Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Складывающаяся традиционная модель характеризуется отсутствием четкой системы, единых учебных и методических планов, условностью ступеней образования, отсутствием в программах светских предметов и т. д. Данные проблемы наиболее характерны для системы мусульманского образования, формирующейся на Северном Кавказе. На Среднем Поволжье и на территории Центральной России наблюдаются тенденции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Мусульманское образование в контексте идейных течений в исламе
    • 1. 1. Религиозное образование и национальная безопасность
    • 1. 2. Институты и концепции образования в исламе
  • Глава 2. Эволюция мусульманского образования в России
    • 2. 1. Трансформация мусульманского образования в Среднем Поволжье
    • 2. 2. Развитие мусульманского образования на Северном Кавказе
  • Глава 3. Мусульманское образование в современной России
    • 3. 1. Роль российского духовенства и зарубежных миссионеров в становлении мусульманского образования в современной России
    • 3. 2. Государственно-религиозные отношения в области мусульманского образования

Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Религиозное возрождение начала 90-х гг. XX в. в России поставило на повестку дня вопрос, до этого не представлявший интереса для обществоведения. Речь идет о религиозном образовании. Имеется в виду не только широко обсуждаемая тема введения преподавания религиозных основ в средней школе, но и вопросы, связанные с получением профессионального религиозного образования. Люди, которые избрали для себя религиозную деятельность как профессиональное занятие, будут формировать новые духовно-нравственные основы нашего общества и приобщать его к религиозным ценностям. Это особенно важно в свете вакуума общественно-политической идеологии, до этого наполнявшейся марксизмом в ленинской интерпретации.

Наиболее актуальной эта проблема предстает перед мусульманским сообществом России. Представители ислама являются конфессиональным меньшинством, соотносящим себя как с российским сообществом, так и с мировой мусульманской уммой. Кроме этого, ислам проявляет себя как одна из наиболее динамично распространяющихся религиозных доктрин во всем мире (в первую очередь по демографическим показателям). После крушения биполярной системы именно с исламом в его особой салафитской интерпретации связано обострение многих политических конфликтов как на постсоветском пространстве, так и на всей мировой арене.

Сама религиозная принадлежность не является непосредственным конфликтогенным фактором, но именно поликонфессиональность может задавать особую динамик}' этнополитическим процессам. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве в своем большинстве были так или иначе связаны с регионами, населенными мусульманами. В период приобретения суверенитета бывшими советскими республиками националистические лозунги. выдвигаемые различными субъектами этнополитических процессов, дополнялись попытками их доктринального обоснования исламом. Это привело к политизации ислама на всем постсоветском пространстве. Наиболее показательно эта тенденция проявила себя на Северном Кавказе. Очевидную роль в данном процессе сыграли фундаменталистские проповедники из дальнего зарубежья, т. н. «ваххабиты». Это стало возможным, в том числе, благодаря религиозной безграмотности населения, которая способствовала восприятию чуждых экстремистских идей под видом ислама. Кроме этого, на распространение подобных идей повлияла неспособность традиционного мусульманского духовенства в России что-либо противопоставить в тот период экстремистской пропаганде.

Многие мусульманские страны, а также неправительственные организации, в том числе и террористического типа, стараются использовать сложившееся положение для реализации собственных интересов. Они пытаются продуцировать рычаги воздействия на общины единоверцев за рубежом и тем самым вмешиваться во внутриполитические процессы в других государствах. Важную роль в этом играют институты религиозного образования, поскольку они выступают как механизмы культивации ценностно-идеологических ориентиров общества. Кроме этого, формирование глобального информационного общества, где, благодаря техническому совершенствованию, становится возможным распространение любых, в том числе и радикальных идей, также является одним из факторов, создающих реальные механизмы внешнего воздействия. В отношении России подобного рода тенденции создают реальную угрозу для ее национальной безопасности.

Совокупность данных проблем актуализирует проблемы изучения возможных перспектив российского ислама. Рассмотрение мусульманского образования в этом аспекте может быть наиболее продуктивным, поскольку именно в институтах религиозного образования будет закладываться дальнейший «вектор» развития ислама в России.

Степень разработанности проблемы. Изучение мусульманского образования в современной России является достаточно новой и мало проработанной темой. Частичные попытки разработки подобной проблематики встречаются в работах отечественных авторов: В. О. Бобровникова, С. А. Мелькова, М. М. Омаровой, О. Г. Шапиевой, А.А.Ярлыкапова1 и др.

Истории эволюции мусульманского образования в Среднем Поволжье уделяют внимание авторы Института истории Академии наук Республики Татарстан, среди которых можно выделить Р. Амирханова, Р. Валиуллина2 и др.

Эволюция мусульманского образования на Северном Кавказе рассматривается в работах дагестанских авторов М. А. Абдуллаева, Г. Ш. Каймаразова, Г. И. Какагасанова, П.Ф.Рагимовой3 и др.

Отечественные авторы уделяют внимание изучению образования в мусульманских странах. Здесь следует выделить работы Ю. А. Ли, К. И. Полякова, Р.М.Шариповой4 и др. Однако комплексное изучение становления и развития мусульманского образования в современной России, а также влияние на данный процесс мусульманских стран, еще предстоит реализовать российским авторам.

Изучению особенностей образования в современных исламских странах уделяют внимание зарубежные мусульманские авторы. В этом отношении была изучена коллективная работа руководителей Саудовской академии в Москве3 (при посольстве Королевства Саудовской Аравии). Существенный.

1 Бобровников В. Исламское образование на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2004. № 12- Мельков С. А. Взаимосвязь и взаимозависимость духовно-нравственного воспитания в процессе светского и религиозно-светского образования //www.musliin.ru/razde.cgi?id=:420&rid0=138&ridl=420&rid2- Омарова М. М. Прошлое и настоящее религиозного образования в Дагестане // Религии и государственно-конфессиональные отношения в Дагестане. Махачкала, 2002; Шапиева О. Г. Вопросы регистрации и лицензирования религиозных учебных заведений в Республике Дагестан // Государство и религия в Дагестане. Махачкала, 2004; Ярлыкапов А. А. Исламское образование на Северном Кавказе // Вестник Евразии. 2003. № 2- Амирханов Р. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования // Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Казань, 2001; Валиуллин Р. Учебники для татарских мекгебе и медресе и их роль в развитии национального образования // Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Казань, 2001. Абдуллаев М. А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001; Каймаразов Г. Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001; Какагасанов Г. И. Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001; Рагимова П. Ф. Проблема периодизации системы образования в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Махачкала, 2004. Ли Ю. А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001; Поляков К. И. Исламский университет Аль-Азхар: традиции и современность // Ближний Восток и современность. Вып. 9. М., 2000; Шарипова P.M. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризма. М, 1991.

5 Саудовская академия в Москве, Серия: наука и образование в арабских государствах. Вып. I. СПб., 2000. обзор современных проблем мусульманского образования представлен в работах шейхов древнейшего египетского университета Аль-Азхар. В этой связи было уделено внимание изучению работ на арабском языке, которые были опубликованы в юбилейном издании, посвященном тысячелетию данного исламского учебного заведения6. Критически, с фундаменталистских позиций, система мусульманского образования данного университета рассматривается в работе салафитского автора М. Хариси: «Аль-Азхар: между п настоящим и поиском будущего» .

Важными историческими источниками, которые дали представление об эволюции системы и содержании образования в исламе, стали фундаментальные работы западных авторов, среди которых можно выделить швейцарского ученого А. Меца и немецкого исследователя А.Мюллера. Нельзя обойти вниманием и известного отечественного востоковеда В. В. Бартольда, а также исламоведа А. Е. Бертельса. Большое внимание было уделено ознакомлению с фундаментальной работой американского востоковеда Ф. Роузентала «Торжество знания"8.

Кроме этого, в работе использованы источники, определяющие правовое основание изучения означенной темы. Среди них федеральные законы «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О национально-культурной автономии», правовые акты субъектов Российской Федерации и в частности законы Республики Дагестан и Татарстан, регулирующие религиозную и образовательную сферу.

Автором исследования анализировались интервью и выступления ведущих представителей официального мусульманского духовенства России, которыми высказывается оригинальная точка зрения по такой актуальной проблеме, как религиозное образование. Среди них назовем А-Х. Абдуллаева, И. Бердиева, Р. Гайнутдина, Ш. Пшихачева, Т. Таджуддина и т. д. Приводятся также позиции отдельных руководителей мусульманских образовательных учреждений.

6 .f 1ЛГ ijb Vail .JA jb (J ЛмИ «Jii.1 li"j liiil ii US11.

7 ^ x. ¦ й plajll jb .Jg.i-Л! jlilj ASIj!' ju у"ji л^о s Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М&bdquo- 1978.

Основная источниковая база в изучении ислама, как религиозной доктрины, систематизирована соискателем в период обучения в исламском медресе при Центральном духовном Управлении мусульман России (ЦДУМ РФ). Трехлетнее обучение в медресе, накопленный опыт взаимоотношения с учащимися, преподавателями, отдельными руководителями религиозных общин и духовных управлений, безусловно, оказались полезными для данного исследования.

Немалый интерес, в плане осмысления возможных перспектив мусульманского образования, представляют работы западных ученых З. Бжезинского, И. Валлерстайна, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и др. Большое влияние на понимание сути этнических процессов и их взаимодействия с религиозным фактором оказали труды известного русского этнографа и географа Л. Н. Гумилева. Не меньшее значение имело ознакомление с работами выдающегося философа и политолога А. С. Панарина.

Более полное представление об исламе, как религиозно-философской и политической доктрине, сформировалось в результате ознакомления с работами знаменитых мусульманских философов: аль-Ашари, аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Сины, Ибн Халдуна и др. Важным в понимании истоков исламского радикализма стало изучение взглядов Мухаммеда Ибн-абд-аль-Ваххаба и его последователей: аль-Маудуди, С. Кутба, аз-Завахири, аз-Заркави и др.

Следует отметить ряд отечественных авторов, чьи работы посвящены изучению ислама в различных его аспектах. Сущность исламского радикализма достаточно полно освещена в работах известных российских исламоведов И. П. Добаева, А.А.Игнатенко9. Изучению модернизационного (реформаторского) течения в исламе уделено внимание в работах таких авторов, как М. Т. Степанянц и З.И.Левин'0. Процесс исламского возрождения в современной России достаточно содержательно освещен известным.

4 Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д., 2003; Игнатенко А. А. Исламский радикализм как побочный эффект холодной войны // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № I.

10 Степанянц M.T. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX — XX вв.). М., 1982; Левин З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М., 2005. отечественным исламоведом А.В.Малашенко". Остается отметить ряд авторов, ознакомление с работами которых также имело важное значение. Среди них — В. А. Авксентьев, В. Х. Акаев, З. С. Арухов, С. Е. Бережной, В. В. Дегоев, Г. С. Денисова, Н. Г. Киреев, Р. Г. Ланда, Ю. Е. Милованов, В. Н. Рябцев, К. М. Ханбабаев, В. В. Черноус и др.

Объект исследования. Мусульманское образование как система культивации религиозных и политико-идеологических ориентиров.

Предл1ет исследования. Влияние мусульманского образования на развитие политических процессов в России.

Цель диссертационной работы:

Исследование политических аспектов мусульманского образования и выявление в этой связи основных векторов развития ислама в современной России.

Задачи исследования:

— выделить факторы, связанные с системой мусульманского образования, совокупность которых может создавать угрозу национальной безопасности России, а также определить основные тенденции развития мусульманского образования, с учетом современных идейных течениях в исламе {традиционализм, фундаментализм, модернизм);

— определить основные институты исламского образования, страны (регионы), оказывающие влияние на развитие мусульманского образования и рассмотреть складывающиеся системы исламского образования в отдельных мусульманских странах;

— в историческом аспекте проанализировать эволюцию системы мусульманского образования на Среднем Поволжье;

— дать сравнительный развития эволюции систем мусульманского образования на Северном Кавказе и в Среднем Поволжьеопределить роль мусульманского духовенства и зарубежных миссионеров в становлении системы мусульманского образования в Малашенко А. В, Исламское возрождение в современной России. М., 1998. современной России, выявив характер внешнего политико-идеологического влияния;

— раскрыть характер взаимоотношения официального мусульманского духовенства и государства в вопросах религиозного образования, проанализировать складывающуюся систему взаимоотношения светского и религиозного (мусульманского) образования.

Теоретико-методологическая основа исследования. За основу взят цивилизационный подход с широким использованием компаративистского метода. Исследование предполагает общий анализ истории развития системы образования в мусульманском мире и, в частности, в таких странах, как Саудовская Аравия, Турция и Египет. С применением сравнительного анализа рассматриваются особенности эволюции системы мусульманского образования в Среднем Поволжье и на Северном Кавказе. В работе также используется широкий спектр прикладных методов современной политологии: общенаучный системный подход и контент-анализ текстов, использованных при подготовке диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

— доказано, что формирование модели фундаменталистского образования представляет угрозу национальной безопасности в современной России, а реформирование мусульманского образования в русле модернизма и традиционализма может блокировать экстремистские векторы развития, проникающие из-за рубежа;

— в сравнительном ключе рассмотрены основные институты образования в исламе и выявлены модели религиозно-светского образования в таких странах, как Саудовская Аравия (фундаменталистская), Египет (традиционная) и Турция (модернистская);

— изучена историческая трансформация религиозного образования в Среднем Поволжье, развивавшаяся от традиционной модели к модернизированной;

— доказано, что религиозная система образования на Северном Кавказе носила преимущественно традиционный характер;

— выявлена роль зарубежных миссионеров и раскрыто возрастающее значение «молодого» духовенства в формировании системы мусульманского образования в современной России;

— обнаружено отсутствие единой позиции официального мусульманского духовенства и государства по вопросам религиозного образования в современной России при отсутствии взаимодействия системы светского и религиозного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процессы реисламизации, охватившие регионы с мусульманским населением в начале 90-х гг. XX в., привели к тому, что под видом «ислама» на территорию современной России стала проникать экстремистская идеология (т.н. ваххабизм). Сама система мусульманского образования также формируется под влиянием внешних политико-идеологических факторов. Кроме этого, содержательные аспекты мусульманского образования складываются в рамках идейных течений в исламе (модернизм, фундаментализм, традиционализм). Привнесение модели фундаменталистского образования создает реальные угрозы национальной безопасности в современной России. Модернизация мусульманского образования в России может быть одной из основ для формирования системы политико-идеологического противостояния радикальным идеологическим доктринам, проникающим из-за рубежа.

2. Основными институтами религиозного образования и просвещения в исламе долгое время оставались мечети, мектебы (1-я ступень), медресе (2-ступень). Развитие научной мысли во многих мусульманских странах вплоть до середины XX в. проходило, в основном, в рамках религиозной системы образования, что придавало ей консервативность, которая поддерживалась большой частью мусульманского духовенства. Большую роль на форму и содержание системы образования оказывают историко-политические и культурные особенности современных мусульманских стран.

3. Проникновение ислама на территорию современной России привело не только к смене религиозно-политической ориентации отдельных народов, но позволило им ознакомиться с наследием арабо-мусульманской культуры, которая способствовала также развитию научно-философской мысли. На эволюцию системы мусульманского образования (и ислама вообще) в современной России исторически оказывают влияние различные центры мусульманского мира. Традиционное политическое влияние на Среднее Поволжье проявляет Средняя Азия и Турция. На Северный Кавказ традиционно оказывает влияние Ближний Восток. Однако, если данное воздействие наиболее ощутимо на Восточную часть, то на Северо-Западном Кавказе доминирующее значение в основном традиционно имела Турция.

4. Несмотря на то, что система религиозного образования мусульманских народов России вплоть до 30 — х. гг. XX в. носила в своей основе религиозный характер, с середины XIX в. начинается постепенное переосмысление концепции знания. Важную роль в этом процессе играло влияние движения русского и западного просвещения, принимавшее подчас политический характер. Отдельные представители мусульманской интеллигенции России постепенно заложили основу развития системы религиозно-светского образования, которая во многом способствовала политической стабильности в данном регионе. Она развивалась в рамках движения джадидизма (от араб, аль-джадид — новый), получившего наибольшее распространение в Среднем Поволжье и в Центральной России. Однако реформаторское движение в меньшей степени получило распространение на Северном Кавказе.

5. Значительную роль в формировании системы мусульманского образования в современной России сыграли зарубежные миссионеры. Поэтому политизированная фундаменталистская модель исламского образования носила привнесенный характер и получила наибольшее распространение на территории этнополитических конфликтов (Чечня, Дагестан). Она служила системой культивации ценностно-идеологических ориентиров, которые легитимизировали политическую практику националистических и сепаратистских движений. Однако основная модель мусульманского образования в современной России развивается в рамках официальных религиозных институтов и носит традиционный характер.

6. Складывающаяся традиционная модель характеризуется отсутствием четкой системы, единых учебных и методических планов, условностью ступеней образования, отсутствием в программах светских предметов и т. д. Данные проблемы наиболее характерны для системы мусульманского образования, формирующейся на Северном Кавказе. На Среднем Поволжье и на территории Центральной России наблюдаются тенденции модернизации системы мусульманского образования. Однако основной проблемой ее развития остается скептическое отношение со стороны мусульманского духовенства к академической науке. Отсутствуют механизмы взаимодействия светской и религиозной системы образования, а также четкая концепция религиозного образования со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому важное значение приобретает создание «российской модели мусульманского образования», которая должна иметь четкий концептуальный характер.

Научно-практическое значение исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для практической деятельности федеральных и региональных органов власти в области осуществления образовательной политики. Кроме этого, полученные результаты могут представлять интерес для руководителей религиозных структур, которые ведут образовательную деятельность. Отдельные положения диссертационного исследования могут быть интересны представителям силовых структур, ведущих борьбу с проявлениями экстремизма и терроризма под исламским прикрытием.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы, а также представлены в докладах и выступлениях на пяти научных конференциях и семинарах. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ общим объемом 21 пл., в том числе монография.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (включающих 6 параграфов), заключения и библиографического списка использованных источников, который насчитывает 199 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 168 страниц.

Выводы.

На первоначальном этапе реисламизации в современной России важную роль в мусульманском просвещении играло официальное духовенство. С начала 90-х гг. XX в. наибольшее влияние на формирующуюся систему мусульманского образования стали оказывать зарубежные миссионеры. На формирование данной системы со временем (примерно с середины 90 — х) все большее влияние стало оказывать формирующаяся прослойка «молодого» мусульманского духовенства, в основном получившая образование в открывшихся религиозных учреждениях и обучавшаяся за рубежом.

На Среднее Поволжье с начала 90-х гг. стала оказывать заметное воздействие Турция, при этом важную роль играла этнолингвистическая близость к татарско-башкирскому населению. Влияние Турции проявилось и на Северо-Западном Кавказе. Однако здесь сказывались исторические претензии Турции на данный регион, а также влияние кавказских общинпредки которых переселись в Турцию.

Распространение фундаменталистской модели мусульманского образования на Северном Кавказе происходило в условиях этнополитической напряженности и открытого вооруженного конфликта (Чечня). Данная.

297 См.: Архангельская Н. Русский ислам // Эксперт. 2003. № 6. модель, носившая привнесенный характер, в основном служила для выработки механизмов идеологического влияния мусульманских стран и зарубежных спецслужб на процессы, происходящие на Северном Кавказе. Фудаменталистская идеология служила обоснованию практики сепаратистских и националистических движений на Северном Кавказе. Этнополитическая напряженность на Среднем Поволжье не переросла в фазу открытого противостояния, фундаменталистская система мусульманская образования не смогла пустить глубоких корней в данном регионе. Однако с начала 2000 -х гг. историческое влияние на Среднее Поволжье со стороны Средней Азии стало проявляться более отчетливо, и выразилось в активизации отдельных экстремистских движений (Хизб-ут-тахрир).

На радикализацию исламского движения в современной России оказывает воздействие ряд эндогенных факторов. Это не только совокупность социально-экономических и этнополитических проблем, но и невозможность молодого духовенства кооптироваться в официальные мусульманские структуры и реализовать себя в рамках сложившихся социально-политических отношений. Борьба за лидерство и усиление противостояния между молодым и пожилым духовенством приводит к тому, что часть молодежи пополняет экстремистское подполье.

На сегодняшний день отсутствует четкая концепция развития мусульманской системы образования. Отсутствие единых учебных и методических планов, системы оценки их выпускников, требований к обеспечению учебного процесса, финансовые затруднения и т. д. ведут к тому, что уровень образования в большинстве исламских «ВУЗов» в России не соответствует уровню высшего образования и мало чем отличается от среднего уровня — медресе.

Развитие модернизированной системы мусульманского образования современной России наиболее отчетливо проявляются на Среднем Поволжье. В меньшей степени это свойственно Северному Кавказу. Необходимость развития собственной отечественной системы мусульманского образования, для возможности противостоять политико-идеологическому влиянию из-за рубежа, признается большинством официального исламского духовенства. Многие руководители ДУМов и мусульманских образовательных учреждений России выступают за более взвешенный подход к практике отправки за рубеж российских мусульман.

Мусульманское духовенство занимает различные (часто взаимно противоположные) позиции по вопросу введения преподавания основ религии в светских школах. Поэтому вопросы религиозного образования требуют более четкой правовой проработки, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Заключение

.

Система мусульманского образования в современной России находится на стадии своего формирования. На данном этапе она в большей степени развивается в традиционной форме и не имеет четкой структуры и направленности. Однако одним из векторов ее направления должна стать модернизация системы мусульманского образования и создание отечественной богословской школы. Основной целью данной модернизации должно быть построение «российской модели мусульманского образования». С одной стороны, она должна ограничить возможность политико-идеологического влияния зарубежных центров, с другой стороны, быть эффективной системой культивации ценностно-идеологических ориентиров у российских мусульман, которые, в свою очередь, должны способствовать снижению этноконфессиональной напряженности.

В современных условиях глобализации мировых политических процессов наивно будет полагать, что отечественное мусульманское богословие будет развиваться в «автономном режиме» и не испытывать внешнего влияния. В свете динамичного развития процессов глобализации — это в еще большей степени актуализирует данную проблему. Поэтому речь идет о формировании такой системы мусульманского образования, которая будет не просто «противостоять» экстремистской идеологии, а может перехватить инициативу у зарубежных центров.

Формирование подобной системы мусульманского образования связано с объективными проблемами. Во-первых, — это наличие дезинтегрированных мусульманских официальных институтов — духовных управлений, лидеры которых занимают различные, порой диаметрально-противоположные позиции, в том числе, и по вопросам религиозного образования. Во-вторых, отсутствие четкой государственной концепции религиозного образования на государственном уровне, что в свою очередь связано проблемой выработки общенациональной идеи.

Несмотря на понимание со стороны духовенства необходимости модернизации системы мусульманского образования, сама реализация реформирования, как правило, встречает препятствие. Это связано со скепсисом самого духовенства в отношении светского и научного знания. С другой стороны это поддержки со стороны государства, как по вопросам возможного финансирования, так и в вопросах взаимодействия светской и религиозной системы образования. При этом подобное взаимодействие государства и религиозных институтов требует четкой правовой проработки в связи с основополагающим конституционным принципом отделения государства от церкви.

Последние события, связанные с введением предмета «Основы православной культуры» в ряде регионов России, создают юридические прецеденты, которые граничат с нарушением основных конституционных принципов. Данные шаги могут создать ситуацию, когда в регионах, традиционно населенных мусульманами, будут вводиться схожие предметы исламской направленности. Все это, может заложить основу постепенной дезинтеграции российского многоконфессионального общества.

Однако дальнейшее развитие системы мусульманского образования, в первую очередь, будет протекать в рамках религиозных институтов. В этом отношении особо значимым становится процесс смены поколений мусульманского духовенства. Роль «молодого» духовенства, которое получало образование за рубежом и в открывавшихся мусульманских образовательных учреждениях, постепенно будет возрастать. Так же будет расти их влияние в институтах религиозного образования. Это особенно важно с учетом того, что многие из них получали образование не в эпоху советского интернационализма, а период обострения и эскалации этнополитических конфликтов, на фоне процесса фундаментализации и радикализации ислама в современной России.

Рост экстремисткой и террористической активности во многом происходит в условиях перманентно осложняющихся этнополитических отношений, на фоне коррупции в органах власти, социально-экономической нестабильности и безработице в среде молодежи. Количественный рост мусульманского духовенства, которое не может кооптироваться в среду официального духовенства и реализовать себя в рамках существующих социально-политических отношений способствует формированию экстремистского подполья. Подобная совокупность внутренних и внешних факторов дают возможность создания рычагов и механизмов внешнего влияния на ситуацию на Северном Кавказе.

Процессы, происходящие в мире, свидетельствуют, что в ближайшее время значимость исламского фактора на мировой арене будет возрастать. Поэтому актуальность темы будет сохранятся и требовать более серьезной научной проработки. Ее необходимо проводить с подключением как научного сообщества — политологов, историков, педагогов, философов, теологов и т. д., так и представителей духовенства, и не только мусульманского, но и православного.

Назрела необходимость расширения образовательных программ в мусульманских учебных заведениях. Необходимо введение ряда светских наук: всемирной истории, психологии, политологии, геополитики, экономики и т. д. Светские предметы было бы важно освещать в аспекте современных вызовов и угроз для человечества: терроризм, экологический кризис, распространение ядерных технологий и т. д. При этом следует использовать постулаты исламского вероучения с его особым отношением к знанию.

Для придания религиозному образованию просветительского характера имеет смысл обращение к истории развития мусульманского реформаторского движения — джадидизма. Важным направлением мусульманского образования может стать изучение суфизма. Следует сделать акцент на этическую составляющую суфийского учения с его особым упором на саморазвитие и духовное совершенствование человека. Изучение наследия джадидизма и суфизма в России и их возможной роли в современном образовательном процессе российских мусульман может оказаться наиболее перспективным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1999.
  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10.01.00. № 24) // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный Закон от 13.01.96. № 12 ФЗ «Об образовании» // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный Закон от 17.06.96. № 74 ФЗ «О национально-культурной автономии» // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный Закон РФ от 26.09.97. № 125 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  6. Закон Республики Татарстан от 14.07.99. № 2279 ЗРТ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  7. О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 25.02.04. № 5 ЗРТ // Правовая Система «КонсультантПлюс».
  8. Государство, религия, закон. Сборник документов и методических материалов для работников администраций городов и районов Республики Дагестан. Махачкала, 2004.
  9. Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 г. Доклад к заседанию правительства РФ. М., 2004.
  10. Абдулагатов 3. Дагестан и Татарстан: две тенденции в государственно-конфессиональных отношениях, определяемых российским исламом // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 1.
  11. А. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.
  12. В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.
  13. Адат: традиция и современность. М. Тбилиси, 2003.
  14. В.Х. Место суфизма в исламе // Россия и мусульманский мир. М., 2000. № 9.
  15. В.Х. Муфтий Кадыров, человек, религиозный деятель и политик. Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5.
  16. В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Автореф. дис.. .докт. философ, наук. Ростов н/Д., 2004.
  17. Аль-Аттас С. Мухаммад Накыб. Концепция образования в исламе -основные построения философии образования в исламе. М., Куала Лумпур, 2000.
  18. Аль-Газали Абу Хамид. Сущность произведений о суфизме. Махачкала, 2003.
  19. Аль-Мансур. М. Образование Министерства просвещения и период преобразований в системе просвещения (1954−1970 гг.): Саудовская Аравия // Арабские страны западной Азии и северной Африки (новейшая история, экономика и политика). Вып. 3. М., 1998.
  20. Аль-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1992.
  21. Ш. Путь к вере и совершенству. М., 1999.
  22. З.С. Структура и деятельность религиозно-политической оппозиции в Саудовской Аравииh ttp:// www. ka v kaz21 .ru/Archiv/2001/06/19/analitik7.htm
  23. H. Русский ислам // Эксперт. 2003. № 6.
  24. Ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман (Ибн Абд аль-Ваххаб). Книга Единобожия. М., 1999.
  25. И.Л. Правовой плюрализм на Северо-западном Кавказе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2000.
  26. Х.К. Арабско-русский словарь. М., 1958.
  27. В.В. Ученые мусульманского ренессанса. Сочинения. Т 6. М., 1966.
  28. М.А. Россия и ислам. Т. 1, 2,-3. М., 2003.
  29. С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России: политологический анализ. Автореф. дис.. .канд. пол. наук. Ростов/Д., 2004.
  30. С.Е. Кабардино-Балкарская республика как пример эволюции исламского фундаментализма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 2.
  31. С.Е., Добаев И. П., Крайнюченко П. В. Ислам и исламизм на Юге России. Ростов н/Д., 2003.
  32. А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.
  33. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998.
  34. В. Исламское образование на Северном Кавказе // Россия и мусульманский мир. 2004. № 12.
  35. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. -СПб., 2001.
  36. И. Конец знакомого мира. М., 2003.
  37. Л.С. История Востока. Т. 1, 2. М. 1994.
  38. Ю.В. Этнополитические конфликты на Юге России: возникновение и системообразующие механизмы разрешения. Автореф. дис. .докт. политич. наук. Ростов н/Д., 2006.
  39. М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранное. М., 1994.
  40. Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Ростов н/Д., 2001.
  41. Р. Ислам в современной России. М., 2004.
  42. Г. Современные потребности в духовном образовании мусульманской уммы и возможности высшей школы http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=416&rid0=l 3 8&rid 1 =416&rid2=
  43. И. Русское мусульманство мысли, заметки и публикации. http://www.islam.ru/pressclub/histori/10/
  44. Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. Махачкала, 2004. № 6.
  45. Г. Э. Классический ислам: очерки истории (600−1258 гг.). М., 1988.
  46. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
  47. Ф.Х. Факторы социальной эволюции средневековых обществ Северного Кавказа. Кавказский сборник. Т. 1. М., 2004.
  48. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.
  49. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д., 1996.
  50. Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д., 2001.
  51. И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д, 2003.
  52. И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Автореф. дис. .докт. философ, наук. Ростов н/Д, 2003.
  53. И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов н/Д, 2002.
  54. И.П. Основные тенденции развития исламского движения на Северном Кавказе: конфликтологический анализ // Факторы конфликтогенности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2005.
  55. И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов н/Д, 2001.
  56. И.П. Радикальные политические институты исламского мира: этапы эскалации насилия // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 6.
  57. И.П. Традиционный ислам и салафийя в этнополитических процессах Чечни // Современное положение Чечни. Ростов н/Д, 2001.
  58. И. П. Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России. Ростов н/Д., 2005.
  59. И. Дугин А. Геополитические трансформации в кавказско-каспийском регионе // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 5.
  60. Н. Мусульмане Кабарды. М., 1999.
  61. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Майкоп, 1999.
  62. Г. Г. Становление Высшего религиозно-светского образования в Татарстане: опыт Российского Исламского университета http://www.e-riu.ru/knldg/prepod publ/?id=:229
  63. Записка «О мероприятиях к возвышению уровня гражданского благосостояния и духовного преуспения населения кавказского края» // Кавказский сборник. Т. 2. М., 2005.
  64. Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm
  65. А.А. Исламский радикализм как побочный эффект холодной войны // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1.
  66. А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001.
  67. А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.
  68. А.А. Эндогенный радикализм в исламе http://www.ca-с. org/j ournal/cac-0 8−2000/12.ignatenko. shtml
  69. Ислам в советском и постсоветском пространстве: история и методологические аспекты исследования // Материалы Всероссийской конференции. Казань, 2003.
  70. Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Казань, 2001.
  71. Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования. Казань, 2002.
  72. Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2001.
  73. Ислам на современном Ближнем Востоке. М., 2004.
  74. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1, 2. М., 1999.
  75. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). М., 1988.
  76. Г. Божественные чудеса. Наука и факты свидетельствуют: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад Его посланник». Махачкала 2002.
  77. Казанский университет 1804−1979. Очерки истории. Казань, 1979.
  78. Г. Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
  79. Каддафи Муаммар. Зеленая книга. М., 2000.
  80. Г. И. Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
  81. Н.С. Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую мысль в эпоху средневековья // Современные зарубежные исследования по средневековой философии. М., 1979.
  82. Н.С. Классическая арабо-мусульманская философия: к вопросу о стереотипах http://liber.rsuh.iTi/Conf/Istfil/kirobaev.htm
  83. Н.Г. Антитеррористическое законодательство в Турции // Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001.
  84. Н.Г. Новая глава в истории Турции: «мягкий ислам» у власти // Ислам на современном Востоке. М., 2004.
  85. Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М., 2004.
  86. Д.Г. Концепт исламизма в политической теории: Автореф. дис. .канд. пол. наук. Ростов на/Д., 2003.
  87. Е.В. Ислам в Северо-Кавказском крае (1924−1934 гг.) // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1.
  88. И.Ю. Коран. Перевод смысла. Минск Ростов н/Д., 1990.
  89. Х.Т. Взаимодействие власти и религии в Дагестане: опыт, ошибки, уроки // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 3.
  90. Х.Т. Религиозно-политический экстремизм на СевероВосточном Кавказе. Ростов н/Д., 2006.
  91. С. Война, мир и исламский джихад. http://www.strana-oz, ru/?numid=14&article:=677
  92. Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
  93. Р. Социум общей судьбы // Азия и Африка сегодня. 2001. № 4.
  94. З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М., 2005.
  95. Р.А. Ислам в социокультурном пространстве Северного Кавказа: интеграционные и дезинтеграционные функции: Автореф. дис. .канд. соц. наук. Ростов на/Д., 2003.
  96. В.И. Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» // Полн. собр. соч. Т. 53.
  97. Ли Ю. А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001.
  98. Маджлис алимов в Махачкале. Центральная джума-мечеть // Приложение к газете «Ас-салам». 2005. № 4.
  99. Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 1999.
  100. А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
  101. А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.
  102. С. А. Взаимосвязь и взаимозависимость духовно-нравственного воспитания в процессе светского и религиозно-светского образования http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=420&rid0= 138&rid 1 =420&rid2
  103. С.А. Исламский фактор и военная политика России. М., 2001.
  104. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996.
  105. Ю.Е. «Анклавизация» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России: материалы научно-практической конференции. Ростов н/Д., 1999.
  106. Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской республике // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов н/Д., 2001.
  107. Г. Мусульманский север и Россия: предпосылки межцивилизационного взаимодействия // Ислам в СНГ. М., 2000.
  108. Мир на Кавказе для нас и наших потомков: Материалы научно-практического семинара. Ростов н/Д., 2001.
  109. М. Мусульмане и Россия: к войне или миру? // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1.
  110. М.Ф. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения. Перевод с арабского. М., 2003.
  111. М.Ф., Хабибуллина Г. Ю. Московский исламский университет. Краткие сведения. М., 2005.
  112. P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века. Казань, 2000.
  113. А. История ислама. Т. 1,2. М., 1998.
  114. Р.А. Ислам и государство. Казань, 2002.
  115. С. Церковь и государство: история и современность // Государственная служба. 2004. № 3.
  116. С. Великое знамение. Стамбул, 1997.
  117. Нухаев Х.-А. Цивилизация и варварство: последний раунд борьбы. >аку, 2002.
  118. Общие сведения о количестве религиозных объединений и рганизаций, действующих в Республике Дагестан на 01.12.2005 г. Комитет 1равительства РД по делам религий.
  119. М.М. Прошлое и настоящее религиозного образования в Дагестане // Религии и государственно-конфессиональные отношения в Дагестане. Махачкала, 2002.
  120. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  121. Р.Ф. К вопросу о мусульманском образовании в современной 'оссии // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах оциальных и гуманитарных наук. Вып. 5. Ч. 2. Ростов н/Д., 2004.
  122. Р.Ф. Мусульманские общины ростовской области // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 1
  123. К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в 'оссии в 90-е годы XX в. // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд внутри. М., 2001.
  124. К.И. Исламский университет Аль-Азхар: традиции и ювременность // Ближний Восток и современность. Вып. 9. М., 2000.
  125. Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом 1сламе. М., 1978.
  126. М.В. Ислам как атрибут социума // Ислам и политика. М., 2001.
  127. ПЗ.Рябцев В. Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов н/Д, 1999.
  128. Саудовская академия в Москве. Серия: наука и образование в арабских государствах. Вып. 1. СПб, 2000.
  129. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М, 1998.
  130. М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М, 2001.
  131. М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М, 1982.
  132. JI.P. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М, 2001.
  133. В. Культура и безопасность // Власть. 1997. № 1.
  134. Н. Изложение начал мусульманского законоведения. М, 1991.
  135. М. Раскол в руководстве российских мусульман: 1994 2004 годы // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 5.
  136. М. Причина раскола мусульманских организаций России // Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 4.
  137. Н.Д. Арабский язык. Курс теории перевода. М, 2004.
  138. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
  139. А.Г. Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд. Доклад на конференции «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы». Казань, 2004. http://www.tataroved.ru/actions/7/1 /
  140. Р. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. Казань, 1999.
  141. К.М. Ислам и проблема обеспечения национальной безопасности в Южном федеральном округе // Евразийский проект: Кавказский вектор. Ростов н/Д, 2005.
  142. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
  143. С. Столкновение цивилизаций. М, 2003.
  144. М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.
  145. И. Путь к свободе: Речи и завещание. М., 1999.
  146. Харун Яхья. Крах теории эволюции и ее идеологическая подоплека. Стамбул, 2002.
  147. Хосейн 3. Исламская цивилизация. М., 2004.
  148. В.В. Становление самоидентификации народов Северного Кавказа и геополитические утопии на Кавказе // Кавказ: проблемы геополитики и национальные интересы России. Ростов н/Д., 1998.
  149. И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: Автореф. дис. .канд. псих. наук. Воронеж, 2005.
  150. Г. Северокавказские этнические группы в Восточной Анатолии: расселение и проблемы социальной адаптации (вторая половина XIX XX в.). http://www.inci j’u/vestnikiii/vest05.html
  151. О.Г. Вопросы регистрации и лицензирования религиозных учебных заведений в Республике Дагестан // Государство и религия в Дагестане. Махачкала, 2004.
  152. А. Воспоминания об отце. По материалам научно-биографического сборника Ризаэтдин Фахретдинов http://www.kcn.ru/school/gymn2/fehredin.htin
  153. А.Н. Становление новой парадигмы образования как аспект современных цивилизационных процессов: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Нальчик, 2004.
  154. P.M. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризма. М, 1991. 161. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины «страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1.
  155. .М. Ислам в политических процессах и правовых актах Турции XX века // Ислам на современном Востоке. М., 2004.
  156. Г. В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России (федеральный и региональный аспекты): Дис. канд. пол. наук. Ростов-на-Дону., 2004.
  157. А. А. Исламское образование на Северном Кавказе // Вестник Евразии. 2003. № 2.
  158. А.А. Проблема возрождения исламского образования на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 1.1. Газеты166. Ас-салам. 2005 -2006.167. Магьлумат. 2002 2005.
  159. Московский комсомолец. 2002 2006.
  160. Трибуна ислама. 2002 2005.
  161. А. Исламият. Анкара, 1996.
  162. Ризаэддин Фэхреддин: мирасы Ьэм хззрге заман. Мэкалэлэр ж-ыентыгы. Казан, 1999.
  163. Ф. Ж^звамигуль кэлим шзрхе. Казан, 1995.
  164. ОхмэдЬэди Максуди. Гыйбадэте исламия. Казан, 1990.
  165. Nasuhi О. Buyuk Islam Ilmihali. Istanbul, 1985.
  166. Sifaoui M. El Kaide Hiicresine Nasil Sizdim? Istanbul, 2005.
  167. Braslavsky С. Schools today: shortage of teachers or shortage of meaning? // Journal Prospects. Jun 2003. — Vol. 33.
  168. Государство и религия. Информационно-аналитический портал http://www.state-religion.ru
  169. Институт истории АН Республики Татарстан http://www.tataroved.ru
  170. Институт религии и политики http:// www. i-r-p.ru
  171. Информационное агентство Интерфакс http://www.interfax.ru
  172. Информационное агентство Ислам Инфо http://www.islam-info.ru
  173. Информационное агентство Regnum http://www.regnum.ru
  174. Исламский информационный портал АСН-Ниюс http://nurlat.kazan.vvs
  175. Коммерсант http://www.kommersant.ru
  176. Независимый исламский информационный канал Ислам.Ру http://www.islam.ru
  177. Официальный сайт газеты Ас-салам http://assalam.dgu.ru
  178. Официальный сайт Российского исламского университета http://www.e-riu.ru
  179. Официальный сайт Совета муфтиев России http://www.muslim.ru
  180. Ankara Universitesi Ilahiyat Fakiiltesi http://www.divinity.ankara.edu.tr/tr/
  181. Kavkas vakfi http://www.kafkas.org.tr
  182. Islamic University of Medinah http://www.iu.edu.sa
  183. Ч 4 Y bjll j. ^ jl^ A 194
  184. ИАГ SjA Ш1 jbuvi ^ ^ Л^ ^ csjl^lv11 195
  185. Y «* Дlijll jb .(JjaluuJI (jlilj (jjj JA jVI 196
Заполнить форму текущей работой