Исследование и разработка электропривода на основе машины двойного питания и преобразователя частоты со звеном постоянного тока
Частный случай электропривода с МДП — асинхронный вентильный каскад (АВК) широко применяется у нас в стране в различных отраслях народного хозяйства. Освоен серийный выпуск разработанных ВНИИЗлектропривод и ВНИИРеле нереверсивных вентильных каскадов мощностью до 5000 кВт и до 125 кВт реверсивного варианта АВК (ТДПР). Вентильно-машинные однокорпусные каскады выпускаются заводом… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА. И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕПИ ВЫПРЯМЛЕННОГО ТОКА
- 1. 1. Общие сведения
- 1. 2. Режимы работы ЩП с ПЧ со звеном постоянного тока
- 1. 3. Электромагнитные процессы в цепи выпрямленного тока
- 1. 3. 1. ВлирШе полностью управляемой poторной группы вентилей
- 1. 3. 2. Уравнение выпрямленного тока электропривода
- 1. 4. Зона прерывистых токов
- 1. 5. Анализ полученных результатов
- Выводы
- 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
- 2. 1. Общие сведения
- 2. 2. Механические характеристики
- 2. 3. Влияние изменения магнитного потока на электромагнитный момент АД
- 2. 4. Использование асинхронной машины по моменту
- 2. 5. Коэффициент мощности
- 2. 6. Коэффициенты сдвига и искажения тока
- 2. 7. Коэффициент полезного действия
- 2. 8. Математическое моделирование электропривода на ЦВМ
- 2. 9. Анализ полученных результатов
- Выводы
- 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОТОРНОМ БЛОКЕ ТИРИС-Т0РН0Г0 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ИСКУССТВЕННОЙ КОММУТАЦИЕЙ ТОКА
- 3. 1. Общие сведения
- 3. 2. Коммутационные процессы при ограничении перенапряжений активным сопротивлением
- 3. 3. Коммутационные процессы при ограничении перенапряжений УОП. III
- 3. 4. Математическое моделирование коммутационных процессов на ЦВМ
- 3. 5. Параметры УОП
- 3. 6. Анализ полученных результатов
- Выводы
- 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
- 4. 1. Технико-экономическое сравнение конкурирующих вариантов электропривода
- 4. 2. Экспериментальные исследования
Исследование и разработка электропривода на основе машины двойного питания и преобразователя частоты со звеном постоянного тока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Постоянный рост производительности труда и повышение качества продукции являются важнейшими народнохозяйственными задачами, имеющими решающее значение в укреплении экономического потенциала страны и создании материально-технической базы коммунизма. Решение этих задач неразрывно связано с повышением энерговооруженности производств, внедрением регулируемых автоматических систем, обеспечивающих рациональное управление технологическими процессами. Создание высокопроизводительных машин и агрегатов невозможно без применения систем электропривода как основы комплексной автоматизации производства.
В решениях УШ и IX Всесоюзных научно-технических конференций по проблемам автоматизированного электропривода, силовых полупроводниковых приборов и преобразователей на их основе подчеркивалась необходимость преимущественного развития регулируемого электропривода переменного тока, одним из перспективных вариантов которого является электропривод на основе машины двойного питания (ЩЩ). Интерес к нему в настоящее время растет как у нас в стране, так и за рубежом. МДП — это наиболее общий случай регулируемого электропривода переменного тока, позволяющий полностью использовать возможности машины.
Теория и практика МДП начинают свое развитие с работ по коллекторным каскадам В. Зейца, Д. Осанна, Л. Дрейфуса, М. П. Костенко, В. Г. Касьянова и др.
Современные работы в области теории и принципов построения систем регулирования ВД1 были начаты в 50-х годах во ВНИИЭ под руководством М. М. Ботвинника. Дальнейшее развитие теория МДП получила в трудах А. С. Сандлера, Г. Б. Онищенко, Ю. Г. Шакаряна, С. В. Хватова, И. П. Локтевой, В. Г. Титова, В. А. Баркова и других ученых.
В настоящее время институтами ВНИИЭ, НИИ ХЭМЗ, ВНИИЭлектропривод, ВНИИРеле, Гипроугольавтоматизация, НИИ завода «Электровыпрямитель», МЭИ, УПИ, ГПИ и другими организациями ведутся исследования и работы по созданию МДП для различных отраслей народного хозяйства.
Харьковским электромеханическим заводом и ВНИИЭ создан электропривод на основе МДП для цементной мельницы мощностью 1000 кВт с диапазоном регулирования частоты вращения I: 1,4. На донецком металлургическом заводе введен в эксплуатацию аналогичный электропривод мощностью 800 кВт. Заводом Сибэлектротяж-маш, институтом Гипроугольавтоматизация и ВНИИЭ сдан в промышленную эксплуатацию электропривод турбокомпрессора с диапазоном регулирования I: 1,3 f4lj. Созданы и успешно эксплуатируются гидрогенераторы на основе МДП мощностью 50 мВА, разрабатываются аналогичные системы мощностью 200 — 1000 мВт [I]. В настоящее время у нас в стране и за рубежом ведутся интенсивные работы по созданию двигатель-генераторных комплексов на основе МДП для реализации управляемых связей энергосистем [81]. Так, фирмой «Бро-ун Бовери» внедрен подобный комплекс 80 мВт для связи промышленной и тяговой сетей. Рядом зарубежных фирм («Мицубиси», «Тосиба», «Сименс» и др.) начат серийный выпуск электроприводов на основе МДП, в том числе и в бесконтактном варианте [9].
Частный случай электропривода с МДП — асинхронный вентильный каскад (АВК) широко применяется у нас в стране в различных отраслях народного хозяйства. Освоен серийный выпуск разработанных ВНИИЗлектропривод и ВНИИРеле нереверсивных вентильных каскадов мощностью до 5000 кВт и до 125 кВт реверсивного варианта АВК (ТДПР). Вентильно-машинные однокорпусные каскады выпускаются заводом «Кузбассэлектромотор» [41]. НИИ завода «Электровыпрямитель «разработана серия вентильных каскадов для нагружающих устройств испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания. Этим же институтом проводятся работы по созданию нагружающих устройств на основе МДП [79]. Создание, опыт эксплуатации и ведущиеся интенсивные разработки подобных установок позволяют приступить к более широкому применению регулируемых электроприводов на базе МДП.
Перспектива скорейшего внедрения подобных систем в различных отраслях народного хозяйства основывается, в первую очередь, на хорошо разработанной советскими учеными современной теории ЩП. Так, в [41] достаточно глубоко изложены вопросы теории, методы расчета и проектирования регулируемого электропривода на основе ЩП и АВК, принципы построения замкнутых систем регулирования каскадных электроприводов, определены области применения подобных систем. Рассмотрению установившихся и переходных режимов работы ЩП, вопросам устойчивости и управления асинхронизи-рованных генераторов, двигателей, компенсаторов активной и реактивной мощности посвящены фундаментальные работы [82], [II]. Достаточно глубоко на сегодняшний день разработаны вопросы синтеза систем регулирования МЦП [42, 5, 41, 82]. В работах [41, 8, 50, 58, 54, 68, 69] анализируются энергетические соотношения МДП и вентильных каскадов в различных режимах работы и с различными типами преобразователей в роторной цепи асинхронной машины. Значительное внимание исследователей МДП уделено бесконтактному варианту такого электропривода [58, I, 33], когда исключение вращающихся колец и щеточного контакта позволит повысить надежность электропривода. Вопросы работы ЩI при автономном питании рассмотрены в [2].
В указанных выше разработках и исследованиях рассматривается вариант ЩП с преобразователем частоты с непосредственной связью (НПЧ). Отличаясь высоким КПД и уменьшенной установленной мощностью преобразователя, обладая возможностью регулирования как активной, так и реактивной мощности асинхронной машины, такой электропривод имеет ограниченный диапазон регулирования частоты вращения вала. Практически он не превышает + 30 $ от и) а (а)0 — синхронная частота вращения).
Успехи в развитии теории и практики машин двойного питания, отмеченные основные достоинства позволяют сегодня поставить задачу о создании электропривода на основе ЩП с новыми функциональными возможностями. Это расширит область применения МДП в народном хозяйстве и, в частности, для механизмов с большим диапазоном регулирования частоты вращения и мощностями от десятков до сотен кВт.
Реализация ЩП с глубоким диапазоном регулирования частоты вращения требует, в первую очередь, разработки преобразователя в роторной цепи с диапазоном изменения выходной частоты 50 — 0 -50 Гц, что позволит обеспечить изменение скольжения асинхронной машины в пределах от I доI (со =0+2 сОо) и формирование пуско-тормозных режимов.
Следует отметить, что работы в этом направлении как у нас в стране, так и за рубежом за последнее время активизировались. Так, по данным [64] японской фирмой «Тосиба» освоено серийное производство МДП с НПЧ, при определенных законах управления которым может быть обеспечен диапазон изменения частоты вращения от 0 до 2 и) о • Анализу работы такого электропривода посвящены работы советских исследователей [ 74]. В [8, 6, 73 ] рассмотрены особенности работы МДП с широким диапазоном регулирования частоты вращения. Получены при синусоидальном питании ротора основные функции регулирования. В [38, 83] показана возможность применения для реализации ЩП с широким диапазоном регулирования частоты вращения НПЧ с искусственной коммутацией (ИК) тока ротора. Исследованию режимов работы МДП на основе преобразователя частоты со звеном постоянного тока и управляемым роторным блоком с естественной коммутацией (ЕК) посвящены работы fl5, 59, 77]. В них рассмотрены особенности перехода через синхронную скорость, режимы непрерывного и прерывистых токов, вопросы использования электрооборудования.
Одним из перспективных вариантов МДП является МДП на основе преобразователя частоты со звеном постоянного тока (ВДП с ПЧ) и ИК тока вентилей роторного блока электропривода [45]. Реализация ЩП на основе такого преобразователя позволит обеспечить диапазон регулирования частоты вращения от 0 до 2с0о и устранить недостатки, присущие МДП с токовым НПЧ при естественной коммутации. К ним, в первую очередь, следует отнести ограничение по углу сдвига тока ротора и, как следствие, значительные реактивные мощности во вторичной цепи асинхронного двигателя (АД)" что приводит к недоиспользованию АД по моменту. Сравнение такого электропривода с равноценным по техническим возможностям варианта электропривода на основе МДП с НПЧ и Ж [38] показывает, что схемное решение у ЩП с ПЧ проще.
Несмотря на то, что исследованию машины двойного питания посвящено значительное количество работ, вариант ЩП с ПЧ оставлен практически без внимания. При этом следует иметь в виду, что вопросы теории, освещенные в фундаментальных работах по ЩП [41, II, 82], справедливы и для данного варианта. Однако целый ряд вопросов, без решения которых невозможны проектирование и реализация такого электропривода, остается нерешенным. К их числу необходимо отнести исследование электромагнитных процессов в цепи выпрямленного тока электропривода с целью разработки методики расчета его основных электромеханических соотношений, определения зон непрерывного и прерывистых токов, выбора фильтрующего реактора, определения использования оборудования и других показателей. Следует отметить, что подобные вопросы решались для АВК [62, 76], однако особенности ЩП с ПЧ, изменяющие характер протекания электромагнитных процессов, не позволяют использовать полученные в указанных исследованиях результаты.
Включение тиристорного преобразователя с ИК в роторную цепь АД привело к необходимости рассмотрения электромагнитных коммутационных процессов. Подобным вопросам для автономных инверторов посвящено значительное количество работ [3, 16, 17, 18, 24, 63, 12, 23]. В них решаются задачи выбора рациональных схем коммутации, оптимизации элементов коммутирующих контуров, определение потерь и др. Однако в ЩП эти вопросы необходимо рассмотреть с иных позиций, считая основным критерием уровень напряжения на элементах преобразователя. Именно он определяет форму тока в роторе АД, установленную мощность устройств ИК и ограничения перенапряжений. Выполнение преобразователя на полностью управляемых вентильных элементах, перспектива появления которых сегодня реальна, не снимает поставленные вопросы и делает более актуальным именно такой подход к анализу электромагнитных процессов.
Проведение работ по исследованию МИД с ПЧ определилось также необходимостью разработки универсальных нагружающих устройств для испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания, основным требованием к которым является обеспечение регулирования частоты вращения в диапазоне от 0,3 до 2 а) о или нагрузочного момента от 0 до 1,2 от номинального значения в том же диапазоне частот вращения. По этой теме, согласно Постановлению ГКНТ при Совете Министров СССР, головная организацияНИИ завода «Электровыпрямитель», а Горьковский политехнический институт — соисполнитель.
В связи с вышеизложенным можно в целом сформулировать цель диссертационной работы.
Цель диссертационной работы заключается в исследовании и разработке электропривода на основе ЩП с преобразователем частоты со звеном постоянного тока, обеспечивающим регулирование частоты вращения от 0 до двойной синхронной.
Поставленная цель определила круг задач, решаемых автором.
Задача диссертационной работы заключается в;
— исследовании электромагнитных процессов в цепи выпрямленного тока электропривода с целью определения среднего и действующего значений, зон непрерывных и прерывистых токов, индуктивности фильтрующего реактора;
— определении механических характеристик, использования АД по моменту и энергетических показателей электропривода;
— исследовании электромагнитных процессов в роторном блоке тиристорного преобразователя электропривода с устройством ИК и на полностью управляемых вентилях с целью разработки методики расчета параметров их основных узлов и влияния на характеристики электропривода;
— определении экономической целесообразности применения исследуемого электропривода.
Методы исследования* Решение указанных задач выполнялось с использованием:
— классического метода расчета переходных процессов в электрических цепях (электромагнитные процессы в роторном блоке тиристорного преобразователя электропривода с искусственной коммутацией тока вентилей и в цепи выпрямленного тока МДП);
— аналитической теории асинхронных машин (электромеханические процессы);
— математического моделирования на ЦВМ;
— метода минимума годовых приведенных затрат (определение области экономичности исследуемого электропривода);
— экспериментальных методов проверки теоретических результатов (на экспериментальной лабораторной установке и опытно-промышленном образце).
Научная новизна. Основными научными результатами диссертации, полученными в ходе проведенных комплексных исследований, являются:
— технические и эксплуатационные характеристики системы электропривода на основе ОДШ с ПЧ со звеном постоянного тока, позволяющие производить проектирование подобных установок;
— полученные на основании исследования электромагнитных процессов в цепи выпрямленного тока выражения мгновенного и среднего токов, позволяющие определить основные электромеханические соотношения электропривода и производить выбор фильтрующего реактора;
— методика проектирования роторного блока тиристорного преобразователя с искусственной коммутацией тока и на полностью управляемых вентильных элементах при различных способах ограничения перенапряжений.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в следующем:
— показана целесообразность применения электропривода на основе МДП с ПЧ со звеном постоянного тока для механизмов, требующих глубокого диапазона регулирования скорости;
— разработана инженерная методика расчета параметров роторного блока тиристорного преобразователя электропривода с искусственной коммутацией и на полностью управляемых вентильных элементах;
— разработан опытно-промышленный образец тиристорного преобразователя с ИК тока.
Область применения электропривода. Проведенные исследования электромеханических и эксплуатационных характеристик привода позволяют наметить основные области его применения:
— регулируемый привод насосов, вентиляторов, компрессоров и т. д.;
— нагружающие устройства для испытания и диагностики автотракторных и других двигателей, обеспечивающие: двигательный и генераторный режимы в диапазоне изменения скоростей от 0 до двойной синхронной и выше.
Реализация результатов работы. Разработанный совместно с НИИ завода «Электровыпрямитель» вариант тиристорного преобразователя с искусственной коммутацией тока вентилей внедрен в нагружающем устройстве мощностью 160 кВт для испытания двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. Результаты теоретических исследований внедрены в виде методик расчета системы ЩП с ПЧ со звеном постоянного тока при проектировании нагружающих устройств испытания двигателей в НИИ завода «Электровыпрямитель». По этой проб'- леме (согласно Постановлению ГКНТ СССР от 12.05.75 г. Л 214) НИИ завода «Электровыпрямитель» является головной организацией, а Горьковский политехнический институт — соисполнителем.
В работе автор защищает результаты комплексного исследования электропривода на основе ВДЩ с ПЧ со звеном постоянного токатехнические и эксплуатационные характеристики, выражения мгновенного и среднего токов в промежуточной цепи электропривода, методику проектирования роторного блока тиристорного преобразователя электропривода с искусственной коммутацией тока и на полностью управляемых вентильных элементах, результаты экспериментального исследования.
Публикация и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 6 работ [28, 30, 71, 72, 75, 77].
Основные положения, результаты и выводы диссертационной ра-V боты были доложены и обсуждены на следующих научно-технических конференциях и совещаниях:
— научно-техническая конференция «Вентильные преобразователи с улучшенными энергетическими показателями», Горький, 1977 г.;
— Всесоюзное научно-техническое совещание «Вентильные автоматизированные электроприводы и преобразователи с улучшенными характеристиками», Запорожье, 1978 г.;
— научно-техническая конференция «Повышение эффективности преобразовательной техники и систем энергетики», Горький, 1978 г.;
— У научно-техническая конференция «Электроприводы переменного тока», Свердловск, 1979 г.;
— Всесоюзная научно-техническая конференция «Применение в технологических процессах машиностроительного производства полупроводниковых преобразователей частоты», Уфа, 1980 г.;
— Всесоюзное научно-техническое совещание «Автоматизированные тиристорные нагружающие устройства для двигателей внутреннего сгорания», Саранск, 1981 г.;
— научно-технические конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики», Горький, 1982, 1983 г, г.
Объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, приложения и библиографического списка литературы. Структурно каждая глава теоретического исследования построена так, что в начале излагается постановка задачи. Затем приводится ее решение в общем виде. Количественный анализ дается в § «Анализ полученных результатов» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Постоянное расширение области применения электроприводов на основе МДП требует разработки и изучения различных схем ее реализации. Перспективным представляется вариант МДП с преобразователем частоты со звеном постоянного тока для механизмов средних мощностей и диапазона изменения скорости вращения от 0 до двойной синхронной и выше. Комплекс проведенных исследований позволил расширить знания в области МДП. Настоящая работа является логическим продолжением работ, связанных с развитием систем О асинхронного вентильного каскада. Поставленные задачи решались с единых методологических позиций. В работе получен ряд новых результатов, касающихся специфики работы электропривода с полностью управляемой роторной группой вентилей.
В итоге проведенных исследований получены следующие основные результаты:
1. Разработана инженерная методика расчета электромагнитных процессов в цепи выпрямленного тока электропривода с полностью управляемой роторной группой вентилей. Получены выражения среднего и мгновенного значений выпрямленного тока. Показано, что форма тока промежуточной цепи определяется направлением скачка ЭДС в той группе вентилей, частота изменения напряжения в которой выше, и зависит от величины угла управления, а также от индуктивности фильтрующего реактора в промежуточной цепи электропривода. Разработана методика выбора индуктивности фильтрующего реактора в цепи выпрямленного тока из условия ограничения зоны РПТ.
2. Получены основные электромеханические соотношения электропривода на основе МДП с ПЧ со звеном постоянного тока. Произведен расчет коэффициента использования АД и энергетических показателей электропривода.
3. Определен целесообразный с точки зрения коэффициента использования уровень перенапряжений на элементах роторной группы вентилей Л =(1,4+1,5) Егт. Показано, что угол управления роторным блоком, соответствующий максимальному коэффициенту использования АД по моменту, находится в диапазоне =10+20 эл. град, при ВРРГ и 190+200 эл. град, при ИРРГ.
4. Разработана методика расчета параметров узла принудительного выключения тиристоров для различных схемных решений УИК при ограничении уровня перенапряжений эквивалентным сопротивлением контура коммутации и применением УОП. Показано, что в первом случае реальный уровень перенапряжений равен 2 и более от амплитуды ЭДС на кольцах АД при S =1 и применим из-за значительных потерь в качестве роторной группы вентилей для электроприводов малой мощности (единицы кВт). Наиболее приемлемый способ ограничения перенапряжений — применение УОП с повышающим трансформатором и инвертором для сброса энергии, запасенной в фазе ротора, в сеть. При этом установленная мощность коммутирующего конденсатора уменьшается более, чем в 8 раз.
5. Проведен сравнительный анализ различных схемных решений УИК с точки зрения установленной мощности реактивных элементов УЖ. Показано, что наиболее целесообразно применение общего устройства коммутации. При этом потери активной мощности по сравнению с групповым УИК меньше в 1,2+1,5 раза, что объясняется наличием холостого хода перезаряда в последнем.
6. Разработана методика расчета параметров элементов УОП. Показано, что мощность этого устройства зависит от величины уровня перенапряжений на элементах и индуктивности рассеяния АД.
Мощность УОП при работе преобразователя в качестве роторного блока в ЩЩ может достигать 20 $ от мощности двигателя при значениях скольжения, близких (по модулю) к единице.
7. Внедрен промышленный образец преобразователя с искусственной коммутацией мощностью 160 кВт. Проведено экспериментальное исследование МДП с ПЧ со звеном постоянного тока на лабораторной установке. Результаты теоретических исследований внедрены в виде методик расчета системы МИД с ПЧ со звеном постоянного тока при проектировании нагружающих устройств испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания в НИИ завода «Электровыпрямитель» г. Саранск. По этой проблеме согласно Постановлению ГКНТ СССР от 12.05.75 г. № 214 НИИ завода «Электровыпрямитель» является головной организацией, а Горьковский политехнический институт — соисполнителем.
Список литературы
- Азимов Р.А. Исследование и разработка регулируемого электропривода с бесконтактной машиной двойного питания для мощных турбомеханизмов. — Автореферат канд. дисс. М. МЭИ, 1980, 19 с.
- Айзенштадт С.Б., Ш, а к, а р я н Ю.Г. О законе регулирования напряжения статора и ротора АСД, работающего в автономной системе. Электротехника, 1973, ^ II, с. 14−16.
- Б, а е в А.В., Беглецов Н. Н., Ч е н ч и к М. Ф. Исследование переходных процессов в вентильном преобразователе с искусственной коммутацией. В кн.: Современныеезадачи преобразовательной техники. Ч. 5, Кйев, 1975, с. 19 — 27.
- Б, а р к о в В.А., Б у л ы г и н Г. В. Синтез компаудирующих связей в системе регулируемого электропривода с двигателем двойного питания. Известия ВУЗов. Энергетика, 1976, В 7, с. 54 — 59.
- Барков В.А., Б у л ы г и н Г.В. Исследование замкнутой системы электропривода с двигателем двойного питания. -Известия ВУЗов. Электромеханика, 1977, В 10, с. 22 23.
- Б, а р к о в В.А., К, а а с и к П.Ю., Кривцова А. Н. Исследование колебаний мгновенной скорости индукторных двигателей двойного питания. Тр. Ленингр. политехи, ин-та, 1971, * 324, с. 84 — 86.
- Барков В.А. Система электропривода переменного тока с широким диапазоном регулирования скорости. В кн.: Новая техника в электроснабж. и электрооборуд. пром. предприятий, «2, 1971, с. 101 — 104.
- Б л о ц к и й Н.Н., Л, а б у н е ц И.А., Ш, а к, а р я н Ю. Г. Машины двойного питания. Итоги науки и техники. Сер. Электрические машины и трансформаторы. Том 2, М.: ВИНИТИ, 1979, 122 с.
- Ботвинник М.М. и др. Установившийся режим УМПТ при несинусоидальной форме тока ротора. Электротехника, 1975, J& 2, с. 14 — 16.
- Ботвинник М.М., Ш, а к, а р я н Ю.Г. Управляемая машина переменного тока. М.: Наука, 1969, 140 с.
- Б у л, а т о в О.Г., 0 д ы н ь С. В. Вентильные преобразователи на базе полностью управляемых тиристоров. Итоги науки и техники. Сер. Силовая преобразовательная техника. Том 2, 1979, НО с.
- Булгаков А.А. Новая теория управляемых выпрямителей. -М.: Наука, 1970, 320 с.
- Б у и с т о в Г. К. Расчет энергетических показателей вентильного каскадного электропривода с тиристорным коммутатором в фазе статора. Тр. Всес. н.-и. проект.-конструкт, и технол. ин-та релестр., 1977, № 7, с. 54 — 62.
- Б ы с т р о в A.M., Ш е л е п и н В. Ф. Режимы коммутации тиристоров роторной группы преобразователя частоты методом прерывания тока в электроприводе с двухзонным регулированием скорости. Электричество, 1971, Jfc 7, с. II — 15.
- Глинтерник С.Р., Ушаков Ю. А. Сравнение схем преобразователей с искусственной коммутацией на основной и тройной частоте. В кн.: Пробл. электроэнерг. и электромехан. Л.: Наука, 1977, с. 97 — 107.
- Глинтерник С.Р. Обобщение теории электромагнитных процессов в компенсированных вентильных преобразователях последовательного и параллельного типов. Теор. электротехника. Респ. межвед. науч.-техн. сб, 1976, вып. 20, с. II3-I25.
- Гончаров Ю.П., Панасенко Н. В., Тимченко Н. А. Узлы коммутации с шунтированием силового тиристора. В кн.: Соврем, задачи преобразоват. техники. Ч. 3, Киев, 1975, с. 129 — 138.
- Горчаков В.В., Хватов С. В. Универсальные электромагнитные соотношения для системы реверсивного асинхронного вентильного каскада. Тр. Всес. н.-и., проект.-конст-рукт. и технол. ин-та релестр., Л 10, 1979, с. 51 — 65.
- Горчаков В.В., Невский В. В., Сушенцов А. А. Бесконтактное устройствоПРБУ-330−100 ДОЯ управления асинхронным двигателем с фазным ротором. Электротехническая промышленность. Электропривод, 1970, вып. 4, с. 38−41.
- Градусов В.Н., Закорюкин Ю. В. Режим прерывистых токов в вентильном каскадном электроприводе с несимметричным управлением инверторами. В кн.: Усовершен. и ав-томатиз. пром. электроприводов и электроустановок. Вып. 3, Иваново, 1975, с. 78−81.
- Е р е м е н к о В. Г. Исследование тиристорных преобразователей с емкостной коммутацией. Тр. МЭИ, вып. 258, 1975, с. 112 121.
- Закорюкин Ю.В., Градусов В. Н. Выбор индуктивности сглаживающего дросселя из условия ограничения тока закорачивания. В кн.: Усовершенствование и автом. пром. электроприводов и электроустановок, вып. 3, Иваново, 1975, с. 121 — 124.
- Закорюкин Ю.В., Градусов В. Н. Стабилизация скорости вентильного каскадного электропривода. В кн.: Усоверш. и автоматиз. пром. электроприводов и электроустановок, вып. 4, Иваново, 1976, с. 78 — 83.
- И в, а н о в Г. М., Онищенко Г. Б., Новиков
- А.И. Эффективное использование инверторной установки при испытании дизель-генераторных установок. Промышленная энергетика, Я 2, 1967, с. 22−28.
- Иванов С.В., Заливалов С. А. и др. Построение защиты тиристорных нагружающих устройств. В кн.: Автоматизированные тиристорные нагружающие устройства для двигателей внутреннего сгорания, Саранск, 1981, с. 30 — 31.
- Игольников Ю.С. Определение коэффициента мощности управляемых выпрямителей при работе на нагрузку с конечной индуктивностью. В кн.: Соврем, задачи преобразоват. техники. Ч. 3, Киев, 1975, с. 30 — 39.
- К, а з, а р я н С. Л. Установленная мощность преобразователя частоты управляемой машины переменного тока. Промышленность Армении, & II, 1975, с. 48 — 50.
- Каримов Х.Г. Бесконтактный регулируемый электропривод,-Ташкент: Фан, 1982, 142 с.
- Лабунцов В.А., Р и в к и н Г.А., Шевченко Г. И. Автономные тиристорные инверторы (под ред. М.Г. Чилики-на), М.-Л.: Энергия, 1967, 160 с.
- Локтева И. Л. Математическое моделирование на АВМ асинхронных машин с пассивным вентильным преобразователем в роторе. Электротехническая промышленность. Электропривод, 1970, вып. 4, с. II — 15.
- М, а е в с к и й О. А. Энергетические показатели вентильных преобразователей. М.: Энергия, 1978, 318 с.
- М и г, а л ь B.C., Огородний А. Д. 0 выборе величины индуктивности вентильного каскада. Электротехника, № 12, 1976, с. 9 — II.
- Милях А.Н., Корнилов Б. В., Ч е х е т Э.М. Асинхронно-вентильный каскад с преобразователем частоты с однократной модуляцией. В кн.: Непосредственные преобразователи с искусственной коммутацией. Киев: Знание, 1977, с. Ill — 115.
- Мельник Г. Е. Коммутация в схемах вентильных преобразователей с усложненными законами управления. В кн.: Пробл. общ. энерг. и един, энерг. системы. Вып. 10, Алма- Ата: Наука, 1976, с. 49 — 54.
- Мухамеджанов B.C. Добротность колебательных контуров коммутации в АИН. Тр. Ташкент, политехи, ин-та, вып. 152, 1975, с. 64 — 66.
- Онищенко Г. В., Локтева И. Л. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания. М.: Энергия, 1979, -199 с.
- Онищенко Г. Б., Ш, а к, а р я н Ю.Г., Локтева
- И.Л. Некоторые принципы синтеза систем регулирования электропривода переменного тока. В сб. тр. Всес. Заочн. полит, ин-та, Я 118, 1978, с. 3 — 23.
- Парфенов Э.К., Прозоров В. А. Вентильные каскады. Л.: Энергия, Ленингр. отд., 1968, 91 с.
- Парфенов Э.К., Ровинский П. А. Асинхронно-вентильные каскады дом двухзонного регулирования скорости асинхронных двигателей. Л.: Наука, 1977, 116 с.
- Плесков В.И., Стрелков В. П., Титов В. Г., Хватов С. В. Асинхронный валогенератор с тирис торным управлением в цепи ротора. Вопросы судостроения, Судовая электроника и связь, вып. 6, 1973, с. 26 — 36.
- Плесков В.И., Хватов С. В., Дерюжкова Н. Е., Сахаров В. Л. Асинхронный вентильный каскад с искусственной коммутацией роторного преобразователя. В кн.: Асинхронный тиристорный электропривод, Свердловск, 1971, с. 77 80.
- Поскробко А.А., Братолюбов В. Б. Бесконтактные коммутирующие и регулирующие полупроводниковые устройства на переменном токе. М.: Энергия, 1978, 189 с.
- Пономарев В.М. Улучшение энергетических показателей в схеме двухдвигательного асинхронно-вентильного каскада. -Электротехническая промышленность. Электропривод, 1979, вып. 6 (77), с. 19 24.
- Пономарев В.М. Механические характеристики АВК в зоне малых скольжений. Электротехническая промышленность. Электропривод, 1980, вып. 5, с. 9 — 12.
- Пособие по технико-экономическим расчетам в электроприводе:
- Тр. ГПИ «Электропроект11, «Тяжпромэлектропроект». Горький, 1973, 198 с.
- П о с с е А. В. Схемы и режимы электропередач постоянного тока. Л.: Энергия, Ленингр. отд., 1973, 303 с.
- Р, а д ч е н к о Л. М. Асинхронный каскадный электропривод с компенсационным преобразователем. Электротехника, 1973,3, с. 22 25.
- Р о д ь к и н Д.И., Каневский В. В., Б у т е н к о
- B.И., Гужовский А. Т., К р у т ь к о В. Т. Асинхронный привод с фазовым управлением выпрямителя в цепи ротора. -Электромашиностроение и электрооборудование. Респ. межвед. науч.-техн. сб., 1976, вып. 22, с. 37 42.
- Сандлер А.С., Сарбатов Р. С. Преобразователи частоты для управления асинхронными двигателями. Под ред. М. Г. Чиликина. М.-Л.: Энергия, 1966, 144 с.
- Сандлер А.С., Тарасенко Л. М. Режим прерывистых токов в асинхронном вентильном каскаде. Электричество, 1969, А 6, с. 54 — 57.
- Сандлер А.С., Шапиро Л. Я., Л, а б у н е ц И.А. Энергетические соотношения в бесконтактном регулируемом агрегате двойного питания. Известия ВУЗов. Энергетика, 1972,10, с. 20 26.
- С тепахин Ю. П. Исследование и разработка реверсивного асинхронного вентильного каскада с управляемой роторной группой вентилей. Дисс. канд. техн. наук, Горький, 1981, 187 с.
- Сушенцов А.А., Хватов С. В. Влияние активного сопротивления асинхронной машины на ее использование по моменту в схеме АВК. Труды ВНИИР. Чебоксары, 1979, № 10,с. 66 77.
- Сушенцов А.А., Горчаков В.В., Хватов
- C.В. Использование асинхронного двигателя по моменту в схеме АВК с различными типами инверторов. Электротехническая промышленность. Электропривод, 1973, вып. 5 (22), с. 26 30.
- Титов В.Г., Хватов С. В. Асинхронный вентильный каскад с повышенными энергетическими показателями: Учебное пособие. Горький: Горьковский государственный ун-тет, 1978, 86 с.
- Т о л с т о в Ю. Г. Автономные инверторы тока. М.: Энергия, 1978, 208 с.
- Тосида идр. Система Шербиуса. Тосиба Реби, 1976, т. 31,? 7.
- Ф, а к е е в А.Г., Тихомиров В. А., Дудченко И. В., Магазинник Г. Г., Южбабенко В. Д. Анализ динамики вентильных преобразователей с искусственной коммутацией. В кн.: Соврем, задачи преобразоват. техники. Ч. 2, Киев, 1975, с. 19 — 27.
- Фельдман Б.Г., Волков В. Е., Баев Н. Г. Статический преобразователь с искусственной коммутацией в системе управления электроприводом. Тр. Калинингр. техн. ин-т рыб. пром-сти и х-ва, 1973, вып. 51, с. 64 — 67.
- Фотиев М.М. Потери мощности в цепях с тиристорными преобразователями. Известия ВУЗов. Энергетика, 1976, № 2, с. 43 — 48.
- Хватов С.В., Титов В. Г. Оценка энергетических показателей асинхронного вентильного каскада. Электричество, 1974, № 9, с. 35 — 39.
- Хватов С.В. идр. Асинхронный нагрузочный генератор с компенсационным вентильным преобразователем. Электричество, 1978, № 10, с. 39 — 46.
- Хватов С.В. Асинхронный нагрузочный генератор с вентильным преобразователем в роторе, Сб. науч. тр. Горьковский политехи, ин-т. Горький, 1968, Т. ХХ1У, вып. 3, с. 181 -182.
- X в, а т о в С.В., Титов В. Г., Г р я з н о в В.И.
- Заливалов С.А. Исследование коммутационных электромагнитных процессов в преобразователе с принудительным гашением тока. В кн.: Вентильные преобразователи с улучшенными энергетическими показателями. — Горький, 1977, с. 14 — 15.
- X в, а т о в С.В., Титов В. Г., Заливалов С. А. Исследование преобразователя частоты для машины двойного питания. В кн.: Применение в технологических процессах машиностроительного производства преобразователей частоты. Уфа, 1980, с. 69 — 70.
- Хватов С.В., Титов В. Г., Муравьев Г. Л. Машины двойного питания с источниками тока в цепи ротора. -В кн.: Электрооборудование промышленных предприятий. Межвузовский сборник. Чебоксары, 1981, с. 112 117.
- X в, а т о в С.В., Титов В. Г., Степахин Ю. П. Заливалов С.А. Режим прерывистых токов асинхронно-вентильного каскада с управляемой роторной группой вентилей. В кн.: Электрооборудование промышленных предприятий. Чебоксары: ЧТУ, 1980, с. 112 — 116.
- Хватов С.В., Титов В. Г. Проектирование и расчет асинхронного вентильного каскада: Учебное пособие. Горький: Горьковский госуд. ун-тет, 1977, 102 с.
- X о м с к и й И.Г., Липатов B.C. Процесс коммутации тока в вентильном преобразователе, работающем в области опережающих углов сдвига. Электричество, 1978, № 6, с. 29 — 32,
- Цыпкайкин В.Ф. Сравнительная оценка нагружающих устройств для испытания ДВС. В кн.: Элементы и системы электрооборудования. Межвузовский сборник, Горький, 1982, с. 58 — 65.
- Ч е н ч и к М.Ф., Баев А. В. Сопоставление основных технических характеристик многофазных компенсированных вентильных преобразователей. Сборник науч. тр. Челябинск, политехи. ин-т, 1975, № 160, с. 86 — 90.
- Ш, а к, а р я н Ю.Г., К, а з, а р я н С. Л. Реактивная мощностьуправляемой машины переменного тока. Электричество, 1973, И 9, с. 31 — 36.
- Шакарян Ю.Г. Асинхронизированные синхронные машины. -Москва, 1984, 192 с. 83. 7. е. man Kaiet. MadsycfilonnL potowdicovra kogkada. -J>?ellzote&n. 0S2., 497e, с 33e-3W