Совершенствование правового регулирования оборота алкогольной продукции в Российской Федерации
На прошедшем в ноябре 2007 года в Государственной думе РФ круглом столе" посвященном «Законодательным проблемам противодействия алкоголизации населения как угрозе национальной безопасности России» было особо подчеркнуто, что назрела необходимость принятия концепции государственной алкогольной политики, направленной на изменение структуры 1 потребления алкоголя с т.н. «северного типа» на «южный… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Понятие оборота алкогольной продукции и история государственного регулирования общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции
- 1. Оборот алкогольной продукции — анализ понятия и значение в современных условиях
- 1. 1. Понятие оборота алкогольной продукции
- 1. 2. Роль оборота алкогольной продукции в современных условиях и характеристика законодательной политики государства в области оборота алкогольной продукции
- 2. История государственного регулирования общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции
- 1. Оборот алкогольной продукции — анализ понятия и значение в современных условиях
- Глава II. Особенности правового регулирования оборота алкогольной продукции
- 1. Поставка и розничная продажа как системные элементы оборота алкогольной продукции
- 1. 1. Поставка как системный элемент оборота алкогольной продукции
- 1. 2. Розничная продажа как системный элемент оборота алкогольной продукции
- 2. Меры правового воздействия на обеспечение качества алкогольной продукции в целях защиты интересов и прав потребителей
- 3. Гармонизация частных и публичных начал в правовом регулировании оборота алкогольной продукции
- 1. Поставка и розничная продажа как системные элементы оборота алкогольной продукции
Совершенствование правового регулирования оборота алкогольной продукции в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации.
Отношения, связанные с оборотом алкогольной продукции обладают особой значимостью как с точки зрения эффективного функционирования экономики России, так и с позиций защиты интересов и охраны здоровья ее населения. Такие отношения требуют особо тщательного и осторожного подхода к их правовому регулированию со стороны государственных органов.
В этой сфере особенно необходимо понимание того, что принятие непродуманных законодательных актов, не учитывающих темпы развития и специфику данного сектора рынка, может не только разрушить устоявшиеся хозяйственные связи в цепочке производитель — оптовая организациярозничные магазины, но и отразиться на конечном потребителе.
Между тем, ситуацию, складывающуюся на алкогольном рынке России за последние три года, можно охарактеризовать как критическую. Кризис второй половины 2006 года, вызванный, главным образом, непродуманностью порядка введения в действие Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», до настоящего времени полностью не преодолен. Такая ситуация явилась закономерным итогом в целом непоследовательной государственной политики в этой области за предыдущие 15 лет.
Причинами кризиса,. затронувшего систему государственного регулирования оборота алкоголя, систему хозяйственных связей между предпринимателями, работающими в этой сфере, а также потребительский рынок, стало отсутствие долгосрочной национальной государственной политики в этой области, несогласованность и поспешность действий органов исполнительной власти, регулирующих деятельность алкогольного рынка, отсутствие должной нормативной базы для эффективных взаимоотношений органов государственной власти с хозяйствующими субъектами — участниками алкогольного рынка.
Последствием кризиса стала остановка всех производственных предприятий отрасли и организаций оптовой торговли в начале 2006 года, связанная с отсутствием федеральной специальной марки и сбоями в работе единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По аналогичным причинам были приостановлены и операции по импорту алкоголя. Все это привело к дефициту алкогольной продукции летом 2006 г. в системе розничной торговли. В 2007 году продолжала ощущаться нехватка качественной алкогольной продукции на фоне увеличения объема оборота нелегального алкоголя.
Основная причина недочетов в области нормотворчества — отсутствие четкого представления о системе правового регулирования оборота) алкогольной продукции с точки зрения комплексного подхода. Прежде всего, весьма сложным является вопрос о понятии оборота алкогольной продукции. Требует решения вопрос о системности законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере оборота алкогольной продукции.
Весьма актуальными представляются также вопросы, связанные с контролем за качеством алкогольной продукции и применением в этих целях инструментария акцизной политики.
Наличие указанных проблем свидетельствует о том, что законодательство в рассматриваемой сфере несовершенно и подтверждает актуальность исследований на эту тему.
Степень разработанности проблемы.
Конкретная разработка проблемы правового регулирования в сфере оборота алкогольной продукции нашла отражение в правовой литературеоднако, учитывая ее актуальность, эта тема освещена недостаточно полно.
С точки зрения административно-правового регулирования, отношения в области производства и оборота алкогольной продукции были исследованы в кандидатских диссертациях Лекомцева A.B., Хаматовой С. Х. и других авторов.
Отдельным, финансово-правовым, вопросам данной темы был посвящен ряд научных статей Ничипорчук H.A., Пешковой М. В., а также диссертационная работа Мамаева И. В., посвященная роли акцизов в системе правового регулирования операций со спиртом и алкогольной продукцией, и Ячменева Г. Г., посвященная регулированию производства и оборота алкогольной продукции. Однако первая работа была защищена еще до развертывания масштабной реформы законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, а во второй диссертации, несмотря на явные заслуги автора в разработке темы, подробно рассмотрен только финансово-правовой аспект правового регулирования этой многогранной проблемы.
В любом случае в данной области существуют проблемы, остающиеся актуальными, несмотря на чрезвычайно динамичное изменение законодательства. Это и вопросы, связанные с защитой прав потребителей при розничной продаже, и особенности, присущие предпринимательской деятельности в сфере оборота алкоголя (декларирование, лицензирование). Каждая проблема в отдельности заслуживает фундаментального исследования.
Цель и задачи исследования
.
Основной целью работы является выявление роли и места нормативной правовой базы об обороте алкогольной продукции в системе российского права, комплексное исследование правового института оборота алкогольной продукции и выработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего в этой сфере законодательства.
В связи с этим к основным задачам, которые были поставлены в диссертации, можно отнести:
1) определение содержания понятия «оборот алкогольной продукции», раскрытие данного понятия через оцешсу отдельных элементов, таких как «поставка алкогольной продукции» и «розничная продажа алкогольной продукции»;
2) анализ проблем, связанных с совершенствованием системы государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, обеспечением качества алкогольной продукции в целях защиты здоровья потребителя;
3) определение наиболее приемлемых форм и способов государственного регулирования рыночных отношений между предпринимателями в области оборота алкогольной продукции, а также между государством и предпринимателями в этой сфере;
4) выявление статуса участников оборота алкогольной продукции как субъектов предпринимательской деятельности;
5) обоснование необходимости систематизации законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, и выявление критериев этой систематизации.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся между предпринимателями по поводу оборота алкогольной продукции, а также между органами государственной власти и предпринимателями в процессе государственного регулирования оборота алкогольной продукции.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере оборота алкогольной продукции, а также соответствующая судебная практика и труды ученых, в которых анализируются вопросы правового обеспечения оборота алкогольной продукции.
Методологическая основа исследования.
Основу методологии исследования правового института оборота алкогольной продукции составляет системный подход, позволяющий проанализировать указанный институт в единстве всех образующих его взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, как целостное правовое явление. В работе использованы такие методы, как исторический (при оценке государственного регулирования отношений по обороту алкогольной продукции в России в XV — XX вв.), сравнительно-правовой (при исследовании опыта зарубежных стран в данной области), формально-юридический, логический и другие методы, обусловленные конкретными задачами.
Теоретическая и нормативная база исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых-цивилистов, специалистов в области предпринимательского, гражданского, налогового права, в частности, Алексеева С. С., Брагинского М. И., Братуся С. Н., Булатецкого Ю. Е., Витрянского В. В., Демина A.B., Ершовой И. В., Жилинского С. Э., Иоффе О. С., Новицкого И. Б., Садикова О. Н., Суханова Е. А., Путинского Б. И., Шамба Т. М., Экимова А. И., Язева.
B.А. и других.
Кроме того, отправными положениями при написании диссертации явились положения, составляющие учение о правовом регулировании общественных отношений, а также о системе права, содержащиеся в работах по теории права следующих авторов: Бабаева В. К., Венгерова А. Б., Рассолова М. М., Эбзеева Б. С. и других.
При рассмотрении проблем, затрагивающих влияние акцизной политики на качество продукции и защиту здоровья населения, были изучены труды специалистов в области финансового права, а именно Брызгалина A.B., Горбуновой О. Н., Грачевой Е. Ю., Зарипова В. М., Крохиной Ю. А., Пепеляева.
C.Г., Химичевой Н. И., Щёкина Д.М.
Положения и выводы исследования основываются на анализе норм Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, федеральных законов РФ, а также многочисленных подзаконных актов, в виде указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов органов исполнительной власти. В работе также анализируются некоторые акты зарубежного законодательства.
Эмпирическая база диссертационной работы включает материалы публикаций в периодических изданиях (газетах, журналах), программные материалы органов государственной власти (материалы, изданные по итогам проведения парламентских слушаний в 2005, 2007 годах), посвященные проблемам правового регулирования оборота алкогольной продукции, судебную практику Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также практический опыт применения конкретных положений законодательства в деятельности коммерческих организаций.
Также в работе присутствуют статистические данные, полученные органами исполнительной власти, такими как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Научная новизна.
В работе на основе всестороннего анализа проблем правового регулирования отношений в сфере оборота алкогольной продукции с учетом исторических особенностей и современных условий развития рыночных отношений в России впервые сформирована комплексная модель правового регулирования данных правоотношений. Предложена система мер организационно-правового характера, направленных на совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере оборота алкогольной продукции. При этом сама предпринимательская деятельность в области оборота алкогольной продукции рассматривается как сложная система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, требующих особого внимания со стороны государства при применении мер правового воздействия.
В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Сформулировано определение понятия «оборот алкогольной продукции». Показана специфика содержания этого понятия и рассмотрено его соотношение с более широким понятием «оборот товара». Сделан вывод о непосредственной связи содержания понятия оборота со спецификой той продукции, которая в обороте находится. В частности с тем, к какой категории объектов, исходя из критерия оборотоспособности, эта продукция принадлежит.
2. Обоснован вывод о комплексной правовой природе оборота алкогольной продукции, что связано с сочетанием частноправового и публично-правового метода регулирования. Показано, что наличие публично-правового элемента здесь связано именно с ограниченной оборотоспособностью алкогольной продукции. Доказано, что институт оборота алкогольной продукции представляет собой совокупность юридических норм, являющихся составной частью разных отраслей права, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и государственными органами, складывающиеся в процессе оборота алкогольной продукции.
3. Сделан вывод о несвоевременности и нецелесообразности введения государственной монополии в любом из секторов алкогольного рынка России. Основанием для этого утверждения стало, во-первых, отсутствие на данный момент четко разработанной концепции практической реализации этой меры, а во-вторых, неэффективность государственного управления предприятиями, находящимися в государственной собственности. В связи с этим выдвинут ряд предложений по усовершенствованию уже существующей системы правового регулирования в целях повышения эффективности государственного контроля за оборотом алкоголя.
4. Обоснована необходимость внесения изменений в следующие нормативные правовые акты, регулирующие действие единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Предложено: а) дать в статье 8 Федерального закона от 21.07. 2005 г. № 102-ФЗ следующее определение «фиксации информации в ЕГАИС»: «закрепление с помощью технических средств ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральной специальной маркой и акцизной маркой, а также сведений об объемах оборота алкогольной продукции" — б) дополнить Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 522 «О функционировании ЕГАИС» нормами, позволяющими легализовать в рамках ЕГАИС возврат товара и тем самым устранить определенное противоречие с нормами статей 1 и 421 Гражданского Кодекса РФ, закрепляющими принцип равенства участников гражданских отношений и принцип свободы договора. Также следует до момента разработки нормативных правовых актов о подключении к ЕГАИС розничного оборота алкогольной продукции, перевести всю систему в режим опытной эксплуатации.
5. Предложено изменить редакцию п. 2 ст. 18 Федерального Закона от 21.07. 2005 г. № 102, регулирующего лицензирование производства и оборота алкогольной продукции. В частности, в целях обеспечения работы механизмов защиты российского рынка от проникновения опасной и некачественной продукции, следует дополнить его нормой, предусматривающей наличие отдельных лицензий на импорт алкогольной продукции. Также необходимо изменить пункт 1 данной статьи, позволяющий поставлять спирт и спиртосодержащую продукцию организациям, не имеющим лицензии, если они получают эту продукцию в качестве вспомогательного материала, и изложить ее в следующей редакции: «лицензированию подлежат все виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». и.
6. Доказана необходимость отмены в Федеральном Законе от 21.07 2005 № 102-ФЗ части статьи 26, касающейся ограничений и запретов в области производства и оборота алкогольной продукции, так как в ее содержании имеется повтор запретов, изложенных в статьях 8,11,16, 25. В связи с этим в ст. 26 необходимо указать только те ограничения, которые не упоминаются непосредственно в других статьях закона или не обусловлены содержанием императивных норм.
7. Предложено в целях унификации законодательства разработать на федеральном уровне общие правила декларирования (в том числе электронного) розничной продажи. Конкретно сформулированы уточнения в Федеральный закон № 102: пункт 5 статьи 14 изложить в следующей редакции: «субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, порядок предоставления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции с учетом положений настоящего Федерального закона». Также обосновано предложение о дополнении статьи 14 определениями понятий «декларирования» и «декларации» и установить общие требования к порядку и способам предоставления деклараций.
8. Сделан вывод о необходимости использования акцизной политики, как эффективного инструмента решения таких задач как сокращение нелегального оборота и защита здоровья потребителей. В частности, нецелесообразна ежегодная индексация акцизов, при этом желательно установление системы, в соответствии с которой налоговая ставка на алкогольную продукцию (кроме вин) устанавливается в рублях за 1 литр этилового спирта, при этом уменьшаясь пропорционально уменьшению процентного содержания алкоголя в продукции.
В этих же целях необходимо внести изменения в ст. 181 Налогового Кодекса РФ, изложив пункт 1 части 1 в следующей редакции: «подакцизным товаром признается спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, кальвадосного, вискового», а пункт 2: спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, кроме виноматериалов". Данная мера будет также способствовать созданию условий для развития производства и оборота вин и альтернативных вину алкогольных напитков.
Теоретическая и практическая значимость диссертации В диссертационной работе на базе основных теоретических положений, с использованием материалов об историческом опыте регулирования отношений в сфере оборота алкогольной продукции выполнено комплексное исследование. Сформированная в нем концепция правового регулирования отношений в сфере оборота алкогольной продукции является теоретически и практически значимой. Сделанные в работе теоретические выводы могут быть использованы при дополнении учебных программ по курсам «предпринимательское право» и «коммерческое право».
Предложения по изменению законодательства могут быть применены в правотворческой деятельности, при разработке и принятии новых, а также при совершенствовании действующих нормативных правовых актов в области оборота алкогольной продукции. Апробация результатов диссертации.
Диссертация выполнялась и обсуждалась на кафедре административного, финансового и коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета. Теоретические и практические выводы работы получили освещение в выступлениях на таких научных конференциях как Васильевские чтения «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре», проходивших в РГТЭУ в 20 052 006 г. и Румянцевские чтения «Экономика, государство и общество в XXI веке», проходивших в РГТЭУ в 2006; 2007 г., а также использованы в учебном процессе при чтении курса коммерческого и предпринимательского права на юридическом факультете РГТЭУ.
Результаты исследования были также использованы в практической деятельности юридическим отделом ООО «М-Виником» в качестве информативного и справочного материала.
По теме диссертации опубликованы десять научных статей общим объемом 2,8 п.л. в том числе две статьи объемом 0,8 п.л., опубликованные в журналах «Право и государство», «Вестник Российского государственного торгово-экономического университета», включенных ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных изданий.
Структура диссертации.
Структура исследования определяется его целями и задачами, а также избранной методологией. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.
Заключение
.
Исследование истории, глубокий анализ опубликованной научной литературы и нормативных правовых актов дает основание сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции, нуждается в серьезном совершенствовании: ряд статей нормативных правовых актов необходимо изложить в новой редакции, а также ввести новые нормы в действующее законодательство.
Комплексный анализ оборота алкогольной продукции, проведенный в диссертационной работе, позволяет сделать следующие выводы:
Оборот алкогольной продукции представляет собой сложную систему общественных отношений, которые регулируются одновременно нормами гражданского, административного, финансового, налогового и таможенного права. Однако, в то же время, эти отношения характеризуются внутренним содержательным единством. Следовательно, несмотря на многообразие методов правового регулирования, данные общественные отношения составляют единый предмет правового регулирования комплексного института российского права, коим является оборот алкогольной продукции.
В то же время, ориентируясь на законодательно закрепленное понятие оборота алкогольной продукции, можно выделить ряд общественных отношений, складывающихся непосредственно по поводу движения соответствующего товара от продавца к покупателю. Проведенный в работе анализ позволяет относить к таким отношениям поставку и розничную продажу алкогольной продукции.
Таким образом, такой подход к рассмотрению оборота алкогольной продукции позволяет увидеть его как полноценную систему, характеризующуюся взаимообусловленностью элементов, исторической преемственностью и единством целей. Именно этот подход к рассматриваемым отношениям может быть положен и в основу построения нормативного материала.
В основе структуры работы — конструкция, характерная для системного подхода и состоящая в рассмотрении отношений в двух плоскостях: исторической и функциональной. Учитывая, что в качестве объекта исследования выступает система отношений по обороту алкогольной продукции, в рамках работы рассмотрены вопросы исторического развития указанной системы (§ 2 главы 1), содержание, взаимодействие и функции её элементов (§ 1 главы 2), а также характер связей с внешними факторами, влияющими на систему (§ 2 и § 3 главы 2).
Анализ законодательства, проведенный в процессе исследования всех элементов системы, позволил сделать вывод о несовершенстве нормативной базы в целом и по отдельным вопросам. В связи с этим, приведение в порядок и систематизация нормативного правового материала, накопленного за 2005;2008 годы, должно стать первоочередной задачей. Существующая разрозненность в правотворческой деятельности государственных органов привела к тому, что многие нормативные правовые акты противоречат друг другу, иногда дублируются и, в то же время, в отдельных вопросах наблюдается отсутствие какого-либо правового регулирования вообще.
При рассмотрении соотношения публично-правовых и частно-правовых начал в правовом регулировании оборота алкогольной продукции, был затронут вопрос о необходимости введения такой меры как государственная монополия в этой сфере.
На основе исторического опыта и опыта зарубежных государств, а также учитывая современное состояние правового регулирования и административно-управленческих отношений, был сделан вывод о нецелесообразности введения данной меры ни в сфере производства, ни в сфере оборота алкогольной продукции.
Вместо этого необходима оптимизация работы государственных органов и повышение эффективности действия уже существующих на алкогольном рынке контрольных мер, например, таких как единая государственная автоматизированная информационная система учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Для этого следует: 1) закрепить в Федеральном законе от 21.06 2005 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и о признании утратившими силу некоторых положений этого Федерального закона» в ст. 8 определение понятия «фиксации информации в ЕГАИС», т .е. закрепления с помощью технических средств ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральной специальной маркой и акцизной маркой, а также сведений об объемах оборота алкогольной продукции" — 2) также данным определением следует дополнить постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 522 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" — 3) во избежание неверной трактовки момента наступления административной ответственности, в ст. 8 Федерального закона от 21.06 2005 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» закрепить, что фиксация информации в ЕГАИС считается завершенной (а, следовательно, товар находится в законном обороте) с момента внесения организацией сведений об обороте в ЕГАИС- 4) для устранения противоречий между предписаниями нормативных правовых актов, регулирующих действие ЕГАИС и нормами ст. 1 и 421 Гражданского Кодекса РФ, закрепляющими основополагающие принципы равенства участников гражданских отношений и свободы договора, необходимо дополнить постановление Правительства № 522 нормами, позволяющими закрепить в рамках ЕГАИС возврат товара, предусмотренный ст. 475, 487, 518 ГК РФ. 5) учитывая незавершенность системы контроля из-за того, что действие ЕГАИС не распространяется на розничную торговлю, доказывается необходимость разработки проекта нормативного правового акта о подключении розничной сети к ЕГАИС. До момента введения данного акта в действие, а также до полного устранения всех правовых и технических недочетов, перевести ЕГАИС в режим опытной эксплуатации с передачей информации в уведомительном режиме.
В целом же регулирование алкогольного рынка должно быть:
1) комплексным и взвешенным;
2) последовательным;
3) долгосрочно спланированным;
4) учитывающим возможные последствия каждого принятого решения на каждом из сегментов рынка;
5) управляемым не только директивными нормами, устанавливаемыми государством, но и общепринятыми в мире рыночными механизмами.
6) предусматривающим баланс интересов государства, общества, а также потребителей алкогольной продукции.
Социальная сущность алкогольного рынка, связанная с исторически обусловленными особенностями, должна обязательно учитываться в целях наиболее эффективной защиты прав потребителя. '1.
Причем данная эффективность должна быть достигнута как путем прямого правового закрепления прав потребителя, так и посредством косвенных мер.
К таким мерам можно отнести определение приоритетных направлений развития потребительского алкогольного рынка и формирование европейской, цивилизованной модели и структуры потребления с целью перевода населения на употребление низкоградусных алкогольных напитков. Также необходимо обеспечить создание условий для удовлетворения спроса населения с разным уровнем дохода на легальную отечественную продукцию и тем самым устранить спрос на суррогаты спиртных напитков.
Добиться успеха в реализации этих мер на практике можно было бы путем введения гибкой и взвешенной политики налогообложения. Акциз должен стать тем инструментом, благодаря которому будет поддерживаться социально приемлемая структура потребления, и сократиться количество алкогольных отравлений.
В связи с этим нецелесообразно резкое повышение акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию, а также установление единой независимо от содержания этилового спирта в подакцизных товарах, ставки для алкогольной продукции. Кроме того, следует рассмотреть возможность введения различных ставок на водку в зависимости от ценовой категории, по которой позиционируется продукция. Для этого можно применить комбинированные ставки, состоящие из твердой составляющей и адвалорной части, привязанной к отпускной розничной цене на товар.
На прошедшем в ноябре 2007 года в Государственной думе РФ круглом столе" посвященном «Законодательным проблемам противодействия алкоголизации населения как угрозе национальной безопасности России» было особо подчеркнуто, что назрела необходимость принятия концепции государственной алкогольной политики, направленной на изменение структуры 1 потребления алкоголя с т.н. «северного типа» на «южный». «В связи с этим, для оптимизации социальной структуры потребления алкоголя у нас в стране, необходимо создать условия для развития производства вина и альтернативных алкогольных напитков и в связи с этим стоит установить нулевые ставки акциза на висковые и кальвадосные спирты, а также на все разновидности виноматериалов, используемых для изготовления алкогольной продукции и коньячного спирта.
Ставку на вина шампанские и игристые, в целях дальнейшего стимулирования их производства, следует снизить до 4 рублей 40 копеек за 1 литр продукции. Также в целях слома тенденции роста алкоголизации несовершеннолетних было бы полезно уравнять ставку акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (кроме вин) со ставкой акциза на пиво с содержанием этилового спирта более 8,6%.
123 Семенова Е. «Снижаем градус"//Аргументы и факты, № 47, 2007 г.
Наконец, в области регулирования лицензирования производства и оборота алкогольной продукции в целях обеспечения работы механизмов защиты российского рынка от проникновения опасной и некачественной продукции, следует пересмотреть положение ст. 18 Федерального Закона № 192, не предусматривающее наличие отдельных лицензий на импорт алкогольной продукции.
Также следует пересмотреть положение статьи 18 Закона № 102, где заложена норма, позволяющая поставлять спирт и спиртосодержащую продукцию организациям, не имеющим лицензии, если они получают эту продукцию в качестве вспомогательного материала или на цели, не связанные с производством алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, недобросовестным предпринимателям оставлена возможность беспрепятственно получать сырье для нелегального производства алкогольных суррогатов.
Список литературы
- Гражданский Кодекс РФ. Часть I от 30 ноября 1994 года (СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3302).
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II, от 26 января 1996 года (СЗ РФ, 1996 год, № 5, ст. 410).
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть II от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (СЗ РФ 2000, № 32, ст. 3340).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. (Российская газета, 31 декабря 2001 года, № 256 (2868)).
- Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 102-ФЗ).
- Федеральный закон от 22.11. 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (СЗ РФ 1995 г., № 48, ст. 4553).
- Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (СЗ РФ 1996, № 51, ст.5681).
- Федеральный закон от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (СЗ РФ 1998, № 2, ст.219).
- Федеральный Закон от 8.01.98. № 5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (СЗ РФ 1998, № 2, ст. 221).
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (СЗ РФ 2002, № 52, ст.5140).
- Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (СЗ РФ 2002, № 30, ст.3018).
- Федеральный Закон от 28.07.2004, № 86- ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового Кодекса РФ» (СЗ РФ 2004 № 27, ст.2711).
- Федеральный закон от 8 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на2005 год» (Российская газета № 288, 2004).
- Федеральный закон № 159-ФЗ от 19.12.2005, «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ» (СЗ РФ 2005, № 52(часть 1), ст. 5572).
- Федеральный Закон от 21.07.2005, № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (СЗ РФ 2005, № 30, ст.3125).
- Федеральный закон от 7 декабря 2005 года «О федеральном бюджете на '2006 год» (Российская газета № 294, 2005).
- Федеральный Закон от 15 марта 2006 года «О рекламе» (Российская Газета, № 15, 2006 г.).
- Федеральный закон от 21 июля 2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового Кодекса РФ» (СЗ РФ 2005, № 30, ст. 3118).
- Федеральный Закон от 26 июля 2006 г., № 134-Ф3 «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового Кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» (СЗ РФ 2006, № 31 (часть 1), ст. 3433).
- Постановление Правительства от 31 декабря 2005 г. № 846 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (СЗ РФ № 3, 2006, ст.299).
- Постановление Правительства от 31 декабря 2005 года № 858 «О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (СЗ РФ № 2, 2006, ст.223).
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (Российская Газета, 28.12.2005, № 3962).
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (СЗ РФ 2006, № 3, ст. 298).
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации» (СЗ РФ 2006, № 4, ст. 381).
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 873 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции» (СЗ РФ № 3, 2006).
- Постановление Правительства от 21 декабря 2005 г. № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» (СЗ РФ № 52(часть 3), 2005, ст.5749).
- Постановление Правительства от 31 декабря 2005 года № 866, «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» (СЗ РФ № 3,2006, ст. 300).
- Постановление Правительства от 30 декабря 2005 года № 845 «О предоставлении сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции» (СЗ РФ № 2, 2006, ст.210).
- Постановление Правительства РФ от 19 июня 2006 г. № 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (СЗ РФ № 26, 2006, ст.2845).
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2006 г. № 770 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55» (Российская Газета № 4252, от 20 декабря 2006).
- Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 2 февраля 2006, № 22 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок и контроля за их использованием». (БФОИВ № 9, 2006 г.).
- Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 января 2006, № 12 «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции» (БФОИВ 2006, № 7, стр. 270).
- Приказ Министерства финансов РФ от 17 января 2006, № 9н «О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции» (БФОИВ, № 6, 2006).
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2006, № 6 «Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции» по сайту Роспотребнадзора: www.gsen.ru/doc/postan/ps-6−2006.html.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 февраля 2007 года № 7 «Об усилении надзора за производством и оборотом алкогольной продукции» (Российская Газета (Федеральный выпуск) № 4344 от 18 апреля 2007 г.).
- Закон «О бюджете города Москвы на 2006 год» от 9 ноября 2005 г. № 56 (Вестник мэра и правительства Москвы 2005, № 69).
- Постановление Правительства Москвы от 20 августа 2006 г. № 574 «О проекте закона г. Москвы «О лицензировании и декларированиирозничной продажи алкогольной продукции» (Вестник мэра и правительства Москвы от 06.09.2006, № 49).
- Постановление Правительства Москвы от 11 апреля 2006 г. № 242 -1111» О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. № 1069 -1111» (Вестник Мэра и Правительства Москвы, 2006, № 24).
- Council Directive 92/84/ЕЕС of 19 oct. 1992 on the approximation of the rates of excise duty on alcohol and alcoholic beverages/
- А) Монографии и учебные пособия.
- Алексеев С. С. Гражданское право в современную эпоху. М., «Юрайт», 1999.-40 с.
- Андреева Л. Продажа товаров. Руководство по подготовке и заключению договоров. М., «Инфра — М», 1997. — 176 с.
- Анохин В. С. Предпринимательское право. Учебник для вузов. М., «Владос», 1999. — 400 с.
- Большой юридический словарь. Под ред. Сухарева А. Я., Крутскпх В. Е., М., «ИНФРА М», 2000, 704 с.
- Бородин Д.Н. «Кабак и его прошлое». СПб., 1910.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. — М., «Статут», 1999. — 842 с. Брагинский М. И.,
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., «Статут», 2002. — 800 с.
- Введение в право Европейского Союза. Учебное пособие/ Под ред. Кашкина С. Ю., — М., «Эксмо», 2005. 368с.
- Витрянский В. В. Договор купли продажи и его отдельные виды. — М., «Статут». 1999, — 288 с.
- Ю.Витте С. Ю. «Воспоминания». М., 1960.
- Волков М.Я. «Очерки об истории промыслов в России. Вторая половина XVII первая половина XVIII века. Винокуренное производство». М., 1979.
- Воскресенский Н. А. «Законодательные акты Петра I: Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения"/ Под ред. Б. И. Сыромятникова.-Л.
- Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание переработанное и дополненное. /Под ред .А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого М., — «ООО ТК Велби», 2003.- 848с.
- Гражданское право. Учебник для вузов./ Под ред. Проф. В. В. Залесского, проф. M. М. Рассолова, М., «ЮНИТИ — ДАНА», 2002. — 703 с.
- Гражданское право. Учебник под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., «Проспект». 1999. 718 с.
- Гражданское право. Учебник под ред. Суханова Е. А. В двух томах. Том 2.-М., «Бек», 1998. 785 с.
- Дамешек JI. М. и И. Л. «Кедр», обгоняющий время». Иркутск, 1998.
- Дашков Л.П. Коммерческий договор: от заключения до исполнения. Ростов-на-Дону, Феникс- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 168с.
- Демин А. В. Налоговое право России. Учебное пособие., М., «Юрлитинформ», 2006. 424 с.
- Дитянин И. И «Царский кабак в Московском государстве». Книга 4, М., 1883.
- Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие для вузов. М., Изд-во «Нолидж», «Брандес», 1998. — 374с.
- Дювернуа Н.Л. Чтения по гражданскому праву. С.-Пегсрбург, типография М. М. Стасюлевича, 1902.
- Ершова И. В Предпринимательское право. Учебник. М., «Юриспруденция», 2003. 544 с.
- Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: «Юрид.Лит.» 750 с.
- История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А. Н. Сахарова. M., «ACT ЛТД», 1997, 544 с.
- Карагодин Г. М. «Книга о водке и виноделии». Челябинск, — 1977.
- Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М, Административное право Российской Федерации, М., «Зерцало», 2002, 671 с. 31 .Клеандрова В. М., Колобов Г. А., Кутьина Г. А. «Законодательство Петра 1"/Под ред. А. А. Преображенского, Т. Е. Новицкой.- М., 1997.
- Козлов С. А., Дмитриева 3. В. «Налоги в России до XIX века». СПб, 2001.
- Комментарий к ГКК РФ, части первой. / Под ред. проф. Абовой А. Ю., Кабалкина- ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт-Издат: Право и закон, 2002. 880 с.
- Коммерческое (торговое) право. Учебник/Под ред. Булатецкого Ю. Е. и Язева В. А., М., «ФБК-ПРЕСС», 2002.- 960 с.
- Коммерческое право. Учебник 4.1. под ред. В. Ф. Попондопуло В.Ф., Яковлевой. В 2-х томах. Санкт-Петербург. Изд. С-Петербургского ун-та. 1998.-518с.
- Коммерческое право. Учебник Ч. 2. Под ред. В. Ф. Попопдопуло, В. Ф. Яковлевой. В 2-х томах. Санкт-Петербург. Изд. С-Петербургского ун-та. 1998.-480с.
- Косаренко H.H. Финансовое право России., Ростов-на-Допу, «Феникс», 2004.- 320 с.
- Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях с: главнейших деятелей», книга 1, М., «Сварог», 1995, — 768 с.
- Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях его главнеиших деятелей», книга 2. М., «Сварог», 1995, 816 с.40:Налоговое право России. Отв. ред. Ю. А. Крохина.- М., 2007.- 752 с.
- КулешовВ. «Наказы сибирским воеводам в XVII веке». Белград, 1894.
- Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право. PIh-t государства и права РАН. М.: ИГПАН, 1994. 30 с.
- Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и суОн.екты. М.: «Юрист». 1997.-312 с.
- Лебедев К.К. Хрестоматия по предпринимательскому ч коммерческому праву. СПб, «Юридический центр Пресс», 2001, 580 с.
- Нечволодов А. «Сказания о русской земле», Часть 3−4 л!., «Сварог и К», 1997,-847 с. 46.0леарий Адам. «Описание путешествия в Московию"/1 Ловягина. Смоленск: «Русич» 2003. — 480 с.
- Отчет департамента неокладных сборов за 1892 г., СПС
- Парыгина В. А., Браун К., Стиглиц Дж. Э., Тадеев А. Л система России. Учебник. «Эксмо», М., 2006.-752 с.
- Победоносцев К.П. Курс гражданского права, 3 тома.- (1 Синодальная типография, 1896.
- Покровский И.А. Основные проблемы гражданского пр. стереотип. -М.: Статут, 2001.- 353 с.
- Полное собрание законов Российской империи. СПб., ! второе, том 37, отделение 1.
- Поппер С. М. «Казенная продажа питей и общественно 1900.
- Похлебкин В. В., «История водки». М., 2000 г.
- Предпринимательское право. Учебник для вузов. Под } Коршунова М., Закон и право, 2000. — 414с.
- Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., «Юр:1
- Российская юридическая энциклопедия. Гл. ред. А .Я. («ИНФРА-М», 1999. X, — 1109с.
- Российское законодательство Х-ХХ век. Том 3, М., 19Р ~
- Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому Кодекс}' «ИНФРА-М», 1999.- 799 с.
- Свод законов Российской империи. Том 10. Петроград
- Сергиенко И. Н., Бобрышев Ю. И., Никулин Ю. А. «Р- 1997.
- Соловьев С. М. «Об истории новой России». М., «Прос 559 с.
- Статистика по казенной продаже питей. 1904 г. СПб., ,
- Такала И. Р. «Веселие Руси». История алкогольной пр СПб., 2000.р. с нем. А. М.1 893, стр. 7. юджетная1етербург, 3. е изд., собраниеюние». СПб., 1. Н.М.2000.-314с.рев—М., асти 2., М., 1 б год. я водка». М.,-пие», 1993, ил в России».
- Теория государства и права. Учебник/ Под ред. В. К. 1 «Юристъ», 2006.- 637 с.
- Теория государства и права. Учебник для вузов. Авт. др. М.: Издат. Группа «Норма ИНФРА-М», 1999. — 56
- Теория государства и права. Учебник для вузов/ Под р ¦ М., Лучина В. О., ЭбзееваБ. С., М., «ЮНИТИ-ДАНА»
- Титов Ю. П. «Хрестоматия по истории государства и ч. «Проспект», 1999, 472 с.
- Торговое право России. Под ред. А. М. Нехая. М.: ТП Г
- Фридман М.И. «Винная монополия», в 2-х томах., Пг .
- Ходский Л. В. «Основы государственного хозяйства: ¦- науки». СПб., 1913.-348 с.
- Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского нр братьев Башмаковых, 1911.
- Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития — права/Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2007. — 236 с.
- Этимологический словарь русского языка М. Фасмер, 1ва, М., 1. С. Алексеев июсолова М. 0.- 640 с. России». М., 8. 615 с., т.2.шнансовой VI., издание зого 067.
- Арсюхин Е. Российская Газета (федеральный вы 1 >л 4214 «Водочные короли» развратили власть».
- Арсюхин Е., Зыкова Т., Кобылкина И. Российская (центральный выпуск) от 22.08.2006 № 4152 «Узос 1
- Блинов М.В. О снижении ставки акциза на алкогс- продукцию//Налоговый вестник, 2007, № 1.
- Витрянский В.В. Существенные условия догов, право, 1998, № 7.
- Гайгарова Н. Молдавия напоила россиян торговля. 2002, № 80 311.2006 №шышка».1. Хозяйство и1. Российская
- Гиндин И. Ф. «Д. И. Менделеев о развитии промы России/ЛЗопросы истории.1976, № 9.
- Гринкевич В. Веселье Руси есть пити. // Новости ч <.
- Груздев В. Состав и существо договорных об' Хозяйство и право, 1999, № 7.
- Дмитриева Г. Новые марки на бутылках. //России № 8−9.
- Ю.Евдокимова Ж. Придет ли в норму рынок ajh, торговля, 2001, № 6.
- Интересы отрасли никто не защитил// Совремеш, 2006.
- Катыс М.А. Некоторые проблемы ь регулирования защиты прав потребителей. // Юрго
- Кобылкина И., Зыкова Т. За каждой каплей «газета от 30.10.07, № 4505.
- Кобылкина И., Водка не дотянула до счетчика// 23.10.07, № 4499.
- Корнилов Э. Вопросы совершенствования зако- прав потребителей. // Хозяйство и право, 1999, №
- Кошовец Е. Не винный рывок. // Новости торгов--
- Кукулина А. В поисках акцизного клада. // Brniow
- Куликов П. Азы виноторговли. // Новости торго-
- Леонтьева В. Президент за здоровое питание р< Российская торговля, 2002, № 4 (10).
- Наумова JI. Договор поставки: наиболее Хозяйство и право, 1999, № 4.
- Николаева М. Техническое ре1улирование по качества продукции и услуг // Современная Topi о
- Об обложении акцизами денатурированного спи году//Налоговый вестник, 2006, № 9.24.0гуренкова JI. У изъятого алкоголя появт Современная торговля, 2003, № 2.
- Парагульнов О., Цыганков В. О региональном с алкогольном рынке.// «Напитки» авг-сент., 200
- Парций Я. Новые правила продажи отдел ь Хозяйство и право, 1999, № 2.
- Пешкова М.В. О налогообложении спиртосодержащей непищевой продукции//Нал 1 № 1.
- Пугинский Б.И. Договор оптовой купли-про/'^ право, 1999, № 6.
- Семенова Е. Снижаем градус.//Аргументы и фак
- Соловьёва М. Хотите учредить акцизньи' Современная торговля, 2003, № 2.
- Чепелов A.M. «Веселие Руси», народная трезвое ¦ Московский журнал. История государства росс ¦
- Чкаников М., Зыкова Т., Панина Т. Оставьте сп: против госмонополии на алкоголь.// Российская? 4520.
- Шевченко JI., Гредин Г. Роль договора формирования предпринимательских отношенп 1999, № 8.
- Шитиков В. Качество как рыночный инструмел 2003, № 6.
- Financial Times, Nov. 24, 2005 «Waging war on ale jnsumption is costly» by Nick Peacock.
- Financial Times, Nov 29, 2005 «Hypocrisy denied < den offers alcohol sales model» by Anitra Steen.