Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка технологии получения восстановленного ароматизированного чая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно обоснована и разработана новая технология получения ароматизированного восстановленного чая путем переработки отходов чайного производства, образующихся в процессе сортировки торговых сортов чая. Установлено, что оптимальными параметрами экстрагирования растительного сырья являются: давление 5 МПа и температура 20 °C. В результате экспериментальных исследований оптимизировано соотношение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПАТЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Исторические аспекты проблемы создания различных видов чая и чайных напитков
    • 1. 2. Технологии получения чая и чайных напитков
      • 1. 2. 1. Способы производства рассыпного чая
      • 1. 2. 2. Основы технологии получения прессованных чаев
      • 1. 2. 3. Производство концентрированных чаев и тонизирующих напитков
    • 1. 3. Выводы из литературного обзора и задачи исследования
  • 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Объекты исследований
    • 2. 2. Методы исследований
    • 2. 3. Характеристика образцов и используемое оборудование
      • 2. 3. 1. Дегустационная оценка качества
      • 2. 3. 2. Определение физико-химических показателей качества
      • 2. 3. 3. Характеристика показателей безопасности
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Выбор производственных марок черного и зеленого чая различных торговых сортов
    • 3. 2. Выбор экстрактов из растительного сырья
    • 3. 3. Разработка технологии получения восстановленного ароматизированного чая
      • 3. 3. 1. Подготовка чайных отходов и приготовление чайной массы
      • 3. 3. 2. Переработка чайного экстракта
      • 3. 3. 3. Подготовка чайной массы и формирование чайного полотна
      • 3. 3. 4. Сушка, измельчение и упаковка продукции
    • 3. 4. Органолептическая оценка экспериментальных образцов чая и их сравнение с исходным сырьем
    • 3. 5. Изменение физических свойств экспериментальных образцов чая и их сравнение с исходным сырьем
    • 3. 6. Определение показателей безопасности восстановленного ароматизированного чая
    • 3. 7. Получение новых видов чая с добавлением восстановленного ароматизированного чая
    • 3. 8. Совершенствование технологии быстрорастворимого чая и организация мониторинга качества его производства 123 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗРАБОТАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 4. 1. Производственные испытания новых видов восстановленного ароматизированного чая
    • 4. 2. Разработка нормативной документации на новые виды восстановленного ароматизированного чая, изготовленные по разработанной технологии
    • 4. 3. Экономический эффект от внедрения разработанной технологии производства восстановленного ароматизированного чая
  • ВЫВОДЫ

Разработка технологии получения восстановленного ароматизированного чая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется[59,71]. Если в советские годы заметную нишу на рынке чая занимали грузинские и краснодарские чаи, то с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка.

В бывшем СССР основным производителем чая была Грузия, являющаяся сейчас независимым государством. После ее отделения самообеспеченность России чаем крайне низка — всего около 1% в последние годы.

Таблица 1 — Выращивание чайного листа в России в период с 1991 по 1999 гг.

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999.

Площадь чайных насаждений, тыс. га 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,5 1,5.

Из них в продуктивном возрасте 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4.

Производство чайного листа, тыс. тонн 8,14 7,24 7,63 3,96 4,35 2,40 1,60 1,50 1,93.

Урожайность, с 1 га 5,43 4,83 5,09 2,64 2,90 1,60 1,07 1,07 1,38.

Вследствие климатических условий выращивание чая в России очень ограниченно. Оно возможно только в Краснодарском крае (Адыгея, район Сочи).

Для выращивания высококачественного чая, соответствующего лучшим мировым аналогам по содержанию микроэлементов и витаминов, в общей сложности пригодны только 9500 га. Фактически же использовалось максимум 1800 га в 1985 году, и с тех пор площади неуклонно сокращаются.

Общий объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн. Собственное производство в России сегодня менее 1% общего объема потребления. Основными производителями отечественного чая являются Адлерская и Дагомысская чайные фабрики (Краснодарский край). Недостаток отечественного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов, краснодарский чай особо чувствителен к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются и вкус и аромат [111,60]. Такой же недостаток у сырья стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана. Наиболее известными считаются следующие чаеразвесочные фабрики Московская, Рязанская, Ир-кутсткая, Уфимская, фабрика «Гранд» в Сходне, «Май» во Фрязине, «Амтел» в Королеве, фабрика «Невские просторы» (Всеволжский район). Но на некоторых из них отмечается падение объемов производства, отчасти из-за месторасположения фабрик. Структура транспортных потоков такова, что продукция чаеразвесочных фабрик Москвы и Санкт-Петербурга легко попадает в регионы, тогда как региональные фабрики часто испытывают трудности с дистрибьюцией своей продукции. Это главная причина остановки Иркутской чаеразвесочной фабрики. И именно поэтому все недавно построенные фабрики расположены вблизи крупных городов.

В течение последнего десятилетия, как сбор, так и урожайность чайного листа существенно сократились — примерно в 4 раза.

Основной вывод из вышеуказанного материала следующий: отечественное выращивание чая никогда не сможет покрыть потребность в нем, которая практически полностью удовлетворяется за счет импорта.

Мировое производство чая. Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке являются такие страны, как Индия (до 1 млн.), Шри-Ланка (более 200 тыс. тонн), Индонезия (160 тыс. тонн), Китай, Кения (250 тыс. тонн), Бангладеш, Зимбабве. Специфика данного продукта объясняет особенности торговли чаем на мировом рынке. Форма торговли — аукционная: крупные чайные аукционы организуются в Индии и Шри-Ланка. Чай — продукция очень требовательная к условиям, времени хранения и транспортировке. Для покупателей на данных аукционах имеет значение не только порядок цен, но и место произрастания, время и технология сбора, характеристики самого листа. Эксперты отмечают, что значительный рост цен на чай происходит на аукционах раз в десять лет (последний рост цен отмечался в 1998 году). На уровень цен влияют такие факторы, как климатические условия в районах местонахождения плантаций, тенденции мирового спроса и потребления [25]. В странах-экспортерах и странах Западной Европы предпочтения потребителей смещаются в сторону потребления прохладительных напитков и соков, отчасти благодаря интенсивным рекламным кампаниям производителей этих продуктов. Именно поэтому производителей чая в Индии, Шри-Ланка и других странах так волнуют вопросы сбыта продукции. Тем более, что по данным БАО, прогнозируется ежегодный рост производства чая на 2,8%.

Россия, наряду с Англией, является крупнейшим игроком на чайных аукционах. Россией импортируется 90% внутреннего потребления продукта. Большую долю импорта составляет черный байховый чай (95% импорта, 58% предпочтений населения).

В последнее время заметно выросло потребление россиянами чая в пакетиках (рост данного сегмента составляет 10 — 15% в год, а доля чайного рынка в настоящее время — 20%), а также зеленого чая (рост — 15 — 20%, доля — 3 — 5%). Однако главным образом Россия импортирует, да и потребляет преимущественно черный чай, на который приходится около 80% поставок.

В настоящее время крупнейшими игроками российского рынка чая, на долю которых приходится порядка 60% рынка, являются «Орими-Трейд» (доля рынка — около 27%), «Май» (13%), «Юнилевер» (12%), «Ахмад» (6%).

По данным ГТК РФ в январе-июле 2002 года импорт чая вырос на 21,3% до 136,4 млн долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2001 года (среднее значение).

Таблица 2 — Динамика и товарная структура импорта чая в Россию.

1994 1995 1996 1997 1998 1999.

Объем, тыс. тонн 917,5 147,4 118,5 158 150,2 161.

Стоимость, тыс. долл. 260 368 291 411 202 931 281 155 311 627 28 300 7.

Средняя цена, долл. за кг. 2,84 1,98 1,71 1,78 2,07 1,76.

Черный чай, всего.

Объем, тыс. тонн — 145,9 113,4 151,5 147,4.

Стоимость, тыс. долл. — 289 599 198 596 275 635 307 590.

Средняя цена, долл. за кг. — 1,98 1,75 1,82 2,09.

Доля в общем объеме импорта чая, % - 98,98 95,73 95,77 98,11.

В том числе расфасованный чай (упаковка до 3 кг).

Объем, тыс. тонн — 80,2 65,6 108,8 100,7.

Стоимость, тыс. долл. — 189 515 139 824 213 554 233 204.

Средняя цена, долл. за кг. — 2,36 2,13 1,96 2,32.

Доля в общем объеме импорта черного чая, % - 54,94 57,85 71,83 68,3.

В том числе байховый чай.

Объем, тыс. тонн — 65,8 47,8 42,7 46,7.

Стоимость, тыс. долл. — 100 083 58 772 62 081 74 387.

Средняя цена, долл. за кг. — 1,52 1,23 1,45 1,59.

Доля в общем объеме импорта черного чая, % - 45,06 42,15 28,17 31,70.

Зеленый чай.

Объем, тыс. тонн — 1,508 5,063 6,689 2,846.

Стоимость, тыс. долл. — 1811,7 4334,5 5 519,1 4036,6.

Средняя цена, долл. за кг. — 1,20 0,86 0,83 1,42.

Доля в общем объеме импорта чая, % - 1,02 4,27 4,23 1,89.

Географическая структура импорта чая (1999 год):

— Азия — 93,58% в том числе:

— Бангладеш — 1,15% -Индия-71,09%.

— Китай — 4,24%.

— Шри-Ланка — 15,84%.

— Европа — 0,35%.

— Северная и Южная Америка — 1,64%.

— Африка-0,16%.

— СНГ — 4,23% в том числе — Грузия — 3,52%.

Крупнейший экспортер Индия. Это связано с межправительственным соглашением 1994 года, определяющим порядок погашения долга бывшему СССР. В соответствии с ним платежи за чай могут совершаться в клиринговых рупиях, и освобождены от НДС. Благодаря этому общий размер таможенных сборов за фасованный чай уменьшается до 15% по сравнению с 38%, в сравнении со Шри-Ланкой.

В Россию поставляется в основном фасованный чай, и лишь около 20% чая фасуется на российских фабриках. Около 98% цейлонского и около 60% индийского чая поступает в Россию в фасованном виде. Среди лидеров поставок фасованного чая компании — «Май», «Дилма», «Гранд», «Орими Трейд», «Юта». Все эти фирмы, кроме «Дилма» (Шри-Ланка), — российские. В последние годы наметилась тенденция к активизации производства в России, что будет способствовать снижению цен на конечную продукцию.

Отечественная чайная промышленность. 4 из 13 существующих чайных фабрики остановили производство, большинство оставшихся используют только 10−15% своих мощностей (исключение составляют только московская и уфимская фабрики, работающие с 40−50%-ной загрузкой). Производственные линии, построенные в советское время, в большей мере изношены (например, на фабрике «Теаз1ап», введенной в эксплуатацию в 1943 г., коэффициент износа составляет 54%, на Аютинской фабрике — 71%). В целом объем производства в российской чайной отрасли по сравнению с пиковым 1990 г. (80,7 тыс. тонн) в 1999 г. сократился более чем в 10 раз. и.

Таблица 3 — Переработка чая в России, тонн.

1995 1996 1997 1998 1999.

29 549 19 355 24 362 12 657 7916.

На рисунке 1 наглядно представлена диаграмма переработки чайного сырья на период 1998 года в России.

60,00%т 50,00% 40,00% 30,00%-20,00% 10,00% 0,00%.

1998 год г. Москва.

Московская область.

Рязанская область.

Ярославская область.

Липецкая область.

Татарстан.

Рисунок 1 — Региональная структура переработки (1998 г).

— г. Москва — 59,68%.

— Московская обл. — 4,35%.

— Рязанская обл. — 0,05%.

— Ярославская обл. — 0,28%.

— Липецкая обл. — 0,06%.

— Татарстан — 0,02%.

— Краснодарский край — 2,06%.

— Ростовская обл. — 0,21%.

— Башкортостан — 33,3%.

Что касается данных по сбору чая в мире за последние годы, основные страны по сбору чая представлены на рисунке 2 и в таблице 4.

Тм-РгеММ!"! 1М1 «||"|"' ],* Нч I («К».

1%.

Н*.

Рисунок 2 — Производство чая за 2005 год.

Сбор чая в 2005— всего 3400 т.- Китай 27%- Индия 24%- Шри-Ланка 9%- Кения 9%- Турция 6%- Индонезия 5%- Остаток 20%.

Таблица 4 — Основные страны по сбору чая.

Место Страна тыс. тонн %.

1. Китай 885 27,7.

2. Индия 789 24,7.

3. Шри-Ланка 303 9,5.

4. Кения 290 9,1.

5. Индонезия 159 5,0.

6. Турция 131 4.1.

7. Вьетнам 94,5 3.0.

8. Япония 92 2.9.

Всего 3197 100,0.

В России насчитывается более 1000 фирм, в сфере деятельности которых чайное направление занимает одно из приоритетных мест. Около половины всего объема чая приходится на наиболее известные марки[54,61].

Ведущие позиции на российском рынке чая сейчас занимают такие гранды, как «Орими-трейд», «Гранд», «Майский чай», «Цше1еуег». За период второй половины 1998 г. — начала 1999 г. произошли некоторые изменения в расстановке сил. Если до финансового кризиса 1998 г. позиции компании «Май» были более сильными, чем у «Гранд», то на данный период «Гранд» вырвался вперед, несколько опередив компанию «Май» .

В большинстве из вышеуказанных компаний одним из важных аспектов производства чая является производство пакетированного чая с использованием новейших технологий, направленных на увеличение прибыли и более экономичное производство. Краткая характеристика наиболее известных и успешных компаний приведена ниже.

Компания «Unilever» — это крупнейший транснациональный концерн, который работает в 90 странах мира и имеет около 270 тыс. штатных сотрудников. Начиная с 1930;х гг. компании «Unilever» принадлежит торговая марка чая «Lipton». Ключевое направление деятельности компании «Unilever» -рост на развивающихся и вновь появляющихся рынках. В 1992 г. руководство «Unilever» приняло решение об открытии собственного филиала компании в России. В общей сложности компанией инвестировано в Россию более 100 млн. долларов.

Корпорация Dilmah объединяет восемь крупнейших компаний Цейлона, занимающихся не только выращиванием и обработкой чайной культуры, но дизайном и герметичностью упаковки, расфасовкой, транспортом и сбытом своей продукции[31]. Таким образом, продукция попадает к потребителю, минуя посредников, что обеспечивает высокое качество и низкую себестоимость чая. История компании начинается с 1950;х гг., когда Цейлон, после нескольких веков колониального правления Португалии, потом Дании и наконец Британии, превратился в независимую страну Шри-Ланка.

Компания «Май» возникла в 1991 г., и основным направлением деятельности компании был ввоз в Россию фасованного чая, произведенного под собственной маркой на заводах Индии и Шри-Ланки. Торгово-промышленная группа позволяющая фасовать чай по 2,3 г, 50, 100, 125, 150 г. В настоящее время на предприятии выпускается более 60 видов черных, зеленых и смешанных чаев, более 20 — фруктовых, ароматизированных, с растительными добавками, травяных и лекарственных чаев[33]. Среди потребителей продукции — Республика Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Челябинская, Самарская, Тюменская, Свердловская, Пермская, Ульяновская обл., Казахстан, Беларусь (более 1,5 тыс. потребителей).

Московская чаеразвесочная фабрика является правопреемником муниципального предприятия Московская чаеразвесочная фабрика им. В. И. Ленина, действовавшего более 60 лет на внутреннем рынке страны. В 1995 г. на базе «Московской чаеразвесочной фабрики» была создана компания «Никитин» [32]. В нее вошли Рязанская и Иркутская чаеразвесочные фабрики, разветвленная сбытовая сеть, покрывающая практически все регионы, и большой автопарк. В настоящее время основным видом продукции торгового дома «Никитин» является Чай со слоном, на выпуск этой торговой марки приходится 46% всего объема продаж компании. Кроме того, на предприятиях группы производятся новые марки линий Купеческий и Никитин. Эксклюзивным продавцом чая Никитин является компания «Золотой чай» .

Компания «Амтел» поставляет чайную продукцию на российский рынок уже более 5 лет[27]. В процессе выбора сырья для купажирования чая Амтел компания сотрудничает с крупнейшими производителями Индии, Шри-Ланки, Индонезии. В 1998 г. был запущен проект производства и фасовки чая в России.

Производительность фабрики компании «Московский чай» в городе Видном — 18 тыс. т в год. Компания начала расфасовку и продажу широкого ассортимента чая 2 года назад[30,39]. В дополнение ко всему вышесказанного необходимо упомянуть о характерном изменении процедур выпуска чайной продукции на многих фабриках, выпускающих различные виды и сорта чая. Наряду с обычными видами чая (черный, зеленый, желтый, оолонг и др.) в последние годы значительно расширяется ассортимент чая с ароматизаторами и наполнителями. В качестве ароматизаторов используют фрукты и ароматические травы, а в качестве наполнителей сахара и искусственные подсластители. Имеется разнообразный ассортимент типа чайных напитков в виде настоев ароматических трав. На основе анализа существующего состояния в чайной промышленности США сделан вывод о том, что ассортимент чая и далее будет неуклонно расти, в частности, с использованием фруктовых и тропических ароматизаторов[8]. При приготовлении фруктовых чаев предпочитают абрикосы, персики, черную смородину, малину, клубнику и некоторые другие фрукты и ягоды. При приготовлении смесей чая, ароматизаторов, фруктов и других компонентов, а также расфасовке и упаковке готовой продукции изготовители и поставщики учитывают вкусы различных потребителей. Все указанные факты говорят в поддержку нижеизложенных трудов и об актуальности проводимой научной работы, связанной на прямую с разработкой новой технологии производства восстановленного чая, который в будущем может занять свою нишу в изготовлении разных видов чая.

ВЫВОДЫ.

1. На основании теоретического анализа, выполненного комплекса физико-химических и технологических исследований определена возможность экстрагирования чайных отходов жидкой двуокисью углерода и реализована в производственных условиях технология получения восстановленного ароматизированного чая с применением СОг-экстрактов.

2. Научно обоснована и разработана новая технология получения ароматизированного восстановленного чая путем переработки отходов чайного производства, образующихся в процессе сортировки торговых сортов чая. Установлено, что оптимальными параметрами экстрагирования растительного сырья являются: давление 5 МПа и температура 20 °C. В результате экспериментальных исследований оптимизировано соотношение чайные отходы: жидкая двуокись углерода, равное 1:10, сушка чайного полотна проводится при температуре 105−108°С в течение 30 минут, резка сырья производится до размеров 0,4−1,2 мм. Выявлено, что для сохранения ароматических свойств готового продукта пропитку восстановленного чая проводят методом распыления СОг-мисцеллы.

3. Определены органолептические показатели исходного сырья, экспериментальных образцов восстановленного чая (ВЧ), а также восстановленного ароматизированного чая, содержащего 4% натуральных ароматизаторов. По внешнему виду, аромату и вкусу и настою образцы черного и зеленого восстановленного ароматизированного чая не уступают по дегустационным свойствам базовому листовому чаю.

4. В результате комплексного исследования физико-химических показателей восстановленного ароматизированного чая установлено, что экспериментальные образцы ВАЧ практически не отличаются от контрольных образцов JI4 по содержанию влаги и общей золы.

ВАЧ отличаются повышенным содержанием водорастворимых экстрактивных веществ (на 2−3%), что свидетельствует о более высоком их качестве. В отдельных образцах отмечено незначительное (менее 1%) повышение содержания сырой клетчатки, что ограничивает количество ВАЧ, вводимого при купажировании.

5. По результатам сравнительной оценки органолептических и физико-химических характеристик образцов чайных купажей с различным содержанием вводимого ВАЧ его количество ограничено 15%.

6. Обоснована и доказана возможность получения нового продукта, а именно восстановленного ароматизированного чая. Экспериментально доказано, что все исследованные образцы ароматизаторов пригодны для приготовления восстановленного ароматизированного чая, но наилучшими ароматизаторами являются экстракты листьев боярышника, плодов боярышника и цветков боярышника.

7. Апробированная в экспериментальных условиях ООО «Югсервис» (г.Краснодар) технология восстановленного ароматизированного чая принята к внедрению.

8. Разработаны технические условия ТУ 9191−002−78 226 030−2006 «Чай черный, зеленый, белый, желтый, красный, „Оолонг“, ароматизированный, смешанный чая, чай с добавками растительного сырья, фасованный».

9. Расчет экономической эффективности переработки чайных отходов показал, что освоение новой технологии получения восстановленного ароматизированного чая в условиях чайной фабрики позволит сэкономить 20 000 руб. на каждую тонну выпускаемого чая.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Е. Биологические основы культуры чая. — Тбилиси: 1979 г.
  2. Биохимия и прогрессивные технологии чайного производства/ Сборник статей. Отв. ред. чл.-кор. АН ГрузССР проф. М. А. Бокучава. — М., Наука, 1966.-402 с.
  3. Биохимия и прогрессивные технологии чайного производства/ Сборник статей. Отв. ред. чл.-кор. АН ГрузССР проф. М. А. Бокучава. М., Наука, 1966.-406 с.
  4. Влияние микроэлементов на качество чая/ Белоус О. Т., Притула З.В.// Материал Международных научно-практических конференций, Москва, 12−14 авг., 2002, М.: ВСТИСП, 2002, с.255−258.
  5. Влияние микроэлементов на качество чая/ Белоус О. Т., Притула З.В.// Материал Международных научно-практических конференций, Москва, 12−14 авг., 2002, М.: ВСТИСП, 2002, с. 262.
  6. Л.Н., Татарченко И. И. Товароведение материалов пищевкусовых производств. Ростов-на-Дону, Издательство «Донской табак», 2005, 270 с.
  7. Л.Н., Татарченко И. И. Товароведение материалов пищевкусовых производств. — Ростов-на-Дону, Издательство «Донской табак», 2005, 280 с.
  8. И.И. Сортировка и дегустация чая. М.: Пищевая промышленность, 1972. — 96 с.
  9. И.И. Сортировка и дегустация чая. М.: Пищевая промышленность, 1972. — 92 с.
  10. И.И. Сортировка и дегустация чая. М.: Пищевая промышленность, 1972. — 104 с.
  11. Гигроскопичность и коэффициенты массопереноса лао-ча/ Гвиниа-нидзе Т., Хведелидзе В. Тр.Кутаис. Нфуч. Центра АН Грузии, — 2003, 7, с. 81−84
  12. Гигроскопичность и коэффициенты массопереноса лао-ча/ Гвиниа-нидзе Т., Хведелидзе В. Тр.Кутаис. Нфуч. Центра АН Грузии, — 2003, 7, с. 96
  13. K.M. Основы биохимического контроля чайного производства. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. — 168 с.
  14. K.M. Основы биохимического контроля чайного производства. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. — 180 с.
  15. P.P., Ревишвили Т. О. Комплексная переработка чайного листа. М.: ВО Агропромиздат, 1989. — 118 с.
  16. P.P., Кобахидзе Ш. К. Полифенольные соединения чайного листа и готового чая. — Тбилиси: Мецниереба, 1987. 163 с.
  17. Л.В., Технология пектина и пектинопродуктов. Учебное пособие для студентов ВУЗов М.: ДеЛи, 2000, с. 32−40.
  18. Журнал «Чай и кофе», номер 2, 1998 г.
  19. И.А., Научные основы технологии модифицированных пектинов Краснодар: СКЗНИИСиВ, 2001, с. 88−156.
  20. Исследование замороженных чайных флешей и продуктов их переработки/ Лазишвили Л. А., Кобахидзе М. А., Мгеладзе Б.Ш.// Хранение и переработка сельхозсырья, 2003, № 8, с. 190−192.
  21. Касудзо Окакура. Книга чая. Минск: Харвест — 2002 96 с.
  22. , Г. И. Применение диоксида углерода для интенсификации процессов переработки// Хранение и переработка сельхозсырья. — 1999. № З.-С. 17−20.
  23. , Г. И., Бавланкулова Д. Д., Кочнева C.B. Экстрагирование некоторых компонентов из табачного сырья// Известия вузов. Пищевая технология. 1999. — № 4. — С. 89−90.
  24. Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. Москва: ООО «Издательство ACT». 2004 — 94 с.
  25. Ю.В., Процессы и аппараты пищевых производств. Учебник для студентов техникумов М.: Колос, 1997, с. 135−162.
  26. Л.А., Лагутина C.B. Все о чае и кофе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  27. Л.А. Биохимия и технология зеленого кирпичного чая. -Батуми: Сабчота, Аджара, 1979. 162 с
  28. Л.А. Биохимия и технология зеленого кирпичного чая. — Батуми: Сабчота, Аджара, 1979. 170 с
  29. Н.И., Маслова A.B. Основы технологии производства и товароведения вкусовых товаров. — Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1981ю 76 с.
  30. Оптовый вестник (справочник) № 27 — 1997 г.
  31. Оптовый вестник (справочник) № 47 — 1997 г.
  32. Оптовый вестник (справочник) № 30 — 1998 г.
  33. Получение и химический состав пигментов чая / Lu Hu, Kong Qing-you, Leng He-ping, Hong De-chen// Linchan huaxue yu gongue = Chem. and Ind. Forest Prod. 2000. — 20, № 4. — С. 63−68.
  34. , B.B. Чай, его история, свойства и употребление. Москва: Центрполитграф. 2004.
  35. Г. Н. Окислительно-восстановительные ферменты чайного растения и их роль в биотехнологии. — Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 186 с.
  36. Растворимый чай: Заявка 93 057 922/13 Россия/ Перевозчиков П. Н., Перевозчикова Т.В.- Научно-производственый кооператив «Аром». № 93 057 922/13- Заявл. 29.12.93- Опубл. 27.09.96, Бюл. № 27.
  37. Растворимый чай: Пат. 2 077 219 Россия/ Перевозчиков П. Н., Перевозчикова Т.В.- Научно-производственный кооператив «Аром». № 94 027 966/13
  38. В.М. Приглашение к чаю. М.: Олма-Пресс, 2002. — 240 с.
  39. Способ переработки чайного листа: Пат. 2 030 878 Россия/ Орагве-лидзе Н.И., Иванов A.A., Берсенева Е. А., Самсонова Т. П., Чернова Е. М., Фролова Ф.К.- НПО Витамины. № 4 952 388/13- Заявл. 28.06.91- Опубл. 20.03.95, Бюл. № 8.
  40. Способ получения быстрорастворимого черного чая: Заявка 95 115 517/13 Россия/Тито Ливио Лундер- Сосьете де Продюи Нестле С.А.- Матвеева H.A., Лебедева Н. Г. № 95 115 517/14- Заявл. 01.09.95- Опубл. 27.02.98
  41. Способ получения быстрорастворимого черного чая: Заявка 95 115 517/14 Россия/Тито Ливио Лундер- Сосьете де Продюи Нестле С.А.- Матвеева H.A., Лебедева Н. Г. № 95 115 517/13- Заявл. 01.09.95- Опубл. 27.02.98
  42. Способ получения заменителя чая: Пат. 2 061 383 Россия/ Шкель Н. М., Триль В. М., Волконская Т.А.- АОЗТ Золот. долина. № 94 009 009/13- Заявл. 15.03.94- Опубл. 10.06.96, Бюл. № 16.
  43. Способ получения концентрата заменителя чая: Пат. 2 053 678 Россия/ Шкель Н. М., Траль В. М., Волховская Т. А., Храмова Е.П.- Центр, сиб. бо-тан. сад СО РАН. № 5 064 165/13- Заявл. 24.06.92- Опубл. 10.02.96, Бюл. № 4.
  44. Способ получения растворимого концентрата заменителя чая: Пат. 2 043 726 Россия/ АрионВ.Я., Бекман Э. М., Михайленко A.A. № 4 009 080/13- Заявл. 17.03.94−0публ. 20.09.95, Бюл. № 26
  45. Способ производства быстрорастворимого концентрата чая: Пат. 2 162 643 Россия/ Де Ванса Викрамаратне Альберт Клемент Равиндра, де Ванса Викрамаратне Виктор Клементович. № 2 000 108 720/13- Заявл. 11.04.2000- Опубл. 10.02.2001.
  46. Способ производства быстрорастворимого концентрата чая: Пат. 2 162 643 Россия/ Де Ванса Викрамаратне Альберт Клемент Равиндра, де Ванса Викрамаратне Виктор Клементович. № 2 000 108 720/14- Заявл. 11.04.2000- Опубл. 10.02.2001.
  47. Способ производства зеленого кирпичного чая: Пат. 2 090 081 Россия/ Федоров А. Н. Ns 95 104 113/13- Заявл. 22.03.95- Опубл. 20.09.97, Бюл. № 26
  48. Способ производства концентрата чая: Пат. 2 045 192 Россия/ Мелкадзе Р.Г.- Веер. НПО по чаю, субтропическим культурам и чайным промыш-ленностям. № 4 946 291/13- Заявл. 17.06.91- Опубл. 10.10.95, Бюл. № 28.
  49. Способ производства концентрата чая: Пат. 2 045 192 Россия/ Мелкадзе Р.Г.- Веер. НПО по чаю, субтропическим культурам и чайным промыш-ленностым № 4 946 291/13- Заявл. 17.06.91- Опубл. 10.10.95, Бюл. № 29.
  50. Способ производства черного плиточного чая: Пат. 2 073 454 Россия/ Афонин Д.Н.- АОЗТ КО Интерагрокомплекс, Афонин Д. Н. -№ 96 110 642/13- Заявл. 05.06.96- Опубл. 20.02.97, Бюл. № 5.
  51. Способ производства экстракта из чайного сырья: Пат. 2 132 619 Россия/ Лисиненко И. В. № 98 108 817/13- Заявл. 18.05.98- Опубл. 10.07.99, Бюл. № 19.
  52. А. Чай и чайная торговля в России и других государствах. Санкт Петербург: издание Александра Григорьевич Кузнецова. 1892 — 692 с.
  53. И.И., Воробьева Л. Н., Дьячкин И. И. Технохимический контроль производства пищевкусовых продуктов. — Ростов-на-Дону, Издательство «Донской табак», 2005, 272 с.
  54. И.И., Воробьева Л. Н., Дьячкин И. И. Технохимический контроль производства пищевкусовых продуктов. Ростов-на-Дону, Издательство «Донской табак», 2005, 253 с.
  55. И.И., Мохначев И. Г., Касьянов Г. И. Технология субтропических и пищевкусовых продуктов. — Москва, издательский центр «Академия», 2004, 384 с.
  56. И.И., Мохначев И. Г., Касьянов Г. И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов. — Москва, издательский центр «Академия», 2003, 235 с.
  57. И.И., Мохначев И. Г., Касьянов Г. И. Химия субтропических и пищевкусовых продуктов. — Москва, издательский центр «Академия», 2003, 256 с.
  58. А. Зигзаги чайного рынка. Оптовик (справочник) -Москва, № 15 — 1998.
  59. A.A. Экономика России 1992−1996. М.: Финстатпрои, 1996 г.
  60. P.M. Технология производства чая. М.: Агропроиздат, 1988.- 160 с.
  61. И.А. Технология чая. М.: Пищевая промышленность, 1977. — 303 с.
  62. И.И., Бокучава М. А. Химия и технология чая. М.: Агропромиздат, 1989. — 391 с.
  63. Чай «Корона Российской Империи»: Пат. 2 132 617 Россия/ Лисиненко И. В. № 98 108 818/13- Опубл. 10.07.99, Бюл. № 19
  64. О.Д. Производство черного, зеленого, желтого и красного чая. Москва -2001.
  65. Antioxidants in tea/ Poulter Jenny// BNF Nutr. Bull. 1998. — 23, № 85. -C. 203−210.
  66. Anyone for tea?/ Hennessy Alison J.// Chem. and Ind. 1998. — № 13. -C. 518−519.
  67. Anyone for tea?/ Hennessy Alison J.// Chem. and Ind. 1998. — № 13. -C. 525−527.
  68. Change in the flavor of black tea drink during heat processing/ Kumaza-wa Kenji, Masuda Hideki // J. Agr. and Food Chem. 2001.- 49, № 7, C. 33 043 309
  69. China. Tea production report// Tea and Coffee Trade J. 1999. — 171, № ll.-C. 102,104,106−108,110,112,114,116.
  70. Degradation of green tea catechins in tea drinks/ Chen Zhen-Yu, Zhu Qin Yan, Tsang David, Huang Yu// J. Agr. and Food Chem. 2001. — 49, № 1. -C. 477−482.
  71. Degradation of green tea catechins in tea drinks/ Chen Zhen-Yu, Zhu Qin Yan, Tsang David, Huang Yu// J.Agr. and FoodChem. 2001. — 49, № 1. — c. 494
  72. Determinations of flavonols in green and black tea leaves and green tea influsions by high-performance liquid chromatograpy/ Wang Huafy, Helliwell Keith// Food REs. Int. 2001, 34, № 2−3, c. 223−227
  73. Flavonoids and other polyphenols in consumer brews of tea and other caffeinated beverages / Lakenbrink Christiane, Lapczynski Svenja, Maiwald Beate, Engelhardt Ulrich Y.//J. Agr. And Food Chem/ 2000. — 48,№ 7. — C.2848−2852
  74. Gynostemma pentaphyllum в пакетиках/ Cai Jinteng// Shipin kexue = Food Sci. 1996. — № 2. — C. 37−40.
  75. Herbal and fruit tea cultivation and processing/ Kler Adolf// Tea and Coffee Trade J. 1995. -167, № 9. = C. 104,106−109.
  76. Iced tea flavor of the future?// Int. Food Market, and Technol. — 1996. — 10, № 5. — C. 24, 26.
  77. Low-calorie powdered ice tea mix: Пат. 5 427 812 США/ Hatch Elaine M., Beston George H., Birch James P.- Kraft Foods, Inc. № 219 332- Заявл. 28.03.94- Опубл. 27.06.95- РЖИ 426/548.
  78. Many things to many people/ Peel Carl// Tea and Coffee Trade J. 1995. — 167, № 4. — C. 76, 78−80.
  79. Method of enhancing color in a tea-based foodstuff: Пат. 5 879 730 США/ Вой Elisabeth Cornelia, Trivedi Ketan, van Vliet Cornelis, Winkel Cornells- Lipton, Divisic Conoco Inc. № 810 036- Заявл. 04.03.1997- Опубл. 09.03.1999- НПК 426/52.
  80. Method of preserving tea containing beverages: Пат. 5 895 681 США/ Cirigliano Michael Charles, McCenna Raymond Thomas, Rothenberg Paul John- Thomas J. Lipton, Division of Conopco, Inc. № 08/763 425- Заявл. 11.12.1996- Опубл. 20.04.1999- НПК 426/330.3.
  81. Method of preserving tea containing beverages: Пат. 5 895 681 США/ Cirigliano Michael Charles, McCenna Raymond Thomas, Rothenberg Paul John- Thomas J. Lipton, Division of Conopco, Inc. № 08/763 425- Заявл. 11.12.1996- Опубл. 20.04.1999- НПК 426/330.3.
  82. Method of producing an instantly soluble tea powder: Пат. 5 538 750 США/ Yamaguchi Noriaki, Kubota Rieko- House Foods Corp. № 485 770- Заявл.07.06.95- Опубл. 23.07.96- Приор. 13.10.92, № 4−301 739 (Япония) — НПК 426/594.
  83. Preparation of cold-water-soluble instant tea: Пат. 5 612 079 США/ Lunder Tito L.- Nestec S.A. № 321 542- Заявл. 12.10.94- Опубл. 18.03.97- НКИ 426/597.
  84. Process and an apparatus for producing teas: Пат. 5 433 019 США/ Fu Ya-ming, Perng Jyi-Ching, Hwong Chem-Une, Fang Liang-Jyi- Industrial Technology Research Institute. № 60 146- Заявл. 13.05.93- Опубл. 18.07.95- НКИ 34/381
  85. Process and an apparatus for producing teas: Пат. 5 433 019 США/ Fu Ya-ming, Perng Jyi-Ching, Hwong Chem-Une, Fang Liang-Jyi- Industrial Technology Research Institute. № 60 147- Заявл. 13.05.93- Опубл. 18.07.95- НКИ 34/381
  86. Process and an apparatus for producing teas: Пат. 5 592 752 США/ Fu Ja-ming, Perng Iyi-Ching, Hwong Chen-Une, Fung Liang-Iyi-1.d. Technology Research Institute. № 481 117- Заявл. 07.06.95- Опубл. 14.01.97- НКИ 34−388.
  87. Process for making a stable green tea extract and product: Пат. 5 427 806 США/ Ekanayake Athula, Kirksey Sanford Т., Pultinas Edmund P.- The Procter and Gamble Co. № 287 013- Заявл. 08.08.94- Опубл. 27.06.95- НКИ 426/330.3.
  88. Process for making a stable green tea extract and product: Пат. 5 427 806 США/ Ekanayake Athula, Kirksey Sanford Т., Pultinas Edmund P.- The Procter and Gamble Co. № 287 014- Заявл. 08.08.94- Опубл. 27.06.95- НКИ 426/330.3.
  89. Process for the preparation of a powdered instant black tea drink mix: Пат. 5 683 736 США/ Lunder Tito Livio- Nestec S.A. № 521 854- Заявл. 31.08.95- Опубл. 04.11.97- НПК 426/597.
  90. Process of making a soluble tea product with champagne-like properties: Пат. 5 543 165 США/Hill Julie В. № 467 187- Заявл. 06.06.95- Опубл. 06.08.96- НПК 426/235.
  91. Sensorial properties of ice tea as affected by packaging/ Plestenjak Audrey, Simcic Maijan, Hribar Janez, Veber Maijan, Skorja Andrej, Kordis-Krapez Mira, Pav-lic Peter, Vidrih Rajko// Food Technol. And Biotechnol. 2001, 39, № 2, C. 101−107.
  92. Sensorial properties of ice tea as affected by packaging/ Plestenjak Audrey, Simcic Marjan, Hribar Janez, Veber Marjan, Skorja Andrej, Kordis-Krapez Mira, Pavlic Peter, Vidrih Rajko// Food Technol. And Biotechnol. 2001, 39, № 2, C. 101−107.
  93. Simultaneous determination of caffeine and gallic acids in green, Oolong black and pu-erh teas using HPLC with a photodiode array detector/ Zuo Yuegang, Chen Hao, Deng Yiwei// Talanta. 2002, 57, № 2, C. 307−316.
  94. Solubility study of green tea extracts in pure solvents and edible oils/ Nwuha Victor, Nakajima Mitsutoshi, Tong Jihong, Ichikawa Sosaku// J. Food Eng. -1999.-40, № 3.-C. 161−165.
  95. Solubility study of green tea extracts in pure solvents and edible oils/ Nwuha Victor, Nakajima Mitsutoshi, Tong Jihong, Ichikawa Sosaku// J. Food Eng. 1999. — 40, № 3. — C. 148−152.
  96. Specialty teas as a growth category/ Sturdivant Shea// Tea and Coffee Trade J. 1995. -, 167, № 7. — C. 50, 52, 53, 55.
  97. Specialty teas as a growth category/ Sturdivant Shea// Tea and Coffee Trade J. 1995. 167, № 7. — C. 56−59.
  98. Sri Lanka’s tea museum/ Sivaram В.// Tea and Coffee Trade J. 1999. — 171, № 11.-C.96, 98−100.
  99. Survey of catechines, galic acid, and methylxanthines in green, oolong. Pu-erh, and black teas/ Lin J.-K., Lin C.-L., Liang Y.-C., Lin-Shiau S.-Y., Juan I.-M. // J. Agr. And Food Chem. 1998. — 46, № 9. — c. 3635−3642
  100. Teabag in the next millennium/ Sambasivan T.// Tea and Coffee Trade J. 2000. — 172, № 3. — C. 79−81.
  101. Tea bag for iced tea: Пат. 6 235 323 США/ Nestec S.A., Cams Lawrence G., Cilliers Johannes. № 09/177 068- Заявл. 22.10.1998- Опубл. 22.05.2001- НПК 426/78
  102. Tea compositions: Заявка 2 322 282 Великобритания/ Gilbert Colin Manus- Slotz Group Ltd. № 9 703 408.6- Заявл. 19.02.97- Опубл. 26.08.98- НПК A2B.
  103. The Economic Diary 1986 (справочник), p. 110−112/ London. Economist Newspaper Ltd, 1986.
  104. Verfahren zum Gefrierrocknen von Tee-Extrakt: Заявка 19 526 808 Германия/ Suwelack Wolffgang, Kunke Dorothee- Otto Suwelack Nachf. GmbH & Co. № 195 268 083- Заявл. 13.07.85- Опубл. 16.01.97.
  105. Why model tea?/ Matthews Robin, Stephens William// Tea and Coffee Trade J. 1997. — 169, № 4. — С. 110.
  106. Why model tea?/ Matthews Robin, Stephens William// Tea and Coffee Trade J. 1997. — 169, № 4. — С. 112−115.
  107. Why won’t the US (among others) Cut, Tear and Curl?/ Peel Carl// Tea and Coffee Trade J. 1996. — 168, № 2. — C. 70−73.
  108. Why won’t the US (among others) Cut, Tear and Curl?/ Peel Carl// Tea and Coffee Trade J. 1996. — 168, № 2. — C. 80.
  109. ГОСТ P 51 074−2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
  110. ГОСТ 18 474–73. Чай. Термины и определения
  111. ГОСТ 18 478–85. Чайная промышленность. Термины и определения
  112. ГОСТ 1937–90. Чай черный байховый нефасованный. Технические условия
  113. ГОСТ 1938–90. Чай черный байховый фасованный. Технические условия
  114. ГОСТ 1939–90. Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия
  115. ГОСТ 3716–90. Чай зеленый байховый нефасованный. Технические условия
  116. ГОСТ 1940–75. Чай плиточный черный. Технические условия
  117. ГОСТ 3483–78. Чай зеленый кирпичный. Технические условия
  118. ГОСТ 1936–85. Чай. Правила приемки и методы анализа
  119. ГОСТ 19 885–74. Чай. Метод определения содержания танина и кофеина ГОСТ 28 550–90 (ИСО 1572−80). Чай. Метод приготовления измельченной пробы и определения сухих веществ
  120. ГОСТ 28 551–90 (ИСО 1574−80). Чай. Метод определения водорастворимых экстрактивных веществ
  121. ГОСТ 28 552–90 (ИСО 1575−87, ИСО 1576−88). Чай. Методы определения общей, водонерастворимой и водорастворимой золы
  122. ГОСТ 28 553–90 (ИСО 5498−81). Чай. Метод определения сырой клетчатки
Заполнить форму текущей работой