Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика физического состояния младших школьников при различной организации двигательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим к настоящему времени предложено достаточно много различных способов повышения двигательной активности детей на занятиях по физическому воспитанию. Однако необоснованное увеличение двигательной активности детей, как и ее ограничение, противоречит их биологической сущности и вызывает отклонения в физическом состоянии и как следствие в состоянии здоровья. Поэтому изучение динамики… Читать ещё >

Содержание

  • УКАЗАТЕЛЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И
  • ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности физического состояния детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Условия повышения эффективности процесса физического воспитания в школе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 11. 1. Методика исследования
    • 11. 2. Организация экспериментальной двигательной среды в школе № 4 г. Вельска
  • ГЛАВА III. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • ГЛАВА IV. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Динамика физического состояния младших школьников при различной организации двигательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Известно, что двигательная функция, являясь важнейшим фактором сохранения постоянства внутренней среды организма, оказывает значительное воздействие на вегетативные системы организма, обеспечивает быструю его адаптацию к изменяющимся условиям существования [3, 62, 125, 188]. Поэтому к числу важнейших мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, должны быть отнесены, в первую очередь, правильно организованные занятия по физическому воспитанию и спортивные тренировки [4,43, 136].

Анализ существующей системы физического воспитания свидетельствует о ее несовершенстве и необходимости изменения [12, 29, 138]. Многочисленные исследования последних лет, указывающие на неблагоприятную тенденцию в состоянии здоровья детей и их развития, связывают это, прежде всего, с низким уровнем двигательной активности в образовательных учреждениях [22, 115, 160, 190], что противоречит биологической сущности ребенка и вызывает отклонения в состоянии здоровья.

Типовые (государственные) программы физического воспитания в школе позволяют восполнить не более половины естественной потребности детей в движениях [154, 187]. В то же время двигательный компонент является основополагающим для повышения физических и функциональных возможностей детей [72, 101, 222].

В связи с этим к настоящему времени предложено достаточно много различных способов повышения двигательной активности детей на занятиях по физическому воспитанию [1, 57, 58, 92, 107, 223]. Однако необоснованное увеличение двигательной активности детей, как и ее ограничение, противоречит их биологической сущности и вызывает отклонения в физическом состоянии и как следствие в состоянии здоровья. Поэтому изучение динамики физического состояния детей в условиях различной двигательной среды является весьма актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Цель и задачи исследования

Цель работы — определить изменения физического состояния детского организма при различной организации двигательной среды в начальной школе.

Применительно к этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности физического развития и гармоничности детей 13 классов при различной организации двигательной среды.

2. Выявить динамику и уровень развития двигательной функции у младших школьников при различных двигательных режимах.

3. Исследовать изменения кардиореспираторной системы у детей 7−10 лет при занятиях физической культурой с различной моторной плотностью.

Положения, выносимые на защиту. I). Предложенная методика занятий по физическому воспитанию детей в начальной школе с использованием нестандартного оборудования способствует более гармоничному развитию детей, о чем свидетельствует динамика основных антропометрических показателей экспериментальных групп. 2). Наиболее выраженные сдвиги у детей экспериментальных групп происходят со стороны двигательной функции, прежде всего, двигательных качеств силы, ловкости и выносливости.

3). Изменение показателей кардио-респираторной системы у детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными свидетельствует об экономизации вегетативных функций и повышении функциональных резервов при занятиях в новых условиях двигательной среды.

Новизна исследования. Впервые в условиях Европейского Севера России предложена новая организация двигательной среды на уроках физического воспитания в начальной школе и проведено комплексное исследование физического состояния детей при различной организации двигательной среды. Выявлены закономерности изменения показателей физического состояния детей при увеличении их двигательной активности. Установлено, что у младших школьников, занимающихся по экспериментальной программе, развитие двигательной функции имеет более динамичный характер по сравнению с другими параметрами физического состояния

Научно-практическая значимость исследования. В результате проведенных исследований представлено физиологическое обоснование новой организации двигательной среды в условиях начальной школы. Это дополняет современные представления об индивидуальном развитии детей, проживающих в неблагоприятных, близких к экстремальным, климато-географических условиях. Кроме того, установлена необходимость создания оптимального материально-технического обеспечения физкультурно-оздоровительной базы образовательных учреждений для гармоничного морфофункционального развития детей.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры медико-биологических дисциплин Поморского государственного университета (Архангельск, 1998, 1999, 2000), на заседаниях проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета (Архангельск, 2001), на VIII, IX, X научно-практических конференциях «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 1998,1999, 2000), международной научно-практической конференции «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта (Архангельск, 1998), на V Всероссийской конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2000).

По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и

ВЫВОДЫ

1. Предложенная организация двигательной среды на уроках физического, воспитания в начальной школе в большей степени отражает возрастные особенности развития детей, их кинезофилию, обеспечивает лучшие условия для морфофункционального совершенствования растущего организма.

2. У детей, занимающихся по предложенной методике с использованием нетрадиционного оборудования, физическое развитие характеризуется увеличением темпов прироста основных антропометрических показателей.

3. Новые условия двигательной среды на занятиях по физическому воспитанию в начальной школе способствуют снижению жирового компонента массы тела и увеличению доли гармонично развитых детей.

4. Увеличение двигательной активности детей младшего школьного возраста при экспериментальной методике проведения занятий по физическому воспитанию приводит к существенному повышению двигательной функции и, в первую очередь, по таким показателям физической подготовленности как сила, ловкость и выносливость.

5. Развитие гибкости у учащихся, занимающихся по новой методике, в возрастном аспекте и в динамике учебного года не претерпевает существенных изменений и даже имеет тенденцию снижения, что, по-видимому, связано с недостаточным объемом упражнений на развитие данного качества.

6. Повышение темпов физического развития и двигательной функции у детей экспериментальной группы сопровождается повышением функционального состояния кардиореспираторной системы, со стороны которой отмечается развитие экономизации и повышение функциональных резервов.

7. Позитивная динамика физического состояния учащихся начальной школы при новой организации двигательной среды на занятиях по физическому

127 воспитанию оказывает влияние и на качество здоровья детей в неблагоприятных климато-экологических условиях, что находит свое отражение в значительно меньшем количестве пропусков уроков по болезни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для улучшения физического состояния детей младшего школьного возраста, повышения качества их здоровья следует применять на уроках по физической культуре предложенную двигательную среду с использованием нестандартного оборудования.

2. При занятиях в новой двигательной среде необходимо уделять особое внимание и осуществлять постоянный контроль за развитием качества гибкости, как наиболее ригидного показателя физического состояния детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Эксплуатация, хранение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования. М.: Ф и С, 1960. — 234 с.
  2. И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 11. — С. 2325.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  4. Р.И., Рубанович В. Б. Возрастные изменения морфо-функциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10−14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 3. — С. 136−142.
  5. Ю.И., Ботвиньев О. К., Курбатова О. Л. Популяционно-генетический подход к проблеме неспецифической биологической устойчивости человеческого организма // Генетика. 1975. — Т. 15. — № 2. — С. 352−360.
  6. Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения.-2-е изд., перераб. и доп.- К.: Здоровья, 1985.- 80 с.
  7. В.Ф. Биорегуляция человека. Т. 1 Биорегуляция сердца.- М.: Гласность: Биомединформ, 1994. — 104 с.
  8. А. Анатомия ребёнка. Бухарест, 1970. — 363 с.
  9. Э.К. Антропометрические и физиологические аспекты развития детей ясельного и дошкольного возраста. Автореферат дис. .докт. мед. наук. Вильнюс, 1969. — 27 с.
  10. М.В. Гигиена детей и подростков: Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1982. -336 с.
  11. М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  12. М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей // Физическая культура в школе. 1993. — № 3. — С. 28−35.
  13. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев: Здоровья, 1985. С. 20−35.
  14. Г. Л. Дубогай А.Д. К методологии оценки физического развития детей и подростков // Педиатрия. 1980. — № 6. — С. 78−79.
  15. Н.И., Володько Я. Т., Недведская Г. Д. Становление и развитие периферических «сердец» в онтогенезе. Минск: Наука и техника, 1986.- 208 с.
  16. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
  17. Э.И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура. М.: Знание, 1968. — С. 78−80.
  18. Ю.М. О недостатках метода шкал регрессии при оценке физического развития детей // Вопросы антропологии. 1973. — Вып. 45. — С. 113−118.
  19. Ю.А. Влияние занятий спортивной гимнастикой на изменение состава тела юных спортсменов // Подросток-спортсмен: Сборник научных трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 45−47.
  20. P.A. Сравнительные данные по двигательной активности (основные локомоции) учащихся начальной школы по сезонам года // Физическое воспитание и спорт. М.: Изд-во пед. инст. им. Н. К. Крупской, 1970.-С. 3−13.
  21. P.A. Исследование двигательной активности (основных локомоций) учащихся начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-33 с.
  22. .А. О тестах и тестировании // Физическая культура в школе, — 1985, — Ш. С. 61−64.
  23. В.К., Королева М. Н., Майорова JI.T. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры, — 1986,-№ 10, — С. 21.
  24. В.К. Физическая активность человека. К.: Здоровья, 1987. — 224 с.
  25. В.К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.: ФиС, 1988.-207 с.
  26. В.К. Некоторые аспекты развития физического потенциала человека// Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.- С. 22−26.
  27. A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 184 с.
  28. Н.В., Минияров В. М., Неклюдова М. Г. Основы физической культуры младшего школьника. Самара, 1994. — 186 с.
  29. П.Н. Некоторые теоретические вопросы учения о конституции человека // Советская антропология. Т. 2.- 1968. — № 3. — С.45−49.
  30. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966. 232 с.
  31. H.A. О ловкости и её развитии. М.: Ф и С, 1991. — 288 с.
  32. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 1973. — 168 с.
  33. Н.Г., Мирзаханова P.M., Жуков Ю. В. и др. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 5. — С. 46−48.
  34. Е.Я., Ханкельдиев Ш. Х. Физическая подготовленность учащейся молодёжи. Ташкент, 1986. — 120 с.
  35. Г. Г. Физическое развитие детей-северян младшего школьного возраста // Север, дети, школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1994. — Вып. 1. -С. 39−49.
  36. Д.П., Косимов С. А. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков,— М.: Педагогика, 1975.- 124с.
  37. Э.Г. Физическая культура и здоровье. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  38. В.В. Методика антропометрических исследований / Под ред. Бунака В. В. Изд. 3-е. — М. — Л.: Медгиз, 1931.
  39. В.В., Рогинский Я. Я., Нестурх М. Ф. Антропология. М.: Учпедгиз, 1940. — 286 с.
  40. В.В. Комментарии//Биология человека, — М., 1968. с. 327−330.
  41. Я.С. Дозирование физических нагрузок. М.: Просвещение, 1991.-64 с.
  42. Ф.Г. Хранение и эксплуатация спортивного инвентаря и оборудования. М.: Ф и С, 1968. — 55 с.
  43. З.А., Любинская С. М. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1982.-320 с.
  44. П.А., Моченов В. П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 24−26.
  45. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер.- М.: Просвещение, 1990. 319 с.
  46. Н.И. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5. — С. 41.
  47. JI.B. Физические способности детей и подростков. К.: Здоровья, 1981. -116 с.
  48. Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков / Под ред. В. В. Петровского, В. Г. Арефьева, Т. Ю. Круцевич, — Киев: КГИФК, 1981.
  49. И.М. Оценка основных антропометрических данных полового созревания и артериального давления у детей: Метод, рекоменд. -Мурманск, 1985. 44 с.
  50. И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. 1985. — № 5. — С. 7−11.
  51. П.В. Динамика двигательных способностей детей Европейского Севера при обучении в начальной школе // Север. Дети. Школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: издательство Поморского педуниверситета, 1994.-Вып. 1.-С. 110−122.
  52. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. / Под ред. С. В. Хрущева. -М.: Медицина, 1977. 216 с.
  53. А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 256 с.
  54. А.П., Гурфинкель А. И. Использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 1982. -№ 9. — С. 27−28.
  55. A.A. Многокомплектные гимнастические снаряды. М.: Ф и С, 1973.- 122 с.
  56. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. И. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5. — С. 24−32.
  57. Е.З., Миклашевская H.H. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полного созревания человека // Итоги науки и техники. Серия антропология. ВИНИТИ, 1989.- № 3.
  58. Л.Л., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 13−15.
  59. A.B. Рекомендации по повышению адаптации детей к условиям Севера средствами физической культуры и спорта. Архангельск, 1981.-29 с.
  60. A.B., Береснев С. И. Возрастные особенности центральной гемодинамики у школьников Европейского Севера // Север, дети, школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1994. — Вып. 1 -С. 73−83.
  61. A.A. Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. -156 с.
  62. A.A. Развитие двигательных качеств у школьников.-Минск: Нар. асвета- 1978. -196 с.
  63. A.A. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры.- 1979. -№ 9. С. 28−31.
  64. A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза и её значение для теории и практики физического воспитания. // Очерки по теории физической культуры. М.: Ф и С, 1984. — С. 211−214.
  65. Е.А. Методические рекомендации по оценке физической подготовленности у школьников на Севере. -Архангельск: Изд-во ПГУ, 1997.18 с.
  66. Е.А. Динамика двигательной подготовленности у школьников в условиях Русского Севера: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск.- 1998. 16 с.
  67. С.С. Динамика антропометрических показателей за последние десятилетия у детей разного возраста. // Морфофункциональное проявление акцелерации развития детского организма. М., 1979. с. 6−34.
  68. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. Руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991.-560 с.
  69. Л.П. Морфо-функциональные особенности организма и развитие двигательных качеств в пре- и пубертатном онтогенезе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 29−32.
  70. В.А., Куинджи H.H. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989. — 224 с.
  71. Л.Б., Столярж А. Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 62−64.
  72. А.Г. О методах оценки основных признаков физического развития спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1961. — № 12.
  73. Л.Н. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. -М.: Медицина, 1968.-243 с.
  74. В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982. — 146 с.
  75. В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. -1975. № 6. — С. 22−29.
  76. Зигзаги ловкости / Туревский И. М., Филин В. П., Кофман Л. Б. Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. — 208 с.
  77. Е.К., Исаева Н. С. Возрастное развитие физических качеств человека // Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека. Алма-Ата, КазИФК, 1988. — С. 89−94.
  78. .М. О недостатках унифицированной методики составления оценочных таблиц физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1977. — № 16. — С. 78−82.
  79. .М. Методические подходы к созданию единых для СССР долгосрочных таблиц физического развития детей и подростков // Тезисы докладов 11-го Всесоюзного съезда детских врачей. М., 1982. — С. 32−39.
  80. В.Ф. Анализ физической подготовленности школьников Ивановской области // Совершенствование методов развития физических качеств детей и молодежи: Межвузовский сборник науч. трудов.- Владимир, ВГПУ, 1996, — С. 20.
  81. В.А., Пономарчук В. А. Тренажёры в школе. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
  82. В.И., Алябышев А. П., Мартын Э. Э. и др. Особенности управления движениями у школьниц 7−17 лет // Пути управления технической подготовкой спортсмена. Омск: Омский гос. ин-т физической культуры, 1980. -С. 8−10.
  83. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1981.- 192 с.
  84. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. -328 с.
  85. В.Г., Малышкин В. В., Кабанов С. А., и др. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях районов Крайнего Севера // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С. 19−23.
  86. К.С. Как я добиваюсь повышения плотности урока // Опыт работы учителей по физическому воспитанию учащихся в школе / Под. ред. В. Н. Короновского и др. М.: Изд-во АПН, 1957. — С.9−13.
  87. Л.H., Филиппенко В. Д. Использование сенситивных периодов в оптимизации двигательной подготовки школьников // Проблемы перестройки массовой физической культуры и спорта. Сб. науч. статей. -Алма-Ата, КазИФК, 1990. С. 124.
  88. В.Ф., Скорняков М. Н., Семенихин Ю. А. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской М., 1980. — С. 66−75.
  89. Ф.И. Организация и проведение урока физической культуры // Опыт работы учителей по физическому воспитанию учащихся в школе / Под. ред. В. Н. Короновского и др. М.: Изд-во АПН, 1957. — - С. 7−9.
  90. И.Н. Факторы, обеспечивающие регуляцию скорости движения//Физиология труда. -М.: Наука, 1967. -С. 160−161.
  91. В.А., Козлова А. К. О зависимости возрастных изменений артериального давления у подростков от темпа роста в длину // Педиатрия. -1978.-№ 8.-С. 34−38.
  92. В.И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребёнка. II Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1979. — С. 5−7.
  93. В.П. Методика определения антропометрического биологического возраста человека // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 2.-С. 35−36.
  94. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 2−7.
  95. И.А., Тамбовцева Р. В., Сонькин В. Д. и др. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипических характеристик // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 6. -С. 10−16.
  96. М.И. Динамика физической работоспособности детей дошкольного возраста г. Москвы за 30 лет // Мат-лы 8-го Всесоюзного съезда гигиенистов, эпидеимологов, микробиологов и инфекционистов.- М., 1969. Т. 1. — С. 489−490.
  97. A.B. Это актуально /У Физическая культура в школе. -1994.-№ 5.-С. 65.
  98. Т.В., Орехова Т. А. Здоровьетворящее образование // Основы безопасности жизни. 1997. — № 11. — С. 10−14.
  99. З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста // Тез. 5-й науч. конф. по физич. восп, детей и подростков. М., 1972. — С. 144−146.
  100. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−9.
  101. Т.Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребёнка. М., 1983. — С. 9−21.
  102. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — С. 51−52.
  103. Т.Д., Гурова O.A., Самбурова И. П. и др. Особенности возрастного развития системы дыхания у детей 6−15 лет // Физиология человека. -1991. Т. 17. — № 5. — С. 142−149.
  104. Г. Ф. Биометрия: Уч. пособие для биол. спец. ВУЗов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 35 с.
  105. Н.В., Колчинская А. З. Дыхание и возраст // Возрастная физиология. Л., 1975. — С. 13−22.
  106. Н.Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Минск, 1973. — 42 с.
  107. М.К. Комбинированный канат // Физическая культура в школе. 1974. — № 8. — С. 22.
  108. В.М., Плавинская С. И., Ильина Г. Н. Возраст и функция сердечно-сосудистой системы человека. Л.: Наука, 1988. — С. 152−158.
  109. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1977. — 376 с.
  110. E.H. Затраты окупятся с лихвой // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. 24−26.
  111. И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л.: Ленингр. орг. общ. «Знание», РСФСР, 1987.
  112. Н.Ю., Уткина М. И. Материал, методика его разработки и интерпретации // Строение тела и спорт. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 78 с.
  113. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1979. -186 с.
  114. Л.Б., Букреева Д. П., Васильева P.M. Особенности функционирования физиологических систем у детей школьного возраста при мышечной деятельности // Физиология человека. 1991. — Т. 17.- № 5. — С. 107 115.
  115. Л.Е., Букреева Д. П., Васильева P.M. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности // Физиология человека. 1997.- Т. 23. — № 6, — С. 69−76.
  116. Лях В. И. Взаимоотношение коордшшционньгх способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 31−36.
  117. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение, 1993. — 65 с,
  118. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 189с.
  119. Лях В.й. Координационно-двигательное совершенствование & физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальныеисследования // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — с. 1624.
  120. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 15−19.
  121. Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе.- 1996. № 2. — С. 2−6.
  122. Лях В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 2- -8.
  123. Лях В. И. Силовые способности школьников // Физкультура в школе.- 1997. -№ 1. С. 6−13.
  124. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
  125. Лях В.И., Копылова Ю. А., Малыгина М. В., Протченко Т. А. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физической культуры. -1998. № 9. — С. 49−52.
  126. А.Б., Лебедева М. А., Стук Н. С. Развитие, здоровье, гармоничность // Метод, пособие для учителей физической культуры. -Архангельск, 1997. 46 с.
  127. В.И. Организация физического воспитания в дошкольных учереждениях: Метод, рекомендации. Архангельск, 1992. -11 с.
  128. М.В. Рукоход // Физическая культура в школе. -1991. № 11. -С. 51.
  129. Т.М., Епина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения // Здравоохранение Росийской Федерации. 1987. — № 11. — С. 12−15.
  130. H.A. О возрастных и половых особенностях темпов морфологического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1981. — № 3. — С. 29.
  131. Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя / E.H. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова и др. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  132. Морфология человека: Учебн. пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 344 с.
  133. P.E., Каплан Э. Я., Велжгченко В. К. и др. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 14−21.
  134. P.E. Выносливость у юных спортсменов.- М.: ФиС, 1969.-68 с.
  135. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: «Здоровья», 1989. — 266 с.
  136. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана- Авт.-сост. Г. И. Погадаев. -М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
  137. Никитин В. Н Возрастная физиология // Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1975. С. 31−38.
  138. .А., Чтецова В. П. Морфология человека. М.: МГУ, 1983. -314 с.
  139. ОзолинН.Г. Развитие выносливости спортсменов.-М.: ФиС, 1959.
  140. Н.Г. Современная система спортивной тренировки,— М.: ФиС, 1970.-234 с.
  141. Особенности физиологии детей: Учебно-методич. пособие / Рос. мед. ун-т- Под ред. В. М. Смирнова. М., 1983. — 168 с.
  142. С.Д. У спортсменов рабочие руки. М.: Молодая гвардия, 1976. — 96 с.
  143. Ш. Д. Физическое развитие младших школьников в разные периоды учебного года // Совершенствование методов развития физическихкачеств детей и молодежи: Межвузовский сборник науч. трудов.- Владимир, ВГПУ, 1996.- С. 32−33.
  144. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3−4 лет.- М.: Просвещение, 1983. С. 24.
  145. В.В., Круцевич Т. Ю. // Теория и практика физической культуры. -1990. № 5. — С. 47−50.
  146. К.К. Проблемы способностей М.- Наука, 1972. 144 с.
  147. Г. И. Тренажеры приходят потом // Физическая культура в школе. -1993. № 6, — С.56−59.
  148. В.Н. Исследование возрастных различий в способности управлять движениями у детей // Научные основы спортивной тренировки. -Омск: Омский гос. ин-т физ. культуры, 1977. С. 11−19.
  149. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л.В. Морозова- Под общ. ред. Т. С. Колосовой. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. -159 с.
  150. Н.И. Пристенные брусья // Физическая культура в школе. -1984.-№ 8.-С. 48.
  151. Н.И. Пристенная низкая перекладина // Физическая культура в школе. 1985. — № 1. — С. 24.
  152. .Ж., Прахин Е. И. Физическое развитие детей. -Красноярск, 1970. 265 с.
  153. .Ж., Климов Ю. И., Прахин Е. И. Деятельность аппарата кровообращения у детей на Севере // Научно-технический прогресс и Приполярная медицина. Новосибирск, 1978. — Т 1. — С. 233−234.
  154. .Ж. Критерии адаптации в детском возрасте // Изв. Сиб. отд. Акад. наук СССР. 1981. — Т. 8. — № 6. — С. 40−43.
  155. A.B. Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС, 1973. 99 с.
  156. С.И. Динамика корреляционных связей в покое у детей младшего школьного возраста // Интеграция функциональных систем в онтогенезе. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т, 1990.- С. 94−98.
  157. Г. В. О материально-технической базе // Физическая культура в школе. 1979. -№ 11.-С. 13.
  158. Л.П. Характеристика жирового компонента веса тела студентов 1-го курса СГИФК // Подросток-спортсмен: Сб. научн. трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 41−45.
  159. Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968. 157 с.
  160. Саркизов-Серазини И.М., Дешин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Ф и С, 1961. — 288 с.
  161. Л.А., Исаков C.B. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 2−4.
  162. O.E. Биолого-гигиеническое обоснование нормативных параметров физического состояния школьников // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Тез. научно-практ. конф. Коломна: Изд-вопед. ун-та, 1992. — С. 86.
  163. Г. Н., Дубинская И. Д. Проблема изучения состояния здоровья и развития школьников и подростков Севера // Проблемы Севера: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М., 1970. — Вып. 14. — С. 108 117.
  164. A.M. Рационально и надёжно // Физическая культура в школе.- 1978.-№ 6.-С. 55.
  165. А.Ф. Самоконтроль при занятиях по комплексу ГТО. М.: Фи С, 1988.-32 с.
  166. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпатово-адреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года // Физиология человека. 1992, — Т. 18. — № 3. -С. 88−95.
  167. М.М. Если подходить творчески // Физическая культура в школе. 1982. -№ 8. — С. 30−31.
  168. М.М. Горизонтальный канат // Физическая культура в школе. 1984. -№ 5. — С. 55.
  169. Н.С. Современное состояние изучения состава тела // Вопросы антропологии. 1965. — вып. 16.
  170. Г. Б. О существенных недостатках шкал регрессии, применяемых в настоящее время для оценки физического развития детей и подростков // Мат-лы к 12 съезду гигиенистов УССР. Киев, 1964. -С. 543−546.
  171. В.Д., В.В. Зайцева, О.В. Тиунова Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 8. С. 7−13.
  172. В.Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 1012.
  173. А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М.: Медгиз, 1959. -114 с.
  174. А.Г. Гигиеническое нормирование активности детей и подростков // Научные основы гигиены нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сб. научн. тр. M., 1980, С. 16.
  175. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  176. Д. Рост и конституция человека. // Биология человека. М., 1979. — С. 336- 471.
  177. С.Б., Красиков А. Ф. Развитие выносливости у юных спортсменов // Физиологические характеристики и методическое определение выносливости в спорте. М., 1972, С. 189−205.
  178. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Ф и С, 1976.-239 с.
  179. Г. С., Харацидис С. К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 48−50.
  180. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников.-М.: Педагогика, 1985.-88 с.
  181. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67 с.
  182. Физиологические особенности системы крови, кровообращения и дыхания в детском возрасте: Метод, руководство.- А.: Ылым, 1985, — 32 с.
  183. Физиология развития ребёнка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983. 296 с.
  184. Физиология человека: Учебник для техн. физ. культ. / Под ред. В. В. Васильевой. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 319 с.
  185. Физическая культура: Практ. пособие / Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузырь и др.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1989.-383 с.
  186. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Под ред. М. Д. Рипы. -М.: Просвещение, 1985.- 96 с.
  187. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодёжи: Учебное пособие: — Ростов на Дону, РГПИ, 1987, — 68 с.
  188. Физическое развитие современных школьников / Под ред. Г. П. Сальниковой.- М.: Педагогика, 1977, 156 с.
  189. Физкультура! Физкультура!: Учебник для учащихся 5−7 классов общеобразовательных учереждений. -М.: Просвещение, 1999. 141 с.
  190. Физкультура в режиме продленного дня школы / Под ред. C.B. Хрущева. Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
  191. H.A., Филин В. П. Возрастные особенности физического воспитания. М.: ФиС, 1972, — 176 с.
  192. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Ф и С, 1991. — 224 с.
  193. В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6−7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С. 49−51.
  194. А.Г., Фарбер Д. А. Физиологические особенности растущего организма // 15-й съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Л.: Наука, 1987. — Т. 1. — С. 76−78.
  195. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 216 с.
  196. П.Я. Особенности развития скоростно-силовых качеств у девочек под влиянием систематических занятий физическими упражнениями // Развитие двигательных качеств школьников. М.: Ф и С, 1967. — С. 131−149.
  197. B.C. Развитие двигательного качества выносливости при различных режимах тренировки // Актуальные проблемы возрастной физиологии: Мат-лы конф. по возрастной физиологии / Под ред. Шабунина P.A., Свердловск, 1973.- С. 122−124.
  198. В.П. Некоторые итоги и перспективы развития учения о конституциях // Вопр. антропологии. 1972. — вып. 40.
  199. В.Я. Развитие функции легких у детей и подростков // Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1980.-Ч.1 С. 41.
  200. Е.А. Об устойчивости весо-ростовых соотношений у детей школьного возраста на различной территории СССР // Гигиена и санитария. -1981. № 11. — С. 31−32.
  201. Е.А. Оценка физического развития: соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков // Гигиена и санитария. 1985. — № 19. — С. 75−77.
  202. Е.А. Некоторые особенности физического развития школьников // Здравоохранение Росийской Федерации. 1990. — № 11. — С. 1014.
  203. В.Б. Методы изучения спортивной одарённости детей // Подросток-спортсмен: Сб. научн. трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 37−41.
  204. В.Б., Хрущёв C.B. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Ф и С, 1984. — 150 с.
  205. В.Б. К методике определения жировой и активной массытела у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1991. 1,-С. 21−22.
  206. И.С., Савельев Б. П., Макаров Б. А. Функциональная оценка развития системы дыхания у детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.: АПН, 1985. — 396 с.
  207. Н.С. Структурные основы развития движений в период от рождения до 20 лет // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Тезисы научн.-практ. конф. Коломна: Изд-во пед. инта, 1992.-С. 101.
  208. Ю. К вопросу о формировании сократительных свойств скелетных мышц мальчиков 7−17 лет // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 19−23.
  209. В.М. Многопролётные гимнастические снаряды // Физическая культара в школе. 1978. — № 11. — С. 54.
  210. В.М. Применяя многокомплектные универсальные гимнастические снаряды // Физическая культура в школе. 1982. — № 2. — С. 35.
  211. Arbesu Ruiz N., de los Rios Ferrand An La pubertad, y. la capacidad de trabajo fisico //Rev. Cubana Pediatr. -1989. Vol. 61. — № 3. — P. 382−392.
  212. Bailey D.A., Malina R.M., Asmussen R.L. The influence of exercise, physical activity, and athletic perfoimanse on the dynamics of human groth // Human Growth (Postnatal Gijwth). F. Folkner, G.M. Janner (eds). New-York: Plenum press.- 1978. P. 475−505.
  213. Bassey E.J., Morgan K., Dalloso H.M. Muscle strength in boys and girls during childhood and adols cence // Ann. Hum. Biol.- 1989 V. 16. № 2. — P. 178.
  214. Behnke A. The extimation of lean body weight from «Skeletal» measurements //Human biol. 1959. — Vol. 31. — № 4.
  215. Brotons C., Singh P., Nishio T. Blood presure by age in childhood and adoles cence: A review of 129 surbeys world wide //Int. J. Epidemiol. 1989. — V.18.- № 4. P. 824−828.
  216. De Stefano C., Formenti D. // Antropol. Kozl. 1986. — Vol. 30. — № 1−2. P. 139−146.
  217. Ebomoyi E.W., Wichremasinghe A.R., Cherry F.F. Anthropometric indicators of children’s nutrision in two wigerian communities // J. Biosoc. Sei. -1991. Y. 23. № 1. — P. 33−38.
  218. Foley C.D., Quanbury A.O., Stamke T. Journal of Biomechanics -1979. -V. 12.-№ 1.-P. 1−6.
  219. Fox K., Biddle S. Health-related fitness in schools-philosophical and psychological implications // The Bulletin of Physical Education, 1987, V. 23, p. 2839.
  220. Graul Y. Erfahrungsbericht ubtr die Entwicklurgsdiagnostik im Kleinkind -und Vorschulater//Pediatr. Grenzgeb. 1986. — № 5. — Bd. 5. -S. 453−455.
  221. Hirtz P., Wellnitz J. Korpererziehung. 1985. — № 4. — S. 151−154.
  222. Holiday M. Metabolic rate and organ size during groth from infancy to maturity and during late gestation and early infacy // Pediatrics. 1971. — Vol. 47.-№ 2.-P. 169−175.
  223. Hoshirawa T., Amano Y., Kito N. Kinematic analisis of walking and running in twins // Biomehanic 8- A (H. Matsui, K. Kobay ashi-eds).- Human Kinetics Pablishers, Campaign. 1983. — P. 498−502.
  224. Jones D. A., Parker D. F., Round J. M. e. a. Muscle strenght in girls during childhood and adolescence // J. Physiol. 1989. — V. 415. — P. 124.
  225. Komi P.V. et. all. Int. Ztschr. f. angew. Physiol. 1973. — V. 31. — S. 289 304.
  226. Parizkowa J. Relationship between skinfold thickness measured by harplender caliper and densitometric analysis of total body fat in Man // Human Biol. -1971.-V. 43.-№ 1.-P. 16−21.
  227. Parizkova J. Body composition and exesise during growth and development. In: Rarisk, G. ed., Physical activiny, growth and development. New York, Academia Press, 1973. P. 97−124.
  228. Parizkova J. Body fat and physical Activity. The Hague, Martinus Nijhoff. Medical Division, 1977, P. 261.
  229. Ritter G. Haltungsfehler und Wachstumsstorungen im Kindesalter (Diagnose, Prophylax, Therapia)// Pract. Arzt. 1990. — Bd. 44. — № 623. — S. 572 578.
  230. Sager G. Zun Problematic der Geecimmung von Mereiher des menschbichen Langenwachstums // Gegenbauers mezphob. Jahrb. 1988. Bd. 134. № 1. S. 1−16.
  231. Schnts R.W., Small F.L., Camm RA. et al. Inventories and norms for children’s Attitudes toward physical activity // Research Quarterly for Exercise and Sport, 1985, V. 56, p. 256−265.
  232. Sheldon W.H., Stevens S.S., Tucker W.B. The variaties of Human Physique, Parper and Brothers, N-Y, 1940.
  233. Soell W. Zum Problem der Entwiklung koordinativer Faehigkeiter // Motor Learning in Physical Education and sport. Natanya, Israel, Wingate Institute, 1976.-P. 140−153.
  234. Tanguay R., Buschang P., Demiijian A. Biological age // Amer. Y. Phys. Antrjpol. 1986. — Vol. 69. — № 4. — P. 511−512.
  235. Tanner J. M. Methodes auxologiges dans be diagnostic differenties d’une petite taille //Ann Nestle. 1983. — V.41. — № 3.- P. 216−220.
  236. Welon Z. The existance of constant functional optimalum for body mass and body height ration men hypothesis // Stud. Physiol. Anthropol. 1990. — № 10. -P. 141−148.
  237. Welon Z. Evoluation of child’s physical development // Stud. Physiol. Anthropol. 1990. — № 10. — P. 91−100.
  238. Weymans M., Reybrack T. Habitnal capicity children // Eur. J. Physiol. Occup. Physiol. 1989. — V.58. — № 8. — P. 803−807.
Заполнить форму текущей работой