Формирование и развитие музейного дела в Таджикистане
Источниковедческая база диссертации базируется на законодательных актах, служащих правовой основой для музейной деятельности и отражающих общественно-государственный уровень осознания ценности исторических памятников, необходимости их сохранения и возможностей использования. При исследовании широко использованы также документальные источники, и архивные материалы. В качестве документального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Формирование и развитие историко-краеведческих музеев в Таджикистане
- 1. 1. Создание Худжандского историко-краеведческого музея
- 1. 2. Образование и деятельность Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода
- 1. 3. Становление и развитие областных и районных историко-краеведческих музеев
- ГЛАВА 2. Образование музеев-заповедников в республике
- 2. 1. Саразм — один из центров возникновения и развития арийской цивилизации
- 2. 2. Деятельность музея-заповедника Хульбук
- 2. 3. Музей-заповедник Гиссара
- ГЛАВА 3. Развитие сети отраслевых музеев в Таджикистане
- 3. 1. Национальный музей древностей Таджикистана
- 3. 2. Этнографический музей
- 3. 3. Развитие других отраслевых музеев Таджикистана
- ГЛАВА 4. Становление и деятельность Домов-музеев Таджикистана
- 4. 1. Музей С. Айни
- 4. 2. Республиканский музей академика Б. Гафурова
- 4. 3. Музей А. Лахути
- 4. 4. Музей М. Турсун-заде
- 4. 5. Музей М. Рахими
Формирование и развитие музейного дела в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования опыта создания и функционирования развития музеев обусловлена осознанием гражданским обществом особой их роли в сохранении исторической памяти каждого народа, его материальных художественных ценностей народов, их роли в воспитании чувств патриотизма и любви к своей Родине.
В Республике Таджикистан обретшей в начале 90-х годов прошлого столетия государственную независимость отношение к материальным памятникам, отражающим исторический облик страны, стало актуальной проблемой и оформилось в понятие культурного наследия. Это нашло отражение в политике руководства и законодательных актах государства, в работах ученых-историков и обществоведов.
Особая значимость музея, определенная в начале XXI века, связана с эпохой гуманитаризации человечества, осознанием общечеловеческой ответственности за судьбу Земли, осмыслением пройденного цивилизованного пути и утверждением идей коммуникации в цепи сменяющихся поколений как одного народа, так и между разными народами с неповторимой спецификой их этнических культур.
Современная трактовка культурологического смысла музея по-новому представляет его важнейшие аспекты — ответственность за сохранение и популяризацию культурного наследия, возможность отражения истории музейными средствами, взаимоотношение музееведения с профильными науками. Исследования последних лет все больше убеждают в необходимости сочетать разработку общей музейной деятельности с изучением становления и функционирования музея в конкретной исторической, социальной и культурной среде.
Теория и практика музейного дела дают на современном этапе ответ на многие вопросы, связанные с пониманием места и роли музея в современном мире. Выявляется уникальность музея как социального института, обеспечивающего преемственность поколений и превращающего документы истории, образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образцового воздействия. Именно это обусловливает особую роль музея в воспитании и формировании исторического сознания, чувств патриотизма, любви к своей Отчине и сопричастности к мировому и региональному наследию, а также передаче национальных культурных традиций от одного поколения к другому.
В пользу актуальности и важности настоящего диссертационного исследования говорит и тот факт, что процесс становления и развития музейного дела Таджикистана до настоящего времени не был изучен, проанализирован и обобщен.
Своевременность такого исследования заключается также в необходимости переоценки всех направлений музейной деятельности в стране, а также определения перспектив развития музейной сети, направленных не на увеличение количества её объектов, а на достойное содержание и повышение роли имеющихся учреждений.
При этом проблема сохранения памятников истории и культуры Республики Таджикистане сегодня приобретает масштабность как в рамках страны и центрально-азиатского региона, так и планеты в целом.
Начиная с 1990;х годов, в связи с коренными изменениями в социально-политической жизни республики, шел процесс формирования основ нового законодательства Таджикистана. Были приняты важнейшие акты, направленные и на создание правовой базы для сохранения и развития отечественной культуры. Так, в принятом 13 декабря 1997 года за № 516 Законе Республики Таджикистан «О культуре», во второй его статье, отмечается, что он регулирует культурную деятельность в области музейного дела и коллекционирования памятников истории и культуры. В последние годы были приняты также Законы Республики Таджикистан «О музеях и музейных фондах» (8 февраля 2004 года) и «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» (3 марта 2006 года), ряд других актов, которые дали возможность совершенствованию работы музеев в Таджикистане в настоящее время. Ещё одним немаловажным моментом стала инициатива главы государства Эмомали Рахмона о строительстве нового здания Национального музея страны, которое завершится к юбилейной дате — 20-летию независимости Таджикистана.
Всё это наглядное свидетельство важнейшего значения исторических, культурных ценностей страны для государства на новом этапе его развития.
Анализ становления, деятельности и роли сети музейных учреждений в республике позволяет рассмотреть этот процесс в историческом плане, определить их место и роль, диалог с властью, а также перспективы развития. Музеи накопили значительный опыт в своей деятельности, который может быть использован в формировании новой национальной идеологии и в совершенствовании музейной практики. Этот вопрос до настоящего времени мало привлекал учёных, нет комплексных, обобщающих исследований по истории и деятельности музеев Таджикистана, что свидетельствует о необходимости анализа имеющейся проблемы.
Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством опубликованных по исследуемой теме научных и научно-популярных статей, в сборниках, научных трудов в общественно-политических, отраслевых журналах, а также материалов в справочниках и путеводителях, выпущенных в Таджикистане в светское время. Однако эта тема нашла широкое отражение в советской историографии.
Начиная с 70-х годов, в исторической науке СССР особое значение стали приобретать вопросы музейного строительства в национальных республиках. Из числа появившихся работ можно выделить исследования Н. С. Садыковой «Музейное дело в Узбекистане"1, Ю. Омельченко «Музейное строительство в Татарской АССР (1917;1967гг.)"2,.
Музейная деятельность в Таджикистане привлекает внимание еще с 30-х годов XX века, что было связано с активизацией её деятельности в республике. В это время появляются первые статьи3 в периодической печати республики. В последующие годы в Таджикистане деятельность музеев освещалась, в основном, в газетных статьях4 и путеводителях5 музеев.
Особое место среди опубликованной литературы занимают материалы «Сообщения республиканского историко-краеведческого музея, выпуски которых были посвящены вопросам истории, археологии, этнографии Таджикистана, а также материалы «Известии Ленинабадского межрайонного историко-краеведческого музея, посвященные различным проблемам работы музеев. Эти серии издания выходили в 50-е — 80-е годы XX века и они дают целостную картину развития музейного дела в Таджикистане. О важности и необходимости изучения истории музеев.
1 Садыкова Н. С. Музейное дело в Узбекистане. — Ташкент, 1975.
2.0мельченко Ю. Исория музейного строительства в Татарской АССР (1917;1967гг).Автореф.дисс.канд.ист. наук.-Казан, 1970.-22с.
3Львов К. И. Музей в Таджикистане //Советский музей, 1934, № 4- Кондауров А. Н. Центральный музей Таджикской ССР //Советская этнография. — 1936, — № 8- Толстов С. Краеведческий музей национальной республики и области //Советский музей, 1935 и др.
Бурханова 3. В музее истории краеведения и изобразительных искусств //Коммунист Таджикистана. — 1964. — 19 февр.- Глинский С. Таджикистан должен иметь образцовый музей //Коммунист Таджикистана. — 1934.
4 окт.- Латыш В. О музее и музейной работе //Коммунист Таджикистана. — 1934. — 8 апр.- Марофиев С. Музеи таърихи-кишваршиносии вилояти Ленинобод //Маориф ва маданият. -1960. — 3 сент.- Сметанюк А. Н. Таджикистан: 1000 экспонатов в Центральном музее революции СССР //Коммунист Таджикистана. — 1973. -6 окт.- Котенко А. Исфаринский музей //Ленинабадская правда. — 1972. — 1 дек.- Подвислова В. Экспонаты пионерского музея Гиссара //Комсомолец Таджикистана. — 1968. — 24 апр.- Ашурмамадов Е. Махзани таърихи Помир //Бадахшони Совета. -1979. -25 февр.- Макиевский В. Музей в военкомате. О музее боевой славы //Вечерний Душанбе, 1983; Комилова Б. Хикояти хуччатхои экспонатхои нав бахшида ба съезди IIРСДРП дар толорхои музеи таърихи кишваршиносии ба номи Рудаки //Маданияти Точиикистон. — 1983. — 23 авг.- Набиев М. Дар музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод //Маориф ва маданият. — 1963. -9 февр.- и др.
5Музей изобразительных искусств. Путеводитель. — Душанбе: Ирфон, 1981; Рахнамои Музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод //Маориф ва Маданият. — 1961. — 2 дек.- Республиканский историко-краеведческий музей Сталинабада. Краткий путеводитель по залам. — Сталинабад. — 1951 и др. республики говорилось в историографических работах академика Р. Масова1.
Краткая информация о создании первых музеев республики в 30-е годы прошлого века представлена в пятом томе «Истории таджикского народа"2. Некоторые аспекты исследуемой проблемы излагались в трудах по истории культуры Таджикистана. В них даются сообщения о создании первых музеев в Душанбе и Худжанде, о роли ученых в сборе для них экспонатов. Имеются материалы музееведа О. Мусоева в Таджикской Советской Энциклопедии и других журналах о деятельности республиканского историко-краеведческого музея им. Бехзода4.
Особое место занимают публикации периода независимости Таджикистана, когда шире ставятся проблемы развития музеев5, констатируются, в основном, недостатки в их работе и оснащении, уделяется внимание подготовке кадров, работников музейных учреждений.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на наличие отдельных материалов по исследуемой проблеме, до сих пор по проблеме становления и развития сети музеев в Таджикистане работ обобщающего.
Масов P.M. Историография Советского Таджикистана. — Душанбе: Дониш, 1978; Он же. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане / Отв. ред. Н.П.Пак- / АН ТаджССР. Ин-т истории им. А.Дониша. — Душанбе: Дониш, 1988 и др
2 История Таджикского народа .- Т. 5. — Душанбе, 2004.
3Шукуров M.P. История культурной жизни Советского Таджикистана. — Ч. 1. — Душанбе, 1970; Он же. Очерки таърихии ташаккули маданияти социалистии тоник. — Душанбе, 1969; Он же. Револгацияи мадани дар Точикистон. — Сталинобод, 1957. Масов P.M., Абулхаев P.A. Чароги маърифат. — Душанбе: Ирфон, 1985.
4Мусоев О. Музеи таърихи-кишваршиноси ва санъати тасвирии ба номи К. Бехзод //Энциклопедияи Советии точик. -Ч,. 4. — 1983. — С. 1579- Он же. Оинаи таърих. Ёдгорихои маданияту таърихи Точикистон //Садои Шарк. — 1985. № 9. — С. 39−43. Он же. Манбаи аёния дар бораи толорхои намоишии Осорхонаи муттахидаи таърихи-кишваршиноси ва санъати тасвирии ба номи К. Бехзод //Мактаби Совети. — № 9. — 1986. -С. 56.
5Нуьмонова Г. Накши осорхонаи миллии ба номи Бехзод дар хифзи арзишхои фархангй //Ахбори Осорхонаи миллим Чумхурии Точикистон ба номи К. Бехзод. — 2004. — 5. — С. 8−10- Шарипов А. Осорхонахо ва осорхонашиносии Точикистон //Ахбори Осорхонаи миллии Ч, умхурии Точикистон ба номи К. Бехзод. -2004. — 5. — С. 13−18- Он же. Перспективы и приоритеты развития музейного дела в Таджикистане //Сообщении Национального музея Республики Таджикистан им. К. Бехзода. — 2008. — № 7. — С. 76−79 и др. характера нет. Слабо изучены вопросы пополнения экспонатами музеев, материально-технического и кадрового обеспечения этих учреждений. Недостаточно внимания было уделено вопросам обучения развития творческого потенциала музейных коллективов.
Цель и задачи исследования
Состояние изученности проблемы, её научная значимость и актуальность обусловили цели данного исследования — изучение и обобщение опыта развития музейного дела в Таджикистане, что призвано способствовать углублению исторических знаний в этой сфере и их практической значимости. Из этого проистекают основные исследовательские задачи:
— освещение процесса становления и развития историко-краеведческих музеев в республике;
— отражение процесса развития отраслевых музеев в стране;
— выявление условий становления и развития Домов — музеев;
— анализ условий функционирования, форм и действенности результатов общественно значимой работы музеев — собирательско-комплектационной, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительной, научно-образовательной;
— определение факторов творческого развития музеев, как главного их условия высокого социального статуса;
— определение места, роли и значения музеев в развитии образования, науки, культуры и воспитании нового поколения в обществе.
Объектом исследования является музейное дело, как отрасль культуры, система деятельности государственных органов, музейных учреждений, направленное на оптимизацию управления музейной сетью, укрепление её материально-технической и кадровой базы, совершенствование работы по всем направлениям.
Предмет исследования — процесс становления и развития музеев в Таджикистане в период с 30-х годов XX века по настоящее время, т. е. весь период развития отечественного музееведения.
Методологическую основу работы составили принципы научной объективности, историзма и многофакторности. Исследовательскими подходами стали формационный, цивилизационный и модернизационный методы исследования.
Источниковедческая база диссертации базируется на законодательных актах, служащих правовой основой для музейной деятельности и отражающих общественно-государственный уровень осознания ценности исторических памятников, необходимости их сохранения и возможностей использования. При исследовании широко использованы также документальные источники, и архивные материалы. В качестве документального источника использован сборник «Охрана историко-культурного наследия (Свод нормативно-правовых актов Республики Таджикистан для работников охраны памятников)1, в котором представлены законодательные акты и постановления правительственных органов страны, касающиеся музейного дела. Использованы также ежегодные отчеты Министерства культуры Таджикистана, отчеты музеев и ряд других материалов.2.
Источниковую основу исследования составляют неопубликованные архивные материалы. Они находятся в государственных, музейных и.
Хифзи мероси таърихию фарханги (Санадхои меъёриву хукуки ва дастурамал барои кормандони хифзи ёдгорихо). — Душанбе: Истеъдод, 2009. — 80с.
2Х, исобот дар бораи фаъолияти вазорати фарханги Ч^умхурии Точикистон дар соли 2009 ва самтхои мннбаъдаи пешрафти он дар соли 2010. — Душанбе, 2010 и др. учрежденческих хранилищах. Важный документальный пласт содержится в находящихся в государственных архивах делах, содержащих разноплановые сведения о музеях. В ходе исследования диссертантом были изучены материалы Центрального государственного архива Республики Таджикистан (фонды 461, 1272.), Центрального архива ГБАО (фонд 118), а также архивов музеев республики. В ЦГА РТ имеются материалы только по Национальному музею им. К. Бехзода, по другим музеям в данном архиве материалов нет. Богатые сведения содержатся в текущем архиве Национального музея им. Бехзода, которые впервые в настоящей работе вводятся в научный оборот. В процессе исследования диссертантом проанализированы материалы текущих архивов Министерства культуры республики, отраслевых музеев и Домовмузеев (отчеты, сообщения, записи посетителей в Книгах отзывов и т. д.).
До сих пор материалы государственных архивов по музейному делу недостаточно изучены. В историко-музейных исследованиях значительная их часть использовалась ограниченно или не использовалась вовсе. Диссертантом впервые введены в научный оборот документыцентров художественного профиля, отчёты по финансированию и финансово-хозяйственной деятельности, кадровой политике.
Документы государственных архивов образуют общемузейную часть репрезентативных источников. Другая её часть — научные и текущие архивы музеев. Научные архивы явились предметом специального изучения. Среди разнообразнейших по составу и содержанию «дел» можно выделить, как важные для данного исследования, рукописные истории музеев, подготовленные организаторами, участниками или очевидцами описываемых событий.
Интереснейшим материалом для изучения явилась документация государственных и негосударственных музеев — книги поступлений, отзывов, паспорта и многое другое.
Периодика, в том числе областная и районная, имела большое значение для воссоздания истории музейного дела. Кроме фактов, в том числе незафиксированных в архивных документах, периодическая печать представила исследователю возможность ощутить тот социально-духовный климат, меняющийся во времени и не всегда воспроизводимый выхолощенным и стандартизированным делопроизводством.
К немаловажным видам источников можно отнести статистические сборники. Это наглядное подтверждение процессов спада или подъёма в музейном развитии, даже с учётом усреднённости или приблизительности показателей. Однако последние дают возможность проследить изменения только в государственной музейной сети.
Отдельную группу образуют справочно-энциклопедические издания, которые условно можно подразделить на посвящённые исключительно государственным музеям, негосударственным, а также тем и другим. Издания различаются по объёму и характеру информации. Наиболее полные сведения содержатся в местных сборниках, подготовленных музееведами и историками.
Диссертанту довелось побеседовать со многими музейными работниками, что позволило узнать подробности, восполняющие или дополняющие целостную картину музейно-культурной жизни.
Научная новизна данного исследования состоит в комплексном изучении, анализе и обобщении процесса развития музейного дела в Таджикистане на основе широкого круга источников, большая часть из которых введена в научный оборот впервые.
Практическая значимость заключена в возможности использования материалов, положений, выводов при написании обобщающих трудов по истории культуры Таджикистана, разработке спецкурсов и спецсеминаров, в практической историко-краеведческой и музейной работе.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы были представлены на региональных научно-практических конференциях, в вузовских сборниках, в научном журнале «Вестник ТНУ», в статьях, в печати. Диссертация обсуждена и рекомендована к публичной защите на заседании отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан 18 января 2011 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Развития музейного дела Таджикистана имеет 70 летнюю историю. Но за этот короткий срок оно сделало огромный скачок. Первый музей республики появился в 1931 г., то сегодня вся республика охвачена сетью таких учреждений различного направления и назначения — от историко-краеведческих до отраслевых и домов-музеев, музеев-заповедников, что свидетельствует о важности их для республики и всего народа.
До Октябрьской революции на территории нынешнего Таджикистана практически не существовало ни одного музея. Богатое в прошлом культурное наследие таджикского народа, к которому относятся замечательные произведения искусства, памятники отечественной, материалы культуры и быта никем не собирались, не изучались и не выставлялись. Только после установления Советской власти в Таджикистане были созданы условия, обеспечившие охрану и изучение памятников старины. Советское государство превратило музеи во всенародное достояние, приняв меры сохранности исторических памятников, художественных и научных ценностей.
В связи с этим диссертант на основе исторического анализа стремился осветить деятельность республиканских и других музеев, их роль в воспитании молодого поколения в духе патриотизма и любви к родине.
В отечественной историографии имеется определенное количество публикаций, в которых так или иначе отражены деятельность отдельных музеев Таджикистана. Однако история становления и развития музеев республики в комплексном плане оказалась наименее изученной в научной литературе. Поэтому перед диссертантом стояла задача создания обобщающей работы, в которой был бы осуществлен анализ аспектов деятельности музейных учреждений в обеспечении сохранности и пропаганде историко-культурного наследия.
Проведенное исследование показало, что благодаря заботе Советской власти в Таджикистане была создана сеть историко-краеведческих музеев республиканского, областного и районного масштабов, которые сыграли значительную роль в деле воспитания населения в духе патриотизма, любви к Родине, расширения его мировоззрения. В рассматриваемый в диссертации период музеи собрали большое количество экспонатов по истории и культуре таджикского народа, и тем самым спасли их от уничтожения. Историко-краеведческие музеи за время своего существования прошли путь модернизации и сегодня успешно действуют в стране. В годы независимости Таджикистана, созданные ранее музеи служат делу пропаганды его достижений, создания новой национальной идеологии.
Одной из черт современного глобального мира является его изменчивость, высокая подвижность и музеи стремятся постоянно реагировать на эту изменяющуюся динамику жизни. Отвечая выставками, акциями, изданиями на острую проблему современного мира, музеи предлагают его историческую перспективу, помогают глубоко осмыслить прошлое ради развития и прогресса будущего.
Исследование свидетельствует также, что в последние десятилетия в Таджикистане стали развиваться музеи-заповедники, которые призваны сохранять историческое наследие таджикского народа, изучать его и популяризовать. Музеи-заповедники Саразм, который вошел во всемирный список исторических памятников ЮНЕСКО, и Хульбук сегодня являются гордостью таджикского народа. Инфраструктура этих заповедников позволяет не только сохранять и изучать историческое прошлое народа, но и способствовать его познанию, а также в определенной степени развитию туризма в Таджикистане.
Важным направлением музейного дела в Таджикистане явилось становление сети отраслевых музеев. В последние годы не только государство, но и отдельные организации стремятся иметь свой музей, запечатлеть достижения в своей сфере. За годы советской власти и период независимости в республике появился ряд отраслевых музеев, которые стали сохранять и демонстрировать достижения отдельных отраслей народного хозяйства страны. Сегодня в республике имеются музеи геологии, народного образования, музыкального искусства, боевой славы, археологии и этнографии и другие, которые служат делу сохранения исторического наследия, широкому показу достижений отдельных отраслей.
Особое место занимают дома-музеи, призванные собирать и популяризовать наследие лучших представителей нации. Они играют огромную роль в деле воспитания молодого поколения, улучшению нравственного облика общества.
В целом, исследование показало, что музеи, на современном этапе в условиях независимости Таджикистана, играют огромную роль в формировании новой национальной идеологии и укреплении национальной безопасности, в расширении мировоззрения нового поколения.
Прослеживая путь формирования и развития музейного дела в Таджикистане, диссертант убедился, что для более успешного его развития в дальнейшем необходимо:
— увеличивать государственное финансирование музеев;
— оснащать музеи современными технологиями;
— готовить профессиональных музееведов;
— расширять диапазон сотрудничества музеев республики с музеями других странналадить постоянный выпуск единого бюллетеня музеев Таджикистана;
— создать единую базу музеев республики и их делопроизводства;
— осуществить издание единого Государственного каталога экспонатов музеев Таджикистана;
— систематически вести сбор экспонатов у населения и обеспечение их сохранности;
— осуществлять поиск новых форм обслуживания и привлечения большего числа посетителей;
— проводить организацию профессиональных выставок, лекций и сотрудничества с высшими и средними образовательными учреждениями в республике.
Эти и другие меры могут способствовать дальнейшему развитию музейного дела в Таджикистане, подъему его на новый, более высокий уровень.
Список литературы
- Аскарбеков Б. Музеи таърихи кишваршиносй дар ш.
- Хоруг//Бадахшони Совета, 1966, 27 апрел.
- Асоев Р. Музей дар солхои чашн//Рохи Ленин. 1987, 22 декабр.
- Алексеев А. Панорама столетия историко-краеведческого музея Ленинабада.
- Ашуров А. В историко-краеведческом музее //Ленинабадская правда. 1964, 4 апреля.
- Бозорбоев М., Виленская Р. Музей Юлдош-командира//Коммунист Таджикистана. 1975, 4 сентября.
- Бобоев X. Сохранить ценнейший исторический памятник/здание Ленинабадского историко-краеведческого музея //Коммунист Таджикистана. 1955, 3 апреля.
- Бурлаков М. Музей в Ленинабаде // газета Стахановец. 1932, 16 мая.
- Беназунде М. В государственном таджикском музее.//Коммунист Таджикистана. 1937. — 25 июня.
- Бурхонова 3. В музее Истории краеведения и изобразительных искусств/ЯСоммунист Таджикистана. 1964. — 19 фев.
- Боймродов Н. Оид ба ташкилшавии музей ба номи Рудакй//Точикистони Советы, 1982, 16 июн.
- БоймуродовН. Оинаи асрх, о//Точикистони Совета. 1974, 18 декабр.
- Глинский С. Таджикистан должен иметь образцовый музей //Коммунист Таджикистана. 1934. — 4 окт.
- Гулыга A.B. Эстетика истории, М., 1994.
- Гужаловский A.A. История музеев Белоруссии второй половины XVIII -начала XX в. -М., 1991.
- Давидович Е.А. Нумизматическая коллекция Ленинабадского краеведческого музея. Известия отделения общественных наук АН Таджикской ССР, вып. 2, 1952.
- Додоходжаев Ф. Новые документы музея о Ленинабадском межрайонном музее//Коммунист Таджикистана. 1968, 9 августа.
- Джалол-заде. Музей Сталинграда в кишлаке Сойча Ходжентского района. Ленинабадская правда, 1987.
- Елькина Л. На историю можно взглянуть. Памирские истории. Краеведческий музей//Бадахшони Совети.1982, 2 сентября.
- Журнал Советская культура, 1974, 3 марта.
- Историко-краеведческий музей Таджикской ССР. Путеводитель по залам. Сталинабад, 1958.
- Карташева Е.И. Потенциальное музейное наследие и проблемы его изучения в деятельности музеев, 2004.
- Каулен М.Е., Коссова И. М., Сундиева A.A. Музейное дело России, М., 2003.
- Кондауров А.Н. Центральный музей Таджикской ССР.//журнал Советская этнография. — 1936,-№ 8.
- Котенко А. Исфаринский музей//Ленинабадская правда. 1972, 1 декабря.
- Календарь знаменательных дат Таджикской ССР. Душанбе, 1965.
- Комилова Б. Хикояти хуччатвьои экспонатхои нав бахшида ба съезди II -РСДРП дар толорхои музеи таърихи кишваршиносии ба номи Рудаки //Маданияти Точикистон. 1983, 23 август.
- Латыш В. О музее и музейной работе.//Коммунист Таджикистана. -1934.-8 апр.
- Лунин Б.В. Из опыта историко-краеведческой работы в Средней Азии. — Казахстан //История СССР, 1968. -№ 5.
- Львов К.И. Музей в Таджикистане. Журнал Советский музей, 1934. № 4.
- Левин К. Музей? далекий от жизни. Ленинабадский историко-краеведческий музей. К 35-летию со дня организации.
- Львов С. Замечательный музей//Ленинабадская правда. 1958, 17 ноября.
- Мухаметшина Р.Ф. Роль музейного комплекса в формировании «человека культуры», 2004.
- Миронов A.M. Таджикистану нужен музей//Коммунист Таджикистана, 1931, 11 марта.
- Музей должен быть создан//Коммунист Таджикистана. — 1931. 23 февр.
- Марофиев С. Ходжа антика основатель музея//Ленинабадская правда. 1966, 13 ноября.
- Макиевский В. Музей в военкомате. О музее боевой славы//газ. Вечерний Душанбе, 1983.
- Негматов H.H. В музее после реконструкции. Ленинабадский историко-краеведческий музей//Коммунист Таджикистана. 1959, 4 апреля.
- Негматов H.H. Ленинабадский историко-краеведческий музей//Ленинабадская правда. 1959, 20 мая.
- Неъматов H.H., К.Чдмолов. Осорхои маданияти модции Панчдкенти к-адим.//Маориф ва маданият. 1959, 29 декабр.
- Неъматов H.H. Санъати Панчакенти кадима. //Шарки Сурх. 1960, №
- Набиев М. Новые стенды в краеведческом музее//Ленинабадская правда. 1961, 9 сентября.
- Олимов Ш. Подарок областному музею г. Ленинабада Ленинабадская правда, 1961, 27 мая.
- Нуралиев Б. Наш музей. О создании Кулябского областного историко-краеведческого музея//Кулябская правда. 1976, 10 февраля.
- Озерова Е. В историко-краеведческом музее ГБАО//Коммунист Таджикистана, 1961, 24 февраля.
- Павлов М. О краеведческом музее. Ленинабадская правда. 1948, 9 апреля.
- Первый колхозный музей в колхозе им. Ленина Пролетарского района//Ленинабадская правда. 1961,25 февраля.
- Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения, содержания и формы музейной экспозиции. — М., 1938.
- Писарчик А., Широкова З. А. Музей археологии и этнографии.
- Пулатов У. О состоянии музейного дела в Таджикистане //Журнал Советская культура. 1988.
- Подвислова В. Экспонаты пионерского музея Гиссара//Комсомолец Таджикистана. 1968, 24 апреля.
- Пчелинцев Б. О Ленинабадском историко-краеведческом музее//Коммунист Таджикистана. 1953, 16 июня.
- Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.
- Рафиенко E.H. Становление и развитие советских историко-революционных музеев. Музей революции и музей Красной Армии 1917-конца 1920-х гг. -М., 1987.
- Рахимзода А., Яблокова М. Музей народного образования в Таджикистане. Народное образование Душанбе, 1971.
- Рахнамои Музеи таърихи-кишваршиносии ш. Ленинобод. Маориф ва Маданият. 1961, 2 декабр.
- Робеъзода А. Саргузашти як осорхона (дар бораи осорхонаи таърихи кишваршиносии ба номи устод Рудак дар Панчдкент //Чархи гардун, 1998, 18 сентябр.
- Республиканский историко-краеведческий музей Сталинабада. Краткий путеводитель по залам Сталинабада 1951.
- Рудо К. О работе Ленинабадского историко-краеведческого музея/ЛСоммунист Таджикистана. 1952,31 января.
- Самойлик П.Т. Керамическая коллекция Ура-Тюбинского историко-краеведческого музея. Материалы по археологии, истории Таджикистана. Душанбе, 1977.
- Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории, М., 1994.
- Статистические данные по музеям Таджикской ССР. //Культурное строительство СССР. М. 1940.
- Ставиский Б., Маняхина Л. Становление музейного дела в Таджикистане. Журнал Искусство, 1983.
- Сметанюк А.Н. Таджикистан 1000 экспонатов в Центральном музее революции СССР//Коммунист Таджикистана. 1973, 6 октября.
- Ситников В. Муляж легенды (филиал объединенного республиканского музея в Кулябе) //Комсомолец Таджикистана. 1970, 18 марта.
- Ситников В. Исторический музей г.Ура-тюбе//Комсомолец Таджикистана. 1967, 16 июня.
- Скорнякова Т. Становление музея. К 40-летию создание Центрального музея в Ходженте//Ленинабадская правда. 1971, 22 июня.
- Семенов Л. Музей, оторвавшийся от жизни//Красный Бадахшан. 1953, 6 октября.
- СайдалиеваХ. Музей колхоза//Кулябская правда. 1985, 11 января
- Тошмухаммадов М. О музеях боевой славы в республике. Во имя Родины, Душанбе, 1969.
- Толстов С. Краеведческий музей национальной республики и области. Журнал Советский музей. 1935.
- Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907—1936 годы, М., 2001.
- Троцкая Н. Музейное строительство и революция //Наука и искусство, -1926.-№ 1.
- Ходжандиев А. Тема дружба народов в музейной экспозиции. В книге Музейное дело в СССР.
- Хамроев А. Таасуроти рангин. Музеи республикавии таърихи-кишваршиносии ба номи устод Рудаки ш. Панчакент//Комсомолии Точикистон. 1980, 6 июн.
- Шляхтина Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.
- Чейлытко В. Кружок краеведения в музее//Коммунист Таджикистана 1935, 5ноября.
- Чейлытко В. Отправимся в путешествие//Сталинская молодежь. 1946, 25 апреля.
- Республиканский музей академика Б. Гафурова, текущий архив.
- Республиканский музей музыкальной культуры им. 3. Шахиди, текущий архив.
- Археологический музей г. Ходжента, текущий архив.
- Историко-краеведческий музей г. Истаравшана, текущий архив. Ю. Научно-культурный музей г. Истаравшана, текущий архив.
- Геологический музей Республики Таджикистан, текущий архив.
- Исторический музей г. Рогуна, текущий архив.
- Республиканский музей Дангаринского района, текущий архив.
- Музей музыкальных искусств Г. Завкибекова, текущий архив. 15. Этнографический музей Таджикистана, текущий архив.
- Музей боевой славы, текущий архив.