Динамика физического состояния младших школьников при различной организации двигательной среды
В связи с этим к настоящему времени предложено достаточно много различных способов повышения двигательной активности детей на занятиях по физическому воспитанию. Однако необоснованное увеличение двигательной активности детей, как и ее ограничение, противоречит их биологической сущности и вызывает отклонения в физическом состоянии и как следствие в состоянии здоровья. Поэтому изучение динамики… Читать ещё >
Содержание
- УКАЗАТЕЛЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И
- ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЙ
- ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Особенности физического состояния детей младшего школьного возраста
- 1. 2. Условия повышения эффективности процесса физического воспитания в школе
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 11. 1. Методика исследования
- 11. 2. Организация экспериментальной двигательной среды в школе № 4 г. Вельска
- ГЛАВА III. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ГЛАВА IV. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Динамика физического состояния младших школьников при различной организации двигательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Известно, что двигательная функция, являясь важнейшим фактором сохранения постоянства внутренней среды организма, оказывает значительное воздействие на вегетативные системы организма, обеспечивает быструю его адаптацию к изменяющимся условиям существования [3, 62, 125, 188]. Поэтому к числу важнейших мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, должны быть отнесены, в первую очередь, правильно организованные занятия по физическому воспитанию и спортивные тренировки [4,43, 136].
Анализ существующей системы физического воспитания свидетельствует о ее несовершенстве и необходимости изменения [12, 29, 138]. Многочисленные исследования последних лет, указывающие на неблагоприятную тенденцию в состоянии здоровья детей и их развития, связывают это, прежде всего, с низким уровнем двигательной активности в образовательных учреждениях [22, 115, 160, 190], что противоречит биологической сущности ребенка и вызывает отклонения в состоянии здоровья.
Типовые (государственные) программы физического воспитания в школе позволяют восполнить не более половины естественной потребности детей в движениях [154, 187]. В то же время двигательный компонент является основополагающим для повышения физических и функциональных возможностей детей [72, 101, 222].
В связи с этим к настоящему времени предложено достаточно много различных способов повышения двигательной активности детей на занятиях по физическому воспитанию [1, 57, 58, 92, 107, 223]. Однако необоснованное увеличение двигательной активности детей, как и ее ограничение, противоречит их биологической сущности и вызывает отклонения в физическом состоянии и как следствие в состоянии здоровья. Поэтому изучение динамики физического состояния детей в условиях различной двигательной среды является весьма актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Цель и задачи исследования
Цель работы — определить изменения физического состояния детского организма при различной организации двигательной среды в начальной школе.
Применительно к этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности физического развития и гармоничности детей 13 классов при различной организации двигательной среды.
2. Выявить динамику и уровень развития двигательной функции у младших школьников при различных двигательных режимах.
3. Исследовать изменения кардиореспираторной системы у детей 7−10 лет при занятиях физической культурой с различной моторной плотностью.
Положения, выносимые на защиту. I). Предложенная методика занятий по физическому воспитанию детей в начальной школе с использованием нестандартного оборудования способствует более гармоничному развитию детей, о чем свидетельствует динамика основных антропометрических показателей экспериментальных групп. 2). Наиболее выраженные сдвиги у детей экспериментальных групп происходят со стороны двигательной функции, прежде всего, двигательных качеств силы, ловкости и выносливости.
3). Изменение показателей кардио-респираторной системы у детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными свидетельствует об экономизации вегетативных функций и повышении функциональных резервов при занятиях в новых условиях двигательной среды.
Новизна исследования. Впервые в условиях Европейского Севера России предложена новая организация двигательной среды на уроках физического воспитания в начальной школе и проведено комплексное исследование физического состояния детей при различной организации двигательной среды. Выявлены закономерности изменения показателей физического состояния детей при увеличении их двигательной активности. Установлено, что у младших школьников, занимающихся по экспериментальной программе, развитие двигательной функции имеет более динамичный характер по сравнению с другими параметрами физического состояния
Научно-практическая значимость исследования. В результате проведенных исследований представлено физиологическое обоснование новой организации двигательной среды в условиях начальной школы. Это дополняет современные представления об индивидуальном развитии детей, проживающих в неблагоприятных, близких к экстремальным, климато-географических условиях. Кроме того, установлена необходимость создания оптимального материально-технического обеспечения физкультурно-оздоровительной базы образовательных учреждений для гармоничного морфофункционального развития детей.
Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры медико-биологических дисциплин Поморского государственного университета (Архангельск, 1998, 1999, 2000), на заседаниях проблемной комиссии по медико-биологическим наукам Поморского государственного университета (Архангельск, 2001), на VIII, IX, X научно-практических конференциях «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 1998,1999, 2000), международной научно-практической конференции «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта (Архангельск, 1998), на V Всероссийской конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2000).
По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и
ВЫВОДЫ
1. Предложенная организация двигательной среды на уроках физического, воспитания в начальной школе в большей степени отражает возрастные особенности развития детей, их кинезофилию, обеспечивает лучшие условия для морфофункционального совершенствования растущего организма.
2. У детей, занимающихся по предложенной методике с использованием нетрадиционного оборудования, физическое развитие характеризуется увеличением темпов прироста основных антропометрических показателей.
3. Новые условия двигательной среды на занятиях по физическому воспитанию в начальной школе способствуют снижению жирового компонента массы тела и увеличению доли гармонично развитых детей.
4. Увеличение двигательной активности детей младшего школьного возраста при экспериментальной методике проведения занятий по физическому воспитанию приводит к существенному повышению двигательной функции и, в первую очередь, по таким показателям физической подготовленности как сила, ловкость и выносливость.
5. Развитие гибкости у учащихся, занимающихся по новой методике, в возрастном аспекте и в динамике учебного года не претерпевает существенных изменений и даже имеет тенденцию снижения, что, по-видимому, связано с недостаточным объемом упражнений на развитие данного качества.
6. Повышение темпов физического развития и двигательной функции у детей экспериментальной группы сопровождается повышением функционального состояния кардиореспираторной системы, со стороны которой отмечается развитие экономизации и повышение функциональных резервов.
7. Позитивная динамика физического состояния учащихся начальной школы при новой организации двигательной среды на занятиях по физическому
127 воспитанию оказывает влияние и на качество здоровья детей в неблагоприятных климато-экологических условиях, что находит свое отражение в значительно меньшем количестве пропусков уроков по болезни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для улучшения физического состояния детей младшего школьного возраста, повышения качества их здоровья следует применять на уроках по физической культуре предложенную двигательную среду с использованием нестандартного оборудования.
2. При занятиях в новой двигательной среде необходимо уделять особое внимание и осуществлять постоянный контроль за развитием качества гибкости, как наиболее ригидного показателя физического состояния детей.
Список литературы
- Абельсон С.Н. Эксплуатация, хранение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования. М.: Ф и С, 1960. — 234 с.
- Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 11. — С. 2325.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
- Айзман Р.И., Рубанович В. Б. Возрастные изменения морфо-функциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10−14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 3. — С. 136−142.
- Алтухов Ю.И., Ботвиньев О. К., Курбатова О. Л. Популяционно-генетический подход к проблеме неспецифической биологической устойчивости человеческого организма // Генетика. 1975. — Т. 15. — № 2. — С. 352−360.
- Амосов Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения.-2-е изд., перераб. и доп.- К.: Здоровья, 1985.- 80 с.
- Ананин В.Ф. Биорегуляция человека. Т. 1 Биорегуляция сердца.- М.: Гласность: Биомединформ, 1994. — 104 с.
- Андронеску А. Анатомия ребёнка. Бухарест, 1970. — 363 с.
- Андрюлис Э.К. Антропометрические и физиологические аспекты развития детей ясельного и дошкольного возраста. Автореферат дис. .докт. мед. наук. Вильнюс, 1969. — 27 с.
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1982. -336 с.
- Антропова М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
- Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей // Физическая культура в школе. 1993. — № 3. — С. 28−35.
- Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев: Здоровья, 1985. С. 20−35.
- Апанасенко Г. Л. Дубогай А.Д. К методологии оценки физического развития детей и подростков // Педиатрия. 1980. — № 6. — С. 78−79.
- Аринчин Н.И., Володько Я. Т., Недведская Г. Д. Становление и развитие периферических «сердец» в онтогенезе. Минск: Наука и техника, 1986.- 208 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-476 с.
- Аршавская Э.И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура. М.: Знание, 1968. — С. 78−80.
- Ауль Ю.М. О недостатках метода шкал регрессии при оценке физического развития детей // Вопросы антропологии. 1973. — Вып. 45. — С. 113−118.
- Афонасьев Ю.А. Влияние занятий спортивной гимнастикой на изменение состава тела юных спортсменов // Подросток-спортсмен: Сборник научных трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 45−47.
- Ахундов P.A. Сравнительные данные по двигательной активности (основные локомоции) учащихся начальной школы по сезонам года // Физическое воспитание и спорт. М.: Изд-во пед. инст. им. Н. К. Крупской, 1970.-С. 3−13.
- Ахундов P.A. Исследование двигательной активности (основных локомоций) учащихся начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-33 с.
- Ашмарин Б.А. О тестах и тестировании // Физическая культура в школе, — 1985, — Ш. С. 61−64.
- Бальсевич В.К., Королева М. Н., Майорова JI.T. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет // Теория и практика физической культуры, — 1986,-№ 10, — С. 21.
- Бальсевич В.К. Физическая активность человека. К.: Здоровья, 1987. — 224 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.: ФиС, 1988.-207 с.
- Бальсевич В.К. Некоторые аспекты развития физического потенциала человека// Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.- С. 22−26.
- Баранов A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 184 с.
- Барышева Н.В., Минияров В. М., Неклюдова М. Г. Основы физической культуры младшего школьника. Самара, 1994. — 186 с.
- Башкиров П.Н. Некоторые теоретические вопросы учения о конституции человека // Советская антропология. Т. 2.- 1968. — № 3. — С.45−49.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.: Медицина, 1966. 232 с.
- Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии. М.: Ф и С, 1991. — 288 с.
- Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 1973. — 168 с.
- Блинова Н.Г., Мирзаханова P.M., Жуков Ю. В. и др. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 5. — С. 46−48.
- Бондаревский Е.Я., Ханкельдиев Ш. Х. Физическая подготовленность учащейся молодёжи. Ташкент, 1986. — 120 с.
- Бральнина Г. Г. Физическое развитие детей-северян младшего школьного возраста // Север, дети, школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1994. — Вып. 1. -С. 39−49.
- Букреева Д.П., Косимов С. А. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков,— М.: Педагогика, 1975.- 124с.
- Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Бунак В.В. Методика антропометрических исследований / Под ред. Бунака В. В. Изд. 3-е. — М. — Л.: Медгиз, 1931.
- Бунак В.В., Рогинский Я. Я., Нестурх М. Ф. Антропология. М.: Учпедгиз, 1940. — 286 с.
- Бунак В.В. Комментарии//Биология человека, — М., 1968. с. 327−330.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок. М.: Просвещение, 1991.-64 с.
- Варфоломеев Ф.Г. Хранение и эксплуатация спортивного инвентаря и оборудования. М.: Ф и С, 1968. — 55 с.
- Васильева З.А., Любинская С. М. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1982.-320 с.
- Виноградов П.А., Моченов В. П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 24−26.
- Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер.- М.: Просвещение, 1990. 319 с.
- Волков Н.И. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5. — С. 41.
- Волков JI.B. Физические способности детей и подростков. К.: Здоровья, 1981. -116 с.
- Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков / Под ред. В. В. Петровского, В. Г. Арефьева, Т. Ю. Круцевич, — Киев: КГИФК, 1981.
- Воронцов И.М. Оценка основных антропометрических данных полового созревания и артериального давления у детей: Метод, рекоменд. -Мурманск, 1985. 44 с.
- Воронцов И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. 1985. — № 5. — С. 7−11.
- Воронцов П.В. Динамика двигательных способностей детей Европейского Севера при обучении в начальной школе // Север. Дети. Школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: издательство Поморского педуниверситета, 1994.-Вып. 1.-С. 110−122.
- Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. / Под ред. С. В. Хрущева. -М.: Медицина, 1977. 216 с.
- Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 256 с.
- Герасименко А.П., Гурфинкель А. И. Использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 1982. -№ 9. — С. 27−28.
- Гладышев A.A. Многокомплектные гимнастические снаряды. М.: Ф и С, 1973.- 122 с.
- Годик М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. И. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5. — С. 24−32.
- Година Е.З., Миклашевская H.H. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полного созревания человека // Итоги науки и техники. Серия антропология. ВИНИТИ, 1989.- № 3.
- Головина Л.Л., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 13−15.
- Грибанов A.B. Рекомендации по повышению адаптации детей к условиям Севера средствами физической культуры и спорта. Архангельск, 1981.-29 с.
- Грибанов A.B., Береснев С. И. Возрастные особенности центральной гемодинамики у школьников Европейского Севера // Север, дети, школа: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Грибанова. Архангельск: Изд. Поморского педуниверситета, 1994. — Вып. 1 -С. 73−83.
- Гужаловский A.A. Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. -156 с.
- Гужаловский A.A. Развитие двигательных качеств у школьников.-Минск: Нар. асвета- 1978. -196 с.
- Гужаловский A.A. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры.- 1979. -№ 9. С. 28−31.
- Гужаловский A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза и её значение для теории и практики физического воспитания. // Очерки по теории физической культуры. М.: Ф и С, 1984. — С. 211−214.
- Гусева Е.А. Методические рекомендации по оценке физической подготовленности у школьников на Севере. -Архангельск: Изд-во ПГУ, 1997.18 с.
- Гусева Е.А. Динамика двигательной подготовленности у школьников в условиях Русского Севера: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Архангельск.- 1998. 16 с.
- Дарская С.С. Динамика антропометрических показателей за последние десятилетия у детей разного возраста. // Морфофункциональное проявление акцелерации развития детского организма. М., 1979. с. 6−34.
- Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. Руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991.-560 с.
- Додонова Л.П. Морфо-функциональные особенности организма и развитие двигательных качеств в пре- и пубертатном онтогенезе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 29−32.
- Доскин В.А., Куинджи H.H. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989. — 224 с.
- Жарова Л.Б., Столярж А. Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 62−64.
- Жданова А.Г. О методах оценки основных признаков физического развития спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1961. — № 12.
- Жданов Л.Н. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. -М.: Медицина, 1968.-243 с.
- Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. Л.: Наука, 1982. — 146 с.
- Зациорский В.М. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. -1975. № 6. — С. 22−29.
- Зигзаги ловкости / Туревский И. М., Филин В. П., Кофман Л. Б. Тула: Приок. кн. изд-во, 1992. — 208 с.
- Извекова Е.К., Исаева Н. С. Возрастное развитие физических качеств человека // Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека. Алма-Ата, КазИФК, 1988. — С. 89−94.
- Ильин Б.М. О недостатках унифицированной методики составления оценочных таблиц физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1977. — № 16. — С. 78−82.
- Ильин Б.М. Методические подходы к созданию единых для СССР долгосрочных таблиц физического развития детей и подростков // Тезисы докладов 11-го Всесоюзного съезда детских врачей. М., 1982. — С. 32−39.
- Ишухин В.Ф. Анализ физической подготовленности школьников Ивановской области // Совершенствование методов развития физических качеств детей и молодежи: Межвузовский сборник науч. трудов.- Владимир, ВГПУ, 1996, — С. 20.
- Кабачков В.А., Пономарчук В. А. Тренажёры в школе. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
- Казанцева В.И., Алябышев А. П., Мартын Э. Э. и др. Особенности управления движениями у школьниц 7−17 лет // Пути управления технической подготовкой спортсмена. Омск: Омский гос. ин-т физической культуры, 1980. -С. 8−10.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1981.- 192 с.
- Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. -328 с.
- Камалетдинов В.Г., Малышкин В. В., Кабанов С. А., и др. Физическое воспитание как фактор адаптации в условиях районов Крайнего Севера // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С. 19−23.
- Карнаухов К.С. Как я добиваюсь повышения плотности урока // Опыт работы учителей по физическому воспитанию учащихся в школе / Под. ред. В. Н. Короновского и др. М.: Изд-во АПН, 1957. — С.9−13.
- Качалов Л.H., Филиппенко В. Д. Использование сенситивных периодов в оптимизации двигательной подготовки школьников // Проблемы перестройки массовой физической культуры и спорта. Сб. науч. статей. -Алма-Ата, КазИФК, 1990. С. 124.
- Киселёв В.Ф., Скорняков М. Н., Семенихин Ю. А. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской М., 1980. — С. 66−75.
- Кожанов Ф.И. Организация и проведение урока физической культуры // Опыт работы учителей по физическому воспитанию учащихся в школе / Под. ред. В. Н. Короновского и др. М.: Изд-во АПН, 1957. — - С. 7−9.
- Козлов И.Н. Факторы, обеспечивающие регуляцию скорости движения//Физиология труда. -М.: Наука, 1967. -С. 160−161.
- Козлов В.А., Козлова А. К. О зависимости возрастных изменений артериального давления у подростков от темпа роста в длину // Педиатрия. -1978.-№ 8.-С. 34−38.
- Козлов В.И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребёнка. II Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1979. — С. 5−7.
- Колодченко В.П. Методика определения антропометрического биологического возраста человека // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 2.-С. 35−36.
- Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 2−7.
- Корниенко И.А., Тамбовцева Р. В., Сонькин В. Д. и др. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипических характеристик // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 6. -С. 10−16.
- Корсунская М.И. Динамика физической работоспособности детей дошкольного возраста г. Москвы за 30 лет // Мат-лы 8-го Всесоюзного съезда гигиенистов, эпидеимологов, микробиологов и инфекционистов.- М., 1969. Т. 1. — С. 489−490.
- Крестьянинов A.B. Это актуально /У Физическая культура в школе. -1994.-№ 5.-С. 65.
- Кружилина Т.В., Орехова Т. А. Здоровьетворящее образование // Основы безопасности жизни. 1997. — № 11. — С. 10−14.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста // Тез. 5-й науч. конф. по физич. восп, детей и подростков. М., 1972. — С. 144−146.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−9.
- Кузнецова Т.Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребёнка. М., 1983. — С. 9−21.
- Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — С. 51−52.
- Кузнецова Т.Д., Гурова O.A., Самбурова И. П. и др. Особенности возрастного развития системы дыхания у детей 6−15 лет // Физиология человека. -1991. Т. 17. — № 5. — С. 142−149.
- Лакин Г. Ф. Биометрия: Уч. пособие для биол. спец. ВУЗов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 35 с.
- Лауэр Н.В., Колчинская А. З. Дыхание и возраст // Возрастная физиология. Л., 1975. — С. 13−22.
- Лебедева Н.Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Минск, 1973. — 42 с.
- Левченко М.К. Комбинированный канат // Физическая культура в школе. 1974. — № 8. — С. 22.
- Липовецкий В.М., Плавинская С. И., Ильина Г. Н. Возраст и функция сердечно-сосудистой системы человека. Л.: Наука, 1988. — С. 152−158.
- Лисицин Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1977. — 376 с.
- Литвинов E.H. Затраты окупятся с лихвой // Физическая культура в школе. 1993. — № 6. — С. 24−26.
- Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л.: Ленингр. орг. общ. «Знание», РСФСР, 1987.
- Лутовинова Н.Ю., Уткина М. И. Материал, методика его разработки и интерпретации // Строение тела и спорт. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 78 с.
- Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1979. -186 с.
- Любомирский Л.Б., Букреева Д. П., Васильева P.M. Особенности функционирования физиологических систем у детей школьного возраста при мышечной деятельности // Физиология человека. 1991. — Т. 17.- № 5. — С. 107 115.
- Любомирский Л.Е., Букреева Д. П., Васильева P.M. Функциональные возможности двигательной системы детей и подростков с разным уровнем физической тренированности // Физиология человека. 1997.- Т. 23. — № 6, — С. 69−76.
- Лях В. И. Взаимоотношение коордшшционньгх способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 31−36.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение, 1993. — 65 с,
- Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. — 189с.
- Лях В.й. Координационно-двигательное совершенствование & физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальныеисследования // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — с. 1624.
- Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 15−19.
- Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе.- 1996. № 2. — С. 2−6.
- Лях В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 2- -8.
- Лях В. И. Силовые способности школьников // Физкультура в школе.- 1997. -№ 1. С. 6−13.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
- Лях В.И., Копылова Ю. А., Малыгина М. В., Протченко Т. А. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физической культуры. -1998. № 9. — С. 49−52.
- Майский А.Б., Лебедева М. А., Стук Н. С. Развитие, здоровье, гармоничность // Метод, пособие для учителей физической культуры. -Архангельск, 1997. 46 с.
- Макарова В.И. Организация физического воспитания в дошкольных учереждениях: Метод, рекомендации. Архангельск, 1992. -11 с.
- Макеев М.В. Рукоход // Физическая культура в школе. -1991. № 11. -С. 51.
- Максимова Т.М., Епина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения // Здравоохранение Росийской Федерации. 1987. — № 11. — С. 12−15.
- Матвеева H.A. О возрастных и половых особенностях темпов морфологического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1981. — № 3. — С. 29.
- Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя / E.H. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова и др. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
- Морфология человека: Учебн. пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 344 с.
- Мотылянская P.E., Каплан Э. Я., Велжгченко В. К. и др. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 14−21.
- Мотылянская P.E. Выносливость у юных спортсменов.- М.: ФиС, 1969.-68 с.
- Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: «Здоровья», 1989. — 266 с.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана- Авт.-сост. Г. И. Погадаев. -М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
- Никитин В. Н Возрастная физиология // Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1975. С. 31−38.
- Никитюк Б.А., Чтецова В. П. Морфология человека. М.: МГУ, 1983. -314 с.
- ОзолинН.Г. Развитие выносливости спортсменов.-М.: ФиС, 1959.
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки,— М.: ФиС, 1970.-234 с.
- Особенности физиологии детей: Учебно-методич. пособие / Рос. мед. ун-т- Под ред. В. М. Смирнова. М., 1983. — 168 с.
- Охлябинин С.Д. У спортсменов рабочие руки. М.: Молодая гвардия, 1976. — 96 с.
- Пеннер Ш. Д. Физическое развитие младших школьников в разные периоды учебного года // Совершенствование методов развития физическихкачеств детей и молодежи: Межвузовский сборник науч. трудов.- Владимир, ВГПУ, 1996.- С. 32−33.
- Пензуллаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3−4 лет.- М.: Просвещение, 1983. С. 24.
- Петровский В.В., Круцевич Т. Ю. // Теория и практика физической культуры. -1990. № 5. — С. 47−50.
- Платонов К.К. Проблемы способностей М.- Наука, 1972. 144 с.
- Погадаев Г. И. Тренажеры приходят потом // Физическая культура в школе. -1993. № 6, — С.56−59.
- Попков В.Н. Исследование возрастных различий в способности управлять движениями у детей // Научные основы спортивной тренировки. -Омск: Омский гос. ин-т физ. культуры, 1977. С. 11−19.
- Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л.В. Морозова- Под общ. ред. Т. С. Колосовой. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. -159 с.
- Разумцев Н.И. Пристенные брусья // Физическая культура в школе. -1984.-№ 8.-С. 48.
- Разумцев Н.И. Пристенная низкая перекладина // Физическая культура в школе. 1985. — № 1. — С. 24.
- Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е. И. Физическое развитие детей. -Красноярск, 1970. 265 с.
- Рапопорт Ж.Ж., Климов Ю. И., Прахин Е. И. Деятельность аппарата кровообращения у детей на Севере // Научно-технический прогресс и Приполярная медицина. Новосибирск, 1978. — Т 1. — С. 233−234.
- Рапопорт Ж.Ж. Критерии адаптации в детском возрасте // Изв. Сиб. отд. Акад. наук СССР. 1981. — Т. 8. — № 6. — С. 40−43.
- Родионов A.B. Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС, 1973. 99 с.
- Русинова С.И. Динамика корреляционных связей в покое у детей младшего школьного возраста // Интеграция функциональных систем в онтогенезе. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т, 1990.- С. 94−98.
- Рыбик Г. В. О материально-технической базе // Физическая культура в школе. 1979. -№ 11.-С. 13.
- Рыбчинская Л.П. Характеристика жирового компонента веса тела студентов 1-го курса СГИФК // Подросток-спортсмен: Сб. научн. трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 41−45.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968. 157 с.
- Саркизов-Серазини И.М., Дешин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Ф и С, 1961. — 288 с.
- Семенов Л.А., Исаков C.B. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 2−4.
- Сердюков O.E. Биолого-гигиеническое обоснование нормативных параметров физического состояния школьников // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Тез. научно-практ. конф. Коломна: Изд-вопед. ун-та, 1992. — С. 86.
- Сердюковская Г. Н., Дубинская И. Д. Проблема изучения состояния здоровья и развития школьников и подростков Севера // Проблемы Севера: Труд и здоровье человека на Крайнем Севере. М., 1970. — Вып. 14. — С. 108 117.
- Серёженко A.M. Рационально и надёжно // Физическая культура в школе.- 1978.-№ 6.-С. 55.
- Синяков А.Ф. Самоконтроль при занятиях по комплексу ГТО. М.: Фи С, 1988.-32 с.
- Ситдиков Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпатово-адреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года // Физиология человека. 1992, — Т. 18. — № 3. -С. 88−95.
- Слободкин М.М. Если подходить творчески // Физическая культура в школе. 1982. -№ 8. — С. 30−31.
- Слободкин М.М. Горизонтальный канат // Физическая культура в школе. 1984. -№ 5. — С. 55.
- Смирнова Н.С. Современное состояние изучения состава тела // Вопросы антропологии. 1965. — вып. 16.
- Смолянский Г. Б. О существенных недостатках шкал регрессии, применяемых в настоящее время для оценки физического развития детей и подростков // Мат-лы к 12 съезду гигиенистов УССР. Киев, 1964. -С. 543−546.
- Сонькин В.Д., В.В. Зайцева, О.В. Тиунова Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 8. С. 7−13.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 1012.
- Ставицкая А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М.: Медгиз, 1959. -114 с.
- Сухарев А.Г. Гигиеническое нормирование активности детей и подростков // Научные основы гигиены нормирования физических нагрузок для детей и подростков: Сб. научн. тр. M., 1980, С. 16.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
- Таннер Д. Рост и конституция человека. // Биология человека. М., 1979. — С. 336- 471.
- Тихвинский С.Б., Красиков А. Ф. Развитие выносливости у юных спортсменов // Физиологические характеристики и методическое определение выносливости в спорте. М., 1972, С. 189−205.
- Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Ф и С, 1976.-239 с.
- Туманян Г. С., Харацидис С. К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 48−50.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников.-М.: Педагогика, 1985.-88 с.
- Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67 с.
- Физиологические особенности системы крови, кровообращения и дыхания в детском возрасте: Метод, руководство.- А.: Ылым, 1985, — 32 с.
- Физиология развития ребёнка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983. 296 с.
- Физиология человека: Учебник для техн. физ. культ. / Под ред. В. В. Васильевой. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 319 с.
- Физическая культура: Практ. пособие / Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузырь и др.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1989.-383 с.
- Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Под ред. М. Д. Рипы. -М.: Просвещение, 1985.- 96 с.
- Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодёжи: Учебное пособие: — Ростов на Дону, РГПИ, 1987, — 68 с.
- Физическое развитие современных школьников / Под ред. Г. П. Сальниковой.- М.: Педагогика, 1977, 156 с.
- Физкультура! Физкультура!: Учебник для учащихся 5−7 классов общеобразовательных учереждений. -М.: Просвещение, 1999. 141 с.
- Физкультура в режиме продленного дня школы / Под ред. C.B. Хрущева. Физкультура и спорт, 1986. — 112 с.
- Фомин H.A., Филин В. П. Возрастные особенности физического воспитания. М.: ФиС, 1972, — 176 с.
- Фомин H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Ф и С, 1991. — 224 с.
- Харитонов В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6−7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 9. — С. 49−51.
- Хрипкова А.Г., Фарбер Д. А. Физиологические особенности растущего организма // 15-й съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Л.: Наука, 1987. — Т. 1. — С. 76−78.
- Хрущёв C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. — 216 с.
- Черешнева П.Я. Особенности развития скоростно-силовых качеств у девочек под влиянием систематических занятий физическими упражнениями // Развитие двигательных качеств школьников. М.: Ф и С, 1967. — С. 131−149.
- Черник B.C. Развитие двигательного качества выносливости при различных режимах тренировки // Актуальные проблемы возрастной физиологии: Мат-лы конф. по возрастной физиологии / Под ред. Шабунина P.A., Свердловск, 1973.- С. 122−124.
- Чтецов В.П. Некоторые итоги и перспективы развития учения о конституциях // Вопр. антропологии. 1972. — вып. 40.
- Шаповалова В.Я. Развитие функции легких у детей и подростков // Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1980.-Ч.1 С. 41.
- Шапошников Е.А. Об устойчивости весо-ростовых соотношений у детей школьного возраста на различной территории СССР // Гигиена и санитария. -1981. № 11. — С. 31−32.
- Шапошников Е.А. Оценка физического развития: соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков // Гигиена и санитария. 1985. — № 19. — С. 75−77.
- Шапошников Е.А. Некоторые особенности физического развития школьников // Здравоохранение Росийской Федерации. 1990. — № 11. — С. 1014.
- Шварц В.Б. Методы изучения спортивной одарённости детей // Подросток-спортсмен: Сб. научн. трудов / Под ред. И. И. Бахраха, Р. Н. Дорохова. Смоленск, 1977. — С. 37−41.
- Шварц В.Б., Хрущёв C.B. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Ф и С, 1984. — 150 с.
- Шварц В.Б. К методике определения жировой и активной массытела у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1991. 1,-С. 21−22.
- Ширяева И.С., Савельев Б. П., Макаров Б. А. Функциональная оценка развития системы дыхания у детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.: АПН, 1985. — 396 с.
- Шумейко Н.С. Структурные основы развития движений в период от рождения до 20 лет // Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Тезисы научн.-практ. конф. Коломна: Изд-во пед. инта, 1992.-С. 101.
- Эйдер Ю. К вопросу о формировании сократительных свойств скелетных мышц мальчиков 7−17 лет // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 19−23.
- Яшкин В.М. Многопролётные гимнастические снаряды // Физическая культара в школе. 1978. — № 11. — С. 54.
- Яшкин В.М. Применяя многокомплектные универсальные гимнастические снаряды // Физическая культура в школе. 1982. — № 2. — С. 35.
- Arbesu Ruiz N., de los Rios Ferrand An La pubertad, y. la capacidad de trabajo fisico //Rev. Cubana Pediatr. -1989. Vol. 61. — № 3. — P. 382−392.
- Bailey D.A., Malina R.M., Asmussen R.L. The influence of exercise, physical activity, and athletic perfoimanse on the dynamics of human groth // Human Growth (Postnatal Gijwth). F. Folkner, G.M. Janner (eds). New-York: Plenum press.- 1978. P. 475−505.
- Bassey E.J., Morgan K., Dalloso H.M. Muscle strength in boys and girls during childhood and adols cence // Ann. Hum. Biol.- 1989 V. 16. № 2. — P. 178.
- Behnke A. The extimation of lean body weight from «Skeletal» measurements //Human biol. 1959. — Vol. 31. — № 4.
- Brotons C., Singh P., Nishio T. Blood presure by age in childhood and adoles cence: A review of 129 surbeys world wide //Int. J. Epidemiol. 1989. — V.18.- № 4. P. 824−828.
- De Stefano C., Formenti D. // Antropol. Kozl. 1986. — Vol. 30. — № 1−2. P. 139−146.
- Ebomoyi E.W., Wichremasinghe A.R., Cherry F.F. Anthropometric indicators of children’s nutrision in two wigerian communities // J. Biosoc. Sei. -1991. Y. 23. № 1. — P. 33−38.
- Foley C.D., Quanbury A.O., Stamke T. Journal of Biomechanics -1979. -V. 12.-№ 1.-P. 1−6.
- Fox K., Biddle S. Health-related fitness in schools-philosophical and psychological implications // The Bulletin of Physical Education, 1987, V. 23, p. 2839.
- Graul Y. Erfahrungsbericht ubtr die Entwicklurgsdiagnostik im Kleinkind -und Vorschulater//Pediatr. Grenzgeb. 1986. — № 5. — Bd. 5. -S. 453−455.
- Hirtz P., Wellnitz J. Korpererziehung. 1985. — № 4. — S. 151−154.
- Holiday M. Metabolic rate and organ size during groth from infancy to maturity and during late gestation and early infacy // Pediatrics. 1971. — Vol. 47.-№ 2.-P. 169−175.
- Hoshirawa T., Amano Y., Kito N. Kinematic analisis of walking and running in twins // Biomehanic 8- A (H. Matsui, K. Kobay ashi-eds).- Human Kinetics Pablishers, Campaign. 1983. — P. 498−502.
- Jones D. A., Parker D. F., Round J. M. e. a. Muscle strenght in girls during childhood and adolescence // J. Physiol. 1989. — V. 415. — P. 124.
- Komi P.V. et. all. Int. Ztschr. f. angew. Physiol. 1973. — V. 31. — S. 289 304.
- Parizkowa J. Relationship between skinfold thickness measured by harplender caliper and densitometric analysis of total body fat in Man // Human Biol. -1971.-V. 43.-№ 1.-P. 16−21.
- Parizkova J. Body composition and exesise during growth and development. In: Rarisk, G. ed., Physical activiny, growth and development. New York, Academia Press, 1973. P. 97−124.
- Parizkova J. Body fat and physical Activity. The Hague, Martinus Nijhoff. Medical Division, 1977, P. 261.
- Ritter G. Haltungsfehler und Wachstumsstorungen im Kindesalter (Diagnose, Prophylax, Therapia)// Pract. Arzt. 1990. — Bd. 44. — № 623. — S. 572 578.
- Sager G. Zun Problematic der Geecimmung von Mereiher des menschbichen Langenwachstums // Gegenbauers mezphob. Jahrb. 1988. Bd. 134. № 1. S. 1−16.
- Schnts R.W., Small F.L., Camm RA. et al. Inventories and norms for children’s Attitudes toward physical activity // Research Quarterly for Exercise and Sport, 1985, V. 56, p. 256−265.
- Sheldon W.H., Stevens S.S., Tucker W.B. The variaties of Human Physique, Parper and Brothers, N-Y, 1940.
- Soell W. Zum Problem der Entwiklung koordinativer Faehigkeiter // Motor Learning in Physical Education and sport. Natanya, Israel, Wingate Institute, 1976.-P. 140−153.
- Tanguay R., Buschang P., Demiijian A. Biological age // Amer. Y. Phys. Antrjpol. 1986. — Vol. 69. — № 4. — P. 511−512.
- Tanner J. M. Methodes auxologiges dans be diagnostic differenties d’une petite taille //Ann Nestle. 1983. — V.41. — № 3.- P. 216−220.
- Welon Z. The existance of constant functional optimalum for body mass and body height ration men hypothesis // Stud. Physiol. Anthropol. 1990. — № 10. -P. 141−148.
- Welon Z. Evoluation of child’s physical development // Stud. Physiol. Anthropol. 1990. — № 10. — P. 91−100.
- Weymans M., Reybrack T. Habitnal capicity children // Eur. J. Physiol. Occup. Physiol. 1989. — V.58. — № 8. — P. 803−807.