Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка теоретических основ и прикладных методов подготовки летного состава к эксплуатации воздушных судов нового поколения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития ГА автоматизация процессов управления ВС нового поколения во многом изменяет характер профессиональной деятельности авиационного персонала и, в первую очередь, JIC. Это ставит новые задачи перед ПП JIC, совершенствование которой должно носить системный характер. В первую очередь необходимо приведение нормативной базы в соответствие со стандартами и рекомендуемой… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и обозначений
  • 1. Проблемы профессиональной подготовки летного состава и возможные пути их решения на основе применения новых технологий обучения
    • 1. 1. Профессиональная подготовка летного состава как важный фактор обеспечения безопасности полетов
    • 1. 2. Требования к профессиональной подготовке летного состава
      • 1. 2. 1. Особенности профессиональной деятельности летного состава на воздушных судах нового поколения
      • 1. 2. 2. Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО
      • 1. 2. 3. Особенности российской системы подготовки летного состава
      • 1. 2. 4. Перспективные направления совершенствования процесса профессиональной подготовки летного состава
    • 1. 3. Применение новых технологий обучения для подготовки летного состава
      • 1. 3. 1. Действующая нормативная база
      • 1. 3. 2. Классификация компьютерных средств подготовки
        • 1. 3. 2. 1. Программы для первоначального. обучения
        • 1. 3. 2. 2. Программы для изучения новых типов самолетов
        • 1. 3. 2. 3. Специализированные курсы
        • 1. 3. 2. 4. Программы для контроля качества подготовки
  • 2. Теоретические основы автоматизированного обучения летного состава
    • 2. 1. Вводные замечания
    • 2. 2. Применение компетентностного подхода к обучению летного состава
      • 2. 2. 1. Особенности компетентностного подхода
      • 2. 2. 2. Рекомендации ИКАО по применению компетентностного подхода
      • 2. 2. 3. Применение концепции опорных фрагментов деятельности для определения необходимых компетенций пилота
    • 2. 3. Необходимость технологизации процесса подготовки летного состава
      • 2. 3. 1. Особенности профессионально-педагогической системы подготовки летного состава
      • 2. 3. 2. Технологии обучения
      • 2. 3. 3. Информационные технологии обучения
      • 2. 3. 4. Проблемы внедрения информационных технологий обучения в процесс профессиональной подготовки летного состава
    • 2. 4. Применение теории трансформационного обучения для моделирования процесса подготовки летного состава
      • 2. 4. 1. Математические модели обучения
      • 2. 4. 2. Основные законы трансформационного обучения
        • 2. 4. 2. 1. Закон взаимной адаптации и эволюции систем
        • 2. 4. 2. 2. Закон дискретных рядов структур — стратегий
        • 2. 4. 2. 3. Закон трансформаций
        • 2. 4. 2. 4. Закон базовых дивергентных структур — стратегий
      • 2. 4. 3. Управление трансформационными процессами при обучении
      • 2. 4. 4. Квадриграмма автоматизированного обучения
  • 3. Применение методов математического моделирования в автоматизированных обучающих системах подготовки летного состава
    • 3. 1. Вводные замечания
    • 3. 2. Возможности существующих систем моделирования
    • 3. 3. Системы математического моделирования динамики полета
      • 3. 3. 1. Принципы математического моделирования
      • 3. 3. 2. Архитектура системы математического моделирования
        • 3. 3. 2. 1. Методика применения математических моделей
        • 3. 3. 2. 2. Элементы системы математического моделирования
      • 3. 3. 3. Структура математической модели
        • 3. 3. 3. 1. Основные допущения
        • 3. 3. 3. 2. Уравнения движения
        • 3. 3. 3. 3. Анализ возможных упрощений математических моделей
        • 3. 3. 3. 4. Выбор метода численного интегрирования
    • 3. 4. Математическая модель действий пилота
      • 3. 4. 1. Особенности метода непрерывно-дискретного управления
      • 3. 4. 2. Разработка сценария управления
      • 3. 4. 3. Разработка математической модели управляющих воздействий пилота с обратной связью
      • 3. 4. 4. Разработка математической модели управления на взлете
    • 3. 5. Оценка адекватности математических моделей
      • 3. 5. 1. Критерии оценки адекватности
      • 3. 5. 2. Методика статистической оценки адекватности математической модели по экспериментальным данным
      • 3. 5. 3. Статистическая оценка адекватности математической модели взлета самолета
    • 3. 6. Применение математического моделирования для подготовки летного состава
      • 3. 6. 1. Программа для исследования особенностей летной эксплуатации самолетов
      • 3. 6. 2. Исследование влияния отказа двигателя на взлетные характеристики самолета
      • 3. 6. 3. Исследование влияния отказа двигателя на посадочные характеристики самолета
  • 4. Автоматизированный контроль качества профессиональной подготовки летного состава
    • 4. 1. Вводные замечания
    • 4. 2. Контроль качества профессиональной подготовки пилотов
      • 4. 2. 1. Рекомендации ИКАО
      • 4. 2. 2. Критерии оценки качества подготовки пилотов
      • 4. 2. 3. Определение целевых показателей подготовки пилотов
      • 4. 2. 4. Контроль освоения профессиональных компетенций
    • 4. 3. Общий подход к определению условий обученности пилота
    • 4. 4. Применение статистического подхода к оценке уровня обученности пилотов
      • 4. 4. 1. Особенности применения статистического подхода
      • 4. 4. 2. Определение необходимого числа контрольных заданий для получения оценки заданной достоверности
      • 4. 4. 3. Применение метода последовательного анализа для сокращения числа контрольных заданий
    • 4. 5. Стандартизованные методы контроля качества подготовки
      • 4. 5. 1. Выбор существенных признаков при контроле знаний
        • 4. 5. 1. 1. Основные характеристики контрольных заданий
        • 4. 5. 1. 2. Формирование выборки контрольных заданий
        • 4. 5. 1. 3. Измерение различительной способности вопроса
        • 4. 5. 1. 4. Определение связи между отдельными вопросами
        • 4. 5. 1. 5. Выбор времени, отводимого на контроль знаний
      • 4. 5. 2. Выбор плана двухбалльного контроля
    • 4. 6. Применение адаптивного тестирования
      • 4. 6. 1. Модели адаптивного тестирования
      • 4. 6. 2. Применение метода наибольшего правдоподобия
      • 4. 6. 3. Методика применения адаптивного тестирования
  • 5. Методика разработки и применения автоматизированных обучающих систем для подготовки летного состава
    • 5. 1. Вводные замечания
    • 5. 2. Использование модели ISD для реализации компетентностного подхода при разработке АОС
    • 5. 3. Разработка тестовых заданий
      • 5. 3. 1. Использование модели ISD для разработки тестовых заданий
      • 5. 3. 2. Используемые в АОС типы тестов
        • 5. 3. 2. 1. Тесты для контроля знаний
        • 5. 3. 2. 2. Тесты для контроля навыков
        • 5. 3. 2. 3. Оценка отношения к тесту
    • 5. 4. Особенности реализации контрольно-коррекционной функции
      • 5. 4. 1. Концепция интерактивного самообучения
      • 5. 4. 2. Структура содержания и текущего контроля в модели интерактивного самообучения
      • 5. 4. 3. Структура контроля качества обучения
    • 5. 5. Выбор методики для оценки учебных материалов
      • 5. 5. 1. Общая характеристика метода DACUM
      • 5. 5. 2. Методика обработки экспертных оценок
        • 5. 5. 2. 1. Определение компетентности экспертов
        • 5. 5. 2. 2. Построение обобщенной ранжировки объектов оценки
        • 5. 5. 2. 3. Определение согласованности мнений экспертов
        • 5. 5. 2. 4. Определение зависимостей между ранжировками
      • 5. 5. 3. Результаты обработки экспертных оценок
        • 5. 5. 3. 1. Определение перечня учебных дисциплин и тем
        • 5. 5. 3. 2. Определение порядка изучения учебных тем
        • 5. 5. 3. 3. Определение компетентности экспертов
        • 5. 5. 3. 4. Определение оптимального порядка изучения учебных тем
    • 5. 6. Определение коэффициента использования знаний и навыков
    • 5. 7. АОС по самолету Як-18Т
      • 5. 7. 1. Выбор среды для разработки АОС
      • 5. 7. 2. Запуск АОС и регистрация пользователя
      • 5. 7. 3. Режим обучающей системы
      • 5. 7. 4. Режим электронного учебника
      • 5. 7. 5. Режим тестирования
    • 5. 8. АОС по дисциплине «Аэродинамика и динамика полета»
      • 5. 8. 1. Описание АОС
      • 5. 8. 2. Электронное учебное пособие
      • 5. 8. 3. Лабораторный практикум

Разработка теоретических основ и прикладных методов подготовки летного состава к эксплуатации воздушных судов нового поколения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Диссертационная работа посвящена решению важной научно-технической проблемы — повышению качества 1111 авиационного персонала для эксплуатации ВС нового поколения. Ее большое народно-хозяйственное значение обусловлено тесной связью с обеспечением безопасности полетов в гражданской авиации.

Важность этой проблемы отражена в документах Международной организации гражданской авиации ИКАО, в соответствии с которыми профессиональная подготовка авиационных специалистов представляет собой один из наиболее существенных факторов, обеспечивающих БП. В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация») задача совершенствования системы подготовки кадров и сохранения высокого уровня квалификации авиационного персонала отнесена к одной из главных задач государства в области регулирования авиационной деятельности [44].

На современном этапе развития ГА автоматизация процессов управления ВС нового поколения во многом изменяет характер профессиональной деятельности авиационного персонала и, в первую очередь, JIC. Это ставит новые задачи перед ПП JIC, совершенствование которой должно носить системный характер. В первую очередь необходимо приведение нормативной базы в соответствие со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО. Цели и содержание программ подготовки должны определяться в соответствии с рекомендуемым ИКАО компетентностным подходом, что согласуется с основным направлением модернизации всей системы российского образования, т.к. компетентностный подход положен в основу разработки Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Следующим этапом должна стать разработка новых методов и средств подготовки, реализующих все преимущества компетентностного подхода и современных технологий обучения. Традиционные методы подготовки JIC складывались в течение многих десятилетий, что позволило накопить в этой области большой опыт. При этом значительное внимание уделяется тренажерному и летному этапам. Однако при подготовке JIC на современные ВС роль теоретического этапа возрастает и недооценка этого неизбежно сказывается на качестве всей подготовки.

При подготовке диссертационной работы был изучен отечественный и зарубежный опыт применения АОС для подготовки ЛС, что позволило сделать вывод, эффективным способом решения этой задачи является применение АОС.

Изучением проблем совершенствования профессиональной подготовки ЛС занимаются многие научные коллективы, среди которых необходимо отметить работы ученых Ципенко В. Г., Кубланова М. С., Столярова H.A., Уско-ва В.П., Рисухина В. Н., Страдомского О. Ю., Кофмана В. Д., Егорова Г. С., Моисеева Е. М., Коваленко Г. В., Рачко A.A., Чепиги В. Е., Микинелова A. JL, Юши Н. Ф., Пономаренко В. А., Козлова В. В., Тотиашвили Л. Г., Бурдуна И. Е., Гребенкина A.B. и др.

Результаты этой работы позволили сделать вывод, что проблема разработки программ подготовки ЛС на основе компетентностного подхода и его реализации в АОС до настоящего времени в комплексной постановке не ставилась и не рассматривалась.

Диссертация посвящена решению этой проблемы и базируется на работах автора, выполненных с 1975 по 1994 годы в Актюбинском ВЛУ ГА и с 1994 года по настоящее время в Ульяновском ВАУ ГА.

Целью работы является повышение эффективности профессиональной подготовки ЛС для эксплуатации ВС нового поколения путем реализации компетентностного подхода с использованием АОС.

В процессе достижения поставленной цели решены следующие задачи: 1. Проведен анализ опыта применения традиционных методов и средств профессиональной подготовки ЛС и определены пути их совершенствования с учетом особенностей эксплуатации ВС нового поколения и возможностей современных технологий обучения.

2. Разработаны теоретические основы профессиональной подготовки ЛС.

3. Предложены методологические основы применения математического моделирования в процессе теоретической подготовки ЛС с учетом особенностей деятельности пилота ВС нового поколения.

4. Разработана методика автоматизированного контроля качества профессиональной подготовки ЛС.

5. Разработан комплекс компьютерных средств для профессиональной подготовки ЛС.

Объектом исследований является система первоначальной профессиональной подготовки ЛС ГА.

Предметом исследований является процесс непрерывного формирования профессиональных компетенций пилота.

Методы исследований основываются на теории профессиональной подготовки операторов, теории трансформационного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, теории математического моделирования, теории вероятностей и математической статистики, факторного анализа, теории тестирования, теории моделирования и параметризации педагогических тестов ЖТ, методике разработки учебно-тренировочных курсов ТББ, теоретической механике и динамике полета.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые поставлены и решены следующие научные задачи:

1. Разработаны теоретические основы профессиональной подготовки ЛС с использованием АОС и предложены научно обоснованные пути ее совершенствования.

2. Разработана методология создания АОС на основе реализации компе-тентностного подхода на основе теории трансформационного обучения.

3. Выработаны критерии оценки профессиональной компетентности ЛС с использованием концепции ОФД.

4. Определен комплекс ММ для профессиональной подготовки ЛС с учетом особенностей эксплуатации ВС нового поколения.

5. Разработан метод автоматизированного контроля качества обучения на основе теории моделирования и параметризации педагогических тестов ШТ.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность процесса профессиональной подготовки ЛС на основе:

— совершенствования нормативных документов, регламентирующих процесс 1111 ЛС, соответствующих стандартам и рекомендуемой практике ИКАО;

— подготовки научно обоснованных рекомендаций и требований по созданию и сертификации АОС;

— внедрения в систему ПП ЛС АОС, обеспечивающих реализацию ком-петентностного подхода и математического моделирования;

— индивидуализации процесса обучения и эффективной реализации при его проведении контрольно-коррекционной функции.

На защиту выносятся:

1. Методология разработки АОС на основе компетентностного подхода и теории трансформационного обучения.

2. Методика применения результатов математического моделирования в процессе теоретической подготовки ЛС.

3. Комплекс ММ для профессиональной подготовки ЛС с учетом особенностей эксплуатации ВС нового поколения.

4. Методика реализации контрольно-коррекционной функции на основе адаптивного тестирования.

5. Комплекс компьютерных средств предтренажерной подготовки ЛС.

Апробация работы. Основные положения работы, научные и практические результаты исследований докладывались и получили положительную оценку на международных, всесоюзных, всероссийских, отраслевых и вузовских научных конференциях в городах Пенза, Санкт-Петербург, Актюбинск, Ульяновск, Москва, Казань, Егорьевск, Хургада (Египет), Алма-Ата (Казахстан), Партенит (Украина), Рига (Латвия), Киев (Украина), где было представлено около.

50 докладов. Итоговые результаты диссертационной работы были заслушаны 15 января 2009 года в МГТУ ГА на заседании Международного авиационно-космического научно-гуманитарного семинара им. С. М. Белоцерковского.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 78 печатных работ, в том числе 2 монографии и 14 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук.

Результаты научных исследований по теме диссертации изложены также в двадцати заключительных отчетах о НИР, которые выполнялись по контрактам с государственными органами управления ГА России, где автор являлся научным руководителем или ответственным исполнителем.

Реализация результатов работы. Результаты работы внедрены в учебных заведениях, авиационных учебных центрах и авиакомпаниях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из перечня сокращений и обозначений, введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников, включающего 238 источников, и 4 приложений. Диссертация изложена на 306 страницах, включает 69 рисунков и 24 таблицы. Основная часть работы изложена на 263 страницах.

В первой главе на основе статистических данных показана взаимосвязь качества профессиональной подготовки ЛС и уровня БП с учетом особенностей летной эксплуатации ВС нового поколения.

На основании результатов проведенных исследований в качестве перспективного направления работы по совершенствованию профессиональной подготовки ЛС определена разработка ТСПО для повышения эффективности процесса теоретической подготовки.

В завершающей части главы сформулированы основные выводы и задачи исследований, вытекающие из проведенного анализа проблемы и поставленной цели работы.

Во второй главе исследуется особенности компетентностного подхода к обучению и рекомендации ИКАО по его применению для подготовки пилотов в составе многочленного экипажа по программе MPL (Multi-Crew Pilot License).

Проведено исследование особенностей применения компетентностного подхода для ПП JIC, начиная от его теоретических основ, терминологии и заканчивая особенностями технических средств и методикой их применения.

С учетом результатов исследований, в качестве теоретической основы процесса 1111 JIC предлагается использование ТТО. ТТО позволяет исследовать немонотонный процесс обучения сложным видам профессиональной деятельности, особенностями которого являются замедления или даже спады в процессе обучения, что связано с трансформациями структуры действий обучающегося.

В выводах отмечено, что компетентностный подход для 1111 JIC может быть реализован на основе концепции опорных фрагментов деятельности, позволяющей выявить наиболее важные фрагменты профессиональной деятельности JIC. В качестве теоретической основы для реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке JIC может быть использована теория трансформационного обучения. При этом возникает необходимость изменения всех компонентов профессионально-педагогической системы.

В третьей главе предложен комплекс математических моделей, позволяющий в соответствии с компетентностным подходом обеспечить освоение профессиональных компетенции пилота.

Перспективным признана разработка комплекса ММ на основе летных тренажеров, что позволяет создать комплекс средств обучения на базе единой ММ и обеспечить согласованность результатов моделирования для каждого учебного модуля.

В работе обоснована необходимость разработки комплекса ММ, обеспечивающих различную «глубину моделирования», под которой можно понимать степень детализации объекта в модели и число моделируемых элементов. Разработана методика применения комплекса ММ, архитектура и структура ММ для решения учебных задач.

Предложены статистический и эвристический метод оценки адекватности разрабатываемых ММ, эффективность которых показана на примере оценки адекватности ММ взлета и посадки самолета.

Эффективность предлагаемого комплекса ММ как средства подготовки JIC доказана на примере изучения взлетных характеристик самолета Ту-204 при выполнении нормального, продолженного и прерванного взлета в различных эксплуатационных условиях, позволяющего дать обоснование эксплуатационных ограничений и рекомендаций по пилотированию самолета в различных эксплуатационных условиях.

Делается вывод о необходимости применения методов математического моделирования в процессе теоретической подготовки, что позволяет обеспечить компетентностный подход, сочетающий теоретическое обучение с навыками практического применения полученных знаний.

В четвертой главе рассмотрены проблемы реализации контрольно-коррекционной функции в АОС, которой при разработке АОС должно уделяться особое внимание, т.к. автоматизированное обучение предъявляет целый ряд принципиально новых требований как к организации и методике обучения, так и к самому обучающемуся.

Для реализации контрольно-коррекционной функции при подготовке JIC предлагается использование тестов, соотнесенными с критериями (criterion-referenced test), позволяющих обеспечить непрерывное и объективное оценивание процесса обучения в соответствии с заданными нормативами.

Для определения целевых показателей обучения использована концепция ОФД, что позволяет отойти от принятого в настоящее время подход к оценке результатов деятельности пилотов по прямому учету этих результатов. Такой подход оказывается малоинформативным с точки зрения выявления причин недостатков в подготовке и совершенствования программ.

Предложены критерии оценки качества подготовки пилота, основанные на анализе параметров, определяющих точностные, временные и надежностные показателя его деятельности. Задача оценки качества подготовки решается на основе применения теории статистической проверки гипотез.

Для повышения эффективности контроля в диссертационной работе предложено применение стандартизованных методов контроля знаний и метода адаптивного тестирования.

В пятой главе предложена методика разработки и применения АОС для профессиональной подготовки JIC.

Для реализации компетентностного подхода к подготовке JIC использована модель разработки учебно-тренировочных курсов ISD, позволяющая установить взаимосвязь между знаниями и навыками, необходимыми для данного вида профессиональной деятельности, и соответствующей программой профессиональной подготовки.

Отработана методика организации контроля качества подготовки в АОС на основе концепции интерактивного самообучения, главным отличительным признаком которого является контролируемый и корректируемый на нескольких уровнях процесс и результат самообучения.

Предложена методика применения экспертных оценок для разработки АОС на основе метода DACUM.

Описанные методы использованы при разработке АОС для подготовки JIC на самолет Як-18Т 36 серии и для изучения дисциплины «Аэродинамика и динамика полета».

В приложении приведены описания использованных для исследований математических моделей, документы, подтверждающие внедрение результатов работы.

Выводы по главе 5.

1. В диссертационной работе разработана методика создания АОС, основанная на модели ISD, что позволило приблизить содержание и структуру АОС к задачам профессиональной деятельности летного состава, а также обеспечить большую надежности оценки качества подготовки.

2. Технология обучения, основанная на разработанной методике создания АОС, позволяет в полной мере реализовать компетентностный подход в профессиональной подготовке летного состава.

3. Разработан метод для экспертной оценки содержания учебного материала АОС, учитывающий профессиональные компетенции пилота гражданской авиации.

4. Разработана методика обработки результатов экспертного опроса с целью определения наиболее целесообразного порядка изучения учебного материала по критерию коэффициента использования знаний, навыков полученных в предыдущих модулях.

5. Практическая реализация теоретических положений диссертационной работы показана на примере АОС «Аэродинамика и динамика полета» и АОС «Подготовка к летной эксплуатации самолета Як-18Т 36 серии», которые разработаны и внедрены в учебный процесс в учебных заведениях гражданской авиации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из путей повышения эффективности и надежности эргатической системы «пилот — ВС», является совершенствование системы профессионального обучения пилотов.

Основу решения указанной задачи составляет поиск новых методов и разработка методик, позволяющих на практике реализовать уже отчасти известные принципы и закономерности профессионального обучения.

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований этих вопросов в диссертационной работе сделаны следующие выводы:

1. Результаты проведенного анализа, позволяют сделать вывод, что недостатки в подготовке летного состава продолжают оставаться одной из значимых причин авиационных происшествий. Одним из этих недостатков является несогласованность теоретического и практического этапов подготовки летного состава.

2. Поступление в эксплуатацию воздушных судов нового поколения с высокой степенью автоматизации существенно изменило характер профессиональной деятельности пилота, что предъявляет новые требования к его профессиональной подготовке.

3. Проведенный в работе анализ свидетельствует о целесообразности организации профессиональной подготовки летного состава на основе компе-тентностного подхода, базирующегося на разработанной академиком А. Н. Леонтьевым теории деятельности.

4. Анализ опыта применения технических средств подготовки и обучения (ТСПО) летного состава позволил определить следующие направления дальнейших исследований:

— определение путей совершенствования ТСПО с учетом особенностей летной эксплуатации гражданских ВС нового поколения и возможностей современных технологий обучениясовершенствование теоретических основ профессиональной подготовки летного составаразработка методики применения математического моделирования в процессе профессиональной подготовки летного составаразработка методики автоматизированного контроля качества профессиональной подготовки летного состава.

5. В работе предложен метод определения профессиональных компетент-ностей летного состава, основанный на концепции опорных фрагментов деятельности (ОФД).

6. Проведенный в работе анализ теорий обучения позволил сделать вывод, что наилучшей теоретической основой для реализации компетентстного подхода в профессиональной подготовке летного состава является трансформационная теория обучения (ТТО), которая позволяет выполнять коррекцию информационной модели среды АОС для формирования индивидуальной траектории обучения с учетом осваиваемых стратегий и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

7. В работе обосновывается теоретическая и практическая необходимость математического моделирования всех составляющих системы «ВС — экипажсреда», для реализации компетентностного подхода на этапе теоретического обучения пилотов.

8. В результате проведенных исследований установлено, что для реализации компетентностного подхода необходимо использование методов математического моделирования с учетом особенностей когнитивной деятельности летного состава, что позволяет обеспечить более качественное освоение всех составляющих профессиональных компетенций.

9. Разработанный в работе комплекс математических моделей позволяет: обеспечить изучение особенностей летной эксплуатации ВС нового поколенияизучить влияние на летные характеристики ВС различных эксплуатационных факторов при их всевозможных сочетанияхмоделировать особенности управляющих действий пилота с учетом работы автоматизированных систем управления и представлять результаты моделирования в привычном для пилотов виде.

10. Разработаны методы определения целевых показателей профессиональной подготовки пилотов и критериев оценки их достижения, которые позволяют убедиться в успешной реализации компетентностного подхода.

11. Установлены целевые показатели профессиональной подготовки членов экипажам, которые определяются с использованием методов ОФД.

12. В работе получили развитие основные положения ТТО, заключающееся в совершенствовании критериев оценки подготовки летного состава, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость учета освоения необходимых стратегий действий.

13. Для реализации тестирования как средства измерения качества профессиональной подготовки летного состава разработана и апробирована методика стандартизованного контроля и адаптивного тестирования, что позволило повысить эффективность и точность контроля.

14. В диссертационной работе разработана методика создания АОС, основанная на модели КБ, с целью повышения степени усвоения учебного материала и обоснованного сокращения его объема, а также для обеспечения большей надежности оценки при контроле компетентностей пилота.

15. Технология обучения, основанная на разработанной методике создания АОС, позволяет, в более полной мере, реализовать компетентностный подход в профессиональной подготовке летного состава.

16. Разработан метод для экспертной оценки содержания учебного материала АОС, учитывающий необходимые профессиональные компетенции пилота гражданской авиации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / B.C. Аванесов. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов при МИСиС, 1989. — 168 с.
  2. Аванесов, B.C. Item Response Theory: Основные понятия и положения / B.C. Аванесов // Педагогические измерения. 2007. — № 2.
  3. Автоматизированные обучающие системы профессиональной подготовки операторов летательных аппаратов / Л. С. Демин и др.- под ред.
  4. B.Е. Шукшунова. М.: Машиностроение, 1986. — 240 с.
  5. , Ю.А. Математическая модель пилота на этапе выравнивания самолета / Ю. А. Агеев, В. Ф. Рощин // Проблемы полета самолетов гражданской авиации при заходе на посадку в сложных метеоусловиях: сб. науч. трудов. -Киев: КИИГА, 1984. С. 39−43.
  6. Адаме, P.E. DACUM: Подходы к изучению учебного плана и оценка профессионального обучения / P.E. Адаме. Оттава, Канада, 1975.
  7. , Д.В. Компьютерная обучающая система по дисциплине «Аэродинамика и динамика полета» / Д. В. Айдаркин, С. Г. Косачевский // Компьютерные учебные программы и инновации. 2007. — № 12. — С. 68.
  8. , Д.В. Использование компетентностного подхода для разработки систем автоматизированного обучения летного состава / Д. В. Айдаркин,
  9. C.Г. Косачевский // Научный вестник УВАУ ГА. 2008. — № 1. — С. 170−178.
  10. , В. Информатизация: приобретение и утраты / В. Айн-штейн // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 89−92.
  11. , Н.В. Стратегические образовательные технологии: сущность, отличительные признаки / Н. В. Акинфеева // Образовательные технологии. 2004. — № 1. — С. 61−66.
  12. , В.Д. Систематизация требований и классификация технических средств подготовки и обучения авиационных специалистов / В. Д. Аксенов // Мир авионики. 2003. — № 5. — С. 36−40.
  13. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2008 году. М.: Федеральное агентство воздушного транспорта, 2009.
  14. , Н.С. Полномасштабное интерактивное анимационное моделирование динамики полета летательных аппаратовв реальном масштабе времени / Н. С. Архипов, М. С. Кубланов // Научный вестник МГТУ ГА. -1999.-№ 15.-С. 13−21.
  15. , Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  16. , Р. Введение в математическую теорию обучения / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кротекс. -М.: Мир, 1969. 488 с.
  17. Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов / под ред. Г. С. Бюшгенса. М.: ЦАГИ — Пекин, 1995. — 772 с.
  18. , А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Филинъ, 2003. — 616 с.
  19. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Педагогический поиск, 2003. 256 с.
  20. , В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.-304 с.
  21. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. -М.: Статистика, 1980.
  22. , И.А. Техническая диагностика / И. А. Биргер. М.: Машиностроение, 1978.-240 с.
  23. Боровиков, В.П. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. / В. П. Боровиков. СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
  24. Буш, Р. Стохастические модели обучаемости / Р. Буш, Ф. Мостеллер. М.: Гос. изд. физ.-мат. лит. — 1962. — 483 с.
  25. , Г. С. Аэродинамика самолета. Динамика пространственного движения самолета / Г. С. Брюжгенс, Р. В. Студнев. М.: Машиностроение, 1967.-226 с.
  26. , Г. С. Аэродинамика самолета. Динамика продольного и бокового движения / Г. С. Брюжгенс, Р. В. Студнев. — М.: Машиностроение, 1979.-349 с.
  27. , В.И. Основы культуры адаптивного тестирования / В. И. Васильев, Т. Н. Тягунова. М.: ИКАР, 2003. — 584 с.
  28. Введение в эргономику / Г. М. Зараковский и др.- под ред. В. П. Зин-ченко. — М.: Советское радио, 1974. 352 с.
  29. , В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации / В. Ф. Венда. М.: Машиностроение, 1982. — 344 с.
  30. , В.Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия / В. Ф. Венда. М.: Наука, 1977.
  31. , В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика / В. Ф. Венда. М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.
  32. , В.Ф. Средства отображения информации / В. Ф. Венда. — М.: Энергия, 1969.-304 с.
  33. , М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман — под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004.-192 с.
  34. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ. М.: Федеральная авиационная служба России, 1997. -98 с.
  35. , Р. Экспериментальная психология / Р. Вудвортс. М.: Мир, 1950.
  36. , И. Анализ и обработка данных: специальный справочник. / И. Гайдышев. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  37. , М.Л. Полет самолета с неполной и несимметричной тягой / М. Л. Галлай. М.: Машиностроение, 1970. — 190 с.
  38. ГОС-3: приближаясь к реальности // Аккредитация в образовании. -2007.-№ 14.-С. 52−55.
  39. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 641-р. М.: Минтранс России, 2008.
  40. , A.B. Методологические основы решения задач летной эксплуатации воздушных судов с системами автоматического управления : дис. д-ра техн. наук: 05.22.14 / Гребенкин Александр Витальевич. М., 2000. — 427 с.
  41. , A.B. Математическая модель динамики управляемого полета самолета Ту-204 в тренажерном варианте / A.B. Гребенкин, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУГА. Сер. Аэромеханика и прочность. — 2001.-№ 37.-С. 16−19.
  42. , A.B. Понижение минимумов погоды системы «экипаж -воздушное судно» за счет улучшения характеристик штурвального управления / A.B. Гребенкин, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУГА. Сер. Безопасность полетов. 2001. — № 40. — С. 52−66.
  43. , В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий / В. Г. Домрачев, И. В. Ретинская // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 10−13.
  44. , Ю.А. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем / Ю. А. Дубов, С. Н. Травкин, В. Н. Якимец. М.: Наука, 1986.
  45. , Л.Н. Компетентностный подход в системе менеджмента качества образовательного учреждения гражданской авиации / Л. Н. Елисов, А. В. Шмельков. Егорьевск: ЕАТК, 2007. — 162 с.
  46. , М.Ю. Минимальная эволютивная скорость взлета самолета Ил-96Т / М. Ю. Жучков, И. Ф. Полякова, С. А. Ковалевский, В. П. Деев, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: Аэромеханика и прочность. 1999. — № 15. — С. 107−109.
  47. , М.Ю. Минимальная эволютивная скорость разбега самолета Ил-96Т / М. Ю. Жучков, И. Ф. Полякова, С. А. Ковалевский, В. П. Деев, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: Аэромеханика и прочность. 1999.-№ 15.-С. 103−105.
  48. Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М.: Наука, 1986.-244 с.
  49. , А.П. Проблемы подготовки летно-операторского состава перспективных авиационных систем / А. П. Захаревич, С. Ф. Сергеев // Мир авионики. 2006. — № 5. — С. 36−40.
  50. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 23−30.
  51. , И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  52. Интеллектуальные датчики в автоматизированных обучающих системах / Ю. Ф. Есин и др. // Мир авионики. 2001. — № 2. — С. 41-^-3.
  53. Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение / под ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, В. Ф. Венды. М.: Наука, 1977 — 277 с.
  54. Исследование влияния состояния ВПП и коэффициента сцепления на взлетно-посадочные характеристики самолетов с ГТД (Ил-76, Як-40, Ан-24): отчет о НИР (заключ.) / ГосНИИГА- рук. Кияшко B.C. М., 1980. — 33 с. -№ ГР 79 058 011. — Инв. № Б895 096.
  55. , П.В. Методика летного обучения. / П. В. Картамышев, И. В. Игнатова, А. И. Оркин. М.: Транспорт, 1987. — 280 с.
  56. , П.В. Методика летного обучения / П. В. Картамышев, А. К. Тарасов. — М.: Транспорт, 1974. 312 с.
  57. , А.Т. Знания пилота о своем самолете важнейшая часть летного мастерства / А. Т. Керн, В. Н. Рисухин, В. Г. Ципенко // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. — № 23. — М.: МГТУ ГА, 2000. -С. 13−15.
  58. , Г. В. Летная эксплуатация. / Г. В. Коваленко, А.Л. Микене-лов, В. Е. Чепига — под ред. Г. В. Коваленко. М.: Машиностроение, 2007. -416 с.
  59. , Г. В. К вопросу о классификации ошибок пилота при заходе на посадку / Г. В. Коваленко // Тезисы докладов III Всесоюзной научно-практической конференции по безопасности полетов. — Л.: ОЛАГА. 1982. — С.56−57.
  60. Г. В. Определение коэффициента готовности пилота к опорному навыку / Г. В. Коваленко // Оптимизация летной эксплуатации в ожидаемых условиях и особых ситуациях: Межвуз. темат. сб. науч. тр. — Л.: ОЛАГА. 1988. — С.20−24.
  61. , Г. В. Разработка методологии оценки квалификации летного персонала : дис. д-ра техн. наук: шифр 05.22.14 / Коваленко Геннадий Владимирович Л.: ОЛАГА, 1993. — 425с.
  62. , Р.В. Программа расчета взлетных характеристик самолета с учетом движения его вокруг центра тяжести / Р. В. Козин // Труды ЦАГИ. — Вып. 1794. Жуковский: ЦАГИ, 1977.
  63. , В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации / В. В. Козлов. М.: НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики ГНИИИ военной медицины МО РФ, 2002.
  64. Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации: одобр. на заседании Правительства РФ 07.12.2000, Протокол № 41, пункт 1.
  65. , С.Г. Разработка математической модели взлета самолета / С. Г. Косачевский // Математическое моделирование задач динамики и безопасность полетов в гражданской авиации: сб. науч. трудов. Рига: РКИИГА. -1987.-С. 54−58.
  66. , С.Г. Применение теории трансформационного обучения для разработки автоматизированных обучающих систем подготовки летного состава / С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: Аэромеханика и прочность. 2007. -№ 111.- С. 172−175.
  67. , С.Г. Разработка автоматизированной обучающей системы по динамике полета самолета / С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: Аэромеханика и прочность. 2007. -№ 111.- С. 176−178.
  68. , С.Г. Разработка программ профессиональной подготовки летного состава в соответствии с рекомендациями 1САО / С. Г. Косачевский, С. И. Краснов // Научный вестник УВАУ ГА. 2008. — № 1. — С. 7−16.
  69. , М.Г. Динамика взлета и посадки самолетов / М. Г. Котик. М.: Машиностроение, 1984. — 256 с.
  70. , Ю.Л. Исследование динамики взлета самолета на основе решения обратной задачи / Ю. Л. Кочеловский // Вопросы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов: сб. науч. трудов. Центр науч.-техн. инфор. «Волна», 1985. — С. 111−114.
  71. , М.С. Математическое моделирование аварии Ил-76 в Иркутске 26.07.99 / М. С. Кубланов // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. 2000. — № 23. — С. 21−27.
  72. , М.С. Основные принципы математического моделирования динамики полета летательных аппаратов /М.С. Кубланов // Научный вестник МГТУГА. Сер. Аэромеханика и прочность. 2001. — № 37. — С. 11−15.
  73. , А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях / А. Н. Лебедев. М.: Радио и связь, 1989. — 224 с.
  74. , Б.Ф. Справочник по инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Машиностроение, 1982.-368 с.
  75. Мак-Кракен, Д. Численные методы и программирование на Фортране / Д. Мак-Кракен, У. Дорн. М., 1977 — 584 с.
  76. , В .Я. Новые информационные технологии в авиационном тренажеростроении / В. Я. Мамаев // Мир авионики. 2001. — № 2. — С. 3840.
  77. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988 — 192 с.
  78. , Г. Ш. Авиационные тренажеры и безопасность полетов / Г. Ш. Меерович, А. И. Годунов, О. К. Ермолаев. М.: Воздушный транспорт, 1990.-343 с.
  79. , К. Е. Ошибка человека в авиации может быть преднамеренной, неумышленной или отражающей уровень квалификации / К. Е. Ментон // Бюллетень ИКАО. 1998. — № 4 (12). — С. 12.
  80. , М. Технология управления качеством профессиональной подготовки в вузе / М. Мещерякова // Ученый совет. 2007. — № 2. -С. 28−32.
  81. , А.Д. Рабочая нагрузка пилотов в «стеклянной кабине» /
  82. A.Д. Миронов // Проблемы безопасности полетов. 1999. — № 8. — С. 16−24.
  83. Нештатные ситуации космических полетов (Математическое моделирование, Прикладные аспекты) / A.B. Алешин и др. — Звездный городок: Росс, гос. научно-иссл. испытат. центр подготовки космонавтов, 1998. — 244 с.
  84. Нормы годности автоматизированных обучающих систем для подготовки авиационного персонала воздушного транспорта: утв. 15.05.98. М., 1998.
  85. Обучение и переподготовка летного состава гражданской авиации // Проблемы безопасности полетов. 1996. — № 5. — С. 3−10.
  86. , В.Е. Специальные методы оценки техники пилотирования /
  87. B.Е. Овчаров. М.: Афес, 2000. — 136 с.
  88. , В.Е. Человеческий фактор в авиационных происшествиях / В. Е. Овчаров. М.: МАК, 2005. — 80 с.
  89. , Д. Подготовка высококвалифицированных пилотов с помощью новых методов обучения / Д. Одергард // Журнал ИКАО. 1994. -№ 2.-С. 29−33.
  90. , И.В. Аэродинамика самолета / И. В. Остославский. — М.: Оборонгиз, 1957. 560 с.
  91. , И.В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов / И. В. Остославский, И. В. Стражева. М.: Машиностроение, 1969. — 492 с.
  92. , И.В. Динамика полета. Устойчивость и управляемость летательных аппаратов / И. В. Остославский, И. В. Стражева. М.: Машиностроение, 1965. -463 с.
  93. , Ч.А. Летная эксплуатация: (Организация работы экипажа). / Ч.А. Оуэне- пер. с англ. И. М. Алявдина. М.: Транспорт, 1987. — 327 с.
  94. Ошибки пилота: человеческий фактор / пер. с англ. A.C. Щербакова. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
  95. , А.Н. Методы обработки экспертной информации: учебно-метод. пособие / А. Н. Павлов, Б. В. Соколов. СПб.: ГУАП, 2005.
  96. Пилоту о предотвращении грубых посадок / В. М. Буряков и др. — М.: Транспорт, 1990. 47 с.
  97. Подготовка персонала. Правила аэронавигационного обслуживания: Doc. 9868. Монреаль: ИКАО, 2006.
  98. Подготовка руководства по производству полетов: Doc. 9376-AN/914. Изд. 2-е. — Монреаль: ИКАО, 1997.
  99. Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР.: утв. Пр. Министра гражданской авиации СССР от 19.12.1988 № 44/И: введ. в действие 01.09.89. М.: М-во гражданской авиации СССР, 1989 -114 с.
  100. , В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии / В. А. Пономаренко. Красноярск: Поликом, 2006. — 629 с.
  101. , В.А. Страна Авиация — черное и белое / В. А. Пономаренко. -М.: Наука, 1995. 288 с.
  102. , В.Д. Исследование динамики взлета самолета в сложных и особых ситуациях на ЭЦВМ / В. Д. Попов, Л. Г. Тотиашвили // Вопросы аэродинамики и динамики полета гражданских самолетов: сб. трудов. Вып. 141.-М. :ГосНИИГА, 1977.-С. 19−37.
Заполнить форму текущей работой