования восходит к трудам JT. Витгенштейна4, который впервые в результате аналогии шахмат с языковой деятельностью пришёл к идее «языковой игры». Австрийский философ также определил значение как способ употребления по аналогии с шахматными фигурами, а также выделил несколько форм такого употребления. К сожалению, в Российской философской науке фундаментальных и серьёзных трудов, посвященных именно феномену игры, почти не имеется. Есть, правда, монография отечественного философа JI.T. Ретюнских5, которая хоть и выделила такие гносеологические категории феномена игры, как знак, значенне и смысл, но, к сожалению, отказалась их в дальнейшем исследовать. В форме монографии недавно появилась и одна из первых попыток философского осмысления шахмат Л.Г. Юдасина6, критический разбор позиции автора будет дан позднее.

1 Хёйзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хёйзинга — пер. с нидерланд. В. Ошиса. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 539 с.

2 Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / Е. Финк // Проблема человека в западной философии: сб. пер. с англ., нем., фр. — сост. и послесл. П. С. Гуревича — общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988.-С. 357−403.

3 Кайуа, Р. Игры и люди [Текст]: ст. и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа — сост., пер. с фр. и вступ. ст. C.H. Зенкина. — М.: ОГИ, 2007.-303 с.

4 Витгенштейн, Л. Философские исследования [Текст] / Людвиг Витгенштейн — пер. с нем. Козловой М. С. // Языки как образ мира — сост. К. Королёва. — М.: ООО «Издательство ACT» — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 220−546. ;

5 Ретюнских, Л. Т. Философия игры [Текст] / Л. Т. Ретюнских. — 2-е изд. — М.: Вузовская книга, 2005. -256 с.

6 Юдасин, Л. Тысячелетний миф шахмат [Текст]: историко-философское исследование / Леонид Юдасин. -М.: Северный паломник, 2004. — 60S с.

Лингвистический пласт работ по теме диссертационной работы представлен очень широко, поскольку представители этой сферы научного знания исследовали как сам феномен игры, так и категории знака и значения. Лингвисты посвятили феномену игры целый сборник1, но, конечно же, с точки зрения вербального анализа концепта игра. А вот анализу знака и значения в языкознании посвящено громадное количество трудов, из числа которых наибольший интерес для нас представляют работы А.В. Кравченко2, Н. Лава3, Е.С. Кубряковой4, М.А. Кронгауза5 и многих других. Их идеи играют существенную роль в нашем обосновании функционального характера категории значения.

Над теорией игры в психологическом аспекте работала С. Миллер6, которая показала роль игры в формировании человеческого сознания и поведения. Исследовал место игры в формировании мышления подрастающего ребёнка и выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который также показал конституирующую функцию знака в формировании человеческого сознания и мышления. Идеи Л. С. Выготского оказали существенное влияние на формирование некоторых ключевых положений настоящего диссертационного исследования.

Над теорией рациональности трудилось множество видных учёных. В основании рациональности классического типа лежат труды Аристотеля8, идеи которого широко используются в данной работе. Неклассический тип.

1 Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. / Отв. ред. член-корр. РАН Н. Д. Арутюнова. — М.: Индрик, 2006. — 544 с.

2 Кравченко, А. В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка [Текст] / А. В. Кравченко. — Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001. -261 с.

3 Лав, Н. Когниция и языковой миф [Текст] / Н. Лав // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. — М.: Гнозис, 2006. — С. 105—134.

4 Кубрякова, Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира [Текст] / Е. С. Кубрякова — Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.

5 Кронгауз, М. А. Семантика [Текст]: учебник для студ. лингв, фак. высш. учеб. заведений / Максим Анисимович Кронгауз. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.

6 Миллер, С. Психология игры [Текст] / Сюзанна Миллер — пер. с анг. B.C. Сысоев. — СПб.: Университетская книга, 1999.-320 с.

7 Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. B.B. Давыдова. — 1982. — 504 с.

8 Аристотель. Сочинения [Текст]: в 4 т. / Аристотель — ред. В. Ф. Асмус — АН СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль, 1976.-Т. 1.-550 с. рациональности представлен размышлениями таких философов как И. Кант1, Э. Кассирер и рядом других. Критический анализ разнообразнейших типов рациональности дан в трудах П.П. Гайденко3, Н.С. Автономовой4, М.К. Ма-мардашвили5. Авторы этих трудов помогли выявить важные особенности неклассического типа рациональности и его роли в контексте культуры.

Теория интуиции представлена в философском наследии чрезвычайно широко. Однако в контексте данного исследования были в основном исполь 7 зованы оригинальные идеи Дж. Локка, а также Г. Гегеля. Кроме того, были использованы теоретические исследования по проблеме интуиции В. Ф. Асо о муса и К. Н. Суханова .

Наконец, собственно шахматный аспект представлен неимоверным количеством трудов замечательных и выдающихся шахматистов. К сожалению, они интересны преимущественно в плане анализа шахматных комбинаций, а также тактики и стратегии шахматной игры. Тем не менее, некоторые размышления выдающихся шахматистов помогли выделить и сформулировать ряд интересных положений. К числу таких наиболее значительных представителей шахматной игры, которые очень сильно повлияли на развитие шахматного творчества, следует отнести выдающегося теоретика А.И. Нимцо-вича10, а также Н.В. Крогиуса11, М.М. Ботвинника1, А.Е. Карпова2, Г. К.

1 Кант, И. Собрание сочинений [Текст]: в 8 т.: юбилейное изд. (1794−1994) / Иммануил Кантпод общ. ред.

A.В. Гулыги. — М.: Чоро, 1994. — Т. 3: Критика чистого разума. — 1994. — 741 с.

2 Кассирер, Э. Философия символических форм [Текст]: в 3 т. / Эрнст Кассирер — гл. ред. С. Я. Левит. — М., СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 3: Феноменология познания. — 398 с.

3 Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Текст] / П. П. Гайденко. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 528 с.

4 Автономова, Н. С. Рассудок, разум, рациональность [Текст] / II.C. Автономова — отв. секретарь В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1988.-287 с.

5 Мамардашвшш, М. Классический и неклассический идеалы рациональности [Текст] / Мераб Мамарда-швили. — М.: Логос, 2004. — 240 с.

6 Локк, Дж. Сочинения [Текст]: в 3 т. / Джон Локк — пер. с англ.- редкол.: М. Б. Митин [и др.]. — М.: Мысль, 1985.-Т. 2.-560 с.

7 Гегель. Энциклопедия философских наук [Текст] / Георг Вильгельм Фридрих Гегель — отв. ред. Е.П. Сит-ковский. — М.: Мысль, 1974. -Т. 1.: Наука логики — 452 с.

8 Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике [Текст]: очерк истории XVII — начала XX в. /.

B.Ф. Асмус — вступ. ст. B.B. Соколова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.

9 Суханов, К. Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма [Текст] / К. Н. Суханов. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973.-228 с.

10 Нимцович, А. И. Моя система: Шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. Приложения [Текст]: пер. с нем. / А. И. Нимцович. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 576 с.

11 Крогиус, Н. В. Психология шахматного творчества [Текст] / Н. В. Крогиус — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 183 с. рова3, С.Г. Тартаковера4 и многих других. Исследование творчества этих замечательных шахматистов помогло в анализе философско-культурных оснований шахматной игры.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен игры. В качестве предмета исследования выступает шахматная игра как философско-культурный феномен.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование статуса игры в качестве междисциплинарного феномена, философско-культурный синтез всех аспектов шахматной игры как семиотического феномена культуры.

К наиболее важным задачам диссертационного исследования, исходя из поставленной цели, следует отнести следующие:

• выявление категорий философии культуры, способных наиболее адекватно выразить сущность и содержания феномена игры;

• исследование философско-культурной функции знака в контексте шахматной игры;

• обоснование философско-культурного статуса категории «значение» в субъект — субъектных отношениях при шахматной игре;

• исследование своеобразия трактовок категории «значение» в исторически сложившихся теориях рациональности под углом зрения культуры шахматной игры;

• выявление особенностей интуиции в культуре шахматного творчества.

Методологические и теоретические основания исследования. В основе методологии диссертационного исследования лежит интегративный подход, позволяющий с позиций философии культуры синтезировать досги.

1 Ботвинник, М. М. Аналитические и критические работы 1928;186: [Текст] Статьи, воспоминания / М. М. Ботвинник. — М.: Физкультура и спорт, 1987. -528 с.

2 Карпов, А. Е. Мои лучшие партии [Текст] / Анатолий Карпов. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.-400 с.

3 Каспаров, Г. Шахматы как модель жизни [Текст] / Гарри Каспаров. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.

4 Тартаковер, С. Г. Ультрасовременная шахматная партия [Текст] / Савелий Тартаковер — пер. с нем. Д. М. Горфинкеля. — М.: Олимпия Пресс, 2005. — 656 с. жения частных наук, раскрыть основания феномена игры. Проявлением ин-тегративного подхода является используемый нами диалектический метод. Поскольку исследование феномена игры осуществляется различными науками, то мы используем метод сравнения, а также исторический и логический методы.

Научная новизна исследования.

1. Новизна работы заключается, прежде всего, в самом подходе к шахматной игре как к философско-культурному феномену.

2. Такой подход предполагает междисциплинарный характер исследования. В целом феномен шахматной игры представлен как продукт философ-ско-культурного концептуального объединения культурологического, филологического, психологического и шахматного аспектов.

3. В рамках семиотики культуры выявлены такие философско-культурные основания шахматной игры как знак, значение, смысл. Эти категории являются также общенаучными, поэтому в процессе исследования были использованы конструктивные достижения перечисленных дисциплин. В результате проведенного исследования было констатировано, что содержание категорий знака, а в особенности значения и смысла, в каждой из перечисленных выше отраслей знания существенно различаются.

4. Исследование феномена игры вообще, и шахматной игры в частности, как знаковой деятельности обнаружило культурно-функциональный характер категории значения.

5. Были выявлены компоненты значения, что позволило определить значение как совокупность конституирующих характеристик, задающих культурно-функциональную направленность знака. Значение, таким образом, предстаёт как философско-культурный феномен.

Исходя из сказанного, на защиту выносятся следующие положения:

• игра — феномен культуры, исследование которого имеет междисциплинарный статус. Целостное теоретически интегрирующее понимание ее возможно только с позиций философии культуры;

• шахматная игра — знаковая культурно опосредованная деятельность, опирающаяся на субъект — субъектное отношение, на семиотически детерминированный диалог (взаимодействие) сознаний;

• категории знака, значения, смысла являются философско-культурными основаниями шахматной игры;

• взаимодействие знака, значения, смысла позволяет с позиций философии культуры концептуально осмыслить шахматную игру как единство многообразных культурно значимых аспектов;

• шахматная игра выступает в качестве культурно формирующей творческой рационализации иррационального в сознании человека;

• смысл в шахматной игре (как и в любой другой форме человеческой деятельности) есть культурно-когнитивное содержание знака, обусловленное культурным контекстом его (знака) применения.

Теоретическое и практическое значение исследования. Положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии и культурологии при освещении проблем познания, соотношения знака и значения в процессах мышления, роли знака и значения в формировании классического и неклассического типов рациональности и др. Диссертация даёт материал как для создания отдельного спецкурса «Философско-культурные проблемы феномена игры» для студентов педагогических, культурологических, и спортивных факультетов вузов, так и для разработки методического обеспечения этого спецкурса. Более того, на основании материалов данного диссертационного исследования Управление по делам образования г. Челябинска в данное время проводит эксперимент по внедрению интеллектуально-игрового всеобуча в общеобразовательных учреждениях, что подтверждается соответствующим приказом 1352-у от 27. 08. 2008 г.

Апробация диссертационной работы. По результатам настоящего диссертационного исследования автором были сделаны сообщения на Всероссийской научной конференции «Молодёжь в науке и культуре XXI века».

Челябинск, 2006 г.), межвузовской научной конференции «Уральские Бирю-ковские чтения» (Челябинск, 2006 г.).

Кроме того, основные положения диссертации неоднократно публиковались в международных сборниках научных трудов и в научных журналах: «Философия в XXI веке» (Воронеж, 2006 г.), «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» (Челябинск, 2006 г.), «Философия в XXI веке» (Воронеж, 2007 г.), Вестник Челябинского государственного университета, (Челябинск, 2008 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (три параграфа в первой главе и два параграфа во второй главе), заключения и списка использованной литературы. Объём диссертации составляет 153 страницы. Библиография включает 175 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в своём диссертационном исследовании мы выдвинули и обосновали ряд новых положений.

В первой главе мы сформулировали и обосновали:

• положение об игре как феномене культуры, исследование которого имеет междисциплинарный статус. Целостное теоретически интегрирующее понимание ее возможно только с позиций философии культуры;

• положение о том, что категории знака, значения, смысла являются философско-культурными основаниями шахматной игры;

• положение о том, что шахматная игра — знаковая культурно опосредованная деятельность, опирающаяся на субъект — субъектное отношение, на семиотически детерминированный диалог (взаимодействие) сознаний;

• положение о том, что взаимодействие знака, значения, смысла позволяет с позиций философии культуры концептуально осмыслить шахматную игру как единство многообразных культурно значимых аспектов;

Во второй главе мы сформулировали и обосновали:

• положение о том, что шахматная игра выступает в качестве культурно формирующей творческой рационализации иррационального в сознании человека;

• положение о смысле в шахматной игре (как и в любой другой форме человеческой деятельности) есть культурно-когнитивное содержа.

134 ние знака, обусловленное культурным контекстом его (знака) применения.

Таким образом, решены все поставленные в диссертации задачи.

Интегративный методологический подход к изучению феномена игры создает условия для дальнейшего исследования игры в таких направлениях, как роль игры в различных конкретных научных дисциплинах, диалектика эмоционально-оценочного и рационально-познавательного компонентов содержания игры, роль игры в художественном и научном творчестве и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.С. Рассудок, разум, рациональность Текст. / Н. С. Автономова — отв. секретарь В. А. Лекторский. М.: Наука, 1988. — 287 с.
  2. , К. Человек говорящий Текст.: вклад лингвистики в гуманитарные науки: пер. с фр. / Клод Ажеж. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2008. — 304 с.
  3. Антология исследований культуры Текст. / сост. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997-. — (Культурология. XX век).
  4. Антология концептов Текст. / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -М.: Гнозис, 2007.-511 с.
  5. , Т. А. Игра в пространстве серьезного Текст.: игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, унта, 2003. 400 с.
  6. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель — ред. В. Ф. Асмус — АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 550 с.
  7. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. / Аристотель — ред. З. Н. Микеладзе — АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1978. — Т. 2. — С. 686.
  8. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. /Аристотель — общ. ред. А.И. Дова-тура — АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
  9. , И.К. Полифония мира, текст и одиночество познающего субъекта Текст. / И. К. Архипов // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006.-С. 157−171.
  10. З.Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии pi математике Текст.: очерк истории XVII начала XX в. / В. Ф. Асмус — вступ. ст. В. В. Соколова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.
  11. , О. Е. Когнитивные науки Текст.: от познания к действию / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. М.: КомКнига, 2005. — 182 с.
  12. , О. Е. Система когнитивных наук Текст. / О. Е. Баксанский // Системный подход в современной науке: (к 100-летию Людвига фон Бер-таланфи). — М.: Прогресс- Традиция, 2004. С. 276−308. — Примеч.: с. 307 308.
  13. , Р. Миф сегодня Текст. // Мифологии / Ролан Барт — пер. с фр., вступ. ст. и коммент С. Зенкина. М.: Академ. Проект, 2008. — Гл. 2. — С. 265 323.
  14. , Р. Основы семиологии Текст. / Ролан Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. — С. 247−310. — Примеч.: с. 302−308.
  15. , А., Михальчишин, А. Интуиция: Текст. / Александр Белявский, Адриан Михальчишин. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 176 с.
  16. , В. В. Лицо бесконечности Текст. // Витгенштейн: смена аспекта / В. В. Бибихин. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. — гл. IV. — С. 337−459.
  17. , В.В. Язык философии Текст. / В. В. Бибихин. 3-е изд., стер. — СПб.: Наука, 2007. — С. 179.
  18. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление Текст.: опыт систем, исслед. муз. искусства: монография / М. Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2006. — 648 с.
  19. , М. М. Алгоритм игры в шахматы Текст. / М. М. Ботвинник. -М.: Наука, 1968. 95 с.
  20. , М.М. Аналитические и критические работы 1928−186: Текст. Статьи, воспоминания / М. М. Ботвинник. М.: Физкультура и спорт, 1987.-528 с.
  21. , Д. И. Прекрасный и яростный мир Текст. (субъективные заметки о соврем, шахматах) / Д. И. Бронштейн, Г. Л. Смолян. М.: Знание, 1978.-112 с.: ил.
  22. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / Френсис Бэкон — сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Л. Субботина — пер. З. Е. Александровой [и др.] - АН СССР, Ин-т философии. — 2-е, испр. и доп. изд. М.: Мысль, 1978. — Т 2. — 575 с.
  23. , К. Теория языка Текст.: репрезентативная функция языка: пер. с нем. / Карл Бюлер — общ. ред. и коммент. Т. В. Булыгиной — авт. вступ. ст.: Т. В. Булыгина и А. А. Леонтьев. М.: Прогресс, 1993. — 502 с. — (Языковеды мира).
  24. , Б. М. Когнитивная наука Текст.: основы психологии познания: в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов / Борис М. Величков-ский. М.: Смысл, изд. центр «Академия», 2006. — Т. 1. — 447 с.: ил. -(Основы современного человекознания).
  25. , В. Феноменология Текст. / Вячеслав Вольнов. СПб.: Алетейя, 2008.-303 с.
  26. , Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. — 1982. — 504 с.: ил.
  27. , Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. — Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. 1982. — 488 с.: ил.
  28. Гегель. Энциклопедия философских наук Текст. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель — отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1974. — Т. 1.: Наука логики — 452 с. — (Филос. наследие).
  29. Е. С шахматами через века и страны Текст. / Ежи Гижицки — предисл. Д. Бронштейна. 3-е изд. доп. и перераб. — Warszawa: Sport i tu-rystyka, 1964.-359 с.
  30. Гик, Е. Я. Необычные шахматы Текст. / Е. Гик. — М.: Астрель: ACT, 2002.-397 с.
  31. , Т. Сочинения Текст.: в 2 т. / Томас Гоббс — пер. с лат. и англ. — сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов — АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 622 с.
  32. Греймас, А.-Ж. Элементарная структура значения Текст. // Структурная семантика: поиск метода / Альгирдас-Ж. Греймас — пер. с фр. Людмилы Зиминой. М.: Академ. Проект, 2004. — С. 25−41.
  33. , А. Ф. Аналитическая философия Текст. / А. Ф. Грязнов — сост. и ред. А. А. Лавровой. М.: Высш. шк., 2006. — 375 с. — (Классика филос. мысли).
  34. , Б. С. Логика. Рациональность. Творчество Текст. / Б. С. Грязнов. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 256 с. — (Из истории логики XX века).
  35. , П. С. Философия культуры Текст.: учеб. для высш. шк. / П. С. Гуревич. М.: Изд. дом NOTA BENE, 2001.-352 с.
  36. , Э.Е. О шахматной интуиции Текст. / Э. Е. Гуфельд // Теория и практика шахматной игры: науч.-метод. и практ. пособие / под ред. Я. Б. Эстрина. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1984. С. 197−206.
  37. , Ж. Анти-Эдип Текст.: капитализм и шизофрения / Жиль Делёз, Феликс Гваттари — пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У- Фактория, 2007. — 670 с. — (Philosophy).
  38. , Ж. Бергсонизм Текст. // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Жиль Делёз — пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского. -М.: Пер СЭ, 2001. С. 229−322.
  39. , Ж. Десятая серия: идеальная игра Текст. // Логика смысла / Жиль Делёз. Theatrum Philosophicum / Мишель Фуко. М.: Раритет — Екатерин-' бург: Деловая книга, 1998. — С. 87−96.
  40. Демьянков, В.З. Studia Linguistica Cognitiva призыв к сотрудничеству Текст. / В. З. Демьянков // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006. — С. 5−7. — ISBN 5−7333−0187−2
  41. , Д. С. Виды психики: на пути к пониманию сознания Текст. / Дэниел С. Деннет — пер. с англ. А. Веретенникова — под общ. ред. Л. Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2004. — 184 с.
  42. , Д. К. Где я? Текст. / / Дэниэл К. Деннетт // Глаз разума: фантазии и размышления о самосознании и о душе / сост. и обраб. Дагласом Р. Хофштадтером и Дэниэлом К. Деннеттом. Самара: Издат. Дом «Бах-рах-М», 2003. — С. 191−202.
  43. , Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук Текст. / Жак Деррида // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. — С. 407−426.
  44. , Б. Символ Текст. / Бодуэн Дешарне, Люк Нефонтен- пер. с фр. И. Л. Нагле. М.: ACT: Астрель, 2007. — 192 с. — (Cogito, ergo sum: «Унив. б-ка»).
  45. , А.Л. Избранное Текст. / Александр Доброхотов. М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2008. — 471 с.
  46. , Д. Истина и значение Текст. // Истина и интерпретация / Дональд Дэвидсон. М.: Праксис, 2003. — С. 25−121.
  47. , Л. Пролегомены к теории языка Текст.: пер с англ. / Л. Ельм-слев — сост. В. Д. Мазо. М.: КомКнига, 2006. — 247 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
  48. Игра? Игра! Текст.: [сборник] / сост. В. Н. Белов. Л.: Лениздат, 1987. -134 с.: ил.
  49. , М. С. Диалоги Текст. / Каган М. С., Соколов Е. Г. СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2006. — 307 с.
  50. , Р. Игры и люди Текст.: ст. и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа — сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. — 303 с.
  51. , И. Собрание сочинений Текст.: в 8 т.: юбилейное изд. (1794−1994) / Иммануил Кант — под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. — Т. 3: Критика чистого разума. — 1994. — 741 с.
  52. , А.Е. Мои лучшие партии Текст. / Анатолий Карпов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 400 с.
  53. , Г. Мои великие предшественники Текст.: в 6 т. / Гарри Каспаров в сотрудничестве с Дмитрием Плисецким. М.: РИПОЛ классик, 2005. — Т. 1: От Стейница до Алехина. — 512 с.: ил. — (Великие шахматисты мира).
  54. , Г. Шахматы как модель жизни Текст. / Гарри Каспаров. М.: Эксмо, 2007.-352 с.
  55. , Г. К. Дебютная революция 70-х Текст. / Гарри Каспаров, в сотрудничестве с Дмитрием Плисецким. М.: РИПОЛ классик, 2007. — 448 с.
  56. , Э. Жизнь и учение Канта Текст. / Кассирер Э. СПб.: Унив. кн., 1997. — 447 с. — (Книга света).
  57. , Э. Избранное Текст.: опыт о человеке / Кассирер Э. М.: Гардарика, 1998. — 784 с. — (Лики культуры).
  58. , Э. Понятие субстанции и понятие функции Текст.: познание и действительность / Эрнст Кассирер — пер. Б. Столпнера и П. Юшкевича. -М.: Гнозис, 2006. 400 с. — Загл обл.: Познание и действительность.
  59. , Э. Философия символических форм Текст.: в 3 т. / Эрнст Кассирер — гл. ред. С .Я. Левит. М., СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 1: Язык. — 272 с. — ISBN 5−7914−0023−3 (Книга света) — ISBN 5−94 483−002−6
  60. , Э. Философия символических форм Текст.: в 3 т. / Эрнст Кассирер — гл. ред. С. Я. Левит. М., СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 2: Мифологическое мышление. — 280 с. — ISBN 5−7914−0023−3 (Книга света)-ISBN 5−94 483−003−4
  61. , Э. Философия символических форм Текст.: в 3 т. / Эрнст Кассирер — гл. ред. С. Я. Левит. М., СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 3: Феноменология познания. — 398 с. — ISBN 5−7914−0023−3 (Книга света) -ISBN 5−94 396−025−2
  62. , С. Д. Категории языка и мышления Текст.: из науч. наследия / С. Д. Кацнельсон. — М.: Языки славянской культуры, 2001. 864 с.: ил. — (Классики отеч. филологии).
  63. , В. Язык и знак в прагматизме Текст. / Виталий Кирющенко. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2008. — 199 с.
  64. Когнитивные исследования Текст.: сб. науч. тр. / отв. ред. В. Д. Соловьев. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2006. — Вып. 1. — 239 с.
  65. , М.С. Идея «языковых игр» Текст. / М. С. Козлова // Философские идеи Людвига Витгенштейна — отв. ред. М. С. Козлова. М.: ИФРАН, 1996.-С. 5−24.
  66. , А. Тайны мышления шахматиста Текст. / А. Котов. М.: Всерос. шахмат, клуб, 1970. — 160 с.
  67. , А. В. Знак, значение, знание Текст.: очерк когнитивной философии языка / А. В. Кравченко. Иркутск: Изд. ОГУП «Иркут. обл. тип. № 1», 2001.-261 с. -Библиогр.: с. 241−261.
  68. , Н.В. Психология шахматного творчества Текст. / Н. В. Крогиус -М.: Физкультура и спорт, 1981. 183 с.
  69. , М.А. Семантика Текст.: учебник для студ. лингв, фак. высш. учеб. заведений / Максим Анисимович Кронгауз. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с. — ISBN 5−7695−2016−7 (в пер.).
  70. , Б. Антология сочинений по философии Текст. / Бенедетто Кроче — пер., сост. и коммент. С. Мальцевой. СПб.: Пневма, 1999. — 480 с.
  71. Куайн, Уиллард Ван Орман. Слово и объект Текст. / Уиллард Ван Орман Куайн — [пер. с англ. А. 3. Черняк, Т. А. Дмитриев]. М.: Праксис: Логос, 2000. — 385 с. — (Философия).
  72. , Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Текст. / Е. С. Кубрякова — Рос. академия наук. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
  73. , Л. Алиса в стране чудес — Алиса в Зазеркалье Текст. / Лыоис Кэрролл — пер. с англ. Нины Демуровой — худож. Владислав Ерко. М.: Изд-во И. Малковича «А-ба-ба-га-ла-ма-га», 2007. — [121 с. + 141 е.]: ил.
  74. Лав, Н. Когниция и языковой миф Текст. / Н. Лав // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006. — С. 105−134: Библиогр.: с. 134 — ISBN 57 333−0187−2
  75. , Э. Борьба Текст. / Эмануил Ласкер — пер. с нем. И. Н. Гиляровой. М.: Изд-во «Европа», 2007. — 129 с. — (Идеологии).93 .Левин, Г. Д. Философские категории в современном дискурсе Текст. / Г. Д. Левин. М.: Логос, 2007. — 224 с.
  76. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс — пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Академ. Проект, 2008. — 555 с. — (Филос. технологии: антропология).
  77. , В. А. Кант, радикальный конструктивизм и когнитивная наука Текст. / Лекторский В. А. // Когнитивный подход / РАН, Ин-т философии — отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Канон +, 2008. — С. 202−226.
  78. Логический словарь: ДЕФОРТ Текст. / под ред. А. А. Ивина, В.Н. Пере-верзева, В. В. Петрова. -М.: Мысль, 1994. 268 с.
  79. , Дж. Сочинения Текст.: в 3 т. / Джон Локк — пер. с англ.- редкол.: М. Б. Митин [и др.]. М.: Мысль, 1985. — Т. 2. — 560 с.
  80. , Дж. Сочинения Текст.: в 3 т. / Джон Локк — ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин — пер. с англ. А. Н. Савина. М.: Мысль, 1985. — Т. 1. — 621 с.
  81. , М. Классический и неклассический идеалы рациональности Текст. / Мераб Мамардашвили. — М.: Логос, 2004. 238 с.
  82. , Б.В. Знаки бытия Текст. / Б. В. Марков. СПб.: Наука, 2001. -566 с.
  83. , У., Варела, Ф. Древо познания Текст.: биол. корни человеческого понимания / Умберто Р. Матурана, Франсиско X. Варела — пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 224 с.
  84. Мерло-Понти, М. Знаки Текст. / Морис Мерло-Понти — пер. с фр., примеч. и послесл. И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 2001. — 429 с.
  85. , JI. А. Язык в философии познания: как «опыт мира» и «горизонт онтологии» Текст. // Философия познания: полем, гл. / JI. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — Гл. X. — С. 477−526. — Примеч.: с. 523−526.
  86. , С. Психология игры Текст. / Сюзанна Миллер — пер. с анг. B.C. Сысоев. СПб.: Университетская книга, 1999. — 320 с.
  87. , В. В. Философия и метаморфозы культуры Текст.*/ В. В. Миронов. — М.: Соврем, тетради, 2005. — 424 с.
  88. , Т. Что все это значит? Текст.: очень крат, введение в философию / Томас Нагель — пер. с англ. А. Толстова. М.: Идея-Пресс, 2001. -84 с.
  89. , П. Избранные работы Текст. / Пауль Наторп — сост. В. А. Куренной. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. — 383 с.
  90. , А.Б. Событие духа: от мысли к Лику Текст. / А. Б. Невелев. -Челябинск: [б. и.], 1997. 203 с. -Библиогр.: с. 201−203.
  91. , Д. В. Философия спорта Текст.: монография / Д. В. Никишин, Г. В. Мокроносов. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. -162 с. — Библиогр.: с. 144−162.
  92. , А. В. Игра. Сознание. Культура Текст. / А. В. Никонов // Российская культура глазами молодых учёных: сб. науч. ст. / науч. ред. и сост. Е. Р. Рубилова. СПб.: АОС, 2006. — Вып. 17. — С. 102−111.
  93. , А.И. Моя система: Шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. Приложения Текст.: пер. с нем. / А. И Нимцович. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 576 с.
  94. , X. Значение «значения» Текст. // Философия сознания / Хилари Патнэм — пер. с англ.: Макеевой Л. Б. [и др.]. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 164−211. — Библиогр. в сносках.
  95. , X. Как нельзя говорить о значении Текст.: (коммент. к ст. Дж. Дж. Смарта // Философия сознания / Хилари Патнэм — пер. с англ.: Макеевой Л. Б. [и др.]. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 146 163. — Библиогр. в сносках.
  96. , М. К. Язык, знак, культура Текст. / М. К. Петров. М.: Наука, 1991.-328 с.
  97. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Жан Пиаже. СПб.: Питер, 2004. — 192 с. — Библиогр.: с. 191−192. — (Психология — классика).
  98. , Ч. С. Логические основания теории знаков Текст. / Чарльз Сандерс Пирс — пер. с англ. В. В. Кирющенко и М. В. Колопотина. СПб.: Алетейя, 2000.-352 с.
  99. Платон. Сочинения Текст.: в 3 т.: пер. с древнегреч. / Платон — под. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1972. — Т. 3, ч. 2. — 678 с. -(Филос. наследие).
  100. Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. — М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 314 с. — (Лингвистика и межкультур. коммуникация. Золотая сер.)
  101. , К. Р. Объективное знание Текст.: эволюц. подход / К. Р. Поп-пер — пер. с англ. Д. Г. Лахути — отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-381 с.
  102. Постмодернизм Текст.: энциклопедия / сост. и науч. ред.: А. А. Гри-цанов, М. А. Можейко. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).
  103. Проблема знака и значения Текст. / под ред. И. С. Нарского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 171 с.
  104. , Л.Т. Философия игры Текст. / Л. Т. Ретюнских. 2-е изд. -М.: Вузовская книга, 2005. — 256 с.
  105. , В. М. Мышление и творчество Текст. / В. М. Розин. М.: Пер Сэ, 2006. — 360 с. — (Humanitas).
  106. , В. М. Теория культуры Текст. / В. М. Розин. М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. — 416 с.
  107. , С. А. Смертельные игры Текст.: агон и агония / С. А. Ро-машко // Логический анализ языка: концептуальные поля игры / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — С. 86−97.
  108. Российская культура глазами молодых учёных Текст.: сб. науч. ст. / науч. ред. и сост. Е. Р. Рубилова. СПб.: АОС, 2006- Вып. 17 / отв. за вып. М. М. Щеглов. — 2006. — 226 с.
  109. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989 — Т. 1. — 486 с.
  110. , С. Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989 — Т. 2. — 323 с.
  111. , В. П. Словарь культуры XX века Текст.: ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
  112. , Н. К. Язык и естественный интеллект Текст. / Н. К. Рябцева. -М.: Academia, 2005. 639 с. — Библиогр.: с. 597−639.
  113. , Г. Науки об искусственном Текст. / Г. Саймон — пер. с англ. Э. JI. Наппельбаума. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 142 с. — (Науки об искусственном).
  114. , М. Я. Философия как самосознание культуры Текст. / М. Я. Сараф. Голицыно: [б. и ], 2006. — 91 с.
  115. , Дж. Критика когнитивного разума Текст. // Открывая сознание заново / Сёрл Джон — пер. с англ. А. Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002. -Гл. IX.-С. 184−208.
  116. , Дж. Метафора Текст. / Джон Р. Серль // Теория метафоры: сборник / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой — пер. под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 307−341. — ISBN 501−159−4 (в пер.).
  117. , И.В. Метафора: гносеологический статус, механизмы реализации и роль в познании Текст.: монография / И. В. Сибиряков — Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2006. — 129 с. — ISBN 594 839−071−3
  118. , И. П. Смысл как таковой Текст. / И. П. Смирнов. СПб.: Академ, проект, 2001. — 352 с.
  119. Сокулер, 3. А. Герман Коген и философия диалога Текст. / 3. А. Соку-лер. М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 312 с.
  120. , З.А. Проблема обоснования знания: (Гносеологические концепции JI. Витгенштейна и К. Поппера) Текст. / З. А. Сокулер — отв. ред. Е. А. Мамчур. -М.: Наука, 1988. 176 с.
  121. , Р. Когнитивная психология Текст. / Роберт Солсо. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2006. — 588 с.: ил. — (Мастера психологии).
  122. , А. И. Концепт «игра» в свете аттрактив-анализа Текст. / А. И. Сосланд // Логический анализ языка: концептуальные поля игры / отв.ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — С. 98−109. — Библиогр.: с. 109.
  123. Социальная философия Текст.: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова. [2-е изд., испр. и доп.]. — М.: Академ, проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 650 с. — (Summa). — Алф. указ.: с. 647−650.
  124. , Ю. С. В трёхмерном пространстве языка Текст.: семиотич. пробл. лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов — отв. ред. В. П. Нерознак. М.: Наука, 1985. — 335 с.
  125. , К. Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма Текст. / К. Н. Суханов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973. — 228 с.
  126. , К.Н. Логика Текст.: Учеб. пособие / К.Н. Суханов- Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2004. 171 с.
  127. , М.Н. Знание? Интуиция? Риск?: Текст. / М. Н. Таль // Шахматы: наука, опыт, мастерство: практ. пособие / под ред. Б. А. Злотника. М.: Высш. шк., 1990. — С. 202−218.
  128. , С.Г. Ультрасовременная шахматная партия Текст. / Савелий Тартаковер — пер. с нем. Д. М. Горфинкеля. М.: Олимпия Пресс, 2005. — 656 с. — ISBN 5−94 299−038−7
  129. , А. М. Вычислительные машины и разум Текст. / А. М. Тьюринг // Глаз разума: фантазии и размышления о самосознании и о душе / сост. и обраб. Дагласом Р. Хофштадтером и Дэниэлом К. Деннеттом. -Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2003. С. 47−59.
  130. Философия языка Текст. / ред.-сост. Дж. Р. Сёрл — пер. с англ.: И. М. Кобозевой [и др.]. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 206 с. — Библиогр.: с. 202−204.
  131. Философия Текст.: энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. М.: Гарда-рики, 2006. — 1072 с.
  132. Философия культуры Текст.: становление и развитие / под ред.: М. С. Кагана [и др.] - оформ. обл. Олексенко, С. Шапиро. СПб.: Лань, 1998. -448 с.
  133. Философский энциклопедический словарь Текст. / редкол.: С.С. Аве-ринцев, Э.А. Араб-Оглы, А. Ф. Ильичёв [и др.]. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с. — ISBN 5−85 270−030−4.
  134. , Е. Основные феномены человеческого бытия Текст. / Е. Финк // Проблема человека в западной философии: сб. пер. с англ., нем., фр. — сост. и послесл. П. С. Гуревича — общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988.-С. 357- 403.
  135. , Дж. Энциклопедия знаков и символов Текст. / Джон Фоли — пер. А. Помогайбо. М.: Вече: ACT, 1996.-428 с.: ил.
  136. , Г. Мысль: логическое исследование Текст. / Готлоб Фреге // Философия, логика, язык: пер. с англ. и нем. / сост. и предисл. В.В. Петрова- общ. ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — С. 18−47.
  137. Хёйзинга, Й Homo Ludens. В тени завтрашнего дня Текст. / Й. Хёйзинга — пер. с нидерланд. В. Ошиса. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 539 с. — ISBN 5−17−23 612−3
  138. , Н. Картезианская лингвистика Текст.: гл. из истории рационалист. мысли / Н. Хомский — пер. с англ. и предисл. Б. П. Нарумова. -М.: КомКнига, 2005. 228 с. — (История лингвофилософ. мысли).
  139. , Н. О природе и языке. С очерком «Секулярное священство и опасности, которые таит демократия» Текст. / Н. Хомский — пер. с англ. П. В. Феденко. М.: КомКнига, 2005. — 286 с.
  140. , Д. Р. Местонахождение значения Текст. // Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда / Даглас Р. Хофштадтер. Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2001. — Гл. VI. — С. 155−173.
  141. , В. С. Музыкальная пирамида шахмат Текст. / Цатурян В. С. -М.: Сфера, 2006. 272 с.
  142. , А. П. Россия в метафорическом зеркале Текст.: когнитивное исследование политической метафоры (1991 2000): монография / Урал, гос. пед. ун-т. — А. П. Чудинов. — 2-е изд. — Екатеринбург, 2003. — 238 с. -ISBN 5−7186−0277−8.
  143. , Р. О шахматах и шахматистах Текст. / Рудольф Шпильман — пер. с нем. А. М. и Д. М. Горфинкель и Г. А. Зуккау. JI.: Изд. ВСФК «Шахматный листок», 1930. — 88 с.
  144. , Г. П. Знак и деятельность Текст.: в 3 кн.: 34 лекции 1971−1979 годов / Г. П. Щедровицкий — сост. Г. А. Давыдова. М.: Вост. лит., 2005 — Кн. 1: Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г.-2005.-463 с.
  145. , Г. П. Знак и деятельность Текст.: в 3 кн.: 34 лекции 1971−1979 годов / Г. П. Щедровицкий — сост. Г. А. Давыдова. — М.: Вост. лит., 2005 — Кн. 2: Понимание и мышление. Смысл и содержание: 7 лекций 1972 г.-2006.-351 с.
  146. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / Умберто Эко — пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  147. , JI. Тысячелетний миф шахмат Текст.: историко-философское исследование / Леонид Юдасин. М.: Северный паломник, 2004. — 608 с. -ISBN 5−94 431−123−1
  148. , В. Ф. Мышление в контексте сознания Текст. / В. Ф. Юлов. -М.: Академ. Проект, 2005. 495 с. — (Окна и зеркала).V
  149. Brandejs, F. Sachove panoptikum Text. / Frantisek Brandejs. Prace: Pra-ha, 1975.-249 c.
  150. Frey, R. Tajemnice 64 pol Text. / Romuald Frey, Stefan Witkowski. Lu-dowa: Spotdzielnia Wydawnicza, 1974. — 303 c.: il.
  151. Kotow, A. Lehrbuch der Schachstrategie Text. / Alexander Kotow. 2., bearb. Aufl. — Berlin: Sportverlag Berlin, 1975. — B. 2. — 278 S.
  152. Litmanowicz, W. Dykteryjki i Ciekawostki Szachowe Text. / Wladyslaw Litmanowicz. Wydanie Drugie — Poprawione i Powiekszone. — Warszawa: Wydawnictwo Sport i Turystyka, 1974. — 424 c.: il.
  153. Suetin, A. Schachstrategie fur Fortgeschrittene Text. / Aleksei Suetin. 2., bearb. Aufl. — Berlin: Sportverlag Berlin, 1979. — B. 2. — 352 S.
Заполнить форму текущей работой