Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности педагогического общения преподаватель-студент в современном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность данного исследования связано еще и с тем, что в условиях быстро изменяющегося современного мира классические идеи психолого-педагогического взаимодействия как в вузе так и в реальной педагогической практике получают новое звучание, адекватное вызову и требованиям времени, приобретая характер партнерства всех субъектов педагогического процесса. Суть таких взаимоотношений сводится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития педагогического общения преподаватель-студент в условиях современного вуза
    • 1. 1. Особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза
    • 1. 2. Анализ содержания понятия «педагогическое взаимодействие»
  • Глава 2. Педагогическое общение как основной компонент взаимодействия в системе преподаватель-студент
    • 2. 1. Проблема педагогического общения в психолого-педагогической науке
    • 2. 2. Особенности коммуникации преподаватель-студент в условиях высшей школы
  • Глава 3. Эмпирическое исследование педагогического общения преподаватель-студент в современном вузе
    • 3. 1. Обоснование и организация эмпирического исследования
    • 3. 2. Результаты эмпирического исследования

Психологические особенности педагогического общения преподаватель-студент в современном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается качественное изменение характера, формата и условий взаимоотношений между студентом и преподавателем в вузе. Это связано с тем, что в рамках современного образования можно отчетливо наблюдать кардинальную смену парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и постепенное вытеснение традиционной модели образования личносто-ориентированной, в которой главным субъектом становится обучающийся студент (Г.В. Акопов, H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Д. А. Белухина, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. И. Железовская, Б. Б. Косов, В. А. Петровский, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, В. А. Сонин, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, И. С. Якиманская и др.). При данной форме взаимодействия, когда смыслом обучения является активное развитие личности профессионала, наблюдается тенденция к демократизации отношений педагога и субъекта учебной деятельности. Анализируя сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что современные процессы демократизации общества и развитие его правовой сферы кардинальным образом изменили основные функции высшей школы. Естественно, формирование профессионально-квалифицированного состава населения, подготовка работников, обладающих высшим профессиональным образованием, а также лиц, имеющих научную квалификацию, является важной и доминирующей социальной функцией высшей школы, однако в современном обществе ее основная функция намного шире. Являясь ведущим социальным институтом, она призвана выполнять функцию социализации молодежи — сегодня в гораздо большей степени, чем ранее (Г.М. Андреева, A.B. Дмитриев, Г. Е. Зборовский, С. Н. Иконникова, Т. В. Ковалева, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, В. А. Нечаев, Г. Л. Смирнов, В. А. Филиппов и др.). Для демократического общества, выступающего в роли социального заказчика образовательных услуг вузов, важно в итоге обучения получить не только специалиста, способного к дальнейшему профессиональному росту, но, прежде всего, гражданина, способного успешно адаптироваться к быстро меняющейся социальной, экономической и политической реальности, нацеленного на продуктивную деятельность в социуме, усвоившего нравственные нормы и принципы общественного бытия. Также для современного общества очень важно воспитать творческую личность, обладающую умением вести толерантный разговор, достигать разумных компромиссов, владеющую технологиями социального партнерства и сотрудничества, профессионализма и корректности в коммуникативной деятельности. Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод: основной целью современной высшей школы является не только оснащение молодого человека традиционным комплексом «знания, умения и навыки», но, помимо этого, необходимо формировать готовность молодого специалиста к индивидуальной и коллективной деятельности, развивать его способность самостоятельно принимать значимые и ответственные решения и нести ответственность за их исполнение, адекватно действовать в нестандартных профессиональных и жизненных ситуациях, мыслить креативно, инновационно, эвристически.

Актуальность данного исследования связано еще и с тем, что в условиях быстро изменяющегося современного мира классические идеи психолого-педагогического взаимодействия как в вузе так и в реальной педагогической практике получают новое звучание, адекватное вызову и требованиям времени, приобретая характер партнерства всех субъектов педагогического процесса. Суть таких взаимоотношений сводится к тому, что студент и преподаватель являются равноправными участниками, партнерами образовательных отношений. Такой характер отношений в системе студент-преподаватель является антиподом традиционных взаимоотношений, в которых преподаватель, в рамках однополюсно ориентированной модели передачи знаний, доминирует над студентом (Акопов Г. В., Кузьмина Н. В., JI.M. Митина, В. А. Сонин и др.). В рамках же партнерских взаимоотношений предполагается рассматривать студента как субъектно-целостную личность, стремящуюся к самореализации своих возможностей. Следовательно, при данной форме взаимоотношений, в которой студент становится основным субъектом процесса обучения, появляется позитивный стимул для развития творчества и индивидуальности. Также правильно построенная система данного рода отношений позволяет студентам быстро адаптироваться к условиям вуза и, что не менее важно, помогает студенту формулировать, а затем публично декларировать в открытом диалоге свои взгляды и убеждения. При этом формируются умения слушать других, взаимодействовать с ними, решать задачи и проблемы как профессионального, так и личностного характера. Здесь педагог выступает не только в качестве преподавателя, а становится для студента старшим другом, наставником, который ориентирует студента на понимание личностной значимости получаемых знаний, на осознание им своей роли в обучении, профессиональной перспективы. Такие отношения ориентированы на открытость и доверие субъектов учебного процесса.

Особенности взаимодействия педагога и учащихся в целом и преподавателя и студента в частности рассматривались в исследованиях ученых (Б.Г. Ананьев, A.B. Дмитриев, В.А. Кан-Калик, C.B. Кондратьев,.

A.B. Коржуев, В. Т. Лисовский, Г. Н. Мальковская, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. А. Попков, A.B. Петровский, A.A. Реан, Е. И. Рогов,.

B.А. Сластенин, С. Д. Смирнов, В. А. Сонин. А. И. Щербаков и др.). Поэтому нельзя сказать, что данная тематика полностью обойдена вниманием психологов, как теоретиков, так и практиков, но совершенно очевидно, что ряд вопросов остается не до конца изученным, особенно если речь идет о характере межличностных взаимоотношений студентов и преподавателей в условиях современного информационного пространства. То есть в условиях, когда технологические достижения в области обработки, передачи, хранения и использования информации достигли невиданного ранее в истории уровня. Современная действительность такова, что человека сегодня окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-иррациональная вселенная, созданная развитием знаковых систем массовых аудиовизуальных коммуникаций. Таким образом, новые технологии затронули все без исключения сферы общества.

В условиях изменения задач современного образования, определяемых вариативностью учебно-воспитательных учреждений, диверсификацией содержания, расширением инновационных процессов, возникает необходимость по-новому рассмотреть и саму специфику педагогической деятельности преподавателя. Специалист сегодня обязан грамотно ориентироваться в разнообразии психолого-педагогических технологий, иметь свое мнение и уметь отстаивать свои суждения, правильно оценивать свои возможности, быть готовым к принятию ответственных решений, видеть их последствия, отвечать за них.

Как показывает социальная практика, в стратегии высшего образования идет качественная и содержательная ориентация на развитие и становление профессиональной компетентности специалиста, способного быстро и продуктивно решать профессиональные задачи, которые обозначались и формировались в непосредственном и опосредованном общении преподаватель-студент. Исходя из этого, приоритетное место в профессиограмме современного преподавателя должно отводиться коммуникативной компетентности, позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. Нужно помнить, что для преподавателя именно общение (а не сама передача знаний, подготовка профессионалов в определенной области и т. д.) выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.

Таким образом, из вышесказанного следует, что подготовка современного поколения специалистов с высшим образованием представляет собой целостный и весьма сложный педагогический процесс, реализующий многоаспектное развитие студентов. В этом процессе не только закладываются и развиваются собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные, сущностные социальные качества, что предполагает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению педагогического процесса, особую роль в котором должны играть вузовские преподаватели.

Учебно-воспитательный процесс в вузах характеризуется активным использованием разнообразных технических, информационно-вычислительных и др. средств, без которых в настоящее время немыслима профессиональная подготовка кадров высшей квалификации. Однако материальная база учебно-воспитательного процесса, даже самая совершенная, выполняет всё же вспомогательную функцию. Главным, решающим звеном целенаправленного педагогического процесса выступают преподаватели, поскольку живой контакт, живое общение педагогов и студентов нельзя заменить никакими техническими средствами, которые могут выступать как активные, содержательные, дополнительные факторы. Исходя из этого, приоритетное место в профессиограмме современного преподавателя должно отводиться коммуникативной компетентности, позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. Нужно помнить, что для преподавателя именно общение (а не сама передача знаний, подготовка профессионалов в определенной области и т. д.) выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.

Целью нашей работы является выявление главных особенностей взаимоотношений в системе студент-преподаватель в условиях современного вуза, исследование личности преподавателямоделирование портрета преподавателя как субъекта общения.

Объект исследования: педагогическое общение и личность преподавателя как субъекта педагогического общения.

Предмет исследования: специфика педагогического общения в вузе, личностные и профессиональные качества преподавателя, рассматриваемые как механизмы регуляции педагогического общения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования современных специалистов обеспечивается качественным повышением эффективности и продуктивности субъектно-субъектных взаимоотношений, обусловленных педагогическим общением в современном вузе. Этому способствует целенаправленная, осознанная со стороны преподавателя организация общения со студентами на личностном уровнепреподаватель выступает как организатор и инициатор коммуникативно-компетентностного общения на конструктивных, паритетных началах, следовательно, современный преподаватель должен обладать комплексом профессиональных и личностных качеств (как интегративного личностного образования), позволяющих ему правильно и эффективно организовать общение со студентами на персональном уровнеразвитию и совершенствованию коммуникативной компетентности преподавателей может способствовать программа мастер-класса «Коммуникативная компетентность — профессиональная ценность современного преподавателя».

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ литературы по данной тематике, изучить состояние проблемы, подобрать методы и методики для проведения исследования.

2. Рассмотреть личность преподавателя как субъекта педагогического общения.

3. Выявить основные особенности, раскрывающие социально-психологическую сущность отношений межличностной значимости между преподавателем и студентами вуза.

4. Разработать модель «Педагогическое общения преподаватель-студент в современном вузе».

5. Разработать содержание мастер-класса для преподавателей «Коммуникативная компетентность — профессиональная ценность преподавателя современного вуза», определить формы, методы его реализации в педагогической действительности вуза и осуществить проверку его эффективности.

Теоретической и методологической основой исследования стали основополагающие теоретические исследования в области: системного подхода в психологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, A.A. Бодал ев, Р. В. Габдреев, A.A. Деркач, В. И. Долгова, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Д. И. Фельдштейн и др.) — концепции профессионального становления личности (К.А. Абульханова-Славская, Р. В. Габдреев, Е. И. Головаха, A.A. Деркач, В. И. Долгова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, В. Э. Чудновский и др.) — педагогического взаимодействия (Ю.К. Бабанский, И. А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, И. Б. Котова, A.A. Леонтьев, В. Я. Ляудис, A.B. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. Ю. Питюков, Н. Ф. Радионова, В. Д. Семенов, E.H. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.) — общения (A.A. Бодал ев, Н. В. Бордовская, A.A. Брудный, A.C. Золотнякова, Л. А. Карпенко, Н. И. Конюхов,.

A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.A. Реан, Е. И. Рогов, С. И. Розум и др.) — педагогического общения (Г.Н. Андреева, A.A. Бодалев, И. А. Зимняя,.

B.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, И. В. Кузьмина, A.A. Леонтьев,.

Б.Ф. Ломов, JI.C. Митина, Б. Д. Парыгин, A.A. Реан,.

В.А. Сонин, Е. Ф. Тарасов и др.) — исследований отечественных ученых, посвященных проблеме коммуникативной компетентности и ее формированию (Г.С. Васильев, А. Ш. Гусейнов, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Е. В. Залюбовская, А. Г. Ковалев, JI.A. Петровская, Е. В. Руденский, Т. Ю. Савельева и др.) — исследований в области психологии межличностного познания и социальной перцепции (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, В. В. Знаков, Г. А. Ковалев, P. JL Кричевский, A.A. Кроник, О. Г. Кукосян, В. А. Лабунская, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, Л. А. Петровская, A.A. Реан, Г. Я. Розен, В. П. Трусов, А. У. Хараш и др.) — образа преподавателя в педагогическом процессе (Г.В. Акопов, Т. Н. Бондаревская, В. И. Геницинский, Ф. Н. Гоноболин, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. А. Петрова, A.A. Реан, В. А. Сонин, Н. В. Федорова, О. В. Фролушкина и др.) — процесса восприятия учащимися личности преподавателя (В.Н. Битуева, H.H. Богомолова, A.A. Бодалев, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Б. П. Ковалева, C.B. Кондратьева, Р. Ф. Минакова, Л. Г. Нагаева, М. П. Пикельникова, Г. М. Понарядова и др.) — проблемы невербального поведения, восприятия и интерпретации внешности людей (О.С. Ахматова,.

A.A. Бодалев, И. Н. Горелов, Г. А. Ковалева, Е. В. Красильникова,.

B.А. Лабунская, A.A. Леонтьев, Т. М. Николаева, В. Н. Панферов, Б. А. Успенский и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: общенаучные — теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, качественный, сравнительно-исторический и сравнительно сопоставительный методыдиагностические — анкетирование, наблюдение, беседа, шкалирование, ранжирование, эксперимент, анализ продуктов деятельностиметоды математической обработки и интерпретации данных: контент-анализ сочинений студентов, факторный анализ (Уапшах), корреляционный анализ по Спирменуайэйса 6.0).

Опытно-экспериментальная база и контингент исследования. Исследование проводилось на базе Смоленского государственного университета (СмолГУ), Смоленской государственной медицинской академии (СГМА), Смоленского института экономики (СИЭ) с 2006 по 2010 гг. Общая выборка испытуемых представлена студентами 1−3 курсов в возрасте от 17 до 20 человек. Общая численность студентов составила 250 человек. Также в исследовании приняли участие преподаватели в возрасте от 25 до 75 лет. Общая численность преподавателей составила 100 человек. Таким образом, общее количество испытуемых составило 350 человек.

Этапы проведения исследования:

На первом этапе (2006;2007 гг.) было изучено состояние проблемы в теории и практике высшего образования, определен * исходный категориальный аппарат, разработана программа эмпирического исследования педагогического общения в современном вузе, подобран комплекс методик, определена база исследовательской работы.

На втором этапе (2007;2008 гг.) было проведено исследование, разработана программа мастер класса «Коммуникативная компетентность — профессиональная ценность преподавателя современного вуза».

На третьем этапе (2008;2010 гг.) был апробирован мастер-класс для преподавателей и осуществлена проверка его эффективности, осуществлены анализ полученных результатов и их интерпретация, сформулированы теоретические выводы и обобщения, завершено литературное и графическое оформление диссертации.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической и теоретической обоснованностью отправных положений исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных целям, задачам, гипотезе исследования, представленностью выборкикорректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных, значимостью и непротиворечивостью экспериментальных данных на различных этапах исследования.

Научная новизна исследования: исследована и раскрыта специфика педагогического общения в системе преподаватель-студент в современном вузе, заключающаяся в том, что педагогическое общение приобретает личностный характер, таким образом, для повышения эффективности процесса обучения в вузе необходима целенаправленная организация преподавателем общения со студентами на личностном уровнеопределены основные критерии эффективности / неэффективности педагогического общения в современном вузевыявлено, что основным компонентом коммуникативных умений преподавателя является социально-перцептивная компетентностьразработана модель «Педагогическое общение преподаватель-студент в современном вузе», подробно отражающая особенности общения в формате преподаватель-студент.

Теоретическая значимость. Углублёны и систематизированы современные представления о проблеме межличностного взаимодействия в системе преподаватель-студентрасширены научные представления о роли преподавателя в организации эффективного общения со студентамина теоретическом уровне определены основные критерии, оказывающие влияние на характер эффективности / неэффективности педагогического общения преподаватель-студентрезультаты исследования будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания в той части, которая относится к способам организации педагогического общения.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащегося в нем теоретического и эмпирического материала и выводов для повышения качества и эффективности педагогического общения в вузев возможности применения разработанной модели педагогического общения преподаватель-студент в педагогической действительности вузав целях совершенствования коммуникативных умений и навыков преподавателя, способствующих оптимизации педагогического общения, разработана и апробирована программа мастер-класса для преподавателей, включающая три этапа: 1) осознание преподавателями личностных изменений и готовность к ним- 2) практическое овладение преподавателями элементами педагогической коммуникации, способствующими развитию коммуникативных способностей- 3) рефлексивный, направленный на закрепление приобретенных личностных образованийпредложенный пакет психодиагностического инструментария можно использовать в целях диагностики особенностей педагогического общения в системе преподаватель-студент, учитель-ученик.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном вузе возрастает психологическая нагрузка на процесс общения преподаватель-студент: становление профессионала, усвоение студентами профессиональных знаний и опыта становятся зависимыми от качества и характера межличностного общения между преподавателем и студентами. На систему коммуникации «студент — преподаватель» возлагается функция личностно-профессионального развития будущего специалиста и формирования гражданина.

2. Педагогическое общение в современном вузе представляет собой общение, направленное на удовлетворение участниками данного процесса прежде всего потребности в общении, а не только на решение педагогических для одних и учебных для других задач. Следовательно, оптимальными взаимоотношениями в системе преподаватель-студент являются отношения сотрудничества, партнерства, опосредованные межличностными отношениями, основанными на взаимном уважении и внимании к личности, а не официальные отношения на значительной социальной дистанции.

Преподаватель рассматривается как организатор и инициатор данного рода общения на конструктивных паритетных началах.

3. Ведущими критериями оценки преподавателя студентами в современном вузе являются качества, характеризующие умение преподавателя организовать общение на личностном уровне и продуктивное взаимодействие со студентами и качества преподавателя, характеризующие его неспособность к такому общению.

4. Наиболее значимым компонентом коммуникативных умений преподавателя является социально-перцептивная компетентность, содержательными характеристиками которой являются: гуманистическая направленность педагога, понимаемая нами как система положительных (личностных, партнерских) отношений преподавателя к студенту, основанная на принятии его личности как ценности самой по себе и оптимистичности прогноза его развития и совершенствованиярефлексивно-перцептивные знания, умения, навыки, позволяющие преподавателю осуществлять действия, связанные с адекватным познанием, пониманием и принятием личности студентапрофессиональная «Я — концепция» — относительно устойчивая система представлений преподавателя о самом себе, своей деятельности, на основе которой он строит свое общение со студентами и анализирует результаты своей профессиональной деятельностиличностные особенности преподавателя: его интеллект, особенности эмоциональной, волевой сфер и такие качества, как эмпатия, наблюдательность, проницательность, доброжелательность, открытость.

5. Разработанная модель «Педагогическое общение преподаватель-студент в современном вузе» отражает взаимосвязь представлений студентов и преподавателей о преподавателе как субъекте общения. В данной модели объективно существующая взаимосвязь: качества преподавателя —> факторы, препятствующие общению / факторы, способствующие общению (от которых зависит, сможет ли преподаватель выстроить эффективное и плодотворное взаимодействие со студентами) —> эффективность взаимодействия, отражает основные особенности педагогического общения в системе преподаватель-студент.

6. Одним из путей поиска реальных механизмов развития коммуникативной компетенции преподавателя может стать мастер-класс «Коммуникативная компетентность — профессиональная ценность преподавателя современного вуза» на основе специально разработанной программы оптимизации педагогического общения преподаватель-студент, инициирующей его позитивную динамику и способствующей становлению I субъект-субъектных отношений в системе преподаватель-студент.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные нами результаты представлены научно-методическим советам вузов, включены в программные материалы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс вуза. Позитивно оценены и приняты результаты исследования на постоянных курсах повышения квалификации вузовских работников. Основные теоретические положения, эмпирические результаты и выводы исследования прошли обсуждение на заседании кафедры психологии № 1 СмолГХ представлены на научно-практических конференциях в 20 022 007 гг., отражены в 11 публикациях автора.

Структура и объем диссертации

Основные положения диссертационного исследования изложены на 196 страницах машинописного текста, включающего введение, три главы, заключение, список литературных источников (233 наименования), приложения.

Выводы по третьей главе.

1. Обозначенные развитием общества изменения в образовании поставили задачу изучения педагогического общения как особенного социально-психологического процесса, выходящего далеко за рамки педагогического взаимодействия.

2. В современном вузе возрастает психологическая нагрузка на процесс общения преподаватель-студент: становление профессионала, усвоение студентами профессиональных знаний и опыта становятся зависимыми от качества и характера межличностного общения между преподавателем и студентами, на систему коммуникации «студент — преподаватель» возлагается функция личностно-профессионального развития будущего специалиста и формирования гражданина.

3. В сознании современной студенческой молодежи произошла замена строго, неэмоционального, «официального» образа преподавателя на образ отрытого, общительного, эмоционального человека. Таким образом, коммуникация в системе преподаватель-студент носит открытый личностный характер, но исключает панибратства.

4. Для преподавателей показателями оптимальных взаимоотношений со студентами являются: взаимоуважение, интерес студентов к предмету, взаимопонимание, дружелюбная атмосфера на занятиях, хорошая успеваемость и дисциплина. Показателями несложившихся взаимоотношений преподаватели считают: плохая дисциплина, низкая посещаемость студентами занятий, конфликты. В целом эти показатели можно обобщить как «наличие системы конструктивных контактов, направленных на межличностное познание и освоение предмета или их отсутствие на другом полюсе».

5. В среде современных преподавателей происходят изменения в установках в общении со студентами: для преподавателей более старшего поколения (педагогический стаж более 5 лет) основу педагогического общения составляет ориентация на сам преподаваемый предмет, тогда как, для начинающих преподавателей (педагогический стаж менее 5 лет) педагогическое общение ориентируется, главным образом, на межличностные общение.

6. Модель «Педагогическое общение преподаватель-студент в современном вузе» отражает взаимосвязь представлений студентов и преподавателей о преподавателе как субъекте общения. В основу построений данной модели нами положена объективно существующая взаимосвязь: качества преподавателя —> факторы препятствующие общению / факторы способствующие общению —> эффективность взаимодействия.

7. Результаты педагогической деятельности становятся зависимы от того, насколько преподаватель способен установить, организовать глубокие межличностные отношения со студентами, основанные на интересе к личности другого, его внутреннему миру. Отношение студента к предмету определяется характером взаимоотношений с преподавателем.

8. Преподаватели указывают коммуникативные характеристики в показателях и факторах эффективного взаимодействия со студентами, однако они не считают данные умения необходимыми в структуре умений преподавателя, по-прежнему большое значение предается общению по поводу предмета. Следовательно, существует необходимость в осознании преподавателями значимости коммуникативных навыков и в их развитии. Именно на реализацию данной проблемы был направлен разработанный и апробированный нами мастер-класс для преподавателей «Коммуникативная компетентность — профессиональная ценность преподавателя современного вуза».

Заключение

.

Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые нами гипотезы и сделать следующие выводы.

Продиктованные развитием общества изменения в сфере высшего образования (внедрение развивающегося обучения, компетентностного, личностно-ориентированного подходов и т. д.) существенным образом изменили характер, формат и условия взаимоотношений между преподавателем и студентами и определили новый уровень понимания педагогического общения, как особенного социально-психологического процесса, выходящего далеко за рамки педагогического взаимодействия.

В современном вузе педагогическое общение представляет собой общение, направленное на удовлетворение участниками данного процесса прежде всего потребности в самом общении, а не только на решение педагогических для одних и учебных для других задач. Следовательно, становление профессионала, усвоение студентами знаний становятся зависимыми от качества и характера межличностного общения между преподавателями и студентами. Центральным звеном и инициатором данного общения в современном вузе становится преподаватель.

Во время обучения студенты испытывают потребность во внимании со стороны преподавателя и возможность устанавливать с ним личностные, основанные на взаимном уважении и доверии отношения. Следовательно, оптимальными отношениями в формате преподаватель-студент будут отношения сотрудничества и партнерства.

В современном вузе, результаты педагогической деятельности становятся напрямую зависимы от того, насколько преподаватель способен установить и организовать данные отношения со студентами. Следовательно, именно характер взаимоотношений между преподавателем и студентами определяет то, будут ли студенты с интересом посещать занятия преподавателя или при необходимости освоят данную дисциплину с помощью современных информационных технологий.

В связи с этим, роль преподавателя в современном вузе как носителя конкретной системы знаний снижается, но возрастает роль преподавателя как личности профессионала, которая помогает студенту через общение самому сформироваться как личность, выработать определенную систему ценностей.

Ведущими критериями оценки преподавателя студентами являются свойства личности, характеризующие его умение организовать общение и продуктивное взаимодействие со студентами и свойства личности преподавателя, характеризующие его неспособность к продуктивному общению со студентами.

Наиболее значимыми личностными качества современного преподавателя, по оценкам студентов, являются: коммуникабельность, доброта, справедливость (характеристики субъекта межличностного общения). Эти качества занимают по значимости вторую позицию после высокого интеллекта, образованности и способности к передаче знаний, характеризующих преподавателя как субъекта педагогической деятельности и профессионала. Такие традиционные для педагогического общения характеристики как педагогический такт, требовательность, принципиальность и др. для студентов оказались менее значимыми. Следовательно, современные студенты высоко ценят профессионализм в области владения учебным материалом и умение общаться, выстраивать доброжелательные отношения со студентами.

Основными факторами, влияющими на эффективность общения преподавателя и студента являются: профессионализм преподавателя, доброжелательность к студенту, общая культура преподавателя и студента, а также желание студента учиться. Данные факторы являются общими и часто указываются в психолого-педагогической литературе. Однако в современном вузе они приобретают новый смысл и содержание.

В сознании современной студенческой молодежи можно наблюдать замену строго, неэмоционального, «официального» образа преподавателя на образ отрытого, общительного, эмоционального человека. Исходя из этого, коммуникация в системе преподаватель-студент носит открытый личностный характер, но исключает панибратства.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что современные тенденции развития педагогического общения в вузе заключаются в том, что оно становится глубоко личностным процессом, а отношение к предмету и желание посещать занятия конкретного преподавателя определяется возможностью общения с ним на личностном (не ролевом, не социальном) уровне. В этом общении студент ищет возможность обсудить не только научное знания, но и интересующие его вопросы, касающиеся общественного, социального развития и, конечно же, собственного как профессионала гражданина, личности.

Как показало исследование, современные преподаватели выделяют коммуникативные характеристики в показателях и факторах эффективного взаимодействия со студентами, однако они не считают данные умения необходимыми в структуре умений преподавателя, по-прежнему большое значение предается общению по поводу предмета. Следовательно, существует необходимость в осознании преподавателями значимости коммуникативных навыков и в их развитии и именно коммуникативной компетенции должно отводиться приоритететное место в профессиограмме преподавателя современного вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании Текст. / И. В. Абакумова // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. — С. 78−82.
  2. , Г. В. Социальная психология образования Текст. /Г.В. Акопов. -М.: Флинта, 2001. 296 с.
  3. , JT. Психологическая компетенция преподавателя высшей школы Текст. / JI. Алексеева // Высшее образование в России. — 2007. -№ 8. -С. 103−105.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев — избр. произведения в 2-х томах. Т. 1. — М., 1980.
  5. , Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для вузов Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с.
  6. Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 415 с.
  7. , Т. Ю. Психология профессионального общения Текст. / Т. Ю. Андрющенко, В. П. Кисляков. Волгоград, 1990. — 106 с.
  8. , А. Ф. К анализу диагностического мышления учителя Текст. / А. Ф. Ануфриев // Психология учителя. М.: ИПРАН, 1989. -С. 7−8
  9. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
  10. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб-метод, пособйе Текст. / С.И.
  11. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  12. , В. Профессиональная адаптация преподавателя Текст. / В. Ащенков // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 67−72.
  13. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности пед. исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. , О. Преподаватель-гуманитарий в оценках студентов Текст. / О. Байкова, С. Попова // Высшее образование в России. 2003. — № 6.-С. 109−110.
  15. , С.И. Основы профессионально-педагогического общения Текст. / С. И. Батракова. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1986. — 80 с.
  16. , С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре Текст. / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 27−33.
  17. , С. Проблемы формирования логической культуры студентов Текст. / С. Баширова // Наука, образование, общество: интернет-журн. 15.01.07. — Режим доступа: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=61.
  18. , A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: автореф. дис. .канд. пед. наук Текст. / A.B. Бездухов. Самара, 2000. — 21 с.
  19. , С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе Текст. / С. А. Беличева // Советская педагогика. 1985. — № 8. — С.60−62.
  20. , А. Управление самостоятельной работой студентов Текст. / А. Беляева // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 105
  21. , Р. Развитие «Я» концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  22. , Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвузов: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. М. Боброва. М., 1989. — 16 с.
  23. , A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  24. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. М.: МГУ, 1982. — 199 с.
  25. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „Модэк“, 1996.-213 с.
  26. , A.A. Психология и педагогика: учебное пособие Текст. / A.A. Бодалев, В. И. Жуков, Л. Г. Лаптев, В. А. Сластенин. М.: Высшая школа, 2002. — 585 с.
  27. , A.A. Активные методы обучения педагогическому общению Текст. / A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: Просвещение, 1983. — 98 с.
  28. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с
  29. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика.1997.-№ 4.-С. 11−17.
  30. , A.A. Понимание и общение Текст. / A.A. Брудный. -М.: Знание, 1989.-63с.
  31. , A.A. О проблеме коммуникации Текст. / A.A. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. М. — 1975. — С.165.182.
  32. Буланова-Топорикова, M.B. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Текст. / М.В. Буланова-Топорикова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.
  33. , A.JI. Андрей Петрович Минаков идеал современного представления о профессоре высшей профессиональной школы Текст. / A.JI. Бусыгина // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2003. — № 1. — С. 60−78.
  34. , К. Жить с агрессивными детьми Текст. / К. Бютнер. — М.: Педагогика, 1991.-141 с.
  35. , И.И. Психологические особенности диалога: автореф. дис.канд. психол. наук Текст. / И. И. Васильева. М., 1984. — 24 с.
  36. , JT.B. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / JI.B. Веденеева. Волгоград, 2001. — 22 с.
  37. , JT.A. Гуманитарное образование в современной России Текст. / J1.A. Вербицкая // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 79−85.
  38. Ветрова, 3. Д. Индивидуальный подход к студентам в процессе учебной деятельности преподавателя высшей школы: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Л., 1981. 18 с.
  39. , И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы Текст. / И. Е. Видт // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 3−7.
  40. , П.Н. Педагогическая психология Текст. / П. Н. Виноградова, A.B. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  41. , О.В. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики : дис.. канд. пед. наук Текст. / О. В. Возчиков, Барнаул, 1999.
  42. , Л.Ф. Некоторые социально-психологические требования к личности учителя Текст. / Л. Ф. Войтко // Комплексный подход к формированию личности будущего учителя. Днепропетровск, 1980. — С. 2027.
  43. , Н. Формирование профессиональной ментальности у будущего учителя Текст. / Н. Воронова, Н. Песчанская // Социально-педагогические проблемы ментальности. Смоленск, 1996. — 270 с.
  44. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991.
  45. , А.И. Влияние социальных установок учителя и межличностные отношения участников педагогического взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / А. И. Выраженская. М, 1995. -23 с.
  46. , Г. Т. Психолого-педагогические факторы, определяющие характер эффективного педагогического взаимодействия: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Г. Т. Гатальская. Минск, 1997. -21с.
  47. , Г. Энциклопедия философских наук: в 3 тт. Т.1. Наука логики Текст. / Г. Гегель. М.: Наука, 1976. — 180 с.
  48. , С.П. Словарь практического психолога Текст. / С. П. Головин. М.: Изд-во ACT Харвест, 2001. — 409 с.
  49. , Ф.Н. О педагогических способностях учителя Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии личности. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1960.
  50. , Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Способности и интересы. М., 1962.-С. 232−274.
  51. , Е. Рефлексия: проблема реализации в педагогической деятельности Текст. / Е. Горенков // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С. 94−95.
  52. , В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе: дис. докт. пед. наук Текст. / В. В. Горшкова. СПб., 1992. — 406 с.
  53. , О.В., Данилюк А. Я. Воспитание в современной России Текст. / О. В. Гукаленко // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 3−17.
  54. , М.В. Система самооценочных контрастов в личностно-ориентированном обучении Текст. / М. В. Девер // Педагогика. 2006. — № 7. -С. 68−73.
  55. , JI.H. Интеграция вузовской науки и производство Текст. / JI.H. Давыденко, Е. М. Воробьева. Мн.: Университетское, 1987. -155 с.
  56. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервейг. М.: Учбпедгиз, 1956. — 374 с.
  57. , И.Н. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов Текст. / И. Н. Дмитроченкова, JI.B. Ланина // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. — Л., 1973.
  58. , Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002.-№ 2.-С. 42−45.
  59. , Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущих специалистов Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Психологический журнал. 2002. — № 5. — С. 103−109.
  60. , М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006. — 416 с.
  61. , Т.М. Характеристические исследования студентов педагогического вуза / Т. М. Егорова // Психология учителя. М., 1989. — 106 с.
  62. , И. Типология студентов и воспитательный процесс Текст. / И. Емельянова // Высшее образование в России. — 2007. № 3. — С. 170−172.
  63. , В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии, автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / В. Ф. Енгалычев. СПб., 2006. — 43 с.
  64. , Л.И. Развитие педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка: на примере медицинского вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. И. Епрынцева. Барнаул, 202. — 192 с.
  65. , Н. П. Психология общения: пособие для студентов-психологов Текст. / Н. П. Ерастов. Ярославль: ЯрГу, 1979. — 96 с.
  66. , И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке Текст. / И. В. Ермакова, Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. 2004. — № 1. — С. 63−73.
  67. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: МПСИ, Флинта, 2002. — 336 с.
  68. , З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Текст. / З. Ф. Есарева. Л.: ЛГУ, 1974. — 112 с.
  69. , В.И. Основы педагогической конфликтологии Текст. / В. И. Журавлев. М., 1995. — 183 с.
  70. , И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста (на примере гуманитарных дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Забродина.1. Челябинск, 1996.-21с.
  71. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. /
  72. B.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  73. , Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя Текст. / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. — 2002. — № 3. С. 44−50.
  74. , Г. Самообразование — парадигма XXI века Текст. / Г. Зборовский, Е. Шуклина // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. —1. C. 25−32.
  75. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. -С. 16−21.
  76. , Б. Студенты о преподавателе: методика опроса Текст. / Б. Зеленцов // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 44−47.
  77. , И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  78. , И.А. Психология слушания и говорения: дис.. докт. психол. наук Текст. / И. А. Зимняя. М., 1973. — 450 с.
  79. , М. Вузовский педагог XXI в. Текст. / М. Зиновкина // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 13−15.
  80. , В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / Е. Б. Моргунов, В. П. Зинченко. М.: Триволи, 1994. — 304с.
  81. , A.C. Личность в структуре педагогического общения Текст. / A.C. Золотнякова. Ростов н/Д: РГПИ, 1979. — 323 с.
  82. , Г. Современное студенчество: социологический портрет Текст. / Г. Ивахненко, Ю. Голеусова // Высшее образование в России,-2003.-№ 5.-С. 110−114.
  83. , Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя Текст. / Т. Е. Исаева // Педагогика. — 2006. -№ 9.-С. 55−60.
  84. , А.И. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности Текст. / А. И. Кагальняк, Л. П. Мельник // Вопросы психологии, 1986. — № 2. С. 79−85.
  85. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1998. — 319с.
  86. , Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. — 2002. — № 6. — С. 51−59.
  87. , Л.В. Становление профессионального самосознания молодого учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Л. В. Кандыбович. М., 1999. — 27 с.
  88. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В.А. Кан- Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  89. Кан-Калик, В.А., Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  90. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. М.: Философия, 1964. — 389 с.
  91. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  92. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  93. , В.В. Студент и преподаватель глазами друг друга Текст. / В. В. Ковалева // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.52.56.
  94. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) Текст. / Я. Л. Коломинский. — М.: Наука, 1976.-350 с.
  95. , Я.Л. Психология педагогического взаимодействия Текст. / Я. Л. Коломинский // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 3642.
  96. , Я.Л. Некоторые проблемы социальной психологии Текст. / Я. Л. Коломинский, H.A. Березовин. -М.: Знание, 1977. -82 с.
  97. , Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие Текст. / Я. Л. Коломинский, Н. М. Плескачева, И. И. Заяц, O.A. Митрахович- под. ред. Я. Л. Коломинского. Спб.: Речь, 2007. — 240 с.
  98. , C.B. Типологические особенности педагогического взаимодействия Текст. / C.B. Кондратьев // Вопросы психологии. — 2004. № 4.-С. 130−137.
  99. , Ю.М. Отношения межличностной значимости в студенческой группе современного вуза Текст. / Ю. М. Кондратьев // Вопросы психологии. 2007. — № 4. — С. 57−62.
  100. , C.B. Учитель-ученик Текст. / C.B. Кондратьев. -М.: Просвещение, 1984. 80 с.
  101. , Н.И. Словарь-справочник практического психолога Текст. / Н. И. Конюхов. Воронеж: Изд-во НПО „Модэк“, 1996. — 224 с.
  102. , Л. Педагогическое мастерство: принципы оценки Текст. / Л. Куприянова // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 78−79.
  103. , A.B. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза Текст. / A.B. Коржуев, Н. Ю. Кудзиева, В.А.
  104. Попков // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 44−49.
  105. , Ю.С. Грамматика общения Текст. / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-208 с.
  106. , О.Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами Текст. / О. Б. Крушельницкая // Психологическая наука и образование. 2003. — № 3. — С. 48−51.
  107. , В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство Текст. / В. П. Кузовлев // Педагогика. 2000. — № 1. — С.52−57.
  108. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  109. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 117с.
  110. , C.B. Принципы гуманизации взаимодействия педагога и студента в процессе обучения иностранному языку: дис.. канд. пед. наук Текст. / C.B. Кускова. Мурманск, 2003. — 160 с.
  111. , А.Н. Математические методы в психологии: учеб. пособие Текст. / А. Н. Кутейников. СПб.: Изд-во Речь, 2007. — 172 с.
  112. , М.М. Функциональное моделирование процесса обучения Текст. / М. М. Левина // Новые исследования в педагогических науках. М. — 1971.-№ 3.-С. 17.
  113. , В.А. Невербальное поведение Текст. / В. А. Лабунская. -М.: Просвещение, 1991. 136 с.
  114. , О. Преподаватель вуза: кризис идентичности Текст. / О. Лейбович // Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С. 49−61.
  115. , A.A. Лекция как общение Текст. / A.A. Леонтьев. -М.: Знание, 1974.-39 с.
  116. , A.A. Педагогическое общение Текст. / Леонтьев A.A. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  117. , A.A. Психологический портрет лектора Текст. /
  118. A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  119. , A.A. Педагогическое общение Текст. / A.A. Леонтьев // Педагогика и психология. 1979. — № 1. — С.З.
  120. , М. Новое поколение российского студенчества Текст. / М. Лисаускене // Высшее образование в России. 2005. — № 10. — С. 41−47.
  121. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  122. , В.Т. Советское студенчество: социологический очерк Текст. / В. Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  123. , В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента Текст. /
  124. B.Т. Лисовский, A.B. Дмитриев. Л.: ЛГУ, 1974. — 184 с.
  125. , Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. -М., 2001. 606 с.
  126. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  127. , Б.Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С. 124−135.
  128. , Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. -С. 19−33.
  129. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя Текст. / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56−61.
  130. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. — М.: Педагогика, 1980. 38 с.
  131. , Л.Г. Психолого-педагогические технологии развития субъективности студента педагогического вуза: автореф.. канд. психол. наук Текст. / Л. Г. Майдокина Тамбов, 2010. 25 с.
  132. , А. Диалог суть технологий общения Текст. / А. Маджуга, С. Еримбетова // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. — С. 48−57.
  133. , В. А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога Текст. / В. А. Маликова. Оренбург, 1999.-278 с.
  134. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: МГФ „Знание“, 1996. — 308 с.
  135. , А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  136. , Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога Текст. / Н. В. Мартишина // Педагогика. -2006.-№ 3.-С. 103−105.
  137. , В.Н. Проблемы профессионального воспитания учителя-филолога: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / В. Н. Мезинов. -М., 1995.- 18 с.
  138. , С. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения Текст. / С. Мелибруда- пер. с польск и общ. ред. A.A. Бодалева и А. П. Добрович. М.: Прогресс, 1986. — 67 с.
  139. , C.B. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории Текст. / C.B. Минакова // Вестник высшей школы. М.: Высшая школа, 1986.-С. 13−16.
  140. , JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / JT.M. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  141. , JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога Текст. / JI.M. Митина. М.: Сентябрь, 1999. — Библиотека журнала „Директор школы“. — вып.2.
  142. , JI.H. Учитель как личность и профессионал Текст. / JI.H. Митина. М.: Изд-во „Дело“, 1994. — 216 с.
  143. , JI.M. Педагогическое общение: контакт и конфликт Текст. / JI.M. Митина // Школа и производство. 1989. — № 10. — С.10−12.
  144. , О.В. Факторный анализ для психологов Текст. / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: Учебно-методический коллектор „Психология“, 2001. — 169 с.
  145. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников: дис.. д-ра пед. наук Текст. / А. В. Мудрик. М., 1980. — 414 с.
  146. , В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. Текст. / В.Н. Мясищев- под ред. А. А. Бодалева. Воронеж, 1995. — 356 с.
  147. , Н.Б. Особенности ценностного отношения студентов к учебным дисциплинам в процессе их профессиональной подготовки Текст. / Н. Б. Нестерова // Экспериментальная и прикладная психология. 1978. -Вып. 12.-С. 103−108.
  148. , А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования Текст. / А. М. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−10.
  149. , М.Н. Человеческое общение Текст. / М. Н. Ночевник. М.: Политиздат, 1988. — 127 с.
  150. , H.H. Психология межличностных отношений Текст. / H.H. Обозов. Киев: Изд-во „Лыбидь“, 1990. — 192 с.
  151. Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации: сб. научн. тр. Текст. / редкол.: A.A. Бодалев и др. М.: Изд- во АПН СССР, 1987.
  152. Основы вузовской педагогики Текст. / под. ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1972.-311 с.
  153. , С. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетенции студента педагогического вуза: автореф.. канд. психол. наук Текст. / С. А. Оськина. Тамбов, 2010. — 24 с.
  154. , В. Критерии оценки труда преподавателя Текст. / В. Пантилеенко, В. Пантелеев // Вестник высшей школы. 1991. — № 2. — С. 13−15.
  155. , В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей Текст. / В. Н. Панферов // Вопросы психологии. М.: Педагогика. — 1974. -№ 2. — С. 59−64.
  156. , С.С. Математические методы в социальной психологии Текст. / С. С. Паповян. М.: Наука, 1983. — 43 с.
  157. , Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов: дис.. канд. психол. наук Текст. / Н. В. Парнюк. -СПб., 2003.-196 с.
  158. , Б. Д. Анатомия общения Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб: Изд-во. Михайлова, 1999.-301 с.
  159. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов Текст. / под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-ое изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1998.-479с.
  160. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов Текст. / под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
  161. Педагогическая энциклопедия. Текст. — Изд-во „Советская энциклопедия“. М., 1966. — 87 с.
  162. , JI.A. Педагогическое руководство разрешения противоречий деятельности общения подростков в процессе формирования культуры взаимоотношений: автореф.. дис. канд. пед. наук Текст. / JI.A. Переломова. Новосибирск, 1995. — 13 с.
  163. , В.Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие Текст. / В. Ф. Петренко. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 400 с.
  164. , Е.А. Жесты в педагогическом процессе: учебное пособие Текст. / Е. А. Петрова. М.: Моск. городское пед. общество, 1998. -222 с.
  165. , П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах Текст. / П. И. Пидкасистый // Педагогика. — 2005. № 3. — С. 47−52.
  166. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Горунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  167. , Н.И. Избранные педагогические произведения. Текст. / H.H. Пирогов. М., 1953.-380 с.
  168. , А.И. Педагогическое образование: концепции, содержание, структура Текст. / А. И. Пискунов // Педагогика. 2001. — № 3. -С. 41−48.
  169. , В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-метод. пособие Текст. / В. Ю. Питюков М.: Изд-во: Гном и Д, 2004. — 224 с.
  170. , И.П. Педагогика: уч. для студентов вузов и аспирантов Текст. / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  171. , Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов Текст. / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. —1. М., 1994,-№ 6.-С. 69−70.
  172. Психологический словарь Текст. / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Полит издание, 1990. — 494 с.
  173. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся Текст. / под. ред. A.A. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  174. , Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников Текст. / Н. Ф. Радионова. JI.: Изд-во ЛГУ, 1981. 84 с.
  175. , Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н. Ф. Радионова Л., 1991. 470 с.
  176. , A.A. Психология познания педагогом личности учащихся Текст. / A.A. Реан. М.: Педагогика, 1990. — 152 с.
  177. , A.A. Психология и педагогика Текст. / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Изд-во „Питер“, 2004. -432 с.
  178. , A.A. Социальная педагогическая психология Текст. / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб: Изд-во „Питер“, 1999. — 461 с.
  179. , Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре и мастерстве Текст. / Г. И. Ризз // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 114−116.
  180. , Е.И. Психология общения Текст. / Е. И. Рогов. М: Владос, 2007. -336 с.
  181. , Е.И. Учитель как объект психологического исследования Текст. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1998. — 494 с.
  182. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / K.P. Роджерс. М.: Прогресс-Универс, 1994. — 480 с.
  183. , Н.С. Проблемно-ориентированная концепция социально-гуманитарного образования в университете будущего Текст. / Н. С. Розов // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: тезисы докл. междунар.конгр. Новосибирск, 1995.
  184. , С.Я. Функциональная структура педагогического взаимодействия учителя с классом Текст. / С. Я. Ромашина. Барнаул, 1999. -268 с.
  185. , Н. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных измерений Текст. / Н. Росина // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 46−48.
  186. , М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе Текст. / М. М. Рыбакова. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  187. , В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  188. , Ю.В. Учебный процесс: сотворчество преподавателя и студента Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 40−45.
  189. , Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика. — 1999. — № 6. С. 44−50.
  190. , В. Вузовский преподаватель отношение к происходящему Текст. / В. Сергиевский // Alma Mater. — 1999. — № 1. — С. 1011.
  191. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Текст. / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация „Логос“, 1999. — 272 с.
  192. , Б.Ф. Теория оперантного научения Текст. // Хьелл Л., Зилер Д. Теория личности (основные положения, использование и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. — С. 332−367
  193. , Г. Б. Анализируем деятельность преподавателя Текст. / Г. Б. Скок // Вестник высшей школы. 1987. — № 6. — С. 50−53.
  194. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическуюдеятельность: учеб. пособие для преподавателей Текст. / отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
  195. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя Текст. / В. А. Сластенин. М.: Изд-во МГПИ, 1993. — 159 с.
  196. , В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84
  197. , В.А. О современных подходах к подготовке учителя Текст. / В. А. Сластенин, И. Г. Руденко // Педагог. 1996. — № 1. — С. 17−29.
  198. , З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности Текст. / З. С. Смелкова. — М.: Флинта, 1999.-232 с.
  199. , С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / С. А. Смирнова, И. Б. Котова, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2001. — 512 с.
  200. , Е. В профиль и анфас: преподаватель глазами студентов Текст. / Е. Смирнова, J1. Ступникова // Высшее образование в России. -1999. № 6. — С. 107−109.
  201. , А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов Текст. / А. Е. Созонтов // Вестник Московского университета. -2003.-№ 3.-С. 15−23.
  202. , A.B. Гуманитарное студенчество в постсоветской России Текст. / A.B. Соколов // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 40−50.
  203. , В.А. Психодиагностическое познание профессиональнойдеятельности Текст. / В. А. Сонин. СПб.: Речь, 2004. — 408 с.
  204. , В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя Текст. / В. А. Сонин. Смоленск, 1999.-251 с.
  205. , В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя Текст. / В. А. Сонин. Смоленск, 1997.-251 с.
  206. , В.А. Учитель как социальный тип личности Текст. / В. А. Сонин. -Спб.: Речь, 2007. 400 с.
  207. , В.А. К проблеме профессиональной ментальности педагога Текст. / В. А. Сонин // Международный журнал по проблеме образования. М.: Магистр, 1998. — № 2.
  208. , В.А. Педагогическая деятельность как профессиональная реальность Текст. / В. А. Сонин // Психология обучения. 2010. — № 5. — С.8−21.
  209. , В.А. Роль общения в профессиональной деятельности педагога Текст. / В. А. Сонин // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.
  210. , М. И. Психология общения.: курс лекций. Текст. / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000. — 304 с.
  211. , Л.А. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студентов медицинской академии: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. А. Степанова. — Кемерово, 2000. 21 с.
  212. , Г. В. Основы математической статистики для психологов Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: ЛГУ, 1972. — 430 с.
  213. , В.А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский. — М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.
  214. , С. Становление специалиста: психолого-педагогический мониторинг Текст. / С. Тарасова, Е. Таранова // Высшее образование в России. 2006. — № 2. — С. 129−132.
  215. , A.B. Наедине со всеми: О психологии общения Текст. /
  216. A.B. Толстых. Мн.: Полымя, 1990. — 208 с.
  217. , С.Н. Профессиональная культура педагога Текст. / С. Н. Федорова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65−70.
  218. , А. Партнерство как принцип обучения, воспитания и молодежной политики Текст. / А. Ховрин // Высшее образование в России. — 2007. -№ 8.-С. 55−59.
  219. , И.А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе учитель-ученик: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / И. А. Чайковская. Самара, 2000. -20 с.
  220. , Р. Психология влияния Текст. / Р. Чалдини. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  221. , Г. О коммуникативной компетенции Текст. / Г. О. Чанышева // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 148−151.
  222. , В.Д. Профессиональные способности Текст. /
  223. B.Д. Шадриков. М.: Логос, 2010. — 320 с.
  224. , Н.И. Социальная психология в образовании Текст. / Н. И. Шевандрин. -М.: Владос, 1995. 544с.
  225. , В.И. Современный контент-анализ Текст. / В. И. Шалак. — М.: Омега-Л, 2004. 272 с.
  226. , Н.Л. Восприятие преподавателя студентами: дис.. канд. психол. наук Текст. / Н. Л. Шлыкова. -Иваново, 1998». 132 с.
  227. , Н.Л. Особенности перцептивного процессапреподавателя вуза Текст. / H.JI. Шлыкова // Тез. докл. междунар. научно-технич. конфер. Иваново, 1997. — С. 371.
  228. , Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  229. , Ф. Диалектика природы: соч. в 25 тт. Т. 20. Текст. / Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1961.-621 с.
  230. , Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство Текст. / Е. Г. Юдина // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 132−142.
  231. , Л.С. Антропологический аспект ментальности учителя Текст. / Л. С. Ядвиршис // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1996.
  232. Davis, L. Developing capable employees: the work activity briefing Текст. / L. Davis, S. Hase // Journal of Workplace Learning: Employee Conseling Today. Vol. 11, 1999. — № 8. — P. 300.
  233. Flanders, N. Analyzing Teacher Behaviour Текст. / N. Flanders. -Amgkerderm, 1990.
  234. Harris, S. Human Communications Текст. / S. Harris. — Manchester, Oxford, 1993.
  235. Habermas, J. The theory of Communicative Action Текст. / J. Habermas. Boston, 1984.
Заполнить форму текущей работой