Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Статистическое исследование факторов конкурентоспособности малых предприятий: На примере хлебопекарной промышленности Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике государственной статистики стран с развитой рыночной экономикой принято единицы малого бизнеса дифференцировать по классам малых предприятий. Так, во Франции наряду с общим понятием малого предпринимательства в системе государственного учета и управления используются различные классификации — самые мелкие, малые, средние предприятия. Самые мелкие предприятия объединяют практически все… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы статистического исследования факторов конкурентоспособности предприятий малого бизнеса
    • 1. 1. Понятие конкурентоспособности малых предприятий и ее составляющие
    • 1. 2. Система показателей и информационная база статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса хлебопекарной промышленности Самарской области
  • Глава 2. Статистическое исследование и моделирование обеспечения конкурентоспособности как многофакторного процесса
    • 2. 1. Исследование зависимости показателей конкурентоспособности малого предприятия от масштаба его деятельности
    • 2. 2. Дисперсионный анализ как средство исследования факторного обеспечения конкурентоспособности
    • 2. 3. Факторы конкурентоспособности малых предприятий и моделирование уровня конкурентоспособности
  • Глава. З.Методология статистического исследования типов малых предприятий хлебопекарной промышленности по уровню конкурентоспособности
    • 3. 1. Типы малых предприятий хлебопекарной промышленности по уровню конкурентоспособности
    • 3. 2. Сравнительная оценка финансового состояния типов малых предприятий хлебопекарной промышленности по уровню конкурентоспособности
      • 3. 2. 1. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности
      • 3. 2. 2. Анализ рентабельности

Статистическое исследование факторов конкурентоспособности малых предприятий: На примере хлебопекарной промышленности Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Экономический потенциал любого развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы, то есть крупного капитала, в значительной мере оказывает воздействие на уровень экономического развития государства. Тем не менее важным компонентом в функционировании экономического механизма страны является малый бизнес, представляющий собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий.

Как показывает опыт экономически развитых стран, малое предпринимательство влияет на всю экономику в целом и играет в ней значительную роль. Для обеспечения стабильного и поступательного развития российской экономики одним из непременных условий является развитие малого бизнеса, а в отдельных отраслях это единственная возможность выхода из кризиса.

Механизм рыночной системы реализуется через механизм конкуренции. В условиях конкуренции успех может быть обеспечен тому, кто сумеет обнаружить едва заметные черты новых технологий производства, потребность в новых продуктах, кто сумеет использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью.

В связи с этим актуальным является исследование конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли необходимо малому предприятию для того, чтобы определить свои преимущества и недостатки, для разработки собственной стратегии успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности малого предприятия является неотъемлемым элементом финансово-хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта.

В современной научной литературе проблемы малого бизнеса рассматривались в работах Афонина Ю. А., Блинова А. О., Долгопятовой Т. Г., Жабина А. П., Ичитовкина Б. Н., Крутика А. Б., Муравьева А. И., Назарова М. Г., Смирнова С. А., и других авторов.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности рассматривались в экономической литературе в работах Анискина Ю. П., Адрианова В., Бубнова Ю. Т., Колосова А. В., Моисеевой Н. К., Портера М., Росса Д., Рубина Ю. Б., Рябцева В. М., Цыганова А. Г., Шерера Ф., Шустова В. В., Юданова А. Ю и других авторов.

Однако в научной литературе отсутствуют труды, посвященные исследованию количественных закономерностей формирования уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, ее особенностям в различных типах малых предприятий, выявлению факторов конкурентоспособности малых предприятий на отраслевом рынке хлебопекарной промышленности. Решению данных вопросов посвящено настоящее диссертационное исследование.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методологии статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

— определение конкурентоспособности предприятий малого бизнеса как экономической категории;

— разработка системы статистических показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятий малого бизнеса;

— создание информационного массива для статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса;

— исследование закономерностей распределения совокупности малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области по численности работников;

— выявление и характеристика однородных групп малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области по совокупности критериальных признаков;

— анализ влияния размера малого предприятия на показатели конкурентоспособности;

— анализ количественных закономерностей формирования конкурентоспособности малых предприятий как многофакторного процесса;

— выявление и характеристика типов малых предприятий по уровню конкурентоспособности;

— анализ конкурентоспособности каждого типа малых предприятий.

Объектом исследования явилась совокупность 54 малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области.

Предметом исследования является конкурентоспособность предприятий малого бизнеса, количественные ее закономерности.

Методологической и теоретической основой явились Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ), Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 г № 948−1 (в ред. Законов Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ), Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26 октября 2002 г № 127-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г, № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000;2001 годы», Постановление государственного комитета РФ по статистике от 27 ноября 2001 г, № 88 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (Утверждены распоряжением Федерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) № 31-р от 12.08.1994г), а также труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам статистического исследования малого бизнеса и конкурентоспособности.

Информационной базой исследования явились данные Самарского областного комитета государственной статистики о финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области.

Методологическую основу диссертационного исследования образует совокупность методов статистической науки: метод сводки и группировки, графический метод, непараметрические методы, методы дисперсионного анализа, метод кластерного анализа, метод корреляционно-регрессионного анализа, методы анализа финансового состояния предприятия.

Обработка данных производилась с использованием персонального компьютера на базе пакетов прикладных программ Statistica 5.5, «Status», «REGRE», Microsoft Excel XP.

Научная новизна работы состоит в разработке методологии статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.

Диссертация содержит следующие элементы научной новизны:

— дано определение понятия конкурентоспособности предприятий малого бизнеса;

— раскрыты составляющие конкурентоспособности предприятий малого бизнеса;

— сформирована система статистических показателей исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса;

— выявлены и охарактеризованы однородные группы малых предприятий по показателям масштабов деятельности;

— проанализирована статистическая зависимость уровня конкурентоспособности малых предприятий от масштаба деятельности;

— разработаны многофакторные статистические модели формирования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса;

— выполнено разделение исследуемой совокупности предприятий малого бизнеса на две разнокачественные группы по достигнутому уровню конкурентоспособности в сравнении со средним уровнем;

— для полученных групп предприятий с относительно высоким и относительно низким уровнем конкурентоспособности дана сравнительная оценка состава и силы влияния факторов, обусловливающих уровень конкурентоспособности;

— сформированы типы малых предприятий в зависимости от уровня конкурентоспособности;

— выполнена оценка финансового состояния выделенных типов малых предприятий.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что в ней предложены методы оценки уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, выявлены факторы, определяющие уровень конкурентоспособности данных предприятий, разработана и апробирована система методов статистического исследования закономерностей формирования уровня конкурентоспособности по различным типам малых предприятий.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), государственными и региональными органами власти управления, федеральным и территориальными органами государственной статистики, аналитическими центрами, хозяйствующими субъектами и другими структурами, выполняющими исследование конкурентных позиций фирм на отраслевом рынке.

Применение методологии статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса позволит:

— оценить уровень конкурентоспособности малого предприятия и отдельных ее составляющих;

— разработать меры по повышению конкурентоспособности малого предприятия;

— выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции;

— привлечь инвестиции в перспективное производство;

— составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались автором на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Самарской государственной экономической академии, а также:

— на Международной конференции «Математическое моделирование, статистика и информатика в современном управлении экономикой», Самара, 2001 г.;

— на Международной научно-практической конференции «Экономическое и межкультурное пространство России в период глобализации», Самара, 2002 г.

— на Всероссийской конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Прикладные аспекты статистики и эконометрики», Москва, 2003 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по Главе I.

Исходя из базовых положений экономической теории, под конкурентоспособностью малого предприятия, мы понимаем его способность удовлетворять требованиям отраслевого конкурентного рынка в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, иметь по сравнению с другими малыми предприятиями данной отрасли преимущественное положение на рынке факторов производства и рынке сбыта.

В соответствие с классической теорией конкуренции М. Портера, конкурентоспособность фирмы, прежде всего, зависит от эффективности, с которой она использует факторы производства. В соответствии с данным подходом конкурентоспособность малого предприятия мы определили, как явление сложное, складывающиеся из нескольких составляющих: производственной эффективности, коммерческой эффективности, финансового состояния, операционной эффективности. Составляющие конкурентоспособности рассматриваются во взаимосвязи, так как влияние каждой их них на конкурентоспособность малого предприятия прямо или косвенно связано с действием других составляющих.

В целях анализа уровня конкурентоспособности малых предприятий различных (по масштабам деятельности) типических групп, разработана система статистических показателей, оценивающих каждую выделенную нами составляющую конкурентоспособности.

На основе данных форм федерального государственного статистического наблюдения «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» форма № ПМ-1 и годовой бухгалтерской отчетности, сформирована информационная база, характеризующая деятельность 54 малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области. Разработанный информационный массив позволяет осуществить внутриотраслевой анализ конкурентоспособности исследуемых предприятий, выработать на его основе статистические закономерности формирования конкурентоспособности предприятий различного типа, дать сравнительную оценку уровня и факторов формирования их конкурентоспособности.

Анализ показал, что исследуемая совокупности малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области неоднородна, что требует выделения в изучаемой совокупности однородных групп или типов малых предприятий.

Глава 2. Статистическое исследование и моделирование обеспечения конкурентоспособности как многофакторного процесса.

2.1.Исследование зависимости показателей конкурентоспособности малого предприятия от масштаба его деятельности.

В процессе анализа конкурентоспособности предприятий малого бизнеса хлебопекарной промышленности необходимо, прежде всего, выделить типы малых предприятий, так как статистические данные должны представлять цифровое освещение тех различных социально-экономических типов явления, которые наметились или намечаются.

В практике государственной статистики стран с развитой рыночной экономикой принято единицы малого бизнеса дифференцировать по классам малых предприятий [42]. Так, во Франции наряду с общим понятием малого предпринимательства в системе государственного учета и управления используются различные классификации — самые мелкие, малые, средние предприятия. Самые мелкие предприятия объединяют практически все кустарные производства. В целом малые предприятия Франции представлены следующими типами: самые мелкие (до 10 занятых), малые предприятия (10−100 занятых), средние предприятия (100−500 человек). Крупными считаются предприятия с занятостью свыше 500 человек [19, с.32].

В статистике Италии предприятия с количеством занятых от 1 до 19 человек относятся к типу мельчайших фирм, от 20 до 99 — к мелким, от 100−499 к средним.

В Российской Федерации такая градация малых предприятий отсутствует, сектор малых предприятий органами государственной статистики рассматривается как однородный, информация о малом бизнесе публикуется лишь с региональной и отраслевой разбивкой, что лишает возможности проведения анализа внутри данного сектора (внутри отрасли), определения наиболее эффективных в экономическом плане предприятий в отрасли, снижает сопоставимость отечественных данных с данными зарубежных стран.

Типология малых предприятий определяется тем, насколько четко в ней выражены наиболее характерные черты изучаемых предприятий, выражающие их внутренний закон развития. В этой ситуации необходимо определить признаки, которые будут положены в основу выделения типов, то есть, груп-пировочные признаки.

В зарубежной статистике для определения принадлежности предприятия к тому или иному типу, как правило, используются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов [19, с.30].

Практически повсеместно используется показатель численности занятых, но его величина варьирует не только по странам, но и по отраслям той или иной страны (см. приложение 1.1).

Другой показатель — объем хозяйственного оборота капитала или объем годовых продаж (Приложение 1.1), используется в США, ФРГ, Великобритании, Франции. В ФРГ этот показатель колеблется от 1 млн. до 250 млн. марок. Фирмы с оборотом до 1 млн. марок относятся к мельчайшим. Кроме того, в некоторых странах используют дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой организации, объем годового дохода.

Среднесписочная численность работников отображает размер малого предприятия, является одним из основных критериев отнесения предприятий к малым или крупным, что обусловило его выбор в качестве группировочно-го признака.

Между тем, целесообразность использования среднесписочной численность работников в качестве единственного группировочного признака, по меньшей мере, сомнительна. Ведь нередко производства, такие, как, скажем, полностью автоматизированное предприятие, не требуют многочисленного персонала. По мнению ученых Муравьева А. И., Игнатьева A.M., Крутика А. Б. годовой оборот, не менее важный критерий, нежели численность занятых. 74, с.21]. В результате, мы считаем, необходимо взять в качестве груп-пировочного признака показатель объема реализации малого предприятия.

Помимо рассмотренных критериев отнесения малых предприятий к тому или иному типу, зарубежные экономисты нередко выделяют и другие. В экономической литературе Великобритании встречается около сорока определений мелкого бизнеса. Используют различные производственные переписи, переписи населения, данные о трудовых ресурсах, информацию кредитных организаций [19, с.33]. Выбор в ряде исследований фонда заработной в качестве группировочного признака связан с тем, что заработная плата как экономическая категория любой общественной формации представляет собой цену такого важнейшего фактора производства, каким является труд.

Не менее важен показатель величины оборотного капитала. Как отмечалось, конкурентоспособность малого бизнеса зависит от финансового состояния малого предприятия, коммерческой эффективности. В свою очередь, финансовая устойчивость предприятия, его ликвидность, платежеспособность, непосредственно зависят от того, как быстро оборотные средства пройдут полный кругооборот. Чем меньше скорость оборота текущих активов, тем меньше у предприятия денежных средств, а значит, возникает необходимость в финансировании, привлечении дополнительных источников, с целью поддержания платежеспособности.

Ускорение оборачиваемости текущих активов уменьшает потребность в них, позволяет предприятию высвобождать часть средств для дополнительного приобретения товаров — чем быстрее оборотные средства проходят все стадии кругооборота, тем больше можно приобретать и реализовать товаров на каждый рубль имеющихся у предприятия оборотных средств. В результате ускорения высвобождаются вещественные элементы текущих активов, меньше требуется запасов материальных ценностей, высвобождаются денежные средства, ранее вложенные в эти запасы и перечисляются на расчетный счет предприятия, в результате улучшается его финансовое состояние, укрепляется платежеспособность, повышается коммерческая эффективность.

Принимая во внимание опыт зарубежных стран, в целях выделения внутри отрасли хлебопекарной промышленности типов малых предприятий по масштабу деятельности, мы остановили свой выбор на следующих груп-пировочных признаках: среднесписочная численность работников предприятия, выручка от реализации продукции (работ, услуг), фонд заработной платы, величина оборотного капитала.

В результате построения рядов распределения получены следующие гистограммы распределения малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области (рис. 2.1):

18 до 10 11 -20 21 -30 31 -40 41 -50 51 -60 61 и более численность работников, чел.

Рис. 2.1. Распределение малых предприятий хлебопекарной промышленности по среднесписочной численности работников, чел.

Полученная диаграмма свидетельствует о наличии двухвершинного распределения, следовательно, здесь присутствует две совокупности, подчиняющиеся различным внутренним законам развития. Характер распределения позволяет выделить следующие типы малых предприятий. Одну совокупность с численностью занятых от 61 и более человек можно выделить в отдельную группу, обозначив ее как относительно крупные предприятия, а другую можно разделить на три: с численностью занятых от 1 до 20 человека (микро-предприятия), от 21 до 40 (мини-предприятия), от 41- до 60 (мезоуро-вень).

Построение аналитической группировки позволяет охарактеризовать полученные типы различными качественными характеристиками составляющих конкурентоспособности (таблица 2.1):

Заключение

.

1 .Теоретической основой исследования явилось определение конкурентоспособности малых предприятий как экономической категории и предмета статистического исследования.

2.Конкурентоспособность малого предприятия трактуется также как крупного предприятия, но есть и специфика. Под конкурентоспособностью малого предприятия в данном исследовании мы понимаем способность малого предприятия удовлетворять требованиям отраслевого конкурентного рынка в данный период времени в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, иметь по сравнению с другими малыми предприятиями данной отрасли преимущественное положение на рынке факторов производства и рынке сбыта.

3.Формирование конкурентоспособности является массовым процессом, подчиняющимся статистическим закономерностям, и является предметом статистического исследования.

4.Конкурентоспособнсоть малого предприятия складывается из следующих составляющих: коммерческая эффективность, производственная эффективность, финансовое состояние предприятия, операционная эффективность.

5.В целях оценки уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса сформирована система показателей, характеризующих каждую составляющую конкурентоспособности малого предприятия.

6.Исследование сформированного массива данных финансово-хозяйственной деятельности совокупности малых предприятий хлебопекарной промышленности показало, что данная совокупность является неоднородной по основному критерию отнесения предприятия к малым или крупным (средней численности работников), о чем свидетельствуют важнейшие характеристики распределения малых предприятий (среднее значение признака, модальное значение признака, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и другие).

7.Типологические группировки позволили выявить типы малых предприятий хлебопекарной промышленности по основным экономическим показателям, отражающим масштаб деятельности малого предприятия.

8.Применение дисперсионного анализа позволило выявить влияние размера предприятия на основные показатели конкурентоспособности. Установлено, показатели конкурентоспособности малых предприятий хлебопекарной отрасли зависят от масштабов деятельности предприятия в среднем от 10,8% до 64,48%.

9.Множественный корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить зависимость показателей конкурентоспособности от факторов.

На основе исследования распределений относительно расчетного уровня выделены типы малых предприятий: относительно сильные и относительно слабые в конкурентном отношении малые предприятия (имеющие более высокий и менее высокий уровень конкурентоспособности относительно среднего).

10.Установлены различия в наборе и степени влияния факторов конкурентоспособности данных групп.

Преимущественный уровень в конкурентном состязании на отраслевом рынке имеют малые предприятия, использующие как основной фактор экономической деятельности интенсивность использования ресурсов (труда, капитала, предпринимательской активности).

Отставание уровня конкурентоспособности наблюдаются у тех малых предприятий, которые достигают результаты своей экономической деятельности преимущественно за счет наращивания используемых ресурсов. Выделенные отличия в факторном обеспечении конкурентоспособности малых предприятий позволяют выработать ориентиры менеджмента малых предприятий по использованию «рычагов» управления конкурентоспособностью.

11 .При помощи методов кластерного анализа выявлены типы малых предприятий хлебопекарной промышленности Самарской области по уровню конкурентоспособности (неконкурентоспособные предприятия, низкий уровень конкурентоспособности, средний уровень конкурентоспособности, относительно высокий уровень конкурентоспособности, высокий уровень конкурентоспособности).

12.На основе полученного результата многомерной группировки дана количественная оценка зависимости показателей финансового состояния по выделенным типам малых предприятий.

13.Полученные в диссертации результаты статистического исследования зависимости конкурентоспособности малых предприятий хлебопекарной промышленности от типа малого предприятия являются средством информационного и методического обеспечения стратегического планирования и управления деятельностью малого предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ//Консультант Плюс: Версия Проф (регистр, номер 152 958).
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г № 127-ФЗ //Консультант Плюс: Версия Проф (регистр, номер 152 958).
  3. Постановление правительства РФ от 3 июля 1998 г № 697 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998−1999 годы» //Консультант Плюс: Версия Проф (регистр. номер 152 958).
  4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г, № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000−2001 годы» //Консультант Плюс: Версия Проф (регистр, номер 152 958).
  5. Постановление государственного комитета РФ по статистике от 27 ноября 2001 г, № 88 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ
  6. Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»" //Консультант Плюс: Версия Проф (регистр, номер 152 958).
  7. Ю.А., Жабин А. П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 352с.-(Энциклопедия управленческих знаний).
  8. И.Алимова Т. А., Ермилова Г. А. Спрос на микрофинансирование в России: Оценка на базе данных статистики // Вопросы статистики. 2001. № 5.
  9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ Под общ. ред. В. И. Стражева.- 4-е изд., испр. и доп.- Мн.: Выш. шк., 1999. 398с.
  10. С., Зиновьев В., Стронгина Н. Малое предпринимательство: заметки о развитии // Вопр. статистики. 1995. — № 9.
  11. Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопр. статистики. 1995. — № 9.
  12. А.Д., Печерская Э. П. Бизнес малого предприятия: Учеб. пособие. Самара: Самарск. гос. экон.акад., 1999. — 312с.
  13. А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. 2000. № 8.
  14. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1998.-336с.
  15. А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика, 1999. 208с.
  16. В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. -2-е изд.- М.: Компьютер Пресс, 2001. 301с.
  17. В.В. «Финансовый анализ».- СПб: Питер, 2001. 240с.
  18. Ю.Т. Экономико-математические методы и модели анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2001. — 180 с.
  19. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопр. экономики. 2001.- № 4.
  20. Т.Г., Фомина Л. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2001. 288с.
  21. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М.: «Статистика», 1974.-61 с.
  22. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы математической статистики. -Учебник. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1963. — 308 с.
  23. И.Г., Кильдишев Г. С. Теория вероятностей и математическая статистика / Учеб. пособие. -М.: Статистика, 1975. 264 с.
  24. Власенко J1.E. Опыт и перспективы использования выборочного метода статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства // Вопр. статистики. 1999. -№ 11.
  25. А.Н. Совершенствование регулирования деятельности малых предприятий (на примере Самарской области). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саранск: ООО «Современник» г. Тольятти, 2001 г.
  26. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики. 2001. — № 4.
  27. Ф.Ф., Воронина Г. П., Лосева О. Н. Деловая активность субъектов малого предпринимательства в различных секторах экономики России во 2-м полугодии 2001 года // Вопр. Статистики 2002. — № 5
  28. А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы. 2001. — № 5.
  29. Л.Г. О роли малого предпринимательства в сфере услуг // Вопр. статистики. 2002. — № 12.
  30. В. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 2-е изд., испр. т. 3. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955.- 555с.
  31. А., Гловацкая Н., Лазаренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства//Вопр. Экономики. 2002. -№ 7
  32. Р.И., Резник А. И., Бунина Е. М. Оценка финансового состояния предприятия // Финансы. 2001. — № 4.
  33. A.M., Мхитарян B.C. Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. 352с.
  34. Г. Метод парных сравнений: Пер. с англ. Н. Космарской и Д. Шмерлинга / Под ред. Ю. Адлера, с прил. К русскому переводу. М., «Статистика», 1978. 144 с.
  35. Дэн Штайнхофф, Джон Берджес. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ.-М.: Изд-во БИНОМ, 1997. 496 с.
  36. . и Оделл П. Кластерный анализ/Перевод с англ. Е.З. Демиден-ко. Науч. ред и предисловие А. Я. Боряского. М.: «Статистика», 1977.-128с.
  37. Г. Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий в России и в странах ЕС // Вопр. статистики. 1998.-№ 7.
  38. М.Р., Рябцев В. М. Общая теория статистики: Учебник.- М.: Финансы и статистика. 1991. — 304 с.
  39. М.Р., Петров Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник.. 2-е изд., испр. и доп.- М.:ИНФРА-М, 2002 г.-416с.
  40. О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994 г.
  41. О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бух. учет, 1998. — 320с.
  42. A.JI., Коломейцева Г. В., Грищенко Е. А. Вопросы учета индивидуальных предпринимателей в едином государственном регистре предприятий и организаций // Вопр. статистики. 2001. — № 7.
  43. Дж. Кук. Малый бизнес: Маркетинг: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Довгань», 1998.
  44. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 с.
  45. А.В. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для вузов / ГУ У, — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. -104с.
  46. В.В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса: государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. М.: ПРИОР, 1997. — 384 с.
  47. М., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976.
  48. А.Б., Горенбургов М. Д. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации: Учеб. пособие. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса, 1998, — 295 с.
  49. Курс социально-экономической статистике: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова.- М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  50. Курс экономической теории/ Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е.А.- Киров: АСА, 1995, — 624 с.
  51. И.И., Литвиненко В. И. Основы предпринимательской деятельности: Лекции. Вып. 1 М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. — 78 с.
  52. В.И. Полн.собр. соч., т. 19, 24.
  53. В.Ф., Соломатина Г. Н. Проблемы организации и проведения выборочных наблюдений малых предприятий в Самарской области // Вопр. статистики. 2002. -№ 11.
  54. А.Б. Основные методологические вопросы оценки показателей по малым областям изучения // Вопросы статистики. 2001. № 11.
  55. А.Б., Караулова М. И. Результаты проведения экспериментальных расчетов с целью получения в районном разрезе показателей обследования малых предприятий // Вопр. статистики. 2002. -№ 11.
  56. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. П. Любушина, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  57. Г. В. Развитие малого предпринимательства России в 2000 году // Вопр. статистики. 2001.- № 5.
  58. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.: Пер. с англ. 11-го изд. В 2тТ.1.- М.: Республика, 1993.-399с.
  59. Малый бизнес России: Адаптация к переходным условиям // Вопр. статистики. 1995. — № 9.
  60. Малый бизнес в России / Под ред. Долгопятовой Т. Г. Серия «Бизнес-Тезаурус» / М., КОНСЭКО, 1998, 352 с.
  61. Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.
  62. А. Принцип политической экономии. М.: Прогресс, 1989.
  63. Д.А. Влияние экономических регуляторов на развитие малого предпринимательства (на примере угледобывающих районов Ростовской области): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: Изд. ООО «Ника», 2001.
  64. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд. перераб. и доп. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999. — 608с.
  65. П.А. Малые предприятия. М.: Экономика и МН1111 «ЭСИ», 1992.-140 с.
  66. Несостоятельность (банкротство) предприятий в РФ: Экономико-правовой бюллетень. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000 г.
  67. В.В. Система показателей малого бизнеса // Вестн. молодых ученых. Самара: Самар. гос. экон. акад., 2001. — № 2
  68. В.В. Финансовая устойчивость предприятий малого бизнеса // Аспирантский вестник Поволжья. Самара: ООО «Курьер», 2002,-№ 1.
  69. В.В., Рябцев В.М Кластерный анализ конкурентоспособности предприятий малого бизнеса (на примере хлебобулочной промышленности) // Вестник молодых ученых. Самара: Самар. гос. экон. акад., 2003. -№ 1 (6).
  70. В.В. Типология предприятий малого бизнеса хлебобулочной промышленности // Вестник молодых ученых. Самара: Самар. гос. экон. акад., 2003. -№ 1 (6).
  71. В.В. Система показателей и информационная база статистического исследования конкурентоспособности предприятий малого бизнеса (на примере хлебобулочной промышленности Самарской области)// Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2003. — № 1(10).
  72. В.В. Статистическое исследование факторов обеспечения конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса// Прикладные аспекты статистики и эконометрики: Тез. всерос. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. М.: МЭСИ, 2003.
  73. А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? // Вопр. экономики. 2001. — № 1
  74. Е.В. Опыт проведения обследования малых предприятий в Госкомстате России // Вопр. статистики. 2000. — № 6.
  75. Е.В. Сплошное обследование малых предприятий: проблемы организации и основные этапы к его проведению // Вопросы статистики. 2000. № 9.
  76. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. -495 с.
  77. Правовые проблемы малого предпринимательства / Отв. ред. Т.М. Ган-дилов. -М.: Экзамен, 2001.- 320с.
  78. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. http:/www/esbc/ru/biblio/book3/book3.htm
  79. Прилуцкий J1.H. Малые предприятия. 2-е изд. — М.: Изд-во «Ось-89», 1988.
  80. Результаты Единовременного сплошного статистического обследования малых предприятий по итогам работы за 1999 год в восьми региона Российской Федерации // Вопр. статистики. 2000. — № 12.
  81. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.480 с.
  82. Региональная статистика.: Учеб. пособие / Самарск.гос. экон. акад.-Самара, 1999, — 304 с.
  83. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т.2 / Госкомстат России. М., 1999 -861 с.
  84. Регионы Росси: Стат. сб. В 2 т. Т.2 / Госкомстат России. М., 2000. -879 с.
  85. О.А., Суханова Е. И., Тимофеева Л. К. Математика для экономистов. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие. Самара: Смарск. гос. экон. акад., 2001.- 188 с.
  86. Российский статистический ежегодник: Стат сб. / Госкомстат России. -М., 2000 г 642с.
  87. Россия в цифрах: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001 г-397с.
  88. Р. Справочник по непараметрической статистике / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1982. 198с.
  89. В.М. Региональный анализ эффективности общественного производства (Математико-статистические методы исследования). М.: Статистика, 1977. — 168 с.
  90. В.М. Некоторые вопросы статистики производительности труда.: Учеб. пособие: Куйбышев, 1971, 96 с.
  91. В.М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа: Монография. Самара: Са-марск. гос. экон. акад., 2002.- 128 с.
  92. Т.В. и др. Статистические методы и анализ социально-экономических процессов / Отв. ред. Н.П. Федоренко- АН СССР, Центр экон.-мат. ин-т. -М.: Наука, 1990. 293с.
  93. Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для студ.экон.спец. вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и стати-ска, 1984. 343 с.
  94. А.В. Повышение эффективности управления персоналом предприятия малого бизнеса на основе совершенствования системы материального стимулирования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. экон. наук. Самара: Самарск. гос. экон. акад, 2000.
  95. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2000.- 688с.
  96. Самарская область 99: Статистический сборник. — Самара: Самарский областной комитет государственной статистики, 2000.
  97. И.М. Статистические органы в системе государственной поддержки малого предпринимательства // Вопр. статистики. -2000. № 4.
  98. С.А. Малое предпринимательствоб общественная поддержка и содействие развитию. М.: ТОО «КОНТУР», 1999.- 290 с. Серия «Проблемы российского предпринимательства».
  99. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / Под ред. О. Ф. Чистик. Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2001. — 176 с.
  100. И.П. Теория статистических показателей. —М.: Статистика, 1975.-261 с.
  101. М.Ю. Малые предприятия нижегородской области: методология и результаты обследований // Вопр. статистики. 2000. — № 6
  102. JI.K., Суханова Е. И., Сафиулин Г. Г. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие / Самарск. гос. экон. акад. Самара, 1994. — 144с.
  103. Г. Д. Собственность и предпринимательство: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.- Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2000.- 76с.
  104. Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Колчиной,-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 413 с.
  105. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. М.: Дело при участии Изд-во Catallaxy, 1992 г. -704с.
  106. А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на Российских малых предприятиях // Вопр. экономики. 2001. — № 4.
  107. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2001.- 208с.
  108. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.-VI, 698с.
  109. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопр. экономики. 2001. — № 4.
  110. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопр. экономики. 2001. — № 4.
  111. И. Теория экономического развития. М.: 1982.
  112. Е.А., Поповская Е. В. Организация проведения сплошного статистического обследования малых предприятий // Вопросы статистики. 2001. № 11.
  113. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасе-вича: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999.-544с.
  114. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-304 с.
  115. Г. И. Проблемы формирования рыночной стратегии промышленных предприятий в открытой экономической системе. Внешнеэкономический аспект / Под ред. проф. Н. Н. Османкина.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 156с.
  116. Drucker Peter F. Innovation and Entrepreneurship (Practice and Principles). Pan Books, 1985 396 c.
Заполнить форму текущей работой