Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 (Д-240) при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем необходимо отметить, что исследования по улучшению экологических показателей тракторных дизелей различными способами проводились без должного учета взаимосвязи экологических и эффективных показателей дизелей, полностью отсутствуют работы по созданию систем снижения токсичности для тракторных дизелей, работающих на природном газе, доведенные до создания макетного образца и проведения… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Социально-экологические аспекты влияния автотракторных ^ двигателей на окружающую среду
    • 1. 2. Применение природного газа в дизелях
      • 1. 2. 1. Методы подачи природного газа
      • 1. 2. 2. Существующие типы газодизелей
    • 1. 3. Анализ и перспективы применения методов снижения ^ содержания оксидов азота в отработавших газах дизелей
    • 1. 4. Физико-химические процессы образования оксидов азота при ^ сгорании природного газа и дизельного топлива
      • 1. 4. 1. Механизм образования термических оксидов азота
      • 1. 4. 2. Механизм образования быстрых оксидов азота
      • 1. 4. 3. Механизм образования топливных оксидов азота 49 .1.5. Моделирование физико-химических процессов образования ^ оксидов азота в дизелях
    • 1. 6. Задачи исследований
  • 2. ОБРАЗОВАНИЕ ОКСИДОВ АЗОТА В ЦИЛИНДРЕ ГАЗОДИЗЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С РЕЦИРКУЛЯЦИЕЙ 62 ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
    • 2. 1. Химизм процесса образования оксидов азота в цилиндре ^ газодизеля при работе с рециркуляцией отработавших газов
    • 2. 2. Математическая модель расчета содержания оксидов азота в цилиндре газодизеля при работе с рециркуляцией 68 отработавших газов
    • 2. 3. Феноменологическая модель процесса образования оксидов азота в цилиндре газодизеля при работе с рециркуляцией 82 отработавших газов
  • 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Цель и задачи исследований
    • 3. 2. Объект испытаний
    • 3. 3. Методика исследований рабочего процесса дизеля 89 3.3.1. Экспериментальная установка, приборы и оборудование
    • 3. 4. Обработка результатов исследований. Ошибки измерений
  • 4. СНИЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ 44 11,0/12,5 ПРИ РАБОТЕ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ ПУТЕМ 108 ПРИМЕНЕНИЯ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

4.1. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на эффективные и токсические показатели дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе в зависимости от изменения установочного угла опережения впрыскивания топлива

4.2. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на эффективные и токсические показатели тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе в зависимости от изменения нагрузки

4.3. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на эффективные и токсические показатели тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала

4.4. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на индикаторные показатели, характеристики сгорания иq тепловыделения, концентрацию оксидов азота в цилиндре тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе

4.4.1. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на индикаторные показатели, характеристики сгорания и тепловыделения, концентрацию оксидов азота в цилиндре 130 тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе на различных нагрузочных режимах

4.4.2. Влияние применения рециркуляции отработавших газов на показатели процесса сгорания, характеристики тепловыделения и концентрацию оксидов азота в цилиндре тракторного дизеля 144 4411,0/12,5 при работе на природном газе в зависимости от изменения частоты вращения

5. РАЗРАБОТКА МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА ТРАКТОРА МТЗ

ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ С СИСТЕМОЙ 148 РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

5.1. Разработка системы регулирования подачи рециркулируемых газов во впускной трубопровод газодизеля 44 11,0/12,5 (Д- 148 240) сельскохозяйственного трактора МТЗ

5.2. Разработка и создание макетного образца трактора МТЗ-80 для работы на природном газе с рециркуляцией отработавших 153 газов

6. ОЦЕНКА ЭКОНОМИ4ЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПРИРОДНОГО ГАЗА В 158 КА4ЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ТРАКТОРНОМ ДИЗЕЛЕ 44 11,0/12,

Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного дизеля 4Ч 11, 0/12, 5 (Д-240) при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы серьезную озабоченность человечества вызывает возрастающий уровень воздействия двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на окружающую среду, создающий ряд локальных, региональных и даже глобальных проблем: загрязнение окружающей среды токсичными веществами, фотохимический смог, закисление почвы и воды от кислотных дождей, разрушение защитного озонового слоя, потепление климата вследствие парникового эффекта. Необходимо отметить, что большинство из перечисленных выше экологических проблем создает непосредственную серьезную угрозу здоровью людей.

Многие страны мира пришли к заключению, что устойчивое развитие общества возможно лишь при существенном уменьшении вредного воздействия двигателей автотранспортных средств на окружающую среду, и уделяют этой проблеме большое внимание.

В отработавших газах (ОГ) двигателя внутреннего сгорания содержится несколько сотен различных компонентов, многие из которых токсичны. Они попадают на растения, почву, вдыхаются животными и людьми, снижают урожайность, ухудшают качество сельскохозяйственной продукции, оказываются в организмах животных и людей, в потребляемой ими пище.

Крайне неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах, международные обязательства России по охране окружающей среды определяют важность работ, направленных на ее оздоровление, в первую очередь, на снижение загрязнения атмосферного воздуха от вредных выбросов двигателей тракторов и автомобилей.

Основными направлениями по снижению загрязнения атмосферного воздуха от вредных выбросов тракторов и автомобилей в сельском хозяйстве России будут: улучшение качества ДВС и их социально-экологических характеристик, снижение расхода топлива, ускоренное развитие транспортных средств, работающих на альтернативных моторных топливах не нефтяного происхождения и имеющих улучшенные экологические показатели.

При этом особый интерес представляют задачи одновременного улучшения экологических и эффективных показателей дизелей тракторов и автомобилей.

Обобщение результатов научных исследований по экологическим работам в области отечественного дизелестроения показывает, что учеными стран бывшего СССР исследовались в разные годы проблемы в этой отрасли, в первую очередь, по созданию малотоксичных дизелей. Эти вопросы отражены в работах Варшавского И. Л., Васьковского В. Е., Воинова А. Н., Гиршо-вича В.Е., Гладкова О. А., Жегалина О. И., Звонова В. А., Кратко А. П., Кругло-ва М.Г., Кутенева В. Ф., Лермана Е. Ю., Лиханова В. А., Малова Р. В., Маркова В. А., Мочешникова Н. А., Николаенко А. В., Павловича Л. М., Сайкина A.M., Саповой Т. Ю., Свиридова Ю. Б., Смай лиса В.И., Френкеля А. И., Фурсы В. В., Шатрова Е. В. и других.

Углубленный анализ результатов научных исследований показывает, что зарубежными и отечественными исследователями разработаны предпосылки, проведены глубокие экспериментальные работы на базе высококачественной измерительной техники по экологическим исследованиям дизелей. Имеются работы по исследованию возможности использования в дизелях природного газа.

Вместе с тем необходимо отметить, что исследования по улучшению экологических показателей тракторных дизелей различными способами проводились без должного учета взаимосвязи экологических и эффективных показателей дизелей, полностью отсутствуют работы по созданию систем снижения токсичности для тракторных дизелей, работающих на природном газе, доведенные до создания макетного образца и проведения функциональных испытаний.

Все это дает основание предполагать, что улучшение экологических показателей дизелей тракторов, предназначенных для эксплуатации в экологически экстремальных условиях, путем снижения токсичности отработавших газов и экономии нефтяного моторного топлива является актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение и включенной в перечень критических технологий федерального уровня.

В связи с вышеизложенным, научная задача сформулирована как снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного дизеля при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов (РОГ).

Целью исследований является снижение содержания оксидов азота в отработавших газах тракторного дизеля 44 11,0/12,5 (Д-240) при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов.

Народнохозяйственное значение научной задачи состоит в улучшении экологических и эффективных показателей дизелей тракторов, предназначенных для эксплуатации в экологически экстремальных условиях, путем снижения токсичности отработавших газов и экономии нефтяного моторного топлива.

Научная новизна работы. Исследование влияния рециркуляции отработавших газов на процесс сгорания, характеристики тепловыделения, воздействие на токсичность и дымность отработавших газов, мощностные и экономические показатели тракторного дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания (КС) ЦНИДИ при работе его на природном газе.

Химизм процесса образования оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

Математическая модель расчета содержания оксидов азота в цилиндре и отработавших газах дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

Феноменологическая модель, основывающаяся на особенностях образования оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

Система регулирования подачи рециркулируемых газов во впускной трубопровод в зависимости от режимов работы тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе.

Конструкция макетного образца трактора МТЗ-80 с системой питания, модернизированной для работы на сжатом природном газе с рециркуляцией отработавших газов, имеющего улучшенные экологические показатели и предназначенного для эксплуатации в экологически экстремальных условиях.

Практическая ценность работы и реализация результатов исследований. Результаты научно-технической разработки, созданной при выполнении диссертационной работы доведены до стадии создания макетного образца трактора МТЗ-80 и проведения функциональных испытаний. Результаты НИР по созданию макетного образца трактора МТЗ-80, работающего на природном газе с системой рециркуляции отработавших газов, переданы НПО СКТ НАТИ (г. Москва) для внедрения в перспективных работах. Макетный образец трактора МТЗ-80 используется в учебно-опытном хозяйстве «Чистые пруды» Вятской ГСХА, чертежно-конструкторская документация передана в ООО «Волготрансгаз» Кировского ЛПУ МГ РАО «Газпром». Результаты исследований рекомендованы для перевода мобильных энергетических средств на природный газ в Республике Татарстан.

Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской, Ижевской государственных сельскохозяйственных академиях и Чебоксарском филиале Московского государственного открытого университета.

Экономический эффект от внедрения макетного образца трактора МТЗ-80 с системой питания, модернизированной для работы по газодизельному с рециркуляцией отработавших газов процессу, составляет 50 тыс. руб. в год на один трактор при средней годовой наработке 1000 мото-часов.

Связь с планами научных исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР Вятской ГСХА на 2000.2005 г. г. (номер государственной регистрации в ВНТИЦен-тре 01.2002.6 497).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Химизм процесса образования оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

2. Математическая модель и результаты расчета содержания оксидов азота в цилиндре и отработавших газах дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

3. Феноменологическая модель процесса образования оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

4. Результаты экспериментальных стендовых исследований по влиянию применения рециркуляции отработавших газов на процесс сгорания, характеристики тепловыделения, воздействия на токсичность и дымность отработавших газов, мощностные и экономические показатели тракторного дизеля 44 11,0/12,5 с камерой сгорания ЦНИДИ при работе на природном газе.

5. Система регулирования подачи рециркулируемых газов во впускной трубопровод в зависимости от режимов работы тракторного дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе.

6. Макетный образец трактора МТЗ-80 с системой питания, модернизированной для работы на сжатом природном газе с рециркуляцией отработавших газов, имеющий улучшенные экологические показатели и предназначенный для эксплуатации в экологически экстремальных условиях.

Апробация работы. Основные результаты и материалы диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях в Вятской государственной сельскохозяйственной академии в 2001.2004 г. г., на 12-ой научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья «Улучшение эксплуатационных показателей мобильной энергетики», 2001 г. (г. Киров), на ВВЦ России, 2002, 2003 г. г. (г. Москва), на Всероссийской научно-технической конференции «Наука — производство — технологии — экология», 2003 г. (ВятГУ, г. Киров), на 13-ой научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья «Улучшение технико-эксплуатационных показателей мобильной техники», 2003 г. (НГСХА, г. Н. Новгород), на 9-ой Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей», 2003 г. (ВлГУ, г. Владимир), на XIV научно-практической конференции вузов Приволжья и Предуралья «Улучшение технико-эксплуатационных показателей мобильной техники», 2003 г. (ИжГСХА, г. Ижевск), на Международной научно-технической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей», 2004 г. (СПбГАУ, г. Санкт-Петербург-Пушкин).

Результаты работы демонстрировались на Российских агропромышленных выставках «Золотая осень 2002» и «Золотая осень 2003» и отмечены двумя бронзовыми медалями и дипломами третьей степени победителя смотра — конкурса «Прогрессивные виды сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК», 2002, 2003 г. г., ВВЦ (г. Москва).

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 32 печатных работах.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании рассмотрения современного состояния проблемы токсичности, способов снижения токсичности, проведенных расчетно-теоретических и экспериментальных исследований дано решение улучшения экологических показателей дизеля 44 11,0/12,5 (Д-240) с камерой сгорания ЦНИДИ при работе на природном газе путем применения рециркуляции отработавших газов.

2. На основании экспериментальных стендовых исследований рабочего процесса дизеля 44 11,0/12,5 при работе природном газе с рециркуляцией отработавших газов установлена закономерность подачи рециркулируемых газов в зависимости от нагрузки дизеля, позволяющая регулировать до 40% отработавших газов.

3. На основании теоретических исследований предложены химизм и феноменологическая модель процесса образования оксидов азота в цилиндре дизеля при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов.

4. Разработана математическая модель расчета содержания оксидов азота в цилиндре дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов, позволяющая рассчитать содержание оксидов азота в отработавших газах дизеля на любых режимах работы.

5. Экспериментальными исследованиями рабочего процесса дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе с рециркуляцией отработавших газов установлены параметры оптимальных регулировочных показателей. Установлено, что применение оптимальной степени рециркуляции отработавших газов на газодизеле 44 11,0/12,5 на номинальных нагрузочных и скоростных режимах приводит к снижению максимальной температуры цикла на 150 К, жесткости процесса сгорания на 15%, максимального давления газов в цилиндре на 3,5%. Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах достигает от 24 до 60% и суммарных углеводородов до 10%.

6. Разработана система регулирования подачи рециркулируемых газов во впускной трубопровод в зависимости от режимов работы дизеля 44 11,0/12,5 при работе на природном газе.

7. Разработана техническая и конструкторская документация и создан макетный образец трактора МТЗ-80 с системой питания, модернизированной для работы на сжатом природном газе с рециркуляцией отработавших газов, имеющий улучшенные экологические показатели и предназначенный для работы в помещениях с ограниченным воздухообменом, в экологически экстремальных условияхпроведены его функциональные испытания.

8. Годовой экономический эффект от использования трактора МТЗ-80 с системой питания, модернизированной для работы на сжатом природном газе с системой рециркуляции отработавших газов, при средней наработке 1000 мото-часов составляет 50 тыс. руб. в год (в ценах 2004 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального решения их // Двигателестроение. 1990. — № 10. — С. 55−62.
  2. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: РУДН, 1998. — 214 с.
  3. Ш. Е., Смирнова Т. Н. Перспективы снижения вредных выбросов при применении диметилэфира // Грузовик &. 1999. — № 2. — С. 2729.
  4. В.Ф., Каменев В. Ф., Никитин И. М. Экологически чистые альтернативные топлива. Перспективы применения // Автомобильная промышленность. 1997. — № 11. — С. 24−25.
  5. В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Научно-технические проблемы улучшения экологических показателей автотранспорта // Автомобильная промышленность. 1998. — № 11.-С. 7−11.
  6. В.А., Козлов А. В., Теренченко А. С. Экология: Альтернативные топлива с учетом их полного жизненного цикла // Автомобильная промышленность. 2001. — № 4. — С. 10−12.
  7. Т.Ю., Громова Н. Ю. Новое в природоохранном законодательстве // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. Межд. науч.-техн. конф. С. Петербург, 2002. — С. 398−402.
  8. В.А., Козлов А. В., Кутенев В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. НАМИ, 2001, 248 с.
  9. В.Р. Топливоиспользование в тепловозных дизелях. Системные методы исследований. Омск: ОмНИТ, 1990. — 89 с.
  10. Л.А., Борецкий Б. М., Петров А. П. Новые ГОСТы России на дымность и вредные выбросы судовых, тепловозных и промышленных дизелей // Двигателестроение. 1996. — № 3−4. — С. 61−63.
  11. ГОСТ 17.2.1.02−76. Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980. — 8 с.
  12. ГОСТ 17.2.1.03−84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  13. ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  14. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 11 с.
  15. ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выброса вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. М.: Изд-во стандартов, 1998. — 13 с.
  16. ГОСТ 21 393 -75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности. М.: Изд-во стандартов, 1986. — 5 с.
  17. ГОСТ Р 17.2.2.06−99. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей. М.: Изд-во стандартов, 1999. — 15 с.
  18. ГОСТ Р ИСО 8178−7-99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. М.: Изд-во стандартов, 2000. — 15 с.
  19. А.П., Филипосянц Т. Р. Перспективы автомобильных газодизелей // Автомобильная промышленность. 1994. — № 2. — С. 9−10.
  20. А.П., Вайсблюм М. Е., Соколов М. Г. Газ как средство требований «Евро-2» // Автомобильная промышленность. 1997. — № 11. — С. 27−29.
  21. А.И. Природный газ моторное топливо XXI века // Автомобильная промышленность. — 1998. — № 2. — С. 26−29.
  22. И.М., Карницкий В. В. Газодизель силовая установка XXI века // Автомобильная промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4−8.
  23. Перспективы и проблемы перевода судовых дизелей на газовое топливо / Ю. В. Галышев, Л. Е. Магидович, Н. Н. Свистунов, Н. Н. Фомин // Двигателестроение. 1998. — № 1. — С. 8−9.
  24. К.Е., Лисовал А. А., Колесник Ю. И. Система питания и регулирования для переоборудования дизелей в газодизели // Двигателестроение. 1999. — № 1. — С. 37−40.
  25. К.Е., Поляков А. П., Парсаданов И. В. Газовые двигатели с искровым зажиганием // Автомобильная промышленность. 1996. — № 2. — С. 6−8.
  26. С.А. Сжатый газ как моторное топливо // Автомобильная промышленность. 1995. — № 2. — С. 28−30.
  27. Перевод двигателей внутреннего сгорания на газообразное топливо / Под ред. Д. Н. Вырубова. М.: Машгиз, 1946. — 239 с.
  28. Перевод нефтяных двигателей на газообразное топливо / Под ред. Я. И. Кеймаха, Ф. А. Парфентьева. М.: Машгиз, 1946. — 252 с.
  29. М.Б. Газ и его применение в народном хозяйстве. М.: Наука, 1974. — 37 с.
  30. К.И. Газовые двигатели. М.: Машиностроение, 1977.196 с.
  31. Природный газ как моторное топливо на транспорте / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко, Ю. Н. Васильев, JI.C. Золотаревский. М.: Недра, 1986. — 237 с.
  32. В.В., Тер-Мкртичьян Г.Г. Газодизельные автомобили НАМИ // Автомобильная промышленность. 1993. — № 10. — С. 27−30.
  33. Гоц А.Н., Мацаренко И. П., Мокеева В. Н. Тенденции развития автомобильных и тракторных дизелей за рубежом // Двигателестроение. -1992. -№ 8−9. -С. 65−67,80.
  34. JI.K. Газовые двигатели поршневого типа. JL: Машиностроение, 1968. — 247 с.
  35. А.А. Унифицированные газовые дизельные двигатели. -М.: Недра, 1976. 196с.
  36. Whitehouse H.D. Advances in British dual fuel and gas engines // Diesel Eng. And Esers Assoc. 1973. — № 353. — p. 1−11.
  37. Witzry Julis E. Ein schichtgelanderer Gasmotor // MTZ. 1974. — № 8. -S. 251−254.
  38. К.И., Аксенов Д. Т., Струнге Б. Н. Газовые двигатели ГД-100 и агрегаты на их базе. Л.: Недра, 1970. — 238 с.
  39. Дизели: Справочник. 3-е-изд. / Под ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.
  40. Chen T.N., Alford R.N. Combustion characteristics of large gas engines //Pap. ASME. -1971. P. 6−8.
  41. Silzer participation in ZNG transport systems // Shipp. World and Ship-Build. 1974. — V.167. — № 3889. — P. 144−146.44. 6LG32X marine gas diesel developed by Fuji Diesel // Zosen. 1982. -№ 4.-P. 32−33.
  42. Daugas M. Pielstick tests on afb biogas diesels give promising results // Mod. Power Syst. 1983. — № 2. — P. 43−45.
  43. Natural gas will fuel bulk carter // Mot. Ship. 1980. — № 725. — P. 35.
  44. Vickers Jeffrey. Development of a system for methane operation in a four cylinder light duty diesel engine // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 831 197. -P. 39−45.
  45. Gasmotorenantrib // Schiff-Ing. 1982. — № 161. — S. 41−42.
  46. NKK proposes dual fuel diesel LNGC with religuefaction // Mot. Ship. -1985.-№ 777.-P. 33−35.
  47. Ramsey David. Propane for diesel fuel system // Diesel Progr. N.Amer. -1983.-№ 3.-27 p.
  48. Karim G.A., Amoozegar N. Determination of the performance of a dual fuel diesel engine with the addition of various liquid fuels to the intake charge // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 830 265. — p. 9.
  49. Miles J.A. Power unit modification to accomodate interruptible flow of natural gas // Trans. ASAE. 1977. — № 3. — P. 406−407.
  50. JI.X., Иванов Д. Г. Пассажирский теплоход, работающий на газе // Наука и техника на речном транспорте: Инф. сб. 1995. — № 12. — С. 1216.
  51. К.Е. Автомобильные газодизели // Двигателестроение. -1995.-С. 6−10.
  52. В.В., Валеев Д. Х., Фучкин С. В. Опыт эксплуатации газодизельных КамАЗов // Автомобильная промышленность. 1992. — № 8. -С. 20−21.
  53. Результаты исследований двигателей КамАЗ, питаемым природным газом / Луканин В. Н., Хачиян А. С., Федоров В. М., Водейко В. Ф., Шишлов И. Г., Хамидуллин Р. Х. // Проблемы конструкции двигателей: Тр. НАМИ. -М.: 1998. 150 с.
  54. Газодизельные автомобили КамАЗ моделей 53 208, 53 218, 53 219, 54 118, 55 118, 53 217: Дополнение к руководству по эксплуатации автомобилей КамАЗ-5320 / Под ред. Д. Х. Валеева, М.: Машиностроение, 1988.-60 с.
  55. Газобаллонные автомобили / Григорьев Е. Г., Колубаев Б. Д., Ерохов
  56. B.И., Зубарев А. А. М.: Машиностроение, 1989.-216с.
  57. Автомобили с бензогазовыми двигателями и газодизелями: особенности конструкции и технического обслуживания / Долганов К. Е., Говорун А. Г., Петриченко А. И., Мансуров A.M., Левковский А. П. К.: Техника, 1991. — 123 с.
  58. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, Г. В. Кулич, С.Б. Кубенко//Химическая технология. 1988. -№ 5. -С. 13−15.
  59. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240Н1-ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, А. И. Пятничко,
  60. C.Б. Кубенко // Химическая технология. 1989. — № 6. — С. 45−47.
  61. Разработка и исследование системы питания и регулирования газодизеля ЯМЗ-240Н1-ГД / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, А. И. Пятничко и др. // Химическая технология. 1988. — № 5. — С. 8−13.
  62. Газобаллонный БелАЗ / К. Е. Долганов, Н. Е. Основенко, А. И. Пятничко и др. // Промышленный транспорт. 1988. — № 5. — С. 12−13.
  63. Сун С., Хилл Р. С. Двухтопливный режим работы предкамерного дизельного двигателя на природном газе // Тр. Амер. общ-ва инженеров-механиков. 1985. — № 4. — С. 60−68.
  64. А.П., Мараховский В. П., Кайдалов А. А. Исследования рабочего процесса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. -С. 75.
  65. Д.Д., Свистула А. Е. Исследование системы питания дизеля для работы на газообразном и жидком топливе // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз.науч.-техн. конф. Киров, 1988. — С. 80.
  66. А.П., Киктенко В .В., Красников Н. С. Особенности регулировок топливного насоса газодизеля // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. кон-ф. -Киров, 1988.-С. 89.
  67. К.Е., Сиянко Ю. В. Переоборудование автомобильных дизелей ЯМЗ-236,-238 в газодизели // Альтернативные топлива в двигателях внутреннего сгорания: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Киров, 1988. -С. 76−77.
  68. В.А. Природный газ как моторное топливо для тракторных дизелей. Киров: Вятская ГСХА, 2002. — 280 с.
  69. Создание макетного образца трактора Т-25А для работы на газе в качестве моторного топлива: Отчет о НИР (заключительный) / Киров, с.х. инт- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0186.37 397. Киров, 1987. — 57 с.
  70. Создание газодизеля Д-144 для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 777. -Киров, 1988. — 54с.
  71. Создание макетного образца трактора «Универсал-445» для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. № ГР 0188.59 778. — Киров, 1990. — 65 с.
  72. Создание макетного образца погрузчика для работы на сжатом природном газе: Отчет о НИР / Киров, с.х. ин-т- Руковод. В. А. Лиханов. -Киров, 1991. 68 с.
  73. В.А. Вместо дизтоплива природный газ // Сельский механизатор. — 1996. — № 11. — С. 28.
  74. Л.М. Камеры сгорания высокоэкономичных и малотоксичных дизелей. М.: ЦНИИТЭИПтяжмаш, 1981. — 210 с.
  75. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994. — 224 с.
  76. И.К. Проблемы и обеспечение экономических и экологических показателей дизельного двигателя с дополнительным завихрением заряда при функционировании трактора в полевых условиях: Автореф. Дисс. .канд. техн. наук / КГСХА. Казань, 2002. — 21 с.
  77. С.В. Выбор основных параметров конструкции и регулирования дизелей типоразмера с учётом ограничения эмиссии NOx в ОГ // Двигателестроение. 1996. — № 1. — С. 34−36.
  78. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Агропромиздат, 1991. — 208 с.
  79. В.И., Марков В. А. Улучшение характеристик автотракторных дизелей изменением угла опережения впрыскивания топлива //Известия ВУЗов. Машиностроение. 1993. — № 2. — С. 66−71.
  80. Определение оптимальных значений угла опережения впрыскивания топлива для дизелей транспортного назначения / В. А. Марков, В. И. Крутов, В. И. Шатров и др. // Двигателестроение. 1996. — № 1. — С. 2124.
  81. Система управления транспортным дизелем с регулированием угла опережения впрыскивания / В. А. Макаров, В. И. Крутов, В. И. Шатров и др. // Грузовик &. 1997. — № 12. — С. 26−30.
  82. В.А., Шатров В. И. Показатели дизеля при совместном управлении топливо- и воздухоподачей // Автомобильная промышленность. -1998.-№ 6.- С. 10−11.
  83. В.А., Сиротин Е. А. Чтобы тракторный дизель стал автомобильным //Автомобильная промышленность. 1999. — № 6. — С. 9−11.
  84. В.В., ЖадикА.В., ЖадикП.В. ЭПХХ дизеля // Автомобильная промышленность. 1999. — № 11. — С. 19−20.
  85. И.В., Носков Н. И., Тимофеев В. Е. Перспективный малотоксичный дизель с двухстадийным способом смесеобразования // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2001. — № 2. — С. 20−22.
  86. Катализаторы горения для бензинов и дизельных топлив / Д. В. Сердюк, В. В. Сердюк, Л. А. Ашкинази, A.M. Данилов // Автомобильная промышленность. 2001. — № 5. — С. 23−24.
  87. В.М. Совершенствование эколого-экономических показателей дизелей // Грузовик &. 2001. — № 5. — С. 30−32.
  88. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта. М.: Аспол, 1993. — 330 с.
  89. Снижение выбросов оксидов азота тракторных дизелей путём организации рабочего процесса на водотопливной смеси / А. В. Николаенко, B.C. Шкрабак, Т. Ю. Салова, А. И. Горбатенков // Двигателестроение. 2000. -№ 1. — С. 35−37.
  90. А.с. 637 543 СССР, МКИ F02M21/08. Устройство для присадки выхлопных газов в первичный воздух дизеля / A.M. Сайкин, О. И. Жегалин, А. И. Френкель (СССР). 2 с.
  91. А.с. 966 271 СССР, МКИ F02M25/06. Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / С. В. Никонов, A.M. Сайкин, М. Г. Шейнин (СССР). 3 с.
  92. А.с. 1 076 612 СССР, МКИ F02M25/06. Система снижения токсичности / М. Г. Шейнин (СССР). 2 с.
  93. А.с. 1 236 138 СССР, МКИ F02M25/06. Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / В. Е. Васьковский, Л. М. Аврух (СССР). 2 с.
  94. А.с. 1 250 687 СССР, МКИ F02M25/06. Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / Н. Г. Банников, А. Г. Рыбальченко, Л. С. Заиграев (СССР). 2 с.
  95. А.с. 1 302 005 СССР, МКИ F02M25/06. Устройство для рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / Л. М. Аврух, В. Е. Васьковский (СССР). 3 с.
  96. А.с. 1 370 283 СССР, МКИ F02M25/06. Система рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / Н. Г. Банников, А. Г. Рыбальченко (СССР). 2 с.
  97. А.с. 1 712 644 СССР, МКИ F02M25/06. Двигатель внутреннего сгорания с системой рециркуляции отработавших газов / Р. А. Гюлумян, И. А. Авдалян (СССР). 3 с.
  98. А.с. 1 816 888 СССР, МКИ F02M25/06. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания / В. А Рычков, Ф. З. Байбурин (СССР). -Зс.
  99. Пат. 784 806 СССР, МКИ F02M25/06. Устройство рециркуляции отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / К. Гото, Н. Сибата, Ю. Хасигути (Япония). 3 с.
  100. Пат. 1 839 695 СССР, МКИ F02M25/06.Cnoco6 снижения содержания окислов азота в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания / Х. Й. Харьюнпяя (Финляндия). 2 с.
  101. Р.В., Никонов С. В. Снижение образования окислов азота в цилиндрах дизелей изотермического подвижного состава // Эффективность ДВС / Сб. науч. трудов. М.: ВЗМИ, 1981. — С. 67−77.
  102. В.И. Оценка характера изменения концентрации NOx при рециркуляции отработавших газов дизеля (по данным испытаний дизеля 6418/22) // Двигателестроение. 2002. — № 1. — С. 32−33.
  103. В.И., Кирпиченков С. В. Регулирование рециркуляции отработавших газов судового среднеоборотного дизеля // Двигателестроение. 2002. — № 3. — С. 36−38.
  104. Н.А., Новиков Л. А., Хинчук Г. Моделирование рабочего процесса и эмиссии окислов азота (NOx) малотоксичного дизеля с рециркуляцией отработавших газов, обогащенных кислородом // Двигателестроение. 1996. -№ 1.-С. 13−18.
  105. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей / О. И. Жегалин, Н. А. Китросский, В. И. Панчишный и др. М.: Машиностроение, 1979. — 80 с.
  106. Gorbunov V.V., Patrachalsev N.N. Toxicidad de los motores de combustion interna. Areguipa-Peru: UNSA, 1994. — 202 p.
  107. И.В., Голосман E.3., Смирнова Т. Н. Нейтрализатор отработавших газов двигателей внутреннего сгорания на базе цементосодержащих катализаторов // Двигателестроение. 1998. — № 2. — С. 40−41.
  108. Каталитический нейтрализатор с пористыми, проницаемыми каталитическими блоками / А. А. Мельберт, А. А. Новосёлов, А. В. Угнефук и др. // Грузовик &. 2000. — № 11. — С. 10−11.
  109. П.А., ЧалабовВ.Г., Гончаров В. В. Токсичность отработавших газов автомобильных двигателей. Ереван: Айастан, 1965. -110 с.
  110. А.с. 953 234 СССР, МКИ F01N3/02. Жидкостный очиститель газов / В. Е. Васьковский (СССР). 3 с.
  111. А.с. 1 694 948 СССР, МКИ F01N3/04. Жидкостный нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / Б. Ю. Воронин, JI.M. Цинкер, В. П. Емельянов и др.(СССР). 3 с.
  112. А.с. 1 719 670 СССР, МКИ F01N3/04. Устройство для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / А. С. Березин, В. Н. Кононов, С. М. Кушнарев (СССР). 3 с.
  113. О.И., ЛупачевП.Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.- 124. Пат. 2 003 816 СССР, МКИ F01N3/04. Жидкостный нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / Т. К. Китовани (Грузия). 4 с.
  114. К. А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Легион-Авто дата, 2000. — 80 с.
  115. З.Т., Атрощенко В. И. Методика исследования каталитического восстановления окислов азота в отработавших газах дизеля // Двигатели внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. Харьков: ХГУ, 1974. -Вып. 19. — С. 98−105.
  116. З.Т., Атрощенко В. И., Звонов В. А. Каталитическая нейтрализация отработавших газов дизелей // Двигатели внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. Харьков: ХГУ, 1974. — Вып. 20. — С. 153−159.
  117. А.В., СаловаТ.Ю. Моделирование и создание средств нейтрализации отработавших газов автотракторных дизелей // Двигателестроение. 2000. — № 2. — С. 39−41.
  118. СаловаТ.Ю. Моделирование и исследование процессов образования и нейтрализации оксидов азота дизелей. С.-Петербург: Индикатор, 1998. — 80 с.
  119. ФесенкоП.П., Звонов В. А., Рыбальченко А. Г. Исследование процесса каталитического восстановления окислов азота в отработавших газах дизеля // Окислы азота в продуктах сжигания топлив: Сб. науч. тр. -Киев: Наукова. думка, 1981. С. 149−154.
  120. К.С. Очистка дымовых газов от окислов азота // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1980. — № 3. — С. 95−100.
  121. С.В., Стрельников В. А. Новые направления повышения экологической безопасности ДВС // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. Межд. науч.-техн. конф. С.-Петербург: СПбГАУ, 2002. — С. 191−192.
  122. ТолшинВ.И., ЧубТ.В., Якунчиков В. В. Рециркуляция ОГ как средство снижения оксидов азота судового дизель-генератора // Двигателестроение. 2000. — № 4. — С. 20−21.
  123. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р. В. Малов, В. И. Ерохов, В. А. Щетинин и др. М.: Транспорт, 1982. — 200 с.
  124. ВейнблатМ.Х. Разработка малотоксичных модификаций дизелей ДМ-21А (Тезисы доклада) //Двигателестроение. 1994. — С. 43.
  125. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  126. Я.Б., Садовников П. А., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М. — Л.: АН СССР, 1947. — 148 с.
  127. Э., Смайлис В. И. Моделирование процесса образования вредных веществ при сгорании углеводородного топлива. Вильнюс: ИФ АН Лит. ССР, 1983. — 26 с.
  128. ОтсА.А., Егоров Д. М., Саар К. Ю. Образование окислов азота из жидкого топлива: Сб науч. тр. Таллинн: ТПИ, 1978. — № 450. — С. 78−93.
  129. В.В., Ахмедов Д. В. Вопросы борьбы с загрязнением атмосферы // Проблемы охраны и рациональное использование природных ресурсов. Л., 1975. — С. 33−37.
  130. Н.Н. Развитие цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969. — 94 с.
  131. И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. -Л.: Недра, 1977. 294 с.
  132. И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. -2-е изд. перераб. и доп. Л.: Недра, 1988. — 312 с.
  133. СмайлисВ.И. Теоретические и экспериментальные основы создания малотоксичных дизелей: Дисс.. докт. техн. наук / Ленингр. политехи, ин-т. Л, 1988. — 464 е.: ил.
  134. Khan J.M., Greeves G., WangC.H. Factors affecting smoke and gaseous emissions from direct injection engines and a method of calculation // SAE Techn. Pap. Ser. 1973. — № 730 169. — 23 p.
  135. Lugas G.C., VardeK.S. Off-stoichiometry operation of an sienginea model of formation and control of nitric oxide // SAE Techn. Pap. Ser. 1976. — № 750 352.-9 p.
  136. H.B., Померанцев B.B., Дульнева Л. Т. Приближённая теория образования окислов азота в топках парогенераторов // Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды: Сб. науч. тр. Л: ЛПИ, 1977. — Вып. 2. — С. 38−40.
  137. М.В., Ловачев Л. А., Четвертушкин Б. И. Химическая кинетика образования оксидов азота при горении. М.: Наука, 1974. — 146 с.
  138. Я.Б., Райзер Ю. П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. 2-е изд. доп. — М.: Наука, 1966. — 688 с.
  139. Ю.П. Образование окислов азота в ударной волне при сильном взрыве в воздухе // Журнал физической химии. 1959. — Т. 33. — № 3. -С. 700−710.
  140. СаловаТ.Ю. Экологический мониторинг окружающей среды при эксплуатации автотракторной техники. С.-Петербург: Индикатор, 1998. — 80 с.
  141. И.Я. К вопросу образования окислов азота в процессах горения // Образование окислов азота в процессах горения и пути снижения выброса их в атмосферу: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1979. — С. 3−7.
  142. И.Я. Образование окислов азота при сжигании топлива // Окислы азота в продуктах сжигания топлив: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1981. — С. 3−16.
  143. ТеснерП.А., Городецкий А. Е., Арефьева Э. Ф. Кинетика образования пироуглерода из ацетилена // Кинетика и катализ. 1980. — Т. 21. — С. 274−276.
  144. LavoieG.A., HeywoodJ.B., KeckJ.C. Experimental and theoretical study of nitric oxide formation in internal combustion engines // Combustion science and technology. 1970. — V. 1. — № 4. — P. 313−326.
  145. PattasK., HafnerG. Stickoxidbildung bei der Ottomotorischen Verbrennung // MTZ. 1973. — Bd. 34. — № 12. — S. 397−404.
  146. Н. Образование окиси азота при горении // Ракетная техника и космонавтика. 1976. — Т. 14. — № 9. — С.30−36.
  147. Fenimore С.Р. Formation of nitric oxide in premixed hydrocarbon flames. P. 2. — Pittsburgh: Combustion inst., 1971. — 102 p.
  148. Шоу Г. Уменьшение выбросов окислов азота из газотурбинной камеры в результате модификации топлива // Энергетические машины и установки. М.: Мир, 1973. — № 4. — С. 87−94.
  149. Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. М.: Наука, 1971. — 272 с.
  150. MalteP.C., Pratt D.T. The role of energy-releasing kinetics in NOx formation: fuel-lean jet-stirred CO air combustion // Combustion science and technology. — 1974. — V. 9. — № 5/6. — P. 221−231.
  151. Haynes B.S., Iverach D., Kirov N.J. The behavior of nitrogen species in fuel rich hydrocarbon flames // 15-th Symposium, of combustion Tokyo. -Pittsburgh, 1974. P. 1103−1112.
  152. БурикоЮ.Я., Кузнецов B.P. Влияние подмешивания воздуха к горючему газу на образование окислов азота в турбулентном диффузионном факеле. ФГВ. — 1980. — Т. 16. — № 4. — С. 60−67.
  153. И.Я., ГуревичН.А., ЛавренцовЕ.М. Образование окислов азота при ламинарном и турбулентном горении // Теория и практика сжигания газа. Л.: Недра, 1975. -Т. 4. — С. 513−521.
  154. Fenimore С.Р. Formation of nitric oxide from fuel nitrogen in ethylene flames // Combustion and flame. 1972. — Y. 19. — № 2. — P. 289−296.
  155. Malte P.C., Schidt S.C., Pratt D.T. Hydroxyl radical and atomic oxygen concentrations in high-intensity turbulent combustion // 16-th Symposium of combustion. Pittsburgh: Combustion inst, 1967. — P. 145−155.
  156. И.Я., Гуревич H.A., Ляскоронский В. Г. Исследование минимального выхода окислов азота в пламенах метана, окиси углерода и водорода // Использование газа в народном хозяйстве. -1980. -№ 2. С. 23−27.
  157. EyzatP., GuibetJ.C. A new look at nitrogen oxides formation in internal combustion engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1968. — № 680 124. — 17 p.
  158. Winfried B. Untersuchungen der Nichtgleigewihctsvorgange der Raum von Verbrennungsmotoren ablaufenden Stickoxidreaktionen // Staub Keinhaltung der Luft. -1971. — Bd. 31 — № 7. — S. 279−282.
  159. В.И., Алексеев A.M., Засохин А. П. Курс технологии связанного азота. М.: Химия, 1969. — 383 с.
  160. Е.И. Исследование способов организации рабочего процесса малотоксичного дизеля: Дисс.. канд. техн. наук / ЦНИДИ. -Л., 1979. 182 с.
  161. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973. — 200 с.
  162. В.А., Фурса В. В. Методика расчёта окислов азота в цилиндре дизеля // Двигатели внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. Харьков: ХГУ, 1976. — Вып. 24. — С. 107−115.
  163. Т.В. Расчёты процессов горения в системах струй и топочных камерах // Энергетика. 1983. — № 10. — С. 81−86.
  164. Влияние типа рабочего процесса и режима работы быстроходных дизелей на свойства сажи и отработавших газов / М. М. Вихерт, А. П. Кратко, И. С Рафальекс и др. // Автомобильная промышленность. 1975. — № 10. — С. 8−11.
  165. ЛовачевЛ.А. Кинетика образования NOx в метановоздушных пламенах//Химическая физика, 1983. № 8 — С. 1085−1091.
  166. П.В. Расчёт образования топливных оксидов азота при сжигании азотосодержащих топлив // Теплоэнергетика. 1986. — № 1. — С. 3741.
  167. Miller J.A., BranehM.C., Keck R.J. A chemical kinetic model for the selective reduction of nitric oxide Bu ammoniac // Combustion and flames. -1981. -V. 43.-№ 1.-P. 81−98.
  168. А.И. Оксид и диоксид азота в продуктах сгорания топлива и в атмосферном воздухе // Оксиды азота в продуктах сгорания и их преобразование в атмосфере: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1987. — С. 3−8.
  169. Harries R.S., NasfallM., Williams A. A formation on oxides of nitrogen in high temperature CH4−02-N2-flame // Combustion science and technology. 1976. — № 4. — P. 85−94.
  170. Bachmaier F., Eberins K., Just T. The formation of nitric oxide and the detection of HCN in premixed hydrocarbon air flames at atmosphere // Combustion science and technology. — 1978. — V. 7. — P. 77−84.
  171. Miyanchi Т., Mori J., Imamura A. A stade of nitric oxide formation in fuel-rich hydrocarbon flames role of cyanide species H, OH and О // 16-th Symposium of combustion. Pittsburgh: Combustion inst., 1976. — P. 1073−1082.
  172. SataronisJ. Prediction of propagating laminar flames in methane oxygen nitrogen mixtures // Combustion and flames. 1978. — V. 33. — P. 217−239.
  173. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. с англ. / Ред. Н. А. Чигир. М. Машиностроение, 1981. — 407 с.
  174. Matsui J., Nomaguchi Т. Spectroscopes study of prompt nitrogen oxide formation mexanism in hydrocarbon air flames // Combustion and flame. — 1978. — V. 32. — P. 205−214.
  175. B.H., Сигал И. Я. Динамика образования окиси азота в низкотемперетурной области нормального фронта // Распределение и сжигание газа. Саратов: СПИ, 1977. — Вып. 3. — С. 48−53.
  176. А.И. Предотвращение образования диоксида азота в отопительных котлах: Автореф. дисс. .канд. техн. наук. Л., 1985. -24 с.
  177. FenimoreC.P. Formation of nitric oxide in premixed hydrocarbon flames // 13-th. Symposium of combustion. Pittsburgh: Combustion inst, 1971. -P. 373−380.
  178. Homer J.B., Sutton M.M. Nitric oxide formation and radical overshoot in premixed hydrogen flames // Combustion and flames. 1973. — V. 20. — № 1. — P. 71−75.
  179. Нго-Дык-Лам. Исследование условий образования окислов азота и бенз (а)пирена в камерах сгорания: Дисс.. канд. техн. наук / ЛПИ. Л., 1980. — 154 с.
  180. Отс А.А., Егоров Д. М., Саар К. Ю. О факторах, влияющих на образование окислов из азота топлива: Сб науч. тр. Таллинн: ТПИ. — 1978. -№ 466. — С. 43−50.
  181. И.Я. О чистоте дымовых газов котлов на газовом топливе // Энергетика и электрофикация. 1968. — № 6. — С. 12−15.
  182. ElaganR.S., Galant S., AppletonJ.P. Rate Constrained partitial egyilibrium model for formation of nitric oxide from organic fuel nitrogen // Combustion and flame. 1974. — V. 12. — № 3. — P. 299−311.
  183. Hazard H.R. Conversion of fuel nitrogen to NOx in a compast combuster // Trans, of the ASME. 1974. — V. 96. — № 3. — P. 185−188. •
  184. В.Г. Изучение условий образования бенз(а)пирена и окислов азота и усовершенствование методов их определения в продуктах сгорания газомазутных парогенераторов: Дисс.. канд. техн. наук. -Ташкент, 1978. 229 с.
  185. КрутиевВ.А., Горбатенко А. Д. Изучение влияния азотосодержащих присадок к топливу на образование окислов азота // Теплоэнергетика. 1976. — № 10. — С. 72−75.
  186. HaynesB.S., IverachD., Kirov N.J. The role of fuel nitrogen in nitric oxide formation. Austral. Chem. Process and Eng. 1974. — V. 27. — № 5. — P. 2128.
  187. Kaizer E. Zim Einflub des in Heizolen gebundenen Stikstoffs auf die Stickoxidemission//Energietechnik. 1979. — Bd. — 29. — № 2. — S. 61−63.
  188. СаблинаЗ.А. Состав и химическая стабильность топлив. М.: Химия, 1972. — 280 с.
  189. С.С. Выброс окислов азота энергетическими котлами при сжигании топлив, содержащих химически связанный азот // Окислы азота в продуктах сгорания топлив: Сб. науч. тр. Киев: Наукова думка, 1981. — С. 63−69.
  190. А.Ф. Геохимия нефти. М.: Гостотехиздат, 1961.-382с.
  191. Я.Б. Неуглеводородные соединения в нефтепродуктах. -М.: Химия, 1964. 283 с.
  192. Я.Б. Моторные топлива. Новосибирск: Наука, 1987. — 208с.
  193. В.А., Тумановский А. Г. Газотурбинные двигатели и защита окружающей среды. Киев: Техника, 1983. — 144 с.
  194. А.А. Термодинамические расчёты нефтехимических процессов. Л.: Гостотехиздат, 1960. — 576 с.
  195. Siegmund G.W., Turner D.W. NOx emission from industrial boilers: potential control methods // Trans, of the ASME. 1974. — № 1. — P. 185−198.
  196. Turner D.W., Andrews R.L., Siegmund G.W. Influence of combustion modification and nitrogen content on nitrogen oxides emissions from fuel combustion // Combustion and flame. 1972. — V. 44. — № 2. — P. 21−30.
  197. Desolte G. Overall reaction rates of NO and NO2 formation from fuel nitrogen // 15-th Symposium of combustion Tokyo. Pittsburgh, 1974. — P. 10 931 102.
  198. Kaskan W.E., Huynes D.E. Mechanism of decay of ammonia in flame gases from an NH-0 flame // Combustion and flames. 1973. — V. 20. — № 3. — P. 381−389.
  199. В.А. Методика расчёта образования окислов азота в цилиндре карбюраторного двигателя // Двигатели внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. Харьков: ХГУ. — 1977. — Вып. 27. — С. 65−70.
  200. В.Г., Копылов М. С., Теснер П. А. // ФГВ. 1974. — № 10. С. 767−774.
  201. А.Р. Разработка модели и исследование образования окислов азота в дизеле: Автореф. дисс.. канд. техн. наук / МАДИ. М., 1982.- 16 с.
  202. ФурсаВ.В. Исследование образования окислов азота в цилиндре дизеля: Автореф. Дисс.. канд. техн. наук / ХИИЖТ. Харьков, 1977. — 24 с.
  203. МехтиевР.И. Исследование рабочих процессов и токсичности двигателей с послойным зарядом и форкамерно-факельным зажиганием: Дисс.. докт. техн. наук / АзПИ. Баку, 1981. — 480 с.
  204. Я.Б. К теории горения неперемешанных газов // Журнал технической физики. 1949. — Т. 19. — № 10. — С. 1199−1210.
  205. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. — 244 с.
  206. Махов В.3. Об особенностях процесса образования окиси азота при диффузионном сгорании // Эффективность ДВС: Сб. науч. тр. М.: ВЗМИ, 1981.-С. 97−101.
  207. Р.И. Расчёт температуры и динамики образования NOx в двигателях с неоднородным зарядом // Двигателестроение. 1981. — № 4. — С. 18−20.
  208. Р.И., ДжагдишС.К. К методу расчёта концентрации окиси азота в отработавших газах дизельного двигателя // Конструкция автомобилей. 1978. — № 9. С.25−31.
  209. А.В., Салова Т. Ю. Моделирование кинетики образования оксидов азота в дизелях // Двигателестроение. 1998. — № 1. — С. 35−37.
  210. А.И., Салова Т. Ю. Оптимизация режимов работы дизеля с целью снижения оксидов азота в отработавших газах // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. С.-Петербург: СПбГАУ, 2000. — С. 61−67.
  211. А.В., СаловаТ.Ю. Математическая модель образования и методика расчёта концентрации оксидов азота в дизелях // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. С.- Петербург: СПбГАУ, 1999. — С. 15−26.
  212. Новиков J1.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение. 2002. — № 2. — С. 23−27.
  213. JI.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей (продолжение) // Двигателестроение. 2002. — № 3.- С. 32−34.
  214. Новиков J1.A. Технические и экономические проблемы создания малотоксичных транспортных дизелей // Жизнь и безопасность. 2000. — № 3, 4.-С. 154−177.
  215. MuzioL.J., StarkmanE.S., CarrettoL. The effect of temperature variation in the engine combustion chamber on formation and emission of nitrogen oxides // SAE Techn. Pap. Ser. 1971. — № 710 158. -1 lp.
  216. B.E. Теория ракетных двигателей. M.: Оборонгиз, 1962.- 478 с.
  217. Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М.: АН ССР, 1958. — 686 с.
  218. Г. И., Дубинин В. В. Химия газофазного горения. М.: Химия, 1987.-240 с.
  219. ПолакЛ.С., Гольденберг М. Я., Левицкий А. А. Вычислительные методы в химической кинетике. М.: Наука, 1984. — 280 с.
  220. СполдингД.В. Конвективный массоперенос / Пер. с англ. З. П. Щульмана / Под ред. А. В. Лыкова. М.-Л.: Энергия, 1965. — 384 с.
  221. Химия горения / Пер. с англ. Е. В. Мозжухина и М. Б. Прохорова / Под ред. У. Гардинера. М.: Мир, 1988. — 464 с.
  222. С.А. Сокращенный механизм горения метана в условиях ДВС // Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств: Материалы 9-ой Международ, науч. практ. конф. — Владимир, 2002. — С. 319−322.
  223. О.П. Исследование процесса образования оксидов азота в цилиндре газодизеля 4411,0/12,5 // Науке нового века знания молодых: Тез. докл. 2-ой городской науч. конф. аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2002. -С.128−130.
  224. В.П., Медников Ю. П. Сжигание природного газа. -Л.:Недра, 1975. 391 с.
  225. Петербург Киров: Российская академия транспорта, Вятская ГСХА, 2003. -С.46−52.
  226. ГОСТ 27 577–2000. Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2000. — 10 с.
  227. В.П. Газовое топливо и его сжигание. JL: Недра, 1966.327 с.
  228. ГОСТ 18 509–88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 58 с.
  229. ГОСТ 20 000–82. Дизели тракторные и комбайновые. Основные параметры. Общие технические требования. М.: Изд-во стандартов, 1983. -13 с.
  230. ОСТ 23.1.440−76. Дизели тракторные и комбайновые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения. -М.: ОНТИ-НАТИ, 1976. 8 с.
  231. ОСТ -23.1.441−76. Дизели тракторные и комбайновые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения. М.: ОНТИ-НАТИ, 1976. -8 с.
  232. Автомобиль ЗИЛ-138 А и его модификации. М.: Машиностроение, 1989. — 350 с.
  233. А.И., Плеханов И. П. Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей. М.: ДОСААФ, 1987. — 141 с.
  234. Система АСГА-Т. Руководство по эксплуатации. АПИ 2.950.003РЭ. Смоленск, 1984. — 81 с.
  235. Система АСГА-Т. Нормативные требования. АПИ 2.950.003. -Смоленск, 1984. 50 с.
  236. Система АСГА-Т. Формуляр. АПИ 2.950.003ф0. Смоленск, 1984.-44 с.
  237. Газоаналитические измерительные преобразователи для системы АСГА-Т. АПИ 3.352.005. Смоленск, 1984. — 52 с.
  238. В.П., Кудрявцев В. А. Программа обработки индикаторных диаграмм дизелей на алгоритмическом языке «Базисный фортран» // Тр. ЦНИДИ. 1975. — Вып. 68. — С.38−69.
  239. С.М. Обучение программированию для студентов. М.:
  240. Высшая школа, 1999. 455 с.
  241. А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений. JL: Наука, 1967. — 88 с.
  242. О.И., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. М.: Наука, 1970. — 104 с.
  243. А. А. Основы теории ошибок. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 122 с.
  244. Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. — 232 с.
  245. Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  246. И.В. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
  247. Т.М., Хиллз Ф.Дж. Сельскохозяйственное дело. Планирование и анализ: Пер. с англ. М.: Колос, 1981. — 320 с.
  248. .Р. Основные понятия математической статистики. М.: Мир, 1974. — 275 с.
  249. К. Применение статистики в промышленном эксперименте. М.: Мир, 1979. — 299 с.
  250. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / Л. В. Вершков, В. Л. Гроцев, В. В. Гаврилов и др. М. — 1999. — 68 с.
  251. В.А., Заиграев Л. С., Азарова Ю. В. Относительная агрессивность вредных веществ и суммарная токсичность отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1997. — № 3. — С. 20−22.
Заполнить форму текущей работой