Методология системного подхода к нормированию и натурным исследованиям автодорожных мостов
Повышение качества и долговечности дорог и сооружений, в том числе за счет постоянного надзора и ухода за дорожными элементами и конструкциями, своевременного производства ремонтных работ с учетом роста интенсивности движения, совершенствования организации движения с учетом сезонных условий эксплуатации, расширения системы весового контроля и совершенствования метрологического обеспечения служб… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Принципы системного подхода
- 1. 2. Потребительские свойства мостов
- 1. 2. 1. Классификация
- 1. 2. 2. Три критерия потребительских свойств
- 1. 2. 3. Функциональные потребительские свойства
- 1. 2. 4. Потребительские свойства второго уровня
- 2. 1. Два уровня оптимизации функциональных потребительских свойств
- 2. 2. Основные положения методики нормирования сроков службы и нагрузок
- 2. 3. Методика определения меры силовых повреждений мостовых конструкций в период эксплуатации
- 2. 4. Эксплуатационные нагрузки от автотранспортных средств
- 2. 5. Характер воздействия нагрузки на различные группы мостов
- 3. 1. Сроки службы
- 3. 1. 1. Состояние вопроса
- 3. 1. 2. Алгоритм оптимизации сроков службы
- 3. 7. 3. Результаты расчетов и предложения по нормированию
- 3. 2. Нагрузки от автотранспортных средств
- 3. 2. 1. Исторический обзор
- 3. 2. 2. Схема нагрузки АК
- 3. 2. 3. Выбор величины нормативной нагрузки АК
- 3. 2. 4. Дополнительные обоснования нагрузки А
- 3. 2. 5. Структура расчетных коэффициентов к нагрузке АК
- 4. 1. Оценка грузоподъемности мостов
- 4. 1. 1. Неодинаковая грузоподъемность мостов
- 4. 1. 2. Понятие и формы грузоподъемности
- 4. 1. 3. Способы классификации конструкций и нагрузок
- 4. 1. 4. Экспресс-оценка возможности пропуска по мосту автотранспортных средств
- 4. 2. Вероятностная оценка долговечности эксплуатируемых
- 4. 2. 1. Долговечность железобетонных мостов
- 4. 2. 2. Общий анализ основных факторов, обуславливающих физический износ железобетонных мостовых конструкций
- 4. 2. 3. Карбонизация бетона защитного слоя
- 4. 2. 4. Хлоридная коррозия арматуры
- 4. 2. 5. Вероятная оценка остаточного ресурса физического срока службы железобетонных мостовых конструкций
- 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ МОСТОВ
- 5. 1. Основные положения
- 5. 2. Сбор и анализ, имеющийся предварительной информации о сооружении, обмеры
- 5. 3. Визуальное освидетельствование конструкций
- 5. 3. 1. Классификация повреждений
- 5. 3. 2. Повреждения, связанные с угоном конструкций мостов
- 5. 3. 3. Методика оценки повреждений
- 5. 4. Инструментальные исследования
- 5. 4. 1. Измерения, определяющие конфигурации сооружения и подмостового пространства
- 5. 4. 2. Исследования свойств и состояния материалов мостовых конструкций
- 5. 4. 3. Лабораторные исследования
- 5. 4. 4. Исследования начального напряженного состояния
- 5. 5. Натурные испытания
- 5. 5. 1. Мосты, подлежащие испытаниям
- 5. 5. 2. Исследуемые элементы
- 5. 5. 3. Технология проведения испытаний
- 5. 5. 4. Величина испытательной нагрузки
- 5. 5. 5. Подбор испытательной нагрузки
- 5. 5. 6. Динамические испытания
- 5. 5. 7. Особенности испытаний эксплуатируемых мостов
- 5. 5. 8. Результаты испытаний
- 5. 6. Расчеты
- 5. 6. 1. Роль расчетов при исследовании новых и эксплуатируемых мостов
- 5. 6. 2. Учет дефектов и повреждений железобетонных и стальных конструкций
- 5. 6. 3. Учет нарушения совместной работы балок и плиты в сталежелезобетонных пролетных строениях
- 5. 6. 4. Влияние мостового полотна на грузоподъемность пролетных строений
- 5. 7. Оценка результатов натурного исследования. Рекомендации
- 5. 8. Паспорт моста
- 5. 9. Мониторинг состояния мостовых конструкций
- 5. 10. Развитие измерительной базы натурных исследований
- 6. ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
- 6. 1. Причины образования трещин
- 6. 2. Технологические трещины
- 6. 3. Температурно — усадочные трещины
- 6. 3. 1. Трещины в массивных конструкциях
- 6. 3. 2. Трещины в стенках
- 6. 3. 3. Трещинообразование в типовых ребристых балках
- 6. 4. Трещины от воздействия ледовых линз внутри конструкций
- 6. 5. Силовые трещины
- 6. 5. 1. Критерии образования и раскрытия трещин в линейных элементах
- 6. 5. 2. Силовые трещины в стенках коробчатых балок. 6.5.3. Продольные силовые трещины
- 6. 5. 4. Трещины от местных напряжений
- 6. 5. 5. Растрескивание железобетонных консолей тротуаров
- 6. 5. 6. Трещины в поперечных стыках составных по длине конструкций
- 6. 6. Коррозионные и механические повреждения
- 6. 6. 1. Коррозия арматуры и повреждения защитного слоя
- 6. 6. 2. Протечка воды и высолы
- 6. 6. 3. Морозные разрушения бетона
- 6. 6. 4. Растрескивание и обрывы арматуры
Методология системного подхода к нормированию и натурным исследованиям автодорожных мостов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состояние дорог и мостов — традиционная многовековая российская проблема, ставшая предметом поговорок и поэтических упражнений. С развитием автомобильного транспорта эта проблема становилась все более актуальной и к настоящему моменту является одной из наиболее острых в народном хозяйстве нашей страны.
В Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации (далее — «Концепция»), одобренной в апреле 1999 г. Правительством РФ, подчеркивается, что по всем удельным показателям сеть автомобильных дорог на порядок уступает развитым странам, федеральные автомобильные дороги перегружены, особенно на подходах к региональным центрам и другим крупнейшим городам — интенсивность движения на выходах из Москвы достигает 70 тыс. автомобилей в сутки. Положение усугубляется низким техническим уровнем дорог и их плачевным состоянием.
Все сказанное в полной мере относится к мостовым сооружениям на автомобильных дорогах.
С другой стороны, анализ работы автомобильного транспорта, начиная с 1990;х годов, показал, что удельный вес автомобильного транспорта вырос за десятилетие с 9,5% до 15% и в ближайшей перспективе (2010г.) составит 20%.
Кроме перевозок на короткие расстояния, автотранспортом, осуществляется значительная доля перевозок на средние расстояния 5 001 000 км, а также международных перевозок.
Концепция" определила ряд основных задач по совершенствованию сети автомобильных дорог, в том числе:
— развитие традиционных автодорожных коридоров, повышение технического уровня существующих федеральных и территориальных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности загруженных участков автомагистралей на подходах к крупнейшим городам и строительство обходов населенных пунктов в целях выноса из них транзитных потоков и сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду;
— формирование и развитие сети многополосных автомагистралей и скоростных дорог для обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами Российской Федерации в составе российских и международных транспортных коридоров и их интеграция в Европейскую и Азиатскую системы международных автомобильных дорог;
— завершение формирования сети территориальных автомобильных дорог, строительство новых хордовых и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся радиальную структуру региональной дорожной сети с целью ликвидации перепробега автотранспорта и обеспечения связи между районными центрами и крупными населенными пунктами по кратчайшим маршрутам.
Основные направления технической политики включают:
— повышение качества и долговечности дорог и сооружений, в том числе за счет постоянного надзора и ухода за дорожными элементами и конструкциями, своевременного производства ремонтных работ с учетом роста интенсивности движения, совершенствования организации движения с учетом сезонных условий эксплуатации, расширения системы весового контроля и совершенствования метрологического обеспечения служб содержания дорог;
— разработку и внедрение новых конструкций и технологий, увеличивающих сроки службы сооружений и обеспечивающих снижение энергоемкости, материалоемкости и транспортных издержек.
Среди ключевых задач научно-технической политики следует отметить:
— совершенствование нормативной базы дорожного хозяйства, ориентированной на учет новых экономических условий, гармонизацию отечественных и европейских норм;
— создание научных основ управления развитием и состоянием сети автомобильных дорог;
— совершенствование методов проектирования и строительства автомобильных дорог, мостов и путепроводов.
Следует отметить, что в области мостостроения поставленные задачи активно решаются с образованием в начале 1990;х годов Федеральной дорожной службы России (ФДС). В завершающей стадии находится паспортизация мостовых сооружений. Проводится активная техническая политика в разработке нормативно-методической документации, по использованию новых материалов и т. п. По всей вертикали управления внедряется понимание, что мосты являются наиболее сложными транспортными сооружениями, требующими к себе особого внимания. К эксплуатации мостов привлекаются специалисты.
Однако проблемы повышения уровня грузоподъемности и долговечности автодорожных мостов далеки еще от полного решения. Они являются, по существу, задачами управления качеством, в которых ключевыми инструментами служат нормирование новых и оценка состояния эксплуатируемых сооружений.
Этим проблемам и посвящена данная диссертационная работа.
Структурно материал диссертации представлен в виде четырех блоков исследований.
Первый, стержневой блок (глава 1) содержит концепцию системного подхода к исследованиям мостовых сооружений как природно-технических систем и анализ потребительских свойств мостов, и в первую очередь, функциональных свойств: пропускной способности, грузоподъемности, безопасности движения, долговечности. Для дальнейшего исследования выбраны грузоподъемность и долговечность как наиболее значимые и, одновременно, наиболее изменчивые свойства. Их отражение в нормах представляет собой главную задачу нормирования, их диагностика — главную задачу натурных исследований.
Методология оптимального нормирования требований к грузоподъемности и долговечности, т. е. норм нагрузок от автотранспортных средств и сроков службы мостовых конструкций, рассматривается во втором блоке (главы 2 и 3).
Третий блок (глава 4) включает методики оценки грузоподъемности эксплуатируемых мостов и остаточного ресурса их срока долговечности в зависимости от их физического состояния на момент проведения натурных исследований. Последняя оценка дается в вероятностной форме.
Наконец, четвертый блок (главы 5 и 6) развивает методологию диагностики мостовых сооружений на основе натурных исследований и обобщает большой опыт в этой области, накопленный в лаборатории испытания мостов НИЦ «Мосты» ОАО «ЦНИИС» при активном участии автора. Практическую значимость представляет анализ повреждений железобетонных конструкций (глава 6).
В исследованиях используются принципы системного подхода, методы теории вероятностей, теории надежности, математическое моделирование, возможности компьютерной техники.
ВЫВОДЫ.
1. Мостовые сооружения представляют собой природно-технические системы, управления которыми осуществляется последовательно на стадиях нормирования, проектирования, строительства и эксплуатации.
На стадии нормирования задается уровень функциональных потребительских свойств и другие обязательные требования.
На стадиях проектирования и строительства заданный уровень реализуется при создании конкретного сооружения.
На стадии эксплуатации осуществляются необходимые мероприятия по постоянному поддержанию потребительских свойств моста.
2. В исследованиях мостовых сооружений возможно и целесообразно применение системного подхода. На базе следующих основных принципов: комплексности, взаимозависимости и иерархии факторов, диалектичности.
3. Назначение и качество мостовых сооружений определяются их потребительскими свойствами.
Предложенная номенклатура и классификация потребительских свойств мостов создает возможность их четкого ранжирования и системного анализа.
4. Основными, функциональными потребительскими свойствами мостов являются пропускная способность, грузоподъемность, безопасность движения и долговечность.
Сформулированы три критерия оценки уровня потребительских свойств моста или мостового элемента: проектный, по моральному износу, по физическому износу.
5. Оптимизация функциональных потребительских свойств представляет собой технико-экономическую задачу и должна проводиться из условия минимума полной стоимости мостового перехода, включая начальные капиталовложения и затраты в период эксплуатации.
6. Предложен и обоснован двухуровневый подход к оптимизации функциональных потребительских свойств мостов.
Первый, высший уровень составляют требования собственно к этим свойствам. Они определяются на основе макроэкономического анализа исходя из критерия морального износа сооружений.
Требования по обеспечению функциональных потребительских свойств формируются на уровне расчетных и конструктивных нормативов, опыта проектирования и эксплуатации мостов.
7. Показано, что грузоподъемность и долговечность мостов являются наиболее изменчивыми функциональными потребительскими свойствами, зависящими как от морального, так и физического износа. Их заданный, проектный уровень определяется нормативными нагрузками от автотранспортных средств и срока службы, которые коррелированы между собой.
8. Разработана методика оптимального нормирования сроков службы и нагрузок на мосты на основе классификации мостов по однородным группам и анализа состояния и тенденций развития автотранспорта.
При нормировании сроков службы характер воздействий эксплуатационных нагрузок на мосты оценивается осредненно. При нормировании нагрузок исследуются статистические параметры воздействия эксплуатационных нагрузок на элементы мостов, и определяется мера повреждения как функция времени на основе теории накопления повреждений.
9. Разработан алгоритм нормирования сроков службы пролетных строений и выполнены расчеты по составленной в лаборатории испытания мостов программе к ЭВМ. Оптимальные значения сроков службы пролетных строений находятся в пределах 50−80 лет, что совпадает с оценкой РосдорНИИ, полученной исходя из рационального режима эксплуатации.
На основе полученных результатов впервые в отечественной практике в разработанный проект СНиП 32−05−2002 включены нормативы по срокам службы мостовых конструкций.
10. Составлен алгоритм нормирования нагрузок от автотранспортных средств. Его основные положения были использованы автором при назначении ныне действующей нагрузки А11.
С учетом современных условий автомобильного движения и уточнения тенденций его дальнейшего развития определена оптимальная величина нормативной нагрузки — А14, которая и включена в проект СНиП 32−05−2002. Эта нагрузка близка по уровню к нагрузкам передовых зарубежных стран и Еврокодам.
11. Сформулировано понятие грузоподъемности и дается три формы ее интерпретации: в виде силового или деформационного воздействияв классах нормативной схемы АКв предельных массах конкретных транспортных средств, дифференцированно в зависимости от количества осей.
Разработанные положения использованы в подготовленной РосдорНИИ и ЦНИИСом Инструкции по определению грузоподъемности мостов, которая находится на утверждении в Росавтодоре.
12. Разработана методика вероятностной оценки остаточного ресурса срока службы железобетонных мостовых конструкций по результатам их обследования.
Методика рассматривает карбонизацию бетона, диффузию хлорид-ионов в бетон, коррозию арматуры как случайные процессы, а толщину защитного слоя как случайную величину.
Предложены математические модели этих процессов и критерии долговечности по степени потери грузоподъемности рассматриваемого элемента.
Разработан соответствующий алгоритм, по которому в лаборатории испытания мостов составлена программа к ЭВМ.
13. Разработана методология системного подхода к натурным исследованиям мостов. Структура исследований представлена в виде матрицы, столбцами которой являются потребительские свойства, а строками — этапы натурного исследования (предварительная информация, освидетельствование, инструментальные измерения, испытания, расчеты, оценки и рекомендации, составление паспорта моста).
14. По каждому виду натурного исследования обобщен накопленный в лаборатории испытания мостов опыт и даются практические рекомендации.
Предложена новая система оценки функциональных потребительских свойств по пяти категориям состояния.
Подчеркивается необходимость расширения технического паспорта моста, который кроме информации о параметрах сооружения должен содержать подробные сведения о его состоянии и динамике повреждений.
Соответствующие предложения от имени ЦНИИС переданы в Росавтодор.
Дается аналитический обзор работ по мониторингу состояния мостовых конструкций в строительный и экспериментальный периоды, выполненных под руководством автора.
15. Выполнен анализ характерных дефектов и повреждений железобетонных мостовых конструкций, результаты которого могут быть использованы как для идентификации и оценки этих повреждений в процессе натурного исследования и дальнейшей эксплуатации моста, так и при нормировании и проектировании.
Список литературы
- Александровский C.B. Прикладные методы теории теплопроводности и влагопроводности бетона. М. 2001. 185с.
- Алексеев С.Н., Розенталь Н. К. Коррозионная стойкость железобетонных конструкций в агрессивной промышленной среде. М. 1976. 205с.
- Алексеев С.Н., Иванов Ф. М., Модры С., Шиссль П. Долговечность железобетона в агрессивных средах. М. 1990, 316с.
- Барченков А.Г., Сафронов В. Г. и др. Вынужденные колебания автодорожных мостов как случайный процесс. Прикладная механика. Т.7, вып. 3. 1971.
- Берг О.Я. Физические основы прочности бетона и железобетона. М. Госстройиздат, 1961. 96с.
- Болотин В.В. Статистические методы в строительной механике. Стройиздат, М., 1965, 279с.
- Болотин В.В. Методы теории вероятностей и теории надежности в расчетах сооружений. Стройиздат, М., 1982, 351с.
- Бокарев С.А. и др. Автоматизированная система искусственных сооружений на автомобильных дорогах. В сб. «Обеспечение надежности объектов транспорта при проектировании, строительстве и эксплуатации». Новосибирск, 1999, 61−66с.
- Бокарев С.А., Усольцев A.M. Расчеты грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. В сб. «Совершенствование искусственных сооружений на железных дорогах». Новосибирск, 1989, 15−20с.
- Боханова C.B. Анализ воздействия автомобильных нагрузок на мосты. Транспортное строительство. 2000, № 3, 20−21с.
- Бондаренко В.М., Иосилевский Л. И., Чирков В. П. Надежность строительных конструкций и мостов. М., 1996 г.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. М.1967, 608с.
- Васильев А.И. Нормирование временных вертикальных нагрузок на автодорожные мосты. Сб. трудов ЦНИИС, вып. 80. М., 1973, 54−63с.
- Васильев А.И. Методология нормирования сроков службы мостов и нагрузок от автотранспортных средств. Транспортное строительство, № 1, 2000, 14−15с.
- Васильев А.И. Расчетные сроки эксплуатации мостов. Транспортное строительство, № 3, 1980 г.
- Васильев А.И. Грузоподъемность эксплуатируемых автодорожных мостов и режимы пропуска по ним автотранспортных средств. Научные проблемы мостостроения. Труды ЦНИИС, вып.201. М., 2000 г.
- Васильев А.И. Прогноз коррозии арматуры железобетонных мостовых конструкций при карбонизации защитного слоя. Бетон и железобетон, № 3. 2001, 16−20с.
- Васильев А.И. Вероятностная оценка остаточного ресурса физического срока службы железобетонных мостов. В сб. «Проблемы нормирования и исследования потребительских свойств мостов». Труды ЦНИИС, вып. № 208, М. 2002, 101−121с.
- Васильев А.И., Бейвель A.C., Подвальный A.M. О выборе толщины защитного слоя бетона мостовых конструкций. Бетон и железобетон, № 5, 2001, 25−27с.
- Васильев А.И., Подвальный A.M. Прогноз коррозии арматуры железобетонных конструкций автодорожных мостов в условиях хлоридной агрессии и карбонизации. Бетон и железобетон, № 6, 2002, 27−32с.
- Васильев А.И. Оценка коррозионного износа рабочей арматуры в балках пролетных строений автодорожных мостов. Бетон и железобетон, № 2, 2000, 20−23с.
- Васильев А.И., Польевко В. П. Долговечность железобетонных мостов и меры по увеличению сроков их службы. Автомобильные дороги, № 9, 1995, 30−32с.
- Васильев А.И., Щербина К. Б. Обследование и испытание висячего городского моста через р.Иртыш в г. Семипалатинске. В сб. «Совершенствование проектирования мостовых сооружений». М., 2002, 13−24с.
- Васильев А.И. Новые нормативные автомобильные нагрузки на мосты. Вестник мостостроения, № 3−4, 2002, 66−69с.
- Васильев А.И., Антропова Е. А., Шестериков В. И. Прогнозирование сроков службы эксплуатируемого пролетного строения. Материалы международного симпозиума «Искусственные сооружения», том 2. М., 24−25 сентября 1996 г., МПС РФ, МИИТ, 6с.
- Васильев А.И. Потребительские свойства мостов. Труды ЦНИИС. Вып. 208. М., ЦНИИС, 2002, 204с.
- Васильев А.И. Системный подход к натурным исследованиям эксплуатируемых мостов. Труды ЦНИИС. Вып. 208. М., ЦНИИС, 2002, 204с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М. 1969, 576с.
- Вериго Б.М., Ильин Г. В. Состояние железобетонных городских мостов в регионе Урала, Сибири и Дальнего Востока и пути устранения их дефектов. Транспортное строительство, № 6−7, 1996, 15−17с.
- Владимирский С.Р. Современные методы проектирования мостов. Импульс, 1998,410с.
- Власов Г. М., Бокарев С. А., Яшнов А. Н. К определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений. Изв. Вузов «Строительство и архитектура», 1988, № 2, 93−97с.
- Герасимов Я.И. и др. Курс физической химии, т. I, М., 1969, 592с.
- Гибшман М.Е. Теория расчета мостов сложных пространственных систем. М. Транспорт, 1973. 200с.
- Горобец Л.И. и др. Справочное пособие дорожному (мостовому) мастеру. М., 1999,242с.
- ГОСТ 28 570 90 «Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции».
- ГОСТ 22 690 88 «Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля».
- ГОСТ 17 642 78 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности».
- ГОСТ 22 904 78 «Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры».
- ГОСТ 12 730.5 84* «Бетоны. Методы определения водонепроницаемости».
- ГОСТ 27 751 88* «Надежность строительных конструкций и оснований».
- ГОСТ 18 105 «Бетоны. Правила контроля прочности».
- ГОСТ 10 060–95 «Бетоны. Методы определения морозостойкости».
- Дингес Э.В., Шестериков В. И., Дугин Л. В. Методика технико-экономического обоснования ремонта и реконструкции автодорожных мостов. Доринвест Росавтодора. М. 1998.
- Дингес Э.В. Некоторые пути совершенствования системы воспроизводства искусственных сооружений автомобильных дорог. Информационный сборник (Информавтодор). М. 1999, вып. 2.
- Добшиц Jl.M. Морозостойкость бетонов транспортных сооружений и пути ее повышения. Дисс. докт. техн. наук, М. 2000, 385с.
- Евграфов Г. К., Лялин Н. Б. Расчеты мостов по предельным состояниям. Трансжелдориздат, М., 1962, 336с.
- Егорушкин Ю.М. Компьютерная база данных о типовых пролетных строениях автодорожных мостов. Труды ЦНИИС, вып. 208, М. 38−51 с.
- Експлуатац1я i реконструкцт moctib. Транспортна Академ1я Укра'1ш, 2002, 408с.
- Еремеев В.П. Рациональная система эксплуатации мостов. Дисс. на соискание учен, степени д.т.н. МИИТ. М., 1991.
- Захаров Л.В., Колоколов Н. М., Цейтлин А. Л. Сборные неразрезные железобетонные пролетные строения мостов. Транспорт. М. 1983, 232с.
- Технические условия на сооружение автомобильных дорог и мостов. ГУШОСДОР, 1938.
- Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых мостов. ВСН 32−89. М. Транспорт, 1989. 105с.
- Инструкция по обследованию и перерасчету металлических железнодорожных мостов. Транспечать НКПС, М-Л, 1933, 128с.
- Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. РосдорНИИ. М. 1966.
- Иосилевский Л.И. Долговечность преднапряженных железобетонных пролетных строений мостов. Транспорт. М. 1987, 286с.
- Иосилевский Л.И. Практические методы управления надежностью железобетонных мостов. М. 1999, 293с.
- Кирпичев К.К. Мосты. Николаевская инженерная академия. 1886.
- Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач (перевод с англ. под ред. А.И. Горяина) «Радио и связь». М. 1990, 540с.
- Корчинский И.Л., Беченева Г. В. Прочность строительных материалов при динамических нагружениях. М. Стройиздат, 1966.
- Краткий автомобильный справочник. Транспорт. М. 1967.
- Кулачкин Б.И., Радкевич А. И., Александровский Ю. В., Остюков Б. С. Основы строительной экологии. Часть 1. Издательство Саратовского Университета. Саратов, 2000,224с.
- Леонтьев Н.Л. Техника статических вычислений. М., 1966, 207с.
- Лялин Н.Б., Богданов Т. М. Усиление мостов. М. 1941.
- Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов. Утверждена 18.04.01 Минтрансом РФ. Росавдор, Москва, 2001.
- Методика технико-экономического обоснования ремонта мостов с определением приоритетности (контракт BR-FEAS-1 кредит МБРР). Фирма «Дорес», М., 1995.
- Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах. М. 1999, 86с.
- Митрофанов Ю.М., Колоколов Н. М., Захаров Л. В., Цейтлин А. Л. Сборный предна-пряженный железобетон в мостостроении. Транспортное строительство, № 2, 1982.
- Москвин В.М., Иванов Ф. М., Алексеев С. Н., Гузеев Е. А. Коррозия бетона и железобетона, методы их защиты. М. 1980, 536с.
- Мосты. Курс старшего класса Николаевской инженерной Академии. С-Петербург, 1907.
- Лантух-Лященко A.I. и др. Настанови з визначення техшчного стану мост1 В. Транспортна АкадемЫ Укради. Логос. 2002.
- Нормы и технические условия проектирования постройки мостов и труб на автогужевых дорогах (Н106−53). М., 1953.
- Нормы подвижных вертикальных нагрузок для расчета искусственных сооружений на автомобильных дорогах (Н106−53). М., 1953.
- Носарев A.B. О равновесной изолированной трещине в железобетонной пластине. Сб. трудов МИИТ, вып. 275, М. Транспорт, 1969, 149−163с.
- Определение грузоподъемности железобетонных и сталежелезобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов. Пособие П2−2000 к СНиП 3.06.07−86. Минск, 2000.
- Парамонов Н., Лялин Н. и др. К вопросу о временной вертикальной нагрузке для расчета железнодорожных мостов. Транспечать НКПС.
- Патон Е.О. и др. Деревянные мосты. Киев. 1915.
- Патон Е.О., Горбунов Б. И. Стальные мосты. Киев. 1930.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Высшая школа, М., 1989,367с.
- Перельмутер A.B. Избранные проблемы надежности и безопасности строительных конструкций. Киев. Изд. Укр. НИИПСК, 2000, 216с.
- Переселенков Г. С. Железные дороги в долинах рек. М. Трансжелдориздат, 1990.
- Платонов A.C., Васильев А. И., Жуков Ю. М. Новые нормы проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию мостовых сооружений. Труды РосдорНИИ, вып. 12, М&bdquo- 2002, 3−12с.
- Подвальный A.M. Об оценке результатов коррозионных испытаний и марках бетона по морозостойкости. Бетон и железобетон, № 6, 2002.
- Подвальный A.M. Задачи нормирования и обеспечения долговечности бетона и железобетона. Бетон и железобетон, № 2, 1998, 18−21 с.
- Полищук H.A., Платонов A.C., Васильев А. И., Жуков Ю. М., Чепуркин В. В. О разработке СНиП «Своде правил по мостовым сооружениям и водопропускным трубам. Транспортное строительство, № 11, 2000, 1−6с.
- Потапкин A.A. Вероятностные аспекты структурной механики мостов. Сб. научн. трудов «Вопросы прочности, устойчивости и колебаний сложных систем мостов». М. ЦНИИС, 1988, 4−1 Зс.
- Потапкин A.A. Пути развития конструктивных форм мостов. В кн. «Исследование конструкций искусственных сооружений для Западной Сибири и районов со сложными условиями строительства». Сб. научн. трудов.М. Транспорт, 1986, 16−22с.
- Потапкин A.A. Теоретико-конструктивные принципы проектирования эффективных мостовых сооружений (на примере стальных мостов). Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. № 05.23.15 М., 1979.
- Потапкин A.A. Нормативная база реконструкции мостов. Автомобильные дороги, № 9, 1995, 12−14с.
- Потапкин А.А. Оценка ресурса мостов с учетом дефектов и повреждений. Вестник мостостроения, № 3, 1997.
- Почечуев А.П., Беда В. М. и др. Технические условия проектирования военных железнодорожных мостов. ТУВЖМ. Воениздат, М., 1993.
- Почечуев А.П., Савин Е. Г. Оценка выносливости стальных элементов конструкций железнодорожных мостов при ускоренных испытаниях с реальным режимом нагружения. Сб. научн. тр. Академии транспорта РФ № 3, С. Пб, 1998.
- Почечуев А.П., Савин Г. Е. Определение кривых усталости элементов конструкции и образцов материалов с учетом вероятности разрушения при испытаниях на выносливость. Сб. научн. тр. № 61 НИИ ЖДВ, № 4, 1999.
- Проектирование долговечности бетонных конструкций. Доклад RILEM. Экспо Финляндия, 1994, 122с. (перевод с английского).
- Ржаницин А.Р. Теория расчета строительных конструкций на надежность. М. 1978,257с.
- Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. М. Транспорт, 1989, 125с.
- Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов. М. Транспорт, 1987.
- Руфферт Г. Дефекты бетонных конструкций (перевод с немецкого). М., 1987,111с.
- Сафронов B.C. Актуальные задачи статики и динамики современных автодорожных мостов. Дисс. На соискание учен, степени д.т.н. М., 1984.
- Система нормативных документов в строительстве. Московские городские строительные нормы. Проектирование городских мостовых сооружений. МГСН 5.02−99, Москва, 1999.
- СНиП 32−5-2002 «Мосты и трубы. Проектирование, строительство, приемка в эксплуатацию». (В стадии утверждения)
- СНиП 2.05.03−84* «Мосты и трубы». Госстрой России, М., 1998.
- СНиП 2.03.01−84* «Бетонные и железобетонные конструкции». Госстрой России, М., 2000.
- СНиП 3.06.07−86 «Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний». Минстрой России, М., 1996.
- Скоробогатов С.М. Принцип информационной энтропии в механике разрушения инженерных сооружений и горных пластов. Екатеринбург. 2000, 419с.
- Смирнов А.Ф., Александров A.B., Шапошников H.H., Лащеников Б. Я. Методы расчета стержневых систем, пластин и оболочек с использованием ЭВМ. Часть 1.-М. Стройиздат, 1976. 519с.
- Стрелецкий Н.С. К анализу общего коэффициента безопасности. «Проект и стандарт», 1935.
- Стрелецкий Н.С. Об исчислении запасов прочности сооружений. Труды МИСИ, № 1,1938.
- Стрелецкий Н.С. Основы статистического учета коэффициентов запаса прочности сооружений. Стройиздат, М., 1947.
- Стрелецкий Н.С. Основные направления исследований по уточнению методов расчета строительных конструкций по предельным состояниям. М., 1958.
- Стрелецкий Н.С. К вопросу развития методики расчета по предельным состояниям. М., 1966.
- Технические условия проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб. СН 200−62. М. 328с.
- Требования к техническому отчету по обследованию и испытаниям мостового сооружения на автодороге. Утверждены ФАДС Минтранса РФ, М., 1996.
- Тумас Е.В. Исследование подвижных нагрузок для расчета автодорожных и железнодорожных мостов. Дисс. на соискание учен. ст. к.т.н. М., 1958.
- Указания по повышению морозостойкости транспортных сооружений. ВСН 150−93.
- Улиг Г. Г., Реви Р. У. Коррозия и борьба с ней. Введение в коррозионную науку и технику. Л. Химия, 1989, 455с.
- Хазанов М Л. Обработка результатов динамических испытаний мостовых сооружений программой «Спектр». В сб. «Проблемы нормирования и исследования потребительских свойств мостов». Труды ЦНИИС, вып. 208. М., 2002, 52−57с.
- Цейтлин А.Л., Васильев А. И. Оценка грузоподъемности существующих мостов. Автомобильные дороги, № 1, 1971.
- Цернант A.A. Экосистемные принципы инженерной геомеханики в криолитозоне. Сб. докл. межд. конф. по открытым горным, земляным и дорожным работам. Россия. 1994. 198−211с.
- Цернант A.A. Системология измерений параметров природно-технических систем (ПТС). Сб. «Экспериментальные исследования инженерных сооружений». 7-я Всесоюзная конф. (ЭНИС-91). г. Сумы, 1991, 383−386с.
- Цернант A.A. Методологические основы создания технологий третьего тысячелетия для транспортного строительства. Труды ЦНИИС, вып. № 203, М., 2000,14−40с.
- Чирков В.П. Методы расчета сроков службы железобетонных конструкций. М. МИИТ, 1996. 60с.
- Чирков В.П., Антропова Е. А. Прогнозирование срока службы автодорожных мостов. В сб. «Надежность строительных элементов и систем». Самара, 1997. 78−84с.
- Чирков В.П. Вероятностные методы расчета мостовых железобетонных конструкций. М. Транспорт, 1980. 128с.
- Чирков В.П. Основы теории расчета ресурса железобетонных конструкций. Бетон и железобетон, 1992, № 10.
- Чирков В.П., Цернант A.A., Антропова Е. А., Бегун И. А. Сроки службы основа для проектирования транспортных систем. Транспортное строительство. № 1, 2000.
- Шестериков В.И. Оценка долговечности мостов с различными конструкциями пролетных строений. Труды НПО РосдорНИИ, вып. 6. М. Информавтодор, 1993. 157−167с.
- Шестериков В.И. Оценка состояния автодорожных мостов и прогнозирование его изменения с помощью показателя физического износа. Автомобильные дороги. Инф. сб. ЦБНТИ Росавтодора. М., 1991. 1−48с.
- Шестериков В.И. Роль определения приоритетности капитальных вложений в расчет и реконструкцию мостов в системе управления эксплуатацией. В сб. «Повышение надежности строящихся и эксплуатируемых мостов». Павловск (Ленинградская обл.), ДУИЦ, 1996.
- Шестоперов Г. С., Васильев А. И. Об учете временных вертикальных нагрузок при расчете автодорожных мостов на сейсмостойкость. Сб. «Сейсмостойкость транспортных, гидромелиоративных и других сетевых». Издательство «Мецниереба», Тбилиси, 1976.
- Шестоперов Г. С. Повышение надежности мостов в сейсмоопасных районах. Автомобильные дороги, № 9, 1995, 23−24 с.
- ВСН 4−81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах».
- Ahskol J.J. Bridge evaluation, repair and rehabilitation. NATO ASJ Series E. Applied science, vol 187, 3−10 p.
- Analysis and Desing of Reinforced Concrete Bridge Structures. Reported by ACI-ASCE Commitee 343, ACI 343R-95.
- Andrade К and oth. Cover Cracking and Amount of Rebar Corrosion. Concrete Repair, Rehabilitation and Corrosion. London 1996, 263−273 p.
- V.Baroghel Bonny, A. Ammonche, H. Hornain, J.Gawsewitch. Viellissement des Betons en milien naturel. Une experimentatior pour le XXI siecle. Bulletin des laboratoires des Pontes et Chaussees, n-228, Septembre-Octobre. 2000. 71−86 p.
- Concrete Bridge Protection. Repair and Rehabilitation. Relative to Reinforcement Corrosion. A Methods Application Manual. Washington. 1993. 266p.
- De Sitter. Law of Fives. Durability of Concrete Structures. CBE Bulletin, № 152. Copenhagen, 1983.
- Edvardsen C., Mohr L. Duractere A Guideline for Durability Based Design of Concrete Structures. The Bridge between People, v 2. Fib Symposium, Prague, 1999,425−432 p.
- Enevoldsen J.B. Experience with Probabiliatic Based Assessment of Bridges Structural Engineering International, 4/2001, 251−260 p.
- Engelund S., Sorensen J., Sorensen B. Evaluation of Repair and Maintenance Strategies for Concrete Coastal Bridges on a Probabilistic Basis. ACJ Materials Journal, v 96, № 2, 1999, 160−166 p.
- European Standard. Concrete Performance, production and conformity. EN 20 699. 1999.
- Freundenthal A.M. Critical appraisal of safety criteria and their basic concepts. 8- Congress of the international association for Bridges and structural engineering. New York, 1968.
- Gerwick B. A holistic approach to concrete technology for Major Bridges. Concrete Technology Past, Present and Future. Detroit. 1994, 41−60 p.
- HETEK. Chloride penetration into concrete. State of the Art. Copenhagen. 1996, 151 p.
- Kishitani K. Uber die Bestandigkeit von Stahlbeton unter dem Eiflu? von C02. Zement Kalk — Gips, № 4, 1964.
- Malett G.R. Repair of Concrete Bridges. London. 1994.
- Ollivier J.-P., Massat M., Parrott C., Parameters influencing transport characteristics. Performance Criteria for Concrete Durability. RJLEM Report 12, London, 1992, 36−96 p.
- One of the six US hidhway bridges is deficient Engineering News Record, 10 Mar. 1977,18−21 p.
- Public Roads, № 1, 1996, 40−45p.
- Sarja A., Vesikari (Ed.) Durability Design of Concrete Structures. RILEM Report of TC 130 CSL. 3cno, 1994, 130 p.
- Schiessl P. (Ed.) Corrosion of Steel in Concrete. RJLEM Report. L N.J., Chapman and Hall. 1988, 102 p.
- Standard Specification for Structural Concrete. American Concrete Institute Standard 301 96.
- Turkstra C. Choice of failure probabilitice. Proc. ASSE, 1967, 93, 6−12 p.