Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие музейного дела в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковедческая база диссертации базируется на законодательных актах, служащих правовой основой для музейной деятельности и отражающих общественно-государственный уровень осознания ценности исторических памятников, необходимости их сохранения и возможностей использования. При исследовании широко использованы также документальные источники, и архивные материалы. В качестве документального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Формирование и развитие историко-краеведческих музеев в Таджикистане
    • 1. 1. Создание Худжандского историко-краеведческого музея
    • 1. 2. Образование и деятельность Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода
    • 1. 3. Становление и развитие областных и районных историко-краеведческих музеев
  • ГЛАВА 2. Образование музеев-заповедников в республике
    • 2. 1. Саразм — один из центров возникновения и развития арийской цивилизации
    • 2. 2. Деятельность музея-заповедника Хульбук
    • 2. 3. Музей-заповедник Гиссара
  • ГЛАВА 3. Развитие сети отраслевых музеев в Таджикистане
    • 3. 1. Национальный музей древностей Таджикистана
    • 3. 2. Этнографический музей
    • 3. 3. Развитие других отраслевых музеев Таджикистана
  • ГЛАВА 4. Становление и деятельность Домов-музеев Таджикистана
    • 4. 1. Музей С. Айни
    • 4. 2. Республиканский музей академика Б. Гафурова
    • 4. 3. Музей А. Лахути
    • 4. 4. Музей М. Турсун-заде
    • 4. 5. Музей М. Рахими

Формирование и развитие музейного дела в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования опыта создания и функционирования развития музеев обусловлена осознанием гражданским обществом особой их роли в сохранении исторической памяти каждого народа, его материальных художественных ценностей народов, их роли в воспитании чувств патриотизма и любви к своей Родине.

В Республике Таджикистан обретшей в начале 90-х годов прошлого столетия государственную независимость отношение к материальным памятникам, отражающим исторический облик страны, стало актуальной проблемой и оформилось в понятие культурного наследия. Это нашло отражение в политике руководства и законодательных актах государства, в работах ученых-историков и обществоведов.

Особая значимость музея, определенная в начале XXI века, связана с эпохой гуманитаризации человечества, осознанием общечеловеческой ответственности за судьбу Земли, осмыслением пройденного цивилизованного пути и утверждением идей коммуникации в цепи сменяющихся поколений как одного народа, так и между разными народами с неповторимой спецификой их этнических культур.

Современная трактовка культурологического смысла музея по-новому представляет его важнейшие аспекты — ответственность за сохранение и популяризацию культурного наследия, возможность отражения истории музейными средствами, взаимоотношение музееведения с профильными науками. Исследования последних лет все больше убеждают в необходимости сочетать разработку общей музейной деятельности с изучением становления и функционирования музея в конкретной исторической, социальной и культурной среде.

Теория и практика музейного дела дают на современном этапе ответ на многие вопросы, связанные с пониманием места и роли музея в современном мире. Выявляется уникальность музея как социального института, обеспечивающего преемственность поколений и превращающего документы истории, образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образцового воздействия. Именно это обусловливает особую роль музея в воспитании и формировании исторического сознания, чувств патриотизма, любви к своей Отчине и сопричастности к мировому и региональному наследию, а также передаче национальных культурных традиций от одного поколения к другому.

В пользу актуальности и важности настоящего диссертационного исследования говорит и тот факт, что процесс становления и развития музейного дела Таджикистана до настоящего времени не был изучен, проанализирован и обобщен.

Своевременность такого исследования заключается также в необходимости переоценки всех направлений музейной деятельности в стране, а также определения перспектив развития музейной сети, направленных не на увеличение количества её объектов, а на достойное содержание и повышение роли имеющихся учреждений.

При этом проблема сохранения памятников истории и культуры Республики Таджикистане сегодня приобретает масштабность как в рамках страны и центрально-азиатского региона, так и планеты в целом.

Начиная с 1990;х годов, в связи с коренными изменениями в социально-политической жизни республики, шел процесс формирования основ нового законодательства Таджикистана. Были приняты важнейшие акты, направленные и на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры. Так, в принятом 13 декабря 1997 года за № 516 Законе Республики Таджикистан «О культуре», во второй его статье, отмечается, что он регулирует культурную деятельность в области музейного дела и коллекционирования памятников истории и культуры. В последние годы были приняты также Законы Республики Таджикистан «О музеях и музейных фондах» (8 февраля 2004 года) и «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» (3 марта 2006 года), ряд других актов, которые дали возможность совершенствованию работы музеев в Таджикистане в настоящее время. Ещё одним немаловажным моментом стала инициатива главы государства Эмомали Рахмона о строительстве нового здания Национального музея страны, которое завершится к юбилейной дате — 20-летию независимости Таджикистана.

Всё это наглядное свидетельство важнейшего значения исторических, культурных ценностей страны для государства на новом этапе его развития.

Анализ становления, деятельности и роли сети музейных учреждений в республике позволяет рассмотреть этот процесс в историческом плане, определить их место и роль, диалог с властью, а также перспективы развития. Музеи накопили значительный опыт в своей деятельности, который может быть использован в формировании новой национальной идеологии и в совершенствовании музейной практики. Этот вопрос до настоящего времени мало привлекал учёных, нет комплексных, обобщающих исследований по истории и деятельности музеев Таджикистана, что свидетельствует о необходимости анализа имеющейся проблемы.

Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством опубликованных по исследуемой теме научных и научно-популярных статей, в сборниках, научных трудов в общественно-политических, отраслевых журналах, а также материалов в справочниках и путеводителях, выпущенных в Таджикистане в светское время. Однако эта тема нашла широкое отражение в советской историографии.

Начиная с 70-х годов, в исторической науке СССР особое значение стали приобретать вопросы музейного строительства в национальных республиках. Из числа появившихся работ можно выделить исследования Н. С. Садыковой «Музейное дело в Узбекистане"1, Ю. Омельченко «Музейное строительство в Татарской АССР (1917;1967гг.)"2,.

Музейная деятельность в Таджикистане привлекает внимание еще с 30-х годов XX века, что было связано с активизацией её деятельности в республике. В это время появляются первые статьи3 в периодической печати республики. В последующие годы в Таджикистане деятельность музеев освещалась, в основном, в газетных статьях4 и путеводителях5 музеев.

Особое место среди опубликованной литературы занимают материалы «Сообщения республиканского историко-краеведческого музея, выпуски которых были посвящены вопросам истории, археологии, этнографии Таджикистана, а также материалы «Известии Ленинабадского межрайонного историко-краеведческого музея, посвященные различным проблемам работы музеев. Эти серии издания выходили в 50-е — 80-е годы XX века и они дают целостную картину развития музейного дела в Таджикистане. О важности и необходимости изучения истории музеев.

1 Садыкова Н. С. Музейное дело в Узбекистане. — Ташкент, 1975.

2.0мельченко Ю. Исория музейного строительства в Татарской АССР (1917;1967гг).Автореф.дисс.канд.ист. наук.-Казан, 1970.-22с.

3Львов К. И. Музей в Таджикистане //Советский музей, 1934, № 4- Кондауров А. Н. Центральный музей Таджикской ССР //Советская этнография. — 1936, — № 8- Толстов С. Краеведческий музей национальной республики и области //Советский музей, 1935 и др.

Бурханова 3. В музее истории краеведения и изобразительных искусств //Коммунист Таджикистана. — 1964. — 19 февр.- Глинский С. Таджикистан должен иметь образцовый музей //Коммунист Таджикистана. — 1934.

4 окт.- Латыш В. О музее и музейной работе //Коммунист Таджикистана. — 1934. — 8 апр.- Марофиев С. Музеи таърихи-кишваршиносии вилояти Ленинобод //Маориф ва маданият. -1960. — 3 сент.- Сметанюк А. Н. Таджикистан: 1000 экспонатов в Центральном музее революции СССР //Коммунист Таджикистана. — 1973. -6 окт.- Котенко А. Исфаринский музей //Ленинабадская правда. — 1972. — 1 дек.- Подвислова В. Экспонаты пионерского музея Гиссара //Комсомолец Таджикистана. — 1968. — 24 апр.- Ашурмамадов Е. Махзани таърихи Помир //Бадахшони Совета. -1979. -25 февр.- Макиевский В. Музей в военкомате. О музее боевой славы //Вечерний Душанбе, 1983; Комилова Б. Хикояти хуччатхои экспонатхои нав бахшида ба съезди IIРСДРП дар толорхои музеи таърихи кишваршиносии ба номи Рудаки //Маданияти Точиикистон. — 1983. — 23 авг.- Набиев М. Дар музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод //Маориф ва маданият. — 1963. -9 февр.- и др.

5Музей изобразительных искусств. Путеводитель. — Душанбе: Ирфон, 1981; Рахнамои Музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод //Маориф ва Маданият. — 1961. — 2 дек.- Республиканский историко-краеведческий музей Сталинабада. Краткий путеводитель по залам. — Сталинабад. — 1951 и др. республики говорилось в историографических работах академика Р. Масова1.

Краткая информация о создании первых музеев республики в 30-е годы прошлого века представлена в пятом томе «Истории таджикского народа"2. Некоторые аспекты исследуемой проблемы излагались в трудах по истории культуры Таджикистана. В них даются сообщения о создании первых музеев в Душанбе и Худжанде, о роли ученых в сборе для них экспонатов. Имеются материалы музееведа О. Мусоева в Таджикской Советской Энциклопедии и других журналах о деятельности республиканского историко-краеведческого музея им. Бехзода4.

Особое место занимают публикации периода независимости Таджикистана, когда шире ставятся проблемы развития музеев5, констатируются, в основном, недостатки в их работе и оснащении, уделяется внимание подготовке кадров, работников музейных учреждений.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на наличие отдельных материалов по исследуемой проблеме, до сих пор по проблеме становления и развития сети музеев в Таджикистане работ обобщающего.

Масов P.M. Историография Советского Таджикистана. — Душанбе: Дониш, 1978; Он же. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане / Отв. ред. Н.П.Пак- / АН ТаджССР. Ин-т истории им. А.Дониша. — Душанбе: Дониш, 1988 и др

2 История Таджикского народа .- Т. 5. — Душанбе, 2004.

3Шукуров M.P. История культурной жизни Советского Таджикистана. — Ч. 1. — Душанбе, 1970; Он же. Очерки таърихии ташаккули маданияти социалистии тоник. — Душанбе, 1969; Он же. Револгацияи мадани дар Точикистон. — Сталинобод, 1957. Масов P.M., Абулхаев P.A. Чароги маърифат. — Душанбе: Ирфон, 1985.

4Мусоев О. Музеи таърихи-кишваршиноси ва санъати тасвирии ба номи К. Бехзод //Энциклопедияи Советии точик. -Ч,. 4. — 1983. — С. 1579- Он же. Оинаи таърих. Ёдгорихои маданияту таърихи Точикистон //Садои Шарк. — 1985. № 9. — С. 39−43. Он же. Манбаи аёния дар бораи толорхои намоишии Осорхонаи муттахидаи таърихи-кишваршиноси ва санъати тасвирии ба номи К. Бехзод //Мактаби Совети. — № 9. — 1986. -С. 56.

5Нуьмонова Г. Накши осорхонаи миллии ба номи Бехзод дар хифзи арзишхои фархангй //Ахбори Осорхонаи миллим Чумхурии Точикистон ба номи К. Бехзод. — 2004. — 5. — С. 8−10- Шарипов А. Осорхонахо ва осорхонашиносии Точикистон //Ахбори Осорхонаи миллии Ч, умхурии Точикистон ба номи К. Бехзод. -2004. — 5. — С. 13−18- Он же. Перспективы и приоритеты развития музейного дела в Таджикистане //Сообщении Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода. — 2008. — № 7. — С. 76−79 и др. характера нет. Слабо изучены вопросы пополнения экспонатами музеев, материально-технического и кадрового обеспечения этих учреждений. Недостаточно внимания было уделено вопросам обучения развития творческого потенциала музейных коллективов.

Цель и задачи исследования

Состояние изученности проблемы, её научная значимость и актуальность обусловили цели данного исследования — изучение и обобщение опыта развития музейного дела в Таджикистане, что призвано способствовать углублению исторических знаний в этой сфере и их практической значимости. Из этого проистекают основные исследовательские задачи:

— освещение процесса становления и развития историко-краеведческих музеев в республике;

— отражение процесса развития отраслевых музеев в стране;

— выявление условий становления и развития Домов — музеев;

— анализ условий функционирования, форм и действенности результатов общественно значимой работы музеев — собирательско-комплектационной, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительной, научно-образовательной;

— определение факторов творческого развития музеев, как главного их условия высокого социального статуса;

— определение места, роли и значения музеев в развитии образования, науки, культуры и воспитании нового поколения в обществе.

Объектом исследования является музейное дело, как отрасль культуры, система деятельности государственных органов, музейных учреждений, направленное на оптимизацию управления музейной сетью, укрепление её материально-технической и кадровой базы, совершенствование работы по всем направлениям.

Предмет исследования — процесс становления и развития музеев в Таджикистане в период с 30-х годов XX века по настоящее время, т. е. весь период развития отечественного музееведения.

Методологическую основу работы составили принципы научной объективности, историзма и многофакторности. Исследовательскими подходами стали формационный, цивилизационный и модернизационный методы исследования.

Источниковедческая база диссертации базируется на законодательных актах, служащих правовой основой для музейной деятельности и отражающих общественно-государственный уровень осознания ценности исторических памятников, необходимости их сохранения и возможностей использования. При исследовании широко использованы также документальные источники, и архивные материалы. В качестве документального источника использован сборник «Охрана историко-культурного наследия (Свод нормативно-правовых актов Республики Таджикистан для работников охраны памятников)1, в котором представлены законодательные акты и постановления правительственных органов страны, касающиеся музейного дела. Использованы также ежегодные отчеты Министерства культуры Таджикистана, отчеты музеев и ряд других материалов.2.

Источниковую основу исследования составляют неопубликованные архивные материалы. Они находятся в государственных, музейных и.

Хифзи мероси таърихию фарханги (Санадхои меъёриву хукуки ва дастурамал барои кормандони хифзи ёдгорихо). — Душанбе: Истеъдод, 2009. — 80с.

2Х, исобот дар бораи фаъолияти вазорати фарханги Ч^умхурии Точикистон дар соли 2009 ва самтхои мннбаъдаи пешрафти он дар соли 2010. — Душанбе, 2010 и др. учрежденческих хранилищах. Важный документальный пласт содержится в находящихся в государственных архивах делах, содержащих разноплановые сведения о музеях. В ходе исследования диссертантом были изучены материалы Центрального государственного архива Республики Таджикистан (фонды 461, 1272.), Центрального архива ГБАО (фонд 118), а также архивов музеев республики. В ЦГА РТ имеются материалы только по Национальному музею им. К. Бехзода, по другим музеям в данном архиве материалов нет. Богатые сведения содержатся в текущем архиве Национального музея им. Бехзода, которые впервые в настоящей работе вводятся в научный оборот. В процессе исследования диссертантом проанализированы материалы текущих архивов Министерства культуры республики, отраслевых музеев и Домовмузеев (отчеты, сообщения, записи посетителей в Книгах отзывов и т. д.).

До сих пор материалы государственных архивов по музейному делу недостаточно изучены. В историко-музейных исследованиях значительная их часть использовалась ограниченно или не использовалась вовсе. Диссертантом впервые введены в научный оборот документыцентров художественного профиля, отчёты по финансированию и финансово-хозяйственной деятельности, кадровой политике.

Документы государственных архивов образуют общемузейную часть репрезентативных источников. Другая её часть — научные и текущие архивы музеев. Научные архивы явились предметом специального изучения. Среди разнообразнейших по составу и содержанию «дел» можно выделить, как важные для данного исследования, рукописные истории музеев, подготовленные организаторами, участниками или очевидцами описываемых событий.

Интереснейшим материалом для изучения явилась документация государственных и негосударственных музеев — книги поступлений, отзывов, паспорта и многое другое.

Периодика, в том числе областная и районная, имела большое значение для воссоздания истории музейного дела. Кроме фактов, в том числе незафиксированных в архивных документах, периодическая печать представила исследователю возможность ощутить тот социально-духовный климат, меняющийся во времени и не всегда воспроизводимый выхолощенным и стандартизированным делопроизводством.

К немаловажным видам источников можно отнести статистические сборники. Это наглядное подтверждение процессов спада или подъёма в музейном развитии, даже с учётом усреднённости или приблизительности показателей. Однако последние дают возможность проследить изменения только в государственной музейной сети.

Отдельную группу образуют справочно-энциклопедические издания, которые условно можно подразделить на посвящённые исключительно государственным музеям, негосударственным, а также тем и другим. Издания различаются по объёму и характеру информации. Наиболее полные сведения содержатся в местных сборниках, подготовленных музееведами и историками.

Диссертанту довелось побеседовать со многими музейными работниками, что позволило узнать подробности, восполняющие или дополняющие целостную картину музейно-культурной жизни.

Научная новизна данного исследования состоит в комплексном изучении, анализе и обобщении процесса развития музейного дела в Таджикистане на основе широкого круга источников, большая часть из которых введена в научный оборот впервые.

Практическая значимость заключена в возможности использования материалов, положений, выводов при написании обобщающих трудов по истории культуры Таджикистана, разработке спецкурсов и спецсеминаров, в практической историко-краеведческой и музейной работе.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы были представлены на региональных научно-практических конференциях, в вузовских сборниках, в научном журнале «Вестник ТНУ», в статьях, в печати. Диссертация обсуждена и рекомендована к публичной защите на заседании отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан 18 января 2011 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развития музейного дела Таджикистана имеет 70 летнюю историю. Но за этот короткий срок оно сделало огромный скачок. Первый музей республики появился в 1931 г., то сегодня вся республика охвачена сетью таких учреждений различного направления и назначения — от историко-краеведческих до отраслевых и домов-музеев, музеев-заповедников, что свидетельствует о важности их для республики и всего народа.

До Октябрьской революции на территории нынешнего Таджикистана практически не существовало ни одного музея. Богатое в прошлом культурное наследие таджикского народа, к которому относятся замечательные произведения искусства, памятники отечественной, материалы культуры и быта никем не собирались, не изучались и не выставлялись. Только после установления Советской власти в Таджикистане были созданы условия, обеспечившие охрану и изучение памятников старины. Советское государство превратило музеи во всенародное достояние, приняв меры сохранности исторических памятников, художественных и научных ценностей.

В связи с этим диссертант на основе исторического анализа стремился осветить деятельность республиканских и других музеев, их роль в воспитании молодого поколения в духе патриотизма и любви к родине.

В отечественной историографии имеется определенное количество публикаций, в которых так или иначе отражены деятельность отдельных музеев Таджикистана. Однако история становления и развития музеев республики в комплексном плане оказалась наименее изученной в научной литературе. Поэтому перед диссертантом стояла задача создания обобщающей работы, в которой был бы осуществлен анализ аспектов деятельности музейных учреждений в обеспечении сохранности и пропаганде историко-культурного наследия.

Проведенное исследование показало, что благодаря заботе Советской власти в Таджикистане была создана сеть историко-краеведческих музеев республиканского, областного и районного масштабов, которые сыграли значительную роль в деле воспитания населения в духе патриотизма, любви к Родине, расширения его мировоззрения. В рассматриваемый в диссертации период музеи собрали большое количество экспонатов по истории и культуре таджикского народа, и тем самым спасли их от уничтожения. Историко-краеведческие музеи за время своего существования прошли путь модернизации и сегодня успешно действуют в стране. В годы независимости Таджикистана, созданные ранее музеи служат делу пропаганды его достижений, создания новой национальной идеологии.

Одной из черт современного глобального мира является его изменчивость, высокая подвижность и музеи стремятся постоянно реагировать на эту изменяющуюся динамику жизни. Отвечая выставками, акциями, изданиями на острую проблему современного мира, музеи предлагают его историческую перспективу, помогают глубоко осмыслить прошлое ради развития и прогресса будущего.

Исследование свидетельствует также, что в последние десятилетия в Таджикистане стали развиваться музеи-заповедники, которые призваны сохранять историческое наследие таджикского народа, изучать его и популяризовать. Музеи-заповедники Саразм, который вошел во всемирный список исторических памятников ЮНЕСКО, и Хульбук сегодня являются гордостью таджикского народа. Инфраструктура этих заповедников позволяет не только сохранять и изучать историческое прошлое народа, но и способствовать его познанию, а также в определенной степени развитию туризма в Таджикистане.

Важным направлением музейного дела в Таджикистане явилось становление сети отраслевых музеев. В последние годы не только государство, но и отдельные организации стремятся иметь свой музей, запечатлеть достижения в своей сфере. За годы советской власти и период независимости в республике появился ряд отраслевых музеев, которые стали сохранять и демонстрировать достижения отдельных отраслей народного хозяйства страны. Сегодня в республике имеются музеи геологии, народного образования, музыкального искусства, боевой славы, археологии и этнографии и другие, которые служат делу сохранения исторического наследия, широкому показу достижений отдельных отраслей.

Особое место занимают дома-музеи, призванные собирать и популяризовать наследие лучших представителей нации. Они играют огромную роль в деле воспитания молодого поколения, улучшению нравственного облика общества.

В целом, исследование показало, что музеи, на современном этапе в условиях независимости Таджикистана, играют огромную роль в формировании новой национальной идеологии и укреплении национальной безопасности, в расширении мировоззрения нового поколения.

Прослеживая путь формирования и развития музейного дела в Таджикистане, диссертант убедился, что для более успешного его развития в дальнейшем необходимо:

— увеличивать государственное финансирование музеев;

— оснащать музеи современными технологиями;

— готовить профессиональных музееведов;

— расширять диапазон сотрудничества музеев республики с музеями других странналадить постоянный выпуск единого бюллетеня музеев Таджикистана;

— создать единую базу музеев республики и их делопроизводства;

— осуществить издание единого Государственного каталога экспонатов музеев Таджикистана;

— систематически вести сбор экспонатов у населения и обеспечение их сохранности;

— осуществлять поиск новых форм обслуживания и привлечения большего числа посетителей;

— проводить организацию профессиональных выставок, лекций и сотрудничества с высшими и средними образовательными учреждениями в республике.

Эти и другие меры могут способствовать дальнейшему развитию музейного дела в Таджикистане, подъему его на новый, более высокий уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Музеи таърихи кишваршиносй дар ш.
  2. Хоруг//Бадахшони Совета, 1966, 27 апрел.
  3. Р. Музей дар солхои чашн//Рохи Ленин. 1987, 22 декабр.
  4. А. Панорама столетия историко-краеведческого музея Ленинабада.
  5. А. В историко-краеведческом музее //Ленинабадская правда. 1964, 4 апреля.
  6. М., Виленская Р. Музей Юлдош-командира//Коммунист Таджикистана. 1975, 4 сентября.
  7. X. Сохранить ценнейший исторический памятник/здание Ленинабадского историко-краеведческого музея //Коммунист Таджикистана. 1955, 3 апреля.
  8. М. Музей в Ленинабаде // газета Стахановец. 1932, 16 мая.
  9. М. В государственном таджикском музее.//Коммунист Таджикистана. 1937. — 25 июня.
  10. Бурхонова 3. В музее Истории краеведения и изобразительных искусств/ЯСоммунист Таджикистана. 1964. — 19 фев.
  11. Н. Оид ба ташкилшавии музей ба номи Рудакй//Точикистони Советы, 1982, 16 июн.
  12. БоймуродовН. Оинаи асрх, о//Точикистони Совета. 1974, 18 декабр.
  13. С. Таджикистан должен иметь образцовый музей //Коммунист Таджикистана. 1934. — 4 окт.
  14. A.B. Эстетика истории, М., 1994.
  15. A.A. История музеев Белоруссии второй половины XVIII -начала XX в. -М., 1991.
  16. Е.А. Нумизматическая коллекция Ленинабадского краеведческого музея. Известия отделения общественных наук АН Таджикской ССР, вып. 2, 1952.
  17. Ф. Новые документы музея о Ленинабадском межрайонном музее//Коммунист Таджикистана. 1968, 9 августа.
  18. Джалол-заде. Музей Сталинграда в кишлаке Сойча Ходжентского района. Ленинабадская правда, 1987.
  19. Л. На историю можно взглянуть. Памирские истории. Краеведческий музей//Бадахшони Совети.1982, 2 сентября.
  20. Журнал Советская культура, 1974, 3 марта.
  21. Историко-краеведческий музей Таджикской ССР. Путеводитель по залам. Сталинабад, 1958.
  22. Е.И. Потенциальное музейное наследие и проблемы его изучения в деятельности музеев, 2004.
  23. М.Е., Коссова И. М., Сундиева A.A. Музейное дело России, М., 2003.
  24. А.Н. Центральный музей Таджикской ССР.//журнал Советская этнография. — 1936,-№ 8.
  25. А. Исфаринский музей//Ленинабадская правда. 1972, 1 декабря.
  26. Календарь знаменательных дат Таджикской ССР. Душанбе, 1965.
  27. . Хикояти хуччатвьои экспонатхои нав бахшида ба съезди II -РСДРП дар толорхои музеи таърихи кишваршиносии ба номи Рудаки //Маданияти Точикистон. 1983, 23 август.
  28. В. О музее и музейной работе.//Коммунист Таджикистана. -1934.-8 апр.
  29. .В. Из опыта историко-краеведческой работы в Средней Азии. — Казахстан //История СССР, 1968. -№ 5.
  30. К.И. Музей в Таджикистане. Журнал Советский музей, 1934. № 4.
  31. К. Музей? далекий от жизни. Ленинабадский историко-краеведческий музей. К 35-летию со дня организации.
  32. С. Замечательный музей//Ленинабадская правда. 1958, 17 ноября.
  33. Р.Ф. Роль музейного комплекса в формировании «человека культуры», 2004.
  34. A.M. Таджикистану нужен музей//Коммунист Таджикистана, 1931, 11 марта.
  35. Музей должен быть создан//Коммунист Таджикистана. — 1931. 23 февр.
  36. С. Ходжа антика основатель музея//Ленинабадская правда. 1966, 13 ноября.
  37. В. Музей в военкомате. О музее боевой славы//газ. Вечерний Душанбе, 1983.
  38. H.H. В музее после реконструкции. Ленинабадский историко-краеведческий музей//Коммунист Таджикистана. 1959, 4 апреля.
  39. H.H. Ленинабадский историко-краеведческий музей//Ленинабадская правда. 1959, 20 мая.
  40. H.H., К.Чдмолов. Осорхои маданияти модции Панчдкенти к-адим.//Маориф ва маданият. 1959, 29 декабр.
  41. H.H. Санъати Панчакенти кадима. //Шарки Сурх. 1960, №
  42. М. Новые стенды в краеведческом музее//Ленинабадская правда. 1961, 9 сентября.
  43. Ш. Подарок областному музею г. Ленинабада Ленинабадская правда, 1961, 27 мая.
  44. . Наш музей. О создании Кулябского областного историко-краеведческого музея//Кулябская правда. 1976, 10 февраля.
  45. Е. В историко-краеведческом музее ГБАО//Коммунист Таджикистана, 1961, 24 февраля.
  46. М. О краеведческом музее. Ленинабадская правда. 1948, 9 апреля.
  47. Первый колхозный музей в колхозе им. Ленина Пролетарского района//Ленинабадская правда. 1961,25 февраля.
  48. Т.П. Актуальные проблемы отношения, содержания и формы музейной экспозиции. — М., 1938.
  49. А., Широкова З. А. Музей археологии и этнографии.
  50. У. О состоянии музейного дела в Таджикистане //Журнал Советская культура. 1988.
  51. В. Экспонаты пионерского музея Гиссара//Комсомолец Таджикистана. 1968, 24 апреля.
  52. . О Ленинабадском историко-краеведческом музее//Коммунист Таджикистана. 1953, 16 июня.
  53. А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.
  54. E.H. Становление и развитие советских историко-революционных музеев. Музей революции и музей Красной Армии 1917-конца 1920-х гг. -М., 1987.
  55. А., Яблокова М. Музей народного образования в Таджикистане. Народное образование Душанбе, 1971.
  56. Рахнамои Музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод. Маориф ва Маданият. 1961, 2 декабр.
  57. А. Саргузашти як осорхона (дар бораи осорхонаи таърихи кишваршиносии ба номи устод Рудак дар Панчдкент //Чархи гардун, 1998, 18 сентябр.
  58. Республиканский историко-краеведческий музей Сталинабада. Краткий путеводитель по залам Сталинабада 1951.
  59. К. О работе Ленинабадского историко-краеведческого музея/ЛСоммунист Таджикистана. 1952,31 января.
  60. П.Т. Керамическая коллекция Ура-Тюбинского историко-краеведческого музея. Материалы по археологии, истории Таджикистана. Душанбе, 1977.
  61. Л.В. Время и необходимость в истории, М., 1994.
  62. Статистические данные по музеям Таджикской ССР. //Культурное строительство СССР. М. 1940.
  63. ., Маняхина Л. Становление музейного дела в Таджикистане. Журнал Искусство, 1983.
  64. А.Н. Таджикистан 1000 экспонатов в Центральном музее революции СССР//Коммунист Таджикистана. 1973, 6 октября.
  65. В. Муляж легенды (филиал объединенного республиканского музея в Кулябе) //Комсомолец Таджикистана. 1970, 18 марта.
  66. В. Исторический музей г.Ура-тюбе//Комсомолец Таджикистана. 1967, 16 июня.
  67. Т. Становление музея. К 40-летию создание Центрального музея в Ходженте//Ленинабадская правда. 1971, 22 июня.
  68. Л. Музей, оторвавшийся от жизни//Красный Бадахшан. 1953, 6 октября.
  69. СайдалиеваХ. Музей колхоза//Кулябская правда. 1985, 11 января
  70. М. О музеях боевой славы в республике. Во имя Родины, Душанбе, 1969.
  71. С. Краеведческий музей национальной республики и области. Журнал Советский музей. 1935.
  72. Х.М. Музейное дело в России в 1907—1936 годы, М., 2001.
  73. Н. Музейное строительство и революция //Наука и искусство, -1926.-№ 1.
  74. А. Тема дружба народов в музейной экспозиции. В книге Музейное дело в СССР.
  75. А. Таасуроти рангин. Музеи республикавии таърихи-кишваршиносии ба номи устод Рудаки ш. Панчакент//Комсомолии Точикистон. 1980, 6 июн.
  76. Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.
  77. В. Кружок краеведения в музее//Коммунист Таджикистана 1935, 5ноября.
  78. В. Отправимся в путешествие//Сталинская молодежь. 1946, 25 апреля.
  79. Республиканский музей академика Б. Гафурова, текущий архив.
  80. Республиканский музей музыкальной культуры им. 3. Шахиди, текущий архив.
  81. Археологический музей г. Ходжента, текущий архив.
  82. Историко-краеведческий музей г. Истаравшана, текущий архив. Ю. Научно-культурный музей г. Истаравшана, текущий архив.
  83. Геологический музей Республики Таджикистан, текущий архив.
  84. Исторический музей г. Рогуна, текущий архив.
  85. Республиканский музей Дангаринского района, текущий архив.
  86. Музей музыкальных искусств Г. Завкибекова, текущий архив. 15. Этнографический музей Таджикистана, текущий архив.
  87. Музей боевой славы, текущий архив.
Заполнить форму текущей работой