Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние этнических особенностей внутрисемейного общения на развитие самосознания ребенка 5-6 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семья, с ее особой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимодействий между супругами, родителями и детьми, детьми' разных возрастов оказывает постоянное воздействие на формирование личности ребенка. В этой связи этнические особенности внутрисемейного общения влияют на развитие определенных личностных качеств ребенка. Знание данных особенностей важно для педагога, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития самосознания в этнокультурной среде
    • 1. 1. Анализ исследований самосознания в зарубежной психологии
    • 1. 2. Основные теоретические подходы к феномену самосознания в отечественной психологии
    • 1. 3. Особенности самосознания детей 5−7 лет
    • 1. 4. Влияние внутрисемейного общения на развитие личности ребенка и его самосознания
    • 1. 5. Исследование этнокультурной среды в развитии самосознания
  • Глава 2. Программа экспериментального исследования
    • 2. 1. Характеристика обследуемых семей
    • 2. 2. Методы диагностики структурных звеньев самосознания детей
  • 5−6 лет из русских и казахских семей
    • 2. 3. Методы исследования типа, структуры, особенностей внутрисемейных отношений казахской и русской семей
    • 2. 4. Статистическая обработка результатов
  • Глава 3. Эмпирическое исследование влияния этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания дошкольника-казаха
    • 3. 1. Анализ результатов исследования структурных звеньев самосознания детей 5−6 лет из русских и казахских семей
    • 3. 2. Анализ результатов исследования внутрисемейных отношений казахской и русской семей
  • Выводы

Влияние этнических особенностей внутрисемейного общения на развитие самосознания ребенка 5-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в последнее время перемены в политической, экономической, социальной сферах заставляют по-новому подойти к проблеме национально-психологических особенностей народов, в частности к влиянию этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания ребенка.

Общепризнанно, что самосознание является следствием социальных взаимодействий и определяется социальным опытом индивида. Среди факторов его развития выделяют деятельность и взаимоотношения с другими людьми (О.А.Карабанова 1990, М. И. Лисина 1979, В. С. Мерлин 1970, В. С. Мухина 1985, С. Л. Рубинштейн 1973, В. В. Столин 1983, Т. Г. Стефаненко 1993, Г. У. Солдатова 1996, И. И. Чеснокова 1977, Х. Т. Шерьязданова 1993,). Формирование и содержательное наполнение структуры самосознания зависит от специфики социокультурной среды, в которой происходит социализация. Для ребенка ближайшим и наиболее значимым окружением является семья. Каждая семья принадлежит к тому или иному этносу, а каждая этническая общность вырабатывает свои представления о том, какими должны быть семейные отношения и стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа (Ю.В.Бромлей 1983, Н. К. Джандильдин 1969, В. Н. Дружинин 1983, Х. А. Кауанова 1982, В. В. Столин 1983, С. П. Шабалина 1998, Н. Шаханова 1998 и ДР-).

Семья, с ее особой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимодействий между супругами, родителями и детьми, детьми' разных возрастов оказывает постоянное воздействие на формирование личности ребенка. В этой связи этнические особенности внутрисемейного общения влияют на развитие определенных личностных качеств ребенка. Знание данных особенностей важно для педагога, так как помогает понять национальную специфику восприятия воспитательных воздействий детьми конкретной национальности, своеобразие содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта различных народностейконкретные формы и способы коммуникативного воздействия, а также своеобразие самосознания ребенка конкретной этнической общности.

Несмотря на большую социальную значимость, специальных исследований, направленных на изучение влияния этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания ребенка не проводилось.

Практическая значимость этой проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обуславливают актуальность исследования влияния этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания ребенка.

Цель исследования: изучить и экспериментально проверить влияние этнических особенностей внутрисемейного общения казахов на формирование самосознания ребенка-казаха 5−6 летнего возраста.

Объект исследования. Особенности самосознания ребенка-казаха 5−6 летнего возраста.

Предмет исследования: этнические особенности общения внутри казахской семьи как фактор развития самосознания дошкольника.

Основная гипотеза исследования. Развитие самосознания дошкольника опосредовано этническими особенностями внутрисемейного общения. Частные гипотезы:

1. Характеристики внутрисемейного общения в казахских и русских семьях различаются по следующим признакам: количественный состав, главенство, тип иерархии «власти-подчинения», полоролевые отношения, стиль воспитания, знакомство ребенка с национальной принадлежностью.

2. Этнические особенности внутрисемейного общения, а именно культивирование и уважение мнения старших, авторитет родителей, степень партнерских отношений у родителей с детьми, развитие активности ребенка, установление отношений зависимости между родителями и ребенком, стремление ускорить развитие ребенка опосредуют развитие самосознания ребенка 5−6 лет.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1 .Провести теоретический анализ и систематизировать имеющиеся научные представления по проблеме этнических особенностей внутрисемейного общения и их влияния на формирование самосознания дошкольника. 2. Подобрать и обосновать комплекс адекватных методик для изучения самосознания дошкольника-казаха и особенностей внутрисемейного общения. 3. Экспериментально проверить выдвинутые предположения о влиянии этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания дошкольника-казаха.

Методология исследования базируется на культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С.Выготский), теория деятельности (А.Н.Леонтьев), концепция структуры самосознания (В.С.Мухина).

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

— обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследованияэмпирические методы: анализ педагогической документации, психологическое наблюдение за детьми в процессе экспериментального исследования и в свободной деятельности, анкетирование родителей;

— экспериментальные методы: констатирующий эксперимент, направленный на выявление психологических особенностей структурных звеньев самосознания с использованием проективной методики депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов) — методики «Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания» (Н.Л.Белопольская), тест-опросника родительского отношения.

А.Я.Варга, В.В.Столин), тест-опросника «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), методики Рене Жиля;

— статистические методы обработки экспериментальных результатов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследованияопределение цели, объекта, гипотезы и задач исследованияподбор и разработка диагностических методик.

Второй этап — изучение этнических особенностей внутрисемейного общения в казахских и русских семьях.

Третий этап — проведение эксперимента, направленного на изучение самосознания детей 5−6 лет казахской и русской национальности.

Четвертый этап — анализ результатов исследования структурных звеньев самосознания и их зависимости от этнических особенностей внутрисемейного общенияуточнение теоретических положений.

Организация исследования. В исследовании приняли участие дети казахской и русской национальности 5−6 летнего возраста и их родители (всего 198 семей). Общее количество обследованных — 396 человек, в том числе 99 детей казахской национальности (48 мальчиков и 51 девочка), 99 детей русской национальности (48 мальчиков и 51 девочка), и соответственно 99 родителей казахской национальности и 99 родителей русской национальности. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 13, № 17, № 6 города Актобе, Республики Казахстан.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных и статистической значимостью различий между сравниваемыми группами детей и родителей.

Научная новизна исследования.

Впервые осуществлено экспериментальное изучение особенностей структурных звеньев самосознания детей 5−6 лет казахской и русской национальности, и произведен сравнительный анализ содержательных аспектов звеньев самосознания.

Получены новые данные о типах родительского отношения, преобладающих в казахских и русских семьяхустановках матерей на воспитание ребенка, практикуемые в казахских и русских семьяхособенностях восприятия детьми казахской и русской национальности членов семьи, своего места среди них, а также выявлена типология казахской и русской семей.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретически обосновано влияние этнических особенностей внутрисемейного общения на формирование самосознания дошкольника.

Рассмотрены проблемы формирования самосознания ребенка в единой системе этнос-семья-ребенок.

Проведенное исследование вносит вклад в теорию развития личности ребенка в этнокультурной среде, обогащая ее новыми положениями, касающимися особенностей наполнения структурных звеньев самосознания в зависимости от этнических особенностей внутрисемейного общения.

Практическая значимость исследования связана с научно-методическим обеспечением психологической службы учреждений образования и других областей психолого-педагогической практики. Полученные в исследовании выводы позволяют расширить представления практических психологов о психологических особенностях самосознания детей казахской национальности, а также об особенностях внутрисемейного общения в казахских и русских семьях. Материалы исследования могут быть использованы при разработке системы практических мероприятий по коррекционной работе с детьми казахской и русской национальности и их психологическому сопровождению. Представленные в работе методы психодиагностики могут использоваться в работе практического психолога, в семинарах и лекциях для подготовки студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Казахские и русские семьи отличаются по таким параметрам как количественный состав семьи, главенство, типы иерархии «власти-подчинения», стиль воспитания и полоролевые отношения.

2.Содержательное наполнение самосознания дошкольника-казаха обусловлено своеобразием форм брачно-семейных отношений в казахском этносе, количественным составом детей в семье, иерархией отношений в семье.

3. Формирование структурных звеньев самосознания детей 5−6 лет детерминировано этническими особенностями внутрисемейного общения.

4.Наибольшее влияние этнические особенности семьи оказывают на такие структурные звенья самосознания как уровень адаптированности у детей казахской и русской национальности, половая идентификация и перспективы личности у девочек казахской национальности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции (Республика Казахстан, Актобе, АГУ им. К. Жубанова, июнь 2002), международной конференции «Психология системного функционирования личности» (Саратов, СУ, июнь 2004), 12 конференции молодых ученых НИИ Семьи и воспитания РАО (Москва, июнь 2004), в научном журнале (Вестник АГУ им. К. Жубанова, № 1,3- 2004).

Материалы исследования используются в лекциях для слушателей АГУ им. К. Жубанова по дисциплине Психология развития, а также в практике работы психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Актобе, Республики Казахстан.

Основные положения исследования отражены в пяти печатных работах.

Выводы.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Этническая принадлежность семьи накладывает отпечаток на детско-родительские отношения и на типологию семьи.

Казахские семьи состоят в среднем из четырех человек, русские семьи из трех человек. В казахских семьях преобладает мужское главенство, для русских семей характерны отношения равноправия или двойного главенства. Тип иерархии «власти-подчинения» в казахских семьях муж-жена-ребенок, в русских также встречается жена-муж-ребенок. Полоролевые отношения более выражены в казахских семьях. Для русских семей характерен демократический стиль воспитания, а для казахских — контролирующий. В казахских семьях, в отличие от русских семей, родители уделяют значительное внимание развитию национальной принадлежности, знакомят детей с обычаями и национальными традицйями.

2. Этнические особенности внутрисемейного общения опосредуют развитие самосознания ребенка 5−6 лет. Родители посредством системы внутрисемейных отношений формируют самосознание ребенка, а именно формы социального реагирования. Внутрисемейные отношения в казахских семьях наполнены этническими традициями и обычаями в большей степени, чем в русских. В казахских семьях культивируется почитание и уважение мнения старших. Установки матерей на воспитание ребенка в казахских и русских семьях отличаются по таким аспектам и признакам как: ощущение самопожертвования в роли материавторитет родителейстепень партнерских отношений родителей с детьми, развитие активности ребенкаустановление отношений зависимости детей от родителейстремление ускорить развитие ребенка.

3. В межличностном семейном общении девочки казахской национальности эмоционально ближе к отцу, а девочки русской национальности к матери. Девочки-казашки не доминантны, в отличие от мальчиков казахской национальности, которые ярко проявляют это качество, а у девочек и мальчиков русской национальности таких различий не выявлено.

Ситуации спокойного эмоционального общения во взаимодействии с воспитателем у русских мальчиков не вызывают отрицательных переживаний, тогда, как мальчики казахи демонстрируют грубость, оскорбления. В ситуациях фрустрации со сверстниками мальчики-казахи проявили больше агрессивных реакций по сравнению с русскими мальчиками.

В ситуациях невозможности удовлетворения потребностей при взаимодействии с родителями девочки-казашки чаще, чем русские девочки, демонстрировали неадекватно-лояльне реакции, сопровождавшиеся эмоциональным напряжением. Девочки русской национальности в этих же ситуациях проявляют игнорирующие поведенческие реакции.

В отношениях с взрослыми в ситуациях спокойного эмоционального общения (без фрустрации) девочкиказашки реагировали с помощью пассивных реакций.

В ситуациях психологического напряжения (депривации) воспитателем притязания на признание мальчикиказахи реагировали адекватно-лояльно и в сравнении с русскими мальчиками проявили меньше агрессивных реакций.

В ситуациях депривации имени родителями девочкиказашки, в отличие от русских девочек, чаще реагировали позитивно, адекватно ситуации (адекватно-лояльно) и совсем не использовали агрессивных реакций.

При депривации притязания на признание в ситуациях взаимодействия с воспитателем девочкиказашки проявили значительно больше пассивных реакций в отличие от русских девочек.

Процесс половой идентификации определяется этнической и половой принадлежностью ребенка, а также детерминирован эталонами мужского и женского поведения. К 5−6 годам дети вне зависимости от национальной принадлежности правильно идентифицируют последовательность идентификации младенец-дошкольник-школьник.

4. Наибольшее влияние этнические особенности семьи оказывают на такие структурные звенья самосознания как уровень адаптированности у детей казахской и русской национальности, половую идентификацию и перспективы роста у девочек казахской национальности. Звеном самосознания, в котором происходит значительное накопление напряжения, у сравниваемых групп явился уровень адаптированности, о чем свидетельствует наибольшее количество неадекватно-лояльных реакций (оскорбления, перевода эмоционального напряжения на высказывающегося персонажа) в целом по методике.

Наибольшую фрустрированность вызывает у мальчиков казахов ситуация взаимодействия с воспитателем и родителями, а у девочекказашек взаимодействие с воспитателем и со сверстниками.

При депривации половой идентификации воспитателем и перспектив личности родителями девочки-казашки проявили большую пассивность в сравнении с русскими девочками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа представляет собой один из подходов к изучению проблемы влияния семьи на формирования самосознания ребенка. В рамках данного исследования не предоставляется возможным охватить все особенности семейной ситуации, влияющие на развитие личности ребенка, в том числе его самосознания. Мы ставили своей задачей установить наиболее общие особенности самосознания детей казахской и русской национальности и выделить этнические особенности внутрисемейного общения, влияющие на развитие самосознания детей. В проведенном исследовании был проведен теоретический анализ имеющихся научных представлений по проблеме этнических особенностей внутрисемейного общения и их влияния на формирования самосознания дошкольника. Также был подобран комплекс адекватных методик для изучения самосознания дошкольника-казаха и особенностей внутрисемейного общения. На основании сравнительного анализа полученных результатов была выявлена специфика становления и проявления самосознания личности детей в зависимости от пола и национальной принадлежности. Установлено, что внутрисемейные отношения наполнены этническими традициями и обычаями. Родители посредством системы внутрисемейных отношений формируют самосознание ребенка, а именно формы социального реагирования. Полученные результаты поднимают ряд практических вопросов, в частности, проблему коррекции неадекватных форм социального реагирования детей казахской национальности. Опираясь на полученные теоретические и эмпирические результаты, можно дать некоторые рекомендации, касающиеся, прежде всего работы практических психологов. Апробированные в настоящем исследовании методики могут быть использованы для диагностики нарушений в развитии самосознания детей казахской и русской национальности. Депривированность той или иной структуры самосознания устанавливается по эмоционально-поведенческим проявлениям ребенка в ситуациях фрустрации. Дети казахской национальности в ситуациях фрустрации взрослыми людьми чаще используют пассивные и неадекватно лояльные реакции, а дети русской национальности для защиты от фрустратора прибегают к агрессивным реакциям. Дети русской национальности в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания применяют разнообразные типы реакций в отличие от детей казахской национальности. У детей казахской национальности различия в типах поведения связаны с половой принадлежностью ребенка. Все это имеет значение для диагностики поведения детей казахской и русской национальности как нормативного для данной этнической группы детей, а не как отклоняющееся по сравнению с детьми русской национальности. Диагностика развития самосознания предполагает дальнейшую его коррекцию, цель которой — скорректировать поведение, характерное для членов данной группы, и таким образом сделать его более адаптивным. Комплексная коррекционная работа с ребенком казахской и русской национальности должна быть построена на полной информации о развитии ребенка, включающей в себя: биографические данные о ребенке и его родителях, особенностях семейного воспитания, отличительных особенностях детско-родительских отношений, данные о развитии его личности, существующих проблемах в поведении, в общении с взрослыми и сверстниками. При выявлении детей казахской и русской национальности, нуждающихся в психологической помощи, недостаточно ориентироваться только на признаки внешнего неблагополучия: проблемы в поведении, гнев, агрессивность, ложь, зависть, неуверенность в себе, пассивность, конформность, снижение оптимистического отношения к будущему, желание переместиться в прошлое и т. п. Нарушения адаптации могут проявляться и в пониженной работоспособности, утомляемости, отказе от общения, обидчивости, слезливости. Все эти симптомы могут быть признаками вытеснения собственных депривированных потребностей и агрессии и представлять собой опасность для дальнейшего полноценного развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / Под ред Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой. — М., 1989.-Кн.1. С. 110−134.
  2. М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1988. — 16 с.
  3. Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 22 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. — 175 с.
  5. Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в дс и в школе: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1987.- 16 с.
  6. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. — 173 с.
  7. Ю.Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестник МГУ, сер. 14, Психология. 1989. № 2. С. 44−53.
  8. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. — С. 74−82.
  9. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. \ Известия АПН РСФСР. -Вып. 18. М-Л., 1948. С. 101−124.
  10. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1992.-Т. 13.-№ 5.-С. 12−25.
  11. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 212−242.
  12. А. Психологическое тестирование. — М., 1982. Т.1. — 320 с.
  13. .Г. К проблеме современного человекознания. М., 1977. — 380 с.
  14. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1978. -18 с.
  15. JI.A. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории. Дис.канд.психол.наук. — М., 2000. — 143 с.
  16. А. Становление новых праздников и традиций. А-А., 1967. — С.104.
  17. X. Народные обычаи и поверья казахов. — А-А., 1973. С. 197.
  18. . Казахское общество: традиции и инновации. Караганда: Полиграфия, 1993. — 330 с.
  19. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. псих, наук. — М., 1990.-19 с.
  20. С.Д. История Казахстана. А-А., 1935. — С.83.
  21. Е.А. Влияния семейного воспитания на развитие ребенка // Семья и школа, 1976 .- № 8 С. 24−26.
  22. H.JI. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М., 1998. — 24 с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Спб. — М., 1992. — 400 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. — М., 1986. — 420 с.
  25. Э. Трансакционный аналих и психотерапия. — Спб., 1992. — 224 с.
  26. А.А. Психология межличностных отношений. М., 1979. 319с
  27. А.А. Психология общения. М., 1978. 276с
  28. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Д. И. Фелыптейна. — М., 1995. 212 с.
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−35. — 1979. — № 2. — С. 47−56.
  30. И.В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и неполных семей. Дис.кан.психол.наук. М., 19 996. — 206 с.
  31. Л.В. Исследования уровня притязаний. М., 1993. — 141 с.
  32. .С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
  33. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990. — 144 с.
  34. Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983. 412 с.
  35. Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973. — С. 78−113.
  36. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.13 6с.
  37. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. Т.З.-М., 1984.-С. 153−165.
  38. Л.С. Детская психология // Собр.соч. Т. 4. М., 1984. — С. 5433.
  39. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дис.кан. псих.наук. -М., 1990.-16 с.
  40. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. Канд.псих.наук. — М., 1986. 206 с.
  41. Е.М. Этническая идентичность подростков из национально смешанных семей. Автореф.дис.канд.психол.наук. — М., 1993. — 26 с.
  42. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. — 1977. № 3. — С. 3−13.
  43. Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советская этнография. 1991. — № 1. -С. 3−12.
  44. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.-М., 1991.-С. 104−142.
  45. С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994.-С. 29−37.
  46. А. Формирование личности в этнокультурной среде. Высшая школа Казахстана. -2000. № 6. С. 12−14.
  47. Н.К. К вопросу о диалектике изменения этнических различий. // Советский народ — новая историческая общность людей. Волгоград. 1969. С.470−478.
  48. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. — М., 1984.-С. 21−43.
  49. В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 157 с.
  50. Е.А. О менталитете казахского народа // Казахстан: проблемы и поиски: Сб. статей молодых ученых. Екатеринбург, 1995. — С.48−53.
  51. Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен. Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1993. — 22 с.
  52. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003. — 335 с.
  53. Ю.В. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего школьного и младшего школьного возраста (5−8 лет) из воцерковленных православных семей. Дис.кан.психол.наук. М., 1997. -221 с.
  54. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. -128 с.
  55. А.В. Генезис самооценки. Автореф.дис.док.псих.наук. — М., 1989. -44 с.
  56. А.В., Тагиева Г. В. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1986.-№ 1.-С. 41−43.
  57. Э.Ф. Социальная природа самосознания. — Красноярск, 1986. —196 с.
  58. Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995. — 352 с.
  59. В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков. -М., 1985. 18 с.
  60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  61. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 270 с.
  62. Х.А. Образ жизни и быт рабочих семей (на материалах Казахстана). -А-А., 1982.- 90 с.
  63. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология: Учебное пособие. Часть 1. — М., 1992. — 142 с.
  64. Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. — М., 1992. — 188 с.
  65. Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании. Дис. Канд.псих.наук. Иркутск, 2002. — 187 с.
  66. Е.А. Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте. М., 1987. — 235 с.
  67. Т.А. Формирование половой идентичности дошкольника в семье. Вологда.-2001.- 181 с.
  68. И.С. Тендерная социализация. Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 92 с.
  69. И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.
  71. А.А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография. 1981. — № 3. — С.35−44.
  72. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М., 2000. — 549 с.
  73. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — С. 120−134.
  74. М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формированияличности в условиях общественного воспитания. -М.} 1979. — С. 4−8.
  75. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев, 1983.-212 с.
  76. О.А. Культура и личность в гуманистическом психоанализе Э.Фромма. С-П. 1994. С.7−19.
  77. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф.дис.канд.психол.наук. Л., 1987.-21 с.
  78. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой. — М., 1989. -Кн. 1. -С.6−23.
  79. P.M. Методы исследования семейных отношений в психокоррекциооной работе воспитателей детского сада. — Ставрополь, 1994.-53 с.
  80. Э.О. Психологические особенности ценностных ориентаций и притязаний на признание детей Колумбии. Дис.кан.психол.наук. — М., 1985, 195 с.
  81. B.C. Феноменология развития и бытия личности. — Москва-Воронеж, 1999. 635 с.
  82. B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986. — 143 с.
  83. B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. — Архангельск, 1996. 185 с.
  84. A.M. Сознание и самосознание личности: Автореф.дис.канд.психол.наук. — Л., 1972. — 21 с.
  85. Н.Э. Социальная организация кочевого общества казахов // Вестник АН КазССР, 1984. № 4. — С.26−27.
  86. B.C. Структура личности, характер, способности самосознание. — Пермь: ПГПИ, 1990. 107 с.
  87. B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.-80 с.
  88. Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск, 1993, -С.36−65.
  89. М^рцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М., 1997. — 176 с.
  90. Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. — М., 1987. — С.54−59.
  91. Мид М. Мир и культура детства. М., 1988. — 322 с.
  92. Е.Н. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. Сб. науч. трудов, АПН СССР, НИИОП / под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.-С. 45−51.
  93. Н.И. Направления формирования некоторых сторон личности у детей дошкольного возраста // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной и др. М., 1979. — С. 21−23.
  94. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992. — 160 с.
  95. Н.В. Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте. Дис.канд.психол.наук. М., 1994. — 202 с.
  96. М.В. Особенности самосознания личности детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия. Автореф. дис.канд.психол.наук. — М., 1996. 17 с.
  97. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. — 325с.
  98. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. — 357 с.
  99. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В.столина. М., 1987. -301с.
  100. Овчинникова Т. Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста
  101. Вопросы психологии. M., 1986. — № 4. — С. 43−48. КН. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. -315 с.
  102. А.С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии // Советская этнография. 1987. — № 3. — С. 12−22.
  103. А.В. Быть личностью. М., 1990. — 112 с.
  104. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  105. К.К. Сознание и личность // Проблемы сознания / Под ред. В. М. Банщикова. — М., 1966.-С. 186−194.
  106. .Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. — С. 16−53.
  107. В.М. Коррекция самосознания личности ребенка на этапе раннего онтогенеза (на материале работы с детьми 4−6 лет). — М., 1994. — 173 с.
  108. Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. — М., 1984. -170 с.
  109. Практическая психодиагностика Методики и тесты. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский, Самара, 2002, С.418−451
  110. О.В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте. Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1999. — 21 с.
  111. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990. — С. 116−119- 124−138.
  112. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987.-151 с.
  113. Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации. Дис.канд.психол.наук. М., 2000. — 192 с.
  114. Развитие личности ребенка / Общ. Ред. А. М. Фонарева. М., 1987. — 272 с.
  115. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.-216 с.
  116. М. Помощь трудным детям. М., 1987. — 424 с.
  117. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С.138−140- 146−152.
  118. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. 1994. — 480 с.
  119. И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994. — С. 58−65.
  120. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989. — С. 236 249.
  121. O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Автореф.дис.канд.психол.наук. -М., 1994. 20 с.
  122. В. Сравнительное исследование взаимодействия матери и ребенка раннего возраста в различных социокультурных средах. Дис.канд.психол.наук. -М., 1999. 147 с.
  123. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 1972.-С. 81−111.
  124. В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. 192 с.
  125. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Минск, 1989.-144 с.
  126. А.И. Зависимость представления ребенка о самом себе от условий его семейного воспитания // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной и др. М. 1979. — С. 201−204.
  127. Е.О. Влияния общения ребенка с взрослым на эффективность обучения дошкольников. Автореф.дис. канд.психол.наук. М., 1977. — 22 с.
  128. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 15−21.
  129. Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980. — 176 с.
  130. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 2000. — Т. 2. 462 с.
  131. А.С. Как быть родителями. — М., 1986. — 160 с.
  132. С.холин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. дис. доктора психол.наук. — М., 1985. — 37 с.
  133. В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. — С.245−290.
  134. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  135. .К. Особенности социального поведения трудных детей 68 лет в ситуациях депривации основных потребностей. Автореф. дис.канд.психол.наук. — А-Ата, 1988. 17 с.
  136. .К. Особенности эмоциональных реакций детей в ситуациях депривации притязаний на признание // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1985. — С. 60−70.
  137. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Автореф. дис.докт.психол.наук. М., 1999. — 46 с.
  138. Семейное неблагополучие и социализация детей. Методич. Рекомендации / Авт-сост. -Л.- М, 1988.- 27 с.
  139. Семья: традиции и современность / Сб. статей. АН ССР, Ин-т этнографии и антропологии. М., 1980.- 255 с.
  140. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалев и В. В. Столина, — М., 1955.- С.54−56.
  141. Е.П. Психологическое время, в структуре самосознания 6-летнегоребенка Автореф.дис.канд.психол.наук.—М., 1989.— 16 с.
  142. Титаренко В Л. Семья и формирование личности.—М., 1987.—352 с.
  143. Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях (по материалам русско-татарских семей г. Казань) Дис.канд.этнограф.наук. Казань, 1995.-185 с.
  144. Ю.Ф. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5−8 лет) из воцерковленных православных семей. Журнал прикладной психологии 2001, № 3. С. 18−23.
  145. .К. Особенности этнического самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (на материалах исследований детей русской, мордовской и татарской этнических групп). Автореф.дис.канд.психол.наук. — М., 1996.-16 с.
  146. Н. Этническое своеобразие личности. Поиск.—2001, № 4−5. — С. 23−25.
  147. В. Человек в поисках смысла М., 1990.—336 с.
  148. В. Доктор и душа Спб., 1997. — 285 с.
  149. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Пер. с нем.: В 2 т.-Тбилиси, 1991.-1 т.-С. 351−392.
  150. Фрейд 3. Психология бессознательного.—М., 1989. 448 с.
  151. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М, 1995. — 456 с.
  152. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. -144 с.
  153. Э. Искусство любить. -М., 1990. -157 с.
  154. Э. Бегство от свободы. -М., 1990. С. 41−76.
  155. Э. Психоанализ и этика -М., 1993. -С. 241−255.
  156. Н.А. Зависимость между характером и взаимоотношениями детей с родителями. Автореф.дис.канд.психол.наук. — М., 1998. — 18 с.
  157. А.Г. Брак и семья в СССР. -М., 1964. 325 с.
  158. Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. — 160 с.
  159. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М. 1993.-480 с.
  160. О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника.
  161. Автореф.дис.канд.психол.наук. — М., 1990. — 16 с.
  162. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — 144 с.
  163. И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. — С. 73−77.
  164. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 121−128.
  165. И.С. Психологические особенности развития потребности в признании в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дис.канд.психол.наук. — М. 1981. — 21 с.
  166. А.Н. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблемы сознания. М., 1966. — С. 195−210.
  167. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. — М., 1966.-С. 217−227.
  168. Н. Мир традиционной культуры казахов. Алматы. 1998. — 56 с.
  169. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М., 2000. -498 с.
  170. X. Каким должен быть твой ребенок // Дети и семейный конфликт. -М., 1988.-144 с.
  171. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993. — 56 с.
  172. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольского, М. М. Либлинг. М., 1990. — С.140−149.
  173. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — Спб, 1999.-656 с.
  174. Д.Б. Изб.психол.труды. М., 1989.
  175. Д.И. Некоторые этнопсихологические особенности отношений к родителям (опыт кросскультурного исследования) Автореф.дис.канд.психол.наук.-Спб., 1996.— 18 с.
  176. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Спб., 1994. — 136 с.
  177. Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1994. 336 с.
  178. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. — 320 с.
  179. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 95−99.
  180. Adler A. The Scince of living.- N.Y.Gartien City, 1929.- 246 p.
  181. Adler A Untertanding Human Naleiy-N-4,1927.-286 p.
  182. Andolfy M Family therapy. An international approach, London, 1979.-289 p.
  183. Baumrind, D. Current patterns of parental authority W Developmental Psychology Monograph, 4. 1971. (1, Part 2).
  184. Bowlby I. Child care and growthe of love L., 1959. — 190 p.
  185. Erikson E. Childhood and Society. N.Y.: W.W. Norton and Co, 1963 446 p.
  186. Freud A Normality and pathology in childhood: Assessments of development -N.Y., 1965. -12 p.
  187. Maccoby E.E. Social development Psychological grouthe and parent-child relationship. -N.Y., 1980.-436 p.
  188. Maccoby EE., Martin. I. A Socialization in the context of the family: Parent — child interaction // EMHettherington (Ed), Handbook of child psycholody: Socialization, personality, and social development Vol. 4. -1983. New York: Wiley, p.p. 1−102.
  189. Sullivan H. The Interpersonal Theory of Identity. N.Y.: W.W. Norton, 1953.
  190. Zajonc, RB. Styles of explanation in social psychology // European Journal of Social Psycholody, 1989. vol. 19, № 5, pp/345−368.семьях.
  191. Типы родительского отношения Количество родителей казахской национальности, предпочитаемых данный тип отношений (%) Количество родителей русской национальности, предпочитаемых данный тип отношений (%) X2
  192. Высокие показатели Низкие показатели Высокие показатели Низкие показатели
  193. Принятие-отвержение 30,30 69,7 18,18 81,82 3,99
  194. Социальная желательность 33,33 66,67 51,51 48,49 6,76
  195. Симбиоз 84,84 15,16 81,81 18,19 0,33
  196. Авторитарная гиперсоциализация 69,69 30,31 75,75 24,25 0,92
  197. Маленький неудачник 78,78 21,22 84,84 15,16 1,23
  198. Типы родительского отношения Количество родителей, предпочитаемых данный тип отношений (%)
  199. Мальчики X2 Девочки X2
  200. Казахи Русские Казашки Русские
  201. Высокие Низкие Высокие Низкие Высокие Низкие Высокие Низкие
  202. Принятие-отвержение 43,75 56,25 31,25 68,75 3,327 17,65 82,35 5,88 94,12 6,67
  203. Социальная желательность 25 75 56,25 43,75 20,21 41,18 58,82 47,06 52,94 0,70
  204. Симбиоз 87,5 12,5 81,25 18,75 1,479 82,35 17,65 82,35 17,65 0,78
  205. Авторитарная гиперсоциализа ция 75 25 81,25 18,75 1,141 64,70 35,30 70,58 29,42 0,78
  206. Маленький неудачник 81,25 18,75 100 20,65 76,47 23,53 70,58 29,42 0,89
  207. Параметры семьи Казахская семья Русская семья
  208. Количественный состав Из 4-х и 3-х человек Из 3-х, 4-х человек
  209. Главенство Мужское Двойное или равноправие
  210. Тип иерархии подчинения Муж-жена-ребенок Муж-жена-ребенок Жена-муж-ребенок
  211. Полоролевые отношения В соответствии с полом закреплены определенные роли Не всегда выражены полоролевые отношения
  212. Стиль воспитания Контролирующий Демократический
  213. В целом по сериям русские 81,25 3,12 8,33 7,29 2,94казахи 83,33 3,12 3,12 10,41
  214. Тип реакции: ОФ реакции с отсутствием фрустрации- ФБ — реакции фрустрации с агрессией- ФА — реакции фрустрации без агрессии- П — пассивные реакции. 12,5 — жирным шрифтом выделены значимые различия типов реакций
Заполнить форму текущей работой