Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности управления политическими процессами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-психологические особенности политических процессов, развивающихся под влиянием СМИ и интернета, обусловлены прежде всего спецификой коммуникационных процессов, развивающихся в них. К ним относятся: анонимность возникающих в политических сетях связей, их фрагментарность, чувство свободы и независимости, связанные с множественностью и разнообразием элементов сетиотсутствие иерархического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая: Социально-психологический анализ управления политическими процессами
    • 1. 1. Проблема управления политическими процессами в отечественной и зарубежной литературе ^
    • 1. 2. Социально-психологические характеристики политических процессов
    • 1. 3. Особенности рефлексивного управления политическими процессами
  • Выводы первой главы
  • Глава вторая. Оптимизация рефлексивного управления политическими процессами
    • 2. 1. Обоснование методов эмпирического исследования социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами
    • 2. 2. Социально-психологические характеристики портрета рефлексивного управления политическими процессами
    • 2. 3. Пути оптимизации рефлексивного управления политическими процессами
  • Выводы второй главы
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение

Социально-психологические особенности управления политическими процессами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами в современном обществе обусловлено необходимостью осмысления и управления новой политической реальностью, возникшей не только под влиянием социально-экономических, но и информационных процессов, бурное развитие которых изменило конфигурацию политической жизни, а развитие политических процессов приобрело новые социально-психологические качества и характеристики.

В связи с этим с социально-психологической точки зрения осмысление этих процессов предполагает уточнение понятийного аппарата, касающегося рефлексивного управления политическими процессами, происходящими под воздействием СМИ и особенно интернета, раскрытие социально-психологического содержания относительно новых по своему содержанию, функциям и технологиям таких явлений, как «сетевое общество», «массовые коммуникации», «политические сети», «сеть интернета». Именно они повлияли на изменение интересов, потребностей, ценностей, а также на мотивацию участия в политических процессах значительного числа пользователей интернета, активно внедряющихся в реальные политические процессы, свидетелями которых мы являемся и меняющие социально-психологическое состояние общества. Таким образом, налицо противоречие, отражающее, с одной стороны, объективные изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках политических процессов, а с другой стороны — их недостаточную изученность и осмысленность как с теоретико-методологической, так и эмпирической точек зрения.

Новая социальная реальность актуализирует исследование социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблема социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами находится в предметном поле различных наук. Общеметодологическое и теоретическое осмысление понятия рефлексии было осуществлено Дж. Локком, Р. Декартом и в дальнейшем разрабатывалось И. Кантом, Г. В. Ф. Гегелем, Э. Кассирером и другими учеными. Свой вклад в развитие психологической теории рефлексии и рефлексивного управления внесли отечественные ученые В. С. Агапов, О. С. Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. З. Кремер, В. Е. Лепский, В. А. Лефевр, С. Н. Маслов, О. А. Полищук, Г. Ф. Похмелкина, Ю. А. Репецкий, А. С. Сухоруков, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. П. Щедровицкий и др.

В социальной психологии феномен рефлексии был предметом изучения Г. М. Андреевой, К.А.Абульхановой-Славской, А. А. Бодлевым, А. В. Брушлинским, А. В. Петровским, Л. А. Петровской, В. Смирновой,.

A.П.Сопиковым и др. Разработка проблемы социально-психологического аспекта рефлексивного управления в сфере политики, в том числе анализ влияния на политические процессы СМИ и интернета, осуществлен такими учеными как А. А. Дегтярев, Н. В. Иванчук, В. Е. Лепский, Ю. Я. Любашевский,.

B.М.Сергеев, К. В. Сергеев, Л. В. Сморгунов, А. А. Соловьев, С. Ю. Степанов, А. Е. Шадрин и другие, внедрившие идеи рефлексивного управления в избирательные политические процессы.

В последние десятилетия и особенно в настоящее время в политологической, социологической и социально-психологической литературе значительное внимание уделяется также разработке понятий, непосредственно связанных с осмыслением новой социальной реальности, повлиявшей на развитие политических процессов и изменившей. Такой реальностью является сетевое общество и развивающиеся в нем сетевые информационные и политические процессы. С этой точки зрения обращают на себя внимание работы зарубежных и отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется опыт рефлексивного управления профессиональной деятельностью, связанной с интернет-средой (О.Н.Арестова, Л. Н. Бабанин, ПВ. Беспалов, Б. Гейтс, А. Е. Войскунский, В. Л. Волохонский, ГХЮ. Рассудов, В.К.Степанов), анализируются различные аспекты информационного общества (Р.Ф. Абдеев, М. Кастельс, А. Н. Кочергин, В. З. Коган и др.).

В то же время ряд проблем, связанных с влиянием СМИ и особенно интернета на формирование и развитие субъектов политических процессов, изменение их социально-психологических характеристик, формирующихся под влиянием новых социальных реальностей, и в частности проблема социально-психологических особенностей рефлексивного управления ими пока еще остается мало исследованной. Именно поэтому в представленной работе основной акцент будет сделан на анализе новых условий, повлиявших на социально-психологические характеристики рефлексивного управления политическими процессами.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи лиссеотаиионного иоо. тте дования. * ^.

Цель исследования — раскрыть социально-психологические особенности развития политических процессов, и на этой основе разработать пути оптимизации рефлексивного управления политическими процессами.

Объект исследования — социально-психологические характеристики развития политических процессов в современной России.

Предмет исследования — социально-психологические особенности рефлексивного управления политическими процессами и их оптимизация в современных условиях.

Гипотезы исследования 1. Социально-психологические особенности развития политических процессов в современных условиях обусловлены изменениями объективной реальности, произошедшими в том числе в результате воздействия средств массовой информации и коммуникации и особенно интернета, появлением новых субъектов политических процессов в виде индивидуальных интернет-пользователей и интернет-сообществ с особыми социально-психологическими характеристиками. Это обусловливает необходимость анализа новых характеристик рефлексивного управления этими процессами.

2. Раскрытие социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами связано со следующими методологическими подходами к их исследованию: рефлексивно-акмеологическиминтегративнымсубъектнымсинергетическимдискурсным. Эти подходы раскрывают не только новые возможности теоретического анализа политических процессов, но и детерминанты социально-психологических особенностей рефлексивного управления как необходимой предпосылки упреждения их стихийного развития в непредсказуемых вариантах или использования в узко прагматических целях.

3. Оптимизация рефлексивного управления политическими процессами связана с решением следующих задач: психолого-аналитических, технологических, кадровых и предполагает развитие творческого потенциала субъектов рефлексивного управления путем совершенствования его видов и форм на основе социально-психологических и акмеологических знаний и базирующихся на них рефлексивно-акмеологических технологиях. Этот процесс предполагает учет социально-психологического состояния общества и социально-психологическую компетентность субъектов рефлексивного управления,.

Задачи исследования.

1. Обобщить результаты теоретико-методологических исследований проблемы социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами.

2. Раскрыть социально-психологические характеристики политических процессов.

3. Определить социально-психологические особенности рефлексивного управления политическими процессами в современных условиях.

4. В результате эмпирического исследования выявить социально-психологические факторы, определяющие особенности рефлексивного управления политическими процессами.

5. Разработать направления оптимизации рефлексивного управления политическими процессами.

Теоретико-методологической основой исследования являются: общеметодологические разработки, связанные с анализом информационного общества и информационных процессов (Р.Ф. Абдеев, Б. Вельман, М. Кастельс, А. Н. Кочергин, В. З. Коган и др.);

— методологические подходы и принципы познания социальных явлений (А.Койре, Н. Н. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен и др.);

— теоретические модели, связанные с разработкой основ рефлексии и рефлексивного управления (О.С.Анисимов, А. А. Деркач, В. Е. Лепский, В. А. Лефевр, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. П. Щедровицкий и др.) — социально-психологический анализ проблемы рефлексивного управления (Г.М.Андреев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский,.

A.В.Петровский, Л. А. Петровская и др.).

— акмеологические разработки рефлексивного управления в различных профессиональных средах (В.С.Агапов, А. С. Гусева, А. А. Деркач,.

B.Г.Зазыкин, О. В. Москаленко, В. А. Кириченко, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин, Н. В. Соловьева, Л. А. Степнова и др.);

— теоретические подходы и принципы анализа политических явлений и процессов (Р.Дарендорф, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. С. Мельничук, Ч. Мэрриам, Д. В. Ольшанский, Т. Парсонс, Д. Роуз, А. П. Федоркина, Е. Б. Шестопал и др.).

Методы исследования Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, включающий: метод сравнительно-сопоставительного анализа и синтеза, метод классификации, обобщения и интерпретации научных данных. В исследовании использовались также эмпирические методы: наблюдения, анкетирования, фокусированного интервью. При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета SPSS 11.0. for Mac.

Эмпирическая база исследования. При подготовке исследования был предпринят анализ активности пользователей интернета при обсуждении политических проблем (сайты, блоги, профайлы в социальных сетях), специально анализировалась информация, касающаяся политических процессов в российской блогосфере интернетного гайдпарка. В анкетном опросе участвовало 82 человека, обучающихся по программе «Политическая психология" — 27 человек из них участвовало в фокусированном интервью.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Обобщены теоретико-методологические исследования, позволяющие определить сущность социально-психологического понимания рефлексии и рефлексивного управления. Выявлено, что социально-психологическое содержание рефлексии определяется ее рассмотрением как механизма социального восприятия (познания), как социально-психологическая способность, формируемая преимущественно на основе коммуникативного и кооперативного типов рефлексии. К социально-психологическим особенностям рефлексивного управления как способа организации и планирования управленческих воздействий относится регулятивная рефлексия, соотносящаяся с гностическим, проектировочным и конструктивным компонентами управленческой деятельности, осуществляемой на основе специально разработанной психологической модели.

Выявлено, что социально-психологические особенности современных политических процессов обусловлены как социальными, экономическими, политическими изменениями, так и влиянием информационных технологий, средств массовой информации и коммуникации и особенно интернета. Определено, что развитие политических процессов при интенсивном влиянии последних в современных условиях происходит на фоне воздействия следующих социальных и социально-психологических факторов: 1) кризиса идентичности- 2) кризиса легитимности- 3) кризиса участия- 4) снижения способности управления политическими процессами в различных частях социального пространства- 5) кризиса распределения, или неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения, что отражается на социально-психологическом состоянии общества.

Выявлено, что социально-психологические особенности развития современных политических процессов, возникновение и развитие их новых качественных характеристик связаны с влиянием СМИ и интернета и могут быть объяснены с точки зрения следующих методологических подходов: рефлексивно-акмеологического (раскрывает возможность анализа рефлексивного управления с точки зрения инновационной перестройки содержания сознания субъекта управления) — интегративного (позволяет рассматривать происходящие социально-психологические изменения в политических процессах как единое целое, части которого взаимосвязаны и взаимодетерминированы) — субъектного (предполагает рассмотрение политических процессов с точки зрения социально-психологической специфики субъектов, участвующих в них) — синергетического (позволяет анализировать социально-психологические изменения политических процессов с точки зрения саморазвития) — дискурсного (предполагает рассмотрение социально-психологических особенностей развития политических процессов с точки зрения императивных, манипулятивных и других технологий). Эти подходы позволяют раскрыть социально-психологическую специфику развития политических процессов как открытой саморазвивающейся динамичной системы, развитие которой обеспечивается как внутренними ресурсами и потребностями системы, так и возможностями субъектов при определенных условиях выйти за рамки этой системы. При этом, обладая качеством нелинейности, политические процессы характеризуются такими свойствами, как многовариантность путей развития субъектов его представляющих.

Показано, что к социально-психологическим факторам, влияющим на рефлексивное управление политическими процессами в современных условиях информационного общества, относятся: возникновение нового социально-психологического пространства в виде политических информационных сетей, создающих с помощью коммуникативных средств новые возможности реализации политических целей, интересов, потребностей, ценностейпоявление новых социальных групп — интернет-сообществ, выполняющих социально-психологические функции взаимодействия, поддержки, информирования, групповой принадлежности, социальной и политической идентичностивозникновение иной, чем ранее социально-психологической ситуация, чертами которой выступают новые межличностные отношения без привязанности к месту жительства и работы, то есть характеризующиеся утратой связи с локальным сообществом.

Выявлено, что социально-психологическими функциями рефлексивного управления политическими процессами в современном информационном обществе являются: манипулятивное воздействие на политическое сознание и поведение людей, социальный контроль, психологическое информационное воздействие, опирающееся на особую модель управляемого субъекта. С этой позиции социально-психологический смысл понятия «управление» расширяется — от ключевого как «воздействие на политические факторы и условия» к «познанию политической ситуации и принятию решения для воздействия на нее на основе её модельного представления». Определено, что важнейшей социально-психологической функцией рефлексивного управления является творческое изменение информационной политической среды, активное использование возможности саморазвития, самореализации, соорганизации мышления и деятельности различных групп пользователей информации, адаптация этого процесса к конкретной ситуации, социально-психологическое сопровождение организационного развития и управления политической ситуацией, в том числе посредством целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий.

Определено, что социально-психологическими механизмами развития политических процессов в условиях информационного общества являются: механизм адаптации, действие которого обусловливает возможность оперативно реагировать на любые изменения политической ситуации или отдельные политические факты, снижая возможность их фрустрационного воздействиямеханизм идентификации, позволяющий комфортно себя ощущать в политической группе любой идеологической направленностимеханизм интеграции, способствующий формированию индивидуальных или групповых субъектов различной политической ориентациикомпенсаторный механизм, выполняющий психологическую функцию снятия социальных напряжений, т. е. сохранения индивидуальных политических позицийрегулирующий механизм, связанный с реализацией политических установок, а также саморегуляции индивида в противоположность внешней и принудительной регуляции государства, то есть создание определенного «противовеса» государственной регуляции, что является основой саморазвития субъектов и полисубъектов.

Подтверждено в результате эмпирического исследования, что выводы теоретического анализа проблемы социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами в основном совпадают с их оценкой со стороны реальных пользователей интернета, участников политических процессов и имеющих специальную подготовку в области социальной и политической психологии. Прежде всего это касается вывода о том, что развитие политических процессов в современном российском обществе имеет характерные социально-психологические особенности, связанные с влиянием СМИ и интернета. К таким особенностям относятся: иллюзорность индивидуальных и коллективных сообществ представлений о свободе и независимости в выборе политической ориентации и позиционирования по тем или иным политическим проблемам, которую создает интернетуправляемость развитием политических процессов, что доказывает не только их стихийный, но и сознательный, целенаправленный характерсубъектность политической ориентации в управлении политическими процессами, чертами которой является в основном ее оппозиционарность, выраженная в политических убеждениях и взглядах субъектов влияния в политических сетяхих активность, ициативность, относительно высокий уровень владения интернет-компетенциями, выраженными в знаниях политических сетей, владеющих интернет-технологиями, работающими на опережение в сравнении с субъектами, занимающимися управлением этими процессами со стороны властных.

СТОУКТУГ).

1 ^ ш/ х.

Оптимизация рефлексивного управления политическими процессами в современных условиях связана с упреждением их стихийного развития и обеспечивается реализацией творческого потенциала субъектов управления путем совершенствования его видов и форм на основе акмеологических знаний и базирующихся на них рефлексивно-акмеологических технологиях. Этот процесс предполагает учет социально-психологического состояния общества и социально-психологическую компетентность субъектов рефлексивного управления, развитие их интернет-компетенций, связанных с осознанием значимости новой социальной реальности — «сетевого общества», умением выявлять, анализировать, активизировать и выстраивать отношения с сетевыми сообществами, готовностью действовать в коммуникационной, информационной, политической интернет-среде.

Теоретическая значимость исследования. Уточнено социальнопсихологическое понятие рефлексивного управления политическими процессами в условиях информационного общества. Раскрыто теоретическое содержание методологических подходов, позволяющих раскрыть специфику развития политических процессов и их социально-психологических характеристик в условиях массированного влияния СМИ и интернета. Раскрыты социально-психологические характеристики политических процессов в современном обществе, социально-психологические качества субъектов политических процессов, формирующихся в условиях сетевого общества, в информационных и политических сетях.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в работе информационно-аналитических структур, представляющих интересы государства, политических партий, общественных организаций гражданского общества. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных целях в преподавании курсов «Социальная психология», «Политическая психология», «Политическая акмеология», а также различными аналитическими и организационными структурами, исследующими политические процессы и тенденции их развития в условиях информационного общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. В последнее десятилетие политические процессы развиваются при активном влиянии СМИ, интернета, политической сети, превратившихся в среду реализации политических потребностей, интересов, целей значительной части их пользователей. Главной социально-психологической особенностью этой среды является расширение пространства опосредованного виртуального политического общения в отличии от непосредственного реального общения субъектов, что создает иллюзию свободы и независимости политического выбора и позиционирования политических взглядов субъектов, на которых оказывается информационно-психологическое воздействие.

2. Перспективным направлением исследования социально-психологических изменений, связанных с развитием политических процессов, является их анализ с использованием акмеолого-рефлексивного, интегративного, субъектного подходов, идей синергетики, которые позволяют адекватно отразить сущностные характеристики этих процессов, а также социально-психологические особенности субъектов их представляющих. Понимание социально-психологических особенностей процесса формирования субъектов в политических сетях связано с понятиями: «аттракторы», которые можно толковать как образования, притягивающие к себе окружающую социальную массу в политических сетях, в результате образующую интернет-сообщества — новые по своим психологическим характеристикам социальные группы- «ризома» — как древовидный образ этих сообществ, в которых отсутствует жесткая детерминированность политической позиции субъектов и создается возможность ее менять в любом направлении — как по вертикали, так и по горизонтали без ущерба для каждого из них.

3. Социально-психологические особенности политических процессов, развивающихся под влиянием СМИ и интернета, обусловлены прежде всего спецификой коммуникационных процессов, развивающихся в них. К ним относятся: анонимность возникающих в политических сетях связей, их фрагментарность, чувство свободы и независимости, связанные с множественностью и разнообразием элементов сетиотсутствие иерархического контроля (при возможном наличии координирующих центров), независимость участников сетидобровольность связей, свобода входа в состав сети и выхода из нееналичие у каждого из элементов сети собственных интересов и ресурсовформирование и реализация кооперативного интереса всех участников сети за счет аккумулирования и обмена ресурсами внутри сетивзаимная заинтересованность участников сети друг в другеиспользование системы соглашений и контрактов, основанных на формальных и неформальных правилах коммуникацииперманентная интенсивность участия субъектов в функционировании политической сети. 4. Социально-психологические особенности рефлексивного управления политическими процессами, адекватные современному процессу их развития под влиянием СМИ и интернета, зависят от той модели, которая применяется субъектом управления. Данная модель строится с учетом следующих социально-психологических характеристик объекта управления: системности (политическая сеть воспринимаются с точки зрения совокупности субъектов с различными политическими и идеологическими ориентациями, потребностями, интересами, ценностями) — предметности (свойства политической сети понимаются и осознаются с точки зрения определенных политических знаний и компетентности в политике) — избирательности (политические процессы воспринимаются по-разному и оцениваются, исходя из различий политических позиций) — осознанности, осмысленности и обобщенности (восприятие политических процессов зависит от опыта, интересов, отношения к жизни, а также от способности на основе фрагментов увидеть направленность этого процесса как целого) — субъектности (учитываются идеологические цели субъектов, позиционирующих себя как независимые в политических процессах).

Выводы второй главы.

Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами было направлено на выяснение места и роли информационных процессов в их формировании и развитии, а также возможностей и предпосылок рефлексивного управления ими.

Подводя итог проведенному исследованию, касающемуся отдельных сторон рефлексивного управления политическими процессами, в том числе с точки зрения учета социально-психологических характеристик состояния общества, можно прийти к следующим выводам:

— Рефлексивное управление политическими процессами в современном обществе должно осуществляться с учетом влияния на них новых информационных технологий и интернета. Как показало исследование, с помощью СМИ и интернета можно изменить политическую ситуацию в России и что с этой точки зрения политические процессы в России могут развиваться более успешно.

Рефлексивное управление политическими процессами должно осуществляться с учетом социально-психологического состояния общества, его мнений, настроения, самочувствия. Исследование показало, что по оценке респондентов под влиянием СМИ и интернета показатели социально-психологического состояния граждан становятся более негативными.

— При всем том, респонденты в абсолютном большинстве считают, что политическими процессами можно управлять, что они развиваются не стихийно.

— В то же время результаты исследования указывают на то, что власть не вполне оперативно реагирует на возникающие критические ситуации в развитии политических процессов. Реакция власти происходит с опозданием и не оперативно, а в публичном общении власть стремится изменить смысл происходящих политических изменений, отражающихся в политических процессах. Иными словами — подает суть событий так, как ей выгодно или удобно.

Необходимость решения задач в сфере политики, стоящих в каждый конкретный период времени, требует осмысления и поиска наиболее приемлемых способов и технологий рефлексивного управления. В плане решения задачи оптимизации рефлексивного управления политическими процессами это предполагает особый подход к изучению политических процессов и управления ими. Важным является учет в рефлексивном управлении политическими процессами учет социально-психологических факторов. В связи с этим выделим следующие основные направления оптимизации рефлексивного управления. Аналитическое направление.

Реализация этого направления связана не только с политическим, но и социально-психологическим анализом развития политических процессов. Именно такой анализ должен являться исследовательской основой решения задач, связанных с рефлексивным управлением политическими процессами.

Особенности социально-психологического анализа как специфического уровня исследования политических явлений определяются целым рядом причин и обстоятельств. Как разновидность прикладного знания анализ прежде ориентируется на описание и изучение конкретной, стоящей перед субъектом проблемы.

Так, в области рефлексивного управления политическими процессами в ситуации массированного воздействия СМИ и интернета в области социальной психологии важно выявить ситуацию изменения, с одной стороны социально-психологического состояния общества, с другой — субъектов (акторов) политического процесса, действующих в реальной действительности, а также социально-психологические особенности процессов, превращающих «интернетные сообщества» в «аттракторы», которые на коммуникативной и психологической основе становятся «центрами» политического позиционирования взглядов, мнений и настроений пользователей политических сетей. В связи с задачей оптимизации рефлексивного управления с точки зрения социально-психологического анализа было выделено несколько направления:

Технологическое направление как совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте. Как правило, потребность в формировании политических технологий проявляется там и тогда, где и когда имеются повторяющиеся, иногда стереотипизированные действия и при этом наличествуют вполне определенные требования к условиям и результатам данного типа деятельности. Это направление предполагает несколько этапов: информационно-аналитический этап, этап адаптации, этап распространения информации, этап получения обратной связи. Обеспечение получения реакции от реципиентов на полученное сообщение и корректировка последующей коммуникации в соответствии с поставленными целями.

Стратегическое планирование, которое включает прогнозирование, анализ, пересмотр и изменение целей и задач рефлексивного управления политическими процессами, определение и распределение способов и путей решения стратегических задач.

Кадровое обеспечение, предполагающее наличие специально подготовленных кадров, владеющих интернет-компетенциям, а именно: организационно-исполнительскими знаниями, умениями, навыками, включая умение четко определять цели, расставлять приоритеты и правильно использовать имеющиеся ресурсы. Представительскими компетенциями, предполагающими умения работы со СМИ, представление организации на массовых мероприятиях, умение показать и оформить результаты своей деятельности, организаторские умения и навыки, связанные с организацией встреч с различными субъектами политического процесса. Медиаторскими компетенциями, предполагающими формулирование целей медиации, определение рамок конфликта, определение позиции заинтересованных сторон, обеспечение учета интереса сторон. Информационно-аналитическими компетенциями, предполагающими изучение и анализ нормативных документов, организацию аналитической работы, оценку ситуации, обобщение имеющейся информации, навыки сбора, обработки и анализа информации.

Основой развития интернет-компетенций являются методы развития рефлексивности. К основным из них относятся: организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры, социально-психологические тренинги. При этом важно, чтобы развитие происходило одновременно по всем видам рефлексииинтеллектуальной, кооперативной, коммуникативной, регулятивной. Целостное осмысление развития различных типов рефлексии возможно благодаря разработанным в рамках рефлексивной психологии методам создания рефлексивной среды. Одним из таких методов является рефлексивно-инновационный практикум как метод оптимизации развития рефлексивно-инновационного потенциала.

Заключение

.

Исследование социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами прежде всего предполагало уяснение ряда методологических вопросов, связанных с такими основополагающими понятиями, как рефлексия, социально-психологические особенности рефлексивного управления, политические процессы и социально-психологические особенности их развития в современных условиях.

В результате теоретико-методологического анализа поставленной проблемы было выявлено, что сущность социально-психологического понимания рефлексии и рефлексивного управления связана с рассмотрением рефлексии как механизма социального восприятия (познания), как социально-психологической способности, формируемой преимущественно на основе коммуникативного и кооперативного типов рефлексии. К социально-психологическим особенностям рефлексивного управления как способа организации и планирования управленческих воздействий относится регулятивная рефлексия, соотносящаяся с гностическим, проектировочным и конструктивным компонентов управленческой деятельности.

Исследование также показало, что социально-психологические особенности современных политических процессов обусловлены как социальными, экономическими, политическими изменениями, так и влиянием информационных технологий, средств массовой информации и коммуникации и особенно интернета. А развитие политических процессов в современных условиях происходит на фоне влияния следующих социальных и социально-психологических факторов: 1) кризиса идентичности- 2) кризиса легитимности- 3) кризиса участия- 4) снижения способности управления политическими процессами в различных частях социального пространства- 5) кризиса распределения, или неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения, что отражается на социально-психологическом состоянии общества.

Особенностью современной ситуации с развитием политических процессов связывается с влиянием СМИ и интернета. Эти особенности могут быть объяснены с точки зрения следующих методологических подходов: рефлексивно-акмеологического, который обусловливает возможность анализа рефлексивного управления с точки зрения инновационной перестройки содержания сознания субъекта управления) — интегративного, который позволяет рассматривать происходящие социально-психологические изменения в политических процессах как единое целое, части которого взаимосвязаны и взаимодетерминированы) субъектного — он предполагает рассмотрение политических процессов с точки зрения социально-психологической специфики субъектов, участвующих в нихсинергетического, обусловливающего анализ социально-психологических изменений политических процессов с точки зрения саморазвитиядискурсного, предполагающего рассмотрение социально-психологических особенностей развития политических процессов с точки зрения манипулятивных и других технологий. Эти подходы позволяют раскрыть социально-психологическую специфику развития политических процессов как открытой саморазвивающейся динамичной системы, развитие которой обеспечивается как внутренними ресурсами и потребностями системы, так и возможностями субъектов при определенных условиях выйти за рамки этой системы. При этом, обладая качеством нелинейности, политические процессы характеризуется такими свойствами, как многовариатность путей развития субъектов его представляющих.

Анализ социально-психологических особенностей рефлексивного управления политическими процессами в современных условиях информационного общества предполагает также раскрытие специфики нового социально-психологического пространства в виде политических информационных сетей, создающих с помощью коммуникативных средств новые возможности реализации политических целей, интересов, потребностей, ценностей. Субъектами реализации этих целей и задач рефлексивного управления политическими выступают новые социальные группы — интернет-сообшеств, выполняющих социально-психологические функции взаимодействия, поддержки, информирования, групповой принадлежности, социальной и политической идентичностивозникновение иной, чем ранее социально-психологической ситуация, чертами которой выступают новые межличностные отношения без привязанности к месту жительства и работы, то есть характеризующейся утратой связи с локальным сообществом.

Результаты эмпирического исследования доказали, что по большинству позиций они совпадают с выводами теоретико-методологического анализа. Прежде всего это касается вывода о том, что развитие политических процессов в современном российском обществе имеет характерные социально-психологические особенности, связанные с влиянием СМИ и интернета. К таким особенностям относятся: иллюзорность индивидуальных и коллективных сообществ представлений о свободе и независимости в выборе политической ориентации и позиционирования мнения по тем или иным политическим проблемам, которую создает интернетуправляемость развитием политических процессов, что доказывает не только их стихийный, но и сознательный, целенаправленный характерсубъектность политической ориентации в управлении политическими процессами, чертами которой является в основном ее оппозиционарность, выраженная в политических убеждениях и взглядах субъектов влияния в политических сетяхактивность, инициативность, их относительно высокий уровень владения интернет-компетенциями, выраженными в знаниях политических сетей, владеющих интернет-технологиями, работающими на опережение в сравнении с субъектами, занимающимися управлением этими процессами со стороны властных структур.

Исследование также показало, что оптимизация рефлексивного управления политическими процессами предполагает социально-психологические знания, умения, навыки и связана с решением следующих задач: психолого-аналитических, связанных с определением критических политических ситуаций с учетом отношений субъектов, представляющих их, анализом потребностей, ценностей, убеждений субъектов, занимающих активные лидерские позицию в них и являющиеся локомотивами развития этих процессовтехнологических, связанных с разработкой альтернативных вариантов развития политических процессов с учетом ресурсного обеспечения, позволяющая преодолевать и преобразовывать проблему или избежать еёкадровых, предполагающих подбор кадров, подготовку специалистов, владеющих как интернет-компетенциями, так и компетенциями в области социальной и политической психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андреев А. А. Политическая психология. М., 2002. 240с.
  2. В.Г. экзистенциальная рефлексия личности в проблемных ситуациях. Автореф. канд психол. наук. М., 2000. 24с.
  3. В.Г., Коваль H.A., Семенов И. Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: Тамбовский ун-т, 2002. 108с.
  4. О.С. Акмеологфические основы рефлексивной самоорганизации педагога. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М. 86с.
  5. О.С. Рефлексивная акмеология. М.:РАГС, 2007. 218с.
  6. О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология. М., 2002. С. 378−379
  7. О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты. Вып.21. Стратегическое мышление и цивилизация. М., 2010. С. 12−32.
  8. О.С. Мышление стратега: исторические ориентиры. Вып. 18. Цивилизационный кризис и современная Россия. М., 2010. С.5−16.
  9. И.В.Байер. И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и развитие творческого потенциала //Проблемы эксперимента в психологии / Под ред А. А. Дерача, Р. Л. Кричевского. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 62−67.
  10. С.Ю. Неформальная экономика и сетевая организация в России http : //www .lise, ru/j omnals/wridross/volOOl /parsukova.htm
  11. A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. С.6−35.
  12. В. А. Илянин В.В. Новейшая проблема: сетевая организация общества как порождение глобализации Электронный ресурс.: Аналитич. записка. URL: http://www.bianki.ru/docs/nws1.doc.
  13. В.О. Проблемы выработки и реализации информационной политики в современной России. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2001. 24с.
  14. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: Инст-т психологии РАН, 2002. 256с.
  15. Викторова 3. С. Сетевой подход как актуальная методология исследования процесса принятия государственных решений. Автореф. канд. полит наук. М., 2009. 24с.
  16. Виртуальная реальность Электронный ресурс.: Статья в Википедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  17. C.B. Управление современными политическими кампаниями. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. 312с.
  18. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. С.46−58.
  19. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5 изд. М.: Лабиринт, 1996. 218с.
  20. А., Филиппп X. Виртуализация как возможный путь развития управления http://www.ptpiLru/issues/5 99/19 5 99. htm
  21. П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный Дом «Университет», 2000. С. 14−19.
  22. П., Пригожин И Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций, М., 1973. С.16−58.
  23. Г. Социальные сети: обмен частными Трансфертами http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/si99-grado.html
  24. Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие для студентов вузов. М.:Аспект Пресс, 2006. 317 с.
  25. A.B. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества Электронный ресурс.: Аналитич. вестник № 17(173). Спец. Выпуск. М.: 2002. URL: http://www. zaistinu.ru/old/skrest/articles/sf-davidov.shtml.
  26. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. Москва Воронеж. Изд-во психолого-социологического инст-та- НПО «Модэк», 2004. 752с.
  27. A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциала. М.:РАГС, 2000. 538с.
  28. A.A., Жуков В. И., Лаптев Л. Г. Политическая психология.1999. 226с.
  29. A.A., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М.: Воронеж, 2007. 248с.
  30. A.A., И.Н.Семенов, А. В. Балаева. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. 135с.
  31. Дилтс Роберт. Моделирование с помощью НЛП. С.-П-рг: Питер, 2000. С.29−104.
  32. В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: Эко, 2004. 112с.
  33. Е.Л. Аутсорсинг Электронный ресурс. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a13/42 117.html (дата обращения: 09.06.2011).
  34. В.Г. основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: Эко, 2004. 112с.
  35. П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия http://www.ptpu.ru/issues/3 00/18 3 00. htm
  36. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 96 с.
  37. M.B. Ритмы и масштабы перемен: о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. 1993. № 2. С. 1221.
  38. А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 31.
  39. А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 134с.
  40. Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1988. С. 486.
  41. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.
  42. М., Кисилева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, 2000, № 1.
  43. C.B. Что пишут о сетевых организациях за рубежом? http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Networks.htm
  44. Концепция формирования информационного общества в России http://www.iis.ru/library/riss.riss.ru.html
  45. Г. Сеть как организационный принцип // Кентавр, 1992, № 2. http://www.isn.ru/econ/netorg.doc
  46. П. Что такое сетевые организации? http://contr-tv.ru/article/events/2004−04−29/net
  47. С. А. Мир как Труд и Рефлексия.— Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2001.- 260C.-1SBN 5−02−29 077−7
  48. Курс политологии: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2002.
  49. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. 4.2. -М., 1995.
  50. И. С. Модели рефлексии.— Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 585 618−043−7
  51. И.С., Войтик И. М., Семенов И. Н. Рефлексивное мышление педагогов. Омск: ИПКРО, 2003. 120с.
  52. И. С. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989. 62с.
  53. О.И., Войтик И. М., Семенов И. Н. Рефлексивное мышление педагогов: Учебно-методическое пособие. Омск, ИПКРО, 2003. 120с.
  54. В.Е. Парадигмы управления в контексте научной рациональности // Рефлексивные процессы и управление. 2008. Т.8. № 2. Июль-декабрь. С.30−44.
  55. В.А. Конфликтующие структуры. М.: Высшая школа, 1967. С.24−47.
  56. В.А. Рефлексия. М.: «Когито-Центр», 2003. 496с.
  57. С.Ю. Рефлексивные процессы и управление // Рефлексивные процессы и управленик. 2008. № 2. С.66−80.
  58. Мангейм Дж.Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования М., 1997. 324с.
  59. В.Г. Управление общественными изменениями: синтез рефлексивного и институционального подходов // Рефлексивные процессы и управление. 2008. Т.8. № 2. С.44−66.
  60. Методологические основы системного подхода в психологии / Хрестоматия. Владивосток: ДВГМА, 1999. 159с.
  61. Моисеев В.И. Вероятностно-аксиологическая модель рефлексии
  62. Недяк И. JL Политический маркетинг. Основы теории / И.JI. Недяк. -М.: Издательство «Весь Мир», 2008. 352 с.
  63. A.B. Общие свойства «сети» как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической) науки // Вызов познанию. Стратегии развития науки в современном мире / Отв.ред. Н. К. Удумян. М., 2004. С.222−240.
  64. С. Третья форма управления для сетевой экономики. // http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm
  65. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  66. Р. Создание сетевых организационных структур http://www.ptpu.ru/issues/3 97/15 3 97. htm
  67. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3.
  68. Ю.Ю. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / прд. Ред. А. И. Соловьева. М.: Пресс, 2004.332с.
  69. А. А. Г. П. Щедровицкий — подвижник и мыслитель // Познающее мышление и социальное действие. М., 2004. С. 6. -18.
  70. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. М.:КДУ, 2009. 167с.
  71. Политический процесс: вопросы теории. М., 1994. С.12−85.
  72. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е. Ю. М., 2001. С.12−56.
  73. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999. С. 18−38.
  74. Политология. Курс лекций. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2000.С.24−67.
  75. Политология. Учебник для вузов / Под ред М. А. Василика. М., 1999. С.15−92.
  76. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  77. Г. Г. Имиджелогия . 6-е изд., стер. М.: Смарт Бук, 2009. 575 с.
  78. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 35−78.
  79. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991, № 6. С. 46−52.
  80. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций// Проблемы теории и практики управления, 1997, № 1 .http://www.ptpu.ru/Issues/1 97/Chaptl 7. htm
  81. П.Ю. Оптимизация развития интернет-компетенции в парламентской деятельности. Дисс-я на соискание канд.психол. наук. М., 2011. 154с.
  82. П.Ю. Акмеологическая модель’парламентской деятельность в виртуальной среде. М.: МААН, 2010. 16 с.
  83. П.Ю. Психолого-акмеологическая оценка и развитие интернет-компетенции в парламентской деятельности. М.: МААН, 2010. Юс.
  84. Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Междунар. симпозиума / Под ред Лепского Е. В. М.: Ин-т психол. РАН, 2003. -172с.
  85. Рефлексивное управление. Тезисы междунар. симпозиума / Под ред.
  86. A.В.Брушлинского и В. Е. Лепского. М., 2000. 140с.
  87. Рефлексивные процессы и управление. Т.1. № 1./ Под ред.
  88. B.Е.Лепского. М., 2001. 131с.
  89. А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: «Когито-Центр», 2010. 31 с.
  90. А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: «Когито-Центр», 2010. С. 21−22.
  91. Рюэгг-Штюрм И., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы мода или необходимость? http://www.ptpu.ru/issues/6 00/12 6 00. htm
  92. B.B. Рефлексивное Я менеджера: методология и теория исследования. М.: Изд-во МГОУ, 2011. 112с.
  93. Е.В. развитие акмеологической культуры личности. М.: Изд-во РАГС, 2007. 200с.
  94. И.Н. Акмеология новое направление комплексных исследований в современном человекознани // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
  95. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Академия пед. наук, 1990. 215с.
  96. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983.
  97. И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: Воронеж, 2000. С.3−47.
  98. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. 559с.
  99. Л.В. Сетевая методология исследования политики http: //politanalysis.narod.ru/smorgunov2.html.
  100. Jl.В. Философия и политика. М.'. Изд-во русская политическая энциклопедия, 2006. С. 16−89.
  101. JI.B. Государственная политика и управление. В 2-х частях. Т.1. М., 2006. С. 45−89.
  102. А.И. Политология: Политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 559с.
  103. Справедливая организация: создание возможностей для всех. Доклад Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации МОТ. 2004.
  104. С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. Дисс-я на соискание доктора психол. наук. М., 1999.535с.
  105. JT.A. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. М, 2000. С. 37−68.
  106. . Предприятия XXI в.: проблемы проектирования и управления http://osp.ru/ap/1998/04/45.htm
  107. В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа http://www.ptpu.ru/issues/198/131 98. htm
  108. Тёппель. Социальный аспект транснациональных сетей и новых форм труда http://www.ptpu.ru/issues/3 97/9 3 97. htm
  109. Дж., Райе Э. Позиционирование: битва за умы. Юбилейное издание / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  110. Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. С.12−78.
  111. П.Ю. Анализ социальных сетей: основные подходы. М., 1991. С.24−57.
  112. Ш. Чепов М. Третий сектор виртуальной реальности: проблемы и решения http://www.trainet.org/news/conference report. htm
  113. А.Н., Бочарова М. П. Связи с общественностью: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. 560 с.
  114. А. Конструирование сетевой организации: Информационно-коммуникативное обеспечение в исследовательских проектах и деятельности профессиональных сообществ http ://w ww. i sn.ru/info/sem i nar-doc/naufor. doc
  115. А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. 1999. № 2. С. 27−33. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/arteml.htm
  116. Шестопал Е. Б. Политическая психология. М., 2007. 432с.
  117. А.Ю. Политический процесс. М., 1994.
  118. Г. П. О методе семиотического исследования знаковых систем /Семиотика и восточные языки М.: Наука, 1967.
  119. Г. П. Я всегда был идеалистом. М., 2001.
  120. Г. П. Мышление.Внимание.Рефлексия. М., 2004. С-124−356.
  121. Akishin P., Akishina E., Fkritas P., Antoniou I., Iovanovich I., Ivanov
  122. V.Stochastic Filtering of Digital Images of Human Skin Microstructures // Report to the European Commission on the ESPRIT PROJECT 21 042 «Computational Tools and Industrial Applications of Complexity». November 1998.
  123. Presidential Address. XlVth World Congress of Sociology. Montreal, 1998/ July.
  124. Wallerstein I. The Heritage of Sociology, The Promise of Social Sciences.
  125. Prigogine I. The End of Certainty Time, Chaos and the Laws of Nature. NewYork: The Free Press. 1997.
  126. Prigogine I. Laws of Nature, Probability and Time Symmetry Breaking //STATPHYS 20. Paris, July 1998.
  127. Antoniou I., Lumer G. eds. Generalized functions, operator theory, and dynamical system. Chapman and Hall/CRC Research Notes in Mathematics. 1999. No. 199.
  128. Prigogine I., Herman R. Kinetic Theory of Vehicular Traffic. New York: American Elsevier Publ. 1971.
Заполнить форму текущей работой