Модели и алгоритмы управления приводами бортовых оптико-механических систем автосопровождения объектов
Вопросам повышения точности систем видеосопровождения объектов уделено значительное внимание в отечественных и зарубежных источниках. Существенный вклад в разработку алгоритмов управления приводами оптико-механических систем внесли такие ученые как Бесекерский В. А., Ривкин С. С., Чемоданов Б. К., Турецкий X. и др. Однако, несмотря на большое количество работ по данной тематике, в результате… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
- 1. 1. Постановка задачи сопровождения объектов оптико-механическими системами
- 1. 2. Обзор алгоритмов управления приводами кардана и структур оптико-механических систем авто сопровождения объектов
- 1. 3. Постановка задач диссертации
- 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ И АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ СИСТЕМЫ ВИДЕООСОПРОВОЖДЕНИЯ С ДВУХОСНЫМ КАРДАННЫМ ПОДВЕСОМ
- 2. 1. Разработка математической модели двухосного карданного подвеса с видеодатчиком
- 2. 2. Разработка структур систем автосопровождения объектов
- 2. 3. Разработка алгоритмов управления приводами системы видеосопровождения
- 2. 4. Исследование точности сопровождения объектов при использовании разработанных алгоритмов управления
- 2. 4. 1. Оценка ошибки сопровождения объектов
- 2. 4. 2. Исследование влияния ошибок определения угловых координат объекта на точность сопровождения
- 2. 4. 3. Исследование влияния запаздывания в контуре управления и частоты дискретизации задающих воздействий следящих приводов на точность сопровождения объектов
- 2. 5. Выводы
- 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ И АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ СИСТЕМЫ ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЯ С ТРЕХОСНЫМ КАРДАННЫМ ПОДВЕСОМ
- 3. 1. Разработка модели управления приводами трехосного карданного подвеса системы видеосопровождения, установленной на подвижном носителе
- 3. 2. Разработка алгоритма управления приводами трехосного карданного подвеса системы видеосопровождения
- 3. 3. Исследование влияния качки носителя на точность сопровождения
- 3. 4. Сравнительный анализ точности систем видеосопровождения объектов с двухосным и трехосным карданными подвесами
- 3. 5. Выводы
- 4. РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ СИСТЕМ ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОГНОЗИРУЕМЫМ КООРДИНАТАМ ОБЪЕКТА
- 4. 1. Исследование точности систем видеосопровождения при прогнозировании координат объекта
- 4. 2. Разработка алгоритма управления приводами системы видеосопровождения при кратковременном пропадании информации об объекте
- 4. 3. Сравнительный анализ точности систем видеосопровождения с двух-и трехосными карданными подвесами при кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении
- 4. 4. Выводы
Модели и алгоритмы управления приводами бортовых оптико-механических систем автосопровождения объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы.
Одной из характерных черт современности является интенсивное применение новейших научных разработок при создании сложных информационно-управляющих комплексов. Безусловно, эта тенденция присутствует и при разработке алгоритмов управления приводами бортовых оптико-механических систем, решающих задачу автоматического сопровождения объектов по данным видеонаблюдений. При этом возникают новые возможности формирования управления приводами бортовых оптико-механических систем автосопровождения, ведущие к улучшению точностных характеристик систем видеосопровождения объектов.
Наиболее широкое распространение системы видеосопровождения получили при решении таких задач как навигация, круглосуточное пилотирование летательных аппаратов, поиск, обнаружение и сопровождение наземных, надводных, воздушных подвижных и неподвижных объектов, оценка состояния техногенных объектов, мониторинг дорожной обстановки и массовых мероприятий.
Одним из направлений при создании высокоточных систем видеосопровождения является разработка моделей и эффективных алгоритмов управления приводами бортовых комплексов оптико-механических систем, предназначенных для установки на воздушном, надводном и наземном транспорте. Одной из основных задач систем видеосопровождения является непрерывное совмещение оптической оси оптико-электронного прибора (видеодатчика), установленного на опорно-поворотной платформе (в карданном подвесе) оптико-механической системы, с направлением на объект, наблюдаемый на формируемом видеодатчиком изображении. Характерной чертой систем видеосопровождения, устанавливаемых на подвижном носителе, является необходимость обеспечения высокой точности сопровождения объектов в автоматическом режиме в условиях больших угловых скоростей и ускорений изменения направления на объект.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на точность автоматического сопровождения объекта, помимо алгоритма управления приводами кардана, являются частота формирования видеокадров, величина запаздывания в контуре управления, угловые скорость и ускорение изменения направления на объект, длительность возможного пропадания информации о положении объекта на изображении.
В системах видеосопровождения объектов используются различные способы повышения точности. В частности, применяются управляемые гиростабилизированные платформы для уменьшения влияния качки носителя, корректирующие звенья, статистическое прогнозирование в случае кратковременного пропадания информации о положении объекта на изображении. Вместе с тем, проблема повышения точности автосопровождения в условиях высокой динамики изменения углового направления на объект и при использовании специальных вычислительных средств для обработки изображений и формирования управления приводами опорно-поворотной платформы до сих пор остается актуальной.
Таким образом, существует практическая задача повышения точности сопровождения объектов посредством разработки эффективных алгоритмов управления приводами бортовых оптико-механических систем автосопровождения объектов.
Степень разработанности темы.
Вопросам повышения точности систем видеосопровождения объектов уделено значительное внимание в отечественных и зарубежных источниках. Существенный вклад в разработку алгоритмов управления приводами оптико-механических систем внесли такие ученые как Бесекерский В. А., Ривкин С. С., Чемоданов Б. К., Турецкий X. и др. Однако, несмотря на большое количество работ по данной тематике, в результате проведённого анализа не выявлено публикаций, содержащих в полной мере анализ и решение задачи повышения точности сопровождения в условиях высоких угловых скоростей и ускорений изменения направления на объект, значительного запаздывания в контуре управления и недостаточной для ряда случаев стандартной частоты формирования видеоизображений.
Цель диссертационной работы заключается в разработке моделей и алгоритмов управления приводами оптико-механической системы, позволяющих повысить точность сопровождения в условиях высокой динамики изменения углового направления на объект, в том числе и при кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих основных задач:
— разработка математических моделей, определяющих связь координат объекта на изображении с требуемыми углами поворота рамок кардана для совмещения оптической оси видеодатчика с направлением на объект;
— разработка алгоритмов управления приводами двухи трехосных карданов оптико-механических систем, позволяющих повысить точность сопровождения объектов в условиях высокой динамики изменения углового направления на объект;
— разработка алгоритмов формирования управления приводами систем видеосопровождения при кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении;
— разработка эффективных структур систем видеосопровождения;
— исследование разработанных моделей и алгоритмов.
Методы исследования.
Теоретические исследования в настоящей работе выполнены на основе методов теории автоматического управления, теории вероятностей, статистического прогнозирования, планетарной геометрии и тригонометрии.
Имитационное моделирование выполнялось с использованием пакетов Simulink, Signal Processing Blockset, Virtual Reality Toolbox и Video and Image Processing Blockset системы MATLAB.
Экспериментальные исследования выполнялись с использованием промышленного образца опорно-поворотной платформы.
Научная новизна.
Задача автосопровождения объекта по данным видеонаблюдений решена с учетом таких факторов как частота формирования видеокадров, запаздывание в контуре управления, качка носителя, кратковременное пропадание информации о положении объекта на изображении. Результаты разработки моделей и алгоритмов управления приводами системы видеосопровождения содержат следующие элементы научной новизны:
— математические модели, определяющие связь координат объекта на изображении с требуемыми углами поворота рамок кардана, для совмещения оптической оси видеодатчика с направлением на сопровождаемый объект;
— алгоритм управления приводами системы видеосопровождения объектов с двухосным карданным подвесом, осуществляющий компенсацию запаздывания и повышение частоты дискретизации управляющих воздействий в контурах отработки требуемых углов поворота рамок кардана в условиях отсутствия или наличия информации о качке носителя;
— алгоритм управления приводами системы видеосопровождения с трехосным карданным подвесом, осуществляющий при наличии информации о качке носителя стабилизацию изображения, компенсацию запаздывания и расширение полосы пропускания контуров отработки требуемых углов поворота рамок кардана;
— алгоритм управления приводами оптико-механической системы при кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении.
Эффективность разработанных алгоритмов получила экспериментальное подтверждение.
Практическая ценность.
Работа направлена на решение задач, имеющих непосредственное практическое значение. Использование разработанных моделей и алгоритмов формирования управления приводами оптико-механической системы позволяет значительно повысить точность сопровождения объекта при высокой динамике изменения направления на объект. В частности при изменении углового направления со скоростью до 10 угл. град./с и ускорением до 100 угл. град./с2, частоте формирования видеокадров 25 Гц, запаздывании 0,01 с в контуре управления ошибка сопровождения при применении разработанных алгоритмов как минимум в 4 раза меньше по сравнению со стандартным одноконтурным вариантом построения системы видеосопровождения.
Разработанные модели и алгоритмы управления приводами кардана могут использоваться для построения систем наблюдения, систем видеосопровождения при высокой динамике изменения направления на объект, значительном запаздывании в контуре управления, невысокой частоте формирования видеокадров.
Достоверность.
Достоверность результатов и выводов диссертации подтверждается корректным использованием математического аппарата, результатами моделирования и экспериментальными исследованиями.
Реализация и внедрение.
Полученные теоретические и практические результаты использованы при проведении научно-исследовательских работ, проводимых в ГОУВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет» по заказам Федерального агентства по образованию (НИР 6-ОЗГ, 26-ОЗГ) и ФГУП «Государственный рязанский приборный завод» (НИР 1−03, 1−04, 44−04, 7−05), что подтверждается актами внедрения.
Апробация работы.
Основные результаты диссертационной работы докладывались на следующих конференциях и семинарах:
— 12-й, 13-й, 14-й международных научно-технических конференциях «Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций» (Рязань — 2004, 2005);
— 7-й международной научно-технической конференции «Цифровая обработка сигналов и ее применения» (Москва — 2005);
— научно-практическом семинаре, посвященном 60-летию победы в ВОВ, «Сети и системы связи» (Рязань — 2005);
— 4-й международной конференции «Телевидение: передача и обработка изображений» (Санкт — Петербург — 2005);
— 11-й всероссийской научно-технической конференции «Новые информационные технологии в научных исследованиях и в образовании» (Рязань — 2006);
— научно-практической конференции «Хранить традиции. Готовить профессионалов. Растить патриотов» (Рязань — 2006);
— 7-й международной научно-технической конференции «Кибернетика и высоки технологии XXI века С&Т*2006» (Воронеж — 2006).
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 4 статьи и 9 тезисов докладов. Результаты исследований отражены в 6 отчётах о НИР.
Личиый вклад.
Используемые в диссертации математические модели, определяющие связи координат объекта на изображении с требуемыми углами поворота рамок кардана, алгоритмы управления приводами двухи трехосных карданных подвесов систем видеосопровождения при наличии или отсутствии информации о качке носителя, а также кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении разработаны лично диссертантом.
Основные результаты, выносимые на защиту:
— математические модели, определяющие связь координат объекта на изображении с требуемыми углами поворота рамок кардана для совмещения оптической оси видеодатчика с направлением на сопровождаемый объект;
— алгоритм управления приводами системы видеосопровождения объектов с двухосным карданным подвесом, осуществляющий компенсацию запаздывания и повышение частоты дискретизации управляющих воздействий в контурах отработки требуемых углов поворота рамок кардана в условиях отсутствия или наличия информации о качке носителя;
— алгоритм управления приводами системы видеосопровождения с трехосным карданным подвесом, осуществляющий при наличии информации о качке носителя стабилизацию изображения, компенсацию запаздывания и расширение полосы пропускания контуров отработки требуемых углов поворота рамок кардана;
— алгоритм управления приводами оптико-механической системы при кратковременном пропадании информации о положении объекта на изображении.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (80 источников), приложения, изложенных на 168 страницах, содержит 60 рисунков и 7 таблиц.
Основные результаты диссертационной работы сводятся к следующему:
1. Проведен обзор и анализ существующих структур и алгоритмов управления приводами оптико-механических систем автоматического сопровождения объектов по данным видеонаблюдений. Выявлены основные факторы, влияющие на точность сопровождения. Ими являются динамика изменения направления на объект относительно носителя СВС, частота формирования видеокадров, величина запаздывания в контуре управления, разрешение и ширина поля зрения ВД, а также время нахождения системы в инерциальном режиме;
2. Разработаны математические модели и алгоритмы управления приводами СВС с двухосным карданным подвесом, позволяющие компенсировать запаздывание в контуре управления и повысить частоту дискретизации задающих воздействий следящих контуров отработки требуемых углов поворота рамок кардана;
3. Разработаны математические модели и алгоритмы управления приводами СВС с трехосным карданным подвесом, учитывающие информацию о качке и маневрах носителя. Прогнозирование угловых координат объекта производится в неподвижно ориентированной СК, что позволяет повысить точность сопровождения объектов;
4. Разработан алгоритм управления приводами карданного подвеса оптико-механических систем автосопровождения при кратковременном пропадании информации о положении объекта в последовательности видеокадров;
5. Проведенное моделирование подтверждает эффективность разработанных алгоритмов управления приводами оптико-механических систем автоматического сопровождения объектов по данным видеонаблюдений с двух-и трехосными карданами как при наличии, так и при отсутствии информации о положении объекта на изображении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационная работа посвящена разработке, исследованию моделей и алгоритмов управления приводами бортовых оптико-механических систем автосопровождения объектов по данным видеонаблюдений. Особенностями решаемой задачи являются большие угловые скорости и ускорения изменения направления на объект, возможность кратковременного пропадания информации о положении объекта на изображении, невысокая частота формирования видеокадров, значительное запаздывание в контуре управления и требуемая высокая точность сопровождения.
Список литературы
- Алпатов Б.А., Балашов О. Е., Степашкин А. И. Некоторые вопросы построения видеокомпьютерных следящих систем // Проблемы математического моделирования и обработки информации в научных исследованиях: Сб. науч. Тр. Рязань: РГРТА, 2003. — С. 16−25.
- Жиль Ж., Пелегрен М., Декольн П. Теория и техника следящих систем. -М.: Машгиз, 1961.-804 с.
- Криксунов JI 3. Следящие системы с оптико-электронными координаторами. К.: Тэхника, 1991. — 156 с.
- Барсуков Ф. И., Величкин А. И., Сухарев А. Д. Телевизионные системы летательных аппаратов: Учеб. Пособие для вузов./ Под ред. Величкина А. И. М.: Сов. Радио, 1979. — 256 с.
- Алпатов Б.А., Балашов О. Е., Степашкин А. И. Управление приводами гиро стабилизированной платформы в видеокомпьютерной системе сопровождения объектов // Вестник Рязанской государственной радиотехнической академии. Вып. 12. Рязань, 2003. № 12 С. 38−41.
- Математические основы теории автоматического регулирования. Том II / Иванов В. А., Медведев B.C., Чемоданов Б. К., Ющенко А. С. М.: Высшая школа, 1977. — 518 с.
- Прэтт У. Цифровая обработка изображений. М.: Мир, 1982. — 312 с.
- Алпатов Б.А., Бохан К. А. Алгоритм обнаружения и выделения изображения движущегося объекта // Цифровая обработка сигналов и ее применения. Тез. докл. 2-й международной конференции. М., МЦНТИ, 1999.-С. 233−240.
- Алпатов Б.А., Бабаян П. В. Выделение движущихся объектов в системах видеонаблюдения при наличии геометрических искажений изображения // Цифровая обработка сигналов и ее применения. Тез. докл. 7-й международной конференции. Том 2. М., 2005. С. 336−340.
- Денисов Д.А., Низовкин В. А. Сегментация изображения на ЭВМ // Зарубежная радиоэлектроника. 1985. — № 10. — С. 5−30.
- Алпатов Б. А. Оценивание параметров движущегося объекта в последовательности изменяющихся двумерных изображений //Автометрия. 1991. — № 3. — С. 21−24.
- А.С. 1 443 794 СССР. Устройство для определения рассогласования координат положения объекта в телевизионной следящей системе / Б. А. Алпатов, А. А. Селяев, А. И. Степашкин, С. Ю. Хлудов. Опублик. 07.06.90. Бюл.№ 21. 8 с.
- Методы и алгоритмы обнаружения, распознавания и сопровождения объектов в видеокомпьютерных системах: Отчёт о научно-исследовательской работе № 1−02 /№ госрегистрации 1 200 302 742/ -Рязань, 2003.-65 с.
- Максимов М.В., Горконов Г. И. Радиоэлектронные системы самонаведения. М.: Радио и связь, 1982. — 304 с.18