Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немаловажное значение в сфере противодействия коррупции принадлежит уголовно-правовым средствам. Несовершенство уголовного законодательства о коррупционных преступлениях негативно сказывается на практике его применения. По-прежнему остается необоснованно зауженным круг субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. Так, несмотря на повышенную опасность уголовно-противоправного поведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Категория «коррупция» и ее формы в доктрине, международном праве и национальном законодательстве
    • 1. 1. Коррупция как криминологическая и правовая категория, ее юриди-ко-догмагические концепты и формы
    • 1. 2. Антикоррупционный инструментарий современного международного права
    • 1. 3. Комплексное законодательство России о противодействии коррупции
  • Глава 2. Коррупционные преступления по уголовному праву России и некоторых зарубежных стран
    • 2. 1. Понятие и виды коррупционных преступлений в уголовном праве России
    • 2. 2. Ответственность за коррупционные преступления по уголовному законодательству некоторых зарубежных государств
    • 2. 3. Проблемы совершенствования уголовно-правовых норм о коррупционных преступлениях и практики их применения
  • Глава III. Проблемы согласования норм о коррупционных преступлениях и проступках
    • 3. 1. Коррупционные преступления и коррупционные административные правонарушения: сравнительно-правовой анализ
    • 3. 2. Проблема соотношения коррупционных преступлений и коррупционных дисциплинарных нарушений
    • 3. 3. Вопросы согласования уголовно- и гражданско-правового регулирования в сфере противодействия коррупции

Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одна из глобальных политико-правовых задач, стоящих перед Россией в XXI веке, — эффективное противодействие коррупционным преступлениям и иным правонарушениям в сфере властеотношений. Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 г. указал, что коррупция выступает в качестве одного из главных барьеров на пути развития современного общества1. В настоящее время российское государство переходит от фрагментарных, несистемных попыток противодействия коррупции к комплексной антикоррупционной политике. В Стратегии национальной безопасности до 2020 г. подчеркивается, что формирование и усовершенствование целостной совокупности мер по снижению уровня коррумпированности общественных отношений является одним из приоритетных направлений государственной политики2.

Коррупция — сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. При этом приоритет следует отдать первым, ибо основные детерминанты коррупции находятся в области функционирования экономических и политических институтов, в социальной и культурной сферах. Антикоррупционная стратегия должна строиться на применении упреждающих мер и отдавать первостепенное значение общепревентивным подходам.

Между тем сокращение причин и условий, порождающих коррупционное поведение, необходимо подкреплять повышением риска коррупции (эффекта в.

1 См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. // Рос. газета. 2009. 13 ноября.

2 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газета. 2009. 19 мая. ным преследованием коррупционеров). При правовом противодействии коррупции целесообразно использовать комплекс правовых средств разнообразной отраслевой природы, обеспечивая их согласованное применение.

Немаловажное значение в сфере противодействия коррупции принадлежит уголовно-правовым средствам. Несовершенство уголовного законодательства о коррупционных преступлениях негативно сказывается на практике его применения. По-прежнему остается необоснованно зауженным круг субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. Так, несмотря на повышенную опасность уголовно-противоправного поведения руководителей государственных и муниципальных предприятий, законодатель не включает их в круг должностных лиц. Государственные и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут исключительно дисциплинарную ответственность за получение незаконного вознаграждения от третьих лищ в том числе и тогда, когда указанное служебное поведение носит систематический характер. Корыстное должностное поведение (ч. 4 ст. 290 УК РФ) продолжает признаваться законодателем более опасным, чем насильственные действия служебного характера (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Кроме того, в национальном законодательстве не реализован ряд положений международных конвенций о противодействии коррупции.

Доктринальная разработка проблемы диктуется и реальной криминологической ситуацией. За последние двадцать лет наблюдается тенденция к росту числа зарегистрированных преступных посягательств коррупционной направленности. Так, число выявленных фактов взяточничества по стране в 1990 г. составило 2,7 тыс., в 1995 г. — 4,7 тыс., в 2000 г. — 7 тыс.3, в 2005 г. — 9821, в 2007 г. — 11 616, в 2009 г. — 13 141, в первом полугодии 2010 г. — 84 1 84. Имеет место и обратная тенденция, число зарегистрированных преступлений по ст. 204 УК РФ.

3 См.: Сайт Федеральной службы государственной статистики: Российский статистический ежегодник — 2007 г. [Электронный ресурс]. http://vvvvw.gks.ru/bg.

4 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://wwvv.mvd.ru/stats/?page=0 (дата обращения: 06.06.2010). уменьшается: в 2003 г. — 2494, в 2005 г. — 2178, в 2007 г. — 1786, в 2009 г. — 1697.

В Самарской области в 2008 г. по ст. 290 УК выявлено 98 преступлений, в 2009 г. — 114- по ст. 291 УК в 2008 г. — 97 преступлений, в 2009 г. — 77- по ст. 204 УК в 2008 г. — 78 преступлений5. По данным ИЦ ГУВД’Самарской области в 2008 г. субъектами получения взяток в 43% являлись чиновники различных уровней власти и управления, в 37% - работники здравоохранения, в 19,3% -работники образования. При этом к лицам, признанным виновными в коррупционных преступлениях, в 92% случаях применялось лишение свободы условнов 5,8% виновные лица были приговорены к уголовному наказанию в виде штрафав 2% дел уголовное преследование прекращалось за деятельным раскаянием.

Научный анализ обозначенной проблематики предопределяется также реформированием современного российского законодательства в сфере противодействии коррупции. В настоящее время активно разрабатывается нормативная правовая база по противодействию коррупции во взаимосвязи с уголовным законодательством (приняты федеральные законы от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» «, № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и принятием ФЗ «О противодействии коррупции» «, от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также указы Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия.

5 См.: Главное упранление внутренних дел по Самарской области [Электронный ресурс]. IUtp://v'vw.guvd63.ru/nevvs/oliiciaI/29.01.2010/89/3841 (дата обращения: 06.06.2010). коррупции на 2010;2011 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и др.).

Государство ищет оптимальные варианты, решения’проблемы предупреждения исследуемого" явления, создающего опасность для эффективного функционирования основных элементов государственного аппарата. В целях противодействия коррупции законодатель вносит изменения не только в уголовный закон, но и в смежное охранительное и регулятивное законодательство. Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)». Глава 32 «Дарение» Гражданского кодекса РФ претерпела трансформации в части запрета дарения в отношении государственных и муниципальных служащих.

Вместе тем научный анализ обозначенной проблематики предопределяется также становлением комплексного законодательства в области противодействия коррупционным правонарушениям, реформированием антикоррупционных норм уголовного закона, смежного с ним охранительного и регулятивного законодательства. Антикоррупционная политика требует дальнейшего поиска и более эффективного использования"новых юридических ресурсов в целях укрепления правовых основ противодействия этому социальному злу.

Степень разработанности темы диссертации. В ходе уголовно-правового исследования проблем о противодействии коррупционным преступлениям в качестве теоретической базы использованы, труды ученых дореволюционного и советского периодов — Б. В. Здравомыслова, А. К. Квициния,.

В.Ф. Кириченко, М. Д. Лысова, H.A. Неклюдова, Ш'.Г. Папиашвили, А. Я. Свет лова, Б. С. Утевского, В. Н. Ширяева, а также современные разработки вопросов, входящих в предмет исследований А. Я. Асниса, А. Г. Безверхова, Г. И. Богуша, Б. В. Волженкина, JI. Д. Гаухмана, А. И. Долговой, H.A. Егоровой, Л.В. Иногамовой-Хегай, П. А. Кабанова, Н. Ф. Кузнецовой, H.A. Лопашенко, В. В. Лунеева, C.B. Максимова, В. П. Малкова, Г. К. Мишина, A.B. Наумова, А. И. Рарога, A.B. Шнитенкова, В. А. Якушина, П. С. Яни и многих других ученых.

Актуальны противодействия коррупции уголовно-правовыми средствами в XXI в. были посвящены диссертационные исследования Мирошниченко Д. В. («Коррупция и уголовно-правовой воздействие на нее. — Саратов, 2009), Головко С. А. («Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспективы». — Тюмень, 2006), Пономарева Д. А. («Коррупция и организованная преступность как современные формы социальной и правовой девиантности в условиях глобализации: Уголовно-правовой и криминологический анализ». — М., 2005), Богуша Г. И. («Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней». — М., 2004), Астанина В. В. («Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI — XX вв.: Криминологическое исследование». — М., 2001), Эксановой A.A. («Подкуп как криминогенное преступление: понятие, виды, юридический анализ, квалификация». — II. Новгород, 2001), Мизерия A.A. («Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти». — Н. Новгород, 2000), Егоровой H.A. («Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях». — Саратов, 1996).

Диссертации по указанной тематике защищались по теории и истории государства и права: Хамазина О. И. «Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики». — Саратов, 2008, Голованова Е. И. «Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI — вв: Исгорико-правовое исследование», М., 2002, по международному праву: Долгов М. А. «Противодействие коррупции: соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования». — Казань, 2007, по административному праву: Шевеливич A.A. «Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы». — М., 2008, по социологии: Алексеев C.B. «Коррупция в переходном обществе: социологический анализ».

Новочеркасск, 2008, по политическим наукам: Новиков С. Ю. «Антикоррупционная политика российского государства в современных условиях». — Ставрополь, 2009, Гридякин Д. А. «Противодействие коррупции в органах государственной власти в современной России: политологический аспект». — Краснодар, 2009 и др.).

Вклад указанных авторов в разработку теоретико-прикладных проблем, связанных с противодействием коррупции и созданием целостной концепции антикоррупционной политики, сложно переоценить, однако в названных исследованиях отдельные вопросы по указанной проблематике решаются неоднозначно. Так, одни работы выполнены до вступления в силу Федерального закона «О противодействии коррупции», а другие — созданы без учета новейших дополнений и изменений, внесенных в уголовное и смежное с ним законодательство о противодействии коррупции. Кроме того, в более ранних трудах уголовно-правовое противодействие коррупции не рассматривалось под углом внутриотраслевого и межотраслевого согласования и рассогласования уголовно-правовых норм. В данных работах также не акцептировалось внимание па проблеме деления коррупционных правонарушений на уголовно-противоправные деяния, административные, дисциплинарные, гражданские правонарушения, неэтическое должностное (служебное) поведение, не затрагивались вопросы соотношения коррупционных преступлений и проступков.

Таким образом, научная потребность в комплексном анализе и оценке действующих правовых норм об ответственности за коррупционные преступления и иные коррупционные правонарушения, в выявлении новых видов коррупционных деликтов, в построении классификационных рядов правонарушении в области противодействия коррупции, в поиске четких критериев соотношения коррупционных преступлений и коррупционных проступков, а также в определении направлений дальнейшего развития антикоррупционного уголовного и смежного с ним законодательства, определила актуальность, научное и прикладное значение настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением тех или иных видов коррупционных преступлений и проступковотечественное уголовное законодательство дореволюционного, советского и современного периодов и смежное с ним законодательство России об ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также разъяснения высших судебных органов Российской Федерации по вопросам применения уголовного законодательства об ответственности за коррупцию.

Предметом исследования являются нормы ранее действовавшего и современного уголовного законодательства России, регламентирующие вопросы ответственности за коррупционные преступления и иные коррупционные правонарушенияположения международно-правовых документов о противодействии коррупциитенденции развития уголовного законодательства об ответственности за совершение коррупционных преступлений и практики его примененияучения, теории и концепции по рассматриваемой проблематике.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступленияотграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступковнаучная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

— определение и соотношение понятий коррупции как криминологической и правовой категории в целях преодоления как широкого, так и чрезмерно узкого подходов к пониманию этого социально-правового феномена;

— проведение исследования нормативных положении международного права, современного комплексного и отраслевого законодательства России, уголовных законов отдельных зарубежных стран, устанавливающих ответственность за коррупционные преступления и иные коррупционные правонарушения;

— юридический анализ объективных и субъективных признаков коррупционного преступления с целью выработки авторского определения этого понятия в уголовном праве России;

— комплексное исследование вопросов криминализации некоторых видов общественно-опасного коррупционного поведения;

— юридическая характеристика коррупционных административных, дисциплинарных и гражданско-правовых нарушений в целях выявления и устранения рассогласованности правового регулирования;

— поиск оптимальных решений проблемы соотношения коррупционных преступлений и проступков для обеспечения надежной комплексной правовой охраны властеотношсний;

— разработка и обоснование предложений как по совершенствованию отдельных положений уголовного законодательства об ответственности за коррупционные преступления, так и практики применения уголовно-правовых норм о противодействии коррупции;

— определение современных направлений модернизации межотраслевого взаимодействия в области антикоррупционной политики.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. Настоящая работа опирается на диалектический, исторический, системно-структурный, социологический, формально-логический и сравнительно-правовой методы исследования. Проблема уголовно-правового противодействия коррупции анализируется с позиции межотраслевого правового взаимодействия.

Теоретической базой исследования послужили научные труды по философии, социологии, политологии, истории и теории государства и права, криминологии, а также по конституционному, гражданскому, трудовому, административному, уголовному праву и другим отраслям юридического знания.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные акты о противодействии коррупции (конвенции, декларации и иные документы международного права), Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы и нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.

Эмпирической базой исследования являются материалы опубликованной судебной практики Верховных судов СССР и РФ (РСФСР), статистические данные ГИЦ МВД РФ, ИЦ ГУВД Самарской области, Управления Судебного департамента Самарской областиматериалы, полученные в результате изучения 120 уголовных дел, находившихся в производстве следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и следователей органов внутренних дел г. Самары и Самарской области, так и рассмотренных судами г. Самары и Самарской области за период с 2004 по 2010 гг.- данные анкетирования 150 экспертов, в роли которых выступили деятели науки (в том числе 15 докторов наук) и практические работники.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на монографическом уровне рассматривается проблема внутриотраслевого и межотраслевого согласования уголовно-правовых норм в области противодействия коррупциис учетом комплексной правовой охраны интересов государственной и муниципальной службы, службы в коммерческих и иных организациях исследуется вопрос соотношения коррупционных преступлений и проступков. В диссертационной работе дается авторская трактовка понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «коррупционное преступление». Новизна настоящего исследования заключается также в разработке авторских моделей уголовно-правовых норм о получении и даче взятки, коммерческом подкупе, вымогательстве незаконного вознаграждения, а также ряда смежных правовых норм иной отраслевой природы.

На защиту выносятся следующие основные положения, характеризующие новизну диссертационного исследования:

1. В силу криминологической природы феномена коррупции, а также недостаточной формальной определенности отражающей его категории, ее оценочного характера и многовариаптного выражения ее содержания, понятие «коррупция» нецелесообразно закреплять в уголовном и смежном с ним законодательстве. В УК РФ и других охранительных законах должны получить отражение только такие коррупционные формы, которые нуждаются и поддаются правовой регламентации, — коррупционные правонарушения.

Категория «коррупционное правонарушение» имеет межотраслевой характер и включает коррупционное административное правонарушение, коррупционное дисциплинарное нарушение, коррупционное гражданское правонарушение, коррупционное неэтическое нарушение, влекущее дисциплинарную ответственность, и коррупционное преступление.

Коррупционное преступление — это предусмотренное уголовным законом умышленное общественно-опасное деяние, заключающееся в предоставлении и (или) получении денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера за действия (бездействие) в интересах корруптера или лица, представляемого им.

2. С учетом исторических, криминологических и социально-правовых оснований уголовно-правового запрета в, сфере власгеотношений, а также авторской трактовки социально-правовой природы коррупционных преступлений и проступков, вымогательство взятки следует считать самостоятельным видом служебного (должностного) преступления, смежного с коррупционными правонарушениями. В свете сказанного необходимо признать утратившим силу п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ и дополнить уголовный закон ст. 2902 «Вымогательство незаконного вознаграждения» (другие варианты названия: «Принуждение к даче взятки или иной незаконной выгоды», «Служебное вымогательство») следующего содержания: «1. Требование государственным или муниципальным служащим, не относящимся к числу должностных лиц, передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут повлечь существенное нарушение прав, свобод или охраняемых законом интересов либо поставить потерпевшего в такие условия, при которых он вынужден предоставить имущественную выгоду для предотвращения вреда правоохраняемым интересам, — (преступление средней тяжести).

2. То же деяние, совершенное должностным лицом, — (тяжкое преступление).

3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -(тяжкое преступление).

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группойб) в крупном размере, — (особо тяжкое преступление)".

В целях обеспечения системности уголовного закона следует признать утратившим силу п. «б» ч. 4 ст. 204 и дополнить УК РФ ст. 2041, предусматривающей уголовную ответственность за принуждение к незаконной передаче предмета коммерческого подкупа, совершенное лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

3. С учетом действия рыночных экономических закономерностей, принципа равенства, проведенного диссертантом сравнительно-правового анализа, а также авторского понимания коррупции как сделки целесообразно в уголовном законодательстве по возможности обеспечить уравнивание мер уголовной ответственности за получение и дачу взятки, а также за виды коммерческого подкупа, предусмотренные ч. ч. 1 и 3 ст. 204 УК РФ.

На вышеуказанных основаниях в соответствии с историко-правовым подходом предлагается установи 1Ь в УК РФ приблизительно одинаковые основания освобождения от уголовной ответственности взяткодателя и взяткополучателя. В этой связи предлагается дополнить примечание к ст. 290 УК РФ п. 2 следующего содержания: «2. Лицо, принявшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о получении взятки, возвратило выгоду не позднее чем через три дня с момента получения и если при этом оно не совершило никаких действий (бездействия) в ишересах взяткодателя».

4. В условиях усиления межотраслевых связей в области противодействия коррупции следует обеспечить строго ступенчатую градацию оснований юридической ответственности по формуле «коррупционный проступок — коррупционное преступление небольшой тяжести — коррупционное преступление средней тяжести и пр.». Указанный подход следует связывать как с гуманизацией уголовного законодательства, так и с упорядочением межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации ответственности за коррупционные правонарушения.

В этой связи законодателю предлагается уточнить категоризацию преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, и перейти от действующей триады «преступление средней тяжести — тяжкое преступление — особо тяжкое преступление» к категориальному ряду «преступление небольшой тяжести — преступление средней тяжести — тяжкое преступление».

5. Принимая во внимание существующую иерархию правоохраняемых ценностей и уровневые колебания социальной вредоносности противоправных деяний, корыстное должностное поведение следует признать менее опасным деянием, чем насильственные действия, совершенные должностным лицом. В связи с этим предлагается согласовать санкции ч. 3 ст. 286 и ч. 4 ст. 290 УК РФ путем смягчения уголовного наказания в части лишения свободы за особо квалифицированные виды получения взятки, отнеся последние к категории тяжких преступлений (см. п. 4 основных положений, выносимых на защиту).

6. В целях обеспечения глубоко сбалансированных и выверенных подходов к дифференциации ответственности за коррупционные преступления необходимо сместить акценты в санкциях соответствующих статей УК РФ в сторону альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания. В этой связи предлагается увеличить размер предусмотренного за получение взятки (ч. ч. 1−3 ст. 290 УК РФ) и коммерческий подкуп (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 204 УК РФ) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до двадцати лет, а также предусмотреть указанный вид уголовного наказания в санкции ч. 4 ст. 290 УК РФ.

7. Анализ развития современного уголовного законодательства России об ответственности за коррупционные и иные служебные преступления, а также практики его применения, свидетельствуют о тенденции к расширению круга лиц, относящихся к числу должностных. С учетом названной тенденции и повышенной общественной опасности коррупционных преступлений против интересов службы в коммерческих государственных и муниципальных организациях обосновывается предложение об отнесении к числу субъектов, предусмотренных п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, лиц, выполняющих организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. В целях реализации принципов справедливости и неотвратимости ответственности, усиления правового противодействия коррупционным нарушениям предложено на основе административной преюдиции возложить уголовную ответственность на государственных и муниципальных служащих, не относящихся к числу должностных лиц, за получение незаконной выгоды имущественного характера.

9. Для обеспечения комплексного правового противодействия коррупционным правонарушениям и его оптимизации разработан и обоснован ряд предложений о внесении дополнений и изменений в смежное законодательство (административное, трудовое, гражданское, комплексное законодательство о противодействии коррупции).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение настоящей диссертации состоит в том, что сформулированные в ней положения могут быть использованы при разработке научных проблем российского и международного уголовного права, криминологии, при развитии концепции правового противодействия коррупции. Сформулированные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований общих и частных проблем оснований и дифференциации ответственности в уголовном праве, а также в процессе совершенствования уголовного, административного, гражданского, трудового и иного законодательства в области противодействия коррупции и практики его применения.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании курсов «Уголовное право. Особенная часть», «Криминология», в специальных курсах «Уголовная политика», «Экономические преступления», «Служебные преступления».

Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации научные положения и выводы отражены в 9 публикациях автора, в том числе в 3 публикациях в научных изданиях, рекомендованных ВАК России.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей и сотрудников Самарского государственного университета в 2008;2010 гг., а также на IV Российском Конгрессе уголовного права по теме «Категория „цель“ в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии» (г. Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 28−29 мая 2009 г.) — на VII Международной научно-практической конференции по теме «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке» (г. Москва, Московская государственная юридическая академия им. O.E. Кутафина, 28−29 января 2010 г.) — на Всероссийском научно-практическом семинаре «Коррупция и противодействие ей. Современная антикоррупционная политика России» (г. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 18 февраля 2008 г.) — на Всероссийском научно-практическом семинаре «Противодействие коррупции. Антикоррупционная экспертиза» (г. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 21 ноября 2008 г.) — на VII Международной научно-практической конференции «Татигцев-ские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, Волжский университет им. В. Н. Татищева, 15−18 апреля 2010 г.) — на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы уголовного права и криминологии» (г. Самара, Самарский государственный университет, 28 марта 2009 г.) — на научно-практическом семинаре «Проблемы противодействия служебным злоупотреблениям: уголовнои гражданско-правовой аспекты» (г. Самара, Самарский государственный университет, 29 апреля 2010 г.).

Объем и структура диссертации определяется целью и задачами иссле,-дования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая научное исследование, посвященное проблемам согласования уголовно-правовых и иных нормативных положений, действующих в области предупреждения коррупционных преступлений и других коррупционных правонарушений, подведем основные итоги и наметим пути и перспективы продолжения, научного поиска в указанной сфере.

Посягая на установленный порядок управления социальными делами, превращая его в систему недопустимых способов решения разнообразных личных и иных частных проблем посредством реализации низменных побуждений отдельных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, представителей управленческого персонала коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан, коррупция «разъедает» основы здоровых взаимоотношений между государством и гражданским обществом.

В свете сказанного сформулировано авторское определение родового понятия коррупционного правонарушения, осуществлен юридический анализ признаков, характеризующих коррупционные преступления, коррупционные административные правонарушения, коррупционные дисциплинарные нарушения и коррупционные гражданские правонарушения. Представлены авторские редакции «антикоррупционных» статей УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, обоснована целесообразность внесения изменений и дополнений в отдельные положения действующего законодательства России.

Особое внимание в рамках настоящего исследования обращено на объект коррупционных преступлений и коррупционных проступков. При этом сделан вывод о том, что коррупционные правонарушения посягают на различные по своему характеру объекты: конституционные права и свободы человека и гражданина, экономический порядок, качество управления, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях. Предметом коррупционного правонарушения могут охватываться как имущественные, гак и неимущественные выгоды.

Чго касается объективной стороны коррупционных правонарушений, последняя состоит в активной форме поведения, заключающейся в передаче или (и) получении соответствующих выгод участниками властеотношсний. Субъективная сторона коррупционного правонарушения характеризуется прямым умыслом, а также корыстной и (или) иной личной заинтересованностью. Субъекты коррупционного правонарушения (физические и юридические лица) имеют различную правовую характеристику и облекаются в «общие» и «специальные» юридические конструкции.

В современном обществе распространены такие формы коррупционного поведения, юридическая ответственность за которые не установлена, однако от этого их социальная опасность (вредоносность) не становится меньше. К таким формам поведения относится протекционизм и кумовство, которые нарушают принцип равенства граждан при принятии на службу и др.

Противодействие коррупционным проявлениям в обществе вовсе не означает постановку вопроса об исключительном усилении уголовной ответственности за указанные формы поведения. Напротив, следует использовать различные виды и формы правового воздействия. В уголовном праве — акцент смещать в сторону наказаний, не связанных с лишением свободы: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые заключаются в имущественном ущемлении интересов лиц, виновных в совершении коррупционного преступления.

Также целесообразно обсудить вопрос об уравнивании уголовной ответственности взяткодателя и взяткополучателя.

В отдельных международных правовых документах — Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней 2003 г. — предложено предусмотреть в национальном законодательстве уголовную ответственность за незаконное обогащение, то есть необоснованное увеличение имущественного состояния должностного лица, когда оно превышает его легальные доходы и не может быть разумным образом объяснено. На данной основе целесообразно установление за это служебное нарушение дисциплинарной ответственности.

При определении видов коррупционной деятельности в действующем законодательстве следует опираться на узкое понимание коррупции как сделки, иначе не исключено размывание границ между коррупционным правонарушением и поведением, сопряженным (связанным) с коррупцией.

Наличие одних лишь правовых запретов и мер реализации юридической ответственности за коррупционное поведение не способно его предотвратить. Коррупция похожа на мифологическую лернейскую гидру, при отсечении одной из голов у которой на ее месте вырастают две. Поэтому антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и инструментов (экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.).

В процессе правового противодействия коррупции целесообразно использовать юридические средства разной отраслевой природы, обеспечивая их согласованное использование. Большое значение в деле правового противодействия коррупции имеют меры гражданско-правового, административного, дисциплинарного воздействия на негативное коррупционное поведение, а также реализация комплексных мероприятий по предупреждению указанного общественно опасного поведения, направленных на устранение его причин и условий. Вместе с тем, на настоящий момент возможности административного, трудового, служебного и другого неуголовного законодательства не задействованы в борьбе с коррупцией в полном объеме.

Система уголовно-правовых положений об ответственности за коррупционные преступления продолжает играть немаловажную роль в целях предупреждения этого социально-негативного поведения. Очевидно, что предупреждение коррупционных преступлений помощью уголовно-правовых средств должно быть социально обусловленным, криминогенно мотивированным, комплексным (посредством межотраслевого правового регулирования) и научно обоснованным.

Актуальная проблема общего учения о коррупционных преступленияхпроблема соотношения данного преступного посягательства с иными коррупционными правонарушениями. Решение данной проблемы остается важной задачей, стоящей перед уголовно-правовой наукой. Основной путь совершенствования законодательства в указанной области — максимально возможная конкретизация и формализация признаков коррупционного преступления, позволяющих уточнить юридическую природу этого нарушения.

С учетом вышесказанного представляется целесообразным дальнейшее исследование нормативных положений о коррупционных преступлениях и продолжение научного поиска оптимальной законодательной модели системы уголовно-правовых норм об анализируемое общественно опасное (вредное) поведение, а также переосмысление системы мер противодействия коррупционным преступлениям и иным коррупционным правонарушениям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- СЗ РФ. 2010. № 41 (ч.2). Ст. 5192.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) // СЗ РФ.1996. № 5. Ст. 410- СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1- СЗ РФ. 2010. № 41 (ч.2). Ст. 5192.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 1 (чЛ). Ст. 3- СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5717.
  7. Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. на 29.01.2010) // СЗ РФ.1997. № 51. Ст. 5712- СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 458.
  8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 1 52 (ч.1). Ст. 6228.
  9. Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изм. па 14.02.2010) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215- СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 704.
  10. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3424.
  11. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЭ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (с изм. на 19.07.2009) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078- СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3642.
  12. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (с изм. на 19.07.2009) II СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078- СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3642.
  13. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. на 12.05.2009) // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74- СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2391.
  14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. на 19.05.2010) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145- СЗ РФ. 2010. № 21. Ст. 2526.
  15. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. на 01.12.2007) // СЗ РФ 2002. № 48. Ст. 4746- СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6079.
  16. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
  17. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.
  18. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
  19. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
  20. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции па 2010−2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
  21. Закон Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» от 31 марта 1993 г. // Рос. газета. 1993. 16 апреля.
  22. Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2007. 23 января. № 10 (1784).
  23. Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34−3PT «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. 2006. № 93.
  24. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
  25. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
  26. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. // СПС «КонсультантПлюс», Международное право.
  27. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.
  28. Международный кодекс поведения публичных должностных лиц, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 1996 г. // Чистые руки. 1999. № 2. С. 95−98.
  29. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» от 3 апреля 1999 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1999. № 21. С. 70−84.
  30. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г. № 22−15 // Информационный Бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 225−260.
  31. Модельный закон «О противодействии коррупции» в новой редакции от 25 ноября 2008 года // Информационный бюллетень. 2008. № 43.
  32. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Мн.: Право и экономика, 2005. 187 с.
  33. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. А. И. Коробеева. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. 112 с.
  34. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики / под ред. Стуканов А. П., Константинов Г1.Ю. СПб.: Юридический Центр Пресс. 2002. 352 с.
  35. Уголовный кодекс Украины с изм. и доп. по сост. на 20 июня 2009 г. / Под ред. В. И. Тютюгина. Харьков: ООО «Одиссей», 2009. 272 с.
  36. Уголовный кодекс Франции / Под ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крыловой. С-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 650 с.
  37. Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. Серебренниковой А. В М.: Изд-во «Зерцало», 2000. 208 с.
  38. Уголовное Уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германии: текст и научно-практический комментарий / пер. с нем. Голов-ненкова П.В. М.: Проспект, 2010. 280 с.
  39. Уголовный кодекс Швеции / научные редакторы проф. Н. Ф. Кузнецова и канд. юрид. наук С. С. Беляев. Перевод на русский язык С. С. Беляева. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 320 с. 1. Проекты законов РФ
  40. Проект № 96 700 358−2 «О борьбе с коррупцией» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В. И. Илюхиным, В.Д. Рожковым) // СПС «Кон-сультантПлюс».
  41. Проект Федерального закона № 216 592−3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ A.A. Аслахановым, Н. М. Безбородовым, В.П. Воротниковым) // СПС «КонсультанПлюс».
  42. Проект Федерального закона № 148 067−3 «О противодействии коррупции» (внесен депутатами Государственной Думы А. Г. Баскаевым, П. Т. Бурдуковым, В. И. Волковскпм, А. И. Гуровым, Н. Д. Коновалевым, A.C. Куликовым, А.Д. Куликовым) // СПС «КонсультантПлюс».
  43. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.
  44. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
  45. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591- СЗ РСФСР. 1996. № 16. Ст. 1769.
  46. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406- СЗ РСФСР. 2001. № 49. Ст. 4553.
  47. Кодекс законов о труде РСФСР 1972 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007- СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2945.
  48. Закон СССР от 6 марта 1991 г. № 2001−1 «О советской милиции» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 319.
  49. Декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» // СУ РСФСР. 1918. № 35. Ст. 467.
  50. Декрет СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. «О борьбе со взяточничеством» // СУ РСФСР. 1921. № 60. Ст. 421.
  51. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 13 октября 1929 г. «Об основах дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик» // СЗ СССР. 1929. № 71. Ст. 670.
  52. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Рос. газета. 1992. 7 апреля.
  53. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 16 «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (1924 1986 гг.). М.: «Известия», 1987.
  54. А.Х., Урсии Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002. 160 с.
  55. Административное право Российской Федерации: курс лекций / A.B. Мелехин. М.: Подготовлено для СПС «Консультант плюс», 2009. 492 с.
  56. O.A. Дифференциация ответственности за кражу по уголовному праву России. Самара, 2009. 226 с.
  57. А. Презумпции против коррупции // Законность. 2008. № 4.С. 2−8.
  58. JT. П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2002. 656 с.
  59. А .Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2004. 396 с.
  60. Д.Н., Росинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. 816 с.
  61. А.Г. Имущественные преступления. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 359 с.
  62. А.Г., Малков В. П. Антикоррупционная политика: современное состояние и тенденции // Юридический аналитический журнал. 2004. № 2−3(10−11). С. 7−19.
  63. А .Г., Шевченко И. Г. Уничтожение и повреждение имущества: вопросы, истории, теории, практики. М.: Юрлитинформ, 2010. 192 с.
  64. Г. И. К вопросу об уголовной ответственности юридических лиц // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2005. № 4. С. 19−29.
  65. Г. Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 1993. № 1. С. 30−31.
  66. B.C. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Комментарий законодательства и справочные материалы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. 576 с.
  67. О.Н. Реализация международно-правовых норм о борьбе с коррупцией в Российском уголовном праве // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции, М.: Проспект, 2008. С. 411−415.
  68. Взаимодействие международного и сравнительного уголовного права: Учебное пособие / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, B.C. Комисарова. М.: Издательский Дом «Городец», 2009. 288 с.
  69. .В. Коррупция. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. 44 с.
  70. H.A. Законодательные акты Петра I / Под ред. и с предисл. Б. И. Сыромятникова. Т. 1. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1945. 602 с.
  71. A.B. Ответственность за взяточничество (вопросы теории и практики). Краснодар: Куб. гос. агр. ун-т, 2008. 332 с.
  72. К.Н. Основания прекращения трудового договора. М.: ВЮЗИ, 1982. 80 с.
  73. Двинская уставная грамота 1379 года // Российская юстиция. 2006. № Ю. С. 58−59.
  74. A.B., Малков В. П. Системность и комплексный подход в правотворчестве (на примере уголовного права) // Уголовное право. 2005. № 3. С. 124−127.
  75. Н.Д. Уголовная ответственность за взяточничество по действующему законодательству // Проблемы социалистического права. Сб. 2. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1937. С. 20−47.
  76. H.A. Преступления против интересов службы. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. 190 с.
  77. H.A. Уголовная ответственность за коррупционные преступления (сравнительный анализ конвенции Совета Европы 1999 г. и уголовного законодательства России): Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003. 54 с.
  78. Н. А. Теоретические проблемы уголовной ответственности за преступления лиц, выполняющих управленческие функции (управленческие преступления). Волгоград: «Перемена». 2006. 552 с.
  79. А.И. Основные начала административного права. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1917. 294 с.
  80. Г. А. Уголовная ответственность юридических лиц в Российском праве: история и современность // Преступления в сфере экономики: Российский и Европейский опыт. Материалы совместного российско-германского круглого стола. М., 2009. С. 76−89.
  81. A.A. Должностные (служебные) преступления. М.: «Право и жизнь», 1923. 100 с.
  82. .В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М.: Юрид. лит., 1975. 168 с.
  83. П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск. 1995. 174 с.
  84. П.А. Корыстные злоупотребления по службе в дореволюционном Российском уголовном законодательстве. Лекция. Нижнекамск: Управление по организованной преступности МВД Республики Татарстан, 1993. 174 с.
  85. А.Л., Мелькин С. К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспект. М.: Вольтере Клувер, 2010. 200 с.
  86. А.К. Должностные преступления: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1988. 309 с.
  87. В.Ф. Виды должностных преступлений по советскому уголовному праву. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 183 с.
  88. А.И. Некоторые вопросы борьбы со взяточничеством // Правоведение. 1968. № 3. С. 79−85.
  89. И.М. Механизм криминализации власти // Власть: Криминологические и правовые проблемы. Российская криминологическая ассоциация. М., 2000. С. 35−36.
  90. В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. 1197 с.
  91. М.И., Шелковин Г. В. Взяточничество тягчайшее преступление//Сов. юстиция. 1961. № 24. С. 10−12.
  92. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. A.B. Наумова. М., 1996. 823 с.
  93. B.C. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 1993. № 1. С. 26−30.
  94. Н. М. Русское государственное право: в 2 т. Т.2 Часть особенная. 6-е изд. С.-Пб, Типография М. М. Стасюлевича, 1909. 739 с.
  95. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. 912 с.
  96. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. 912 с.
  97. Н.Е. Ответственность за должностные злоупотребления во Франции // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 1. С. 90−100.
  98. В.Н. Объективная сторона преступления. М.: Госюриз-дат, 1960. 244 с.
  99. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука, 1986.448 с.
  100. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб пособие. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998.216 с.
  101. А.П. Преступления против государственной власти: Комментарии к разделу X Уголовного Кодекса РФ. М.: Российская академия юридических наук, Изд-во «Вектор-ТиС», 2005. 360 с.
  102. Н.Ф. Преступление и преступность. М.: Изд-во Московского университета, 1969. 232 с.
  103. Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 1993. № 1. С. 21−26.
  104. Н.Ф. Новый Уголовный кодекс Франции // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 1994. № 3. С. 27−36.
  105. .А. Научные основы квалификации преступлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 181 с.
  106. Курс советского уголовного права. Общая часть: в 4 т. Т.4 / под ред. H.A. Беляева. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. 557 с.
  107. Курс уголовного права. В 6-ти т. Т. VI. Преступления против государственного аппарата и общественного порядка. Воинские преступления. М.: Наука. 1971.560 с.
  108. Н.П. Ответственность за взяточничество по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1957. 154 с.
  109. С.П., Бондарь В. Н., Дементьев А. Н., Никонов С. Ю. Противодействие коррупции на муниципальном уровне. М.: Волтерс Клувер, 2008. 264 с.
  110. Д.А. О системе административной ответственности // Актуальные проблемы правоведения. 2003. № 1−2. С. 83−86.
  111. H.A. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Следователь. 2009. № 6. С. 35−40.
  112. В.В. Коррупция учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8. С. 78−91.
  113. В. В. Правовое регулирование общественных отношений как важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности // Государство и право. 2001. С. 106−112.
  114. В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 912 с.
  115. М.Д. Ответственность должных лиц по советскому уголовному праву. Изд-во Казанского ун-та. 1972. 176 с.
  116. Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. 200 с.
  117. C.B. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЗАО «ЮрИнфор», 2008. 255 с.
  118. В. П. Еще раз о противодействии коррупционной и иной преступности наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. № 3. С. 161−170.
  119. А.И. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2. С. 18−28.
  120. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. 196 с.
  121. В.Д. Преступления против обороны СССР. М.: ВЮА, 1946. 128 с.
  122. Д.В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию. М.: Юрлитинформ, 2010. 200 с.
  123. А.И. Преступления и административные правонарушения. М.: ВЮЗИ, 1985. 71 с.
  124. A.B. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996. 560 с.
  125. A.B. Новое антикоррупционное законодательство: много упущено // Уголовное право. 2009. № 2. С. 100−104.
  126. Н. А. Руководство особенной части русского уголовного права. СПб.: 1887. 770 с.
  127. .С. Объект преступления. М.: Госюриздат. 1960. 228 с.
  128. .С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М.: Наука, 1990. 256 с.
  129. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) / Дагель П. С., Злобин Г. А., Келина С. Г., Кригер Г. Л., и др.- Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Яковлев A.M. М.: Наука, 1982. 303 с.
  130. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах / Под общ. ред. Ф. М. Решетникова. М.: Юрид. лит., 1994. 128 с.
  131. Ю.Е. Основания права. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. 491 с.
  132. Ю.С. Вопросы соотношения реституционного и кондикци-онного требований // Журнал российского права. 2010. № 7. С. 55−67.
  133. А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. 279 с.
  134. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юрид. лит., 1985.519 с.
  135. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. З. Акты Земских Соборов. М.: Юрид. лит., 1985. 512 с.
  136. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. O.A. Алякринского. М.: Логос, 2003. 356 с.
  137. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1963. 287 с.
  138. А.Я. Ответственность за должностные преступления. Киев: Наукова думка, 1978. 186 с.
  139. A.B. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2005. № 4. С. 77−86.
  140. Н.Д. Наказание в русском праве XVII века: исследование / отв. Ред. А. И. Чучаев, A.A. Ашин. Владимир, 2008. 254 с.
  141. Советское уголовное право. Часть Особенная: Учебник / под ред. Н. И. Загородникова. М.: Юрид. лит., 1973. 584 с.
  142. Н.С. Курс русского уголовного права. Часть Общая. Книга I. Учение о преступлении. СПб., 1874. 175 с.
  143. Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Петроград, Государственная типография, 1915. 928 с.
  144. Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: в 2 т. Т.2. М.: Наука, 1994. 128 с.
  145. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 546 с.
  146. Теория государства и права: учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Издательство «Зерцало», 2005. 800 с.
  147. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 768 с.
  148. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. 477 с.
  149. А. Н. Должностные и хозяйственные преступления. М.: Юриздат НКЮ СССР. 1938. 136 с.
  150. Уголовное право России. Учебник: Общая часть. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1994. 468 с.
  151. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / под ред. Л. В. Иногамовой -Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008. 560 с.
  152. Уголовное право России. Учебник для ВУЗов. В 2-х т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. М., 1998. 808 с.
  153. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. Л. В. Иногамовой Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008. 800 с.
  154. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов / под ред. Л. Л. Кругликова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 592 с.
  155. .С. Общее учение о должностных преступлениях. М.: Юрид. изд-во Министерства Юстиции СССР, 1948. 440 с.
  156. П.А. О подкупе / пер. с нем. Е. П. Анциферовой // Журнал гражданского и уголовного права. 1984. Кн. 6. С. 63−100.
  157. А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 19 декабря 2008 г. № 273 ФЗ (постатейный научно-практический). М.: «Дело и Сервис», 2010. 256 с.
  158. А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. 1994. № 8−9. С. 52−65.
  159. В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. Ярославль. 1916. 571 с.
  160. Г. Ю. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект // Следователь. 2008. № 5. С. 57−63.
  161. С. В. Может ли быть предметом взятки нематериальное благо? // Вестник советской юстиции. 1925. № 18. С. 701−706.
  162. В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти: ТолПИ, 1998. 296 с.
  163. Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Росс, юстиция. 2001. № 7. С. 58−59.
  164. Диссертации и авторефераты
  165. О.Н. Недействительные сделки как институт гражданского права и их значение в деятельности ОВД: автореф. дисс.. канд. юрид. СПб., 2004. 18 с.
  166. В. В. Коррупция и борьба с ней со второй половины XVI— XX вв. (криминологическое исследование): дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001. 209 с.
  167. А.Г. Должностные (служебные) преступления и проступки: дисс.. канд. юрид. наук. Казань. 1995. 234 с.
  168. М.А. Недействительность сделки, совершенной с целью противной основам правопорядка и нравственности: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003. 32 с.
  169. Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дисс.. канд. юрид. М., 2004. 194 с.
  170. .В. Корыстные злоупотребления по службе (хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением): уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: дисс. .д-ра юрид. паук, в форме научного доклада. М., 1991. 57 с.
  171. Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI XIX вв: Историко-правовое исследование: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2002. 25 с.
  172. С.А. Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспектива: автореф. дисс.канд. юрид. наук. Тюмень. 2006. 25 с.
  173. A.B. Уголовно-правовая характеристика подкупа: дисс.канд. юрид. наукв. Челябинск, 2000. 189 с.
  174. Д.А. Противодействие коррупции в органах государственной власти в современной России: политологический аспект: автореф. дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2009. С. 19.
  175. Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления: автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. СПб., 2010. 39 с.
  176. H.A. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Саратов, 1996.23 с.
  177. A.A. Теоретические и практические проблемы составов, квалификации и правовых последствий недействительных сделок: комплексный анализ: автореф. дисс.. д-ра. юрид. наук. М., 2006. 50 с.
  178. B.C. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами: автореф. дисс.канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. 36 с.
  179. A.M. Административно-правовые аспекты противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дисс.канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. 22 с.
  180. Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: авгореф. дис.канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 30 с.
  181. И.В. Правовая природа недействительных сделок: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002. 26 с.
  182. А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: автореф. дисс.канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 29 с.
  183. Д.В. Коррупция и уголовно-правовое воздействие на нее: дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 251 с.
  184. С.Ю. Антикоррупционная политика российского государства в современных условиях: автореф. дисс.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2009. 22 с.
  185. Ш. Г. Проблема должностных преступлений и борьбы с ними по советсткому уголовному праву и судебной практике (по материалам Грузинской ССР): автореф. дисс.докт. юрид. наук. Тбилиси. 1983. 53 с.
  186. И.А. Коррупционные преступления и меры их предупреждения: дисс.. канд. юрид. паук. СПб., 2006. 231 с.
  187. И.В. Уголовная ответственность юридических лиц: автореф. дисс. канд. юрид. паук. СПб, 2003. 30 с.
  188. С.С. Предупреждение коррупционных преступлений в зарубежных странах: дис.канд. юрид. наук. М., 2005. 194 с.
  189. А. В. Получение взятки по уголовному праву Казахстана: автореф. дис.канд. юрид. наук. Томск, 2007. 25 с.
  190. Д.О. Общие учения теории недействительных сделок и проблемы их восприятия в российской доктрине, законодательстве и судебной практике: автореф. дисс.. д-ра. юрид. наук. Томск, 2006. 66 с.
  191. Н.В. Коррупционная преступность в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 31 с.
  192. A.A. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.
  193. А. В. Ответственность за преступления против интересов службы: автореф. дис.. доктора юрид. наук. Омск. 2006. 39 с.
  194. A.A. Подкуп как криминогенное преступление (понятие, виды, юридический анализ, квалификация: дисс.. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2001.258 с.
  195. Материалы судебной практики
  196. Архив Самарского районного суда г. Самары за 2008 г. Уголовное дело № 1−191/08.
  197. Архив Самарского районного суда г. Самары за 2008 г. Уголовное дело № 1−102/07.
  198. Архив Кинельского районного суда Самарской области за 2010 г. Уголовное дело № 1−143/2010.
  199. О результатах обобщения судебной практики по делам о преступлениях, связанных с коррупцией, за 2007 год // Вестник прокуратуры Самарской области. 2007. № 4.
  200. Обзор судебной практики за 2001 г. // СПС «Гарант».
  201. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
  202. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 8.
  203. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 12.
  204. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 8.1. Словари
  205. А.Б. Большой энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000. 720 с.
  206. А.Э., Газимзянов P.P., Кабанов П. А. Коррупция и антикоррупционная политика. М.: МедиаПресс. 2008. 144 с.
  207. Гак В.Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. 4-е изд. М.: Рус. яз., 1998. С. 248.
  208. Логический словарь: ДЕФОРТ / ред. A.A. Ивин, и др.- сост. В. Н. Переверзев. М.: Мысль, 1994. 269 с.
  209. В.К. Новый англо-русский словарь / Под ред. М. М. Маяковского. 4-е изд., дополнен. М.: Альта-Пресс, 2003. 895 с.
  210. Немецко-русский (основной) словарь / Под ред. Л. Карлфильда. 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1998. 529 с.
  211. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотип. М: АЗЪ, 1996. 928 с.
  212. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: НОРМА, 2003. 976 с.
  213. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. М.: государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. 856 с.
  214. Словарь русского языка: в 4-х т. Т2 / Под ред. А.П. Евгеньевой- 3-е изд. М.: Русский язык, 1986. 736 с.
Заполнить форму текущей работой