Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Министерство торговли и промышленности России и предпринимательские круги в 1905-1917 гг.: Аспекты сотрудничества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые в отечественной экономической науке проведено специальное исследование и анализ деятельности Министерства торговли и промышленности за весь период его существования (1905;1917 гг.) — Доказано, что Министерство торговли и промышленности предпринимало реальные меры по наведению порядка в торгово-промышленной сфере. С другой стороны, его действия были ограничены фактическим отсутствием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Министерство торговли и промышленности и Совет съездов представителей промышленности и торговли в 1905—1914 гг.
    • 1. 1. Создание Министерства торговли и промышленности
    • 1. 2. Проекты «Положения о Министерстве торговли и промышленности
    • 1. 3. История формирования предпринимательских организаций России
    • 1. 4. Министерство торговли и промышленности и Совет съездов представителей промышленности и торговли в 1905—1914 гг.: первые шаги навстречу друг другу
  • Глава 2. Отраслевые комитеты Министерства торговли и промышленности и участие в них предпринимателей в годы I Мировой войны (1914−1917 гг.)
    • 2. 1. Проблемы хлопчатобумажной, суконной и льно-джутовой промышленности в комитетах Министерства торговли и промышленности
    • 2. 2. Взаимодействие чиновников и предпринимателей в Кожевенном комитете

Министерство торговли и промышленности России и предпринимательские круги в 1905-1917 гг.: Аспекты сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень ее разработанности.

Сотрудничество государства и предпринимательских структур — одна из актуальных проблем современной экономики России.

Проблема взаимоотношений государственной власти и предпринимателей имеет в России несколько более чем столетнюю историю. Люди, обладающие экономической властью в стране, обычно пытаются влиять на политическую жизнь государства. В конце XIX начале XX вв. представители торгово-промышленного класса России стремились стать активной политической силой. Для отстаивания собственных интересов предприниматели еще в XIX веке пытались создавать различные организации, имеющие определенный общественный вес. В то же время, торговцы и промышленники испытывали нужду в существовании ведомства, поддерживающего торгово-промышленную жизнь.

В обстановке политического реформирования страны, в 1905 г. было образовано Министерство торговли и промышленности, с которым стало сотрудничать созданное вскоре объединение предпринимателей — Съезд представителей промышленности и торговли. Однако, наибольшие плоды сотрудничество государственных органов и предпринимательских структур принесло лишь в годы тяжелого экономического положения в условиях Первой мировой войны.

Вопрос взаимодействия чиновников и предпринимателей крайне актуален в наши дни, когда экономика страны находится в состоянии глубокого кризиса, Опыт сотрудничества Министерства торговли и промышленности с российскими предпринимателями в тяжелейшей экономической обстановке I Мировой войны может стать для нас важным уроком.

Выбор указанной темы обуславливается тем, что процесс реформирования российской экономики, ориентированный на развитие рыночных отношений, невозможен без сотрудничества крупных предпринимателей с государством и без создания министерства, отвечающего за развитие торговли и промышленности. Поэтому, тема диссертационной работы, в которой рассматривается опыт создания подобного ведомства еще в начале XX века и определяется практическая значимость взаимодействия Министерства торговли промышленности и предпринимательских кругов России, имеет актуальный характер.

Проблеме взаимодействия Министерства торговли и промышленности с предпринимательскими кругами России не было посвящено специальных исследований. Однако во множестве монографий и публикаций в научных изданиях подробно рассмотрены различные аспекты интересующей нас проблемы. Деятельность Министерства торговли и промышленности была изучена М. М. Шумиловым в его диссертационном исследовании, представленном в 1978 г. на соискание степени кандидата исторических наук «Министерство торговли и промышленности России 1905;1914 г. г.» .

Главное внимание в исследовании уделяется попыткам решения рабочего вопроса после 1905 г. и связанной с этим деятельности Министерства. Исследователь обозначил деятельность некоторых предпринимательских организаций в довоенный период, но взаимоотношения и формы сотрудничества Министерства и Совета съездов представителей промышленности и торговли остались вне поля его исследования. В нем лишь частично затронуты вопросы торгово-промышленной политики России, находившиеся в большой мере в компетенции Министерства торговли и промышленности. Проблемы, связанные с созданием Министерства и его отношений с предпринимательскими кругами России, серьезнейшим образом рассмотрены в монографии Л. Е. Шепелева «Царизм и буржуазия в 1904;1914 гг.» 1987 г. Однако монография посвящена рассмотрению не только деятельности Министерства торговли и промышленности, поэтому аспекты взаимоотношений чиновников и предпринимателей обозначены, но не рассмотрены детально.

Некоторые этапы создания и функционирования Министерства торговли и промышленности были рассмотрены в работах В .Я.

Лаверычева, А .Я Авреха. Г. М. Горфейна, Н. А. Мальцевой, Н.А. Но-товича, Е. Д. Черменского и др.

Вопросам экономики России в годы I Мировой войны посвящен капитальный труд Я. М. Букшпана «Военно-хозяйственная политика» 1929 г. Крупномасштабное исследование Я. М. Букшпана включает в себя рассмотрение всех форм экономической жизни воюющих стран в период I Мировой войны. Автор затрагивает как общие, объективные проблемы, возникшие почти у всех странучастников войны, так и отдельные особенности каждого государства. Монография насыщена большим количеством цифрового и фактического материала. Недостатком данного исследования является нежелание автора максимально широко представить всю палитру экономической жизни в период I Мировой войныавтор не углубляется в вопрос о деятельности конкретных ведомств. Автор также не ставил перед собой задачу рассмотреть направления работы предпринимательских объединений в военных условиях. Рассматривая экономику России в военный период, Я. М. Букшпан лишь в общих чертах обозначает работу специальных комитетов, созданных во время I Мировой войны при Министерстве торговли и промышленности и недостаточно внимания уделяет взаимодействию предпринимателей и Министерства в годы войны. Существенно снижает ценность исследования отсутствие точных указаний источников, из которых почерпнута информация.

Экономическому положению России в военный период посвящена монография B.C. Дякина «Русская буржуазия и царизм в годы I Мировой войны 1914;1917 гг.» 1967 г. Автор, в основном, рассматривает работу Военно-промышленных комитетов и Совета съездов представителей промышленности и торговли. Обрисовывая деятельность представителей торгово-промышленного класса в 1914;1917 гг., B.C. Дякин почти не затрагивает формы, в которые вылилось сотрудничество чиновников и предпринимателей в годы войны.

Монография А. Л. Сидорова «Экономическое положение России в годы 1 Мировой войны» 1973 г. насыщена большим количеством статистических данных и дает исчерпывающее представление о приемах и формах перевода экономики страны на военные рельсы. Однако вклад в это дело предпринимательских объединений показан в общих чертах. Подробнее деятельность комитетов при Министерстве торговли и промышленности изучена в монографии А. Л. Погребинского «Государственно-монополистический капитализм в России» 1959 г. Однако автор рассмотрел в основном деятельность Кожевенного комитета.

Проблеме экономического положения России в годы Первой мировой войны также посвящены работы В. Я. Лаверычева, Е. С. Лурье, И. М. Бобович, М. М. Покровского и др.

Общим недостатком всех названных выше монографий является освещение деятельности чиновничьего аппарата и предпринимательских организаций вне их связи друг с другом.

Даже те монографии, где наиболее полно очерчен круг вопросов, находящихся в ведении комитетов при Министерстве торговли и промышленности, почти не раскрывают такую важную страницу социально-экономической жизни, как сотрудничество государственных структур и предпринимательских объединений.

Объект исследования.

Объектом исследования явилось Министерство торговли и промышленности и Совет съездов представителей промышленности и торговли.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в анализе экономической эффективности сотрудничества Министерства торговли и промышленности России и предпринимательских кругов (1905;1917 гг.).

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— исследование истории создания Министерства торговли и промышленности;

— исследование предпринимательских организаций конца XIX — начала XX вв.;

— выявление форм сотрудничества Министерства торговли и промышленности и Совета съездов представителей промышленности и торговли (1905; 1914 гг.);

— изучение структуры и деятельности отраслевых комитетов, созданных в годы Первой мировой войны при Министерстве торговли и промышленности;

— оценка экономической эффективности сотрудничества предпринимателей и Министерства торговли и промышленности в условиях военной экономики.

Методологическая и информационная база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод изучения и системный подход к изучению экономических явлений. В процессе исследования использовались результаты работ ученых — историков и экономистов.

Информационной базой исследования явились архивные источники Российского Государственного Исторического архива (РГИА).

Для изучения Высочайше одобренных и опубликованных законов диссертант обращается к Полному Собранию законов Российской Империи за 1905;1917гг. и Собранию узаконений и распоряжений, изданных при Правительствующем Сенате. Выступления различных министров, в том числе и Министра торговли и промышленности в Государственной Думе, публиковались в стенографических отчетах Государственной Думы III и IV созывов. К изучению взаимодействия предпринимательских объединений и государственных чиновников привлечены Журналы заседаний Съездов представителей промышленности и торговли за 1905;1914 гг. Материалы, отражающие работу Комитета при Совете съездов представителей промышленности и торговли, были представлены в периодическом печатном органе Совета съездов журнале «Промышленность и торговля» 1906;1916 гг. Хроника работы комитетов при Министерстве в годы I Мировой войны подробно освещалась в газете «Коммерческий телеграф» 1915;1916 гг. Публикации в этих изданиях позволили расширить источниковую базу исследования и весьма существенно восполнить пробелы в источниках архивного происхождения, составивших, тем не менее, главное основание исследования.

Научная новизна.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:

— впервые в отечественной экономической науке проведено специальное исследование и анализ деятельности Министерства торговли и промышленности за весь период его существования (1905;1917 гг.) — Доказано, что Министерство торговли и промышленности предпринимало реальные меры по наведению порядка в торгово-промышленной сфере. С другой стороны, его действия были ограничены фактическим отсутствием правовой базы и настороженным отношением со стороны правительства, Думы и царского окружения. Это приводило к тому, что в довоенный период Министерство не могло действовать достаточно эффективно. Неопределенность в положении Министерства, шаткость его позиции в системе государственного управления России, не могла не сказываться на его отношениях с предпринимательскими организациями;

— рассмотрены основные этапы формирования и функционирования предпринимательских организаций России;

— проанализированы следующие направления совместной работы предпринимателей и чиновников в 1905;1914 г. г.:

•рабочий вопрос;

•железнодорожное строительство;

•создание торгово-промышленных палат;

•вопросы налогообложения;

•экспорт хлеба;

— рассмотрена степень участия предпринимателей в управлении экономикой в годы Первой мировой войны (на примере работы отраслевых комитетов при Министерстве торговли и промышленности) — Доказано, что комитеты являлись уникальными органами, имеющими черты государственных учреждений и одновременно общественных организаций. К признакам первого можно отнести, например, собственное делопроизводство. Характерными чертами общественной организации были участие на общественных началах и выборность. В результате работы комитетов был получен уникальный опыт сотрудничества чиновников и предпринимателей;

— проанализирована законодательная база, регулирующая работу комитетовдоказано, что все комитеты имели общие задачи:

•определение высших предельных цен на сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию;

•выяснение производительности труда предприятий;

•распределение заказов между предприятиями и наблюдение за порядком их выполнения;

•установление цен на заказы;

•распределение сырья между предприятиями.

— детально рассмотрена работа отраслевых комитетовпоказано, что сотрудники всех комитетов сталкивались с общими трудностями — нежеланием владельцев сырья продавать его по твердым ценам, поставлять сырье и полуфабрикаты только на склады, принадлежащие комитетам и с постоянным стремлением совершать сделки в обход постановлений комитета.

Все эти проблемы работники комитетов решали совместно с чиновниками Министерства торговли и промышленности. Несомненно, по сравнению с довоенным периодом предприниматели и чиновники углубили свое сотрудничество и выработали его новые формы. В военных условиях промышленники и торговцы получили гораздо большую самостоятельность.

— введены в научный оборот архивные документы, касающиеся деятельности Министерства торговли и промышленности в годы Первой мировой войны.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы для подготовки обобщающих работ по экономической истории, а также в учебном процессе по курсу «Экономическая история России», при разработке спецкурсов.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования разработок нашли применение в учебном процессе Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и были одобрены на научных конференциях Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов (Санкт-Петербург 1996;1999 гг.).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфоввыводов, приложения, изложенных на 153 страницах машинописного текста, в том числе список использованной литературы включает 123 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что:

1. Министерство торговли и промышленности было создано после революционных событий 1905 г., когда сама обстановка в стране требовала появления ведомства, которое не только будет контролировать торгово-промышленную жизнь, но и стоять на страже ее интересов. С самого начала своей деятельности новое Министерство проявило себя как государственный орган, готовый сотрудничать с различными предпринимательскими объединениями, более того, ведомство было создано именно по просьбам представителей торгово-промышленного класса.

2. Спешка, с которой создавалось Министерство, и тот факт, что почти 10 лет оно осуществляло свою деятельность без законодательно утвержденного «Положения» затрудняло его работу и сказывалось на результатах не всегда успешного сотрудничества чиновников и предпринимателей. промышленности и торговли. До I Мировой войны он наиболее активно взаимодействовал с Министерством. Однако, неустойчивая торговопромышленная политика правительства, устаревшее торговое законодательство и подозрительное отношение Государственной Думы к новому Министерству и к предпринимательскому классу мешали предпринимателям добиваться важнейших для экономики страны решений. Как было отмечено в резолюции VIII съезда представителей промышленности и торговли: «Экономическая политика, проводимая Государственной Думой и правительством в отношении промышленности и торговли не может быть признана соответствующей переживаемому ныне моменту.» [39, с.83]. Работе Министерства также мешала частая, почти ежегодная смена министров и связанные с ней большие временные затраты, которые требовались для выработки совместных с предпринимателями решений. Предприниматели отдавали себе отчет в том, что даже при полном расположении к ним торгово-промышленного ведомства и лично министров торговли и промышленности реальных результатов в сотрудничестве с Министерством можно будет добиться только тогда, когда правительство будет реально заинтересовано в нем, не боясь вырастить слишком сильный предпринимательский класс.

4. Несмотря на все трудности, сотрудничество Министерства и предпринимателей в довоенный период было достаточно тесным. Это происходило потому, что обе стороны были заинтересованы в совместной работе. Предприниматели, с одной стороны, добивались влияния на экономическую политику государства, с другой стороны, став фактически «консультативным» органом при Министерстве, Совет съездов мог участвовать в решении повседневных проблем. Для чиновников Министерства контакты с Советом съездов были полезны и с практической, и с политической точек зрения. Во-первых, члены Совета съездов выполняли большую часть черновой работы. Во-вторых, сотрудничая с предпринимателями, запрашивая их мнение, приглашая к участию в заседаниях. Министерство избегало нареканий в свой адрес от значимого Совета съездов и других общественных организаций, которых в существующей политической ситуации не замечать и не окружать знаками внимания уже было нельзя. Чиновники предпочитали лояльные отношения, хотя бы по форме, ссорам с Советом съездов.

5. Такое сотрудничество в довоенный период не вполне приводило к результатам, на которые рассчитывали предприниматели. Лишь хозяйственный кризис, порожденный I Мировой войной, заставил правительство пойти на более тесное сотрудничество, расширить и углубить области взаимодействия с предпринимателями. Это выразилось в создании уникальных для России органов — комитетов по регулированию различных отраслей промышленности с привлечением предпринимателей.

Все комитеты имели сходные черты и государственных, и общественных организаций. Перед работниками почти всех комитетов стояли общие цели — отрегулировать поставки и распределение сырья, установить цены на сырье и полуфабрикаты и наладить выпуск продукции. Сотрудники комитетов сталкивались с общими трудностями — с нежеланием владельцев сырья продавать его по твердым ценам, поставлять сырье и полуфабрикаты только на склады, принадлежащие комитетам и с постоянным стремлением совершать сделки в обход постановлений комитетов.

Вставшие перед ними проблемы работники комитетов решали совместно с чиновниками Министерства торговли и промышленности. Несомненно, по сравнению с довоенным периодом предприниматели и чиновники углубили свое сотрудничество и выработали его новые формы. В военных условиях промышленники и торговцы получили гораздо большую самостоятельность.

6. Особенно плодотворным было сотрудничество чиновников и предпринимателей кожевенного комитета, которым удалось решить важную задачуобеспечить поставки сырья на имя комитетов для дальнейшего его распределения по предпринимателям, производящим кожевенные и хлопчатобумажные изделия. Благодаря усилиям работников комитетов была отлажена четкая система контроля всех источников сырья. При этом, работа была организована таким образом, что к ней были подключены даже губернаторы. Это свидетельство не только организационных особенностей предпринимателей, но и авторитета комитетов.

7. Все рассмотренные в исследовании комитеты успешно решали вопрос о распределении сырья между предприятиями. Однако именно в этой области их деятельности прослеживается стремление предпринимателей, входивших в состав комитетов, добиваться решений, идущих на пользу не только общему делу, но и интересам организаций, которые они представляли.

8. Комитеты не поддерживали отношений между собой. Возможно, именно поэтому опыт удачно решенных проблем одного комитета не всегда воспринимался другими. Если в работе кожевенного комитета почти одновременно с установлением твердых цен на сырье были отрегулированы цены на выпускаемую продукцию, то в комитете, регулирующем хлопчатобумажную отрасль, сложилась противоположная ситуация. Предприниматели из Комитета хлопкоснабжения, понизив цены на хлопок и пряжу, не спешили понижать цены на хлопчатобумажные ткани, что создавало широкие возможности для получения сверхприбыли крупными текстильными промышленниками, входившими в состав комитета. /.

9. В целом, работа комитетов положительно повлияла на положение некоторых отраслей промышленности в условиях войны. Опыт работы комитетов Министерства торговли и промышленности представляет интерес с точки зрения актуальной в настоящее время проблемы вмешательства государства в сферу свободного предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я. Столыпин и III Дума. М. 1968. 293 с.
  2. .В. Россия и международный капитал. 1897−1914. Л. 1970. 320 с.
  3. Ю.В. Закон о страховании рабочих от несчастных случаев. СПб. 1913. 18 с.
  4. П.А. Политическое прошлое русской буржуазии // Вестник Европы. 1914. № 8. С. 28−37.
  5. П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. М. 1922. 225 с.
  6. И.С. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях. СПб. 1898.
  7. И.М., Китанина Т. М. Материалы междуведомственных совещаний по вопросам экономической политики России к. XIX -н. XX вв. // Вспомогательные исторические дисциплины, т. VIII, 1976. С.182−190.
  8. И.М., Рожков А. Б. История хозяйства России в материалах (1905−1925). М.-Л. 1926. 405 с.
  9. М. Положение хлопчатобумажной промышленности // Русские ведомости. 18.06.1916. № 19. С.7−12.
  10. П.А. Москва купеческая. Нью-Йорк. 1954.
  11. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. Т.1−2. -Париж. 1933.
  12. С.Ю. Воспоминания. Т.1−3. М. 1960.
  13. В. Торговая, таможенная и промышленная политика России с времен Петра I до наших дней. СПб. 1909. 303 с.
  14. Война и промышленность. Хроника с 1 января по 30 июня 1916 г. -Харьков. 1916. 420 с.
  15. А.А. Основы торгово-промышленной политики России. -СПб. 1908. 18 с.
  16. Э.Вольский А. А. Представительство русской промышленности и торговли в настоящее время и основы представительства, необходимого в ближайшем будущем. СПб. 1908. 23 с.
  17. А.А. Производительные силы и экономическо-финансовая политика России. СПб. 1908. 29 с.
  18. Второй Всероссийский съезд Военно-промышленных комитетов 2629 февраля 1916 г. Пгр. 1916. 19 с.
  19. Второй Всероссийский Торгово-промышленный съезд в Москве 3−5 августа 1917 г. Стенографический отчет и резолюции съезда. М. 1917.45 с.
  20. И.Ф. Банки и промышленность в России до 1917 г. М.-Л.1927. 502 с.
  21. Г. М. Из истории образования Министерства торговли и промышленности.// Очерки по истории экономики и классовых отношений в России к. XIX н. XX вв. С.151−180
  22. Государственная Дума. Созыв III. Стенографические отчеты. Сессия III. Часть I. СПб. 1912.25а. Государственная Дума. Созыв IV. Стенографический отчет. Сессия I. Часть III-СПб. 1913.
  23. А.О. Представительные организации торгово-промышленного класса в России. СПб. 1912. 208 с.
  24. Девятый очередной съезд представителей промышленности и торговли. Пгр. 1915. 53 с.
  25. Доклады Девятому очередному съезду представителей промышленности и торговли. Пгр. 1915. 27 с.
  26. B.C. Русская буржуазия и царизм в годы I Мировой войны. 19 141 917 гг.-Л. 1967. 372 с.
  27. В.Г. Об организационном устройстве отраслевых комитетов при Министерстве торговли и промышленности России (1915−1917 гг.)// Советские архивы. 1983. № 3. С.47−53.
  28. Журналы заседаний Второго очередного съезда представителей промышленности и торговли, состоявшегося 22, 23, 24 мая 1907 г. в Москве. М. 1907.44 с.
  29. Журналы заседаний Первого съезда союза промышленных и торговых предприятий Российской Империи. СПб. 1906. 52 с.
  30. Зб.Журналы Третьего заседания Временного Совета Общеимперских съездов представителей промышленности и торговли. СПб. 1906. 83 с.
  31. Журналы Шестого очередного съезда представителей промышленности и торговли, состоявшегося 7−9 мая 1912 г. СПб. 1912. 83 с.
  32. ЗЭ.Журналы заседаний Восьмого очередного съезда представителей промышленности и торговли. Пгр. 1897. 128 с.
  33. Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб. 1897. 128 с.
  34. Г. Воздорожание хлолчатобумажных тканей // Положение текстильной промышленности. Вып. I. М. 1917. С.89−94.
  35. Р. Война и народное хозяйство России (1914−1917 гг.). M.-J1. 1926. 201 с.
  36. Клячко—Львов Л. М. За кулисами старого режима (Воспоминания журналиста). Л. 1926. Т.1.155 с.43а.Коммерческий телеграф. 1916 г.
  37. К.А. А.В. Кривошеин. Судьба российского реформатора. -М. 1993. 262 с.
  38. В.Я. Всероссийский союз торговли и промышленности.// Исторические записки. 1961. Т.70. С. 121−126.
  39. В.Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России 1900−1917 гг. М. 1963. 405 с.
  40. В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России. -М. 1982. 307 с.
  41. В.Я. Военный государственно-монополистический капитализм в России. М. 1988. 360 с.
  42. И.Я. Законы военного времени. Пгр. 1916. 75 с.
  43. Я.И. Представительные организации крупной буржуазии в России в к. XIX н. XX вв.// История СССР. 1959. № 2. С.95−102.
  44. Литвинов-Фалинский В. П. Наше экономическое положение и задачи будущего. СПб. 1908. 149 с.
  45. Е.С. Организация и организации торгово-промышленных интересов в России. СПб. 1913. 191 с.
  46. Н.А. Обзор документальных материалов фонда Министерства торговли и промышленности.// Исторический архив. 1958. № 2. С.121−142.
  47. П. Запросы жизни // Экономическое обозрение. 1916. № 1. С.123−135.54а. Менделеев Д. И. Об условиях развития заводского дела в России. -СПб. 1882. С.40−45.
  48. А. Материалы к изучению ценообразующих факторов. -М.-Пгр. 1923. 99 с.
  49. В. Что сделала III Государственная Дума для промышленности и торговли. СПб. 1912. 144 с.
  50. Г. Обзор экономической жизни.//Экономическое обозрение. 1916. № 1. С.42−51.
  51. Нисселович J1.H. О торгово-промышленных представительных учреждениях. СПб. 1882. 13 с.
  52. Новые законоположения и обязательные постановления, нормирующие кожевенную промышленность. М. 1916. 53 с.
  53. А.А. Русская льняная промышленность во время войны и революции. М. 1918. 27 с.
  54. Н.А. проект организации Министерства торговли и промышленности. СПб. 1908. 56 с.
  55. Особые совещания и комитеты военного времени. Пгр. 1917. 207 с.
  56. Отчет Отдела промышленности Министерства торговли и промышленности за 1915 г. Пгр. 1916. 42 с.65а. Первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков. Стено графический отчет. 1870. Ill отд. 47 с.
  57. Первый Всероссийский Торгово-промышленный съезд. 19−22 марта 1917 г.-М. 1918. 39 с.
  58. А.П. К истории Союза земств и городов// Исторические записки. Т.12. М. 1941. С.53−62.бб.Погребинский А. П. Государственно-монополистический капитализм в России. М. 1959. 402 с.
  59. М. Военные прибыли главнейших отраслей текстильной промышленности// Вестник финансов, промышленности и торговли.1917. № 21. С.290−296.
  60. М. Нормировка хлопка и ее противники.//Вестник финансов, промышленности и торговли. 1917. № 24. С.430−445.
  61. Полное Собрание Законов Российской Империи III.
  62. Положение о съездах представителей промышленности и торговли. -СПб. 1906. 13 с.
  63. Продолжение свода закона Российской Империи. 1906 г. 41, статьи к томам 1 и 2. СПб, б/г. 709 с.
  64. С. Влияние войны на торговлю, транспорт и кредит.// Экономическое обозрение. 1916. № 1. С.53−60.
  65. Промышленность и торговля в законодательных учреждениях 19 121 914. СПб. 1913−1914. 190 с.
  66. Россия в Мировой войне 1914−1918 гг. (в цифрах). М. 1925.187 с.
  67. Сведения об организации Министерства торговли и промышленности. -СПб. 1910. 29 с.
  68. Седьмой очередной съезд представителей промышленности и торговли. Отчет Совета съездов о его деятельности со времени Шестого очередного съезда. СПб. 1913. 94 с.
  69. А.Л., Бовыкин В. И., Волобуев П. В. Экономические и социальные проблемы I Мировой войны.// Первая Мировая война. 1914−1918 гг. Сборник докладов. М. 1968. С.53−70.
  70. А.Л. Финансовое положение России в годы I Мировой войны1914−1917 гг.-М. 1960. 250 с.
  71. А.Л. Экономическое положение России в годы I Мировой войны. -М. 1973. 402 с.
  72. Смета доходов и расходов и специальных средств Министерства торговли и промышленности. Пгр. 1907−1917. 94 с.
  73. Собрание узаконений и распоряжений, изданных при Правительствующем Сенате. СПб. 1900−1912. 650 с.
  74. С.И. Кабинет Столыпина: «Из записок Министра торговли и промышленности».// Русское прошлое. 1996. № 6, С.95−130.
  75. Труды съезда представителей Военно-промышленных комитетов 25−27 июля 1915 г. Пгр. 1915. 53 с.
  76. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Т.1. -СПб. 1907. 295 с.
  77. Туган-Барановский М. К лучшему будущему. СПб 1912. 201 с.
  78. Устав Российского хлопчато-промышленного товарищества на паях. М. 1917. 70 с.
  79. А.А. материалы о коррупции царской бюрократии (По бумагам К.А. Скальковского)// Исследования по отечественному источниковедению. М.-Л. 1964. С.102−118.
  80. М. Из истории капитализма в России. Л. 1925. 102 с.
  81. ЭЗ.Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в революции 1905−1907г. М.-Л. 1939. 275 с.
  82. Четвертый съезд представителей промышленности и торговли. Отчет Совета съездов о его деятельности со времени очередного Третьего съезда. СПб. 1909. 98 с.
  83. А. Департамент мануфактур и внутренней торговли 1811−1864 гг.//Архивное дело. 1936. № 4. С.20−30.
  84. П. Влияние экономики на исход Мировой войны. М.-Л. 1928. 75 с.
  85. Эба.Шарый В. Статистический очерк кожевенной промышленности и торговли. Пгр. 1917. 98 с.
  86. В.М. Так проходит мирская слава. 1893−1917. Париж. 1952. 307 с.
  87. Л.Е. Проект организации в России акционерных компаний с участием рабочих и служащих (апрель 1917 г.).// Исследования по отечественному источниковедению. М.-Л. 1964. С.30−45.
  88. Л.Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.. Л. 1987. 342 с.
  89. ЮО.Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. М. 1918. 57 с.
  90. В. О совещательных учреждениях по делам торговли и промышленности. СПб. 1884. 70 с.
  91. М.М. К вопросу о реорганизации Министерства торговли и промышленности (1906−1914 гг.)// Вопросы политической истории СССР. М.-Л. 1977. С.89−101.
  92. М.М. Министерство торговли и промышленности России в 1905—1914 гг.. Диссертация на соискание ученой степени канд. исторических наук. Л. 1978. 170 с.
  93. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской Социалистической Революции. Документы и материалы. М.-Л. 1957. 553 с.
  94. Я^жул И. И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора. -СПб. 1907. 293 с.
  95. РГИА. ф.32. Совет съездов представителей промышленности и торговли (1906−1918 п*.).оп.1.
  96. РГИА. ф.95. Отделы торгового мореплавания и торговых портов (1898−1918 гг.). оп.10.119а. РГИА. ф.95. оп.18.
  97. РГИА. ф.560. Общая канцелярия Министра финансов (18 111 917 гг.). оп. 14.
  98. РГИА. ф.911. И. И. Вешняков (1831−1906 гг.). оп.1.121а. РГИА. ф. 1131. Комитет для заведывания и снабжения сырьем хлопчатобумажных фабрик (1915−1918 гг.). оп.1.
  99. РГИА. ф.1276. Совет Министров (1905−1917 гг.). оп.20.
  100. РГИА. ф.1278. Государственная Дума (1906 г.), ! (1907 г.), SI (19 071 912 гг.), IV (1912−1917 гг.) созывов, оп.6.
Заполнить форму текущей работой