Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не случайно проблема организационно-общественной деятельно* сти в социалистическом государстве с первых дней его существования стала важнейшей задачей общества* Особое значение развитию этой деятельности придавал В*И.&нин, вц*я в ней реальное вира* хенне самоуправляемого общества* Он считал* что организаторских талантов в народе масса, поэтому очень важно, чтобы к самостоя-. тельному участив… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ¦ ¦ «*>"** * ¦ ¦ ¦ ¦ 3-II

Глава I* Характеристика организацжонш>ч>бщеотвенной деятельности ребенка иедроетюового возраста. 12−98 $ I. Психологические особенности подростков ж специфика их общественно полезной деятель» нооти 12-

§ 2. Психологические аенектв организационно" общественной деятельности как одной на форм многоплановой общественно полезной деятельности подростков 40-

§ 3″ Общая характеристика методики исследования 66-

Глава II. Формирование развернутого отнонения подростков к организационно-общественной дея" тельнооти — условие и средство воспитания их коллективистических отношений *. * ¦ 99-

§ X. Особенности типологии отношения подростков к организационно-общественной деятельности 99-

§ 2. Построение процесса формирования коллект"" вистического отнонения подростков к орга" ниаационно-общественной деятельности ". II3-I

§ 3* Формирование развернутого отношения но"" ростков к организационно-общественной деятельности о учетом типологии отношения к ней 133−152 Внводн «*."**».""*.*" 153

Сннофк литературн «» «157

Нрнложения 173

Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С&ной вз актуальных задач кошунистического воспитания на современном 9тане развития социалистического общества является формирование активно! коллективистической личности" «Ничто так не возвышает личность, * укатается в материалах ХЗУ съезда КШС» — как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу" когда единство слава и дела становится повседневной нормой поведения" (Материала ИТ съезда КП0СД976, сЛ7)" Воспитание такой личности является внутренним условием построения кошунистичвских отношений* Причем активная жнзнен-ная позиция личности советского человека проявляется не только в деятельности по производству материальных ценностей, но и по ее организации* Тесное взаимодействие производственной и орган*" заторекой деятельности трудярпся — характерная черта развитого социалистического общества, в котором коренннм образом изменилась позиция каждого человека, возвшаясь до уровня творческой активности.

Организаторская деятельность в условиях развитого социализма приобретает новое качество* Она становится одной кз форм об" щеетвенно нолевной деятельности, основанной на вовнх отношениях между лщдьми, отношениях товарищеского сотрудничества и взаимо-помощи.

Не случайно проблема организационно-общественной деятельно* сти в социалистическом государстве с первых дней его существования стала важнейшей задачей общества* Особое значение развитию этой деятельности придавал В*И.&нин, вц*я в ней реальное вира* хенне самоуправляемого общества* Он считал* что организаторских талантов в народе масса, поэтому очень важно, чтобы к самостоя-. тельному участив в управлении государством поднимались шлю* hit трудящихся к експлуатяруемнх (В.И.Ленин, т. 36, сЛ93−196)* В"й" Ленин подчеркивал, что к этому надо идти дутом специальной организации система воспитательной работы* «Для этого нужновоспитание* Воспитывать так» чтобн поголовно управлять умели вое х знали" как это делать" (В.И*Ленин" т. 42 $ с*257). На ннневк нем этапе развития социалистического общества ленинские вдел об организационно-общественной деятельности ирнобретают исключитель* ну" актуальность" так как в процессе дальнейшего развития социалистической демократии произойдет постепенное превращение орта" нов государственной власти в органн общественного самоуправления (Програша КПСС, 1976, е*101)* Следовательно, необходимо вести дело к тощу, чтобн навшсами управления овладевали все более широкие масен советских ладей*.

Построение развитого социалистического общества в нашей стране значительно повыснж" требования ко всей системе общественного воспитания, предоцределив необходимость поднять общий уровень организационно-общественной деятельности подрастающего поколения" е тем чтобн активно готовить его к участим в комщунн-стнческом самоуправлении* ч в последние годи проблема оргаиизационно-обществешюй^елн^ тельности отражена во многах работах психологов, педагогов* В них раскрывается: пснхологая организаторских способностей (В*А*Гольнева, I972f А*Г*Ковалвв" I96G? В*Н*Мясищев, 1960§ Л.И"УманскиЙ" 1967 ж др*)$ особенности организаторской деятель" ноете (А*Г.Ковалев, 1975 $ В. Н. Иясищев, 1960 $ В*В.Рязавова*1975 $ В. Д*Сапоровская, 1966 $ ДЦИ. Уманскнй- 1975)$ специфика формировав ния организаторских умений, навыков (Г*МЛ1ващвшсо| I972f Д .^Лапшина, 1963; 3*Г.Матвеева, 1972; А. И*Матусик, 1966| В*Н*Никодоев, 1963s T. JLHoHQuapeHKO, 1975 и xp*)f характерные черты личности организатора (Н.РДйовина* 1967; ?"В"Павлюв* 1967 $ МЛманский, 1987)| вопроон коллективной организаторской деятельности (М. А* Бе сова, 1974; И^П.Иванов, 1972)| «флективные ну-ти» средства формирования у школьников организаторских качеств личности (ВЛЬКоротов, 1976| Д"й*Фельдютейж- 1978 к др.)" Проб" лена организаторской деятельности рассматривается в плаве хеслв" дования общественно полезной деятельности школьников (Ю"Н"Со* кольников" 1971§ ДЛФельдштейн^ 1972) х в контексте разработки водрооов формирования общественной активнооти детей (А"Ш.Асла® нов, 1972| А*В.Зосимовский, 1962; Т. Н"Мальковская, I973J А*А¦Субботина, 1972).

Вахнне данные, но проблею органнзацнонио-общеотвенной деятельности получена в советской общей х социальной психологии, где особенно интенсивно разрабатываются вопрос" психологии управления, руководства х коллективистического самоонределеиия (АЛ*.Ковалев, I979| Е"С"Кузьмин* 1974 $ Б. Ф"Лэмев* 1975| В#Д.Шн рыгнн, 197Э| Л*И.Уманский, 1975 и др")# Такт образом* налицо разноплановый характер исследования организационно-общественной деятельности*.

В то же время до сих хор слабо изученной остается проблема формирования коллективистического отношения к данной деятельности у детей разннх возрастов* не выявлены механизме его становления и процесс развития рассматриваемой деятельности как формы общественно полезной деятельности растущего человека % Актуальность темы настоящего исследования обусловливается тем" что на современном этапе развития социалистического общества коллективистическое отношение человека к общему делу^ к лвдш* общественная активность выступают важвейянии показателяки сформнрованностн личности.

Решение задачи формирования коллективистического отноае-вия к организационно-общественной деятельности, составляющей интегральную часть нравственного воспитания детей всех школь-ннх возрастов, требует активного поиска соответствующих путей и условий* Психолово-педагогические исследования сввдетельствуют о той" что наибольшее возможности воспитания активного коллективистического отношения ребенка к делам общества появляются в подростковом возрасте у когда качественно изменяется социальная позиция растущего человека* Поэтощг исследование возможностей формирования у ребенка 10−16 дет развернутого, т*е* актнвно-но* лохительного коллективистического отношения к общественным делам* к додан приобретает особое значение*.

Необходимость развития развернутого отношения подростков к делам общества обусловливается возможностями и задачами нашего общества, требующего формирования человека, умеющего жить^тру-диться на благо общества. Воспитание общеетвеншшкюодлектнвно-та диктуется я задачами совершенствования школьной снетемн*.

Изучение нснходого*педагогжчеекой литератур" н анализ шь-становки организационно-общественной деятельности детей в раде оредннх нкол (Л 61- Л 91 г. Москва н Ш 5 $ * 25 г*Росооии Вороне"" ской обл.) н в школе-интернате Ш 72 г. Москвн гаказнвают, что психологические особенности отношения школьников к данной дея" тельноетн ночти не разработана теоретически и слабо учитываются на практике* ШроЙ данная деятельность школьников теряет свой нстннннй синел, т.к. общзственнне дела детей превращаются в нагрузку (существует н термин «общественная нагрузка») — поручаются н виголнявтея формальна* порождая неправильное отношение к самой деятельности*.

Вое это актуализирует исследование психологии организационно-общественно! деятельности, особенностей к ней отношения детей в подростковом периоде психического развития" Становление дат ной деятельности начинается уже в дошю львом возрасте (Д.Й.Ла"* тайна" 196Э| А. И. Ыатусик, 196% 1*И*Уманеккй, 1967 и др.), но свою развернутую форму она приобретает именно у подростков (В.В*Давцдов# 1974j Д*И"Фелздштейн? 1972)" Линь в этом возрасте появляется возможность внутри система общественно полезной деятельности, как ведущей на данном этапе психического развития, раоткрыть нравственную сторону организационной-общественной деятельности ^ ее бескорыстность-, сформировать развернутое актнваом^юло-жительное коллективистнче ское отношение к самой деятельности*.

В настоящее время в ВИН общей х педагогической психологии АШ СССР ведется комплексное исследование психологических основ формирования общественно полезной деятельности подростков* Со" ставной частью «той работы является и настоящая диссертация*.

Основным объектом данного исследования явилась организационно-общественная деятельность подростков ¿-как одна из форм многоплановой общественно полезной деятельностиактивно отвечающая психологическим особенностям детей этого не* риода психического развития -> стремлению к самоотоятельности, самоутверждению ^ занятию вовой социальной позиции* освоению отяове" ннй в обществе взрослых ¦ др".

Организационно-общественную деятельность подростков* как одну из форм ведущей для этого возраста общественно полезной деятельности, ми понимааем как общественную работу школьников в оно" теме ученического самоуправления, направленную на благо коллектива н требующую не только умения организовать товарищей в общем деле* но и отвечать за них перед коллективом*.

Предмет вашего исследования — психологические оео" бенности отношения подроотков к организационно-общественной деятельности* Как бн ни была значительна сущность рассматриваемой деятельности, она не может автоматически сформировать важнейшие субъективные отношения личности подростков к общещу делу£ к людям без целенаправленного изучения их особенностей отношения к данной деятельности".

Цель настоящей работ заключалась в выявлении особен" ностей формирования активно-положительного коллективистического отношения подростков к организационно-общественной деятельности".

В ходе исследования решались следующие задачи;

1) внявить реальные стороны отношения подростков к орган"-8ационно-общаотвенной деятельности!

2) определить условную типологию отношения подростков к данной деятельности.

3) разработать наиболее эффективна* путь построения организационно-общественной деятельности как условия н средства формирования активно-положительного коллективистического отношения к ней подростков".

Гипотеза исследования состояла в следующем. Вш" ляя особенности формирования активно-положительного коллективистического отношения подростков к организационно-общественной деятельности мн предположили, что актнвно-ноложительинй^ актнв-но-отрицательннй и паееивно-ющифферентннй типы отношения могут иметь как коллективистическую" так н згонстическую m мотивам направленность*.

Представляется* что определение условной типологии отношения подростков к рассматриваемой деятельности позволяет осуществить формирование актнвно-подюжительного коллективистического отношения к на!" Одним из наиболее аффективных цуге* в осуществлении этого процесса является днфференцкрованншй год-ход, построенный о учетом реальннх типов отношения подростков к организационно-общественно! деятельности" в системе учеяхчо* оного самоуправления при многоплановом построении школьного коллектива* Такой подход к данной проблеме позволяет ухе в год* ростковом возрасте полноценно формировать необходимое обществу развернутое отношение к общему делу н к яд".

Решение поставленннх задач осуществлялось комплексом методов исследования: наблюдением, беседами, опросом, методом обобщения независимых характеристик" покхологическкм анамнезом, сравнительно-клиническим методом и формирувщим понхолого-пвда-гогическнм зхсперяментом* Опытно-экспериментальная работа велась по определенному планувключащему подготовительный н поисковый этапы исследования, проведение формирующего эксперимента* Применение комплексной методики дало возмаиность раокршт* некоторве нути формирования развернутого активно-положительного коллективистического отношения детей к данной деятельности* Исследование проводилось в 1977;1979 годах среди подростков общеобразовательной средней школш * 91 г*Носкнш и в школе*ннтер" нате Л 72 г. Москвы. Анкетированием бнло охвачено 327 учащихся" подростков данных школ. Формирующий нсихолого"*педагогический эксперимент проводился в одном из отрядов яколв-интерна та Л72 г. Носкви, который состоял из двадцати двух мжздшит подростков*.

Методологической основой исследования явилось марксистско-ленинское учение о роли общественных отношений и деятельности субъекта в становлении личности^ об уо" ловких и принципах ее всестороннего развития| Установления.

ЦК КПСС х Советского правительства да вопросам народного образования и воснитания годраотавщего поколения".

Теоретическое значение работа со" стоит в попытке разработать условную типологию отношения подростков х организационно-общественной деятельности как условия в средства формирования у них активного коллективистического отношения к общему делу, к ядам*.

Новизна исследования заключается в том, что психологическая характеристика организационно-общественной деятельности подростков раскрывается в неразрввной связи с ведущей для этого возраста общественно полезной деятельностью как одной из ее форм".

Теоретически х экспериментально определяются психологические сторонн субъективного отношения подростков к организационно-общественной деятельности и на их основе разрабатывается условная типология зтхх отношений", ее особенностиПостроенный с учетом условной типологии^ дифференцированный подход раскрывается в диссертации как аффективный путь в процессе формирования актнвно-полохительного коллективистического отношения под" ростков к организационно-общественной деятельности*.

Активно-т лохнтельное коллективистическое отношение подростков к организацнонно*общеотвенной деятельности расоматри-вается в работе как показатель готовности принести пользу об* ществу, лодям*.

Практическую ценность представляют разработанная условная типология отношения подростков к организационной-общественной деятельности н методика формирования их развернутого отношения к ней, нашедшие отражение в психолэгических рекомендациях автора* актявно используемых в деятелъно-стж многих педагогических коллективов средних школ* икоа-ннтер* натов.

Апробация результатов работа проводилась путем вастудоений автора е докладом на Всесоюзной психолого-педагогв* ческой конференции «Общественно полезная деятельность вкольников» (Москва* 1978 г*) * а также черев регулярнее сообщения педагогическим коллективам московской школи-ннтерната * 72 и средних нкол Л 91 г. Москвы, Л 6, Л 25 г. Россоии Воронежской области".

Но материалам диссертации опубликовано три работы.

Структура дкссертацжк*В соответствии с задачами ж пюютезой исследования работа состоит из введения* дщух глав* выводов* описка литература к приложений. В тексте работа приводится три таблица* В приложениях помещены девять таблиц, текста двух анке*-вопросников^ схема проблемных характеристик и месть характеристик подростков экспериментальной группы*.

ВЫВОДЫ.

Материала данной диссертации обобщена соответственно ее ос-новннм задачам к изложены в выводах к параграфам, главам диссертации. Оценивая исследование в целом, можно утверждать, — что его теоретическая и экспериментальные части в своей взаимосогласованности подтвердили гипотезу о необходимости изучения отношения подростков к организационно-общественной деятельности, о возможности целенаправленного построения данной деятельности с учетом ранее сложившегося к ней отношения подростков в процессе дифференцированного подхода, что создало оптимальные условия для формирования их развернутого активно-положительного коллективистического отношения к организационно-общественным делам.

Логика доказательства гипотезы строилась как последовательное решение задач исследования на основе принципа взаннодетерми-ижрованиостн основного объекта (организационно-общественной деятельности подростков) и предмета (особенностей отношения подростков к данной деятельности). Заключая диссертацию, мы хотим особо подчеркнуть, что исследование дроблены проводилось комплексом методов/ важнейшее место из которих занимал формирующий пеихоло-го-педагогический эксперимент. Экспериментальная часть нашего исследования полностью согласовалась с теоретическими положениями, нто дает возможность предполагать необходимость дальнейшего но" следования данной проблемы.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

I* В отношении подростков к организационно-общественной деятельности проявляются их важнейшие отношения к коллективу, товарищам, взрослым и в целом к обществу, додян. Вместе с тем?

— 154 в раосматриваемой деятельности происходит формирование развернутого активно-положительного коллективистического отношения детей к общественно важнш делам, что обеспечивает развитие адекватного отношения растущего человека к другим лвдям, к обществу.

2. Изучение организационно-общественной деятельности подростков как одной из форм ведущей для этого возраста общественно полезной деятельности дало возможность подойти к теоретической разработке психологического смысла данной деятельности и модели формирования развернутого к вей отношения, апробировав эффективность выдвинутых положений в процессе формирующего эксперимента.

Организационно-общественная деятельность детей в условиях социалистического общества имеет четко выраженную общественную,-коллективистическую направленность. Полученные в исследовании результаты показали, что** как бы ни была значительна сущность данной деятельности в процессе воспитания подростков, она не но" жет автоматически сформировать полноценную его личность без становления развернутого отношения подростка-организатора к коллективу и без воспитания у коллектива адекватного отношения к организатору" Данная модель организационно-общественной деятельности подростков дала возможность формировать развернутое отношение в целом к данной деятельности и постоянно как в положении организатора, так и в положении исполнителя".

3. Формирование активно-положительного коллективистического отношения подростков к организационно-общественной деятельности действенно осуществляется в системе ученического самоуправления при многоплановом построении школьного коллектива, где дети сознательно выполняют функции как исполнителей,* так ж организаторов;

4. Выявленные в процессе исследования важные стороны субъективного отношения подростков к организационно-обще ственной дея.

— 155 тельности: эмоциональные (положительные, отрицательныеиндифферентные) * действенные (активные, пассивные), — мотивационнне (коллективистические"' эгоистические) явились основой типологии" В ходе исследования была разработана теоретически и тдтвервде* на экспериментально условная типология отношения подростков к организационно-общественной деятельности, в которой определились шесть групп: активно-положите льная коллективистическая, 4 активно-положительная эгоистическая, активно-о трицательная коллективистическая, активно-отрицательная эгоистичеокая, пассивно-ицдиф-ферентная коллективистическая, пассивно-индифферентная эгоистическаяЭти адшы подростков достаточно устойчивы, — что обусловило необходимость дифференцированного построения процесса формирования активно-положительного коллективистического отношения подростков к организационно—общественной деятельности*.

5″ Выявленные в процессе исследования типологические особенности отношения подростков к организационно-обще с твенной деятельности, — апробированные пути, средства, способы развития коллективистических мотивов участия их в этой деятельности свидетельствуют о том, — что целенаправленное ее построение в системе многопланового детского коллектива превращает организационно* общественную деятельность в важнейший реально действующий фактор формирования активно-положительного коллективистического отношения подростков к делам общества* к людям*.

6* Дифференцированный подход позволил выявить в естественных условиях воспитательного процесса индивидуальный темп (продвижение по пути оптимального развития деятельности) формирования развернутого отношения к данной деятельности у каждой группы подростков. Это позволила не только изменить нежелательные отношения, но и вывести всех детей на путь формирования коллек.

— 156 тивистических отношений как к общему делу, так к к лвдям. ЗЗакнм образом, материалы исследования показали, что дифференцированный подход, построенный с учетом реальной типологаи воспитанников, является эффективным путем формирования активно-положительного коллективистического отношения подростков к организационно-общественной деятельности.

7, Подученные в исследовании данные показывают необходимость в практике воспитательной работы с подростками уделять особое внимания выявлению типа их отношения к организационно-общественной деятельности, что позволяет целенаправленно изменять нежелательные отношения и эффективно формировать активно-положительное коллективистическое отношение к данной деятельности. Показательно, что все подростки экспериментальной группы (22 чел*), которые ранее находились в обостренной ситуации развития, показали положительные результаты в формировании развернутого отношения к рассматриваемой деятельности* Безусловно, не все подростки достигли одинакового уровня оформированнооти коллективистических отношений. Но очевидно, что у всех детей начался про-цеос формирования активно-положительного коллективистического отношения к общему деду" к другим людям*.

Исследование психологических особенностей отношения подростков к организационно-общественной деятельности в обостренной ситуации развития позволяет наиболее четко построить работу и с обычными детьми подросткового возраста*.

— 157.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Очередные задачи советской власти, Полн*собр- соч., — т.36, о.165−208−1.4″ Ленин В. И. Великий почин. Поли- собр^соч.т-39, с-1−29.
  2. В.И. Задачи союзов молодежи. Шлн. собр-ооч.^ т.41, с .289−3X8.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М": Наука, 1977* - 380 Ci3.2- Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М.: Новая Москва, — 1927. — 37 с.
  4. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. И.: Физкультура и спорт, 1978 * - 223 с.
  5. Л.Й. Личность и ее формирование в детском возраоте. М.: Просвещение1968• - 464 с*
  6. Божович Л*И., Копникова Т. Е. Возраотиой подход в работе пионерской организации. и": Просвещение, 1969. — 96 с.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-ов / Под ред.проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 286 о.
  8. Л.С. Педология подростка*-!!*-!*: Учпедгиз, 1931.• 504 с*
  9. Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду" -М*: АПН РСФСР, I960* 160 с*
  10. З.П. Загоровский П. Л. Особенности поведения первого школьного детства. М.: Работник просвещения, 1930. — 368 с.
  11. А.С. Учение о коллективе. М.-Л.: Работник просвещения, 1330. — 300 о*
  12. Ю.А. Кризис буржуазного индиввдуалнзма и личность. и": Наука, — 1966. — 328 с.
  13. А.В. Воспитание общественно! активности школь-ников-подростков. М.: АПН РСФСР, 1962. — 147 о.
  14. И.П. Формирование юных общественников и организаторов: Мет.пособие. Д.: ЛГПИ, 1969.-120 с.
  15. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Шд ред. Л. И. Божович, Л. В. Елагонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -351 с.
  16. К.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат" 1974. — 328 с. 3.18* Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 о.
  17. А.Г., Бодалев А. А. Психология я педагогика самовоспитания. Л.: ЛЕТ, 1968. — 90 о.-*
  18. А.Г., Мяснщев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1−11.—Л., 1957−196О .-Т. 2. Способности.1960^-304
  19. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. И. Знание, 1966. — 48 с.
  20. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. -К": АПН РСФСР, 1957. 400 С.
  21. Т.Е. Проблемы воспитания подросткам М.: Знание, 1972. — 32 с.
  22. Ф.Ф. Против антиленинской теории отирания школы. М.: Мол. гвардия, 1932. 135 с.- 160
  23. Коротов B. Mi Самоуправление школьников. 2-е доп. изд. -М.: Просвещение, 1876. 175 с.
  24. Крутецкий В. А", Дукик Н. С. Психология подростка. 2-е доп. изд. М.: Просвещение, 1965* - 316 с*
  25. Кузьмин Е. С" Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. — 167 с.
  26. Левитов Н*Д. Психологические особенности подростков. -М.: АПН РСФСР, 1964. 50 о.
  27. Н.С. Умственные споообности и возраст. М.: Педагогика, I97I* - 280 с.
  28. Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М.АвдреевоЙ.-М.: МГУ, 1972. 201 с.
  29. А.Н. Проблемы развития психики* 3-е изд. И.: МГУ, 1972. — 573 Cv
  30. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -II*: Политиздату 1975. 304 с.
  31. А.И. О нравственной жизни школьника. KU: Знание, — 1978. — 47 o?3*36. Липкина А. И. Самооценка школьника* М.: Знание¿- 1976″ -64 с.
  32. З.А. В шкодах США. М.: Просвещение?1964*-199 с.
  33. Л*И*Божовнч* М.: АПН РСФСР, 1960* - 207 с* 3*47* Пзнто Р., Гравитц М. Метода социальных наук / Под ред.
  34. АПН РСФСР, Х9б9ю 140 с* 3*51* Рубинштейн С*Л* Проблемы общей психологии* 2-е изд. — М*:
  35. Педагогика, 1976* 416 о* 3.52* Славина Л. С* Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам*-М*:АПН РСФСР, Х958*-2ХЗ с.• 162
  36. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка* Чебоксары: Чувашское книжное из-во, 1971. — 287 с.
  37. И.В. Психология дружба школьников-подростков. -Саратов" 1969. 42 с.3*55. СухомлинскиЙ В. А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.: Учпедгизyl961. — 223 о.
  38. В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков* М.: АПН СССР, 1963* - 321 с*
  39. ФельдштеЙн Д. И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. — 46 с. 3.58* ФельдштеЙн Д. И. Трудной подросток* Душанбе: Ирфон,-1972.-182 о.
  40. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника— М.: Просвещение f 1977* - 224 с.
  41. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова. М": Педагогика, 1979, — 152 с.3*61* Ядов В. А" Социологическое исследование* Me то долгая, — программа, методы* М.: Паука, 1972- - 239 с*
  42. В.А. Вопросы формирования личности детей в новой школе. Тамбов, 1963. — 223 с.- 163
  43. Т.К. Характеристика подростка классным руководителем как средство изучения общественной направленности учащихся- Учен.зап. / ЛГПИ им. А.И-Герцена, 1968, т.341,1. С.55−86.
  44. Волков И. Ш, Захаров А. И., Ерицян О. П., Тимофеев Ю. Т* Влияние лидерства на групповую динамшу в условиях стрессам
  45. В кн.: Руководство и лидерство / Вод ред. Б. Д. Парыгина. Л. ЛГУ, 1973, с.130−142.
  46. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии* 1972,? 2, с. 114−123.
  47. П.Л. Об одном из факторов стимулирующей сила мотива. Вопроса психологии1967, * 4, с. 115−125.
  48. Гражданственность и человечность: Обзор писем" Коммунист, 1977,? 13, о.78−89.
  49. Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей. В кн.: Руководство и лидерство / Под ред.Б. Д. Паригина. — Л.: ЛГУ, 1973,0.94−119.
  50. .М. Исследование ицдиввдуально-нсихологических различий. Народное образование, 1957″ Л I" с.88−91.
  51. Л.И. Организаторские способности и их развитие. -Учен.зап./ Курского пед. ин-та, 1967, вып.21, с.4−161.
  52. Д.И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьника. — Вопросы психологии"" 1978, * 4, с.158−164.
  53. Д.И. Психологическая роль ведущих типов деятельности в формировании личности ребенка. Вопросы психологии!' 1979, * 5, с.151−156.4*54. Ценципер А. Б. Изучение положения ученика в коллективе. -Советская педагогика,* Х965, И XI, с.57−64.
  54. В.Э. Направленность личности и поведение школьников. Вопросы психологии, 1968, * 8, с*57−73.
  55. С.Т. Школа для детей или дети для школы (статья третья). На пуиях к новой школе" 1922″? 3, с.21−36.
  56. С.Г. Педагогическое стимулирование потребности в общественной деятельности у старших подростков: Автореф. дис. на соиск.учен.етеп. канд.вед.наук* М", 1975* - 28 е.-В надзаг.: Новосибирский пед. ин-т.
  57. А.Ш. Воспитание общественной активности у учащихся (в 1У-УШ классах): Авторе ф.дис. на соиск. учен* степ. канд. пед.наук. Баку, 1972. — 41 с. — В надзаг.: Азербайджанский пед. ин-т им. В.И.Ленина*
  58. Бесова И. А" Воспитание младших школьников в процессе коллективной организаторской деятельности: Автореф дис. на сонск"учен*стен., кавд*пед.наук. Л*, 1974. — 26 с. — В надзаг": Ленинградский гад. иэ-т им. А. И. Герцена.
  59. В.Ф. Причины и пути преодоления пассивности младших подростков в общественной деятельности: Автореф" дне. на соиск"учен. степ.канд.пед.наук. М., 1967. — 22 с.
  60. В надзаг": АПН СССР. НШ теории и истории педагогики.
  61. М.Г. Формирование интереса и склонности к общественной деятельности у подростков: Автореф. дис* на соиск* учен.степ. кацц. пед"наук. М", 1964* - 22 с* - В надзаг":t Г70
  62. АПН СССР. НИИ теории и истории педагогики*
  63. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореф. дне. на соиск. учен, степ" д-ра шд.наук. JLf 1972″ - 62 с* - В надзаг.: Ленинградский пед. ин-т им. А. И. Герцена.
  64. А.й. Дифференцированный подход к подросткам в процессе нравственного воспитания: Автореф" дис. на соиск* учен.степ.канд.пед.наук. М*, 1973* - 31 с* - В надзаг*: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР*
Заполнить форму текущей работой